Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен пассивности в поведении старшего дошкольника: Психологические особенности и методы педагогической коррекции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нарастание личностной пассивности выражается в разных формах поведения: стеснительности, стыдливости, робости, застенчивости, замкнутости, отчужденности, которые возникают первоначально как эмоциональная реакция, акцентуирующая личностные качества или как психологическая защита, затем становятся стереотипной стратегией поведения. Эти формы пассивного поведения указывают на глубину проникновения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы «активности» — «пассивности» личности
    • 1. 1. Понятия «активности» — «пассивности» личности в психоло- 11 го-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Психологические механизмы развития пассивности личности 26 в период дошкольного детства
    • 1. 3. Развитие личностной активности как основного условия гар- 55 монизации психического развития и личностного роста ребенка
  • Выводы
  • Глава II. Психологический анализ проявлений личностной пассивности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Параметры и содержание диагностических методов исследо- 65 вания
    • 2. 2. Особенности проявления личностной пассивности в деятель- 71 ности у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Глубина проникновения пассивности в структуры личности 82 ребенка (формы пассивного поведения)
    • 2. 4. Степень устойчивости пассивности в поведении детей
    • 2. 5. Причины возникновения пассивности как паттерна защитного 112 поведения (виды социальной пассивности)
  • Выводы
  • Глава III. Коррекция личностной пассивности у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 1. Цель, задачи, направления и средства коррекционной работы
    • 3. 2. Содержание и ход коррекционной работы
    • 3. 3. Анализ результатов коррекционной работы
  • Выводы

Феномен пассивности в поведении старшего дошкольника: Психологические особенности и методы педагогической коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие и гармонизация личности является целью дошкольного воспитательно-образовательного процесса (В.В.Давыдов, В. А. Петровский 1988 г.). Гуманизация педагогического процесса, переход к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми ставят современного педагога-психолога перед необходимостью овладения навыками индивидуально-дифференцированного подхода, позволяющего обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка: более точно определить «зону его ближайшего и актуального развития». [37].

Формирование и развитие саморегуляции поведения личности является одной из актуальных задач дошкольного воспитания. Дошкольный возраст период первоначального фактического склада личности, период формирования основных механизмов поведения, то есть личность складывается как активной системы детерминант: физическая, психическая и социальная. Интенсивность этого процесса у ребенка обусловлена внешними и внутренними условиями.

Внешним условием психического развития личности является активное взаимодействие ребенка с социальной средой (предметным миром и миром людей), что позволяет ему выработать субъектную позицию в процессе социализации (М.В.Крулехт, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина 1998). [8,10,20, 96].

Внутренним условием движущей силой развития, становления и социализации личности является психическая активность. (Д.Б. Богоявленская 1971, М. И. Лисина 1982, В. И. Селеванова 1974, В. Д. Небылицин 1976,.

Н.С.Леийтес, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров 1980, В. М. Русаков 1992, Н. С. Курек 1982, 1996). [18,34,100,102].

Активность ребенка является основой формирования психических свойств, функциональных систем и личности в целом считали Ж. Пиаже,.

A.Валлон, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев. [36,102,137].

Противоположной стороной психической активности является пассивность, которая снижает адаптивную, защитную и интегративную функции «Я» и проявляется в в дефиците целеполагания и целедостижения, восприятии, переживании и выражени эмоций. (Н.С.Курек1996).На наш взгляд дефицит активности в самосознании, общении и деятельности деформирует процесс социализации личности ребенка и проявляется в избегании контактов, нарушении взаимодействия, склонности к одиночеству.

Психическое состояние ребенка, проявляющееся в данных формах поведения, в исследованиях (В.Зеньковского, В. Уотсона, Ф. Зимбардо, К. Юнга, Б. Г. Ананьева, А. Ф. Алексеевой, В. С. Мерлина, Р. Химмер, Ш. Левис,.

B.П.Кащенко, Ф. Штольца, Е. Гаспаровой, Т. Волковой, Т. С. Степановой Т. О Смолевой и др.) определяются как «социальная изоляция», «социальное отдаление», «стеснительность», «стыдливость», «робость», «застенчивость», «замкнутость», «отчужденность», «молчаливость», «неуверенность», «неконтактность» и др.

Большинство исследователей употребляют вышеуказанные понятия как взаимозаменяемые. Один и тот же термин в разных работах выступает то как обобщающее по отношению к другому определению (застенчивость — это робость, неконтактность, молчаливость, неуверенность (Ф.Зимбардо), то как его синоним (неуверенность или застенчивость (.Уотсон), то как один из его признаков (стеснительность, стыдливость, робость признаки застенчивости (А.Ф.Алексеева). Двойственность в интерпретации этих понятий проявляется и в том, что авторы их употребляют для характеристики качеств личности и форм поведения, при этом некоторые исследователи уже видят в них разные психические явления (Л.Н.Галигузова, А. А. Веденичева, С.Г.Трубникова).

Застенчивость, замкнутость, отчужденность, как формы поведения проявляются в старшем дошкольном возрасте при формировании у ребенка эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, нравственных качеств и черт личности (Ф.Зимбардо, В. И. Гарбузов, Л. Н. Галигузова, Е Гас-парова). При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, гиперсоциализации, жестоком обращении с ребенком, пережитом стрессе и др.) наблюдаются изменения в развитии личностной активности ребенка.

Стремление быть принятым социумом и неумение устанавливать желаемые взаимоотношения, страх не соответствовать требованиям взрослого, приводят ребенка к выстраиванию психологической защиты, которая может быть как активной, так и пассивной (И.М. Никольская, P.M. Грановская).

Феномен пассивности ребенка-дошкольника как целостный поведенческий акт, влияющий на развитие, становление и социализацию личности, в психологии мало изучен. Поэтому возникает объективная необходимость изучения факторов, механизмов, средств, влияющих на возникновение, развитие и формирование личностной пассивности в период дошкольного детства.

Цель исследования: изучить психологические особенности проявления пассивности в поведении детей старшего дошкольного возраста и определить пути её коррекции.

Объект исследования: личность пассивного ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: феномен пассивности, его психологические особенности и методы педагогической коррекции.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что пассивность возникает при дефиците психической активности во внешне-внутреннем плане, приводит к нарушению саморегулирующей функции «Я» и проявляется в разных формах и видах поведения.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме исследования и определить понятие социально-пассивного поведения и его форм.

2. Установить параметры и построить модель пассивной личности ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Определить виды, характер проявления, причины возникновения личностной пассивности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Дифференцировать формы социальной пассивности, изучить глубину и степень ее устойчивости в поведении ребенка.

5. Разработать и апробировать программу преодоления стереотипа пассивного поведения и гармонизации образа «Я» ребенка.

Методологической и теоретической основой исследования явились положения социальной и культурно-исторической теории личности, которые были конкретизированы в рамках отечественной психологии в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева в принципах развития, деятельностного подхода, единства внешней и внутренней детерминации психической деятельности и теоретического положения Л. С. Выготского о том, что всякая высшая форма поведения проявляется: сначала как интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

Методологическим ориентиром при анализе феномена пассивности служила эго-концепция пассивности (Н.С.Курека).

Этапы и экспериментальная база исследования. Первый этап (1997;1998 учебный год) — поисково-теоретический: анализ психолого-педагогической литературыопределение цели, объекта предмета, задач, гипотезы, методологии исследования.

Второй этап (1998;2000 учебный год) — опытно-экспериментальный: пилотажное исследование, отбор блока диагностических методик для изучения социальной пассивности старших дошкольников. Составление и апробация коррекционно-развивающей программы.

Третий этап (2000;2002 учебный год) заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, оформление проекта диссертации.

Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях № 153,№ 28,№ 31,№ 147,№ 116,№ 158 г Иркутска. Пилотажным исследованием было охвачено 550 детей дошкольного возраста, в группе испытуемых было 60 детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1 .Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение (с использованием видеосъемки) за проявлением активности детей в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками. Тестированиевопросники для детей, родителей и педагогов, проективные методы, направленные на выявление уровня внешней и внутренней активности, особенностей проявления эмоциональной сферы, способов психологических защит у старших дошкольников с пассивными формами поведения;

3. Практические коррекционные психолого-педагогические методики, повышающие личностную активность и способствующие развитию активной субъектной позиции в общении (социально-психологический тренинг, игровой тренинг, изотерапия, психогимнастика, монгольские деревянные модули).

Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключается в следующем:

1.Дана характеристика феномена пассивности в поведении старших дошкольников и раскрыты его особенности.

2.Сформулированы параметры, задающие модель пассивной личности.

3.В исследовании разведены формы социальной пассивности и показано постепенное нарастание пассивности во внешне-внутреннем плане.

Стеснительность, стыдливость, робость, застенчивость, замкнутость, отчужденность впервые рассмотрены как пассивные формы поведения, а не как личностные качества, даны параметры их различий.

4.Установлены причины, запускающие развитие социальной пассивности в период раннего и дошкольного детства. Причины возникновения и развития этих форм поведения рассмотрены с динамической позициисмещения активности к пассивности во внешне-внутреннем плане. Введено понятие «вектор смещения активности», показывающий ступени нарастания пассивности в структуре личности.

5.Разработаны программы по преодолению стереотипа пассивного поведения и гармонизации образа «Я» ребенка.

Практическая значимость заключается в разработке модели социально-пассивной личности и определении уровней ее нарастания, что поможет практическим психологам правильно диагностировать пассивность в поведении ребенка и не допускать вытеснение активности из внутреннего плана. Это исследование поможет педагогам успешнее реализовывать в практику личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании социально-пассивных детей. Программа преодоления личностной пассивности может использоваться в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Материалы исследования могут широко применяться как в обучении специалистов в области возрастной и педагогической психологии, так и родителей, а также всеми, кто связан с процессом формирования личности ребенка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен пассивности в поведении возникает при дефиците психической активности вследствие снижения саморегулирующей функции «Я». В старшем дошкольном возрасте основным проявлением пассивности личности является дефицит действий, направленных на взаимодействие эмоциональной выразительности и вербальных реакций.

2. Дефицит активности во внешне-внутреннем плане задает модель пассивной личности.

3. Нарастание личностной пассивности выражается в разных формах поведения: стеснительности, стыдливости, робости, застенчивости, замкнутости, отчужденности, которые возникают первоначально как эмоциональная реакция, акцентуирующая личностные качества или как психологическая защита, затем становятся стереотипной стратегией поведения. Эти формы пассивного поведения указывают на глубину проникновения пассивности в структуру личности ребенка. Индивидуальный и совокупный индекс активности позволяют установить степень устойчивости активного либо пассивного поведения в разных видах детской деятельности. Смещение активности — пассивности мы представили в виде графика на «векторе смещения активности».

4. Пассивность в поведении детей проявляется в двух видах: истинная и идентификации с разными формами пассивности (стеснительность, стыдливость, робость, застенчивость, замкнутость, отчужденность). Идентификация возникает как успешная форма защитного поведения, в процессе ин-териоризации она переходит в истинную пассивность.

Истинная пассивность и идентификация с пассивностью являются неуспешными формами поведения в социуме, так как не способствуют накоплению опыта конструктивного взаимодействия и ведут к отчуждению от социума, деформации образа «Я».

5.Стереотип пассивного поведения можно преодолеть в старшем дошкольном возрасте при специальной системе педагогического воздействия, которая предложена в диссертационной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования ежегодно докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ИГПУ (1997 — 2001 гг.), на научных конференциях ИГПУ, ИГЛУ (1999г., 2000 г.), на совместном заседании лаборатории психологических проблем образования взрослых ИОВ РАО г. СанктПетербург (2000 г.), на научно-практической конференции работников образования ВСЖД (2001 г.).

Результаты исследования внедряются на лекционных и практических занятиях по детской психологии. Разработан и апробирован спецсеминар по психологии для студентов 3 курса факультета дошкольной педагогики и психологии ИГПУ «Социальная пассивность — диагностика и коррекция» (2000;2002 уч. г).

Перспективы и направления дальнейшего исследования проблемы.

Изучение нарастания дефицита активности во внутреннем плане при гиперактивных формах поведения (левая сторона вектора).

Изучение мотивационно — потребностной и эмоционально-волевой сферы у пассивных детей на ранних этапах онтогенеза.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (169 источников) и приложения. Основной текст (170 страниц) содержит 12 таблиц, 7 рисунков, график. Общий объем диссертации 178 страница.

Выводы.

— Коррекционная работа показала, что преодоление пассивности — длительный процесс, который требует изменения отношения к пассивным детям со стороны всех участников воспитательнообразовательного процесса.

— Развитие коммуникативных навыков, освоение субъектной позиции в деятельности способствовали формированию у детей социального доверия. Учет единства возрастного и индивидуального развития уровня активности позволил скорректировать соотношение в восприятии, переживании и выражении эмоций. Это стало базисной основой для гармонизации личностных противоречий.

— Укрепление физического «Я» способствовало снятию мышечных зажимов и блоков. Повышение двигательной активности привело к укреплению и социальной роли ребенка. Осознание своих возможностей послужило раз витию адекватности поведения у пассивных детей, снижению эмоциональ ной напряженности.

Заключение

.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было определено содержание понятия пассивности личности ребенка, которая проявляется в дефицитах эмоциональной, двигательной, речевой активности, социальной пассивности, которая проявляется в дефиците интерпсихического взаимодействия с миром людей вследствие нарушения адаптивной, защитной и интегративной функций «Я», и приводит к отчуждению от социума.

Мы установили, что основное свойство психики, которое является движущей силой развития, становления и социализации личности, это психическая активность. Движение от «Я реального» к «Я идеальному» — сложный, постоянно изменяющийся, совершенствующийся процесс.

Любая активность обусловлена как внутренне, так и внешне, и имеет индивидуальный характер проявления. Все виды активности (физическая, психическая, социальная) развиваются в период дошкольного детства в процессе социализации. В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать сформированные, устойчивые формы поведения, которые влияют на характеристику личности.

Пассивность может рассматриваться как дефицит психической активности и указывать на деформацию в структуре личности. Социальная пассивность — неуспешная форма поведения, так как приводит к отчуждению от социума. Дефицитарные изменения всех видов активности могут возникать на ранних этапах онтогенеза и привести к деформации личности в целом.

Анализ теоретических положений показал, что «пассивность личности» как противоположное понятию «активности личности», их соотношение, мера взаимопроникновения и интеграции в структуре личности недостаточно изучен.

Застенчивость, стыдливость, замкнутость, которые мы обобщаем в термине «пассивные формы поведения», так как в них ярко выражен дефицит социальной активности, в основном изучены как личностные качества. В психолого-педагогической литературе достаточно широко освещена застенчивость как социально неуспешная форма поведения, обобщены причины ее возникновения. В последнее время замкнутость и застенчивость также изучаются как защитные стратегии поведения, которые могут интегрировать разные механизмы и способы психологической защиты. Совокупность действий, способов поведения, защитных стратегий лежит в основе социальной активности личности ребенка. Социально пассивные формы поведения дошкольников с позиций дефицитарных изменений психической активности не изучались.

2. Пассивность в поведении детей дошкольного возраста является сложным феноменом и достаточно часто регистрируется (41%). Мы установили параметры проявления личностной пассивности в разных сферах социализации (деятельности, общении и самосознании) и разделили их на внешние и внутренние.

Внешние: включенность в деятельность, качество действий и движений, направленных на взаимодействие (телесно-ориентированные действия), самостоятельность, инициативность, творчество, сформированность навыков, уровень вербальной активности (темп, выразительность, высота голоса), уровень эмоциональной выразительности (мимика, жесты, пантомимика, выразительность движений), осознание своего Я как объекта и субъекта деятельности (осознание своего отношения к другим и других к себе, своего статуса в группе и социальных ролей), динамическая характеристика паттерна психологических защит.

Внутренние: соответствие уровня целеполагания уровню целедости-жения, соответствие мотивации, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, соответствие восприятия переживанию и выражению эмоций, соответствие уровня самосознания уровню притязаний.

Дефицит одного из параметров оказывает влияние на формирование пассивных качеств личности и акцентуирует характер ребенка (неконтактный, молчаливый, недеятельный, неаккуратный, неэмоциональный и т. д.). Дефицит активности, по указанным выше параметром, задает модель социально пассивной личности.

Социальная пассивность регистрируется в поведении ребенка в адаптационный период. Стиль взаимодействия педагога с детьми влияет на частоту пассивных проявлений в поведении ребенка.

Педагоги в своем анализе поведения детей в основном ориентированы на внешние параметры активности, трансформируя их на характеристику личности в целом («неэмоциональный», «неконтактный», «молчаливый» и т. д.). Они отмечают «удобность» пассивного ребенка, который их больше устраивает, чем шумный, импульсивный, гиперактивный.

Социальная пассивность у детей старшего дошкольного возраста была разной по степени устойчивости и глубине проникновения в структуру личности.

Определение индивидуального индекса активности (ИИА) и совокупного индекса активности в деятельности (СИА) позволили установить степень устойчивости пассивности в разных сферах социализации. Колебания индивидуального индекса активности в разных видах деятельности носили индивидуальный и неустойчивый характер. У некоторых детей эти колебания были значительными (от 3 до 8). По средним показателям группы самым низким был индекс эмоциональной активности (4.1), самым высоким — индекс двигательной активности (7,4).

З.У детей старшего дошкольного возраста наиболее ярко дефицит эмоциональной и речевой активности проявляется в учебной деятельности. Нарастание пассивности в поведении идет постепенно, и в старшем дошкольном возрасте регистрируется в разных формах.

Мы выделили шесть форм социальной пассивности, которые характеризуют глубину ее проникновения в структуру личности ребенка: стеснительность, стыдливость, робость, застенчивость, замкнутость, отчужденность.

Нарастание пассивности во внешнем плане идет по линии: стеснительность робость —> замкнутостьво внутреннем плане: стыдливость застенчивость отчужденность.

Для визуального представления глубины проникновения пассивности в структуру личности мы ввели понятие «вектор смещения активности» и представили механизм нарастания пассивных форм поведения в виде графика, где активность и пассивность выражались в положительной и отрицательной модальности. Нарастание пассивности показано в движениях (действиях), эмоции и речи, которые находят свое выражение в изменении поведенческих реакций от свободного раскованного поведения до стеснительности и отчужденности,.

По степени устойчивости и глубине проникновения пассивности были установлены четыре группы детей (1−10%, 2−37%, 3−50%, 4−3%). Большинство детей было отнесено к третьей группе, что соответствовало третьему уровню пассивности, которая проявлялась в замкнутости и отчужденности.

4. Социальная пассивность формировалась у детей двух видов: истинная и идентификация с разными формами пассивности (стеснительностью, стыдливостью, робостью, застенчивостью, замкнутостью, отчужденностью).

При истинной пассивности смещение активности идет во внешне-внутреннем плане, а при идентификации с разными формами пассивного поведения — только во внешнем. Идентификация возникает как успешная форма защитного поведения, в процессе интериоризации она переходит в истинную пассивность и перестает выполнять защитную функцию.

Основным способом психологической защиты у социально пассивных детей выступет блокировка разной степени активности и длительности (в форме ухода от угрозы, замирания и глухой блокировки).

Мы соотнесли формы пассивного поведения, способы и механизмы психологической защиты в каждой группе и установили, что дети используют как пассивные, так и активные механизмы психологической защиты. Такие как Наиболее конструктивны для личности компенсация и интеллектуализация, а подавление, смещение, вытеснение изоляция, фиксация — не конструктивные и приводят к нарастанию пассивности.

Пассивные способы психологической защиты являются неконструктивным, так как приводят к снижению внешне-внутренней активности и увеличению психологического пространства при взаимодействии в социуме, которое сам ребенок преодолеть не может.

Отчуждение от социума, социальная изоляция не способствовуют гармоническому развитию личности ребенка. Социально пассивная позиция исключает возможность формирования субъектной позиции в деятельности и общении. Отчуждение, замкнутость ребенка не обеспечивает накопление оптимального опыта взаимодействия в социуме, отсутствие необходимых коммуникативных навыков снова порождает стыд и смущение. Ребенок при этом избирал отработанные формы поведения, и тогда пассивность приобретала характер стереотипа. Этот замкнутый круг, в который попадал ребенок мы представили следующим образом:

Рисунок 6. Схема перехода идентификации в истинную пассивность.

Разработанная и апробированная психокоррекционная программа, которая была направлена на формирование социального доверия к себе и окружающим, на развитие эмоциональной активности и, в частности, на саморегуляцию восприятия переживания и выражения эмоций, развитие способности понимать и управлять своими физическим состоянием, способствовало гармонизации личностных противоречий и конструктивному формированию разных сторон образа «Я».

Основное изменение у социально пассивных детей произошли в сфере самосознания. Осознание самоценности своей личности происходило только через познание состояния успеха в деятельности, где наиболее удачным средством стал монгольский деревянный модуль-конструктор.

Диссертационное исследование в целом дало возможность теоретически и практически подтвердить заявленные нами положения научной гипотезы, позволило утвердиться в правильности выбранной методологической основы, достаточно эффективно решить выдвинутые задачи и, в конечном итоге реализовать поставленную цель.

Вместе с тем, многогранность психической активности указывает на сложность самого феномена пассивности личности и подчеркивает сложность изучаемой проблемы, а также указывает на необходимость ее дальнейшего изучения.

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило определить несколько перспективных направлений:

• Изучение нарастания дефицита активности во внутреннем плане при гиперактивных формах поведения.

• Изучение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы у пассивных детей на ранних этапах онтогенеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций М.: Феликс. 1992. -128с.
  3. АвдееваН.Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном воозрасте//Психологические основы формирования личности. М., ВЦННИ «Школа и педагогика МП СССР и АН СССР, 1986 № 149−861.
  4. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни.//Мозг и поведение младенца. М: Изд-во ИПАН. 1993 с167−217.
  5. В. Элементы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях. // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 12. — с.115−117.
  6. Адлер.А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вст ст.А. М. Боковикова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-296 с.
  7. Е.В. Социальная психологи :Уч.пос.для студ высш.пед.уч.завед./под ред. Сластенина В.А.-М: Издательский центр «Академия» 2000 — 264с
  8. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983.
  9. Т.В. Особенности социального поведения детей в игре //Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986,
  10. Т.В. Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений //Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
  11. П.Антонова Т. В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности //Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, М., 1990.
  12. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  13. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  14. Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1988
  15. Ю.П. Педагогика любви и свободы М.: Топикап, 1994. — 608с.
  16. Ю.П., Азарова JI.B. Босоногие Сократы. // Дошкольное воспитание.-1997.-№ 2,-с. 16−22
  17. Алексеева А. В Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Л., 1976−13с.
  18. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии.: Докт.диссерт.-М., 1997.
  19. Д. Воспитайте в своем ребенке уверенность //Дошкольное воспитание 1996,№ 3
  20. Т.И. Условия социоально-эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве. Социально эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: Материалы международного семинара. — СПБ.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена 1999.-154с.
  21. Н.А. Новые линии развития в физиологии активности и их соотношение с кибернетикой В сб.: «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психология». -М., АН СССР,.с.299−323.
  22. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности-., Медицина. Д966, — 329с.
  23. А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. -с.122−127.
  24. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1968.-464с.
  25. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  26. JI.H. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф.дис.. канд.псих.наук. М., 1986.
  27. К., Щебек М., Я- твой ученик, ты мой -учитель: Книга для учителя: Пер. с чеш.-М.: Просвящение, 1991 143 с.
  28. П.П. Очерки детской сексуальности. J1.M.: Центральный институт охраны здоровья детей и подростков, 1935.
  29. А.А. Общение и формирование личности //Социальная психология личности. М., 1979.
  30. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика. 1990.
  31. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1990.
  32. М. Я и ты. М.: Просвещение, 1993. 140с.
  33. Г. Психоаналитические теории личности. /Пер. с англ. М.: КСП, 1996. — 247с.
  34. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности.: Докт.диссерт.- М., 1989
  35. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. -116с.
  36. Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1984. Т.4 — 260с.
  37. Jl.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. // Психология личности. Тексты.-М., 1982.-с. 161−165.
  38. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 340с.
  39. А .Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф.дис.. канд.псих.наук. М., 1987.
  40. А. А., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Вып. 12. Томск, 1993.
  41. Введение в психологию /Под общ.ред.проф.А. В. Петровского. М: Издательский центр «Академия», 1996.- 496с.
  42. Веденичева А. А. Застенчивый ребенок. // Дошкольное воспитание. 1989 № 3
  43. Е. Ребенок играет один /Дошкольное воспитание. 1986. № 10
  44. Л.Н. Застенчивый ребенок./Дошкольное воспитание № 4- 2000. с 116−121.
  45. Галигузова Л. Н Проблема социальной изоляции.//Вопросы психологии. № 3 -1996 clOl-115.
  46. Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости //Вопросы психологии № 5 ¦ 2001 сЗО -38.
  47. В.И. От младенца до отрочества: Размышления врача о развитии и воспитании ребенка. Л.: «Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991.-188с.
  48. Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей //Вопросы психологии. 1984. № 1.
  49. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
  50. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Просвещение, 1984. — 272с.
  51. P.M. Элементы практической психологиии, 2-изд. СПб.:Изд-во «Свет», 1994
  52. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: ОМС., 1994. -192с.
  53. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319с
  54. Д.Б. Осознание детьми пяти-семи лет качеств сверстников и их общения //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  55. Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех кому, приходится разрешать конфликты.СПб.: Изд-во СпбГу, 1993 с.
  56. Детство:Программа развития и воспитания детей в детском са-ду/В.И.логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд.2-е, переработанное.-СПб.:Акцидент, 1999.-224с.
  57. Джульетт Йонгериус. Развитие социально-эмоциональной компетенции в воспитании детей младшего возраста. Социально эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: Материалы международного семинара. — СПБ.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена 1999.-154с.
  58. И.Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их це-лосной деятельности//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии М.: НИИ ОП АПН СССр. 1980 с 139 -159.
  59. Детский сад и семья /Под ред. В. К. Котырло, С. А. Ладывир. Киев, 1984.
  60. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. М., 1986.
  61. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
  62. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  63. Г. Гармоническое развитие ребенка / Пер. с англ. М., 1994.
  64. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Издательство МГУ, 1997. — 344с.
  65. Дьяченко О. Тихий Сережа. // Дошкольное воспитание. 1994. № 10
  66. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  67. Р.А., Яковлев Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. -М., 1960.
  68. А.И. предупредить отклонения в поведении ребенка: 3-е изд., испр. -СПб:Союз 1997.-224с
  69. А.В. Избр.психол.произ.: В 2 т. М., 1986.
  70. Ермолова Т. В, Мещерякова С. Ю., Гоношенко Н. И. Особенности личностного развития в период предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет.//Вопросы психологии. 1999
  71. А. Взгляд психолога на активность человека.: М., Луч.1991 -165с.
  72. В.М. Взаимосвязь детского сада и семьи //Взаимодействие детского сада и семьи /Под ред. Г. Г. Кравцова, Л. П. Стрелковой. М., 1989.
  73. Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В. В. Петрусинского // В 4-х книгах. — М.: Новая школа. 1994. — 368с.
  74. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных растройств//Вопросы психологии 1998 № 6 с65−73.
  75. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К.Роджерса.//Вопросы психологии 1990 № 4 с 14 -22.
  76. В.Г. Психология общения. Структура системы эго-защитных процессов в онтогинезе поведения.: Лекции. СПб.: «Образование», 1993. — с. 11−25.
  77. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  78. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1994.
  79. Я.Л. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981. № 2.
  80. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1986.
  81. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый (Как разрешать кофликты): Пер. с англ. М., 1992.
  82. К.К., Кулачковская С. Е., Ладывир С. А. Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987.
  83. А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь., 1993.
  84. Классический психоанализ детского возраста / Под ред. Д-ра В. А. Белоусова Красноярск, 1994.- 132 с.
  85. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
  86. Г. А. Психологическое воздействие, теория, методология.: Докт. Диссерт. -М., 1991.
  87. Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.канд.диссерт. Иркутстк, 1998.- 178с.
  88. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160с.
  89. Козлова С. А «Я Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. -М., — 1996. — 126с.
  90. В.К. Мотивы взаимоотношений взрослых и детей. М.: Педагогика, 1979. -87с.
  91. А.Д., Свердлова Г. А. Эмпатийность материнского отношения и познавательная мотивация ребенка-дошкольника. М., 1995. — с.93−95.
  92. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского. Г. Я. Ярошевского. расш., испр. и доп.- 2 изд. Ростов / н Д: изд-во «Феникс» 1998.-512с.
  93. Н.А. Развитие эмоционального мира ребенка. Ярославль.: Академия развития, 1996.-208с.
  94. Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. -Иркутск, 1992 109с.
  95. Г. Я. Идентификация в защитном поведении ребенка. Вопросы педагогического образования. Материалы 8-го годичного собрания Ирк.меж.вуз.лабор. проблем пед обр., Выпуск 1 О/под ред. Тарасова С. Г. Иркутск. 1999.-е. 136.
  96. Г. Я., Ковалева Е. Б. Психологические защиты у дошкольников. Иркутск, 2000.- 110с.
  97. Н.С. Дефицит психологической активности: Пассивность личности и болезнь. М., Институт психологии РАН, 1996. — 245с.
  98. А.Н. Деятельность сознание личность. М.: Политическая лит-ра, 1979.
  99. М.И. Проблема онтогенеза общения. — М., 1986. 117с.
  100. Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать: Чебоксары- 1994, 45с.
  101. А.А. Детская психология. М.: «Просвящение» — 1971 — 415с.
  102. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл.
  103. A.Я.Варга. М.: 1994. — 368с.
  104. А.Ф. К учению о психической активности .-М., 1916.
  105. В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста. М.1995. Докт диссерт.
  106. В. Г. Ситаров В.А. Формрование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник -младший школьник).-М.: «Прометей», МГПИ им. 1. B.И.Ленина, 1990.-220 е.
  107. Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М.: Школа — Пресс, 1996.-340с.
  108. Т.Д. История детской психологии:Учебниу для студ.пед.вуз. -М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. -, 272с.
  109. Межличностное восприятие в группе. / Под редакцией Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. М., 1981. — 192с.
  110. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь: Изд -во ПГПИ, 1977. 250с.
  111. Ю.А. Природа и структура системы управления саморегуляции и активности личности.: Докт. Диссерт.- М., 1991.
  112. А.Н. Ротенберг В.С Особенности психологической защиты в норме и при самотических заболеваниях. //Вопр.психологии.-1990.-№ 5., с106−111.
  113. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип. —М.: Издательский центр «Академия», 1999. —456 с.
  114. М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. // Вопросы психологии. 1995. ~ № 5 — с.51−60
  115. Р.С. Психология. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1995. 576
  116. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 507с.
  117. Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности .М.-1995. Доктор.диссерт.
  118. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека.// Вопросы психологии. 1995. -- № 2 — с.5−19.
  119. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  120. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ иД», 2000.-160с.(в помощь психологу.)
  121. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 116с.
  122. В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993 — 230с.
  123. В.А. К психологии активности личности.-Ж. «Вопросы психологии» № 3 с.26−38.
  124. Петровский В. А, Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско родительских отношений .//Вопросы психологии., 2001. № 1, — с 19−26.
  125. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -М&bdquo- 1996.-245С.
  126. А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи .»: Методические разработки социально — психологических тренингов.- М.: Новая школа 1996.- 144с.
  127. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М.:Аспект Пресс, 1995,152с.
  128. Психология дошкольника: Хрестоматия. Для студ. сред. пед. учеб. заведений /сост Г. А.Урунтаева/ 2-е изд.пераб.идоп. М. Издательский центр.Академия. 2000.- 408с.
  129. Психология личности. Под ред. РайгородскогоД.Я. Т.1., Хрестоматия. Издание второе, дополненное, — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1999.-448с.
  130. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., Наука, cl 14−125.
  131. Психолого педагогические механизмы формирования качеств социальной активности личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Сборник научных трудов — М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1986, 133с.
  132. Т.А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции./ Как помочь ребенку войти в современный мир?/ Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — с.34 — 48.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Вла-дос, 1996.-529с.
  134. Е. С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, генезис, функционирование, диагностика. М.: ACT, 1996. 187с.
  135. С.Л. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. — М., 1973. -420.
  136. Г. Н., Тренинг самостоятельности у детей. М.:ТЦ «Сфера», 1999. — 128с. (Серия «Практическая психология»).
  137. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю.Головин- Минск: Харвест, 1997,880с.
  138. Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуация матери. М., Издатель ШтыковаМ.А., 2001.-90с.
  139. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1998. — 197с.
  140. Т.В. Смысл символов в проективном рисунке. // Вопросы психологии. -1995. № 6-с. 20−32.
  141. Е.Т. Общая психотерапия.-М., Триволоа.2001 .-304с.
  142. Социально эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: Материалы международного семинара. — СПБ.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена 1999.-154с.
  143. Е.В. Ребенок открывает мир. — М., !991.
  144. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников.М 1976.187с
  145. Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг., 2000.-112с.148. .Урбанская О. О. О застенчивых детях // Дошкольное воспитание 1971 № 12
  146. А.В. Влияние отношений родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет. М., 1996. Диссерт.канд.пед.нак.
  147. Э.А. Конфликтология. Теория и практика.- М., ЭКСМОС.2000.-271с.
  148. Учим общаться с ребенком. / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, JI.M. Кларина и др. -М.: Просвещение, 1993. 191с.
  149. С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления. М., 1999.1. Диссерт. канд. пед наук.
  150. Шевченко Ю. С, Добридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия (методика ИНТЕКС): Практ.пособ. М.: Российское психологическое общество 1998. — 157с.
  151. Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость. М. Издательский дом «Искатель» 1997 г.-95с
  152. М.А. Феномен границы в детерминации активности ребенка. М.:1998 Диссерт. канд. пед. наук.
  153. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./ перевод с англ. А. Малышевой 1994.-128 с.
  154. Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: «Прогресс», 1978. — 207с.
  155. Ф., Баннисеф Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. 152с.
  156. А. Психология «Я» и защитные механизмы. -М.: Педагогика, 1993. 144с.
  157. Фрейд 3. Психология бессознательного: М.: Просвещение, 1990 448с.
  158. Хьелл Л., 3иглер Д. Теории личности (Основные положения исследования и примене-ние).-СПб.Питер Пресс, 1997.-608с.-(Серия «Мастера психологии»).
  159. Emotions in Personality and Psuchopatology, 1979
  160. Gerda Lehnert Ingrid Lachman Sport und spil mit kleinen Leuten. Sportverlaq Berlin. 1981 -247.
  161. Cramer Ph. The development of Desensive Mechanisms. 1990.
  162. Ego defenses. Theory and Measurment./ Ed By R. Hogan, J. Johnson 1997
  163. Plutchic R., Kellerman H., Conte H. A. Structural Theoru of Ego Defenses and Emotions.
Заполнить форму текущей работой