Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические факторы эффективности устного публичного выступления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовавшиеся коммуникаторы обладают низким уровнем контроля своих эмоциональных состояний и их вербальных и невербальных выражений. Общий отрицательный эмоциональный настрой часто сопровождал все выступление, независимо от изменений в его содержании, и способствовал рассогласованию между речью и невербальным поведением. Наши выводы подтверждают предположение А. Мех-раб иана о том, что в случае… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЬ устных ВЫСТУПЛЕНИИ
  • I. Общая характеристика подходов к изучению публичных сообщений в социальной психологии
  • 2. Влияние личности кош, дайкатора на усиление воздействия сообщения
  • 3. Невербальное поведение коммуникатора. и эффективность его выступления
  • 4. Влияние содержания сообщения на его эффективность
  • 5. Особенности обратной связи в публичных выступлениях. '
  • Гл.П. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСЮ! ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
  • АКТ0Р0 В И УСЛОВИЙ сФФЕКТИшОСТИ ПУВ
  • ВЫСТУПЛЕНШ
  • I. Концептуальная схема исследования,
    • 1. 1. Общая характеристика предлагаемого теоретического подхода
    • 1. 2. Цели, задачи и гипотезы исследования
  • 2. Предмет, объект и методика эмпирического исследования
    • 2. 1. Предмет и объект
    • 2. 2. Описание первой части исследования и ее методик
    • 2. 3. Описание второй части исследования и ее методик
  • 3. Статистический подход к результатам эмпирического исследования
    • 3. 1. Первичная обработка данных наблюдения
    • 3. 2. Основной этап обработки данных наблюдения
    • 3. 3. Первичный и основной этапы обработки данных контент-анализа
    • 3. 4. Обработка результатов мини-опроса
  • Гл.Ш. СОЦИАЛШО-ПСИХОЛОгаЧШКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • I. Анализ результатов первичного этапа статистической обработки данных наблюдения
  • 2. Обсуждение результатов основного этапа статистического анализа данных наблюдения (взаимосвязи зависимых и независимых переменных)
  • 3. Обсуждение результатов основного этапа статистического анализа данных наблюдения (внутренних взаимосвязей независимых переменных)
  • 4. Обсуждение результатов первичного этапа статистической обработки данных контент-анализа сообщения
  • 5. Обсуждение основного этапа статистической обработки результатов контент-анализа (связи независимых и зависимой переменной)
  • б. Анализ внутренних взаимосвязей мевдг независимыми переменными (по результатам контент-анализа)
  • 7. Обсуждение результатов мини-опроса

Социально-психологические факторы эффективности устного публичного выступления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-психологическая природа публичного выступления является сегодня одним из наиболее перспективных и нуждающихся в развитии предметов исследования. Принципиальные, преобразования политического строя страны, общественного сознания. людей коренным образом изменили содержание и формы коммуникационных процессов в обществе. При. резко возросшей важности средств массовой информации (телевидения, радио, печати) существенно повысилась и роль собственно речевого воздействия, оно стало занимать особое место не только в повседневной, но и в общественной жизни.

Например, предварительная проработка законодательных актов обязательно, предполагает ныне. сопоставление мнений,.выраженных в устной форме, на. съездах народных депутатов., .сессиях Верховного Совета и т. д. Здесь эффективность.и.эффективности публичного сообщения способны порой принципиально изменить. судьбу, страны, пов-. лияв. на принятие или не принятие законодательного акта. Действи-, тельно, многие — политические. вопросы решаются сейчас., непосредственно .на .митингах., на демонтрациях .или под .их воздействием,. .Столкновение-мнений. происходит. адедь-такке. .в устно!.форме.,.непосредственно. влияя .на!.форШ'1ров.анде.,.и.изменение. .убеждений.". ценностных ориентации и социальных представлений о. нашей.реальности. (27). .

Таким, образом ." устная. информация" .-перестает, играть. роль дополнения при. средствах, массовой.кошуникацш.и.вытдаяшь .лишь. «функцию .расширения., и. углубления уже. воспринятых. людьми. .сведений» (44),. что. требует научного .переосмысления данного. феномена,.,.Особую .остроту.и"-злободневность. .в.этой .связи, «приобретает.изучение. социально-психологических факторов эффективности устных выступлений... д.. .. ., .. ,. -.,... .

Изучение убеждающего воздействия с позиций социальной психологии (114), позволяет, во-первых, учитывать широкий комплекс психологических факторов, от которых зависит эффективность. Во-вторых, акцентирует внимание на реальной сложности и противоречивости процесса формирования убеждений человека, его мировоззрения, показывает роль в этом процессе установок, механизмов убеждения и внушения, рационального и эмоционального. И, наконец, учитывая структуру и механизмы взаимовлияния людей, такое исследование позволяет определить оптимальные варианты воздействия на аудиторию.

Такал возможность до сих пор не реализована в полной мере. Так, в зарубежной психологии в русле «экспериментальной риторики» проведено большое количество исследований, выясняющих условия и средства повышения эффекта речевого воздействия. Было предложено несколько широко известных моделей (Г.Лассуэл, К. Ховланд и др.) речевого коммуникативного процесса, и по поводу каждого элемента (коммуникатор, канал, аудитория и т. д.) предпринято достаточно много разнообразных исследований.

Это безусловно сыграло положительную роль в познании способов и средств воздействия коммуникации. Но, как отмечает Г. М. Андреева (7), подобные схемы и модели фиксируют лишь формальную структуру коммуникативного акта, процесс же устного выступления включен в более сложное явление — общение, и через него во всю систему общественных отношений, которые опосредованно влияют на конечный результат и эффект любого публичного выступления.

В ходе коммуникативного воздействия выступающего на аудиторию одновременно осуществляется многостороннее взаимовлияние общающихся через межличностные и общественные отношения (коммуникатора — на аудиторию, реципиентов — друг на друга и на коммуникатора, референтных групп или лиц — на отдельных реципиентов и т. д.).

Чтобы полностью описать этот процесс взаимовлияния, недостаточно знать структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать и мотивы общающихся в конщэетной социальной ситуации, их цели, установки и др. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в устные выступления помимо речи. Однако, такой системный, методологически обоснованный подход к определению психологических условий и факторов эффективности публичных выступлений в литературе практически отсутствует.

Представляется, что бедность эмпирического материала тесно связана с теоретической неразработанностыо проблемы. Остается нерешенным вопрос об операциональном выражении многих понятий, описывающих процесс и результат публичного выступления (эффективность устного сообщения, ее определение, критерии, факторы). Недостаточно разработаны теоретические вопросы и методические приемы оперативной обратной связи в устном выступлении, что существен, но затрудняет процесс обучения успешному вштуплению.

Данные обстоятельства и определили выбор темы.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении социально-психологических факторов эффективности публичного выступления.

Исходя из поставленной цели сформулированы основные задачи:

X. Проанализировать современное состояние теоретических разработок по проблемам эффективности публичного выступления, с точки зрения социальной психологии.

2. Разработать и обосновать методический инструментарий для эмпирического исследования эффектишости устного выступления.

3. Выявить и дать операциональное определение основных социально-психологических критериев эффектишости отдельного публичного выступления.

4. Выделить и обосновать наиболее важные социально-психоло.

— б гические факторы коммуникативной деятельности выступающего, влияющие на ее эффективность.

5. Исходя из анализа полученных результатов выработать црак-тические рекомендации по совершенствованию умения убедительно и успешно выступать.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать следующие исходные гипотезы исследования:

1. Основными социально-психологическими критериями эффективности устного выступления могут служить:

1) расширение и углубление информированности аудитории;

2) адекватность восприятия сообщения слушателями;

3) личностное включение коммуникатора и аудитории в проблему;

4) развитие мотивации к последующим действиям у аудитории.

2. В качестве психологических факторов эффективности устного выступления могут быть рассмотрены особенности личности коммуникатора, его вербального и невербального поведения, содержание и форма его выступления, характер обратной связи с аудиторией*.

Предмет исследования: устные публичные выступления, социаль-но-психологические факторы и критерии их эффективности.

Объект исследования: социально-психологическое взаимодействие в системе «коммуникатор-аудитория» в условиях публичных выступлений членов Верховного Совета РФ на сессиях и съездах. Выбор объекта исследования сделан на основе глубокого предварительного анализа социально-психологических характеристик, свойственных выступлению в этих условиях (известный и поддающийся анализу социально-демографический состав аудитории, специфический статус, особая мотивация выступающих).

Методы исследования: эмпирическое доказательство выдвинутых теоретических положений потребовало разработки комплекса методик изучения социально-психологических особенностей выступления коммуникатора в реальных условиях, в том числе вербального и невербального поведения, формы и содержания излагаемого материала, обратной связи с аудиторией, личных целей и мотивов выступающего. Для этого используются такие методы, как включенное систематизированное наблюдение за коммуникатором и аудиторией с использованием процедуры видеозаписи, экспертная оценка выступлений коммуникатора по специально разработанным шкалам, контент-анализа стенограмм выступлений, опрос аудитории и выступавших коммуникаторов,.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Проведен содержательный анализ эффективности устных выступлений, определена их роль в структуре средств массовой коммуникации в настоящее время. С позиций социальной психологии дано конкретное определение эффективности публичного выступления, открывающее перспективы проведения корректного эмпирического исследования.

2. Сформулирована научно обоснованная, целостная система социально-психологических факторов и критериев публичного выступления, детально проработанная как на теоретическом, так и на эмпирическом, операциональном уровнях.

3. Создана и апробирована комплексная методика эмпирического изучения эффективности устного публичного выступления в реальных условиях, которая может быть использована как с чисто научным, так и с конкретными практическими целями.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что оно позволяет:

— дать обоснованное социально-психологическое определение эффективности устных публичных выступлений;

— выявить социально-психологические факторы, относящиеся к поведению и личностным чертам коммуникатора, форме и содержанию его выступления, актуализация которых в процессе выступления способствует его эффективности;

— создать обоснованную систему критериев эффективности устного выступления.

Прикладное значение исследования состоит в том, что разработаны и обоснованы:

— методики изучения факторов и критериев эффективности. устного выступления, которые могут быть использованы в исследовательских и диагностических целях;

— практические рекомендации народным депутатам по оптимизации выступлений последних.

Кроме того, практическое значение имеет проделанный в работе анализ современного состояния устных публичных выступлений, в частности членов Верховного Совета и народных депутатов.

Апробация результатов исследования:

Работа апробирована на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. Результаты исследования изложены в виде научных положений, выводов и методических рекомендаций. Они нашли свое отражение в материала:? курса лекций для педагогов и психологов, студентов МГЛУ, в материалах докладов для научно-методических конференций общества «Знание» России. Методические рекомендации выступающим внедрены в практику деятельности лекторов общества «Знание» .

Основные положения, выносимые на защиту:

X. Коммуникативное воздействие выступающего на аудиторию представляет собой специфическую форму многостороннего, вербального и невербального, взаимовлияния коммуникатора и реципиентов в контексте сложившихся межличностных и общественных отношений, проявляющегося в модификации мотивов, целей, установок, уровня информированности общающихся.

2. Эффективность устного публичного выступления обуславлива ется тремя группами социально-психологических факторов: I) личностными особенностями коммуникатора, спецификой его вербального и невербального поведения- 2) содержанием и формой выступления- 3) характером аудитории и обратной связи с ней, вербальными и невербальными реакциями слушателей. Процесс взаимовлияния коммуникатора и реципиентов может быть описан через соотношение, взаимообусловленность и взаимодействие компонентов названных групп факторов.

3. Операциональными социально-психологическими критериями эффективности устного сообщения выступают: расширение и углубление информированности аудитории, адекватность восприятия сообщения слушателями, а также личностное включение коммуникатора и аудитории в проблему и развитие мотивации к последующим действиям у аудитории.

4. Эффективность устного выступления на операциональном уровне проявляется как функция конкретных задач, стоящих перед коммуникатором в конкретной ситуации. Важнейщим показателем эффективности, с этой точки зрения, является степень достижения поставленной цели коммуникатором.

Структура и объем работы: диссертация изложена на машинописных страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиография вклю чает 141 наименование, в том числе 25 на иностранных языках.

Результаты исследования дают основание для определения эффективности в виде вектора, в котором направление показывает совпадение (или отклонение) результата убеждающего воздействия с поставленной целью, а ¿-ушне — на степень приближения (удаления) к ней. Такое представление эффективности создает возможность ее качественного и количественного измерения, а также предпосылки для разработки методов математической обработки результатов.

В реальной жизни невозможно себе представить положение реципиента в «вакууме», когда на него воздействует лишь один коммуникатор и один вид, массовой информации. В каждый данный момент слушатель находится под влиянием всей совокупности факторов, оказывающих на него влияние: существующий у него до начала воздействия системы убеждений, мнений, ценностных ориентаций, предрассудков, социальных пристрастий, влияния средств массовой информации и мне' ния референтных лиц и т. д. Влияние единичного выступления, строго говоря, надо рассматривать во взаимодействии с одними и в противодействии с другими факторами. И, следовательно, на реципиента воздействует не один вектор, а «векторное поле», фактически доступное изучению лишь с помощью векторного исчисления. Представляется, чтопредложенное определение открывает хорошие перспективы изучения данного феномена.

2.1. Проведенное исследование подтвердило наше изначальное предположение о том, что в качестве социально-психологических факторов эффективности устного сообщения могут быть рассмотрены особенности личности кошуникатора, его вербального и невербального поведения, форт и содержание его выступления, характер обратной связи с аудиторией. Действительно, в исследовании выявлен целый ряд характеристик, относящихся к перечисленным факторам, оказывающим значимое влияние разного направления на эффективность сообщений.

2.2. Так, установлены социально-психологические особенности невербального поведения кошуникатора, обратной связи с аудиторией, оказывающие прямое положительное воздействие на результат.

— 127 выступления. К ним относятся во-первых, приглашающие и одобрительные жесты коммуникаторавыразительная, активная, уверенная и профессиональная позаразнообразная, тонкая мимика, выражающая такие эмоции коммуникатора как интерес, собранность, внимание, концентрацию на тексте и аудитории. Кроме того, повышению эффективности выступления способствует приятный, привлекательный голос, мягкого или теплого тона, ровный, светлый по окраске. Речь успешного коммуникатора была выразительной и литературной, по темпу — равномерной или дифференцированной. Положительно влияли на возрастание эффективности одобрительные: жесты, мимика, шепот и громкие высказывания слушателей.

Выделены также признаки невербального поведения коммуникатора, резко снижающие эффективность выступления при повышении их численных значений: жесты и мимика недоверия, разочарование, отрицанияневыразительная и пассивная позаоднообразная, грубая мимика, сопровождающая эмоциональное выражение неприязни, пренебрежения, надменности по отношению к аудитории. Снижению эффективности выступления способствуют такие негативные реакции слушателей, как крик, споры, критика и отрицательные реплики. Неприятный, пронзительный, резкий, или носовой голос, мрачной или минорной окраски, а также монотонная, однообразная речь, сопровождаемая проглатыванием слов и окончаний, и произносимая в казенной манере, также оказывают значимое, резко негативное воздействие на эффективность устного выступления.

2.3. Анализ внутренних взаимосвязей характеристик невербального поведения показал явное преобладание взаимозависимостей негативно окрашенных переменных. Содержательно данный вывод означает, что в тех конкретных социально-политических условиях, в которых проводилось исследование и которые до сих пор преобладают в нашей стране, комплексно снижающих успешность конкретного выступления много больше чем ее повышающих.

Теоретически результативность сообщения можно повысить либо увеличив. количество положительно влияющих факторов, либо снизив число отрицательных. Однако, коммуникаторы прежде всего обращают внимание на «позитивные» психологические факторы (уже ставшие хоть немного известными благодаря популярной психологической литературе): жесты привествия, одобрения, реже улыбку, подчеркивающую и описательную жестикуляцию и т. д. «Негативные» психологические факторы оказались фактически неподвластны непосредственному контролю коммуникатора: «отрицательные» жестыпозы, мишка и голос являлись по-существу бессознательной неадекватной реакцией выступающего на негативную обратную связь от аудитории.

2.4. Исследовавшиеся коммуникаторы обладают низким уровнем контроля своих эмоциональных состояний и их вербальных и невербальных выражений. Общий отрицательный эмоциональный настрой часто сопровождал все выступление, независимо от изменений в его содержании, и способствовал рассогласованию между речью и невербальным поведением. Наши выводы подтверждают предположение А. Мех-раб иана о том, что в случае расхождения вербальных и невербальных аспектов сообщения, последние доминируют, определяя характер воздействия в целом. В исследовании зафиксировано большое число «отрицательных непоследовательностей» (по классификации А. Мехре-биана), т. е. соединений отрицательного интонационного или мимического компонента с положительным вербальным содержанием. Зто все те же, часто встречающиеся мишка и жесты недоверия, отвращения, неприязни, надменности, подавленности и т. д., мрачныйминорный г§лос, казенная речь, сопровождавшие положительное вербальное содержание: просьбы о поддержке, позитивные оценки факта или лица, призывы к полосованию «за» и т. д.

2.5. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать еще один важный вывод. Невербальное поведение коммуникатора может иметь два адреса: содержание выступления и поведение слушателей. Коммуникатор использует элементы невербального поведения для управления восприятием содержания выступления: перед наиболее важным выводом делает удлиненную паузу, интонационно подчеркивает особенно интересную с его точки зрения информацию и т. д. Одновременно используются и различные приемы налаживания психологического контакта со слушателями, придающие выступлению диалогический характер: пауза перед началом выступления, помогающая слушателям сосредоточиться, рассмотреть внешний вид коммуникатора до того, как он начнет говоритьулыбка удовлетворения, одобрения в ответ на адекватную, с его точки зрения реакцию слушателей, пауза и мимические выражения для прекращения разговоров, и многое другое. Как показали результаты, для «успешных» выступающих характерно большее число невербальных средств психологического контакта с аудиторией за счет более частого обращения к слушателям как к личностям, а не только как к объекту восприятия сообщения. Выявление названных типов направленности невербального поведения позволяет объяснить тесную взаимосвязь, казалось бы, противоречащих друг другу категорий негативной оценки и положительных эмоций: эффективности выступлений не препятствовало сочетание негативной оценки излагаемых фактов положительных эмоций к аудитории, особенно к референтной группе.

3. В результате эмпирического исследования выделены психологические особенности личности коммуникатора, актуализация которых в процессе выступления оказывает наиболее существенное влияние его на его эффективность. Среди них, прежде всего, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, когнитивная сложность, выражающаяся в данном исследовании в способности к богатству.

— 130 аргументации и широте видения проблем. К сожалению согласно полученным данным, именно таких качеств, как широта видения ситуации и богатство аргументации коммуникаторам не хватало. Известно, что человек, обладающий недостаточной когнитивной сложностью, сталкиваясь с логическим противоречивыми знаниями об одном и том же объекте или событии, переживает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться. Нечто сходное происходит, как показали наблюдения экспертов и данные мини-опроса с исследовавшимися коммуникаторами. Не владея навыками логической аргументации своей точки зрения, обладая достаточно сильной нетерпимостью к взглядам других, им чрезвычайно трудно проводить обсуждение противоречащих друг другу фактов. В итоге ликвидация психологического дискомфорта происходит не посредством когнитивной реконструкции, снимающей противоречие между знаниями или установками относительно «спорных» объектов или событий, а путем эмоционального отрицания позиций противостоящей стороны, ее личностной дискредитации и т. п.

4.1. Исследование ассоциативной структуры сообщения показало, что большинство содержателвных единиц определенным образом связано с выражением в выступлении отрицательных эмоций (начиная уже с мотивов, предшествовавших самому сообщению, через характер изложения материала, проявляемые эмоции и психологическую позицию коммуникатора). В целом, большинству выступлений был. свойственен высокий уровень эмоциональности изложения с сильным преобладанием отрицательных эмоций на фоне бедности аргументации. Рассмотрение внутренних взаимосвязей между характеристиками содержан ия дает основание для практических рекомендаций выступающим: каким компонентам содержания (или их группам и комплексам) необходимо уделить внимание, чтобы добиться наибольшего успеха.

Т.к. к тому же результаты анализа связей между. независимыми переменными не противоречат описанным ранее результатам, то следовательно, воздействие независимых переменных на эффективность может рассматриваться с учетом ассоциативной структуры, существующей между ниш.

4.2. Наибольшее, положительное воздействие оказывает комплекс тесно связанных между собой позитивных признаков, а именно: стремление коммуникатора к действительному решению проблемы, логичность его выступления, независимость позиции и когнитивная сложность мышления. Кроме того, эффективное выступление, как правило, носило десигнативный характер, т. е. повышало уровень информированности аудитории и содержало аргументацию новых знаний .

4.3. Оценочный характер сообщения предполагает неоднородное воздействие на эффективность, будучи связанным с кашлексом эмоционально-оценочных показателей. Наряду с отрицательным существует возможность положительного влияния этого комплекса на эффективность, в случае разделения невербальных проявлений эмоций коммуникатора по направленности на содержание и аудиторию. При этом негативная оценка фактов должна сопровождаться выражением положительных эмоций по отношению к аудитории, особенно к референтным группам. л.

4.4. Сильное негативное влияние на эффективность выступления оказывают такие связанные между собой показатели, как стремление произвести впечатление и аффективные мотивы, проявления коммуникатором отрицательных эмоций, высоких притязаний, нетерпимости и когнитивной простоты. Характер и сила ассоциативной связи между этими характеристиками таковы, что появление в содержании хотя бы одной из них, автоматически ведет к возникновению сразу.

— 132 нескольких, а появление нескольких неизбежно приведет к создам®всего комплекса, что исходя из вероятностей модели прогнозирования, способно снизить эффективность выступления фактически до нуля. Т.о., именно на перечисленные факторы, являющиеся базовыми для предсказания эффективности, следует обращать особое внимание при практической подготовке выступающих.

5. Важно отметить, что в результате недостаточного развития процессов рефлексии и самооценки, как показали данные опроса, коммуникаторы, при анализе выступлений своих коллег, выделяют из общего числа наиболее эффективные лишь подсознательно, на интуитивном уровне, не отдавая себе отчета в причинах, и условиях, способствующих этому. Для развития ораторских способностей умение анализировать выступления других коммуникаторов и переносить результаты анализа на себя крайне необходимо. Так же как необходима и способность к подробной оценке собственных выступлений, т. е. рефлексии, находящаяся у большинства исследуемых на низком уровне. Развитие подобных качеств возможно в результате специального психологического тренинга.

6. В ходе эмпирического исследования была сформирована система критериев эффективности публичных выотдалений. Представляется целесообразным выделять три психологических показателя:

1. Расширение и углубление информированности аудитории.

2. Адекватность восприятия сообщения слушателями.

3. Личностное включение коммуникатора и аудитории в проблему.

Гипотеза была подтверждена на основании. результатов статистического анализа влияния независимых переменных, касающихся содержания выступления, на его эффективность.

Так, эмпирическим показателем 1-го критерия (расширение и углубление информированности) могут служить категории контентанализа, выражающие десигнативный характер сообщения, наличие в нем аргументированных фактов и аналитической оценки проблемы. Все они, по результатам многофакторного дисперсионного анализа оказали значимое воздействие на объективные показатели эффективности.

Эмпирическими показателями 2-го критерия (адекватность восприятия сообщения слушателя:®-) оказавшими значимое воздействие на эффективность, можно считать наличие в сообщении аналитической оценки ситуации, логичность, богатство аргументации, широта видения ситуации и многомерность семантического пространства коммуникатора.

Для 3-го критерия (личностное включение в проблему) значимыми эмпирическими показателями являются отрешение к решению проблемы, независимость суждений терпимость ко взглядам других — т. е. позитивные категории блока «личной позиции» коммуникатора.

Что касается 4-го критерия (развитие мотивации к последующим действиям), то, несмотря на всю его важность, результаты дисперсионного анализа категорий содержания не подтвердили статистически значимого влияния всех его эмпирических показателей на эффективность, и поэтому он может рассматриваться только в качестве дополнительного социально-психологического критерия. Косвенным подтверждением его влияния могут служить данные опроса коммуникаторов, что приводит к выводу о необходимости дальнейшего изучения и пересмотра некоторых из его эмпирических показателей.

7. В целом, данное социально-психологическое исследование позволило ответить на ряд важных вопросов:

— дать теоретически обоснованное, операциональное определение эффективности устных выступлений, построить концептуальную модель функционирования этого процесса исходя из его социально-психологической природы и места в системе межличностных и общественных отношений;

— сформировать структуру социально-психологических факторов и критериев эффективности публичных выступлений.

8. Исследование эффективности устных сообщений может быть продолжено в нескольких направлениях. Первое связано с изучением процесса выступлений в различных условиях общения. Особый интерес с точки зрения запросов общественной практики представляет изучение такого особого виды устных сообщений как выступления на митингах. Десятки тысяч людей, разный возраст, пол, уровень образования, способности к восприятию устной речи, совершенно различные ценностные ориентации и политические установки, разное отношение, даже между сторонниками, к собственным лидерам — вот краткий перечень социально-психологических условий, в которых проходят выступления на митингах. И это одна сторона вопроса.

Другая же, с остоит в том, что социальная психология больших групп уже давно показала, что каковы бы ни были сами по себе индивиды, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род «коллективной души», заставляющей их чувствовать, действовать и думать совершенно иначе, чем каждый делал бы это в отдельности. В массе стираются индивидуальные отличия людей, исчезает их оригинальность.

С психологической точки зрения, психическая надстройка, развивавшаяся столь различно у разных людей здесь рушится, и при этом обнаруживается однородный у всех бессознательный фундамент. Причина таких изменений человека в толпе — в сознании непреодолимой силы, исчезновении чувства ответственности, приводящем к увеличению и восприимчивости к внушению и заражению.

Соответственно и поведение коммуникатора, если он хочет добиться успеха, должно быть особенное. Как вести себя и строить выступление в таких условиях? Приводить аргументы? Бесполезно!

— 135.

Последовательно и логично строить изложение? Не поможет. Несмотря на все сказанное были и есть ораторы, которые умели заставить себя внимательно слушать даже в таких условиях. Т.о., теоретическое, эмпирическое изучение и разработка практических рекомендаций для ораторов, собирающихся выступать на митингахпервое перспективное направление социально-психологических исследований в этой области.

Вторым направлением перспективной работы, основой для которого вполне может служить данное диссертационное исследование, должна стать разработка специальных дифференцированных программ развития личностных черт и особенностей вербального и невербального поведения коммуникатора. Такие программы не только обогатят психологическую практику, но и помогут в оказании психологической помощи, коррекции и консультации конкретным коммуникаторам (от ведущих политиков — до рядовых граждан).

— 125 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ и осмысление происходящих в стране процессов, показывает повышение роли, значимости устных публичных выступлений. Практика последних лет доказала, что определение эффективности убеждающего воздействия по числу «проведенных мероприятий», как это часто происходило в застойные годы, не может дать истинной и полной картины. Новая социальная и политическая ситуация закономерно обуславливает необходимость коренного пересмотра представлений о со-циально-психологической сущности, факторах и критериях эффективности устных выступлений.

В данном диссертационном исследовании сделана попытка проведения такого социально-психологического анализа проблемы, выявления и изучения той сферы устных сообщений, которая доступна социально-психологическим* методам теоретического и эмпирического исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. — Вопросы психологии, 1990, № 4.
  2. A.A., Кано X. Жесты и мимика в русской,.речи, М., 1991.
  3. Ю.Е., Петровская I.A. Психологическая компетентность пропагандиста, М., 1989.
  4. B.C. Общение и его проблемы. М., 1982.
  5. Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности. В кн.: Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987, с.152−166.
  6. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. В кг. Межличностное восприятия в группе. М., 1981, с.26−45.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1989.
  8. Е.А. Экстралингвистические детерминты формирования комщяшкативной способности. Автореф.дис.канд.филол. наук М., 1983.
  9. Н.С. Аудитория устной пропаганда. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып.№ 7, М., 1978.
  10. Н.С. Эффективность лекционной пропаганды. М., 1975.
  11. Е.М. Эффективность средств массовой информации, Минек, 1986.
  12. H.H. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  13. A.A. Личность и общние. М., 1983.
  14. A.A. Подтекст и элементы внетекстовых знаковыхструктур. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации, с.152−158.
  15. A.A. Психология устного пропагандистского воздействия. Вопросы психологии, 1978, № I.
  16. A.A. Экспериментальный анализ понимания. -Вопросы философии, 1986, № 9, с.60−62.
  17. Н.В. Информация об эмоциональных состояниях и речевой интонации. Вопросы психологии, 1965, № 3.
  18. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознования эмоций в речи Вопросы психологии, 1991, № I, с.95−108.
  19. A.A. Социологическое исследование эффективности лекционной пропаганды. М., 1978.
  20. Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
  21. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания (ред-Кукосян) Краснодар, 1977.
  22. Всесоюзный симпозиум по психолингвистике и теории коммутации, 8-й, М., 1985.
  23. С.Б. Взаимосвязь слова и жеста и развитие лексического значения. Автореф.дис. канд. филог. наук — Киев, 1984.
  24. Н.И., Фирсов A.A. Язык без слов? Наука м жизнь, 1987, № 4, с.86−89.
  25. С.С. Устная речь как источник информации о чело веке: Автореф.дис.канд.психологических наук. Л., 1982.
  26. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка. М., 1. X 98^"
  27. А.И., Емельянова Т. П., Концепция социальныхпредставлений в современной французской психологии, М., 1987.
  28. Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ. Б кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976, с.48−56. .
  29. Г. В. Психология первичного впечатления о другом человеке. М., 1979.
  30. Дюбуа М, Эдемен Общая риторика, М., 1986.
  31. В.К. Исследование когнтивно-личностных компонентов понимания. Автореф.дис.канд.психологических наук, 1987.
  32. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  33. Н.П. Лектор и аудитория. М., 1978.
  34. Н.П. Установление познавательного контакта. Слово лектора, 1978, № 9.
  35. Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М., 1978.
  36. Ю.М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики .со-, циально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении). В кн. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983, с.90−97.
  37. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1982.
  38. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982.
  39. Н.Г. Взаимодействие слова и изображения в публицистических жанрах телевидения. Дис.канд.филол.наук, М." 1985.
  40. И.А. Психология выступления лектора. Вопросы лекционной пропаганды. 1973, № I.
  41. И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения. В кн. Смысловое восприятия речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976, с.57−64.
  42. Идеологическая работа в условиях перестройки. 1988.
  43. К., Эмоции человека. М., 1980.
  44. Касаткин С.§-. Обратная связь в устном выступлении. М., 1984.
  45. С.Н., Кахиани З. Н., Кахиани Д. З. Экспрессивность эмоций человека, Тбилиси, 1985.
  46. В.Е. Взаимопонимание: некоторые философские и психологические проблемы. М., 1984,
  47. F.I. Проблемы исследования жестов в зарубежной пшхологии. Психологический журнал. 1987, № 4.
  48. Н.Г. Язык как средство воспитания. Вопросы психологии, 1987, № I.
  49. H.H. Мастерство успешного публичного выступления. М., 1987.
  50. Е.А. «Игры в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей. Вопросы психологии, 1985, № 3, с.144−149.
  51. Р.Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. В кн.: Психология межличностного познания. М., 1981, с.99−121.
  52. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга. Автореф.дис.канд.психологических наук, М., 1989.
  53. С.И. Речь установок в восприятии другого человека, Вопросы психологии, 1983, № 6.
  54. В.А. Интерпретация невербального поведения в- 140 межличностном общении. Дис. докт. психологических наук, Ростов-на-Дону, 1989.
  55. В.А. Невербальное поведение. Изд-во Ростовского университета, 1986.. .
  56. В.А. факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. В кн.: Психология межличностного познания. М., 1981.
  57. И.Т. Комплексный подход к разработке социально/ психологических аспектов идеологической деятельности. В кн.: Вопросы теории. и методов идеологической работы, вып.7, М., 1978.
  58. A.A. О некоторых путях научного изучения эффективности лекционной пропаганды. Вопросы лекционной пропаганды, 1973, № I.
  59. A.A. Первое впечатление о лекторе. Как оно влияет на успех выступления? Вопросы лекционной пропаганды. 1973, № 1.
  60. A.A. Психология общения. Тарту, 1974.
  61. A.A. Языковое сознание и образ мира. В кн.: Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1988.
  62. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: прогнозирование в процессе общения. Л., 1982.
  63. А.Р. Язык и сознание, М., 1979.
  64. А.Э. Выразительные средства информационно-публицистических программ. Дис. .канд.филологических наук, М., 1983.
  65. Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Автореф. дис. .канд.психологических наук, М., 1981.
  66. В.Х. Успешность восприятия говорящего взависимости от индивидуальных особенностей слушателей. Вопросы психологии, 1990, № I.
  67. Межличностное восприятия в группе. G., 1981.
  68. Е. «Я ты — мы», психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
  69. X. Роль коммуникативных движений в межличностном общении. Авт.дис.. .канд.психологических наук, М., 1979.
  70. G.A. Некоторые психолингвистические аспекты устной публичной речи. Авт.дис. .канд.филологических наук, М., 1975.
  71. A.I. Введение в методику лекционной пропаганда. Минск, 1982.
  72. Ш. А. Психология пропаганды. Тбилиси, 1978.
  73. Т.М. Жест и мимика. М., 1972.
  74. Ниренберг Дни, Калеро Дж. Как читать человека словно книгу. Свердловск, 1990.
  75. H.H. Уровни адекватности межличностного понимания. В кн.: Актуальные проблемы социальной пйихологии, ч. З, Кострома, 1986.
  76. К. Психология влечений человека. М., 1972.
  77. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей, Вопросы психологии, 1982, № 5, с.139−141.
  78. А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи, Вопросы психологии, 1991, № I, е. 88−95.
  79. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  80. Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе. В кн.: Межличностное восприятие в группе. М., 1981, с.152−168.
  81. В.И. Инструментальная обратная связь и повышение качества управления эмоциональным состоянием. Психологический журнал.1986, т.7, № 5, с.119−128.
  82. П.В. Критерии эффективности лекционной пропаганда. М., 1974.
  83. Г. Г. Молчание как знак. В кн.: Анализ знаковых систем: история логики и методологии науки. — Киев, 1986.
  84. Рабочая книга социолога. М., 1976.
  85. Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности. -Вопросы психологии, 1988, № 3, с.86−92.
  86. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.-1979.
  87. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. Сб., М., 1972.88. Речь и эмоции. Л., 1975.
  88. М., Тимак Р. Методика контент-анализа телевизионных и радиопередач. Вильнюс, 1987.
  89. М.А. Роль стереотипов в познании человека человеком.- Вопросы психологии, 1986, № 4, с.69−76.
  90. И.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений. Вопросы психологии, 1981, № 5, с.96−105.
  91. В.Р. Лектор как личность. Вопросы лекционной пропаганды. 1973, № I.
  92. Семенова 3.§. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепции и на восприятие информации. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология, вып.4, Л.,. 1971.
  93. О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении. Автореф. дис. .канд.психологических наук, М., 1985.
  94. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга, Краснодар, 1975.
  95. И.Е. Эмоциональность в речи В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976, с.228−233.
  96. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экманс) Вопросы психологии, 1982, № 5, с.144−147.
  97. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. Л., 1984.
  98. В.Н. Аудитория лектора как социально-психологи-ческая общность. Вопросы лекционной пропаганды. 1978,' № I.
  99. А.У. Лекционная аудитория: социально-психологический аспект. М., 1972.
  100. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды. Вопросы психологии, 1977, № 4.
  101. А.У. Смысловая структура публичного выступления. Вопросы психологии, 1978, 4.
  102. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. М., 1983.
  103. Е.А. Формирование понятия о человеке по акустическим характеристикам его речи. Автореф.дис. .канд. психологических наук. М., 1986.
  104. Г. Я. Влияние фактора «свой» на процесс восприятия и оценки действий человека. Тбилиси, 1978.
  105. Чанышева 3.3. Взаимодействие языковых и неязыковых факторов в процессе речевого воздействия. Уфа, 1984.
  106. Д.А. Информация, противоречия и смена социальных установок, Тбилиси, 1980.
  107. Читаем человека. Свердловск, 1990.
  108. Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  109. B.i. Зависимость оценки состояниячиеловека от состояния эксперта. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг-друга. Краснодар, 1975, с.105−107.
  110. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе, М., 1985.
  111. П.Н. Современная социальная психология США, М., 1979.
  112. ИЗ. Шкуратова И. А. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности, Л., 1983.
  113. Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи) В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  114. П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии. В кн.: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
  115. Barbara Dominik Anthony. How to make People Listen to You. Springfield, 1971.
  116. Burgoon M. Approaching Speech Communication. New York, 1974
  117. Communication, Language & Meaning, Psychological Perspectives. Ed by Miller G.A. New York, 1973.
  118. Giles H., Clair R, Language & Social Psychology. Oxford, 1979
  119. Handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Ed by Sherer K, & Ekman P. Paris, 1982,
  120. Harrison P. Beyond Words, An Introduction to Nonverbal Communication. Prentice Hall, 1974,
  121. Sanders K, P, Pritchelt M, Some Influence of Appearances on TU
Заполнить форму текущей работой