Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение особенностей самоотношения личности и его развитие у интеллектуально одаренных подростков, показало, что, несмотря на растущее внимание к проблеме одаренности, приходится констатировать, что существует отставание в изучении проблемы самоотношения одаренной личности. Исследование данной проблемы затруднено… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Самоотношение личности как предмет научного анализа
    • 1. 2. Содержание понятия интеллектуальная одаренность в современной психологии
    • 1. 3. Психологические особенности одаренных подростков
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Сравнительный анализ самоотношения личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков
    • 2. 3. Связь характера самоотношения и показателей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО ХАРАКТЕРА САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Обзор подходов к организации работы по развитию позитивного самоотношения
    • 3. 2. Программа формирующего эксперимента
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
    • 3. 4. Выводы

Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в условиях гуманизации процесса образования и воспитания, самоотношение и его роль в развитии личности становится одной из наиболее актуальных проблем психологической науки и практики. Изучение самоотношения нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Р. Бернса, К. Роджерса, У. Джеймса, С. Куперсмита, В.В. Сто-лина, С. Р. Пантилеева, И. И. Чесноковой, Е. Т. Соколовой, Н. И. Сарджвеладзе, И. С. Кона и др.). Анализ психологических исследований самоотношения показывает, что существуют различные взгляды на определение, структуру и функции самоотношения, однако исследователи едины в понимании того, что поведение и деятельность, формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы других психологических образований обусловлены особенностями самоотношения личности. Позитивное самоотношение рассматривается как условие психологического здоровья, способствующее более полной < самореализации личности, определяющее ее успешность в учебной и других сферах деятельности, способность к построению стратегии собственной жизни.

Дисгармоничное развитие самоотношения на самом уязвимом и сензи-тивном этапе его становления — в подростковом возрасте — приводит к различным негативным изменениям личности, сказывается на характере общения, взаимодействии с другими людьми, становится непреодолимым барьером между потенциальными возможностями личности и их реализацией.

В связи с этим, особую значимость приобретает содержание самоотношения одаренной личности, поскольку реализация интеллектуального и творческого потенциала данной категории детей имеет не только личностный, но и социальный смысл. Содействие гармоничному всестороннему развитию одаренной личности является одной из первоочередных задач современной системы образования и воспитания. Рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка. Данные многочисленных исследований одаренных детей показывают, что в условиях стандартной школы наблюдается неконгруэнтность развития их интеллектуальной и личностной сфер. Вместе с тем, ведущие исследователи подчеркивают, что именно особенности и направленность личности ведут за собой развитие способностей, в целом определяя траекторию реализации одаренности.

При всем многообразии исследований проблема самоотношения одаренной личности остается недостаточно разработанной, накопленные на современном этапе развития психологического знания данные в области особенностей самоотношения одаренных детей немногочисленны, имеют разрозненный и противоречивый характер, в целом описывают самосознание личности данной категории детей.

Гармонизация развития одаренных подростков и реализации их интеллектуального потенциала предполагает организацию целенаправленной работы по развитию позитивного самоотношения личности, реализуемой в рамках психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых психологических подходов и психолого-педагогических технологий, ориентированных на развитие позитивного самоотношения, учитывающих специфику развития одаренной личности.

Таким образом, очевидно противоречие: с одной стороны, существует дефицит научно обоснованных, эмпирических данных, показывающих специфику развития самоотношения одаренной личности, без учета которых невозможно построение целенаправленной психологической работы с одаренными детьмис другой стороны, известно, что стратегия формирования и реализации индивидуальности одаренной личности неизбежно опирается на развитие ее самоотношения.

Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.

Цель исследования — выявить особенности самоотношения личности и разработать программу его развития у интеллекту алы ю одаренных подростков.

Объект исследования — самоотношение как эмоционально-оценочная подсистема самосознания личности.

Предмет исследования — самоотношение личности, его особенности и развитие у интеллектуально одаренных подростков.

Гипотезы исследования. Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что существуют особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков по сравнению со среднеинтеллеюуальными подростками. При этом мы исходили из следующих допущений:

1. Особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков, в отличие от среднеинтеллектуальных, выражаются в его содержании на сознательном и бессознательном уровнях, а также в преобладании конфликтного характера самоотношения личности.

2. Существуют различия в самоотношении интеллектуально одаренных подростков с учетом половой принадлежности, при этом самоотношение интеллектуально одаренных девочек по сравнению со среднеинтеллектуальными девочками и интеллектуально одаренными мальчиками, чаще имеет конфликтный характер.

3. Характер самоотношения интеллектуально одаренных подростков связан с психологическими образованиями, относящимися к сфере самосознания личности: Я-образом, уровнем притязаний, самооценкой, локусом контроля и механизмами психологической защиты.

4. Целенаправленная психологическая работа, в основу которой положена гармонизация содержания отношения личности к себе на сознательном и бессознательном уровнях, способствует развитию позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по проблеме самоотношения личности, обосновать положение о самоотношении как эмоционально-оценочной подсистеме самосознания личности и его специфике у интеллектуально одаренных подростков;

2. Изучить самоотношение личности интеллектуально одаренных и среднеин-теллектуальных подростков на сознательном и бессознательном уровнях, определить его характер, на основе сравнительного анализа выявить специфику самоотношения интеллектуально одаренных подростков с учетом половой принадлежности.

3. Выявить связь характера самоотношения личности с Я-образом, самооценкой, уровнем притязаний, механизмами психологической защиты и локусом контроля интеллектуально одаренных подростков.

4. Разработать и апробировать программу развития позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. Мы опирались на принцип единства сознания и деятельности человека, сформулированный в работах C.JI. Рубинштейна, на теоретическое положение об интериоризации / эк-териоризации и их взаимопереходах в деятельности человека (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев) — на теоретические положения о природе и структуре самосознания личности, содержащиеся в работах В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, Е. Т. Соколовой, И. И. Чесноковой, А. А. Налчаджянана концепцию самоотношения как эмоционально-оценочной подсистемы самосознания личности В. В. Столина, С. Р. Пантилеевана представления об интеллектуальной одаренности как динамическом интегративном личностном образовании Л. И. Ларионовойна представления о Я-образе Т. Шибутани, В. Г. Маралова, Ю. М. Орлована теоретические положения о психологических защитах личности как психологическом образовании, относящемся к сфере самосознания В. В. Столина, Е. Т. Соколовойна представления о природе и функциях самооценки Е. Т. Соколовой, А. И. Липкинойна теоретические положения об уровне притязаний Ф. Хоппе, JI.B. Бороздиной.

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: тестирование, эксперимент. Диагностика интеллектуальной одаренности осуществлялась с помощью теста интеллекта Р. Кетгелла, адаптированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса (САР) в обработке Е. Е. Туник, «Шкалы рейтинга поведенческих характеристик» Дж. Рензулли и метода наблюдения. Изучение самоотношения личности проводилось с помощью теста-опросника самоотношения, разработанного В. В Столиным, С. Р. Пантилеевым, и проективной методики «Косвенного исследования структуры самооценки» Е. Т. Соколовой, Е. О. Федотовой. Для изучения Я-образа использовалась методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партландауровень притязаний изучался методикой «Уровень притязаний» JI.B. Бороздинойдля изучения локуса контроля использовалась методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, самооценка изучалась с помощью методики «Самооценка» Б. А. Сосновскогоизучение психологических защит личности проводилось с использованием методики «Индекс жизненного стиля» Р. Плучека, Г. Келлермана и Г. Конте.

База и этапы исследования. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 9 г. Иркутска и МОУ СОШ № 38 г. Ангарска в течение 2004 — 2007 гг. Психологическим обследованием было охвачено 850 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2004/2005) проводилась диагностическая работа по выявлению интеллектуально одаренных подростков. На втором этапе (2005;2006) изучалось самоотношение личности интеллектуально одаренных подростков. На третьем этапе (2006;2007) планировалась и осуществлялась экспериментальная работа по развитию позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков, систематизировались и обобщались результаты экспериментальной работы.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробироваиных в отечественной и зарубежной психологии методик, содержательным анализом полученных данных, использованием различных статистических методов обработки данных, включающих корреляционный анализ, расчет стандартного отклонения, определение непараметрических статистических критериев: U-критерия Манна-Уитни, х2-критерия Пирсона, W-критерия Вилкоксона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— обобщены результаты исследований по проблеме самоотношения личности одаренных детей и предложена программа развития самоотношения интеллектуально одаренных подростков;

— установлены особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков, проявляющиеся в высоком самоуважении, самопонимании и самообвинении личности на сознательном и низких показателях приятия собственной личности на бессознательном уровнях, а также преобладании конфликтного характера самоотношения.

— констатируются особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков с учетом половой принадлежности;

— обоснована и экспериментально подтверждена возможность развития самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков в процессе целенаправленной, психолого-педагогической работы в условиях общеобразовательной школы;

— полученные в исследовании данные уточняют теоретические представления о самоотношении личности интеллектуально одаренных подростков и особенностях его развития в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы для изучения и развития позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков педагогами и психологами инновационных и общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, полученные данные могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по работе с одаренными детьми, а также при чтении соответствующих курсов в ВУЗе и на кафедрах повышения квалификации работников образования. Предлагаемая в диссертации программа психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных подростков, направленная на развитие самоотношения личности, реализуется в практической работе психологической службы МОУ СОШ № 9 г. Иркутска и МОУ СОШ № 38 г. Ангарска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самоотношение рассматривается нами как сложно — структурированная двухуровневая динамическая эмоционально-оценочная подсистема самосознанияхарактер самоотношения одаренной личности понимается как соотношение содержания аффективного компонента самоотношения на сознательном и бессознательном уровнях.

2. Особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков состоят в высоком самоуважении, самопонимании и самообвинении личности на сознательном и низких показателях приятия собственной личности на бессознательном уровнях, а также преобладании конфликтного характера самоотношения, который проявляется в противоречии содержания его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях.

3. Конфликтный характер самоотношения личности связан с противоречивым Я-образом, нереалистичным уровнем притязаний, неадекватной самооценкой и напряженными психологическими защитами личности у интеллектуально одаренных подростков.

4. Разработанная и практически реализованная нами программа развития позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков может рассматриваться как эффективное средство психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры общей и прикладной психологии Сибирского института права, экономики и управления.

Материалы исследования обсуждались на международных конференциях: «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика», Иркутск 2005 г., «Актуальные проблемы права, экономики и управления в Сибирском регионе», Иркутск 2006 г., «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика», Иркутск 2007 г., а также на первой Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы», Самара 2007 г. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (187 источников, из них 9 на английском языке) и приложения. В тексте диссертации имеется 33 рисунка и 9 таблиц. Общий объем диссертации составляет 162 страницы.

3.4. Выводы.

В современной психологической науке недостаточно исследований, посвященных психолого-педагогическому развитию самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков. Несмотря на то, что многими исследователями признается необходимость разработки специализированных программ для одаренных, в настоящее время существует дефицит психолого-педагогических технологий, направленных на развитие самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков. Имеющиеся программы чаще ориентированы на старший школьный и юношеский возраст, не во всех из них учитываются интеллектуальные особенности учащихся, поэтому нами была разработана программа развития самоотношения интеллектуально одаренных подростков через изменение конфликтного характера самоотношения личности на позитивный.

Анализ результатов исследования до и после формирующего воздействия показал, что экспериментальная работа, в основу которой положена программа развития позитивного характера отношения личности к себе, привела к гармонизации содержания самоотношения интеллектуально одаренных подростков на сознательном и бессознательном уровнях.

На сознательном уровне у одаренных учащихся отмечено увеличение уровня самоуважения, аутосимпатии, самоприятия, ожидаемого положительного отношения от других, самопонимания и снижение самообвинения личности.

На бессознательном уровне наблюдается увеличение уровня самоприятия собственной личности. Изменения в самоотношении на сознательном и бессознательном уровнях свидетельствуют об изменении характера самоотношения одаренных подростков с конфликтного на позитивный.

Отмечены положительные изменения таких психологических образований, относящихся к сфере самосознания, как Я-образ, самооценка, уровень притязаний и психологические защиты личности. Существенно снизился уровень напряженности психологических защит испытуемых экспериментальной группы. Произошло статистически значимое увеличение уровня притязаний при сохранении его реалистичности и степени адекватности самооценки одаренных подростков. Содержание Я-образа одаренных подростков после экспериментальной работы является преимущественно позитивным и внутренне согласованным. В контрольной группе не отмечено значимых изменений как характера самоотношения, так и других психологических образований, относящихся к сфере самосознания личности.

Таким образом, результаты апробации программы позволяют констатировать, что произошли существенные изменения у испытуемых в показателях самоотношения как на сознательном, так и на бессознательном уровняхнаблюдается изменение характера самоотношения одаренных подростков с конфликтного на позитивный.

По результатам эксперимента можно заключить, что разработанная нами программа оказалась достаточно эффективным средством развития позитивного характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение особенностей самоотношения личности и его развитие у интеллектуально одаренных подростков, показало, что, несмотря на растущее внимание к проблеме одаренности, приходится констатировать, что существует отставание в изучении проблемы самоотношения одаренной личности. Исследование данной проблемы затруднено в теоретическом плане, поскольку имеются разночтения как в определении самоотношения, так и одаренности личности. Богатство существующих дефиниций, противоречивые данные относительно характера, содержания самоотношения личности одаренных подростков отражают многоаспектность проблемы и в то же время не охватывают ее полностью. Отсутствие как общей концепции самоотношения, так и концепции одаренности обусловливает терминологические проблемы и определяет влияние теоретической позиции исследователя на разработку проблемы самоотношения одаренной личности. Поэтому в диссертационном исследовании поставлены задачи, непосредственно связанные с изучением особенностей самоотношения личности и его развития у интеллектуально одаренных подростков.

Мы придерживаемся представления о самоотношении как сложноструктурированной двухуровневой динамической эмоционально-оценочной подсистеме самосознания. В структуре самоотношения целесообразно выделять такие значимые компоненты как аффективный и когнитивный, функционирующие на сознательном и бессознательном уровнях психики. Характер самоотношения одаренной личности понимается как соотношение содержания его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях. Позитивный характер самоотношения личности предполагает согласованность содержания ее аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях, конфликтный характер состоит в противоречии содержания аффективного компонента отношения личности к себе на сознательном и бессознательном уровнях.

В понимании природы интеллектуальной одаренности нам близки взгляды представителей личностного подхода к изучению одаренности, согласно которым интеллектуальная одаренность является сложным психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личностного развитияреализация индивидуальности одаренной личности определяется личностными факторами. Самоотношение рассматриваем как одно из фундаментальных свойств личности, оказывающих значительное влияние на реализацию интеллектуального потенциала одаренных подростков.

Результаты изучения самоотношения интеллектуально одаренных подростков позволяют говорить о том, что одаренные подростки на сознательном уровне самоотношения имеют высокий уровень глобального самоотношения, самоуважения, самоинтереса, самопонимания, самообвинения личностисниженными являются показатели ожидаемого отношения от другихна бессознательном уровне для большого количества одаренных подростков характерным является неприятие собственной личности.

При сравнительном исследовании особенностей самоотношения интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков выявлены статистически значимые различия, которые показывают, что особенности самоотношепия личности интеллектуально одаренных подростков состоят в высоком самоуважении, самопонимании и самообвинении личности на сознательном и низких показателях приятия собственной личности на бессознательном уровнях, а также преобладании конфликтного характера самоотношения.

Выявлены половые различия в содержании самоотношения одаренных подростков. Для интеллектуально одаренных мальчиков характерна более высокая аутосимпатия. Результаты исследования характера самоотношения показали, что конфликтный характер отношения личности к себе присущ в большей степени одаренным девочкам.

Установлено, что у одаренных подростков с конфликтным характером самоотношения наблюдается нереалистичный уровень притязаний, неадекватная самооценка, внутренне противоречивый Я-образ, выражена напряженность психологических защит по сравнению с подростками, имеющими позитивный характер самоотношения. Выявленные различия позволяют утверждать, что конфликтный характер самоотношения связан с противоречивым Я-образом, нереалистичным уровнем притязаний, неадекватной самооценкой и напряженным функционированием психологических защит личности интеллектуально одаренных подростков.

Экспериментальная работа, в основу которой положена программа развития позитивного характера отношения личности к себе, привела к гармонизации содержания самоотношения интеллектуально одаренных подростков на сознательном и бессознательном уровнях. На сознательном уровне у одаренных учащихся отмечено увеличение уровня самоуважения, аутосимпатии, самоприятия, ожидаемого положительного отношения от других, самопопимания и снижение самообвинения личности. На бессознательном уровне наблюдается увеличение уровня самоприятия собственной личности. Изменения в самоотношении на сознательном и бессознательном уровнях свидетельствуют об изменении характера самоотношения одаренных подростков с конфликтного на позитивный. Отмечены положительные изменения таких психологических образований, относящихся к сфере самосознания, как Я-образ, самооценка, уровень притязаний и психологические защиты личности.

Результаты практической апробации программы развития позитивного характера отношения личности к себе позволяют говорить о целесообразности ее использования для развития самоотношения интеллектуально одаренных подростков в условиях общеобразовательной школы.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют особенности самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков по сравнению со среднеинтеллектуальными подростками. В то же время оно поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом специального исследования может стать возрастная динамика самоотношения одаренной личности, а также связь с аспектами социально — психологической адаптации у одаренных детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-512 с.
  2. И.С., Щебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С 134−139.
  3. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Троши-хина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. -216с.
  4. .С. О таланте и способностях (Очерки о самовоспитании). -М.: «Знание», 1970. 178 с .
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  6. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М- Воронеж, 1996. — 768 с.
  7. Ю.Д. Соотношение житейских и научных представлений об одаренности // Одаренный ребенок. 2003. № 3. С 10−20.
  8. Ю.Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. № 1. С 6−24.
  9. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  10. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144 с.
  11. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -421 с.
  12. А. Измерение умственных способностей: Пер. с франц. СПб.: Союз, 1998.-432 с.
  13. С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  14. Д.Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 6−13.
  15. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
  16. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  17. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: «Знание», 1979. — 96 с.
  18. Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Том 13. № 4. С 99−100.
  19. ., Малви Р., Назарет Д., Пажес Р., Террасье Ж.-Ш., Ушаков Д. В. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 4. С. 73−78.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  21. Г. В., Карабатова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
  22. И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: «Ось- 89», 2002. 224 с.
  23. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: «Мысль», 1989.-177 с.
  24. Н.Ф. Психологические особенности креативной одаренности // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 18−24.
  25. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416 с.
  26. Вопросы психологии способностей школьников / Под. ред. В.А. Крутец-кого. М.: Изд-во «Просвещение», 1964. — 263 с.
  27. А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 270 с.
  28. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  29. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. м.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  30. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. -144 с.
  31. Т.П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 8892
  32. Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ./ М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 320 с.
  33. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  34. А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности //Педагогика. 2003. № 8. С. 13−18.
  35. P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 560 с.
  36. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 592 с.
  37. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988.-80 с.
  38. А.Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). СПб.: ГП «Иматон», 1994. — 32 с.
  39. У. Психология / Под ред. JI.B. Петровской. М.: Педагогика, 1991. -368 с.
  40. И.В. Поло-ролевые стереотипы и развитие способностей // Одаренный ребенок. 2002. № 3. С. 57−72.
  41. З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск: Изд — во Иркут. ун-та, 1993. -56 с.
  42. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  43. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368 с.
  44. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер Ком, 2000.
  45. Л.П. Профессиональное совершенствование педагога для работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. 2003. № 3. С. 21−30.
  46. О.М. Проблема развития способностей: до и после Выготского Л.С.//Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 98−109.
  47. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 90−105.
  48. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  49. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: «Детство -пресс», 1999. — 144 с.
  50. О.Н. Проблема одаренности, гениальности, таланта в философии // Одаренный ребенок. 2003. № 1. С. 25−36.
  51. Т.А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе: Автореф. дис. соиск. уч. степ, канд. психол. наук. — Иркутск, 2003.
  52. Н.В., Свистун М. А. Программы социально психологического тренинга.-Ярославль: «Содействие», 1999.
  53. Е.Б. Психологическая защита личности: Методические рекомендации. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2003. — 21 с.
  54. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  55. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  56. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  57. Н.Г. Формирование Я-концепции дошкольников и младших школьников на основе преобразования личностного опыта. / Н. Г. Косолапова. -Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. 209 с.
  58. Креч Д, Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 27−53.
  59. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.
  60. Г. Я., Ковалева Е. Б. Психологические защиты у дошкольников. -Иркутск: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция», 2000. 84 с.
  61. И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
  62. Е.А. Школьные неврозы и одаренные дети // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С 87−92.
  63. И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 59 65.
  64. Л.И. Научно-теоретические и методологические основы изучения интеллектуальной одаренности. Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. унт», 2004. — 89 с.
  65. Л.И. Влияние личности учителя на развитие одаренного ребенка // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы II международной конференции. Иркутска: ИГПУ, 2001. — С. 186 187
  66. Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2000. — 141 с.
  67. С.А. Идентификация детской одаренности педагогами // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 36−42.
  68. Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
  69. Л.С. Детская одаренность // Одаренный ребенок. 2002. № 3. С. 4−8.
  70. Л.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13−18.
  71. Л.С. Об умственной одаренности. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. 219 с.
  72. Л.С. Широта одаренности, призвание, судьба // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 139−152.
  73. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
  74. А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 527 с.
  75. А.И. Как формировать и изменять самооценку // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
  76. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Издательство «Академия», 2003. — 256 с.
  77. А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Академический Проект- Трикста, 2004. — 176 с.
  78. Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России И США // Вопросы психологии. 2004. № 4. С 22−29.
  79. Р. Самосознание.// Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Издательский дом Бахрах М, 2000. — 656 с.
  80. И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. — Мн.: Бел. Наука, 2002. 158 с.
  81. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: «Академия», 2002. — 423 с.
  82. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  83. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
  84. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  85. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.-368 с.
  86. А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 1988. — 262 с.
  87. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 464 с.
  88. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. 507 с. Ф
  89. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого -М.: Прогресс, 1991.-376 с.
  90. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  91. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
  92. Основы общей психологии. / C. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 720 с.
  93. В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. 2003. № 3. С. 33−49.
  94. В.И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. 2003. № 7. С. 3−6.
  95. С.Р. Самосознание как эмоционально — оценочная система. — М.: Издательство МГУ, 1991.
  96. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия / Общ. ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро. М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
  97. Ф. Теория гештальттерапии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.-384 с.
  98. Ф. Практика гештальттерапии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. — 480 с.
  99. Л.Я. Компетентность в общении. Социально — психологический тренинг общения. М.: Издат-во МГУ, 1989.-216 с.
  100. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20−33.
  101. Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 32 38.
  102. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О.М.- под общей ред. Битяновой М. Р. СПб. Литер, 2004. — 304 с.
  103. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 140 с.
  104. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академический проект, 2002. — 128 с.
  105. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  106. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: «ЧеРо», 2002. — 776 с.
  107. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
  108. Психология/ Под ред. Б. А. Сосновского. -М.: Юрайт-издат, 2005. 660 С.
  109. Психология подростка: Хрестоматия. / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 526 с.
  110. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. — 68 с.
  111. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 656 с.
  112. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.-181 с.
  113. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -640 с.
  114. И.И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дис.. кандидата психол. наук. — М.: 1992
  115. В. Урок самопознания: как я сам к себе отношусь// Семья и школа. 1995. № 1. С. 21−22.
  116. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. -416 с.
  117. Дж., Райе С. Модель обогащения школьного обучения // Одаренный ребенок. 2003. № 2. С. 6−31.
  118. К. Измерение отношений в «Я» II Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2000. — 672 с.
  119. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
  120. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
  121. А.И. Альтернативные формы организации учебной деятельности как фактор развития детской одаренности // Одаренный ребенок. 2002. № 3. С. 50−56.
  122. А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // «Начальная школа» № 1 2000 С 94 100
  123. А.И. Детская одаренность и цели домашнего образования // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 62−76.
  124. А.И. Детская одаренность и школьное обучение // Одаренный ребенок. 2002. № 3. С. 73−80.
  125. А.И. Прогнозирование выдающихся достижений // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С. 23−30.
  126. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. — 144 с.
  127. Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2000. — 672 с.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  129. Н.Ю., Чирковская Е. Г. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса// Одаренный ребенок. 2002. № 3. С. 44−49.
  130. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  131. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.-215 с.
  132. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. 178 с.
  133. А.С. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972.
  134. В.Г. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 140−143.
  135. М.А. Интеллектуальная собственность на «интеллектуальную одаренность» //Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 106−111.
  136. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл.
  137. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Аврореф. дисс. докт. психол. наук. -М., 1985. 37 с.
  138. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  139. О.Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения личности: Автореф. дис. соиск. уч. степ. канд. психол. наук. -Ярославль, 2001. — 20 с.
  140. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. 328 с.
  141. Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений:: Автореф. дис. соиск. уч. степ. канд. психол. наук. -М., 2001. -19 с.
  142. Г. Возможности предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 19−30.
  143. Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. -96 с.
  144. Д.В. Одаренность, творчество, интуиция // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 78−89.
  145. Е.А. Нравственная самостоятельность одаренных детей // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 30−34.
  146. Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С. 82−86.
  147. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  148. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.— 144 с.
  149. Д. Ваш умный ребенок. -М.: Семья и школа. 1996. 192 с.
  150. С.С. Личностная детерминация генезиса детской одаренности: Автореф. дис. соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 25 с.
  151. К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Иностранная психология. 1999. № 11. С.30−40.
  152. К.А., Перлет К., Слервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120−136/
  153. М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. -М.: ПЕРСЭ, 2002.-304 с.
  154. М.А. Конитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Том 13. № 3. С. 84−93.
  155. М.А. Основные формы проявления одаренности у взрослых // Одаренный ребенок. 2003. № 3. С. 6−9
  156. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. 392 с.
  157. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности //Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 32- 39.
  158. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство «Наука», 1977.
  159. В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. — 188 с.
  160. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -544 с.
  161. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69−78.
  162. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: Пер. с нем. / Под ред. В. А. Лукьянова. СПб: Союз, 1997. — 128 с.
  163. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе. -Вопр. Психологии, 1998, № 4
  164. Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 52−63.
  165. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 34 — 43.
  166. Е.И. Зачем определять одаренность школьников // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С. 32−46.
  167. Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. № С. 132−143.
  168. В.М. Проблема одаренности. М., 1923. — 132 с.
  169. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  170. Юнг К. Г. Феномен одаренности // Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: «ЧеРо», 2002. — 776 с.
  171. B.C. Воспитание против одаренности // Семья и школа. 1995. № 2. С. 14−15.
  172. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и научн. ред. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 624 с.
  173. B.C. Развивающий дискомфорт в народной и профессиональной психопедагогике // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С. 48−64.
  174. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. — 640 с.
  175. Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 61 69.
  176. Alexander, Patricia A. and Muir, Joseph. Gifted Education: A Comprehensive Roadmap. Rockvill, Md.: Aspen Publishers, 1982. — 265 p.
  177. Heller K. A., Ziegler A. Gender Differences in Mathematics and the Sciences: Can Attributional Retraining Improve the Performance of Gifted Females? // Gifted Child Quarterly, V.40.No. 4, Fall 1996.
  178. C. L. / Counseling the Gifted and Talented Female Adolescent: The Relationship between Social Self-Esteem and Traits of Instrumentality and Expressiveness // Gifted Child Quarterly. Fall 1983/ Vol/ 27, number 4. — P. 157−161.
  179. Kelly K.R. Effects of Academic and Gender on Academic and Social Self-Concept: A Replication Study / School of Education Purdue University Lavern K. Jordan Olivert Nazarene University, 1990. P. 1−23.
  180. Leroxoux J.A. The Gifted in Middle School. Making Theory Real: Developmental Theory and Implications for Education of Gifted and Adolescents // Roar Review/November, 1986. P. 23−28.
  181. Monks F.J. Development of gifted children: The issue of identification and programming // Talent for the future. Assen, 1992. P. 191−202.
  182. Renzulli J.S. A general Theory for the Development of Creative Productivity Through the Pursuit of Ideal Acts of Learning // Gifted Child Quarterly. 1992. № 36. P. 170−182.
  183. Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness: a Developmental Model for Creative Productivity // Stern berg R.J. & Davidson J.E. (Eds.) Conceptions of Giftedness. N.Y., 1986. P. 332−357.
  184. Tuttle, Frederik B. Characteristics and identification of gifted and talented students.- Washington: National Education Association, 1988. 160 p.
Заполнить форму текущей работой