Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности подростков, совершающих уходы из дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание нового человека неотделимо от самой решительной борьбы со всякого рода проявлениями чуждой нашему общественному строю морали, иждивенческой психологии, нарушений социалистических правовых и нравственных норм. Основные причины сохранения негативных явлений в практике коммунистического воспитания партия видит в реальных проблемах и трудностях нашего развития, в недостатках воспитательной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. УХОДЫ ИЗ ДОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИХ0Л01Ю-ПЩАГ0ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. История и теория вопроса
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия возникновения нарушений в поведении подростков
      • 1. 2. 1. Депривация важнейших социальных потребностей
      • 1. 2. 2. Недооценка возрастных и индивидуально-психологических 36 особенностей подростков в процессе обучения и воспитания
    • 1. 3. Постановка проблемы и задачи исследования
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮТОСТИ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШАЮЩИХ УХОДЫ ИЗ ДОМ
    • 2. 1. Общая характеристика испытуемых
    • 2. 2. Характеристика условий развития подростков
      • 2. 2. 1. Анализ положения испытуемых в семье и школе
    • 2. 3. Методики исследования
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУШК
    • 3. 1. Особенности самооценки подростков
    • 3. 2. Особенности межличностных отношений подростков
    • 3. 3. Особенности фрустрационной толерантности
    • 3. 4. Сравнительная характеристика групп подростков
    • 3. 5. Анализ и обсуждение результатов
  • Выводы
  • ЗАКЛШЕНИЕ

Психологические особенности подростков, совершающих уходы из дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важных и сложных задач, которые решает партия и советский народ в процессе совершенствования развитого социализма, является задача формирования «активного строителя коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» (7).

Впервые задача формирования нового человека была четко сформулирована в Программе КПСС. С тех пор прошо более двух десятилетий, но она не утратила своей актуальности до настоящего времени. Более того, в материалах вышеуказанного Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что «формирование нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» (7, с. 27).

Воспитание нового человека неотделимо от самой решительной борьбы со всякого рода проявлениями чуждой нашему общественному строю морали, иждивенческой психологии, нарушений социалистических правовых и нравственных норм. Основные причины сохранения негативных явлений в практике коммунистического воспитания партия видит в реальных проблемах и трудностях нашего развития, в недостатках воспитательной деятельности. Поднять воспитательную деятельность на качественно новый уровень, соответствующий потребностям общества развитого социализма, призвана реформа школы, основные направления которой были одобрены апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Школа обязана вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы» (9). В связи с этим повышается та роль, которую играет в решении этих задач школьный учитель.

Среди проблем, с которыми сталкиваются педагоги в практике обучения и воспитания, одной из самых сложных и актуальных является проблема перевоспитания детей и подростков с нарушениями в поведении.

Актуальность указанной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:

— требованиями, которые предъявляет практика коммунистического строительства и воспитания к личности советского человека, «без преобразования которого невозможно революционное преобразование общества» (7);

— необходимостью дальнейшей разработки психологической теории личности, в частности всестороннего изучения личности с отклоняющимся от нормы поведением;

— трудностями, которые встречаются в практике воспитания и перевоспитания детей и подростков с отклоняющимися формами поведения;

— недостатком научно разработанных практических рекомендаций для тех, кто непосредственно занимается воспитанием таких детей и подростков.

С разработкой в психологии этих важнейших вопросов связана своевременная диагностика отклонений в поведении детей и подростков, методы изучения их личности, осуществление индивидуального подхода с учетом психологических особенностей данной категории школьников, а также выбор эффективных средств воздействия на них в ходе целенаправленного воспитания.

Таким образом, проблема исследования психологических особенностей формирующейся личности с отклонениями в поведении сохраняет свою актуальность как в теоретическом, так и в практическом плане. Это и обусловило выбор темы нашего исследования и соответствующего контингента испытуемых. Для экспериментального изучения были выбраны подростки, основной формой нарушения поведения которых являются уходы из дома. Выбор тленно этой категории подростков среди остальной массы трудновоспитуемых обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, обращает на себя внимание неординарность данного явления, это не просто типичное нарушение школьной дисциплины, а это поступок личности в большей или меньшей степени осознанный, но несомненно имеющий своей осноеой определенные психологические причины. Уходы из дома, прогулы уроков, жизнь вне семьи длительное время в подростковом возрасте явление чрезвычайное и, безусловно, требует пристального внимания и тщательного изучения, так как они являются выражением определенной тенденции в развитии личности таких детей и подростков.

Во-вторых, данное явление заслуживает изучения в силу того огромного физического, морального, психологического и иного ущерба, который наносится развивающейся личности разрывом с семьей и школой и систематическим бродяжничеством. Выпадение из сфер целенаправленного воспитательного воздействия семьи, школы, общественности, классного коллектива в самый сензитивный для формирования нравственного самосознания, социальных установок личности период приводит к деформации связей и отношений личности и окружающих ее людей и в конечном счете ведет к антисоциальным тенденциям в ее развитии.

В-третьих, как показывает практика воспитания и перевоспитания этих подростков, многие меры педагогического воздействия в отношении данной категории трудновоспитуемых оказываются малорезультативными и не дают ожидаемого эффекта.

В-четвертых, одной из причин недостаточной эффективности педагогического воздействия на этих подростков является слабая дифференцированность в обучении и воспитании вследствие недостаточной изученности психологических особенностей личности данных подростков.

Имеющиеся по данной проблеме исследования в основном направлены на выяснение социально-психологических причин уходов таких подростков из дома, условий их жизни в семье, но недостаточно изучены психологические особенности подростков, совершающих уходы из дома. Знание этих особенностей может стать в руках умелого педагога инструментом более эффективного воздействия на формирование личности этой категории подростков.

В связи с этим предметом нашего исследования стали некоторые психологические особенности личности подростков, которым свойственны такие формы нарушения поведения, как уходы из дома и бродяжниче ство.

Объект исследования.

Исследование проводилось в течение трех лет в Криворожском детском приемнике-распределителе и Балаховской спецшколе Кировоградской области. Испытуемыми были подростки 10−16 лет, совершающие систематические уходы из дома и уклоняющиеся от учебы. Нами было обследовано при помощи различных методик более 200 подростков. Основными методами исследования были эксперимент и беседа с испытуемыми, их родителями, педагогами. Кроме того, с целью определения мотивов уходов подростков из дома проводилось анкетирование. Изучение учащихся проводилось такие с помощью психодиагностического опросника для подростков А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. В качестве вспомогательных методов применялось наблюдение, изучение школьной и медицинской документации, а также психолого-педагогический анамнез испытуемых. б.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования:

— уход из дома в подростковом возрасте является одной из форм проявления отношения подростков к условиям жизни, выражающегося в стремлении к избеганию трудностей;

— подросткам, совершающим уходы из дома, присущи характерные формы реагирования, связанные с некоторыми особенностями личности, такими как фрустрационная толерантность, самооценка, а также особенностями межличностных отношений, в которых проявляется отношение подростков к себе, другим людям, жизненным трудностям.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный анализ экспериментальных данных позволил выделить и изучить ранее не изученные особенности личности подростков, совершающих уходы из дома, такие как низкая фрустрационная толерантность, неадекватность самооценки по таким критериям, как ум и характер, низкая степень адекватности поведения социальным нормам, высокая степень стремления к доминированию, высокая степень отгороженности значительной части подростков от других людей, как формирующегося в результате неблагоприятных условий развития свойства личности, выявить особенности межличностных отношений данных подростков. Кроме того, была прослежена динамика стремления к уходам из дома как проявления формирующейся тенденции к избеганию трудностей, к уходу от разрешения стоящих перед личностью подростка проблем.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что были выделены группы подростков с различной степенью выраженности стремления к уходам из дома, что может иметь диагностическое значение и выявлены мотивы уходов из дома в подростковом возрасте. Результаты исследования имеют прямой выход в практику учебновоспитательного процессавооружение практических работников знанием психологических особенностей, выявленных в ходе исследования, позволит повысить результативность воспитательной и эффективность профилактической работы с ними. Кроме того, результаты экспериментального изучения подростков могут оказать существенную помощь при подготовке будущих учителей к работе с трудными детьми, могут быть использованы при чтении спецкурсов по психологии воспитания, на курсах переподготовки учителейони будут полезны педагогам школ, инспекторам ДКМ, комиссий по делам несовершеннолетних, работникам детских пенитенциарных учреждений при организации воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и подростков с отклоняющимися формами поведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уход из дома в подростковом возрасте является определенной формой реагирования на трудности, возникающие в жизни подростков.

2. Специфика данной формы реагирования обусловливается своеобразным сочетанием неблагоприятных внешних воздействий и внутренних условий.

3. В качестве внутренних условий выступают некоторые психологические особенности личности подростков, в которых проявляются ведущие отношения испытуемых к самим себе, другим людям, жизненным трудностям.

Выводы.

Таким образом, проведенное эксперт! ентальное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

I. Особенности отношений испытуемых подростков к самим себе характеризуются неадекватностью, противоречивостью и конфликтноетыо. Завышенная самооценка по таким критериям, как ум и характер, представляет собой реактивное образование, возникающее в ответ на неудачи в основных видах деятельности и имеет самозащитный характер.

2. Отношение данных подростков к другим людям носит в целом негативный характер, что проявляется в отсутствии у большинства из них стремления к общению в группе сверстников, отчужденности от других людей, незначительной степени положительного отношения к родителям, педагогам, друзьям, стремлении к доминированию.

3. Отношение подростков, совершающих систематические уходы из дома, к трудностям ситуации является также неадекватным, что проявляется в чрезмерной фиксации на самозащите, свидетельствующей о склонности преувеличивать возникающие трудности и повышенной экстрапунитивности.

То есть, в целом данным подросткам свойственна неадекватность отношений к самим себе, другим людям и трудностям, возникающим в их жизни.

Выявленные экспериментально особенности представляют собой совокупность связанных воедино внутренних условий, определяющих своеобразие личности данных подростков, через которые преломляются социальные влияния. Сформировавшись в процессе онтогенетического развития ребенка под влиянием неблагоприятных условий, они сами начинают определять способы взаимоотношения подростков с внешними воздействиями. Депривация важнейших социальных потребностей, имеющих первостепенное значение для психического развития и формирования личности, длительная фрустрация основных видов деятельности приводят к отказу от деятельности, нежеланию преодолевать трудности, избеганию их. Возникает своего рода установка при встрече с трудностями реагировать подобным образом.

Уход из дома таких подростков, являясь формой реагирования на жизненные трудности, может быть проявлением формирующейся тенденции к их избеганию и оптимальному разрешению. Степень выраженности данной тенденции проявляется в частоте уходов из дома, их длительности, планировании, наличии желания порвать с семьей и жить самостоятельно.

Основные направления профилактической работы.

Как выяснилось в результате исследования, данные подростки не только отличаются от остальных трудновоспитуемых по формам реагирования на возникающие в их жизни трудности, но и сама категория наших испытуемых неоднородна с точки зрения основных мотивов уходов из дома, степени выраженности стремления к уходам и других психологических особенностей. В связи с этим создается возможность повышения эффективности профилактической воспитательной работы с такими подростками. Профилактическая работа с данными подростками должна проводиться в следующих направлениях.

1. Организация жизни и деятельности подростков с учетом типов и мотивов уходов из дома.

2. Учет выявленных психологических особенностей испытуемых подростков в процессе обучения и воспитания.

Педагоги, другие практические работники должны знать, что наиболее благоприятным для педагогического воздействия является первый тип уходов, характеризующийся слабой степенью выраженности стремления к уходам. Так как при данном типе уходов большинство подростков испытывают отрицательные эмоции, оказавшись вне семьи, негативно относятся к такому образу жизни, а также с тем, что основным мотивом уходов данных подростков являются школьные и семейные конфликты, основным направлением в воспитательной работе с такими подростками должно стать укрепление позиции таких учеников в школе путем организации успеха в различных видах деятельности, формирования значимой мотивации учения и предупреждения изоляции в классном коллективе.

Учитывая то, что при втором типе уходов из дома основным мотивом является желание избежать семейных конфликтов, что увеличивается количество подростков, желающих порвать с семьей и жить самостоятельно, основные усилия педагогов должны быть направлены на нормализацию семейной обстановки путем активного воздействия на родителей, вплоть до изъятия таких подростков из неблагополучной семьи, с которой они фактически уже порвали, и предоставления им соответствующих условий в государственных учреждениях. Важной задачей в данном случае становится педагогизация родителей, которые хотят правильно воспитывать своих детей, но не имеют для этого достаточных знаний. Наличие стремления к странствиям и путешествиям у некоторой части подростков при данном типе уходов вызывает необходимость более качественной организации воспитательной работы с ними с учетом их любознательности.

В связи с тем, что при третьем типе уходов основным мотивом становится стремление к приключениям и риску, развлечениям, желание весело провести с товарищами время, основное направление работе должно состоять в формировании у данных подростков высших потребностей, познавательной активности, в правильной организации жизни и деятельности этих подростков с учетом их интересов и склонностей. Основной путь здесь состоит в организации разнообразной общественно-полезной и трудовой деятельности, соответствующей возрасту и особенностям подростков, как-то: туристическая работа, военно-спортивная деятельность, краеведческая и другие и активном включении в нее наших испытуемых. На необходимость активного включения подростков в общественно-полезный и производительный труд указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Такое включение в общественно-полезный труд будет соответствовать их возросшим возможностям, стремлению проявить себя в активной общественно значимой деятельности. Особого внимания требуют к себе подростки с высокой степенью выраженности стремления к уходам, так как это в основном подростки с низкой степенью социальной нормативности, у которых далеко зашла нравственная деформация личности и которые представляют собой резерв правонарушителей. Тенденция к уходам из школы и семьи, стремление к бродяжничеству ведут, в конечном счете, как показывают исследования ученых, проведенные на взрослых бродягах, к десоциализации личности. Поэтому самые тщательные усилия должны быть направлены на то, чтобы не допустить закрепления такой формы нарушения в поведении подростков, как уходы из дома.

При организации воспитательной работы с учетом психологических особенностей личности данных подростков основное направление состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания постоянно учитывать такие особенности личности, как складывающаяся отгороженность от других людей, отсутствие стремления к общению в группе, стремление к доминированию, неадекватно высокая самооценка, большая фиксированность на самозащите и другие. В связи с тем, что отгороженность, стремление к общению, любознательность, социальная нормативность, как показали наши исследования, коррелирует с отношением к учителю, у педагогов создается возможность положительно влиять на предупреждение уходов подростков из дома. Меры воздействия в данном случае должны быть направлены на преодоление выявленных особенностей путем формирования активного отношения к окружающему, вовлечения в разнообразную общественно значимую деятельность, соответствующую потребностям подростков. Благодаря участию в коллективной общественно-полезной деятельности могут быть преодолены отгороженность подростков от сверстников, нежелание общаться в группе, так как в ходе такой деятельности не только удовлетворяется потребность в активной позиции, но и создаются условия для преодоления изоляции в коллективе, появляется возможность укрепить дружеские связи с товарищами. Активное включение в общественно-полезный и производительный труд создает большие возможности для преодоления нарушений в поведении подростков и будет способствовать правильному формированию их личности. Важнейшим условием успешности профилактической работы с такими подростками является индивидуализация и своевременность мер педагогического воздействия во избежание появления и закрепления подобного нарушения в поведении подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Успешное формирование всесторонне развитой личности предполагает тщательное изучение условий ее развития с целью выявления факторов, влияющих на ее становление, выяснение характера взаимоотношений данной личности с окружающими. Сложности в развитии трудного ребенка являются следствием определенных условий жизни, вызываются характером отношений личности к окружающему и предшествующим жизненным опытам.

В связи с этим целью данного исследования было выявление особенностей условий жизни испытуемых в семье, а также особенности отношений данных подростков к окружающим и своему месту в системе межлтчностных отношений. В соответствии с задачами исследования были тщательно изучены и проанализированы обстоятельства и условия жизни подростков, наиболее характерной формой нарушения поведения которых являются уходы из дома, конкретная социальная среда, в которой проходило их развитие, а также отношение подростков к этим условиям жизни.

В ходе экспериментального исследования выявлено, что отношение этих подростков к своему ближайшему окружению носит в целом негативный характер. Этот негативный характер определяется особенностями взаимодействия подростков с окружающими их людьми с раннего детства. Эти подростки воспитывались в неблагополучных семьях, где на протяжении длительного времени подвергались двойному отрицательному воздействию — со стороны родителей и со стороны старших братьев и сестер. Выявленные в ходе изучения особенности семейных условий указывают на то, что большинство испытуемых с детства были лишены положительного эмоционального контакта с родителями. Депривация важнейшей для психического разейтия потребности — потребности в общении в дошкольном и школьном детстве обусловила отчужденность данных подростков от взрослых и сверстников, нежелание общаться с ними и способствовала формированию отгороженности от других людей. Как компенсаторная реакция на невозможность завоевания достойного положения в классном коллективе, на непризнанность в среде сверстников формируется стремление к доминированию, в котором проявляется желание утвердиться во что бы то ни стало. Обособленность в среде сверстников, отсутствие возможностей для самоутверждения, признания приводят к нарушениям в поведении и, как следствие, к низкой социальной нормативности. Изоляция в коллективе, деформация взаимоотношений с товарищами порождает эмоциональное неблагополучие данных подростков. Механизмом, позволяющим избежать аффективных переживаний в такой ситуации, становится неадекватно завышенная самооценка, которая была выявлена в ходе эксперимента. Неадекватность самооценки, на основе которой строится поведение подростков, приводит к деформации отношений с другими людьми. Все эти особенности взаимодействия подростков с окружающими приводят к возникновению и закреплению в характере подростков устойчивых отрицательных черт, таких как агрессивность, озлобленность, грубость и других, которые затрудняют адаптацию подростков в коллективе сверстников и приводят к нарушению поведения.

Одной из причин нарушения поведения подростков, как показали наши исследования, является недооценка возрастных, индивидуальных особенностей личности данных подростков и их недостаточный учет в учебно-воспитательной работе. Свойственные подросткам любознательность, стремление к активной деятельности, ко всему новому, неизвестному, стремление к приключениям и путешествиям не получают достаточного удовлетворения в стенах школы и мотивируют уходы из дома части подростков. Среди наших испытуемых имеются группы подростков, основные мотивы уходов из дома которых связаны с возрастными особенностями и их недооценкой. Это группы подростков, которые совершают уходы из дома с целью путешествий (первая группа) — вследствие стремления к эмансипации (четвертая группа) и подростки, которые уходят из дома с целью развлечений (третья группа).

В ходе экспериментального изучения отношения подростков к трудностям ситуации выявлена неадекватность реагирования большинства из них в ситуации фрустрации, повышенная фиксация на самозащите, склонность преувеличивать встающие на их пути сложности, воспринимать их как угрожающие, что приводит к неадекватности поведения в целом. Эти особенности фрустрационной толерантности данных подростков служат почвой для многочисленных конфликтов, которые приводят также к нарушению поведения подростков.

Выявленные экспериментально особенности данных подростков представляют собой единство внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Совокупность данных внутренних условий составляет психологическую характеристику личности наших испытуемых. Не обусловливая прямо, непосредственно такую форму нарушения поведения, как уход из дома, они, тем не менее, составляют ту почву, на которой может возникнуть подобное нарушение поведения, так как в этих особенностях проявляются отношения подростков к окружающим людям, самим себе, условиям жизни.

Таким образом, именно эти отношения, характеризующиеся неадекватностью, становятся детерминантами отклоняющегося поведения данных подростков. Негативное отношение к окружающим людям, отгрроженность, повышенная фиксированность на самозащите способствуют проявлению такой формы нарушения поведения, как уход из дома, представляющий собой пассивный протест против условий жизни и характера взаимодействия с окружающими. Склонность воспринимать возникающие трудности так непреодолимые, так угрозу самим себе, приводит к повышенной фиксации на самозащите и вместо стремления к оптимальному их разрешению, порождает стремление к избеганию этих трудностей, к отказу от их адекватного разрешения. В связи с этим формируется тенденция к уходу от трудностей, избавлению от них. Проявлением этой тенденции, показателем ее сформированности может служить степень выраженности стремления к уходам из дома, основными характеристиками которой являются частота, длительность, планирование уходов из дома, а также наличие желания порвать с семьей и жить самостоятельно. Уход из дома, как форма отклоняющегося поведения, наступает как реакция на воздействие среды согласно принципу соответствия этого воздействия сложившимся внутренним условиям. Выявленные особенности данных подростков представляют собой как бы определенную, скорее всего стихийно возникшую, организацию внутренних психических свойств, имеющую защитный характер, которая приводится в действие при соответствующем воздействии извне. Какого характера должно быть это воздействие, чтобы сработал данный самозащитный механизм, предстоит выяснить в ходе специального исследования. Именно это направление-'- и составит цели нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. — 629 с.
  2. К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. 827 с.
  3. В.И. О суде над несовершеннолетними. Полн. собр. соч., т. 40, с. 194−506.
  4. В.И. Полн. собр. соч., т. 29. 782 с.
  5. В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. Полн. собр. соч., т. 37, с.430−433.
  6. Материалы апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС. Правда, II апреля 1984 г.
  7. Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983. — 79 с.
  8. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 222 с.
  9. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Известия, II апреля 1984 г.
  10. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 о--
  11. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 335 с.'
  12. М.А. О психологической характеристике трудновоспитуемых подростков. В сб.: О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. — М.: Советская Россия, 1970, с. 83−94.
  13. М.А. Опыт психологической характеристики несовершеннолетних правонарушителей*- В кн.: Вопросы предупреждения преступности. — М.: Юриздат, 1965, № 2, с. 79−86.
  14. М.А. Проблема воспитания трудных подростков.- Советская педагогика, 1966, В 10, с. 26−33.
  15. М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя. Автореф. дисс.. канд. пед. наук (по психологии). M., 1968. — 16 с.
  16. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР, 1948, te 18, с. I0I-I24.
  17. .Г.- Ощущения и потребности. Ученые записки ЛГУ, 1957, вып. II, JE 244, с. 66−74.
  18. .Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды, т. 2. -М.: Педагогика, 1980, с. 9−103.
  19. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 336с.
  20. Ю.М., Бородин C.B., Самовичев Е. Г. О некоторых неосознаваемых мотивах систематического занятия бродяжничеством.- В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 36. М.: Юри-дич. лит., 1982, с. 3−15.
  21. В.Д. Психологическое исследование положения трудновоспитуемых в системе личных взаимоотношений в классе. В сб.: О некоторых вопросах правового воспитания детей и подростков. — М.: Советская Россия, 1970, с. 97−103.
  22. С.Д. Психологический анализ процесса становления личности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ереван, 1971. — 33 с.
  23. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976. 156 с.
  24. М.М. Исследование возрастных психологических особенностей и проблема ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Советское государство и право, 1966, $ 3, с.123−127.
  25. С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы. Вопросы патопсихологии. — M., 1970, с. 227−230.
  26. И.Л. Возрастные изменения психологического содержания некоторых аксиологических свойств личности в самооценке.- В сб.: Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975, с. 172−178.
  27. С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1977.- 20 с.
  28. A.C. Изучение ранних стадий отклонений в нравственном развитии младших школьников. Советская педагогика, 1979,7, с. 20−25.
  29. A.C. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973. — 138 с.
  30. A.C. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся. Советская педагогика, 1976, № 7, с. 51−60.
  31. П.Г. Воспитание и обучение дефективных детей, т. 3, — Петроград, 1918, с. 790−795.
  32. П.Г. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе. В кн.: Трудные дети в массовой школе. Под ред. В.Н. Мя-сищева. — Л., 1933, с. 40−65.
  33. Ю. Путешественницы из 3-го «А». Вечерняя Москва, 1979, 28 апреля*
  34. П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930. — 131 с.
  35. З.М. Проявление потребности в общении у дошкольников с разным отношением к людям. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 170−172,
  36. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  37. Борьба с беспризорностью. -М.: Работник просвещения, 1924.- 45 с.
  38. БоришеЕСКий М. И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. Вопросы психологии, 1972, J? 5, с. I2I-I28.
  39. Г. Г. Изучение мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. — М., 1970, с. I04-I2I.
  40. Г. Г. Психология подростков-правонарушителей. Советская юстиция, 1967, J? 22, с. 15−17.
  41. A.B. Трудности переходного периода. В кн.: Дети с отклонениями в поведении. -M.i 1968, с. 52−64.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  43. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979.- 288 с.
  44. Вопросы психологии личности школьника. Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадеждиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 407 с.
  45. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936. — 78 с.
  46. Л.С. К вопросу о динамике характера. Т. 5. М: Педагогика, 1983, с. 153−165.
  47. Л.С. Педология подростка. М., 1929. — 172 с.
  48. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, № 2, с. II4-I23.
  49. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. — 500 с.
  50. Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Т. 5. -М.: Педагогика, 1983, с. 275−180.
  51. Л.С. Трудное детство. Т. 5. -М.: Педагогика, 1983, с. 137−150.
  52. Ю.В. Борьба с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних в СССР (1917−1935). М.: Доклады АПН РСФСР, 1963, te I, с. 79−82.
  53. И.Н., Игнатьева Н. Д. Детская проективная методика 1, в исследовании межличностных отношений ребенка. Труды Ленингр. Н.-И, психоневролог, ин-та, 1978, т. 87, с. 98−104.
  54. И.Н., Игнатьева Н. Д. Применение методики Рене Жиля v для изучения межличностных отношений в клинике детской психиатрии. В кн.: Проблемы медицинской психологии. — М.: Медицина, 1976, с. 150−152.
  55. В.В. Ведущие социогенные потребности в подростковом возрасте. Известия АН СССР. Серия философии, психологии, экономики и права, 1978, № I, с. II7-I28.
  56. А.Н. Типы трудных детей. М. — Л.: Госиздат, 1930.- 78 с.
  57. Дети с временными задержками развития. Под ред. М. С. Певзнер, Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
  58. Дети с отклонениями в поведении. Под ред. И. А. Невского.- M., 1968. 182 с.
  59. Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1966. — 271 с.
  60. Дети-преступники. Под ред. М. Н. Гернета. Петербург, 1912.- 657 с.
  61. Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. Под ред. В. Н. Мясищева, Н. И, Озерецкого. М.- Л.: Гос. уч.--пед. изд-во, 1934. — 148 с.
  62. Детская дефективность, преступность и беспризорность. М.: ГИЗ, 1922. — 100 с.
  63. П.К. Некоторые социально-психологические причины побегов несовершеннолетних из дома. В кн.: Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. -М., 1974, с. 58−59.
  64. П.К. Эгрессивное поведение средних школьников и V их воспитание. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1980. — 22 с.
  65. И.А. Потребность в общении и развитие личности. -В кн.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982, с. 162−168.
  66. И.А. 0 месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974, с. 145−170.
  67. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости.- В кн.: Проблемы личности. М., 1969, т. I, с. 450−458.
  68. Н.Ф. 0 некоторых существенных социогенных потребностях и их развитии. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 77−80.
  69. А.И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних. В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 32. — М., 1980, с. 16−30.
  70. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрвдич. лит., 1981. — 159 с.
  71. Т.В. Общение в подростковом возрасте. Ш1 Международный психол. конгресс. Проблемы развития социальной психологии. Тезисы, т. 3. -М.: Наука, 1966, с. 40−41.
  72. Т.В. Психологические особенности подростка. Советская педагогика, 1972, te 8, с. 79−93.
  73. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.- Вопросы психологии, 1972, $ 2, с. 25−36.
  74. Э.И. Диссоциация личности несовершеннолетних правонарушителей. -В кн.: Тезисы Всесоюзного симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общенияи развитие контактов мевду людьми». Л., 1970, с. 59−60.
  75. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: (0 природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М.: Политиздат, 1982. — 304 с.
  76. Л.В., Певзнер М. С. Почему дети бывают трудными.-М.: Гос. уч-пед. изд-во, 1933. 30 с,
  77. Л.В., Певзнер М. С., Шмидт В. Ф. Трудные дети в школьной работе. М.- Л.: ОГИЗ, 1933. — 96 с.
  78. Л.М. Воспитательная работа с педагогически запущенными учащимися. Л., 1969. — 22 с.
  79. Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высшая школа, 1977. — 87 с.
  80. Л.М. О природе асоциального доведения несовершеннолетних.- Вопросы психологии, 1973, te 4, с. 59−64.
  81. Л.М. Психологический аспект проблемы перевоспитания педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы психологии, 1969, te 3, с. 132−143.
  82. Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних. Дисс.. доктора психол. наук. Л., 1969. — 681 л.
  83. Л.М. Психология трудновоспитуемых. Рига: Наука и техника, 1970, № 2, с. 36−39.
  84. Н.Я. Отражение реакции эмансипации в системе отношений у подростков. Труды Ленингр. Н.-И. психоневрол. ин-та, 1973, т. 65, с. 17−24.
  85. Ф.И. Синдром уходов и бродяжничества в клинике пограничных состояний у подростков. Еурнал невропатологии и психиатрии им- Корсакова, т. 72, вып. 9. — М., с. 1525−1528.
  86. Н.Д. Сравнительное изучение особенностей личности ., у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой. Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1981. — 160 л.
  87. К.Е. 0 некоторых чертах психологии несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: Проблемы личности. — М., 1969, с. 400−413.
  88. К.Е. Социально-психологический анализ интересов несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: Общественный интерес и личность. — Свердловск, 1967, с. 199−209.
  89. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович, Л. Б. Благонадеждиной. Гл.: Педагогика, 1972.- 349 с.
  90. Исследование подростков с помощью патохарактерологического ^ диагностического справочника. Сост. А. Е. Личко, Н. Я. Иванов.- Л.: Ленингр. психоневрол. ин-т, 1977. 57 с.
  91. ГЛ.С. 0 психологических особенностях педагогически запущенных детей и методике их перевоспитания. В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания. — Воронеж, 1976, с. 65−66.
  92. С.А. Клинические варианты синдрома ухода и бродяжничества у детей.и подростков. В кн.: Ш Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. -М., 1974, т. 2, с.65−68.
  93. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции не- I адекватной самооценки подростка. Вопросы психологии, 1980, гё 3, с. 130−133.
  94. Квятковска-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия (по материалам ПНР). Автореф. канд. дисс. М., 1980. — 23 с.
  95. О .В., Коркина М. В. и др. Психиатрия. М., изд-е 2-е, 1968. — 448 с.
  96. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков. Сообщение I. Либединская К. С. и др. Дефектология, 1980,)? 2, с. 4−14.
  97. Юшнико-психологическш! анализ нарушений поведения у подростков. Сообщение 2. Лебединская К. С. и др. Дефектология, 1980, 5, с. 3−14.
  98. Клиническая характеристика «трудных» подростков. К. С. Лебединская, М. М. Райская и др. Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1978, т. 78, вып. 10, с. 1531−1535.
  99. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970.- 391 с.
  100. А.Г. Характер и закономерности его формирования.- Л.: ЛГУ, 1954. 104 с.
  101. В.В. Психогенно-обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков. В кн.: Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. — М., 1968, с. 119−132.
  102. B.B. Психогенные характерологические реакции у детей и подростков. В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. — М., 1973, с. 75−90.
  103. H.JI. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969. — 237 с.
  104. Я .Л. Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса. Вопросы психологии, 1963, $ 2, с. I0I-I08.
  105. Т.Н. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействий взрослого. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М. — 16 с.
  106. А.П. Современное состояние самооценки в советской психологии. В сб.: Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978, с. 3−12.
  107. Т.И. 0 некоторых исходных положениях изучения личности несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: Предупреждение преступности несовершеннолетних. — М.: Юриздат, 1965, с. 69−89.
  108. Э.Г. Некоторые вопросы работы с трудными подростками в школе. Советская педагогика, 1968, $ 9, с. 47−58.
  109. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. — 120 с.
  110. Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1981. — 20 с.
  111. А.П. О подростках. 1,1.: Педагогика, 1970. — 271 с.
  112. Е.К. Избалованные, заласканные и заброшенные дети. -Fu- Л.: Госмедиздат, 1930, изд-е 4-е. 32 с.
  113. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. Изд. 2-е, испр, и доп. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  114. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976. 301 с.
  115. В.Н. Причинность в 'криминологии. М.: Юридич. лит., 1968. — 175 с.
  116. В.Н. Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения. Вопросы философии, 1974, № I, с. 98−109.
  117. Е.И. Мотивы нарушения подростками правил общественного поведения. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т. П. -М., 1968, с. 429−431.
  118. Т.Н. К вопросу об эмоциональных особенностях личности трудных подростков. Научные труды ВНИИ профтехобразования, 1976, вып. 34, с. 46−54.
  119. В.И. Юные правонарушители. Изд. 2-е, испр. и доп.
  120. М.: Новая Москва, 1925. — 356 с.
  121. Т.И. Некоторые особенности внимания у «трудных» подростков. Вопросы психологии, 1973, № 4, с. 152−154.
  122. М.И. Клинические формы нарушения влечений у детей после перенесения инфекционных поражений ВДС (уходы и бродяжничество). В кн.: Проблемы психоневрологии детского. возраста. -М., 1964, с. 278−287.
  123. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. — 430 с.
  124. Н.Д. Психическое состояние агрессии. Вопросы психологии, 1972, В 6, с. 168−173.
  125. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.- Вопросы психологии, 1969, № I, с. I3I-I38.
  126. Н.Д. Психологические особенности подростков. Ы.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 52 с.
  127. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  128. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии, 1967, $ 6, с. 118−129.
  129. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978, с. 196−211.
  130. А.Н. Биологическое и социальное в психике. Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23−38.
  131. А.Н. Проблемы развития психики. М., 3-е изд-е МГУ, 1972. — 575 с.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ГЛ.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  133. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.- 38 с.
  134. М.И. Генезис форм общения у детей. В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978, с. 268−294.
  135. М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, 1982, гё 4, с. 18−35.
  136. М.И. Возникновение и развитие у детей потребности в общении со взрослыми. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 183−187.
  137. А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков.- Труды Ленингр. НИИ психоневрологии, 1973, т. 65, с. 5−16.
  138. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1977. 208 с.
  139. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1979. — 336' с.
  140. .Ф. Проблема личности в советской психологической науке. В кн.: Проблемы психологии личности. Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1982, с. 4-II.
  141. A.C. О коммунистическом воспитании. -М.: Учпедгиз, 1956. 579 с.
  142. A.C. Педагогическая поэма. М., 1958, т. 5.- 588 с.
  143. Н.Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.- Киев, 1981. 23 с.
  144. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София: Медицина и физкультура, 1981. — 189 с.
  145. Н.С. Социально-психологические причины трудного детства. В кн.: Дети с отклонениями в поведении. — М., изд-во пед. о-ва РСФСР, 1968, с. 20−36.
  146. Ф.С. Особенности межличностного общения педагогически запущенных подростков. Советская педагогика, 1978, 5, с. 39−47.
  147. Г. П. К вопросу о перевоспитании педагогически запущенных детей. В кн.: Вопросы нравственного воспитания. Вып. 2. — Красноярск, 1959, с. 302−324.
  148. Г. П. Некоторые вопросы работы с педагогически запущенными подростками. В кн.: Воспитание в семье и школе.- Кемерово, 1958, с. 19−38.
  149. Г. П. Почему они бегут из дому? Семья и школа, 1962, 6, с. 36−37.
  150. Г. П. Случаи побегов школьников из дому, их причины, меры предупреждения. В кн.: Вопросы изучения и воспитания. — Кемерово, 1962, с. 84−104.
  151. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 120 с.
  152. B.C. Становление индивидуальности и социализация личности. В кн.: Проблемы личности. T. I. — M., 1969. — 519 с.
  153. Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних. В кн.: Дети с отклонениями в поведении. — M., 1968, с. 7−19.
  154. Г. М. Некоторые вопросы изучения преступности несовершеннолетних. В кн.: Предупреждение преступности несовершеннолетних. -М.: Юридич. лит., 1965, с. 24−49.
  155. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975. — 144 с.
  156. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1980. — 414 с.
  157. В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых трудных детей в условиях массовой школы. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. JI., 1978. — 16с.
  158. B.C. К проблеме социального развития ребенка. Психологический журнал, т. I, № 5, 1980, с. 43−53.
  159. В.Н. Трудные дети в массовой школе. Л., 1933, с. 6−21.
  160. В.Н. 0 потребности как отношениях человека. Ученые записки ЛГУ, 1959, вып. 16, гё 265, с. 32−40.
  161. В.Н. Проблема потребности в системе психологии. -Ученые записки ЛГУ, 1957, вып. II, № 247, с. 3−23.
  162. Ш. А. Потребности и другие внутренние детерминанты, возбуждающие высшую активность личности. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 31−32.
  163. А.У. Побеги из дома при патологических нарушениях поведения у подростков. Труды Ленингр. НИИ психоневрологии, 1973, т. 65, с. 24−31.
  164. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. — 247 с.
  165. К. Потребности и их классификация. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 53−56.
  166. Общая психология. Под ред. A.B. Петровского. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  167. Н.И. Трудновоспитуемые дети. М.- Л.: Учпедгиз, 1932. — 224 с.
  168. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  169. A.M. Особенности трудных подростков с отклонениями в эмоционально-волевом развитии. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1975, — 26 с.
  170. И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Курск, 1970. — 21 с.
  171. A.M. Психологический анализ межличностной тревожности у подростков. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. — М., 1975, с. 44−67.
  172. И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний в воспитании школьников. Советская педагогика, 1 731 741 751 761 771 792 525 339 228 520 541 306 486 784, № 2, с. 36−42.
  173. Психические особенности трудновоспитуемых и умственно-отсталых детей. Под ред. В. Н. Мясищева. JE: Ин-т Мозга, 1936. — 320с. Психологические методы исследования в клинике. Под ред. В. Н. Мясищева. — JI., 1967. — 323 с.
  174. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. -М.: Наука, 1976. 368с. Психологическая теория коллектива. Под ред. A.B. Петровского.- М.: Педагогика, 1979. 239 с.
  175. Н.И. Личность как предмет психологического анализа.- Харьков: Вища школа, изд-во Харьковского ун-та, 1974.- 164 с.
  176. СЛ. Бытие и сознание. M., 1957. — 328 с. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  177. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  178. С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии.- M., 1962. 80 с.
  179. Л .Г. Опыт социально-психологического обследования группы трудных подростков. В кн.: Вопросы предупреждения преступности. № 4. -М.: Юриздат, 1966, с. 139−146.
  180. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. Вопросы психологии, 1969, № 4,с. I07-II6.
  181. JI.C. Самооценка подростков один из показателей их нравственного развития. — Советская педагогика, 1979, te 9, с. 84−89.
  182. Л.С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 229−233.
  183. Сапожником Л. С, Формирование у подростков стремления к самовоспитанию. Советская педагогика, 1967, i? 5, с. I08-II6.
  184. А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1979. — 24 с.
  185. А.И. Клиническое и психологическое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. В кн.: Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. — М., 1970, ч. I, с. 106−109.
  186. A.C. Воробьиная ночь. М.- Л.: ГИЗ, 1927, изд-е 2-е, т. 3. — 157 с.
  187. Сеченов И-М. Избранные произведения. T. I, Изд-во АН СССР, 1952. 772 с.
  188. И.М. Рефлексы головного мозна. М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 232 с.
  189. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150 с.
  190. Л.С. 0 некоторых особенностях умственной работы неуспевающих школьников. Советская педагогика, 1954, JS I, с. 91−101.
  191. Словарь русского языка. Под ред. С. И. Ожегова. М.: Русский язык, 1981. — 814 с.
  192. Словарь русского языка. Т. 2. М.: Гос. изд. иностр. и нац. слов., 1958. — 1013 с.
  193. Словарь современного русского языка. Т. 10. М.- Л: Изд-во АН СССР, 1960. — 1774 с.
  194. Соколова Е. Т, Проективные методы исследования личности.- М.: МГУ, 1980. 174 с.
  195. Н.Г. Психология трудного подростка. Рига: о-во «Знание» Латв. ССР, 1980. — 24 с.
  196. Социальная психология. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. В. Семенова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 289 с.
  197. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. — 230 с.
  198. С.М. Психологический анализ конфликтных взаимоотношений между учителем и учащимися. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1981. — 20 с.
  199. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. I. М.: Медгиз, 1955. — 459 с.
  200. В.А. Почему некоторые дети становятся трудными.- Народное образование, 1966, № 8, с. 47−50.
  201. Сухомлинский В. А- Трудные судьбы. М.: Знание, 1967, вып. 3.- 79 с.
  202. Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. канд. дисс. Л., 1973. — 19 с.
  203. O.K. Познавательная потребность. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 102−105.
  204. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. П. Ушакова. Т. 3.- М. 1423 с.
  205. С.Ф. Исследование устойчивости к фрустрации у трудновоспитуемых подростков. М.: ОДНИ «Школа и педагогика», 1983. — 9 с.
  206. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков.- Вопросы психологии. 1984, № I, с. 27−33.
  207. С.Ф. О некоторых особенностях ценностных ориентаций трудновоспитуемых подростков. В кн.: Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма. — М.: МГПИ, 1983, с. I30-I3I.
  208. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  209. Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе: Ирфон, 1969. — 98 с.
  210. Д.И. Трудный подросток. Душанбе: Ирфон, 1972.- 184 с.
  211. Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе: Дониш, 1973. — 138 с.
  212. Г. А. Трудные дети в семье и школе. М.: Учпедгиз, 1935. — 38 с.
  213. М. Побег. Советская Россия, 1983, 25 мая.
  214. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978, с. 316−337.
  215. И.И. Самосознание личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974, с. 209−226.
  216. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  217. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  218. В.И. Исследование личностного фактора безопасности труда диспетчеров. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1983. — 22 с.
  219. А.Б. Зависимость положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе. Минск, 1967. — 174 с.
  220. А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. В кн.: Некоторые вопросы процесса обучения и воспитания. — Минск: Народная асвета, 1970, с. 139−181.
  221. Р.И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка. Автореф. дисс.. канд. психол.гнаук. -М., 1977.- 16 с.
  222. Н.Ч. Потребность в самоутверждении у подростков.- В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974, с. 208−211.
  223. Ю.В. 0 сущности, специфике и классификации духовных потребностей. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 47−49.
  224. К.Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей. В кн.: Человек и общество. Ученые зап. Ленингр. ун-та НИИ комплексных социолог-х исследований. Вып. IX, 1971, с. 171−178.
  225. Т. Социальная психология. -М.: Прогресс, 1969.- 534 с.
  226. Е.В. Марксистский подход к проблеме потребностей.- В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974, с. 49−53.
  227. В.В. К социально-психологической природе феномена «отклоняющегося поведения». Вопросы психологии, 1975, № 6, с. 54−58.
  228. Г. Американские суды для малолетних, их возникновение, развитие и результаты. СПб, 1910, с. 48−57.
  229. В.А. Опыт психологического изучения школьников в конфликтной ситуации. Советская педагогика, 1974, 3, с. 58−66.
  230. Ю. Бегство на юг. Комсомольская правда, 1972, 15 октября.
  231. Д.Б. К проблеме периодизации психического развитияв детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, J& 4, с. 6−21.
  232. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. II3-I23.
  233. П.М. Психологические проблемы мотивации поведениячеловека. -- М.: Просвещение, 1969.: — 316 с.
  234. Barker R., Dembo-Т",. Levin К" Frustration and Regression: an Experiment with Goung Children-In? R. Berker, L"Kounin., H. wright (edit), Child Behavior.?Г.1Т., 1943, p"67−93*243.(-Brennan T., Huisinga D" ¦ Elliot d* The Social Psychology of
  235. Hehlmann W* Worterbuch der Psychologie. Stuttgart, 1968, s.703.
  236. Louson R. Frustration. The Development of a Scientific" concept. N.J., 1965″ -365 P*
  237. Maier N.K. Frustration. The Study of Behavior. P.97−464 Without a goal. N.J., 1949.-264Р.
  238. Miller N*, S"ears- R., Mover 0″, Doob L., Doiiard J. The Frustration Agression Hypotesis.-Ps-ychol.Review" 1941, v.48,HI 14, p. 3−23.
  239. Rosenzweig S. Der Rosenzweig P-F-Test. Gottingen, 1957.-32 S,
  240. Rosenzweig S. Psychоdiagnosis. N.Y., 1962.
  241. Roaenzweig S" The Picture-Association Method and it& Application in a Study of Reactions' to Frustration. J. Presa, 1945″ N 14, p. 3−23*
  242. H. Психиатрия детского и юношеского возраста.-В кн.: Клиническая психиатрия. Под ред. Г. Груле.- М.:Медицина, 1967, с. 678−705.
Заполнить форму текущей работой