Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и условия актуализации этих факторов. Объективным акмеологическим фактором повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров является непрерывное самообразование. В качестве субъективных акмеологических факторов выступают: развитая рефлексия, обеспечивающая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Сущностная характеристика самореализации как компонента акмеологического развития
    • 2. Роль смысла жизни в процессе самореализации человека
    • 3. Принципы и инструментарий эмпирического исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 1. Особенности самореализации современной российской студенческой молодежи
    • 2. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций современной российской студенческой молодежи
    • 3. Особенности взаимовлияния ценностных и смысложизненных ориентаций и эффективности самореализации современной российской студенческой молодежи
  • Выводы по второй главе

Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость развития способности к целеиолаганию у менеджеров связана с постепенным переходом российской системы управления на новую парадигму, предполагающую в ситуации выбора самостоятельное принятие решений и прогнозирование их возможных последствий.

В контексте требований к менеджменту нового типа актуальность развития способности к целеполаганию у менеджеров определяется:

— инновационным характером деятельности предприятий и бизнес-структур, в ситуации выбора концепций развития выдвигающих различные системы целей своей деятельности и требований к работникам, что предполагает в значительно большей степени, чем это было раньше, развитие у менеджера способности к целеполаганию;

— переходом от субъект-объектных отношений в управлении к субъект-субъектным, что усиливает роль самостоятельности, творчества, рефлексивности в освоении менеджером своей профессии, а значит, актуализирует его способности к целевому моделированию собственной личностно-профессиональной траектории;

— тенденцией к усилию психолого-акмеологической подготовки будущего менеджера, оптимизации развития мотивационных и ценностно-целевых основ его личности, формированию целеустремленности, которая включает в себя способности к самооценке, самостоятельности, самоорганизации и самореализации менеджера в профессиональной деятельности.

Однако практика позволила выявить противоречия между:

— социальной потребностью в менеджерах, способных к эффективному целеполаганию в профессиональной деятельности и саморазвитии, и низким уровнем развития у них способности к целеполаганию;

— необходимостью актуализации у менеджеров потребности в развитии способности к целеполаганию и инертностью традиционной системы их подготовки и переподготовки;

— необходимостью повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к данной проблеме.

Состояние разработанности проблемы исследования. В античной, а затем в средневековой философии проблемы целеполагания рассматривались в рамках телеологии — учения о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. В новое время философы (Б.Спиноза, И. Кант, Г. В.Ф. Гегель) начали активно критиковать телеологизм, а деятельность человека стали трактовать с рационалистических позиций как целенаправленный процесс. В XX веке в идеалистической философии осуществлялись попытки переосмысления содержания понятий цели и целеполагания. Материалистическая философия признает объективную обусловленность целей и рассматривает их в качестве одного из элементов деятельности человека как специфически человеческой формы активного отношения к миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и S преобразование как мира, так и самого человека.

В отечественной философии проблемы целеполагания активно исследовали В. П. Бульц, Б. А. Воронович, A.M. Гендин, В. М. Грищенко, Т. А. Казакевич, B.C. Королев, В. Н. Кодин, Б. П. Лазоренко, М. Г. Макаров, Г. А. Мкртчян Н.И. Ропаков, М. П. Салаш, Н. Н. Трубников, Б. С. Украинцев, Е. Г. Чмель, А. А. Чунаева, Д. И. Шешуков, А. И. Яценко. Большое значение для раскрытия сущности целеполагания имели философские и естественнонаучные исследования проблем, связанных с процессами самоуправления и саморегуляции в биотических и искусственных технических системах (П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. В. Брушлинский,.

П.М. Бурак, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. Г. Макаров, М. И. Сетров, П. В. Симонов, С. Д. Смирнов, Е. Н. Соколов, Е. М. Сурков, Б. М. Теплов, O.K. Тихомиров, И. Т. Фролов и др.).

В зарубежной психологии проблемы целеполагания исследовались в связи с изучением различных аспектов мышления и мотивации (Дж. Аткинсон, Б. Вайнер, А. Карстен, Дж. Кохен, Д. Макклеланд, Д. Маудер, Дж. О’Шенесси, Э. Томман, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе, О. Элмаграби и др.). В отечественной психологии в общетеоретическом плане целеполагание рассматривается как качественная характеристика человеческого существования, определяющая через образ будущего сферу настоящего (П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн,' А. В. Брушлинский,.

B.В. Давыдов, Б.В., Зейгарник, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, j.

C.Л. Рубинштейн, Е. Н. Сурков, O.K. Тихомиров, В. Д'. Шадриков и др.). С социально-психологической точки зрения целеполагание изучали' B.C. Агеев, Г. В. Акопов, О. В. Аллахвердова, А. К. Белоусов, А. Е. Войскунский, Е. И. Головаха, А. А. Грачев, С. М. Джакупов, А. И. Донцов, А. Л. Крупенин, Р. С. Немов, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, Л. М. Попов, А. А. Туровская, Н. Н. Ярушкин и др. С позиций психологии мышления и творчества исследовали данную проблему Д. Б. Богоявленская, И. А. Васильев, Ю. Е. Виноградов, М. Р. Гинзбург, Ю. А. Ивлиев, В. Е. Клочко, Л. И. Ноткин, И. А. Петухова, В. Н. Пушкин, К. В. Судаков, В. А. Терехов, O.K. Тихомиров и др. Механизмы формирования целей и их функционирование как психологической реальности, а также личностные и характерологические особенности субъекта в процессе целеполагания изучали А. Г. Асмолов, Н. Б. Березанская, В. П. Беспалько, P.P. Бибрих, Т. Г. Богданова, Л. И. Божович, Л. М. Головина, Д. Б. Дмитриева, Е. И. Машбиц, А. Б. Орлов, Э. Д. Телегина, В. А. Петровский, А. Б. Холмогорова, Ю. М. Швалб и др.

В целом в трудах философов, социологов и психологов был осуществлен анализ целеполагающей деятельности, выявлены закономерности целеполагания, показана их обусловленность интересами, потребностями, установками личности (В.Е. Клочко, А. Ф. Коган, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Наумова и др.).

С позиций акмеологического подхода проблема целеполагания рассматривается в рамках исследований принятия и реализации решений, развития акмеологических инвариантов профессионализма, построения индивидуальной траектории жизненного пути и т. п. (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Н. Маркин, Г. С. Михайлов, Э. В. Сайко, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин, JI.A. Степнова и др.).

Однако до сих пор не раскрыто содержание способности к целеполаганию и не выявлены акмеологические условия и факторы, обеспечивающие повышение эффективности ее развития.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить акмеологические пути повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров.

Объект исследования — способность к целеполаганию у менеджеров.

Предмет исследования — акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и условия реализации этих факторов.

Гипотеза исследования.

Способность к целеполаганию как основа эффективной жизнедеятельности развивается в течение жизни в рамках систем образования и профессиональной деятельности. Структура способности к целеполаганию как ансамбля взаимодействующих и взаимообусловленных свойств детерминируется особенностями личностно-профессионального развития индивида.

Повышение эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров обеспечивается действием ряда акмеологических факторов и актуализирующих данные факторы акмеологических условий. Учет данных акмеологических условий и факторов в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров позволяет воздействовать не на отдельные качества, свойства и особенности, обеспечивающие возможность целеполагания, а на их целостные системы, что приводит к оптимизации взаимосвязей между компонентами способности к целеполаганию и повышает степень успешности процесса целеполагания.

Задачи исследования.

1. Обобщить состояние проблемы исследования.

2. Обосновать психолого-акмеологическую сущность способности к целеполаганию.

3. Определить особенности проявления способности к целеполаганию у менеджеров.

4. Выявить акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и условия актуализации этих факторов.

5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития способности к целеполаганию у менеджеров.

Теоретико-методологическую базу исследования составили субъектный, деятельностный, аксиологический, синергетический, системный и культурологический подходы, в качестве интегрирующего по отношению к которым выступает собственно акмеологический подход (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева (Карпенко), А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, социальной обусловленности личности (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) — активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), перехода развития в саморазвитие (А.А. Деркач, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — философское понимание категорий «цель» и «целеполагание» (Р. Акофф, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Н. И. Бондаренко, В. И. Волкова, М. Г. Макаров, Н. Н. Трубников, У. Эшби и др.) — результаты изучения соотношения возможностей и действительности, целеполагания и целереализации (Д.Б. Богоявленская, Ю. Н. Кулюткин, С. М. Олснев, Н. Н. Трубников, А. А. Чунаева, А.И. Яценко).

Исследование осуществлялось с опорой на конкретные акмеологические принципы: субъекта деятельностипотенциального и актуальногооптимальностимоделированияоперационально-технологическийобратной связи.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик. Использовались изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, тестирование, сравнительно-сопоставительный анализ. В качестве диагностических инструментов были использованы опросник «Способность к целеполаганию» (А.С. Мельничук, Е.В. Селезнева), проективная методика А. Ю. Панасюка «Ценностные ориентации» (в модификации А.С. Мельничука), опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптация Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд). В рамках развивающего эксперимента были использованы разработанные соискателем программы акмеологических тренингов. При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistica for Windows».

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили менеджеры высшего и среднего звена, проходившие обучение в рамках Международной высшей школы бизнеса «Мирбис», Московской международной высшей школы бизнеса (АНХ), совместного MBA-проекта РАГС и «Мирбис». Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 1420 человек.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнено понятие целеполагания как акмеологического феномена. Показана взаимосвязь целеполагания как процесса свободного выбора в ситуациях неопределенности с субъектностью как личностным качеством, обеспечивающим возможность самодетерминации процесса движения к акме и самоосуществлениюстратегичностью жизни как степенью ее соответствия реализованным в жизни ценностямжизненным путем как необратимым временем-пространством жизни человека, в котором осуществляется его становление, развитие, самореализация. Установлено, что процесс достижения целей не может быть описан как линейная последовательная смена действий или деятельностей по порождению, выбору и реализации целей. Они находятся в той сложной взаимосвязи, когда формирование цели происходит в форме ее выбора, выбор цели требует ее формирования, а реализация цели зависит от правильного выбора и уровня сформированности цели. В целом же порождение, выбор и реализацию целей можно представить как сложно-совмещенную деятельность, которая разворачивается одновременно в нескольких плоскостях и обеспечивает человеку возможность продвигаться по собственной жизненной траектории.

2. Обоснована психолого-акмеологическая сущность способности к целеполаганию. Способность к целеполаганию рассматривается как базовая по отношению ко всем остальным способностям, так как цслеполагание является компонентом любой деятельности, и, следовательно, любая деятельность не может быть успешной без развитой способности к целеполаганию. Показано, что на различных уровнях построения человеческой деятельности способность к целеполаганию обеспечивает эффективное разрешение неопределенности в условиях множественности альтернативобеспечивает порождение и выбор целей вне зависимости от их масштаба, направленности, характера, сферы и т. п.- характеризует человека как субъекта деятельности и является одним из компонентов-показателей субъектности как интегральной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностямиопределяет эффективность построения индивидуальной траектории жизнедеятельности.

Раскрыты акмеологические функции способности к целеполаганию. Регуляторная функция проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике заданных ею целей, приходит к собственным, «новым» целям, тем самым не только достигая нового результата в деятельности, но и продвигаясь по жизненному пути. В рамках проектировочной функции способность к целеполаганию обеспечивает субъекту «опережающее отражение» его жизненного пути, создание «моделей потребного будущего», в форме непрерывного предвосхищения новой, опережения последующей и преобразования уже сложившейся деятельности. Реализация побудительной функции обеспечивает человеку выход за пределы самого себя, преодоление своих границ и непрерывное саморазвитие.

Выявлены акмеологические критерии, показатели и уровни развития способности к целеполаганию. Внешним акмеологическим критерием развития данной способности является эффективность процесса целеполагания, то есть продуктивное решение задач по определению, построению и достижению цели при минимальных психических, физических и временных затратахвнутренним критериемсформированность ее компонентов. В качестве показателей внешнего акмеологического критерия выступают интеллектуальная инициативностькреативностьрациональные прогностические стратегии. Внутренний акмеологический критерий выражается через следующие показатели: экзистенциальный (осмысленность существования и ответственность за жизненный выбор) — когнитивный (стратегичность мышления) — аффективный (использование эмоций как инструмента оценки продуктивности процесса постановки и достижения целей) — субъектный (позиция субъекта целеполагания). В соответствии с критериями и показателями развития способности к целеполаганию выделены три уровня ее развития: высокий, средний и низкий.

3. Установлено, что в процессе целеполагания участники исследования неосознанно руководствуются антиномичными представлениями о необходимости построения «дальних», «больших», то есть стратегических целей и о невозможности «вырваться» из круга «ближних», тактических целей. Успех целеполагания в представлениях респондентов связан со «случайностью» выбора цели, а также с высоким уровнем способности к свободному структурированию и интерпретации объективного и субъективного времени жизни. При этом, с одной стороны, участники исследования считают, что большинство людей не умеют ставить цели, а с другой стороны, приписывают лично себе высокий уровень способности к постановке цели.

Доказательно представлено, что в данной выборке около трех четвертей респондентов умеют самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. В то же время около трети участников исследования зависимы от мнений и оценок окружающих, несамостоятельны в разработке планов и программ действий, часто и некритично следуют чужим советам. Осознавая необходимость гибкости в постановке целей, участники исследования демонстрируют определенную склонность придерживаться заранее поставленных целей даже в ситуациях, когда они себя исчерпали.

Установлено, что самооценка способности к целеполаганию в целом и отдельных ее компонентов у участников исследования относительно завышена.

В целом по выборке установлено, что с возрастом сжимается общее пространство целеполагания и сокращается жизненная перспектива.

Взаимосвязи между отдельными параметрами целеполагания и стажем установлены по подгруппам. В группе со стажем менее 5 лет с ростом профессионального опыта связано снижение самостоятельности в постановке и выборе целей и способности соотносить уровень сложности поставленной цели и вероятность ее достижения. В группе со стажем 5 и более лет рост профессионального опыта сопровождается снижением способности планировать свое будущее и гибкости в постановке целей и, одновременно, повышением самостоятельности в постановке и выборе целей и настойчивости при достижении целей.

Выделены десять стратегий целеполагания, которые имплицитно используют участники исследования. Анализ выделенных стратегий показал следующее. Сочетание тех или иных качеств и свойств личности определяет особенности проявления способности к целеполаганию, а следовательно, — возможности продуктивного целеполагания менеджеров и их способности разрабатывать оптимальную жизненную стратегию. Высокая продуктивность целеполагания обусловлена преимущественным влиянием тех параметров способности к целеполаганию, которые обеспечивают максимально гармоничную. реализацию всех ее функций. Низкая продуктивность целеполагания обусловлена рассогласованием в реализации функций способности к целеполаганию. Непродуктивность целеполагания обусловлена отказом субъекта целеполагания от активности в процессе достижения целей, то есть несформированностью у него субъектной позиции.

4. Выявлены акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и условия актуализации этих факторов. Объективным акмеологическим фактором повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров является непрерывное самообразование. В качестве субъективных акмеологических факторов выступают: развитая рефлексия, обеспечивающая продуктивный анализ процесса целеполаганиямногоконтекстное творческое мышление, позволяющее эффективно использовать творческие стратегии целеполаганияакме-мотивация, активизирующая и регулирующая акмеориентированное саморазвитие человека как субъекта целеполаганияценностные ориентации, детерминирующие направленность и интенсивность формирования компонентов способности к целеполаганию. Объективно-субъективными акмеологическими факторами повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров являются: обеспечение эмоционально-положительного отношения к развитию данной способностисоздание условий развивающего взаимодействияиндивидуальный подход к обучению.

Эмпирически подтверждено, что учет акмеологических факторов повышения эффективности развития способности к целеполаганию и условий актуализации этих факторов в практике обучения, переобучения и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса развития способности к целеполаганию. Это проявляется на экзистенциальном уровне в повышении степени осмысленности существования и ответственности за жизненный выборна когнитивном уровне в формировании стратегичности мышленияна аффективном уровне в использовании эмоций как инструмента оценки продуктивности процесса постановки и достижения целейна субъектном уровне в формировании полноценной позиции субъекта целеполагания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать индивидуальные программы и стратегии развития способности к целеполаганию у менеджеров в рамках непрерывного образования и акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности, психологами-акмеологами в практике индивидуального и группового консультирования, а также самими менеджерами для оптимизации процесса их профессиональной деятельности и саморазвития.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе непрерывного образования кадров управления, а также в рамках акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по акмеологии, акмеологии управления, социальной психологии, психологии управления, психологии профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках обучения, переобучения и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы на лекциях, семинарах и тренингах в рамках повышения квалификации кадров управления и в ходе акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2005;2009 гг.). Материалы исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования» (Воронеж, 2007) — Международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2007, 2009, Самара, 2005), IV Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (Москва — Ульяновск, 2009).

Положения, выносимые на защиту.

1. Целеполагание представляет собой сложный процесс перехода от представления о желаемом или возможном к воплощению этого представления в объективно-реальном результате, то есть процесс определения, построения и достижения цели, происходящий в форме свободного выбора в ситуациях неопределенности. При этом самостоятельные процессы целеполагания и целеосуществления выступают в качестве основных показателей субъектности и в то же время являются механизмами субъектной регуляции жизненного пути.

Целеполагание может осуществляться на непроизвольном уровне как собственно процесс или операция, однако субъектный уровень организации жизни возможен только при условии, что порождение, выбор и реализация целей осуществляются произвольно, то есть как действия и/или деятельности по достижению целей.

В то же время целеполагание представляет собой метасистему по отношению к другим видам деятельности: посредством механизма антиципации оно обеспечивает разворачивание, своевременную корректировку и адекватное завершение всех видов деятельностей.

2. Способность к целеполаганию — это интегративная, самоорганизующаяся, открытая система личностных качеств, свойств и особенностей, обеспечивающих возможность осуществления и степень успешности процесса целеполагания.

Эффективность реализации регуляторной функции способности к целеполаганию определяется, с одной стороны, высоким уровнем развития способности прорабатывать образ цели, процесс ее достижения и последствия ее реализации, а с другой стороны, — гибкостью в постановке целей, то есть способностью изменять цели деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Проектировочная функция способности к целеполаганию обеспечивается стратегичностью, то есть способностью планировать свое будущее, определять главное направление жизненного пути, видеть перспективу своего развития, и реалистичностью, то есть способностью соотносить уровень сложности поставленной цели и вероятность ее достижения.

Побудительная функция способности к целеполаганию обеспечивается самостоятельностью в постановке и выборе целей, то есть способностью самостоятельно ставить и выбирать цели, и настойчивостью при достижении целей, то есть способностью к волевой регуляции процесса целеполагания.

Субъект деятельности, который обладает высоким уровнем развития способности к целеполаганию, умеет выстраивать стратегические, тактические и текущие цели как целостную систему и просчитывать последствия реализации каждой целивладеет значительным арсеналом средств достижения цели и оптимально использует ихспособен гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию, но в то же время максимально самостоятелен в постановке и выборе целей и независим при целеполагании от внешних воздействий и влияний.

Высокий уровень развития способности к целеполаганию является одним из главных факторов стратегичности жизни.

3. В структуре целеполагания менеджеров существуют противоречия между представлениями о желаемом и возможном и умением воплощать эти представления в реальных результатах. Эти противоречия обусловлены: объективными обстоятельствами (внешними социальными, экономическими, политическими, культурными и иными воздействиями) — уровнем личностной зрелости человека, которая обусловливает преобладание тех или иных способов разрешения ценностно-смысловых противоречийуровнем развития собственно способности к целеполаганию.

В зависимости от соотношения стратегичности и реалистичности целеполагания можно выделить несколько вариантов жизненных стратегий, а следовательно, возможностей самореализоваться в жизненном пути:

— человек ставит перед собой и достигает только ближние и относительно легкие цели (заведомо отказываясь от возможности раскрыть свой потенциал и творчески самореализоваться);

— человек ставит перед собой дальние и трудные цели, однако не способен достичь их, так как не умеет соотносить поставленные цели и свой потенциал;

— человек ставит перед собой и достигает только ближние, однако достаточно трудные цели (тем самым самореализуясь на ближнем этапе жизни, однако не выстраивая перспективу своего развития);

— человек ставит перед собой и достигает дальние, однако недостаточно трудные цели (в данном случае также можно говорить об отказе от возможности раскрытия своего потенциала и самореализации);

— человек ставит перед собой дальние и трудные цели и способен достичь их, так как умеет соотносить поставленные цели и свой потенциал, а также обладает волей для реализации поставленных целей и умением преодолевать затруднения на жизненном пути.

4. Акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров актуализируются при следующих условиях: опора в процессе подготовки и переподготовки менеджеров на субъектно-акмеологический подходиспользование в качестве активных методов развития данной способности акмеологических технологийакмеологическая поддержка акмеориентированного саморазвития.

С позиций субъектно-акмеологического подхода как генерального условия повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров этот процесс обеспечивается:

— рассмотрением проблем целеполагания в тесной взаимосвязи с экзистенциальными и аксиологическими проблемами;

— направленностью на формирование у участников занятий субъектной позиции в области целеполагания и развитие креативности как акмеологического механизма преодоления неопределенности;

— наличием высокомотивирущего информационного контекста, когда развитие способности к целеполаганию у участников занятий осуществляется в логике постановки и решения личностных и профессиональных проблем, а взаимодействие имеет характер диалога.

В рамках акмеологических технологий повышение эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров обеспечивается:

— интеграцией элементов программно-целевой, субъектогенетической и экзистенциальной направленности;

— системным воздействием на развиваемые качества, свойства и особенности;

— культивированием процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации.

Акмеологическая поддержка акмеориентированного саморазвития обеспечивает:

— актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании и самореализации;

— формирование активной позиции в решении задач самопознания, самосовершенствования и самореализации;

— построение индивидуальной траектории акмеориентированного саморазвития.

Интеграция данных акмеологических условий, обеспечивая актуализацию акмеологических факторов повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров, приводит к повышению уровня способности к целеполаганию, развитию субъектности и повышению уровня стратегичности жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

Выявлены акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров и условия актуализации этих факторов. Объективным акмеологическим фактором повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров является непрерывное самообразование. В качестве субъективных акмеологических факторов выступают: развитая рефлексия, обеспечивающая продуктивный анализ процесса целеполаганиямногоконтекстное творческое мышление, позволяющее эффективно использовать творческие стратегии целеполаганияакме-мотивация, активизирующая и регулирующая акмеориентированное саморазвитие человека как субъекта целеполаганияценностные ориентации, детерминирующие направленность и интенсивность формирования компонентов способности к целеполаганию. Объективно-субъективными акмеологическими факторами повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров являются: обеспечение эмоционально-положительного отношения к развитию данной способностисоздание условий развивающего взаимодействияиндивидуальный подход к обучению.

Акмеологические факторы повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров актуализируются при следующих условиях: опора в процессе подготовки и переподготовки менеджеров на субъектно-акмеологический подходиспользование в качестве активных методов развития данной способности акмеологических технологийакмеологическая поддержка акмеориентированного саморазвития.

С позиций субъектно-акмеологического подхода как генерального условия повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров этот процесс обеспечивается: рассмотрением проблем целеполагания в тесной взаимосвязи с экзистенциальными и аксиологическими проблемаминаправленностью на формирование у участников занятий субъектной позиции в области целеполагания и развитие креативности как акмеологического механизма преодоления неопределенностиналичием высокомотивирущего информационного контекста, когда развитие способности к целеполаганию у участников занятий осуществляется в логике постановки и решения личностных и профессиональных проблем, а взаимодействие имеет характер диалога.

В рамках акмеологических технологий повышение эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров обеспечивается: интеграцией элементов программно-целевой, субъектогенетической и экзистенциальной направленностисистемным воздействием на развиваемые качества, свойства и особенностикультивированием процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации.

Акмеологическая поддержка акмеориентированного саморазвития обеспечивает: актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании и самореализацииформирование активной позиции в решении задач самопознания, самосовершенствования и самореализациипостроение индивидуальной траектории акмеориентированного саморазвития.

Эмпирически подтверждено, что учет акмеологических факторов повышения эффективности развития способности к целеполаганию и условий актуализации этих факторов в практике обучения, переобучения и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса развития способности к целеполаганию. Это проявляется на экзистенциальном уровне в повышении степени осмысленности существования и ответственности за жизненный выборна когнитивном уровне в формировании стратегичности мышленияна аффективном уровне в использовании эмоций как инструмента оценки продуктивности процесса постановки и достижения целейна субъектном уровне в формировании полноценной позиции субъекта целеполагания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Уточнено понятие целеполагания как акмеологического феномена. Показана взаимосвязь целеполагания как процесса свободного выбора в ситуациях неопределенности с субъектностью как личностным качеством, обеспечивающим возможность самодетерминации процесса движения к акме и самоосуществлениюстратегичностыо жизни как степенью ее соответствия реализованным в жизни ценностямжизненным путем как необратимым временем-пространством жизни человека, в котором осуществляется его становление, развитие, самореализация. Показано, что порождение, выбор и реализацию целей можно представить как сложно-совмещенную деятельность, которая разворачивается одновременно в нескольких плоскостях и обеспечивает человеку возможность продвигаться по собственной жизненной траектории.

Обоснована психолого-акмеологическая сущность способности к целеполаганию. Способность к целеполаганию рассматривается как базовая по отношению ко всем остальным способностям, так как целеполагание является компонентом любой деятельности, и, следовательно, любая деятельность не может быть успешной без развитой способности к целеполаганию. Показано, что на различных уровнях построения человеческой деятельности способность к целеполаганию обеспечивает эффективное разрешение неопределенности в условиях множественности альтернативобеспечивает порождение и выбор целей вне зависимости от их масштаба, направленности, характера, сферы и т. п.- характеризует человека как субъекта деятельности и является одним из компонентов-показателей субъектности как интегральной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностямиопределяет эффективность построения индивидуальной траектории жизнедеятельности.

Раскрыты акмеологические функции способности к целеполаганию. Регуляторная функция проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике заданных ею целей, приходит к собственным, «новым» целям, тем самым не только достигая нового результата в деятельности, но и продвигаясь по жизненному пути. В рамках проектировочной функции способность к целеполаганию обеспечивает субъекту «опережающее отражение» его жизненного пути, создание «моделей потребного будущего», в форме непрерывного предвосхищения новой, опережения последующей и преобразования уже сложившейся деятельности. Реализация побудительной функции обеспечивает человеку выход за пределы самого себя, преодоление своих границ и непрерывное саморазвитие.

Выявлены акмеологические критерии, показатели и уровни развития способности к целеполаганию. Внешним акмеологическим критерием развития данной способности является эффективность процесса целеполагания, то есть продуктивное решение задач по определению, построению и достижению цели при минимальных психических, физических и временных затратахвнутренним критериемсформированность ее компонентов. В качестве показателей внешнего акмеологического критерия выступают интеллектуальная инициативностькреативностьрациональные прогностические стратегии. Внутренний акмеологический критерий выражается через экзистенциальный, когнитивный, аффективный и субъектный показатели. В соответствии с критериями и показателями развития способности к целеполаганию выделены три уровня ее развития: высокий, средний и низкий.

Установлено, что в процессе целеполагания участники исследования неосознанно руководствуются антиномичными представлениями о необходимости построения «дальних», «больших», то есть стратегических целей и о невозможности «вырваться» из круга «ближних», тактических целей. Успех целеполагания в представлениях респондентов связан со «случайностью» выбора цели, а также с высоким уровнем способности к свободному структурированию и интерпретации объективного и субъективного времени жизни. При этом, с одной стороны, участники исследования считают, что большинство людей не умеют ставить цели, а с другой стороны, приписывают лично себе высокий уровень способности к постановке цели.

Доказательно представлено, что в данной выборке около трех четвертей респондентов умеют самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. В то же время около трети участников исследования зависимы от мнений и оценок окружающих, несамостоятельны в разработке планов и программ действий, часто и некритично следуют чужим советам. Осознавая необходимость гибкости в постановке целей, участники исследования демонстрируют определенную склонность придерживаться заранее поставленных целей даже в ситуациях, когда они себя исчерпали.

Анализ стратегий целеполагания, которые имплицитно используют участники исследования, показал, что сочетание тех или иных качеств и свойств личности определяет особенности проявления способности к целеполаганию, а следовательно, — возможности продуктивного целеполагания менеджеров и их способности разрабатывать оптимальную жизненную стратегию. Высокая продуктивность целеполагания обусловлена преимущественным влиянием тех параметров способности к целеполаганию, которые обеспечивают максимально гармоничную реализацию всех ее функций. Низкая продуктивность целеполагания обусловлена рассогласованием в реализации функций способности к целеполаганию. Непродуктивность целеполагания обусловлена отказом субъекта целеполагания от активности в процессе достижения целей, то есть несформированностью у него субъектной позиции.

Объективным акмеологическим фактором повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров является непрерывное самообразование. В качестве субъективных акмеологических факторов выступают: развитая рефлексия, обеспечивающая продуктивный анализ процесса целеполаганиямногоконтекстное творческое мышление, позволяющее эффективно использовать творческие стратегии целеполаганияакме-мотивация, активизирующая и регулирующая акмеориентированное саморазвитие человека как субъекта целеполаганияценностные ориентации, детерминирующие направленность и интенсивность формирования компонентов способности к целеполаганию. Объективно-субъективными акмеологическими факторами повышения эффективности развития способности к целеполаганию у менеджеров являются: обеспечение эмоционально-положительного отношения к развитию данной способностисоздание условий развивающего взаимодействияиндивидуальный подход к обучению.

Эмпирически подтверждено, что учет акмеологических факторов повышения эффективности развития способности к целеполаганию и условий актуализации этих факторов в практике обучения, переобучения и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса развития способности к целеполаганию. Это проявляется на экзистенциальном уровне в повышении степени осмысленности существования и ответственности за жизненный выборна когнитивном уровне в формировании стратегичности мышленияна аффективном уровне в использовании эмоций как инструмента оценки продуктивности процесса постановки и достижения целейна субъектном уровне в формировании полноценной позиции субъекта целеполагания.

Разработаны научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития способности к целеполаганию у менеджеров.

Акмеологическое обеспечение развития способности к целеполаганию у менеджеров должно идти в следующих направлениях: акмеологическое моделирование процесса целеполагания (анализ объективно необходимых функций и предпосылок продуктивного решения конкретных задач в области целеполагания и целеосуществления и др.) — акмеологический мониторинг (разработка диагностических и экспертных процедур анализа и прогнозирования успешности целеполагания, оценка уровня развития личностных качеств, свойств и особенностей, обеспечивающих процесс целеполагания, и содействие в выработке стратегии их продуктивного развитияизучение условий и факторов, влияющих на уровень способности к целеполаганию у конкретного специалиста) — внедрение акмеологических технологий развития способности к целеполаганиюакмеологическая поддержка (повышение мотивации, оптимизация самооценки, коррекция значимых переживаний).

При разработке акмеологических программ, направленных на оптимизацию процесса развития способности к целеполаганию и реализуемых в системе непрерывного образования, необходимо исходить из принципов субъектно-акмеологического подхода, позволяющего актуализировать потребность в самопознании, самосовершенствовании и самореализации, а также учитывать особенности конкретной профессиональной деятельности и личности участников.

Использование субъектно-акмеологического подхода в качестве генерального условия повышения эффективности развития способности к целеполаганию обеспечивает становление человека как субъекта жизни, культуры, социума, ориентирует его на освоение акмеологических закономерностей личностно-профессионального развития, выработку интегративных стратегий и тактик целеполагания и построение индивидуальной траектории жизненного пути.

Предметом дальнейшего исследования может стать изучение особенностей целеполагания менеджеров, работающих на разных уровнях управления и в различных сферах производстваразработка системы акмеологических средств формирования отдельных компонентов способности к целеполаганию, а также подготовка преподавателей и психологов-акмеологов к использованию акмеологических технологий для развития способности к целеполаганию у представителей различных профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. О.С. Цель и оценка как понятия и феномены человеческого существования // Антропологическое измерение глобализационных процессов. Владимир, 2003. — С. 169−174.
  3. Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников: Автореф. дис. .докт. психол. наук. — М., 2007.-51 с.
  4. О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 14, Психология. М., 1998. — N 4. — С. 40−52
  5. Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: Автореф. дис. .докт. филос. наук. -Владивосток, 2007. 58 с.
  6. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Изд-во «Наука», 1977. — 184 с. а
  7. В.И. Целеполагание как инструмент обновления образовательных стандартов и программ // Проблемы качества образования. М.- Уфа, 2003. — Кн. 1. — С. 5−13.
  8. П.И. Сравнительный анализ особенности человеческого духа и проектирования // История духа и целостность человека. -Кемерово, 1994. С. 152−166.
  9. JI.B., Фишбейн М. Х. Срединность как ценность-цель, формирующая духовное в человеке и в человеческом сообществе // Пед. образование и наука. М., 2005. — N 5.- С. 9−14.
  10. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Кедров Б.М.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР, Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с. а
  11. Бороздина J1.B. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии. Каф. общ. психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 103 с.
  12. А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение Текст.: Избран, психол. тр. / А. В. Брушлинский. М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. — 390 с.
  13. Л.Г. Цель и смысл жизни человека // Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Проблемагуманизации процесса обучения и воспитания: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., 16−17 февр. 2001 г. Магнитогорск, 2001. — С. 5−12
  14. П.М. Генезис целеполагания: (Филос. анализ биол. предпосылок). Автореф. дис. .канд. филос. наук. Минск, 1984. — 15 с.
  15. B.C. Об оптимизации целеполагания субъектов социальной деятельности // Человек в контексте культуры. СПб., 1998. — С. 12−24
  16. Т.В. Личностное целеполагание: (Филос.-социал. аспекты): Автореф. дис. .канд. филос. наук. Иркутск, 1995. — 17 с.
  17. Т.В. Методологические проблемы целеполагания в прикладных исследованиях // Проблемы методологии науки. Иркутск, 1984. — с. 164−167
  18. Е.А., Лицук А. А. Необходимость системного смыслополагания в истории // Вопросы философии и истории философии. -Екатеринбург, 1999. С. 142−149.
  19. Д.К. Установка как условие формирования активности личности // Мотивация, активность личности. Новосибирск, 2002. — Ч. 2. -С. 59−65.
  20. Л.Б. Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и результат // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI VII симпозиумов. — М.- Самара, 2002. — С. 129−137
  21. В.Л. Целеполагание в структуре деятельности человека // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II междунар. науч. конгр. г. Волгоград, 6−8 апр. 2000 г. Волгоград, 2000. — Т. 1.-С. 85−88
  22. В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека: Автореф. дис.. докт. филос. наук:. -М., 1998. -46 с.
  23. В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека / Волгогр. гос. ун-т, Волж. гуманит. ин-т. Волгоград, 1998. — 278 с.
  24. А.Р. Принцип ценностного полагания воли как выход к новой онтологической проблематике // Филос. науки. Алма-Ата, 2001. -Вып. 4. — С. 97−124.
  25. В.И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ: Автореф. дис.. докт. фолос. наук. Екатеринбург, 2002. — 46 с.
  26. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук. думка, 1988. — 144 с.
  27. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / АН УССР. Ин-т философии. Киев, 1989. — 34 с.
  28. Е.И., Кроник А. А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. — С. 199−215.
  29. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1984. — 207 с.
  30. Е.И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии» // Мотивация личности: /Феноменологические закономерности и механизмы формирования/. М., 1982. — с. 99−119.
  31. Е.И., Кроник А. А. Проблемы исследования психологического времени личности // Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. М., 1981. — с. 91−93.
  32. С.В., Лысков, Б.Д. Концепция собстенного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. С. Петербург, 1992. — Вып. 1. — С. 70−77.
  33. Д.а. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. -24 с.
  34. , Е.А. Категория цели в философии // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике. Смоленск, 2003. — С. 64−66
  35. H.JI. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 24 с.
  36. М. Целеполагание // Бизнес-ключъ, 2007, № 10. URL: http://www.bkworld.ru/archive/y2007/nl 0−2007/n-l 0−2 007 240.html (15.01.2008).
  37. В.П. К вопросу о единстве положительного и отрицательного в философии Гегеля и возможности идеального целеполагания в понимании сущности / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1994. — 16 с.
  38. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.- М.: РАГС, 2000. с.
  39. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 483 с.
  40. А.А., Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 1998. 297 с.
  41. А.А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 496 с.
  42. А.А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 248 с.
  43. С.В. Проблема цели человеческих действий и поступков // Гуманит. и социал.-экон. науки. Ростов н/Д, 2005. — N 4. — С. 30−33.
  44. В.А. К сущности волевого поведения // Психол. журн. -М., 1985.-t.6,N3.- с.47−55
  45. Н.В. Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1994. 24 с.
  46. А.А. Целевое обоснование // Полигнозис. М., 2001. — N 3. — С. 80−89
  47. , А.А. Ценности и целевое обоснование // Мысль и искусство аргументации. М., 2003. — С. 43−58
  48. О.Г. Цель и целеобразование в зарубежной психологии // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. М., 2005. — Вып. 28. -С. 96−109.
  49. О.Г. Проблема цели в психологии // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. М., 2004. — Вып. 24. — С. 96−103
  50. И.В. Смысл жизни и жизненные цели // XIV Уральские социологические чтения: Сб. материалов Всерос. науч. конф., 8−9 сент. 2003 г. Тюмень, 2003. — С. 131−134
  51. С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по упр. временем. -СПб.: Речь, 2006. 370 с.
  52. К. Целеполагание в российской культуре // Ведомости = Vedomosti / Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. НИИ прикл. этики. Тюмень, 1996.-Вып. 6.-С. 135−147
  53. Н.В. Из опыта проведения экзистенциально-ориентированных групп // Ярославский психологический вестник. Вып. 5. Москва — Ярославль: изд-во «Российское психологическое общество», 2001. С.82−87.
  54. А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания // Практическая психология и социальная работа. —¦ № 2. — Киев, 2000. — С.22−26.
  55. А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности // Психология. Сб. научных трудов. Вып. 3(6). — Киев, 1999. — С.212−222
  56. С.Б. Телеология культуры: от всеобщих целей к технологии вымысла // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Ростов н/Д., 2004. -N8. — С. 3−15.
  57. JI.A. Логика полагания смысла в процессе формирования образа предстоящей проектной деятельности // Природные и интеллектульные ресурсы Сибири: (Сибресурс 8 — 2002): 8-я междунар. науч. практ. конф. — Томск, 2002. — Ч. 2. — С. 80−83.
  58. Д.В. Целостность и целеполагание. Феномен «тупикового успеха» // Мир психологии. М., 2004. — N 4. — С. 70−79.
  59. Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. 24 с. 73 .Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб. — Рыбинск, 1993. — 54 с.
  60. .П. Целеполагание и конструирование в теоретическом познании: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1980. — 23 с.
  61. Леонтьев Д-А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57−65.
  62. С.Н. Общественно-историческое содержание целеполагания и его роль в типологизации форм субъективности // Пробл. философии. Киев, 1985. — вып.64. — с. 78 — 86
  63. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Ред.-сост. и авт. коммент. Барабанщиков В.А.- Авт. вступ.ст.: Барабанщиков В. А., Брушлинский А.В.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-297 с.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  65. Л.М. Язык представления цели в системе поддержки целеполагания // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, Филология, востоковедение, журналистика. СПб., 2005. — Вып. 4. — С. 68−79
  66. П.Л. Типы целеполагания // Наука и развитие общественных отношений. Свердловск, 1980. — с. 90−93
  67. М.Г. Категория «цель» в домарксистской философии. Л.: Наука, 1974. — 185 с.
  68. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1990. — 121 с. а
  69. И.О. Жизненные цели личности как объект социального управления / Киев, ин-т нар. хоз-ва им. Д. С. Коротченко. Киев, 1984. — 14 с.
  70. О.А. Проблема целеполагания в организации социальной работы // Объед. науч. журн. = Integrated sci.j. М., 2004. — N 23. — С. 4−6
  71. Ю.В. Социальное целеполагание в образовании: социологический подход: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- СПб., 1999. -18 с.
  72. А.И. Целеполагание в управлении // Приоритетные направления управления, социологии, экономики и права (2002−2003): Сб. науч. работ и сообщений студентов и аспирантов фак. экономики и упр. -Нижнекамск, 2004. С. 68−83.
  73. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов /Аванесова Г. А., Бабаков В. Г., Быкова Э. В. и др.- Сост. и отв.ред. Орлова Э. А. М.: Наука, 1994. — 415 с.
  74. В.Е. Теоретические и прикладные аспекты проблемы целеобразования в психологии // Проблемы индустриальной психологии. -Ярославль, 1989. С. 32−47.
  75. Е.П. О методологическом статусе категории «цель» в эволюционном мышлении и ее эвристических возможностях // Российское общество. Ульяновск, 1997. — С. 90−97.
  76. А.И. Проблема цели в познавательном процессе // Манифестация. СПб., 2000. — N 1. — С. 86−89.
  77. А.В. Телеология в естествознании // Наука философия -религия: в поисках общего знаменателя. — М., 2003. — С. 150−171.
  78. А.В. Телеология и случайность // Филос. исслед. М., 2003. -N 1.-С. 119−133
  79. И.М. Ответственность направленность на достижение цели // Перспективы практической философии на рубеже тысячелетий: Материалы теорет. семинара, 9 марта 1999 г. — СПб., 1999. — С. 93−98.
  80. А.В. Исторические формы смысложизненных ситуаций в античном и библейском типах целеполагающей деятельности / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1991. — 8 с.
  81. М.А. Общественный взгляд на понятие цели и смысла человеческой жизни в различные исторические эпохи // Россия и Европейский Север в начале XXI века. Архангельск, 2000. — С. 262−265
  82. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1993. — 70 с.
  83. , П.М. Взаимопревращаемость объективного и субьективного в основаниях целеполагающей деятельности / Львов, гос. ун-т им. И Франко. Львов, 1981. — 29 с.
  84. П.М. Диалектика обьективного и субьективного в основаниях целеполагающей деятельности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Львов, 1982. — 24 с.
  85. А.И. Культура и целерациональность // Изв. Волгоград, гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. Волгоград, 2005. — N 2. — С.22−32.
  86. А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психологии. М., 2002. — N 5. — С. 79−89
  87. В.И.- Полищук JI.A. Целеполагание в культуротворческой деятельности // Философия и культура. Екатеринбург- Нижневартовск, 1996. С. 128−139
  88. В.М. К вопросу о механизмах генезиса целеполагания древнего человека /Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. Томск, 1985. — 14 с.
  89. , В.Г. Системное мышление и структуры целеполагания // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985. — с. 186−194
  90. В. Цель человеческой жизни. М.: Грааль, 2001. — 67 с.
  91. O.K. Взаимное целеполагание как принцип единства // Филос. науки. М., 2001. — N 3. — С. 26−28
  92. O.K. Ретроспективное и проспективное целеполагание в культуре // Постижение культуры. М., 2000. — Вып. 10. — С. 54−59.
  93. O.K. Телеология культуры: Автореф. дис.. д-ра наук. -М., 1998. 45 с.
  94. М.П. Объективные и субъективные основы процесса целеполагания / Львов, гос. ун-т. Львов, 1980. — 26 с.
  95. А.Ю. Целевая причина и современная наука // Филос. исслсд. М., 1999. — N 3. — С. 70−85
  96. Е.В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009, № 1, с. 50−55.
  97. Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: Дис.. докт. психол. наук. М., 2005. — 670 с.
  98. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под ред. А. А. Деркача. М.: изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
  99. А.Б. Цель и целеполагание в системообразовании // Дефиниции культуры. Томск, 1999. — Вып. 4. — С. 158−166
  100. Д.Э. Продуктивное целеполагание у детей на рубеже раннего и дошкольного возрастов // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике. Смоленск, 2003. — С. 293−296
  101. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Под ред. А. А. Деркача, Е. А. Яблоковой. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
  102. В.А., Подымова JT.C. Человек творческий как цель воспитания // Учен. зап. Кур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Курск, 2004. -N 1.-С. 148−155.
  103. Сохань J1.B., Грядунова Л. И. Развитие личности: целеполагание и ответственность // Человек: перестройка мышления и поведения. Киев, 1991.-С. 86−94
  104. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  105. Е.А. Феноменологические особенности цели в учении Г.Г. Шпета // Человек и Вселенная. СПб., 2004. — N 10. — С. 182 203
  106. Тархан-Моурави Г. И. Структура индивидуального целеполагания в научных сообществах // Социологические проблемы формирования творческой личности и творческого коллектива. Тбилиси, 1985. — с. 105 114
  107. В.А., Ноткин Л. И. Личность и целеобразование // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М., 1982. — с. 107−127
  108. М.С., Трофимов Ю. Е. К вопросу об историческом развитии целеполагания // Методологические проблемы социально-экономических наук. Л., 1987. — С. 83−95.
  109. С.В. Целеполагание и социальность как предпосылки антропогенеза в концепции Туровского // Филос. науки. М., 2001. — N 3. -С. 20−24
  110. Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. — С. 151−167.
  111. Т.В. Акмеологические факторы развития познавательной сферы оперативных сотрудников федеральной службы по экономическими налоговым преступлениям: Дис.канд. психол. наук. — М., 2002. 206 с.
  112. С.А. Телеология свободы // Кантовский сборник. -Калининград, 1993. Вып. 17. — С. 21−29.
  113. А.Ю. Целеполагание как детерминанта педагогических систем и технологий // Социально-гуманитарные проблемы современности. Шахты, 2001. — Вып. 38. — С. 48−50.
  114. В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.-284 с.
  115. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 217с.
  116. Ю.М. Соотношение цели и средств в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1984. — 24 с.
  117. М.В. Теоретико-методологические аспекты исследования рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления. М.: Изд-во МААН, 2005. — 48 с.
  118. Д.И. Проблема необратимости времени и предпосылки целеполагания / Сарат.гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1983. -55 с.
  119. Е.В. Искусство и проблема нравственного основания целеполагания // Этика и эстетика. Киев, 1987. — Вып. 30. — С. 65−72
  120. Е.В. Нравственный аспект проблемы целеполагания: Автореф. дис. .канд. филос.наук. Киев, 1987. — 16 с.
  121. М.В. Усталость от культуры и судьба метафизического долга Метафизические исследования. СПб., 1998. — Вып. 5. — С. 104−126.
  122. Я.А. Мобильность ценностей и жизненные устремления студентов // Экон. и социал. перемены в регионе. Вологда, 2003. — Вып. 20. — С. 64−66.
  123. ИЗ.Юрковская О. В. Единство воли и цели как необходимое условие свободного целеполагания // Человек, философия, культура: Тез. выступлений слушателей V Всесоюз. шк. молодых ученых (Звенигород, 1984 г.). М., 1984. — Вып. 2. 4.1. — с. 63−66.
  124. О.Г. К рассмотрению структуры целеполагания // Проблемы диалектики научного познания. Куйбышев, 1986. — С. 23−33.
  125. Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Тамбов, 2007. 23 с.
  126. Е.Д. Цель, смысл, счастье и справедливость жизни // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI VII симпозиумов. — М.- Самара, 2002. — С. 118−126.
  127. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.- 200 с.
  128. Alston W.P. An action-plan interpretation of purposive explanations of actions // Theory a. decision. Dordrecht, 1986. — Vol. 20, N 3. — P. 275−299
  129. Conein B. L’action avec les objets: Un autre visage de Taction situee? // Cognition et information en societe. P., 1997. — P. 25−45
  130. Dancy J. Motivation, dispositions and aims // Theoria. Lund — Copenhagen, 1999. — Vol. 65, pt 2/3. — P. 212−224
  131. Groeben N. Zielideen einer utopisch-moralischen Psychologie // Ztschr. fur Sozialpsychologie. Bern etc., 1981. — Bd 12 H. 2. — S. 104−133
  132. Hoppe F. Erfolg und Miterfolg // Psychol. Forsch. — 1930. — Bd. 4. — S.357−390.
  133. Kaczor Chr. Distinguishing intention from foresight: What is included in a means to an end? // Intern, philos. quart. Bronx (N.Y.), 2001. — Vol. 41, N 1. -P. 77−89
  134. Metz Th. Could God’s purpose be the source of life’s meaning? // Religious studies. Cambridge — N.Y., 2000. — Vol. 36, N 3. — P. 293−313
  135. Мои Xiaohua. On the purpose orientation and character of systems // Chin, studies in philosophy. White Plains., 1986. — Vol. 18, N 1. — P. 52−69
  136. Neill W. An emotocentric theory of interests // Environmental ethics. -Denton, 1998. Vol. 20, N 2. — P. 163−182
  137. Perugini M., Conner M. Predicting and understanding behavioral volitions: the interplay between goals and behaviors // Europ. j. of social psychology. Chichester, 2000. — Vol. 30, N 5. — P. 705−731
  138. Robinson D.N., Harre R. The demography of the kingdom of ends // Philosophy. Cambridge — N. Y., 1994. — Vol. 69, N 267. — P. 5−19
  139. Ryan P.F. A single ultimate end only for «fully rational» agents? A critique of Scott MacDonald’s interpretation of Aquinas // Amer. catholic philos. quart. Wash., 2001. — Vol. 75, N 3. — P. 433−438.
  140. Spaemann R. Einzelhandlungen // Ztschr. fur philos. Forschung. -Meisenheim am Glan, 2000. Bd 54, H. 4. — S. 514−531
  141. The analysis of action: Recent theoretical a. empirical advances / Ed. by Cranach M. von a. Harre R. Cambridge etc.- P.: Cambridge univ. press, 1982. -XV, 404 p.
  142. Wertorientierung und Zweckrationalitat: Soziologische Gegenwartsbestimmungen. Friedrich Furstenberg zum 60. Geburtstag / Hrsg. Scheuringer B. Opladen: Leske u. Budrich, 1990. — 312 S.
Заполнить форму текущей работой