Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Белоусова А. К. Эмоциональные и вербальные оценки в мыслительной деятельности Текст. / А.К. Белоусова// Пятая Международная конференция по когнитивной науке (18−24 июня 2012 г.). Тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 2012. Т. 1. С. 239−240. Гринько А. А. Изменение оценки личностных качеств себя и других в процессе групповой психотерапии как формы совместной мыслительнойдеятельности Текст. / A. A… Читать ещё >

Содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность исследования особенностей совместной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, потребностями современной системы дошкольного образования, ориентированной на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов, направленных на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребёнка- с другой стороны — дефицитом исследований специфики развития совместной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте: особенностей коммуникации и диалогов, взаимодействия и кооперации, интеллектуальных возможностей и личностных качеств участников при совместном решении мыслительных задач и др. В связи с этим на теоретическом и эмпирическом уровнях была исследована специфика совместной мыслительной деятельности дошкольников в совокупности составляющих ее сфер: интеллектуальной, коммуникативной, кооперативной и личностной.

В ходе диссертационного исследования были проанализированы теоретические и эмпирические исследования совместной мыслительной деятельности. Было установлено, что исследования совместной мыслительной деятельности проводятся в рамках нескольких подходов: культурно-исторический (A.JI. Венгер, В. Т. Кудрявцев, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман) — деятельностный (С.М. Джакупов, A.A. Матюшкина, O.K. Тихомиров) — рефлексивный (М.И. Найденов, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов) — процессуальный (A.B. Брушлинский, В. А. Поликарпов, Г. М. Кучинский) — системный — в рамках развития теории психологических систем (А.К. Белоусова, A.A. Гринько, Д. Ф. Даутов, О. В. Обласова, Е.А. Суроедова).

Обобщение результатов предшествовавших исследований позволило вслед за И. Н. Семеновым, A.B. Растянниковым, С. Ю. Степановым, Д. В. Ушаковым, А. К. Белоусовой говорить о возможности выделения сфер совместной мыслительной деятельности, которые легли в основу экспериментальной модели совместной мыслительной деятельности. В совместной мыслительной деятельности дошкольников можно выделить следующие сферы: интеллектуальную сферу как пространство решения мыслительных задач- коммуникативную сферу, через которую реализуются различные формы и виды монологов, диалогов, возникающих по ходу решения задач- кооперативную сферу, включающую организацию различных типов взаимодействий, взаимоотношений и распределение функций- личностную сферу, представленную особенностями типа личности и личностных качеств участников.

Были изучены 4 выделенные сферы совместной мыслительной деятельности дошкольников. В результате установлено:

1. Коммуникативная сфера совместной мыслительной деятельности дошкольников имеет следующие особенности:

— представлена диалогами, в которых доминируют сообщения как форма обращения к партнёрам, на втором месте находятся вопросы, и последнее место занимают побуждения к деятельности- в содержательном плане в диалогах доминируют процедурные и предметные темы, а также доминируют следующие виды циклов: сообщение-отношение к нему, далее — вопрос-ответ и последнее место — побуждение к действию- в структуре диалогов практически в равной степени представлены обращения, образующие циклы, и обращения, не образующие циклов. Большинство циклов образовано вопросами и представляют собой простые, односложные циклы. Обращения, не образующие циклы, по внешней форме представляют собой монологическую речь-

— в группах дошкольников с разным коэффициентом коммуникативной насыщенности в диалогах обнаружены значимые различия по содержательным характеристикам общения: вопросы, побуждение к действиям, личная тема, предметная тема, цикл побуждение-выполнение, сложный цикл, цикл сообщение — отношение к нему, цикл вопрос-ответ-

2. Особенности кооперативной сферы совместной мыслительной деятельности дошкольников состоят в следующем:

— кооперативная сфера совместной мыслительной деятельности представлена следующими видами взаимоотношений: взаимоотношения по типу сотрудничество (44,8%), формальное сотрудничество (19%), неустойчивое сотрудничество (3,4%), властвование-подчинение (5,2%), соперничество-борьба (5,2%), смена взаимоотношений (19%). В 3,4% диадах отношения между дошкольниками не сложились-

— для каждого вида взаимоотношений в диадах выделены типы преобладающего эмоционального фона и соответствующий коэффициент интенсивности общения: взаимоотношения по типу сотрудничество — доминируют позитивный эмоциональный и нейтрально-деловой фон отношений, средний (30,8% диад) и высокий (23,1% диад) уровни интенсивности общения- формальное сотрудничество сопровождается нейтрально деловым или негативным фоном общения, наблюдается низкий (54,5% диад) уровень интенсивности общения- неустойчивое сотрудничество — доминируют нейтрально-деловой эмоциональный фон и низкий (50% диад) уровень интенсивности общения- властвование-подчинение — преобладает позитивный, нейтрально-деловой эмоциональный фон и высокий уровень интенсивности общения (66,7%) — соперничество-борьба — характерен негативный эмоциональный фон, высокий (33,3% диад) и максимально высокий уровень интенсивности общения (33,3% диад) — в диадах со сменой взаимоотношений наблюдались все выделенные типы преобладающего эмоционального фона, а также средний (36,4%диад) и высокий (27,3% диад) уровни интенсивности общения-

— распределение ролевых функций дошкольников имеет следующие особенности: реализуются функции селекции (53,9%) и смыслопередачи (32,2%) — менее всего представлены функции реализации (8,6%) и генерации (5,3%).

3. Для интеллектуальной сферы совместной мыслительной деятельности дошкольников характерно:

— у дошкольников доминирует пейзажный тип картины мира — 62,9%-

14,7% дошкольников имеют планетарную картину мира, 12,1% - метафорическую, 5,2% - непосредственное окружение и схематическую- 25% дошкольников имеют высокий уровень сформированности образа мира- 31,9% -средний уровень- 30,2% - низкий уровень- 12,9% дошкольников имеют примитивный уровень сформированности образа мира-

— дошкольники с различным уровнем сформированности образа мира отличаются уровнем развития интеллекта и наглядно-образного мышления: дошкольники с высоким уровнем сформированности образа мира имеют высокий уровень развития интеллекта и высокий уровень развития наглядно-образного мышления- средний уровень сформированности образа мира соответствует среднему уровню развития интеллекта и наглядно-образного мышления- низкий и примитивный уровень сформированности образа мира соответствует низкому уровню развития интеллекта и среднему уровню развития наглядно-образного мышления (Н=29,302, при р=0,01, различия значимы на статистическом уровне) —

— дошкольники с различным уровнем сформированности образа мира имеют различия в уровне развития коммуникативных умений- интеллект выступает фактором, имеющим тесные связи с коммуникативными умениями и особенностями отношений дошкольников со сверстниками (инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника) — существуют тесные связи между коммуникативной (коммуникативными умениями, чувствительностью к воздействиям сверстника) и интеллектуальной сферами, при этом образ мира выступает в качестве одного из основных факторов, определяющих эти взаимоотношения: положительная корреляция между уровнем развития образа мира и уровнем развития интеллекта — г=0,494 (при р=0,01), уровнем развития образа мира и чувствительностью к воздействиям сверстника — г=0,263 (при р=0,05), уровнем развития образа мира и коммуникативных умений -г=0,337 (при р=0,01).

— в структуре познавательной активности дошкольников доминируют поисковые вопросы (84,4%), из них 64,2% являются продуктивными- из непоисковых вопросов в наибольшем количестве представлены коммуникативные и отвлеченные, в наименьшем — оценочные.

4. Личностная сфера совместной мыслительной деятельности дошкольников проявляется:

— в своеобразии реализации кооперативной сферы (выбор и реализации дошкольниками функций) в зависимости от типа личности: установлены значимые различия в группах дошкольников с разным типом личности по показателям кооперативной сферы совместной мыслительной деятельности, а именно — выбор и реализация функций смыслопередачи (Н= 13,333, при р=0,01), реализации (Н= 13,112, при р=0,01) и селективной функции (Н= 13,333, при р=0,01) —

— особенностях личностных качеств дошкольников различных личностных типов, влияющих на межличностное общение в процессе совместного решения мыслительных задач.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы предполагают увеличение выборки и расширение вариантов образовательной среды, связанной с использованием различных авторских программ дошкольного образования- более тщательное и глубокое изучение личностных особенностей дошкольников, определяющих направленность протекания совместной мыслительной деятельности- выделение стратегий осуществления совместной мыслительной деятельности дошкольников в условиях различной образовательной среды- определение тендерных различий в осуществлении совместной мыслительной деятельности дошкольников- проведение сравнительного анализа осуществления совместной мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников.

Практические рекомендации адресованы психологам, практикующим психологам, педагогам-психологам, педагогам с целью организации эффективной работы групп дошкольников:

1. Для развития умений дошкольников взаимодействовать и выстраивать эффективные модели взаимоотношений со сверстниками необходимо подбирать такие мыслительные задачи, которые дошкольник сможет решить, прибегая к помощи сверстника. В этом случае в совместной мыслительной деятельности дошкольников наряду с приоритетной целью — решить поставленную задачу, будет решаться не менее важная задача — налаживание конструктивных взаимоотношений со сверстником.

2. На этапе подготовки к обучению в школе, с целью интеллектуального развития дошкольников в рамках образовательного процесса, необходимо организовывать совместную мыслительную деятельность, направленную на решение мыслительной задачи, лежащей в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Организация совместных форм решения познавательных задач вне учебной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в рамках игровой досуговой деятельности будет способствовать развитию личностных качеств, позволяющих дошкольнику эффективно взаимодействовать со сверстником.

4. Развитию коммуникативной компетентности будет способствовать создание учебных ситуаций, в которых дошкольники будут привлекать к сотрудничеству дошкольников с целью решения познавательной задачи, опираясь на свой прошлый опыт и опыт партнера по общению.

Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Абраменкова B.B. Отражение картины мира современных российских детей в графических и вербальных образах Текст. / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 54−63.

2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства Текст.: учебное пособие / В. В. Абраменкова. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

3. Абульханова К. А. Субъект или личность в психологии самореализации. Идеальность или реальность субъекта / К. А. Абульханова // Сборник научных трудов. Ставрополь: Сев.-Кавказский ГТУ, 2007. С. 2 21.

4. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии Текст./ Б. Г. Ананьев. В 2х томах. Т. 1−2. М.: Изд-во Санкт-Петербургского университета., 2007. 964 с.

5. Андреева Г. М. Социальная психология Текст./ Г. М. Андреева: учебник для вузов. 5-е издание, исправленное и дополненное. М.: Аспект Пресс. 2010. 386 с.

6. Андриевская В. В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников Текст./ В. В. Андриевская // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 15−20.

7. Анищенко O.A. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст. / O.A. Анищенко: автореф. дис.канд. пед.наук. М., 1980. 24 с.

8. Арестова О. Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности Текст./ О. Н. Арестова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2008. № 2. С. 128−139.

9. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики Текст. /.

10. Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во ЖИ. 2007. 136 с.

11. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. М.: СмыслИздательский центр «Академия», 2007. 528 с.

12. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: Деятельность как существование Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 3−11.

13. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников Текст./ Н. Бабич // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 67−74.

14. Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Текст. / Т. В. Бажанова: дисс.канд. психол. наук. М:. 2008. 122 с.

15. Баксанский O.E., Кучер E.H. Когнитивный образ мира Текст. / Бак-санский O.E., Кучер E.H. М.: Изд-во «Канон +». 2010. 224 с.

16. Баксанский O.E. Проблема понимания и принятия естественнонаучного объяснения природы. Научное познание и здравый смысл. Обыденные, научные и социальные репрезентации познания. LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany, 2012. 233 p.

17. Балахонская M. H. Невербальная коммуникация дошкольников с ЗПР// Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23−25 апреля 2009 года, Санкт.

18. Петербург / Под науч. ред.Н. В. Гришиной. СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. с. 3−4.

19. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5−8 лет Текст. / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45−55.

20. Баранова Э. А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников Электронный ресурс. // Электронный журнал PSYEDU.ru. 2009. № 2.

21. Бахтин М. М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского», 1963; работы 1960;х 1970;х гг. Текст. / М. М. Бахтин. М.: Русские словариЯзыки славянской культуры, 2002. 800 с.

22. Белова Е. С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач Текст./ Е. С. Белова // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 148−153.

23. Белова Е. С., Щебланова Е. И. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом Текст. / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Вопросы психологии: Научный журнал. 2010. № 6. С. 14−23.

24. Белобрыкина O.A. Взаимосвязь иерархии мотивов с позицией де-центрации личности в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе текст. / O.A. Белобрыкина // Мир науки, культуры, образования. № 6 (18). 2009 с. 236−242.

25. Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. / А. К. Белоусова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ. 2002. 360 с.

26. Белоусова А. К. Мышление в общении// Психология общения. Энциклопедический словарь Текст./ А.К. Белоусова/ Под общ. Ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр». 2011. С. 121−122.

27. Белоусова А. К. Функциональные основы совместной мыслительной деятельности Текст. / А.К. Белоусова// Когнитивное моделирование в лингвистике. Труды 11 Международной конференции: в 3-х т. Казань: Изд-во Казанск. Гос. Ун-та, 2009. № 15. Т.2. С. 125−138.

28. Белоусова А. К. Эмоциональные и вербальные оценки в мыслительной деятельности Текст. / А.К. Белоусова// Пятая Международная конференция по когнитивной науке (18−24 июня 2012 г.). Тезисы докладов: в 2 т. Калининград, 2012. Т. 1. С. 239−240.

29. Белоусова А. К., Даутов Д. Ф. Взаимовлияние партнёров в совместной мыслительной деятельности в практике обучения Текст. / А. К. Белоусова, Д. Ф. Даутов // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ. 2009. № 9. С. 117−127.

30. Белошистая A.B. Обучение в ДОУ: целенаправленный процесс или свободная совместная деятельность? Текст. / A.B. Белошистая // Психология обучения. 2012. № 5. С. 19−26.

31. Белькова А. Н. Педагогическое сопровождение развития творчества старших дошкольников в совместной деятельности Текст. / Белькова А. Н // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 11. С. 78−85.

32. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172 с.

33. Богомолова М. В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности Текст. / М. В. Богомолова: автореф. дис.канд. психол. наук. Москва. 2008. 178 с.

34. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст./ Л. И. Боживич. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 306 с.

35. Брагина Е. А. Исследование особенностей решения задач в индивидуальной и совместной деятельности Текст. / Е. А. Брагина: автореф. дис.канд. психол. наук. Ленинград. 1984. 16 с.

36. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Текст./ С. Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Изд-во «Смысл», 1997. С. 201−222.

37. Брофман В. В. Об опосредствованном решении познавательных задач Текст. /В.В. Брофман // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 30−38.

38. Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. Текст./ A.B. Брушлинский. Изд.2, доп., Изд-во «Либроком», 2010. 120 с.

39. Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Текст./ A.B. Брушлинский, В. А. Поликарпов. Минск: Изд-во Университетское. 1990.-214 с.

40. Брунер Д. С. Исследование развития познавательной деятельности Текст./ Д. С. Брунер.- М.: Педагогика, 1971. 389 с.

41. Валлон А. От действия к мысли Текст./ А.Валлон. М. 1956. 238 с.

42. Валлон А. Психическое развитие ребенка Текст./ А.Валлон. -СПб.: Питер. 2001.-208 с.

43. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство Текст./ А. Л. Венгер. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2010. 159 с.

44. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности Текст./ А. Л. Венгер // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 17−26.

45. Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста Текст./ Н. Е. Веракса, О.М. Дьяченко// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14−27.

46. Веракса Н. Е. Диагностика и развитие дошкольников (К школе готов!) Текст. / Н. Е. Веракса. М.: Изд-во: РИД ГРУПП., 2011. 80 с.

47. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Организация проектной деятельности в детском саду Текст. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 1−2.

48. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Текст. / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М: Изд-во Просвещение, 1977. 112 с.

49. Воловикова М. И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления и личности Текст. / М. И. Воловикова // Вопросы психологии. 2003. № 1. С.90−98.

50. Воронин А. Н. Ситуационные и межличностные детерминанты проявления интеллекта и креативности Текст./ А. Н. Воронин // Экспериментальная психология. 2010. № 1. С. 88−114.

51. Влодарчик P.A. Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы субъекта Текст. / P.A. Влодарчик: дис.канд. психол. Наук. Красноярск. 2008. 208 с.

52. Выготский JI.C. Мышление и речь. Текст. / JI.C. Выготский. Изд-во: ACT, 2011. 637 с.

53. Выготский Л. С. Собрание сочинений Текст./ Л. С. Выготский: В б-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

54. Гаджиев Ч. М. Организация коллективного изобретательства Текст. / Ч. М. Гаджиев // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Изд-во «Наука». 1983. С. 266−279.

55. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 143 с.

56. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов Текст. / П. Я. Гальперин. 5-е изд. М: Изд-во КДУ. 2011. 400 с.

57. Ганцева Х. Х. Совместная деятельность Текст. / Х. Х. Ганцева // Медицинский вестник Башкортостана. 2010. Т. 5. № 1. С. 76.

58. Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольника Текст. /Д.Б. Годовикова // Общение и развитие психики. М.: АПН СССР. 1986. С. 96 106.

59. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика Текст. / С. Ю. Головин. Издатели: Харвест, 2009. 976 с.

60. Гостев A.A. Психология вторичного образа в контексте проблемы взаимодействия индивидуального и группового сознания.: монография [Текст] / A.A. Гостев. Институт психологии РАН. 2007. 512 с.

61. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием Текст. / Н. И. Гуткина // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С.106−115.

62. Гринько А. А. Изменение оценки личностных качеств себя и других в процессе групповой психотерапии как формы совместной мыслительнойдеятельности Текст. / A.A. Гринько: автореф. дисс.канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ. 2010. 24 с.

63. Гуськова A.B. Роль «модели психического» при решении мыслительных задач Текст. / A.B. Гуськова // Вопросы психологии № 1. 2008. С. 26−35.

64. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений Текст. / В. В. Давыдов. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 288 с.

65. Даутов Д. Ф. Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности Текст. / Д. Ф. Даутов: дис. канд.психол.наук. Ростов-на-Дону. 2010. 205 с.

66. Деятельность и взаимоотношения дошкольников Текст. / Под ред. Репиной Т. А. М.: Педагогика. 1987. 390 с.

67. Доброва В. В. Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения Текст. /.

68. B.В. Доброва // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1. C. 39−44.

69. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности Текст. / А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, И. М. Улановская // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 6171.

70. Джакупов С. М. Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности Текст. / С. М. Джакупов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С.180−188.

71. Джакупов С. М. От смысловой теории мышления к концепции совместно-диалогической познавательной деятельности Текст. / С. М. Джакупов // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 46−55.

72. Джакупов С. М. Психология познавательной деятельности Текст. / С. М. Джакупов. Алма-Ата: Изд-во КазГУ. 1992. 195 с.

73. Дмитренко Т. А. Развитие продуктивности и креативности мышления младших школьников в условиях диалогического стиля педагогического взаимодействия Текст. / Т. А. Дмитренко: дис.канд. психол. наук. СПБ, 2008. 199 с.

74. Дубов И. Г. Активность индивида и его ориентация на группу в рамках процесса образования Электронный ресурс. / И. Г. Дубов // Психологическая наука и образование: электронный журнал 2012. № 1. www.psyedu.ru.

75. Дубовицкая Т. А., Щербакова О. И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству текст. / Т. А. Дубовицкая, О. И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 381−381.

76. Ермакова И. В., Цукерман Г. А. Типы поисковой активности учащихся в начальной и основной школе Текст. / И. В. Ермакова, Г. А. Цукерман //Вопросы психологии. 2010, № 1. С. 15−24.

77. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психология управления совместной деятельностью. Новые направления исследований Текст. / АЛ. Журавлев,.

78. Т. А. Нестик. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. 248 с.

79. Журавлев A.JI. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии Текст. / A. J1. Журавлев. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. 560 с.

80. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Управление совместной деятельностью: новые направления исследований в зарубежной психологии Текст. / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 5−15.

81. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Текст. / A.B. Запорожец / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т.1. 320 с.

82. Заречная A.A. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием Текст. / A.A. Заречная // Психологическая наука и образование. 2009. № 5. С. 25−33.

83. Зачесова И. А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога Текст. / И. А. Зачесова // Вопросы психологии. 2008. № 1. С 6676.

84. Карабанова O.A., Побережная Р. В. Психологические особенности совместной деятельности со сверстниками детей дошкольного возраста Текст. / O.A. Карабанова, Р. В. Побережная // Психолог в детском саду. 1999. № 3−4. С. 106−116.

85. Кисарчук З. Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности Текст. / З. Г. Кисарчук: диссертация. кандидата психологических наук. Киев. 1985. 179 с.

86. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-спективный анализ) Текст. / В. Е. Клочко. Томск: Томский государственный университет. 2005. 174 с.

87. Клочко В. Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии Текст. / В. Е. Клочко // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 165−178.

88. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе Текст. / Г. Р. Кобелева: автореф. дис.канд. психол. наук. Самара, 2004. 24 с.

89. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников Текст. / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 38−44.

90. Котырло В. К., Дубкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников Текст. /.

91. B.K. Котырло, T.B. Дубкевич // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 50−60.

92. Кольцова В. А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения Текст. / В. А. Кольцова // Проблема общения в психологии // Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во Наука, 1981. С. 60−78.

93. Ковалевская E.H. Феноменологические приемы организации диалога в совместной деятельности Текст. / Е. Н. Ковалевская // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 130−132.

94. Кокурина И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности Текст. / И.Г. Кокурина// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1.С. 29−40.

95. Коровкин С. Ю. Специфика функциональных обобщений при решении орудийных задач Текст. / С. Ю. Коровкин: дис.. канд. психол. наук. Москва, 2010. 223 с.

96. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе Текст. / Е. Е. Кравцова. М.: Изд-во Педагогика, 1991. 152 с.

97. Краснорядцева О. М. Чувствительность к проблемам: от исследовательских процедур к диагностике потенциала самореализации личности Текст. / О. М. Краснорядцева // Методология и история психологии. 2009. № 4. С. 73−81.

98. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Психофизиологические факторы готовности детей 6 лет к обучению в школе Текст. / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова // Физиология человека. 2012. Т. 38. № 3. С. 48.

99. Крысько В. Г. Социальная психология: курс лекций Текст. / В. Г. Крысько. М.: Изд-ва Инфра-М, «Вузовский учебник», 2012. 256 с.

100. Кудрявцева Е. А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности Текст. / Е. А. Кудрявцева // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 90−94.

101. Кузнецова О. О. Характеристика общения современных дошкольников в процессе совместной деятельности Текст. / О. О. Кузнецова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2010. Т. 24. № 4. С. 17−26.

102. Куприна Т. А. Влияние типов межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста на выбор игрового материала и игровую деятельность Текст. / Т. А. Куприна // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 72−80.

103. Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач Текст. / Г. М. Кучинский / Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. С. 92−120.

104. Кучинский Г. М. Новый подход к проблеме «мышление и общение» Текст. / Г. М. Кучинский // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 159−161.

105. Кучинский Г. М. Диалог и мышление Текст. / Г. М. Кучинский// Минск: Изд-во БГУ, 1983. 190 с.

106. Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.

107. Леонтьев А. Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251−261.

108. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб.пос.для студен.высш.учеб.завед Текст./ А. Н. Леонтьев. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 511 с.

109. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамикасмысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во Смысл, 2007. 511 с.

110. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев / Красанд, 2010. 216 с.

111. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении Текст. / М. И. Лисина. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2009. 320 с.

112. Локалова Н. П. Когнитивное развитие детей как условие преемственности дошкольного и начального школьного образования Текст. / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 109−118.

113. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды Текст. / Б. Ф. Ломов. Изд-во: МПСИ., 2011. 424с.

114. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии Текст. / А. Р. Лурия. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 320 с.

115. Люблинская A.A. Детская психология Текст. / A.A. Люблинская. М.: Изд-во Просвещение, 1971. 415 с.

116. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие Текст. / В. Я. Ляудис. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 192 с.

117. Макашина Т. Ю Партнерские отношения «ребенок взрослый» в творческой деятельности Текст. / Т. Ю Макашина // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 68−74.

118. Мартиросова Ю. В. Особенности ориентировки ребенка в ситуации расхождения интересов с партнером по общению Текст. / Ю. В. Мартиросова: дисс.канд.психол.наук. М.: 2010. 213 с.

119. Маствилискер Э. И., Дикопольская Г. Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у дошкольников Текст. / Э. И. Маствилискер, Г. Е. Дикопольская // Темперамент (системное исследование). Пермь, 1975. С. 120−137.

120. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности Текст. / Э. И. Маствилискер // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 63−70.

121. Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Изд-во: КДУ, 2009. 190 с.

122. Матюшкина A.A. Сравнительный анализ смыслообразования в индивидуальном и групповом мышлении Текст. / A.A. Матюшкина: Дис.канд. психол. наук. Москва, 2001. 153 с.

123. Майданник И. А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр Текст. / И. А. Майданник: дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997. 165 с.

124. Молостова А. Н. Психотехнический метод исследования и оптимизации мышления при решении творческих задач Текст. / А. Н. Молостова: дис. канд. психол. наук. Москва, 2010. 200 с.

125. Мясищев В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев / Под ред. A.A. Бодалева. 4-е изд. М.: МПСИ / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.400 с.

126. Найденов М. И. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду Текст. / М. И. Найденов: дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989. 239 с.

127. Новикова Е. Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых Текст. / Е. Б. Новикова // Начальная школа. 2008. № 5. С. 34−38.

128. Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Вербальная коммуникация в исследовании познавательных процессов Текст. / В. Н. Носуленко, Е. С. Самойленко // Психология общения XXI век: 10 лет развития, в 2-х томах, Том 1. М.- Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009.

129. Никишина Е. Д. Проектная деятельность потенциал развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в диаде (взрослыйребенок) Текст. / Е. Д. Никишина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 5. С. 54−55.

130. Обозов H.H. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности Текст./ H.H. Обозов / Проблема общения в психологии. Под редакцией Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 24−44.

131. Обласова О. В. Ролевые функции и условия их принятия участниками совместной мыслительной деятельности Текст. / О. В. Обласова: дис.канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 75 с.

132. Общение детей в детском саду и семье Текст. / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Изд-во Педагогика. 1990. 152 с.

133. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым Текст. / Под ред. М. И. Лисиной. М.: «Педагогика», 1985. 231 с.

134. Пантина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве Текст. / Н. С. Пантина. М.: Изд-во РОССПЭН, 1996. 272 с.

135. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей Текст. / А.-Н. Перре-Клермон: М.: Изд-во Педагогика, 1991.248 с.

136. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984. № 4. С. 13−20.

137. Петренко В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. 3-е издание. М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2010. 480 с.

138. Петренко В. Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта Текст. / В. Ф. Петренко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т 2. № 2. С.3−23.

139. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. Изд-во «Римис», 2008. 448 с.

140. Пивненко T.B. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками Текст. / Т. В. Пивненко: дисс.канд.психол.наук: Москва, 2008. 166 с.

141. Поддьяков H.H. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство Текст. / Поддьяков H.H. СПб: Изд-во «Речь», 2010. 144 с.

142. Позина М. Б. Когнитивная самооценка и объективные показатели интеллектуальной деятельности Текст. / М. Б. Позина: дисс.канд.психол.наук: Москва, 2009. 214 с.

143. Поликарпов В. А. Мышление индивида во время реплик партнера в условиях диалога Текст. / В. А. Поликарпов // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 148−153.

144. Поливанова H.H. Уровень совместности как показатель теоретичности способа решения задачи Текст. / Н. И. Поливанова // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.

145. Поливанова H.H., Ривина И. В. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе Текст. / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 100−104.

146. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода Текст. / Я.А. Пономарев// Проблема общения в психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. С.79−90.

147. Пономарев Я. А. Психология творения Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Московский психолого-социальный институтВоронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. 480 с.

148. Психология сознания Текст. / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Изд-ва Питер, 2001. 480 с.

149. Развитие общения дошкольников со сверстниками Текст. / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 211 с.

150. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: учебно-методическое пособие Текст. / Сост. И. В. Маврина. М: Изд-во МГППУ, 2004. 184 с.

151. Растянников A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. / A.B. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М: ПЕР СЭ, 2002. 320с.

152. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. М.: Изд-во Дидакт, 1992. 256 с.

153. Россохин A.B., Измагурова В. Л. Внутренний диалог и его связь с рефлексией Текст. / A.B. Россохин, В. Л. Измагурова // Вопросы психологии. № 4.2008. С. 13−23.

154. Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношении со сверстниками у детей дошкольного возраста Текст. / A.A. Рояк: авто-реф. дис.канд.психол.наук. М., 1975. 30 с.

155. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 713 с.

156. Рубинштейн С. Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 224 с.

157. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 288 с.

158. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения Текст. / В. В. Рубцов //Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 49−59.

159. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования Электронный ресурс. / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина //Электронный сборник статей PsyJournals. 2011. № 2.

160. Сарычев C.B. Социально-психологическое исследование надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях Текст. /C.B. Сарычев// Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 5−16.

161. Сафронова М. А. Структура, содержание и эффективность парного взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстником в процессе решения конструктивной задачи Текст. / М. А. Сафронова. М.: 2010. 186 с.

162. Сафронова М. А. Речь в процессе решения конструктивной задачи в парном взаимодействии у дошкольников Текст./ М.А. Сафронова// Психологическая наука и образование. 2009. № 5. С. 34−44.

163. Селиванов В. В. Личностные характеристики субъекта мышления Текст. /В.В. Селиванов // Известия Смоленского государственного университета. 2009. № 1(5). С.282−293.

164. Семенов И. Н. Проблема рефлексивной психологии решения творческих задач Текст. / И. Н. Семенов. М., 1990. 216 с.

165. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций Текст./ С. Ю. Степанов. М.: Изд-во Наука, 2000. 240 с.

166. Сергеева Н. Е. Влияние образа группы на эффективность совместной деятельности младших школьников Текст. / Н. Е. Сергеева: дисс.канд.психолог.наук: Курск, 2004. 153 с.

167. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики Текст. / В. П. Серкин. М.: Изд-во «Пчела», 2008. 384 с.

168. Серкин В. П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни. Текст./ В.П. Серкин// Мир психологии. 2009. № 4. С. 109−119.

169. Серкин В. П. Образ мира и образ жизни Текст. / В. П. Серкин. Магадан: Изд-во СМУ, 2005. 331 с.

170. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей Текст. / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. 1961. № 2. С. 97−106.

171. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Школа-Пресс, 1995. 384с.

172. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.

173. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 3. С. 15−28.

174. Смирнов С. Д. Образ мира как объект психологического исследования Текст. / С. Д. Смирнов // Теория и методология психологии: Постне-классическая парадигма/ Отв. Ред. A.JI. Журавлёв, A.B. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 157−173.

175. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношений дошкольников со сверстниками Текст. / Е. О. Смирнова, В. Г Утробина // Вопросы психоло-гии.1996. № 3. С.5−14.

176. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция Текст. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 160 с.

177. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста Текст./ С. С. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

178. Степанова Е. В. Коммуникативная готовность дошкольника кучебной деятельности Текст. / Е. В. Степанова: дисс.канд.психол.наук: Москва, 1999. 176 с.

179. Стеценко А. П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни Текст. / А. П. Стеценко. М.: ЧеРо, 2005. 256 с.

180. Субботский Е. В. Строящееся сознание Текст. / Е. В. Субботский. М.: Изд-во Смысл, 2007. 260 с.

181. Суроедова Е. А. Роль вербальных и невербальных средств смысло-передачи студентов на начальном этапе профессионального становления Текст. / Е. А. Суроедова: автореф. дисс .канд. психол. наук: Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011.24 с.

182. Сурьянинова Т. И. Социально-психологические аспекты совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст./ Т. И. Сурьянинова: автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1990. — 24 с.

183. Табунова И. Б. Специфика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста Текст. / И. Б. Табунова // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2010. Т. 24. № 4. С. 32−41.

184. Тамерьян Т. Ю. Модель мира в языке: проблемы двуязычного пространства Текст. / Т.Ю. Тамерьян/ Под ред. Ю. Д. Каражаева, Сев.-Осет. Гос. ун-т. Изд. 2-е. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. 217 с.

185. Терехин В. А. Совместная деятельность на разных этапах онтогенеза: учебное пособие Текст. / В. А. Терехин. Ростов-на-Дону, 2010. 108 с.

186. Тестирование детей Текст. / Автор-составитель В. Богомолов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. 352 с.

187. Тепина М. Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению Текст. / М. Н. Тепина: дисс.канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 174 с.

188. Тихомиров O.K. Психология мышления: учеб, пособие для студ. высш. Учеб. заведений Текст. / O.K. Тихомиров. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.

189. Тихомиров О. К. Лекции по психологии Текст. / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Юрайт, 2008. 589 с.

190. Улановская И. М. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы Текст. / И. М. Улановская // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 116−123.

191. Филиппова Е. В., Пивненко Т. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении Текст. / Е. В. Филиппова, Т. В. Пивненко // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 80−88.

192. Харшиладзе М. И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности Текст. / М.И. Харшиладзе//Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 144−149.

193. Хащенко Т. Г. Психологические особенности включения личности во взаимодействия при совместном решении мыслительных задач Текст. / Т. Г. Хащенко: автореф. дис.канд. псих. наук. М., 1989. 20 с.

194. Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция Текст. / В. M Холмогорова, Е. О. Смирнова. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 158 с.

195. Хохлачёва И. В., Смирнова Е. О. Родительская позиция и отношение дошкольников к сверстникам Текст. / И. В. Хохлачёва, Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 57 70.

196. Хохлачёва И. В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками Текст. / И. В. Хохлачёва: дисс.канд.психол.наук. М., 2010. 155 с.

197. Хузеева Г. Р. Влияние познавательной активности на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста Электронный ресурс. / Г. Р. Хузеева // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. N 4(6). URL: http://psystudy.ru.

198. Хусаинова Н. Р. Личностная обусловленность типов смыслообразования при решении мыслительной задачи Текст. / Н. Р. Хусаинова: дис.канд. псих. наук. М., 1989. 207с.

199. Царёва Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений Текст. / Я. В. Царёва // Человек и образование. 2009. № З.С. 131−135.

200. Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения Текст. / Е. В. Цуканова. Киев.: Издательское объединение «Вища школа», 1985. 160 с.

201. Цуканова Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности Текст. / Е. В. Цуканова // Проблема общения. М., 1979. С.148−168.

202. Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности Текст./ Г. А. Цукерман// Вопросы психологии. 1990. № 1. С.41−49.

203. Чернецов A.A. Возрастная динамика когнитивных стратегий процесса понимания вербального и образного семантического материала Текст. / A.A. Чернецов// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 144−149.

204. Чернышов A.C., Крикунов A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива Текст. / A.C. Чернышов, A.C. Крикунов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 164с.

205. Чернышев A.C., Корнев A.B., Еремина А. Н. Моделирование совместной деятельности в исследовании социально-психологических явлений Текст./ Чернышев A.C., Корнев A.B., Еремина А. Н. // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 78−81.

206. Чудова Н. В. К вопросу об операционализации понятия «картина мира» Текст. / Н. В. Чудова // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов: (18−24 июня 2012 г.) Калининград, 2012. С. 815−816.

207. Чулкова A.B. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие Текст. / A.B. Чулкова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008. 220с.

208. Шалонько Е. Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте Текст. / Е. Б. Шалонько: дисс.канд.психол.наук. Новосибирск, 2009. 164 с.

209. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития Текст. / Й. Шванцара. Прага: АВИЦЕНУМ, 1978. 177с.

210. Шумакова Н. Б. Вопрос в структуре познавательной активности Текст. / Н. Б. Шумакова: дисс.канд.психол.наук. М., 1985. 238 с.

211. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в вопросах в разные возрастные периоды Текст. / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 53 -60.

212. Шумакова Н. Б. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема Текст. / Н.Б. Шумакова/ Другое детство: сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. С.26−38.

213. Щербо Н. П. Взаимные оценки партнеров как личностный фактор диалогического мышления Текст. / Н. П. Щербо: автореф.дисс.канд. психол. наук. М., 1987. 21 с.

214. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пос. для студентов учреждений высшего профессионального образования Текст. / Д. Б. Эльконин. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 384 с.

215. Юшков А. Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе Текст. / А. Н. Юшков: дис. канд. психол. наук: Красноярск, 1997. 148 с.

216. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности Текст. / Я. Яноушек// Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 57 65.

217. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности Текст. / Я. Яноушек// Проблема общения в психологии/ под редакцией Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 168−177.

218. Ярошевский М. Г. Социально-психологические аспекты руководства научным коллективом Текст. / М.Г. Ярошевский// Проблемы руководства научным коллективом / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1982. С. 13−49.

219. Belousova A. The age differences in the style of thinking development Текст. / A. Belousova// The 12th European Congress of Psychology Istanbul July 04−08, 2011. Poster Abstracts. 343 p.

220. Dodonova Y., Tikhomirova T. Dynamics of Intelligence Test Scores and Educational Environment Текст. / Y. Dodonova, T. Tikhomirova // International Society for Intelligence Research: Program. Alexandria, 2010. 36 p.

221. Esteban Dolya & Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3−7 Текст. / Esteban, Dolya & Veraksa Key to Learning // Revista de Psicologia у Educacion. 2011. Volume 11. № 2.

222. Veraksa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective Текст. / Veraksa N., van Oers B. // International Journal of Early Years Education. 2011. № 1. PP.5−18.

223. Johnson D.W., Johnson P. Learning, competition and individualizations Текст. / D.W. Johnson, P. Johnson. Englewood Cliffs, 1975. 149 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой