Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом исследования стала взаимосвязь потенциала самореализации личности с особенностями познавательного целеБбршгаваникжледования строилось на допущении о том, что потенциал самореализации является общесистемной характеристикой человека, которая может проявляться в особенностях познавательного целеобразования на стадиях инициации мыслительной деятельности (в форме определенного реагирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Познавательное целеобразование и проблема самореализации личности
    • 1. 1. Представления о самореализации в трудах отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 2. Объективация проблемы потенциала самореализации в психологических исследованиях
    • 1. 3. Возможности изучения самореализации личности в смысловой теории мышления (на примере познавательного целеобразо-вания)
  • Глава 2. Исследование проявления потенциала самореализации в особенностях познавательного целеобразования. ^
    • 2. 1. Методическое оснащение исследования
    • 2. 2. Особенности проявления потенциала самореализации на стадии инициации мыслительной деятельности
    • 2. 3. Изучение проявления потенциала самореализации на стадии развернутой мыслительной деятельности
  • Глава 3. Обусловленность потенциала самореализации общесистемными свойствами личности
    • 3. 1. Непричинные детерминанты проявления потенциала самореализации личности
    • 3. 2. Изучение взаимосвязи потенциала самореализации с особенностями решения человеком жизненных творческих заДач

Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Пик научного интереса к проблеме целеобра-зования пришелся на середину 70-х г. г. прошлого века. Можно полагать, что это было связано с популярностью деятельностного подхода, в котором категория «цель» была одной из «несущих» категорий, определяющих весь морфологический строй научного направления. Наиболее активно эта проблема разрабатывалась в психологии мышления, особенно в том ее крыле, которое изучало мышление как форму деятельности (O.K. Тихомиров и его ученики). Однако и те ученые, которые изучали мышление в его процессуальном составе (например, A.B. Брушлинский и его последователи), вовсе не обходили проблему целеобразования стороной: исходный тезис этого научного направления гласил, что для понимания процессуального состава мышления оно должно выступать для исследователя в форме деятельности. Проблема «познавательного целеобразования» или «целеобразования в мыслительной деятельности» была актуальной для психологии мышления, поскольку через нее оказывались связанными две самые кардинальные проблемы психологии мышления — проблема направленности мыслительного процесса и природа его избирательности.

Прогнозируя тенденции развития психологического познания, можно прийти к заключению, что проблема целеобразования вновь обретает актуальность, которая на этот раз обусловлена вхождением науки в постне-классический этап своего развития. В связи с этим на первый план выходит «целевая детерминация», свойственная самоорганизующимся «человекораз-мерным системам» (B.C. Степин, 1994), существенно меняя представление о месте и роли причинной детерминации. Психологи все более убеждаются в том, что человек, его психика, сознание не могут быть объяснены, если наука останется в тисках каузального детерминизма. Переход от парадигмы, толкующей миссию психики как «отражения реальности», к парадигме, устанавливающей ее роль в «порождении новой реальности» (O.K. Тихомиров, 1994) открывает новые грани в старых проблемах. «Психологические новообразования», определяющие всю динамику мышления, такие как цели, смыслы, мотивы, установки и т. д., которые составляли эпицентр всей исследовательской программы O.K. Тихомирова, сегодня в рамках теории психологических систем трактуются как своеобразные «параметры порядка», на которые опирается самоорганизация человека как открытой системы. Развивая представления В. Е. Клочко о системной детерминации, Э. В. Галажинский показал возможность качественно нового понимания механизма самореализации человека как формы проявления его самоорганизации.

Цель нашего исследования заключалась в том, что, используя новое понимание психики как того, что обеспечивает самоорганизацию человека, вернуться к проблеме познавательного целеобразования, пытаясь тем самым разрешить противоречие, которое психологи объективировали уже достаточно давно.

Речь идет о феномене, открытом О. М. Краснорядцевой в 1985 году, для объяснения которого требуется дальнейшая теоретическая и экспериментальная работа. Были установлены типичные формы поведения испытуемых в «потенциально проблемных ситуациях», связанные с особенностями познавательного целеобразования на стадии инициации мышления. Мы полагали, что объяснить этот феномен можно, если удастся установить его связь с потенциалом самореализации личности.

Объектом исследования явились процессы познавательного целеобразования на стадиях инициации и динамизации мыслительной деятельности.

Предметом исследования стала взаимосвязь потенциала самореализации личности с особенностями познавательного целеБбршгаваникжледования строилось на допущении о том, что потенциал самореализации является общесистемной характеристикой человека, которая может проявляться в особенностях познавательного целеобразования на стадиях инициации мыслительной деятельности (в форме определенного реагирования на познавательные противоречия, их вытеснения или, наоборот, постановке познавательной цели), а так же на стадии динамизации мыслительной деятельности (в особенностях «промежуточного» целеобразования). Задачи исследования:

1. Провести анализ существующих подходов к исследованию познавательного целеобразования, самореализации, потенциала самореализации.

2. Определить теоретико-методологические основания для проведения эмпирического исследования, направленного на выявление того, каким образом потенциал самореализации может проявляться в особенностях познавательного целеобразования в мыслительной деятельности.

3. Выявить в эмпирическом исследовании общесистемные факторы, обуславливающие проявление потенциала самореализации на разных стадиях познавательного целеобразования (стадии инициации и динамизации мыслительной деятельности).

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, Б. Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Д. А. Леонтьева, Л. А. Коростылевой, Э. В. Галажинского, внесших научный вклад в разработку проблематики самореализации и человеческого потенциалаа также смысловая теория мышления (O.K. Тихомиров), теория психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева).

Методы исследования. В качестве методов исследования выступили методические приемы изучения чувствительности к проблемам (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) — эвристические задачи Ю. Н. Кулюткинаметодика «Творческая уникальность пути» (в модификации Е. П. Варламовой, Н.Ю. Михайловой) — тест-опросник «Локус контроля» (Г.Е. Ксенофонтова) — методика изучения вербальной креативности (С .Медник), методика изучения невербальной креативности (Торренс) — самоактаулизационный тест (Л.Я. Гозман, М. В. Кроз, М.В. Латинская), методы математической статистики.

Научная новизна исследования: Показано, что потенциал самореализации характеризует способность психологической системы к мобилизации, актуализации того личностного ресурса, который необходим для обеспечения саморазвития как основной характеристики человека, понимаемого в качестве самоорганизующейся системы. В свете вышесказанного становится объяснимой полученная в исследовании новая фактология, заключающаяся в том, что значимыми личностным характеристиками на стадии инициации мыслительной деятельности явились интернальность и особенности ценностных ориентаций, а на стадии динамизации значимыми оказываются креативность и уровень развития познавательных потребностей. Результаты качественного и количественного анализов позволили установить связь между особенностями проявления потенциала самореализации личности в мыслительной деятельности и такими характеристиками «творческости» человека как «творческая уникальность», «стихийная индивидуальность» и «активная типичность».

Теоретическая значимость работы связана с дальнейшим развитием представлений о самореализации как форме проявления самоорганизации человека. «Потенциал самореализации» понимается как динамическая характеристика человека, понимаемого в качестве открытой психологической системы, которая способна избирательно взаимодействовать с окружающей средой, реализуя в этом взаимодействии как актуальные потребности, так и наличные возможности.

Выявлено, что актуализация потенциала самореализации происходит в опоре на ценностно-смысловые характеристики актуальной ситуации, указывающие возможные направления самореализации, одним из которых является переход от тривиальной (заданной, стереотипной и т. д.) деятельности к мыслительной, обусловленный познавательным целеобразованием, приводящим к постановке и решению мыслительной задачи.

Показано, что потенциал самореализации на стадии инициации и стадии динамизации мыслительной деятельности актуализируется различными ценностно-смысловыми образованиями, которые, в первом случае, приводят к инициативному целеобразованию (или различным формам «ухода» от него), а во втором случае, заявляют о себе особенностями промежуточного целеоб-разования, выражающихся в его динамике, избирательности, устойчивости мыслительной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в разработке новых психодиагностических методов исследования самореализации личности. Материал диссертации может использоваться при построении учебных курсов по общей, экспериментальной, возрастной психологии, психологии личности и других спецкурсах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Потенциал самореализации как общесистемное свойство личности рассматривается в единстве трех аспектов: ценностном (как способности обнаруживать возможные направления самореализации в ценностно-смысловых параметрах актуальной ситуации), мотивационном (как сложившейся у человека готовности к реализации этих возможностей) и регулятивном (переход возможностей в действительность, опосредованный целеобразованием).

2. Потенциал самореализации проявляет себя в феномене «чувствительности к проблемам» и формах реагирования человека на познавательные противоречия. В условиях свободной (самопроизвольной) инициации мыслительной деятельности актуализацию потенциала самореализации обеспечивают ценностно-смысловые характеристики ситуации, превращая ее в проблемную ситуацию — исток мышления.

3. По мере формирования мыслительной задачи (постановка цели и определения условий), т. е. по мере перехода мыслительной деятельности в стадию динамизации, потенциал самореализации заявляет о себе особенностями промежуточного целеобразования: той настоятельностью, с которой человек добивается решения задачи, перестраивает поиск, выдвигает новые промежуточные цели и версии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью основных положений исследованиясовокупностью методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследованиякорректностью примененных статистических методов.

Исследование проводилось на выборке одних и тех же испытуемых (в возрасте от 19 до 56 лет) по критерию успешности в реальных жизненных достижениях. Среди них педагоги, предприниматели, студенты педагогического факультета, получающие второе образование, психологи, аспиранты, научные сотрудники, медицинские работники, юристы, бухгалтеры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были доложены на научно-методической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования на пороге третьего тысячелетия» (Барнаул 1999) — краевой научно-практической конференции «Психологическая диагностика в образовательной практике» (Барнаул 2000) — IV региональной школе молодых ученых «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (Барнаул — Бийск 2002) — на V региональной школе молодых ученых «Современная психология: проявление • парадигмальных установок в организации психологического исследования» (Бийск 2003) — всероссийской научно — практической конференции «Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании» (Барнаул, 2005). По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 150 страниц машинописного текста. В работе приведено 13 таблиц и 7рисунков. Библиография включает 209 источников.

Основные выводы.

1. Проведенный аналитический обзор доступных нам работ, посвященных проблематике самореализации личности, показал, что понятие «потенциал самореализации» используется в научной литературе достаточно часто, несет на себе отпечаток исходных методологических позиций авторов научных текстов и, как правило, не содержит в себе четких указаний на ту психологическую реальность, которая стоит за этим понятием.

2. Тем не менее, развитие понятия «потенциал самореализации» происходит адекватно объективным тенденциям психологического познания. Самореализация рассматривалась как врожденное стремление человека (А.Маслоу, К. Роджерс), как ситуативно детерминированное явление (В. Франкл, Р. Мэй), как процесс опредмечивания сущностных сил человека (Д.А. Леонтьев), как осуществление возможностей развития Я (Л.А. Коро-стылева), как форма проявления самоорганизации, свойственная человеку (Э.В. Галажинский).

3. В работе утверждается, что дальнейшее развитие исходных идей теории самоорганизующихся психологических систем применительно к проблеме самореализации человека, позволяет связать потенциал самореализации со способностью психологической системы к мобилизации, актуализации того личностного ресурса, который необходим для обеспечения саморазвития как основного способа бытия человека. В частности, показано, что на различных этапах мыслительной деятельности (инициации и динамизации) объективную значимость обретают разные личностные характеристики. Установлена связь между особенностями проявления потенциала самореализации личности в мыслительной деятельности и такими характеристиками человека как «творческая уникальность», «стихийная индивидуальность» и «активная типичность».

4. Выявлено, что актуализация потенциала самореализации происходит в опоре на ценностно-смысловые характеристики актуальной ситуации, указывающие возможные направления самореализации, одним из которых является переход от тривиальной (заданной, стереотипной и т. д.) деятельности к мыслительной, обусловленный познавательным целеобразованием, приводящим к постановке и решению мыслительной задачи.

5. Показано, что потенциал самореализации на стадии инициации и стадии динамизации мыслительной деятельности актуализируется различными ценностно-смысловыми образованиями, которые, в первом случае, приводят к инициативному целеобразованию (или различным формам «ухода» от него), а во втором случае, заявляют о себе особенностями промежуточного це-леобразования, выражающихся в его динамике, избирательности, устойчивости мыслительной деятельности.

6. Полученный теоретический и экспериментальный материал позволяет утверждать об адекватности понимания потенциала самореализации человека в качестве его общесистемного свойства, открывающегося в единстве трех аспектов: ценностном (как способности обнаруживать возможные направления самореализации в ценностно-смысловых параметрах актуальной ситуации), мотивационном (как сложившейся у человека готовности к реализации этих возможностей) и регулятивном (переход возможностей в действительность, опосредованный целеобразованием).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. -1985. Т. 5. — № 5 -.С. 3−17.
  3. Г. Ж. Особенности чувствительности к проблемам у людей с выраженными специальными способностями: Автореф. дис. канд. психол. наук. Барнаул, 1999. — 23 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.т.- М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-365 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бадалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. -288 с.
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 318.
  8. Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 173−180.
  9. Л.И. Системный подход в психологии // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61 — 77.
  10. Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М., 1999. — 350 с.
  11. Е.Ю. Психология субъективной семантики: Автореф. Дис.. докт. психол. наук. М., 1987 — 36 с.
  12. В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. М., 1976. — 157 с.
  13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. — 768 с.
  14. А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С. 188−130.
  15. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 14−27.
  16. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. -С. 70−80.
  17. А.Г. Психология личности: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  18. Е.Ф., Голыдкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. -Т. 5. -№ 3. — С. 152−162.
  19. E.H., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. -1993. № 4. — С. 146−153.
  20. Д. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. -1966. № 3. — С. 54−60.
  21. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор. М., 1998. — 48 с.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: Ростов-на-Дону, 1983.
  23. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. № 1. — С. 144−146.
  24. Д.Б. «Мышление как процесс» вчера или сегодня психологии? // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. — М.: Изд-во инст-та психологии РАН., 2003. — С. 136−141.
  25. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Автореф. дис. докторапсихол. наук. — М., 1987. -49 с.
  26. O.A. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2002. — 21 с.
  27. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−19.
  28. .С. Психология личности // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара, 2000. — С. 385−456.
  29. A.B. Культурно-историческая теория мышления. — М.: Высшая школа, 1968. 104 с.
  30. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение — Минск, 1990.-214 с.
  31. A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 28−40.
  32. A.B. Принцип детерминизма в трудах C.JI. Рубинштейна // Вопросы психологии. -1989. № 6. — С. 66−73.
  33. И.А., Куль Ю. Влияние индивидуальных психических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С. 140−148.
  34. И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.-М., 1980.-191 с.
  35. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 4.-С. 49−60.
  36. И.А. Личностная регуляция мышления при решении сложных задач // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. — М.: Изд-во Инст-та Психологии РАН., 2003. С. 73−75.
  37. Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога. — 1998.-№ 3.
  38. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., — 1997. — 24 с.
  39. Е.П., Михайлова Ю. Н. Жизненный путь как творческий акт // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. Л. А. Гол овей, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. Вып. 3 -С. 37−50.
  40. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.-164 с.
  41. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.
  42. Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986. -№ 1. — С 24−36.
  43. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.
  44. Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Дис. докт. психол. наук. Барнаул, 2002. — 260 с.
  45. Э.В. Самореализация личности возможные направления исследования // Сибирский психологический журнал. — 1998. — Выпуск 8−9.-С. 92−94.
  46. Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализации личности // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» (20 апреля 2001 г). Караганда, 2001. — С. 101−110.
  47. Гилева И. О Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Барнаул, 2000. -18 с.
  48. М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 30−37.
  49. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М., 1995-.43 с.
  50. A.A. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. — 248 с.
  51. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1997. — 240 с.
  52. Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований // Системные исследования. Ежегодник. 88. — М., 1989. — С. 283−303.
  53. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
  54. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -М.: ИНФРА.-М., 1997. 256 с.
  55. В.Ю. Возможности методологического аппарата истории психологии // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы Краевой научно практической конференции. — Барнаул: Изд-во БГТГУ. — 2000. — С. 83−90.
  56. В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении. -Владимир, 1973. -187 с.
  57. В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. -1991. — № 1. — С. 18−26.
  58. В.В., Брушлинский A.B.: Верность традициям и эволюция научных взглядов // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. — М.: Изд. Инст-та психологии РАН., 2003. С. 17−24.
  59. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 18 с.
  60. A.B. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Барнаул, 2001.- 19 с.
  61. A.B. Смыслообразование как механизм становления многомерного мира человека // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во инст-та Психологии РАН., 2003. — С. 364−368.
  62. A.B. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы. Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Барнаул, 2001.- 19 с.
  63. Клочко В. Е Контуры постнеклассической парадигмы в творчестве O.K. Тихомирова // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд. Инст-та психологии РАН., 2003. — С. 364−368.
  64. В.Е. Онтологизация психологии и психодиагностика // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул, 1999. С. 3−8.
  65. В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии"(20 апреля 2001 года). Караганда, 2001. — С. 101−110.
  66. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1991. — 46 с.
  67. В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. Бийск, 2000. — С. 8−16.
  68. В.Е. Культурно- историческая психология и психосинергетика // Образование в информационном обществе: Пособие для студентов гуманитарных вузов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — С. 112−118.
  69. В.Е. Человекообразование как предмет современной психологии образования // Образование и социальное развитие региона. — Барнаул, 1995. -№ 3−4. С. 104−112.
  70. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. — Томск, 1998. — Вып. 8−9. С. 7−15.
  71. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. — Вып. 2. — С. 10−13.
  72. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. -154 с.
  73. Е.А. Об амбивалентной природе психического // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1992. — № 1. — С. 13−24.
  74. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. — 512 с.
  75. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Приложинным // Философский журнал. 1992. — № 12. — С. 3−20.
  76. H.A. Психологическая сущность личностного потенциала // Е-mail: [email protected]
  77. И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. -1995. Т. 16. — № 1. — С. 43−51.
  78. Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4 / Под ред. JI.A. Головей, JI.A. Коростылевой. — СПб.: СпбГУ., 2000. — С. 155 160.
  79. Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 1. — С. 7−18.
  80. Т. В. Идеи O.K. Тихомирова в современных исследованиях мышления // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во инст-та психологии РАН., 2003. — С. 43−47.
  81. JI.A. Психологические детерминанты самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Реана, JI.A. Коростылевой. -1998. Вып.2. — С. 5−15.
  82. JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. Изд-во С-П ун-та. 1997. -С. 3−19.
  83. JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. — 292 с.
  84. JI.A. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред. JI.A. Головей, JI.A. Коростылевой. СПб.: СпбГУ, 2000. — Вып. 4. — С. 21−46.
  85. JI.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.:Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. — С. 3−25.
  86. О.М. Мотивация мышления в условиях перехода профессиональной деятельности на творческий уровень // Сибирский психологический журнал. -1998. Вып. 8−9. — С. 7−15.
  87. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Учебное пособие. Барнаул, 1998.-113 с.
  88. О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дис. док. психол. наук. — М., 1996. 47 с.
  89. О.М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности // Сибирский психологический журнал. 1997. — Вып. 5. — С. 33−38.
  90. О.М. Психологические механизмы трансформации профессионального образа мира педагогов // Образование и социальное развитие региона. -1995. № 3−4. — С. 146−149.
  91. Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. -1999 Т. 20. — № 2. — С. 103−114.
  92. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений М.: «Педагогика», 1970. — 232 с.
  93. Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты // Вопросы психологии. 1973. — № 1. — С 26−39.
  94. H.A. Целеполагание и некоторые его мотивационные детерминанты при неврозах // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. -№ 6.-С. 76−85.
  95. B.C. К рефлексии психологической теории мышления // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 41−52.
  96. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея.- М., 1982-С. 86−92.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 305 с.
  98. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 288 с.
  99. А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология —.2003 — .№ 2. — С. 3−18.
  100. Д.А. Гордрн Олпорт архитектор психологии личности // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. — № 3. — С. 23−30.
  101. Д.А. Значение и личностный смысл // Психологический журнал. -1996. № 5. — С. 19−29.
  102. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1996. № 4. — С. 35−47.
  103. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. 487 с.
  104. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом (гуманистическая перспектива в постсоветской психологии) / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур — М.: Смысл, 1997.-336 с.
  105. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. -1989. № 3. — С. 11−21.
  106. С.С. Чувствительность к проблемам как фактор эффективного разрешения проблемных ситуаций // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во инст-та психологии РАН., 2003. — С. 302−304.
  107. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация — толерантность / Под ред. Кабрина В. И. — Томск: Изд-во Томского унта, 2002. — 262 с.
  108. .Ф. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  109. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-431 с.
  110. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  111. М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд-е. М.: Прогресс, 1992.-415 с.
  112. М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 416 с.
  113. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  114. А.Г. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г. А. Балла и др.- Пер. с англ. Г. А. Балл. М.: «Смысл», 1999. — 424 с.
  115. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
  116. А.Г. Психология бытия. Пер. с англ.- М.: Рефл Бук, 1997. -304 с.
  117. А.Г. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор. М., 1992. — С. 108−111.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 207 с.
  119. А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1992. — № 4. — С. 5−12.
  120. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 29−39.
  121. A.M., Понукалин A.A. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе // Вопросы психологии 1988. № 4. с. 76−83.
  122. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности: Ученые записки Пермского пединститута. Пермь, 1970. — Т. 77. — С. 184−192.
  123. JI.M. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998.-200 с.
  124. С. М. Теория А.Н. Леонтьева о механизмах саморазвития деятельности // Вестник Моск. Ун-та. — Серия 14. Психология. — 2003. -№ 2.- С. 50−63.
  125. К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психологический журнал.- 1983.- Т. 4. № 3.- С. 61−69.
  126. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
  127. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994. — 144 с.
  128. В.П. Познание необходимости. — М.: Мысль, 1985. -206 с.
  129. Г. Личность в психологии. -М.: Ювента, 1998 -.345 с.
  130. В.Н. Психология человека. СПб., 2002. — 252 с.
  131. С.Р., Столин В. В. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, М. В. Столина. — М: Изд-во МГУ, 1987. С. 278−285.
  132. A.A. Природа человека в концепции А.Маслоу / Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 75−86.
  133. Н.И. Динамика самоактуализации у студентов творческих профессий // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 45−51.
  134. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. -1975. № 3. — С. 26−37.
  135. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  136. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 252 с.
  137. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 3−11.
  138. Я.А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983.-303 с.
  139. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 120 с.
  140. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Гол овей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1999. — Вып. 3 — 248 с.
  141. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977.- № 5.-С. 74−87.
  142. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина,
  143. B.В. Шадрикова. М.: Наука, 1991. -181 с.
  144. A.A. Локус контроля дилинквентной личности // Психологический журнал. -1994. Т. 15. — № 2. — С. 52−57.
  145. A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля // Психологический журнал. -1998. Т. 16. — № 4. — С. 3−12.
  146. A.A. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.-287 с.
  147. A.A. Самоактуализация и самотрансценденция личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. —1. C. 305−307.
  148. A.A. Акмеология личности // Психологический журнал. — 1998. -Т. 19.-№ 4.-С. 3−12.
  149. Роджерс К Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.-480 с.
  150. К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 200−230.
  151. К.Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.1.- С. 164−168.
  152. К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой и др. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2002. — 976 с.
  153. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. -712 с.
  154. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -147 с.
  155. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
  156. JI.A., Рыбалко Е.Ф.Возрастная динамика самореализации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб, 2000.-С. 297−305.
  157. Е.Ф., Крогиус Н. Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. — СПб, 1998.-С. 154−162.
  158. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1997. — 264 с.
  159. В.В. Личностная детерминация мышления // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во инст-та психологии РАН., 2003. — С. 47−48.
  160. И.Н., Степанов С.Ю.Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. — 1983. -№ 2.-С. 14−21.
  161. З.Ф., Дмитриева М. Ф. Мотивационный потенциал как фактор совладающего поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. JI.A. Коростылевой. СпбГУ., 1999. -Вып. 3.-С. 123−132.
  162. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. -180 с.
  163. В.И., Исаев Е.И.Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 3−17.
  164. С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1993. -№ 2.-С. 15−25.
  165. Л.П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 2004. — № 1. — С.23−40.
  166. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600 с.
  167. B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.
  168. .М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
  169. O.K. Психология мышления. — М., 1984. — 276 с.
  170. O.K. Понятие и принципы общей психологии. — М., 1992.
  171. O.K. Теория психологических систем // Вестник МГУ — Серия 14. Психология. 1982. — № 2. — С. 3−12.
  172. O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. -1980. — № 5. С. 13−17.
  173. Тихомиров О. К. Замечания рецензента //Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. -1992. — № 1. — С. 59−60.
  174. O.K., Богданова Т. Р. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал. 1983. — Т.4 — № 6. — С. 54−61.
  175. O.K. Творчество как неалгоритмический процесс // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-2003.-№ 2.-С. 66−73.
  176. Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме (на примере профессионально-личностного развития в условиях вуза) // Мир психологии. 2001. — № 2 -.С. 79−82.
  177. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1985. -344 с.
  178. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки —.СПб.: Питер, 2001.- 414 с.
  179. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 512 с.
  180. В. Человек в поисках смысла: Пер с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  181. Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 1995. 239 с.
  182. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. — 240 с.
  183. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Пер. с англ.-М., 1990.-160 с.
  184. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. -1997. № 3. — С. 112−132.
  185. Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 1998. — С. 17−25.
  186. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — СПб., 2001.-240 с.
  187. JI.A. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1992. — 25 с.
  188. Г. К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал.-1996. № 4. — С. 134−143.
  189. Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. дис.докт. философ. Наук. СПб., 1994. — 46 с.
  190. В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  191. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976. -С. 5−29.
  192. Н.Л. К вопросу о возникновении новых проблем // Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1971.
  193. Н.Л. Мыслительная деятельность и установка // Исследование мышления в советской психологии. -М., 1966. С. 273−319.
  194. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969. -316 с.
  195. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. — 203 с.
  196. Adler F. The individual psychology of Alfred Adler/ A systematic presentation of selections from his writings. N. Y., 1956.
  197. Allport G.W. Pottern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart, 1949. — 450 p.
  198. Brown N Love/s Body.- N.Y.1966.
  199. Buler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic psychology. Amer. Psychol., 1971, v.26,№ 4.
  200. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc Gaw Hill, 1969.
  201. Maslow A.H. Motivation and personality. New York., 1954.
  202. Maslow A.H. Toward a psychology of beind. New York. 1968.
  203. May R The Discovery of Being. New York- London, 1983.
  204. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework // Psychology: a study of a sciens / Ed. By S. Koch. Vol. 3. New York, 11 959.
  205. Rogers C. R. Client centered therapy. Its current practice, implications and theory, Boston, 1981.
  206. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965., P.663 679.
  207. Стимульный материал к методике Элиавы (модификация В.Б. Клочко)1. Карточка 1.
  208. Вдруг что-то засверкало в небе. Огромное несется в облаках со свистом рассекая воздух. «Какой большой, подумал наш оел, — как быстро мчится он. Взял высоту и как шумит! Ну, что же, шуметь я тоже мастер, попробуем сразиться!»
  209. Вскочил оел, взмахнул хвостом, навострил уши и заорал что было мочи.1. Карточка 2
  210. Так думал с горечью оел, смотря как тот большой, несется с шумом в облаках.1. Карточка 3
  211. Вдруг что-то засверкало в небе. Огромное несется в облаках со свистом рассекая воздух. «Какой большой, подумал наш оел, — как быстро мчится он. Все набирает высоту. И как шумит! Ну, что же, попробуем сразиться!»
  212. Взеев оел, что было сил, соревноваться с самолетом. еел оел, еел весь день, а самолета след простыл.
  213. Стимульный материал к методике «Золотоискатели"1. В.Е. Клочко)
  214. Отрывок из книги Дж.К. Ферри «Золотоискатели».
  215. Лодка была немедленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку легко, как будто лодка и пассажиры не имели ни веса, ни каких-либо возможностей противостоять этому всесильному потоку.
  216. Графический материал к задаче Эйлера1. Ж, -Ж
Заполнить форму текущей работой