Проблемы развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко: Психологическая составляющая педагогической системы
Теоретической основой нашего исследования является модель самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной, которая включает в себя онтологическое понимание личности. Сегодня эта теоретическая модель апробирована в практике воспитания, диагностики, психологического сопровождения и реабилитации личности. В самом общем виде концепция представляет собой систему закономерностей становления личности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННИКОВ A.C. МАКАРЕНКО
- 1. 1. Проблемы развития личности в возрастной и педагогической психологии XIX- начала XX вв
- 1. 2. Преемственность идей пед®^о?'ов. 'XIX — начала XX вв. о воспитании и развитии личности в наследии A.C. Макаренко
- 1. 3. Влияние идей отечественной и зарубежной психологии и физиологии дооктябрьского периода на становление взглядов A.C. Макаренко
- ГЛАВА. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ A.C. МАКАРЕНКО
- 2. 1. Взгляды A.C. Макаренко на воспитание и развитие личности
- 2. 2. Реализация в практической работе A.C. Макаренко концепции воспитания и развития личности
- ВЫВОДЫ
Проблемы развития личности в практико-теоретической деятельности А. С. Макаренко: Психологическая составляющая педагогической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Новые общественно-исторические условия, крупные поворотные периоды в жизни общества порождают новые трудные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов, частыми становятся акты гражданского неповиновения, обостряются межнациональные отношения. Именно в этот период общественно-политических и экономических кризисов, переосмысления исторического пути развития нашего общества вновь возникла проблема детской преступности и беспризорности. С особой остротой встает проблема правильности ориентации личности в социальных явлениях, раннего приобщения детей-подростков к общечеловеческим ценностям. Социальная ситуация побуждает нас обратиться к опыту A.C. Макаренко — педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков в ситуациях социальных катаклизмов.
Психологические исследования выявили, что деприва-ция приводит к отклонению в самосознании и формированию искаженного ценностного отношения к себе и окружающему миру. В контекст этих исследований безусловно входят труды A.C. Макаренко.
A.C. Макаренко (1888 — 1939) не только один из наиболее авторитетных представителей отечественной и мировой педагогики, — в его педагогической системе мы находим психологические составляющие, созвучные современным представлениям психологов о развитии личности.
Широкое признание A.C. Макаренко пришло не только благодаря самому опыту педагога, но и благодаря упорному труду пионеров макаренковедов (Козлов И.Ф., Медынский E.H., Свадковский И. Т., Тер-Ивондян А.Г., Калабалин С. А., Терский В. Н., Моносзон Э. И., Коротов В. М., Фролов A.A. и их ученики).
Исследования отечественных и зарубежных макаренковедов теоретико-педагогического и литературного наследия A.C. Макаренко мало касались психологического контекста педагогической системы известного педагога. A.C. Макаренко не оставил нам обобщающего труда по теории и методике воспитания личности. Его художественные произведения, статьи и выступления, обнаруживают оригинальную систему педагогических взглядов, но вместе с тем не претендуют на полное освещение всех аспектов педагогической теории воспитания.
В практико-теоретической деятельности A.C. Макаренко большое место принадлежало изучению литературы по педагогике и психологии зарубежных и отечественных авторов, на труды которых он опирался в процессе своей педагогической работы. На это указывают различные его публикации, относящиеся к 1921 — 1928 гг. Это послужило для нас основанием рассматривать педагогические идеи A.C. Макаренко с точки зрения психологических концепций, созвучных его научным постулатам.
Теоретической основой нашего исследования является модель самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной, которая включает в себя онтологическое понимание личности. Сегодня эта теоретическая модель апробирована в практике воспитания, диагностики, психологического сопровождения и реабилитации личности. В самом общем виде концепция представляет собой систему закономерностей становления личности. Исходная позиция B.C. Мухиной состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной структуры: имя собственное, соединенное с личным местоимением (за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность) — притязание на признаниеполовая идентификацияпсихологическое время личности (бытие в прошлом, настоящем и будущем) — социальное пространство личности (долг и права). Бытие и развитие личности, согласно этой концепции, реализуются через идентификацию и обособление.
Обращенность A.C. Макаренко в своей деятельности педагогического воздействия на воспитанника к значениям имени, притязания на признание, половой нормативности, значению прошлого, настоящего и будущего, а также к социальной принадлежности позволяет нам с полным основанием рассматривать практико-теоретическую деятельность педагога с точки зрения современного психологического понимания генезиса самосознания, представленного в концепции B.C. Мухиной.
Теоретическая модель самосознания личности позволяет осмыслить практический опыт A.C. Макаренко и перевести его на уровень технологий, которые вооружают педагога психолог обоснованными приемами и методами работы с личностью подростка.
Деятельность A.C. Макаренко рассматривалась группой макаренковедов Института развития личности РАО под руководством С. С. Невской. Однако самосознание личности в практико-теоретической деятельности A.C. Макаренко специально не изучалось.
Сегодня обнаружилась глубинная связь позитивного опыта A.C. Макаренко в деле воспитания и развития личности и опыта теории и практики современных психологов. Это и определило тему нашего исследования: «Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности A.C. Макаренко: психологическая составляющая педагогической системы». Сказанное позволяет по-новому рассмотреть систему A.C. Макаренко с точки зрения современного психологического тезауруса.
Обгьект исследования. Педагогическое наследие A.C. Макаренко.
Предмет исследования. Идеи и технологии в педагогическом наследии A.C. Макаренко, направленные на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, к половой принадлежности.
Цель исследования. Моделирование педагогической системы A.C. Макаренко через контекст концепции самосознания личности B.C. Мухиной по отношению к имени, притязанию на признание, полу.
Гипотеза исследования. Система A.C. Макаренко, обращенная к подростку, содержит в себе идею принципиального значения имени, притязания на признание и половой идентификации как психологических ориентиров личности. Эмпирический опыт A.C. Макаренко, рассмотренный через психологическую модель структуры самосознания, дает психологически обоснованную педагогическую систему воспитания человека.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретико-педагогические воззрения педагогов и психологов XIX — начала XX вв. о воспитании и развитии личности в контексте влияния их воззрений на позиции A.C. Макаренко в отношении воспитания и развития личности подростка.
2. Исследовать теоретические позиции A.C. Макаренко и его эмпирические технологии, направленные на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, к половой принадлежности.
Научная новизна. Впервые в психологии проведен анализ практико-теоретической деятельности A.C. Макаренко не только в контексте исторических предтеч, но и с точки зрения психологической концепции самосознания личности, в контексте анализа значений имени, притязания на признание, половой принадлежности. Это дает возможность не только построить модель воспитания и развития личности на основе практической и теоретической деятельности A.C. Макаренко, но увидеть обусловленную исторически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности.
Практическая значимость. Методы работы A.C. Макаренко с подростками, рассмотренные через призму модели структуры самосознания, а также через контекст современных педагогу психологических теорий дают реальную возможность психологически обоснованно работать в сфере воспитания и развития личности подростков.
Методы исследования.
1. Анализ произведений классиков педагогики и психологии XIX начала XX вв. ;
2. Изучение (сравнение и систематизация) педагогического наследия A.C. Макаренко;
3. Моделирование педагогического опыта A.C. Макаренко посредством психологического тезауруса, представляющего современное видение развития самосознания личности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на практике работы с подростками на базе Всероссийского детского центра «Орленок» в период с 1994 по 1999 годы. Здесь в модифицированном виде практически использовались идеи A.C. Макаренко, связанные с его отношением к имени, притязанию на признание, полу в практике воспитания подростков. Эти идеи были поводом к обсуждению с современными подростками проблемы воспитания и самовоспитания личности. Работа осуществлялась под руководством B.C. Мухиной .
На защиту выносятся следующие положения.
1.Ретроспективный анализ теоретических постулатов и практических обобщений A.C. Макаренко и его научных предтечей позволяет выявить преемственность воззрений ученых XIX — начала XX вв.
2. В своей практической деятельности A.C. Макаренко был неизменно ориентирован на важность отношения к имени, значение потребности в признании, важность адекватной половой идентификации.
3. Анализ практико-теоретической деятельности A.C. Макаренко позволяет выделить эмоционально-потребностную сферу подростка как ориентир педагогического воздействия по отношению ко всем значениям идентификации: к имени собственному, к притязанию на признание, половой принадлежности.
4. Анализ эмпирических технологий A.C. Макаренко, направленных на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, через формирование адекватной половой идентификации, позволяет выявить в этих технологиях приемы, которые, с точки зрения современного категориального аппарата, могут быть соединены с механизмами обособления и идентификации, сформулированными в концепции развития личности B.C. Мухиной.
5. «Метод взрыва», «отрицание прошлого"(как методы, изменяющие направленность адаптационного процесса), «метод не подкрепления отрицательного поведения"(как метод, изменяющий направленность притязания на признание) можно отнести к методам, построенным на механизме отчуждения- «метод середины», «смена лидеров», «метод ответственных зависимостей» — сегодня можно отнести к методам, построенным на технике и механизме идентификации.
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностныеотношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. — № 5. С. 70−78.
2. Али-Заде A.A. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимодействий: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Ба-ку, 1974. -138 с.
3. Амент В. Душа ребенка. СПб., 1908. -115 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JI., 1968. -339 с.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIXначала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990. — 603 с.
6. Аркин Е. А. Дошкольный возраст, его особенности и гигиена. М. 1921. -335 с.
7. Аркин Е. А. Личность и среда в свете современной биологии. М., 1924. — 96 с.
8. Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. -24 с.
9. Арямов И. А. Общие основы рефлексологии. М., 1925. -198 с.Ю.Арямов И. А. Основы педологии. М., 1928. -328 с.
10. Арямов И. А. Рефлексология детского возраста. Развитие человеческого организма и характеристика разных возрастов. М., 1924. -80 с.
11. Арямов И. А. Рефлексология и педагогика. М., 1925. -80 с.
12. Басов М. Я. Личность и профессия. К научному обоснованию выбора профессии. М.-Л., 1926. -68 с.
13. Басов М. Я. Методика психологического наблюдения над детьми. -Л., 1924. -350 с.
14. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. СПб., 1912. -40 с.
15. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Пг., 1923. -40 с.
16. Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910. -41 с.
17. Бехтерев В. М. Вопросы изучения труда. Пг., 1922. — 152 с.
18. Бехтерев В. М. Вопросы эволюции нервнопсихологнческой деятельности и отношения их к педагогике. Пг., 1916. -16 с.
19. Бехтерев В. М. Значение полового влечения в жизнедеятельности орга-низма.- М., 1928. -32 с.
20. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. -432 с.
21. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. -СПб., 1905. 43 с.
22. Бехтерев В. М. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. JI.- М., 1925. 390 с.
23. Бехтерев В. М. О воспитании в младенческом возрасте. Спб., 1913. — 28 с.
24. Бехтерев В. М. О половом оздоровлении: Доклад на 1-ом съезде борьбы с торгом женщин в апреле 1910 г. СПб., 1910. — 20 с.
25. Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917. 16 с.
26. Бехтерев В. М. Половой вопрос. Спб., 1909. -Т.1 — 302с., Т.2.-303 — 632с.
27. Бехтерев В. М. Сознание и его границы. Казань, 1888. — 32 с.
28. Бим-Бад Б. М. Идеи педагогической антропологии в России // Сов. пе-дагогика. 1982. — № 10. — С.102−105.
29. Блонский П. П. Блонский П.П. в его педагогических высказываниях. М., 1928. -116 с.
30. Блонский П. П. Возрастная педология. М.- JI., 1930. -212 с.
31. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности. JI.- М., 1935. -125 с.
32. Блонский П. П. Психологические очерки. М., 1927. -173 с.
33. Быбмок М. Исправительно-воспитательные заведения дореволюционной ' России предшественники педагогического творчества A.C. Макаренко // A.C. Макаренко сегодня: Новые материалы. Исследования. Опыт / Сост. A.A. Фролов. — Ниж.-Новгород, 1992. — С.108−115.
34. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924. -556- с.
35. Варга А. Я. Идентификация с родителями и сформирование психологи-ческого пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — 96 с.
36. Василевский Л. М. Половое воспитание ребенка. М.- Л., 1924. -99 с.
37. Веселовская К. П. Педагогическое изучение о половой жизни ребенка / / Половое развитие ребенка и его изучение / Под ред. Н. А. Рыбникова. М.- Л., 1927. — С.5−22.
38. Веселовская К. П. Педологические основы полового воспитания. -М., 1929. 77 с.
39. Вопрос о совместном обучении при свете экспериментальной психологии / Под ред. Нечаева А. П. Пг., 1915. — 78 с.
40. Вопросы детской и общей психологии / Под ред. Ананьева Б. Г. -М., 1954. 204 с.
41. Вопросы педологии и детской психоневрологии / Ред. И. О. Гуревич. М., 1924. — 372 с.
42. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.
43. Выготский Л. С. Собр. соч. в б т. М., 1982;1984. — Т.б. -397 с. 46 .Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. М., 1991. — 479 с.
44. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1929. — 336 с.
45. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. — С. 105−112.
46. Грос К. Душевная жизнь детей. Киев, 1916. — 304 с.
47. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста. Л., 1926. — 218 с.
48. Дарвин Ч. Полное собрание сочинений. Т.1. М., 1925. — 428 с.
49. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. М., 1927. 623 с.БЗ.Демков М. И. История русской педагогики. В 3 ч. М., 19 091 913. -Ч.1. 302 е.- 4.2. — 627 е.- Ч.З. — 519 с.
50. Иванова Г. Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни // Проблемы формирования ценностной ориентации и социальной активности личности / Ред. колл: В. СгМухина (отв.ред.) и др. М., 1984.-133с.
51. Игнатьев В. Е. Детские летние вакационные колонии заграницей. -Во-ронеж, 1899. -15 с.
52. Игнатьев В. Б. Исследование физического развития человека дошкольного возраста и лиц призывного возраста. М., 1924. -135 с.
53. Игнатьев В. Е. Основы Физической культуры. М., 1924. — 80 с.
54. Игнатьев В. Е. Основы социальной гигиены. М., 1906. — 113 с.
55. Игнатьев В. Е., Рубинштейн М. М. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926. 264 с.
56. Игнатьев В. Е. Физическое воспитание. М., 1912. -208 с.
57. Иорданский H.H. Вопросы темы по практике социального воспитания. — М., 1926. — 77 с.
58. Иорданский H.H. Детский дом коммуна. — М., 1919. — 127 с.
59. Иорданский H.H. Организация детской среды. М., 1925. — 103 с.
60. Иорданский H.H. Основы и практика социального воспитания. М., 1923. — 390 с.
61. Исаев Д. Н., Коган В. Е. Половое воспитание детей. М., 1988. -155 с.
62. Исаев Д. Н., Коган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. Л., 1986. -335 с.
63. К детской психологии и психопатологии /Под ред. Гуревича м.О. -Орел, 1922. 211 с.
64. Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко. — М., 1913. — 54 с.
65. Ковалев К. Н., Иорданский H.H., Сахаров.Г. П. Биосоциальная природа половой жизни человека. М., 1931.
66. Кожин С. П. Нормальные проявления полового характера в раннем детстве // Половое развитие ребенка и его изучение / Под ред. H.A. Рыбникова. М.- Л., 1927. С. 23−41.
67. Козлов И. Ф. Единство воспитания и жизни детей. М., 1964. 140 с.
68. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. М., 1988. — 158 с.
69. Колесов Д. В, Сальверова Н. В. Физиолого-педагогические аспекты по-лового созревания. М., 1978. — 224 с.
70. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С. 47−57.
71. Конради Е. И. Исповедь матери. СПб., 1899. — 537 с.
72. Корнилов К. Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. Реактология. М., 1922. — 196 с.
73. Кочетков В. Д., Лапик В. М: Психология и гигиена пола. М., 1971. — 175 с.
74. Лесгафт П. Ф Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1951 — 336 с.
75. Липпс Т. Самосознание. СПб., 1903. — 72 с.
76. Лунин И. И: Влияние семьи на формы отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук.Л., 1987. 21 с.
77. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. В 8 т. М., 19 831 986. — Т.1. — 1983. — 366- Т.2. 1983.-512с.- Т. З- 1983.-511 е.- Т.4−1984.-400 с.-Т.5- 1985.-335 е.- Т.9−1986. 77 с.
78. Макаренко A.C. и современность. Сб. науч. трудов / Минский пед. ин-ститут им. A.M. Горького, Минское городское отд. Пед. о-ва БССРотв. ред. А. Т. Короткевич. Минск, 1978. — 74 с.
79. Марцинковская Т. Д. Анализ проблемы психического развития ребенка в советской науке 20−30-х гг.: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1990. — 16 с.
80. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: методические рекомендации.- Магнитогорск, 1993. 271 с.
81. Методические рекомендации по половому воспитанию детей / Сост. В. Н. Липник. Л., 1982. — 23 с.
82. Методы объективного изучения ребенка / Под ред. Басова М. Я. -Л., 1924. 240 с.
83. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1907. — 253 с.
84. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М., 1904. — 218 с.
85. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 429 с.
86. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1985. — 272 с.
87. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спец-курсу. М., 1985. — 103 с.
88. Мухина B.C. Таинство детства. М., 1998. Т.2. 335 с.
89. Невская С. С. Формирование * самосознания воспитанников в процессе стимулирования трудовой деятельности. М., 1997. 105 с.
90. Нечаев А. П. Курс педагогической психологии. СПб., 1905. -184 с.
91. Нечаев А. П. Психология физической культуры. М., 1927. 88 с.
92. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. 4.1 (XVIII-XX вв.). Экспериментальное учебное пособие. М., 1988. — 203 с.
93. Павлов М. П. Естествознание и мозг. М., 1909. — 12 с.
94. Павлов М. П. Избранные труды. М., 1951. — 616 с.
95. Петражицкий Л. И.
Введение
в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. — 265 с.
96. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. -М., 1984. 282 с.
97. Пирогов Н. И. Собрания сочинений в 8 т. / Ред. Коллегия.
98. Половое воспитание: Сборник статей учителей, родителей и воспита-телей. М., 1919. — 128 с.
99. Половое развитие ребенка и его изучение / Под ред. H.A. Рыбникова. М.- Л., 1927. 48 с.
100. Репина Т. А. Анализ теорий половой социализации в современой западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 158−165.
101. Россолимо Г. И. Методика исследований психологических профилей. СПб., 1913. — 51 с.
102. Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся. М., 1914. — 36 с.
103. Рубинштейн М. М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики. М., 1913. — 38 с.
104. Рубинштейн М. М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М.-Л., 1926. — 126 с.
105. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с.
106. Румянцев Н. Е. Лаборатория экспериментальной педагогической пси-хологии в С.-Петербурге. СПб., 1907. — 47 с.
107. Румянцев Н. Е. Новые задачи народной трудовой школы. Саратов, 1917. — 32 с.
108. Румянцев Н. Е. Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения. М., 1914. — 61 с.
109. Румянцев Н. Е. Психологические основы трудового восптания. -М., 1920. 4.1. — 217 с.
110. Румянцев Н. Е. Эстетическое воспитание в начальной школе. -М., 1913. 94 с.
111. Рыбников H.A. Деревенский школьник и его идеалы. Очерки по пси-хологии школьного возраста. М., 1916. — 123 с.
112. Рыбников H.A. Идеалы гимназисток. Очерки, но психологии юности. М., 1916. 50 с.
113. Рыбников H.A. Психология и выбор профессии. М., 1918. — 73 с.
114. Рыбникова-Шилова В. А. Мой дневник: Записки о развитии ребенка от рождения до 3,5 лет. Орел, 1923. — 141 е.
115. Совместное образование / Под ред. Румянцева Н.Е.- СПб., 1914.-256 с.
116. Сочнев Д. В. Преемственность социально-педагогических возрений как фактор становления A.C. Макаренко педагога: Дис. канд. пед. наук. Ниж.-Новгород, 1993.
117. Тер-Гевондян А. Г. Педагогическая система A.C. Макаренко. -М., 1949. 32 с.
118. Тимирязев К. А. Исторический метод в биологии. М., 1922. -164 с.
119. Труд и трудовые процессы в школе / Под ред. Иорданского H.H. -М.-Л., 1926. 111 с.
120. Ухтомский A.A. Собрание сочинений. Т.1. М., 1945. — 328 с.
121. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т. М.-Л., 1948;1952. — Т.1. — 1948. — 740 е.- Т.2. — 1948. — 656 е.- Т.З. — 1948. -692 с.
122. Фрейд 3.
Введение
в психоанализ. М., 1989. — 455 с.
123. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. Пер. с нем. М.- Л., 1925. — 203 с.
124. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 192 6. — 256 с.
125. Фрейд 3. Три статьи о теории полового значения. Пер. с нем. -М., 1911.
126. Фрейд 3. Я и Оно. Пер. с нем. Л., 1924. — 63 с.
127. Фролов A.A. A.C. Макаренко и педагогика его времени. Горький, 1988. 80 с.
128. Фролов A.A. Теоретическое наследие A.C. Макаренко: становление, содержание, разработка // Сб. выступлений участников межд. конф., посвя-щенной 100-летию со дня рождения A.C. Макаренко. Оломоуц (ЧССР), 1989. С.3−6.
129. Хиями Г. О судьбе «дипломной работы» A.C. Макаренко // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.91−93.
130. Холл Со?. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте.- Пг., 1920.-88 с.
131. Холл Ст. Очерки по изучению ребенка. Куклы. Собственность у детей. Пер. с англ. М., 1925. — 141 с.
132. Холл Ст. Собрание статей по педагогике и педологии. М., 1912. — 444 с.
133. Холл Ст. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития / Под ред. Я. Т. Оршанского. Пг., 1920. — 109 с. 14 6. Циген Ф. Душевная и половая жизнь юношества. М., 1924. — 140 с.
134. Штерн К., Штерн В. Монография о душевном развитии ребенка. -СПб., 1911. 4.2. — 173 с.
135. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. -Пг., 1915. 309 с.