Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно ярко проблема влияния супружеских отношений на психическое здоровье заявляет о себе в семьях с дисгармоничными супружескими отношениями, которые характеризуются неблагополучием в личной жизни супругов, приводящее к чувству неудовлетворенности супружеской жизни. В семьях с дисгармоничными супружескими отношениями наблюдается уменьшение числа детей с эмоциональным благополучием и стойким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной психологии по проблеме психического здоровья
    • 1. 1. Психическое здоровье как предмет комплексного междисциплинарного исследования
    • 1. 2. Специфика проявлений психического здоровья детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Влияние супружеских отношений на психическое здоровье ребёнка
  • Глава 2. Описание методов исследования психического здоровья детей дошкольного возраста н супружеских отношений
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи супружеских отношений и психического здоровья детей
    • 3. 1. Общая характеристика группы обследуемых детей
    • 3. 2. Результаты исследования супружеских отношений
    • 3. 3. Результаты исследования особенностей эмоционально-юценочного отношения детей к членам семьи
    • 3. 4. Результаты исследования особенностей самооценки детей 5−6 лет
    • 3. 5. Результаты исследования отдельных характеристик эмоционально-личностной сферы ребёнка
    • 3. 6. Результаты исследования эмоционального состояния ребёнка в семье
  • Глава 4. Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема психического здоровья детей является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под натиском негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера ребенка подвергается огромным перегрузкам.

Семья является для ребенка дошкольного возраста одним из главных социальных институтов, обеспечивающая необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. В семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, именно в ней начинается развитие познавательных способностей, ценностных ориентаций, самооценки и личности ребенка (Л.И. Божович, А. И. Захаров, А. З. Рахимов, В. Н. Дружинин, В. Я. Титаренко, B.C. Мухина, 3. Матейчик, А. Маслоу, У. Бронфенбреннер и др.).

В последнее время в современных семьях произошли глубокие изменения в их жизнедеятельности, которые не могли не отразиться на психическом здоровье детей. Так, многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям, следствием чего является дисгармония семейных отношений.

В психологических исследованиях, посвященных дисгармонии семейных отношений, выражающейся в конфликтном взаимодействии между членами семьи, является основным патогенным фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей (А.И. Захаров, С. И. Голод, М. И. Буянов, Е. П. Арнаутова, К. Витек, Т. А. Куликова, О. В. Лобза, A.C. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.). Психологический климат семьи, характеризующийся спокойной и доброжелательной обстановкой, является основным условием нормального психосоциального развития ребенка. Наиболее важная функция современной семьи — это психотерапевтическая, которая выражается в том, чтобы дом стал местом любви, отдыха, снятия эмоционального напряжения. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка. Однако от родителей требуются значительные усилия в том, чтобы создать и упрочить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства ребенка.

Многими учеными признается факт, что семья — это одна из самых сложнейших психологических систем, в изучение которых входит весь диапазон внутрисемейных отношений, среди которых супружеские отношения являются центральным звеном семейных отношений. По утверждению ученых, характер супружеских отношений зависит от удовлетворения основных эмоционально-психологических потребностей (В.А. Сысенко, У. Харли).

Семья является значимым социальным институтом не только для v сохранения психического здоровья, но и духовного развития и обогащения личности ребенка.

В последнее время появились научно-практические исследования, направленные на изучение проблем психического здоровья и его критериев (Г.С. Никифоров, 1998; A.C. Спиваковская, 1998; И. В. Дубровина, 2000; О. В. Лобза, 2000; В. Ф. Сафин, 2000). Однако вопросам взаимосвязи супружеских отношений с психическим здоровьем ребенка еще не было уделено достаточного внимания. Остаются неразрешенными противоречия: между потребностью психологической науки в содержательном изучении проблемы психического здоровья детей дошкольного возраста и недостаточно четкой разработанностью критериев психического здоровьямежду общей установкой психологической науки на изучение семьи как целостной системы и недостаточного изучения взаимовлияния в семейных взаимоотношениях.

Стремление найти пути решения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования содержания критериев психического здоровья детей дошкольного возраста. В практическом плане — это проблема обоснования влияния характера супружеских отношений на психическое здоровье ребенка и конкретизации критерия идентичности ребенка с семьей.

Объект исследования — психическое здоровье детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — взаимосвязь характера супружеских отношений с психическим здоровьем детей дошкольного возраста.

Цель исследования — теоретическое обоснование взаимовлияния супружеских отношений и психического здоровья ребенка, обеспечивающее разработку психокоррекционных программ.

Гипотеза исследования. Одним из доминирующих факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка, является характер супружеских отношений. Мы предполагаем, что гармоничные супружеские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, уважении друг к другу, позволяют сохранить психическое здоровье ребенка, которое определяется такими критериями как эмоциональное благополучие, адаптивность, высокая самооценка, активность, отсутствие страха и тревоги, идентичность ребенка с семьей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «психическое здоровье» и его критерии у детей дошкольного возраста.

2. Сконструировать психодиагностический комплекс методов, обеспечивающих изучение психического здоровья у дошкольников.

3. Выявить взаимосвязь отношений в диаде «ребенок — близкие взрослые», «взрослые — ребенок», «взрослый — взрослый».

4. Выявить уровни психического здоровья детей дошкольного возраста и его зависимость от характера супружеских отношений.

Научная новизна исследования:

— раскрыто содержание понятия «психическое здоровье» и уточнены его содержательные элементы (психическое здоровье ребенка определяется его возможностью адаптироваться к социуму, активностью, высокой самооценкой, отсутствием тревожности и страха, положительным отношением к родителям) — сконструирован психодиагностический комплекс методов, позволяющий определить составляющие психического здоровья детей (комплекс включает диагностирование уровня тревожности, агрессии, активности, адаптивности, а также самочувствие ребенка в семье и отношение ребенка к родителям) — выявлена взаимосвязь между психическим здоровьем ребенка и характером супружеских отношений (неудовлетворенность эмоционально-психологических потребностей супругов негативно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка, результатом которого становится повышение уровня тревожности, агрессивности, низкая самооценка и нарушение адаптации к социуму) — выявлены уровни психического здоровья детей в зависимости от характера супружеских отношений (в семьях с гармоничными супружескими отношениями выявлен высокий уровень психического здоровья, выражающийся в эмоциональном благополучии, в высокой самооценке, активности, отсутствии уровня тревожности и страха, идентичности ребенка с семьей, что создает у ребенка чувство уверенности, полноценности и самодостаточностинапротив, при дисгармонии супружеских отношений у детей выявлен низкий уровень психического здоровья, который приводит к появлению тревожности, страха, безынициативности, низкой самооценке, к потере идентичности ребенка с семьей).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о психическом здоровье детей и его критериях: выявленная зависимость психического здоровья дошкольников и характера супружеских отношений составит основу для новых научных представлений о взаимодействии родителей и детей. Обоснование содержания психического здоровья и его зависимости от супружеских отношений открывает новые возможности для разработки психодиагностических подходов в решении вопросов сохранения и i поддержания психического здоровья в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют созданию психокоррекционных программ в аспекте сохранения и поддержания психического здоровья детейв создании комплекса методов, позволяющих определить составляющие психического здоровья детей и прогнозировать возможные его нарушения.

Теоретико-методологической основой нашего исследования является концепция В. Н. Мясищева, в которой личность представлена как система отношений, определяющая психическое состояние личности и причины возникновения психических нарушенийконцепция механизма «отраженной интерсубъектности» A.B. Петровскогосоциально-психологическая концепция В. А. Сысенко, базирующаяся на положении зависимости успешности брака от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о структурных составляющих психического здоровья (В.Н. Мясищев, Г. С. Никифоров, A.A. Корольков, В. П. Петленко, И. В. Дубровина, Б. С. Братусь, Ю. А. Ютчиц, А. И. Захаров, М. И. Лисина, Г. С. Абрамова, H.JI. Коновалова, В. Ф. Сафин и др.);

— о психологическом механизме адаптации (П.Б. Ганнушкин, Г. С. Никифоров, О. С. Васильева, Ф.Р. Филато^, В. Н. Дружинин, C.JI. Рубинштейн, Г. Селье, 3. Фрейд, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникот, Э. Берн, Э. Эриксон и др);

— о семье F: aK целостной системе (В.Н. Мясищев, В. Сатир, Э. Г. Эйдемиллер, В. 10*СТИЦКИС> Л. С. Выготский, К. Витакер, В. М. Минияров и др-);

— о рол!1 переживания в социальной ситуации развития ребенка (JI.C. Выготский) — г" первичной роли эмоций в психической жизни ребенка (A.B. Запороже'4, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Д. Кошелева, О. В. Лобза, С. Л. Рубинштейн, А. Валлон, В. К. Вилюнас, В. Вундт, К. Изард) — зависимости супружеских отношений от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (В.А. Сысенко, C.B. Ковалев, Л. А. Богданович, Уиллард Ф. Харли).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету: анализ литературы по психологии, педагогике и другим смежным областям научного знаниясистемный анализ и синтезпсихологические методы (беседа) — наблюдениеэкспериментальный метод (констатирующий) — диагностические методы: игровая методика «Почта» (модификация теста семейных отношений Е. Антони и Е. Нине), модифицированный вариант теста «Рука» Н. Семаго (Э. Вагнер — 3. Пиотровский, Б. Бриклин, 1962), модифицированный вариант методики исследования самооценки Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн (В.Г. Щур, 1986), гест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Берне, С. Кауфман, 1972) — с целыо изучения характера супружеских отношений использовалась методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов в их брачной жизни (В.А. Сысенко, 1998) — методы обработки экспериментальных данных: графическое отображение данных (диаграммы, графики) — методы математической обработки: выявление взаимосвязи Между исследуемыми параметрами с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ, непараметрический анализ Крускала — Уоллиса.

Этапы исследования. Первый этап — 2001;2002 гг. Изучалась психологическая, философская, педагогическая литература, отражающая проблему психического здоровья детей и специфику супружеских отношений, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить проблему, объект, предмет, цель исследования, сформулировать его задачи. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования.

Второй этап — 2002;2003 гг. В ходе эмпирического исследования, сочетавшейся с анализом научных положений о психическом здоровье ребенка, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, изучались особенности влияния супружеских отношений на психическое здоровье ребенка, был сконструирован психодиагностический комплекс методов, позволяющий адекватно оценить состояние психического здоровья дошкольников.

Третий этап — 2003;2004 гг. Теоретическое осмысление результатов эмпирического исследования послужило основой для определения критериев психического здоровья и влияния супружеских отношений на психическое здоровье ребенка. Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных, было подвергнуто теоретическому анализу. Был проведен математический анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы основные выводы, оформлен текст диссертации.

Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивалась обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением экспериментальных и диагностических методов, адекватных целям и предмету исследованиякачественной интерпретацией данных, их сравнительным анализом с применением методов математической статистикивозможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором: статьях, тезисах докладов и учебно-методическом пособии. Тезисы исследования были представлены на Российском, зарубежном и региональных уровнях.

Материалы исследования внедрялись в качестве психолого-педагогических рекомендаций для психологов ДОУ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Благоприятная психологическая атмосфера семьи, где характер супружеских отношений является центральным звеном, должен способствовать сохранению психического здоровья ребенка. Значимость супружеских отношений в сохранении и поддержании психического здоровья детей объясняется тем, что семейные отношения связаны по принципу круговой причинности. Взаимоуважение и настоящая любовь родителей друг к другу поднимает тонус семьи, вызывает ощущение радости, что является не только условием сохранения психического здоровья, но и служит основой построения будущей модели семьи.

2. Одним из факторов психического здоровья ребенка дошкольного возраста в семье является уровень удовлетворенности эмоционально-психологических потребностей супругов. Негативные эмоциональные переживания, вызванные конфликтами между родителями, «оседают» в самосознании ребенка в виде стойкого закрепления эмоционально-личностного неблагополучия, ощущения одиночества, неуверенности в себе, замкнутости, торможения духовного развития ребенка, в итоге, общий ход развития ребенка приобретает дисгармоничный, конфликтный характер, связанный с фиксацией негативной фазы критического периода дошкольного развития.

3. Значимым критерием психического здоровья является идентичность ребенка с семьей. В силу психологических особенностей ребенка семейная идентичность способствует лучшей адаптации ребенка в социуме, что создает у него чувство уверенности, полноценности, самодостаточности. Чувство сопричастности, психологической «слитности» возможно только при условии создания благоприятных семейных отношений, в частности, при повышенной значимости супружеских отношений в психологических составляющих семейного климата, при поддержке и понимании между родителями и детьми.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и диаграммами.

ВЫВОДЫ.

1. Эмоциональное благополучие рассматривается как базовый компонент психического здоровья ребенка, как эмоциональная основа его мироощущения. Основными критериями психического здоровья ребенка дошкольного возраста являются: личностная адаптивность, жизнерадостность, активность, высокая самооценка, идентичность с семьей, отсутствие страха и тревоги.

2. Анализ данных эмпирического исследования позволил выделить следующие типы супружеских отношений:

— гармоничные супружеские отношения;

— среднегармоничные супружеские отношения;

— дисгармоничные супружеские отношения.

Качественный анализ каждого типа супружеских отношений позволяет говорить о существовании промежуточных вариантов супружеских отношений и о возможности перехода в один из них.

3. Особенно ярко проблема влияния супружеских отношений на психическое здоровье заявляет о себе в семьях с дисгармоничными супружескими отношениями, которые характеризуются неблагополучием в личной жизни супругов, приводящее к чувству неудовлетворенности супружеской жизни. В семьях с дисгармоничными супружескими отношениями наблюдается уменьшение числа детей с эмоциональным благополучием и стойким закреплением эмоционального неблагополучия у достаточно большой группы детей. Эмоциональное неблагополучие как особое аффективное состояние, вызванное фрустрацией актуальной потребности в безопасности, принятии и поддержки со стороны близких взрослых, характеризуется доминированием негативных переживаний ребенка, повышением тревожности, социальной дезадаптации, снижением уровня активности. Данное состояние может быть локализовано в области телесных ощущений и сопровождаться рядом психосоматических нарушений. Стойкое неблагополучие в супружеских отношениях является важным индикатором нарушения психического здоровья ребенка.

4. Одним из значимых критериев психического здоровья является идентичность ребенка с семьей. Психологическая «слитность», переживание единого «мы», сопричастность с семьей создает для ребенка чувство уверенности, полноценности и самодостаточности.

5. Статистически достоверный корреляционный анализ обнаруживает существование зависимостей между благополучием — неблагополучием супружеских отношений и основными критериями психического здоровья ребенка дошкольного возраста, в том числе переживанием субъективных отношений, происходящих в системе «ребенок-близкие взрослые». Данный факт указывает, что мир близких взрослых, в данном контексте представленный супружескими отношениями, и есть та первая, базовая форма сохранения психического здоровья ребенка в дошкольном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании была предпринята попытка теоретического осмысления феномена «психического здоровья ребенка» и изучения влияния супружеских отношений, как одного из социальных факторов, оказывающего существенное влияние на психологический климат семьи.

Психическое здоровье ребенка рассматривалось как сложное образование, включающее не только психофизиологический аспект, но и наличие духовности, идентичности, наличие смысла жизни, внутренней свободы. Базисным компонентом психического здоровья ребенка предполагалось его эмоциональное благополучие.

В исследовании была показана сильная зависимость ребенка от эмоционального состояния самых значимых его людей — родителей. Было показано, что одним из базовых условий сохранения психического здоровья ребенка является гармоничные отношения между супругами. В семье, где в супружеских отношениях удовлетворяются основные эмоционально-психологические потребности, родители имеют возможность создать доброжелательную обстановку в доме.

Анализ литературы и экспериментальные данные настоящего исследования позволили выявить один из критериев психического здоровья — идентичность ребенка с семьей. Идентичность позволяет ребенку чувствовать единое «Мы», которое создает для ребенка чувство уверенности, полноценности, самодостаточности. Как показали результаты исследования, дисгармония супружеских отношений имеет тенденцию к нарушению важного показателя психического здоровья дошкольника — идентичности ребенка с семьей.

В исследовании выделяются «гармоничные», «среднегармоничные» и «дисгармоничные» супружеские отношения. Полученные данные нашего исследования хорошо согласуются с наблюдениями В. Сатир, которая выделила два вида семей: «зрелая» и «проблемная», где супружеские отношения являются центральным звеном, отвечающим главным образом за психологический климат семьи. Показано, что факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимоподдержка, уважение, терпимость друг к другу и отсутствие таковых при дисгармонии отношений между супругами.

Вместе с тем нами показано, что конфликтные и напряженные ситуации взаимодействия родителей, отражаясь на психике ребенка, выступают как причина его личностной дезадаптации, эмпирическими проявлениями которой является низкая самооценка, низкий уровень активности, неуверенность, тревожность в семейной ситуации, неопределенность образа Я, низкая степень вовлеченности с родителями.

На основе проведенного анализа эмпирических данных показано, что эмоциональное неблагополучие у детей, вызванное дисгармоничными отношениями родителей в супружеских отношениях, может проявляться в виде внутренней напряженности, тревоги, страха, ранимости, низкой самооценки, неуверенности в себе, ощущении одиночества и отверженности. Эмоциональное неблагополучие может повысить уязвимость детей к психическим расстройствам, понизить адаптацию к социальным условиям развития, что обусловлено фрустрацией актуальной потребности ребенка в эмоциональной поддержке близких взрослых.

Полученные результаты расширяют научные представления о факторах, оказывающих влияние на психическое здоровье ребенка. Данные могут быть использованы в рамках практической психологии при работе психолога ДОУ с детьми и их родителями. Показана целесообразность использования диагностики супружеских отношений в профилактической работе с целью сохранения психического здоровья ребенка.

Представленное исследование не охватывает всего круга проблем, возникающих в связи с задачей определения сущности психического здоровья детей и выявления всех факторов, оказывающих влияние на психическое здоровье.

К сожалению, целый ряд вопросов, связанных с влиянием супружеских отношений родителей на психическое здоровье ребенка, остался вне нашего внимания, поскольку не мог быть рассмотрен в рамках одного диссертационного исследования. Вместе с тем, полученные данные подчеркивают принципиальную важность дальнейшего изучения содержательных сторон психического здоровья, а также приоритетной роли супружеских отношений в сохранении эмоционального благополучия, как базисного компонента, обеспечивающего психическое здоровье ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Ютчиц Ю. А. Психология в медицине: Учеб. пособие. — М.: ЛПА. Кафедра, 1998. -272 с.
  2. Э.Н., Галяутдинова С. И., Семаго М. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательномучреждении. Уфа: Изд-во БИРО, 2001.- 100 с.
  3. H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.3−12.
  4. В.А. Психология раннего детства: Учеб. пособие. — 2-е изд.— СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 60 с. W
  5. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. — М., 1995. — 421 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М., 1999. — 376 с.
  7. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1948. — 338 с.
  8. Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери: Автореф. .канд. пед. наук.-М., 1995.-19 с.
  9. К.П., Шмалько Ю. П. Стресс и метастазирование злокачественных опухолей. — Киев: Наукова думка, 1987. -174 с.
  10. Ф 10. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1997.-368 с.
  11. Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практ. руков. для отчаявшихся родителей. М., 1991.- 224 с.
  12. H.A. Истина и откровение. СПб., 1996. — С.12.
  13. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. А. И. Федорова. — СПб.: Талисман, 1994. 432 с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — С.392
  15. P.P., Орлов А. Б. Монолог или диалог. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  16. Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. — 248 с.
  17. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. -1994. № 1. — С.8−14.
  18. Большая энциклопедия. М., 1972. Изд.З. Т.9. — 442 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  20. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. — 212 с.
  21. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  22. И.И. Валеология наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990.-260 с.
  23. М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  24. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196с.
  25. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 352с.
  26. Г. С., Дайнега Г. Ф. Семейно-сексуальные дисгармонии (дисгамии) // Справочник «Сексапатология» / Под ред. проф. Г. С. Васильченко.-М.: Медицина, 1990.-С. 551−558.
  27. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142с.
  28. К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешского / Общ. ред. и предисл. М. С. Моцковского. М.: Прогресс, 1988. — 144 с.
  29. К. Полночные размышления семейного психотерапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1988. 234 с.
  30. Н.Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. Вып. 4. № 27. С. 50−58.31.
Заполнить форму текущей работой