Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обществе среди ряда профессий ни одна другая не имеет такого большого значения для его развития и благополучия как профессия учителя. Она всегда была и остается наиболее востребованной и возвышенной. В современных условиях развития отечественного образования по пути его дальнейшей демократизации и гуманизации особо актуальным становится вопрос о педагогических способностях учителя, их природы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогические способности как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Проблема способностей в психологической науке
    • 1. 2. Исследование педагогических способностей в отечественной психологии
    • 1. 3. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности человека
    • 1. 4. Психологические особенности труда учителя начальной школы
    • 1. 5. Постановка проблемы и задачи исследования
  • Глава II. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методики исследования структурных компонентов общепедагогических способностей учителя начальной школы
    • 2. 3. Методики исследования структурных компонентов предметно-педагогических способностей учителя начальной школы
    • 2. 4. Методики диагностики разноуровневых индивидуальных свойств
  • Глава III. Результаты исследования психологической структуры специальных способностей учителя начальной школы и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты исследования компонентов общепедагогических способностей учителей начальной школы
    • 3. 2. Результаты исследования компонентов полипредметных способностей учителя начальной школы
    • 3. 3. Результаты исследования целостной структуры специальных способностей учителя начальной школы и их связей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности

Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В обществе среди ряда профессий ни одна другая не имеет такого большого значения для его развития и благополучия как профессия учителя. Она всегда была и остается наиболее востребованной и возвышенной. В современных условиях развития отечественного образования по пути его дальнейшей демократизации и гуманизации особо актуальным становится вопрос о педагогических способностях учителя, их природы и условий развития. В советской и российской психологии они изучались традиционно и давно. В разные годы разными авторами они исследовались с помощью различных подходов: личностного (Н.Д.Левитов, 1963; Ф. Н. Гоноболин, 1975), природной обусловленности (Б.М.Теплов, 1961; Э. А. Голубева, 1991), деятельност-ного (Н.В.Кузьмина, 1967, 1985), системно-целевого (Б.Б.Коссов, 1998).

В ходе этих исследований были выделены виды педагогических способностей (А.И.Щербаков, 1968; В. А. Крутецкий, 1982; С. Л. Кондратьева, 1984), определена их структура (Н.В.Кузьмина, 1985; Н. А. Аминов, 1997) — выделены природные и социальные детерминанты (С.Д.Литвин, 1987; М. К. Кабардов, 1989; Н. А. Аминов, 2000).

В русле нашей проблемы наибольший интерес для нас представляют работы, направленные на изучение как педагогических способностей вообще, так и на изучение способностей к преподаванию отдельных предметов. Так, в последние годы в Пермской психологической школе изучены профессиональные способности учителей различных предметов: математики, литературы и русского языка (Т.М.Хрусталева, 1993), музыки (Т.И.Порошина, 1997), биологии и химии (Е.Е.Доманова, 1998), физической культуры (Н.Ю.Бурлакова, 2000), изобразительного искусства (Т.М.Харламова, 2003). Профессиональные способности учителя начальной школы до сих пор не были предметом специального изучения.

Актуальность исследования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в обществе, реформирование и дальнейшая модернизация российского образования, обусловленные ими, оказали существенное влияние на усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда, реализации стратегических целей обновления его и необходимость проведения научных исследований и практических разработок.

Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели развивающий эффект с учетом индивидуальности ребенка. В связи с этим важно определить систему требований к учителю, выявить компоненты его специальных способностей, а также необходимые свойства личности и индивидуальности, влияющие на полное раскрытие этих способностей.

При наличии многочисленных исследований педагогических способностей, остается малоизученным вопрос о структуре и детерминантах специальных способностей учителей начальной школы. Конкретизация содержания этих способностей, выявление их компонентов в свете теории интегральной индивидуальности является актуальной задачей, решение которой может содействовать дальнейшему развитию психологической теории и практики.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые с позиции системного подхода и теории интегральной индивидуальности рассмотрены специальные способности учителя начальной школы, выделены различные типы взаимоотношений специальных способностей и разноуровневых индивидуальных свойств.

Теоретическое значение работы. Полученные результаты расширяют существующие представления о педагогических способностях, конкретизируют понятие специальных способностей учителя начальной школы и их связи с разноуровневыми индивидуальными свойствами, обогащая тем самым теорию интегральной индивидуальности человека.

Практическое значение работы заключается в том, что на основе выделенных симптомокомплексов специальных способностей и индивидуально-психологических характеристик учителя начальной школы может быть выстроена программа подготовки в вузе, при профотборе и аттестации учителей.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов: «Общая психология», (тема «Способности»), «Психология интеграль-* ной индивидуальности человека», «Педагогическая психология» на факультете психологии и факультете педагогики и методики начального образования в ПГПУ" .

Объект исследования — специальные способности и индивидуальные особенности учителей начальной школы, имеющих высшее образование, стаж работы 7−10 лет, первую или высшую квалификационную категорию.

Предмет исследования — компонентный состав и структурные взаимо-и связи специальных способностей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности учителя начальной школы.

Целью исследования является выявление компонентов структуры специальных способностей учителя начальной школы и их взаимосвязи с разноуровневыми свойствами индивидуальности.

Гипотеза. Специальные способности учителя начальной школы представляют собой сложноорганизованное, целостное, двухуровневое образование, структура которого включает компоненты следующих уровней: общепедагогические и полипредметные способности, взаимосвязанные как между собой, так и с симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (от нейродинамических до социально-психологических).

На основании данной гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Разработать гипотетическую теоретическую модель специальных способностей учителя начальной школы.

2. На ее основе экспериментально выявить компонентный состав и психологическую структуру специальных способностей учителя начальной школы.

3. Определить специфику взаимосвязи различных компонентов общепедагогических и предметных способностей у учителей начальной школы.

4. Выявить симпотомокомплекс разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, связанный со специальными способностями учителя начальной школы.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ПГПУ (2002;2004 гг.), на методических объединениях учителей начальных классов школ Ленинского и Свердловского районов г. Перми (2003 г.), региональных научно-практических конференциях психологов: XVIII (Пермь, 2003) и XIX (Пермь, 2004) «Мерлинских чтениях» .

Общие выводы.

1. Содержание и психологические особенности труда учителя начальной школы, предъявляя определенные требования к его психике и личности, обуславливают необходимость у него специфических способностей, отличающихся от способностей учителя того или иного предмета средней и старшей школы.

2. Специальные способности учителя начальной школы представляют собой сложноорганизованное целостное двухуровневое и многокомпа-нентое образование.

3. Психологическую структуру специальных способностей учителя начальной школы образуют разнообразные компоненты двух качественно своеобразных уровней организации:

Первый уровень структуры специальных способностей учителя начальной школы образуют компоненты способностей к педагогической деятельности вообще, а именно: склонность к профессии типа «человек-человек», коммуникативные и организаторские склонности, эмпатия, педагогический такт, педагогическая культура, уровень развития педагогических способностей, педагогическая компетентность и удовлетворенность педагогической профессией. Этот уровень обозначен как общепедагогические способности;

Второй уровень структуры компонентов специальных способностей учителя начальной школы образуют компоненты способностей к преподаванию различных предметов, изучаемых в начальной школе: гуманитарных, естественно-научных и художественно-творческих. Этот уровень структуры обозначен как полипредметные способности.

4. Компоненты обоих уровней структуры специальных способностей учителя начальной школы связаны между собой многозначно, то есть компонент одного уровня связан с одним или несколькими компонентами другого уровня.

5. Компоненты специальных способностей учителя начальной школы также многозначно связаны с различными индивидуальными свойствами, относящимися к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности человека: нейродинамическими, психодинамическими, личностными, социально-психологическими.

6. Компоненты различных уровней структуры специальных способностей учителя начальной школы связаны со свойствами интегральной индивидуальности особым образом, а именно: компоненты общепедагогических способностей преимущественно связаны с показателями личностных и социально-психологических особенностей;

— компоненты полипредметных способностей, преимущественно связаны с показателями нейродинамических и психодимических особенностей.

Таким образом анализ теоретических подходов к изучению специальных способностей учителя начальной школы, а также проведенное исследование позволило, во-первых, расширить существующее представление о их структуре, представив ее как сложное целостное образование, разноуровневое и многокомпонентное, в котором представлены компоненты общепедагогических способностей и компоненты способностей к преподаванию ряда различных предметов. Во-вторых, разноуроуровневый характер их детерминации индивидуальными особенностями человека.

Рекомендации.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сформулировать несколько практических, психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие специальных способностей учителя начальной школы и повышение успешности его деятельности.

1. На этапе овладения профессией необходимо осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения, в том числе создавать оптимальные условия для успешного приобщения студентов факультета начальных классов к выбранной профессии, разрабатывать и реализовывать на практике индивидуальные программы развития общепедагогических и предметных способностей. При этом учесть, что развитию общепедагогических способностей способствуют такие индивидуальные свойства как социальная смелость, чувствительность, личностная направленность на дело, а развитию полипре-лметных способностей — общая активность и адаптивность, общительность.

2. На этапе совершенствования педагогической деятельности учителям, которые испытывают, трудности в своей работе следует обратить внимание на свои индивидуальные особенности, и в соответствии с ними выбрать путь развития способностей. Так, педагогам, обладающими слабыми, неуравновешенными, инертными процессами возбуждения и торможения, замкнутым, практичным и осторожным рекомендуется для достижения успеха использовать свои сильные стороны и опираться на развитие полипредметных способностей, а учителям, обладающим сильными, уравновешенными, подвижными процессами возбуждения и торможения, легче развивать общепедагогические способности и быть успешными за счет умелой организации педагогического процесса и общения с учениками.

3. На этапе профессионального отбора учителей начальной школы следует обращать внимание на наличие у них склонности к педагогической профессии и к способности преподавания различных предметов (русский язык, литература, математика, природоведение, рисование), т. е. диагностика специальных способностей учителя начальной школы должна носить комплексный характер.

4. При изучении специальных способностей учителя начальной школы следует особое внимание обратить на развитие эмпатии, способности сопереживать, гуманистической направленности на ребенка, т.к. эмпатия является одной из ведущих составляющих общепедагогических способностей именно учителя начальной школы.

Полученные данные могут быть использованы для профессионального отбора учителей начальной школы, для психологического сопровождения профессионального совершенствования учителей начальной школы на ранних этапах педагогической деятельности и при аттестации учителей на квалификационный разряд и категории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками // Вопросы психологии — 1988. — № 2 — С 96−99.
  2. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности советской психо- логии // Психологический журнал. — 1980. — № 4. — Т. 1. — 11−28.
  3. Абульханова-Славская К.А., Акушерова Л. И., Брушлинский А. В., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н., Тугайбаева Б. Н. Психологическая наукав России XX столетия: Проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
  4. М.К. Динамическая характеристика нервной системы и про- блема природных задатков способностей//Вопросы психологии. — 1980.-№ 3.-С. 101−108.
  5. М.Д. Некоторые стороны исследования психологии спо- собностей/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 144−153
  6. B.C. О таланте и способностях. -М.: Знание, 1971. — 175 с. Диагностика педагогических способностей. — М.: Ин-т практ. Психоло-гии -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  7. Н.А. Диагностика педагогических способностей. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  8. Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей/Вопросы психологии. — 1995. — JSro5. — 5−17.
  9. Н.А. Модели управления образованием и стили преподава- ния//Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — 88−98.
  10. Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). -Дубна: «Феникс», 1997.- 289−305. •
  11. Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика педа- 108гогических способностей: претесты / Исслед. центр пробл. качестваподгот, специалистов. — М., 1994. — 221 с.
  12. Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессио- нального развития учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — 145−147.
  13. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей//Вопросы психологии. — 1988. — JVb 5. -С.71−77.
  14. Н.А., Молоканова М. В. О компонентах специальных способ- ностей будущих школьных психологов/Шсихологический журнал. -1992. -№ 5.-Т.П.- 104−110.
  15. Н.А., Молоканова М. В. Социально-психологические предпо- сылки специальных способностей школьных психологов//Вопросыпсихологии. — 1992.- № 1−2. — 74−83.
  16. .Г. Соотношение способностей и одаренности/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С15−32.
  17. .Г. Формирование одаренности/Склонности и способно- сти/Под ред. В. Н. Мясищева. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. — 15−36
  18. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000., 288 с.
  19. .Г. Избранные труды: В 2 т. М., 1980.
  20. А., Утробина Психологическое тестирование. — С-Пб., «Питер», 2001.-686 с.
  21. И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: Изд. центр 109"Академия", 1999.-160 с.
  22. А.В. Структура специальных педагогических способностей учителей математики и психологические условия их формирования. -Автореферат дисс. …канд. психол. наук. -М., 1990. — 16 с.
  23. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей М.: Наука, 1977.-184 с.
  24. И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей. -Дисс…канд.психол.наук. — Новосибирск, 1995. 201 с.
  25. Г. Д. Психологические основы формирования профессио- нального интереса к педагогической деятельности. — Омск: ОГИФК, 1990.- 186 с
  26. Е.Г. Анализ дидактических способностей учителя начальных классов и студентов педагогического института. — Авторефератдисс.канд. психол. наук.-М., 1982. 16 с.
  27. Е.Г. О структуре дидактических способностей учите- ля/Психологические проблемы формирования педагогической направ-ленности и педагогических способностей (Сб.науч. трудов)/Под ред.В. А. Крутецкого. -М: МГПИ, 1982. — 16−33.
  28. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в тради- циях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современ-ные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  29. Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  30. Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и ее значении для современных исследований теории личности // Из-110бранные психологические труды. М., 1995.
  31. О.Н. Учитель как субъект педагогического общения. — Кеме- рово: ОблИУУ, 1994.- 63 с.
  32. Н.Ю. Профессиональные способности в структуре инте- гральной индивидуальности учителя физической культуры — Авторефе-рат дисс. …канд. психол. наук. -Пермь, 2000. — 20 с.
  33. Л.Ф., Духневич В. П. Исследование надежности опросника Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21.-№ 5. — 82−86.
  34. А.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973. -96 с.
  35. К.В., Кондратьева СВ. Психология труда и личности учителя / Уч. пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология» длястудентов педагогических специальностей. — Минск- Гродно: ГГУ, 1991.-81 с,
  36. К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способ- ностей к педагогической деятельности //Вестник МГУ — 1990. — Nu 2. -С. 66−70
  37. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. — Дисс.канд. психол. наук. — М., 1996. 308 с.
  38. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5. М., 1983.
  39. .А. Лекции по психологии интефальной индивидуальности человека. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. — 179 с.
  40. .А. Предметно-педагогические способности//Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. — М.:Изд-во «Ин-т психологии РАП», 1999. — 308−324.
  41. .А. Системная организация индивидуальности человека //Природа психического: Тезисы докл. Респ. теор. конф. — Пермь: Изд-во ПГПИ, 1994.-С. 63−66.
  42. .А. Способности в структуре интефальной индивидуальности. Художественно-творческие способности//Интефальная индивидуаль-111ность человека и ее развитие/Под ред. Б. А. Вяткина. — М.: Изд-во «Ин-тпсихологии РАН», 1999. — 294−308.
  43. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя/Вопросы психологии. — 1994. — № 4. — 73−81.
  44. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивиду- альности: проблемы, итоги, перспективы //Психологический журнал. -1997.-Т. 18.-№ 3.-С. 126−140.
  45. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии. — 1975. — № 2. -С. 147−158.
  46. П.С. Психологические основы развития педагога как субъек- та профессионализации. — Автореф. дисс.докт. психол. наук. — С-Пб., 2001.-37 с.
  47. Н.С. Психология профессионализации педагога. — Екатерин- бург, Изд-во УРО РАП. 2000. — 219 с.
  48. Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова / Способности к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова).-Дубна: «Феникс», 1997.-С. 163−183.
  49. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. — 1986. — № 5 — С 18−30
  50. Э.А. Пекоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей/Вопросы психологии. -1980.-.№ 4-С.23−37
  51. Э.А. Способности и индивидуальность. — М, Прометей 1993. — 304 с.112
  52. Э.А., Кабардов М. К. Типы способностей и их природные предпосылки // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложение. Т.9. Вып. 2. М., 2002.
  53. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя / Вопросы психологии 1975. — N2 1. — 100−111.
  54. Ф.П. Педагогические способности и их классификация / Материалы конференции по проблеме способностей. — М., 1970.
  55. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способно- стей / Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. — М.: Изд-воАПН РСФСР, 1962. — 244−255.
  56. Горбатова .М. М. Взаимосвязь общих и специальных способностей в пе- дагогической управленческой деятельности. — Дисс.канд. психол. наук.-Нркутск, 1996. 131 с.
  57. А.Е. Профессиональные способности в структуре интеграль- ной индивидуальности офицера ракетных войск: Дис. … канд. психол.наук. — Пермь, 1999. — 127 с.
  58. Е.В. Влияние Я — концепции учителя на его профессио- нальную компетентность в системе отношений учитель-ученик: Дис. …канд. психол. наук. — Сочи, 2000. -158 с.
  59. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. — М.: Просвещение, 1986. -143 с.
  60. КМ., Раевский A.M. Личность как субъект психологической диагностики // Психологический журнал. — 2001 — Т. 22. — № 5. — 29−37.
  61. Диагностика типологических свойств нервной системы. Методическое 113пособие /Сост. О. Д. Лившиц и др. Пермь, 1993. 19 с.
  62. Диагностика успешности учителя: сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. Руко-водителям школ. — М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1998.- 93 с.
  63. Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии. — Автореферат дисс… канд. психол. наук. — Пермь, 1999. — 26 с.
  64. В.П. Психология обш-их способностей. — С-Пб., «Питер», 1999.-356 с.
  65. В.П. Способности и жизнедеятельности / Индивидуальность и способности: Сб. науч. трудов. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994. -142 с.
  66. И.В. Изучение математических способностей детей млад- шего школьного возраста/Вопросы психологии способностей/Под ред.В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. — 5−60.
  67. СИ. О связи темперамента с общими способностями / Психоло- гический журнал. — 1994. — .№ 2. — Т. 15. — 165−170.
  68. Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профес- сионализации. — Автореферат дисс.канд. психол. наук. — Пермь, 2002. -24 с.
  69. О.П. Практикум по психологии личности. — С-Пб., «Питер», 2001.-560 с.
  70. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зави- симости от педагогических и специальных способностей. — Авторефе-рат дисс… канд. пед. наук. -Пермь, 1997. 18 с.
  71. В.И. Диагностика профессиональной деятельности учителя //Мир образования. — 1996. — № 3. — 66−69.
  72. Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. — Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та. 1999. — 279 с.114
  73. Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельно- сти (на материале исследования младших школьников и подростков). -Авто-реф. дисс.канд. психол. наук. -Пермь, 2000. 18 с.
  74. Л.А. Характеристика структур интегральной индивидуаль- ности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной дея-тельности. -Дисс.канд. психол. наук. — Пятигорск, 1998. 133 с.
  75. А. Опыт типологического исследования школьников с ли- тературными и математическими способностями/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: «Феникс», 1997. — 319−341.
  76. А. Общие свойства нервной системы и познавательные способности // В. Д. Небылицин: Жизнь и научное творчество. М., 1996.
  77. Индивидуальность и способности. (Сб. науч. трудов)/Ин-т психологии РАН /Под ред. Дружинина В. П. и др. — М., 1994. — 142 с.
  78. Интефальная индивидуальность человека и ее развитие/Под ред. Б. А. Вяткина. М., Изд-во института психологии РАП, 1999. — 328 с.
  79. Е.Н. Психологические характеристики планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  80. Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, рабо- тающих с творчески одаренными учашимися: Дис. … канд. психол. на-ук. — Рос-тов-н/Л. 1999. — 214 с.115
  81. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие язы- ковых способностей (индивидуально-типологический подход).Дисс.докт. психол. наук. -М., 2001. — 354 с.
  82. М.К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей / Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна:"Феникс", 1997. — 259−288.
  83. .Р. Способности и склонности. Психофизиологическое ис- следование. — Ташкент: Изд-во ФАН, 1990. -107 с.
  84. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества).-Автореф…докт. психол. наун. — Л., 1981.-31 с.
  85. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. -1985.-№ 4.-С. 9−16.
  86. Кан-Калик В.А., Пикандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. -140 с.
  87. В.И. Психология способностей к изобразительной деятель- ности. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  88. В.И. Способности и деятельность. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982.-211 с.
  89. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  90. Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-400 с.
  91. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Рос- тов-н/Д, 1996.-С. 418−425.
  92. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983. — 58−61.
  93. А.Г. Диагностика способностей в практике работы учите- 116ля/Склонности и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. — Л.: Изд-воЛГУ, 1962.-С. 50−69.
  94. А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительному творчеству/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. — М, Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С. 153−164.
  95. А.Г., Мясищев В. Н. Нсихические особенности человека. Т.2 Способности. — Изд-во ЛГУ, 1960. — 304 с.
  96. СВ. Учитель — ученик. — М, Недагогика, 1984. — 80 с.
  97. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. — М, Изд-во «Ин-тпракт. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 128с.
  98. М.Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учителя иностранного языка. — Дисс.канд. психол. наук. -М, 1993. 230с.
  99. Ю.С. Природа способностей. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1980. — 256 с.
  100. В.А. Проблемы способностей в психологии. — М.: Знание, 1971.-62 с.
  101. В.А. Опыт психологического анализа математических спо- собностей школьников/Проблемы способностей/Под ред.В. Н. Мясищева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 106−114.
  102. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М.: Про-метей, 1991.-1 Юс.
  103. Е.А. Особенности индивидуальности и психологическая под- 117держка математически одаренных школьников/Вестник ПГПУ, СерияI. Психология. -2000. — № 1−2. — 129−136.
  104. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
  105. П.В. Педагогическое мастерство как фактор развития спо- собностей учащихся//Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — 20−26.
  106. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  107. Н.В. Формирование педагогических способностей. — М.: Зна- ние, 1987.-200 с.
  108. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М: Высшая школа, 1990. — 118 с.
  109. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя/Гомельск. гос. ун-т. — Гомель, 1976. — 57 с.
  110. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятель- ности. — С-Пб, Рыбинск, 1993.
  111. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей //Проблемы способностей. — М.: Нзд-во АПН СССР, 1962. — 32−42.
  112. Н.Д. Психология труда. — М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  113. Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Учпедгиз, 1960.-428 с.
  114. И.А. Математические способности и их природные предпо- сылки/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). -Дубна: «Феникс», 1997. — 307−318.118
  115. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в снособностях школьников//Вонросы психологии. — 1985. — № 1. — 9−18.
  116. А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 94 с.
  117. Д. Психологические закономерности формирования педаго- гических способностей. — Дисс.канд. психол. наук. -М., 1987. 263 с.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -444 с.
  119. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис… канд. пед. наук. — М., 1996. — 196 с.
  120. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя/Шедагогика. — 1995. — № 6.- 48−57.
  121. А.К. Психология профессионализма. — М.: Междунар. гума- нит. фонд «Знание», 1996. — 56−57.
  122. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  123. А.П. Формирование педагогической направленности у студентов университета с учетом структуры способностей. — Авторефе-рат дисс.канд. психол. наук. -Л., 1986. 18 с.
  124. А.П. Формирование концептуальной модели профессио- нальной деятельности педагога. — Дисс.канд. психол. наук. — С-Пб., 1999. 185 с.
  125. Методы системного педагогического исследования/Под ред. Кузьми- ной Н.В. -Л., ЛГУ, 1980. — 172 с.
  126. B.C. Некоторые нервно-физиологические основы специальных способностей в труде и учебной деятельности/Проблемы способно-стей/Под ред. В. П. Мясищева. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 55−63.
  127. B.C. Структура личности: характер, способности, самосозна- ние: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». -119Пермь: ПГПИ, 1990.- 110 с.
  128. B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности /Проблемы интегрального исследования индивидуальности (республи-канский сб. науч. трудов). — Пермь: ПГПИ, 1977. — 7−36.
  129. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  130. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  131. Методы психологической диагностики. Описание и практическое при- менение. — Вып. 1.-М.: РШАИ, 1993. — 85 с.
  132. К. Структура коммуникативных способностей учителей. — Авто- реферат дисс. …канд. психол. наук. -С-Пб., 1993. — 15 с.
  133. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. — 215 с.
  134. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: пси- хологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, посо-бие /РАО. МПСИ. — М.: Флинта, 2001.-192 с.
  135. Л.М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: Пси- хологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. — 144 с.
  136. Е.С. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. — Авторефератдисс… канд. психол. наук. -Л., 1990. 18 с.
  137. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвеш-ение, 1 201 986.- 160 c.
  138. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психоло- гической культуры учителя. — Дисс.канд. психол. наук. — Казань, 1995.207 с.
  139. В.Н. О связи склонностей и способностей/Склонности и спо- собности/Под ред. В. Н. Мясищева. — ЛГУ, 1962. — 3−14.
  140. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи/Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 5−14.
  141. А.Я. Современные подходы к проблеме формирования способно- стей учителя //Формирование способностей человека: Материалы реги-он, симпозиума. — Оренбург: Изд-во ОГУ. 1999. — С 58−61.
  142. В.Д. Современное состояние факторного анализа//Вопросы психологии. — 1960. — № 4. — 45−60.
  143. М.Д. Диагностирование способностей в современной болгар- ской психологии//Индивидуальность и способности: Сб. науч. трудов. -М.: Ин-т психологии РАН, 1994. -С. 129−139.
  144. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  145. Основы вузовской педагогики/Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. — Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 311 с.
  146. Педагогические и управленческие способности и их диагностика/Под ред. Коссова Б. Б. — М., 1991.-56 с.
  147. К.К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972. — 312 с.
  148. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  149. Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки. — Авторефератдисс… канд.психол. наук. -Пермь, 1997. 27 с.
  150. Практическая психодиагоностика: методики и тесты/Под ред. 121Д.Я.Райгородского. — Самара: БАХРАХ, 1999. -672 с.
  151. Прикладная социальная психология: учебное пособие/Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., Институт практической психологии-Воронеж, Изд-во ППО МОДЭК, 1998. — 688 с.
  152. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. — Изд-во Московского университета, 1991. — 192 с.
  153. Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педаго- гические аспекты. — Пермь: Изд-во ШЛИ, 1985. -110 с.
  154. Проблемы способностей/Отв. ред. В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-308 с. 167. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена: Метод, рекомендации для пси-хологов/Сост. Е. В. Осмина. — Ижевск: Гум. лицей, 1994. — 18 с.
  155. Психологические проблемы формирования педагогической направлен- ности и педагогических способностей (сб. научн. тр.)/Под ред. В. А. Крутецкого. — М.: МГПИ, 1982. — 109 с.
  156. Психология личности: тесты, опросники, методики./Сост. Н.В. Кирше- ва, Н. В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995. — 220 с.
  157. Психология педагогического общения (методические разработки для преподавателей и студентов) / Сост. Страхов И. В. — Саратов: СГИИ, 1980.96 с.
  158. Психология становления педагога профессиональной школы/Под ред. Зеера Э. Ф. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -148 с.
  159. Психология учителя (тезисы докладов к VII съезду общества психоло- гов СССРУАН СССР, о-во психологов СССР. — М., 1989. -183 с.
  160. Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, пер- спективы. — М.: Когито, 1999. -144 с.
  161. Развитие и диагностика способностей/Под ред. Дружинина В. Н., Шад- рикова В.Д. — М.: «Паука», 1991. — 177 с.
  162. В.М. Понимание учителем личности учащегося: Автореф. 122дис… канд. пед. наук. — М., 1973. -16 с.
  163. Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тес- ты: Учеб. пособие. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  164. Т.Д., Шляхта П. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб пособие. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Изд-во «Флин-та», 1998. — 264 с.
  165. А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. — СПб.: СПб. ГУ, 2001. — 224 с.
  166. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности из- бранной профессией//Вопросы психологии. — 1988. — № I. — 83−88.
  167. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд- во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  168. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. — С- Пб.:ЛГОУ, 1996.- 109 с.
  169. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.-81 с.
  170. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагности- ка/ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1989. — 89 с.
  171. Е.И. Пастольная книга практического психолога в образовании. — М: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. -527 с.
  172. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.:ВЛАДОС, 1998. — 494 с.
  173. Л. Основы обш-ей психологии. — С-Пб. «Питер», 1999. — 705 с.
  174. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории/УВопросы психологии. — 1960. — J*!» 3. — 3−14.
  175. Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и воз-раста). -Автореферат дисс… канд. психол. наук. -Пермь, 1996. — 21 с.
  176. Г. И. Половозрастные особенности педагогической одаренно- 123сти школьников/Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. -1995. № 1. — 45−51.
  177. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду- альности (ОФДСИ). Методическое пособие. — М., РШ РАН, 1997. — 50 с.
  178. В.М., Наумова Е. П. О связях общих способностей с интеллек- туальными шкалами темперамента/Шсихологический журнал. — 1999. -№ 1.-Т.20.-С. 70−77.
  179. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М.: Межд. пед. академия, 1995. — 192 с.
  180. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. — М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
  181. И.И. Социально-перцептивные способности в структуре пе- дагогической деятельности/Способности и деятельность (Межвузов-ский сб.науч. трудов). -Ярославль, 1989. — 61−11.
  182. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригод- ности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991.- 142 с.
  183. В.И. Выявление и структуры деятельности //Вопросы психологии. — 2000. — № 2. -С. 42−52.
  184. И.Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика: Дис.канд. психол. наук. — Пермь, 1997.-165 с.
  185. Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). — Дубна: ФЕНРПСС, 1997.-387 с.
  186. Способности и интересы. — М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 237 с.
  187. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. — М.: Моск. психоло.-соц. ин-т: Флинта, 1998. -364 с.
  188. Н.А. О взаимодействии специальных педагогических и лин- гвистических способностей в деятельности преподавателя иностранно-124го языка технического вуза. — Автореферат дисс.канд. психол. наук. -Л., 1978.20 с.
  189. Л.М. Формирование эмоциональности недагогической дея- тельности будущих учителей: Дис. … канд. нед. наук. — Саратов, 2000. -185 с.
  190. Г. В. Основы математической статистики для психоло- гов. Д.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 236−252.
  191. Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя: Дис… канд. психол. наук. — СПб., 1997. — 160 с.
  192. Теоретические основы, прикладное применение и методики 205. 205. Теоретические основы прикладное применение и методики дифферен-циальной психофизиологии (республиканский сборник). — Пермь: ПГПИ, 1977.-102 с.
  193. .М. Избранные труды. Способности и одаренность — М.: Педа- гогика, 1985. 15−41.
  194. .М. Психологическая характеристика личности (глава из учебника)/Способности (к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова). -Дубна: «Феникс», 1997.-С. 141−159.
  195. Н.В. Стилевые и продуктивные характеристики способно- стей: типологический подход//Вопросы психологии. — 1988. — JSTa 3. — 106−115.
  196. В.А., Голубева Э. А. Развитие концепции интегральной инди- видуальности В.С.Мерлина в Пермском госуниверситете/Психологический журнал. — 2002. — Т.23. — № 3. — 138−142.
  197. Е.Е. Диагностика креативности: Метод.рук. — СПб.: ИМАТОП, 2000.-С. 121−167.
  198. Учитель: Крупным планом. Социально-педагогические проблемы учи- тельской деятельности. — СПб.: Изд-во СПб. Гос. ун-та пед. мастерства, 1994.-132 с.
  199. Фигурная форма «А» теста творческого мышления П. Торренса — ТТСТ: 125Метод.реком.по работе с тестом (для школьных психологов). — М., 1990.-44 с.
  200. Т.М. Профессиональные способности учителя изобрази- тельного искусства: структура, детерминанты, индивидуальные осо-бенности и проявление. — Автореферат дисс.канд.психол.наук. -Пермь, 2003.-23 с.
  201. Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя. — Автореферат дисс.канд.психол.наук. -Пермь, 1993.-21 с.
  202. Т.М. Специальные способности учителя математи- ки//Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. -1995. — № 1. — 20−32.
  203. Т.М. Специальные способности будущих учителей изобра- зительного искусства и черчения // Образование и наука. — 2002. — № 1(13).-С. 141−152.
  204. Т.М., Харламова Т. М. Развитие специальных способностей учителя изобразительного искусства и черчения // Вестник ПГПУ№.Серия 1. Психология. — 2002. — № 1−2. — 61−74.
  205. Т.М., Шведчикова Ю. С. специальные способности учителя в процессе его профессионального становления // Вестник ПГПУ. —Сер.1. Психология. — 2001 № 1. — 45−55.
  206. Т.Ф. психологический анализ структуры музыкально- педагогических способностей (на примере студентов музыкаль-ноОпедагогическиого факультета). — Дисс.канд.психол.наук. — Киев, 1983.-149 с.
  207. Г. И. Мозг и душа. — М.: Круг, 1994. 289 с.
  208. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей /Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — 78.-89.126
  209. В.Д. О содержании понятий «снособности» и «одаренность «//Психологический журнал. — 1983. — № 5. — Т.4. — С 3−10
  210. В.Д. О структуре нознавательных способностей / Психо- логический журнал. — 1985. — № 3. — Т.6. — 38−46.
  211. В.Д. Проблемы профессиональных способностей //Психологический журнал. — 1982. — № 5. — Т.З. — 13−26
  212. В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.-318 с.
  213. Ш, адриков В. Д. Способности человека. — М.: Изд-во Ин-т практ. психо- логии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  214. СИ. Психологический анализ структуры математических спо- собностей в старшем школьном возрасте/Вонросы психологииспособностей/Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973.-С. 90-
  215. Ш9ин А. Диалог как основа педагогического обшения/Вопросы пси- хологии. — 1991. — № 1. — 44−52.
  216. Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами инди-видуальности: Дис… канд. психол. наук. -Пермь., 2002. -188 с.
  217. Шкалы для анализа деятельности педагогов (методические рекоменда- ции) /Сост. Н. В. Кузьмина -Л., 1975. — 12 с.
  218. Ш^ербаков А.И. О методологии и методике изучения труда и личности учителя/Психология труда и личности учителя (Сб. науч. трудов) /Подред. А. И. Щербакова Выпуск 1. — Л.: Ленингр. гос. гед. ин-т им. А. И. Герцена, 1976.-С. 3−29.
  219. Ш^ербаков А. И. Способности личности и обшество //Проблема разви- 127тия познавательных способностей. — М., 1983. — 3−20.
  220. В.П. К вопросу об экспериментальном исследовании литера- турных способностей/Проблемы способностей/Под ред. В.Н. Мясише-ва. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 205−214.
  221. В.А. Методология и техника социологического исследования. — Тарту: Госуниверситет, 1969. -281 с.
  222. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара: Самарский ун-т, 1995. — 328 с.
  223. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Моск. психол. ин-т- Флинта, 1997. — 223 с.
  224. А.В. Об ошибках в определениях способностей / Склонно- сти и способности/Под ред. В. Н. Мясищева. — ЛГУ, 1962. — 70−79.
  225. Amabile Т.М. The social psychology of creativity. — New York: Springer- Verlag, 1983.
  226. Ayer F.C. The psychology of Drawing with special Reference to laboratory Teaching. -Baltimore, 1916.
  227. Ball O.E., Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., Illinois, 1992.
  228. Ваггоп F., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality //Annual Review of Psychology. — 1981. — V. 32. — P. 439−476.
  229. Clenient M., Vandenberghe R. Teachers' professional development: a soli- tary or collegial (ad)venture?// Teaching and Teacher Education. Vol. 16, Issue 1, January 2000, P. 81 -101.
  230. Ghaith G., Shaaban K. The relationship between perceptions of teaching concerns, teacher efficacy, and selected teacher characteristics// Teachingand Teacher Education. Vol. 15, Issue 5, July 1999, P. 487−496.
  231. Henson K.R. The effects of participation in teacher research on teacher effi- 128cacy// Teaching and Teacher Education. Vol. 17, Issue 7, October 2001, P.819−836.
  232. Klaassen A.C. Teacher pedagogical competence and sensibility // Teaching and Teacher Education. Vol. 18. Issue 2, February 2002. P. 151−158.
  233. Knight P. A systemic approach to professional development: learning as practice //Teaching and Teacher Education. Vol. 18. 2002. P. Teaching andTeacher Education. Vol. 18. Issue 3, April 2002. P. 229−241.
  234. Mehrabian A, Epstein N. A measure of emotional empathy // J Of Personal- ity. — 1972.-V. 4O.-№ 4.
  235. Michele D. Crockett M.D. Inquiry as professional development: creating di- lemmas through teachers' work// Teaching and Teacher Education. Vol. 18. Issue 5, July 2002. P. 609−624.
  236. Ryans P. G Some relationships between pupil characteristics // Journal of Educational Psychology. Vol. 53. 1961. P. 82−90.129
Заполнить форму текущей работой