Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучая становление адекватной и устойчивой самооценки младшего школьника в учебной деятельности, психологи чаще обращаются к развитию интеллектуальной сферы. Однако генезис самооценки предполагает участие и эмоциональной составляющей, в большей степени связанной с обобщенным отношением ребенка к себе и с характером взаимосвязи, складывающейся между общей и частной самооценкой. Проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Проблема самооценки в психологии. Самооценка в развивающемся самосознании
    • 1. 2. Характеристика адекватности и устойчивости самооценки
    • 1. 3. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника
  • Глава 2. Организация психодиагностического эксперимента
    • 2. 1. Методика изучения развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности
    • 2. 2. Линии анализа экспериментальных данных, методика их обработки
  • Глава 3. Описание результатов эмпирического исследования
    • 3. 1. Развитие адекватности самооценки младшего школьника в учебной деятельности
    • 3. 2. Развитие устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности
    • 3. 3. Индивидуальные особенности развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника
    • 3. 4. Взаимосвязь устойчивости и адекватности частных самооценок младших школьников в учебной деятельности с их обобщенными самооценками

Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество с его постоянно ускоряющимся темпом развития ставит перед школой основную проблему — проблему воспитания активной личности, способной к «авторству» собственной жизни. Основу такой позиции составляет субъектное отношение индивида к предметной деятельности, деятельности общения, самосознанию. Главной задачей начальной школы, в данном контексте, является становление школьника как субъекта учебной деятельности. Последние теоретические и экспериментальные работы отечественных психологов (Д.Б. Богоявленская, А. Н. Крылов, А. К. Осницкий,.

A.Г.Цукерман и др.) с особой остротой показывают, что именно обращение к сфере самосознания является ключом к решению проблемы формирования субъекта учебной деятельности. Самостоятельная постановка задач самоизменения, которая выступает ядром формирования субъектного отношения к предметной деятельности, невозможна без развития способности ребенка адекватно оценивать успешность своей деятельности, опираясь на собственные оценки, а не на оценки извне. Изучению развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности и посвящена настоящая работа.

В современной психологической литературе стало общепризнанным различие в структуре самооценки её обобщенной части и периферии (Л.И. Божович, Р. Берне, Л. С. Выготский, И. С. Кон,.

B.В. Столин, И. И. Чеснокова и др.). Однако зачастую авторы в своих экспериментальных работах, изучая особенности развития отдельных характеристик самооценки, не соотносят их с основными её структурными единицами. В связи с этим в современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему адекватности и устойчивости самооценки. Так, в работах М. И. Лисиной, А. И. Сильвестру, В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, С. Р. Якобсон и др. подчеркивается, что следует отказаться от характеристики адекватности самооценки, указывается, что вызывает сомнение сама возможность адекватного определения и познания себя и другого. Наряду с данным положением в современных психологических работах значительное место отводится экспериментальному изучению адекватности самооценок (Т.Ю. Андрущенко, Г. И. Катрич, А. И. Липкина, И. А. Слободнюк и др.). Понятие устойчивости самооценки также во многих работах наполняется различным содержанием, требующим дальнейшего уточнения и соотнесения его со структурой самооценки.

Изучая становление адекватной и устойчивой самооценки младшего школьника в учебной деятельности, психологи чаще обращаются к развитию интеллектуальной сферы. Однако генезис самооценки предполагает участие и эмоциональной составляющей, в большей степени связанной с обобщенным отношением ребенка к себе и с характером взаимосвязи, складывающейся между общей и частной самооценкой. Проблема взаимосвязи общей самооценки с адекватностью и устойчивостью её частных проявлений, изучение возрастной динамики данной взаимосвязи, определение основных характеристик глобальной самооценки, влияющих на адекватность и устойчивость самооценки младшего школьника в учебной деятельности требуют своего дальнейшего изучения.

Целью нашей работы-является изучение возрастных изменений в уровне адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности и взаимосвязи изучаемых характеристик частных самооценок с обобщенными самооценками испытуемых.

Объект исследования: самооценка младшего школьника в учебной деятельности.

Предмет исследования: динамика развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. От второго к четвертому классу возрастает количество адекватных и устойчивых самооценок младших школьников в учебной деятельности.

2. Адекватность и устойчивость самооценки младшего школьника в учебной деятельности зависит от их обобщенных самооценок.

Из поставленных гипотез вытекают следующие задачи:

— определить возрастную динамику развития адекватности самооценки младшего школьника в ситуации выполнения простого и сложного учебного задания;

— проанализировать влияние оценок учителя и значимого сверстника на устойчивость самооценки учеников второго и четвертого классов;

— выявить индивидуальные особенности развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности;

— изучить зависимость адекватности и устойчивости самооценок младших школьников в учебной деятельности от их обобщенных самооценок.

Методологическую основу работы составляют принципы развития, единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип системности, изложенные в работах ведущих отечественных психологов.

В основе исследования лежат теоретические положения, разработанные в трудах Л. И. Божович, JI.C. Выготского, А. В. Захаровой, И. С. Кона, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, И.И. Чесно-ковой о месте и роли самооценки в развивающемся самосознании, генезисе, структуре и функции самооценки, её роли в становлении личности.

Организация исследования: исследование проводилось на базе средней школы № 29 г. Курска с 1997 года по 1999 год. В эксперименте принимали участие 150 учеников начальной школы.

Методы исследования: для решения поставленных задач, достижения целей исследования и проверки выдвинутых гипотез был разработан и проведен констатирующий эксперимент, использовались такие методы, как беседа, наблюдение, а также методика «лесенка», созданная Т. В. Дембо и С. Л. Рубинштейном и адаптированная В. Г. Щур для изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей, социометрия.

Достоверность выводов. Научная обоснованность результатов исследования обеспечена методологической целостностью работы, учетом принципов современной психологии. Объективность полученных данных обеспечивается не только адекватностью методов предмету и задачам работы, но и количественным и качественным анализом экспериментального материала, в ходе которого были использованы методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость. В результате исследования впервые было установлено, что наряду с развитием адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника от второго к четвертому классу происходит увеличение количества ригидных стереотипных самооценок, независящих от сложности выполнения учебных заданий и влияния внешних оценок значимых других. В работе определены индивидуальные особенности развития адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника. Выявлена взаимосвязь между обобщенными самооценками испытуемых и устойчивостью и адекватностью их самооценок в учебной деятельности. Установлены характеристики обобщенных самооценок, влияющих на развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности. Раскрыта динамика взаимосвязи общей и конкретной самооценки младшего школьника.

Практическая значимость. Результаты исследования могут оказаться полезными при составлении психологически обоснованной программы по развитию адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности. Полученные данные могут быть использованы практическими психологами в процессе диагностики развития отношения к себе младших школьников, в профилактической работе с родителями и учителями с целью предоставления экспериментального подтверждения решающего значения ожидаемых оценок значимых взрослых для развития личности ребенка, становления его как субъекта учебной деятельности.

Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в процессе преподавания курсов возрастной и педагогической психологии, при подготовке учителей начальных классов.

Положения, выносимые на защиту.

1. С возрастом наряду с ростом адекватных и устойчивых самооценок младших школьников в учебной деятельности наблюдается увеличение количества ригидных, стереотипных и неадекватных самооценок.

2. В развитии адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности существуют индивидуальные различия.

3. Адекватность и устойчивость самооценки младших школьников в учебной деятельности зависит от их обобщенных самооценок. Данная взаимосвязь проявляется сложно и неравномерно, наиболее тесной она оказывается с общей, глобальной самооценкой. К четвертому классу влияние обобщенных самооценок на адекватность и устойчивость их частных проявлений усиливается.

4. Максимально высоким, некритичным, а также низким уровням обобщенных самооценок соответствуют неадекватные зависимые и неустойчивые или стереотипные и ригидные самооценки школьников при выполнении учебных заданий. Высокие ожидаемые оценки родителей и учителя, представленные в структуре глобальной самооценки учеников, влияют на повышение адекватности и устойчивости самооценок младших школьников. С возрастом данная взаимосвязь становится более выраженной.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии факультета начального обучения РГПУ имени А. И. Герцена в 1998 — 2000 годах, на Герценовских чтениях РГПУ имени А. И. Герцена в 1999, 2000 годах.

Структура и объем диссертации

Основные положения диссертации изложены на i 6 у страницах машинописного текста, включающего введение, три главы, заключение, список литературных источников. В тексте б рисунков, / 7 таблицы.

Выводы по третьей главе.

1. На адекватность самооценки младшего школьника в учебной деятельности влияет уровень сложности задания. При выполнении простого задания адекватность самооценок школьников выше, нежели при выполнении сложного. К концу четвертого класса происходит снижение адекватности самооценки в условиях выполнения простого задания и увеличение адекватности при выполнении сложного при сохранении общей тенденции снижения адекватности самооценки в условиях выполнения сложного задания.

2. Адекватность самооценок младшего школьника зависит от того, с какой точки зрения дана самооценка: прогностической или ретроспективной. Адекватность ретроспективных самооценок выше прогностических, с возрастом происходят изменения в их соотношении в сторону увеличения адекватности ретроспективных самооценок.

3. На устойчивость самооценки младшего школьника в учебной деятельности влияет уровень сложности задания. Характер влияния во многом схож с описанным выше на уровень адекватности самооценки школьников. В условиях выполнения простого задания устойчивость самооценок испытуемых выше, нежели в условиях выполнения сложного. К четвертому классу данное влияние уменьшается, наблюдается значимо меньший разрыв в устойчивости самооценки в условиях выполнения простого и сложного задания при общем увеличении устойчивости самооценки.

4. Уровень устойчивости ретроспективных самооценок выше, нежели прогностических. С возрастом данное соотношение не меняется.

5. Существуют возрастные изменения во влиянии оценок учителя и сверстника на устойчивость самооценок младшего школьника в учебной деятельности. К четвертому классу увеличивается ориентация школьников на оценки значимого сверстника, влияние оценок учителя и сверстника на устойчивость самооценок испытуемых становится практически одинаковым.

6. Не выявлено взаимосвязи адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности с уровнем их обоснованности. Снижение, как адекватности, так и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности сопровождается увеличением обоснованности самооценок, связанных со ссылками на школьные оценки, обычную успешность в учебной деятельности. С возрастом уровень обоснованности самооценок увеличивается.

7. Наблюдаются индивидуальные различия в развитии адекватности и устойчивости самооценок младшего школьника в учебной деятельности. Анализ данных позволил выделить четыре группы испытуемых по степени развития изучаемых характеристик: первую группу составили испытуемые с адекватной и устойчивой самооценкойво вторую группу вошли ученики, прогностические самооценки которых ориентировались на оценки значимых других, ретроспективные самооценки отличались адекватностью и устойчивостьютретья группа испытуемых отличалась повышенной неустойчивостью и неадекватностью самооценок, что проявилось и в прогностических, и в ретроспективных самооценках учениковособенностью самооценок четвертой группы оказалась чрезвычайная ригидность последних, то есть в разнообразных и противоречивых условиях эксперимента ученики удерживали самооценку на одном определенном уровне, чаще всего завышенном или заниженном. С возрастом наиболее значимо возрастает группа испытуемых с ригидными самооценками. Несколько менее выражено увеличивается группа школьников с устойчиво адекватными самооценками. Снижается количество неустойчивых и неадекватных самооценок, соответствующих второй и третьей группе испытуемых.

8. Анализ обобщенных самооценок испытуемых показал, что с возрастом происходит снижение их высоты, наработка критического отношения к себе, однако вплоть до четвертого класса остается некоторое количество детей, обладающих некритичной самооценкой по всем трем шкалам, которые рассматривались в работе: общей самооценке, самооценке интеллектуальных способностей и характериологических особенностей.

9. Изучение ожидаемых оценок значимых других по трем рассматриваемым шкалам обобщенных самооценок позволяет сделать следующие выводы: максимальное количество высоких ожидаемых оценок (ожидаемые оценки выше самооценок) формируется за счет ожидаемых оценок родителейс возрастом данное положение не меняетсяот второго к четвертому классу значимо увеличивается количество конфликтных обобщенных самооценок (ожидаемые оценки значимых других ниже самооценок), формируемых за счет низких ожидаемых оценок учителяв группе обобщенных самооценок, характеризующихся совпадением с ожидаемыми оценками значимых других, с возрастом происходит смещение наибольшего количества таких совпадений с ожидаемых оценок учителя на ожидаемые оценки сверстника.

10. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии влияния обобщенных самооценок испытуемых на устойчивость и адекватность их самооценок в учебной деятельности. Наиболее тесно взаимосвязь проявилась с общей самооценкой. К четвертому классу влияние обобщенных самооценок на адекватность и устойчивость их частных проявлений усиливается.

11. Для группы детей с наиболее устойчивыми и адекватными самооценками в учебной деятельности не характерен максимально высокий и низкий уровень общей самооценки и самооценки интеллектуальных способностей, свойственны высокие ожидаемые оценки со стороны родителей и учителя по наиболее глобальной общей самооценке. Данная взаимосвязь к четвертому классу становится более выраженной.

12. Вторая группа испытуемых с частично адекватными и устойчивыми самооценками, по-видимому, является переходной (о чем.

150 свидетельствует её уменьшение к четвертому классу с 18% до 12%). Взаимосвязь в данной группе испытуемых с обобщенными самооценками проявляется наиболее неопределенно и размыто.

13. Испытуемые третьей и четвертой группы с зависимыми и сверхпластичными или ригидными и стереотипными и в обоих случаях неадекватными самооценками в учебной деятельности отличаются совпадением характеристик их обобщенных самооценок. Для младших школьников, отнесенных нами к третьей и четвертой группе, характерны максимально высокий, некритичный уровень общей самооценки и самооценки интеллектуальных способностей, низкий уровень обобщенных самооценок всех трех шкал, а также совпадение ожидаемых оценок значимых других с обобщенными самооценками. С возрастом описанные взаимосвязи проявляются более интенсивно.

Заключение

.

Полученные результаты позволяют утверждать, что подтвердилась выдвинутая нами гипотеза об увеличении с возрастом в самооценке младшего школьника адекватности и устойчивости. К четвертому классу наблюдается рост адекватных и устойчивых самооценок младших школьников в учебной деятельности, однако наряду с этим обнаружено увеличение количества ригидных, стереотипных и неадекватных самооценок, которые не опосредованы ни сложностью задания, ни реальными результатами его выполнения, а обусловлены какими-то внутренними причинами, удерживающими самооценку испытуемых на одном определенном уровне.

На уровень адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности влияет характер задания, и также то, с какой точки зрения прогноза или ретроспективы была дана самооценка.

От второго к четвертому классу наблюдается снижение адекватности самооценок учеников в условиях выполнения простого задания. При выполнении сложного задания адекватность самооценок учеников с возрастом увеличивается. Существуют возрастные изменения в сторону увеличения адекватности ретроспективных самооценок по сравнению с прогностическими.

К четвертому классу происходит рост устойчивости самооценки при выполнении простого и сложного задания в условиях влияния оценок учителя и сверстника. В условиях выполнения сложного задания устойчивость самооценок младших школьников явно снижается, данная тенденция более характерна для испытуемых второго класса.

Установлено, что влияние оценок учителя и значимого сверстника на устойчивость самооценок испытуемых в учебной деятельности к концу младшего школьного возраста становится практически одинаковым.

Устойчивость ретроспективных самооценок по сравнению с прогностическими выше, однако не наблюдается возрастных изменений в данном соотношении. Не обнаружена взаимосвязь обоснованности самооценки младших школьников в учебной деятельности с их адекватностью и устойчивостью. И хотя к четвертому классу указанная взаимосвязь начинает формироваться, однако все еще остается не явно выраженной.

Существуют индивидуальные различия в развитии адекватности и устойчивости младшего школьника в учебной деятельности. С возрастом увеличивается количество детей с адекватными и устойчивыми самооценками, уменьшается группа школьников с зависимыми и неадекватными самооценками в учебной деятельности. Наиболее представленной для испытуемых второго и четвертого классов оказалась группа с ригидными и неадекватными самооценками, с возрастом данная группа увеличивается.

Обнаружена взаимосвязь между обобщенными самооценками испытуемых и устойчивостью и адекватностью их самооценок в учебной деятельности, что подтверждает вторую гипотезу настоящей работы. Наиболее тесно взаимосвязь проявилась с общей самооценкой. К четвертому классу влияние обобщенных самооценок на адекватность и устойчивость их частных проявлений усиливается.

Установлено, что высокий и низкий уровень глобальной самооценки и самооценки интеллектуальных способностей снижает адекватность и устойчивость самооценок младших школьников в.

153 учебной деятельности. Высокие ожидаемые оценки родителей и учителя, представленные в структуре общей самооценки, способствуют развитию изучаемых характеристик самооценки. С возрастом данные взаимосвязи более выражены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности М., 1973 с. 202.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука., 1980.
  3. Ш. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалва Амонашвили, 1995. с. 496.
  4. .Г. К постановке проблемы развития самосознания. Избр. псих, труды в 2-х томах. М. Педагогика-т.Н- с. 103−127.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. с. 384.
  6. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе.
  7. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Автор, канд.дис. М. 1978. с. 23.
  8. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I-IV классов в учебной деятельности. Вопросы психологии. 1968 № 3 с. 131−138.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. тр. М.: Наука, 1978.с. 400.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  11. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип деятельности в психологии. М., 1978. с. 21−38.
  12. М.М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1979.
  13. Х.Т., Смирнова Е. О. Общение со взрослыми -основной источник психического развития (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. 1980 № 2 с. 32−35.
  14. Н. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1998.с. 624.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986.
  16. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999 № 2 с.35−41.
  17. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ., 1982.
  18. А.А. Восприятие человека человеком. JL, 1965.с.123.
  19. Л.И. Избранные психолог, труды. М.: Издательство ИПАН, 1993. с.167−217.20. Боришевский М.И.
  20. М.Э. Захарова А.В. Показатели и уровни рефлексии в
  21. V оценке и самооценке* качеств личности // Новые исследования впсихологии., 1983. № 2 с. 29.
  22. А.В. Мышление: процесс деятельного общения. М.: Наука., 1982.
  23. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994
  24. М. Я и Ты М.: Высш.шк., 1993.с. 175.
  25. Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии., 2000 № 1.с. 96−108.
  26. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
  27. З.А. Особенности преодоления нравственно критических ситуаций в зависимости от степени адекватности самооценки. Автор.канд.дис., Тбилиси, 1987.
  28. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.
  29. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989.
  30. Д.В. разговор с родителями / Пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева.-М.: Независимая фирма «Класс», 1994. с. 112.
  31. М.В. Взаимосвязь 'рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач. Автор, канд.дис. М., 1989. с. 21.
  32. Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста// Вопросы псих. 1996 № 3 с.14−27.
  33. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.с. 224.
  34. Л.С. Проблема развития // собр. соч.: в 6 т. М., 1984.1. Т.4.
  35. Т.В. Психологические механизмы решения задач на самооценку. Автор. М., 1986. с. 21.
  36. Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под редакцией М. И. Лисиной. М., 1980. с. 78−98.
  37. О.В. Проблема структуры сознания в трудах Л.С.Выготского // Мир психологии. 1999 № 1 с. 111 -118.
  38. Г. С. Философская антропология М.: Вестник, 1997. с. 443.
  39. В.В. Виды обобщения в учении. М.: Педагогика., 1972.
  40. В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  41. В.В. Психическое развитие младшего школьника. М., 1990.
  42. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор., 1996.
  43. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии., 1992. № 3−4 с. 14−19.
  44. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  45. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Под ред. Т. А. Репиной. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.:Педагогика, 1987.С. 192.
  46. У. Личность // Психология личности: Тезисы. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузарея. М., 1982.
  47. И.Т. Целостная деятельность и «образ самого себя» у ^ дошкольников // Новые исследования в психологии., 1979. № 2(21).с. 64−69.
  48. А.К. дважды два икс.
  49. М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии., 1982 № 2 (27). с.48−54.
  50. Т.В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старшеклассников // Вопросы психологии., 1995 № 2 с. 47−59.
  51. Т.В., С.Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии, 1999 № 1 с.50−60.
  52. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников //Вопросы психологии., 1978 № 2.к 53. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. // Избр.психол. труды. М., 1986.
  53. А.В. Генезис самооценки. Автореф. докт.дис. М., 1989. с. 20.
  54. А. В. Мамаджанов М. Роль самооценки в формировании познавательной активности младшего школьника // Новые исследования в психологии., 1983 № 1 с. 28, № 2 с. 25.
  55. А.В., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии., 1981 № 1 с. 24, № 2 с. 25.
  56. В.В. Психология детства. Екатеринбург. Деловая книга., 1995.с. 265.
  57. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы ^ психол, 1991. № 2 с. 15−36.
  58. В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии., 1999 № 1 с.97−104.
  59. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
  60. З.С. Психологические особенности самоопределения младших школьников. Автор.канд.дис. Киев, 1989. с. 23.
  61. Т.Н. Становление рефлексивности самооценки в младшем школьном возрасте. Автор, канд.дис. М. 1991. с. 21.
  62. Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах. Шадринск, 1996.
  63. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1973 с. 367.
  64. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982с. 192.
  65. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск: Из-во Красноярск у-та., 1994.
  66. Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии., 1979. № 2.с. 21.
  67. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности. Автореф.канд.дис. М., 1984. с. 20.
  68. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  69. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. v 71. Липкина А. И. Самооценка школьника. Педагогика и психология.1. М., Знание. 1976. № 2.
  70. А.И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.
  71. М.И. Влияние отношений с близким взрослым на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы псих., 1961. № 3 с.117−124.
  72. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы псих., 1978 № 5 с.73−78.
  73. М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: АПН СССР, 1974. с.3−24.
  74. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Моск. Психолого-социальный институт, 1997.
  75. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  76. М. И. Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  77. Л.Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопросы псих., 1993 № 2 с.26−35.
  78. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Яз. русск. культ., 1997.
  79. М. Психологические особенности связи познавательной активности и самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф.канд.дис. М, 1991. с. 23.
  80. Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Л., 1989.
  81. А.А. Личность и сознание. М., «Медицина», 1978. с. 176.
  82. B.C. Проблема экспериментальной психологии личности. -Ученые записки Пермского пед-го института. Т.77 сп.ХИ. Пермь, 1970.
  83. В.Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Курс лекций. Вологда, 1986. с. 52.
  84. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Из-во МГУ, 1981.
  85. B.C. Детская психология М., 1985.
  86. B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта -М.: Педагогика, 1981. с. 239.
  87. B.C. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975.
  88. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  89. В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.С. 356.
  90. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2.М.: изд-во АПН. СССР, 1960.
  91. НГО Тхи Тхой. Влияние родительских отношений на усвоение дошкольниками норм поведения со сверстниками. Автор.канд.дис. Л., 1990. с. 20.
  92. Нулуманов Улукходжа. Становление устойчивых характеристик самооценки в младшем школьном возрасте. Автор.канд.дис. М., 1987. с. 25.
  93. Л.Ф. Возрастная психология. Роспедагенство. М., 1996. с. 372.
  94. Общая психодиагностика. Под ред. С. А. Бодалева, В. В. Столина -М.: МГУ, 1987.С. 304.
  95. Д.В. «Я-сам!»-М.: Знание, 1986 № ll.c. 96.
  96. Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы мед. психологии Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой М., 1980. с. 62−77.
  97. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., Знание, 1986.
  98. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. И. Венгера. М., 1988.
  99. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: М., 1991.
  100. Педагогическая психология / Под ред. А. И. Раева. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.с. 152.
  101. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на Дону: Феникс, 1996. с. 512.
  102. . Избр. психол. труды. М. Просвещение, 1969.
  103. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Прсвещбние, 1990.
  104. JI.B. Взаимодействие коллективности и индивидуальности в моральном развитии младшего школьника. Автор.канд.дис. Киев, 1991. с. 20
  105. Принцип развития в психологии. Издательство Наука АН СССР./ Под ред. А. В. Петровского. —М., 1978.
  106. Психологическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. с. 160.
  107. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1965.
  108. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1988.
  109. C.B. Взаимосвязь самооценки и мыслительного процесса при решении задач. Автор, канд.дис. М., 1988.с. 20.
  110. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе обучения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика., 1989. с. 166−187.
  111. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989.
  112. Развитие общения у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной М: Педагогика, 1974.с. 288.
  113. В.М. Природа созания и проблема его изучения // Мир психологии, 1999 № 1 с. 104−111.
  114. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.
  115. А.И. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л., 1989.
  116. К. Клиентоцентрированная терапия «Рефл-бук» «Ваклер», 1997.с. 316.
  117. К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.
  118. Н.К. Развитие самопринятия у детей, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений. Автореф. канд.дис. М., 1995.
  119. С.Л. Бытие и сознание.-М. Ан. СССР, 1957.С. 328.
  120. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  121. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  122. С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь // Собр. соч.: в 2 т. М., 1989 т.2 с. 236−250.
  123. С.Л. Человек и мир М., Наука, 1997.С.190.
  124. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970.с.216.
  125. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореферат канд.дис. М., 1970.с. 23.
  126. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы её сохранения// Вопросы психологии, 1975 № 3 с. 62−72.
  127. А.И. основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и пед.психологии. Под.ред. Лисиной М. И. М., 1980. с.119−139.
  128. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представлений о своих возможностях. Автор.канд.дис. М. 1978. с. 18.
  129. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань, 1992.
  130. И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте. Автор.канд.дис. -Киев, 1989. с. 20.
  131. Слободчиков В. И, Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.
  132. Слободчиков В. И, Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы псих, 1999 № 3 с. 25−36.
  133. В.М. Влияние оценки взрослого на формирование отношений к себе у детей. Автор.канд.дис. М, 1986.с. 22.
  134. Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии, 1998 № 5 с.105−112.
  135. Е.О. Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии // Вопросы психол, 1999 № 4 с.87−92.
  136. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995. с. 653.
  137. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М, J989.C. 213.
  138. А.Г. Сознание и самосознание.М, 1972.
  139. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Автореф. кан.дис.-М, 1977.с. 16.
  140. В.В. Самосознание личности. М, 1983.
  141. Г. С, Колюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников. — Л, 1967. с. 38.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. М, 1988.
  143. А.К. Социально психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности // Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. М, 1988.
  144. О.В. Динамика становления субъекта самооценивания. Авт.канд.дис. Л, 1991. с. 21.
  145. Флейк-Хобсоп К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ./Общ.ред. и пред. М. С. Мацковского.- М: Центр общечеловеч. ценностей, 1993.с. 511.
  146. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.с. 140.
  147. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде В. Ф. Бассин и М. Г. Ярошевский. -М.:Наука. 1989.с.456.
  148. Г. Семья глазами ребенка. М., Педагогика, 1989.
  149. О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника. Автор.канд.дис. М., 1990.с. 22.
  150. Л., Зиглер Д. Теории личности //Основные исследования и применение. СПб Питер Пресс, 1997.с. 608.
  151. А.Г. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы псих., 1999 № 6. с.3−18.
  152. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг., 1993.
  153. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии, 1998 № 5 с.68−81.
  154. Г. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. // Проблемы сознания. М., 1968.
  155. Чан Тхи То Оань. Оценка и самооценка нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте. Автор.канд.дис. М., 1986.с. 23.
  156. И.И. Проблема самосознания в психологии М., Наука, 1977.с. 144.
  157. В.И. Межличностные-отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психол., 1997. № 3 с. 102−111.
  158. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журнал, 1993 т. 14 № 5 с.3−12
  159. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1994.
  160. Шур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности. М., 1982.
  161. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  162. Д.Б. Избранные психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
  163. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
  164. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., «Знание», 1974.с. 64.
  165. Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития // Педагогика, М., 1978.
  166. Юнг К. Г. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1994.с. 336.
  167. Т.П. Роль самооценки в регуляции поведения младшего школьника. Автор.канд.дис.. М., 1977.с. 20.
  168. С. Г. Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии, 1989 № 6 с.34−42.
  169. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984
  170. С.Г., Прусс И. В. Последние победы Буратино. М. Знание, 1983. № 8. с. 96.
  171. Coopersmith S. The antecendents of self-esteem. San Francisco, 1967.
  172. Rosenberg M. Psychological selectivity in self-esteem formationll Social psychology of the self-concept. IV. Y/
  173. Tesser A., Campbell J. Self-evaluation maintenance and the perception and strangers // S. Of Personality, 1982, V. 50. № 3.
Заполнить форму текущей работой