Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Перспектива реформирования Вооруженных Сил РФ наряду с другими аспектами объективно предполагает поддержание и стабильное «наращивание» показателей профессионализма офицерского состава во всех сферах служебной деятельности. Особую значимость это положение приобрело для сотрудников подразделений специальной связи, что обусловлено особой государственной важностью решаемых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение,
  • Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 1. 1. Проблема управленческой компетентности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Сущность и структура управленческой компетентности руководителя подразделения связи
    • 1. 3. Теоретическое обоснование модели становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
  • Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование специфики становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 2. 1. Методика исследования становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 2. 2. Особенности проявления у будущих руководителей подразделения связи структурно-личностного ресурса управленческой компетентности
    • 2. 3. Исследование содержательных аспектов и особенностей становления функционально-личностного ресурса управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
  • Глава 3. Психологическое сопровождение становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 3. 1. Обоснование целевой комплексной программы становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 3. 2. Информационно-психологические аспекты мониторинга становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза
    • 3. 3. Социально-психологический тренинг, как релевантное средство повышения эффективности становления компонентов управленческой компетентности

Становление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перспектива реформирования Вооруженных Сил РФ наряду с другими аспектами объективно предполагает поддержание и стабильное «наращивание» показателей профессионализма офицерского состава во всех сферах служебной деятельности. Особую значимость это положение приобрело для сотрудников подразделений специальной связи, что обусловлено особой государственной важностью решаемых офицерами данных подразделений профессиональных задач. В условиях увеличения интенсивности информационных потоков, циркулирующих в инженерно-технической системе, повышения роли «человеческого» фактора в процессе приема и передачи информации, реформирования и перехода силовых структур на контрактную основу комплектования, объективно возрастает значение эффективной управленческой деятельности руководителя подразделения связи. Ее качество во многом детерминировано уровнем управленческой компетентности офицера. Являясь структурным элементом общей профессиональной компетентности, управленческая компетентность, во-первых, обеспечивает эффективность служебной деятельности руководителя, во-вторых, интегрирует в себе комплекс психических, социально-психологических, операциональных и других компонентов личности, в-третьих, непосредственно отражается на характере повседневной деятельности, настроениях и поведении подчиненных. Тем самым управленческая компетентность выступает в качестве значимого психологического фактора, обусловливающего как боевую готовность подразделения, так и состояние психологической атмосферы в коллективе.

Анализ служебной практики выпускников инженерно-технических вву-зов, показывает, что основные недостатки в их профессиональной деятельности относятся не к профессионально-технической и информационно-технологической, а к организационно-управленческой сфере. По материалам отзывов из войск, около 30% молодых руководителей не в полной мере владеют процедурными навыками и умениями организации деятельности своих подчиненныхоколо 20% — не могут адекватно оценивать возникающие управленческие ситуации и принимать обоснованные решения, особенно по социальным и психолого-педагогическим вопросампримерно 18% молодых офицеров — не умеют продуктивно наладить процесс личностно-профессионального общения, слабо учитывают психологические факторы в ходе управления. Это происходит в результате того, что молодым руководителям зачастую не хватает необходимых знаний, навыков, умений, а также личностных качеств для компетентной реализации управленческих функций. Вследствие этого, процесс реформирования военного образования объективно должен затронуть и вопросы становления личности будущего руководителя в условиях военного вуза, проектирования отвечающей современным требованиям эффективной системы профессионально-управленческого становления курсантов.

В настоящее время в системе военно-инженерного образования отчетливо обозначились и углубились противоречия: а) между программной направленностью и ориентацией всего процесса обучения курсантов инженерно-технического ввуза на практическую деятельность в системе «человек-техника» (при этом доля гуманитарного блока в образовательных программах составляет всего около 15% от имеющегося учебного времени) и реальным включением выпускников ряда специализаций в служебную управленческую практику в со-циотехнической системе «человек-человек-техника» — б) между потребностью современной военно-управленческой практики в руководителе, обладающем высоким уровнем управленческой компетентности, и ограничением процесса ее становления у курсантов инженерно-технического ввуза, как правило, только процедурами привития командно-методических навыковв) между принятием долгосрочных программ обучения курсантов инженерно-технического ввуза с жестко установленным порядком их реализации и постоянно изменяющимися требованиями к качеству управленческой подготовки руководителей, которые необходимо учитывать практически ежегодно.

Необходимо заметить, что проблемы повышения качества управленческой практики современного руководителя являются предметом большого числа специальных научных исследований. К наиболее известным работам по вопросам профессионализма в управлении за рубежом относят труды М. Альберта, М. X. Мескона и Ф. Хедоури [146], Р. Акоффа [5], Р. Блэйка и Дж. Моутона [30], Г. Кунца и С. О' Доннела [129], Р. Стогдилла [258] и др. Авторами рассматриваются такие аспекты управляющей (менеджерской) деятельности, как коммуникация, стратегическое планирование, принятие решений, стимулирование действий персонала, контроль, формирование организационной культуры и др.

В отечественной науке изучению процессов подготовки руководителей, исследованию проблематики их личностно-профессионального становления, построению моделей профессиональной деятельности посвящены работы О. С. Анисимова [10], А. А. Деркача [55], В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева [80], P.JI. Кричевского [120], Н. В. Кузьминой [126], А. К. Марковой [142] и других ученых. Ряд важных методологических, теоретических проблем, связанных с выявлением структуры, систематизацией качеств и психологических свойств кадров управления, анализируется в работах Г. В. Атаманчука [20], А. И. Донцова [59], Ю. Н. Емельянова [69], A. JI. Журавлева [77], А. В. Карпова [101], JI. Д. Кудряшовой [123], И. Д. Ладанова [132], В. Ф. Рубахина [76], АЛ. Свен-цицкого [200], JI. И. Уманского [222]. Большое количество имеющихся работ посвящено изучению вопросов повышения результативности управленческой деятельности руководителей (Ю. А. Киршин [105], А. М. Семочкин [202], И. Н. Смоликов [209], А. В. Щербина [246] и др.), основным направлениям подбора и обучения управленческого персонала (И. В. Калинин [93]). Некоторые ученые анализировали различные аспекты формирования культуры и этики управленческой деятельности руководителя (В. Е. Беляев [28], Э. Е. Мосолов [154], В. М. Шепель [238]). Глубоко исследованы социально-психологические аспекты формирования стиля руководящей деятельности у А. Г. Ковалева [108], А. М. Омарова [164], А. В. Филиппова [228].

Исследованию различных видов компетентности государственных служащих (социально-психологической, конфликтологической, аутопсихологиче-ской, рефлексивной и ряда других), выступающих основой их управленческого профессионализма, посвящены работы Н. В. Андроновой [7], JI. И. Берестовой [29], О. И. Денисова [57], А. В. Евсеева [64], И. Г. Елиной [66], Ю. М. Жукова и П. В. Растянникова [75], В. Б. Нарушак [159], И. Н. Семенова [211], Е. А. Тарасовой [216], Л. А. Петровской [175], О. А. Полищук [180].

В военной психологии проблемы подготовки военнослужащих к управленческой деятельности и исследование механизмов руководства воинскими коллективами рассматривались в диссертационных работах В. В. Дударева [62], А. И. Китова [103], Л. Г. Лаптева [134], Л. Е. Мерзляка [144], В. Г. Михайловского [151], В. Ф. Перевалова [169], Э. П. Утлика [223], В. Я. Шведина [237] и ряда других ученых. Отдельные функциональные компоненты управленческой деятельности руководителя (управленческое общение и особенности принятия решений) анализировались С. Л. Кандыбовичем [97] и Е. С. Лахманским [135]. Изучению социально-психологических особенностей эффективного стиля руководства командира курсантского подразделения посвящено диссертационное исследование О. Я. Безушко [27]. Командиры курсантских подразделений стали объектом исследования А. В. Саватеева [198], который анализировал психологические условия совершенствования их имиджа. Психологические особенности развития профессионально-значимых качеств руководителя у курсантов военных училищ исследовались в работах М. Э. Андросенко [9], А. И. Гончарова [49], В. А. Губина [52], В. В. Зайцева [81], В. П. Натарова [160]. Отдельные вопросы подготовки военных кадров к руководящей и управленческой деятельности нашли свое отражение в научных исследованиях А. Я. Анцупова [15], В. В. Девятко [54], В. Ф. Дубяги [61], Л. Ф. Железняка [73, 74], Л. А. Кан-дыбовича [95], А. Г. Караяни [99, 100], П. А. Корчемного [115, 116], В.Л. Мари-щука [145], А. В. Мощенко [155, 156], В. В. Сысоева [214], И. В. Сысоева [213], Н. Ф. Феденко [225], А. И. Шипилова [240].

Вместе с тем, несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, вопросы подготовки военных кадров к управленческой деятельности в современных условиях объективно требуют более глубокого анализа, уточнения и дальнейшего совершенствования. При этом необходимо констатировать, что в военной психологии на сегодняшний день в прямой постановке не представлены научные знания о психологическом содержании управленческой компетентности, ее структурных компонентах и особенностях становления у курсантов военно-образовательных учреждений инженерно-технического профиля. Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена: во-первых, объективной потребностью в качественной подготовке военно-управленческих кадров в современных условияхво-вторых, недостаточной теоретической разработанностью проблемы становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввузав-третьих, необходимостью разрешения реально существующих противоречий между объективно требуемым на практике и реальным уровнем управленческой компетентности у выпускников инженерно-технических ввузовв-четвертых, потребностью органов военного управления инженерно-технического ввуза в обоснованных психологических рекомендациях для повышения эффективности становлению управленческой компетентности у будущих офицеров-руководителей.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, объективная потребность войсковой практики в качественной подготовке компетентных руководителей инженерно-технических подразделений обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования — управленческая компетентность руководителя подразделения связи начального звена управления (взвод — рота).

Предмет исследования — становление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза связи.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить сущность и структуру управленческой компетентности, установить специфику ее становления у курсантов инженерно-технического ввуза и обосновать основные средства психологического сопровождения данного процесса.

Задачи исследования:

1. Выявить психологическую сущность и структуру управленческой компетентности руководителя подразделения связи. •.

2. Определить специфику становления структурных компонентов управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза.

3. Обосновать целевую комплексную программу, основные средства и условия эффективного психологического сопровождения становления управленческой компетентности у будущих руководителей подразделений связи.

В качестве гипотезы диссертационного исследования выдвинуты следующие предположения:

1. Психологическое содержание управленческой компетентности проявляется на видовом, базовом и ресурсном уровнях структуры, а ее становление у курсантов инженерно-технического ввуза представляет собой неравномерный и непоступательный процесс наращивания когнитивного, операционально-дея-тельностного, эмоционально-волевого, мотивационного компонентов на различных курсах обучения.

2. Содержание становления управленческой компетентности определяет специфика изменения структурно-личностного и функционально-личностного ресурсов в процессе обучения курсантов.

3. Процесс становления управленческой компетентности у курсантов будет более эффективным при реализации мероприятий психологического сопровождения: проектирования целевой комплексной программы становленияорганизации системы стажировок курсантов на управленческих должностяхпроведении курсов социально-психологического тренинга, процедур индивидуального психологического консультирования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основополагающие принципы психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) — целостного развития личности (Б. Г. Ананьев) — системности (Б. Ф. Ломов), единства внешнего и внутреннего плана деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) — концепции личностно-социально-деятельностного подхода (А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, П. А. Корчемный) — целостного развития личности профессионала (К.А. Абульханова-Славская, Е. А. Климов, А. К. Маркова) — теоретические подходы к пониманию сущности и психологического содержания управленческой (Т. Ю. Базаров, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, А. Г. Ковалев, В. Ф. Рубахин, В. М. Шепель) и военно-управленческой деятельности (А. И. Китов, Л. Г. Лаптев, В. Ф. Перевалов, Э. П. Утлик, Б. Я. Шве-дин). Теоретический подход к исследованию становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического вуза определялся концептуальной идеей ресурсного подхода к обоснованию системы психологического обеспечения воинской деятельности, выдвинутой А. Г. Караяни.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Обоснована возможность рассмотрения управленческой компетентности призму индивидуальных ресурсов как совокупности взаимосвязанных когнитивной, мотивационной составляющих, личностных особенностей и функциональных возможностей военного руководителя исходя из требований управленческой деятельности, что позволило углубить научное представление о психологической сущности и содержании управленческой компетентности как многоуровневого и многоаспектного психологического феномена.

2. Обоснована интегративная модель управленческой компетентности военного руководителя, психологическое содержание которой проявляется на видовом, базовом, ресурсном уровнях структуры, и установлено, что анализ становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза целесообразно осуществлять на ресурсном уровне структуры, состоящей из взаимосвязанных структурно-личностного и функционально-личностного ресурсов. Данные ресурсы непосредственно проявляются в качестве основных (когнитивном и операционально-деятельностном) компонентов, отражающих ее сущностное содержание, и поддерживающих (эмоционально-волевом и мотивационном), обеспечивающих устойчивость и полноту их проявления в процессе управления.

3. Разработана теоретическая модель становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза, основу которой составляет специальный механизм взаимодействия ее элементов, направленный на обеспечение сбалансированного личностного, информационно-познавательного и процедурно-функционального развития будущих руководителей. Функционирование данного механизма связано с воздействием внешних (средовых) и внутренних (личностных) факторов, образующих интегральный психолого-педагогический ресурс становления.

4. Выявлена и обоснована специфика становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза, в частности, фрагментарность и несбалансированность развитияболее ускоренное становление интеллектуальных составляющих (гибкости и скорости мышления, аналитико-прогностических умений, эвристических качеств, организационно-методических знаний), лидерских качеств и качеств внутренней организованностизамедленное развитие организаторских, педагогических качеств, командно-административных, психолого-педагогических и коммуникативных умений, социально-психологических и психолого-педагогических знаний.

5. Установлено, что динамика становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза отличается направленностью, интенсивностью и содержанием изменений, происходящих в компонентах ее структурывыявлен и обоснован кризис профессионально-управленческого развития у курсантов третьего года обучения, который замедляет процесс становления управленческой компетентности и проявляется в снижении показателей ответственного поведения, мотивации, росте импульсивности в решениях и действиях, повышении степени неудовлетворенности вузом и приобретаемой специальностью.

Положения, выносимые на защиту:

1. Управленческая компетентность руководителя — это сложное психологическое образование, представляющее собой взаимосвязанную совокупность его личностных ресурсов (функционально-личностного и структурно-личностного), проявляющихся в уровне развития основных (когнитивного и операционально-деятельностного) и поддерживающих (мотивационного и эмоционально-волевого) компонентов, позволяющих руководителю самостоятельно и уверенно осуществлять управленческие функции адекватно ситуации. Интегративная модель управленческой компетентности руководителя подразделения включает взаимосвязанные видовую, базовую, ресурсную структуры.

2. Становление управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза представляет собой сложный динамичный процесс личностного, информационно-познавательного и функционально-процедурного вхождения в специфику управленческой деятельности, который характеризуется неравномерностью, непоследовательностью и содержательным своеобразием изменений от курса к курсу когнитивного, мотивационного, операционально-дея-тельностного и эмоционально-волевого компонентов.

3. Динамика становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза характеризуется наличием ориентировочно-познавательного, оценочно-критического, индивидуально-личностного, профессионально ориентированного этапов.

4. Специфика становления управленческой компетентности у курсантов состоит во фрагментарности проявления и несбалансированности развития основных и поддерживающих компонентов ее структуры и отличается наличием характерных тенденций, проявляющихся:

— в поступательном повышении у будущих руководителей интереса не к командно-инженерным, а к инженерно-техническим (информационно-технологическим) специализациям обучения;

— более ускоренном развитии интеллектуальных (аналитических) составляющихзамедленных темпах становления организаторских и педагогических качеств, командно-административных, психолого-педагогических и коммуникативных умений, психолого-педагогических и социально-психологических знаний;

— последовательном переходе от интуитивно-импульсных способов принятия управленческих решений и действий курсантов на младших курсах до осознанно-взвешенных и более продуманных — на старших.

5. Теоретическая модель становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: объекта (курсанта), предмета (компонентов его УК), субъекта становления (офицерского состава), военно-образовательной среды ввузаих активное взаимодействие и системное функционирование с учетом влияния внешних, средовых (деятельность, обучение, воспитание, социализация) и внутренних, личностных (самовоспитание, самообразование) факторов, способствуют обеспечению сбалансированного личностного, информационно-познавательного и процедурно-функционального развития будущих руководителей. Системообразующим звеном модели выступает интегральный психолого-педагогический ресурс становления, включающий индивидуально-психологическийпсихосоциальный, психоэргономический компоненты, а также, соответствующие формы, методы, средства и технологии их реализации.

6. Повышение эффективности становления управленческой компетентности обеспечивается организацией и взаимосогласованным осуществлением мероприятий психологического сопровождения (проектированием целевой комплексной программыорганизацией системы стажировок курсантов на управленческих должностях, проведением курсов социально-психологического тренинга, процедур индивидуального психологического консультирования), учетом внешних (организационно-управленческих, информационных, социально-педагогических) и внутренних (собственно психологических) условий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Результаты исследования становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза могут быть использованы органами военного управления других вузов для принятия организационно-управленческих решений, направленных на повышение эффективности данного процесса.

2. Разработанный нормативно-функциональный профиль «успешного» управленца позволяет осуществить диагностику уровня развития управленческой компетентности действующих командиров начального звена управления при их аттестации и формировании кадрового резерва на выдвижение.

3. Выявленные сферы управленческой активности, типичные затруднения действующих руководителей подразделений связи начального звена управления выступают основой для уточнения квалификационных характеристик выпускника командно-инженерной специализации.

4. Использование разработанной в рамках исследования целевой комплексной программы становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза позволяет органам управления других военно-образовательных учреждений осуществлять планирование и организацию наиболее целесообразного и упорядоченного развития когнитивного, мотивацион-ного, операционально-деятельностного и эмоционально-волевого компонентов личности будущих руководителей на различных этапах их обучения.

Методика и эмпирическая база исследования:

Для достижения обозначенной исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных рамками констатирующего и формирующего экспериментов. Их выбор диктовался предметом исследования и характером основных переменных. Главными методами проведения исследования стали изучение литературных источников, наблюдение, системно-ситуативный анализ управленческой деятельности, анализ результатов деятельности, анализ документов, беседы, экспертный опрос, тестирование. Основные результаты исследования получены с использованием стандартизированных и валидизированных методик: многофакторного личностного опросника Р. Кеттелламетодики по выявлению направленности личности" В. Смейкала и М. Кучерапо определению уровня потребности в достижении Ю. М. Орловаопросников по выявлению коммуникативных и организаторских склонностей, по оценке управленческих качеств и прогнозированию общей пригодности к руководству М. Э. Андросенкотеста по измерению рациональности принимаемых решений Е. П. Ильинабатареи тестовых методик по измерению особенностей мышленияметода последовательной динамической оценки управленческой ситуации (МПДО) — модернизированной методики профессионального самоопределения И. В. Сыромятниковаопросника уровня субъективного контроля Дж. Роттераопросника по выявлению уровня становления когнитивного компонента управленческой компетентности у курсантов, спроектированного автором.

Эмпирической базой исследования являлись Академия ФАПСИ при Президенте Российской Федерации, Воронежское военно-техническое училище, а также ряд воинских частей и центров правительственной связи. В констатирующем и формирующем эксперименте были задействованы 848 курсантов различных курсов, 32 офицера — слушателя Академии ФАПСИ, 80 офицеров — руководителей практических подразделений ведомства. Для выявления основных затруднений в управленческой деятельности молодых руководителей на основе МПДО был создан специальный банк данных, в рамках которого были проанализированы 124 «трудные» управленческие ситуации. Обработка полученных в ходе исследования результатов проводилась на ПЭВМ с использованием методов математической статистики, реализованных в пакетах прикладных программ «Statistika-5», «SPSS» и «Microsoft Excel» .

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, многоаспектным анализом научных публикаций по проблематике исследования, последовательностью изучения его предмета, всесторонним сопоставлением полученных данных, разнообразием применяемых исследовательских методик, их взаимным сочетанием и дополнением, проведением процедур качественного и количественного анализа, применением методов математической обработки и анализа данных, статистической значимостью полученных данных, репрезентативной выборкой испытуемых.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Академии ФАПСИ, Воронежского военно-технического училища, как в ходе проведения формирующего эксперимента, так и в процессе непосредственной организационно-управленческой деятельности офицеров курсового звена. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Военного университета, Научно-исследовательского центра Академии ФАПСИ, при проведении учебно-методических сборов с командным и профессорско-преподавательским составом академии. Материалы диссертационного исследования использовались при проведении занятий с начинающими преподавателями, офицерами курсового звена, психологами частей и практических подразделений в рамках специального учебного курса «Новые технологии подготовки специалистов», со слушателями Орловской региональной академии государственной службы. Результаты исследования нашли свое отражение в ходе выполнения научно-исследовательских работ «Лидер», «Прогноз», «Дисциплина», проводимых в соответствии с тематикой приоритетных направлений научных исследований ФАПСИ. Результаты исследования докладывались и обсуждались на 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информационно-телекоммуникационных систем специального назначения» (Орел, 1999 г.) — межвузовской научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы образовательного процесса вуза в современных условиях» (Орел, 1999 г.) — межвузовской научно-методической конференции «Новые технологии обучения, воспитания, самообразования и творческого развития специалистов в высшей школе» (Орел, 2000 г.) — межвузовской научно-методической конференции «Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза» (Орел, 2001 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Образование в регионе: история, современность, перспективы» (Орел, 2001 г.) — 9-й межведомственной научно-технической конференции по криптографии (Москва,.

2001 г.) — X симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология и практика» (Москва, 2002 г.) — международной научно-практической конференции «Качество образования на современном этапе развития: концепция и практика» (Орел,.

2002 г.). Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I — Методологические и теоретические основы исследования становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза. Глава II — Экспериментально-психологическое исследование специфики становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза. Глава IIIПсихологическое сопровождение становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза. Общий объем диссертации составляет 315 страниц, из них 190 страниц основного текста, 15 — библиографический список использованной литературы. Работа содержит 35 приложений, иллюстрирована 21 диаграммой, 16 таблицами, 14 рисунками.

Выводы по третьей главе.

1. Совершенствование становления УК у курсантов ИТВ может быть реализовано посредством мероприятий психологического сопровождения данного процесса, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимосогласованных мероприятий, проводимых командованием, органами воспитательной работы, офицерским и профессорско-преподавательским составом, психологом ввуза с учетом целевых ориентиров, этапов становления, уровня УК курсантов для повышения качества их подготовки к УД.

Основными задачами психологического сопровождения становления выступают: обеспечение наиболее благоприятного личностно-профессиональ-ного развития будущего офицера-руководителя- «конструирование» и «наращивание» у курсантов ввуза актуальных для будущей управленческой деятельности, а также «разрушение» деструктивных (мешающих УД) психологических феноменоворганизация психологического просвещения в интересах УДсоздание условий для обеспечения «персонализации» процесса подготовки к УДсвоевременная актуализация, восстановление и использование компонентов ИГТПРпостоянное повышение уровня УК офицерского состава и др

2. Реализация мероприятий психологического сопровождения становления УК объективно невозможна без создания и учета комплекса необходимых условий: внешних (организационно-управленческих, информационных, социально-педагогических) и внутренних (собственно психологических). Содержательно обозначенные условия позволяют целенаправленно задействовать ресурсы военно-образовательной среды инженерно-технического ввуза и психологические ресурсы личности в интересах подготовки курсантов к УД. Взаимосвязь и взаимозависимость внешних и внутренних условий повышения эффективности становления УК нашла свое отражение в проектировании структурно-функциональная схемы и целевой комплексной программы.

3. Целевая комплексная программа становления УК, спроектированная на основе положений структурно-функциональной схемы, определяет векторы наиболее целесообразного и упорядоченного взаимодействия индивидуального психологического ресурса личности и военно-образовательной среды ИТВ на различных этапах становления УК курсантов — ориентировочно-познавательном, оценочно-критическом, индивидуально-личностном, профессионально ориентированном. Психологическая сущность ЦКП состоит в последовательном наращивании когнитивной (информационной) полноты и функционально-психологической сложности формируемых компонентов УК путем целесообразной активизации (создания, проектирования, развития, восстановления, коррекции, использования) психосоциального, психоэргономического и индивидуально-психологического ресурсов ИППР.

4. Наличие объективной психологической информации о качестве становления УК выступает информационным условием для направленного осуществления процедур психологического сопровожденияполучение такой информации возможно в рамках реализации процедур мониторинга становления УК. Информационно-психологический мониторинг становления УК представляет собой комплекс регулярно проводимых в ИТВ аналитико-прогностических, организационно-управленческих, исследовательско-диагностических («статическая» функция) и коррекционно-развивающих («активная» функция) мероприятий, направленных на получение оперативной и достоверной информации о качестве становления УК в обозначенных точках «индикации» и обеспечение принятия органами военного руководства «адресных» управленческих решений по использованию целевой комплексной программы.

5. Результаты формирующего эксперимента показывают, что социально-психологический тренинг, индивидуальное психологическое консультирование, стажировки курсантов на должностях младших командиров, являются релева-. нтными средствами повышения эффективности становления функционально-личностного и структурно-личностного ресурсов УК курсантов ИТВ. В этом аспекте разработанная программа социально-психологического тренинга становления управленческой компетентности позволяет одновременно оказывать как обучающее, так и коррекционное воздействие на курсантов в плоскости их подготовки к управленческой деятельности. Концепция тренинга предусматривает преобладание его когнитивной (информационной) направленности с использованием упражнений по становлению компонентов управленческого самосознания курсантов и развитию компетентности в общении.

б) Практические рекомендации.

Для повышения эффективности подготовки курсантов инженерно-технического ввуза к управленческой деятельности процедуры по становлению управленческой компетентности у будущих руководителей целесообразно планировать и выделять в качестве составной частью учебно-воспитательного процесса. Опираясь на теоретические выводы диссертационного исследования в целях совершенствования процесса подготовки курсантов инженерно-технических ввузов к управленческой деятельности, предлагаем:

1. Органам управления военным образованием:

— рассмотреть вопрос о включении в проект Программы реформирования военного образования положение о необходимости создания в рамках инженерно-технических ввузов кафедры социального управления;

— рассмотреть возможность дополнительного включения в программы подготовки курсантов инженерно-технических ввузов специального учебного курса «Психологические основы управленческой деятельности руководителя» ;

— изучить вопрос о возможности восстановления практики проведения войсковых стажировок после окончания курсантов третьего года обучения;

— внести заявку в редакционно-издательский центр МО РФ на издание учебно-методического пособия «Управленческая компетентность военного руководителя: структура, содержание основные направления развития» .

2. Органам управления инженерно-техническими ввузами Министерства обороны РФ, других силовых структур:

— внедрить в практику военно-образовательной подготовки курсантов к управленческой деятельности основные положения разработанной в рамках исследования целевой комплексной программы становления управленческой компетентности;

— рассмотреть возможность создания в структуре учебного отдела (отдела воспитательной работы) специальной (внештатной) информационно-аналитической группы для реализации функции мониторинга становления управленческой компетентности у курсантов инженерно-технического ввуза.

— внедрить в практику работы должностных лиц факультета проведение ежегодных аттестаций курсантов с отражением индивидуального уровня управленческой компетентностисодержание аттестаций учитывать при распределении выпускников и назначении на первичные офицерские должности;

Руководству инженерно-технических ввузов:

— в ходе профессионально-психологического отбора планировать и проводить комплекс мероприятий по выявлению уровня общей пригодности абитуриентов к деятельности управленческого типа и, исходя их этого, производить комплектование групп командно-инженерной специализаций;

— регулярно обсуждать проблематику подготовки курсантов ввуза к управленческой деятельности в ходе командирской (методической) подготовкипри назначении офицеров на должности руководителей курсантских подразделений учитывать уровень их управленческой компетентности, наличие служебного и управленческого опыта, склонность к командно-воспитательной (педагогической) деятельности;

Перспективными направлениями дальнейших научных исследований по данной проблеме могут выступить:

— обоснование психологических условий для повышения эффективности управления процессом становления управленческой компетентности у курсантов военного вуза;

— исследование взаимосвязи между уровнем управленческой компетентности командира курсантского подразделения и эффективностью ее становления у подчиненных курсантов;

— выявление степени взаимосвязи между характером межличностных отношений, сложившихся в коллективе, и качеством становления управленческой компетентности у курсантов группы;

— обоснование психологических условий повышения качества отбора и назначения офицеров на должности руководителей курсантских подразделений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  2. И. А. Организаторские способности работника правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2000. — 175 с.
  3. И. Н., Капустин А. Н. Социальная психология военного управления. М.: Академия РВСН, 1992. — 198 с.
  4. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей производственников. Киев, Прогресс, 1987. — 22 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. -432 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с.
  7. Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 253 с.
  8. В. И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное образование, 1985.-158 с.
  9. М. Э. Психологические особенности развития военно-управленческих качеств у будущих командиров общевойскового подразделения: Дис. канд. психол. наук. -М., ВПА, 1991. 172 с.
  10. О. С. Акмеология и методология: проблемы мыслетехники и психотехники. М.: РАГС, 1998. — 772 с.
  11. П. К. Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 399 с.
  12. П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.
  13. С. С. Психологические условия совершенствования деятельности начальника дежурного расчета управления космическими аппаратами: Дис.. канд. психол. наук. -М.: ВУ, 2001.- 170 с.
  14. Л. И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. Под ред. Л. И. Анцыферовой, АН СССР. — М.: Наука, 1978. С. 3−20.
  15. А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. .д-ра психол. наук. -М., ГАВС, 1993. 428 с.
  16. А. Я., Помогайбин В. Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований: Учебное пособие. М., ВУ, 1999. — 94 с.
  17. Т. И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. Под ред. Л. И. Анцыферовой М.: Наука, 1978.-С. 142−155.
  18. В. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. Под ред. Л. И. Анцыферовой М.: Наука, 1978.-С. 21−38
  19. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  20. О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 23 с.
  21. Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации: Дис.. докт. психол. наук. М., 1999. -678 с.
  22. А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна — пресс», 1998. — 464 с.
  23. И. В., Варламова Е. П. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1997. -237 с.
  24. А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 67 с.
  25. И. С., Бурцев Г. А. Физическая подготовка подразделений по борьбе с террористами. Учебное пособие. М.: ВУ, 1997. — 231 с.
  26. О. Я. Социально-психологические особенности эффективного стиля руководства командиров учебных подразделений: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 2000. — 202 с.
  27. В. Е. Социальные проблемы управленческой деятельности советских военных кадров в условиях научно-технической революции: Дис.. д-ра филос. наук. М., ВПА, 1975. — 381 с.
  28. Л. И. Социально-психологическая компетентность, как профессиональная характеристика руководителя: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.- 167 с.
  29. Р., Моутон Д. Научные методы управления. — Киев: Наукова Думка, 1990.-240 с.
  30. И. В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта у воинов-операторов: Дис.. канд. психол. наук. -М., ВУ, 1999.-262 с.
  31. А. А. Психология о личности — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-188 с.
  32. А. А. Личность и общение. М.: Наука, 1995. — 272 с.
  33. В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 288 с.
  34. Бойко 3. В. Этика в управлении (Сборник проблемных ситуаций). — Рига: Знание, 1974. 38 с.
  35. . С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1982. № 1, С. 12−19.
  36. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  37. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Ось — 89», 2000. -224 с.
  38. В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971.-214 с.
  39. П. Искусство менеджмента. М.: Экономика, 1993. — 176с.
  40. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  41. А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. Изд-во Моск. ун-та. М., 1987. — 216 с.
  42. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук. M., 1994. 287 с.
  43. Л. С. Собр. соч. М., 1983. — Т. 1. -487 с.
  44. Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. — С. 114 — 123
  45. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. -320 с.
  46. П. Я. Введение в психологию. М.: Наука, 1976. — 150 с.
  47. Ф. Психология управления, Пер. с болг. — М.: Прогресс, 1982 —422 с.
  48. А. И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военных училищ МВД СССР): Дис.. канд. психол. наук. М., ВПА, 1991.-195 с.
  49. А. Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1999 — 19 с.
  50. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.-328 с.
  51. В. А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ: Дис. канд. пед. наук. М., ВПА, 1966. — 187 с.
  52. В. В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография. Орел: ВИПС, 1997. — 238 с.
  53. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис.канд. психол. наук. -М., ВПА, 1990. -241 с.
  54. А. А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. -М.: РАГС, 2000. 536 с.
  55. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: СПТ и прикладные психотехнологии.-М.: Луч, 1993.-71 с.
  56. О. И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2001. — 25 с.
  57. . И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С. 11−22.
  58. А. И. Психология коллектива (методологическая проблема исследования): Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  59. И. Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998. -217 с.
  60. В. Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 1998. — 251 с.
  61. В. В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью: Дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
  62. М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Дис. д-ра психол. наук. М.: ВПА, 1969- 306 с.
  63. А. В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1998. 189 с.
  64. Т. Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-233 с.
  65. И. Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., РАГС, 1999. — 201 с.
  66. И. А. Отношение руководителей школ к повышению собственной управленческой компетентности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001. -167 с.
  67. А. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих офицеров-финансистов средствами социально-психологического тренинга: Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 219 с
  68. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: ЛГУ, 1985.-167 с.
  69. Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: Дис.. канд. психол. наук. Томск, 2000. — 186 с.
  70. Е. С. Уроки психолога для руководителя. М.: Знание, 1990.-47 с.
  71. Е. С., Шигаев А. С. Психология управления в хоккее. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 183 с.
  72. Л. Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дис. .канд. психол. наук. М., ВПА, 1968.
  73. JI. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Дис.. д-ра психол. наук. -М., ВПА, 1982.-499 с.
  74. Ю. М., Петровская JI. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: Энном, 1991. — 156 с.
  75. Журавлев А. JL, Рубахин В. Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976. — 120 с.
  76. А. JI. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. М., 1976. — 24 с.
  77. Ю. М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал. — 1980. Т. 1. — № 2. — С. 5−18.
  78. Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике. Книга 1. — М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения. М., 1994. — 182 с.
  79. В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП, 1992.- 168 с.
  80. В. В. Психологическая подготовка курсантов высших военных командных училищ МВД СССР к деятельности командира взвода во внутренних войсках: Дис. канд. психол. наук. -М., ВПА, 1990. 196 с.
  81. Н. А. Изучение личности современного менеджера в процессе профессионального отбора: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 189 с.
  82. Е. М. Диагностика познавательных процессов при отборе в военно-инженерные учебные заведения связи: Автореф. канд. психол. наук. М., МГУ, 2001. — 27 с.
  83. Н. Н. Культура управления. Минск: Высшая школа, 1990.218 с.
  84. В. П. Психологическая теория деятельности // Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 229−251.
  85. Д. О. Педагогические основы подготовки слушателей военных академий к управленческой деятельности в части (на корабле): Дис.. канд. пед. наук. М., ВУ, 1997. — 208 с.
  86. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Изд-во Мое. ун-та. М., 1987. — 207 с.
  87. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.-304 с.
  88. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  89. Т. В. Социально-перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора: Дис.. канд. психол. наук. — Самара, 1999. -164 с.
  90. С. С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1999. 169 с.
  91. Т. С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.
  92. И. В. Стратегии подбора как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1996. 26 с.
  93. JI. С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных (применение статистики в научной и практической работе врача) -2-е изд. Ленинград: Медицина, 1964. — 251 с.
  94. JI. А. Психологические проблемы формирования профессиональной готовности курсантов вузов войск ПВО к службе в частях: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1982.
  95. С. JI. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической, бактериологической защиты: Дис. д-ра. психол. наук. М., 2000. — 487 с.
  96. С. JI. Влияние управленческого общения командира танкового подразделения на выполнение подчиненными сложных учебно-боевых задач: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 1995. — 155 с.
  97. В. Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (философско-социологический аспект): Дис.. канд. филос. наук. М., ГАВС, 1993.-193 с.
  98. А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис.. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1998. — 355 с.
  99. А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1998.
  100. А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристь, 1998.-440 с.
  101. Т. А. Педагогические основы гуманитарной подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях США: Дис.. канд. пед. наук. М., ВУ, 2000. — 252 с.
  102. А. И. Психология руководства воинской частью: Дис.. докт. психол. наук. М., ВПА, 1974. — 409 с.
  103. А. И. Психология хозяйственного управления. — М.: Экономика, 1984. 390 с.
  104. Ю. А. О научных основах организации воинского труда. -М.: Воениздат, 1973. 159 с.
  105. Р. В. Совершенствование стиля руководства авиационного «инженера ВВС: Дис.. канд. психол. наук. -М., ВУ, 2001. 197 с.
  106. Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 2-е изд. доп. и дораб. — 159 с.
  107. А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. Изд. 2-е, доп. М., Политиздат, 1978. — 279 с.
  108. Г. М. Психология корпоративного управления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., ГАУ, 1995. — 20 с.
  109. В. Ф. Профессиональная культура офицера // Военная мысль. 1990. — № 6, С. 48−59.
  110. А. Г. Социально-психологический аспект теории управления: Материалы третьего Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т.З. М.: Знание, 1968.-186 с.
  111. В. И., Донской Д. И. Общая психотерапия. 2-е изд., доп. и перераб. Мн.: Высшая школа, 1997. — 464 с.
  112. В. Ф. Основные проблемы «новой социологии» Райта Мил-лса. М.: Наука, 1977. — 128 с.
  113. П. А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1979. 185 с.
  114. П. А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1990.
  115. П. А. Психологическая подготовка летчиков и летных экипажей к выполнению боевых задач / Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА, 1989. — С. 57−63.
  116. . Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал. 1981. — Т.2. № 2. -С. 43−50
  117. Ю. Д. Руководитель трудового коллектива. М., Экономика, 1987. — 160 с.
  118. JI. Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., ВУ, 1996. — 234 с.
  119. P. JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1998.-400 с.
  120. Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., МЭИ, 1985. — 108 с.
  121. Т. В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. — № 3. -1983.-С. 16−25.
  122. JI. Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности. JL: Лениздат, 1986. — 106 с.
  123. Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: Штинца, 1983. —159 с.
  124. А. Ю. Социально-психологические особенности деятельности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов вузов: Автореф. дис.. канд. психол. наук — Ярославль, 2000. 26 с.
  125. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.-168 с.
  126. Л. Н. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства: Дис.. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1989. 154 с.
  127. И. В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1996. 186 с.
  128. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. — 302 с.
  129. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 391 с.
  130. КяэрстМ. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией //Актуальные проблемы психологии труда: Сб. статей / Отв. ред. М. Котик. -Тарту, 1980. 160 с.
  131. И. Д. Практический менеджмент (в трех частях). — М.: КПФ «Ника», 1992.-483 с.
  132. С. В. Развитие психологической готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук.-М.:ВУ, 2000, — 240 с.
  133. Л. Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. д-ра психол. наук. М., РАГС, 1995. — 405 с.
  134. Е. С. Психологические особенности принятия командирами частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты эффективных решений в нестандартной ситуации: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 1997. — 270 с.
  135. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  136. .Ф. Человек в системе управления. М.: Знание, 1967. -194 с.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  138. . Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал 1989. — № 4. — С. 19−33
  139. Ю. Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности // Научное управление обществом. М., 1976, Вып. 10.-С. 277−311.
  140. И. С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975.
  141. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.308 с.
  142. В. Н. Психология управления: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 208 с.
  143. JI. Е. Формирование готовности курсантов военных училищ Сухопутных войск к руководству подразделениями: Дис.. канд. психол. наук. М.:ВПА, 1980.-209 с.
  144. В. Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. — 45 с.
  145. М., Альберт., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994.-701с.
  146. Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей психологии и педагогики вузов МО РФ. М., ВУ, 1997. — 156 с.
  147. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. — М., Наука, 1981.-97 с.
  148. М. А. Природа и назначение социальной работы // Вестник социальной работы. -1994. № 4. — С.61−62.
  149. Г. А. Акмеолого-методологические принципы исследования творчества // Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 1. — С. 38−49
  150. В. Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дис.. д-ра пед. наук. М.: РАГС, 1995. — 360 с.
  151. В. Г., Маркитан Р. В. Концептуальные основы совершенствования управленческой подготовки офицерских кадров в высшем военно-учебном заведении. M.: РВСН, 1995. — 197 с.
  152. Е. А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1996. 140 с.
  153. Э. Е. Педагогические основы формирования и развития культуры управленческой деятельности у командиров подразделений: Дис.. канд. пед. наук. М.: Г ABC, 1993. — 248 с.
  154. А. В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ВУЗах Вооруженных Сил: Дис.. канд. психол. наук. -М.: ГАВС, 1993.- 324 с.
  155. А. В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах. Монография. — М.: ВУ, 1997.-144 с.
  156. В. А. Формирование мотивационно-ценностной структуры профессиональной деятельности офицеров Федеральной пограничной службы: социолого-управленческий аспект: Дис.. канд. социол. наук. М., ВУ, 1997. -202 с.
  157. Ю. И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. — М: Фолиум, 1995.-357 с.
  158. В. Б. Оптимизация развития ауто-психологической компетентности государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., РАГС, 2001.-236 с.
  159. В. П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива: Дис. канд. психол. наук. М., ВПА, 1988. -198 с.
  160. Р. С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ- М.: Просвещение, 1990. 301с.
  161. А. Г. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ. 1973. — № 3.
  162. С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1991. — 917 с. — ISBN 5−200−1 088−8.
  163. А. М. Руководитель: размышление о стиле управления. — М.: Политиздат, 1987. 366 с.
  164. Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова JI. П. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижении: Экспериментальная психология и ее история. М.: Наука, 1974. — 178 с.
  165. Е. Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе: Дис.. канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1976.-178 с.
  166. Основные этапы подбора и адаптации психодиагностических методик в целях профессионального психологического отбора: Методическое пособие. -М.: ЦВМУ МО, 1991. 72 с.
  167. Основы военной акмеологии: Учеб. пособие. В 2 ч. / Под ред. П. А. Корчемного, JL Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 4.2. — 319 с.
  168. В. Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Дис. д-ра психол. наук. М.: ВУ, 1995. — 351 с.
  169. В. Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1995. — 56 с.
  170. В. Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности: Вопросы теории и методики. М.: ВПА, 1991.
  171. В. Ф., Мощенко А. В. Введение в психологию руководства подразделением (учебно-методическое пособие) Ч. I III, ч. IY. — М.: Министерство обороны СССР, 1991. — 339 с.
  172. В. А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС // Сборник научных трудов ВИПС. Орел: ВИПС, 1996. — № 4. — С. 7−13.
  173. В. П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсанта ввуза: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 208 с.
  174. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  175. В. Я. Рационалистическая модель школы и процесс обучения на Западе // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 107−111
  176. К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979.218 с.
  177. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.252 с.
  178. Ю. П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Курск: КГПИ, 1991. — 132 с.
  179. О. А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 151 с.
  180. М. И. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дис.. канд. психол. наук -М.: ВУ, 1998. 222 с.
  181. С. А. Модель личности офицера как средство исследования его сущностных качеств: Дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 189 с.
  182. Профессионализм управленческих кадров: реферативный сборник -М.: РАУ, 1994. 93 с.
  183. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах -М», 2000.-672 с.
  184. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 480 с.
  185. Психолого-педагогические основы руководства воинской частью. / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1973. — 125 с.
  186. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  187. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). 4.1 / Под ред. JI. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.-231 с.
  188. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / под ред. Б. П. Бархаева. В 2 частях, часть 2, М.: ВУ, 1998. 258 с.
  189. Психологическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителя. Киев, Прогресс, 1989. — 15 с.
  190. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части: Материалы научно-практической конференции. М.: ВПА, 1989. — 195 с.
  191. Рабочая книга практического психолога: технология профессиональной деятельности (пособие специалистов, работающих с персоналом). М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  192. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999, — 141 с.
  193. Е. С. Психология профессионального становления личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1992. — 611 с.
  194. В. Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. — 213 с.
  195. С. JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-428 с.
  196. И. Некоторые проблемы социальной психологии (психология и работа с людьми). М.: Прогресс, 1981. — 215 с.
  197. А. В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 2001.-198 с.
  198. О. В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 225 с.
  199. A. JI. Социальная психология управления производственным коллективом. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. JI. — 1979.
  200. Н. Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск: Дис.. канд. психол. наук. — М., ВУ, 1998.-225 с.
  201. А. М. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях: Автореф. дис.канд. психол. наук-М., 1998. -20 с.
  202. Система методов изучения профессионально-личностных качеств действующих специалистов для объективного выдвижения руководителей. — М., ИРЦ Газпром, 1995. 41с.
  203. А. П. Социально-психологический тренинг как средство повышения психологической готовности руководящих кадров к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1992. — 22 с.
  204. А. П. Теоретические и прикладные основы акмеологиче-ского тренинга программно-целевой направленности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995. — 56 с.
  205. П. Психология оценки и принятия решений /Пер. с англ. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1998. — 368 с.
  206. Ю. Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 186 с.
  207. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. -608 с.
  208. И. Н. Методологический анализ управленческой деятельности советского офицера: Дис.. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1976. — 178 с.
  209. В. А. Концепция физической подготовки военнослужащих военно-учебных заведений на первоначальном этапе их обучения: Дис.. д-ра пед. наук. — Воен. ин-т физ. культуры Спб., 1998. — 303 с.
  210. С. Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 80 с.
  211. И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части: Дис.. канд. психол. наук. -М., ВУ, 1997 316 с.
  212. В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис.. д-ра психол. наук. М.: ВПА, 1989.
  213. И. В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя кафедры вуза МО РФ: Дис.. канд. психол. наук. М., ВУ, 2001.- 195 с.
  214. С. И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис.. докт. психол. наук. -М., ВПА, 1984. 417 с.
  215. Е. А. Особенности профессиональной компетентности государственных служащих в разрешении межличностных конфликтов с учетом тендерных различий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 25 с.
  216. П. С. Золотая книга руководителя: законы, советы, правила. М.: АО Вече, 1994. — 557 с.
  217. . М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 97 с.
  218. Ф. П., Фокин Ю. Г. Как Вы управляете? М.: Воениздат, 1984.-164 с.
  219. В. С. Становление офицера политработника эскадрильи (психологический аспект): Дис. .канд. психол. наук. -М., ВПА, 1990. 247 с.
  220. В. В. Психологическая классификация основных воинских специальностей РВСН: Дис.. канд. психол. наук. -М., ГАВС, 1994.
  221. JI. И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980.-231 с.
  222. Э. П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Дис. д-ра психол. наук. М., ВУ, 1996, — 330 с.
  223. Э. П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дис.. канд. психол. наук. — М., ВПА, 1975.-191 с.
  224. Н. Ф. Психолого-педагогические основы формирования у слушателей профессиональных качеств военного политработника. М.: ВПА, 1976.-176 с.
  225. С. А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1998. — 27 с.
  226. И. В. Динамика личностных изменений в процессе военно-профессионального обучения в высшем военно-учебном заведении: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 156 с.
  227. А. В. Психология и изучение «человеческого фактора» в управлении // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 35−44
  228. Философский словарь. / Под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  229. Формирование личности руководителя: зарубежный опыт. — Минск, 1985.-8 с.
  230. X. Мотивация и деятельность: Т.1- Пер с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  231. . Н. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала: Дис. канд. психол. наук. М., РАГС, 1998. — 23 с.
  232. В. И. Развитие управленческих способностей государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. -М., РАГС, 2000. 172 с.
  233. Ю. Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ввузов войск связи: Дис. .канд. пед. наук. М., ВУ, 1998. — 250 с.
  234. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.318 с.
  235. В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. — № 3. — С. 33—46.
  236. . Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. — 64 с.
  237. В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, 2000 — 544 с.
  238. Ю. В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов: Дис.. канд. психол. наук. М., ВПА, 1990. — 249 с.
  239. А. И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделениях (на материалах войск ПВО: дивизия, батальон). М.: ГАВС, 1993. — 244 с.
  240. В. Г., Кашкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 1996. — 270 с.
  241. С. Е. Понятие компетентности в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−34.
  242. П. Б. Метод экспертных оценок: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 80 с.
  243. В. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 184 с.
  244. А. Ф. Вопросы психологии в управлении войсками. М.: Воениздат, 1973. 196 с.
  245. А. В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 16 с.
  246. В. Т. Психологическое обеспечение безопасности полетов. — М.: ВПА, 1980.-201 с.
  247. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1987. 246 с.
  248. В. А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998.639 с.
  249. Н. В. Формирование психологической компетентности в ходе обучения в медвузе: Пути формирования и коррекция физического состояния организма. Рязань, 1994. — С.145−151.
  250. Adler F. Understanding human nature. London, 1928. — 180 p.
  251. Bass B. Leadership. Psychology and Organizational Behavior. N. Y., 1960.-221 p.
  252. Bohret Garl Anmerkungen zur Fuhrungsausbild in Bund und Landern. -Fuhrungskrafte in der offentlicher Verwaltung Baden-Baden. 1990, p. 46−57.
  253. Gowin E. W. The Executive and his Control of Men. New-York, 1915.
  254. Simon H. A. Administrative Behavior. New-York, 1947. — 236 p.
  255. Samuel P. Hantington. The Soldier and the State Cambridge: The Harvard University Press, 1957. — P.54−56
  256. Skinner B. Science on human behavior. New-York, 1953.
  257. Stogdill S. M. Leadership, membership and organization. Psychological Bulletin.- 1950.-№ 47.
  258. Partidge E. D. Leadership among Adolescent Boys / Teachers College Contributions to Education. № 608, Columbia University, 1934.
  259. Krech D., Grutchfield B. Theory et problems de Psychology social traduit de landlais par H. Lesage, 1952.
  260. Carl E.Vuono. Professionalism and the Army of the 1990 s.// Military Review. 1990. — № 4. — P. 1−6
  261. Lewis G. W. Leadership training for FFA officers. Agricultural Education Magazine, 1962. — V. 34. — № 9.
  262. Richardson H. M., Hanawalt N. G. Leadership as related to Bemreuter personality Measures./ Journal of Social Psychology. 1943. — № 17.
  263. Henclay S. Theories of behavior of school leaders / overview. 1960. -V. 1.- № 12.
  264. Handy C. B. Understanding organizations. Harmondsworth, 1981.
  265. Fraser J. M. Psychology: General, Industrial, Social. New-York, 1956.
  266. Fischer K. W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills.- Psychological Review V. 87 (6), 1980. P. 477 531.
  267. Feuerstein G. The theory of structural cognitive modifialibity. — Washington. D.S. Nat. Educat. Association, 1990. P. 68−134.
  268. Jenkins W. O. A Review of Leadership Studies with particular Reference military problems/ Psychological bulletin, № 44.
Заполнить форму текущей работой