Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление психологической культуры школьника как условие его личностного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В школе, как образовательном институте, необходимо дать личности систему знаний о себе, своих способностях и особенностях, своей уникальности, раскрыть законы взаимодействия людей в природе и обществе. Приобрести подобные психологические знания сложно в замкнутых рамках обычных школьных дисциплин. Поэтому весьма актуальна потребность в разработке системы психологического образования для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-теоретические основы проектирования психологического образования в гимназии
    • 1. 1. Становление психологического образования в школе (исторический аспект отечественного и зарубежного опыта)
    • 1. 2. Психологическая культура как условие личностного развития
    • 1. 3. Понятие проекта и проектирования в современном образовании
  • Глава 2. Построение психологического образования в гимназии
    • 2. 1. Особенности гимназии личностно-ориентированного образования (ЛОО)
    • 2. 2. Основные блоки и содержание программы психологического образования
    • 2. 3. Формы, методы и критерии оценивания результатов психологического образования (овладения психологической культурой)
  • Глава 3. Практика реализации психологического образования в гимназии личностно-ориентированного образования (ЛОО)
    • 3. 1. Обеспечение условий для становления психологической культуры гимназиста
    • 3. 2. Профессиональные требования к педагогу в осуществлении психологического образования гимназиста
    • 3. 3. Диагностика, анализ и интерпретации результатов становления психологической культуры

Становление психологической культуры школьника как условие его личностного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена необходимостью подготовки человека к активной жизни в быстро меняющемся мире. Внимание к проблемам психологической культуры личности связано с определенными противоречиями между уровнем развития психологической науки, ее ролью в разных сферах общественной практики и стихийно-хаотичным освоением и использованием психологических знаниймежду необходимостью каждого человека успешно реализовать себя и отсутствием навыков самопознания, самоанализа, саморазвития. Особенно это сказывается на становлении личности растущего человека.

Школьная подготовка в настоящее время не может ограничиваться только формированием у учащихся заданной суммы знаний, умений, навыков по освоению внешнего предметного мира. Необходимо осознание особой роли школы в жизни каждого ребенка с точки зрения развития адаптационных возможностей личности, освоения ею широких гуманитарных знаний, в том числе и о самом себе. Именно поэтому в последние годы в средней школе отчетливы тенденции гуманизации и усиления образовательных гуманитарных блоков. Развивающаяся личность должна не только познавать законы материального мира, природы, но и строить свое «Я», опираясь на принципы и законы человекознания.

В школе, как образовательном институте, необходимо дать личности систему знаний о себе, своих способностях и особенностях, своей уникальности, раскрыть законы взаимодействия людей в природе и обществе. Приобрести подобные психологические знания сложно в замкнутых рамках обычных школьных дисциплин. Поэтому весьма актуальна потребность в разработке системы психологического образования для школьников (А.Г. Асмолов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. К. Платонов, А. А. Реан, Е. И. Рогов, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и другие). Важно, на наш взгляд, разработать систему психологических знаний (от первого до одиннадцатого класса), обеспечивающих становление психологической культуры учащихся.

Следует отметить, что из ныне существующих типов средних образовательных учреждений, прежде всего, гимназия должна обеспечивать расширенную гуманитарную подготовку своих учеников, опираясь на принципы личностно-ориентированной школы (концепция И. С. Якиманской). Формирование психологической культуры, готовности гимназистов к самоопределению является неотъемлемой частью обеспечения всего образовательного процесса в гимназии.

Проектирование и реализация целостной системы психологического образования в. гимназии — актуальная задача, на решение которой направлено наше исследование.

АКТУАЛЬНОСТЬ его обусловлена противоречием между потребностями в реализации учащимися знаний о самих себе и реальными условиями современной школы, недостаточными для освоения ими психологической культуры. Свое исследование мы строим на понимании психологической культуры как личностного образования, где интегрируется субъектный опыт каждого ученика по восприятию им окружающего, происходит принятие им общественно значимых ценностей, и на этой основе формируется отношение к себе, другим людям, миру, реализуемое в поведении (B.C. Библер, М. К. Коган, И. С. Якиманская и др.).

ОБЪЕКТ исследования — содержание психологического образования в современной гимназии.

ПРЕДМЕТ исследования — формирование психологической культуры школьника (гимназиста) как условие его личностного развития в процессе получения психологического образования.

ЦЕЛЬ исследования — создание модели психологического образования в гимназии, обеспечивающего становление психологической культуры гимназиста.

ГИПОТЕЗА исследования — становление психологической культуры учащихся может быть успешным, если:

• разработана целостная система психологического образования в гимназии;

• реализованы принципы субъектной активности в обучении;

• созданы условия для овладения учащимися средствами самопознания, самокоррекции, самоопределения, саморазвития себя как личности, реализуемого через интеграцию специальных психологических дисциплин с предметами общегуманитарного, естественнонаучного и художественно-эстетического циклов.

ЗАДАЧИ исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Отбор и апробация содержания цикла предметов «Психология» (от 1-го по 11 класс) с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.

Разработка условий построения психологического образования в гимназии.

Проверка эффективности созданной нами модели.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ являются: философская теория познания, в частности, герменевтика (И. Кант, М. С. Каган, М. Мамардашвили и др.) — основы психолого-педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, М. Бубер, С. И. Гессен, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П. П. Каптерев, C. J1. Рубинштейн, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — системный культурологический подход к образованию (М. Коул, А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, В. П. Кузьмин, И. В. Блауберг, B.C. Библер, Н. Б. Крылова и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ включают в себя разнообразные исследовательские процедуры и приемы в их взаимодополняемости. К ним относятся:

1. теоретический анализ философских, культурологических, социологических, психолого-педагогических литературных источников;

2. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогического опыта;

3. применение психодиагностических, прогностических, праксиметрических методов.

Использовались также педагогическое наблюдение, эксперимент, беседа и тестирование.

Анализ экспериментальных данных проводился с использованием методов математической статистики, что позволило получить достоверные выводы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что в работе впервые: дано теоретическое обоснование системы психологического образования в гимназии с учетом традиций и новационных подходовсформулированы принципы его реализации с первого по одиннадцатый классвыявлены и описаны показатели становления психологической культуры как условия личностного развития школьника;

• экспериментально обоснована возможность становления психологической культуры субъектов образования в практике работы гимназии, как личностно-ориентированного учреждения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в разработке системы психологического образования в гимназиисоздании цикла учебных дисциплин по психологииих апробации с первого по одиннадцатый класс, что является условиями становления психологической культуры в школе.

При разработке «сквозного» курса психологии мы опирались на основные принципы личностноориентированного образования, сформулированные И. С. Якиманской:

• ученик является главной фигурой образовательного процесса;

• важно выявлять субъектный опыт ребенка, дополняя и систематизируя, т. е. «окультуривая» его;

• дидактический материал должен быть вариативным и учебно-диагностическим, активизирующим проявление уникальности личности учащегося;

• проектирование целостной структуры психологического образования гимназии должно учитывать множественность индивидуальных траекторий овладения психологической культурой, (становясь при этом условием развития личности каждого школьника).

Нами разработаны также условия подготовки учителей, школьных психологов для проведения этой работы.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1) Психологическая культура представляет собой целостное качество личности, проявляющее отношениечеловека к окружающему миру и самому себе в совокупности мотивационного, интеллектуального, эмоционально-оценочного компонентов позволяющих личности осуществлять самопознание и самореализацию в деятельности.

2) Становление психологической культуры учащихся является важнейшим фактором их личностного развития.

3) Проектирование и реализация психологического образования в гимназии требует комплекса педагогических условий, осуществление которых обеспечивает становление психологической культуры учащихся.

4) Эффективность психологического образования в гимназии обеспечивается использованием личностно-ориентированной технологии, позволяющей учитывать потребности, способности, ценностные ориентации ученика, его субъектный опыт.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях: «Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения.» (Петрозаводск, 1996), «Новые педагогические технологии в начальной школе» (Петрозаводск, КГПУ, 2000), «Психолого-педагогические знания и профессионализм учителя» (Петрозаводск, КГПУ, 2001), «Игра как сфера социализации личности ребенка» (Петрозаводск, 2002), «Психология и ее приложения» (Москва, Российское Психологическое Общество, 2001), «Психология в школе: зона ближайшего развития» (СПб., 2002), «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, и инновации"(Петрозаводск, Петр ГУ, 2003), «Северная психологическая конференция» (Вологда, 2003), на заседаниях отдела проектирования личностно-ориентированного образования в средней школе (ИЛИ РАО, 1995;2002), на педсоветах и семинарах в 1996;2003 годах в Петрозаводске, в 1992;2003 г. г. в Петрозаводском Государственном Университете (ПетрГУ, кафедра педагогики и психологии), Карельском Государственном Педагогическом Университете (КГПУ), Петрозаводской Государственной Консерватории (111 К), педколледже № 1, гимназии № 37.

ВНЕДРЕНИЕ. Данные, полученные в исследовании, используются в практике построения психологического образования в гимназии № 37 и других школах Республики Карелия, в Педколледже № 1, КГПУ, а также в Карельском Республиканском Институте Повышения Квалификации Работников Образования (КРИПКРО).

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Первый этап (1991;1994 гг.) — изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определение темы, объекта и предмета исследования.

Второй этап (1994;1999 гг.) состоял в проектировании и апробации модели психологического образования в начальных, средних и старших классах гимназии путем разработки учебных программ, обучающих тренингов, заданий для самостоятельной работы учащихся в избранном ими направлении.

Третий этап (1999;2003 гг.) — обобщение результатов работы, оформление методических рекомендации к системному построению психологического гимназического образования.

Занятия по психологии проводились автором в различных классах (от первого до одиннадцатого) школы-гимназии № 37 в течение 11 лет.

СТРУКТУРА РАБОТЫ: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована графиками, схемами и таблицами.

Результаты исследования коммуникативной компетентности в ЭК и КК показали, что существуют статистически достоверные различия между этими выборками как по тесту в целом (<р *= 3,58, р < 0,01), так и по каждому тесту в отдельности, кроме 4-го (таблица).

Заключение

.

Гуманизация современного школьного образования связана с утверждением ценностей гуманитарного знания. В школе ребенок овладевает «веером культур», при этом он должен получить знания о себе, способствующие становлению его психологической культуры, его личностного роста. Психологическая культура является сложным многоуровневым образованием.

Психологическое образование предполагает определенную систему обучения, в основе которой лежит концепция личностно-ориентированного образования.

В нашей работе дан исторический анализ и теоретическое обоснование системы психологического образования в гимназии с учетом традиций и инновационных подходов с позиций личностно-ориентированного образования. Нами сформулированы принципы реализации курса психологии с 1 по 11 класс, выявлены и описаны показатели психологической культуры как условия личностного развития школьника. Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

— Психологическая культура является частью общей культуры человека, поэтому в истории российской и зарубежной школы постоянно предпринимаются попытки введения психологического образования для учащихся разного возраста в различных типах образовательных учреждений.

— Выявление содержания, функций, условий реализации психологического образования в гимназии позволило разработать систему «сквозного» психологического образования (с 1 по 11 класс).

— Наиболее успешно психологическое образование может быть осуществлено в контексте общего личностно-ориентированного образования.

— Внедрение разработанной нами модели психологического образования в гимназии № 37 г. Петрозаводска привело не только к овладению учащимися научными психологическими знаниями, но и к становлению психологической культуры гимназистов как условию их личностного развития.

Исследование, особенностей личности выпускников гимназии установило факт эффективного влияния психологического образования на становление психологической культуры, которая, в свою очередь, позитивно воздействует на формирование ценностно-смысловой сферы, самосознания и других личностных качеств.

Практическое применение результатов исследований может быть реализовано в методике и технологии преподавания психологии в школе, создания спецкурсов для вузовской и последипломной подготовки педагогов-психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Психология только для студентов. — М.: ПЕР СЭ, 2001.-271с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.- 299с.
  3. Р.А. Модели управления образованием и стили преподавания //Вопросы психологии. 1994. № 2. — С. 88−99.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания — М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. Т.13. — 1992. № 5. — С. 12−25.
  6. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1997.
  7. Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб, 1996, — 97с.
  8. .Ц. Методика преподавания психологии. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
  9. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  10. Берне Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
  11. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Автореф. док. дисс. М., 1999. 51 с.
  12. В.П. Проектирование педагогических систем.// Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр./ Ин-т педагогич. инноваций РАО. М., 1994. — С. 28−32
  13. B.C. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997 440 с.
  14. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. — 217с.
  15. БлонскийП.П. Педология. М.: Владос, 2000. — 288 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  17. Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека, Культуры и Нравственности: (Исходные посылки поиска подхода к воспитанию). Ростов-н/Д., 1993
  18. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. Т. 17. — 1996. № 6. — С. 30−37.
  19. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-Центр, 1997.-126 с.
  20. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.200 с.
  21. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2003. — 224с.
  22. В.В. Американская школа: ценности образования (1960-е 1990-егоды). — М.: Витязь, 1999. — 14 с.
  23. В.В. Уроки психологического здоровья. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  24. Взрослые и дети в образовательном пространстве. М: ИПИ РАО, 2001.-137 с.
  25. Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск, 1996. — 244 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений/ Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -320с.
  27. Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. Д. Б. Эльконина,
  28. B.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966.-442 с.
  29. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. — 208 с.
  30. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996.-536 с.
  31. B.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-224 с.
  32. О.С. От авторитарного образования к педагогической свободе (Новые ценности образования). М.: Инноватор, 1995. — 103с.
  33. Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации: (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. Т. 14. — 1993. № 6.1. C.35−45.
  34. Гимназические стандарты Санкт-Петербурга. СПб, 1993. -143 с.
  35. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. -М.: Логос, 1994.-212 с.
  36. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. № 3. — С. 43−52.
  37. С. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -352с.
  38. У. Школы без неудачников. Пер. с англ./Под ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  39. Е.С. Понимать детей дело интересное. — М.: АГРАФ, 1997.-240 с.
  40. Государственные стандарты образования // Учит, газета. 1995. № 19−20.-С.
  41. О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160с.
  42. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996. — 546 с.
  43. Гуманизация воспитания в современных условиях./ Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: ИПИ РАО, 1995. — 115 с.
  44. Гуманитарная культура учителя: Сборник статей/ Сост. Н. И. Элиасберг. СПб., СПбГУМП, 2002. — 104с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.554 с.
  46. С., Левин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.192 с.
  47. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999.-200с.
  48. А.К. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  49. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения/Сост. М. В. Богуславский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
  50. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-232 с.
  51. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  52. .А. Психология типов личности. Екатеринбург: Деловая книга. М.: Академический проект, 1999. — 504 с.
  53. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  54. С.В. Личностно-ориентированный подготовительный к школе класс. М.: Сентябрь, 2003ю — 160с.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2002. — 48с.
  56. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.- 418 с.
  57. И.И. Профессиональная культура педагога. М.: АПК и ПРО, 2002. — 102с.
  58. Ф. Застенчивость.- М.: Педагогика, 1991. 208 с
  59. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  60. В.П. Живое знание. Самара, 1994. — с.
  61. В.П. Человек развивающийся. М.: Изд. «Тривола», 1994.- 304 с.
  62. Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: Автореф. дисс. на соискание звания к.п.н. М., 2002.-27с.
  63. С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. — 564 с.
  64. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения/ Ответств. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1999 — 192 с.
  65. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003.- 448с.
  66. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
  67. П.Ф. Детская педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж НПО «МОДЭК», 1999. -336 с.
  68. Л.П. Социально-психологические основы развития образования (на примере столичного образования). Автореферат канд. дис. М.: РАО, 1995.-27 с.
  69. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф. докт. дисс. Л., 1991
  70. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  71. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем./Под ред. ИВ. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  72. Кле М. Психология подростка (Психосексуальное развитие)/Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  73. Е.А. Психология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.287 с.
  74. Е. Система педагогической режиссуры. СПб., 2001.- 60 с.
  75. Н. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  76. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -288с.
  77. Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: ВЛАДОС, 2002. — 360с.
  78. Колмогорова J1.C., Григорьевская Н. Н., Модина И. А. Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии. 1 класс. -М.: Генезис, 1998. 159 с.
  79. Я.А. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. —224 с.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  81. М. Психология А. Я. Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕС, 1999. — 448 с.
  82. С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.-287 с.
  83. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл- Академический проект, 1999. — 279 с.
  84. Н. Российские гимназии начала века // Народное образование. 1992. № 5/6. — С. 84−89.
  85. В.А., Менджерицкая Ю. А. и др. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. — 288 с.
  86. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981. — 207 с.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  88. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: «Смысл», 1992. 17 с.
  89. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982.- 191с.
  90. Ю. Космос детства. Петрозаводск: Святой остров, 1994.176 с.
  91. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общей ред. А. А. Белика. -М., 2001. -555с.
  92. Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М.: Луч, 1995. — 160 с.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  94. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.-190 с.
  95. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: УМК «Психология», 2003. — 192с.
  96. В.Н. Акмеология школьного образования. СПб.: ЛОИРО, 2000.-230с.
  97. Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000.-230 с.
  98. М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.432 с.
  99. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256 с.
  100. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
  101. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ Эксперимент, 1995. — 160 с.
  102. Н.А. Проблемы обучения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  103. B.C. Психология индивидуальности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
  104. В.Б. Век образования. М.: Педагогика. 1990. — 176с.
  105. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/НИИ общей и пед. психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1991.-152 с.
  106. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 192с.
  107. Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. Петрозаводск: ИЛИ РАО, 1996. — 147 с.
  108. НА. Тренинг педагогического общения. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  109. Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. М.: АПК и ПРО, 2002. — 118с.
  110. Д., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания. М.: Интер-Дайджест, 1997. — 384 с.
  111. Р.С. Практическая психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 320 с.
  112. Н.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н. и др. Ценность как центральный компонент психической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. № 1. — С. 22−30.
  113. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  114. Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 280с.
  115. Общение и формирование личности школьника/Под ред.
  116. A.А.Бодалева, РЛ.Кричевского. — М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  117. Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ «Сфера», 1996. 240 с.
  118. Одаренные дети/Пер. с англ./общ. ред. Г. В. Бурменской,
  119. B.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1992. — 376 с.
  120. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  121. А.К. Психология самостоятельности. М.: Эль-Фа, 1996. -126 с.
  122. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет/Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  123. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  124. Педагогическая антропология/ Автор-составитель Б.А. Бим-Бад. М.: издательство УРАО, 1998. — 573 с.
  125. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  126. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону- Феникс, 1996.- 512 с.
  127. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности// Вопросы психологии. 1987. № 1. — С. 2−14.
  128. В.А., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  129. А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. — 430с.
  130. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. — 160с.
  131. М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: ВЛАДОС, 2000.-288 с.
  132. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
  133. Принципы ненасилия. М.: Прогресс, 1991. — 233 с.
  134. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.З. М., 1983. — С. 672−674.
  135. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. — С. 11—129.
  136. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
  137. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр./ Ин-т педагогич. инноваций РАО. М, 1994. — 190с.
  138. Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. М.: ИПИ РАО, 1995. — 257с.
  139. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: «Академия», 1995. 124 с.
  140. Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. — 224 с.
  141. Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей.- Спб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000. -191 с.
  142. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарёва. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  143. А.А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология. СПб.: Питер, 2000. — 224 с
  144. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. — М.: Мир, 1994. 320 с.
  145. Е.И. Как стать взрослым. М.: ВЛАДОС, 2003. — 381с.
  146. К., Фрейберг Д. Свобода мыслить. М.: Смысл, 2002.-527с.
  147. В., Ступицкая М., Кирилина Т. Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2000. — 104 с.
  148. В.М. Психология: теория и практика. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М", 1998.- 296 с.
  149. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1976.415 с.
  150. С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи).// Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  151. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1997.- 128 с.
  152. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987
  153. Н.В. Практический психолог в школе. М.: ИНТОР, 1997. — 192 с.
  154. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192 с.
  155. Г. К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000. — 128с.
  156. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  157. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272с.
  158. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  159. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192с.
  160. А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы. М.: АПК и ПРО, 2001. -39с.
  161. И.М. Закономерности структурно-функциональной организации рефлексии и их роль в формировании личности. Автореф. дисс. на соискание звания к.п.н. Ярославский гос. университет, 2002.-23с.
  162. Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002. — 148с.
  163. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  164. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  165. В.И., Цукерман В. А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. № 5. -С.38−51.
  166. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. — 168 с.
  167. Я.В., Прутченков А. С. Граждановедение. Человек в обществе. М.: НВЦ Гражданин, 1994. — 94 с.
  168. С. Последняя книга. М.: Первое сентября, 1999.-464 с.
  169. Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов // Психологический журнал. 1994. № 5
  170. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 268 с.
  171. Л.Д. Основы психологии. Практикум. М.: «Феникс», 1999. — 576 с.
  172. Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  173. Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология. СПб, 2002.304с.
  174. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 133 с.
  175. Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002.-246с.
  176. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.240 с.
  177. .М. Психология. М.: УЧПЕДГИЗ, 1948. — 200 с.
  178. Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога. М.: АПН СССР, 1990. — 165 с.
  179. В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.
  180. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  181. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  182. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993.349 с.
  183. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — 244 с.
  184. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  185. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
  186. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. -1993. № 1.-С. 24−32.
  187. Р., Вайсен Р. и др. Программы сохранения психического здоровья в школах. М.: Вита-Пресс, 1996. — 48 с.
  188. О.Т. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младшего школьника. Автореф. дисс. на соискание звания к.п.н. Алтайский гос. университет, 2000.-11с.
  189. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.-268 с.
  190. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Рига, ПЦ Эксперимент, 1995. — 239 с.
  191. Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. Выпуск 10. Томск: Пеленг, 1996. — 160 с.
  192. Г. И. Психология. Философия. Образование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж НПО «МОДЭК», 1999. — 528 с.
  193. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989.223 с.
  194. Н.И. Психодиагностика: коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999. — 512с.
  195. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  196. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: АЛЕФ. Гуманитарный центр, 1993. — 416 с.
  197. Школьный психолог: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Максимова СПб., 1995. — 102 с.
  198. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.- 100с.
  199. Т.И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социаьно-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2003.- 400с.
  200. Г. П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995.
  201. Н.Е. Диагностика воспитанности. Педагогические методики. М.: 1992
  202. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.
  203. B.В.Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.-458 с.
  204. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
  205. Э. Детство и общество: Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  206. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / методологические проблемы социальной психологии. — М. 1975. с.89−105.
  207. И.С. Личностно-ориентированнное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  208. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. № 3. — С. 39−47.
  209. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  210. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  211. И.С., Рыжухина И. Предмет анализа субъектный опыт //Директор школы. 1999. № 8. — С. 53−60.
  212. И.С., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. № 3.1. C. 65−72.
  213. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  214. JI.A. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. — 384с.
  215. Gronlund N.E. Individualizing Classroom Instruction. N.Y., 1974.
  216. Individualizing Instruction/Ed. By N.B.Henry. The Sixty-first Yearbook of the National Society for the Study of Education. Part 1. Chicago, Illinois, 1962.
  217. Thomas R.M., Thomas S.M. Individual Differences in Classroom. N.Y. 1965.
  218. Fyodorov A.M. The pedagogical profession as a culture /Youth in changing societies.- Joensuu, 1996. -247 pp., p.233−238.
  219. Tolchinsky- Landsman L. Culture, schooling, and psycological development. Norwood, 1991.
  220. Leadbetter J. Applying psychology in the classroom. London, 1999.
  221. Reynolds C.R., Gutkin T.V. The handbook of school psychology.-NewYork, 1982.
  222. Saigh P.A., Oakland T. International perspectives on psychology in the schools. Hillsdale, 1989. -277p.
  223. Salo L., Vilkko A. Psykologian Opas. Helsinki, 1986. -192p.
  224. Ziehe T. Kulturananaliser. Ungdom, utbildning, modernitet (Cultural analyses. Youth, education, modernity), Symposion bokforlag. Stockholm, 1989.
  225. Psychology Understanding.- CRM Books Der Mar, CA 1974,1996.455p.145
Заполнить форму текущей работой