Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специально разработанная и реализованная в ходе конструктивно-прогностического этапа исследования программа спецкурса «Профилактическая деятельность педагога-психолога: специфика целеполагания и условия успешности ее реализации» позволила получить данные, подтверждающие ее эффективность. Использованная нами совокупность профессиональных заданий, основанных на принципах, активизирующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование значимости профилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении
    • 1. 1. Психологическая служба образования на современном этапе ее развития
    • 1. 2. Понимание сущности, специфики и особенностей организации профилактической деятельности в психологической службе образования
    • 1. 3. Теоретическая модель психологических условий оптимизации профилактической деятельности психолога ДОУ
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное изучение профессиональной направленности психологов на профилактическую деятельность
    • 2. 1. Описание способов изучения профессиональной направленности практических психологов
    • 2. 2. Количественный и качественный анализ результатов изучения профессиональной направленности практических психологов на профилактическую деятельность
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Оптимизация психологических условий осуществления психологом профилактической деятельности в дошкольном учреждении
    • 3. 1. Принципы организации процесса обучения в системе повышения квалификации практических психологов образования
    • 3. 2. Содержание и структура программы повышения квалификации психологов по профилактическому виду деятельности
    • 3. 3. Методы изучения изменений в профессиональной компетентности психологов в профилактическом виде деятельности
    • 3. 4. Анализ изменений в профессиональной компетентности психологов в профилактическом виде деятельности
  • Выводы по третьей главе

Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дошкольная практическая психология является неотъемлемой частью психологической службы образования и призвана содействовать решению общих с ней целей и задач.

Первоначально психологическая служба в образования была создана как служба помощи ребенку, испытывающему различные трудности в процессе его развития. Накопленный опыт психологической помощи и поддержки субъектов образовательного пространства в начале 90-х годов позволил сформулировать несколько иные подходы к пониманию места практической психологии в образовании. Предметом заботы психологической службы стало содействие психологическому здоровью ребенка (Н.И.Гуткина, И. В. Дубровина, A.M.Прихожан, Н.Н.Толстых), а также личностному росту и индивидуальному развитию всех субъектов образовательного пространства (В.Г.Маралов, Н. В. Морозова, С.В.Кривцова).

Определив в общем виде цели и смыслы профессиональной деятельности, психологическая служба образования в настоящее время находится в стадии совершенствования, поиска моделей, видов и особенностей содержания деятельности практического психолога.

Логика развития этой службы привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными ее участниками (преимущественно в модели «помощи»), но и с условиями, в которых происходит их социальное становление и индивидуальное развитие. Данные подходы обозначены сегодня в идеологии модели «сопровождение», в которой предпочтение отдается профилактической деятельности практического психолога (И.В.Вачков, И. В. Дубровина, М. Сартан, Н. В. Пилипко, Н. С. Пряжников, В. Э. Пахальян, Т.И.Чиркова).

Психопрофилактика призвана содействовать созданию условий для полноценного воспитания и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Однако данный вид деятельности психолога еще не наполнен реальным содержанием и чаще всего просто декларируется практиками. Этот вывод вытекает, во-первых, из анализа литературных источников, которые отличаются крайней противоречивостью в описании психопрофилактикиа во-вторых, из анализа и обобщения трудностей, сомнений, достижений и разочарований практических психологов, работающих в ДОУ.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими противоречиями, отмечаемыми в состоянии профилактической деятельности психологической службы образования: между декларированием важности использования профилактики в деятельности психолога и ограниченной ее представленностьюмежду потребностями практики в конкретизации содержания и форм профилактической деятельности психолога и слабой теоретической проработкой данной проблемымежду пониманием психологами значимости профилактического вида деятельности и неумением на практике в полной мере осуществить еемежду выделением психопрофилактики в самостоятельный вид деятельности психолога и ее отождествлением с другими видами работмежду желанием отдельных психологов использовать данный вид деятельности в своей практике и неумением отразить его в отчетных документах и показать его значимость другим субъектам образовательного пространствамежду осознанием психологами своей профессиональной компетентности и наметившейся тенденцией непонимания практиками специфики профилактического целеполаганиямежду рассуждениями о приоритетности того или иного вида деятельности психолога и осознанием того, что ни один из видов профессиональной работы не может доминировать в деятельности психолога, становиться самоцелью, так как все они взаимодополняют друг друга.

Все эти противоречия в целом определили общую проблему нашего диссертационного исследования: место профилактики в психологической службе образования и необходимые психологические условия для оптимизации профилактической деятельности практического психолога.

Решение этой проблемы осуществлялось нами в теоретическом, практическом, прикладном и организационном аспектах.

Цель диссертационного исследования: систематизировать и конкретизировать теоретические данные о профилактической деятельности практического психолога образованияопределить психологические условия оптимизации профилактической деятельности психолога в ДОУ.

Объект исследования: профессиональная деятельность практического психолога образования.

Предмет исследования: особенности психопрофилактической деятельности психолога в ДОУ и психологические условия ее оптимизации. Гипотезы исследования:

1. Профилактика в зависимости от целеполагания работы психолога может рассматриваться как конкретный профессиональный вид его деятельности и как одна из необходимых задач любого другого вида его деятельности. Психопрофилактика — это смыслообразующий компонент деятельности психолога в ДОУ.

2. Основным условием успешной реализации профилактической деятельности психолога может быть его профессиональная компетентность в вопросах сущности, специфики и особенностей организации этой деятельности, а также особая личностная и профессиональная направленность.

3. Развитие у психологов профилактической направленности зависит от последовательного «проживания» ими в процессе повышения квалификации содержания учебной программы, созданной с учетом психологических условий оптимизации психопрофилактической деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами нами ставились и решались следующие основные задачи исследования:

1. Систематизировать имеющиеся в психологии подходы к пониманию сущности, специфики и особенностей организации профилактического вида деятельности практического психолога образования.

2. Изучить состояние профессиональной направленности психологов образования по отношению к профилактическому виду деятельности.

3. Разработать содержание и структуру программы спецкурса «Профилактическая деятельность педагога-психолога: специфика целеполагания и условия успешности ее реализации» для оптимизации профессиональной компетентности психологов в вопросах психопрофилактики, а также становления профилактической направленности их деятельности.

4. На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы определить и экспериментальным путем проверить психологические условия, обеспечивающие эффективность профилактической деятельности психолога в ДОУ.

5. Реализовать программу оптимизации профессиональной компетентности психологов в профилактическом виде деятельности в учебном плане повышения квалификации психологов, проанализировать ее эффективность.

Методологическую основу исследования определили: теория деятельности, разработанная отечественными психологами (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) — теоретические основы практической психологии (А.Г.Асмолов, Г. А. Абрамова, И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, В. Э. Пахальян, А. П. Прихожан, У. В. Ульенкова, Т. И. Чиркова, Л. М. Фридман.) — теория профессионального сознания и профессиональной компетентности (А.А.Деркач, А. И. Красило, А. К. Маркова, А. П. Новгородцева, Дж. Равен, Д. Г. Трунов, Е. Е. Сапогова, Т. М. Сорокина, Т.И.Чиркова) — теория установки (Д.Н.Узнадзе, А. С. Прангишвили, Ф.В.Бассин) — теория прогнозирования (П.К.Анохин, Т. Ф. Базылевич, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, И.М.Фейгенберг) — культурно-исторический подход к изучению психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, Д.Б.Эльконин).

Использовались следующие методы исследования: логико-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога ОУучебных планов и программ подготовки психологовнаблюдениесубъективно-оценочная диагностикапраксиметрический методконтент-анализ и вариационная статистикатеоретическое моделирование программы повышения квалификации практических психологов.

Исследование проводилось в течение четырех лет (1999—2003 гг.) на кафедре психологии Нижегородского института развития образования (НИРО), осуществляющей повышение квалификации практических психологов. В исследовании приняли участие 334 психолога образовательных школ и дошкольных учреждений, обучавшихся на различных курсах повышения квалификации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Раскрыты и систематизированы сущностные характеристики психопрофилактики, составляющие концептуальную модель и отражающие ее роль и место в психологической службе образования.

2. Спроектированы и экспериментально апробированы психологические условия, способствующие оптимизации профилактической деятельности и становлению профилактической направленности психолога в ДОУ.

3. Впервые было предложено рассматривать профилактику не только как самостоятельный вид деятельности практического психолога, но и как задачу любого другого вида его профессиональной деятельности, как смыслообразующий компонент работы психолога в ДОУ.

4. Выявлено, что установка на профилактическую задачу любого вида деятельности психолога является неотъемлемой частью его профессиональной позиции, способствующей обогащению других видов его работы за счет активизации позитивных процессов и раскрытия внутренних ресурсов (потенциалов) личности того, с кем он вступает во взаимодействие.

5. Сформулированы наиболее важные показатели профилактической направленности деятельности практического психолога и конкретизированы их составляющие.

Практическая значимость исследования.

1. Разработана, апробирована и прошла сертификацию в научно-методическом экспертном совете НИРО программа спецкурса «Профилактическая деятельность педагога-психолога: специфика целеполагания и условия успешности ее реализации», которая используется при подготовке, повышении квалификации психологов образования и слушателей факультета практической психологии.

2. Определены профессиональные задания, способствующие изучению и становлению профессиональной компетентности психологов в профилактическом виде деятельности.

3. Создана методика изучения профессиональной направленности психолога в ДОУ.

4. Теоретические и методические аспекты профилактической деятельности психолога представлены в пособии «Практическая психология в системе дошкольного образования». Материалы пособия используются в лекционных курсах по практической и детской психологии, а также психологами практиками в своей профессиональной деятельности.

Апробация работы. Основные положения работы и ее результаты докладывались на научно-практических конференциях разного масштабного уровня: международных (Москва, ноябрь 2000 г.- Н. Новгород, январь 2003 г.) — региональных и российских (Н.Новгород, 2001 г.- Шадринск Курганской области, декабрь, 2001 г.- Саранск, октябрь, 2001 г.- Н. Новгород, январь, 2002 г., апрель, 2002 г.) — областных (Н.Новгород, сентябрь 2000 г., сентябрь 2001 г. январь 2002 г., сентябрь 2003, октябрь 2003; г. Дзержинск, январь 2002 г.), а также обсуждались в мастер-классе «Научная исследовательская деятельность психолога в ОУ» (НИРО, кафедра психологии 2000—2003 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось при проведении лекций, спецкурсов, групповых и индивидуальных консультаций для слушателей факультета профессиональной переподготовки направления «Практическая психология» и психологов образования, повышающих свою квалификацию в НИРО, и в практике дошкольных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

• Психопрофилактику в зависимости от целеполагания работы психолога необходимо рассматривать не только как самостоятельный вид деятельности практического психолога, но и как задачу любого другого вида его профессиональной деятельности, как смыслообразующий компонент работы психолога дошкольного учреждения.

Суть осуществления психопрофилактики находит отражение в самой цели психологической службы образования и заключается в обеспечении условий полноценного развития человека на основе возможностей его саморегуляции и становления механизмов саморазвития.

• Установка на профилактическую задачу любого вида деятельности психолога рассматривается как неотъемлемая часть его профессиональной позиции, которая служит обогащению других видов его деятельности.

Принципиальной особенностью установки на профилактическую задачу является осознание необходимости видения позитивного, изначально благоприятного как в ребенке, так и в самом педагогическом процессе, а не только предвосхищение неблагополучного исхода и преодоление трудностей до возникновения «вторичного дефекта» (понятие Л.С.Выготского).

• Профессиональная компетентность психологов в вопросах сущности, специфики и особенностей организации профилактической деятельности способствует готовности специалистов реапизовывать профилактическую деятельность в ДОУ.

• Одним из основных условий оптимизации профилактической деятельности психологов ДОУ является возникновение в их профессиональном сознании на основе обогащения «знаниевого» компонента компетентности смысла профилактической направленности их профессиональной деятельности.

• Психологические условия оптимизации профилактической деятельности психолога в ДОУ включают как внешние (процессуально-технологические), так и внутренние (личностно-реализационные) условия.

• Оптимизация профессиональной компетентности психологов в вопросах сущности, специфики и особенностей организации профилактической деятельности зависит от «проживания» ими учебной программы, созданной с учетом принципов, активизирующих их саморазвитие, и выполнения ими профессиональных заданий, нацеленных на последовательное выделение психологических условий оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в ДОУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (всего 303 наименования, на иностранном языке — 6), пяти приложений. Результаты работы отражены в 13 таблицах и 5 рисунках.

Выводы по третьей главе.

Разработанная и апробированная нами на курсах повышения квалификации программа «Профилактическая деятельность педагога-психолога: специфика целеполагания и условия успешности ее реализации» была ориентирована на оптимизацию профессиональной компетентности практических психологов в вопросах психопрофилактики. Она включала как теоретическую подготовку, необходимую для осуществления данного вида деятельности, так и методическую, направленную на знакомство с определенными методами и приемами профилактической работы.

Продуктивность повышения квалификации практических психологов обеспечивалась за счет приоритетности антропологического подхода в организации курсов, который предполагал применение личностно-ориентированных технологий, позволяющих реализовать развивающую функцию процесса обучения, основанного на механизме саморазвития личности практического психолога.

Нами были выделены общие принципы активизации саморазвития психологов и оптимизации их профессиональной компетентности в профилактической деятельности. К ним относятся: использование активных методов обучения (подразумевающее деятельностное освоение содержания программы курсов) — последовательная профессионализация сознания практических психологоввзаимообучение и самообучение. Построение обучения в процессе повышения квалификации с учетом этих принципов, с одной стороны, позволило активизировать мыслительную деятельность практических психологов (способствовать сдвигу мотивации с предметной, интуитивной стороны на осознанную и целенаправленную деятельность). С другой — обогащало их профессиональный и личностный опыт такими формами работы, которые по своей сути являются профилактическими. Таким образом, активизацию саморазвития психологов можно рассматривать как необходимое условие оптимизации самой профилактической деятельности.

Данные, полученные с помощью методик «Ассоциации», «Определение содержания понятия» и «Лист самооценки знаний» в начале обучения по программе спецкурса, показали отсутствие полного видения рассматриваемой проблемы. Все полученные в ходе обработки материалы носили сжатый, констатирующий характер, что свидетельствовало о владении недостаточной информацией относительно сущности, специфики и особенностей организации профилактической деятельности психолога в ДОУ.

Участие в спецкурсе способствовало повышению профессиональной компетентности психологов в вопросах психопрофилактики. Результаты, полученные с помощью методик «Определение содержания понятия» и «Лист самооценки знаний» в конце обучения, выявили качественные и количественные изменения в знаниях психологов сущности, специфики и особенностей организации профилактической деятельности в ДОУ. Кроме позитивной динамики самооценки знаний, объективных изменений в их объеме и полноте важным показателем эффективности программы служит факт выделения и осмысления участниками спецкурса психологических условий оптимизации профилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Тем самым экспериментально подтвердилась обоснованность спроектированных нами с помощью теоретического анализа сущностных характеристик профилактики, психологических условий ее оптимизации. Данные полученные при помощи выполнения задания «План действий» показали включенность психологов в межкурсовую подготовку (что свидетельствует о заинтересованности слушателей спецкурса проблемой психопрофилактики) и осознанность полученной в результате взаимообучения и самообучения информации. Она выражалась в понимании путей использования полученных знаний и готовности применять их на практике.

Отзывы в конце обучения свидетельствовали о субъективной готовности психологов к дополнительному самостоятельному, более углубленному изучению проблемы психопрофилактики, а также переоценке их представлений о профессиональных позициях и изменениях в профессиональном сознании. Участники спецкурса, отметив значимость, содержательность и новизну полученной в ходе обучения информации, констатировали также эмоциональную удовлетворенность от участия в занятиях. Полученные данные позволили говорить о позитивных изменениях в профессиональной компетентности участников спецкурса в вопросах психопрофилактики. Таким образом, конструктивно-прогностический этап исследования позволяет сделать вывод о эффективности разработанной программы и утверждать о том, что полученные в процессе обучения знания и умения хорошо усваиваются и актуализируются.

Оценка усвоения психологами содержания программы повышения квалификации и применение его в практике дошкольных учреждений, информация о результативности работы этих специалистов, полученная на аттестации, оценка психологами своей профессиональной компетентности в данном виде деятельности служат определенным доказательством позитивного влияния работы, проведенной в ходе конструктивно-прогностического этапа исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования, посвященного изучению психологических условий оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в ДОУ, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Раскрыты и систематизированы сущностные характеристики психопрофилактики, составляющие концептуальную модель и отражающие ее роль и место в психологической службе образования.

2. С позиции разработанной концепции были спроектированы психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога ДОУ.

Внешние условия (процессуально-технологичечские):

• регламентирующие психопрофилактическую деятельность практического психолога (нормативно-правовые документы рекомендательные письма, инструкции, распоряжения и т. п. по психопрофилактике министерства образования и других управленческих структур);

• обеспечивающие научно-теоретическую обоснованность: психопрофилактической деятельности психолога с детьми в различные возрастные периоды их детства (теоретические концепции, монографии и другие публикации);

• отражающие методическую разработанность технологий психопрофилактики в зависимости от типа учреждений и уровня развития детей (представленной в форме методических указаний, пособий, разработок, программ и т. д.);

• связанные с отношением, пониманием значимости, ценностных ориентации руководителей учреждений и других участников образовательного пространства.

Внутренние условия (личностно-реализационные):

• влияющие на мотивационно — ценностную основу психопрофилактической деятельности психолога (осознание значимости профилактической деятельности самим психологомподдержание устойчивой деятельностной направленности, активности психолога в организации психопрофилактикипотребность в планировании и систематизации профилактической деятельности);

• обеспечивающие профессиональную готовность психолога к осуществлению психопрофилактической работы (теоретическая и методическая осведомленность психолога в решении вопросов личностного роста всех участников образовательного процесса, компетентность в предупреждении возможных осложнений в процессе их развитиязнание и понимание принципов организации профилактической деятельностиумение показать важность и необходимость психопрофилактики руководителям, родителям и педагогамсотрудничество психолога с взрослыми, окружающими ребенка, в процессе реализации задач психопрофилактики и умения, необходимые для реализации этого взаимодействияумение адекватно оценивать свою профилактическую работу, несмотря на отсроченность ее явных результатов);

• личностные качества психолога, влияющие на успешность психопрофилактической работы (наличие нравственной основы и социальной чувствительности, перцепциипроявление механизмов вероятностного прогнозирования и предвидения, обеспечивающих развитие прогностических навыков и уменийспособность к высокому уровню рефлексии, являющаяся условием творческого подхода и совершенствования в профилактической работе).

3. В процессе исследования получили подтверждение и конкретизацию исходные гипотезы, имеющие прежде всего значительный теоретический смысл:

• организация и реализация профилактической деятельности психолога требует от него специальной профессиональной компетентности в понимании сущности, специфики и особенностей организации психопрофилактики в дошкольном образовательном учреждении;

• сущность психопрофилактики заключается в обеспечении условий полноценного развития человека на основе его способностей к саморегуляции и самоактуализациипри этом прогностические способности психолога, основанные на механизмах вероятностного прогнозирования, выступают в качестве основы организации его профилактической деятельности;

• специфика психопрофилактики заключается в отсутствии специфичных операционализированных средств ее осуществления и в особенности ее целеполагания, поэтому психопрофилактика может рассматриваться как самостоятельный (системообразующий) профессиональный вид деятельности психолога и как одна из необходимых задач любого другого вида его работы, как смыслообразующий компонент деятельности практического психолога;

• к особенностям ее организации относится знание о наличии теоретической модели психологических условий оптимизации профилактической деятельности психолога, а также желание, возможность и необходимость реализовать их в своей практической работе.

4. В рамках исследования произведена попытка введения понятия «профилактическая направленность» и выделения ее показателей. Под профилактической направленностью мы понимаем общую тенденцию доминирования, ценностного преобладания в деятельности психолога психопрофилактики. К основным ее показателям мы относим: осознание психологом значимости психопрофилактики в своей работеосведомленность о ее сущности и спецификеактивную позицию в реализации профилактической функцииналичие нравственной основы и установки на профилактическую задачу любого вида профессиональной деятельностирефлексивность по отношению к процессу и результату деятельности.

5. Изучение профессиональной направленности психологов образования по отношению к профилактическому виду деятельности во время констатирующего этапа нашего исследования показало ограниченную представленность психопрофилактики в деятельности психологов, неоднозначность в ее понимании, что в свою очередь может служить показателем недостаточной осведомленности психологов в вопросах психопрофилактики. Разработанная нами и апробированная экспресс-диагностика профессиональной направленности подтвердила декларативный характер психопрофилактики и продемонстрировала у большинства психологов, участвующих в конструктивно-прогностическом этапе исследования, доминирование диагностической направленности в их деятельности.

6. Специально разработанная и реализованная в ходе конструктивно-прогностического этапа исследования программа спецкурса «Профилактическая деятельность педагога-психолога: специфика целеполагания и условия успешности ее реализации» позволила получить данные, подтверждающие ее эффективность. Использованная нами совокупность профессиональных заданий, основанных на принципах, активизирующих саморазвитие психологов и способствующих оптимизации их профессиональной компетентности в вопросах психопрофилактики, обеспечила обогащение их профессионального опыта такими формами работы, которые по своей сути являются профилактическими, и позволила участникам программы самостоятельно выделить психологические условия оптимизации профилактической работы в ДОУ. Тем самым выделенные нами на основе результатов анализа психолого-педагогической литературы условия, обеспечивающие эффективность профилактической деятельности психолога, подтвердились экспериментальным путем.

Безусловно, выполненная нами работа не исчерпывает всех проблем оптимизации профессиональной компетентности психологов в профилактическом виде деятельности, однако проведенное исследование может теоретически и практически способствовать становлению профилактической направленности деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Дальнейшего исследования требуют вопросы диагностики и развития прогностических способностей психологовразработка методов и форм профилактической работы психолога в ДОУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Межд.пед.акад., 1995.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.:Прогресс, 1995.
  3. Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1991.
  4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1983.
  5. Актуальные проблемы психологии образования: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2001.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  7. .Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1994.
  8. Анцыферова J1.H. Психологические закономерности и развитие личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал. 1980. Т. 7. № 2.
  9. Ф. Века детства //Журнал практического психолога. 1997. JSr" 1. С. 60−72.
  10. Г. А. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  12. Аттестация педагогических и руководящих кадров Нижегородской области: документы, технологии. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. С. 177−185.
  13. Н. Личностный подход в обучении //Школьный психолог. 2001. № 32. С. 2−8.
  14. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Союз, 2002.
  15. Т.Ф. Задатки прогностических способностей в ситуациях формирования стратегии деятельности //Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 102−111.
  16. Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд-ие 2. СПб., 1996.
  17. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  18. С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //Психологический журнал. 1987. № 6. С. 36−40.
  19. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  20. Н.А. От рефлекса к модели будущего //Вопросы психологии. 2002. № 2.
  21. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.
  22. М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. М., 1998.
  23. Т.А. Ребенок среди взрослых. Н. Новгород, 1995.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998.
  25. А.А. Психология о личности. М., 1988.
  26. А.А. Личность и общение. М., 1987.
  27. Большой психологический словарь /Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  29. JI.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  30. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка //Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. А. В. Куликов. СПб, 2000.
  31. С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб., 1999.
  32. С.Л. Верим ли мы в ребенка. Личностный рост с позиций гуманистической психологии //Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 19−30.
  33. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1986.
  34. .С. К изучению смысловой сферы личности //Вестник МГУ. Серия Психология. 1981. № 2.
  35. .С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии. 1997. № 4.
  36. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979.
  37. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.'.Знание, 1983. (Новое в жизни, науке, технике /Серия «Педагогика и психология». № 6).
  38. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  39. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  40. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  41. О.С., Андрющенко И. В. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков //Практический психолог. 2000. № 10−11. С. 103−107.
  42. И.В. Смена приоритетов //Школьный психолог. 2000. № 4.
  43. И. В. Поле в школе // Школьный психолог. 2002. № 17.
  44. А.А. Методы активного обучения. М., 1993.
  45. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека /Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М., 1977.
  46. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987.
  47. Е.Н., Усова Е. С. Импульс к развитию // Народное образование. 1998. № 2. С. 171−175.
  48. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  49. А.А. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. С. 93 105.
  50. Т.В. Психическое здоровье детей дошкольного возраста //Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. С. 41−48.
  51. JT.C. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982.
  52. JT.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  53. Ю.Н., Битянова М. Р. Психологическая служба в системе образования. М., 1998.
  54. Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 33−39.
  55. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  56. Головей J1. A, Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. JI.:1987.
  57. Н.Г., Холмогорова А. Б., Юделева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога //Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4.
  58. В.Н. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
  59. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 10).
  60. Н.И. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний //Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. М&bdquo- 1995. С. 32−41.
  61. Н.И. Классы развития //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 71−75.
  62. ГехтК. Психогигиена. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1979.
  63. К. Психология развития. СПб: Питер, 2000. (Сер. «Мастера психологии»).
  64. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4. М.: Рус.яз., 1978. Т.З. 1980.
  65. Детский практический психолог в системе народного образования: Учебно-тематический план и программа курса / Под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан. М., 1990.
  66. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.завед. /Шаграева О.А., Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Филиппова Г. Г. Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Академия, 2001.
  67. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб.: Паритет, 1999.
  68. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РПУ, 1993.
  69. Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып.1 /Под ред. Г. А. Мкртычян, Т. И. Чирковой. Н. Новгород, 2000.
  70. Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып.2 /Под ред. Г. А. Мкртычян, Т. И. Чирковой. Н. Новгород, 2001.
  71. Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып. З /Под ред. Г. А. Мкртычан, Т. И. Чирковой. Н. Новгород, 2002.
  72. Джариазян J1.H. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1989. № 4.
  73. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
  74. .И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 19 29.
  75. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  76. И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 5−11.
  77. И.В. Совместный труд на благо детей // Народное образование. 1998. № 2. С. 111−113.
  78. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Учебное пособие (Я.Л.Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- Под ред. Я. Л. Коломинского, Е.А.Панько). Минск, 1997.
  79. В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. (Серия «Учебник нового века»).
  80. О.М. Проблемы развития способностей: до и после Л.С.Выготского//Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 98−105.
  81. О.М. Программа «Развитие» //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 32−44.
  82. Е.Г. «Форум-театр» как одно из средств по профилактики наркомании // Региональная служба практической психологии. Самара, 2001. С. 84−85.
  83. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
  84. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
  85. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.
  86. Е., Ермаков В. И один в поле воин // Народное образование. 1998. № 2. С. 132−139.
  87. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
  88. Р., Ильина Т., Григорьева Т. Психологов в школе: первый год работы // Народное образование. 2000. № 7. С. 140−150.
  89. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.
  90. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.
  91. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100 106.
  92. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под общ.ред. Л. А. Венгера. М., 1992.
  93. А.В. Избранные психологические труды в двух томах. М., 1986.
  94. Н.А. Психологические условия оптимизации профессиональной компетентности психологов в решении поведенческих проблем детей раннего возраста /Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Н. Новгород, 2003.
  95. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд.второе. доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000.
  96. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1991.
  97. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998.
  98. Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 16−26.
  99. Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагог. общ-во России, 2000.
  100. Ф.З. Подход к проблеме формирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки //Прикладная психология. 2002. № 2. С. 54−65.
  101. Д.И. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
  102. Е. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения //Школьный психолог. 1998. № 48. С. 14.
  103. Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб., 1998.
  104. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997.
  105. У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М.: Знание//Серия «Педагогика и психология». 1986. № 12 .
  106. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М.: Рос.пед.аг-во., 1997.
  107. Ф. Воспитание к свободе. М., 1992.
  108. А.Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления. М.: Политиздат, 1981.
  109. Е.А. Нет причин для пробуксировки //Школьный психолог. 2000. № 10.
  110. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1986.
  111. А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. СПб., 1997.
  112. О.В. Психологический тип личности учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Н. Новгород, 1996.
  113. И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 42−50.
  114. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие /Под общ.ред. Е. Е. Чепурных. М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  115. М.В. Обучение в контексте организационных изменений //Педагогика. 1999. № 2.
  116. Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям /Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Киров, 2001.
  117. Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России // Вестник Московского университета. Серия 14, психология. 1998. № 3. С. 3−15.
  118. Т.Н. Концептуальные основы построения региональной психологической службы // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 1−8.
  119. Т.Н., Мышкина М. С., Пахальян В. Э. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях вариативного образования //Прикладная психология. 2002. № 6. С. 54−67.
  120. Г. Г., Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 44−52.
  121. Краткий толковый словарь русского языка / И. Л. Городицкая, Т. Н. Поповцева, М. Н. Судоплатова, Т.А.Фоменко- Под ред. В. В. Розановой. 6-е изд., испр. М.: Рус.яз., 1989.
  122. Краткий толковый словарь русского языка /Под ред. В. В. Розановой. М.: Рус.яз., 1989.
  123. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  124. С.В. Психология ведения // Педология. 2000. № 1. С. 1214.
  125. А.В. О некоторых проблемах профессиографического исследования деятельности практических психологов в системе образования //Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 85−87.
  126. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.
  127. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.
  128. Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. J1.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967.
  129. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  130. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  131. А.Н. Проблемы развития психики. М, 1972.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975.
  133. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во Московский унт, 1994.
  134. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  135. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагополучных функциональных состояний. М., 1987.
  136. А.Г. Практическая возрастная психология: перспективы развития и проблемы момента //Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 9−14.
  137. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии /Под ред. Н. Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
  138. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  139. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  140. .Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.
  141. М.И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 56−63.
  142. П.В. Изменение идентичности «пси-хо-лога» //Журнал практического психолога. 2000. № 12. С. 49−57.
  143. В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования //Психологическое обозрение. 1997. № 2 (5). С. 6.
  144. С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика./Монография. СПб.: Образование, 1997.
  145. С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. 4.1. Спб.: Образование, 1998.
  146. Малая энциклопедия для родителей и педагогов (трудные вопросы воспитания) / Составители А. В. Кудрявцев, Р. Р. Кашалов. Ижевск, изд-во Удмуртского ун-та, 1992.
  147. Малая советская энциклопедия / Гл.ред. Б. А. Введенский. -3 изд-е, в Ют., 1958.
  148. О.А., Уточкина И. Ю. Образ школьного психолога в представлениях субъектов образования // Психолог в школе. 1999. № 2. С. 3137.
  149. М. Необходимость себя. М., 1996.
  150. А.К. Неповторимость личности // Народное образование. 1998. № 2. С. 143−144.
  151. А.К. Психология труда учителя. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. (Психологическая наука школе).
  152. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  153. Н.А. Влияние мультимедийной образовательной презентации на оптимизацию психического состояния обучающихся взрослых /Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Н. Новгород, 2002.
  154. Маслоу, А Самоактуализация //Психология личности: Тексты. М., 1982.
  155. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  156. Н.В., Кривцова С. В., Иванов Д. А., Левит М. В. Концепция психологической службы образования // Школьный психолог. 1999. № 10.
  157. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  158. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.
  159. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58−64.
  160. А.А. Личность и сознание. М., 1978.
  161. Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2002.
  162. В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики //Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы /Под ред. М. М. Кабанова. Л.: Медицина, 1985. С. 12.
  163. В.К. Англо-русский словарь. М.: Русс.яз., 1981.
  164. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  165. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -М., 1996.
  166. Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38−50.
  167. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под.ред.
  168. A.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Моск. ун-т, 1987.
  169. Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Москва-Архангельск, 1994.
  170. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  171. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  172. С.И. Словарь русского языка. М., 1963.
  173. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз, 1991.
  174. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Логос, 1995.
  175. А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2 (2). М.: Педагогика, 1989. С. 52−56.
  176. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя //Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16−26.
  177. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста /Под ред.
  178. B.Г.Маралова. Череповец, 1998.
  179. Новоселова C. J1., Обухова Л. Ф., Парамонова Л. А., Тарасова К. В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка дошкольника //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64−71.
  180. Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  181. В.Э. Служба практической психологии в образовании: современное состояние и перспективы развития в России // Магистр. 1999. № 5. С. 69−84.
  182. В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума// Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 86−90.
  183. В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 103 112.
  184. В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1.С. 38−44.
  185. Педагогика здоровья / Под ред. Коровкина Л. И. М.: Педагогика, 1990.
  186. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Науч. изд. Большая российская энциклопедия, 2002.
  187. А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  188. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982.
  189. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д., 1993.
  190. Н.В. Подход к организации психопрофилактической работы в деятельности психологической службы УЦ «Перспектива» // Возможности практической психологии в образовании. 1989. № 1.
  191. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.
  192. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход / Составители серии: С. М. Гечельницкая, В. А. Родионов. М., 2000.
  193. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.:ТЦ Сфера, 2000.
  194. Проблемы непрерывного образования взрослых /Под ред. В. Г. Онушкина, В. А. Тарасова. М.:НИИООВ, 1979.
  195. Профессия психолог: Учебно методическое пособие по курсу «Введение в специальность» / Составитель: Л. Э. Семенова. Н. Новгород, 2001.
  196. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11−18.
  197. A.M., Толстых Н. Н. Психологическая компонента в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. М., 1998.
  198. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 96−106.
  199. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  200. Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  201. Психология здоровья /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
  202. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.
  203. Психология и практика: Материалы 2 межрегиональной научно-практической конференции: Сб.науч.-метод.трудов: Вып.2 /Под ред. Ю.В.Варданян- Мордов. гос пед.ин-т. Саранск, 2001.
  204. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской (СССР), Г. Гельница (ГДР). Совместное издание СССР-ГДР. М.: Медицина, 1985.
  205. Психологические исследования (посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н.Узнадзе) / Под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси: «Мецниереба», 1973.
  206. Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.:Просвещение, 1991.
  207. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с•персоналом.) / Научный редактор А. А. Деркач. М.: Красная площадь, 1996.
  208. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когить-Центр, 1999.
  209. Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С.Братусем) //Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 3−18.
  210. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1968.
  211. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  212. В.В., Селявина Л. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 5−32.
  213. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.
  214. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  215. В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
  216. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  217. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. -3-е изд. М.: Академия, 1997.
  218. А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
  219. Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков: Вища школа, 1974.
  220. Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Ярославль, 2002.
  221. Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух//Журнал практического психолога. 1997. № 6.
  222. Е.Е. Дао психолога: феномены психологического бытия // Журнал практического психолога. 1998. № 7.
  223. М. Шесть проблем и одна тема // Школьный психолог. 2002.17.
  224. Н.Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 14−22.
  225. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  226. И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) //Мир психологии. 2002. № 2. С. 79.
  227. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М.: Магистр, 1994.
  228. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38−50.
  229. В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии //Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. С. 16−22.
  230. В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья //Развитие образования особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. С. 44−48.
  231. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.
  232. В. И. Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91−105.
  233. Словарь русского языка / Редакторы: Е. Н. Гороховникова, Ц. Г. Гурвиц, Л. И. Рахманова.- В 4.т., Гос. изд-во иностр. и национал, словарей. М., 1958−1961.
  234. Словарь русского языка / Под ред А. П. Евгеньевой. -в 4-х т., 3-е изд., М.:Рус.яз., 1985−1988.
  235. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5−15.
  236. Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977.
  237. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.
  238. К.Г. Проблемы научной дискуссии. Л., 1980.
  239. Е.Г., Тхостов A.LLI. Первая между народная конференция по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник //Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 154−165.
  240. Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2002.
  241. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Московский университет, 1988.
  242. С.Ю., Растянников А. В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. 1998. № 2. С. 77−84.
  243. М.А. О критериях профессионализма школьного психолога//Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 85−95.
  244. М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 80−85.
  245. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  246. А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. Минск: Народная асвета, 1986.
  247. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Редколегия: Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков, Д. Г. Шевченко, К. В. Шулейкина. М.: Наука, 1978.
  248. И.Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы //Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 115−122.
  249. Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога//Психологическая газета. 1998. № 1 (28). С. 12−13.
  250. Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме //Практический психолог. 1998. № 5. С. 84−89.
  251. И.М., Немцева А. Я. Руководство по медицинской психологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. JI.: Медицина, 1985.
  252. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  253. У.В. Профессиональная подготовка психологов образования сегодня: проблемы и перспективы //Актуальные проблемы психологии образования. Материалы второй региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2001. С. 209−212.
  254. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  255. Г. Н. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ.сред.пед.завед., 4-е изд. М.: Академия, 1999.
  256. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
  257. В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Владос-Пресс, 2003.
  258. А.А. Избранные труды. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978.
  259. А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
  260. Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. М.: Знание, 1966.
  261. С.Г. Предупреждение неврозов у детей. М., 1978.
  262. И.М. Видеть предвидеть — действовать. М.: Знание, 1986.
  263. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. М., 1992.
  264. Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: Владос, 2001.
  265. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  266. JI.M. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 97−107.
  267. Фридман J1 .М. Психология в современной школе. М., 2001.
  268. А.Б. Когнитивная психотерапия и перспектива ее развития в России /Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 618.
  269. Е.А. Организация и проведение деловых игр. М., 1991.
  270. Н.Ю. Социально-психологические проблемы общения. Л., 1983.
  271. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
  272. Е.Е. О состоянии и перспективах развития психологической службы образования России //Школьный психолог. 1999. № 13.С. 3.
  273. А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С.Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. № 1.С. 36−47.
  274. Т.Н. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопросы психологии. 1987. № 3.
  275. Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Н. Новгород, 1995.
  276. Т.Н. Психологическая служба в детском саду (личностно-ориентированное обучение). Н Новгород: НИРО, 1997.
  277. Т.Н. Теоретические основы дошкольной психологической службы /Диссертация на соискание ученой степени доктора психол.наук. М., 1999.
  278. JI. Ф. Тернистый путь практической психологии образования //Психологическая газета. 2000. № 6. С. 13−15.
  279. Л.Ф. Еще раз о психологической диагностике // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 152−155.
  280. B.C. Об отношениях теоретического и эмпирического в научном познании//Методология и методы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977. С. 5−23.
  281. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988. С. 54−171.
  282. Школьный психолог: Учебно-методическое пособие / Науч.ред. В. Н. Максимова. СПб, 1995.
  283. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1981.
  284. А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001.№ 6.С. 66−80.
  285. Т.Н., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. М.:УРАО, 2003.
  286. .Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001.
  287. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.
  288. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО, 1998. ил. Т.1 А-Л- 1998.
  289. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  290. И.С. Принцип активности в педагогической психологии //Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5−13.
  291. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  292. С.Г. Программа радуга //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 53−64.
  293. Aries Ph. Centuries of childhood. Harvondsworth: Penguin books, 1973.
  294. Maccobu E, Iackklin C. The Psuchologu of sex Differences, Stanford, 1974.
  295. Reuholds C.R. et al. School psuchologu: Essential of thheoru and practice. N. Y.: Pergamon Press, 1984.
  296. Pechstein J. Sozialpadiatrischt Zentren fur behinderte und entwicklungsgfahrdete Kunder. Stutgard, 1975.
  297. Schmidt Kolmer E. Zum Einflus von Familie und Krippe auf die Entwisklung von Kinder in der truhen Kindddheit. Berlin, 1977
  298. Zwiener K. Zur periodischen Prufung von Leistung und Verhalten bei Krippenrinder. Wiss, Z. Humbboldt — Univ. Berlin, 1971.
Заполнить форму текущей работой