Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное положение явилось поворотным методологическим пунктом в определении стратегии исследования и формирования молодежного лидерства, объединившей в одно целое социальную одаренность, малую группу как субъекта деятельности и общения, развивающие социальные среды и социальное обучение, которое обеспечивает формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Группа как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия
    • 1. 2. Проблемы взаимодействия индивидов и группы
    • 1. 3. Лидерство как актуализация субъектности индивидов в совместной деятельности группы.'
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСТВА НА ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Проблема исследования
    • 2. 2. Программа исследования
      • 2. 2. 1. Методики исследования
      • 2. 2. 2. Эмпирическая база исследования
    • 2. 3. Лидерство как фактор субъектности группы в совместной деятельности
    • 2. 4. Специфические особенности восприятия группы лидерами разной направленности как предпосылок воздействия на группу
      • 2. 4. 1. Восприятие отдельных параметров социально-психологической структуры группы
      • 2. 4. 2. Восприятие группы в целом лидерами разной направленности
    • 2. 5. Социально-психологические механизмы влияния лидеров на группу
      • 2. 5. 1. Оценка эффективности лидерства в групповом сознании
      • 2. 5. 2. Восприятие учебной группой лидеров разной направленности
      • 2. 5. 3. Социально-психологические аспекты жизнедеятельности группы, наиболее чувствительные к воздействию лидеров
      • 2. 5. 4. Количественная и качественная оценка уровня состояния субъектности учебных групп в зависимости от уровня актуализации лидерства в данных группах
    • 2. 6. Социально-психологические подходы к оптимизации взаимодействия лидеров и группы
      • 2. 6. 1. Психолого-педагогические основы обучения лидеров организаторской деятельности
      • 2. 6. 2. Технологии комплектования групп на основе лидерства

Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования современного образования значительную роль призваны играть различные социальные институты, среди которых наиболее значимыми являются учебные и молодежные группы как субъекты совместной деятельности, общения и отношений, лидеры разного уровня и направленности.

Причиной обращения к проблеме лидерства в повышении эффективности функционирования учебных групп послужила наблюдаемая в настоящее время тенденция усложнения деятельности и увеличения проблемного поля учебных групп, ведущая к возникновению напряженных ситуаций совместной деятельности (Л.И. Анцыферова, 1999; СВ. Сарычев, 2000; A.C. Чернышев, 1992), решение которых возможно с помощью молодежных лидеров.

Важность изучения лидерства обусловливается возможностями его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство создает также социально-психологические условия, способствующие успешной социализации личности (АС. Макаренко, 1980; Б. Д. Парыгин, 1971; Л. И. Уманский, 2001; A.C. Чернышев, 2005; Т. В. Бендас, 2000). Еще большее воздействие лидерство оказывает на группу. Так, многие исследователи рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы и успешности ее деятельности (Р.Л. Кричевский, 2001; Л. И. Уманский, 1963; А. Н. Лутошкин, 1988; Р. Shambaugh, 1981; А. Наге, 1963).

Категория детей, способных вести за собою сверстников, несмотря на терминологические различия в названии, — лидеры, вожаки, актив, организаторы, социально одаренные, — вызывает повышенный интерес педагогов и психологов в связи с решением проблем личности, деятельности и общения.

Е.А. Аркин, 1927; В. М. Бехтерев, 1994; П. П. Блонский, 1964; A.C. Залужный, 1930; С. О. Лозинский, 1926).

Исследователи тех лет отмечали большую роль социально одаренных детей в жизни детского сообщества. Видный педагог, профессор Е. А. Аркин, отмечал, что дети-вожаки иногда способны задавать тон всей жизни в большей степени, чем дидактический материал и даже педагогический персонал [11]. A.C. Залужный на основе исследования совместной деятельности детей и уровня организованности групп пришел к выводу о наличии вожаков, организаторов и дезорганизаторов даже у детей-дошкольников [49].

В классическом формирующем эксперименте A.C. Макаренко теоретические положения об организаторской деятельности и личности способного организатора органично объединились с технологиями проектирования личности воспитанника в рамках сводных отрядов. A.C. Макаренко относил к особенностям личности успешного организатора ум, рассудительность, предприимчивость, умение прекрасно рассчитать работу, расставить людей, найти какие-то новые способы, новые ухватки, смелость и сдержанность, «способность видеть каждого хлопца» и т. д. [81].

В дальнейшем проблема вожачества теряет свою актуальность и возрождается в 1960;е годы благодаря бурному развитию российской социальной психологии, использованию идей системного подхода Б. Ф. Ломова [72], принципов акмеологического развития человека A.A. Бодалева [17] и приме* нения экспериментального метода. В этой связи следует сослаться на работы A.C. Косарева и Л. И. Уманского [60], A.C. Чернышева [136], А. Н. Лутошкина [79] и др. Л. И. Уманский и его ученики изучали организаторские способности и их развитие у подростков и юношей с позиций системного подхода в рамках малых групп в условиях многоплановой совместной деятельности и общения в экспериментально созданной развивающей социальной среде — социуме, отличающемся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [122].

Данное положение явилось поворотным методологическим пунктом в определении стратегии исследования и формирования молодежного лидерства, объединившей в одно целое социальную одаренность, малую группу как субъекта деятельности и общения, развивающие социальные среды и социальное обучение, которое обеспечивает формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей (Л.И. Уманский, 1975; A.C. Чернышев, 1980; A.C. Крикунов, 1991; М. И. Рожков, 2002). В итоге определилась тенденция разработки теории и технологий проектирования социальных сред, обладающих большими воспитательными возможностями.

В настоящее время в условиях социального расслоения общества, неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства, наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Потенциал развивающих сред раскрывается через введение социального обучения как наиболее оптимальной формы психологической помощи молодежи. В итоге в качестве системообразующего фактора выступает развивающая социальная среда (социальный оазис) и адекватная ее возможностям новая оптимальная форма психологической помощи — социальное обучение.

Таким образом, такой подход определяет содержание помощи молодежи как оптимизацию ее жизнедеятельности посредством создания развивающих социальных сред. Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях C. J1. Рубинштейна [108], JI.C. Выготского [24], Б. Ф. Ломова [73], Л. И. Уманского [123], А. Л. Журавлева [43], В. В. Рубцова [110], В. И. Панова [96], A.B. Брушлинского [19], Е. В. Шороховой [146] и др. Весьма современными и плодотворными представляются идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как ос6 новном средстве «духовного оздоровления человечества» [130]. На основе вышесказанного были сформулированы гипотезы социально-психологической помощи учащейся социально одаренной молодежи в личностном развитии в рамках формирующего эксперимента в масштабах региона.

Важность изучения лидерства обусловливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство создает также социально-психологические условия, способствующие успешной социализации личности (АС. Макаренко, 1980; Б. Д. Парыгин, 1971; Л. И. Уманский, 2001; А. С. Чернышев, 1998; Т. В. Бендас, 2000). Еще большее воздействие лидерство оказывает на группу. Так многие исследователи рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы в целом (Р.Л. Кричевский, 2001; Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, 1975; A. Hare, 1963).

Социальная психология накопила богатый эмпирический и теоретический материал, посвященный лидерству, изучены многие его аспекты. В то же время проведенный нами теоретический анализ концепций лидерства в социальной психологии показывает, что некоторые вопросы требуют дальнейшей проработки и более детального рассмотрения: традиционные подходы к исследованию лидерства не дают полных представлений о влиянии социально-психологической зрелости (в первую очередь — организованности группы) на лидерство и его эффективность.

Причиной обращения к проблеме эффективности лидерства в напряженных ситуациях совместной деятельности (СД) послужила наблюдаемая в настоящее время тенденция усложнения деятельности и увеличения проблемного поля учебных групп, ведущая к возникновению напряженных ситуаций СД (Л.И. Анцыферова, 1999; К. М. Гайдар, 1993; C.B. Сарычев, A.C. Чернышев, 2005), решение которых возможно с помощью эффективного лидерства.

Актуальность темы

наличие нерешенных теоретических и практических вопросов по проблеме взаимодействия лидерства и группы обусловили выбор предмета и объекта исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотезы.

В этой связи целью исследования стало определение социально-психологических детерминант влияния лидерства на становление учебной группы как субъекта совместной деятельности.

Объект исследования — лидерство в учебных группах.

Предмет исследования — социально-психологические детерминанты влияния лидерства на становление субъектности учебной группы.

Общей гипотезой исследования является утверждение о том, что лидерство как социально-психологическое явление в учебной группе может выступать фактором формирования социально-психологической зрелости группы через инициативное включение лидеров в совместную деятельность.

Частные гипотезы:

• оптимальным вариантом влияния лидеров выступает структура лидерства, включающая лидеров разных типов;

• дифференциация включенности лидеров в различные виды совместной деятельности опосредует их избирательное воздействие на отдельные параметры социально-психологической структуры группы;

• многообразие (веер) совместной деятельности является важнейшим условием влияния лидеров на формирование учебной группы как субъекта совместной деятельности.

Проверка гипотезы исследования и достижение цели исследования предполагает решение следующих задач исследования:

1) провести анализ теоретико-методологических подходов к феномену лидерства в малых группах;

2) разработать программу исследования по изучению детерминант влияния лидерства на становление субъектности учебной группы;

3) выявить социально-психологические факторы влияния лидерства на группу;

4) разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации взаимодействия лидеров и группы.

Методологической основой работы является теория индивидуального и группового субъекта, разработанная российскими учеными C.JI. Рубинштейном, A.B. Брушлинским, К. А. Абульхановой,.

A.JI. Журавлевым, А. Б. Купрейченко, K.M. Гайдарсистемный подход и идеи системной детерминации, предложенные Б. Ф. Ломовымдеятельностный подход в социальной психологии малых групп (А.И. Донцов, A.B. Петровский, Л. И. Уманский, A.C. Чернышев, А. Л. Журавлев и др.).

Теоретической основой исследования являются работы по руководству и лидерству Б. Д. Парыгина, Л. И. Уманского, А. Н. Лутошкина,.

Р.Л. Кричевского, Т. В. Бендас, Н. В. Поддубного, Д. В. Беспалова,.

И.Н. Логвинова и др.

На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы, диагностические методы сбора фактического материала, элементы лабораторного эксперимента, методы статистической обработки данных.

В исследовании использовались следующие психологические методики: опросники — «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» (Л.И. Уманский, A.C. Чернышев и др., 1972) — «Карта-схема оценки личности школьника-организатора» (Л.И. Уманский, А. Н. Лутошкин и др., 1975) — приборы-модели совместной деятельности — «Арка» и ГСИ-7 со «Стрессором» (A.C. Чернышев, 2005).

Научная новизна исследования состоит в разработке эмпирического и экспериментального подходов с использованием методов моделирования к изучению проблемы воздействия лидерства и лидеров на становление группы как субъекта совместной деятельности.

Определены социально-психологические детерминанты влияния лидеров на формирование уровня социально-психологической зрелости учебной группы, включающие структурные особенности лидерстваспецифические особенности отражения лидеров разной направленности в групповом сознании и дифференцированное воздействие лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группытендерные и возрастные особенности влияния лидерства.

Теоретическая значимость заключается в реализации субъектного и системного подходов при изучении проблемы взаимодействия лидеров и группы, что позволило получить эмпирически обоснованные данные, представляющие интерес для теории индивидуального и группового субъектов, а также для уточнения параметрической концепции групп и коллективов Л. И. Уманского, A.C. Чернышева, А. Н. Лутошкина и др.

Выявленные социально-психологические механизмы влияния лидеров на становление группового субъекта представляются полезными для построения теории лидерства.

Практическая значимость работы определяется тем, что предложен методический блок, позволяющий определить социально-психологические детерминанты воздействия лидеров на формирование социально-психологической зрелости группыразработаны психолого-педагогические рекомендации по оптимизации взаимодействия лидеров и группы в условиях совместной деятельности, которые были использованы в работе классных руководителей и воспитателей образовательных учреждений в Курских школах и школах Омана.

Достоверность и надежность данных исследования обеспечивается соответствием теоретических основы эмпирически результатам исследования, репрезентативностью изучаемой выборки, использованием валидного психологического инструментария, применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень социально-психологической зрелости учебной группы как комплексная основа ее субъектности в совместной деятельности детерминируется структурой лидерства в группе, включающей положительных, отрицательных лидеров и лидеров смешанного типа.

2. В качестве ведущего социально-психологического механизма воздействия лидеров на группу, выступают:

— специфический образ группы в сознании лидеров, детерминированный типом направленности лидеров (положительной, отрицательной, смешанной);

— дифференцированный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании;

— оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности.

3. Избирательное воздействие лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группы опосредуется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности (учебной, спортивной, художественной, трудовой и т. д.).

4. Тендерные особенности воздействия лидеров на группу проявляются в более критичном подходе к жизнедеятельности группы у девочек и более оптимистичном у юношей.

5. В старших классах происходит изменение в структуре лидерства: значительно преобладают лидеры положительной направленности, возрастает число лидеров-юношейпроисходит «сближение» образов группы в сознании лидеров разной направленности.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 155 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 5 таблиц, 6 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В ходе исследования проблемы лидерства учебных групп были выявлены сложные социально-психологические механизмы взаимодействия лидеров и группы, роль феномена лидерства в жизнедеятельности учебных групп, что можно представить в следующих выводах:

1. Феномен «лидерства» является органичной подструктурой социальной психологии группы, влияющей на эффективность совместной деятельности.

2. Лидерство в учебных группах имеет структурную природу, включающую разные типы направленности лидеров: положительных, отрицательных, лидеров смешанного типа.

3. Уровень социально-психологической зрелости групп детерминируется не влиянием отдельных лидеров, а состоянием взаимодействия в структуре лидерства лидеров разной направленности лидирования.

4. Потенциальные основы влияния лидеров на совместную активность группы — образ группы в целом и отдельных сфер ее жизнедеятельности, — имеют специфические особенности у лидеров разной направленности.

5. Группа дифференцирует особенности эффективности и характера воздействия на ее жизнедеятельность лидеров разной направленности, что в итоге стимулирует повышение роли группового сознания в групповой саморефлексии.

6. Динамика структуры лидерства опосредована возрастными и тендерными особенностями лидеров и имеет тенденцию к достижению оптимального варианта в период достижения индивидами юношеского возраста.

7. Лидеры разной направленности наиболее эффективно воздействуют на те сферы жизнедеятельности группы, которые соответствуют характеру их направленности, так что группа подвергается давлению лидеров по разным, в том числе и по полярным «чувствительным» психологическим сферам.

8. Группы с оптимальной структурой лидерства приобретают высокий уровень социально-психологической зрелости и успешно выполняют совместную деятельность.

9. Расширение сфер совместной деятельности группы, включение групп в развивающие социальные среды и обучение лидеров правилам организаторской работы обеспечивают условие для становления оптимальной структуры лидерства и его позитивного влияния на становление группового субъекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Субъект — символ российской самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — С. 10−27.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  3. Л.И. Групповое волевое усилие и личность лидера-организатора // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. -Курск, 1972.-С. 46−52.
  4. Г. В. Проблема сознания в психологии (отечественная платформа). Самара, 2002.
  5. Аль Гафри, С. Психологические особенности лидерства и руководства в детских группах // Труды 3-й международной конференции «Лидерство и гражданское общество» / под ред. Л. А. Герасимовой. СПб: СПбГУ-ИТМО, 2008.-С. 107−111.
  6. Аль Гафри, С. Россия в восприятии арабского мира: мифы и реальность" (на арабском языке) // Сборник статей оманских и российских авторов на тему толерантности. — Оман, 2010. — С. 6−11.
  7. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  8. Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: Дисс.. канд. психол. наук. Курск, 1995.
  9. Ю.Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн., 1999, т. 20, № 1, с. 6−19.
  10. П.Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива // Новая Москва. — 1927.-№ 3.-С. 23−24.
  11. T.B. Тендерная психология лидерства. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
  12. Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей): Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2005.
  13. Н.Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  14. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  15. Д.Б., Шадриков В. Д., Брушлинский A.B. и др. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.
  16. A.A. Личность и общение. — М., 1983.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  18. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М. 1995. — С. 28−41.
  19. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж, 1996.
  20. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.
  21. М.И. Представления русских о нравственном идеале. — М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2004.
  22. М.И., Борисова A.M., Тихомирова С.В.Психология и праздник: Праздник в жизни человека. -М.: ПЕР СЭ, 2003.
  23. Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 тт. -Т.З.-М., 1983.
  24. K.M. Социально-психологические аспекты группы как субъекта деятельности, общения и отношений: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1993.
  25. H.A. Роль направленности группы в личностном развитии (на примере молодежных групп): Автореф дис.. канд. психол. наук. -Курск, 2005.
  26. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  27. М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффективность решения интеллектуальных задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2006.
  28. Ф.Д. Групповая психология // Материалы симпозиума «человек-машина». -М.: НТОРЭС им. Попова, 1968. С. 3−7.
  29. В.А. Некоторые социально-психологические аспекты устойчивости межличностных отношений в контактных группах школьников // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск, 1976. -С. 65−71.
  30. H.H., Сарычев C.B., Чернышев A.C. и др. Программа изучения уровня развития школьного класса как коллектива и состояния лидерства в нем (для обследования 6−11 классов). Учебно-методическое пособие. Курск, 1996.
  31. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Дисс. канд. психол. наук. Курск, 2000.
  32. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. A.JI. Журавлева. М., 1996.
  33. А.И. Психология коллектива. -М., 1984.103
  34. И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е. и др. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. -М., 1996.
  35. Е.И., Крикунов A.C., Лутошкин А. Н. и др. Изучение групп школьников в условиях естественного эксперимента (спортивно-туристская эстафета) // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. -Курск, 1972.-С. 18−25.
  36. С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности: Дис.. канд. психол. наук. -Курск, 1994.
  37. Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя. Дис.канд. психол. наук. Л., 1975.
  38. Н.С. Лидерство в малых группах. Дис.канд. психол. наук.-Л., 1969.*
  39. А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журнал. 2009. — Т. 30. — № 5. — С. 72−80.
  40. А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М., 2001.
  41. А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психол. журнал. 1988. — Т.9. — № 6. — С. 53−64.
  42. А.Л. Системное развитие психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.-С. 126−129.
  43. А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журнал. 1998. — Т. 19. — № 3. -С. 3−16.
  44. А.Л., Купрейчекно А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
  45. Н.В. Особенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении: Дис.. канд. психол. наук. — Курск, 1999.
  46. В.П. Методика функционального моделирования совместной деятельности // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. — С. 17−28.
  47. П.М. Принципы организации. -М., 1968
  48. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. — М.: Высшая школа, 1972.
  49. Я. Л. Социальная психология классного класса. — Минск, 2003.
  50. Комплексная программа Минобразования России «Помощь» / Редактор составитель A.A. Тюков. — М., 1995.57."Комсорг" — шаг в новый век / Под ред. A.C. Чернышева, С. П. Марковой. Курск, 2003.
  51. A.B. Разработка методов и средств диагностики и прогнозирования организованности группы в совместной деятельности: Дисс. канд. техн. наук. Курск, 1994.
  52. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива (Проблемы общей методики воспитательного процесса). М.: Педагогика, 1974. -280 с.
  53. A.C., Уманский Л. И. Условия и пути развития организаторских способностей школьников // Советская педагогика. № 11. — 1963. -С. 17−28.
  54. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 102−103.
  55. C.B., Достанова М. Н., Кнорре Е. Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.
  56. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.
  57. Н.К. Педагогические сочинения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  58. А.Н. К проблеме межгруппового общения: постановка проблемы и, возможные пути исследования // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975.-С. 22—31.
  59. Е.С. Основы социальной психологии. JL, 1967.
  60. А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. -М., 1971.
  61. Д.И. Воспитание самодеятельности пионеров младшего возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  62. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии.-№ 9. 1972.
  63. И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
  64. С.О. О детях-вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. — Харьков, 1926. С. 9.
  65. Л омов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
  66. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психол. журн.- 1980.-Т.1.-№ 6.-С. 8−21.
  67. Ю.А. Лидерство как фактор детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. — М.: ИП РАН, 1996. — С. 82−86.
  68. Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. — М.: Институт психологии РАН, 1995.-С. 138−153.
  69. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дис.. канд. психол. наук.-Курск, 1991.
  70. Ю.А., Кошкина Т. А. Центру подготовки молодежных лидеров-30 лет//Психол. журнал. 1991. — Т. 12.-№ 6.-С. 179.
  71. Ю.А., Чернышев A.C. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. Курск, 1999.
  72. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М., 1988.
  73. A.C. Собр. соч. Т.1. — М., 1980.
  74. A.C. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Собр. соч. Т.5. — М., 1980.
  75. Н.Ф. Исследование роли малых групп в организованном коллективе подростков: Автореф. канд. дис. Л., 1969. — С. 16.
  76. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. — М., 1990.
  77. Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. Т.З. — Вып.2. — М., 1997.
  78. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., 1977.
  79. С. Эксперимент в социальной психологии. СПб, 2000.
  80. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. -М., 1975.
  81. Мониторинг. Изучение школ здоровья. Состояние образовательной системы / Под ред. А. Н. Майорова. М. — СПб., 1995.
  82. A.C. Опыт экспериментального исследования эмоционально-оценочного отношения к своей группе // Социально-психологические аспекты общественной активности личности коллектива школьников и студентов. — Ярославль, 1975. С. 48−61.
  83. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988.
  84. H.A. Эмпирическое изучение влияния группового самосознания на самосознание учащихся подросткового возраста // Актуальные вопросы медицинской науки. Сборник научных трудов. — Курск, 1997. -С. 720−724.
  85. В.Н. Формирование организаторских умений и навыков школьников. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1963.
  86. H.H. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология исследования по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. — JL, 1974 — С. 111−121:
  87. Одаренность: рабочая концепция одаренности // Материалы I Международной конференции: Ежегодник Российского психологического общества. Т. 8. — Вып. 1. — Самара, М., 2000. — С. 456−483.
  88. Отдых и развитие детей и подростков сегодня: Метод, пособие / Ред. A.B. Кухарук, Д. В. Сергеев, М. Е. Николаев. М., 1995.
  89. В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 18−27.
  90. А.И. Психологические исследования проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1975.
  91. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  92. JI.A. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1985.
  93. ЮО.Петровский A.B. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективах // Вопр. психол., 1976, № 3, с. 16−25.
  94. A.B. Психология в России. XX век. М., 2000.
  95. К.К. О процессе самоукрепления коллектива. // Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой и др. — М., 1975. — С. 87−96.
  96. В.Я. Экспериментальное исследование деятельности контактных групп школьников в напряженных условиях. // Вопросы коллектива школьников и студентов. Т.12 (105). — Курск, 1972. — С.81−99.
  97. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1997.
  98. Юб.Рабочая концепция одаренности / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1998.
  99. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М., 2002.
  100. С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
  101. С.Л. Проблемы общей психологии. -М>, 1976.
  102. Ю.Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996.111 .Русалинова A.A. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.
  103. C.B., Чернышев A.C. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. -Курск, 2000.
  104. ПЗ.Сазонова Н. П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старшего школьника: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
  105. Н.Совместная деятельность: методология, теория, практика / Отв. ред. A.JI. Журавлев и др. -М.: Наука, 1988.
  106. С.Н. Дети-вожаки в детских домах г. Одессы // Детский коллектив и ребенок. — Киев: Книгоспилка, 1926.
  107. Пб.Терехин В. А. Аппаратурные методы исследования совместимости и срабатываемости людей: Дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1984.
  108. Е.И. Некоторые итоги экспериментального изучения мотивации групповой деятельности школьников // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск, 1972. — С. 59−80.
  109. A.A. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. Новосибирск, 1987.-С. 48−60.
  110. Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома, 2001.
  111. Л.И. Опыт изучения организаторских способностей учащихся // Вопросы психологии. № 1. — 1963. — С. 21−33.
  112. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975. — С. 77−87.
  113. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.-М., 1980.
  114. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. М.: Молодая гвардия, 1975.
  115. Л.И., Френкель И. А., Чернышев A.C. и др. К проблемелидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьноников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск, 1972. — С. 5−17.
  116. Л.И., Чернышев A.C., Тарасов Б. В. Групповой сенсомо-торный интегратор // Вопросы психологии. № 1. — 1969. — С. 128−130.
  117. Д.И. Психология взросления (Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности). — М. Воронеж, 1994.
  118. Формирование личности в старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.
  119. В. Человек в поисках смысла. М., 1980.
  120. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  121. Э. Психоанализ и этика. М., 1992.
  122. A.C. Лабораторный эксперимент в исследовании социально-психологических аспектов организованности коллектива // Психол. журн. Т.1. — № 4. — 1980.- С. 84−94.
  123. A.C. Социально-психологическая помощь детям, проживающим в регионах Чернобыльского следа // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. № 1. -1998.-С. 13−15.
  124. A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов). Дис. докт. психол. наук. -М., 1980.
  125. A.C. Теоретические аспекты социально-психологической помощи группам старшеклассников в условиях депривации // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. — Киев, 1992.-С. 209−210.
  126. A.C., Белянский Ю. В., Сарычев C.B. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994.
  127. A.C., Крикунов A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива. — Воронеж, 1991.
  128. A.C., Лунев Ю. А., Сарычев C.B. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. — М.: Изд-во «ИП РАН», 2005.
  129. A.C., Лунев Ю. А., Сарычев C.B. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. -М., 1990. С.38−46.
  130. A.C., Полонский И. С., Корнев A.B. Проблемы развития лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях на базе ЭВМ. // Психол. журн. Т.9. -№ 2. — 1988. — С. 138−143.
  131. A.C., Сарычев C.B., Лунев Ю. А., Лобков Ю. Л. Психологическая школа молодежных лидеров — М., 2005.
  132. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.143 .Шанин Е. А. «Комсорг» моя звезда. — Курск, 2001.
  133. A.B. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и оказание им психологической помощи // Психологическое обозрение. № 1 (2). — 1996. — С.58−62.
  134. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. -М., 1985.
  135. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 5−28.
  136. Л. Каждый был личностью (К итогам советско-американского эксперимента) // Курская правда. 1990. — 20 сентября.
  137. Е.В. К исследованию референтных отношений в группе // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1977. — С. 286−287.
  138. Argyle М., Furnham A., Graham J.A. Social Situations. L., 1981.
  139. Chernyshev A.S., Lunev Y.A. Working with the Chernobyl children // Bridges: A New Journal For North European Teachers. Vol. 3. № 1. 1995. -P. 25−26.151 .Moscovici S. Social Change and Social Influence. L.: Academic Press, 1976.
  140. Sherif M. Group conflict and co-operation: their social psychology. -L.: Routledge & K. Paul, 1967. -192 p.
  141. Tajfel H. Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge, 1981.
  142. The Psychology of Social Situations / Ed. A. Furnham, M. Argyle. -Oxford, 1981.
  143. Hare A.P. Handbook of Small Group Research. N.Y., 1963. — P. 8−9.
Заполнить форму текущей работой