Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многочисленные исследования (В.А. Ананьев, Г. А. Арина, О. В. Зайцева, Д. Н. Исаев, A.A. Михеева и др.) показывают, что существуют взаимообусловленные психологические и соматические факторы в генезе ОРЗ. А. А Михеева. (1999) показала, что при повышенных требованиях внешней среды часто болеющий ребенок при наличии психологических предпосылок приобретает одно или несколько хронических заболеваний… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы психического развития часто болеющих детей.

1.1. Медико-психологические характеристики часто болеющих детей.

1.2. Особенности психолого-социальной адаптации часто болеющих детей младшего школьного возраста. Проблема школьной дезадаптации.

1.3. Закономерности развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста.

1.3.1. Морфогенез мозга.

1.3.2 Формирование высших психических функций у младших школьников.

1.4. Динамика развития соматогнозиса и пространственно-временных характеристик в онтогенезе.

Глава 2. Методология, материалы и методы исследования.

2.1. Теоретико-методологическое обоснование исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Характеристика выборки.

Глава 3. Результаты нейропсихологического исследования развития ВПФ у часто болеющих детей младшего школьного возраста и их обсуждение.

3.1. Результаты нейропсихологического исследования психических функций у часто болеющих детей.

3.1.1. Исследование внимания.

3.1.2. Исследование двигательной сферы.

3.1.3. Пространственный гнозис.

3.1.4. Исследование гнозиса.

3.1.5. Исследование слухо-речевой сферы.

3.1.6. Исследование фонематического слуха.

3.1.7. Понимание логико-грамматических конструкций.

3.1.8. Исследование мышления.

3.2. Сравнительный анализ результатов нейропсихологического исследования в подгруппах часто болеющих детей.

3.3. Обсуждение результатов исследования.

3.4. Профилактика и психокоррекция особенностей развития высших психических функций у часто болеющих детей.

Особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее время отмечается увеличение числа детей, страдающих различными соматическими заболеваниями [6, 7, 9, 25, 39, 42, 97, 98, 99, 115, 120, 134 и др.]. Среди нозологий, встречаемых у детей младшего школьного возраста, на первое место выходят острые респираторные заболевания [здесь и далее по текстуОРЗ]. По данным о состоянии здоровья населения России численность детей особенно подверженных ОРЗ составляет 70 — 75%, а число абсолютно здоровых детей снизилось до 10% [25]. Таким образом, часто болеющие дети составляют самую большую группу детей нуждающихся в медико-психологической поддержке.

В настоящее время этой категорией детей занимаются в основном педиатры, так как считается, что это сугубо медицинская проблема. По классификации, предложенной Барановым A.A. и Альбицким В. Ю. (1986), к категории часто болеющих детей относят детей первого года жизни, болеющих четыре и более раз в год. До трех лет — болеющих шесть и более. Четырех — пяти лет, болеющих пять и более раз в годстарше пяти лет, болеющих четыре и более раз в год [3].

Многочисленные исследования (В.А. Ананьев, Г. А. Арина, О. В. Зайцева, Д. Н. Исаев, A.A. Михеева и др.) показывают, что существуют взаимообусловленные психологические и соматические факторы в генезе ОРЗ. А. А Михеева. (1999) показала, что при повышенных требованиях внешней среды часто болеющий ребенок при наличии психологических предпосылок приобретает одно или несколько хронических заболеваний [77]. К психологическим факторам относят высокий уровень тревожности, сниженную самооценку, неприятие себя, негативное самоотношение, наличие негативных переживаний по ряду факторов внутренней картины болезни, недостаточные коммуникативные навыки. Часто болеющие дети, по мнению A.A. Михеевой (1999), в силу особенностей своего развития, составляют достаточно проблематичную группу, неоднородную по своему составу.

При обучении в общеобразовательной школе часто болеющие дети сталкиваются с проблемой адаптации к учебной деятельности [9,16, 18, 20, 27, 62 и др.], которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Процесс обучения является сложной познавательной деятельностью, под влиянием которой у детей происходят значительные морфофункциональные изменения, отражающиеся в способности усваивать учебный материал. Нейропсихология индивидуальных различий указывает на индивидуальные различия в формировании психической деятельности у детей на разных возрастных этапах, что проявляется в неодинаковом темпе усвоения школьного материала разными детьми [35, 68,73, 82 и др.].

Л.С. Выготский отмечает, что основным психологическим новообразованием у детей младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, появление которого перестраивает другие познавательные процессы и способствует развитию произвольного регулирования поведением [28, 30]. Несформированность учебной деятельности на ранних этапах обучения приводит в дальнейшем к нарушению развития высших психических функций и поведения ребенка в целом, что нередко является причиной распределения таких детей в коррекционные классы.

Отягощенный перинатальный анамнез, частые простудные заболевания, сопровождающиеся симптомами интоксикации, обуславливают отставание своевременного и полноценного формирования психической деятельности у этой категории детей. Завышенные социальные требования со стороны школы и родителей являются причиной истощения и без того низких резервных возможностей ребенка, что приводит к обострению заболеваний.

Многочисленные исследования проблемы часто болеющих детей акцентируют внимание на психологических особенностях ребенка и специфике детско-родительских отношений. [9, 10, 44, 54, 77, 79 и др.] Исследования же влияния частых простудных заболеваний на формирование психических функций у детей младшего школьного возраста практически отсутствуют.

Объект исследования: высшие психические функции у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

Цель исследования — выявить особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:

Развитие высших психических функций у часто болеющих детей отличается от соматически здоровых особенностями развития произвольного внимания, двигательного праксиса, соматогнозиса, что обуславливает трудности усвоения ими школьной программы.

Задачи исследования. В соответствии с поставленными целями и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературных данных по проблеме психического развития часто болеющих детей и сформировать методологический аппарат исследования.

2.

Провести анамнестический анализ факторов, отягощающих развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

3.

Провести эмпирическое исследование особенностей и степени сформированности высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

Осуществить анализ динамики развития ВПФ у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

5. Сформулировать рекомендации по профилактике и коррекции особенностей развития высших психических функций у часто болеющих детей.

Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (здесь и далее по тексту — ВПФ) Л. С. Выготскогопредставления о роли биологического и социального в развитии ребенка, о двустороннем взаимовлиянии морфогенеза мозга с формированием психики JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев [28, 29, 30, 59, 64, 65, 66]- учение о функциональных системах и их гетерохронном развитии П. К. Анохина [8], концепция о системной и динамической локализации ВПФ, учение о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе А. Р. Лурия [63, 65, 66]- концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста (Л.С. Цветкова, 2001) [131], методология «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, 2007) [101, 102].

Надежность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечиваются применением теоретически обоснованных методик нейропсихологического обследования, адекватных предмету и задачам настоящего исследованияорганизацией нейропсихологического исследования в соответствии со стандартами экспериментальной нейропсихологии, системностью исследовательских процедур, тщательностью качественного и количественного анализа материалов.

Статистическая достоверность результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки и использованием для обработки данных современных статистических методов, отвечающих специфике полученных эмпирических данных.

Научная новизна.

Впервые проведено развернутое нейропсихологическое исследование часто болеющих детей младшего школьного возраста, которое выявило у них особенности в развитии высших психических функций.

— Получены новые данные, дающие расширенные представления об особенностях развития ВПФ у часто болеющих детей младшего школьного возраста, обуславливающие трудности усвоения школьной программы.

— Выявлена неоднородность нарушений высших психических функций, в группе часто болеющих детей в зависимости от типа реагирования центральной нервной системы («медленный», «быстрый»).

— Результаты исследования пространственного праксиса часто болеющих детей младшего школьного возраста дают новое представление о связи нарушенного соматогнозиса, оптико-пространственного восприятия и стратегии оптико-пространственной деятельности.

— Впервые показана возможность адекватного психического развития часто болеющих детей в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения (чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, а также четкое соблюдение режима дня).

Теоретическая значимость эмпирического исследования состоит в том, что оно расширяет представления об отягощающем влиянии на формирующуюся стратегию оптико-пространственной деятельности и ВПФ частых простудных заболеваний ребенка. Разработанная система психолого-медико-педагогических рекомендаций является новым и перспективным направлением в формирующем обучении часто болеющих детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в подчеркивании психологических аспектов традиционно медицинской проблемы часто болеющих детей.

Результаты исследования:

• ориентируют специалистов на необходимость ранней диагностики особенностей формирования высших психических функций, особенно соматогнозиса у часто болеющих детей;

• своевременное проведение профилактических и коррекционных занятий.

Полученные результаты могут войти в лекционные курсы по «Нейропсихологии детского возраста», «Психологии реабилитации и восстановления высших психических функций» для подготовки клинических психологов.

Положения, выдвигаемые на защиту.

1. Часто болеющие младшие школьники имеют особенности развития высших психических функций, которые проявляются отставанием в формировании произвольного внимания, двигательных функций и оптико-пространственного восприятия.

2. Нарушения высших психических функций у часто болеющих детей проявляются либо снижением динамики психической деятельности, либо снижением регуляторных функций психической деятельности.

3. В условиях частых простудных заболеваний у ребенка происходит искажение соматогнозиса, что приводит к нарушению пространственного гнозиса, оптико-пространственного восприятия, пространственно-временных представлений, последовательности и целостности сохранения образов представлений, что влияет на формирование навыков письма, чтения, графической деятельности, отсроченного воспроизведения.

4. Выявленные нарушения высших психических функций у часто болеющих детей могут компенсироваться и не оказывать негативного влияния на успешность учебной деятельности в условиях активного психолого-педагогического сопровождения. и.

Методы исследования.

1. сравнительный метод.

2. Архивный метод — анализ историй развития ребенка (форма 112-у) на базе детской поликлиники № 2 г. Владивостока.

3. Нейропсихологическое исследование детей младшего школьного возраста методом А. Р. Лурия в модификации J1.C. Цветковой.

4. Статистический метод — использование методов математической статистики (при сравнении групп использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборокдля установления корреляционных связейкоэффициент корреляциикритерий Пирсона. Для статистического анализа использовался программный пакет SPSS for Windows, Standart Version 11.5, Copyright © SPSS Inc., 2002).

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры клинической психологии, цикловой методической комиссии по клинической психологии ВГМУ (2005, 2006, 2007 г. г.), на расширенном заседании кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии ТГУ (2005), совместном заседании проблемной комиссии по психиатрии и клинической психологии ВГМУ и НИИ психического здоровья г. Томска (Владивосток, 2007 г.), на заседаниях кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии ТГУ (2005, 2009).

Основные результаты доложены на региональной научно-исследовательской конференции «Здоровье подростков: проблемы и пути их решения» (Владивосток, 2004), первой и второй межрегиональной конференции «Актуальные вопросы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2007, 2008), на II Сибирском психологическом форуме «Психологическое исследование: теория, методология, практика, образование» (Томск, 2007).

Материалы диссертации представлены в 6 публикациях, в том числе 2 статьи в журналах рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка цитируемой литературы, включающего 162 наименования, из них 21 на иностранных языках, приложении. Текст диссертации изложен на 164 страницах. Работа содержит 17 таблиц, 9 рисунков.

Выводы.

1. У часто болеющих простудными заболеваниями детей выявлен высокий уровень перинатального риска: матери достоверно чаще матерей здоровых детей переживали стрессовые состояния, осложнения беременности и родов.

2. В анамнезе часто болеющих простудными заболеваниями детей выявлен короткий период грудного вскармливания, в среднем 3 месяца.

3. У часто болеющих простудными заболеваниями детей младшего школьного возраста выявлено нарушение соматогнозиса, пространственно-временных представлений и стратегии оптико-пространственной деятельности, произвольного внимания.

4. Выявлена прямая значимая связь между искажением соматогнозиса и нарушением оптико-пространственного гнозиса.

5. У часто болеющих простудными заболеваниями детей младшего школьного возраста выявлено отставание в развитии реципрокной координации, двигательного праксиса.

6. Нарушения высших психических функций у часто болеющих простудными заболеваниями детей проявляются либо снижением динамики психической деятельности, либо снижением регуляторных механизмов психической деятельности.

Заключение

и выводы.

Актуальность проблемы психического развития часто болеющих детей обусловлена данными медицинской статистики об увеличении этой категории детей (70 — 75% детей) и тем фактом, что они составляют группу риска по задержке психического развития.

В связи с этим целью, представленного к защите исследования явилось изучение особенностей развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели был проведен литературно-информационный поиск и эмпирическое исследование.

Литературно-информационный поиск показал, что проблемой часто болеющих детей занимаются преимущественно педиатры. Исследования в психологии направлены на изучение психологических особенностей этой категории детей и специфики детско-родительских отношений. В доступной нам литературе данных о нейропсихологическом исследовании развития ВПФ часто болеющих детей не встречено.

Эмпирическое исследование включало следующие методы: беседа, архивный, нейропсихологический. Для проведения нейропсихологического исследования детей использовалась методика нейропсихологической диагностики детей Л. С. Цветковой (1998). Она представляет собой модифицированный вариант схемы нейропсихологического обследования, разработанный А. Р. Лурия и его сотрудниками. Проводилось нейропсихологическое исследование основных психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

Полученные результаты обработаны с помощью статистического анализа. Для оценки достоверности различий использовался корреляционный метод, IIкритерий Манна-Уитни, критерий Пирсона (%2).

Выборка представлена двумя группами детей младшего школьного возраста: 94 соматически здоровых детей составили контрольную группу- 98 часто болеющих детей — экспериментальную группу. Кроме того, в выборку вошли матери всех обследованных детей — 192 чел. Отбор детей в группы проводился на основании изучения истории развития ребенка, жалоб родителей и педагогов, подтвержденные данными медицинских карт (Ф-112у).

Для решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: часто болеющие простудными заболеваниями дети отстают в развитии высших психических функций, что обуславливается отягощенностью перинатального анамнеза и соматической ослабленностью, а также ограниченностью социальной активности.

Результаты проведенного исследования показали, что часто болеющие дети отличаются от соматически здоровых детей отставанием в формировании произвольного внимания, пластичности двигательных функций и оптико-пространственного восприятия. Анализ перинатального периода развития детей показал высокую встречаемость факторов перинатального риска, в группе часто болеющих детей. Выявленные различия отличаются высокой степенью достоверности (Р<0,001). Факторы перинатального риска по данным JT.C. Цветковой, A.B. Семенович, В. В. Лебединского и др. закономерно обусловливают морфофизиологическую незрелость верхнее-стволовых и подкорковых структур мозга.

Проведенное исследование показало, что группа часто болеющих детей неоднородна по своему составу. Среди них выделены дети «медленного» и «быстрого» типов реагирования. Полученные в ходе исследования результаты показали специфические особенности в формировании ВПФ в выделенных подгруппах детей. Для детей медленного типа характерны симптомы, связанные со снижением динамики психической деятельности. Это проявлялось в вялости, быстрой утомляемости, медленном темпе работы, трудностях переключения с одного вида деятельности на другой.

Для детей, относящихся к «быстрому» типу характерно снижение регуляторных механизмов психической деятельности. Сюда относится недостаточность контроля за поведением и регуляции деятельности при сохранности ее речевого программирования и целеполагания.

Также в экспериментальной группе выделена подгруппа детей (22%) по своему психическому развитию не отличающаяся от детей контрольной группы. Исследование психосоциальных факторов: особенностей детско-родительского отношения, типа воспитания, характера заботы родителей о школьной успешности, показало высокий уровень позитивного отношения к ребенку и заботы о нем. Эти результаты свидетельствуют о том, что недостаточная сформированность высших психических функций в результате частых простудных заболеваний имеет обратимый характер при соответствующей работе с ребенком.

Результаты корреляционного анализа анамнестических данных с результатами состояния психической сферы показали, что переживание матерью хронических стрессовых ситуаций во время беременности ведет к нарушению нормального ее протекания, что в дальнейшем отражается на формировании психической деятельности ребенка. Это проявляется недостаточностью развития высших психических функций, незрелостью первого функционального блока мозга.

Анализ анамнестических данных и особенностей детско-родительских отношений показал патологическое влияние матери часто болеющего ребенка на формирование у него схемы тела в условиях болезни. Результаты нейропсихологического исследования подтвердили, что частые простудные заболевания искажают нормальное восприятие схемы тела, которое подкрепляется избыточным вниманием к нему со стороны родителей. Именно соматогнозис ребенка во многом определяет его произвольную саморегуляцию (программирование, целеполагание и т. д.), так как произвольная саморегуляция будет стремиться к максимальному удовлетворению потребностей его соматогнозиса. Как отмечает A.B. Семенович (2006), именно схема тела является той моделью, архитектурным пластом, который организует взаимодействие различных сенсомоторных систем человека, без чего его внешняя пространственно-временная (так же как и речевая или эмоциональная) актуализация весьма проблематична.

Нарушение формирования соматогнозиса приводит к нарушению пространственного гнозиса, оптико-пространственного восприятия и нарушению восприятия времени у ЧБД, формированию навыков письменной речи. Эти нарушения в свою очередь могут стать причиной несформированности такого механизма памяти, как отсроченное воспроизведение.

Исследования показали, что большая часть (48%) часто болеющих детей имеет трудности в усвоении школьного материала. Другая часть детей (30%), которая справляется со школьными нагрузками, делает это в ущерб своему здоровью. Частые пропуски занятий приводят к уменьшению общения со сверстниками, что, в сочетании с особенностями детско-родительских отношений, приводит к эмоциональной неуверенности. Сочетание эмоционально неуверенности с вегетативными регуляторными расстройствами создает почву для формирования неврозоподобных расстройств, таких как тики, заикание, энурез.

Проведенный сравнительный анализ результатов нейропсихологического исследования экспериментальной и контрольной групп показал, что по таким пробам, как проба Хэда, сформированность речи, фонематический слух, понимание логико-грамматических ошибок, наглядно-образное мышление — дети экспериментальной группы отстают приблизительно на два года.

Таким образом, анализ результатов нейропсихологического исследования выявил несколько отличительных особенностей в формировании ВПФ у часто болеющих детей.

Первой особенностью является отставание в развитии психической сферы, которое выражается в замедленном темпе формирования ВПФ. В нашем исследовании отставание в развитии от соматически здоровых детей по некоторым показателям составляет примерно два года.

Второй особенностью является повышенная истощаемость психической деятельности, что проявляется в пробах на внимание и двигательный праксис. Данные анамнеза и жалоб детей подтверждают дисфункцию подкорковых структур, незрелость подкорко-корковых и корко-подкорковых связей.

Третьей особенностью является, выявленный в ходе обследования, низкий уровень сформированности речи, что вызывает отставание формирования произвольной регуляции и контроля деятельности и поведения с помощью речи.

Четвертая особенность: выявлено наличие амбилатеральных черт при исследовании мануальной, зрительной и слуховой модальностей, что свидетельствует о незрелости межполушарного взаимодействия.

Пятой особенностью является то, что в результате хронических заболеваний у часто болеющих детей происходит формирование искаженного восприятия схемы тела. Нарушение формирования соматогнозиса приводит к нарушению формирования пространственного гнозиса, оптико-пространственного восприятия.

Шестой особенностью является то, что недостаточная сформированность высших психических функций, в результате частых простудных заболеваний, имеет обратимый характер. Для полноценного развития этой категории детей требуется активная стимуляция познавательной деятельности.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что психическое развитие часто болеющих детей имеет особенности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / JI.C. Цветкова, A.B. Семенович, С. Н. Котягина и др.- под ред. JI.C. Цветковой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2006. — 296 с.
  2. В.В. Пространственная организация биоэлектрической активности мозга детей с трудностями обучения / В. В. Алферова, Т. А. Кудрякова // Физиология человека. 1994. — Т. 20, № 5. — С. 151.
  3. В.Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В. Ю. Альбицкий, A.A. Баранов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 184 с.
  4. Г. Психосоматическая терапия / Г. Амон. СПб.: Речь, 2000. — 239 с.
  5. Анализ межполушарной асимметрии мозга / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Наука, 1986. — 206 с.
  6. В.А. Основы психологии здоровья. / В. А. Ананьев. -СПб.: Речь, 2006. Книга 1: Концептуальные основы психического здоровья. — 384 с.
  7. Е.И. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещаемых дошкольные учреждения / Е. И. Андреева, Б. К. Мусина // Педиатрия. 1990. — № 9. — С. 63−67.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 548 с.
  9. Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, H.A. Коваленко // Школа здоровья. 1995. — № 3. — С. 116−124.
  10. Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 67−77.
  11. T.B. Вариативность письма у первоклассников: системный нейропсихологический анализ / Т. В. Ахутина, Ю. Д. Бабаева, A.A. Корнеев // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2006. — № 3. -С. 59−69.
  12. Т.В. Нейропсихологический анализ особенностей психических функций у детей-близнецов / Т. В. Ахутина, М. Е. Егорова, Д. Н. Чернов // Школа здоровья. 2005. — № 3. — С. 5−12.
  13. Т.В. Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян, H.H. Низнайко // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 1999. — № 4. — С. 36−48.
  14. JI.O. Детская неврология / JI.O. Бадалян. М.: Медицина, 1975. — 367 с.
  15. JI.O. Синдромы дефицита внимания у детей: обозрение психиатрии и медицинской психологии / Л. О. Бадалян, H.H. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Неврологический вестник им. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 7489.
  16. Н.П. Психологические условия адаптации частоболеющих детей в начальной школе: дис.. к. псих, н.: 19.00.07 / Бадьина Наталья Петровна. М., 2004. — 198 с.
  17. М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учеб. пособ. / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. М.: Психология, 2003. — 320 с.
  18. А.И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия. 1983. — № 5. — С. 40−43.
  19. М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Академия, 1996. — 240 с.
  20. А.Ю. Психосоматические и соматоформные расстройства (обзор, часть 1)./ Березанцев А. Ю. // Рос психиат журн. 2001. -№ 3.- С. 61−69.
  21. Боровиков В. STATISTIC А: искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
  22. Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  23. В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионов // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.38−47.
  24. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России: / Ю. Е. Вельтищев // Доклад на Конгрессе педиатров России, февраль 1999. URL // http: /nature, web.ru/db/msg.html ?mid=l 171 060&uri=index.html. (Дата обращения 17.09.2006 г.)
  25. JI.C. Психология и учение о локализации высших психических функций / JI.C. Выготский // Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е. Д. Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004. — Стр. 91−97.
  26. JI.C. Психология развития ребенка / J1.C. Выготский. -М.: Эксмо, 2005. 507 с. — (Библиотека всемирной психологии).
  27. JI.C. Собрание сочинений : В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. — 1983. — 367 с.
  28. Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е. Э. Газарова. М.: Изд-во Ин-та общегуманитарных исследований, 2002. — 192 с.
  29. A.B. Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике / A.B. Густов, Т. В. Мельникова, Е. В. Гузанова. -Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 150 с.
  30. Девиантное материнское поведение / И. В. Брутман, А. Я. Варга, М. С. Радионова, О. В. Юсупова // Московский психотерапевтический журнал.- 1996.-№ 4.-С. 18−21.
  31. X. Мозг и сознание: пер. с англ. / X. Дельгадо- пер. Л.Я. Белопольского- под ред. Г. Д. Смирнова. М.: Мир, 1971. — 264 с.
  32. Т.А. Нейропсихиатрия / Т. А. Доброхотова. М.: БИНОМ, 2006. — 300 с.
  33. В.М. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин.- 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2007. — 320 е.: ил. — (Учебник для вузов).
  34. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии.- 1997.-№ 4.-С. 138−146.
  35. H.H. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / H.H. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — № 1. — С. 57−61.
  36. H.H. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследования / H.H. Заваденко, A.C. Петрухин, Н. Г. Манелис // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 21−28.
  37. O.B. Часто болеющие дети: некоторые аспекты профилактики и лечения: Электронный ресурс. / О. В. Зайцева. URL: http://www.consilium.medicum.com/magazines/cm/pediatrics/article/8224. (Дата обращения 23.10.2007 г.)
  38. Г. В. Актуальные проблемы современной клинической психологии / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2004. -Вып. 20. — С. 81−84.
  39. Г. В. Образование, культура и здоровье: Всероссийская конференция «Психолог в образовании» / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2005. — Вып. 22. — С. 153−155.
  40. Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д. И. Зелинская // Школа здоровья. 1995. — Т. 2, № 2. — С. 5.
  41. Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
  42. Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста / Н. И. Касаткин. М.: Б.и., 1951. — 98 с.
  43. В.К. К вопросу об электроэнцефалографических критериях нормы и патологии в детском возрасте / В. К. Каубиш // Труды Ленинградского НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. Л.: Медицина (Ленинградское отделение), 1967. — Т. 44. — С. 112.
  44. Московский научно-исследовательский институт психиатрии- Сибирский филиал АМН СССР. М.: Б.и., 1997. — С. 117−119.
  45. Н.Ю. Возрастные особенности формирования биоэлектрической активности мозга у детей с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС / Н. Ю. Кожушко // Физиология человека. -2005.-Т. 31, № 1.-С. 5−14.
  46. Н.Ю. Обучаемость детей с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС / Н. Ю. Кожушко // Вопросы психологии. 2006. — № 5. — С. 42−49.
  47. Н.К. Клиническая нейропсихология / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. М.: Academia 2003. — 141 с.
  48. Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. М.: Изд-во МГУ, 1985. -118 с.
  49. С.Н. Особенности формирования психической деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией: дис. канд. псих, наук: 19.00.04 / Котягина Светлана Николаевна. М., 2003. — 203 с.
  50. Т.А. Экспериментально-диагностическое исследование проблем родительско-детских отношений / Т. А. Кошкарова // Школа здоровья. 2005. — № 1. — С. 5−11.
  51. Л.В. Психологическое обследование: методические рекомендации / Л. В. Кулешов. СПб.: Речь, 2001. — 98 с.
  52. В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. М.: Академия, 2004. — 144 с.
  53. И.П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман // Физиология человека. 1994. -Т. 20, № 5. — С. 34−46.
  54. А.Р. Высшие психические функции человека и проблема их локализации систем / А. Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004. — С. 97−107.
  55. А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова Воронеж: МОДЭК, 1997.-63 с.
  56. А.Р. Общие принципы перестройки мозговых систем / А. Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Инт общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004.-С. 107−113.
  57. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2008. — 380 с. — (Высшее образование) (Серия «Классическая учебная книга») (С1а88Ю118).
  58. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  59. А.Р. Три основных функциональных блока мозга / А. Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Инт общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004.-С. 113−134.
  60. B.C. Психофизиология школьной адаптации. Основные факторы прогнозирования успешности пребывания детей в начальной школе / B.C. Лущекин, Е. Д. Подрезная // Школа здоровья. № 4. — С. 44−50.
  61. Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. 1997. — № 3. — С. 25−37.
  62. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н. Г. Манелис // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Ин-т общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004. — С. 786 — 802
  63. З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития / З. А. Меликян, Т. В. Ахутина // Школьный психолог. 2002. — № 16. — С. 8−10.
  64. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет / Т. В. Ахутина, С. Ю. Игнатьева, М. Ю. Максименко и др. // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 1996. — № 2. — С. 51−58.
  65. Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте / Ю. В. Микадзе // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2. — С.87−88.
  66. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6−7-летних детей / Ю. В. Микадзе, Н. П. Чурсина // Журнал практического психолога. 1996. — № 6. — С.34−44.
  67. Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008. — 284 с.
  68. С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. СПб.: Питер, 2002. — 463 с.
  69. А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Михеева Анастасия Анатольевна М., 1999. — 168 с.
  70. Мозг и поведение младенца / под ред. О. С. Адрианова М.: ИПРАН, 1993. — 229 с.
  71. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. 6-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
  72. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Academia, 1999. — 453 с.
  73. Неврология детского возраста / под ред. Шанько Г. Г. Минск: Вышэйшая школа, 1990. — С. 494.
  74. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 281 с.
  75. .М. Клинические лекции по неврологии и нейрохирургии / Б. М. Никифоров. СПб.: Питер, 1999. — 346 с.
  76. В.В. Клинико-психологические проблемы психологии телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Психологический журнал 2003. -Т. 24, № 1.с. 119−123.
  77. B.B. От традиционной психосоматики психологии телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1996. — С. 8−18.
  78. В.В. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Материалы первой международной конференции памяти А. Р. Лурия. М.: Б.и., 1998. — С. 75−82.
  79. А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов. СПб.: Питер, 2000. — 218 с.
  80. Л.И. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей различного возраста с трудностями обучения / Л. И. Переслени, Л.А. Рожкова// Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 4. — С. 5
  81. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  82. H.H. Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов / H.H. Полонская, Л. В. Яблокова, Т. В. Ахутина. Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. — 1997. — N 2. — С. 42−51.
  83. H.H. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособ. для вузов / H.H. Полонская. М.: Академия, 2007. — 192 с.
  84. H.H. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи / H.H. Полонская // Школа здоровья. 1999. — № 2. — С. 77−79.
  85. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. М.: МСПИ- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 303 с.
  86. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: учеб. пособ. / под ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана. СПб.: ПМИ, 1991.-80 с.
  87. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романовой. М.: ЧеРо- НОУ Московский психолого-социальный институт, 2006. — 775 с.
  88. А.Г., Касаткин В. Н. Часто болеющие дети, традиционный взгляд / А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин // Школа здоровья. -1996. № 2. — С.41−47.
  89. Г. А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии / Г. А. Самсыгина // Педиатрия. 2005. — № 1. — С. 6673.
  90. Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. М.: Айрис пресс, 2007. — 108 с.
  91. A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / A.B. Семенович. М.: Академия, 2002. — 227 с.
  92. A.B. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / A.B. Семенович. М.: Генезис, 2007. — 474 с.
  93. A.B. Эти невероятные левши / A.B. Семенович. М.: Генезис, 2007. — 250 с.
  94. В.Я. Психическое здоровье школьников: транскультуральный аспект / В. Я. Семке, И. Е. Куприянова, Б. А. Дашиева. -Томск: Издание НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, 2006. 162 с.
  95. В.Я. Психогении современного общества / В. Я. Семке. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. 408 с.
  96. A.A. Особенности формирования и развития мнестической деятельности у детей 6−8 и 9−11 лет, обучающихся вобщеобразовательной школе: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Сергиенко Алексей Анатольевич. М., 2006. — 24 с.
  97. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. М.: МГУ, 1985. — 233 с.
  98. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской- Ин-т общегуманитарных исследований- Московский психолого-социальный ин-т, 2004. 895 с.
  99. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия 90» / Э. Г. Симерницкая. — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991.-44 с.
  100. Р.Д. Атлас анатомии человека: в 5 т. / Р. Д. Синельников, Р. Я. Синельников. Т. 4: Учение о нервной системе и органах чувств. — М.: Медицина, 1994. — 319 е.: ил.
  101. А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников / А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2007. — С. 222.
  102. Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Л. В. Соколова, В. В. Николаева.- М.: Аргус, 1995. 359 с.
  103. Л.В. Специфика спектральных характеристик ЭЭГ детей с трудностями при обучении чтению / Л. В. Соколова // Физиология человека. 1991. — Т.17, № 5. с. 125.
  104. Справочник по прикладной статистике / под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана- пер. с англ. Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1989. -510 с.
  105. Г. Д. Состояние слуха у детей с нейропсихологическими особенностями / Г. Д. Тарасова // Вестн. оториноларингологии. 2000. — № 5.- С. 76−78.
  106. В.К. Реконвалисценты, часто болеющие и лица с бронхолегочной патологией / В. К. Таточенко, Б. С. Каганов //
  107. Вакцинопрофилактика при нарушениях здоровья: информационный сборник. М.: Б.и., 2000. — С. 222−238.
  108. А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  109. Д.А. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений. Возрастной аспект / Д. А. Фарбер, И. О. Анисимова // Физиология человека. 2000. — Т. 17, № 5. -С. 35−43.
  110. Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга: возрастные особенности и некоторые закономерности / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1991. -Т. 17, № 5. — С. 17−27.
  111. Л.В. Комплексная оценка функционального состояния часто болеющих детей / Л. В. Фархутдинова, P.P. Фархутдинов // Вестник новых медицинских технологий. 1999. — Т.6, № 3−4. — С.71−74.
  112. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. -№ 2.-С. 22−36.
  113. Г. Г. Психология материнства: учеб. пособ. / Г. Г. Филиппова М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 240 с.
  114. Г. Г. Психология материнства: Формирование позитивной самооценки на пути к повышению эффективности учебного процесса / H.A. Ермилова // Вестник АмГУ. 2005. — № 28. — С. 30−31.
  115. А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств / А.Б.
  116. Холмогорова // Соцальная и клиническая психиатрия. 2002. — № 3. — С. 97 104.
  117. Е.Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 27−38.
  118. Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 79−100.
  119. Е.Д. Новый подход к нейропсихологической диагностике / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 144 148.
  120. Т.Ю. Преодоление трудностей при обучении чтению / Т. Ю. Хотылева, О. Г. Галактионова // Школа здоровья. 2006. — № 1. — С. 5−16.
  121. JI. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учеб. пособ. М., 2005. — 359 с. — (Серия «Библиотека психолога») (Нейропсихология).
  122. JI.C. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2001. — 266 с.
  123. Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. М.: Просвещение, 1995. -303 с.
  124. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных / Л. С. Цветкова. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2004. — 420 с.
  125. Д. Б. Детская психология: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Academia, 2008. — 383 с. — (Высшее образование) (Классическая учебная книга) (Classicus).
  126. . Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. -416 с.
  127. JT.B. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки: дисс.. канд. псих, наук: 19.00.04 / Яблокова Лада Владимировна. М., 1998. — 126 с.
  128. .Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология. Патогенез. Диагностика. Коррекция. Профилактика / Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. -124 с.: ил.
  129. Abnormal activation of temporoparietal language areas during phonetic analysis in children with dyslexia / J.I. Breier, P.G. Simos, J. M. Fletcher et al // Neuropsychology. 2003. — Vol. 17 (4). — P. 610−621.
  130. Anderson V. Assessing executive function in children: biological, psychological and development considerations / V. Anderson // Pediatric rehabilitation. 2002. — № 4. — P. 119.
  131. Attention deficit disorder: old questions, new answers: part II. // The Harvard Mental Health Letter / From Harvard Medical School. 2006. — Vol. 22 (8). — P. 3−5.
  132. Brain morphometry and IQ measurements in preterm children / E.B. Isaacs, C.J. Edmonds, W.K. Chong et al // Brain: A Journal Of Neurology. 2004. — Vol. 127 (Part 12). — P. 2595−2607.
  133. Cicchetti D. Perspectives on research in developmental psychopathology / D. Cicchetti, Sh. Toth // Handbook of Child Psychol. № 4. -1998. — P. 479−583.
  134. Coopersmith S. The antecedents off self-esteem / S. Coopersmith. -San Francisco: Freeman, 1967. 283 p.
  135. Development of left occipito-temporal systems for skilled reading following a phonologically-based intervention in children / B.A. Shaywitz, S.E. Shaywitz, B. Blachman et al // Biological Psychiatry. 2004. — № 55. — p. 926−933.
  136. Frontal and parietal components of a cerebral network mediating voluntary attention to novel events / K.R. Daffner, L.F.M. Scinto, A.M. Weitzman et al // Journal of Cognitive Neuroscience. 2003. — № 15. — P. 294−313.
  137. Functional neuroanatomy of spatial working memory in children / C.A. Nelson, C.S. Monk, J. Lin et al // Developmental Psychology. 2000. — № 36. — P. 109−116.
  138. Gene vie L. The motherhood report: How women feel about being mothers / L. Genevie, E. Margolies. New York: Plenum Press, 1989. — 482 p.
  139. Gray J.R. Neurobiology of intelligence: Science and ethics / J.R. Gray, P.M. Thompson // Nature Reviews Neuroscience. 2004. — Vol. 5 (6). — P. 471 482.
  140. Handbook of School Neuropsychology / R.C.D. Amato, E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. New York: Guilford Press, Plenum Press, 2006. — 984 p.
  141. Heckman J.J. Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children / J.J. Heckman // Science, 2006. Vol. 312. — P. 1900−1902.
  142. Impaired cerebral cortical gray matter growth after treatment with dexamethasone for neonatal chronic lung disease / B. Murphy, T. Inder, P. Huppie et al // Pediatrics. 2001. — № 107. — P. 217−221.
  143. Johnson K.A. Whole brain atlas, from Harvard University web site / K.A. Johnson, J.A. Becker. URL: http://www.med.harvard.edu/AANLIB/home.html. — (Date of the manipulation March 10, 2004).
  144. Lipowski Z.J. Psychosomatic medicine and liaison psychiatry / Z.J. Lipowski. New York: Plenum Press, 1985. — 453 p.
  145. Luciana M. Cognitive development in children born preterm: Implications for theories of brain plasticity following early injury / M. Luciana // Development & Psychopathology. 2003. — № 15. — P. 1017−1047.
  146. Maternal depression, child behavior and injury / K. Phelan, J. Khoury, H. Atherton, R.S. Kahn // Injury Prevention. 2007. — Vol. 13. — P. 403−408.
  147. Neurobehavioral functioning in neonatal intensive care unit graduates in late childhood and early adolescence / W.J. Curtis, L.L. Lindeke, M.K. Georgieff, C.A. Nelson // Brain: A Journal Of Neurology. 2002. — Vol. 125 (Part 7). — P. 1646−59.
  148. The X-trials: Neural correlates of an inhibitory control task in children and adults / E.P. Davis, J. Bruce, K. Snyder, C.A. Nelson // Journal of Cognitive Neuroscience. 2003. — № 15. — P. 432−443.
  149. Trauzettel-Klosinski S. Dyslexia. Bases of reading. Reading-writing disorder / S. Trauzettel-Klosinski // Child Neuropsychology. 2002. — Vol. 5. — P. 104.
Заполнить форму текущей работой