Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе инновационного обучения подростков школы № 48 г. Ижевска. Результаты исследования докладывались на: Межрегиональной конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (Кемерово, 2001), Республиканской конференции педагогов-психологов «Практическая психология образования» (Ижевск, 2001), Международной конференции ШУЗ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Адаптация подростков к инновационным условиям обучения
1.1. Теоретическое исследование адаптации подростков к инновационным условиям обучения 1.1.1. Психическая адаптация как основа комплексного подхода к исследованию учебной деятельности в новых условиях.
1.1.2. Нарушения различных аспектов психической адаптации подростков в условиях внедрения новых образовательных программ.
1.2. Эмпирическое исследование адаптации подростков к инновационным условиям обучения
1.2.1. Организация, методы и методики исследования.
1.2.2. Обсуждение результатов.
Глава 2. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения
2.1. Теоретические основы организации психологической службы в системе образования.
2.2. Модель психологического сопровождения инновационного обучения подростков
2.2.1. Цель, задачи и формы сопровождения.
2.2.2. Деятельность участников образовательного процесса в ходе сопровождения.
2.2.3. Содержание психологического сопровождения подростков и взрослых в новой школьной ситуации развития.
2.3. Эмпирическое исследование эффективности внедренной модели психологического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
Выводы.
Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В последние годы в системе школьного образования появляются новые технологии, формы, режимы обучения, создаются новые типы учебных заведений. Зачастую инновации вводятся без должного научного психологического и физиологического обследования учащихся, что приводит к хроническому переутомлению в результате учебных перегрузок и, как правило, к ухудшению здоровья школьников.
Необходимость теоретической и практической разработки научно обоснованных принципов организации учебного процесса, отвечающих, прежде всего, функциональным особенностям и закономерностям индивидуального развития, способностям и возможностям детей подчеркивается сегодня психологами, педагогами, медиками (Синягина Н.Ю., Косарецкий С. Г., Загвязинский В. И., Колесов Д. В., Безруких М. М., Антропова М. В. и др.).
Данная научная проблема становится особенно значимой для нетрадиционных школ, цели и задачи которых зачастую объективно связаны с внедрением более сложных учебных программ. Отмечаемое современными исследователями усиление воздействия на психику и организм детей школьных факторов (Алмазов Б.Н., Воронков Б. В., Громбах С. М., Захаров А. И., Ковалев В. В., Семичов С. Б., Хрипкова А. Г. и др.) позволяет говорить об актуальности исследования проблемы адаптации учащихся к инновационным условиям обучения.
Наличие широкого спектра разнообразных теоретических направлений, объясняющих отдельные аспекты феномена адаптациимногомерность её носителя — человека во всех его измерениях (индивид, личность, субъект деятельности) — специфика вводимых инноваций на различных уровнях образовательной системы — по существу затрудняют возможность комплексного решения данной проблемы на практике.
Свидетельством неудовлетворительного практического решения данной проблемы являются проявления школьной дезадаптации (нарушения успеваемости, поведения, межличностных отношений и здоровья учащихся), отмечаемые современными исследователями примерно у 40% подростков (Александровский Ю. А, Беличева С. А., Дубровина И. В., Исаев Д. Н., Круглов Б. С., Сергета И. В. и др.). Следует отметить, что, во-первых, каждое из проявлений дезадаптации крайне редко встречается в изолированном виде и, как правило, сочетается с другими нарушениями, образуя сложную, иерархизированную структуру нарушения адаптации к школево-вторых, становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с нарушениями психического развития.
Данная работа направлена на решение проблемы организации психологического сопровождения инновационного образовательного процесса в основной школе. Решение данной проблемы возможно через проведение комплексного экспериментального исследования процесса адаптации подростков к условиям образовательной программы, установление степени влияния различных аспектов психической адаптации на успешность учебной деятельности. Такой подход позволяет определить условия оптимального взаимодействия подростков с новой учебной ситуацией, направленные на повышение успешности обучения, профилактику переутомления и отклонений в нервно-психическом здоровье, и, в целом, на эффективность психической адаптации, а также содержание возможного и достаточного участия психологов-практиков в сопровождении инноваций.
Объектом исследования является психическая адаптация подростков к инновационным условиям обучения, предметом — психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
Цель исследования — изучение факторов психологического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
Гипотеза исследования: Психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса, который характеризуется комплексностью целей и задач, системностью педагогических средств его реализации, представляет собой систему, главной целью которой является психическая адаптация ученика к этому процессу. Эффективная психическая адаптация ученика к образовательному процессу характеризуется успешным овладением учебной деятельностью при сохранении психического и физического здоровья.
Задачи исследования:
Проанализировать и обобщить имеющиеся в литературных источниках данные об особенностях влияния различных условий обучения и воспитания на психическое и физическое развитие подростков.
Разработать комплексный подход к исследованию психической адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
На основе применения разработанного комплексного подхода изучить особенности психической адаптации подростков к условиям образовательного эксперимента.
Обобщить опыт организации психологической службы в системе образования и разработать модель психологического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
Апробировать и оценить эффективность модели психологического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Г. В. Суходольский), теория творческой педагогической деятельности и развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В.И. Слободчиков), комплексный подход к проблеме адаптации (Б.Г. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко), теория инновационных процессов в сфере образования и воспитания (Н.А.Алексеев, O.JT. Алексеев, Ш. А. Амонашвили). Работа базируется на трудах психологов, педагогов, понимающих педагогический процесс с позиций управления (В.Ю. Кричевский, К. Ф. Талызина В.А. Якунин). Разработанная модель психологического сопровождения основывается на концепциях психологической службы, разрабатываемых JI.A. Головей, И. В. Дубровиной, А. А. Крыловым, А. А. Реаном, Н. А. Розе, М. П. Битяновой.
В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по изучаемой теменаблюдениетестированиеконстатирующий и формирующий экспериментконсилиум специалистовпроектирование образовательной средыматематическая и статистическая обработка результатов.
Базой исследования явилось муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 48 г. Ижевска. В опытно-экспериментальную работу были включены администрация, педагоги, медики, психологи, родители и учащиеся 5−9 классов этой школы, контрольную группу составили ученики 5−9 классов школы № 66 г. Ижевска. Всего в исследовании приняли участие 364 учащихся, из них 231 (экспериментальная группа) — в инновационном режиме обучения: мальчиков -111, девочек — 120- и 133 — в традиционном (контрольная группа): мальчиков — 61, девочек — 72.
Избранные методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведенного в несколько этапов в период с 2000 по 2003 годы.
Первый этап «Подготовительный» (2000;2001). Проведение анализа исследований по проблемам школьного образования, педагогической психологииобозначена проблема влияния условий учебно-воспитательного процесса на психику и организм подростков. Изучение опыта организации школьной психологической службы, системы психологического сопровождения. Педагогическим коллективом школы развернут образовательный эксперимент. Определение показателей психической адаптации подростков к новым условиям обучения. Проведение констатирующего эксперимента: исследование показателей психической, социально-психической, психофизиологической адаптации учащихся 5−9 классов экспериментальной и контрольной групп.
Второй этап — «Преобразующий» (2001;2002). Реализация механизма интеграции деятельности специалистов школы в решении задач психологического сопровождения инновационного обучения подростков. Исследование показателей психической адаптации учащихся 5−9 классов в условиях психологического сопровождения их инновационного обучения.
Третий этап — «Итоговый» (2002;2003). Проведение анализа эффективности разработанной и внедренной модели психологического сопровождения, установление зависимости между условиями образовательного пространства, психическим и физическим здоровьем учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработан и апробирован комплексный подход к исследованию адаптации подростков к инновационным условиям обученияпредставлены варианты психической адаптации подростков к инновационным условиям обучения определены факторы и условия психологического сопровождения, способствующие эффективной психической адаптации подростков к условиям образовательного эксперимента. Практическое значение исследования: разработана программа психологического сопровождения адаптации подростков к инновационным условиям обучения представлены эффективные формы гармоничного и целенаправленного взаимодействия всех субъектов образовательной среды для успешной реализации адаптации подростков к условиям образовательного эксперимента. Предложенные технологии и организационные формы психологического сопровождения адаптации подростков к условиям инновационного обучения могут быть использованы в практике образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается основательностью исходных методологических положений, использованием данных смежных наук, применением совокупности взаимодействующих методов, соответствующих цели и задачам работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе инновационного обучения подростков школы № 48 г. Ижевска. Результаты исследования докладывались на: Межрегиональной конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (Кемерово, 2001), Республиканской конференции педагогов-психологов «Практическая психология образования» (Ижевск, 2001), Международной конференции ШУЗ (Вологда, 2002), Республиканской конференции директоров школ «Совершенствование организации УВП в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся» (Ижевск, 2002), Российской университетско-академической конференции (Ижевск, 2003, 2004), Межрегиональной научно-практической конференции психологов (Пермь, 2003,2004).
По теме исследования опубликовано в центральной и местной печати 9 работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Несоответствие условий инновационной образовательной среды психосоциальным и психофизиологическим возможностям учеников приводит к нарушению процесса психической адаптации.
2. Комплексный подход в изучении адаптации к инновационным условиям обучения включает в себя исследование показателей умственной работоспособности, тревожности, межличностных отношений и успешности обучения, характеризующих подростка как индивида, личность, субъект деятельности.
3. Эффективная психическая адаптация подростков к образовательному эксперименту характеризуется их успешным обучением наряду с высокой умственной работоспособностью, низкой тревожностью и благоприятными межличностными отношениями. Снижение умственной работоспособности, повышение утомляемости и тревожности при достижении значимых результатов в учебеили снижение успешности обучения при высокой умственной работоспособности и низкой тревожности свидетельствуют о неэффективной психической адаптации подростков к особенностям образовательного эксперимента.
4. Специфику психологического сопровождения адаптации подростков к образовательному процессу составляют такие формы деятельности как, нормирование общей и учебной нагрузки в соответствии с выявленными физиологическими особенностямипроведение коммуникативных и личностных тренинговактивизация участия подростков в самоуправленииорганизация мероприятий, направленных на формирование полоролевой идентификации.
Выводы.
Исследование уровня адаптированности учащихся 5−9 классов в условиях реализации модели сопровождения (2001/02 учебный год) в сопоставлении с показателями этих же учеников в 2000/01 учебном году показало, что при прочих равных условиях все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения в зависимости от организации учебных занятий, воспитательного и развивающего режима.
Учет рекомендаций методистов, психологов, медиков в организации учебной деятельности подростков проявился в повышении успешности обучения учащихся экспериментальной группы. Девочки — подростки в большинстве случаев стали учиться лучше, чем мальчики. В большей степени увеличилась успешность обучения девочек 7 и 8-ых классов. Под влиянием созданных в рамках модели сопровождения условий уменьшилось количество неуспешных учащихся в каждой параллели.
Динамика показателей групповой сплоченности учащихся 5−9 классов позволяет говорить о большей психологической комфортности экспериментальной образовательной среды. Совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться и развитие уверенности в себе подростков в рамках внутришкольных мероприятий способствуют улучшению показателей уровня групповой сплоченности школьников в инновационных условиях обучения. Мероприятия по сплочению подростков, реализуемые через деятельность детского школьного объединения «Страна ЗОЖиЯ» способствовали значимому повышению интеграции подростков в классах.
В рамках психопрофилактических мероприятий реализация дифференцированного подхода в обучении подростков, положительный психологический климат в классах проявили себя в общем снижении уровня тревожности школьников экспериментальных групп. Оценка динамики уровня проявлений тревоги учащимися 5−9 классов в экспериментальном режиме обучения позволяет говорить о снижении общего количества учащихся с высоким уровнем тревожности. Средний уровень тревожности снизился в 7 и 8-ых классах.
Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности учащихся 5−8 классов также позволяет положительно оценить экспериментальный режим обучения. В динамике учебной недели в экспериментальном режиме обучения у учащихся от 12 к 15 годам достоверно (р<0,05−0,001) возрастают скорость, продуктивность работы, сила активного внутреннего торможения (САВТ), улучшается качество работы, снижается число ошибок на дифференцировку ©. Напряжение ФС ЦНС в недельном периоде учебной деятельности оказалось меньшим у школьников в условиях экспериментального режима — рациональной организации учебных занятий, предусматривающей индивидуальные особенности физиологического и психофизиологического статуса подростков. Сравнение по возрасту показало, что учащиеся 6−8 классов в контрольном режиме обучения испытывали большее утомление в течение учебного процесса, чем дети этого возраста в экспериментальном режиме.
Введение
двигательного режима и двойное расписание в экспериментальном режиме снижают суточную адаптацию, что позволяет считать такой режим более физиологичным.
Полученные в сравнении результаты позволяют говорить о том, что характер ослабления или усиления индивидуально-популяционных реакций адаптации зависит от половозрастных возможностей подростков, ФС ЦНС, режима обучения (внутришкольных факторов).
Изменение параметров различных аспектов адаптации подростков в инновационном режиме обучения в сравнении с показателями контрольной группы объясняется, по-видимому, интегрированным влиянием на практику обучения широкого спектра методических рекомендаций психологов, физиологов, постоянным вниманием к проблеме нормализации учебной и общей нагрузки подростков со стороны администрации, высоким уровнем требований к методической дисциплине учителей-предметников.
Определенное значение имели для фактического состояния дел высокая методическая квалификация большинства учителей школы (основной состав педагогического коллектива — 34 человека, из них 46% имеет высшую квалификационную категорию, 35% - первую), повышение эффективности урока в результате совместной работы учителей и методиста, психологов и педиатра, систематическое использование полученных результатов по режиму дня школьников, по созданию благоприятного психологического климата в классах и школе, в отношениях между учениками и учителями.
Материалы исследований психологической службы 1999;2003 года обсуждались на педагогическом совете школы, что также оказывало влияние на непосредственную работу с учащимися как со стороны учителей-предметников, так и классных руководителей.
Заключение
.
Актуальность проблемы адаптации учащихся к обучению в школе на протяжении всего обучения в ней становится очевидной в связи с наблюдаемым ростом количества учащихся, психосоциальный и психофизиологический статус которых не соответствует требованиям средней школы.
Определенное значение в неудовлетворительном решении данной проблемы имеет проведение педагогических экспериментов в различных образовательных учреждениях без необходимой оценки их влияния на психическое и физическое здоровье учащихся.
Проведение анализа исследований по изучению влияния особенностей УВП на психику и организм учащихся позволяет нам отнести успешность овладения учебной деятельностью без значительных нарушений физического и психического здоровья к критериям, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации детей к инновационным условиям обучения.
В результате проведенного комплексного обследования учащихся 5−9 классов на начальном этапе нашей работы было обнаружено большое количество дезадаптированных подростков, которым были свойственны: высокий уровень тревоги, напряжение функционального состояния ЦНС, низкая учебная успешность. Подростков с высокой интеграцией различных аспектов психической адаптации, свидетельствующих об успешной адаптации к инновационным условиям обучения, среди учащихся исследованных классов было выявлено незначительное количество.
Эти данные, а также тот факт, что наибольший временной период обучения в школе падает на подростковый возраст, со свойственными этому периоду значительными преобразованиями в психике и организме, предъявляющими повышенную «цену» адаптации учащихся к интенсивным факторам школьной среды, определили для нас необходимость разработки программы психологического сопровождения подростков в инновационных условиях обучения, основанную на гармоничном и целенаправленном взаимодействии всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Сохранение психического и физического здоровья подростков может быть достигнуто на основе специфической организации учебно-воспитательного процесса, включающего в себя нормирование учебной нагрузки учащихся на уроке, в учебном дне и неделе, дифференцированный подход к учащимся, формирование у учащихся эмоционально-положительного отношения к учебе, создание положительного эмоционального фона в классе, школе.
Изучение показателей адаптированности подростков в условиях реализации программы сопровождения, позволяет нам говорить о хороших результатах реализации механизма интеграции деятельности специалистов школы в решении задач психологического сопровождения инновационного обучения подростков.
Сравнительная характеристика адаптации подростков при различных режимах обучения подтвердила эффективность разработанной модели сопровождения результатами ее оценки по критериям умственной работоспособности, эмоционального состояния, качества усвоения знаний и развития межличностных отношений подростков.
На наш взгляд, апробирование данной программы сопровождения инновационного обучения с попыткой определения роли и места собственно профилактического направления в работе психологов сегодня особенно важно для разработки и реализации различных моделей развития психологических служб и существования разных подходов к организации профилактической работы, и возможно обогатит практическую психологию образования в целом.
Список литературы
- Аверин В. А. Психологические особенности школьников старших классов в период начальной профессиональной адаптации // Экол. Детства: соц. и мед. проблемы.: СПБ, 1994. 256 с.
- Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам. М., 1979. — 141с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам./Под ред. Хрипковой А. Г. М., 1982. — 222с.
- Активные методы в работе школьного психолога./Под ред. Дубровиной И.В.-М., 1989.- 165с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. — 272с.
- Александровский Ю.А., Собчик JI.H. Доболезненные формы эмоциональной напряженности.// Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. JI., 1986. — С. 22 -27.
- Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993.—С.378−412.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М. Знание, 1978
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 150с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб., Питер, 2001
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. -400с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М., 1980. 196с.
- Антохина Н. В., Мартынова Н. А., Васильева A. JL, Рахманова А. Т., Соколова Е. М. Погружение в сравнение в 6-х классах // Школа самоопределения. Шаг второй. /Ред. и сост. А. Н. Тубельский. —М.: НПО «Школа самоопределения», 1994.—341 с.
- Антропова М. В Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных учащихся // Дети: здоровье, экол. и будущее. — Смоленск, 1994. 189 с.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся 6−10 лет в период их адаптации и дезадаптации к учебной деятельности. М., 1977. -301с.
- Архипова В.В., Вихрова Е. В. Теоретические основы и практика коллективных занятий. Л., 1991. — 67 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Аттестация педагогических и руководящих работников системы2023,24,25,2627,28,29,3031,32,3334,3538,39