Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнение факторных структур уверенности российских, китайских, латиноамериканских и африканских студентов позволяет выделить общее и специфичное в проявлении уверенности. Общность факторных структур ярче всего появляется в наличии мотивационно-целевого фактора и фактора трудностей у всех групп студентов. А специфика ярче всего проявляется в следующих факторах: в группе российских студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УВЕРЕННОСТИ В
  • ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Основные направления исследования уверенности
    • 1. 2. Системно-функциональный подход к исследованию личности
  • ГЛАВА II. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ КАК СИСТЕМНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Сравнительный анализ количественных показателей уверенности различных групп студентов
    • 2. 2. Качественные характеристики уверенности у различных групп студентов
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УВЕРЕННОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Сравнительный анализ интеркорреляций мотивационно-смысловых переменных уверенности у различных групп студентов
    • 3. 2. Сравнительный анализ интеркорреляций регуляторно-динамических переменных уверенности у различных групп студентов
    • 3. 3. Анализ кросскорреляций регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных уверенности у различных групп студентов
    • 3. 4. Факторный анализ структуры уверенности у различных групп студентов

Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В наши дни рост экономических и культурных связей приводит к формированию мультикультурного общества. Все большее количество российских студентов уезжают учиться в зарубежные вузы, а иностранные студенты приезжают в Россию. Сегодня во многих российских вузах сформировалась поликультурная среда, особенности которой необходимо учитывать в образовательном процессе. Межкультурная коммуникация в этих условиях должна строиться с учетом специфики влияния культурных факторов на формирование и развитие личности. Успешная межкультурная коммуникация предполагает умение правильно интерпретировать поведение представителей других культур, готовность к восприятию другой формы коммуникативного поведения. Результат межкультурной коммуникации во многом зависит от степени уверенности личности в процессе общения.

Актуальность исследования уверенности как свойства личности все возрастает, в связи с тем, что все чаще от человека требуется проявление активности, инициативности и уверенности в различных ситуациях. Уверенность как характеристика личности проявляется в ситуациях общения, предполагающих личную вовлеченность индивида, является одним из важных факторов в процессе межкультурного общения, т.к. способствует проявлению инициативы в социальных контактах. В связи с этим представляется очевидной необходимость проведения исследования этнопсихологической специфики уверенности личности, как системного свойства личности.

Теоретический анализ существующих работ, посвященных исследованию уверенности, показал, что межэтнический аспект этой характеристики личности не изучался. Уверенность как структурное образование была рассмотрена рядом авторов, каждый из которых предлагает свой подход. Чаще всего исследовались отдельные характеристики уверенности, преимущественно только с внешней, поведенческой стороны. Уверенность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющих успешность и результативность деятельности и общения. Уверенность также способствует процессам саморазвития и самосовершенствования личности, поэтому необходимо изучать уверенность многопланово, как с мотивационно-содержательной, так и с инструментально-динамической стороны, то есть системно. Системные исследования позволяют раскрыть многоплановость уверенного поведения и предоставляют возможность для более продуктивной коррекции уверенности. Кроме того изучение уверенности иностранных и последующая коррекция выявленных недостатков способствует лучшей адаптации к новой социокультурной среде. В связи с этим необходимо изучать уверенность у различных этнических групп студентов.

Проблема исследования. В существующих работах уверенность рассматривается с различных позиций, но отсутствует единое, общепринятое понимание этого свойства личности. Системное исследование позволяет раскрыть многоплановость уверенного поведения и предоставляет возможность для более продуктивной коррекции уверенности. Кроме того, изучение уверенности иностранных студентов и следующая за этим коррекция способствуют лучшей адаптации к новой социокультурной среде. В связи с этим необходимо изучать уверенность у различных этнических групп студентов.

Цель исследования — сравнение этнопсихологических особенностей уверенности личности у студентов из России, Китая, Эквадора и Африки и выявление специфики в проявлении уверенности.

Объектом исследования является уверенность как системное свойство личности.

Предмет исследования — этнопсихологические особенности уверенности студентов из России, Китая, Эквадора и Африки.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях о том, что:

1) уверенность студентов из разных стран имеет общие и специфические особенности, которые проявляются в её структуре;

2) в психологической структуре уверенности российских и иностранных студентов можно выделить этнопсихологические особенности, которые могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных уверенности, так и в их количественных значениях;

3) различия в связях между различными переменными уверенности могут составлять основу этнопсихологической специфики строения и структуры данного свойства.

Задачи исследования:

1) проанализировать, обобщить и систематизировать работы, посвященные проблеме уверенности личности;

2) охарактеризовать количественные и качественные показатели проявлений уверенности;

3) осуществить сравнительный анализ уверенности студентов из России, Китая, Африки и Эквадора и выявить общее и специфическое в проявлениях уверенности российских, китайских, африканских и латиноамериканских студентов;

4) изучить психологическую структуру уверенности у российских и иностранных студентов, выявить общее и специфичное в корреляционной и факторной структуре уверенности;

5) дать содержательную этнопсихологическую характеристику уверенности студентов из России, Китая, Африки и Эквадора.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические положения отечественной психологии о системном характере свойств личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.), а также разработанный А. И. Крупновым системно-функциональный подход к анализу базовых свойств личности и индивидуальности с позиций целостного единства их компонентов, реализованный в целом ряде исследований (О.Б. Барабаш, М. И. Волк, Р. В. Ершова, С. И. Кудинов, И. А. Новикова, В. П. Прядеин, Н. А. Фомина, И. К. Цхай, Н. В. Каргина, Ю. М. Стакина, М. А. Селиверстова и др.).

Методы и методики исследования. В работе использовались методы теоретического анализа и тестирование. С целью диагностики уверенности применялась методика «Бланковый тест — уверенность», разработанная А. И. Крупновым и переведенная на испанский, португальский и китайский языки, с использованием процедуры прямого и обратного перевода. Для обработки и интерпретации эмпирического материала применялись методы статистической обработки полученных данных (t-критерий Стьюдента, корреляционный, факторный и иерархический анализ) с использованием статистического пакета «Statistica for Windows 7.0».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые применен системно-функциональный подход к исследованию этнопсихологических особенностей уверенности личности как целостного образования, включающего в себя мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую подсистемывыявлены психологические особенности уверенности студентов из России, Китая, Африки и Эквадора;

— проведен комплексный сравнительный анализ уверенности у различных этнических групп студентов в рамках системно-функционального подхода, который выявил сходство и отличия в проявлении уверенного поведения российских и иностранных студентов;

— охарактеризованы этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов, определена специфика связей между её компонентами у российских и иностранных студентоввыявлены этнопсихологические особенности уверенности студентов из России, Китая, Эквадора и Африки;

— обнаружены и проанализированы связи между компонентами уверенности у различных групп студентов, что позволило выделить специфические особенности психологической структуры уверенности студентов из России, Китая, Эквадора и Африки;

— даны содержательные психологические характеристики уверенности российских и иностранных студентов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что впервые было проведено сравнительное исследование этнопсихологических особенностей целостной структуры уверенности российских и иностранных студентов на основе системно-функционального подхода. На основе данных, полученных в результате проведенного эмпирического исследования, выявлены и описаны этнопсихологические особенности и структура уверенности студентов из России, Китая, Африки и Эквадора, что вносит вклад в системные исследования личности и индивидуальности, а также в исследования, осуществляемые в социальной, этнической и кросс-культурной психологии. Определена психологическая специфика в проявлениях уверенности российских и иностранных студентов, которую необходимо учитывать при разработке программ по адаптации и межкультурной коммуникации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его теоретические положения и эмпирические результаты могут быть использованы в практике вузовской психологической службы при организации консультативной работы со студентами и их адаптации, в курсах по этнопсихологии, социальной, общей, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии. Результаты исследования также могут использоваться для разработки программ по развитию уверенности личности. Теоретические положения и выводы диссертации используются в процессе преподавания этнопсихологии, кросс-культурной психологии и психологии личности.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2000 — 2002 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, разрабатывались гипотеза исследования, методологический аппарат и программа эмпирического исследования.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) проводилось эмпирическое исследование: изучались особенности уверенности студентов из России, Китая, Эквадора, Анголы и Гвинеи Бисау.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) осуществлялась статистическая обработка полученных в результате исследования данных (корреляционный и факторный анализ) и их качественная интерпретация, формулировались выводы.

Положения, выносимые на защиту:

1) уверенность у российских и иностранных студентов представляет собой единство мотивационно-смысловых (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных и продуктивных) и инструментально-динамических (динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) переменных, находящихся во взаимосвязи и обеспечивающих постоянство проявления данного свойства;

2) увереность как системное качество личности имеет этнопсихологическую специфику:

— для группы российских студентов характерны максимальные показатели личностно значимых целей, стеничности и интерналъности, минимальные — осведомленности;

— для китайских студентов характерны максимальные показатели по социоцентричности, аэнергичности и по переменным операциональные и личностные трудности',.

— для студентов из Эквадора характерны максимальные показатели по эгоцентрично сти, субъектности и стеничности, минимальные — по переменным операциональные и личностные трудности',.

— для африканцев характерна минимальная выраженность переменных динамического компонента;

3) структурная организация уверенности российских и иностранных студентов как системного свойства личности имеет общие для всех групп характеристики, объясняющие общепсихологические закономерности, и специфичные, определяющие этнопсихологические особенности уверенности студентов. Специфика реализации уверенности проявляется не только в количественных показателях, но и в их качественном своеобразии:

— общими в факторной структуре уверенности студентов из России, Китая, Эквадора и Африки являются мотивационно-целевой фактор и фактор трудностей. Мотивационно-целевой фактор включает показатели мотивационно-смыслового компонента уверенности: социоцентричностъ, эгог^ентричность, общественно значимые и личностно значимые цели, а также показатель успешности — предметность. Это позволяет говорить о том, что цели и мотивы уверенного поведения студентов способствуют успешности реализации данного свойства в различных видах деятельности- - этнопсихологическая специфика психологической структуры уверенности отражается у российских студентов в регуляторно-энергичном факторе. В группе студентов из Китая специфичным является когнитивно-регуляторный фактор, в группе студентов из Эквадора — эмоционально-субъектный фактор, у африканцев — интернально-энергичный фактор.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. В исследовании приняли участие 232 студента 1−4 курсов в возрасте 20 — 29лет: 69 человек — студенты из России, 57 человек — студенты из Китая, 43 человека — студенты из Эквадора и 63 человека — студенты из Африки (из Гвинеи-Бисау и Анголы).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены реализацией теоретико-методологических принципов, использованием адекватных цели и задачам методов и конкретных методик, а также методов статистической обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов и на научных конференциях: межвузовских научных конференциях «Личность в межкультурном пространстве» (г. Москва, 2005, 2006 г. г.), Международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы» (г. Кострома, 2006 г.), Международном конгрессе «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности» (г. Кострома, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Самореализация личности в современных социокультурных условиях» (г. Тольятти, 2007 г.), Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические аспекты формирования и развития» (г. Москва, 2007 г.), Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008 г.), Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии «Личность в межкультурном пространстве» (г. Москва, 2008 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками. Объем диссертации составляет 173 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе проведен сравнительный анализ уверенности студентов из России, Китая, Эквадора и Африки. Нами проанализированы психологические особенности структуры уверенности российских и иностранных студентов. Исследование проводилось в рамках системно-функционального подхода, разработанного А. И. Крупновым. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Уверенность российских и иностранных студентов представляет собой единство инструментально-динамических (динамических, эмоциональных и регулятивных) и мотивационно-смысловых (мотивационных, когнитивных и продуктивных) переменных. Это означает, что во всех группах студентов цели и мотивы, обусловливающие уверенное поведение, напрямую связаны с результативностью такого поведения, это может являться общей закономерностью реализации данного свойства.

2. Сравнение факторных структур уверенности российских, китайских, латиноамериканских и африканских студентов позволяет выделить общее и специфичное в проявлении уверенности. Общность факторных структур ярче всего появляется в наличии мотивационно-целевого фактора и фактора трудностей у всех групп студентов. А специфика ярче всего проявляется в следующих факторах: в группе российских студентов — в регуляторно-энергичном факторе, в группе китайских студентов — в когнитивно-регуляторном факторе, в группе студентов из Эквадора — в эмоционально-субъектном факторе, в группе африканских студентов — в интернально-энергичном факторе. Указанные факты свидетельствуют о том, что этнопсихологическая специфика проявляется не только в степени выраженности различных переменных уверенности, но и в их психологической структуре.

3. Уверенность студентов из России, Китая, Эквадора и Африки проявляется в качественных особенностях уверенности личности.

Российские студенты понимают уверенность как активное состояние человека. Они в большей мере склонны идти на риск, браться за дело, зная, что не всегда полностью владеют им в деталях, считать себя правыми в различных спорах и дискуссиях, придерживаясь при этом собственного мнения. Они также редко уступают другим и считают, что не существует безвыходных ситуаций. Студенты из России испытывают удовлетворение при выигрыше в споре, чувство гордости за свои поступки и действия, приятные переживания при совершении рискованных поступков и чувство оптимизма при выполнении различных начинаний.

Китайцы в проявлении уверенности характеризуются желанием получить социальное одобрение, утвердиться в группе. Они отмечают, что берутся за работу только тогда, когда полностью убеждены в способности её выполнить, часто признаются в неспособности выполнить что-либо, так как считают себя некомпетентными, чувствуют себя более уверенно, если находят поддержку. Если им приходится делать выбор, они предусматривают запасные варианты, часто теряются в различньгх ситуациях и чувствуют себя неуверенными в новых, необычных условиях.

У студентов из Эквадора уверенное поведение связано с внешним локусом контроля. Продуктивность их уверенного поведения связана с эмоциональными переживаниями (чувством восторга от своих уверенных действий, чувством гордости за свои уверенные поступки и действия). Но в то же время студенты из Эквадора испытывают чувство настороженности при необходимости выбора, чувство страха перед началом нового дела, чувство растерянности перед большим объемом работы. Эквадорцы также с трудом справляются с чувством неуверенности, заранее опасаясь отрицательного результата, недостаточно владеют навыками уверенного поведения.

В основе уверенного поведения африканцев лежат эгоцентрические мотивы: желание проявить себя и свои способности, самоопределиться и реализовать себя, развивать волевые качества, стремление быть самостоятельным и независимым. Они также считают, что уверенность поможет им в карьерном росте, в достижении общественного признания, приобретении большего жизненного опыта, расширении социальных контактов.

4. Перспективой исследования является разработка и апробация комплексных психологических программ по развитию и гармонизации уверенности студентов с учетом выявленных особенностей и проблем в реализации данного свойства у различных групп студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова- Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — с. 3−18.
  3. Абульханова- Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука 1990.- С. 18−25.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК.
  6. .Г. Человек как предмет познанию Л., 1968.
  7. .Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 13−35.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  9. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.
  10. Ангольская культура: Комплементарность взглядов. М.: Изд-во ООО «ПРАД» 2005. — 80 с.
  11. г. м. Социальная психология. М., 2000.
  12. Г., Згеньмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе модели регуляции поведения). Ростов- на Дону, 1999.
  13. Л.И. Личность и деятельность // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1970. — С. 434−442.
  14. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−49.
  15. JI.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140−147.
  16. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. -С. 61−78.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 190 с.
  18. Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопр. Психол. 1988. № 4. С. 46−55.
  19. Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности // В. Д. Небылицын: Жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. С. 292 303.
  20. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: Изд-во РАН, 1998. — 248 с.
  21. В.А., Б.Ф. Ломов: Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002. № 4. С. 27−38.
  22. В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С.29−45.
  23. В.А. Идея системности в современной психологии: предпосылки и тенденции развития // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2003. — № 1. С. 7−17.
  24. В.А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004.
  25. В.А. Идея системности в современной психологии. -М.: ИП РАН, 2005.-496 с.
  26. В.А. Системность исследование психики. // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. — № 1. С.8−17.
  27. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте. Дис.. канд. пед. наук. М., 1 992 185 с.
  28. Т.А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М., 1996. С. 53−62.
  29. Т.А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. -М., 1996. С. 53−62.
  30. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
  31. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 183 с.
  32. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  33. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения и развития личности. М., 1981. — С. 257−283.
  34. З.В. Проблема общих и частных свойств нервной системы в трудах В.Д. Небылицына // Конференция молодых ученых. М.: РУДН, 2001.
  35. З.В. Разработка проблемы общих и частных свойств нервной системы В.Д. Небылицина //Дифференциальная психология: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27−28 июня 2002 г. Бийск: НИЦ БПГУ. С. 27−29.
  36. З.В. Методические рекомендации к курсу «Этнопсихология» Методическое пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004 г. 31 с.
  37. З.В. Влияние индивидных свойств личности и культурных факторов на формирование индивидуальности // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции (18−19 августа 2005 г., Москва, РУДН) С.51−53.
  38. З.В. Проблема адаптации студентов к новой культурной среде // Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. 5−6 сентября 2006. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. С.27−29.
  39. З.В. Этнические стереотипы в межкультурном взаимодействии // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РУДН, МАНПО, 2006 — С.40−42.
  40. З.В. Теоретические и этнокультурные аспекты исследования уверенности личности // Психолого-Педагогический поиск. Научно-методический журнал. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2007. — С. 146−148.
  41. З.В. Этнопсихологические особенности уверенности личности у российских и африканских студентов //Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2007. — № 1. — С.35−42.
  42. З.В., Волк М. И., Михайлова О. Б. Методические рекомендации по курсу «Психология Управления». Методическое пособие. М.: Изд-во РУДН, 2008. 25 с.
  43. З.В., Го Янь. Кросс-культурные особенности факторной структуры уверенности китайских и российских студентов // Личность в природе и обществе: Материалы межвузовских психологических чтений. 25 марта 2008 г. М.: Изд-во РУДН, 2008. — С.35−36.
  44. З.В. Психологические подходы к исследованию уверенности личности // Личность в межкультурном пространстве: Материалымежвузовской научной конференции. 24−25 ноября 2006 г. Часть II. — М.: Изд-воРУДН, 2008.-С. 116−120.
  45. З.В. Кросс-культурные особенности уверенности студентов из Китая и Эквадора // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика -2008.-№ 2.-С. 85−89.
  46. З.В. Кросс-культурный анализ факторных структур уверенности// Личность в межкультурном пространстве: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. 20−21 ноября 2008 г. М.: Изд-во РУДН, 2008. — Часть I. -С.47−50.
  47. З.В., Крупнов А. И. Этнопсихологическая специфика структуры уверенности личности у различных групп студентов // Вестник РУДН. -Серия Психология и педагогика 2009. — № 1. — С. 28−36.
  48. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  49. А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. С. 11−21.
  50. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН. 1994.
  51. А.В. Проблемы психологии субъекта. СПб.: Алтей, 2003.-272 с.
  52. Н.Ю. Исследование уверенности в себе // «Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 180 с.
  53. Н.Ю. Исследование уверенности в себе как фактор личностного самоопределения. Дис. .канд. Психол. Наук. Хабаровск, 2005. — 154 с.
  54. И.В. Субъективная уверенность при решении психофизической задачи. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1990. 21 с.
  55. И.В. Индивидуальные различия в проявлениях субъективной уверенности и особенностях решения психофизической задачи // Проблемы дифференциальной психофизики / Под ред. КВ. Бардина.- М., 1991.
  56. И.В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // психология труда в условиях проблемных ситуаций: межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1996.
  57. М.И. Возрастные особенности психологической структуры общительности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этническая особенности. М., 1995. -С.44−52.
  58. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов. Дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1996. -111с.
  59. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов. Автореф. Дис.. канд. Психол. Наук. М., 1996. -24 с.
  60. М.И. Психическое состояние личности при решении трудных задач. Автореф. Дис.. канд. Психол. Наук. -М., 1968. 15 с.
  61. В.Б. Личностные и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи: Дисс. канд. психол. наук.- М. 2002.
  62. Д.И., Стэнли Д. Ж. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой. -М.: Прогресс, 1976. 475 с.
  63. Е.В. Анализ психологического содержания понятия «уверенность» и его взаимосвязи с индивидуальных когнитивными стилями // Ежегодник РПО «Психология и ее приложения». М., 2002.
  64. Е.В. Взаимосвязь уверенности поленезависимости с сенсорно-перцептивной и личностной уверенностью // Материалы 8-ой
  65. Е.В. Анализ психологического содержания понятия «уверенность» и его взаимосвязи с индивидуальных когнитивными стилями // Ежегодник РПО «Психология и ее приложения». М., 2002.
  66. Е.В. Когнитивно-стилевые корреляты уверенности при решении сенсорной задачи // Методы исследования психологических структур и их динамики / Под ред. Савченко Т. Н. М.:ИП РАН. Вып. 2., 2002.
  67. Е.В. Удовлетворенность жизнью и стили поведения // Материалы 3 съезда РПО, СПБ. 2003.
  68. Е.В. «Соотношение уверенности в решении сенсорной рецептивной задачи с когнитивными стилями» // Сборник научных статей / Под ред. И. В. Блинниковой. М.: Высшая школа психологии. 2004. С. 12−21.
  69. Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 160 187.
  70. Е.В. Структура уверенности и когнитивные стили. Автореф. Дис.. канд. психол. Наук. М.: ИП РАН, 2006. — 24 с.
  71. Е.В. Структура уверенности и когнитивные стили. Дис.. канд. психол. Наук. М.: ИП РАН, 2006. — 112 с.
  72. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии, 1983. -№ 3.- С. 16−28.
  73. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников. Автореф. Дис.. канд. психол. Наук. Пермь, 1992.
  74. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
  75. Джамила Джаффар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004. 17 с.
  76. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. С.56−58
  77. В. Бери, Айп X. Пуртинга, Маршалл X. Сигал, Пьер Р. Дасен Кросс-культурная психология. Исследование и применение/ Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 560 с.
  78. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Дис.. канд. психол. Наук. Д., 1992.
  79. JI.M. Межэтнические отношения // Этносоциология. М., 1998а. С. 184−212.
  80. JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.
  81. JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С.153−162.
  82. В.Е., Скотникова И. Г. Моделирование субъективной оценки степени уверенности в психофизическом эксперименте // Труды Международной научно-технической коференции: «Интеллектуальные системы» (IEEE AIS05)" М: Физматлит. Т.4. 2005.
  83. Ю.И. Кросс-культурная психология: Проблемы и тенденции развития // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.
  84. Е.В. Формирование уверенности в себе у студентов управленческих специальностей: Автореф. Дис.. канд. психол. Наук. М.:2004.
  85. JI.В. Факторный анализ динамических качеств активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск: СГПИ, 1979. С.34−39.
  86. Л.В. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведении человека. Свердловск, 1982. С. 16−20.
  87. Л.В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции в деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1980. — С. 35−44.
  88. Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 2004. 19 с.
  89. Д.Н. Принцип иерархии в психологии // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука. 1990. С.25−33
  90. Д.Н., Барабанщиков В. А. Детерминация и развитие психики // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  91. И.А. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности. Дис.. канд. психол. Наук. М.: Изд-во МГУ, 1989. -220 с.
  92. А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». № 1. 2003. — М.: РУДН. — С. 48−65.
  93. Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников. Дис. .канд. психол. Наук. М.: Изд-во МГУ, 1952.- 157 с.
  94. С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М.: Наука, 1995. — 382 с.
  95. С.А. Вклад научной дифференциально-психофизиологической школы Б.М. Теплова В. Д. Небылицына в разработку проблемы задатков способностей: теория, эксперимент, практика. //Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С.66−77.
  96. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под ред. Б. А. Вяткина М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 328 с.
  97. Т.Д. Некоторые аспекты исследования состояния уверенности // Психологическая наука и общественная практика. Тезисы к 6 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч.1.- М.1983, с.123−127.
  98. Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 2005.- 18 с.
  99. Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. канд. психол. наук. М., 2005.- 159 с.
  100. JI.A. Оптимизация общения с иностранными студентами через его не вербальные компоненты // Студент на дороге XXI. М., 1990. С. 99−103.
  101. В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании //Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.- 131−137.
  102. Т.Д., Орлов Ю. М. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов медвузов // Психолого-педагогические исследования организации обучения. М. 1980. С. 111−113.
  103. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.58−68.
  104. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — М.: Академический проект, 2000. 240 с.
  105. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М. Б 1993.
  106. В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002.-416 с.
  107. В.Г. Этническая психология: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  108. А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. — С. 63−69.
  109. А.И., Олыпанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1979. С. 17−26.
  110. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 83 с.
  111. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. С. 34−38.
  112. А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1985. С. 3−20.
  113. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92−102.
  114. А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1987. С.3−15.
  115. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств //Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. -М.:УДН, 1988.- С. 28−39.
  116. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента //Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990а.-С. 31−38.
  117. А.И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во РУДН, 1990−6. — 56 с.
  118. А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М., 1993.-77 с.
  119. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. -С. 9−23.
  120. А.И. Рекомендации и упражнения по самокоррекции и само регуляции свойств личности. М.: Изд-во РУДН, 1995. — 32 с.
  121. А.И. Проблема активности и целостная характеристика индивидуальности // В. Д. Небылицын: жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. — С.281−292.
  122. А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999а. С. 11−15.
  123. А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 19 996. С. 38−40.
  124. А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26−27 апреля 2002 г. Ч. I. М.: РУДН, МАНПО, 2002. С. 4−7.
  125. А.И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2003. -№ 1. С. 66−72.
  126. А.И., Селиверстова М. А. Психологическая структура уверенности личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции, 16−18 октября 2003.-М.: Уникум-Центр, 2003, с.308−311.
  127. А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004. С. 3−5.
  128. А.И. Системно-диспозиционная концепция целостной личности //Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2004.- № 2, с.78−81.
  129. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств //Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». -2006.-№ 1 (3), с.63−73.
  130. А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учебное пособие М., ИИЦ МГУДТ, 2007. — 56 с.
  131. С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.-23 с.
  132. С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности. Дисс. докт. психол. наук. — Новосибирск, 1999 313с.
  133. А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные. М. 1916.
  134. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.
  135. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  136. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Дисс.. канд. психол. наук.- М.: РУДН, 2005.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.
  138. Н.Г. Тендерные различия в проявлениях волевых черт характера: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2004. — 20 с.
  139. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. // Психология формирования и развития личности. Под ред. Анцыферовой Л. И. М., 1981, с. 87−105.
  140. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1985. 256 с.
  141. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Климова Е. А. Москва Воронеж, 1996. — 448 с.
  142. Налчаджян А. А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М.: «Когито-Центр», 2004. — 216 с.
  143. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 е.
  144. В. Д. Избранные психологические труды / Под ред. Ломова Б. Ф. М.: Педагогика, 1990. — 406 с
  145. И.А. Психологическая специфика развития настойчивости в студенческом возрасте // Личность студента — 2001: Научно-методический сборник. Шуя: ШГПУ, 2001. С.69−77.
  146. И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности //Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2003.- № 1.-С.98−107.
  147. И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера. // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. -№ 1.(3) — С.83−92.
  148. Первин JL, Джон О. Психология личности: Теория и исследования. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
  149. Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.
  150. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 57−66.
  151. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на-Дону: Феникс, 1996.
  152. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 с.
  153. Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: «Речь», 2002. 520 с.
  154. А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. — 18 с.
  155. Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2008. 22 с.
  156. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1994.- 182 с.
  157. .Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964.
  158. А.С. К проблеме основ уверенности в воспоминании // Труды Института психологии им. Д. Н. Узнадзе. 1956. — Т. 10. — С.395−418.
  159. А.С. О некоторых вопросах общепсихологической теории личности / «Сообщения» Академии наук Грузинской ССР. 1956. -Т. 17.- № 9 — С.849−856.
  160. А.С. Уверенность в воспоминании // Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси. 1958.
  161. Проблема интегрального исследования индивидуальности Под ред. B.C. Мерлина, Пермь, 1977.
  162. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — Новосибирск, 1999.-41 с.
  163. В.П. Ответственность как системное качество личности. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001.-209 с.
  164. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. -718 с.
  165. Е.Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология. М., 1999а. С.508- 518.
  166. Е.Н. Психология межличностного познания //Социальная психология. М., 2002а. С. 146−164.
  167. Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 240 с.
  168. Е.Н. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии: монография / Е. Н. Резников. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006.-440 с.
  169. Е.Н. Психология этнического общения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 160 с.
  170. Рейнвальд Н. И Личность как предмет психологического анализа. -Харьков: «Вища школа», 1974. 165 с.
  171. Н. О ведущих структурных свойствах (фундаментальных переменных) личности // Личность в системе общественных отношений. 4.1 Тезисы науч. Сообщений советстких психологов к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983. — С.68−70.
  172. Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987. — 200с.
  173. Рим Алави Мульхи. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РУДН, 1995. 18 с.
  174. В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии. // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-н/Д: Изд-воРГУ, 1996.-С. 132−138.
  175. В.Г. Понятие уверенности как социально-психологическая характеристика личности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997. — 24 с.
  176. В.Г. Понятие уверенности как социально-психологическая характеристика личности. Дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997. — 242 с.
  177. В.Г. Проблема диагностики уверенности в зарубежной психологии (методом стандартизированного наблюдения) //
  178. Психологический вестник Ростовского государственного университета. Выпуск 2. Часть 1. Ростов — наД: Изд-во РГУ, 1997. — С. 419−434.
  179. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2002.-387 с.
  180. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2005.-175 с.
  181. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  182. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.-720 с.
  183. В.М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека. Журнал высшей нервной деятельности, 1989, Т. XXXIX, ВЫП. 3. с. 403−414.
  184. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических науках. М.: Наука, 1990.- С.165−172.
  185. А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.:ИНФРА- М, 2004. 288 с.
  186. М.А., Крупнов Д. А. Индивидуальные особенности и структура уверенности личности // Вестник РУДН. — Серия, Психология и педагогика. 2004. — № 2. — С. 178−184.
  187. М.А. Сравнительный анализ корреляционной структуры уверенности старших школьников и студентов // Вестник РУДН. Серия, Психология и педагогика. — 2008. — № 3. — С. 61−65.
  188. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Дис.. канд. психол. Наук. -М.: МГУ, 1955. — 124 с.
  189. И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 52−60.
  190. И.Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. -№ 4. -С. 41−56.
  191. С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985.
  192. М. Дж. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000. — 242 с.
  193. О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996.-21 с.
  194. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
  195. И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
  196. С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. Дисс.. канд. Психол. Наук. Пермь, 1992.
  197. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 535 с.
  198. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. В. А. Соснин. М.: ФОРУМ. 2007 — 384 с.
  199. О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1996.-21 с.
  200. Фаллах Расми Абдул-Рахим Моххамад. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов: Автореферат дис.. канд. психол. наук. -М.: РУДН, 1997. 16 с.
  201. Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 2002. — 56 с.
  202. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997. -608 с.
  203. И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2000. -26 с.
  204. П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху /Пер. с англ. М.: Культура и спорт- ТОО «Русиня», 1994. — 287 с.
  205. Н.Ф. Психологическая структура познавательной активности // Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сборник научных трудов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. С. 127−134.
  206. Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной волевой и познавательной сферах. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2009. 22 с.
  207. Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество. В кн.: психология личности и деятельности спортсмена. М., 1981, с.51−60.
  208. М.Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 13.14.
  209. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов. М.: РУДН, 2004. 16 с.
  210. Adams J., Adams P. Realism of confidence judgments // Psych. Rev. 68 (1). P. 33.45.
  211. Allwood C.M. Confidence in own and other’s knowledge // Scandinavian Journal of Psychology 1994 Sep 35 (3) 198−211.
  212. Bandura A. Self- efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change// Psychological Review. 1977. — № 84, p. 191−215.
  213. Bandura A. Self- efficacy mechanism in human agency//American Psychologist. 1982. — № 37, p. 122−147.
  214. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy// Developmental Psychology. 1989. — № 25, p.729−735.
  215. Baranski J.V., Petrusic W.M. Probing the locus of confidence judgments: experiments on the time to determine confidence // J. of Experimental Psychology: Human Perception and Perfomance. 1998. V. 24. P. 929−945.
  216. Bjorkman M.5 Juslin P., Winman A. Realism of confidence in sensory discrimination: The underconfidence phenomenon // Perception and Psychophysics. 1993. V. 54. P. 75−81.
  217. Bjorkman M. Internal cue theory: calibration and resolution of confidence in general knowledge // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 1994. V. 58. P. 368−405.
  218. Crowford J., Stankov I. Individual difference in the realism of confidence judjments. Overconfidence in measures of fluid and crystallized intelligence. Educational Psychology. 1996.
  219. Gifford R., Sacilotto P. Social isolation and personal space. A field study // Canadian Journal of Behavioral Science, 1993, № 25, pp. 165−174.
  220. Gill M-J., Swann W. B Jr., Silvera D.H. On the genesis of confidence // Journal of Personality and Social Psychology. Nov. 1998. Vol. 75 (5).
  221. Gregson R.A. M. Confidence judgments for discrimination in nonlinear psychophysics //Nonlinear Dynamics, Psychology and Life Sciences. 1999. V.3. P. 31−48.
  222. Juslin P. The overconfidence phenomenon as a consequence of informal experimenterguided selection of almanac items // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 1994. V. 39. P. 226−246.
  223. Kahneman D., Slovic A., Tversky A. Judgment under uncertainty: heuristics and biases. Cambridge, Cambridge University Press, 1982.
  224. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N.Y. 1955.
  225. Kelley C. Assertion training: A facilitator’s guide. La Jolla, Calif., 1979.
  226. Keren G. Calibration and probability judgments: conceptual and methodological issues // Acta Psychlogica 1991. Oct. Vol. 77 (3) 217−273.
  227. Lange A.J., Jakubowski P. Responsible assertive behavior. Champaign, III., 1976.
  228. Lichtenstein S., Fishoff В., Phillips L. D. Calibration of probability: The state of the art to 1980. // Judgments under uncertainty: Heuristics and biases. New York: Cambridge Univ. Press, 1982.
  229. Mills B.D. Sport confidence and goal orientation in high school and college track athletes. Dissertation Abstracts International. Section A // Humanities and Social Sciences. Jun. 1998. Vol. 58 (12-A).
  230. Mohlenkamp G. Kreative Bewaltingung kognitiver Unsicherheir // Die Motivationalen Vorassetzungen untersehiedlicher Bewaltingnusstrategien kognitiver conflict: ein theoreticher Entwrurf und der Versuch seiner empirichen Validierung. Munster, 1975.
  231. Newell P. A. cross-cultural comparison of privacy definitions and functions. A system approach // J. of Environmental Psychology, 1998, v. 18, pp.357−371.
  232. Orbach I. The relationship between self-confidence and competitive anxiety in influencing sport performance. Dissertation Abstracts International. Sector В // The Sciences and Engineering. Aug. 1999. Vol. 60 (2-B).
  233. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1949.
  234. Schuchert M.K. The relationship between verbal abuse of medical students and their confidence in their clinical abilities // Academic Medicine. Aug. 1998. Vol. 73 (8).
  235. Tsui L. The effects of gender, education and personal skills self-confidence on income in business management // Sex Roles. Mar. 1998 Vol. 38 (5−6).
  236. S., Gelfand M., Mizuno M. & Zemba Y. Illusion of collective control or illusion of personal control: Biased judgment about a chance event in
  237. Japan and the U.S.// Paper presented at the Second Conference of the Asian Association of Social Psychology, Kyoto, Japan, august 1997. Kyoto, 1997.
  238. C. & Kennedy A. The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relation, 56, 1999.
  239. Wolf R.N., Grosh J.W. Personsl correlates of confidence in one’s decision //Journal of Personality. 1990. Sep. 58. № 3.
  240. W olpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford, 1958.
  241. W olpe J., Lazarus A. Behavior therapy techniques. -New York, 1966.
  242. W olpe J. The experimental model and treatment of neurotic depression. Behavior Research and Therapy, 1979, 17, 555−565.1. Ф.И.О.
  243. ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА БЛАНКОВЫЙ ТЕСТвозрастпол1. Другие сведения
  244. Бланковый тест состоит из отдельных бланков. Каждый из них содержит по 14 утверждений. В каждом бланке расставьте индексы против конкретных утверждений: 1 вовсе нет 5 — пожалуй, да2 нет 6 — да3 пожалуй, нет 7 — несомненно, да.4 нечто среднее
  245. Другие, важные, на Ваш взгляд, цели допишите на листе для ответов.
Заполнить форму текущей работой