Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретическом плане полученные результаты имеют значение в аспекте изучаемых психологией развития проблем: выявлена динамика формирования совладающего поведения у детей и их родителей в зависимости от пола и возраставыделены симптомокомлексы копингстратегий, характерные для данного возрастарасширены представления о взаимосвязях между копинг-поведением детей и характером детско-родительских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о копинг-поведении
    • 1. 1. Копинг как способ психической адаптации человека и его отличие от психологической защиты
    • 1. 2. Основные понятия, концепции и классификации совладающего поведения
    • 1. 3. Половозрастные особенности копинг-поведения
    • 1. 4. Влияние семьи на формирование копинг-поведения ребенка
  • Глава 2. Эмпирическая база и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика экспериментальной группы
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Половозрастные особенности совладающего поведения
    • 3. 1. Половые различия в копинг-стилях у детей и их родителей
    • 3. 2. Возрастная динамика копинг-стилей у детей 7−11 лет
    • 3. 3. Половозрастные закономерности проявления копинг-стилей у детей «
    • 3. 4. Симтомокомплексы копинг-стратегий, специфичные для детей
  • 7−11 лет
  • Глава 4. Семейные факторы, детерминирующие становление совладающего поведения у детей младшего школьного возраста
    • 4. 1. Копинг-стили родителей, воспитывающих детей 7−11 лет
    • 4. 2. Соотношение совладающего поведения детей и копинг-стилей родителей в семьях с разной структурой
    • 4. 3. Совладающее поведение детей и их родителей в семьях с разным количеством детей
    • 4. 4. Особенности совладающего поведения у детей и копинг-стиля родителей в зависимости от порядка рождения ребенка в семье
    • 4. 5. Взаимосвязь между совладающим поведением детей и родительским паттерном копинг-поведения
  • Глава 5. Половозрастные и семейные факторы детско-родительских отношений в связи со стратегиями совладання
    • 5. 1. Половозрастные факторы детско-родительских отношений
    • 5. 2. Детско-родительские отношения в зависимости от структуры семьи, количества детей и сиблинговой позиции ребенка в семье
    • 5. 3. Взаимосвязи между совпадающим поведением детей и характером детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
  • Глава 6. Копинг-поведение детей с отклоняющимся поведением
    • 6. 1. Различия в копинг-стилях и детско-родительских отношениях в семьях с социально-приемлемым и девиантным поведением ребенка
    • 6. 2. Взаимосвязи между совладанием детей, родительским копинг-стилем и характером детско-родительских отношений в семьях с девиантным поведением ребенка
  • Выводы

Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Копинг-стиль, подобно индивидуальному жизненному стилю человека, определяет устойчивый способ психической адаптации, влияющей как на социальное окружение, так и на характер межличностных отношений. Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме. Каким образом ребенок усваивает тот или иной способ совладания и какие факторы влияют на его выбор — является предметом научного интереса в последнее время (Kliewer W., 1991; Сирота H.A., 1994; Михайлова Н. Ф., 1998; Арина Г. А., Кирсанова М. А., 2003; Баширова H.H., 2005; Крюкова T. JL, Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В., 2005; Никольская И. М., Грановская P.M., 2006; Петунс A.B., 2006; Агеева H.A., Долженков С. А., Осипович Т. А., Киселева A.B., 2007; Борисова И. В., 2007 и ДР-).

Однако большинство исследователей не рассматривает формирование копинг-поведения у детей в соответствии с динамикой их возрастного развития, а ограничивается его изучением только в определенном возрасте, либо в целом — охватывая слишком большой возрастной период. Такой подход дает лишь общие или фрагментарные представления, не позволяя осуществить с одной стороны — более точной половозрастной дифференциации в изучении механизмов копинг-поведения, а с другой стороны — оценить влияние предикторов — всю совокупность внутренних и внешних (средовых) факторов этого процесса.

Цели и задачи исследования.

Исходя из вышеизложенного основной целью данной работы является выявление половозрастных закономерностей становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста, а также семейных факторов, влияющих на его формирование.

Исходя из выдвинутых гипотез и общей цели исследования, основными задачами стали:

1. Изучение становления копинг-поведения у детей от 7 до 11 лет в соответствии с полом и возрастом.

2. Выявление влияния семейных факторов (структуры семьи, сиблинговой позиции ребенка, характера детско-родительских отношений, родительского паттерна копинг-поведения) на формирование копинг-стиля ребенка.

3. Оценка характера детско-родительских отношений, копинг-стиля родителей в зависимости от пола, возраста, порядка рождения ребенка и структуры семьи.

4. Определение особенностей копинг-поведения и детско-родительских отношений в семьях с отклоняющимся поведением ребенка.

5. Апробация и нормализация опросника для изучения совладающего поведения «Self-Report Coping Scale» (разработанного Causey и Dubow’s (1992), модифицированного Karey Skinner и Becky Kochenderfer-Ladd (2002).

Основными гипотезами стали:

1. Совпадающее поведение проходит сложный путь становления, характеризующийся возрастной динамикой, наличием периодов кризиса и стабилизации, распада и перестройки различных форм копинг-поведения.

2. Формирование копинг-поведения ребенка обусловлено воздействием половозрастных и семейных факторов (структурой семьи, характером детско-родительских отношений, сиблинговой позицией ребенка, а также копинг-стилем родителей).

Научная новизна и теоретическая значимость.

В теоретическом плане полученные результаты имеют значение в аспекте изучаемых психологией развития проблем: выявлена динамика формирования совладающего поведения у детей и их родителей в зависимости от пола и возраставыделены симптомокомлексы копингстратегий, характерные для данного возрастарасширены представления о взаимосвязях между копинг-поведением детей и характером детско-родительских отношенийполучены новые данные о влиянии на совладание ребенка целого ряда факторов — структуры семьи, его сиблинговой позиции, а также стиля копинг-поведения родителей. Полученные данные вносят вклад в представления о микровозрастном становлении копинг-поведения у детей от 7 до 11 лет с учетом тендерного факторов.

Впервые апробирован и нормализован на большом репрезентативном материале опросник «Self-Report Coping Scale» (Karey Skinner, Becky Kochenderfer-Ladd), который дает возможность дифференцированной оценки совладающего поведения у детей младшего школьного возраста, а также позволяет выявить копинг-стили, характерные для каждой возрастной группы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, репрезентативностью выборки, применением психодиагностических методов, адекватных целям и задачам исследования, а также современных методов статистического анализа (Т-тест, критерий Манна-Уитни, однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализы, факторный и корреляционный анализы).

Практическая значимость работы.

Результаты исследования представляют интерес для практических психологов, занимающихся психологическим консультированием, психокоррекцией и психопрофилактикой, а также для школьных психологов, работающих в начальной школе. Апробированные и нормализованные методики могут применяться в качестве психодиагностического инструментария как в практической работе, так и в научных исследованиях.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Формирование копинг-поведения подчиняется внутренним закономерностям психического онтогенеза — гетерохронности и неравномерности, постепенной дифференциации и становлением устойчивых стилей совладания. В развитии и становлении копинг-поведения отмечаются периоды кризисов и стабилизации, которые связаны с кризисами возрастного развития: кризисами 7 лет и предподросткового возраста.

2. Выбор способа совладания с возрастом становится более осознанным и целенаправленным, копинг-стиль дифференцируется и формируется, становясь более цельным и однородным.

3. В формировании совпадающего поведения проявляется влияние фактора полового диморфизма, опосредованное возрастом.

4. Наряду с внутренними механизмами на становление совладающего поведения воздействуют и внешние факторы — структура семьи, паттерны совладающего поведения родителей, характер детско-родительских отношений и опыт взаимодействия с сиблингами. Влияние этих факторов инициирует и «подкрепляет» защитные реакции у детей, формируя специфические и устойчивые копинг-стили.

5. Нарушенные детско-родительские отношения формируют неадекватные способы реагирования на стресс у детей с отклоняющимся поведением, при котором копинг-стиль родителя превращается в фактор внутренних, психологически мотивированных условий развития и адаптации ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Эмпирический материал исследования собран в период с 2002 по 2006 г.г. в ходе работы диссертанта в школах Калининского и Красносельского районов г. Санкт-Петербурга.

Материалы диссертации изложены в докладах, сообщениях на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения-2003», «Ананьевские чтения-2004», I Международной научно-практической конференции.

Психология совладающего поведения" (Кострома, 2007), на кафедре дифференциальной и возрастной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Результаты исследования неоднократно излагались на научно-методических семинарах и объединениях школьных психологов Калининского района Санкт-Петербурга.

ВЫВОДЫ:

1. В период от 7 до 11 лет происходит формирование копинг-стиля ребенка, которое характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических (кризисных) периодов: кризис 7 лет приводит к резкому снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, снижая общую адаптивность ребенка к стрессамс возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы. К младшему подростковому возрасту происходит более осознанный выбор ребенком способа совладания и дифференциация копинг-стиля — конструктивного либо деструктивного, что в дальнейшем определяет вектор его развития — адаптивной /неадаптивной личности.

2. По мере становления копинг-стиль ребенка 7−11 лет становится более цельным, специфичным, осознанным и менее вариативным: формирование осознанности выбора защитного поведения и его изменение в сторону большей конструктивности свидетельствуют о развитии у него регуляторного опыта. Однако в 11 лет происходит перестройка практически сформированных и сознательно применяемых стилей совладания — возврат к менее цельным и конструктивным, плохо осознаваемым стратегиям, что указывает на снижение их адаптации вследствие вступления в новый возрастной кризис.

3. Становление копинг-стиля ребенка также опосредовано фактором полового диморфизма: несмотря на то, что большинство копинг-стратегий имеют сходные возрастные закономерности проявления у мальчиков и девочек, тем ни менее для девочек больше характерен копинг интропунитивной, а для мальчиков — экстрапунитивной направленности. К подростковому возрасту у мальчиков уже активно формируется проблемо-разрешающий копинг, в то время как у девочек копинг остается более зависимым, эмоционально-фокусированным и менее конструктивным.

4. Формирование копинг-стиля детей опосредовано всей структурой семьи: в неполных семьях дети обладали наихудшей копинг-компетентностью, предпочитая эмоционально-фокусированный копинг, а в смешанных — копинг решения проблем или отвлечение от нее. В полных семьях дети демонстрировали хотя и наиболее социально приемлемое, но инфантильное копинг-поведение — эмоционально зависимые и ориентированные на социальную поддержку способы совладания.

5. Становление копинг-стиля ребенка «подкрепляется» родительской моделью копинг-поведения, также детерминированного структурой семьи. В полных семьях специфика влияния моделей родительского копинг-поведения обусловлена различиями в ролевых и функциональных позициях супругов, и поэтому оказывает на ребенка различное влияние, в тоже время существуют виды стратегий, имеющие сходный характер влияния. Однако в неполной семье ребенок склонен копировать копинг-стиль матери, либо подстраиваться к нему.

6. Влияние характера детско-родительских отношений на совладание ребенка, в свою очередь, было детерминировано структурой семьи и опосредованной ею системой отношений между родителем и ребенком: в полной семье копинг-стиль ребенка обусловлен не только разными ролевыми позициями родителей, но еще и различиями в восприятии этих отношений у детей и родителей. В неполных семьях влияние характера детско-родительских отношений на копинг-поведение ребенка в большей степени зависит от специфики отношений между единственным родителем и ребенком.

7. На копинг-стиль ребенка оказывает влияние наличие сиблингов в семье: наиболее инфантильный стиль формируется у единственных детей, а наиболее зрелые способы совладания — в многодетных семьях. Старшим детям больше свойственен интернальный и избегающий копинг, а младшим — экстернальный. Единственные дети больше, чем кто-либо ориентированы на поиск социальной под держки.

8. Характер детско-родительских отношений специфически детерминирован копинг-стилем родителей, властно-ролевой структурой семьи и наличием опыта родительства, опосредованных полом и возрастом ребенка.

9. В отличие от адаптированных сверстников дети с нарушениями поведения имеют особый копинг-стиль: решают свои проблемы либо «за счет» социума — посредством экстернализации, либо в отрыве от него — дистанцированием, либо — путем вытеснения проблемы (отвлечением), что свидетельствует о нарушенных у них социальных отношениях и худшей копинг-компетентности. Нарушение системы отношений у этой группы сопровождается деструктивными детско-родительскими отношениями с обеих сторон.

10. На становление копинг-поведения ребенка с поведенческими проблемами существенное влияние оказывает как модель родительского копинг-стиля, так и нарушенные детско-родительские отношения в этих семьях: у родителей с менее конструктивным совпадающим поведением (конфронтация, поиск социальной поддержки) и жестким стилем отношений с ребенком (чрезмерные строгость и контроль, непоследовательность воспитания, отсутствие эмоциональной близости и принятия) дети формировали неконструктивный копинг-стиль — чаще проявляли неадекватные (экстернализация) и реже адекватные формы совладания (решение проблемы, поиск социальной поддержки). И наоборот, адекватный копинг родителей (принятие ответственности и планирования решения проблемы) способствовал формированию у ребенка интернальной позиции в оценке проблемной ситуации и принятии ответственности за нее.

11. Проведенная в процессе исследования апробация и нормализация опросника «Self-Report Coping Scale» (Causey и Dubow’s, 1992), модифицированного Karey Skinner и Becky Kochenderfer-Ladd в 2002 году, позволила создать новый метод изучения копинг-поведения у детей в возрасте 7−11 лет. Созданные нормы позволяют осуществлять как тонкую возрастную дифференциацию для оценки специфики формирования совладающего поведения у детей в этот период, так и оценивать наиболее полно весь спектр основных копинг-стратегий, характеризующих копинг-стиль ребенка в младшем школьном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Личностная детерминация развития и преодоленияпсихологического стресса // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. Москва: Изд-во ИП РАН, 2008. — С. 235−256
  2. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.- С. 213−216
  3. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. № 3 -. С. 325−328
  4. А. Структура и типы родительского отношения: Дисс. .канд. Психол. наук. М., 1986. С. 137−148
  5. Л.И. с соавт. Вассерман Л. Т., Ерыщев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. — Спб, 1999. — С. 58−63
  6. Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — С. 5−6
  7. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-С. 87−91
  8. В.И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта. -СПб: КАРО, 2006. С. 202−215
  9. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.- С. 122−128
  10. Л.Г. Особенности копинг-предпочтений подростков: тендерный аспект // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. — С. 140 — 142
  11. P.M., Никольская И. М. Защита личности. СПб, 1999. — С.186−202
  12. .Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. Москва: Когито-центр, 2004.-С. 94−101
  13. Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс.. канд. Психол. Наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. С. 112−116
  14. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -С.157−164
  15. А.И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 98−114
  16. О.В., Наследов А. Д. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учебное пособие. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2006. — С.90−99
  17. Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией: Дисс.. канд. психол. наук. -Спб: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1999. С.143−152
  18. С.Л. Систематическое исследование стресса и копинга в семьях больных неврозами (в связи с задачами психопрофилактики и психотерапии): Дисс. канд. психол. наук.- СПб., 1998. С. 164−167
  19. А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. — С. 217−223
  20. Кован Ф. А" Кован К. П. Стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989, № 4. — С. 223−227
  21. Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография.: Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, «Авантитул», 2004. С. 172−185
  22. Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. — Т. 26, № 2. -С. 5−15
  23. Т.Д., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома: ЮГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — С.173−184
  24. Т.Д., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. — С. 13−14, 45−53,79−82, 94−103, 156−161, 189−193.
  25. Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 2003. С. 22−23
  26. Е.В. Опыт исследования физического наказания детей и совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004, № 3. -С. 56−58
  27. Е.В., Либин А.В Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. — М: Смысл, 1998. С. 190−204
  28. А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1985. — С. 416−421
  29. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2000.-С. 24−58
  30. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Издательский центр «Академия». -2003.-С. 255−264
  31. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов / под ред. Л. И. Вассермана. — СПб, 2009. С. 28−30
  32. Мёллер-Леймкюллер A.M. Стресс в обществе и расстройства, связанные со стрессом в аспекте тендерных различий // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. — Т.14. — Вып.4. — С. 5−11
  33. Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): Дисс.канд.психол.наук. -СПб., 1998.-С. 15−16, 161−165.
  34. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- С.129−131
  35. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. ж. 1997. — Т. 18. — № 5. — С. 20−30.
  36. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии И Вопросы психологии. -1971.-№ 6. С. 13−26
  37. М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004. — С. 469−529
  38. И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. — СПб, 2001. — С. 19−21
  39. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2006. С.14−19, 41−57,159−179.
  40. М. Влияние семьи на формирование механизмов преодоления у больных неврозами (кросскультуральное исследование в Греции и России): Дисс.. канд. психол. наук.- СПб, 2001.- С. 20−21
  41. М. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, 2-ое изд.- СПб.: Питер, 2000. С. 178−185
  42. О.В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: Дисс. .канд. психол.наук. М, 2006. -С.20−21
  43. О.Б. Особенности психологического совладания молодой матери // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.6 СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. С. 314−315
  44. Практикум по возрастной психологии / под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко, 2-е изд-е. СПб: Речь. — 2002. — С. 312−316
  45. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. — Мытищи: талант, 1996. — С. 43−45
  46. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.- С. 61−63
  47. М.В. Детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дисс.. канд. психол. наук. Кострома, 2002. — С. 185−188
  48. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. .докт. мед. наук. — Бишкек Спб.: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1994 — С. 39−40
  49. H.A., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиат. и мед. психол. -1993.-№ 1. С. 32−35
  50. H.A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр, и мед. психол. 1994. — № 1. — С.63−75
  51. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / Подред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — Москва: Изд-во ИП РАН, 2008.-С.18−52
  52. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 26−28
  53. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001. С. 272−273
  54. В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984. -С. 241−243
  55. В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 1992. — С. 43−46
  56. Е.В. Копинг-поведение детей-сирот старшего подросткового возраста // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая 2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. — С. 154−156
  57. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — С. 76−79
  58. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -С. 144−145
  59. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1923. — С. 167−171
  60. Е.Р. Исследование копинг-стиля в период ранней взрослости // Психология совпадающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая 2007 года). -Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. С. 160−161
  61. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи // Дисс. .канд. психол. наук. М., 1984. -С. 37−41
  62. Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 1994. — С. 25−26
  63. Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. Дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1999. — С. 203−205
  64. О.Ю. Значение личностных и социально-психологических характеристик больных шизофренией для эффективности восстановительного лечения в клинике: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Л., 1988.-С. 4−5
  65. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996. — С. 304−310
  66. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2001.-С. 412−418
  67. П. Почему дети лгут. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 57−60
  68. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Автореф. дисс. докт. мед. наук. СПб., 1995 — С. 48−49
  69. Ansbacher H.L.& Ansbacher R. (Eds.) The individual psychology of Alfred Adler. Harper&Row.-P.245−249
  70. Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin. 1997. — Vol.121 (3). — P.417−436
  71. Becker P. Der Trierer Persoenlichkeitsfragebogen (TPF). Gottingen, 1989. -315 s.
  72. Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationships Between Gender, Sex Role Differences and Coping // Sex Roles.-1991.-V.25, № 11−12.- P.645−660
  73. Blanchard-Fields F., Sulsky L., Robinson- Whelen S. Moderating effects of age and context on the relationship between gender, sex role differences and coping // Sex Roles. 1991. — Vol. 25. — N 11−12. — P. 645−660
  74. Boer F. Sibling relationships in middle childhood. Leiden, the Netherlends: DSWO Press, 1990.-P.l 12−116
  75. Brehnm S.S., Kassim S.M. Social psychology. Hougton, 1990. P. 246−249
  76. Carpenter B.N. Issuess and advances in coping research. In: B.N. Carpenter (Ed.). Personal coping: Theory, research, and application // Westport, CT: Praeger.- 1992.-P. 1−13
  77. Carver C.S., Scheier M. F. Assessing coping strategies // J.Person. Soc. Psychol. -1989.- V.56.-P.267−283
  78. Cohen S., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin.- 1985.-V.98.-P.310−357
  79. Compas B. E, Malcarne V.L., Fondacaro K.M. Coping with stressful events in older children and young adolescents // J. of Consulting and Clinical Psychology. 1988. — Vol. 56. — P. 405−411
  80. Conway V.J., Terry D.J. Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis // Austral. J. Psychol. 1992. — V.44, № 1. — P. 1−7
  81. Costa P.T., Jr., McCrae R.R. Still stable after all these years: Personality as a key to some issues in adulthood and old age // P.B.Baltes, O.G.Brim (Eds.). Life-span development and behavior. N.Y.: Academic Press, 1980. — P. 65 102
  82. Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping // Kutash I.L., Schlesinger L.B. Handbook on stress and anxiety.- 1980.-P.144— 158
  83. Dreikurs R. Psychology in the classroom (2 ed.).-New York: Harper&Row. -P. 152−161
  84. Eisenberg, N., Fabes, R. A., Karbon, M., Murphy, B. C., Wosinski, M., Polazzi, L., et al. The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning. // Child Development. 1996. — 67.-P. 974−992.
  85. Endler N.S., Parker J.D. Multidimensional Assessment of coping a critical evaluation // J. Personal Soc. Psychol. 1990. — P.844−854
  86. Ericson E. H. Identity and the life cycle // Psychological Issues, 1959. № 1. -P. 165−166
  87. Figley C. R Compassion stress: Toward its measurement and management. Family Therapy News (January).- 1993. P. 54−57
  88. Folkman S. Personal Control and Stress and Coping processes: A Theoretical analysis // J. of Person, and Soc. Psychology. 1984. — V.46, № 4. — P.839−852
  89. Folkman S., Stein N.L. Adaptive goals processes instressful events // Stein N.L. et al. (Eds) Memory for everyday and emotional events?.-1997.- P. 113 131
  90. Freud A. The ego and the mechanisms of defense. London: Hogarth Press, 1937.-P. 183−202
  91. Freud A. The Psychoanalytic Treatment of Children 1946.- P. 96−112
  92. Freud S. The defense neuro-psychoses // The collected Papers: in 10 v. N.Y.: Collier Books, 1963. V.2. — P.67−81
  93. Freud S. Schriften zur Behandlungstechnik, Studienausgabe. Frankfurt am Main: Fisher Verlag, 1975.- P. l 12−123
  94. Frijda N.H. The emotions. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1986.-P. 38−41
  95. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Styles and Strategies // Australian J. of Guidance and Counseling, 1991. V. 1. — P. 35 — 43
  96. Frydenberg E., Lewis R. Boys play sport and girls turn to others: Age, gender and ethnicity as determinants of coping // J. of Adolescence. 1993. — Vol. 16. -P. 252−266
  97. Frydenberg E., Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. -L.-N.Y.: Routhledge, 1997.-P. 98−122
  98. Greenglass E.R. The Proactive Coping Inventory (PGI) // R. Schwarzer (Eds.) Advances in health psychology research (Vols. CD ROM). Berlin: Free University of Berlin. — 1998. -P.304−322
  99. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. — Vol.29. -P.373−378
  100. N. (Ed.) Coping and defending. Process of self-environment organization. -N.Y.: Academic Press, 1977. P.356−357
  101. Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. by M. Zeidner, N.Endler. — N.Y., 1996.-P. 491−496
  102. Hartman H. Ego psychology and the Problem of adaptation. NY., 1958. -P.63−71
  103. Heim E. Koping und adaptavited gibtes geegnetes oder ungeeignetes koping // Psychother., Psychosom. Med. Psychol. 1988. — H.l. — P.8−15
  104. Hobfoll G.E. Strategic Approach to Coping Scale SAGS, 1994
  105. Hobfoll S.E. Stress, culture, and community: The psychology and philosophy of stress N.Y.: Plenum. — 1998. -P.65−74
  106. Holahan C.J., Moos R.H., Schaefer J.A. Coping, stress-resistance and growth: Conceptualizing adaptive functioning. In: M. Zeidner, N. Endler (Eds.). Handbook of coping. Theory, research, applications. N.Y.: J. Wiley, Sons, Inc.-1996. P.24−43
  107. Kliewer W. Coping in middle childhood: Relations to competence, Type A behavior, monitoring, blunting, and locus of control // Developmental Psychology. 1991. — Vol. 27. — N.4. — P. 689−697
  108. Knapp L.G., Stark L.J., Kurkjian J.A., Spirito A. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice // Educational Psychology Review. — 1991. Vol 3. — N 4. — P. 309−334
  109. Kochenderfer-Ladd B., Skinner K. Children’s Coping Strategies // Developmental Psychology.-2002.- Vol. 38.-N 2.- P. 267−278
  110. Kroeber Th. C. The coping functions of the ego mechanisms // The study of lives. N.Y., 1963, p. 178−198.
  111. Laireiter A.-R. (Hrsg.) Soziales Netzwerk und Soziale Unterstutzung: Konzepte, Methoden und Befunde. Bern: Huber. 1993. — P.231−238
  112. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966. -P. 26−32, 246- 258
  113. Lazarus R.S. Foreword // Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and health. A situation-behavior approach. Theory, methods, applications. — Seattle-TorontoBern-Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers, 1992.- P.5−9
  114. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. N.Y.: Oxford University Press. — 1991. -P. 178−189
  115. Lazarus R.S. Coping Theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine.-1993.-V.55.-P.234−247
  116. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, Publishing Company, 1984. — P. 218−219
  117. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping // Europ. J. of Personality 1987. — V. 1 — P. 141 -169
  118. Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person andenvironment // Perspectives in interactional psychology / L.A.Pelvin, M. Lewis (Eds.). New York, 1978. P. 287 327
  119. Lazarus R.S., Launier R. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt // Stress: Theorien, Untersuchungen, Massnahmen / R. Nitsch (Hrsg.). Bern, 1981. S. 213−259
  120. Maccoby E.E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y.- 1980.- P. 36−48
  121. McCray R.R. Age differences and changes in the use of coping mechanisms // J. of Gerontology: Psychological Sciences. 1989. — Vol.61. -P.161−169
  122. Meichenbaum D. Stress inoculation training.- N.Y.- Oxford- Toronto- Sydney- Frankfurt: Pergamon Press.-1985.- P. 19−23
  123. Menninger K. The vital balance: The life process in mental health and illness. New York: Viking Press. 1963. — P. 13−17
  124. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvarde University Press? 1974. — P. 23−35
  125. Moos R.H., Billings, A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes // Handbook of stress / Eds. L. Goldenberg, S. Breznitz. N.Y., 1982. -P.212−230
  126. Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being // J. Psychol. Res. 1991. — V.33, № 4. — P.160−167
  127. Parker J.D., Endler N.S., Coping and Defence: A Historical Overview // Handbook of coping: theory, research, application / M. Zeidner, N.S.Endler (Eds.). New York, 1996. P.3 23
  128. Parsons A., Frydenberg E., Poole Ch. Overachievement and Coping Strategies in Adolescent Males // British J. of Educational Psychology. 1996. — V.66. -P.109 —114
  129. Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and health. A situation-behavior approach. Theory, methods, applications. Seattle-Toronto-Bern-Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers, 1992. — 234−243 p.
  130. Petrovsky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles and psychological symptom reporting // J. Clin. Psychol. — 1991. — V.47, № 3. — P.336−345
  131. Plutchik R. A general psycho-evolutionary theory of emotions // In: R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) Emotion: Theory, research and experience: Vol. 1 N.Y.: Academic Press, 1980. P.3−33
  132. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // In: C.E.Izard (Eds.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum, 1979. P.63−67
  133. Reber A. S Dictionary of psychology. London, Penguin/Viking. Second edition, 1995.-P. 306−308
  134. Rook K., Dooley D., Catalano R. Age differences in worker’s efforts to cope with economic distress // The social context of coping. N.Y.: Plenum Press. — 1991.- P. 79−105
  135. Rotter R. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied.- 1966.-V.80.-(Whole№ 609). — P.131−136
  136. Schaffer E.S. Childrens report of parental behavior inventory / Child Devi., 1965.-P. 283−295
  137. Schwarzer R. Stress, Angst und Handlungsregulation. Stuttgart: Kolhammer.-1993. P.152−157
  138. R.Schwarzer, Knoll N. Positive coping: mastering demands and searching for meaning // Comprehensive Handbook of Psychology. Ed. A.M.Nezu, C.M.Nezu, P.A.Geller. — N.Y.: Wiley. 2003. — Vol.9. — P. 343−358
  139. Schwarzer R., Leppin A. Sozialer Ruckhalt und Gesundheit: Eine MetaAnalyse. Gottingen: Hogrefe.- 1989. P.70−81
  140. Seiffge-Krenke I. Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. 1989. — Bd. 10. — S. 201−220.
  141. Seiffge-Krenke I. Stress, Coping, and Relationships in Adolescence. Lawrence Erlbaum Ass. Inc. Publishers, 1995. P.279−280
  142. Selye H. History and present status of the stress concept. In: L. Goldberger, S. Breznitz (Eds.). Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects. New York: The Free Press, 1986. P.7−17
  143. Shek D.T.L. Gender differences in the locus of coping in Chinese working parents: Reliance on self or seeking help from others: // J. Psychology. 1992. — Vol. 126. — N 6. — P. 671−678.
  144. Shumaer S.A., Brownell A. Toward a theory of social support // J. Social Issues.- 1984.-V.40.-P.11−13
  145. Stone A.A., Neale J.M. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Personality and Social Psychology. 1984. — Vol. 46.-N4.-P. 892−906.
  146. Sulloway F. Born to rebel. New York: Pantheon. Toman, W. 1969 Family constellation. New York: Springer, 1996.- P. 45−61
  147. Taylor Sh.E. Health Psychology. McGraw-Hills, Inc. 1995. — P. 175−183
  148. Thomae H. Das Individuum und seine welt.- Goettingen- Toronto- Zuerich.-1988.- P.201−207
  149. Ulich D., Mailing Ph., Strehmel P. Stress. Universitat Bamberg. Section Psychologie. Arbeiits-manuscript, 1982. P. 124−126
  150. Veiel H.O.F., Baumann U. (Eds.) The meaning and measurement of social support. N.Y.: Hemisphere. 1992. — P.181−183
  151. Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America: Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. -N.Y.: Basic Books, 1981. P. 438−439
  152. Valliant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanism // Archives of General Psychiatry. -1971.- Vol. 24.-№ 2.- P.107−118
  153. Valliant G.E. Adaptation to life. Boston: Little, Brown.- 1977.-P.396−397
  154. Vitaliano P.P. et al. Coping profiles associated with psychiatric, phisical health, work and family problems // Health Psychol.-1990.-V.9. P. 348−376
  155. Weber H. Belastungsverarbeitung // Zeitschrift fur Klinische Psychologie. -1992.- Bd. 21.-N1.-S. 17−27.
  156. Wells-Parker E. et al. Development of Control-of-Outcome Scales and Self-Efficacy Scales for Women in Four Life Roles // J. Pers. Ass. 1990. V. 54. P. 564−575.
  157. Wield K., Schottner B. Coping with symptoms related to schizophrenia // Schizophrenia Bul.-1991.-V.17.-№ 3.-P.525−538
  158. Wills T.A. h Shiftman S. Coping and substance use: A conceptual structure // S. Shiffman, T.A. Wills (Eds.) Coping and Substance use. Orlando F.L.- 1985. — P. 3−25
  159. M.Zeidner, N. Endler (Eds.). Handbook of coping. Theory, research, applications. N.Y.: J. Wiley, Sons, Inc.-1996. P.416−423
Заполнить форму текущей работой