Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую актуальность в настоящее время получила практическая проблема усыновления, тесно связанная с вопросами обратимости последствий депривации. Несовершенство системы усыновления приводит к тому, что в большинстве случаев усыновителям приходится иметь дело с последствиями воспитания в домах ребенка. И 'первое, что интересует любого усыновителя, это i вопрос о том, что же нарушается у ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Уровневая модель эмоциональной регуляции
    • 1. 1. Общее описание уровневой модели эмоциональной регуляции
    • 1. 2. Развитее эмоциональной регуляции в онтогенезе
    • 1. 3. Уровневый подход к патологии эмоциональной системы
  • Глава 2. Развитие системы эмоциональной регуляции в условиях депривации
    • 2. 1. Уровень оценки интенсивности средовых воздействий
    • 2. 2. Уровень аффективных стереотипов
    • 2. 3. Уровень экспансии
    • 2. 4. Уровень аффективной коммуникации
    • 2. 5. Символический уровень эмоциональной регуляции
  • Глава 3. Проблема обратимости депривационных нарушений и возможности 48 компенсации
    • 3. 1. Различные подходы к проблеме обратимости последствий депривации
    • 3. 2. Пути спонтанной компенсации в условиях депривации
    • 3. 3. Развитие коммуникации между сверстниками
  • Глава 4. Экспериментальное, исследование развития эмоциональной регуляции у 61 воспитанников дома ребенка
    • 4. 1. Цель и задачи исследования
    • 4. 2. Методическая схема исследования
    • 43. Характеристика исследуемых детей и условий их жизни
  • Глава 5. Феномены аффективных нарушений у воспитанников дома ребенка
    • 5. 1. Нарушения, возникающие на первом году жизни
    • 5. 2. Нарушения, выявляемые в период кризиса одного года
    • 5. 3. Компенсаторные образования, возникающие в период кризиса одного года
    • 5. 4. Варианты декомпенсаций эмоционального развития в период кризиса 1 года
    • 5. 5. Разрешение кризиса 1 года и дальнейшее развитие
    • 5. 6. Кризис трех лет
    • 5. 7. Компенсаторные образования, возникающие в период кризиса 3 лет
  • Глава 6. Варианты нарушений развития эмоциональной регуляции
    • 6. 1. Качественное описание вариантов развития эмоциональной регуляции
    • 6. 2. Сравнительный анализ вариантов развития
    • 6. 3. Влияние воспитательного стиля на развития эмоциональной регуляции
  • Глава 7. Обсуждение результатов
    • 7. 1. Особенности развития на первом году жизни, подготавливающие кризис 1 года
    • 7. 2. Влияние отсутствия целостной привязанности к взрослому на протекание кризиса 1 143 года
    • 7. 3. Формирование замещающей привязанности к группе и преодоление кризиса одного 145 года
    • 7. 4. Кризис трех лет: нарушение автономизации системы эмоциональной регуляции
    • 7. 5. Нарушения развития символической функции и явления искажения эмоционального 150 опыта
    • 7. 6. Агрессивность и трудности контроля поведения
    • 7. 7. Проблема обратимости депривационных нарушений и вопросы усыновления
    • 7. 8. Условия воспитания в детском учреждении как дополнительный фактор депривации. 159 7.9.0бщая характеристика развития эмоциональной регуляции
  • Выводы

Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Изучение развития ребенка в условиях психической и, прежде всего, эмоциональной депривации является одной из актуальных проблем психологии со времен описания Спитцем феномена госпитализма. Проблемам психической депривации посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей. При этом многие вопросы, связанные с воспитанием детей в детских учреждениях, и, в особенности, вопросы, связанные с усыновлением, остаются на сегодняшний день открытыми. Центральной проблемой в изучении последствий депривации на сегодняшний день остается вопрос обратимости депривационных нарушений.

В настоящее время в России число сирот, находящихся на попечении государства, превышает полмиллиона. Только в Москве ежедневно регистрируется 3−4 случая отказа от новорожденных. При этом дети-сироты в нашей стране в основном воспитываются в условиях закрытых, детских учреждений, что связано с несовершенством системы усыновления и помещения детей во временные семьи. Если для зарубежных исследователей в настоящее время изучениедепривации в детских учреждениях в определенной степени утратило свою практическую значимость и акцент смещен на изучение явлений скрытой депривации внутри семьи, то для нас данная тема по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Особую актуальность в настоящее время получила практическая проблема усыновления, тесно связанная с вопросами обратимости последствий депривации. Несовершенство системы усыновления приводит к тому, что в большинстве случаев усыновителям приходится иметь дело с последствиями воспитания в домах ребенка. И 'первое, что интересует любого усыновителя, это i вопрос о том, что же нарушается у ребенка, воспитывавшегося с рождения в не семьи, чего нельзя в дальнейшем никак восполнить. Неудачи усыновления становятся на сегодняшний день актуальной проблемой, требующей глубокого изучения. По данным Прихожан А. М и Толстых Н. Н. в России в 1998 году были отменены 393 усыновления и 12 тысяч опек. Специалистам в области детской психологии и психиатрии приходится сталкиваться с многочисленными случаями неудачного усыновления, когда приемный ребенок не способен сформировать удовлетворительную привязанность к родителям, отношения в семье не 'складываются, поведение ребенка становится неуправляемым и асоциальным. Такая ситуация крайне тяжела как для детей, так и для приемных родителей. Помочь нормализовать подобные отношения крайне сложно, иногда, по-видимому, невозможно. Многие исследователи видят источник всех проблем в принципиальной необратимости последствий депривации и плохой наследственности детей, воспитывающихся в учреждениях. В связи с этим, возникает важная теоретическая задача поиска более дифференцированного подхода к проблеме обратимости последствий депривации.

Постановка проблемы. Обоснование теоретического подхода.

Центральной задачей нашего исследования является попытка сформулировать дифференцированный подход к проблеме обратимости последствий депривации. В связи с этим встает вопрос об однородности самого феномена депривационных нарушений. Во многих исследованиях последствия депривации рассматриваются как некий единый депривационный синдром, независимо от специфики депривирующих факторов. Нами будет рассматриваться вполне определенная форма психической депривации — воспитание в условиях дома ребенка. Данная форма воспитания для детей от 0 до 4 лет в нашей стране практически не имеет альтернатив, кроме усыновления. Важнейшими факторами развития в условиях дома ребенка являются, во-первых, невозможность сформировать устойчивую привязанность к одному взрослому (в силу сменяемости персонала), и во-вторых, постоянное пребывание ребенка в группе сверстников.

Существует достаточно много разнообразных исследований развития воспитанников детских учреждений. В большинстве существующих исследований развитие в условиях эмоциональной депривации рассматривается исключительно с точки зрения его недостаточности. Развитие ребенка в условиях учреждения сравнивается с влиянием скрытой семейной депривации, но более сильной количественно. Выявляется множество дефицитарных характеристик во всех сферах развития воспитанников детских учреждений по сравнению с нормой.

Различные исследования в домах ребенка (Авдеева Н.Н., 1982; Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю., 1986; Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А., 1999; Баженова О. В., 1986; Галигузова JI.H., 1985; Мещерякова С. Ю., 1976,1979; Пантюхина Т. В., Печора K. J1., Фрухт Э. Л., 1979; Солоед К. В., 1997; Царегородцева JI.M., 1987 и т. д.) обнаруживают своеобразный вариант задержки психического развития, когда в наибольшей степени страдает активная речь, отмечается недостаточная способность к самостоятельному программированию деятельности, снижение познавательного интереса. Отмечаются нарушения коммуникативной активности. Показано, что общение со взрослым у воспитанников дома ребенка имеет примитивный поверхностный характер, дети неспособны к продуктивному сотрудничеству и фиксированы на непосредственном эмоциональном общении.

Нам представляется, что данный подход недостаточно учитывает специфику ситуации развития, которая в доме ребенка коренным образом отличается от ситуации развития в семье. Прямое сравнение отдельных показателей развития воспитанников дома ребенка с показателями нормы не позволяет выявить качественную специфику и собственную внутреннюю логику развития детей, воспитывающихся в учреждении. Сравнение с нормой по отдельным параметрам только констатирует негативные дефицитарные аспекты развития депривированного ребенка. Нам представляется необходимым переход к более крупным единицам исследования, который возможен при переходе к системному анализу развития аффективной сферы ребенка.

Другим важным недостатком большинства существующих исследований нам представляется недостаточное внимание к динамике депривационных нарушений и к процессам естественной компенсации. В связи с этим нам представляется необходимой иная постановка проблемы. В центр нашего исследования ставится вопрос о том, каким образом происходит эмоциональное развитие ребенка, когда внешние условия не позволяют ему сформировать устойчивую привязанность к взросломукакие процессы естественной компенсации включаются при этом.

Наиболее адекватным подходом к исследованию эмоционального развития ребенка нам представляется изучение развития системы эмоциональной регуляции в динамике. В своем исследовании мы опираемся на уровневую модель эмоциональной регуляции В. В. Лебединского (Лебединский В.В. и др., 1990; Лебединский В. В., 1996, 1998; Лебединский В. В., Бардышевская М. К., 2002). Данный подход позволяет выявить иерархическую структуру эмоциональных нарушений и оценить адаптивный смысл тех или иных особенностей развития. Переход от анализа отдельных функций к анализу системы эмоциональной регуляции позволяет оценивать процесс эмоционального развития в его целостности с учетом сложных взаимосвязей.

Особое внимание в своем исследовании мы уделяем протеканию возрастных кризисов одного и трех лет, поскольку это периоды наиболее активной перестройки внутри системы эмоциональной регуляции. Оценка протекания возрастных кризисов является важной I интегральной характеристикой целостного процесса развития эмоциональной регуляции.

В соответствии с поставленной задачей основным методом нашего исследования стало лонгитюдное этологически ориентированное наблюдение, позволяющее проследить динамику эмоционального развития и оценить адаптивный смысл отклоняющихся форм поведения ребенка.

В нашем исследовании мы попытались выделить особенности развития эмоциональной регуляции, лежащие в основе различных эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у воспитанников 'дома ребенка. Основной задачей являлось определение дефицитарных и компенсаторньЬс характеристик эмоциональной регуляции, позволяющих ребенку адаптироваться к конкретным условиям дома ребенка. Основной акцент в работе ставится на выявлении механизмов спонтанной компенсации и соответствующей качественной специфики эмоционального развития воспитанников дома ребенка.

Непосредственное сравнение отдельных параметров развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с показателями нормы не является для нас центральной задачей и представляется не вполне корректным. Основной единицей анализа для нас является целостный процесс развития эмоциональной регуляции в его динамике.

Предмет исследования: Закономерности развития системы эмоциональной регуляции в условиях, отличных от эволюционно ожидаемых (воспитание в детском учреждении).

Объект исследования: Воспитанники специализированного дома ребенка с рождения до 4 лет, не имевшие опыта жизни в семье.

Цель исследования: Выявить общие закономерности развития системы эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет:

• описать возрастную динамику с акцентом на периоды качественных перестроек в системе эмоциональной регуляции (возрастные кризисы одного и трех лет);

• выделить варианты развития эмоциональной регуляции в условиях депривации;

• выделить и описать механизмы естественной компенсации в условиях депривации.

Задачи исследования:

1. Адаптировать методику оценки эмоциональной регуляции для младенческого и раннего возраста. Разработать комплексную схему оценки развития эмоциональной регуляции от 0 до 4 лет.

2. Оценить особенности развития эмоциональной регуляции в динамике с акцентом на изучении кризисов 1 и 3 лет. Выделить специфику качественных изменений эмоциональной регуляции в кризисные периоды развития.

3. Описать симптомы и механизмы нарушений эмоционального развития у воспитанников дома ребенка в рамках уровневой модели эмоциональной регуляции.

4. Выделить компенсаторные механизмы и образования, возникающие в системе эмоциональной регуляции при отсутствии устойчивой связи с материнским объектом.

5. Выделить различные по тяжести варианты аномального развития эмоциональной регуляции в.

1 ' 1 '. зависимости от качества социальной адаптации и степени обратимости нарушений.

Метод исследования: Основу методической схемы исследования составляет метод систематического лонгитюдного наблюдения. Лонгитюдное исследование позволяет изучать динамику развития в его целостности, дает возможность выделять устойчивые и транзиторные нарушения, дефицитарные и компенсаторные феномены. Для оценки особенностей эмоциональной регуляции и поведения детей в первую очередь нами использовалось этологически ориентированное наблюдение. Данный метод позволяет оценивать особенности поведения ребенка, начиная с первых недель жизни, он достаточно гибок для изучения эмоционального развития и одновременно позволяет давать стандартизованные описания. При разработке структуры наблюдения и выделении параметров оценки эмоциональной регуляции использовались следующие методики:

1. Методика оценки эмоциональной регуляции (М.К.Бардьппевская, В. В. Лебединский, 2003).

2. Опросник определения качества привязанности ATTACHEMENT Q-SET (AQS) (Waters, 1985).

3. Метод этологического анализа коммуникаций у детей раннего возраста (Montagner, 1988).

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

В работе делается попытка сформулировать новый дифференцированный подход к проблеме обратимости последствий психической депривации. Рассматривается взаимосвязь проблемы обратимости последствий депривации и развития механизмов спонтанной компенсации эмоционального развития. Выявление компенсаторных механизмов позволяет раскрыть адаптивный смысл ряда нарушений эмоционального развития у воспитанников домов ребенка и понять качественную специфику этого развития.

1. В работе осуществлена попытка системного подхода к оценке эмоционального развития детей, с рождения воспитывающихся в условиях детского учреждения. Показана адекватность и эвристичность уровневой модели эмоциональной регуляции для комплексного анализа эмоционального развития в динамике. Апробирована методика оценки эмоциональной регуляции Бардышевской М. К., Лебединского В. В., адаптированная для раннего возраста.

2. Раскрывается динамика процесса развития эмоциональной регуляции в условиях отличных от эволюционно ожидаемых. Описана и проанализирована специфика протекания возрастных кризисов в условиях депривации.

3. Выявлена качественная специфика развития эмоциональной регуляции воспитанников дома ребенка, связанная с возникновением компенсаторных новообразований в системе эмоциональной регуляции. Рассматривается соотношение дефицитарных и компенсаторных характеристик развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка. Описаны специфические механизмы спонтанной компенсации, включающиеся в условиях дома ребенка.

4. Описаны различные варианты развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка при воздействии сходных депривационных условий.

Практическое значение работы: Выделение дефицитарных и компенсаторных форм в развитии эмоциональной регуляции представляет огромную практическую значимость для диагностической и психокоррекционной работы, а также для прогноза усыновления и помощи усыновителям.

1. Учет качественной специфики развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка позволяет определять стратегию и тактику коррекционной работы в домах ребенка. Знание устойчиво дефицитарных характеристик и компенсаторных возможностей эмоциональной регуляции позволяет определить приоритетные мишени психокоррекционной работы. Учет особенностей возрастной динамики позволяет определить те периоды развития, когда воспитанники дома ребенка наиболее остро нуждаются в помощи (таким периодом в первую очередь является период, соответствующий кризису одного года). Учет вариантов развития эмоциональной регуляции позволяет разработать более дифференцированный подход к коррекционной и педагогической работе, а также немаловажен при комплектации групп дома ребенка.

2. Полученные данные могут бьггь использованы для прогноза усыновления и разработки рекомендаций приемным родителям. Предварительное ознакомление родителей с наиболее вероятными трудностями в адаптации приемного ребенка к семье позволяет избежать неудачного усыновления и психической травмы обеих сторон в случае возвращения ребенка обратно в учреждение.

3. Подробный анализ ситуации развития в условиях дома ребенка позволяет выявить отдельные (принципиально устранимые) факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие эмоциональной регуляции ребенка.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях дома ребенка развитие системы эмоциональной регуляции протекает качественно иначе, чем в норме, и характеризуется специфическим сочетанием нарушений, представленных явлениями задержки, недоразвития и искажения, и процессов естественной компенсации. Особенности развития эмоциональной регуляции определяются рядом факторов: материнская депривация, легкая резидуально-органическая патология, постоянное пребывание в группе сверстников.

2. В условиях депривации включаются механизмы спонтанной компенсации, что приводит к формированию специфических компенсаторных новообразований в системе эмоциональной регуляции. В условиях дома ребенка включаются как неспецифические компенсаторные механизмы, типичные для различных видов эмоциональной патологии, так и специфические компенсаторные механизмы, характер которых определяется спецификой ситуации развития в детском учреждении. Можно выделить два специфических механизма компенсации: (1) развитие специфической поведенческой системы, направленной на поиск объекта привязанности- (2) переориентация системы эмоциональной регуляции на группу сверстников. Переориентация системы эмоциональной регуляции приводит к формированию симбиотической привязанности к группе и, как результат, к глубокой качественной перестройке всей системы. С возрастом данная перестройка приобретает все более устойчивый характер и в ряде случаев после 4 лет становится необратимой.

3. Возрастные кризисы в условиях депривации протекают аномально: (1) кризис одного года характеризуется патологическим затяжным протеканием, сопровождающимся грубыми декомпенсациями- (2) кризис трех лет сглажен, нарушен переход к автономному функционированию эмоциональной регуляции.

4. В развитии системы эмоциональной регуляции воспитанников дома ребенка отмечается общая тенденция к гипертрофии тонической функции на всех уровнях (в особенности, на уровнях аффективных стереотипов и аффективной коммуникации). При этом у большинства детей страдает смысловая сторона работы уровня аффективной коммуникации. В условиях депривации уровень аффективной коммуникации недостаточно контролирует и организует работу нижележащих уровней. В ряде случаев происходит функциональный распад иерархии смысловых отношений в системе эмоциональной регуляции, когда механизмы всех уровней начинают работать на реализацию тонических задач второго и четвертого уровней.

5. Развитие эмоциональной регуляции в условиях дома ребенка представлено различными вариантами. Выделено 5 вариантов, различающихся качеством социальной адаптации и степенью обратимости нарушений: (1) условная «детдомовская» норма, (2) неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции, (3) преобладание явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции, (4) развитие эмоциональной регуляции «автономное» от качества привязанности, (5) атипичное развитие (грубые нарушения и преобладание явлений искажения).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

1. В условиях депривации развитие системы эмоциональной регуляции протекает качественно отлично от нормы и характеризуется сочетанием специфических нарушений и процессов естественной компенсации.

1.1. Нарушения развития системы эмоциональной регуляции представлены своеобразным сочетанием явлений задержки и искажения:

1). Первичные нарушения, связанные с отсутствием объекта привязанности: искажение на уровне оценки интенсивности средовых воздействийзадержка и искажение развития уровня аффективной коммуникации (привязанности), а также связанное с этим нарушение процессов координации и интеграции в системе эмоциональной регуляции. В развитии уровня аффективной крммуникации отмечается гипертрофия тонической и нарушение смысловой функций.

2). Вторичные нарушения: задержка и искажение развития уровня экспансии (снижение психической и исследовательской активности, нарушения развития агрессивного поведения) — задержка и искажение в развитии символического уровня эмоциональной регуляции.

1.2. В условиях эмоциональной депривации включаются специфические и неспецифические механизмы спонтанной компенсации:

Неспецифические механизмы компенсации: Эксплуатация механизмов первого и второго уровней ЭР (избегание, самоизоляция, аутостимуляция и гиперактивность). Действие данных механизмов приводит к гипертрофии тонической функции уровней аффективных стереотипов и оценки средовых воздействий.

Специфические механизмы компенсации: (1) Развитие специфической активности, направленной на поиск объекта привязанности, которая искажает и приводит к гипертрофии его тонической функции. (2) Переориентация системы эмоциональной регуляции на группу сверстников, которая также искажает работу уровня аффективной коммуникации и нарушает развитие символического уровня эмоциональной регуляции.

1.3. В результате, действия компенсаторных механизмов в системе эмоциональной регуляции воспитанников дома ребенка формируются специфические компенсаторные новообразования, центральное из которых — переориентация системы эмоциональной регуляции на группу сверстников (симбиотическая привязанность к группе). Качественная перестройка системы ЭР, связанная с возникновением компенсаторных новообразований, с возрастом приобретает все более устойчивый характер и в ряде случаев после 4 лет становится необратимой.

2. Возрастные кризисы одного и трех лет в условиях депривации протекают аномально: (1) кризис одного года характеризуется патологическим затяжным протеканием, сопровождающимся грубыми декомпенсациями- (2) кризис трех лет сглажен, нарушен переход к автономному функционированию эмоциональной регуляции.

3. Выделено 5 вариантов развития эмоциональной регуляции в условиях депривации, различающиеся качеством социальной адаптации и степенью обратимости нарушений: (1) условная «детдомовская» норма развития эмоциональной регуляции- (2) неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции- (3) вариант с преобладанием явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции- (4) развитие эмоциональной регуляции «автономное» от качества привязанности- (5) атипичное развитие (грубые нарушения и преобладание явлений искажения).

Наиболее высокий уровень социальной адаптации характерен для группы условной нормы. Наибольшие трудности в сфере социальной адаптации характерны для группы с неустойчивостью высших форм ЭР и для группы с атипичным развитием. Наибольшая пластичность системы эмоциональной регуляции (высокая степень обратимости нарушений) характерна для группы с «автономным» развитием, а повышенная ригидность нарушений (низкая степень обратимости) более типична для варианта с преобладанием явлений задержки и недоразвития. • • t .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997, № 4, с. 3−12.I
  2. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. 1999, № 1, с. 39−48.
  3. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. Москва: издательство Института психотерапии, 1999,304 с.
  4. Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет//Дефектология, 1995 № 5.
  5. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. Москва: издательство МГУ, 1986,123 с.
  6. М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Канд. дис. МГУ, Москва, 1995.
  7. М.К. Особенности развития страхов у младенцев с недостаточностью поведения привязанности // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 1998
  8. Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. Москва: Прогресс, 1985.
  9. Дж. Привязанность. Москва: «Гардарики», 2003,447 с.
  10. Д. Идеи и определения // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 110−112
  11. Д. Переходные объекты и переходные феномены // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 112−130
  12. Д.В. Разговор с родителями. Москва: «Класс», 1995,94с.
  13. Вкготский J1.C. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. Соч. Т. 4, Москва: Педагогика, 1984, с. 243−376
  14. JI.C. Дефект и сверхкомпенсация // Проблемы дефектологии. Сборник статей.1
  15. Москва: Просвещение, 1995, с. 82−97.
  16. Выготский J1.C. Проблемы развития психики // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т. 1, с. 10−22. '
  17. Галигузова J1.H. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии, 1985, № 3
  18. А. Проблемы дифференциального диагноза // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 162−181.
  19. С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. дис. канд. мед. наук. Москва, 1998
  20. И.В., Рузская А. Г. (ред.) Психическое развитие воспитанников детского дома. Москва: Педагогика, 1990, с. 8−174.
  21. Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития первого года жизни. Москва: Медицина, 1981,272 с.
  22. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985, № 4, с. 31−37.
  23. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999,440с.
  24. Д.Н., Попов В. Н. Влияние госпитализма на психическое состояние детей, . воспитывающихся в психоневрологических домах ребенка // Вопросы охраны материнства.1991,№ 1,с.38−41.
  25. М.А., Козловская Г. В., Королева Т. Н. Депрессивные состояния в раннем возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1997, № 8, с. 8−12.
  26. О. Аффекты и ранний субъективный опыт // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 184−191.
  27. Е.И., Бобылева Г. И., Шевченко Ю. С. Варианты двигательных расстройств в психопатологической структуре пограничных нервно-психических заболеваний у детейраннего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. 1984, № 10, с. 1510−1514.
  28. Е.И., Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И. Психопатологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986, № 10, с. 1555−1560. '-
  29. М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. Санкт-Петербург: Б.С.К., 1997,95 с.
  30. М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, с. 59−107.
  31. В.В. Психиатрия детского возраста. Москва: Медицина, 1995,600 с.
  32. Г. В., Баженова О. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психическихрасстройств в младенчестве // Журнал невропатологии и психиатрии. 1995, № 5, с. 48−52• к: ' •
  33. JI. Психосоматика в психопатологии младенчества // Мать, дитя, клиницист.. Сборник. Под ред. G. Fava Vizziello, D.N.Stern. Пер. с итал. Москва, 1994, с. 112−145
  34. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1984,336 с.
  35. К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. Москва: Просвещение, 1991,96 с.
  36. К.С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения. Москва: Просвещение, 1990,95с.
  37. В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1996, № 2
  38. В.В. К проблеме формирования уровней эмоциональной регуляции // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1998, № 4
  39. В.В. Нарушения психического развития у детей. Москва: изд-во МГУ, 1985, 139с. '
  40. В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 182 191
  41. В.В., Бардышевская М. К. Аффективное развитие в норме и патологии // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т. 1, с. 588−681
  42. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Москва: изд-во МГУ, 1990,197с.
  43. К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. Санкт-Петербург: «Сенсор», 200, 368с.
  44. Р.Е. Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 312−332
  45. М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва: Педагогика, 1986,144с.
  46. К. Агрессия. Москва: Прогресс, 1994,272с.
  47. К. Оборотная сторона зеркала. Москва: Республика, 1997
  48. З.В. Особенности психического развития глубоко недоношенных детей первого года жизни. Канд. дис. МГУ, Москва, 2002.
  49. Люстен Ж.-Ж. Клиника детского возраста // Психоаналитическая патопсихология. Ред. Ж. Бержере, 2001, с. 281−378I
  50. С.С. Невропатология. М., 2000,383 с.
  51. П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка Пер. с англ. Москва: Прогресс, 1988,272 с.
  52. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развитияt ¦ .детей. Москва, 1982. «
  53. .Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2001,252 с.
  54. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 23−3 8.
  55. B.C. (ред.) Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Москва: Просвещение, 1991,223 с.
  56. О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. Москва: Центр лечебной педагогики, 2000,364 с.
  57. О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Москва: Теревинф, 1997,362 с.
  58. Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта). Москва, 1997
  59. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва: Тривола, 1995,357 с.
  60. Оудсхоорн Д. HI Детская и подростковая психиатрия// Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 101−122
  61. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. Москва: Педагогика, 1990,160с.
  62. A.M., Толстых Н. Н. Психологический портрет ребенка из детского дома // Вы. решили усыновить ребенка. М., 2001, с. 108−191.
  63. А.М., Толстых Н. Н. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991
  64. М.О. Особенности психического развития детей сирот. Канд. дис. Москва, 2002
  65. Й. Роль „сензитивного периода“ в формировании социальных связей // Психология личности в социалистическом обществе. Москва: Наука, 1989, с. 79−95.
  66. М. Помощь трудным детям. Москва: Прогресс, 1987,424с.
  67. Ресту’ан А.,. Монтанье X. Хронология развития коммуникативного поведения и его профили у детей раннего возраста // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с: 682−708
  68. Т. Невропатии, психопатии и реактивные состояния младенческого возраста. М., 1929
  69. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989
  70. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. Канд. дис. М., 1997
  71. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Москва, 1999, Т.2,с 11−216.
  72. Г. Е. Несколько положений о принципах психиатрической диагностики //
  73. Г. Е. Группировка психопатий // Клинические лекции по психиатрии детского возраста, Москва, Медгиз, 1959, с. 208−223.
  74. Ф., Тайсон P.J1. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998,526с.
  75. А. Теория и практика детского психоанализа. Т.1 и 2. Москва: Эксмо-пресс, 1999.
  76. Р. Поведение животных. Москва: Мир, 1975, 856 с.
  77. Р. О регрессии // Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. М., 2000, с. 498−503
  78. Г., Харлоу М., Суоми С. Заменители матерей // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.2, с. 39−54.
  79. С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. Москва: Владос, 2000,240с.
  80. С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 123−134.
  81. Р., Колбинер В. Г. Первый год жизни. Москва: Геррус, 2000, 383 с.
  82. Эйдемиллер Э. Г, Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 1999
  83. Ainsworth' M.D. Reversible and irreversible effects of maternal deprivation on intellectual development. Child Welfare League of America, 1962, p. 42−62.
  84. Ainsworth. M.D. Object relations, dependency and attachment: A theoretical review of the infant-mother relationship // Child Development. 1969,40, p. 969−1025.
  85. Ainsworth. M.D. The development of infant-mother attachment // Caldwell В., Ricciuti H. (eds.), • Review of child research, Vol.3. Chicago: University of Chicago Press, 1973, p. 1−94
  86. Ainsworth M.D., Blehar M» Waters E. & Wall S. Patterns of attachment. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1 1978 ¦¦•¦••
  87. M.D., Bell S.M. & Stayton D.J. Individual differences in strange-situation behavior in 1* <. ryear-olds // The origins of human social relations, ed. H. R Schaffer, London: Academic Press, 1971,1.i '. I ip. 17−57. .
  88. Ambrose J.A. The development of the smiling response in early infancy // В. M. Poss (Ed.). Determinants of infant behavior. Vol. 1. London: Metheun. 1961, p. 71−80.
  89. Appell G. Quelle observation pour accompagner un jeune enfant en collectivite? // Les liens :' d’emerveillement (L'observation des nourrissons selon Esther Bick et ses applications). Ramonville
  90. Saint-Agne: Eres, 1995, p. 99−106
  91. Bardyshevsky M. The compensation of autistic features during a little boy’s second year // The international journal of infant observation, Vol.2 № 1,1998, p.40−57
  92. Belsky J., Fish M., Isabella R.A. Continuity and discontinuity in infant negative and positive emotionality: family antecedents and attachment consequence // Developmental Psychology, 1991, vol. 27
  93. Belsky J., Rovine M. Temperament and attachment security in the Strange Situation: An empirical rapprochement // Child Development, 1987,58, p.787−795.
  94. Bion W.R. Learning from experience. William Heinemann Medical Books Ltd, 1962
  95. Bloom L., Beckwith R., Capatides J.B. Developments in the expression of affect // Infant Behavior and Development, 1988,11, 169−186
  96. Blurton Jones N.G. (Ed.) Etiological studies of child behavior. London: Cambridge University Press- 1972.
  97. Blurton Jones N.G. Non-verbal communication in children // R. A. Hinde (Ed.), Nonverbal communication. London: Cambridge University Press, 1972.
  98. Bowlby J. An ethological approach to research in child development // British Journal of Medical ' Psychology. 1957.30, p.230−240.
  99. Anthony and C. Chiland. New York: Wiley, 1988
  100. Brazelton T.B. Infants and mothers. New York: a Delta Book, 1983. 302 p.
  101. Brazelton T.B. Comportement et competence du nouveau-ne // Psychiatrie de l’enfant 1981,24 106! • Brazelton T.B. Neonatal behavioral assessment scale. London: Spastics International Medical1. Publishers, 1984. :
  102. Brazelton T.B., Koslovski, B. & Main M. The origins of reciprocity: the early mother-infant Interaction // M. Lewis & L.A. Rosenblum (Eds.) The effect of the Infant on its caregiver. New York: John Wiley. 1974, p. 49−76.
  103. Brazelton T.B., Cramer В. The earliest relationship: parents, infants and the drama of earlyattachment. Reading, MA USA Addison-Wesley Publishing CD, 1990
  104. Bretherton I. Attachment theory: Retrospect and prospect // Growing points of attachment: theory and research, ed. Bretherton I., Waters E. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1985, 50, p. 66−104
  105. Bretherton I. Young children in stressful situations: The supporting role of attachment figures and unfamiliar caregivers // Coelho G.V., Ahmed R.I. (eds.) Uprooting and development: Dilemmas of coping with modernization. New York, 1980
  106. Burlingham D., Freud A. Enfants sans famille. Paris, PUF, 1949
  107. Carlson V., Cicchetti D., Barnett D., Braunwald K. Disorganized/Disoriented attachment relationships in maltreated infants // Developmental Psychology, 1989, vol. 25, № 4, p. 525−531.
  108. Chess S., Thomas, A. & Birch, H. G. Behavioral problems revisited // S. Chess & H. Birch (Eds.). Annual progress in child psychiatry and development, 335−344. New York: Brunner/ Mazel, 1968.
  109. , S., Thomas A., & Birch. H. G. Temperament and behavior disorders in children. New York: New York University Press, 1968
  110. Cohn J. F., Tronick E. Z. Three-month-old infant’s reactions to simulated maternal depression // ¦ Child Development, 1983,54, p.85−193.
  111. Cramer B. Interventions therapeutiques breve avec parents et enfants // Psychiatrie de l’enfant, — 1974,17 '•
  112. Crittenden P.M. Quality of attachment in the preschool years // Development and Psychopathology, 1992,4, p. 209−241.
  113. Crittenden P.M., Belsky J., Dans M.T., Nezworsky T. Relationship at risk // Clinical implications — bf attachment, ed. Hillsdale NJ: Erlbaum, 1988, p. 137−174.
  114. Cuinmings E1M. Classification of attachment on a continuum of felt security // Attachment in the preschool years: Theory, research and intervention. Ed. Dans M.T., Greenberg D., Chicago, II, 1990,1: p.3i 1−338.
  115. David M., Appel G. La relation mere enfant // Psychiatrie de l’enfant, 1966,9
  116. Emde R.N., Sorce J.F. The rewards of infancy: Emotional availability and maternal referencing //? Call J.D., Galenson E., Tyson R. L. (Eds.) Frontiers of infant psychiatry. New York: Basic Books.1983, p. 17−30.
  117. Emery J. Les effets de la depression maternelle sur la relation mere-enfant au cour des trois premieres annees de vie: etat de la recherche actuelle et analyse critique // Canadian Psychology, 2001, Vol. 42, № 3
  118. Etologie et developpement de l’enfant. Sous la direction de R.E.Tremblay, M.A.Provost, F.F.Strayer. Editions Stock/Laurence Pernoud, 1985
  119. Fagot B.I., Kavanagh K. The prediction of antisocial behavior from avoidant attachment classifications // Child Development, 1990,61, p.864−873.
  120. Fain M. Prelude a la vie fantasmatique // Rev. franc. Psychanal, 35, 1971
  121. Field T. Infancy. Cambridge, 1990
  122. Field T. Infants of depressed mothers // Infant Behavior and Development, 1995,18, p. 1 13.
  123. Field Т., Healy В., Goldstein S., Guthertz M. Behavior-state matching and synchrony in mother-infant interactions of nondepressed versus depressed dyads // Developmental Psychology, 1990, 26, p. 7−14.
  124. Foss B. The determinants of infant behavior. Vol. 4. London. 1969.
  125. A. & Dunn S. An experiment in group upbringing // The psychoanalytic study of the child (Vol. 6). New York: International Universities Press, 1951.
  126. Gesell A. L’ontogenese du comportement // Manuel de psychologie de l’enfant, Paris, PUF, 1952
  127. Gesell A., Amatruda C.S. Developmental diagnosis: normal and abnormal child development // Clinical methods and Pediatric applications, 2 ed., New York: Hoeber, 1947
  128. Greenberg M.T., Speltz M.L., DeKlyen M. The role of attachment in the early development of disruptive behavior problems // Development and Psychopathology, 1993,5, p. 191−213
  129. Hartman A., Laird J. Family retirement after adoption: common thanes // Psychology of adoption ed. D.M. Broclzinsky and M.D. Schecter. New York: Oxford University Press, 1990
  130. Hetherington E., Park R. Child psychology. London: McGraw-Hill, 1993, 712 p.
  131. Jardin F., Detry L., Denis P., Moreau A., Silbermann A. L’observation du bebe en creche // Les liens d’emerveillement (L'observation des nourrissons selon Esther Bick et ses applications).
  132. Ramonville Saint- Agnei: Eres, 1995, p. 197−210
  133. Katan A. Some thoughts about the role of verbalization in childhood // Psychoanal. Study Child, 1961,16, p. 41−50. '
  134. Kreisler L: L’enfant du desordre psychosomatique. Toulouse, Privat, 1981.
  135. Kreisler L. Le nouvel enfant du desordre psychosomatique. Toulouse, Privat, 1987.• «I «' ¦ i174
  136. Kreisler L., Cramer B. Sur les bases cliniques de la psychiatrie du nourrisson // Psychiatrie de l’enfant, 1981,24
  137. Kreisler L., Fain M., Soule M. L’enfant et son corps. Paris, PUF, 1974- 4eme ed. 1987.146. ' Lamb M.E. Predictive implication of individual differences in attachment // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1987,55, p. 817−824
  138. Lewis M., Michalson L. The measurement of emotional state // C. Izard (Ed.) Measuring emotions in Infants and children. Cambridge, 1982.
  139. Lewis M., Michalson L. Children’s emotions and moods. New York: Plenum, 1983,488
  140. Lyons-Ruth K. Attachment relationships among children with aggressive behavior problems: The role of disorganized early attachment patterns // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1996, Vol. 64, № 1, p. 64−73
  141. Mahler M.S., McDevitt J.B. The separation-individuation process and identity formation //. Infancy and early childhood, Vol. 1: The course of life, ed. Greenspan & Pollock. Washington, D.C.:1. DHHS, 1980, p.395−406.
  142. Main M. Exploration, play and cognitive functioning related to infant-mother attachment. Infant Behaviour and Development, 1983. 6. p. 167−174
  143. Main M., Solomon J. Procedures for identifying infants disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in the preschool years: Theory, research and intervention. Ed. Dans M.T., Greenberg D., Chicago, II, 1990, p. 121−160.
  144. Male P. Psychoterapie du premier age. Paris, PUF, 1975
  145. McGrew W.C. An ethological study of children’s behavior. New York: Academic Press, 1972
  146. Meltzer D. Looping et «impasse mortelle» // Les liens d’emerveillement (L'observation des nourrissons selon Esther Bick et ses applications). Ramonville Saint-Agne: Eres, 1995, p. 55−59.
  147. Montagner H. L’attachement. Les debuts de la tendresse. Paris, 1988
  148. Murphy L. Problems of emotional developmental in infants // Plutchik R. Emotions in early development. Vol. 2,'New York: Academic Press, 1983
  149. Radke-Yarrow M., Cummings E.M., Kuczynski L., Chapman M. Patterns of attachment in two-and three-year olds in normal families and families with parental depression // Child Development, 1985,56,p. 884−893•. «i• «
  150. Robson К. The role of eye-to-eye contact in maternal-infant attachment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1967. 8. p. 13−25.
  151. Rothbart M.K., Derryberry D. Development of individual differences in temperament // Lamb M.E., Brown A.L. (eds.) Advances in Developmental Psychology. Vol. 1 Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981, p. 37−86
  152. Rutter M. Maternal deprivation Reassessed. 2 ed. Middlesex: Penguin, 1981.
  153. SchafFer H. R., Emerson. P.E. The development of social attachments in infancy. Monogr. Soc., Res. Child Develop, 1964,20 (3), p. 1−70.
  154. Schecter M. et al. Emotional problems in the adoptee. Archives of General Psychiatry, 1964, 19: 37−46.
  155. Schecter M.D. About adoptive parents and Parenthood // Psychology and Psychopathology, ed E.J.Anthony and T. Benedek, Boston: Little Brown, 1970
  156. Seifer R, Schiller M., Sameroff A.J., Resnick S., Riordan K. Attachment, maternal sensitivity and 'infant temperament during the first year of life // Developmental Psychology, 1996,32,12−25
  157. Sroufe L.A., Waters E., Matas L. Contextual determinants of infant affective response // Lewis M., Rosenblum L.A. (ed.) The origins of Fear. New York: Wiley, 1974, p. 49−72
  158. Spitz RA. Anxiety in infancy: A study of it’s manifestations in the first year of life // Int. J. Psychoanal., 1950,31, p. 138−143.
  159. Spitz RA. Authority and masturbation: Remarks on bibliographical investigation // Psychoanal. Q., 1952,21:490−527.
  160. Trad P. Infant depression: paradigms and paradoxes. New York: Springer-Verlag, 1 986 178: ¦ Trad P. Infant previewing. New York, 1990i, ¦ ¦ • i'. • «
  161. Tronick E., Ais H., Adamson L., Wise S., Brazelton T.B. The infant’s reponse to entrapment between contradictory messages in face-to-face interaction // Journal of American Academy of child Psychiatry, 1978
  162. Tronick E., Ricks M., Cohn J.F. Maternal and infant affective exchange // Emotion and early interaction. Eds. Field & Fogel, 1982
  163. Tustin F. The protective shell in children and adults. London: Carnac, 1990
  164. Watson J.P., Elliott S.A., Rugg A.J., Brough D.I. Psychiatric disorders in pregnancy and the first postnatal year // British Journal of Psychiatry, 1984,144,453−462
  165. Waters E. The attachment Q-set (version 3.0) // New growing points of attachment: theory and research, ed. Bretherton I., Waters E. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1985, 50
  166. Zazzo R. L’attachement. Neuchatel, 1974
Заполнить форму текущей работой