Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха
В ходе проделанной работы была достигнута цель исследования: изучение особенностей морального сознания отраженных в моральных представлениях представителей этноса саха. Решение поставленных задач предполагало описание моральных представлений в культуре этноса саха, выявление отношения к моральным принципам, установление взаимосвязи выделенных категорий моральных принципов с ценностями, описание… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Моральные представления как объект изучения социальной психологии
- 1. 1. Исследование моральных представлений в отечественной социальной психологии
- 1. 2. Феноменология моральных представлений. зарубежной и
- 1. 3. Возрастные, тендерные и этнические аспекты моральных представлений
- 1. 4. Моральные представления в культуре этносаха
- Глава II. Эмпирическое исследование моральных представлений этноса
- 2. 1. Программа исследования моральных представлений
- 2. 2. Характеристика выборки исследования
- 2. 3. Методы исследования моральных представлений
- Глава III. Моральные представления этноса саха
- 3. 1. Отношение к общечеловеческим моральным принципам, взаимосвязь категорий принциповопределенными ценностями
- 3. 2. Образ «морали», «морального» и «аморального» человека в обыденных представленияхха
- 3. 3. Нормативные модели поведения в ситуациях морального выбора
- 146. с
- 3. 4. Нормы допустимости моральных представлений в ситуации близкие/незнакомые" (на основе оценки якутских фразеологизмов)
Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Исследование морали, морального сознания и моральных представлений является одним из актуальных проблем в современных философско-этических, психологических, педагогических науках. Политические, экономические, идеологические преобразования российского общества последних пятнадцати-двадцати лет повлияли не только на характер социальных отношений, но и на содержание моральных представлений.
Размытость моральных норм и ценностей, отсутствие единых критериев нравственной социализации способствуют повышению агрессии и аутоагрессии, апатии, эгоизма, цинизма, нигилизма, потребительского отношения к жизни. Утрата нравственных идеалов как духовных опор личности и общества в целом ведет не только к исчезновению традиционных ценностей, выработанных веками, но и к приобретению стихийных ориентиров, обусловленных примитивными потребностями и влечениями, к деградации, криминализации сознания и распространению девиантных форм поведения.
Моральное сознание современных россиян характеризуется сочетанием традиционных и современных представлений. С одной стороны на содержание морального сознания влияют традиционные устои нравственного сознания, а с другой стороны новые ценности.
В работе мы исходили из того, что сущность морального сознания отражают моральные представления. В структуре морального сознания они занимают особое место. Моральные представления — это субъективные житейские образы о правилах и идеалах нравственности, о нормах поведения. Моральные представления — это репрезентации общественной морали в индивидуальной психикесубъективные отражения индивидуальных объективных правил, норм, представлений о должной, хорошем и плохом, добре и зле.
Моральные представления выступают регуляторами человеческой деятельности, сознания и поведения, отражают способы адаптации человека к окружающей среде. В совокупности с нравственными идеалами, нормами, ценностями, принципами, убеждениями моральные представления составляют мировоззрение и менталитет человека.
В зарубежной социальной психологии исследования морального сознания проводились в рамках психоаналитического, бихевиористского, когнитивистского и гуманистических подходов. В рамках когнитивистского подхода наиболее глубоко были рассмотрены вопросы теории морали, морального сознания, морального суждения в работах Ж. Пиаже и JI. Колберга. Большинство работ, связанных с проблемами морали, выполнено в русле данного подхода.
В отечественной социальной психологии моральное сознание изучалось в рамках теории деятельности, культурно-исторической концепции, концепции субъекта деятельности, концепции социального мышления, нравственного развития детей и психосемантического подхода.
Отдельные аспекты морального сознания рассмотрены в русле исследований специфики российского менталитета (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова,. М. И. Воловикова, Jl. JI. Гренкова, O.A. Гулевич, И. А. Джидарьян, И. Г. Дубов, В. В. Знаков, И. А. Колиниченко, В. Ф. Петренко, JI.M. Соснина и др).
Высшие нравственные ценности, принципы и категории морали рассматриваются в работах Е. К. Веселовой, Т. В. Казанцевой, M.JI. Кубышкиной, JLB. Куликова, В. Н. Куницыной, Э. И. Кякинен, К. Муздыбаева, С.К. Нартовой-Бочавер, E.H. Пагнуевой, В. Е. Семенова и др.
Исследование особенностей морального сознания в разных культурах было проведено. Е. В. Афонасенко, З. М. Гаджимурадовой, Н. Д. Елисеевой, A.A. Ивановой, Ц. Лю, О. П. Николаевой, A.A. Хвостовым и др.
Анализ проведенных научных исследований показывает, что особенности моральных представлений в обыденном сознании недостаточно изучены. В частности, недостаточно изучена специфика моральных представлений этнической группы, их особенности в полиэтнической среде, трансформация традиционных нравственных ценностей в современном этнопсихологическом аспекте.
Методологической и теоретической основой исследования являются: культурно-историческая концепция JI.C. Выготского, концепция нравственного развития С. Л. Рубинштейна, социально-психологический подход к анализу социальных явлений (Г.М. Андреева, Д. Майерс, A. JL Свенцицкий). Научные работы зарубежных и отечественных ученых, в которых рассматривались различные аспекты морального сознания, моральных представлений: стадиальная теория нравственного развития JI. Колбергатеория социальных представлений С. Московиси, Д. Жоделеподход к нравственности с точки обособленных доменов Е. Туриелнравственность как проявления заботы и участия К. Гиллиган.
Исследование нравственного развития ребенка (Л.И. Божович, Е. В. Субботский, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон и др.) — теория российского менталитета (К.А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова и др.) — исследования нравственных ценностей и категорий морали (В.Н. Куницына, JI.B. Куликов, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, В. Е. Семенов и др.) — структура и детерминанты морального сознания A.A. Хвостоваисследования в области тендерной психологии (И.С. Клёцина, И. С. Кон и др.) — этноспихологические исследования этноса саха (А.И. Егорова, Н. Д. Елисеева, О. П. Николаева, А. П. Оконешникова и др.).
Целью данной работы является изучение особенностей морального сознания этноса саха, отраженных в моральных представлениях.
Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Описать моральные принципы и ориентиры в мифологических и религиозных представлениях, обычаях и традициях этноса саха;
2. Изучить отношение к моральным принципам и ценностям, установить взаимосвязь выделенных категорий моральных принципов с ценностями;
3. Охарактеризовать понятия «мораль», «моральный человек» и «аморальный человек» и соотнести образы «морального» и «аморального человека» с образом «я»;
4. Исследовать нормативные модели поведения в ситуации морального выбора;
5. Определить нормы допустимости моральных поступков в ситуации «близкие/незнакомые» люди;
6. Выявить особенности моральных представлений этноса саха в возрастных и тендерных группах;
7. Сравнить особенности моральных представлений этноса саха и русских.
Предметом исследования являются моральные представления. Общая гипотеза исследования: моральные представления этноса саха детерминированы культурно-специфическими, тендерными и возрастными факторами.
Данная гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
1. Представления о моральных принципах и ценностях имеют тендерные различия: диапазон приемлемости (допустимости) моральных принципов у мужчин в целом шире, чем у женщин, поскольку мужчины могут руководствоваться разными категориями моральных принципов.
2. Отношение к моральным поступкам изменяется с возрастом: молодежь проявляет более терпимое отношение к аморальным поступкам, то люди зрелого возраста становятся более критичными.
3. Существуют социокультурные различия в моральных представлениях этноса саха и русских: разные личностные качества могут характеризовать образ «морального» и «аморального человека».
В работе были использованы следующие методики исследования: открытый опросник по выявлению понятий «мораль», «моральный человек», «аморальный человек» в обыденном сознании респондентовмодифицированные методики A.A. Хвостова: а) «Моральное сознание», выявляющая отношение к общечеловеческим моральным принципам и ценностямб) «Моральное сознание», выявляющая отношение к моральным дилеммамадаптированная методика В. О. Рукавишникова, JL Халман, П. Эстер по выявлению моральных ориентировметодика А. И. Егоровой, А. П. Макаровой «Оценка моральных поступков, на основе якутских фразеологизмов" — модифицированная методика Т. Лири, по выявлению представлений о себе, о качествах личности присущих аморальному и моральному человекуметодика В. Н. Куницыной «ЦО-36», по выявлению ценностно-мотивационной структуры личности.
При обработке данных использован контент-анализ, метод экспертных оценок, методы математической статистики: угловое преобразование Фишера, методы ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ при помощи пакета SPSS 17.0.
Объект исследования: представители этноса саха, дифференцированные по социально-демографическим признакам (полу и возрасту). Выборку составили две возрастные группы: студенческая и работающая молодежь от 18 до 34 лет и люди зрелого возраста от 35 до 65 лет. Объем выборки саха составил 260 человек. Для проверки третьей гипотезы была выбрана контрольная группа из представителей русской этнической группы в количестве 130 человек. Всего обследовано 390 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключена в том, что исследованы особенности моральных представлений этноса саха в ситуации морального выбора по отношению к «близким» и «незнакомым» людям (в зависимости от включения в ингруппу и аутгруппу) — описано содержание понятий «мораль», образ «морального» и «аморального» человека в обыденном сознании этноса сахаустановлены взаимосвязи выделенных категорий моральных принципов с ценностямивыявлены тендерные и возрастные особенности моральных представленийпроведен сравнительный анализ моральных представлений саха и русской этнической группы.
Изучение этнокультурных представлений о моральных нормах дополняет теоретические основы социализации личности и анализа социального поведения представителей этнических групп. Взаимосвязь моральных представлений с этапами социализации дает возможность учитывать нравственные ориентиры и идеалы возрастных групп. Выявление тендерных различий в моральных ориентирах способствует разработке вопросов тендерной социализации этносов.
Положения, выносимые на защиту: 1. Содержание морального сознания, выраженного в моральных представлениях, имеет разную степень обобщенности. В сознании отдельного субъекта оно может носить противоречивый характер. В зависимости от ситуации индивиды могут руководствоваться разными категориями моральных принципов. В ситуации выбора представители этноса саха более склонны совершать моральные поступки по отношению к близким людям («своим»), а по отношению к незнакомым людям («чужим») данная тенденция не выражена.
2. Тендерные различия по отношению к моральным принципам и ценностям обусловлены традиционными стереотипами о мужских и женских ролях в обществе, женщинам свойственно больше проявлять мораль заботы и участия, а мужчинам мораль справедливости и силы. В целом женщины более критичны в оценке моральных поступков, в то время как мужчины проявляют большую снисходительность к нарушениям моральных норм.
Тендерные различия при оценивании определенных моральных поступков усиливаются с возрастом. В молодежной выборке отношение к морали более снисходительно, к проявлению аморальных поступков молодежь относится более терпимо, в зрелом^ возрасте осуждение аморальных поступков возрастает.
3. Моральные представления этноса саха в большей мере обусловлены возрастными различиями. В образе «морального человека» саха больше подчеркиваются черты личности с лидерскими качествами, склонного к доминированию, тогда как у русских сильнее выражены черты дружелюбного человека. Образ «аморального человека» по представлениям саха менее авторитарен, независим, агрессивен, недоверчив, чем у русских. 4. Степень допустимости моральных поступков в ситуации «близкие/незнакомые» различается в зависимости от пола и возраста. В целом женщины и испытуемые зрелого возраста, в отличие от мужчин и людей молодого возраста, больше склонны совершать моральные поступки как по отношению к своим близким, так и незнакомым людям.
Практическая значимость работы. Выявленные культурно специфические категории оценки моральных представлений необходимы для прогнозирования поведения социальных и демографических участников групп в различных ситуациях. Результаты исследования могут быть использованы в области социальной, этнической, возрастной и тендерной психологии. Эмпирические результаты могут применяться при разработке программ нравственной социализации детей и молодежи и их морального воспитания, в психокоррекционной и профилактической работе психологов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась путем научных публикаций и участия в научных конференциях. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социальной и этнической психологии факультета психологии Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова (Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова) — представлены в докладах на научно-практических конференциях в 2005;2010 гг. Материалы исследования использованы при разработке учебных курсов по социальной психологии, тендерной психологии, психологии массового сознания, психологии межгрупповых отношений, этнической психологии. По теме диссертации опубликовано 10 научных статей, в том числе 2 статьи в изданиях рекомендованных ВАК.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа.
Выводы.
— обнаружены значимые различия в степени допустимости тех или иных моральных поступков по отношению к близким и незнакомым людям. Четкое различение «своих/чужих» наблюдается у людей молодого возраста, как у мужчин, так и у женщин, но сильнее всего выражено у молодых мужчин. Люди зрелого возраста в целом относятся примерно одинаково как к своим близким, так и незнакомым людям, в особенности женщины зрелого возраста;
— больше всего различий «близкие/незнакомые» наблюдается по шкале «моральные поступки" — меньше всего по шкале «противоречивые поступки»;
— оценка моральных поступков в большей степени обусловлена возрастными различиями, что в большей степени характерно в выборке мужчин;
— степень допустимости «аморальных поступков» по отношению к «незнакомым» выше в выборке молодых респондентов, особенно среди молодых мужчин;
— у людей зрелого возраста, степень допустимости «моральных поступков» в отношении аутгруппы и ингруппы выше, чем у молодых испытуемых.
Шкала «аморальные поступки».
— в ситуации «близкие/незнакомые» при оценивании шкалы «аморальные поступки» степень допустимости больше среди молодых мужчин, меньше всего среди женщин и мужчин зрелого возраста;
— наибольшие различия «близкие/незнакомые» наблюдаются в категориях «быть глухим к просьбам окружающих», «испытывать зависть по отношению к другому человеку», «причинения мучения другому человеку»;
— наименьшие различия «близкие/незнакомые» выявлены в категориях: «укорять другого человека», кроме выборки молодых женщин, «заставить другого человека изменить образ жизни», кроме выборки молодых мужчин;
— при оценивании «нейтральных поступков» в ситуации «близкие/незнакомые» не обнаружены значимые различия среди испытуемых зрелого возраста, а наибольшие различия наблюдаются в выборке молодых;
— молодые в отношении аутгруппы больше, чем ингруппы могут допускать доминирующее поведение, что больше всего характерно молодым мужчинам;
— наибольшие различия «близкие/незнакомые» обнаружены в категории «доминирование», соответственно наименьшее в категории «подчинение»;
— значимые различия «близкие/незнакомые» в ситуации «подчинение/конформное поведение» обнаружено в целом выборке женщин и молодых респондентов, где особенно молодые женщины могут проявить неконформное поведение в отношении аутгруппы;
Шкала «Противоречивые поступки».
— при оценивании «противоречивых поступков» в ситуации «близкие/чужие» не выявлены значимые различия в целом выборке респондентов зрелого возраста, в частности у женщин зрелого возраста, и в целом выборке женщин как молодого, так и зрелого возраста;
Шкала «Моральные поступки».
— при оценивании «моральных поступков» меньше всего различий в ситуации «близкие/незнакомые» обнаружено среди респондентов зрелого возраста, в первую в выборке мужчин, затем женщинбольше всего различий «близкие/незнакомые» наблюдается в выборке молодых респондентов, особенно молодых женщин;
— по отношению к «незнакомым» людям, степень допустимости «моральных поступков» выше в целом выборке респондентов зрелого возраста и женщинниже в целом выборке молодых респондентов и мужчин;
— по отношению к «близким» людям, степень допустимости «моральных поступков» выше в целом выборке респондентов зрелого возраста и женщинниже всего в целом выборке мужчин, молодых испутыемых, особенно среди молодых женщин и мужчин;
— наибольшие различия «близкие/незнакомые» обнаружены в категориях: «альтруизм» и «заботливость" — наименьшие различия наблюдаются в категориях «честность» и «ответственность" — гендерные особенности:
— при оценивании фразеологизмов по шкалам гендерные различия сильнее выражены в выборке молодых испытуемых, чем зрелого возраста.
— степень допустимости «аморальных поступков» выше среди мужчин, чем женщин;
— гендерные различия больше выражены в ситуации «незнакомые/незнакомые», меньше в ситуации «близкие/близкие». возрастные особенности:
— оценка моральных поступков в большей степени обусловлена возрастными различиями, что в большей степени характерно в выборке мужчин;
— степень допустимости «аморальных поступков» по отношению к «незнакомым» выше в выборке молодых респондентов и мужчин, особенно среди молодых мужчинв ситуациях «незнакомые/незнакомые», «близкие/близкие» значимые возрастные различия обнаружены в выборке и женщин, и мужчин;
— по отношению к «незнакомым» людям наиболее конформное поведение больше допускают респонденты зрелого возраста, особенно женщиныа неконформное поведение больше свойственно молодым респондентам, особенно молодым женщинама по отношению к «близким» людям высокая степень допустимости поступков «подчинения» больше свойственна молодым респондентам, а низкая степень респондентам зрелого возраста, особенно мужчинам;
— в ситуации «близкие/незнакомые» в степени допустимости «противоречивых поступков» не выявлено значимых различий в выборке женщин, как молодого, так и зрелого возраста;
— у людей зрелого возраста, степень допустимости «моральных поступков» в отношении аутгруппы и ингруппы выше, чем у молодых испытуемых;
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Моральные представления представляют собой субъективные житейские представления о моральных принципах и ценностях, нормах и правилах поведения. Моральные представления объективированы (или в обыденном сознании отражены) в образах «морали», «морального» и «аморального» человека. Моральные представления как особая форма морального сознания имеют разную степень обобщенности и в некоторых случаях могут носить противоречивый характер.
2. Моральные принципы и ориентиры этноса саха в мифологическом сознании формировались под влиянием первобытных верований,. суеверий и характеризовались преобладанием разного рода табу, почитанием природы, промыслового и семейного культа, зависимостью от родо-племенных отношений и т. д. В моральных принципах традиционных саха, с одной стороны, представлены общечеловеческие ценности (уважение старших, гостеприимство, коллективизм, взаимопомощь), а, с другой стороны, бытовали кровнородственные обычаи (кровная месть, выкуп за кровь).
В мифологии народа саха в качестве носителей моральных идеалов выступают герои олонхо, богатыри Айыы, наделенные высокими моральными качествами. Но, вместе с тем, образы героев достаточно противоречивы, так, по отношению к врагам (представителям аут-группы) они мстительны и жестоки. Образы «аморальных» героев ассоциируются с богатырями чудовищами (абаасы), им приписываются различные пороки: грубость, полное отсутствие культурных навыков, хвастовство, высокомерие. Они жестоки, но в то же время незлобливы, быстро покоряются, доверчивы и наивны.
3. Существует взаимосвязь моральных принципов с определенными ценностями. В целом моральные ценности универсальны для представителей всех социальных групп: этнических, тендерных, возрастных. Большинство испытуемых в своей жизни руководствуются принципами, отражающими ценности и нормы гуманности. Диапазон допустимости моральных принципов у молодежи и мужчин шире, что обусловлено возрастными особенностями и существующими тендерными стереотипами.
4. Образы «морального» и «аморального человека» в обыденном сознании саха описываются через «поведенческие характеристики», затем «личностные характеристики» и через «оценочные характеристики». Образ «морального человека» в представлениях саха связан с «альтруизмом», «сотрудничеством» и «авторитарностью». В образе «аморального человека» больше выделяются «недоверчивость, «независимость» и «агрессивность». У испытуемых саха при оценке образа «я» наблюдается тенденция отождествлять свой образ с образом «морального человека», данная тенденция сильнее всего выражена у людей зрелого возраста.
5. Степень допустимости аморальных поступков с возрастом снижается. Наиболее терпимо испытуемые относятся к нарушению норм, касающихся вопросов «личной» морали, чем «гражданской». Степень допустимости моральных и аморальных поступков зависит от ситуации: при решении моральных дилемм, наиболее строго оцениваются ситуации, касающиеся семейных отношений и нарушения законанаиболее лояльное отношение проявляется по отношению к моральным поступкам, отражающим ситуации взаимоотношения с коллегами и отношения к животным.
6. Как показал анализ якутских фразеологизмов, использованных в работе, описаний аморальных поступков намного больше, чем описаний моральных поступков. Это свидетельствует о наличии большого числа моральных запретов и предписаний к соблюдению морали. Особенностью языка и менталитета этноса саха является не открытое и прямое изобличение человеческих пороков и недостатков, а метафоричность и иносказательность.
7. Обнаружены различия в степени допустимости тех или иных моральных поступков в ситуации «близкие/незнакомые». Наиболее сильное разделение на «своих» и «чужих» наблюдается у респондентов молодого возраста, особенно у юношей. А представители зрелого возраста относятся примерно одинаково как к своим близким, так и незнакомым людям, в особенности женщины. Больше всего различий «близкие/незнакомые» наблюдается по шкале «моральные поступки», меньше всего по шкале «противоречивые поступки».
8. Моральные представления этноса саха детерминированы возрастными и тендерными факторами: оценка моральных поступков зависит в большей степени от возраста (с возрастом число «недопустимых» решений увеличивается, тогда как у молодых больше «допустимых» решений моральных поступков), а оценка моральных принципов — от тендерной принадлежности респондентов (в отличие от женщин, мужчины могут руководствоваться в жизни более широким диапазоном моральных принципов, тогда как большинство женщин выбирает принцип «следование морали»).
9. В моральных представлениях этноса саха и русских были обнаружены следующие тенденции: в образе «морального» человека у представителей этноса саха в первую очередь должны присутствовать такие качества как культурность, воспитанность, умение понимать людей, качества, которые должны соответствовать требованиям общества, а у русских — «моральный человек», прежде всего это добрый, честный и справедливый человек. Возможно, такое представление у саха связано с сохранением пережитков родовых отношений, когда существовало множество запретов и экспектаций при соблюдении обычаев, традиций и норм поведения, т. е. существовал сильный социальный контроль со стороны рода.
В образе «морального человека» по мнению представителей этноса саха присутствуют черты человека с лидерскими качествами, склонного к доминированию, тогда как русскими респондентами больше всего отмечаются черты покорного, дружелюбного человека. В образе «аморального человека», по мнению представителей двух этносов, больше всего преобладает черты человека склонного к авторитарности, агрессивности и конфликтности. Но в представлениях саха, в образе «аморального человека», также присутствуют черты неуверенного, не имеющего собственного мнения человека и т. д.
10. Таким образом, о моральном сознании этноса саха можно судить по описанию нравственных идеалов в мифологических представлениях, по использованию фразеологизмов, по отношению к моральным принципам и ценностям, по содержанию образов «морального» и «аморального человека», по оцениванию моральных поступков. В нашем исследовании обнаружено, что в содержании моральных представлений этноса саха возрастные детерминанты выражены сильнее, чем этнические и тендерные факторы.
Заключение
.
В ходе проделанной работы была достигнута цель исследования: изучение особенностей морального сознания отраженных в моральных представлениях представителей этноса саха. Решение поставленных задач предполагало описание моральных представлений в культуре этноса саха, выявление отношения к моральным принципам, установление взаимосвязи выделенных категорий моральных принципов с ценностями, описание образа понятия «мораль», «морального» и «аморального человека» в представлениях этноса саха, установление взаимосвязи с образом «я», выявление нормативных моделей поведения в ситуации морального выбора, определение норм допустимости моральных поступков в ситуации «близкие» и «незнакомые», выявление особенностей моральных представлений в возрастных и тендерных группах, сравнение особенностей моральных представлений представителей саха и русских этнических групп.
Объектом исследования явились представители этноса саха, среди которых было выделено 8 групп: мужчины и женщинымолодые (от 18−34 лет) и люди зрелого возраста (старше 35 лет) — молодые мужчины и молодые женщины, мужчины зрелого возраста и женщины зрелого возраста. Всего обследовано 260 человек, в т. ч. 140 человек молодого возраста (от 18 до 34 лет) и 120 люди зрелого возраста (старше 35 лет). Контрольную группу составили представители русской национальности г. Якутска в количестве 130 человек. Возрастной диапазон контрольной группы — от 18 до 65 лет. Общее количество испытуемых составило 390 человек.
В ходе исследования были изучены особенности моральных представлений представителей этноса саха, проанализированы моральные представления в мифологическом сознании, традициях и обычаях этноса саха, исследованы отношение к моральным принципам и ценностям, описаны образы понятия «мораль», «моральный» и «аморальный человек» в обыденном сознании, выявлены нормативные модели поведения в ситуации.
226 морального выбора, определены нормы допустимости моральных поступков в ситуации «близкие/незнакомые», выявлены внутриэтнические (возрастные, тендерные) и межэтнические различия особенностей моральных представлений, проведена апробация и адаптация психодиагностических методик для изучения особенностей моральных представлений.
Итоги статистического анализа выявили наличие достоверно значимых различий между возрастными, тендерными и этническими выборками. Корреляционный анализ показал, что на выбор категорий моральных принципов у респондентов, возможно, влияют наличие определенных ценностей, обнаружил взаимосвязь образа «я» с образами «морального» и «аморального человека».
Результаты данного исследования указывают, на необходимость дальнейшей разработки и изучения темы морального сознания: изучение когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих морального сознания, выявление типологии морального сознания у субъектов, живущих в поликультурной среде. Как показало исследование, на существующие моральные представления влияют и культурные особенности, п.э. хотелось бы продолжить изучение особенностей моральных представлений народов арктического региона.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
- Абульханова-Славская К. А. Социальные представления личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышления личности. М., 2002. С. 92−93.
- Абульханова-Славская К.А., Воловикова М. И. Исследование личностных особенностей и детерминант социальных представлений // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 2. М., 2002. С. 71−85.
- Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении значимых других // Психологический журнал. 2001. Том. 20. № 5. С. 14−25.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Алексеев А. Н. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX в. Новосибирск, 1975.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
- Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М., 2001.
- Антилогова JI.H. Нравственное сознание личности и его структура // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово, 2002. С.45−53.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека// Психологический журнал. 1999. Том 20. № 3. С. 5−17.
- Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.
- Артемьева Е. Ю. Психология субъективной психосемантики. М., 2007.
- Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д. В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. 2008. Том 29. № 6. С. 48−55.
- Афонасенко Е.В. Моральные суждения ' студенческой молодежи современного Китая // Развитие личности. 2007. № 2. С. 129−143.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск, 1977.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Бобрышева Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. С.32−41.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6−13.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский A.B., Темнова Л. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 45−56.
- Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб., 2002.
- Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994.
- Воловикова М.И. Моральные суждения младших школьников // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 40−47.
- Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
- Воловикова М.И., Гренкова Л. Л. Современные представления опорядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической229теории и практики / Под ред. K.A. Абульхановой, A.B. Буршлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997. С. 93−111.
- Воловикова М.И., Соснина JT.M. Этнокультурные исследования представлений о справедливости// Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 28−37.
- Вруцевич M.G. Юридические обычаи якутов. Полевые материалы автора. М., 1982.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гаджимурадова З.М. Моральные суждения студенческой молодежи Дагестана//Развитие личности. 2007. № 1. С. 122−131.
- Гегель И.Г. Лекции по истории философии, СПб., 1994. Т.2.
- Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык-Миф-Культура народов Сибири. Якутск, 1988.
- Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002
- Голубева Г. А. Этика. М., 2007.
- Гофман А.Д., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции // Сов. этнография. 1973. N 1 С. 24−29.
- Тулевич O.A. Социальные представления- о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 53−67.
- Г’улевич O.A. Социальная психология справедливости. М., 2007.
- Гусейнов A.A. Этика, М/, 2002.
- Гусейнов A.A. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль. Ежегодник. М., 2000.
- Гусейнов А. А- Понятие морали // Этическая мысль. Ежегодник. М., 2003.
- Джиббс Дж., Бесинджер К., Фуллер Д. Моральная зрелость: диагностика ¦ развития социоморальной рефлексии // Развитие личности. 1998.№ 2. С.26−35.
- Джидарьян И.А. Представление о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 1997. Том. 18. № 3. С. 13−25
- Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
- Дикевич JT.JI. Обыденные представления о порядочном человеке: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1985. № 1. С. 45−54.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
- Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Философия. Наука. Культура. М., 2008. С. 248−256.
- Дубов И.Г. Представления россиян о границах допустимого поведения в межличностном общении // Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Под. ред. И. Г. Дубова. М., 1997.
- Дубов И.Г., Хвостов A.A. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 87−99.
- Дьяконова Ю.Н. Якутская сказка (русско-якутские взаимосвязи). JL, 1990
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991
- Егорова А.И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха // Этническая психология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Егоровой. СПб., 2003.
- Елисеева Н.Д. Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2004.
- Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск, 2000.
- Емельянова Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 39−47.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001.
- Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003.
- Зайцева Ю.Е. Современные исследования морального сознания в русле когнитивно-эволюционной теории Л. Колберга // Психология и мораль. Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е. В. Этика. М./ 2000.
- Зиммель Г. Избранное: в 2 т. М., 1996
- Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 32−43.
- Знаков В.В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С.27−36.
- Знаков В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. 2004. № 1. С.52−61.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
- История Якутской АССР, т. II. М., 1957
- Казанцева Т.В. Привязанность и помогающее поведение // Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004. С. 152−159.
- Кант И. Критика практического разума. Спб., 1995.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
- Кемеров В. Философская энциклопедия. М., 1998.
- Клёцина И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61−78.
- Клёцина И.С. Тендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура: материалы Vконференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. СПб., 2001. С.249−255.
- Климин С.В. Некоторые особенности нравственного развития подростков в России 90-х годов // Мир психологии. 1995. № 3. С. 49−52.
- Колиниченко И.А. Представления о морали в обыденном сознании будущих менеджеров: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003.
- Колберг JL, Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. Том 13. № 3. С. 173−182.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кравцова М. М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 17−26.
- Кубышкина M. JL, Пагнуева E.H. Представление о смысле жизни какs 1ситемообразующий фактор мотивационной сферы личности людей с различной религиозной идентичностью // Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004. С. 125−137.
- Кулаковскай А.Е. айымньыларыгар уйул5а тутулун уонна туругун уратыларын кестуутэ: Монография / Бырайыак автора А. П. Оконешникова. Дьокусскай, 2008.
- Куликов JI.B. Детерминанты удовлетворенностью жизнью // Общество и политика: современные исследования, поиск концепции. Под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. СПб., 2001.
- Куницына В.Н. Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи (ЦО-36, ПиН) // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2010. С. 42−53.
- Куницына В.Н. Нравственные основы ценностного сознания // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сб. материалов всероссийской конференции: В 2 т., СПб., 2009. Т.1. С. 66−70.
- Куницына В.Н., Моисеева A.A. Теоретические подходы к определению альтруистического поведения // Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004. С. 137−145.
- Куницына В.Н., Оконешникова H.JI. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантной личности // Актуальные проблемы современной социальной психологии / Под ред. А. И. Егоровой. Якутск, 2005.
- Кякинен Э.И. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. психол. наук.
- Ксенофонтов Г. В. Эллэйада. М., 1977
- Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория / Под ред. О. П. Целиковой. М., 1974. С. 79−87.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.1. М., 1999.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26−36.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994
- Лю. Ц., Хвостов A.A. Образы мужских и женских достоинств и пороков у молодежи Китая и России // Развитие личности. 2004. № 4. С. 60−92.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПБ., 2003:
- Методы социальной психологии. Методические разработки для проведения лабораторно-практических занятий / Под ред. А. И. Егоровой, А. П. Макаровой. Якутск., 2004.
- Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. СПБ., 1978.
- Мишаткина Т.В. Этика. М., 2003.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т.15. № 1. С. 3−18.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С. 3−14.
- Муздыбаев К. Переживание стыда социальной неудачи в1 период экономического кризиса // Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004. С. 33−60.
- Муздыбаев К. Психология заботы // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2010. С. 17−28.
- Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 14−26.
- Муздыбаев К. Феноменология надежды // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 19−28.
- Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 27−39.
- Мунзер А.Ш. Сравнительный анализ представлений о нравственных нормах и поступках у сирийских и российских подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
- Назаров В.Н. Опыт хронологии русской этики XX в.: третий период (1960−1990) // Этическая мысль. Вып. 4. М., 2003.
- Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности (альтруистическое поведение) // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 1826.
- Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал. 1992. № 2. С. 15−23.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2007.
- Нелунов А.Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Т. 1, 2. Новосибирск, 2002.
- Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
- Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 4. С. 89−98.
- Николаевичев Б.О. Осознаваемое и несознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.
- Новиков А.Г. О менталитете саха. Монография. Якутск, 1996.
- Новиков А.Г., Пудов А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации: Монография. Якутск, 2005.
- Новикова JI.M. Тендерные особенности морального сознания молодежи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2007.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
- Ожогина Е.М. Представления подростков о принципах нравственности и аморализма // Научный журнал «Синергетика образования». Выпуск 12. http://www.smobr.ru/rels/rell2.html
- Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. № 3. С.21−30.
- Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. Якутск, 1962
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.
- Парамонова С.П. Динамика морального сознания Пермь, 1997. С.223
- Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. Якутск, 2000
- Петренко В. Ф. Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск, 1997.
- Петренко В.Ф., Нистратов A.A., Романова Н. В. Рефлексивные структуры обыденного сознания // Вопросы языкознания. 1989. № 2. С. 26- 38.
- Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб., 1997.
- Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск, 1993.
- Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 1986.
- Почебут Л.Г. Взаимодействие культур. СПб., 2007.
- Почебут Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа //. Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М., 1997. С. 115−119.
- Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004.
- Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962
- Российский менталитет: психология личности, сознание, социальное представление / Отв. ред. К. А. Абульханова, A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова. М., 1997.
- Романова Е., Слепцов П., Колодезников С. Жизненный круг у якутов // Илин, 1992. № 1. С. 64−73.
- Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1998.
- Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Мораль в сравнительном измерении//Социс. № 6. 1998. С. 88−101.
- Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.141. «Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. № 3. 1997. С. 22−31.
- Сапожникова Л. С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1990. № 4. С.23−31.
- Свенцицкий А. Л. Социальная психология. СПб., 2009.
- Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37−43.
- Семенов В.Е. Ценностно-нравственные проблемы российского общества: самореализация, воспитание, СМИ / Под ред. В. Е. Семёнова. СПб., 2007.
- Серошевский В. Якуты: опыт этнографического исследования. М., 1993
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004.
- Синельникова С.С. Этика и психология // Психология и мораль / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. СПб., 2004. С. 60−67.
- Славская А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
- Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации//Психологический журнал. 1999. № 6. С.24−35.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XYX начало XX вв.). Якутск, 1989.
- Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы. М., 1989
- Сомоготто С. Обычаи народа саха: Якутск, 1996.
- Стефаненко Т. Этноспихология. М., 1999.
- Субботский Е.В. Исследования морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 6. С. 149−155.
- Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 47−55.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29−37.
- Судаков Н.И. Изучение нравственных идеалов у сельских школьников // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 65−71.
- Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория / Под ред. О. П. Целиковой. М., 1974.
- Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор / Под ред. A.A. Гусейнова. М., 1980. С. 97−137.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990
- Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
- Хвостов A.A. Представления студенческой молодежи о человеческих достоинствах и пороках // Мир психологии. 2002. № 2. С. 169−178.
- Хвостов A.A. Онтогенез морального сознания: от подростков до студенческой молодежи // Развитие личности. 2000. № 3−4. С. 75−100.
- Хвостов A.A. Структура и детерминанты морального сознания личности: Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 2005.
- Хвостов A.A. Типология морального сознания студенческой молодежи // Развитие личности. 1999. № 3. С. 121−151.
- Хвостов A.A., Иванова A.A. Моральное сознание молодежи России (на примере материала исследования молодежи Москвы и Кубани) // Развитие личности. 2001. № 2. С. 78−111.
- Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. JL, 1969.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1988.
- Шустова Н.Е., Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 46−57.
- Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001.
- Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов . Якутии. Якутск, 2004.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М., 1981.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 14−23.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. Якутск, 2008
- Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
- Юревич A.B. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал. 2009. Том 30. № 3. С. 107−117.
- Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5−7 лет 7/ Вестник Моск. ун-та. сер. 14, психология. 1988. № 1. С. 36−45.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Якобсон С.Г., Курбанов Р. А. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 3945.
- Якобсон С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.34−41.
- Abric J. С. Cooperation, competition et representations socials. Cousset. Del. Val., 1988.
- Bandura A., Walters R.H. Social Learning and Personality Development. N-Y., 1964.
- Gibbs J.C., Basinger K.S., Fuller D. Moral Maturity: Measirihg the development of sociomoral reflection. Hillsdale (New-Yore) etc.: Lawrence Erlbawm assciiation, 1992. XII.
- Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and woman’s development. Cambridge, 1982.
- Farr R. Moscovici S. Social» Representations. Camridje: Cambridje University Press, 1984.
- Kohlberg L. Resolving Moral Conflicts within the Just Community //Moral dilemmas: Philosophial and psychological' issues in the development of moral reasoning/Ed. By C.G. Harding. Chicago: Precedent Publishing, 1985. P.71−97.
- Kohlberg L. Moral stages and moralization // Moral development and behavior. Holt, Rinehart & Winston. 1976. P. 219−240.
- Markova I. Dialogicality and Social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
- Moskovici S. Social Consciousness and Its History // Culture and Psychology. 1998. V.4(3). P.411−429.
- Moscovici S. Sur les representation socials. Communication presentee au colloque sur les representation socials. P., 1979.
- Piaget J. Moral Judgement of the Child. London, 1977.
- Schartz S.H., Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // J. of Sicial Issues, 1994. V. 50. P. 19−45.
- Модифицированная методика «Моральное сознание» A.A. Хвостова для изучения моральных принципов
- Затем выберите утверждение, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее знаком — 0. Оставшиеся утверждения отметьте цифрами от 1 до 9.
- Моральные принципы и ценности Опенки
- Все люди в равной степени достойны уважения
- Человек рожден свободным и ответственен за свои действия только перед собой
- Достоинство человека определяется в первую очередь порядочностью
- Мораль это вопрос веры, каждый имеет право следовать своей религии
- Все зависит от ситуации- добро часто становится злом, и наоборот
- Одни рождены добрыми, другие порочными, в этом нет ни заслуги, ни вины
- Бороться со злом надо его средствами- добротой зло преодолеть невозможно
- Мораль просто этикет- главное — не нарушать правила приличий
- Главное, чтобы не было стыдно перед собой, а не перед другими
- Общество обязательно деградирует без моральных норм
- Люди часто сами виноваты и вынуждают причинять им неприятности
- Человек морален по природе, которой нельзя противоречить
- Главное результат, а не следование правилам и моральным принципам
- Добро проявляется только через зло, без него жизнь не будет гармоничной
- В поступках всегда следует учитывать интересы и права других людей
- Мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо и что плохо
- Моральным люди считают то, что для них стало привычным
- Моральные нормы соответствуют моим религиозным убеждениям
- Мораль — дело вкуса, каждый волен, поступать, как подсказывает интуиция
- Все воспитаны по-разному, и негодяй не виноват в том, что он негодяй
- Хорошее отношение невыгодно- его часто принимают за слабость и отвечают злом
- Каждый свободен сам, определять, что и кому он должен
- Зло дает человеку важный опыт и также необходимо, как и добро
- Вести себя достойно мой долг перед самим собой
- Каждый может следовать морали, которая ему ближе
- Следует вести себя порядочно, поскольку все люди ждут этого друг от друга
- Цель оправдывает средства- поэтому зло иногда необходимо
- Безнравственность разрушает любого человека как личность
- В природе нет добра и зла, мораль в обществе нужна слабым
- Прекрасно само намерение делать добро
- Главное — получать удовольствие от своих поступков, а какие они — неважно
- Общество само часто заставляет поступать против своих правил
- Многие понимают только силу, с ними нельзя быть добрым
- Люди считают моральным, прежде всего то, что им выгодно
- Не делая добра, нельзя быть счастливым
- Достоинство человека определяется его делами, а не нравственностью
- Я сам (а) получаю удовольствие от того, что доставил (а) радость другому
- Нравственность никого счастливее не делает
- Общество само во многом виновато в том, что делает людей такими, какие они есть
- С людьми следует поступать так, как они со мной- добро за добро, «око за око»
- Методика С. Шварца «Ценностные ориентации», модифицированная В.Н. Куницыной «ЦО-36»
- ЗАЩИТА СЕМЬИ (безопасность родных и тех, кого мы любим)
- ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА (стремление к достижению целей, преуспеванию)
- САМОУВАЖЕНИЕ (уверенность в ценности своей личности, достоинство) —
- УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение обычаев)
- СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (устранение несправедливости, забота о слабых) —
- НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близость, дружеская поддержка)
- ЗАБОТА О СЕБЕ (внимание к своему статусу, интересам, здоровью, внешности) .—
- ИНТЕЛЛЕКТ (логика, мышление)
- ВЫБОР СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ (самостоятельность в выборе)
- ПОЛЕЗНОСТЬ (стремление приносить пользу другим людям).
- МИР ПРЕКРАСНОГО (эстетическое наслаждение, красота природы и искусства)
- ПОНИМАНИЕ И ДОВЕРИЕ В СЕМЬЕ (поддерживать доверительную атмосферу в семье)
- ЗДОРОВЬЕ (сохранение здоровья, предотвращение физических и душевных недомоганий)
- ЧЕСТОЛЮБИЕ (усердие в работе, целеустремленность, быть первым, а не последним в кол-ве)
- НЕЗАВИСИМОСТЬ (уверенность в своих силах, самодостаточность)
- РЕЛИГИОЗНОСТЬ (вера в высшие силы, приверженность к определенной вере)
- МУДРОСТЬ (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни и людям)
- ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
- ПОТАКАНИЕ СЕБЕ (делает только то, что приятно)
- СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение и уважение со стороны других)
- УВАЖЕНИЕ СТРАШИХ (почтение)
- РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНИ (новизна, изменение вызова судьбы)
- СМЫСЛ ЖИЗНИ (наличие жизненных целей)
- ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
- НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т. д.)
- БЛАГОСОСТОЯНИЕ (деньги, материальное благополучие)
- ТЕРПЕЛИВОСТЬ (спокойствие, самообладание в ситуации столкновения интересов, мнений)
- ОТВАГА (стремление к риску, поиск приключений)
- ЧЕСТНОСТЬ (искренность, избегание лжи и обмана по отношению к другим людям)
- ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ (способность видеть и соотн. разные точки зрения, опираясь на обширные знания) —
- УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
- АВТОРИТЕТНОСТЬ (право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения)
- ВЕЖЛИВОСТЬ (хорошие манеры)
- ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (захватывающие приключения).
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (надежность, верность в деле и слове)
- ТЕРПИМОСТЬ (снисходительность, терпимость к отличающимся идеям, мнениям, готовность понять и простить ошибки других)1. Открытый опросник
- Просим Вас принять участие в научном исследовании, по изучению массового сознания.
- Напишите, пожалуйста, что Вы понимаете под следующими понятиями: 1 .Что такое «мораль»?
- Кто такой «моральный человек»?
- Кто такой «аморальный человек»?
- Методика Т. Лири с ролевыми позициями «я», «аморальный человек» и «моральный человек»
- Другие думают о нем благосклонно
- Производит впечатление на окружающих
- Умеет распоряжаться, приказывать4 Умеет настоять на своем
- Обладает чувством собственною достоинства6 Независимый
- Способен сам позаботиться о себе
- Может проявить независимость9 Способен быть суровым10 Строгий, но справедливый11 Может быть искренним12 Критичен к другим13 Любит поплакаться14 Часто печален
- Способен проявить недоверие16 Часто разочаровывается
- Способен быть критичным к себе
- Способен признать свою неправоту19 Охотно подчиняется20 Уступчивый21 Бла! одарный
- Восхищающийся и склонный к подражанию23 Уважительный24 Ищущий одобрения
- Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
- Стремится ужиться с другими
- Дружелюбный, доброжелательный28 Внимательный, ласковый29 Деликатный30 Одобряющий31 Отзывчивый32 Бескорыстный
- Способен вызывать восхищение
- Пользуется уважением других
- Обладает талантом руководителя36 Любит ответственность37 Уверен в себе38 Самоуверен и напорист39. Деловитый и практичный40 Любит соревноваться
- Строптй и крутой, где надо
- Неумолимый и беспристрастный43 Раздражительный44 Открытый и прямолинейный
- Не терпит, чтобы им командовали46 Скептичен
- На него трудно произвести впечатление48 Обидчивый, щепетильный49 Легко слушается50 Не уверен в себе51 Уступчивый52 Скромный
- Часто прибегает к помощи других54 Очень почитает авторитетыа) «Я сам"б) «Аморальный человекоральный55 Охотно принимает сонеты
- Доверчив и стремится радовать других
- Всегда любезен в обхождении
- Дорожить мнением окружающих59 Общительным и уживчивый 60 Добросердечный
- Вселяющий уверенность, добрый62 Нежный и мягкосердечный 63 Любит заботиться о других 64 Бескорыстный щедрым 65 Любит давать советы
- Производит впечатление зиачтельности
- Начальствеино-повелитетьный68 Властный 69 Хвастливый 70 Надменный и самодовольный 71 Думает только о себе 72 Хитрыи и расчетливый
- Не терпим к ошибкам других74 Своекорыстный 75 Откровенный 76 Часто недружелюбен 77 Озлобленный 78 Жалобщик 79 Ревнивый 80 Долго помнит обиды 81 Самообвиняющий 82 Застенчивый 83 Безынициативный 84 Кроткий
- Зависимый несамостояте 1ьный86 Любит подчиняться
- Предоставляет другим право принимать решения88 Легко попадает впросак
- Легко поддается влиянию других90 Готов довериться любому
- Благорасположен ко всем без разбора92 Всем симпатизирует 93 Прощает все
- Переполнен чрезмерным сочувствием
- Великодушен и терпим к недостаткам
- Стремится покровительствовать97 Стремится к успеху
- Ожидает восхищения от каждого99 Распоряжается другими 100 Деспотичный
- Сноб (судит о людях, но рангу, а не, но их личным качествам)102 Тщеславный 103 Эгоистичный 104 Холодный, черствый 105 Язвительный, насмешливый 106 Злой, жестокий 107 Часто гневный
- Бесчувственный равнодушный109 Злопамятный
- Проникнут духом противоречия111 Упрямый 112 Недоверчивый 113 Робкий 114 Стыдливый
- Отчичатся чрезмерной готовностью116 Мягкотелый
- Почти никогда никому не вофажает118 Навязчивый 119 Любит, чтобы его опекали 120 Чрезмерно доверчив
- Стремится снискать распочожение каждого122 Со всеми соглашается 123 Всегда дружелюбен 124. Всех любит
- Слишком снисходителен к окружающим126. Старается утешить каждого
- Заботится о других в ущерб себе
- Портит людей чрезмерной добротой
- Адаптированная методика В. О. Рукавишникова, Л. Халман, П. Эстер повыявлению моральных ориентиров
- Какие поступки, поведение, по вашему мнению, никогда и ничем не могут быть оправданы, к каким следует всегда относиться снисходительно, а к каким в зависимости от обстоятельств? Отметьте соответствующий вариант ответа на бланке.
- A) Никогда не может быть оправдало Б) — Иногда это допустимо
- B) — К этому нужно относиться снисходительно1. Поступки Ответ
- Участие друга или родственника в организованных преступных группах
- Покупка краденых вещей, которые вы знаете, были украдены
- Торговля человеческими органами
- Угроза работникам, которые отказываются участвовать в забастовке
- Принудительное лечение психически больныхб Убийство по политическим мотивам7 Попрошайничество
- Мусорить в общественном месте, сваливать отходы в неположенном месте9 Дача (получение) взятки10 Распространение сплетен
- Угон автомобиля «шутки ради» (покататься)12 Алкоголизм
- Использование занимаемой должности в собственных целях
- Проживание в гражданском браке
- Управление автомобилем в нетрезвом состоянии16 Употребление наркотиков17 Секс до свадьбы
- Получение больничного листка и/или нахождение на больничном без основания19 Супружеская измена
- Бесплатный проезд на общественном транспорте21 Зачатие в пробирке22 Сопротивление милиции23 Проституция24 Самоубийство
- Присвоение найденных вещей
- Ложь ради Ваших собственных интересов
- Уклонение от уплаты налогов28 Секс с несовершеннолетним29 Развод30 Убийство31 Аборт
- Лишение или способствование уходу из жизни больного человека с его согласия33 Гомосексуализм34 Браконьерство
- Модифицированная методика A.A. Хвостова «Моральное сознание», выявляющая отношение к моральным дилеммам
- Какие формы поведения и поступки Вы считаете для себя недопустимыми? Какие действия, наоборот, Вы считаете допустимыми? Оцените каждый поступок следующим образом: 1 недопустимо- 2 — иногда допустимо- 3 — допустимо
- Утаить на суде сведения, бросающие тень подозрений на невиновного человека
- Скрыть от безнадежного больного врачебный диагноз
- Негативно высказываться о человеке в его отсутствие, если он того заслуживает
- Выгодно купить вещь сомнительного происхождения (вероятно, краденую)
- Разгласить служебную информацию, если фирма наносит вред экологии
- Помогать бедным родственникам, которые не отличаются трудолюбием
- Вскрыть могилу человека для научных целей
- Переложить при случае вину на человека, которого трудно поймать «за руку»
- Выступать за отстрел бродячих животных (собак, кошек .), если их много развелось
- Записывать беседу без уведомления и согласия собеседника
- Заявить выгодное фирме мнение, которое противоречит точке зрения профессионала
- Выселить бомжей из пустующих помещений
- Скрыть опасность задания, если оно крайне важно для жизни других
- Работать, если нет нужды зарабатывать деньги
- Совершить самоубийство из-за неизлечимой болезни опасной для окружающих
- Присвоить найденные вещи или деньги, которые можно вернуть хозяину
- Проводить опасные медицинские эксперименты на людях с их согласия
- Жаловаться вышестоящему руководителю на своего непосредственного шефа
- Нетрезвым управлять автомобилем, если срочно требуется доставить больного
- Работать на любимой малооплачиваемой работе, если семье в тяжелом положении
- Применять пытки к террористу, чтобы узнать о месте заложенной бомбы
- Спорить на деньги, будучи заранее уверенным, в своем выигрыше
- В условиях безработицы нанимать «дешевых» зарубежных рабочих
- Выступать за принудительные аборты у больных СПИДом, у психически больных
- Доложить о болезни сотрудника, если противоречит требованиям профдпригодности
- Публиковать частную переписку, если это поможет восстановить справедливость
- Симуляцией получить больничный листок, чтобы поехать на свадьбу друга (подруги)
- Открыть стол в отсутствии сотрудника, если того требует ситуация
- Флиртовать с супругой (супругом) близкого друга (подруги)
- Уволить многодетного человека, чтобы на его место взять более компетентного
- Заниматься охотой ради развлечения
- Рекламировать товар в аморальной ТВ передаче, если это увеличит спрос
- Пойти на компромисс с бандитом (даже отпустить), если это спасет жизнь невиновных людей
- В присутствии коллег делать язвительные замечания человеку, если он их заслуживает
- Украсть лекарство для умирающего человека
- Давать взятки, чтобы ускорить дело
- Пройти мимо дерущихся детей
- Отказать в помощи, если человек должен справиться с работой самостоятельно
- Подсказать коллеге на квалификационном экзамене (на права, диплом и т. д.)
- Жить с супругом (супругой) из жалости
- Работать в компании, производящей табак, если вы категорически против курения
- Против желания знаменитого умершего опубликовать его переписку и дневники
- Прощать жестокие обиды, не мстить за нанесенный вред
- Наказать человека строже, чем положено правилами, в случае серьезных последствий
- Занизить ученику оценку за плохое поведение
- Методика А.И. Егоровой, А.П. Макаровой
- Оценка моральных поступков на основе якутских фразеологизмов»
- В каких ситуациях вы считаете допустимыми для себя ниже приведенные поступки по отношению: а) с близкими людьми- б) с незнакомыми людьми Выберите по каждому варианту следующие оценки:
- ВСЕГДА, 2. ЧАСТО, 3. ИЗРЕДКО, 4. НИКОГДАфразеологизмы А) 1 Б)
- Мооньугар олорор — сидеть на шее у кого-либо, не работать и т. д.
- Тиис бэргэЬэтэ оностор — сделать кого-либо мишенью для насмешек.
- З.Тарба5ыттан тутан баран, хонно5ор киирэр выманивать у своей жертвы что-либо, начиная с мелочей, постепенно доходя до крупного
- Моонньун кэрбиир мучить, терзать кого-либо
- МуоЬун тоЬутар —укротить, усмирить, заставить покориться кого-либо- обломать рога кому-либо
- Тутуутун тутар покарать кого-либо- сурово наказывать кого-либо за престуичение, за серьезную провинность
- Хаана-баЬа суох хаалларбат ответить каким-либо образом на обиду, в какой-то мере отомстить обидчику
- Сирэй-харах анньар-укорять, попрекать кого-либо
- ТииЬин — тыныра5ын кердерер — проявлять свой дурной нрав, показывать свой возмутительный характер
- Ордук саныыр испытывать чувство зависти, завидовать
- Тарба5ын да хамсатан кербет — палы/ем не шевельнет чтобы что-то сделать для кого-нибудь
- Туора быЬыыланар грубо нарушать общепринятый порядок
- Туран биэрэр — бездействовать- не сопротивляться- добровольно предоставлять что-либо в пользу кого-либо- уступать
- Илиитин кетехпут — ударить, побить кого-либо, вступать в борьбу с кем-либо, осуждать, порицать кого-либо
- Сахсайбытын саайар расправляться, громить кого-либо- наказывать заслуженно
- Сылаас хара5ынан керор — проявлять ласку, жалость к кому-либо17. 9луу айа5ын буолуу туЬзр жертвовать собой ради предотвращения беды
- Туллар тутаа5ыттан ылар — брать быка за рога- начинать действовать сразу с самого главного
- СуобаЬа этэринэн — честно, справедливо, по совести
- Хаанын иНэр жестоко эксплуатировать человека
- Сана-инэ буолар — пустить сплетни, толки о чьем-либо поступке, поведении
- Тумсун обунуохтуур обещать, что-либо не выполняя обещанного- внушать напрасную надежду-
- Ийэтин-а5атын ырыатын ыллатар заставлять кого-либо просить прощения, жестоко наказав
- Кэрэгэй кэскиллиир — обрекать на несчастливую жизнь кого-либо
- Туерэ5ин туннэрэр -лишать кого-либо счастья, будущего
- ТииЬин сытыылыыр — точить зубы на кого-либо- вынашивать тан мести
- Сыар5атын сынаа5а иннэр — надоедать, не давать покоя постоянными жалобами, попреками 28. Кырыылата керер — относиться недружелюбно, питать ненависть к кому-либо
- Кэлэри кэтэ5иттэн тутар, барары быЬыттан тутар — тормозить всякими пустяками движение дела
- Тыалы киллэрбэт — быть глухим ко всяким просьбам
- Мастаах дойдуга баппат не уживаться, не налаживать ни с кем согласную жизнь
- Тыал хоту сылдьар не иметь собственного мнения
- Toc маЬын биэрэр — бранить, наказывать к-л- расправляться, давая почувствовать свою силу, власть
- Саат кутар — заставлять кого-либо заплатить за оскорбление чести и достоинства
- Ытыс урдугэр илдьэ сылдьар — содержать к-л в особо хороших условиях- носить на руках кого-либо
- Хаанын то5ор — проливать свою кровь за кого-либо, что-либо
- Тылыгар турар — быть хозяином своего слова, держать свое слово
- Сурэхтэн хаан хабан, эт тардан стараясь от души, стремясь всем сердцем
- Сиик-дабархай сууртуур извлекать пользу, выгоду для себя
- Сура5ын сууйар запятнать, скомпромитировать чью-либо репутацию
- Харах баайар делать ч-л для отвода глаз- пускать пыль в глаза- отводить глаза кому-либо, втирать очки
- Мунур уЬукка тириэрдэр — довести до крайнего отчаяния кого-либо
- Ыал аатытган таЬаарар опозорить семью
- Оноруутун онорор проучить, покарать кого-либо
- Тыныра5ын кистиир — не показывать свою вражду, затаить злобу на к-л- держать камень за пазухой
- Эн соххор, мин соххор — попрекать друг друга недостатками или проступками, присущими обоим
- Кыылга киирэр — быть не в духе, проявлять свой злой нрав
- Илиитин-ата5ын баайар лишать свободы действий, стеснять чем-либо- связывать по рукам и ногам кого-либо
- КыЬал5ата кыра — не беспокоиться- не проявлять заинтересованности в чем-либо- нужды нет
- Оруо маЬы ортотунан напролом, на рожон- бесг^ремонно. нахально
- Оонньуур буолар быть игрушкой в чужих руках
- Муннукка хаайар -лишать возможности оправдываться, оспаривать- прижимать к стене кого-либо
- Тыл аахсар возражать кому-либо- спорить, пререкаться, препираться с кем-либо
- Илэ-сапа кетер с готовностью принимать участие во всем, проявлять большую активность, быть предупредительным
- Суол биэрэр — предоставлять возможность действовать, выдвинуться в какой-либо области- давать дорогу
- Бэйэтин илиитигэр ылар брать на себя ответственность
- Бэйэ бодотун туЬэн биэрбэт не ударить лицом в грязь
- Куруетэ суох окко киирбит — злоупотреблять чужим добром, пользуясь отсутствием контроля
- Кураанах маска хаан а5ыыр — стараться очернить репутацию безвинного
- Буор сыатын хостуур облапошивать- обманывать кого-либо с корыстной целью
- Сэттэтин ылар — спустить шкуру с кого-либо, разделать под орех кого-либо- дать горький кому-либо
- Ыал устун ыытар — пустить по миру, сделать нищим, обездолить
- Ыас гынан ыстыыр измучить кого-либо постоянными попреками, бранью
- Хаанын кордорер — сердиться на кого-либо, раздраженно реагировать на чьи-либо слова или поступки
- Иннин быЬар — преднамеренно препятствовать кому-либо в осуществлении чего-либо
- Кьгтыыта да кыЬыйбат безразлично, все равно- ни жарко ни холодно67. ©-ре тэбэн эрэр — выходить из рамок дозволенного- не знать меру
- Дьахтар тылыттан тахсыбат — слушаться во всем кого-нибудь
- Дьон санаатын тутар — склонять, привлекать людей на свою сторону- нравиться, располагать к себе ч-л
- Хабахха тыыннарар — не давать к-л говорить, свободно высказывать свои мысли
- Санаатын кето5ер — воодуишвлять кого-либо, укреплять в ком-либо уверенность в чем-либо
- Санныгар сугэр — выносить на своих плечах
- Бэйэ бодотун билинэр знать свои возможности
- Сунньун кеннервр — проучить, наказать кого-либо, чтобы сделать послушным
- Илиитин уунар помогать, оказывать помощь кому-либо
- Самсыы тутар — .хоть как-то поправлять дело- стараться вытаскивать из трудного положения кого, ч-л
- Сирэйин буорга анньан туран — не останавливаясь перед позором- не считаясь с тем, что будет стыдно- нагло
- Харбатын тзбинэр проявлять большую смелость или дерзость, имея за спиной сильного защитника
- Средние значения результатов оценки отношение к общечеловеческимморальным принципам и ценностям (выборка саха)
- Моральные принципы и ценности Женщины Мужчины 18−34 л. старше 35 л. ранг ср. зн ранг ср. зн ранг ср. 311 ранг ср. зн
- Все люди в равной степени достойны. уважения. 40 9,347 40 8,816 40 9,077 40 9,227
- Человек рожден свободным и ответственен за свои действия только перед собой. 27 6,469 27 6,789 31 7,385 31 4,318
- Достоинство человека определяется в первую очередь порядочностью. 37 8,510 37 8,553 37 8,154 37 9,636
- Мораль это вопрос веры, каждый имеет право следовать своей религии. 20 5,612 20 6.553 26 6,492 26 4,636
- Все зависит от ситуации- добро часто становится злом, и наоборот. оч 5,714 ТУ 6.395 23 6,431 23 4,773
- Одни рождены добрыми, другие -порочными, в этом нег ни заслуги, ни вины. 5 3,612 5 4,684 6 4,477 6 2,909
- Бороться со злом надо его средствами- добротой зло преодолеть невозможно. 6 4,061 6 4,632 7 4,492 7 3.773
- Мораль просто этикет- главное — не нарушать правила приличий. 16 5,265 16 5,316 14 5,646 14.5 4.227
- Главное, чтобы не было стыдно перед собой, а не перед другими. 26 6,204 26 6,579 27 6,815 27 5,045
- Общество обязательно деградирует без моральных норм. 31 6,939 31.5 5,684 25 6.462 25 6,182
- Люди часто сами виноваты и вынуждают причинять им неприятности. 18 5.347 18 6,105 18 5.877 18.5 5,091
- Человек морален по природе, которой нельзя противоречить. 21 5,633 21 5,579 20 5,985 20 4,500
- Главное результат, а не следование правилам и моральным принципам. 7 4,102 7 4.158 5 4,415 5 3,273
- Добро проявляется только через зло, без него жизнь не будет гармоничной. 8 4,122 8 4,605 8 4,831 8 2.864
- В поступках всегда следует учитывать интересы и права других людей. 34 7,939 34 7,947 35 7,708 35 8,636
- Мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо и что плохо. 12 4,796 12 4,974 9 5,200 9 3,909
- Моральным люди считают то, что для них стало привычным. 19 5,388 19 5,184 13 5,415 13 4,955
- Моральные нормы соответствуют моим религиозным убеждениям. 4 3,449 4 4,316 3 4.185 3 2,773
- Мораль дело вкуса, каждый волен, поступать, как подсказывает интуиция. 17 5,286 17 5.158 18 5,877 18,5 3,318
- Все воспитаны по-разному, и негодяй не виноват в том, что он негодяй. 13 4,816 13 5,500 17 5,831 17 3,000
- Хорошее отношение невыгодно- его часто принимают за слабость и отвечают злом. 14 4,837 14 4,947 10 5,308 10 3,636
- Каждый свободен сам, определять, что и кому он должен. 30 6,857 30 7,474 33 7,631 33,5 5,636
- Зло дает человеку важный опыт и также необходимо, как и добро. 25 6,102 25 6,622 24 6,438 24 6,000
- Вести себя достойно мой долг перед самим собой. 39 9,122 39 8,816 39 8,831 39 9,455
- Каждый может следовать морали, которая ему ближе. 24 6.082 24 5,676 22 6,400 22 4,381
- Следует вести себя порядочно, поскольку все люди ждут этого друг от друга. 33 7.347 33 7.816 32 7,554 32 7,545
- Цель оправдывает средства- поэтому зло иногда необходимо. 9 4.286 9 5,684 И 5,323 11 3,636
- Безнравственность разрушает любого 31 6,939 31,5 6.605 28 6,831 28 6,682человека как личность.
- В природе нет добра и зла, мораль в обществе нужна слабым. 1 2,714 1 3,763 1 3,431 1 2,409
- Прекрасно само намерение делать добро. 35 8,041 35 7,105 33 7,631 33,5 7,636
- Главное получать удовольствие от своих поступков, а какие они — неважно. 2 3,102 2 4,658 2 4,154 2 2,682
- Общество само часто заставляет поступать против своих правил. 23 5,755 23 6,158 21 6,277 21 4,909
- Многие понимают только силу, с ними нельзя быть добрым 10 4,551 10 5,711 12 5,354 12 4,182
- Люди считают моральным, прежде всего то, что им выгодно. 11 4,694 И 5,842 16 5,723 16 3,636
- Не делая добра, нельзя быть счастливым. 36 8,265 36 7,868 36 8,031 36 8,273
- Достоинство человека определяется его делами, а не нравственностью 29 6,571 29 6,579 29 7,031 29 5,227
- Я сам (а) получаю удовольствие от того, что доставил (а) радость другому. 38 8,918 38 8,763 38 8,446 38 10,045
- Нравственность никого счастливее не делает. 3 3,408 3 4,368 4 4,277 4 2,500
- Общество само во многом виновато в том, что делает людей такими, какие они есть. 28 6,490 28 6,974 30 7,308 30 4.909
- С людьми следуе! поступать так, как они со мной, добро за добро, «око за око». 15 5,204 15 5,947 14 5,646 14,5 5,182