Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста
В теоретическом плане полученные результаты имеют значение в аспекте изучаемых психологией развития проблем: выявлена динамика формирования совладающего поведения у детей и их родителей в зависимости от пола и возраставыделены симптомокомлексы копингстратегий, характерные для данного возрастарасширены представления о взаимосвязях между копинг-поведением детей и характером детско-родительских… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные представления о копинг-поведении
- 1. 1. Копинг как способ психической адаптации человека и его отличие от психологической защиты
- 1. 2. Основные понятия, концепции и классификации совладающего поведения
- 1. 3. Половозрастные особенности копинг-поведения
- 1. 4. Влияние семьи на формирование копинг-поведения ребенка
- Глава 2. Эмпирическая база и методы исследования
- 2. 1. Характеристика экспериментальной группы
- 2. 2. Методы исследования
- Глава 3. Половозрастные особенности совладающего поведения
- 3. 1. Половые различия в копинг-стилях у детей и их родителей
- 3. 2. Возрастная динамика копинг-стилей у детей 7−11 лет
- 3. 3. Половозрастные закономерности проявления копинг-стилей у детей «
- 3. 4. Симтомокомплексы копинг-стратегий, специфичные для детей
- 7−11 лет
- Глава 4. Семейные факторы, детерминирующие становление совладающего поведения у детей младшего школьного возраста
- 4. 1. Копинг-стили родителей, воспитывающих детей 7−11 лет
- 4. 2. Соотношение совладающего поведения детей и копинг-стилей родителей в семьях с разной структурой
- 4. 3. Совладающее поведение детей и их родителей в семьях с разным количеством детей
- 4. 4. Особенности совладающего поведения у детей и копинг-стиля родителей в зависимости от порядка рождения ребенка в семье
- 4. 5. Взаимосвязь между совладающим поведением детей и родительским паттерном копинг-поведения
- Глава 5. Половозрастные и семейные факторы детско-родительских отношений в связи со стратегиями совладання
- 5. 1. Половозрастные факторы детско-родительских отношений
- 5. 2. Детско-родительские отношения в зависимости от структуры семьи, количества детей и сиблинговой позиции ребенка в семье
- 5. 3. Взаимосвязи между совпадающим поведением детей и характером детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
- Глава 6. Копинг-поведение детей с отклоняющимся поведением
- 6. 1. Различия в копинг-стилях и детско-родительских отношениях в семьях с социально-приемлемым и девиантным поведением ребенка
- 6. 2. Взаимосвязи между совладанием детей, родительским копинг-стилем и характером детско-родительских отношений в семьях с девиантным поведением ребенка
- Выводы
Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Копинг-стиль, подобно индивидуальному жизненному стилю человека, определяет устойчивый способ психической адаптации, влияющей как на социальное окружение, так и на характер межличностных отношений. Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме. Каким образом ребенок усваивает тот или иной способ совладания и какие факторы влияют на его выбор — является предметом научного интереса в последнее время (Kliewer W., 1991; Сирота H.A., 1994; Михайлова Н. Ф., 1998; Арина Г. А., Кирсанова М. А., 2003; Баширова H.H., 2005; Крюкова T. JL, Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В., 2005; Никольская И. М., Грановская P.M., 2006; Петунс A.B., 2006; Агеева H.A., Долженков С. А., Осипович Т. А., Киселева A.B., 2007; Борисова И. В., 2007 и ДР-).
Однако большинство исследователей не рассматривает формирование копинг-поведения у детей в соответствии с динамикой их возрастного развития, а ограничивается его изучением только в определенном возрасте, либо в целом — охватывая слишком большой возрастной период. Такой подход дает лишь общие или фрагментарные представления, не позволяя осуществить с одной стороны — более точной половозрастной дифференциации в изучении механизмов копинг-поведения, а с другой стороны — оценить влияние предикторов — всю совокупность внутренних и внешних (средовых) факторов этого процесса.
Цели и задачи исследования.
Исходя из вышеизложенного основной целью данной работы является выявление половозрастных закономерностей становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста, а также семейных факторов, влияющих на его формирование.
Исходя из выдвинутых гипотез и общей цели исследования, основными задачами стали:
1. Изучение становления копинг-поведения у детей от 7 до 11 лет в соответствии с полом и возрастом.
2. Выявление влияния семейных факторов (структуры семьи, сиблинговой позиции ребенка, характера детско-родительских отношений, родительского паттерна копинг-поведения) на формирование копинг-стиля ребенка.
3. Оценка характера детско-родительских отношений, копинг-стиля родителей в зависимости от пола, возраста, порядка рождения ребенка и структуры семьи.
4. Определение особенностей копинг-поведения и детско-родительских отношений в семьях с отклоняющимся поведением ребенка.
5. Апробация и нормализация опросника для изучения совладающего поведения «Self-Report Coping Scale» (разработанного Causey и Dubow’s (1992), модифицированного Karey Skinner и Becky Kochenderfer-Ladd (2002).
Основными гипотезами стали:
1. Совпадающее поведение проходит сложный путь становления, характеризующийся возрастной динамикой, наличием периодов кризиса и стабилизации, распада и перестройки различных форм копинг-поведения.
2. Формирование копинг-поведения ребенка обусловлено воздействием половозрастных и семейных факторов (структурой семьи, характером детско-родительских отношений, сиблинговой позицией ребенка, а также копинг-стилем родителей).
Научная новизна и теоретическая значимость.
В теоретическом плане полученные результаты имеют значение в аспекте изучаемых психологией развития проблем: выявлена динамика формирования совладающего поведения у детей и их родителей в зависимости от пола и возраставыделены симптомокомлексы копингстратегий, характерные для данного возрастарасширены представления о взаимосвязях между копинг-поведением детей и характером детско-родительских отношенийполучены новые данные о влиянии на совладание ребенка целого ряда факторов — структуры семьи, его сиблинговой позиции, а также стиля копинг-поведения родителей. Полученные данные вносят вклад в представления о микровозрастном становлении копинг-поведения у детей от 7 до 11 лет с учетом тендерного факторов.
Впервые апробирован и нормализован на большом репрезентативном материале опросник «Self-Report Coping Scale» (Karey Skinner, Becky Kochenderfer-Ladd), который дает возможность дифференцированной оценки совладающего поведения у детей младшего школьного возраста, а также позволяет выявить копинг-стили, характерные для каждой возрастной группы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, репрезентативностью выборки, применением психодиагностических методов, адекватных целям и задачам исследования, а также современных методов статистического анализа (Т-тест, критерий Манна-Уитни, однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализы, факторный и корреляционный анализы).
Практическая значимость работы.
Результаты исследования представляют интерес для практических психологов, занимающихся психологическим консультированием, психокоррекцией и психопрофилактикой, а также для школьных психологов, работающих в начальной школе. Апробированные и нормализованные методики могут применяться в качестве психодиагностического инструментария как в практической работе, так и в научных исследованиях.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Формирование копинг-поведения подчиняется внутренним закономерностям психического онтогенеза — гетерохронности и неравномерности, постепенной дифференциации и становлением устойчивых стилей совладания. В развитии и становлении копинг-поведения отмечаются периоды кризисов и стабилизации, которые связаны с кризисами возрастного развития: кризисами 7 лет и предподросткового возраста.
2. Выбор способа совладания с возрастом становится более осознанным и целенаправленным, копинг-стиль дифференцируется и формируется, становясь более цельным и однородным.
3. В формировании совпадающего поведения проявляется влияние фактора полового диморфизма, опосредованное возрастом.
4. Наряду с внутренними механизмами на становление совладающего поведения воздействуют и внешние факторы — структура семьи, паттерны совладающего поведения родителей, характер детско-родительских отношений и опыт взаимодействия с сиблингами. Влияние этих факторов инициирует и «подкрепляет» защитные реакции у детей, формируя специфические и устойчивые копинг-стили.
5. Нарушенные детско-родительские отношения формируют неадекватные способы реагирования на стресс у детей с отклоняющимся поведением, при котором копинг-стиль родителя превращается в фактор внутренних, психологически мотивированных условий развития и адаптации ребенка.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Эмпирический материал исследования собран в период с 2002 по 2006 г.г. в ходе работы диссертанта в школах Калининского и Красносельского районов г. Санкт-Петербурга.
Материалы диссертации изложены в докладах, сообщениях на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения-2003», «Ананьевские чтения-2004», I Международной научно-практической конференции.
Психология совладающего поведения" (Кострома, 2007), на кафедре дифференциальной и возрастной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Результаты исследования неоднократно излагались на научно-методических семинарах и объединениях школьных психологов Калининского района Санкт-Петербурга.
ВЫВОДЫ:
1. В период от 7 до 11 лет происходит формирование копинг-стиля ребенка, которое характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических (кризисных) периодов: кризис 7 лет приводит к резкому снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, снижая общую адаптивность ребенка к стрессамс возрастом устанавливается более зрелый, социально приемлемый копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы. К младшему подростковому возрасту происходит более осознанный выбор ребенком способа совладания и дифференциация копинг-стиля — конструктивного либо деструктивного, что в дальнейшем определяет вектор его развития — адаптивной /неадаптивной личности.
2. По мере становления копинг-стиль ребенка 7−11 лет становится более цельным, специфичным, осознанным и менее вариативным: формирование осознанности выбора защитного поведения и его изменение в сторону большей конструктивности свидетельствуют о развитии у него регуляторного опыта. Однако в 11 лет происходит перестройка практически сформированных и сознательно применяемых стилей совладания — возврат к менее цельным и конструктивным, плохо осознаваемым стратегиям, что указывает на снижение их адаптации вследствие вступления в новый возрастной кризис.
3. Становление копинг-стиля ребенка также опосредовано фактором полового диморфизма: несмотря на то, что большинство копинг-стратегий имеют сходные возрастные закономерности проявления у мальчиков и девочек, тем ни менее для девочек больше характерен копинг интропунитивной, а для мальчиков — экстрапунитивной направленности. К подростковому возрасту у мальчиков уже активно формируется проблемо-разрешающий копинг, в то время как у девочек копинг остается более зависимым, эмоционально-фокусированным и менее конструктивным.
4. Формирование копинг-стиля детей опосредовано всей структурой семьи: в неполных семьях дети обладали наихудшей копинг-компетентностью, предпочитая эмоционально-фокусированный копинг, а в смешанных — копинг решения проблем или отвлечение от нее. В полных семьях дети демонстрировали хотя и наиболее социально приемлемое, но инфантильное копинг-поведение — эмоционально зависимые и ориентированные на социальную поддержку способы совладания.
5. Становление копинг-стиля ребенка «подкрепляется» родительской моделью копинг-поведения, также детерминированного структурой семьи. В полных семьях специфика влияния моделей родительского копинг-поведения обусловлена различиями в ролевых и функциональных позициях супругов, и поэтому оказывает на ребенка различное влияние, в тоже время существуют виды стратегий, имеющие сходный характер влияния. Однако в неполной семье ребенок склонен копировать копинг-стиль матери, либо подстраиваться к нему.
6. Влияние характера детско-родительских отношений на совладание ребенка, в свою очередь, было детерминировано структурой семьи и опосредованной ею системой отношений между родителем и ребенком: в полной семье копинг-стиль ребенка обусловлен не только разными ролевыми позициями родителей, но еще и различиями в восприятии этих отношений у детей и родителей. В неполных семьях влияние характера детско-родительских отношений на копинг-поведение ребенка в большей степени зависит от специфики отношений между единственным родителем и ребенком.
7. На копинг-стиль ребенка оказывает влияние наличие сиблингов в семье: наиболее инфантильный стиль формируется у единственных детей, а наиболее зрелые способы совладания — в многодетных семьях. Старшим детям больше свойственен интернальный и избегающий копинг, а младшим — экстернальный. Единственные дети больше, чем кто-либо ориентированы на поиск социальной под держки.
8. Характер детско-родительских отношений специфически детерминирован копинг-стилем родителей, властно-ролевой структурой семьи и наличием опыта родительства, опосредованных полом и возрастом ребенка.
9. В отличие от адаптированных сверстников дети с нарушениями поведения имеют особый копинг-стиль: решают свои проблемы либо «за счет» социума — посредством экстернализации, либо в отрыве от него — дистанцированием, либо — путем вытеснения проблемы (отвлечением), что свидетельствует о нарушенных у них социальных отношениях и худшей копинг-компетентности. Нарушение системы отношений у этой группы сопровождается деструктивными детско-родительскими отношениями с обеих сторон.
10. На становление копинг-поведения ребенка с поведенческими проблемами существенное влияние оказывает как модель родительского копинг-стиля, так и нарушенные детско-родительские отношения в этих семьях: у родителей с менее конструктивным совпадающим поведением (конфронтация, поиск социальной поддержки) и жестким стилем отношений с ребенком (чрезмерные строгость и контроль, непоследовательность воспитания, отсутствие эмоциональной близости и принятия) дети формировали неконструктивный копинг-стиль — чаще проявляли неадекватные (экстернализация) и реже адекватные формы совладания (решение проблемы, поиск социальной поддержки). И наоборот, адекватный копинг родителей (принятие ответственности и планирования решения проблемы) способствовал формированию у ребенка интернальной позиции в оценке проблемной ситуации и принятии ответственности за нее.
11. Проведенная в процессе исследования апробация и нормализация опросника «Self-Report Coping Scale» (Causey и Dubow’s, 1992), модифицированного Karey Skinner и Becky Kochenderfer-Ladd в 2002 году, позволила создать новый метод изучения копинг-поведения у детей в возрасте 7−11 лет. Созданные нормы позволяют осуществлять как тонкую возрастную дифференциацию для оценки специфики формирования совладающего поведения у детей в этот период, так и оценивать наиболее полно весь спектр основных копинг-стратегий, характеризующих копинг-стиль ребенка в младшем школьном возрасте.
Список литературы
- Бодров В. А. Личностная детерминация развития и преодоленияпсихологического стресса // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. Москва: Изд-во ИП РАН, 2008. — С. 235−256
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.- С. 213−216
- Брутман В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. № 3 -. С. 325−328
- Варга А. Структура и типы родительского отношения: Дисс. .канд. Психол. наук. М., 1986. С. 137−148
- Вассерман Л.И. с соавт. Вассерман Л. Т., Ерыщев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. — Спб, 1999. — С. 58−63
- Видерман Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — С. 5−6
- Виннекот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-С. 87−91
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта. -СПб: КАРО, 2006. С. 202−215
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.- С. 122−128
- Горохова Л.Г. Особенности копинг-предпочтений подростков: тендерный аспект // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. — С. 140 — 142
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности. СПб, 1999. — С.186−202
- Грюнвальд Б.Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. Москва: Когито-центр, 2004.-С. 94−101
- Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс.. канд. Психол. Наук. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. С. 112−116
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -С.157−164
- Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 98−114
- Защиринская О.В., Наследов А. Д. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учебное пособие. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2006. — С.90−99
- Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией: Дисс.. канд. психол. наук. -Спб: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1999. С.143−152
- Истомин С.Л. Систематическое исследование стресса и копинга в семьях больных неврозами (в связи с задачами психопрофилактики и психотерапии): Дисс. канд. психол. наук.- СПб., 1998. С. 164−167
- Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. — С. 217−223
- Кован Ф. А" Кован К. П. Стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989, № 4. — С. 223−227
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография.: Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, «Авантитул», 2004. С. 172−185
- Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. — Т. 26, № 2. -С. 5−15
- Крюкова Т.Д., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома: ЮГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — С.173−184
- Крюкова Т.Д., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. — С. 13−14, 45−53,79−82, 94−103, 156−161, 189−193.
- Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 2003. С. 22−23
- Куфтяк Е.В. Опыт исследования физического наказания детей и совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004, № 3. -С. 56−58
- Либина Е.В., Либин А.В Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. — М: Смысл, 1998. С. 190−204
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1985. — С. 416−421
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2000.-С. 24−58
- Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Издательский центр «Академия». -2003.-С. 255−264
- Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов / под ред. Л. И. Вассермана. — СПб, 2009. С. 28−30
- Мёллер-Леймкюллер A.M. Стресс в обществе и расстройства, связанные со стрессом в аспекте тендерных различий // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. — Т.14. — Вып.4. — С. 5−11
- Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): Дисс.канд.психол.наук. -СПб., 1998.-С. 15−16, 161−165.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- С.129−131
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. ж. 1997. — Т. 18. — № 5. — С. 20−30.
- Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии И Вопросы психологии. -1971.-№ 6. С. 13−26
- Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004. — С. 469−529
- Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. — СПб, 2001. — С. 19−21
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2006. С.14−19, 41−57,159−179.
- Папандопулу М. Влияние семьи на формирование механизмов преодоления у больных неврозами (кросскультуральное исследование в Греции и России): Дисс.. канд. психол. наук.- СПб, 2001.- С. 20−21
- Перре М. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, 2-ое изд.- СПб.: Питер, 2000. С. 178−185
- Петунс О.В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: Дисс. .канд. психол.наук. М, 2006. -С.20−21
- Подобина О.Б. Особенности психологического совладания молодой матери // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.6 СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. С. 314−315
- Практикум по возрастной психологии / под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко, 2-е изд-е. СПб: Речь. — 2002. — С. 312−316
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. — Мытищи: талант, 1996. — С. 43−45
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.- С. 61−63
- Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дисс.. канд. психол. наук. Кострома, 2002. — С. 185−188
- Сирота H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. .докт. мед. наук. — Бишкек Спб.: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1994 — С. 39−40
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиат. и мед. психол. -1993.-№ 1. С. 32−35
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр, и мед. психол. 1994. — № 1. — С.63−75
- Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / Подред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — Москва: Изд-во ИП РАН, 2008.-С.18−52
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 26−28
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001. С. 272−273
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984. -С. 241−243
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 1992. — С. 43−46
- Тополова Е.В. Копинг-поведение детей-сирот старшего подросткового возраста // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая 2007 года). Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. — С. 154−156
- Филлипова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — С. 76−79
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -С. 144−145
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1923. — С. 167−171
- Хабирова Е.Р. Исследование копинг-стиля в период ранней взрослости // Психология совпадающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции (Кострома: 16−18 мая 2007 года). -Кострома: КГУ им. Некрасова 2007. С. 160−161
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи // Дисс. .канд. психол. наук. М., 1984. -С. 37−41
- Чехлатый Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 1994. — С. 25−26
- Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. Дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1999. — С. 203−205
- Щелкова О.Ю. Значение личностных и социально-психологических характеристик больных шизофренией для эффективности восстановительного лечения в клинике: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Л., 1988.-С. 4−5
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996. — С. 304−310
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2001.-С. 412−418
- Экман П. Почему дети лгут. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 57−60
- Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Автореф. дисс. докт. мед. наук. СПб., 1995 — С. 48−49
- Ansbacher H.L.& Ansbacher R. (Eds.) The individual psychology of Alfred Adler. Harper&Row.-P.245−249
- Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin. 1997. — Vol.121 (3). — P.417−436
- Becker P. Der Trierer Persoenlichkeitsfragebogen (TPF). Gottingen, 1989. -315 s.
- Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationships Between Gender, Sex Role Differences and Coping // Sex Roles.-1991.-V.25, № 11−12.- P.645−660
- Blanchard-Fields F., Sulsky L., Robinson- Whelen S. Moderating effects of age and context on the relationship between gender, sex role differences and coping // Sex Roles. 1991. — Vol. 25. — N 11−12. — P. 645−660
- Boer F. Sibling relationships in middle childhood. Leiden, the Netherlends: DSWO Press, 1990.-P.l 12−116
- Brehnm S.S., Kassim S.M. Social psychology. Hougton, 1990. P. 246−249
- Carpenter B.N. Issuess and advances in coping research. In: B.N. Carpenter (Ed.). Personal coping: Theory, research, and application // Westport, CT: Praeger.- 1992.-P. 1−13
- Carver C.S., Scheier M. F. Assessing coping strategies // J.Person. Soc. Psychol. -1989.- V.56.-P.267−283
- Cohen S., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin.- 1985.-V.98.-P.310−357
- Compas B. E, Malcarne V.L., Fondacaro K.M. Coping with stressful events in older children and young adolescents // J. of Consulting and Clinical Psychology. 1988. — Vol. 56. — P. 405−411
- Conway V.J., Terry D.J. Appraised Controllability as a Moderator of the Effectiveness of Different Coping Strategies: A Test of the Goodness of Fit Hypothesis // Austral. J. Psychol. 1992. — V.44, № 1. — P. 1−7
- Costa P.T., Jr., McCrae R.R. Still stable after all these years: Personality as a key to some issues in adulthood and old age // P.B.Baltes, O.G.Brim (Eds.). Life-span development and behavior. N.Y.: Academic Press, 1980. — P. 65 102
- Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping // Kutash I.L., Schlesinger L.B. Handbook on stress and anxiety.- 1980.-P.144— 158
- Dreikurs R. Psychology in the classroom (2 ed.).-New York: Harper&Row. -P. 152−161
- Eisenberg, N., Fabes, R. A., Karbon, M., Murphy, B. C., Wosinski, M., Polazzi, L., et al. The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning. // Child Development. 1996. — 67.-P. 974−992.
- Endler N.S., Parker J.D. Multidimensional Assessment of coping a critical evaluation // J. Personal Soc. Psychol. 1990. — P.844−854
- Ericson E. H. Identity and the life cycle // Psychological Issues, 1959. № 1. -P. 165−166
- Figley C. R Compassion stress: Toward its measurement and management. Family Therapy News (January).- 1993. P. 54−57
- Folkman S. Personal Control and Stress and Coping processes: A Theoretical analysis // J. of Person, and Soc. Psychology. 1984. — V.46, № 4. — P.839−852
- Folkman S., Stein N.L. Adaptive goals processes instressful events // Stein N.L. et al. (Eds) Memory for everyday and emotional events?.-1997.- P. 113 131
- Freud A. The ego and the mechanisms of defense. London: Hogarth Press, 1937.-P. 183−202
- Freud A. The Psychoanalytic Treatment of Children 1946.- P. 96−112
- Freud S. The defense neuro-psychoses // The collected Papers: in 10 v. N.Y.: Collier Books, 1963. V.2. — P.67−81
- Freud S. Schriften zur Behandlungstechnik, Studienausgabe. Frankfurt am Main: Fisher Verlag, 1975.- P. l 12−123
- Frijda N.H. The emotions. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1986.-P. 38−41
- Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Styles and Strategies // Australian J. of Guidance and Counseling, 1991. V. 1. — P. 35 — 43
- Frydenberg E., Lewis R. Boys play sport and girls turn to others: Age, gender and ethnicity as determinants of coping // J. of Adolescence. 1993. — Vol. 16. -P. 252−266
- Frydenberg E., Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. -L.-N.Y.: Routhledge, 1997.-P. 98−122
- Greenglass E.R. The Proactive Coping Inventory (PGI) // R. Schwarzer (Eds.) Advances in health psychology research (Vols. CD ROM). Berlin: Free University of Berlin. — 1998. -P.304−322
- Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. — Vol.29. -P.373−378
- Haan N. (Ed.) Coping and defending. Process of self-environment organization. -N.Y.: Academic Press, 1977. P.356−357
- Handbook of Coping: Theory. Research. Applications / Ed. by M. Zeidner, N.Endler. — N.Y., 1996.-P. 491−496
- Hartman H. Ego psychology and the Problem of adaptation. NY., 1958. -P.63−71
- Heim E. Koping und adaptavited gibtes geegnetes oder ungeeignetes koping // Psychother., Psychosom. Med. Psychol. 1988. — H.l. — P.8−15
- Hobfoll G.E. Strategic Approach to Coping Scale SAGS, 1994
- Hobfoll S.E. Stress, culture, and community: The psychology and philosophy of stress N.Y.: Plenum. — 1998. -P.65−74
- Holahan C.J., Moos R.H., Schaefer J.A. Coping, stress-resistance and growth: Conceptualizing adaptive functioning. In: M. Zeidner, N. Endler (Eds.). Handbook of coping. Theory, research, applications. N.Y.: J. Wiley, Sons, Inc.-1996. P.24−43
- Kliewer W. Coping in middle childhood: Relations to competence, Type A behavior, monitoring, blunting, and locus of control // Developmental Psychology. 1991. — Vol. 27. — N.4. — P. 689−697
- Knapp L.G., Stark L.J., Kurkjian J.A., Spirito A. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice // Educational Psychology Review. — 1991. Vol 3. — N 4. — P. 309−334
- Kochenderfer-Ladd B., Skinner K. Children’s Coping Strategies // Developmental Psychology.-2002.- Vol. 38.-N 2.- P. 267−278
- Kroeber Th. C. The coping functions of the ego mechanisms // The study of lives. N.Y., 1963, p. 178−198.
- Laireiter A.-R. (Hrsg.) Soziales Netzwerk und Soziale Unterstutzung: Konzepte, Methoden und Befunde. Bern: Huber. 1993. — P.231−238
- Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966. -P. 26−32, 246- 258
- Lazarus R.S. Foreword // Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and health. A situation-behavior approach. Theory, methods, applications. — Seattle-TorontoBern-Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers, 1992.- P.5−9
- Lazarus R.S. Emotion and adaptation. N.Y.: Oxford University Press. — 1991. -P. 178−189
- Lazarus R.S. Coping Theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine.-1993.-V.55.-P.234−247
- Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, Publishing Company, 1984. — P. 218−219
- Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping // Europ. J. of Personality 1987. — V. 1 — P. 141 -169
- Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person andenvironment // Perspectives in interactional psychology / L.A.Pelvin, M. Lewis (Eds.). New York, 1978. P. 287 327
- Lazarus R.S., Launier R. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt // Stress: Theorien, Untersuchungen, Massnahmen / R. Nitsch (Hrsg.). Bern, 1981. S. 213−259
- Maccoby E.E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y.- 1980.- P. 36−48
- McCray R.R. Age differences and changes in the use of coping mechanisms // J. of Gerontology: Psychological Sciences. 1989. — Vol.61. -P.161−169
- Meichenbaum D. Stress inoculation training.- N.Y.- Oxford- Toronto- Sydney- Frankfurt: Pergamon Press.-1985.- P. 19−23
- Menninger K. The vital balance: The life process in mental health and illness. New York: Viking Press. 1963. — P. 13−17
- Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvarde University Press? 1974. — P. 23−35
- Moos R.H., Billings, A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes // Handbook of stress / Eds. L. Goldenberg, S. Breznitz. N.Y., 1982. -P.212−230
- Nakano K. The role of coping strategies on psychological and physical well-being // J. Psychol. Res. 1991. — V.33, № 4. — P.160−167
- Parker J.D., Endler N.S., Coping and Defence: A Historical Overview // Handbook of coping: theory, research, application / M. Zeidner, N.S.Endler (Eds.). New York, 1996. P.3 23
- Parsons A., Frydenberg E., Poole Ch. Overachievement and Coping Strategies in Adolescent Males // British J. of Educational Psychology. 1996. — V.66. -P.109 —114
- Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and health. A situation-behavior approach. Theory, methods, applications. Seattle-Toronto-Bern-Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers, 1992. — 234−243 p.
- Petrovsky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles and psychological symptom reporting // J. Clin. Psychol. — 1991. — V.47, № 3. — P.336−345
- Plutchik R. A general psycho-evolutionary theory of emotions // In: R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) Emotion: Theory, research and experience: Vol. 1 N.Y.: Academic Press, 1980. P.3−33
- Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // In: C.E.Izard (Eds.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum, 1979. P.63−67
- Reber A. S Dictionary of psychology. London, Penguin/Viking. Second edition, 1995.-P. 306−308
- Rook K., Dooley D., Catalano R. Age differences in worker’s efforts to cope with economic distress // The social context of coping. N.Y.: Plenum Press. — 1991.- P. 79−105
- Rotter R. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied.- 1966.-V.80.-(Whole№ 609). — P.131−136
- Schaffer E.S. Childrens report of parental behavior inventory / Child Devi., 1965.-P. 283−295
- Schwarzer R. Stress, Angst und Handlungsregulation. Stuttgart: Kolhammer.-1993. P.152−157
- R.Schwarzer, Knoll N. Positive coping: mastering demands and searching for meaning // Comprehensive Handbook of Psychology. Ed. A.M.Nezu, C.M.Nezu, P.A.Geller. — N.Y.: Wiley. 2003. — Vol.9. — P. 343−358
- Schwarzer R., Leppin A. Sozialer Ruckhalt und Gesundheit: Eine MetaAnalyse. Gottingen: Hogrefe.- 1989. P.70−81
- Seiffge-Krenke I. Bewaltigung alltaglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen fur Jugendliche // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. 1989. — Bd. 10. — S. 201−220.
- Seiffge-Krenke I. Stress, Coping, and Relationships in Adolescence. Lawrence Erlbaum Ass. Inc. Publishers, 1995. P.279−280
- Selye H. History and present status of the stress concept. In: L. Goldberger, S. Breznitz (Eds.). Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects. New York: The Free Press, 1986. P.7−17
- Shek D.T.L. Gender differences in the locus of coping in Chinese working parents: Reliance on self or seeking help from others: // J. Psychology. 1992. — Vol. 126. — N 6. — P. 671−678.
- Shumaer S.A., Brownell A. Toward a theory of social support // J. Social Issues.- 1984.-V.40.-P.11−13
- Stone A.A., Neale J.M. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Personality and Social Psychology. 1984. — Vol. 46.-N4.-P. 892−906.
- Sulloway F. Born to rebel. New York: Pantheon. Toman, W. 1969 Family constellation. New York: Springer, 1996.- P. 45−61
- Taylor Sh.E. Health Psychology. McGraw-Hills, Inc. 1995. — P. 175−183
- Thomae H. Das Individuum und seine welt.- Goettingen- Toronto- Zuerich.-1988.- P.201−207
- Ulich D., Mailing Ph., Strehmel P. Stress. Universitat Bamberg. Section Psychologie. Arbeiits-manuscript, 1982. P. 124−126
- Veiel H.O.F., Baumann U. (Eds.) The meaning and measurement of social support. N.Y.: Hemisphere. 1992. — P.181−183
- Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America: Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. -N.Y.: Basic Books, 1981. P. 438−439
- Valliant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanism // Archives of General Psychiatry. -1971.- Vol. 24.-№ 2.- P.107−118
- Valliant G.E. Adaptation to life. Boston: Little, Brown.- 1977.-P.396−397
- Vitaliano P.P. et al. Coping profiles associated with psychiatric, phisical health, work and family problems // Health Psychol.-1990.-V.9. P. 348−376
- Weber H. Belastungsverarbeitung // Zeitschrift fur Klinische Psychologie. -1992.- Bd. 21.-N1.-S. 17−27.
- Wells-Parker E. et al. Development of Control-of-Outcome Scales and Self-Efficacy Scales for Women in Four Life Roles // J. Pers. Ass. 1990. V. 54. P. 564−575.
- Wield K., Schottner B. Coping with symptoms related to schizophrenia // Schizophrenia Bul.-1991.-V.17.-№ 3.-P.525−538
- Wills T.A. h Shiftman S. Coping and substance use: A conceptual structure // S. Shiffman, T.A. Wills (Eds.) Coping and Substance use. Orlando F.L.- 1985. — P. 3−25
- M.Zeidner, N. Endler (Eds.). Handbook of coping. Theory, research, applications. N.Y.: J. Wiley, Sons, Inc.-1996. P.416−423