Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другой проблемой данного исследования является изучение связи агрессивных тенденций и системы доверительных отношений. В отличие от проблемы доверия, проблема агрессии является одной из наиболее исследуемых и разрабатываемых в настоящее время проблем современной отечественной и особенно зарубежной психологии. Все исследования агрессии можно условно разделить на две группы — трактующие агрессию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ
    • 1. 1. Постановка и решение проблемы доверия в психологической науке
    • 1. 2. Агрессивные тенденции личности как результат несоответствия человека миру
  • ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
    • 2. 1. Роль и место юношеского возраста в онтогенезе
  • Юношеская субкультура
    • 2. 2. Некоторые особенности преступности несовершеннолетних
    • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
      • 3. 1. Постановка проблемы, обоснование гипотез
        • 3. 2. 1. Особенности представлений о людях, входящих в ближайшее окружение
        • 3. 2. 2. Анализ результатов изучения основных формально — динамических характеристик системы доверительных отношений несовершеннолетних преступников
          • 3. 2. 2. 1. Выявление основных причин избирательности в проявлении доверия
          • 3. 2. 2. 2. 0собенности широты и глубины в проявлении доверия
      • 3. 3. Анализ результатов изучения взаимосвязи системы доверительных отношений и агрессивных тенденций несовершеннолетних преступников

Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преступность является неизбежным спутником практически любого общества. Она представляет собой то зло, которое невозможно победить, но с которым нельзя не бороться. Изменения, которые происходят в современной России на протяжении последнего десятилетия, явились своеобразным катализатором для преступности вообще и молодежной преступности в частности.

Как и любое масштабное явление, резкое омоложение преступности, характерное для современной России, не может иметь одну причину. Однако, как и раньше, точка зрения об экономической детерминации преступности, пропагандируется через СМИ и является господствующей в обществе. Причин тому может быть множество, и они не обязательно будут лежать в экономической плоскости, о чем свидетельствует постоянный рост преступности в экономически благополучных странах. Всё это обосновывает необходимость выявления и изучения психологических причин и особенностей преступности вообще, и преступности несовершеннолетних, в частности.

Процесс, характерный для современного российского общества сегодня стоит рассматривать как ценностный кризис, вызванный, прежде всего, разрушением веры в прежние ценности и идеалы. Кризис привычных ценностей порождает неверие в собственные возможности, ведет в конечном итоге к кризису личностной идентичности. Обобщенно, это выглядит как потеря доверия к миру. Можно’говорить о том, что у человека нарушается соответствие между собой и тем миром, который его окружает. Разрушив систему доверия к традиционным ценностям, большая часть людей разрушила и доверие к себе, сломала веру в возможность реализации себя в этом мире. В поисках выхода многие начинают обращаться к так называемым нетрадиционным ценностям, в частности, к тем, к которым относятся ценности криминального мира. Одной из таких ценностей является агрессивность, агрессивное поведение, т. е. поведение, в результате которого человек утверждается за счет другого. В данном исследовании предпринимается попытка раскрыть особенности взаимосвязи доверия и агрессивности, особенностей системы доверительных отношений и агрессивного поведения среди несовершеннолетних преступников, что невозможно без рассмотрения особенностей самой криминальной субкультуры и особенностей личности преступника.

Таким образом, данная работа посвящена изучению особенностей системы доверительных отношений несовершеннолетних преступников и связей с этой системы с агрессивными тенденциями личности.

Доверие, как самостоятельный феномен, представляет собой один из малоизученных аспектов социальной психологии, и изучалось в небольшом количестве работ. В большинстве же исследований отмечалась лишь его огромная роль в контексте следующих проблем: проблема межличностного взаимодействия и общения (H.H.Обозов, А.А.Бодалев) — проблема потребности общения в онтогенетическом развитии личности (Д.Б.Эльконин, Л. С. Выготский, И.А.Джидарьян) — проблема «значимых других» (Е.Кроник, А. Кроник) — проблеме психологического внушения (Куликов В.Н., Вичев В., Кондратьева A.C.).

В.С.Сафонов [155, 156], изучая доверительное общение, отмечал, что доверительность выступает как средство познания человеком самого себя и тем самым выступает как важнейший из факторов формирования его как личности. Разработка проблемы доверия Т. П. Скрипкиной [163] является первой попыткой в отечественной психологии осмысления того, что же такое доверие, которое трактуется автором как двуполюсное отношение-установка, направленное одновременно и в мир и на себя. Таким образом, под системой доверительных отношений понимается доверительное отношение к себе и к различным сторонам мира одновременно. Также, в трудах Т. П. Скрипкиной, выделяются основные параметры доверия — мера, парциальность и избирательность. С появлением концепции Т. П. Скрипкиной зарождается методологическая база исследования функций и роли доверительных отношений в процессе как становления личностной идентичности, так и в становлении социальных отношений в различных общностях людей, в частности в молодежной криминальной субкультуре.

Другой проблемой данного исследования является изучение связи агрессивных тенденций и системы доверительных отношений. В отличие от проблемы доверия, проблема агрессии является одной из наиболее исследуемых и разрабатываемых в настоящее время проблем современной отечественной и особенно зарубежной психологии. Все исследования агрессии можно условно разделить на две группы — трактующие агрессию как нечто имманентно присущее человеку — это и этологический подход К. Лоренца [81] и психоаналитические концепции агрессии [179,192]. Вторую группу составляют теории социального научения агрессии — теория «фрустрация-агрессия» и ее модификации, теория социального научения А. Бандуры и т. д. [10, 21, 153] Важно отметить, что большинство экспериментальных исследований агрессии выполнено в русле именно второго, необихевиористского направления. В данном исследовании мы опирались на теорию социального научения А. Бандуры, т.к. он является одним из немногих исследователей, кто связывал проблему формирования несоциализированного агрессивного поведения с некоторыми аспектами проявления доверия, в частности, с понятием веры в собственную эффективность или самоэффективность. Важно и то, что, по мнению А. Бандуры [10], поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Данное положение позволяет предположить, что важную роль в становлении развитых форм поведения играет ближайшее окружение юноши, т. е. семейное воспитание и юношеская субкультура, в которой данный индивид существует и действует.

Проблема влияния криминальной субкультуры на становление личности преступника вообще и несовершеннолетнего, в частности, поднималась в трудах отечественных и зарубежных специалистов. В работах отечественных психологов [13, 22, 41, 58, 120, 121, 123, 131] достаточно подробно исследовано влияние особенностей криминальной субкультуры на формирование личностных свойств и особенностей поведения несовершеннолетних преступников. В работах этих и других исследователей отмечалось, что авторитарная структура криминальной субкультуры накладывает стойкий отпечаток на личность, которая существует в ней. Вообще вопрос о личности преступника в исследованиях отечественных криминологов и психологов не имеет однозначного толкования. Так, например, некоторые исследователи [71] считают, что вообще нельзя говорить о личности преступника, т.к. не существует таких личностных характеристик, которые бы отличали преступника от законопослушного гражданина. Другая, более многочисленная, группа исследователей [63, 140, 141, 142, 145, 177] в своих работах подтверждает наличие психологической реальности, которая соответствует понятию «личность преступника», как определенном симптомокомплексе личностных особенностей. Выводы ряда зарубежных исследователей во многом совпадают со взглядами отечественных исследователей, принадлежащих ко второму направлению. Так, например, одним из наиболее надежных прогностических признаков криминального поведения является недоверчивость и враждебность, агрессивность и тревожность [21, 176]. Естественно, что как эти, так и другие особенности личности формируются под влиянием активного воздействия ближайшего социального окружения, которым для несовершеннолетних преступников является криминальная субкультура.

Учитывая теоретическую и практическую значимость поднятых проблем, мы сформулировали основную цель исследования: выявить своеобразие функционирования доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников.

Объект исследования: несовершеннолетние преступники, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии общего режима.

Предмет исследования: доверие к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колонии общего режима.

Основная гипотеза нашего исследования состоит в следующем:

Для несовершеннолетних преступников характерны нарушения в проявлениях доверия к себе и другим, которые выражаются в следующих особенностях:

— у несовершеннолетних преступников снижена мера доверия к себе и другим, по сравнению с законопослушными сверстниками;

— в связи с тем, что универсальными условиями проявления доверия являются значимость и безопасность другого, в криминальной субкультуре доверие к различным людям из ближайшего окружения становится невозможным, т.к. ни один из них не удовлетворяет этим требованиям одновременно.

— для несовершеннолетних преступников характерно снижение меры доверия к себе (что связано с низким чувством ценности собственной личности). В этой связи компенсаторным механизмом повышения меры доверия к себе выступают агрессивные тенденции личности.

Сформированные гипотезы определили перечень теоретических и эмпирических задач, необходимых для достижения поставленной цели:

1. На основе анализа литературы выявить изученные особенности личности и межличностных отношений несовершеннолетних преступников.

2. Теоретически изучить литературу и обосновать роль и функции доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников.

3. Выявить своеобразие представлений несовершеннолетних преступников о личностных особенностях индивидов из их ближайшего окружения.

4. Исследовать особенности формально-динамических показателей в проявлении доверия к себе у несовершеннолетних преступников.

5. Выявить особенности формально-динамических показателей доверия к различным лицам из ближайшего окружения несовершеннолетних преступников.

6. Изучить показатели агрессивных тенденций личности в среде несовершеннолетних преступников.

7. Выявить связь между агрессивными тенденциями личности и мерой доверия к себе у несовершеннолетних преступников.

Теоретико-методологическим обоснованием исследования выступили: Работы в области изучения системы отношений человека (К.А. Абуль-ханова-Славская, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн и др.), исследования в области изучения криминальной субкультуры и личности несовершеннолетних преступников (В.П.Башкатов М. Ю. Кондратьев, В. Ф. Пирожков А.А.Реан, и др), концепция Т. П. Скрипкиной о доверии как социально-психологическом феномене, исследования агрессии в зарубежной и отечественной психологии (JI. Берковитц, А. Бандура, С. Н. Ениколопов, О. Ю Михайлова, A.A. Реан, Ф. С. Сафуанов, Э. Фромм и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость выполненного исследования состоит в том, что впервые в отечественной психологии изучены особенности проявления доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников и показано, что, по сравнению с законопослушными юношескими общностями, доверительные отношения в криминальной юношеской субкультуре являются деформированными.

Впервые показано, что деформации доверительных отношений у несовершеннолетних преступников выражаются в снижении меры доверия, как к себе, так и к ближайшему социальному окружению. В криминальной молодежной субкультуре «другой» никогда не бывает представлен значимым и безопасным одновременно, что ведет к невозможности полноценного доверительного отношения к этому другому, т.к. не выполняются основные универсальные условия возникновения доверия. Мать отвечает условию безопасности, но не отвечает условию значимости. В отношениях с другими лицами из ближайшего окружения (преимущественно с друзьями-сверстниками), эти условия также не совпадают, но это несовпадение носит обратный характер — они значимы (полезны), но не безопасны.

Показано, что для несовершеннолетних преступников характерно снижение значимости (ценности) собственной личности, что ведет к снижению меры доверия к себе. В этой связи, одним из способов повышения значимости, является позиция силы, проявляющаяся в агрессивных тенденциях личности.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что собранный и систематизированный эмпирический материал позволяет разработать систему практических, воспитательных и коррекционных мер, которые могут использоваться в работе воспитателей и психологических служб ИТУ, а также в работе инспекторов и психологических служб в системе ОППН, служб реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Данные исследования, могут использоваться. при разработке учебных курсов «Девиантное поведение у подростков», «Юридическая психология» и т. д. Полученные результаты открывают определенные перспективы в работе с контингентом несовершеннолетних преступников, как в местах лишения свободы, так и при проведении профилактических мероприятий по предупреждению противоправного поведения в юношеской среде.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Доверительные отношения у несовершеннолетних преступников деформированы по сравнению с законопослушными сверстниками и характеризуются значительным снижением меры доверия, как к себе, так и к ближайшему социальному окружению.

2. Доверие к себе и другим у несовершеннолетних преступников не является целостной системой отношений, т.к. и по отношению к себе, и по отношению к лицам из ближайшего окружения данная система не удовлетворяет двум основным универсальным условиям возникновения доверия одновременно — безопасности и значимости (ценности).

3. У несовершеннолетних преступников доверие полноценно не проявляется ни к одному из людей из близкого окружения. Наиболее близкими для них являются друзья и мать. При этом мать воспринимается как безопасная, но не значимая, а друзья не безопасны, но значимы.

4. В связи с тем, что для несовершеннолетних преступников характерно снижение меры доверия к себе, связанное с низкой самоценностью, агрессивные тенденции личности во многом носят компенсаторный характер и являются деформированным способом повышения ценности собственной личности с позиции силы.

Методы исследования: основной теоретический метод — это реинтер-претация психологических исследований по проблеме преступности несовершеннолетних, а также психологическая интерпретация криминологических исследований по данной проблеме. Эмпирическими методами выступили: метод беседы, метод изучения документов, метод субъективного шкалирования и психодиагностические методы. В процессе эмпирического исследования использовались следующие конкретные методики: методика «Психосемантический портрет особенностей объекта доверия» и метод полярных профилей Т. П. Скрипкинойметодика «Шкала оценки уровня доверительности в общении» В. С. Сафоноватест 16 PFшкала самоэффективности Шварцера — Ерусалема, адаптированая В. Г. Ромекомфрустрационный тест Розенцвейгатест Басса — Дарки и Hand-test Вагнера — Брикелена — Пи-отровски.

Статистическая обработка данных производилась с помощью методов параметрической, непараметрической статистики и корреляционного анализа, с использованием компьютерной программы SPSS 10.

База исследования. Исследование проводилось в течение трех лет (1997;1999) в Азовской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников и РВИ РВСН. Всего было исследовано 160 человек, из них — 80 несовершеннолетних преступников, содержащихся в ВК-4, и 80 курсантов 1-го курса РВИ РВСН (Ростовского военного института ракетных войск стратегического назначения), которые выступили в качестве контрольной группы.

Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки, тщательным количественным и качественным анализом, а также корректным применением методов математической статистики.

Апробация. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры общей и социальной психологии И1111 РГПУ, на XVI и XXII психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Волгоград, 1997 г., г. Нальчик 2002 г., г. Сочи 2003 г.), на II Международной конференции «Серийные убийства и социальная агрессия» (г. Ростов-на-Дону 1998 г.), на научно-практических конференциях «Развитие Атомной энергетики на Дону» и «Толерантность в межличностном общении» (г. Ростов-на-Дону 1998 г. и 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону 2002 г.).

Структура диссертации. Работа изложена на 218 страницах и состоит из введения, трех глав и заключения, содержит 21 таблицу, 19 графиков и 22 приложения.

Список литературы

насчитывает 200 наименований.

Приведенный выше теоретико-эмпирический анализ системы довери тельных отношений у несовершеннолетних преступников позволил сделать следующие выводы:

1. Вступая во взаимодействие с людьми из ближайшего окружения, несовершеннолетний преступник не испытывает к ним настоящего доверия, так как не считает их безопасными для себя. Но он так же не считает их и по-настоящему ценными (значимыми) для себя. Более того, он постоянно будет пытаться подчеркнуть, выделить перед ними ценность, значимость собственной личности.2. В случае проявления доверия к другим, ценность (значимость) этих других будет пониматься несовершеннолетним преступникам как полез ность этих людей.3. Находясь в изоляции от общества, под воздействием ценностей и норм криминальной субкультуры, несовершеннолетний преступник, ориен тируясь на группу сверстников, вынужден вступать во взаимодействие с ни ми, не доверяя им. Так, например, на позицию «человек, которого Вы счита ли своим другом, но потом разочаровались» около 65% испытуемых поста вили своего подельника. Таким образом, ориентируясь на группу таких же несовершеннолетних преступников, он может испытывать недоверие и вра ждебность к тем ее представителям, с которыми связан его предшествую щий негативный опыт.4. Доверительные отношения несовершеннолетних преступников ха рактеризуются нарушениями, которые выражаются в том, что объекты ок ружающего мира и он сам не отвечают двум условиям возникновения дове рия одновременно — ценности и безопасности.5. В отношениях со взрослыми из ближайшего окружения несовер шеннолетние преступники так же опираются на характеристику значимости, которая, однако, в отличие от сверстников, будет выступать как авторитет ность. Несовершеннолетние преступники готовы признавать значимость дру гих людей, даже осознавая их опасность. Значимость и авторитетность этих людей опирается, прежде всего, на их властные полномочия.6. В силу нарушения системы доверительных отношений несовершен нолетний преступник не испытывает доверие к людям из ближайшего окру жения — ни к сверстникам, ни к взрослым.7. Единственным человеком из ближайшего окружения, которому не совершеннолетние преступники не доверяют менее остальных, является мать. Но эти отношения сложно назвать доверительными. Мать для несо вершеннолетних преступников не значима. Она не видится ими успешным человеком. А меньшее недоверие к ней они испытывают в силу ее безопас ности.8. Нарушение в системе доверительных отношений является одним из условий и результатом приобщения индивида к криминальной субкультуре. Сам факт нахождения в заключении не способствует формированию веры в собственную ценность в законопослушном мире. В тоже время, такой инди вид не может доверять и миру и его представителям, который поставил юношу в условия его нынешнего существования.9. У несовершеннолетнего преступника нет выбора, кроме как дове рять в большей или меньшей степени другим несовершеннолетним преступ никам. Но при таком подходе он скорее доверяет не конкретному индивиду из данной группы, а группе, как части криминальной субкультуры.10. Адаптивное поведение несовершеннолетнего преступника в отно шении криминальной субкультуры дает ему шанс поднять доверие к себе через успех в преступной деятельности, поднять через этот успех свой ста тус, а тем самым, и самоценность.11. Изучение количественных и качественных показателей коррелятов доверия показал, что несовершеннолетним преступникам свойственны вра ждебность, подчиненность групповым нормам, тревожные ожидания, низ кая, по сравнению с их законопослушными сверстниками, самоэффектив ность, подозрительность. По нашему мнению, это позволяет говорить о сни жении меры доверия к себе и к другим, и тем самым о формировании недо верия, как к себе, так и к другим.12. Агрессивное поведение у несовершеннолетних преступников имеет в большей степени враждебный и компенсаторный характер. Подобные ха рактеристики агрессия у несовершеннолетних преступников приобретает за счет того, что враждебные проявления одобряются нормами криминальной субкультуры и в то же время компенсируют неуспешность этих индивидов. Через враждебные агрессивные действия подобные индивиды стремятся ут вердиться, переложив ответственность за собственную неуспешность на дру гих, обвинить мир в этом, приписывая ему, т. е. миру, враждебные тенденции по отношению к себе.13. Враждебность, как составляющая враждебной агрессии у несовер шеннолетних преступников может формироваться, в том числе и вследствие низкого уровня доверия к себе, показателем чего является низкая самоэф фективность и низкий уровень доверия к миру, одним из показателей которо го является высокая тревожность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Присутствие, так называемых, третьих лиц, функция которых заключается в обеспечении взаимодействия-
  2. Взаимодействующие субъекты в равной мере доверяют себе и Каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и Партнеры по взаимодействию больше доверяют другому, нежели другому. Это соотношение приводит к диалогическому взаимодействию. не доверяет другому. Это порождает конкурентное взаимодействие. себе. Данное соотношение приводит к взаимному перекладыванию ответственности друг на друга, что порождает безответственность.
  3. Один из взаимодействующих партнеров в равной степени доверяет себе и другому, а другой только себе. Данное соотношение приводит к манипулированию тем, кто доверяет себе и другому.
  4. Один из партнеров по взаимодействию доверяет в равно степени и себе и другому, а второй доверяет первому в большей мере, чем самому себе. Такое соотношение лежит в основе взаимодействия опосредованного феномена истинной авторитетности первого для второго.
  5. Один партнер доверяет только себе, не доверяя другому, а другой наоборот, доверяет первому, не доверяя себе. По мнению, Т.П.Скрипкиной
  6. Агрессивные тенденции личности как результат несоответствия человека миру Данный параграф посвящен теоретическому исследованию проблемы взаимосвязи доверия и агрессии. Изучению агрессии посвящено много работ в современной психологии. Условно все исследования агрессии можно
  7. Фрустрация всегда приводит к агрессии.
  8. Агрессия всегда есть результат фрустрации [21]. В дальнейшем теория фрустрация-агрессия подвергалась различным переработкам и модификациям. В частности Л. Берковицем были внесены важные поправки в данную теорию. Он полагал, что фрустрация создает готовность к агрессивным действиям, а само агрессивное поведение проявляется лишь при наличии посылов к агрессии, т. е. средовых стимулов, провоциисследования
  9. Поиск позитивного внимания.
  10. Пребывание поблизости.
  11. Прикосновение и удержание.
  12. Поиск постоянного подтверждения.
  13. Поиск негативного внимания. При этом Р. Сирс проводит различия между мальчиками и девочками при вышеупомянутых способах воспитательного воздействия. В силу специфики нашего исследования при описании этих способах мы остановимся только на мальчиках.
  14. Поиск похвалы поощрения и т. д. мальчики активно ищут поощрения, подражая родителям. В силу строго контроля со стороны родителей за детской агрессивностью положение ребенка не устраивает мальчика, приводит к формированию автономии и самостоятельности. Таким образом, самостоятельность ребенка формируется при следующих условиях: а) терпимость родителей и частые поощрения- б) редкие наказания- в) относительная независимость ребенка.
  15. Частое присутствие возле другого ребенка или группы детей. Такое присутствие, по мнению Р. Сирса, коррелирует с тенденцией матери оценивать своих детей как менее зрелых, быть снисходительной в отношении чистоплотности и требовательной в отношении афессивности. Отцы таких детей четко проводят разграничительную линию между собой и матерью,
  16. Чувство вины подразумевает отрицательную оценку своего собственного «Я». Это подтверждается исследованием П. Тангни [21]. Испытывая чувство вины, они испытывают гнев и враждебность, но переадресовывают эти чувства тем, кто заставляют их испытывать стыд и вину. То есть их агрессивные тенденции направляются против социума. Это предположение подтверждено в исследованиях П. Тангни, В. Вагнера и др.
  17. Пересмотр ценностных представлений, их деперсонификация. Этому процессу способствует отрыв от референтных личностей. В связи с этим идет созревание собственного «Я».
  18. Либерализация ценностных представлений. С освобождением от персонифицированных образцов ценностные представления утрачивают свою конкретную «референтность», приобретая более абстрактную значимость, силу и иерархическую организацию. Когнитивные изменения способствуют развитию иерархии собственных ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и собственно поведение.
  19. Перенос функции образца с родителей на референтную группу.
  20. Ассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традиции.
  21. Отличаясь консерватизмом, субкультура гибко реагирует на события окружающего мира и синтезирует новую информацию.
  22. Субкультуры одинаковых слоев общества в разных странах значительно отличаются, но имеют и много общего. Это сходство заключается в общности природы человеческой психики, в близости потребностей формирующейся личности, характера решаемых социально-психологических и возрастных проблем.
  23. Системный кризис (дезорганизация), который характеризуется отсутствием, ослаблением или противоречием культурных норм, ценностей и социальных взаимодействий.
  24. Растущая маргинализация общества, т. е. усиление неустойчивости, промежуточности, переходности. Источником маргинализации является растущая безработица, вынужденная миграция.
  25. Рост различного рода патологий: алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда. Как показало время, административные меры борьбы с алкоголизмом не дают сколько-нибудь устойчивого эффекта [154].
  26. Низкий культурный уровень развития семьи и ближайшего бытового окружения.
  27. Низкий нравственный уровень семьи и уличной, референтной группы.
  28. Механизм самоутверждения и поиска способов психологической защиты личности в новой среде.
  29. Механизм взаимной агрессии членов сообщества, взаимного притеснения и наказания, ради собственного удовлетворения [12]. По мнению К. Е. Игошева, И. П. Башкатова и др., сущность асоциальной субкультуры заключается в особой стратификации [12, 41, 123]. Важнейшими особенностями групповой стратификации в системе криминальной субкультуры являются:
  30. Насаждение «сверху» более сильными в психологическом плане правонарушителями («элитой»). обеспечивается целым рядом условностей, атрибутов, которые имеют место в асоциальной субкультуре. Механизмы
  31. Институт наставничества и шефства опытных людей над подрастающими поколениями. Прежде всего, это молодые рецидивисты. Выйдя на свободу, он формирует вокруг себя неустойчивых подростков и юношей. В случае опасности уголовного преследования он «подставляет» подростка. Подобное сообщество быстро профессионализируется в преступном промысле.
  32. Динамика развития групп от асоциальных до криминальных. Здесь группообразующим фактором является деятельность, которая создает поле для самоутверждения, помогает компенсировать чувство неполноценности, испытываемое в официальной сфере, она связана с риском и эмоционально насыщенна. Попадая в такую группу, юноша сразу приобретает психологическую, моральную, физическую и экономическую защиту от других сверстников и их сообществ, что побуждает его быть преданным группе.
  33. Криминализация общества, проявляющаяся в криминальной субкультуре. Широкое распространение криминального жаргона заставляет о многом задуматься, ведь тот, кто говорит на уголовном жаргоне, тот и мыслить начинает криминальными категориями.
  34. Организованная преступность, которая вовлекает молодежь в свою деятельность, подготавливая себе «достойную смену» [122]. Таковы основные механизмы воспроизводства подростковой преступности. При этом, преступный мир широко использует разнообразный арсенал средств, максимально учитывая индивидуальные и возрастные особенности несовершеннолетних.
  35. Постепенное усиление, усугубление отдельных изолированных негативных качеств личности.
  36. Криминогенный комплекс, т. е. сочетание в структуре личности ряда негативных криминогенных качеств.
  37. Возникновению криминогенного комплекса способствует действие таких факторов, которые приводят к образованию нескольких криминогенных качеств, затрагивающих различные стороны развития личности. При их взаимодействии одно качество начинает предопределять другое. В результате формируется целая подсистема криминогенных качеств.
  38. Позволяет выработать и развить у заключенных чувство взаимной поддержки и психологической безопасности-
  39. Агрессивные действия и наказания должен
  40. Постановка проблемы, обоснование гипотез Настоящий параграф является вводным, предваряющим обсуждение экспериментальных данных диссертационного исследования. Он содержит план и программу экспериментального исследования. В данном
  41. Курсанты, также как и заключенные, находятся в условиях частичной изоляции от социума. Естественно учитывается тот факт что эта изоляция носит добровольный, а не принудительный характер. И курсанты, в отличие от заключенных, не столь жестко изолированы от общества.
  42. Субкультура военных характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарностью, т. е. также как и субкультура несовершеннолетних преступников носит корпоративный характер. Но их деятельность имеет ярко выраженный социально одобряемый характер и направлена на защиту ценностей социума.
  43. Деятельность военных, направленная на защиту ценностей социума и самой жизни его членов, всегда предполагает готовность к агрессивным действиям против «вероятного противника». Данный факт, по нашему мнению, делает неприменимым в нашем случае фроммовский критерий о
Заполнить форму текущей работой