Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета (Архангельск, 2002, 2003, 2004) — на заседании проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Архангельск, 2004) — конференции с международным участием «Экология… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Структурно-функциональная организация мозга ребенка в младшем школьном возрасте
    • 1. 2. Современные взгляды на причины и механизмы формирования СДВГ
    • 1. 3. Значение зрительно-моторных реакции в изучении психофизиологических процессов
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
  • ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Характеристика зрительно-моторных реакций у детей-северян младшего школьного возраста
      • 3. 1. 1. Характеристика времени реакции и количества ошибок
      • 3. 1. 2. Качественная характеристика показателей зрительно-моторных тестов, и влияние на них свойств темперамента
    • 3. 2. Особенности зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
      • 3. 2. 1. Характеристика времени реакции и количества ошибок
      • 3. 2. 2. Качественная характеристика показателей зрительно-моторных тестов, и влияние на них свойств темперамента
      • 3. 2. 3. Взаимосвязь характеристик зрительно-моторных тестов с результатами нейрофизиологического исследования

Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы все больше внимания уделяется синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [27, 40, 113, 59]. Для нашей страны данный диагноз является достаточно новым, и появился он в связи с вводом в действие Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра. Ранее детей с этим синдромом относили к одной из двух малодифференцированных рубрик пограничной психопатологиизадержка психического развития (ЗПР) или минимальная мозговая дисфункция (ММД) [61, 82, 156]. В западных странах и, особенно в США, проблемой СДВГ занимаются давно, и на феноменологическом уровне данный синдром является достаточно хорошо изученным и описанным [168, 173, 181, 183]. Но причины СДВГ и нейродинамические механизмы данного расстройства, как и других сходных с ним состояний остаются до конца не выясненными [61, 78, 158,].

По данным отечественных и зарубежных исследователей распространенность СДВГ среди младших школьников равняется 4−5% от общего количества детей, то есть 1−2 человека в каждом классе общеобразовательной школы [60, 82, 168, 181].

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, страдает школьная успеваемость. Вследствие чего им часто выставляется диагноз ЗПР, в связи с чем, дети с СДВГ имеющие нормальный и даже высокий коэффициент интеллекта (IQ), оказываются в классах коррекции. Не смотря на то, что при создании соответствующих условий, например, при индивидуальном обучении, они способны показывать высокую академическую успеваемость в отличие от детей с ЗПР [82, 156].

Патопсихологические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе низкой школьной успеваемости при вышеуказанных состояниях различны. Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные отвлекаемость и слабость волевого контроля, не смотря на сохранный интеллект, не позволяют детям с СДВГ учиться наравне со сверстниками [69, 104]. У детей же с ЗПР, в частности церебрально-органического генеза, которые составляют основной контингент классов коррекции, страдают не только предпосылки интеллектуальной деятельности (оперативная память, внимание, регуляция произвольной деятельности), но в той или иной мере и непосредственно мыслительные функции (аналитико-синтетические, способность к обобщению, абстрагированию) [29, 99].

Учитывая сложность дифференциальной диагностики пограничных психических состояний из-за схожести симптоматики и широкую распространенность СДВГ, проблема нахождения объективных психофизиологических критериев для диагностики данного расстройства является весьма актуальной.

Характеристики сенсомоторных реакций являются отражением многих психофизиологических процессов. Сенсомоторные тесты широко используются для оценки психофизиологических и нейрофизиологических параметров функционирования головного мозга. Многие отечественные и зарубежные ученые используют сенсомоторные тесты для изучения когнитивных процессов [68, 224]. Так неоднократно была показана связь между интеллектуальными способностями и скоростью зрительно-моторных реакций [63, 68, 102]. На наш взгляд исследование характеристик зрительно-моторных реакций, а также их взаимосвязи с особенностями темперамента и данными нейрофизиологических исследований функционального состояния головного мозга у младших школьников поможет в выявлении психофизиологических механизмов формирования данного синдрома, а также нахождении критериев, необходимых для более объективной диагностики СДВГ.

Цель и задачи исследования

Цель работы — определить психофизиологические особенности сенсомоторных свойств центральной нервной системы у детей 7−10 лет при синдроме дефицита внимания с гиперактивностыо.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить изменения психофизиологических характеристик зрительно-моторных реакций (простых и дифференцировочных) у детей от 7 до 10 лет, родившихся и проживающих на Архангельском Севере.

2. Выявить психофизиологические особенности зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

3. Выяснить зависимость характеристик зрительно-моторных реакций от уровня постоянных потенциалов лобных долей головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностыо.

4. Установить соотношение типов темперамента и выяснить психоэмоциональное состояние у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Положения, выносимые па защиту. 1. В возрастной период от 7 до 10 лет у детей возрастает устойчивость внимания и скорость зрительно-моторных реакций, зависящая от степени экстравертированности ребенка. У девочек более выражено улучшение показателей когнитивной деятельности, концентрации внимания и эмоциональной регуляции, у мальчиков — сенсомоторных свойств центральной нервной системы. У детей-северян характеристики зрительно-моторных реакций свидетельствуют об отставании в возрастной динамике зрительно-моторных реакций, что может свидетельствовать о некотором отставании в психофизиологическом развитии у детей, проживающих в условиях Архангельского Севера. 2. Показатели зрительно-моторных реакций при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о снижении концентрации внимания и контроля над произвольностью деятельности. При этом показатели, характеризующие сенсомоторные свойства центральной нервной системы и собственно когнитивную деятельность головного мозга у детей с СДВГ, не отличаются от таковых у детей без синдрома. 3. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают черты холерического типа темперамента, у подавляющего большинства детей с данным синдромом выявляется высокое психоэмоциональное напряжение.

Научная новизна исследования. Впервые в условиях Европейского Севера России проведено исследование зрительно-моторных реакций у детей младшего школьного возраста при СДВГ. Выявлены характерные особенности выполнения зрительно-моторных тестов младшими школьниками-северянами.

Установлены параметры зрительно-моторных реакций, специфичные для когнитивной деятельности у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Получены новые данные о взаимосвязи характеристик зрительно-моторных тестов с результатами нейрофизиологического исследования распределения постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования, полученные при анализе зрительно-моторных реакций у младших школьников, расширяют представление об особенностях функционирования головного мозга детей в условиях проживания на Европейском Севере России. Они могут быть использованы для оценки адаптационных возможностей организма детей-северян, а также готовности их центральной нервной системы для начала систематического обучения в школе и прогнозирования возможных отклонений в состоянии нервно-психического здоровья.

Результаты исследования зрительно-моторных реакций у младших школьников при СДВГ необходимо использовать в комплексной диагностике и при разработке и оценке эффективности лечебно-коррекционных мероприятий.

Результаты исследования используются в учебном процессе при преподавании нейрофизиологии и психопатологии на кафедре физиологии и патологии развития человека (акт внедрения от 05.10.2002 г.), а также в комплексной диагностике СДВГ и при оценке эффективности лечебно-коррекционных мероприятий в научно-образовательном центре «Содействие» (акт внедрения от 12.10.2004 г.).

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с планом НИР в рамках приоритетного направления научных исследований Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Дети Севера: здоровье, рост и развитие», комплексной программы исследований СЗО РАО «Образование Северо-Запада: традиции и современность», при поддержке регионального гранта РГНФ № 03−06−0048 а/С и Минобразования РФ по научной программе «Университеты России» № УР 11.01.030, 20 042 005гг.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета (Архангельск, 2002, 2003, 2004) — на заседании проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Архангельск, 2004) — конференции с международным участием «Экология 2003» (Архангельск, 2003) — всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, 2003) — Международном Конгрессе «Формирование здоровьесберегающей среды развития, обучения, воспитания и информатизации детей, подростков и молодежи» (Москва, 2004) — международной юбилейной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2004).

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе учебное пособие для студентов факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Рекомендации по оценке зрительно-моторных реакций у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 136 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 22 рисунками. Библиография включает 157 отечественных и 108 зарубежных публикаций.

выводы.

1. У мальчиков от 7 — 8 к 9−10 годам в большей степени улучшаются показатели сенсомоторных свойств центральной нервной системы, в то время как у девочек преобладает улучшение показателей характеризующих когнитивную деятельность головного мозга, концентрацию внимания. Показатели, характеризующие устойчивость внимания во времени достоверно лучше у возрастной группы 9−10 лет, не зависимо от пола.

2. Показатели, характеризующие эмоциональную регуляцию у девочек от 7 — 8 лет к 9 — 10 годам улучшаются, в то время как у мальчиков улучшения от 7 — 8 к 9 — 10 годам нет. Степень экстравертированности ребенка положительно влияет на скорость выполнения сенсомоторных тестов, без ущерба качеству выполнения тестов.

3. У детей-северян 7−8 лет снижен контроль над произвольностью деятельности, а также у них нет достоверного уменьшения времени простой сенсомоторной реакции от 7−8 к 9−10 годам, что может свидетельствовать о некотором отставании в психофизиологическом развитии.

4. Показатели зрительно-моторных реакций при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о снижении концентрации внимания и контроля над произвольностью деятельности. При этом показатели, характеризующие сенсомоторные свойства центральной нервной системы и собственно когнитивную деятельность головного мозга у детей при СДВГ, не отличаются от таковых у детей без синдрома.

5. У детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью со снижением уровня постоянного потенциала лобных долей головного мозга показатели точности выполнения зрительно-моторных тестов достоверно хуже, чем у детей при СДВГ без снижения уровня постоянного потенциала данных долей головного мозга.

6. В группе детей при СДВГ преобладают лица с холерическим типом темперамента, в то время как в группе детей без данного синдрома наибольшее количество представляют дети с сангвиническим типом темперамента.

7. Высокие баллы по шкале «Нейротизм» теста Айзенка у большинства детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут свидетельствовать о повышенном уровне тревожности и эмоциональном напряжении у этих детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Данные зрительно-моторных тестов рекомендуется использовать для комплексной оценки функционального состояния детей-северян на этапе адаптации к образовательной среде.

2. Тесты на зрительно-моторные реакции могут быть использованы в комплексной диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и при оценке эффективности лечебно-коррекционных мероприятий у детей при данном синдроме, а также для дифференциальной диагностики СДВГ и задержки психического развития резидуально-органического генеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Человек в условиях Севера / Н. А. Агаджанян, П. Г. Петрова. М.: КРУКК, 1996.- 208 с.
  2. О.С. О теоретических аспектах онтогенеза мозга / О. С. Адрианов // Физиологич. журн. СССР. -1987. Т. 73., № 2. — С. 184 189.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопр. психол. -1995.-№ 1.-С. 111−131.
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1993. — 325с.
  5. В.В. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя. /В.В. Алферова, Д. А. Фарбер // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — С. 45−64.
  6. И.О. Возрастная динамика центральной организации тонких движений рук в младшем школьном возрасте / И. О. Анисимова, Д. А. Фарбер // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. -СПб., 1999.-С. 145−148.
  7. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 198с.
  8. Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение психиат. мед. психол. им. В. М. Бехтерева.- СПб., 1993. № 3. — С.74−90.
  9. В.А. Системная организация и развитие психики / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2003. — Т.24, № 1 — С. 2946.
  10. Ю.Баттерворт Д. Принципы психологии развития / Д. Баттерворт, М. Харрис. М.: Когито-центр, 2000. — 350с.
  11. А.С. Высшие интегративные системы мозга / А. С. Батуев. Л.: Наука, 1981. -253 с.
  12. А.С. Корково-подкорковое обеспечение моторных программ и их реализация / А. С. Батуев // XV съезд Всесоюзного физиол. общ-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Т.1. — Л.: Наука, 1987. -С. 122−123.
  13. А.С. От физиологической теории к психологическим фактам / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Журнал высшей нервной деятельности, 2003. Т. 53, № 3.-С. 329−340.
  14. А.С. Эволюция лобных долей и интегративная деятельность мозга/А.С. Батуев. Л.: Наука, 1973. — 126с.
  15. М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщ. I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям / М. М. Безруких // Физиология человека. -1997. -Т. 23,№ 6. С.31−39.
  16. С.А. Диагностика школьной дезадаптации / С. А. Беличева // Социальное здоровье России. М., 1995. — 126с.
  17. Е.Д. Система оценки нейропсихологических и неврологических нарушений у детей с минимальными мозговыми дисфункциями с учетом данных компьютерной томографии головного мозга: Дис.. к-та. мед. наук. / Е. Д. Белоусова М., 1994.- 156 с.
  18. Н.А. Физиология движений и активности /Н.А. Бернштейн. -М.: Наука, 1990.- 496с.
  19. Т.Г. Исследование механизмов классификации изображений у детей с различным стилем когнитивной деятельности / Т. Г. Бетелева, Н. Е. Петренко // Физиология человека. 2004. — Т.30, № 1 — С. 38−46.
  20. Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга / Т. Г. Бетелева // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука, — 1990. -С. 65−86.
  21. Т.Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т. Г. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. М.: Наука, 1977. — 175с.
  22. Т.Г. Участие проекционной и непроекционной областей коры в сенсорном анализе у детей 3−10 лет / Т. Г. Бетелева // Физиология человека. -1980. -Т.6, № 5. С. 776−783.
  23. Е.В. Восприятие сенсорных стимулов у детей 7−8 лет в зависимости от степени их эмоциональности / Е. В. Богина // Новые исслед. по возраст, физиологии. 1980. — № 1. — С. 12−16.
  24. И.В. Электрофизиологический анализ зрительной перцептивной памяти. Сообщ. 2. Отражение способа опознания по эталону в параметрах волны РЗ / И. В. Богомолова, Д. А. Фарбер // Физиология человека. -1996. Т. 22, № 1. — С. 40−45.
  25. Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М.: Медицина, 1964. -440с.
  26. И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Медпрактика. 2002. — 128 с.
  27. И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 96с.
  28. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999 г. — 518с.
  29. А.О. Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак, Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. — 416 с.
  30. Л.И. Методы нейропсихологической диагностики / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. Л. Меерсон. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.
  31. В.И. Потенциалы, связанные с событиями в условиях подготовки и выполнения сенсомоторной деятельности / В. И. Ветошева, А. С. Батуев // Психол. журн. 1995. — Т. 16, № 3. — С. 126−132.
  32. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. М.: Советское радио, 1968. — 326 с.
  33. Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956. -С.389−425.
  34. С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции. -М.: Медгиз, 1958. 148 с.
  35. И.Л. Развитие произвольной регуляции познавательной активности мальчиков и девочек / И. Л. Гольдфельд, С. Г. Геллерштейн // Экология образования: актуальные проблемы. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 1999. — С. 315−317.
  36. Н.Л. Нейробиологические причины школьной дезадаптации / Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якулова, Л. Ф. Кожушко, Э. Г. Симерницкая // Физиология человека. -1991. -Т. 17, № 5. С. 72−80.
  37. Н.Л. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности / Н. Л. Горбачевская, Н. Н. Заваденко, Л. П. Якупова и др. // Физиология человека.- 1996. Т.22, № 5. — С. 49−55.
  38. А.В. Динамика показателей кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера: Автореф. дис.. д-ра мед. Наук / А. В. Грибанов. Архангельск, 1991. — 38 с.
  39. А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Руководство практического психолога и социального педагога / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин. М., Академический проект, 2004. — 176 с.
  40. Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями (часть 1) / Л. П. Григорьева // Дефектология. 2002. — № 1. — С. 3−14.
  41. Л.П. Развитие зрительного внимания, развитие восприятия у ребенка / Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. -М.: Школа-Пресс, 2001. С. 18−20.
  42. Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е. В. Гублер, А. А. Генкин Л.: Медицина, 1973.— 138 с.
  43. Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии / Н. И. Гуткина // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С.17−26.
  44. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192с.
  45. Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова -М.: Аспект Пресс, 1999.- 373с.
  46. Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов -М.: Тривола, 1995. -352с.
  47. Н.В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании / Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачинская, Ю. В. Кулаковский // Журн. высш. нервн. деят.- 1997. Т.47., Вып.2. — С. 19−26.
  48. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование / Н. В. Дубровинская Л.: Наука, 1985. -144 с.
  49. Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144с.
  50. Н.В. Регуляторные системы мозга и организация произвольного внимания: возрастной аспект / Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачинская // XXX Всерос. совещание по проблемам высшей нервной деятельности, — СПб., 2000.- С. 198−199.
  51. Н.В. Формирование нейрофизиологических механизмов внимания в онтогенезе: Автореф. дис.. д-ра биол. Наук / Н. В. Дубровинская М., 1982. — 52с.
  52. Н.В. Формирование механизмов внимания в онтогенезе / Н. В. Дубровинская, Е. И. Савченко // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.- Л.: Наука, 1990.- С. 87−100.
  53. Н.В. Эмоции и их роль в организации когнитивных процессов на разных этапах онтогенеза / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 3. — С. 16−26.
  54. Р.А. Корковый контроль неспецифических систем мозга / Р. А. Дуринян. М.: Медицина, 1975. — 203с.
  55. С.Н. Особенности психомоторных реакций межполушарных отношений мозга на этапах временной адаптации / С. Н. Ежов, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. 2004. — Т. ЗО, № 2 — С. 53−57.
  56. С.Н. Время сенсомоторной реакции в современных психофизических исследованиях / С. Н. Ендриховский, А. М. Шамшинова, Е. Н. Соколов, Л. И. Нестерюк // Сенсорные системы. 1996. — Т. 10, № 2. -С. 13−29.
  57. В.А. Психопатология. Часть I. Симптоматология: Учеб. Пособие / В. А. Жмуров Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1994. — 240с.
  58. Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко М.: Школа-Пресс, 2000. — 112с.
  59. Н.Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике / Н. Н. Заваденко // Неврологический журнал. 1998. — Т. З, № 6. — С. «13−17.
  60. Н.Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей: разработка принципов систематизации / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин, НЛО. Суворинова, и др. М.: РКИ Северопресс, 2001. — 145с.
  61. А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. -1999. Т. 25, № 6. — С. 34−37.
  62. А.В. Половозрастная динамика зрительно-моторных реакций. Компонентный анализ времени реакции: Дис.. канд. биол. наук / А. В. Зайцев. Архангельск. — 2000. — 157с.
  63. Н.В. Особенности произвольной регуляции зрительно-моторных реакций у 6 и 7-летних детей / Н. В. Звягина, Т. С. Колосова, Л. В. Морозова // Экология образования: актуальные проблемы. -Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 1999. С. 49−51.
  64. A.M. Информационные процессы мозга и психическая деятельность / A.M. Иваницкий, В. Б. Стрелец, И. А. Корсаков. М.: Наука, 1984. -200с.
  65. A.M. Рефлексы головного мозга человека: от стимула к опознанию и от решения к действию / A.M. Иваницкий // Журн. высш. нервн. деят. -1990. Т. 40, вып. 5. — С. 835−841.
  66. Игумен Феофан (Крюков В.И.). Модель внимания и памяти, основанная на принципе доминанты и компараторной функции гиппокампа / Игумен Феофан (В.И. Крюков) // Журнал высшей нервной деятельности, 2004. -Т.54, № 1 С. 11−31.
  67. Е.П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003.-384с.
  68. Е.В. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников / Е. В. Касатикова, Н. П. Ларионов, И. П. Брязгунов // Педиатрия. 1999. — № 5. — С.73−76.
  69. С.Ю. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста / С. Ю. Киселев, А. В. Гизуллина, В.А. Сурнина//Жур. высш. нерв. деят. 1996. — Т.46, вып. 1. — С. 188−189.
  70. В.В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1995.-560с.
  71. В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки / В. А. Кольцова // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — С. 6−18.
  72. Э.А. Влияние установки на когнитивную деятельность человека / Э. А. Костандов, Е. А. Черемушкин, И. А. Яковенко, Т. А. Воробьева //Журн. высш. нерв. деят. 1996. — Т. 46, №. 1. — С. 3−10.
  73. Э.А. Когнитивная установка и некоторые вопросы нервной деятельности человека / Э. А. Костандов // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. -1999. -Т. 85, № 9−10. С. 1230−1243.
  74. Э.А., Регулирующая роль установки в восприятии словесной информации / Э. А. Костандов // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 2. -С. 5−11.
  75. Э.А. Условнорефлекторное переключение и когнитивная установка / Э. А. Костандов // Журнал высшей нервной деятельности. -2003. Т.53, № 3. — С. 268−278.
  76. Э.А. Формирование установки на основе иллюзорных представлений и при восприятии конкретных зрительных стимулов / Э. А. Костандов // Физиология человека. 1999. — Т. 25, № 1. — С. 5−14.
  77. А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева М.: НИИ семьи, 1997. — 62 с.
  78. О.В. Компоненты подавления движения в вызванных потенциалах головного мозга подростков / О. В. Кропотова, В. А. Пономарев, В. Б. Нечаев и др. // Физиология человека. -1998. -Т. 24, № 2 С. 23−32.
  79. В.Р. Дефицит внимания с гиперактивностыо у детей России / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова М.: «Рарог», 1997. — 200с.
  80. А.Н. О нейробиологических основах восприятия и памяти / А. Н. Лебедев // Психол. журн. -1992. -Т. 13, № 2. -С. 30−41.
  81. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-574 с.
  82. И.П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман // Физиология человека. 1994. — Т.20, № 5. — С.34−45.
  83. Лупандин В. И Асимметрия распределения времени простой сенсомоторной реакции / В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. -1988. -Т. 14, № 4. с. 700−702
  84. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.- 3-е изд / А. Р. Лурия.- М.: Академический Проект, 2000. -512с.
  85. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия.- М.: «Академия», 2002.- 384с.
  86. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. М.: Педагогика, 1979. — 96с.
  87. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: Дис.. д-ра мед. Наук /
  88. B.И.Макарова Архангельск, 1995.- 266с.
  89. И.Ф. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования / И. Ф. Марковская // Дети с нарушениями развития (хрестоматия). М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 186−193.
  90. Т.М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев.- М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2001.- 400с.
  91. Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения / Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека, — 1997.- Т.23, № 5.1. C.5−11.
  92. Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. — Т.53, № 2. — С. 133−150.
  93. Р.И. Функциональная организация полушарий мозга при направленном внимании у детей 7−8 лет / Р. И. Мачинская, Н. В. Дубровинская // Журн. высш. нерв. деят. 1996. — Т.46, № 3. — С. 437 446.
  94. Р.И. Функциональная организация правого и левого полушарий мозга человека при направленном внимании / Р. И. Мачинская, Н. О. Мачинский, Е. И. Дерюгина // Физиология человека.- 1992. Т. 18, № 6.- С. 77−85.
  95. С.В. Опыт применения парадигмы Стернберга при изучении когнитивных зрительных функций у человека / С. В. Медведев, Н. П. Бехтерева, В. А. Воробьев, и др. // Журн. высш. нервн. деят. -1994. -Т. 44, вып. 2.-С. 211−221.
  96. И.Ф. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии / И. Ф. Мягков, С. Н. Боков.- М.: Изд-во «Логос», 1999.-232с.
  97. Р. Внимание и функции мозга / Р. Наатанен. М.: Изд-во МГУ, 1998.- 559с.
  98. А.Н. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учеб. Пособие / А. Н. Наследов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.-100с.
  99. В.В. Психомоторика / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2004. -104 с.
  100. Л.А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды по данным электрофизиологических исследований / Л. А. Новикова, Д. А. Фарбер // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С.491−503.
  101. О.Р. Организация раннего выявления детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностыо среди школьников г. Нефтеюганска / О. Р. Ноговицына, А. Н. Дурыгин, Т. П. Белоконь // Мат-лы IX съезда педиатров России. М, 2001. — С.423−424.
  102. А.Е. Проявление закона силы в условиях, сопоставимых и не сопоставимых с условиями работы операторов / А. Е. Олыпанникова // Вопросы психологии. 1962. — № 5. — С.25−27.
  103. Е.В. Возрастные особенности потенциала готовности при выполнении простого произвольного движения / Е. В. Орехова, С. Б. Малых // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 4. — С. 21−27.
  104. О.В. О значении вероятности раздражителей в формировании двигательного стереотипа / О. В. Осипова // Материалы науч. конф-и «Кибернетика и спорт». М., 1965. — С. 17.
  105. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. М.- Л., 1927. -371с.
  106. Л.И. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова // Физиология человека. -1993. -Т. 19, № 4. -С. 5−13
  107. Л.И. О нейрофизиологических механизмах нарушения внимания у детей с трудностями обучения / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова, Н. А. Рябчикова // Журн. высш. нервной деятельности. 1990. — № 1. -С.37−43.
  108. С.М. Время простой двигательной реакции и периферическая тугоухость / С. М. Петров // Физиология человека.-1993. Т. 19, № 4. — С. 173−175.
  109. А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6−8 лет: Дис.. канд. мед. наук / А. Г. Платонова.- М., 1996.144 с.
  110. Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: Дис.. канд. мед. наук / Д. Н. Подоплекин. Архангельск, 2003. — 121с.
  111. Н.В. Церебральная дисфункция у лиц с повышенным риском развития болезни Альцгеймера / Н. В. Пономарева, В. Ф. Фокин, Н.Д. Селезнева// Вестник РАМН.- 1999.- № 1.- С. 16−20.
  112. В.М. Электрофизиологическое исследование мотивации выбора у человека / В. М. Русалов, М. Н. Русалова, Е. В. Стрельникова // Успехи физиологических наук. 2002. — Т. ЗЗ, № 2. — С. 68−82.
  113. М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / М. М. Семаго. М.: Аркти, 1999. — 133с.
  114. JI.K. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе / JI.K. Семенова, В. А. Васильева, Т. А. Цехмистренко // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. J1.: Наука, 1990. — С. 8−44.
  115. JI.K. Структурно-функциональная организация центральной нервной системы подростков / JI.K. Семенова, Д. А. Фарбер, В. В. Алферова, Н. В. Дубровинская // Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988. — С. 6−35.
  116. Е.А. Современное исследование когнитивных процессов / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. 2002. — Т.23, № 2. — С. 19−35.
  117. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -350с.
  118. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во МГУ, 1995.- С. 154−160.
  119. А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы / А. А. Скоромец. Л.: Медицина, 1989. — 318с.
  120. Ю.Г. Возрастная динамика некоторых физиологических функций у жителей Севера / Ю. Г. Солонин // Физиология человека. -1998. -Т. 24, № 1.-С. 98−103.
  121. P.JI. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. М.: Тривола, 1996. — 600с.
  122. А.Э. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 118−122.
  123. .Ф. Функциональное сопряжение механизмов селекции значимых сигналов и обусловленных ими моторных реакций / Б. Ф. Толкунов //Журн. высш. нервн. деят. -1992. -Т. 42, вып. 5. -С.864−875.
  124. Т.А. Врачебный контроль в фехтовании / Т. А. Третилова. -М.: Медицина, 1960. 125с.
  125. Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности / Е. В. Трифонов. СПб.: Полиграфическое предприятие № 3, 1996. — 316с.
  126. В.М. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. М. Трошин, А. М. Радаев, О. В. Халецкая, Г. М. Радаева // Педиатрия.- 1994.- № 2.- С.72−75.
  127. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1958. — 207с.
  128. А.А. Доминанта / А. А. Ухтомский.- М.: Наука, 1966. 273с.
  129. Д.А. Взаимодействие восприятия и внимания на разных этапах индивидуального развития / Д. А. Фарбер, Т. Н. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Е. И. Савченко // Журн. высш. нервн. деят. -1990. Т. 40, вып. 5. — С. 860−871.
  130. Д.А. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития. Сенситивные и критические периоды / Д. А. Фарбер // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. Коллективная монография. СПб., 1999. — С. 117−121.
  131. Д.А. Значение эмоциональной активации в восприятии сенсорного стимула у дошкольников /Д.А. Фарбер,
  132. Е.В.Богина // Новые исслед. по возраст, физиологии, — 1978. № 1. — С. 1620.
  133. Д.А. Системная организация интегративной деятельности в онтогенезе ребенка / Д. А. Фарбер // Физиология человека. -1979. Т.5, № 3. -С. 516−526.
  134. Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности / Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. — С 17−27.
  135. Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева,
  136. A.С. Горев, и др. // Физиология развития ребенка.- М.: РАО, 2000. С.82−103.
  137. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990.- 64с.
  138. В.Ф. Способ оценки энергетического потенциала головного мозга / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева. Патент РФ на изобретение № 2 135 077.- 1999.
  139. В.Ф. Интенсивность церебрального энергетического обмена: возможности его оценки электрофизиологическим методом / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева // Вестник РАМН. 2001. — № 8. — С.38−43.
  140. Е.Д. Хрестоматия по нейропсихологии / Е. Д. Хомская, — М.: Российское психологическое общество, 1999. 526с.
  141. В.А. Диагностика детского развития. Методы исследования /
  142. B.А. Худик. К.: Освгга, 1992. — 220с.
  143. Р. Время реакции человека / Р. Цвошоль // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. — Вып. 1−2. — С.314−375.
  144. Т.А. Структурная перестройка лобной области коры головного мозга у детей и подростков от 8 до 16 лет / Т. А. Цехмистренко //
  145. Новые исследования по возрастной физиологии. -1987. № 2 (29). — С. 6265.
  146. Т.А. Структурные преобразования коры большого мозга и мозжечка человека в постнатальном онтогенезе / Т. А. Цехмистренко, В. А. Васильева, Н. С. Шумейко // Физиология развития ребенка. М.: РАО, 2000. — С.60−81.
  147. В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В. И. Циркин, С. И. Трухина. М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001.- 524с.
  148. В. Компендиум психодиагностических методов / В. Черны, Т. Колларик. Братислава, 1988. — 327с.
  149. Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) / Н. И. Чуприкова // Вопр. психол. -1995.- № 4.-С. 65−81.
  150. Н.И. О стабилизации времени реакции при большом числе хранящихся в памяти эталонов / Н. И. Чуприкова // Вопр. психол. 1971. -№ 1.- С. 50−62.
  151. Н.И. Предпусковая интеграция в опытах с измерением времени реакции человека Н.И. Чуприкова // Системный анализ механизмов поведения. -М.: Наука, 1979. С. 42−56.
  152. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1997. — 479с.
  153. Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников / Н. И. Чуприкова, Т.А.Ратанова//Вопр. психол. -1995. № 3. — С. 104−114.
  154. А. А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А. А. Чуркин, А. Н. Мартюшов. М.: Изд-во «Триада-Х», 2000.- 232с.
  155. Р. Психиатрия / Р. Шейдер. Пер. с англ. М.: Практика, 1998. -485с.
  156. B.C. Об особенностях саморегуляции времени простой двигательной реакции / B.C. Юркевич // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. IX. М.: Педагогика, 1977. — С. 186−198.
  157. JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций / Л. А. Ясюкова. СПб.: Иматон, 1997. — 72с.
  158. Н.Н. Когнитивные и эмоционально-аффективные нарушения при дисциркуляторной энцефалопатии / Н. Н. Яхно, В. В. Захаров // РМЖ.-2002. Т.10, № 12−13. — С. 37−45.
  159. AACAP Official Action. Practice Parameters for the Assessment and Treatment of Children, Adolescents, and Adults With Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder // J. AM. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 36:10. -1997. P. 85S-120S.
  160. Ackerman P.T. EEG power spectra of children with dyslexia, slow leaners and normally reading children with ADD during verbal processing / P.T. Ackerman, R.A. Dykman, D.M. Oglesby, J.E. Newton // J. Learn. Disabil. -1994. Vol.27, № 10. — P.619−630.
  161. American Psychiatric Association. Diagnostic & Statistical Manual of Mental disorders (DSM-IV). 4-th ed. Washington, D.C., АРА, 1994.
  162. Arrington C.M. Neural Mechanisms of Visual Attention: Object-Based Selection of a Region in Space / С. M. Arrington, Т. H. Carr // J.Cogn. Neurosci. 2000. — P. 106 — 117.
  163. Aylward E.H. Basal ganglia volumes in children with attention-deficit hyperactivity disorder / E.H. Aylward, A.L. Reiss, M.J. Reader at all // J. Child Neurology.- 1996.- № 11.- P. 112−115.
  164. Bailey V. Cognitive-behavioural therapies for children and adolescents / V. Bailey // Advan. Psychiatr. Treat. 2000. — 7. — P. 224−232.
  165. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder / R.A. Barkley. New York, London: The Guilford Press. — 1998. — 628 p.
  166. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A clinical workbook / R.A. Barkley, K.R. Murphy. New York, London: The Guilford Press, 1998.133 p.
  167. Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustained attention and executive functions: constructing a unifying theory of attention deficit hyperactivity disorder / R.A. Barkley //Psychopharm. Bull. 1997. — Vol. l21,№l. — P.65−94.
  168. Barkley R.A. The Inattentive Type of ADHD As a Distinct Disorder: What Remains To Be Done / R.A. Barkley // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. — V8, No. 4. — P. 125−134.
  169. Barr C.L. Linkage study of two polymorphisms at the dopamine D3 receptor gene and attention-deficit hyperactivity disorder / C.L. Barr // Am. J. Med. Genet 2000.-Vol. 96,№ 1. — P. l 14−117.
  170. Baumgaertel A. Comparison of diagnostic criteria for attention deficit disorders in a German elementary school sample / A. Baumgaertel, M.L. Wolraich, M. Dietrich // J. Amer. Acad. Child Adolest. Psychiatry.- 1995.-Vol.34, No. 5. P. 629−638.
  171. Benton A. Prefrontal injury and behavior in children / A. Benton // Developmental neuropsychology.- 1991.-No. 7. P.275−282.
  172. Bhagwagar Z. Bipolar-spectrum disorders: an epidemic unseen, invisible orfunreal? / Z. Bhagwagar, G.M. Goodwin // Advan. Psychiatr. Treat. 2004, N 10.-P. 1−3.
  173. Biederman J. A prospective four-year follow-up study of attention deficit hyperactivity and related disorders / J. Biederman, S.V. Faraone, S. Milberger, at all. // Arch. Gen. Psychiatry. 1996. — Vol.53. — P.437−446.
  174. Biederman J. Comorbidity of diagnosis in attention-deficit disorder / J.Biederman., S.V. Faraone, K. Lapey // Attention-Deficit Hyperactivity Disorder. Edited by Weiss G.- Philadelphia, PA: WB Saunders, 1991.- P.335−360.
  175. Biederman J. Genetics of Disorders. ADHD / J. Biederman, J. S. Thomas // J. AM. Acad. Child adolesc. Psychiatry. 2000. — 39:10. — P. 1330−1332.
  176. Biederman J. Patterns of Psychiatric Comorbidity, Cognition, and Psychosocial Functioning in Adults With Attention Deficit Hyperactivity Disorders / J. Biederman // Am J. Psychiatry. 1993. — 150:12. — P. 1792−1798.
  177. Bogas S.M. An Integrative Treatment Model for Children’s Intentional and Learning Problems / S.M. Bogas // Family Systems Medicine. 1993. — Vol. 11, No. 4.-P. 385−395.
  178. Brand N. Brief Report: Cognitive Functioning in Children With Tourette’s Syndrome With and Without Comorbid ADHD / N. Brand, G. Rinie // Journal of Pediatric Psychology. 1997. — Vol 22. — P. 389−398.
  179. Brown Т.Е. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults / Т.Е. Brown. Washington, ВС- London, England: American Psychiatric Press, Inc. — 2000.- 671 p.
  180. Brown Т.Е. Manual for the Brown Attention Deficit Disorder Scales / Т.Е. Brown.- San Antonio, TX: The Psych. Corporation. 2001.- 64 p.
  181. Bunge S. A. Prefrontal regions involved in keeping information in and out of mind / S. A Bunge, K.N. Ochsner // Brain. 2001. — 124(10). — P.2074 — 2086.
  182. Cantwell D.P. Attention deficit disorder in adolescent / D.P. Cantwell // Clinical Psychology Review.- 1986.- Vol.6.- P.237−247.
  183. Cantwell D.P. Attention deficit disorder: a review of the past 10 years / D.P. Cantwell // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry.- 1996.- Vol.35, No. 8. -P.978−987.
  184. Castellanos F.X. Cerebrospinal homovanilic acid predicts behavioral response to stimulants in 45 boys with attention deficit hyperactivity disorder / F.X. Castellanos, J. Elia, M.J.P. Kruesi, at all // Neuropsychopharmacology.-1996.-Vol.14.-P.125−127.
  185. Castellanos F.X. Toward a pathophysiology of attention deficit/hyperactivity disorder / F.X. Castellanos // Clinical Pediatrics.- 1997.-Vol.36, No. 7.- P.381−393.
  186. Coghill D. Current issues in child and adolescent psychopharmacology. Part 1: Attention-deficit hyperactivity and affective disorders / D. Coghill // Advan. Psychiatr. Treat. 2003, No. 9. — P.86 — 94.
  187. Coghill D. Current issues in child and adolescent psychopharmacology. Part 2: Anxiety and obsessive-compulsive disorders, autism, Tourette’s and schizophrenia / D. Coghill // Advan. Psychiatr. Treat. 2003, No. 9. — P.289 -299.
  188. Cohen M.L. Parent, Teacher, Child: A trilateral approach to attention deficit disorder / M.L. Cohen // Am. J. Dis. Child.- 1989.- Vol.143, No. 10.-P.1229−1233.
  189. Comings D.E. Association of the androgen receptor gene (AR) with ADHD and conduct disorder / D.E. Comings, C. Chen, S. Wu, D. Muhleman // Neuroreport.- 1999. Vol.10. — P.1589−1592.
  190. Conners C.K. Rating scales for use in drug studies with children / C.K.Conners // Psychopharm. Bull, (special edition). 1973. — P. 24−84.
  191. Cooper P. Biology, behavior and education: ADHD and the bio-psycho-social perspective / P. Cooper // Educational and Child Psychology. 1997. -Vol. 14(1).-P. 31−38.
  192. Courchesne E. Neurophysiological correlates of cognitive development: changes in long-latency event related potentials from childhood to adulthood / E. Courchesne // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1978. -V.45.- P.468−482.
  193. Danforth J.S. Observations of parent-child interactions with hyperactive children: Research and clinical implications / J.S. Danforth., R.A. Barkley, T.T. Stokes // Clinical Psychology Review.- 1991.- No. 11. P.703−727.
  194. Deborah L. H. Does the representation of time depend on the cerebellum?: Effect of cerebellar stroke / L.H. Deborah at all. // Brain. 2004. — 127 — P. 561−574.
  195. Dennis M. Neurobiology of perceptual and motor timing in children with spina bifida in relation to cerebellar volume / M. Dennis, at all. // Brain. 2004. -127.-P. 1292−1301.
  196. Dubrovinskaya N.K. Development of Attention Mechanisms / N.K.Dubrovinskaya, D. Farber, Njiokiktjien // Developing Brain and Cognition. Amsterdam: SuyiPubl., 1993. — P.87−89.
  197. Faraone S.V. Genetic influences on attention deficit hyperactivity disorder / S.V. Faraone, A.E. Doyle // Curr. Psychiatry Rep.-2000.-No. 2.-P. 143−146.
  198. Faraone S.V. Neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder / S.V. Faraone, J. Biederman // Biol. Psychiatry. 1998. — Vol.48. — P.951−958.
  199. Finkel M.F. The evolution of the attention-deficit/hyperactivity disorder across the human life span / M.F. Finkel, K. Michelsson, S. Stanman // The many faces of attention deficithyperactivity disorder. Helsinki: ActaGyllenbergiana II, 2001.- P.93−102.
  200. Fox N. Electrophysiological indices of frontal lobe development: Relation to cognitive and affective behavior in human infants over the first year of life / N. Fox, M. Bell // Ann. N. Y. Acad. Sci.- 1990.-Vol.608.- P.677−698.
  201. Gaub M. Gender differences in ADHD: a meta-analysis and critical review / M. Gaub, C.L. Carlson // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry.- 1997.- Vol.36, No. 4. P. 1036−1045.
  202. Gillberg C. Nordisk enighet om DAMP/ADHD. Aktuellt dokument sammanfattar dagens kunskap / C. Gillberg // Lakartidmingen.- 1999.- Vol.96. -P. 3330−3331.
  203. Gittelman R. Diagnosing attention deficit hyperactivity disorder in adolescents / R. Gittelman // Psychopharm. Bull.- 1985.- Vol.21.- P.237−242.
  204. Grabli D. Behavioural disorders induced by external globus pallidus dysfunction in primates: I. Behavioural study / D. Grabli, at all. // Brain. -2004. Vol. l27,No. 9, — P.2039−2054.
  205. Green J. Developmental psychiatry grown up / J. Green // Advan. Psychiatr. Treat. 2004. — 10. — P. 241 — 242.
  206. Heilman K.M. A possible pathophysiological substrate of attention deficit hyperactivity disorder / K. M Heilman, K.K.S. Voeller, S.E. Nadeau // J. Child Neurol.- 1991.-№ 6.- P.74−79.
  207. Hinshaw S.P. Is the Inattentive Type of ADHD a Separate Disorder? / S.P. Hinshaw // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001.- V8, No.4. P 236−245.
  208. Hinshaw S.P. Peer relationship in boys with attention deficit hyperactivity disorder with and without comorbid agression / S.P. Hinshaw, S.M. Nelnick //Developmental Psychopathology.- 1995.- No. 7.-P.627−647.
  209. Hoagwood K. Treatment Services for Children With ADHD: A National Perspective / K. Hoagwood, K. Kelleher // J. AM. Acad. Child adolesc. Psychiatry. 2000. — 39:2. — P. 198−206.
  210. Hyman R.J. Stimulus information as determinant of reaction time // J.Exp. Psychol. -1953. -V. 45. P. 188−196.
  211. Hynd G.W. Attention-deficit hyperactivity disorder and asymmetry of the caudate nucleus / G.W. Hynd, K. L Hern, E.S. Novey, at all. // J. Child Neurol. 1993.- No. 8.- P.339−347.
  212. Jensen P. S. The NIH ADHD Consensus Statement: Win, Lose, or Draw? / P. S. Jensen // J. AM. Acad. Child adolesc. Psychiatry. 2000. — 39:2. -P. 194 197.
  213. Johnson M. Constrains on Cortical Plasticity / M. Johnson // Brain Development and Cognition. Oxford, UK and Cambridge, USA, 1993.-P.703−709.
  214. Jonathan H. Biological, psychological and social processes in the conduct disorders / H. Jonathan // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2002. -43:1.-P. 133−164.
  215. Kadesjo В. Attention deficits and clumsiness in Swedish 7-year-old children / B. Kadesjo, C. Gillberg // Dev. Med. Child. Neurol.- 1998.- Vol.40. P.796−804.
  216. Kawashima R. Functional anatomy of Go/ No-go discrimination and response selection a PET study in man / R. Kawashima, K. Satoh, H. Iton, at all. // Brain Res. — 1996. — V. 728. — P. 79−89.
  217. Kirby N. H. Reaction time and inspection time as measures of intellectual ability / N.H. Kirby., T. Nettelbeck // Pers.andlndiv.Diff. -1989. V. 10, No. 1.- P. 11−14.
  218. Klockars M. The many faces of attention deficit/hyperactivity disorder / M. Klockars // The many faces of attention deficit hyperactivity disorder /Michelsson K., Stenman S.(Eds).- Helsinki: Acta Gyllenbergiana II, 2001.- P. V-VI.
  219. Konishi S. Common inhibitory mechanism in human inferior prefrontal cortex revealed by event-related functional MRI / S. Konishi, K. Nakajima // Brain. 1999.-Vol. 122, No. 5.-P. 981−991.
  220. Konishi S. Transient Activation of Superior Prefrontal Cortex during Inhibition of Cognitive Set / S. Konishi, K. Jimura, T. Asari, and Y. Miyashita // J. Neurosci. 2003. — 23(21). — P. 7776−7782.
  221. Manuzza S. Educational and occupational outcome of hyperactive boys grown up / S. Manuzza, R.G. Klein // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1997.- Vol.36, No. 9. — P. 1222−1227.
  222. Mattes J.A. The role of frontal lobe dysfunction in childhood hyperkinesis / J.A. Mattes // Comprehensive Psychiatry.- 1980.- Vol.21.- P.358−369.
  223. McCracken J.T. A two-part model of stimulant action on attention-deficit hyperactivity disorder in children / J.T. McCracken // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. -1991. No. 3. — P.201 -209.
  224. Michelsson K. Children with Minimal Brain Dysfunctions / K. Michelsson // NMI-Bulletin. Vol. 3, No. 1. — P. 2−15.
  225. Milich R. ADHD Combined Type and ADHD Predominantly Inattentive Type Are Distinct and Unrelated Disorders / R. Milich, A.C. Balentine, D.R. Lynam // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. — V8, No. 4. -P.128−136.
  226. Lahey B.B. Should the Combined and Predominantly Inattentive Types of ADHD Be Considered Distinct and Unrelated Disorders? / Lahey B.B. // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. — V8, No. 4. -P.234−241.
  227. Langley K. Association of the Dopamine D4 Receptor Gene 7-Repeat Allele With Neuropsychological Test Performance of Children With ADHD / K. Langley, at all //Am. J. Psychiatry. 2004. — 161(1). -P.133 — 138.
  228. Nagahama Y. Dissociable Mechanisms of Attentional Control within the Human Prefrontal Cortex / Y. Nagahama, T. Okada // Cereb. Cortex. 2001. -11(1).-P. 85 -92.
  229. National Institutes of Health Consensus Development Conference Statement: Diagnosis and Treatment of Attention-Deficit / Hyperactivity Disorders (ADHD) // J. AM. Acad. Child adolesc. Psychiatry. 2000. — 39:2. -P. 182−185.
  230. Needlman H.L. Deficit in psychologic and classroom performance of children with elevated dentine lead levels / H.L. Needlman, C. Gunnoe, A. Leviton, et al. //New England J. Med.- 1979. Vol.300. — P.689−695.
  231. Needlman H.L. The long-term effects of exposure to low doses of lead in childhood: An 11-year follow-up report / H.L. Needlman, A. Schell, D.C.
  232. Bellinger, L. Leviton, E.D. Alfred // New England J. Med.- 1990.- Vol.322.-P.83−88.
  233. O’Connell K.L. Attention deficit hyperactivity disorder / K.L.O'Connell / Pediatr. Nurs.- 1996.- Vol.22, No. 1. P.30−33.
  234. Owens E.B. Which treatment for whom for ADHD? Moderators of treatment response in the MTA / E.B. Owens, S.P. Hinshaw // J. Consult Clin Psychol. 2003. — 71(3). — P. 540−52.
  235. Parush S. Somatosensory functioning in children with attention deficit hyperactivity disorder / S. Parush, H. Sohmer, A. Steinberg., M. Kaitz // Dev. Med. Child Neurol.- 1997, — Vol.39, No. 7. P.464−468.
  236. Pelham W.E. Peer relationship in hyperactive children: Description and treatment / W.E. Pelham, M.E. Bender //Advances in learning and behavioral disabilities. 1982. — Vol.1. — P. 365−436.
  237. Posner M.I. Localization of cognitive operations in the human brain / M.I. Posner, S.E. Petersen, P.T. Fox, M.E. Raichle // Science. 1988. — Vol.240. — P. 1627−1631.
  238. Posner M.I. The attention system of the human brain / M.I. Posner, S.E. Petersen // Ann. Rev. Neurosci. 1990.- Vol.13, No. 1, — P.25−42.
  239. Posner M.I. The neurobiology of selective attention / M.I.Posner., J. Driver // Curr. Opin. Neurobiol.- 1992.- No. 2.- P. 165−169.
  240. Quay H.C. Theories of ADHD / H.C. Quay // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1988. — Vol. 27 — P. 262−263.
  241. Rubia K. Motor timing deficits in community and clinical boys with hyperactive behavior: the effect of methylphenidate on motor timing 1 / K. Rubia, J. Noorloos, A. Smith, B. Gunning, J. Sergeant // J. Abnorm Child Psychol. 2003. — 31(3). — P.301−313.
  242. Rubia K. Neuropsychological analysis of impulsiveness in childhood hyperactivity / K. Rubia, E. Tailor, A. Smith, at all // British J. Psychiatry.-2001.-Vol. 179.- P.138−143.
  243. Sandber S. Hyperkinetic or attention deficit disorder / S. Sandber // British J. Psychiatry. 1996. — Vol. 169, No. 7. — P.10−17.
  244. Santosh P.J. Stimulant drugs / P.J. Santosh, E. Taylor // European Child & Adolescent Psychiatry. 2000. — 9:1/27−1/43. — P. 27−43.
  245. Satterfield J.H. EEC aspects in the diagnosis and treatment of minimal brain dysfunction / J.H. Satterfield, L.I. Lesser, R.E. Saul, D.P. Cantwell // Annals of N.Y. Academy of Science. 1973. — Vol.205. — P.274−282.
  246. Schachar R. Childhood Hyperactivity and Psychostimulants: A Review of Extended Treatment Studies / R. Schachar, R. Tannock // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 1993. — Vol. 3, No. 2. — P. 81−97.
  247. Schwebel D.C. Unintentional Injury in Preschool Boys With and Without Early Onset of Disruptive Behavior / D.C. Schwebel, M.L. Speltz // Journal of Pediatric Psychology. 2002. — Vol. 27, No. 8. — P. 727−737.
  248. Scott S. Financial cost of social exclusion: follow up study of antisocial children into adulthood / S. Scott, M. Knapp // BJM. 2001. -V.323 — P. 1−5.
  249. Seib R.A. A brain mechanism for attention / R.A. Seib // Med. Hypotheses. -1990.- Vol.2, No. 13. P.145−153.
  250. Spencer T. Is Attention-Deficit Hyperactivity Disorder in Adults a Valid Disoder? / T. Spencer // Harvard Rev Psychiatry. 1994. — P. 326−334.
  251. Spivak B. Circulatory levels of catecholamines, serotonin and lipids in attention deficit hyperactivity disorder / B. Spivak, Y. Vered, R. Yoran-Hegesh, at all. // Acta Psychiatr. Scand.- 1999.- Vol.99, No. 4. P.300−304.
  252. Stancin T. Reported practices of pediatric residents in the management of attention deficit hyperactivity disorder / T. Stancin // Am. J. Dis. Child. 1990. — Vol.144, No. 12. — P.1329−1333.
  253. Sternberg S. The discovery of processing stages: extensions of Donders method / S. Sternberg//Acta Psychol. 1969. -V. 30. — P. 276−315.
  254. Suffin S.C. Neurometric subgroups in attentional and affective disorders and their association with pharmacotherapeutic outcome /
  255. S.C. Suffm, W.H. Emory // Clin. Electroencephalogr. 1995. — Vol.26, No.2. -P.76−83.
  256. Swainson R. Cognitive Control Mechanisms Revealed by ERP and fMRI: Evidence from Repeated Task-Switching / R. Swainson, R. Cunnington // J. Cogn. Neurosci. -2003. 15(6). — P. 785 — 799.
  257. Thapar A. Examining the comorbidity of ADHD related behaviours and conduct problems using a twin study design / A. Thapar, R. Harrington, P. McGuffin // British J. Psychiatry.- 2001.- Vol. 179. — P.224−229.
  258. Thomson G.O.B. Blood-lead levels and children' behavior Results from the Edinburgh lead study / G.O.B. Thomson, G.M. Raab, W.S. Hepburn, et al. // J. Child Psychology and Psychiatry.- 1989. — Vol.30. -P.515−528.
  259. Ullman R.K. A new rating scale for diagnosis and monitoring of attention deficit children / R.K. Ullman // Psychopharmacol. Bull. 1984. — V. 20.-P. 160−164.
  260. Yordanova J. Sensorimotor slowing with ageing is mediated by a functional dysregulation of motor-generation processes: evidence from high-resolution event-related potentials / J. Yordanova, at all. // Brain. 2004 — 127. — P. 351 362.
  261. Zametkin A.J. The neurobiology of attention- deficit/hyperactivity disorder / A.J. Zametkin, W. Liotta // J. Clin. Psychiatry.- 1998.- Vol.58, No. 7.- P. 17−23.
Заполнить форму текущей работой