Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость определяется обоснованием эффективности пути личностного развития в подростковом и юношеском возрасте, основанного на приобщении к искусству и народным промыслам, что может быть использовано в работе кружков, школ искусств, центров народных промыслов. Предложенный и апробированный в работе набор операционализированных критериев личностного развития подростков может быть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Художественно-эстетическое воспитание и образование как фактор становления личности
    • 1. 1. Восприятие искусства, знакомство с культурным наследием как средство воспитания и развития
      • 1. 1. 1. Функции искусства
      • 1. 1. 2. Приобщение к искусству как источник развития личности
      • 1. 1. 3. Механизмы воздействия искусства на личность
    • 1. 2. Приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности
      • 1. 2. 1. Изобразительная деятельность
      • 1. 2. 2. Практическое освоение основ народных промыслов
    • 1. 3. Искусство как универсальный механизм развития личности
  • Глава 2. Критерии развития личности на этапе взросления
    • 2. 1. Развитие личности в подростковом и юношеском возрастах
      • 2. 1. 1. Границы возраста
      • 2. 1. 2. Психологическое содержание периода взросления
    • 2. 2. Личность и индивидуальность
    • 2. 3. Критерии развития личности в подростковом и юношеском возрастах
      • 2. 3. 1. Мировоззрение и смысложизненные ориентации
      • 2. 3. 2. Временная перспектива личности
      • 2. 3. 3. Мотивационно-потребностная сфера
      • 2. 3. 4. Самоопределение и идентичность
    • 2. 4. Предмет, объект, гипотеза, цели и задачи исследования
  • Глава 3. Исследование характера влияния художественно-эстетического воспитания и образования на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрастах
    • 3. 1. Организация и методы исследования
      • 3. 1. 1. Характеристика испытуемых
      • 3. 1. 2. Методы исследования
      • 3. 1. 3. Организация исследования
    • 3. 2. Изучение личностного развития в период взросления
      • 3. 2. 1. Интеллектуальное развитие
      • 3. 2. 2. Смысложизненные ориентации
      • 3. 2. 3. Восприятие произведений искусства как отражение богатства картины мира
      • 3. 2. 4. Мотивационно-потребностная сфера
      • 3. 2. 5. Временная перспектива личности
      • 3. 2. 6. Креативность и конструктивность в решении жизненных проблем
      • 3. 2. 7. Уровень самоактуализации
      • 3. 2. 8. Статусы идентичности

Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Работа посвящена изучению влияния художественно-эстетического образования, включающего практическое освоение основ народных промыслов, на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах.

Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на большое число теоретических работ, признающих влияние художественной деятельности на становление человека, остается открытым вопрос, как именно воздействует искусство на развивающуюся личность, каков характер его влияния на таком важном этапе развития как период взросления.

В эмпирических исследованиях, преимущественно педагогических, показано влияние художественно-эстетического воспитания и образования на развитие познавательных процессов, эмоциональной, нравственной сфер личности, освящены вопросы, связанные с психологией творчества, с проблематикой эстетической и художественной подготовки одаренных детей. В этом контексте актуальность нашего исследования обусловлена тем, что большинство работ адресовано изучению детей дошкольного или младшего школьного возраста, а также взрослых (учителей, студентов). Исследований, направленных на изучение роли художественной деятельности в личностном развитии подростков и юношей, сравнительно мало. Между тем, именно период взросления многие исследователи считают чрезвычайно важным этапом развития между детством и взрослостью, который во многом определяет формирование и становление личности.

Социальная ситуация нестабильности общества, которая характерна для современного этапа в нашей стране, когда размываются социальные стереотипы, потеряны многие позитивные ценности и нормы, происходят значительные изменения нравственной атмосферы, разрушается прежний тип духовной культуры, усложняет задачу обретения идентичности и формирования «Я — концепции» у современных подростков. Возможно, именно приобщение к искусству, в частности, к истокам национальной культуры и искусства, могло бы способствовать обретению полноценной идентичности подрастающего поколения в нашей стране. К сожалению, в современных условиях школьного обучения родители и учителя, а вслед за ними и дети чаще отдают предпочтение более «прагматичным» дисциплинам: математике, иностранному языку, информатике, игнорируя важность для личностного развития подростка предметов художественно-эстетического цикла. Сегодня предметы художественного цикла входят в школьную программу только до 7 класса, хотя можно предположить, что именно в подростковом и раннем юношеском возрасте приобщение к искусству могло бы сыграть огромную позитивную роль в развитии личности растущего человека.

Противоречия и сложности развития, свойственные этапу взросления, неизбежно приводят к необходимости поиска путей оптимизации процесса становления личности, что подтверждает актуальность изучения влияния приобщения к искусству на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах.

Объект исследования — особенности развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Предмет исследования — параметры личностного развития на этапе взросления, зависимые от углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов.

Цель — проанализировать эффективность и характер влияния художественно-эстетического образования и воспитания на процесс развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Гипотеза — народные промыслы содержат огромный потенциал для развития личностиуглубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов на этапе подросткового и юношеского возраста способствует продуктивному развитию таких важных сторон личности как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера, становлению идентичности и индивидуальности.

Задачи настоящего исследования заключались в следующем:

1. Провести теоретический анализ проблемы влияния эстетического воспитания и образования на развитие личности.

2. Проанализировать возможный потенциал освоения народных промыслов в развитии личности подростков.

3. Выделить основные критерии, позволяющие объективно судить об уровне развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

4. Разработать базирующуюся на выделенных критериях личностной зрелости программу экспериментального изучения уровня развития личности подростков и юношей.

5. Провести сравнительное исследование личностного развития учащихся, углубленно изучающих предметы художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов, и школьников, обучающихся по традиционной и гимназической программам.

Методы и организация исследования. В работе использовался комплекс методик: методика мотивационных предпочтений, методика «5 автопортретов» в модификации О. В. Беловой, методика Вартегга, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Школьный тест умственного развития (М.К.Акимова, В. Т. Козлова, Е. М. Борисова и др.), «Самоактуализационный тест» в адаптации Л. Я. Гозмана и др., модифицированный вариант полуструктурированного интервью для изучения статусов идентичности В. Р. Орестовой, контент-анализ сочинений. Результаты исследования подвергнуты обработке методами математической статистики: использованы 1-критерий Стьюдента и критерий ф*- угловое преобразование Фишера.

В исследовании приняли участие 256 учащихся 7−11 классов МОУ «Давыдовская гимназия» и общеобразовательной средней школы г. Куровское, обучавшихся по разным программам.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены применением широкого спектра методик, соответствующих цели и задачам исследования, объемом проведенного исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, применением методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов содержит существенный потенциал для личностного развития и способствует продуктивному развитию таких сторон личности подростка как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера.

2. Художественно-эстетическое воспитание оказывается настолько действенным фактором личностного развития, что позволяет детям со сравнительно низким уровнем интеллектуального развития опережать своих более высоко интеллектуальных сверстников, обучающихся по более сложным базовым программам общеобразовательной школы, по ряду центральных показателей личностного развития. 3. Ранняя профессионализация, в основе которой лежит знакомство с культурным наследием, приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности и практическое освоение основ народных промыслов, не приводит к становлению статуса предрешенной идентичности, а является условием формирования полноценной личностной идентичности.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты были представлены в виде сообщений на конференции «Психологическая культура личности: сущность, механизмы, технологии развития» (Белгород, 2003), на конференции молодых ученых (МПСИ, 2005), на заседаниях лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО (2001;2005 гг.).

Полученные в исследовании данные включены в содержание курса возрастной психологии, спецсеминара «Психология подросткового и юношеского возраста» для студентов Московского психолого-социального института (филиал в г. Куровское).

Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные в ней результаты расширяют представления о влиянии на личностное развитие подростков и юношей художественно-эстетического образования, включающего практическое освоение основ народных промыслов. В диссертации прослежено, как именно влияет художественно-эстетическое образование на личность в период взросления. Выделены основные критерии, позволяющие объективно судить об уровне развития личности в подростковом и юношеском возрастах, которые могут быть экспериментально изучены. Разработана программа экспериментального изучения подростков и юношей, базирующаяся на выделенных критериях личностной зрелости. Полученные данные вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития, обретения идентичности в период взросления.

Практическая значимость определяется обоснованием эффективности пути личностного развития в подростковом и юношеском возрасте, основанного на приобщении к искусству и народным промыслам, что может быть использовано в работе кружков, школ искусств, центров народных промыслов. Предложенный и апробированный в работе набор операционализированных критериев личностного развития подростков может быть применен в деятельности практического психолога в ходе проведения диагностической, психопрофилактической и коррекционных работ. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по возрастной и педагогической психологии.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 169 наименований, в том числе 14 на иностранном языке. В приложении представлены полученные материалы и результаты проведенного исследования, не вошедшие в основной текст диссертации, образцы сочинений, рисунков школьников. Объем диссертации 151 страница.

Результаты исследования мотивационной сферы представлены в таблице 5, данные которой показывают выраженность различных мотивов в изучаемых группах подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами диссертационное исследование и полученные и полученные в нем результаты позволяют сделать вывод о достижении в целом поставленной цели исследования: проанализировать эффективность и характер влияния художественно-эстетического образования и воспитания на процесс развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов содержит существенный потенциал для личностного развития и способствует продуктивному развитию таких сторон личности подростка как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера, становлению его идентичности и индивидуальности.

Проведенное исследование влияния художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах позволяет сделать следующие выводы:

1. Сравнительное экспериментальное исследование показало, что художественно-эстетическое воспитание и образование оказывается настолько действенным фактором личностного развития, что позволяет детям со сравнительно низким уровнем интеллектуального развития опережать своих более высоко интеллектуальных сверстников, обучающихся по более сложным базовым программам общеобразовательной школы, по основным показателям личностного развития.

2. Мировоззрение школьников, обучающихся по программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (экспериментальная группа), отличается более высокими показателями осмысленности жизни, что проявляется в том, что они ощущают успешность осуществления самих себя в жизни, прошедшая часть жизни воспринимается ими как более осмысленная и продуктивно прожитая.

3. Для них характерен высокий уровень эстетического отношения к миру, что, в частности, находит выражение в более зрелом восприятии произведений искусства.

4. Особенностью временной перспективы в данной группе является целостное видение своей жизни в единстве прошлого, настоящего и будущего, в то время как для подростков контрольных групп характерна преимущественная ориентация либо на прошлое, либо на будущее.

5. Мотивационно-потребностная сфера подростков экспериментальной группы с возрастом (от 7−8 к 9−11 классам) становится содержательно богаче: если в контрольных группах в этот период наблюдается рост потребительской мотивации, то в экспериментальной группе выраженность мотивов потребления с возрастом падает, а альтруистических мотивов и мотивов саморазвития — растет.

6. Школьников экспериментальной группы отличает от подростков контрольных групп активность, самостоятельность и ответственность при решении проблем, выраженность познавательного интереса, креативность.

7. Полученные данные свидетельствуют о том, что ранняя профессионализация, в основе которой лежит знакомство с культурным наследием, приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности и практическое освоение основ народных промыслов, является одним из существенных (значимых) условий продуктивного личностного развития. Юноши и девушки экспериментальной группы демонстрируют более высокую степень обретения личностной идентичности: приоритетным для них является статус моратория, в то время как в контрольных группах доминируют статусы предрешения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. М., 1998.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. К. А. Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М, 1960.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.
  6. Н.В. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.
  7. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Психология личности: Сборник статей/ Сост.А. Б. Орлов. М., «Вопросы психологии». 2001, С. 41−52.
  8. О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности//Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61.
  9. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
  10. Ю.Белова О. В. Использование рисуночных методик для идеографической диагностики //Журнал прикладной психологии. 2001. № 5. С.27−39.
  11. П.Беляева О. В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2001.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986.
  13. З.Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  15. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  16. А.К., Штроо В. А. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте // Мир психологии. 2002. № 2.С 106−110.
  17. Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
  18. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вест. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С.46−56.
  19. Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1980.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев., 1989.
  21. Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989.
  22. С.Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2005.
  23. Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе художественного воспитания. М.: Педагогика, 1986.
  24. H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972.
  25. A.A. Развитие духовной культуры школьников в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского: Автореф. канд. пед. наук, М., 2003.
  26. H.H. Восприятие картины. М., 1976.
  27. Е.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во Казанск. ун-та, 1982.
  28. Л.С. Современная психология и искусство // Сов. искусство. 1927. № 8. С. 5—8.
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  30. Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931.
  31. Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  32. Л.С. Собрание сочинений: в 6-и томах, М.: Просвещение, 1984.
  33. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №З.С.21−28.
  34. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. с. 43.
  35. М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Автореф. дисс. канд. филос. наук. JL, 1974.
  36. М.Б. Социальные функции искусства. М., 1974.
  37. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М., 1995.
  38. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. М., 1984.
  39. В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): Автореф. дисс. доктра психолог, наук. М., 2002.
  40. Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петрбург- XXI век, 1997.
  41. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. В сб.: «Вопросы психологии личности школьника». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  42. С.П. Психология художественного действия субъекта. М., 2003.
  43. И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2001.
  44. В.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
  45. Идентичность/ под ред. Д. И. Фельдштейна. М-Воронеж, 2002.
  46. Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.
  47. Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
  48. Каган М. С. Морфология искусства. JL, 1972.
  49. Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
  50. A.C. Уроки народного искусства. М., Знание, 1986.
  51. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
  52. М.М. Сигнальные системы и их взаимодействие у детей. JI., 1980.
  53. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
  54. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  55. Е.А. Психологическое воздействие искусства. М.: Институт психологии РАН, 2001.
  56. B.C. Психология. М., 1982.
  57. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.
  58. В.А. Воспитание творчества. Томск., Знание, 1993.
  59. К. Намерение, воля и потребность. Мюнхен, 1925.
  60. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  61. A.A. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства)// Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. с. 213−222.
  62. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  64. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  65. А.Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания)// Художественное творчество и психология/ Под ред А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. с.183−187.
  66. Д.А. Психология смысла. М., 1999
  67. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.:Смысл, 1992.
  68. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  69. А. О природе искусства. М., 1977.
  70. А. Природа художественного творчества, М., 1982.
  71. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике: Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Тарту, 1964. — Вып.1.
  72. М.Е. Искусство как процесс. М., 1970.
  73. С.К. Арттерапия и образовательная кинесиология. М., 1996.
  74. С.К., Кирпичникова С. А. Арттерапия и образовательная кинестетика, М., 1998.
  75. А. Мотивация и личность. СПб., 1999а.
  76. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 19 996.
  77. Х.И. Роспись по дереву. М: Просвещение, 1987.
  78. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 15−21.
  79. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс. доктора психолог, наук, М., 1999.
  80. A.A. Как развить воображение на уроках рисования// Семья и школа. 1973. № 6.
  81. A.B. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М., 1977.
  82. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как формаусвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
  83. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М-Воронеж, 1999.
  84. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  85. В.Н. Психология отношений. М-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
  86. Народные художественные промыслы/ Сост. Попова О. С., Королева Н. С. и др. М., 1984.
  87. .М. Мудрость красоты. М., 1987.94.0рестова В. Р. Формирование личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте: дисс. канд. психолог, наук. М., 2000.
  88. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988.
  89. A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  90. Ю.А. Дети рисуют. М.: Просвещение, 1988.
  91. О.С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.
  92. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А. И. Копытина, С-П., 2000.
  93. Практическая психология образования/ Под ред И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2004.
  94. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни, М., 1990. Прихожан A.M. Отрочество// Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 2004, С. 283 -377.
  95. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999.
  96. С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М., 1978.
  97. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.
  98. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  99. А.П. Кладовая радости. М.: Просвещение, 1982.
  100. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  101. Н. Путь к целостности:человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств//Вопросы психологии. 1995. № 1. С.132−138.
  102. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  103. С.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  104. .А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста. Чебоксары, 1955.
  105. И.П. Художественное воспитание в детском саду. М.: Педагогика, 1972.
  106. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.
  107. В.И. Психологические становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986.№ 6. С. 14−22.
  108. Т.В. Старший школьный возраст// Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., П., 1991, С. 145 159.
  109. B.C. Собрание сочинений в 8 томах, т.6., СПб., 1993.
  110. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
  111. И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии// Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212−214.
  112. А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.
  113. Столович J1.H. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., 1985.
  114. В.А. О воспитании. М., 1975.
  115. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  116. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: в 10 т. М., 1950.
  117. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва-Воронеж, 1998.
  118. В.И. Искусство и мораль: о социальной сущности и функции искусства. М., 1973.
  119. В.И. Сократ и мы // С чего начинается личность. М., 1979.
  120. H.H. Жизненные планы подростков и юношей// Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 79−86.
  121. H.H. Ранняя юность// Практическая психология образования (под ред. И.В.Дубровиной), М.: ТЦ Сфера, 2004, С. 372 -427.
  122. H.H. Подростковый возраст// Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., П., 1991, С. 124−145.
  123. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
  124. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1961.
  125. П.А. Иконостас, М., 1994.
  126. Формирование личности старшеклассника/ Под ред И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.
  127. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. М., 1982.
  128. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  129. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  130. Е.А. Психологические условия личностной самореализации в системе профильного обучения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Самара, 2004.
  131. Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
  132. JI.M. Овладение графическим моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Дисс. канд. психол. наук. М., 1979.
  133. К. Мудрое движение. М., 1998.
  134. К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998.
  135. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.
  136. С.Ю. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 1997.
  137. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов). М., 1987.
  138. Г. Г. Искусство как вид знания // Декор, искусство. 1996. № 3.
  139. Г. Г. Эстетические фрагменты // Соч. М.: 1989. С. 345 475.
  140. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
  141. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  142. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  143. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб., М., 1995.
  144. .П. Живой мир искусства/ Б. Юсов, Г. Кабакова, Л. Савенко//1. Дошк. восп. 1993. № 6.
  145. Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростковхудожественных школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
  146. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
  147. П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.
  148. Adler A. The Practice and Theory of Individual Psychology. 1929.
  149. Ausubel D.P. Theory and Problems of Adolescent Development, Grune & Stratton, New York, 1954.
  150. Blos P. Adoleszenz: Eine psychoanalytische Interpretation. Klett, Stuttgart 1973 (Orig.: Adolescence A Psychoanalytic Interpretation. Free Press, New Yorku. Collier-Macmillan, London, 1962).
  151. Buller Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Stuttgart, 1967.
  152. Higgins Т.Е. Self-discrepancy: A theory relating self and affect// Psychological Review, 1987.V.84. P.319−340.
  153. Marsia J.E. Development and validation of ego-identity status// Journal of Youth and Adolescence, 5, P. 145−160.
  154. Marsia J.E. Identity in adolescence // Handbook of Adolescents Psychology. In Adelson J. (ed).-N.Y. 1980, P. 159- 183.
  155. Nuttin J. Motivation et Perspective d Avenir. Louvain, 1980a.
  156. Nuttin J. Theorie de la motivation humaine. Paris, 1980b. 167. Shostrom E. Personal orientation inventory// Educational and industrial testing service. N. Y., 1966.
  157. Spranger E. Psychologie des Jgendalters. Heidelberg, 1966.
  158. Zasso W. Analyse differentielle des valeurs du moi chez 1 enfant et chez «1 adolescent//XIII Муждународный психологический конгресс. M., 1966. С. 182- 196.
  159. Результаты по методике «Смысложизненные ориентации»
Заполнить форму текущей работой