Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные положения о феномене духовности как средстве, позволяющем выйти за рамки индивидуального бытия (A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — концепции о духовности как результате активного деятельностного процесса целеполагания и целедостиже-ния (В.П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза
    • 1. 1. Понятие духовности: философско-историческое осмысление
    • 1. 2. Духовность в психологической науке: состояние проблемы
    • 1. 3. Духовность человека: предметный и инструментально-функциональный аспекты
    • 1. 4. Генезис духовности человека и особенности развития духовности на этапе вузовской профессиональной подготовки
    • 1. 5. Коммуникативные специальности: общая характеристика
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Концептуальное обоснование экспериментальной процедуры исследования развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Серии и методы экспериментального исследования
    • 2. 3. Программа-активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза
  • Выводы по второй главе

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования-развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза 92 3 .1. Эмпирическое исследование психологических особенностей духовности студентов коммуникативных специальностей

3.1.1. Представления студентов о духовности

3.1.2. Специфика содержания духовности студентов

3.1.3. Влияние направленности обучения на характеристики духовности и индивидуально-психологические параметры студентов 124 3:1.4. Индивидуально-психологические особенности студентов по фактору — уровень развития духовности

3.2. Лонгитюдное исследование развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза

3.3. Экспериментальное исследование развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза

Выводы по третьей главе

Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начиная с последней трети XX века духовность становится предметом серьёзного теоретического осмысления в психологии и последние десять лет находится в фокусе внимания многих исследователей (В.П. Зинченко, В. И. Слободчиков, Н. А. Коваль, И. М. Ильичёва, Д. А. Леонтьев и др.). Объяснение этому видится в общей логике развития психологической науки, обусловленной спецификой изменения российского общества и психологии человека. В современных условиях необходимости согласования технократизма и гуманизма как ориентиров жизни личности одним из центральных направлений в исследовании внутреннего мира человека и закономерностей целостного его1 развития становится изучение духовности, охватывающей человека во всем многообразном единстве его жизни.

Сегодня существует широкий диапазон теоретических и методологиче-' ских подходов* к изучению духовности. Исследователи определяют духовность как культурологическую, экзистенциальную, гуманистическую или теологическую категорию. Некоторые из них сходятся на том, что духовность необходимо рассматривать как интегральную систему, проявляющуюся через совокупность критериев и показателей, систематизация которых позволяет выделить отдельные взаимодействующие компоненты.

Особый интерес для педагогической психологии, представляет изучение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза, которые в последующей реализации своей профессиональной деятельности выступаютобъектами идентификации в различных общественных системах: образовательных учреждениях, социальных службах, административно-государственных и политико-правовых структурах, масс-медиа и т. д. Такие исследования важны и в силу той роли, которую играет духовность в личностно-профессиональном развитии рассматриваемой категории будущих специалистов.

Будущий представитель коммуникативных специальностей с высокой степенью развития духовности в большей степени стремится к саморазвитию и самопознанию, готов работать с человеком на персонологическом уровне, уделять внимание его творческому потенциалу и отходить от стереотипности в профессиональной сфере. Деятельность таких специалистов способствует созданию «духовного пространства», которое позволяет его участникам переживать субъектность и осознавать смысл своей жизни. Помимо этого, духовность определяет формы адаптивных процессов человека в стрессовых ситуациях, что очень важно в связи с тем, что представители коммуникативных специальностей в большей мере подвержены эмоциональному истощению и мотивацион-но-установочному выгоранию по сравнению с представителями других специальностей.

По вопросам профессионального становления человека в науке накоплен солидный материал, например, исследуются различные аспекты развития и саморазвития личности специалиста (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Н. С. Пряжников и др.). Однако знания об особенностях развития духовности студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям, в образовательном процессе вуза крайне ограничены. Основной причиной малой изученности данной проблемы является отсутствие общепринятой концепции духовности и адекватных методов её исследования и1 развития. Вместе с тем, изучение развития ^ духовности студентов коммуникативных специальностей в контексте образовательной среды вуза позволяет решить одну из первостепенных задач педагогической психологии — обеспечить качественную профессиональную подготовку представителей коммуникативных специальностей.

Цели исследования — изучение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза, разработка и апробация программы активизации этого процесса в ходе профессионального обучения.

Объект исследования — духовность студентов коммуникативных специальностей.

Предмет исследования — особенности проявления, динамика и психолого-педагогические условия развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза.

Гипотезы исследования.

1. Развитие духовности будущих представителей коммуникативных специальностей происходит в ходе обучения в вузе. При этом процесс духовного развития оказывается более эффективным, если в рамках профессиональной подготовки реализуется Программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей.

2. Существует связь между спецификой содержания духовности и индивидуально-личностными особенностями студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям.

3. Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза обеспечивается не только соотношением образовательных дисциплин и уровнем выраженности индивидуально-личностных особенностей, но и специальной психолого-педагогической программой активизации развития духовности.

Задачи исследования.

1. На основе системного анализа литературы по проблеме дать обобщённое определение духовности, выделить основные параметры анализа её содержания: структурные компоненты, сущностные показатели, функции, возможные этапы и условия развития.

2. Обосновать понятие «коммуникативные специальности», определить особенности профессиональной подготовки и деятельности их представителей.

3. Описать содержание духовности студентов коммуникативных специальностей.

4. Выявить связь духовности студентов коммуникативных специальностей с их индивидуально-личностными особенностями и направленностью обучения в вузе (объём и содержание учебной нагрузки по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам).

5. Установить особенности развития духовности студентов коммуникативных специальностей в процессе профессионального обучения (с I по V курс).

6. Разработать и апробировать программу активизации процесса развития духовности студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям, в образовательном процессе вуза.

Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные положения о феномене духовности как средстве, позволяющем выйти за рамки индивидуального бытия (A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — концепции о духовности как результате активного деятельностного процесса целеполагания и целедостиже-ния (В.П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) — теории о духовном творчестве человека, функционировании его субъективного внутреннего мира (В.Л. Братусь, В. И. Слободчиков и др.) — теории о духовности как принципе саморазвития и самореализации (А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй и др.) — концепции о духовности как культурологической и мировоззренческой категории (Л.И. Божович, В. Л. Братусь, С. Л. Рубинштейн и др.) — научные представления о^ духовности как структурном образовании (И.М. Ильичева, H.A. Коваль, В'.Г. Федотова и др.) — основные идеи об условиях и механизмах духовного, нравственного развития личности (Б.С. Братусь, H.A. Коваль, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.) — положения о сущности профессионального становления и формирования личности специалиста (A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.).

Учитывая многоаспектность духовности как психологического явления, мы проанализировали и сопоставили источники как научно-психологического, так и философско-религиозного характера. Важными явились взгляды Б. С. Братуся, В. И. Слободчикова, Б. В. Ничипорова, Е. П, Рязанова, М. В. Розина, которые попытались объединить религиозный и психологический подходы к изучению духовности.

Методы исследования: В соответствии с поставленными задачами использовался теоретико-методологический, логико-исторический и сравнительный анализ литературных источников.

Экспериментальное исследование представлено пакетом инструментария: анкетирование, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ и интент-анализ. В соответствии с программой исследования была применена группа психодиагностических методик: тест самоактуализации личности (адаптированный, Н.Ф. Калина), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушин). Анкетирование с последующей беседой при необходимости проводилось на основе дополненной анкеты по духовности И. М. Ильичёвой.

Для обработки полученных результатов исследования использовались качественный анализ и математико-статистические методы. Была разработана математическая модель анализа эмпирических данных, на основе которой создана специализированная программа «Подсчёт мнений экспертов». Обработка полученных данных велась с использованием корреляционного анализа (Спирмен, Пирсон), однофакторного дисперсионного анализа, критериев Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Стьюдента, Вилкоксона, Фридмана, Манна-Уитни.

Экспериментальная база. Экспериментальное исследование проводилось в 2003;2008 гг., в его различных этапах приняли участие 257 человек, в том числе 18 экспертов и 239″ студентов Астраханского государственного университета.

Надёжность и достоверность результатов обеспечены теоретико-методологическим обоснованием исследования, репрезентативностью его экспериментальной базы, использованием компьютерных версий методик для проверки данных, применением методов математической статистики, апробацией результатов на различных научно-практических конференциях, официальной регистрацией авторских разработок и методики обработки данных в Федеральном институте промышленной собственности (Роспатент).

Научная новизна исследования.

1. Прослежено" развитие проблемы духовности в философско-историческом осмыслении в отечественной и зарубежной психологической науке. Определено инвариантное ядро духовности, в работах учёных.

2. Уточнена и выявлена сущность понятия «коммуникативные специальности».

3. Определена сущность духовности и способы её проявления, оценка студентами себя как носителей духовности, значение образовательного учреждения и отдельных учебных дисциплин в контексте духовного развития студентов.

4. Выделены содержание и динамика развития духовности студентов коммуникативных специальностей в процессе обучения в вузе (объём и1 содержание учебной нагрузки).

5. Раскрыты психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, способствующие развитию духовности студентов коммуникативных специальностей, разработана и апробирована Программа активизации развития духовности в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования. Проведённое изыскание расширяет теоретические представления в. области педагогической психологии о профессиональном становлении студентов коммуникативных • специальностей. Понятийный аппарат педагогической психологии обогащён понятием «духовность студентов коммуникативных специальностей». Комплексное и многостороннее рассмотрение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза имеет важное значение для осмысления системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

Практическая значимость исследования.

1. Выделение компонентов в структурной организации духовности студентов коммуникативных специальностей и определение психолого-педагогических условий её развития создают предпосылки для качественной оценки и прогнозирования направлений развития духовности субъектов образовательного процесса.

2.' Результаты исследования открывают возможности длясовершенствования" процесса профессионального обучения студентов коммуникативных специальностей. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам1 профессиональной подготовки специалистов или включены в один из модулей вариативной части профессионального цикла учебной программы.

3. На практике успешно реализована Программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза посредством использования Информационно-диагностического программного комплекса «Духовность представителей коммуникативных специальностей" — разработана структура базы данных для пользовательских ответов с возможностью дальнейшей, обработки. Данная программа обогащает субъектно-ориентированные технологии профессиональной подготовки специалиста.

4. Разработана математическая модель для обработки результатов анкеты для неравных сравниваемых групп> испытуемых, которая позволяет учитывать комментарии к отдельным ответам анкеты.

5. Разработана и апробирована специализированная' программа «Подсчёт мнений экспертов», которая позволяет исключить ошибки влияния субъективного фактора при использовании метода экспертных оценок. Кроме того, благодаря дружественности интерфейса и лёгкости настраивания соответствующих конфигурационных параметров данная программа без труда адаптируется для обработки других задач, использующих схожий математический аппарат.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Понятие «духовность» не имеет однозначного определения в силу широкого спектра проявлений духовности в жизничеловека, их интерпретаций в работах представителей отечественной и зарубежной психологии. Подобная многогранность исследуемой категории и высокий уровень субъективности в её толковании обусловливают закономерное отсутствие конкретного инструмента измерения духовности, что, в свою очередь, определяет трудности в установлении объективно-аргументированной базы её изучения. Духовность человека — это многокомпонентное индивидуально-личностное образование, определяющее содержание и направленность жизни человека в пространственно-временной плоскости.

2. Коммуникативные специальности предполагают такие виды трудовой деятельности, в которых требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие постановку и решение профессиональных задач относительно стратегии использования комплекса коммуникативных средств и специфики их воздействия на получателя информации. Процесс и результат профессиональной деятельности будущих представителей коммуникативных специальностей зависит от психолого-педагогических условий их профессиональной подготовки. В основе методологии подготовки специалиста должен стоять человек, его духовное развитие.

3. Содержание духовности студентов коммуникативных специальностей определяется следующими структурными компонентами:

• когнитивным (реализация человеком потребности в познании окружающей действительности и самого себя);

• рефлексивно-управляющим (саморазвитие в связи с реальными возможностями, потребность в самореализации, эмоциональная оценка человеком себя, своих действий и достижений);

• экзистенциальным (подразделяемым на мировоззренческий, аксиологический и смыслообразующий подкомпоненты);

• коммуникативным (открытость диалоговому взаимодействию, реализация потребности «быть человеком», динамичность и гибкость при адаптации к условиям средыздесь выделяются нравственный, социальный и интерактивный подкомпоненты);

• креативностью (творческая активность).

4. В структуре духовности у студентов коммуникативных специальностей преобладают нравственный, когнитивный, экзистенциальный, интерактивный и рефлексивно-управляющий аспекты. Наблюдаются идеализированно-возвышенные представления о сущности духовности. Студенты считают себя духовными людьми, но в некоторых ситуациях в силу социально-экономических причин духовность исключается из сферы взаимодействия с другими людьми. Студенты коммуникативных специальностей указывают на важность обучения в развитии духовности, но определяют зависимость данного процесса от самого человека, его саморазвития и от условий организации профессиональной подготовки.

5. Степень согласованности и развития компонентов духовности фиксирует индивидуально-качественную специфику проявлений духовности каждого отдельного студента. Направленность обучения в вузе на 1-Й курсах не является существенным фактором в плане представленности структурных компонентов духовности. В процессе обучения студентов коммуникативных специальностей прослеживается стойкое возрастание значений коммуникативного компонента духовности (нравственный, социальный и интерактивный < подкомпоненты). Уровень развитиядуховности' определяет особенности смысло-жизненных и профессиональных характеристик студентов коммуникативных специальностей.

6. Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей обусловлено психолого-педагогическими условиями их профессионального становления. Образовательный процесс в вузе способствует развитию’Духовности будущих представителей коммуникативных специальностей, если он ориентирован на активизацию потребности в самопознании, саморазвитии, самореализации, если основой построения системы взаимодействия субъектов образовательного пространства выступает поисковая активность, а также рефлексия и диалоговое взаимодействие.

7. Программа активизацииразвития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза посредством Информационно-диагностического программного комплекса «Духовность представителей коммуникативных специальностей» эффективна, так как способствует развитию рефлексивно-управляющего, экзистенциального и когнитивного компонентов духовности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии, психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, научно-методических семинарах аспирантов и преподавателей.

Теоретические идеи и положения экспериментального исследования нашли своё отражение в докладах и выступлениях на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Личностно-ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2004), «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» (Тула, 2004), «Россия и Восток. Обучающееся общество и социУ ально-устойчивое развитие Каспийского региона» (Астрахань, 2005), «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире» (Магнитогорск, 2005)$ «Человек в поиске духовности: ориентиры и установки. Общечеловеческие ценности в проблемном поле межэтнических отношений» (Астрахань, 2005), «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2006), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006), «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях» (Астрахань, 2006), «Психологические проблемы развития личности в изменяющейся России» (Астрахань, 2006), «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времён, культур» (Астрахань, 2007), «Работа переживания и психологическая помощь детям» (Москва, 2007), «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 2007), «Современная российская элита» (Астрахань, 2007), «Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека» (Астрахань, 2008), «Психологическая-помощь в кризисных ситуациях» (Астрахань, 2008), «Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, перспективы, пути решения» (Астрахань, 2008), «Телефон доверия — служба понимания в обществе» (Астрахань, 2008).

По теме диссертации было опубликовано 22 статьи (общим объёмом 10,8 п.л.), в том числе 4 публикации в изданиях, включённых в перечень ВАК РФ.

Представленные в работе авторские разработки защищены тремя свидетельствами на объекты интеллектуальной собственности в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС, Роспатент).

Концептуальные положения работы и Программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей были представлены в «Творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования», проведённого в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда — 2008». Работа получила Золотой диплом.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего в себя 152 источника, и 30 приложений. Текст иллюстрирован 27 рисунками и 11 таблицами.

Выводы по третьей главе.

Трудность проведения экспериментально-эмпирического исследования развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза заключалась в отсутствии конкретного инструмента измерения духовности, что объективно понятно и доказано в теоретической части диссертационной работы. В связи с этим при изучении особенностей духовности студентов мы опирались на структурные компоненты. духовности, выделенные экспертной группой с опорой, на результаты теоретического анализа. В итоге, духовность рассматривается как интегральное образование, проявляющееся через совокупность критериев и показателей, систематизация которых позволила выделить следующие структурные компоненты духовности:

•"* когнитивный (реализация человеком, потребности в познании окружающейдействительности и самого себя);

• рефлексивно-управляющий (саморазвитие в связи с реальными возможностями, потребность в самореализации, эмоциональная оценка человеком себя-, своих действий, достижений);

• экзистенциальный (осознание* смысла жизни, представление о ценностях);

• коммуникативный (открытость диалоговому взаимодействию, реализация потребности «быть человеком», динамичность и гибкость при адаптации к условиям среды);

• креативность (творческая активность).

В качестве составляющей духовности студентов экспертной группой была выведена религиозность, которая имеет место в структурной организации духовности при условии, что это интериоризированный тип религиозности как психологическое качество, прослеживающееся в поддержании человека в трудной ситуации.

Внутрикомпонентные связи между всеми компонентами духовности определяют уровни её развития.

В целом, проведённое экспериментально-эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.

1) Студенты коммуникативных специальностей имеют различные представления о сущности духовности. Главными синонимами духовности выступают: «вера в Бога», «нравственность», «душа», «взаимоотношения». Согласно позиции большинства студентов, духовность имеет место в< жизни человека, поэтому он и является человеком, не «роботом» или «животным», способен развиваться и самосовершенствоваться. В большинстве случаев респонденты считают-себя духовными людьми и полагают, что это во* многом зависит от самого человека, его саморазвития. Студенты имеют достаточно полное представление о том, что обусловливает развитие духовности. В качестве условий духовного развития, они выделяют: познание себя, семью, окружающую действительность, взаимоотношения с другими людьми, приобщение к культуре. Все' студенты коммуникативных специальностейпризнают важность обучения, а именно — условий его организации в этом процессе. Особое значение здесь уделяется таким учебным дисциплинам, как психология, философия, культурология, история, литература, социология и религиоведение.

В зависимости от специальности отмечаются различия в представлениях на предмет духовности. Среди студентов ЮФ и ФМиИТ особенно выражены декларативно-типичные и проблемно-социальные представления о духовности. Духовность рассматривается как определённый уровень культурного развития, как соблюдение норм общества и соответствие своего поведения «принципу моральности». Духовность реализуется в сфере взаимодействия с другими людьми, но при этом не всегда становится способом жизнедеятельности в силу экономических и социальных причин. Аксиологическое и акмеологическое представления о духовности наиболее актуальны для студентов ФП. Духовность оценивается ими как выражение подлинной сущности человека, которая проявляется в его стремлении к самоактуализации, к полноте и качеству жизнирассматривается как система ценностей человека, определяющая его особое отношение к социальному пространству. Студенты ФП чаще связывают изучаемое явление с поиском и определением смысла жизни.

В целом, независимо от специальности в понимании студентами духовности преобладают экзистенциальные и коммуникативные её составляющиенаименьший процент выраженности приходится на креативность. Распределение весового коэффициента каждого структурного компонента духовности в интегральной её представленности в зависимости от специальности студентов не имеет значимого различия.

2) Духовность студентов коммуникативных специальностей как многокомпонентное индивидуально-личностное образование характеризуется внутрикомпонентными связями различной степени значимости (р<0,01- р<0,05) между когнитивным, экзистенциальным, рефлексивно-управляющим, коммуникативным компонентами и креативностьюисключение составила религиозность. Тесные коррекляционные связи между показателями структурных компонентов отражают устойчивую внутреннюю^ организацию духовности как психологического образования.

3) В представленности компонентов духовности и индивидуально-психологических особенностей студентов ФП, ЮФ1 и ФМиИТ не констатируются значимые различия. Можно лишь обозначить некоторые психологические особенности, не обусловленные объёмом часов по гуманитарным дисциплинам. Так, студенты ФП в большей степени склонны к спонтанному поведению, с большей лёгкостью выстраивают межличностные взаимоотношения, больше внимания уделяют вопросам наполненности и направленности своей жизни. У студентов ФМиИТ проявляется выраженность креативного подхода в ситуациях неопределённости. Студенты ЮФ чаще оценивают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом.

4) Распределение экспертами студентов по уровню развития их духовности осуществлялось на основе интегративного подхода, где имела место не только академическая успешность студентов, но и рефлексия характера их личностно-профессионального развития. Это подтверждается материалами корреляционного анализа.

5) Определены различия между студентами по уровню развития их духовностикорреляция с направленностью обучения (объём учебной нагрузки по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам) при этом не установлена. Студенты с более высоким уровнем развития духовности отличаются специфической системой отношения к себе и окружающему миру. Они хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни и творчески подходят к ней, стремятся к доброжелательным отношениям с окружающими, имеют навыки эффективного общения. У них активизированы три главные жизненные сферы: образование, работа, семьяакадемическая успеваемость состоит в синтезе с саморазвитием, ответственностью и эмоциональной, насыщенностью жизни. В то же время констатируется интересный факт: чем выше уровень развития духовности человека, тем в. большей степени он ориентирован на окружающую действительность, но в процессе реализации своих социальных ролей нередко утрачивает доверие к людям, результатом чего становится возрастание самокритичности и снижение потребности познавать себя как нежелание принимать себя.

6)1 На протяжении 5 лет обучения студентов коммуникативных специальностей в вузе прослеживается динамика изменения в выраженности таких компонентов духовности, как коммуникативный, социальный и креативный. При этом отмечается стойкое возрастание показаний значений коммуникативного и социального компонентов духовности и изменения траектории развития креативного компонента: возрастание значения до III курса и снижение к V курсу. Не выявлен достоверный сдвиг по компонентам духовности, отражающим направленность студентов на поиск ориентиров для своего саморазвития, стремление реализовать потребности в познании окружающей действительности и самого себя.

7) Экспериментально установлена эффективность программы активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза, так как в экспериментальной группе были определены более высокие результаты по следующим компонентам духовности: рефлексивно-управляющему, экзистенциальному, смысловому и когнитивному как стремление и готовность познавать себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа посвящена изучению развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза. Для этого было предпринято теоретическое и экспериментально-эмпирическое исследование поставленной проблемы. На базе Астраханского государственного университета проведено экспериментально-эмпирическое исследование. В качестве респондентов было привлечено 239 студентов очного отделения факультета психологии, юридического факультета, факультета математики и информационных технологийв качестве участников экспертной группы — 18 преподавателей кафедр психологии развития, акмеоло-гии и общей психологии.

Обобщение результатов позволяет сделать следующие выводы.

1) Историко-методологическое изучение духовности показало, что данное понятие есть исторический продукт, содержание которого изменялось под влиянием социально-экономического фактора. В круг научных вопросов идея духовности была введена в связи с попытками понять природу человека и смысл его жизни. Основы понимания духовности как психологического явления были заложены различными философскими и религиозными системами.

2) Духовность характеризуется как сложноконструированное индивидуально-личностное явление, определяющее ценностно-смысловую сферу человека, содержание и направленность его жизни в пространственно-временной плоскости. Духовность рассматривается как интегральное образование, проявляющееся через совокупность критериев и показателей, систематизация которых позволяет выделить следующие структурные компоненты:

• когнитивный (реализация человеком потребности в познании окружающей действительности и самого себя);

• рефлексивно-управляющий (саморазвитие в связи с реальными возможностями, потребность в самореализации, эмоциональная оценка человеком себя, своих действий, достижений);

• экзистенциальный (здесь выделяются мировоззренческий, аксиологический и смыслообразующий подкомпоненты);

• коммуникативный (открытость диалоговому взаимодействию, реализация потребности «быть человеком», динамичность и гибкость при адаптации к условиям средыздесь выделяются нравственный и интерактивный подкомпоненты);

• креативность (творческая активность).

Структурная организация духовности характеризуется целостностью. Внутрикомпонентные связи между компонентами определяют уровни развития духовности.

3) Обозначены три функции духовности:

• экзистенциальная как постижение и переживание смысла жизни;

• рефлексивно-управляющая как ориентир на развитие себя;

• коммуникативная как установление связи с миром.

Главная функция духовности — отражение человеком окружающего мира, ориентация и реализация себя в нём.

4) Развитие духовности является непрерывным процессом. Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями, которые подчёркивают сенситивность в развитии того или иного показателя духовности. Психологическими условиями духовного развития выступают рефлексия и самопознание, направленные на саморазвитие и самореализацию. Объективные факторы (семья, институт образования, социокультурный контекст) детерминируют процесс развития духовности.

5) Коммуникативные специальности предполагают такие виды трудовой деятельности, в которых требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие постановку и решение профессиональных задач относительно стратегии использования комплекса коммуникативных средств и специфики их воздействия на получателя информации.

6) Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей тесно связано с качеством их вузовской профессиональной подготовки, поскольку на этом этапе личностно-профессионального развития будущий специалист осваивает систему ценностных представлений, характеризующих определённую трудовую деятельность, развиваются профессионально-важные качества.

7) Представления студентов психологического и юридического факультетов, факультета математики и информационных технологий о сущности духовности многообразны. В большинстве случаев респонденты считают себя духовными людьми и имеют достаточно полное представление о том, что обусловливает развитие духовности. В качестве условий духовного развития они выделяют: познание себя, семью, окружающую действительность, взаимоотношения с другими людьми, приобщение к культуре. Все студенты признают важность обучения, а именно — условий его организации в этом процессе. Особое значение здесь уделяется таким учебным дисциплинам, как психология, философия, культурология, история, литература, социология! Иг религиоведение.

8) В представленности компонентов духовности и индивидуально-психологических особенностей студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям ине относящимся к таковым, значимые различия не констатируются. Можно лишь обозначить некоторые психологические особенности, не обусловленные объёмом часов. по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Среди студентов юридического факультета, факультета математики и информационных технологий особенно выражены декларативно-типичные и проблемно-социальные представления о духовности. Аксиологическое и акмеологическое представления о духовности наиболее актуальны для студентов факультета психологии. Независимо от специальности в понимании студентами духовности преобладают экзистенциальный и коммуникативный её составляющиенаменыний процент выраженности приходится на креативность.

9) Определены различшъ между студентами по уровню развития их духовностикорреляция с направленностью обучения (объём учебной нагрузки по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам) при этом не установлена. Студенты с более высоким уровнем развития духовности осознают экзистенциальную ценность жизни и творчески подходят к ней, стремятся к доброжелательным отношениям с окружающими, имеют навыки эффективного общения. У них активизированы три главные жизненные сферы: образование, работа, семьяакадемическая успеваемость состоит в синтезе с саморазвитием, ответственностью и эмоциональной насыщенностью жизни.

10) В процессе обучения студентов коммуникативных специальностей в вузе прослеживается динамика изменения в выраженности таких компонентов духовности, как коммуникативный, социальный и креативный. Отмечается стойкое возрастание показаний значений коммуникативного и социального компонентов духовности и изменения траектории* развития креативного компонента: возрастание значения до III курса и снижение кV курсу. Не выявлены достоверные сдвиги^ по компонентам духовности, отражающим направленность студентов на поиск ориентиров для своего саморазвития, стремление реализовать потребности в познании окружающей действительности и самого’себя.

11) Содержательные характеристики, духовности студентов коммуникативных специальностей обусловлены их вузовской профессиональной подготовкой, но объём учебной нагрузки по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам не является первостепенным детерминантом в развитии духовности. Экспериментально установлено, что в рамках профессиональной подготовки представителей коммуникативных специальностей необходима целенаправленная программма активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей, так как её реализация способствует повышению значений по следующим компонентам духовности: рефлексивно-управляющий, экзистенциальный, смысловой и когнитивный как стремление и готовность познавать себя.

12) Перспективы последующего исследования проблемы связаны с осмыслением концептуальных положений и эмпирических фактов, направленных на разработку системной теории духовности студентов коммуникативных специальностей. Важным направлением работы является создание и апробация методик оценки содержательных характеристик и индивидуальных структурных организаций духовности студентов коммуникативных специальностей, изучение динамики развития духовности как системного образования в образовательном процессе, более глубокая проработка психолого-педагогических условий и показателей развивающих педагогических технологий в системе развития духовности студентов коммуникативных специальностей. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пос. для студ. вузов / Г. С. Абрамова: М.: Академ, проект, 1998. — 320 с. — ISBN 58 291−0071−1.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения Текст. К. А. Абульханова // Психологический журнал. -1999.-№ 5.-С. 25−29
  3. Августин Аврелий. Творения Текст.: в 8 кн. / Аврелий Августин.-Киев: Знание, 1901−1915.-Кн. 1.-325 с.
  4. , А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер- пер. Е. А. Цыпина. СПб.: Академ, проект, 2000. — 256 с. — ISBN 5−7331−0107−5.
  5. , Ф. Человек и его душа : познание и врачевание от древности до наших дней Текст. / Ф. Александер, Ш. Селесник- пер. с англ. И. С. Козыревой- ред. Н. И. Колышкина. М.: Пресс-Культура, 1995. — 608 с. -ISBN 5−86 071−028−3.
  6. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. , А. И. Возродить семейную жизнь Текст. / А. И. Антонов // Социс. 1992. — № 10. — С. 12−21
  8. Аристотель. О душе Текст. / Аристотель- вст. ст. С. Ю. Трохаче-ва. СПб.: Азбука, 2002. — 347 с. — ISBN 5−267−95−7.
  9. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1975. — Т. 1: Метафизика. — 550 с.
  10. , Р. Психосинтез : теория и практика. От душевного кризиса к высшему Я Текст. / Р. Ассаджиоли- отв. ред. В. Данченко. М.: Мысль, 1994. — 286 с. — ISBN 5−8783−003−9.
  11. , Р. Самореализация и психологические потрясения Текст. // Психология возрастных кризисов: хрестоматия / Р. Ассаджиоли- сост. К. В. Сельченок. М.: ACT, 2001. — 360 с. — ISBN 985−19−0033−0.
  12. , Н. А. Самопознание : опыт философской автобиографии Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 445 с. — ISBN 5−212−417−9.
  13. Библейская энциклопедия: Труд и изд. архимандрита Никифора Текст. -М.: Изд. центр «Терра», 1981. 902 с. — ISBN 5−85 255−001−9.
  14. , JI. В. Краткий словарь философов Текст.: учеб. пос. для студ., аспирантов, преподавателей фил. отд. и фак. вузов. / JI. В. Блинников. М.: Наука, 1994. — 286 с. — ISBN 5−02−13 598−4.
  15. , JI. И. «Значащие переживания» как предмет психологии Текст. / JI. И. Божович, М. 3. Неймарк // Вопросы психологии. 1972. -№ 1.-С. 23−30
  16. , Ю. Фома Аквинский Текст. / Ю. Боргош. 2-е изд. — М.: Мысль, 1975.- 183 с.
  17. , Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. — 304 с. — ISBN 5−244−118-Х.
  18. , Б. С. Двойное бытие души и возможности христианской психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 73−78.
  19. , Б. С. Нравственность. Культура Текст. / Б. С. Братусь. -М.: Мысль, 1994. ISBN 5−244−8-Х.
  20. , Дж. Изгнание торжествующего зверя Текст. / Дж. Бруно- сост., общ. ред. и вступ. ст. А. JI. Субботина. СПб.: Русь, 1914. — 582 с.
  21. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1972.-Т. 2.-582 с.
  22. , Г. Сочинения : лекции по эстетике Текст.: в 14 т. / Г. Гегель- пер. П. С. Попова. M.-JI.: Соц. эк. гиз., 1935. — Т. 3. — 440 с.
  23. , Г. Философия религии Текст.: в 2 т. / Г. Гегель- пер. с нем.- вступ. ст. А. В. Гулыгина. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 532 с.
  24. , Г. Эстетика Текст.: в 4 т. / Г. Гегель- под ред. с предисл. М. Лифишца. М.: Искусство, 1973. — Т. 4'. — 676 с.
  25. , С. С. Введение в историю философии^ Текст.: учеб. пос. для студ. вузов / С. С. Гогоцкий. — Киев: Знание, 1871. 298 с.
  26. , Ж. Что такое психология? Текст.: в 2 т. / Ж. Годфруа- пер. с фр. -М.: Мир, 1992. Т. 2.-496 с. — ISBN 5−03−1 904−4.
  27. , С. Человек перед лицом смерти Текст. / С. Гроф, Д. Хели-факс. М.: Мысль, 1997. — 425 с. — ISBN 5−02−3 204-Х.
  28. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. Система воспитания в высшей школе: обзор информации Текст. / НИИВО. М>.: Мир, 1994. — Вып. 2. — 28 с.
  29. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1981. — Т. 1. — 699 с.
  30. , Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт- пер. с фр. и лат. М.: Госполитиздат, 1950. — 710 с.
  31. , А. Л. Дух Текст. / А. Л. Доброхотов // Новая философская энциклопедия: в 4 т.- М.: Мысль, 2000. Т. 1.
  32. Духовность, художественное творчество и нравственность: мат-лы «Круглого стола» Текст. // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 5968.
  33. , А. Н. История психологии : от античности до наших дней Текст.: учеб. для вузов по спец. «Психология» / А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 366 с. — ISBN 5−211−1 027−2.
  34. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1992. — 222 с. — ISBN 5 940 110−018-Х.
  35. , В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1988,-№ 6.-С. 113−116.
  36. Ильин, В: В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности Текст. / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М.: МГУ, 2000. — 132 с.
  37. , И. А. Об основах духовного характера Текст. / И. А. Ильин. М.: МГУ, 1999. — 112 с.
  38. , И. А. Путь к очевидности Текст. / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1993. 430 с.
  39. , И. А. Эмоции и чувства Текст. / И. А. Ильин. СПб.: Питер, 2001.-752 с.
  40. , И. М. Психология духовности Текст.: учеб. пос. / И. М. Ильичёва. М.: Изд-во Моск. пс-соц. ин-та, 2003. — 144 с. — ISBN 589 502−382−7.
  41. , И. М. Психология духовности Электронный ресурс.: дис.. д-ра психол. наук / И. М. Ильичёва. М.: РГБ, 2003. — 425 с. — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/1115/31 115 037.pdf, свободный (Из фондов Российской государственной библиотеки).
  42. История философии Текст.: учеб. для вузов / отв. ред. В. П. Ко-хановский, В. П. Яковлев. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 574 с. — ISBN 5222−615−8.
  43. , М. С. Человеческая духовность : опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1947. — 321 с.
  44. , JI. И. Человек в системе духовной жизни общества Текст. / JI. И. Казакова. М.: Магистр, 1999. — 211 с.
  45. , С. И. Компьютерная обработка данных для психологов Текст. / С. И. Калинин. СПб.: Речь, 2002. — 134 с. — ISBN 5−92−68−0091−9.
  46. , И. Сочинения Текст.: в 6 т. / И. Кант- под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 799 с.
  47. , И. Трактаты и письма Текст.'/ И. Кант. — М.: Наука, 1977. 425 с.
  48. , Р. С. Человек и его жизнедеятельность Текст. / Р. С. Карнинская. М.: Знание, 1988. — 269 с.
  49. , М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа Текст. / М. С. Кашан. М.: Политиздат, 1947. — 325 с.
  50. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалёв. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  51. Кон, Ш С. Психология старшеклассника Текст.: пос. для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  52. , Т. И. Духовность, образование личности в условиях становления общества устойчивого развития Текст.: в 2 ч. / Т. И. Костина. -М.: Микропринт, 2000. Ч. 1. — 305 с.
  53. , С. Духовные измерения психотерапии и целительства Текст. / С. Криппнер // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 68−72.
  54. Критика буржуазной теории молодёжи Текст. М.: Молодая гвардия, 1982.-284 с.
  55. , С. Б. Контуры духовности : новые контексты идентификации Текст. / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 56−64.
  56. , В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с. — ISBN 5−06−405−8.
  57. , Г. В. Сочинения Текст.: в 4 т. / Г. В. Лейбниц- ред., авт. вступ. ст. и прим. Г. Г. Майоров, А. Л. Субботин. — М.: Мысль, 1982. -Т. 3.-734 с.
  58. , А. А. Психология общения Текст.: учеб. пос. / А. А. Леонтьев. Изд. 3-е. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5−89 357−054−5.
  59. , А. Ф. История античной философии в конспективном изложении Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  60. , А. Ф. Русская философия Текст. / А. Ф. Лосев // Век XX и Мир. 1988. — № 3. — С. 78−89.
  61. , Н. О. Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский // Условия абсолютного добра: основы этики. М.: Политиздат, 1991. — С. 78.-ISBN 5−250−1 492−5.
  62. Маркетинг в открытом образовании: тезисы докладов j Текст. М.: МЭСИ, 2000. — 212 с.
  63. , К. Экономически-философские рукописи 1844 г. ^
  64. К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс Из ранних произведений. М., 1956 425с.
  65. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики Te^Q-^-j д Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  66. , Д. А. Психология развития субъективной peajx^jjQ^^^ Текст. / Д. А. Медведев. Астрахань: Издательский дом «Астра>с^Е1ски^ университет», 2004. — 350 с. — ISBN 5−88 200 764-Х.
  67. , Г. П. Духовная реальность человека Текст. / Г" п Меньчиков. Казань: Грандан, 1999. — 205 с.
  68. , Г. П. Духовная реальность человека. Духоа^ость ^ религиозность Текст. / Г. П. Меньчиков // Философские науки. 2000 З.-С. 42−45.
  69. Метод интент-анализа в пояснительных текстах Электр ресурс. Режим доступа: htth//www.fastcredit.ru, свободный.
  70. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования —ак да вать и обретать душевное здоровье Текст. / Р. Мэй- пер. с англ. М. 1>удЬ1НИ ной. -М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 144 с. — ISBN 5−86375qq^ ^
  71. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Оясегов- под общ. ред. С. И. Скворцова. 24-е изд, испр. — М.: ОНИКС 21 век, 2003 — 39g с.-ISBN 5−329−741−0.
  72. , Г. В. Личность в психологии Текст. / Г. В. Олггорт — м: Ювента, 1998. 345 с. — ISBN 5−89 692−007−5.
  73. , Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера • бесе ды психолога со старшеклассниками Текст.: кн. для уч-ся / Ю. Ivi. Орлов М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  74. , В. Ф. Методология экспертной психосемантики Электронный ресурс. / В. Ф. Петренко. Режим доступа: htth//www.portalus.info /philosophy/readme.php.subaction, свободный.
  75. , А. В. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2001. — 512 с. — ISBN 5−7695−0465-Х.
  76. Платон. Сочинения Текст.: в 4 т. / Платон- пер. с древнегреч.- общ ред. и прим. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. — Т. 2.- 528 с. ISBN 5−244−385−2.
  77. Платон. Сочинения Текст.: в 4 т. / Платон- пер. с древнегреч.- общ ред. и прим. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. — Т. 3.- 654 с. ISBN 5−244−386−2.
  78. Плотин. Избранные трактаты. Антология мировой философии Текст./Плотин.-М., 1969.-Т. 1.-Ч. 1.-412 с.
  79. Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей Текст. / пер. с англ. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. 784 с. — ISBN 5−94 849−171−4.
  80. Психологический словарь «Планея» Электронный ресурс. — Режим доступа: htth//www.pbi.ruldiclpl 151. htm, свободный.
  81. Психология здоровья Текст.: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. — 607 с. — ISBN 5−318−668-Х.
  82. Психология человека от рождения до смерти Текст. / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — ISBN 5−93 878−029−2.
  83. , С. JI. Человек и мир Текст. / С. JI. Рубинштейн. -М., 1997.-365 с.
  84. , В. И. Титаны Возрождения Текст. / В. И. Рутенбург. -СПб.: Наука, 1991.-151 с.
  85. JI. А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 65 Текст. / Л. А. Сенека- пер. с лат. С. Ошерова. Кемерово: Кн. изд-во, 1984. -463 с.
  86. , Л. А. О счастливой жизни Текст. / Л. А. Сенека. Кемерово: Кн. изд-во, 1986. — 526 с.
  87. , П. В. Происхождение духовности Текст. / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. М.: Наука, 1989. — 351 с.
  88. , Г. История философии Текст.: учеб. пос. для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье- под ред. С. Б. Крымского. — М.: Владос, 2000. 800 с. — ISBN 5−691−393−3.
  89. , В. И. Основы психологической антропологии Психология человека : введение в психологию субъективности Текст. В. И Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. — ISBN 88 527 081−3.
  90. Словарь русского языка XI—XVII вв. Текст. / Ин-т рус. яз. — Jvl ¦ Наука, 1997. Вып. 20. -277 с. — ISBN 5−02−11 583−5.
  91. , В. С. Критика отвлечённых начал Текст. / Сочинения ¦ в 2 т. / В. С. Соловьев- сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулы-ги. М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — 892 с. — ISBN 5−249−193−0.
  92. , В. С. Философские начала цельного знания Текст. / Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев. М., 1988. — Т. 2. — 829 с. — ISBN 5−24 400 194−9.
  93. Социальная работа Текст. / Иссл. центр кач. подгот. специалиста. -М.: Знание, 1993. Вып. 7.-189 с.
  94. , Б. Избранные произведения Текст.: в 2 т. / Б. Спиноза-общ. ред. и вст. ст. В. В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 1. — 631 с
  95. , А. Л. Фрэнсис Бэкон Текст. / А. Л. Субботин. — м.. Мысль, 1974. 175 с.
  96. Толковый словарь Текст.: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. • Мысль, 1934−1940.
  97. Толковый словарь русского языка конца XX в.: языковые изменения Текст. / под ред. Г. Н. Скляровской. СПб.: Фолио-Пресс, 2002. — 705 с.-ISBN 5−7827−0100-Х.
  98. Толковый словарь русского языка конца XX в. Текст. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 700 с. — ISBN 5−7824−0100-Х.
  99. , JI. Н. Текст. Хрестоматия по истории философии: от Нестера до Лосева [Текст]: учеб. для вузов: в 3 ч. / Л. Н. Толстой- отв. ред. Л. А. Микешина. М.: Владос, 1997. — Ч. 3: Русская философия. — 672 с. -ISBN 5−691−48−9. ,
  100. , Р. Основания духовности : семь главных практик для пробуждения сердца и ума Текст. / Р. Уолш- пер. с англ. А. Киселева. М.: ООО «Изд-во ACT» и др., 2004. — 381 с. — ISBN 5−17−25 334−6.
  101. , М. Этимологический словарь русского языка Текст. / М. Фасмер- пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. М.: Прогресс, 1964. — 556 с.
  102. , В. Г. Душевное и духовное Текст. / В. Г. Федотова // Философские науки. 1988. — № 7. — С. 56−72*.
  103. , Л. Избранные философские произведения Текст.: в 2 т. / Л. Фейербах. М.: Наука, 1955. — Т. 2. — 943 с.
  104. , Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 96−103.
  105. Философия Текст.: учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лаври-ненко. М.: Юристь, 2001. — 677 с. — ISBN 5−7975−0099-Х.
  106. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
  107. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. С. С. Аверенцева. М., 1989.
  108. , С. Л. Духовные основы общества Текст.: сборник / С. Л. Франк- сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1992. 510 с. -ISBN 5−250−1 494−1.
  109. , В. Доктор и душа Текст. / В. Франкл. СПб.: Ювента,
  110. , В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия Текст. / В. Франкл. СПб.: Речь, 2000. — 286 с. — ISBN 5−92 668−0005−6.
  111. , Дж. Неизведанное Я Текст. / Дж. Франкл- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1998. 246 с. — ISBN 5−01−4 469−2.
  112. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 272 с. — ISBN 985−13−1312−2.
  113. , Э. Душа человека Текст.: сборник / Э. Фромм- общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1992. — 430 с. — ISBN 5−250−1 511−5.
  114. , Э. Иметь или быть? Текст.: пер. с англ. / Э. Фромм- общ. ред. и послесл. В. И. Добреныкова. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990.- 329 с. ISBN 5−01−2 072.
  115. , Э. Пути из больного общества Текст. / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 232 с.
  116. , К. С. Теории личности Текст. / К. С. Холл, Г. Линдсей- пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. — 592 с. — ISBN 5−04−2 853−9.
  117. , Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 720 с.-ISBN 5−88 782−412−3.
  118. , В. Д. Происхождение человечности Текст.: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1995. — 200 с. ISBN 5−88 439−013−0.
  119. , В. Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков.- М. Воронеж, 1997. — 312 с.
  120. , М. Положение человека в космосе Текст. / М. Щелер // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — С. 465.
  121. , М. Философское мировоззрение Текст. / М. Шелер // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — С. 325.
  122. , Г. Г. Внутренняя форма слова Текст. / Г. Г. Шпет // Сочинения / ред. совет: В. С. Степин. М.: Правда, 1989. — 601 с.
  123. , Э. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Эй-демилер, В. Юстицкий. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. — ISBN 5−31 800 160−2.
  124. Экспериментальная психология Текст.: учеб. для вузов. 2-е изд., доп. / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2003. — 320 с. — ISBN 5−80 460 176−8.
  125. Эразм Роттердамский. Философские произведения Текст. / отв. ред. В. В. Соколов. М.: Наука, 1986. — 702 с.
  126. Этические принципы проведения исследования на человеке Текст. // Экспериментальная психология: учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2003. — 320 с. — ISBN-5−8046−0176−8.
  127. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени Текст. / К. Г. Юнг. — СПб.: Питер, 2002. 336 с. — ISBN 5−318−683−3.
  128. Юнг, К. Г. Сочинения Текст.: в 2 т. / К. Г. Юнг. М.: Наука, 1966.-Т. 1.
  129. , П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия Текст. / П. Д. Юркевич // Философские произведения. М.: Правда, 1990. — 412 с.
  130. , М. Г. История психологии Текст. / М. Г. Ярошев-ский. М.: Мысль, 1966. — 513 с.
  131. , М. Г. История психологии Текст. / М. Г. Ярошевский. 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1976. — 463 с.
  132. Singleton, A. Spirituality in adolescence and young adulthood: a method for a qualitative study Text. / A. Singleton, M. Mason, R. Webber // International Journal of Children’s Spirituality. 2004. — Vol. 9. — № 3, december. — S. 59−68.
  133. Elkins, D. N. Toward a humanistic phenomenological spirituality: Definition, description and measurement Text. / D. N. Elkins et. al. // Humanistic Psychol. — 1988. -№ 28. — S. 26−35.
  134. Engebretson, K. Teenage boys, spirituality and religion Text. / K. Engebretson // International Journal of Children’s Spirituality. 2004. — Vol. 9. — №. 3, december. — S. 23−40.
Заполнить форму текущей работой