Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Впервые проведено изучение становления личностной и профессиональной идентичности в периоды юности и ранней взрослости. Выявлен характер соотношения личностной и профессиональной идентичности в указанные периоды развития. Показано, что становление личностной идентичности является важным фактором становления профессиональной идентичности и предшествует этому процессу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема идентичности и ее становления
    • 1. 1. Подходы к пониманию личностной идентичности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Проблема профессиональной идентичности
    • 1. 3. Особенности личностного и профессионального развития в период юности
    • 1. 4. Особенности личностного и профессионального развития в период ранней взрослости
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
  • ГЛАВА 3. Анализ становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости
    • 3. 1. Анализ формирования статусов личностной идентичности в юности и ранней взрослости
      • 3. 1. 1. Анализ структуры «Я-концепции» как показателя значимых сфер самоидентификации в юности и ранней взрослости
      • 3. 1. 2. Личностные особенности в структуре факторов становления идентичности
    • 3. 2. Анализ статусов профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости
    • 3. 3. Соотношение становления личностной и профессиональной идентичности
    • 3. 4. Идентичность в динамике процесса профессионализации
      • 3. 4. 1. Анализ факторов профессионального самоопределения
      • 3. 4. 2. Динамика эмоционального отношения к профессиональному будущему
    • 3. 5. Анализ кризисных переживаний студентов
    • 3. 6. Анализ межфункциональных связей статусов личностной и профессиональной идентичности с личностными особенностями, показателями профессионального самоопределения, типами кризисных переживаний
    • 3. 7. Выявление предикторов становления личностной и профессиональной идентичности
    • 3. 8. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в зависимости от профиля обучения
  • Выводы по третьей главе
  • Выводы

Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Идентичность — это многогранный феномен, сложнейшая психическая сущность, включающая различные пласты сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. «Понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа „Я“ его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли XX столетия» [55, с 8].

Постановка проблемы идентичности, определение условий её становления в различных жизненных контекстах являются актуальными задачами по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека (Г.М. Андреева, 2005; Т. М. Буякас, 2000; М. В. Заковоротная, 1999; Л. М. Путилова, 1999; Л. Б. Шнейдер, 2002 и др.), назревшими в этой связи задачами оказания психологической помощи в разрешении этого кризиса. Годы социальной, политической, экономической нестабильности в России, привели к размыванию ориентиров, необходимых для как личностного, так и профессионального самоопределения, как следствие, проблема поиска собственной идентичности необыкновенно важна для современного молодого человека, а задача исследования психологических условий, обеспечивающих процесс достижения идентичности, встает наиболее остро.

Формирование личностной идентичности является центральным психологическим новообразованием юношеского возраста, именно в юности этот процесс протекает наиболее интенсивно. Переживание идентичности актуализируется как в личностной, так и в профессиональной сфере человеческой жизни. Проблема идентичности возникает в плане осуществления жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане реализации профессиональной подготовки специалиста, в плане становления профессионала. Юность является сенситивным периодом для самоопределения, как в личностной сфере, так и в профессиональной. Тем не менее, процесс формирования идентичности продолжается на протяжении всего жизненного пути, являясь фактором психологического благополучия, удовлетворенностью жизнью и личностного роста каждого человека в современном, быстро меняющемся мире. В контексте вышесказанного, наиболее актуальным представляется изучение становления личностной и профессиональной идентичности в юношеском возрасте, когда в рамках ведущей, учебно-профессиональной деятельности складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные и профессиональные планы, решается задача выбора профессии, а также в период ранней взрослости, в период позиционирования себя в мире взрослых, на этапе получения профессионального образования и начала профессиональной деятельности.

В психологии с понятием идентичности связано, прежде всего, имя Э. Эриксона, который впервые обосновал, детально проработал это понятие и, придал ему подлинно научный статус [167]. Подходы к проблеме идентичности представлены в работах зарубежных психологов психоаналитической парадигмы (Дж. Марсия, 1966; А. Ватерман, 1970; Г. Р. Адаме, 1999; M.D. Berzonsky, 1999 и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, 1996; Е. Goffman, 1964 и др.), когнитивно-ориентированного подхода (G. Breakwell, 1996; Н. Tajfel, 1982 и др.). В отечественной психологии проблема личностной идентичности изучалась в русле изучения самосознание (Н.В. Антонова, 1996; В. В. Столин, 1983; И. И. Чеснокова, 1977 и др.) и самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Л. И. Божович, 1968; Л. С. Выготский, 1982; С. Л. Рубинштейн, 1998 и др.). Вопросы профессионального самоопределения интересовали Е. А. Климова (1996), И. С. Кона (1988), Л. А. Головей (1996), Н. С. Пряжникова (2001), Э. Ф. Зеера (2003), Е. П. Ермолаеву (1998), И. Л. Соломина (2000), В. Д. Шадрикова (1982) и др. Проблема идентичности рассматривается в работах социальных психологов (Н.В. Антонова, 1997; И. В. Романов, 1997; В. А. Ядов, 1994 и др.). Среди исследователей проблемы личностной и профессиональной идентичности также необходимо выделить Л. Б. Шнейдер (2001), A.A. Азбель (2004), В. Р. Орестову (2003), Ю. П. Поваренкова (2002), H.H. Гунгер (2007), С. А. Дроздову (2011). Таким образом, в отечественной и зарубежной научной литературе накопился большой теоретический и методологический материал, посвященный различным психологическим аспектам становления личностной и профессиональной идентичности. Однако большинство исследований ограничиваются изучением особенностей формирования идентичности в подростковый и юношеский периоды, причем, зачастую исследования охватывают будущих педагогов и психологов, за рамками остаются различные аспекты становления идентичности молодых людей других профессий. Недостаточно глубоко изучены проблемы соотношения формирования идентичности в различных сферах самоопределения.

Целью данного исследования стало изучение становления личностной и профессиональной идентичности в период юности и ранней взрослости.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать становление личностной и профессиональной идентичности на этапах юности и ранней взрослости.

2. Изучить соотношение личностной и профессиональной идентичности в указанные периоды развития.

3. Сопоставить становление личностной и профессиональной идентичности с динамикой процесса профессионализации на этапе выбора профессии и профессиональной подготовки.

4. Выявить и проанализировать взаимосвязь личностных особенностей и показателей становления личностной и профессиональной идентичности в период юности и ранней взрослости.

5. Изучить специфику и интенсивность кризисных переживаний, сопровождающих становление личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости.

6. Выявить и изучить особенности личностной и профессиональной идентичности в соответствии с профилем профессиональной подготовки (на примере будущих менеджеров и инженеров).

Объект исследования: личностная и профессиональная идентичность.

Предмет исследования: становление личностной и профессиональной идентичности и их соотношение в периоды юности и ранней взрослости.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения:

1. Становление личностной и профессиональной идентичности определяется возрастным этапом развития. Периодом, наиболее значимым для становления личностной идентичности, является период ранней взрослости. Возможно, в этот же период создаются предпосылки инициации кризиса в становлении профессиональной идентичности.

2. В процессе развития отношения личностной и профессиональной идентичности носят гетерохронный характер. Становление личностной идентичности опережает становление идентичности профессиональной. При этом становление личностной идентичности является одним из факторов, влияющих на становление профессиональной идентичности.

3. Ряд личностных черт является предиктором успешного прохождения кризиса идентичности и ее становления. Предполагаем, что в разные периоды развития в качестве предикторов могут выступать разные черты личности. Методологическую основу исследования составляют принцип развития (Б.Г.

Ананьев, 2010; JT.A. Головей, 2001), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, 2007; Б. Г. Ананьев, 2010; Л. С. Выготский, 1982; А. Н. Леонтьев, 1999; Б. Ф. Ломов, 1984; Е. Ф. Рыбалко, 1990), теоретические подходы к проблеме идентичности (J Marcia, 1980; A. Waterman, 1982; G.R. Adams, 1999; M.D. Berzonsky, 1999; Л. Б. Шнейдер, 2000 и т. д.), базирующиеся на концепции психосоциальной теории Э. Эриксона (1996) и его эпигенетическом принципе созревания.

В работе использовался следующий комплекс методов: общенаучные методы (анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, сравнение, систематизация), эмпирические метода (тестирование, анкетирование), ишерпретационно-описательные (количественный и качественный анализ полученных данных).

Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивались уточнением и теоретическим осмыслением понятийного аппарата по теме исследованиякритическим анализом данных отечественных и зарубежных источниковиспользованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету, целям, задачам и гипотезам диссертацииприменением аппарата математической статистики.

Для обработки результатов эмпирического исследования использовались: вычисление средних арифметических значений, t-критерий Стьюдента, критерий Хэмт критерий ср* - угловое преобразование Фишера, регрессионный анализ (метод шагового отбора). Для обработай были использованы пакеты прикладных программ для ПЭВМ (MS Excel, SPSS for Windows версия 20).

Научная новизна исследования. Впервые проведено изучение становления личностной и профессиональной идентичности в периоды юности и ранней взрослости. Выявлен характер соотношения личностной и профессиональной идентичности в указанные периоды развития. Показано, что становление личностной идентичности является важным фактором становления профессиональной идентичности и предшествует этому процессу. Выявлен наиболее значимый период в становлении личностной и профессиональной идентичности (ранняя взрослость). Изучены личностные предикторы, влияющие на характер и темпы становления личностной и профессиональной идентичности. Выявлены кризисные переживания, сопровождающие процесс становления личностной и профессиональной идентичности. Показаны особенности становления идентичности у студентов разных профилей профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что исследование становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости позволяет существенно расширить представления о психологическом содержании и закономерностях личностного и профессионального развития, факторах, влияющих на развитие идентичности, наиболее значимых периодах для становления личностной и профессиональной идентичности, трудностях и кризисных переживаниях, сопровождающих этот процесс. Выявленные закономерности вносят существенный вклад в психологию развития.

Практическая значимость исследования определяются социальным запросом практических рекомендаций по оптимизации прохождения кризиса идентичности молодыми людьми в современном российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психологической помощи молодежи, в практике консультирования, психологического сопровождения профессионального обучения, а также в работе служб профориентации и профконсулътирования.

Основные этапы исследования Диссертационное исследование проводилось в период с 2008 -2013 гг. и включало в себя следующие этапы.

1. На первом этапе (2008 — 2009 гг.) проводилось изучение литературы по проблеме исследования, анализировалась степень разработанности темы, уточнялись объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы и методы, сформулирована теорешко-методологическая база диссертационной работы, разработана программа исследования.

2. На втором этапе (2009 — 2010 гг.) организовано и проведено эмпирическое исследование по изучению становления личностной и профессиональной идентичности на разных этапах развития.

3. На третьем этапе (2011 — 2013 гг.) осуществлялась обработка теоретических и эмпирических данных, их анализ и интерпретациясформулированы основные выводы исследования. Заключительный этап был связан с литературным оформлением работы, ее обсуждением, а также определением перспективных направлений дальнейшего изучения проблемы личностной и профессиональной идентичности.

База исследования: Эмпирическое исследование проводилось с июня 2009 года по май 2010 год в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». Было обследовано 362 человека, из них из них 94 юношей и девушек 16−17 лет, 138 юношей и девушек 17−18 лет, 69 юношей и девушек 19−20 лет и 61 человек в возрасте 21 -22 года.

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения — 2010» (СПбГУ, 2010), «Ананьевские чтения — 2011» (СПбГУ, 2011), «Ананьевские чтения — 2012» (СПбГУ, 2012), на всероссийской заочной научно-практической конференции «Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения единого государственного экзамена (ОГПУ, 2010), на всероссийской научно-практической конференции «На пороге взросления» (МГППУ, 2011), на всероссийской конференции «Психология индивидуальности» (НИУ ВШЭ 2012), а также на заседании кафедры «Психология развития и дифференциальная психология» (СПбГУ, 2012). Положения, выносимые на защиту:

1. Становление личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости происходит гетерохронно, становление личностной идентичности происходит опережающими темпами, и является предпосылкой достижения профессиональной идентичности.

2. Возраст 19−20 лет (период ранней взрослости) можно рассматривать как сенситивный для становления личностной идентичности. В этот же период создаются предпосылки инициации кризиса профессиональной идентичности, что проявляется в повышении значимости Я-профессионального в структуре Я-концепции, в значимом возрастании тревожного отношения к профессиональному будущему, в увеличении интенсивности кризисных переживаний профессионального самоопределения.

3. Достижение личностной идентичности в юности и ранней взрослости проявляется в повышении показателей профессионального самоопределения: удовлетворенность выбранной профессией, осознание возможности профессиональной самореализации, самостоятельность профессионального выбора, возрастание значимости Я-профессионального в структуре Я-концепции, снижение страха, тревоги и безразличия к профессиональному будущему.

4. Кризисный характер становления идентичности проявляется в специфике и интенсивности кризисных переживаний. Достижение идентичности ведет к снижению выраженности кризисных переживаний самоопределения, страха взросления, трудностей общения и разочарования в выбранной профессии.

5. Становление идентичности связано с рядом личностных особенностей, при этом в зависимости от возрастного периода наибольшую роль могут играть разные свойства личности. Так в юности становлению личностной идентичности способствует эмоциональная зрелость и лидерские качества. В ранней взрослости наиболее важными предикторами становления личностной идентичности становятся волевые качества — ответственность, добросовестность, целеустремленность и приобретение личной автономии, независимости, а также практичность и рациональность. Для становления профессиональной идентичности во все возрастные периоды наибольшее значение имеет высокий уровень самоконтроля поведения. Помимо этого, становление идентичности связано со спецификой профиля обучения и характером выбора профессии.

Сгруюура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 165 страниц. Библиография включает222 наименования литературных источников.

Выводы.

1. Становление личностной и профессиональной идентичности происходит гетерохронно. Становление личностной идентичности опережает по темпам становление профессиональной идентичности. При этом становление личностной идентичности является одним из факторов, влияющих на становление профессиональной идентичности.

2. Возрастная динамика становления личностной идентичности в юности и ранней взрослости отражается в переходе от диффузного статуса в юности к Мораторию в ранней взрослости, что означает переход от размытой, несформированной идентичности к кризису, заключающемуся в поиске собственной идентичности. Данный переход отражает переломный момент в процессе становления личностной идентичности, который характерен для возраста 20 лет.

3. Предпосылки инициации кризиса профессиональной идентичности создаются в период ранней взрослости (начиная с 19 лет), что проявляется в повышении значимости Я-профессионального в структуре Я-концепции, в значимом возрастании тревожного отношения к профессиональному будущему, в увеличении интенсивности кризисных переживаний несовпадения ожиданий и обретенного в процессе обучения видения профессии, в повышении разочарования в профессии и отсутствии желания работать по выбранной специальности, в ощущении собственной некомпетентности.

4. В качестве предикторов становления личностной идентичности выступают черты личности. В юности становлению личностной идентичности способствуют эмоциональная зрелость, способность к самовыражению, а также лидерские качества, в ранней взрослости наиболее важными предикторами становления личностной идентичности становятся волевые качества — ответственность, добросовестность, целеустремленность, а также стремление к личной автономии, независимость. В каждом из изученных периодов развития становлению профессиональной идентичности способствует высокий уровень самоконтроля поведения.

5. Становление личностной и профессиональной идентичности сопровождается кризисными переживаниями. Наиболее часто встречающимися являются переживания сожаления по поводу упущенных возможностей, трудностей распределения времени и сил между различными жизненными контекстами, непредсказуемости будущего и ощущение сильной усталости. Характер кризисных переживаний зависит от этапа развития. В юности актуальны переживания, связанные с адаптацией к новым социальным условиям обучения в вузе, с трудностями самоорганизации — распределения времени и сил между различными сферами жизни. В ранней взрослости значительно возрастают переживания, связанные с непредсказуемостью, неопределенностью будущего, актуализируются вопросы профессионального самоопределения: значимо возрастают переживания несовпадения ожиданий и обретенного в процессе обучения видения профессии, снижается желание работать по выбранной специальности, повышается разочарование в профессии, ощущение собственной некомпетентности.

6. Внешними показателями достижения идентичности в юности и ранней взрослости являются: удовлетворенность выбранной профессией, осознание того, что профессия способствует самореализации, самостоятельность профессионального выбора, возрастание значимости Я-профессионального в структуре Я-концепции, снижение страха, тревоги и безразличия к профессиональному будущему, а также снижение кризисных переживаний самоопределения, страха взросления, трудностей общения и разочарования в профессии.

7. Становление идентичности характеризуется спецификой, связанной с профилем обучения. Будущие менеджеры сталкиваются с большими трудностями на пути становления личностной и профессиональной идентичности, чем студенты инженерно-технических специальностей. Трудности обретения идентичности проявляются в большей представленности диффузной личностной, диффузного и преждевременного статусов профессиональной идентичности, в замедленной динамике Я-профессионального, в большей выраженности кризисных переживаний, связанных с тревогой по отношению к профессиональному будущему, конфликтом выбора целей и направлений развития, переживаний образа Я и усталости.

Заключение

.

В заключении укажем, что проведенное исследование продемонстрировало в целом сложный характер становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости. Достижение идентичности у большинства молодых людей не завершается в период ранней взрослости, а только инициируется. При этом отмечается неравномерность становления личностной и профессиональной идентичности, приобретающая характер взаимовлияния, взаимообусловленности.

Выявленные предикторы становления идентичности на каждом этапе развития, а также специфику становления идентичности юношей разных профилей необходимо учитывать при разработке программ психологической поддержки старшеклассников и студентов на каждом из этапов обучения. Наиболее важными факторами становления идентичности практически на всех изученных этапах являются показатели личностной зрелости — ответственность, обязательность, добросовестность. На формирование и развитие именно этих качеств необходимо сконцентрировать усилия педагогов, психологов и семьи. Психологическая поддержка необходима в связи с важностью эмоциональной устойчивости в становлении идентичности, особенно в юношеском возрасте, на этапе выбора профессии и начала профессиональной подготовки. Важность факторов профессионального самоопределения в становлении идентичности в юности и ранней взрослости диктует необходимость развития глубокого и осмысленного самопонимания школьников и студентов, а также формирования способности совершения самостоятельного, взвешенного и обоснованного профессионального выбора. Выявленные трудности становления профессиональной идентичности юношей и девушек экономического профиля обучения могут служить основой для разработки психологических программ, направленных на активизацию процессов профессионального самоопределения будущих экономистов и менеджеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 86−96.
  2. Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006. 702 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.290 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.
  5. В.А. Идентичность. Новая философская энциклопедия в 4 т. М., 2001.-Т1. -490 с.
  6. B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: хрестоматия / Под общ. ред. Е. П. Беклинской, O.A. Тихомандрицкой. М., 1999. С. 349−356.
  7. A.A. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников : Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 184 с.
  8. Н.М. Личностные характеристики Эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения в ВУЗе : автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 18 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Изд-во Питер, 2010. 288 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М. Аспект-Пресс, 2005. 363 с.
  11. Н.В., Белоусова В. В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Вестник МГГУ им. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 79−93.
  12. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23−30.
  13. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131−143.
  14. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
  15. Э.Эриксона // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 212−243.
  16. А.Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. 414 с.
  17. И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов системы образования. 25−28 июня 2003 г. М., 2003. Т 1. С. 234−237.
  18. С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд. Моск. психолого-социального института. Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. С. 116 135.
  19. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / под ред. В. А. Ядова. ИС РАН, 1993. С. 1022.
  20. A.B. Диагностика темперамента и характера СПб.: Питер, 2006. 368 с.
  21. О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: дис.. канд. психол. наук. М., 2001. 134 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 416 с.
  23. . Диалог с К.: Книга об идентичности. СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2002. 192 с.
  24. A.A. О событиях в жизни человека и человеке как событии // Мир психологии. 2000. № 4. С. 66−70.
  25. A.A., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М.: КВАНТ, 1997. С. 37−42.
  26. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1997.348 с.
  27. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. 30 с.
  28. С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3−13.
  29. A.B. Психология субъекта : монография. СПб.: Алтейя, 2003.269 с.
  30. Т.М. О проблеме становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. № 1. С.56−62.
  31. JI.C. Психология. М.: Апрель-Пресс. 2000. 1008 с.
  32. JT.C. Собр. Соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 109−131.
  33. В.А., Головей J1.A. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития / сост. авт. кол. каф. психол. развития и дифференциальной психол. СПбГУ. СПб: Питер, 2001. 96 с.
  34. В.А. Системные описания в психологии. JI.: Изд-во ЛГУ, 1984. 208с.
  35. Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 186 с.
  36. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 19−27.
  37. М.Р. Психологическое содержание жизненного пути старшего подростка // Мир психологии. 1995. № 3. С. 21−27.
  38. М.Р. Эмоциональное отношение к профессиональному будущему. М.: 1996. 165 с.
  39. Е.И. Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2012. 27 с.
  40. JI.A. Психология профессионального развития : учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009 г. 119 с.
  41. Головей J1.A. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взросления: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб.: 1996. 526 с.
  42. JI.A., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2010. 694 с.
  43. М.О. Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности: Автореф дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 23 с.
  44. H.H. Психологические средства становления идентичности личности в период нормативного кризиса взрослости: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2007. 221 с.
  45. E.H., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современного общества // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 1121.
  46. О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: Автореф. Дис.. канд психол. наук. Екатеринбург, 2008. 25 с.
  47. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб: Питер, 2003.250 с.
  48. У. Психология- под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991.368 с.
  49. М.Г. Психические новообразования студенческого возраста: Дис.. канд. психол. наук. М, 1999. 157 с.
  50. Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. 361 с.
  51. С.А. Взаимосвязь содержательных характеристик рефлексии со структурными компонентами идентичности личности: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2011. 21 с.
  52. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4. С.51−59.
  53. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. М., 1998. № 2. С.35−45.
  54. М.В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты: Автореф. дис. .д-ра философ, наук. Ростов-на-Дону, 1999. 31 с.
  55. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 192 с.
  56. Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 240 с.
  57. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
  58. Иванова H. J1. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. 51 с.
  59. H.JI. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 65−76.
  60. Ф.С. Личностно ориентированное профессиональное образование : материалы IV Всероссийской науч. практ. конф. 26 — 27 октября 2004, г. Екатеринбург. / Екатеринбург: Изд. РГППУ, 2004. С. 109−112. Т. 2.
  61. C.B. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. 145 с.
  62. Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 2003. 455 с.
  63. Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений. 3-е изд. Стер. М.: Издетельский центр «Академия», 2007. 304 с.
  64. И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 54−82.
  65. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.336 с.
  66. Кон И. С. Открытие Я. М, 1979. 156 с.
  67. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1988. 256 с.
  68. A.A. Особенности субъективной картины профессиональной жизни человека в период взрослости. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2007. 249 с.
  69. Ц.П., Дмитриева E.H., Загоруйко E.H. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск: НГПУ, 2000. 256 с.
  70. Ц.П., Дмитриева E.H., Загоруйко E.H. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 472 с.
  71. Л.А., Никонова А. К. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. Вып. 5. С. 24−41.
  72. Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2007. 970 с.
  73. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемыповышения эффективности психолого-педагогических исследований. М.: 1985. С. 132−143.
  74. Т.В., Шегурова В. Ю., Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.52−59.
  75. A.B. Метафизика Я: самоидентичность, самопознание, духовность: Дис.. канд. философ, наук. Улан-Удэ, 1998. 128 с.
  76. М.Ю. Кризис идентичности студентов и его связь с жизнестойкостью: Автореф. дис.. канд. психол. наук, СПб, 2012, 34 с.
  77. Ч. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2000. 309 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
  79. А.Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социологический институт, 1999. 411 с.
  80. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.57−66.
  81. В.Т. Молодежь как социальная категория // Возрастная психология взрослых / под ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1971. Вып. 2. С. 11 -14.
  82. О.В. Проблема идентичности и психологической ригидности в психологической и образовательной практике: Дис. канд. психол. наук. Томск, 1999. 156 с.
  83. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43−53.
  84. A.C. Изучение русской этнической самоидентичности : Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. 18 с.
  85. В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого развития: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2003. 217 с.
  86. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  87. А. По направлению к психологии бытия: Религии, ценности и пик-переживания / пер. с англ. Рачковой Е. М.: Эсмо-пресс, 2002. 217 с.
  88. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // ученые записки Пермского пед. Института. Пермь, 1970. Т. 77. С. 7−212.
  89. М.Р. Взрослость : типы и контексты анализа // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). С. 5−17.
  90. Л.М., Кричевский Р. Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности / под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. 249 с.
  91. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
  92. Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.150 с.
  93. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110−122.
  94. Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998. №З.С. 85−91.
  95. B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. соц. ин-т. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 640 с. 1. Психология Отечества).
  96. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование.: учеб. пособие для вузов. М.- Воронеж, 2000. 176 с.
  97. Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. М., 1999. 442 с.
  98. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1975. 19 с.
  99. В.Р. Формирование личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001. 208 с.
  100. Д.У. Закат идентичности и игры в другого // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. 1998. Вып. 6. С. 182−200.
  101. В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135−142.
  102. М.Д. Кризисы профессионального развития в контексте развития взрослого: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2004. 235 с.
  103. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 208 с.
  104. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Издательство УРАО, 2002. 160 с.
  105. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. 298 с.
  106. Е.Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб пособие для студ. высш учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.
  107. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. 246 с.
  108. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  109. Психология самореализации профессионала / Под науч. ред. Е. Ф. Федосенко. СПб.: Речь, 2012. 157 с.
  110. Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ- М., 2000. 672 с.
  111. Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / Под ред. A.A. Реана. С.-Петербург Моска, 2002.652 с.
  112. Путилова JIM. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии): Автореф. дис.. д-ра. философ, наук. М., 1999. 36 с.
  113. A.A. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. 228 с.
  114. Регуш H. J1. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. 152 с.
  115. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. 317 с.
  116. Е.И. Выбор профессии. М., 2003. 336 с.
  117. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 478 с.
  118. Романов B. J1. Общетеоретические положения карьеры и карьерной стратегии // Служебная карьера / Под ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998. С. 24−25.
  119. Е.С. 99 Популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  120. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 1. С.39−47.
  121. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с.
  122. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 252 с.
  123. Л.В. К вопросу о формировании профессиональной идентичности на начальных этапах профессионализации // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008.4. С. 81−86.
  124. Рыкман J1.B. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения: дисс. .канд. психол. наук. СПб, 2004. 177 с.
  125. С. Опосредование стрессовых факторов через внутриличностные факторы // Психология личности и образ жизни. М., 1987. 219 с.
  126. В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 65 73.
  127. Г. Стресс без дистресса. М: «Прогресс», 1982. 128с.
  128. Симонова О, А Персональная идентичность в современном обществе. Концепция Э.Эриксона.: Авгореф. дисканд. психол. наук. М., 2000.26 с.
  129. Слободчиков В Л, Исаев Е. И Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.148 с.
  130. А. Г. Кисилев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире: учеб. пособие. Ярославль: Ярославский гос. университет, 2002. 300 с.
  131. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. 400 с.
  132. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 174 с.
  133. И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.
  134. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 304 с.
  135. М. Трансформация: Проявление самости / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2007. 221 с.
  136. Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 11 19.
  137. Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальнойнестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 97−104.
  138. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 285 с.
  139. Э.Э. Психологический барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.
  140. С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж.Марсии // Психологическая диагностика. 2009. № 1. С. 130−138.
  141. А.Н. Управление карьерой в организациях // Психология управления: учеб. пособие / Под ред. Федотова A.B. Л.: изд. ЛГТУ, 1991. С. 33−53.
  142. А.И. Профессионализация и кадровая политика : проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998. С. 195−200.
  143. Л.М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: Авгореф. дис. канд. педаг. наук. Кемерово, 2011.21 с.
  144. А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие. М: изд. Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  145. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  146. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 140 с.
  147. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Питер, 2001. 381 с.
  148. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998. 250 с.
  149. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  150. Э. Искусств любить / Пер. с англ. Под ред. Д. А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. 224 с.
  151. О.В. Социальная и личностная идентичность в юности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2006. 22 с.
  152. М. А Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та- М.: Изд-во «Барс», 1997.392 с.
  153. О.В. Психология развития : молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002. 208 с.
  154. Jl., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 607 с.
  155. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.
  156. В.А. Профессиональная карьера. Психология менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб: Речь, 2003. С. 330−331.
  157. В.Д. От индивида к индивидуальности : Введение в психологию. М.: ИП РАН, 2009. 656 с.
  158. Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
  159. Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): Дис.. д-ра психол. наук. М.: РГБ, 2001. 327 с.
  160. Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей и практикующих психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. 208 с.
  161. Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с. (Библиотека зарубежной психологии).
  162. Н.С. Становление профессиональной идентичности будущих психологов (на примере подготовки психологов по работе с семьей): Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2011. 26 с.
  163. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания / Под ред. Д. И. Райгородского. Самара: Изд-во «Дом Бахрах-М», 2000. С. 589−602.
  164. Adams G.R., Fitch S.A. Ego stage and identity status development: A cross-sequential analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 43. P. 289 -314.
  165. Adams G. R, Jones R.M. Female adolescents. Identity development: age comparisons and perceived child-rearing experience // Developmental Psychology. 1983. № 19. P. 249−256.
  166. Adams G.R., Shea J. The relationship between identity status, locus of control and ego development // Journal of Youth and Adolescence. 1979. № 1. P. 8 1 89.
  167. Adams G.R., Shea J., Fitch S.A. Toward the development of an objective assessment of ego identity status // Journal of Youth and Adolescence. 1979. № 8. P. 223 -237.
  168. Adams G.R. The objective measure of ego identity status: A manual on theory and test construction. Manuscript, University of Guelph, Ont., Canada, 1999. 102 p.
  169. Berzonsky M.D., Adams G.R. Reevaluating the identity status paradigm: Still useful after 35 years // Developmental Review. 1999. № 19. P. 557−590.
  170. Berzonsky M.D. Identity style: Conceptualization and measurement // Journal of Adolescent Research. 1989. № 4. P.267−281.
  171. Berzonsky M.D., Kuk L. S. Identity status, identity processing style, and the transition to university // Journal of Adolescent Research. 2000. № 15. P. 81−98.
  172. Blackwell handbook of adolescence / Ed. by Adams G.R., Berzonsky M.D. // Blackwell Publishing Ltd 2003.648 p.
  173. Bosma H.A., Kunnen E.S. Determinants and mechanisms in ego-identity development: a review and synthesis // Developmental Review. 2001. № 21. P. 39−66.
  174. Breakwell G.M. Coping witch threatened identities. L.- N.Y.: Mithuen, 1986.
  175. Bunt M. Ego identity. Its relationship to the discrepancy between how an adolescent views himself and how he perceives that others view him // Psychology. 1968. # 5 (3). P. 14−25.
  176. Clancy S.M., Dollinger S.J. Identity, self, and personality: I. Identity status and the five-factor model of personality // Journal of Research on Adolescence. 1993. № 3. P. 227−245.
  177. Coatswoith J.D., Paien L. A, Sharp E.H., Ferrer-Wreder L. Self-defining activities, expressive identity and adolescent wellness // Applied developmental science. 2006. vol. 10 № 3. P. 157−170.
  178. Cote J.E. Identity: A multidimensional analysis. In G.R. Adams, R. Montemayor, T.P. Gullotta (Eds.) // Psychological development during adolescence: Advances in adolescent development. Newbury Park, CA: Sage 1996. Vol. 8. P. 130−180.
  179. Cote J.E., Levine C.A. Critical examination on the Ego Identity Status Paradigm // Developmental Review. 1988. № 8. P. 147 184.
  180. Cramer P. Development of identity: Gender makes a difference // Journal of Research in Personality. 2000. № 34. P. 42−72.
  181. Donovan J.M. Identity status and interpersonal style // Journal of Youth and Adolescence. 1975. vol. 4. № 1. P. 37−55.
  182. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthological retrospects, circumspects and prospects / R.D. Fogelson // Psycho-social theories of self. / Ed. by B. Lee. N.Y., L. Plenum Press. 1982. P. l 15−132.
  183. Goffinan E. Stigma Notes on the management of spoiled identity. N. J., Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 1963.147 p.
  184. Goffinan E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N.Y., 1959. 87 p.
  185. Grotevant H. D, Adams G.R. Development of objective measure to assess ego-identity in adolescence: Validation and replication // Journal of Youth and Adolescence. 1984. vol. 13. № 5. P. 419−438.
  186. Grotevant H.D., Cooper C.R. Patterns of interaction in family relationships and the development of identity exploration in adolescence // Child development. 1985. № 56. P.415 428.
  187. Grotevant H.D., Thorbecke W. and Meyer M.L. An Extention of Marcia’s Identity Status Interview into the Interpersonal Domain // Journal of Youth and Adolescence. 1982. Vol. 11. № 2. P. 33−47.
  188. Havighurst R.J. Human development and education. N.Y., 1953. 338 p.
  189. Kroger J. Identity development: Adolescence through adulthood (2nd edition). Newbury Park, CA: Sage, Inc. 2000. 320 p.
  190. Levinson D. A Conception of Adult Development // American psychologist. 1986. № 41. P. 3−13.
  191. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.). Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. 785 p.
  192. Marcia J.E. Identity six years after: A follow up study // Journal of Youth and Adolescence. № 5. P. 145−160.
  193. J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., Archer S.L., Orlofsky J.L. (Eds.). Ego identity: A handbook for psychosocial research. New York: Springer, 1993. 402 p.
  194. Matteson D.R. Alienation vs. Exploration and commitment: Personality and correlation of adolescent identity issues. Report from the project for youth research. Copenhagen: Royal Danish School of Educational Studies, 1974. 149 p.
  195. McAdams D.P. Personality, modernity and the storied self: A contemporary framework for studying persons // Psychol. Inq. 1996. # 7. P 295−321.
  196. McGrath J.E. Stress and behavior in organizations // Handbook of industrial and organization psychology. Ed. M. Dunnette. Chicago: Rand McNally, 1976. P. 13 531 395.
  197. Mead G.H. Mind, Self and Society / Ed. By C.W. Morris / G.H. Mead- Chicago Press. Univ. of Chicago. 1975.248 p.
  198. Meeus W., Iedema J., Helsen M., Vollenbergh W. Patterns of adolescent identity development: Review of literature and longitudinal analysis // Developmental Review. 1999. № 19. P. 419−461.
  199. Meilman P.W. Cross-sectional age changes in ego identity status during adolescence // Developmental Psychology. 1979. № 15. P. 230−231.
  200. Offer D., Marcus D. and Offer J.L. A longitudinal study of normal adolescent boys // American Journal of Psychiatry. 1970. № 126. P. 917−924.
  201. Orlofsky J.L. Intimacy Status: Relationship to Interpersonal Perception // Journal of Youth and Adolescence. 1976. Vol. 5. № 1. P. 73 89.
  202. Orlofsky J.L., Marcia J.E., Lesser I.M. Ego identity status and intimacy versus isolation crisis of young adulthood // Journal of Personality and Social psychology. 1973. Vol. 27. № 2. P. 211−219.
  203. Rathus A.S. Childhood and adolescence, third edition. N-Y.: New-York University, 2008. 581 p.
  204. Read D., Adams G.R., Dobson W.R. Ego identity status, personality, and social influence style // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 46. P. 169−177.
  205. Schwaits S J., Mullis RL., Waterman AS., Dunhan RM Ego identity status, Identity Style and Personal Expressiveness: an empirical investigation of three convergent constructs // Journal of Adolescent
  206. Research. 2000. Vol. 15. № 4. P. 504−521.
  207. Schwarts SJ. The evolution of Eriksonian and neo-Eriksonian identity theory and research: A review and integration // Identity. 2001 № 1 (1). P. 7−58.
  208. Staton-Spicer A.Q., Darling A.L. A communication perspective on teacher socialization//Journal of Thought. 1997. vol. 22. P. 12−19.
  209. Stephen J., Fraser E., Marcia, J.E. Moratorium-achievement (Mama) cycles in lifespan identity development: Value orientations and reasoning system correlates // Journal of Adolescence. 1992. № 15. P. 283−300.
  210. Super DE. Vocational Development N.Y., 1957.391 p.
  211. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. 528 p.
  212. Tajfel H., Turner J.C. The Social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago. 1986. P. 7−24.
  213. Turner J. Social categorization and self-concept: A social cognitive theory of group behavior // E. J. Lawler (Ed.), Advances in group processes: Theory and research. Vol. 2. P. 77−121.
  214. Waterman A.S. Identity development from adolescent to adulthood: an extension of theory and review of research // Development psychology. V. 18. 1982. № 3. P. 341 -358.
  215. Waterman A.S. Identity, the identity statuses, and identity status development: A contemporary statement // Developmental Review. 1999. № 19. P. 591−621.
  216. Waterman A.S., Waterman C.K. A longitudinal study of changes in ego identity status during the freshman year at college // Developmental Psychology. 1971. № 5. P. 167−173.
  217. Yoder A.E. Barriers to ego identity status formation: A contextual qualification of Marcia’s identity status paradigm // Journal of Adolescence. 2000. № 23. -P. 95−106.
  218. Структура Я-концепции в зависимости от этапа возрастного развития (методика фото-исследование «5 фотографий» X. Абельса, адаптированная Н. Л. Регуш)
  219. Сферы самоопределения школьники 1 курс 3 курс 5 курс
  220. Я-профессиональное 11,3% 19,6% 31,9% 27,9%
  221. Я-семейно-ролевое 78,3% 72,5% 82,6% 73,8%
  222. Я-коммуникативное 60,4% 67,4% 62,3% 75,4%
  223. Я-учебное 46,2% 39,1% 44,9% 59%
  224. Я-увлечения 60,4% 55,8% 56,5% 65,6%
  225. Я-досуговое 27,4% 27,5% 42% 41%
  226. Я-житель города 35,8% 43,5% 49,3% 45,9%
  227. Я-дома 34% 22,5% 39,1% 16,4%
  228. Я-физическое 11,3% 23,2% 13% 13,1%
  229. Я-в-детстве 9,4% 10,1% 8,7% 4,9%
  230. Я-поло-ролевое 8,5% 13% 14,5% 26,2%
  231. Структура Я-концепции в зависимости от профиля обучения
  232. Сферы Я-концепции Школьники 1 курс 3 курс 5 курс
  233. Инж. Мен. Инж. Мен. Инж. Мен. Инж. Мен.
  234. Я-профессиональное 7,8% 16,7% 28,6% 15,7% 50% 24,5% 33,3% 23,5%
  235. Я-семейно-ролевое 73,4% 85,7% 57,1% 78,4% 70% 87,8% 70,4% 76,5%
  236. Я-коммуникативное 54,7% 69% 54,3% 78,4% 40% 71,4% 66,7% 82,4%
  237. Я-учебное 50% 40,5% 42,9% 35,3% 60% 38,8% 59,3% 58,8%
  238. Я-увлечения 54,7% 69% 31,4% 64,7% 70% 51% 59,3% 70,6%
  239. Я-досуговое 29,7% 23,8% 28,6% 37,3% 40% 42,9% 33,3% 47,1%
  240. Я-житель города 29,7% 45,2% 40% 51% 50% 49% 37% 52,9%
  241. Я-дома 37,5% 28,6% 34,3% 19,8% 35% 40,8% 29,6% 5,9%
  242. Я-физическое 9,4% 14,3% 28,6% 15,7% 15% 12,2% 7,4% 17,6%
  243. Я-в-детстве 7,8% 11,9% 14,3% 5,9% 0 12,2% 3,7% 5,9%
  244. Я-поло-ролевое 9,4% 7,1% 5,7% 11,8% 15% 14,3% 14,8% 35,3%
  245. Примечание: инж. старшеклассники и студенты технического профиля обучения (будущие инженеры) — мен. — старшеклассники и студенты экономического профиля обучения (будущие менеджеры).
Заполнить форму текущей работой