Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования: впервые определено содержание компонентов психологической готовности учителя к работе с учеником с признаками умственной одаренностиустановлено, что уровень развития мотивационно-личностного и операционального (технологического) компонентов психологической готовности значимо влияет на успешность работы учителя с одаренными обучающимисявыявлено, что в структуре… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема формирования и развития психологической готовности учителя к работе с умственно одаренными обучающимися
    • 1. 1. Анализ проблем обучения одаренных детей, роли учителя в этом процессе
    • 1. 2. Психологические особенности обучения и развития одаренных школьников
    • 1. 3. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися
    • 1. 4. Содержание компонентов психологической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися
    • 1. 5. Психологические основания для проектирования курса обучения педагогов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования психологической готовности педагогов для работы с одаренными обучающимися
    • 2. 1. Программа исследования компонентов психологической готовности, составляющих основу психологической готовности педагогов к работе с одаренными обучающимися
    • 2. 2. Анализ уровня развития компонентов психологической готовности к работе с одаренными обучающимися в группе успешных педагогов
    • 2. 3. Анализ уровня и специфические особенности психологической готовности педагогов, не имеющих высоких достижений в работе с одаренными обучающимися
    • 2. 4. Сравнительный анализ уровня развития компонентов готовности к работе с одаренными обучающимися в группах педагогов с разным уровнем успешности
    • 2. 5. Оценка эффективности реализации программы повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися
    • 2. 6. Психолого-педагогические рекомендации по развитию уровня психологической готовности педагогов для работы с одаренными обучающимися
  • Выводы по 2 главе

Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность темы

исследования определяется ростом заинтересованности общества в реализации интеллектуального и творческого потенциала человека как одного из главных ресурсов развития современного, стремительно меняющегося и высокотехнологического общества. Востребованность этого направления подтверждается в документах, которые формируют основы современной политики образования: Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 гг.

Анализ исследований в области обучения и развития одаренных детей позволяет утверждать, что одаренные школьники нуждаются в обучении, отличающемся от обычно принятого в школе (П.П. Блонский, 1997; Н. С. Лейтес, 1997; A.M. Матюшкин, 1989 — 2003; В. И. Панов, 2004; Дж. Фримен, 1999; Н. Б. Шумакова, 2004; B.C. Юркевич, 2004; В. М. Экземлярский, 1927; К. Heller, 1999; J. Renzulli, 1997 и др.), однако проблема формирования психологической готовности педагогов к работе с обучающимися с общей умственной одаренностью в российских школах долгое время не была сформулирована и решалась фрагментарно, в рамках частных задач.

Многочисленные исследования показывают, что психологическое своеобразие одаренных обучающихся, их повышенные познавательные потребности и возможности часто становятся источником трудностей и проблем, возникающих у них в процессе учения. Следует отметить, что подготовка учителей в этом направлении чаще всего бессистемна, ориентирована на развитие предметных компетенций педагога (Д.Б. Богоявленская, 1998; В. И. Панов, 2007; А. И. Савенков, 2010; Н. Б. Шумакова, 2007; В. Д. Шадриков, 2007; Е. И. Щебланова, 2006 и др.).

Анализ личностных и профессиональных характеристик, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными обучающимися, проводился неоднократно. Отдельные аспекты готовности педагога к работе с одаренными обучающимися рассматривались в научной литературе (Д.Б. Богоявленская, 2003; М. М. Кашапов, 1999; Е. Л. Мельникова, 2000; В. И. Панов, 1997; В. Д. Шадриков, 2003; Н. Б. Шумакова, 2004; М. Ыпскеу, 1995 и др.), но в целом психологическая готовность педагога к работе с одаренными обучающимися не являлась объектом целенаправленных исследований.

Таким образом, проблема определения содержания психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися и условий ее формирования в рамках непрерывного профессионального образования определяется следующими противоречиями:

— между объективной потребностью современного образования в повышении уровня эффективности работы педагога общеобразовательной школы с одаренными обучающимися и отсутствием адекватного перечня важных в профессиональном смысле качеств, составляющих основу психологической готовности учителя;

— между необходимостью формирования и развития психологической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися в системе дополнительного профессионального образования и отсутствием научно обоснованной и апробированной на практике модели подготовки учителя к данной деятельности.

Необходимость преодоления указанных противоречий определяет выбор и актуальность нашего исследования на тему: «Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися».

Цель работы — определить содержание и структуру психологической готовность учителя к работе с одаренными обучающимися.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ особенностей обучения одаренных обучающихся и роли учителя в этом процессе.

2. Конкретизировать содержание понятия «психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися».

3. Установить структурные особенности психологической готовности к работе с одаренными обучающимися педагогов с разной степенью успешности работы в этом направлении.

4. Определить условия формирования психологической готовности учителя к работе с одаренными школьниками в рамках дополнительного профессионального образования.

5. Разработать и апробировать программу курса повышения квалификации, направленного на формирование психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися.

Объект исследования — психологическая готовность к работе с одаренными обучающимися.

Предмет исследования — содержание и структура психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися.

Гипотезы исследования.

1. Основупсихологической готовности учителя к работе с обучающимися с высокой умственной одаренностью составляют три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный (технологический).

2. Структура психологической готовности к работе с одаренными обучающимися педагогов с разной степенью успешности в этом направлении деятельности имеет специфические особенности.

3. Развитие технологического компонента психологической готовности педагогов будет способствовать формированию мотивационного-личностного компонента психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися.

Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения об одаренности как системном и развивающемся в течение жизни качестве личности, определяющем возможности достижения выдающихся результатов в общественно значимых видах деятельности (Рабочая концепция одаренности, 2003). Базовыми для исследования являются: теория способностей и одаренности В. Д. Шадриковатеоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности (Н.П. Ансимова, A.B. Карпов, Е. В. Карпова, М. М. Кашапов, Н. В. Нижегородцева, Ю. П. Поваренков, В. Е. Орёл, В.Д. Шадриков) — концепция творческого мышления профессионала (М.М. Кашапов).

Теоретические предпосылки для разработки программы подготовки учителя к работе с одаренными обучающимися составляют отечественные исследования мышления и творчества (Д.Б. Богоявленская, В. В. Давыдов,.

B.Н. Дружинин, М. М. Кашапов, A.M. Матюшкин, А. Э. Симановский, М.А. Холодная), общих и специальных способностей (A.B. Карпов, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков), проблемного, развивающего обучения (В.В. Давыдов, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, E.JI. Мельникова, Д.Б. Эльконин), работы о закономерностях формирования профессионализма (A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, В. А. Сластенин, Э. Э. Сыманюк и др.) — положения деятельностного подхода к профессиональному обучению (В.В. Давыдов,.

C.И. Змеев, В. Д. Шадриков и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического, сравнительного, структурного анализа.

С целью выявления уровня развития личностных качеств педагогов использовались следующие методики: методика определения творческой активности учителя О. Н. Ракитской, М. М. Кашапова, методика определения мотива аффилиации X. Хекхаузена, методика когнитивной ориентации по Д. Б. Роттеру, методика определения индивидуальной меры рефлексивности A.B. Карпова, методика определения уровня абнотивности Ю. А. Адушевой, М. М. Кашапова, анкета уровня сформированности компонентов готовности (авторская), рефлексивная анкета учителя по итогам прохождения курсов, опросник уровня удовлетворенности обучением. В исследовании применялся метод контрастных групп.

Математическая обработка данных проводилась с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок и эмпирического критерия F-Фишера, анализа корреляционных структур, методов описательной психологии. Процедура обработки данных осуществлялась с помощью офисного пакета MS Excel 2007 и программы статистической обработки «Statistica 6.0». Совокупная выборка включает 78 человека (55 учителей принимали участие в лонгитюдном исследовании в течение 3 лет).

Этапы исследования:

Первый этап (2007;2008) — определение проблемы исследования и выявление ее актуальности, изучение информации по проблеме исследования в литературе, что позволило сформулировать цель и задачи, определить методы исследования.

Второй этап (2008;2010) -этап эмпирического исследованияпроведение формирующего эксперимента в соответствии с разработанной моделью формирования готовности учителя к работе с одаренными обучающимися.

Третий этап (2010;1013) — этап анализа, интерпретации и обобщения результатов исследованияоформление результатов в виде диссертации, автореферата.

База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды, МОУ «Центр повышений квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды».

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена комплексным подходом к анализу проблемы психологической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися, обоснованным применением адекватных предмету и задачам исследования взаимодополняемых методов и психодиагностических методик, применением методов математической статистики.

Научная новизна исследования: впервые определено содержание компонентов психологической готовности учителя к работе с учеником с признаками умственной одаренностиустановлено, что уровень развития мотивационно-личностного и операционального (технологического) компонентов психологической готовности значимо влияет на успешность работы учителя с одаренными обучающимисявыявлено, что в структуре психологической готовности к работе с одаренными учениками успешных учителей мотивационно-личностный и операциональный компоненты готовности функционируют в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсацииопределен комплекс личностных качеств и перечень специальных профессиональных умений педагога, влияющих на успешность деятельности в этом направлениивыявлено, что направленность педагога на работу с одаренным учеником выполняет системную функцию.

Результаты исследования дополняют представления о личностных качествах учителя, влияющих на успешность его работы с одаренными детьми.

Теоретическая значимость исследования: выявлены компоненты, составляющие основу психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимисяопределено содержание компонентов готовностиопределены специфические особенности структуры психологической готовности педагогов с разным уровнем успешности в этом направлении деятельностиустановлено, что функционирование компонентов психологической готовности в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсации влияет на успешность работы учителя с одаренными обучающимисявыявлены значимые различия в уровне развития личностного и операционального компонентов готовности у педагогов с разным уровнем успешностиопределены уровни сформированности психологической готовности педагогов к работе с одаренными учениками.

Практическая значимость исследования: определены необходимые условия формирования психологической готовности учителяв процессе апробации курса установлено, что специально организованное обучение, направленное на формирование операционального компонента готовности, способствует развитию личностных качеств педагога, уровня развития психологической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися и повышению успешности учителя в этом направлении деятельности.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют оптимизировать процесс подготовки педагогов к работе с данной категорией обучающихся с целью повышения успешности их деятельности в этом направлении. На основании полученных в эмпирическом исследовании результатов разработан курс «Выявление и развитие одаренных детей», который реализуется в системе дополнительного профессионального образования и может быть использован в педагогических институтах и университетах, в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях в рамках корпоративного обучения.

Результаты исследования применяются при организации обучения, направленного на формирование готовности педагогов к введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными школьниками является совокупностью мотивационно-личностного, когнитивного и операционального (технологического) компонентов, обеспечивающих успешное осуществление педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие обучающихся с признаками умственной одаренности.

2. В состав мотивационно-личностного компонента входят: абнотивность, рефлексия, творческая активность, интернальный локус контроля, мотивация аффилиации, направленность на работу с одаренным учеником. В состав операционального компонента включены умения учителя планировать собственную деятельность, направленную на сопровождение одаренных школьников, и специальные профессиональные умения обеспечивать формирование и развитие исследовательской активности одаренных обучающихся. Когнитивный компонент психологической готовности учителя составляют представления о содержании деятельности учителя по сопровождению умственно одаренных школьников в условиях общеобразовательной школы.

2. Структура мотивационно-личностного компонента психологической готовности педагогов, успешно работающих с одаренными обучающимися, характеризуется наличием взаимосвязей между выделенными качествами, высоким уровнем их интегрированное&trade-. В структуре мотивационноличностного компонента готовности педагогов, не имеющих высоких достижений в этом направлении, отсутствуют связи между выделенными качествами, уровень интегрированное&tradeравен нулю. В структуре психологической готовности педагогов, успешно работающих с одаренными обучающимися, личностные качества учителя и специальные профессиональные умения, направленные на развитие исследовательской активности обучающихся, находятся во взаимосвязи и взаимодополнении друг с другом. У педагогов, не имеющих высоких достижений в этом направлении, личностные качества и профессиональные умения функционируют обособленно, как две самостоятельные подструктуры.

3. Обучение, направленное на развитие специальных профессиональных умений, способствует развитию личностных качеств учителя. Структура психологической готовности педагогов после обучения становится более интегрированной, динамичной, возрастает возможность ее перестройки и образования новых подструктур в соответствии с изменениями целей и содержания деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы проведенного исследования включены в следующие программы научно-исследовательских проектов: Грант РГНФ 2007 — 2009 гг. по теме.

Разработка структурно-уровневой теории творческого мышления профессионала" (Проект № 07−06−279а) — Грант РГНФ 2010;2012 гг. по теме «Разработка структурно-динамической концепции творческого профессионального мышления» (Проект № 10−06−459а). Грант РГНФ 20 132 015 гг. по теме «Акмеология профессионального мышления субъекта» (Проект № 13−06−589а).

Основные результаты исследования представлены на Межрегиональной научно-практической конференции «Управление качеством образования непрерывного педагогического образования в системе школа-колледж-ВУЗ» (Вологда, 2008) — региональной научно-практической конференции «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» (С.-Петербург, 2010) — V Международной научно-практической конференции «Учитель. Преподаватель. Тренер» (Москва, 2010) — V Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2011) — Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством непрерывного образования» (Вологда, 2013) — Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация образования: проблемы и пути их решения» (Вологда, 2013).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложений. Текст диссертации включает 39 таблиц и 51 рисунок. Библиографический список включает 264 наименования, в том числе 5 на английском языке.

выводы.

1. Теоретический анализ проблемы обучения одаренных школьников, роли учителя в этом процессе показал: на становление одаренного взрослого существенное влияние оказывают условия школьного обучения, включая личность учителяименно школьники с высоким уровнем умственного развития больше всего нуждаются в «своем» учителе. Однако уровень психологической готовности педагогов общеобразовательных школ часто не соответствует повышенным познавательным потребностям одаренных обучающихся, что, в конечном итоге, приводит к инверсии одаренности. Установлено, что успешность педагога в работе с одаренными обучающимися зависит от уровня развития психологической готовности учителя к работе с данной категорией обучающихся.

2. Рассмотрено содержание понятия психологической готовности учителя к работе с одаренными школьниками, понимаемое как интегральная характеристика учителя, как совокупность когнитивного, операционального и личностного компонентов. Психологическая готовность включает в себя направленность педагога на эту деятельность, знания современных достижений науки в области развития одаренности и условий ее развития в рамках современного образования, умения применять эти знания в профессиональной деятельности, личностные характеристики педагогов. Основу психологической готовности педагога составляет комплекс личностных качеств: творческая активность, рефлексивность, абнотивность, мотивация аффилиации, интернальность. Системообразующим качеством является направленность учителя на работу с одаренными обучающимися и специальные профессиональные умения, способствующие развитию исследовательской позиции одаренных обучающихся.

3. Эмпирический анализ подтвердил, что педагоги, успешно работающие с одаренными учениками, имеют более высокий уровень развития выделенных личностных качеств. Структура личностных качеств педагогов, успешно работающих с одаренными детьми, отличается от структуры личностных качеств педагогов, не имеющих высоких достижений в этом направлении деятельности по уровню интегрированное&trade-, количеству связей и компонентов. Структуры психологической готовности в этих группах отличаются следующими специфическими особенностями: у педагогов, успешно работающих с одаренными обучающимися, личностные качества и специальные профессиональные умения находятся во взаимосвязи и взаимодополнении друг с другом. У педагогов второй группы личностные качества и профессиональные умения функционируют обособленно, как две самостоятельные подструктуры.

4. Установлено, что обучение учителя развивающим технологиям способствует формированию профессиональных умений и развитию личностных качеств, влияющих на успешность работы с одаренными обучающимися при соблюдении следующих условий: организационныхцикличностипсихолого-педагогических — субъект-субъектного взаимодействия, центрации на слушателя, использования интерактивных технологий, эффективной самостоятельной работы, организации обратной связи. Сравнительный анализ групп педагогов до и после обучения показал, что уровень развития выделенных личностных качеств повысился, структура психологической готовности приобрела пластичный и гибкий характер, позволяющий учителю приобретать новые конструктивные способы деятельности, повышающие его успешность в работе с одаренными обучающимися.

5. Отдаленные (через два года) результаты обучения показали, что формирование психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися способствует повышению успешности его работы в этом направлении деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любое государство рассматривает одаренных-детей как «национальный ресурс», от которого зависит развитие общества. Интересы государства в области совершенствования образования для одаренных детей и талантливой молодежи отражены в программных и нормативных документах 2000;2010 гг. [158- 223].

Многочисленные исследования показывают, что психологическое своеобразие одаренных обучающихся, их повышенные познавательные потребности и возможности часто становятся источником трудностей и проблем, возникающих у них в процессе обучения, что оказывает сдерживающее действие на развитие одаренности [122- 143- 169−186- 232- 253 и др.]. При анализе причин этого явления исследователи приходят к пониманию значимости личности учителя в процессе сопровождения одаренных обучающихся в условиях школьного обучения. Российские исследователи отмечают, что учитель в современной массовой школе не вооружен надежными критериями выявления одаренности, определения ее типа и предоставляемого ею потенциала [26- 62- 103- 142- 165- 188- 202- 259 и др.]. Несмотря на то, что дискуссия об «особом учителе для одаренных» в литературе далеко не закончена, большинство исследователей сходятся во мнении, что вследствие особой сложности одаренности как психологического явления, ее идентификация и развитие должны производиться специально подготовленными людьми. Именно отсутствием психологической готовности учителя к работе с одаренными обучающимися можно объяснить возникающие сложности в становлении одаренности [122- 188- 244- 249]. Как показывает практика, в образовательных учреждениях таких специалистов не хватает, а подготовка педагогов в рамках дополнительного профессионального образования до сих пор осуществляется бессистемно, в большей степени ориентирована на развитие предметных компетенций учителя. Следует отметить, что по вопросу определения содержания психологической готовности учителя к работе с одаренными.

177 обучающимися в литературе еще нет единого мнения. На наш взгляд, данная проблема может решаться в рамках изучения содержания компонентов психологической готовности успешных учителей, уточнения комплекса личностных качеств и специфических профессиональных умений педагогов и разработки модели формирования психологической готовности в условиях дополнительного профессионального образования.

Анализ требований к учителю для одаренных школьников показал, что готовность педагога к работе с одаренными обучающимися не сводится к определенной сумме знаний. Было установлено, что психологическая готовность учителя к работе с одаренным учеником — это комплексное психологическое образование, совокупность когнитивных, операциональных и личностных компонентов, функционирующих в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсации и обеспечивающих успешное осуществление педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие обучающихся с признаками умственной одаренности.

Результаты настоящего исследования позволяют:

— во-первых, установить научную позицию по отношению к обучению умственно одаренных школьников и роли учителя в процессе их развития в условиях школьного обучения;

— во-вторых, описать психологический профиль учителя, успешно работающего с одаренными школьниками, а также устанавливать «точки разрыва» (дефициты) в деятельности педагогов с разным уровнем успешности;

— в-третьих, на основании анализа различий в психологической готовности педагогов с разным уровнем успешности в работе с одаренными школьниками сформулировать содержание, цели и задачи, способы обучения, которые могут быть положены в основу проектирования обучения конкретных педагогов, направленного на формирование и развитие психологической готовности педагогов к работе с одаренными учениками;

— в-четвертых, утверждать возможность эффективного влияния на формирование и развитие необходимых личностных качеств учителя через освоение развивающих образовательных технологий, развитие специальных профессиональных умений педагога;

— в-пятых, оптимизировать обучение всех педагогов в рамках дополнительного профессионального образования, поскольку, в связи с введением и реализацией федеральных государственных стандартов нового поколения, цели и задачи обучения обычных детей кардинально меняются. Ориентация на развитие личности школьника и выстраивание образовательного процесса с опорой на принципы системно-деятельностного подхода, необходимые и характерные для организации обучения и развития одаренных учеников, сегодня распространяются на всех обучающихся общеобразовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. , Н.И., Шумакова, Н.Б. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
  3. , А.Ю. Проверьте свои способности / А.Ю. Айзенк- пер. с англ. М.: Мир, 1972. — 176 с.
  4. Акмеология: Учебник / Под общей ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  5. , Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе Текст. / Э. А. Аксенова // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сб. научн. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 101−110.
  6. , Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом Электронный ресурс. / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. — http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115−9.htm.
  7. , М.В. Педагогическая поддержка учения: конкретные рекомендации / М. В. Алешина // Одар. ребенок. 2005. — № 6 — С. 104−112.
  8. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. М.: Знание, 1990. — 180 с.
  9. , Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности: Сборник статей. Д.: Изд-во ЛГУ, 1962. — С. 15−36.
  10. , А. Психологическое тестирование: книга 1 / А. Анастази- пер. с анг. под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского- предисл. K.M. Гуревича. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  11. , Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 2. — С. 52−60.
  12. Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: 1984. — Т. 4. — С. 180.
  13. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  14. , А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. 2009. — № 4. -С. 19−22.
  15. , Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: 1997. — С. 275−294.
  16. , Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности. Электронный ресурс] http:// www.zaoisc.ru/proekti/infpoddtrj/babaeva-osn-podhod/ (дата обращения 12.01.2010)
  17. , Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Метод, пособие / под ред. В. И. Панова. М.: Мол. гвардия, 1997.-278 с.
  18. , Ю.Д., Войскунский, А.Е. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Одаренный ребенок. 2002. — № 2. — С. 6−22.
  19. Байбородова, J1.B., Симановский, А.Э., Яковлева, М. А. Организация работы с одаренными детьми в сельской местности: учебно-методическое пособие. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.- 160 с.
  20. , М.М. Оперативный контроль как средство управления процессом проблемного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: / М. М. Балашов. Казань, 1988. — С. 16.
  21. , М., Муршед, М. Как добться стабильно высокого качества обучения в школах / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. 2008. -№ 3. — С. 7−39.
  22. , Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одаренных детей / Ю. Н. Белехов // Одаренный ребенок. 2005. — № 4. — С. 48−53.
  23. , Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.В. Берне- пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М.А. Ковальчук- под общ. ред., вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.
  24. , М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. М.: Сентябрь, 1998. — 127 с.
  25. , П.П. Педология / П.П. Блонский- под ред. В. А. Сластенина. М.: Владос, 2000. — 288 с.
  26. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 176 с.
  27. , Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: «Академия», 2002. — 320 с.
  28. , Л.И. Избранные психологические труды. Текст Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1995. — 352 с.
  29. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: психология подростка /Л.И. Божович. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Рос. пед. агенство, 1997. — С. 414−430.
  30. , A.M. Конструирование системы учебных занятий как средства индивидуализации и дифференциации учебной деятельности / A.M. Борисов. Казань, 1990. — 116 с.
  31. , В.А. Технология учителя-мастера / В. А. Бухвалов. -Рига, 1995.- 169 с.
  32. , П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг- пер. с анг. С. Л. Лойко и Ф. Б. Сарнова. М.: Издательство «Прогресс». — 1990. — 122 с.
  33. , Е.П. Рефлексивная диагностика в системе образования. Текст / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанова // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 28−44.
  34. , H.H. Преодоление конфликта. Практикум. Вологда, изд.-производ. центр «Легия», 2000. — 72 с.
  35. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Текст: учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2000. — 17 с.
  36. Венгер, A. J1. Психологическеи основы диагностики умственного развития дошкольников // Диагностика умственного развития дошкольников.- М.: Педагогика, 1978. С. 7−72.
  37. , A.JI. Ребенок в обществе:исторический кризис детства / A. J1. Венгер // Вопросы психологии. 2008. — № 4. — С. 3−12.
  38. , O.A. Психология межличностного взаимодействия педагога с одаренными учащимися: Научно методическое пособие. -Иркутск.: Изд-во Иркутского института повышения квалификации работников образования, 2001. 80 с.
  39. , А.Г. Креативность и современные информационные технологии / А. Г. Виноградов // Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 14−17
  40. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  41. , А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998. — 360 с.
  42. , JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  43. , JI.C. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл- Эксмо, 2005. — 1136 с.
  44. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985. — 44 с.
  45. , Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия.- М.: Мысль, 1996. 270 с.
  46. , Е.А. Профессиональная компетентность педагога. М.: Сентябрь, 2008. — 176 с.
  47. , Дж. Три стороны интеллекта / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
  48. , Ю.З. Внимание: одаренность. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  49. Гин, A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / A.A. Гин. 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. — 112 с.
  50. , Э.А., Изюмова, С.А., Кабардова, М.К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения. / Э. А. Голубева, С. А. Изюмова, М. К. Кабардова и др. // Вопросы психологии. 1991. — № 2.
  51. , М.В., Городинская, Ю.В. Учитель развивающего образования глазами психолога труда / М. В. Горбунова, Ю. В. Городинская // Психологическая наука и образование. 1999. — № 1. — С. 69−77.
  52. , P.M., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
  53. , В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Б.Д. Эльконина-В.В. Давыдова. М., 2000. — 76 с.
  54. В.В. Теория развивающего обучения. С.: Интор, 1996. -432 с.
  55. Давыдов, В. В, Репкин, В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы. М.: Интор, 1997. — 35 с.
  56. , В.В. Концепция гуманизации российского начального образования / В. В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С. 5−17.
  57. , В.В. Последние выступления. М.: Рига, 1998.
  58. , В.В. Проблема периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология: Материалы всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. — С. 33−35.
  59. , В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.-544 с.
  60. , В.В., Маркова, А.К. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. -№ 6.-С. 13−26.
  61. , A.A., Селезнева, Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / A.A. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2006. — 496 с.
  62. , Э. Кеснер Одаренные дети в отношениях с учителями / Джон Э. Кеснер // Международный Образовательный Журнал. 2005. -№ 6(2).-С. 218−223.
  63. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., Изд-во АПЕ СССР, 1976.
  64. , А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. -С. 74.
  65. , А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М., 1956.
  66. , А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское Педагогическое Агентство, 1998.
  67. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Иматон — М, 2001. — 224 с.
  68. , И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  69. , Л.П. Профессиональное совершенствование педагога для работы с одаренными детьми / Л. П. Дуганова // Одаренный ребенок. -2003.-№ 3.-С. 21−31.
  70. , Н.В. Структура профессионально-важных качеств педагога в работе с одаренными обучающимися Текст. / Н. В. Дудырева // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2013. — № 1(34). — С. 174−179.
  71. , Н.В., Кузнецова О. В. Формирование УУД через организацию проектно-исследовательской деятельности школьников Текст. / Н. В. Дудырева, О. В. Кузнецова // Управление начальной школой. 2011. -№ 6.-С. 15−24.
  72. , А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Дом педагогики, 1996. 208 с.
  73. , Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  74. , В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.-192 с.
  75. , М.И., Кандыбович, JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998.-264 с.
  76. , М.И., Кандыбович, Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.
  77. , О.М. Воображение дошкольника Текст. / О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. 96 с.
  78. , О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленкской. М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 67−77.
  79. Зак, А. З. Как развивать теоретическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6−15 лет. М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
  80. , Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
  81. , A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1986.
  82. , А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: Респекс, 1995. — 192 с.
  83. , Э.Ф. Психология профессионального развития. Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2006. — 240 с.
  84. , Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие / Э. Ф. Зеер, O.A. Рудей. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательсво НПО «МОДЕК», 2008. — 256 с.
  85. , И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.252 с.
  86. , В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М., 1998. — С. 90−102.
  87. , В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое знание. Самара: «Самарский дом печати», 1998. -296 с.
  88. , В.П., Гальперин, П.Я. От действия с заданными свойствами к свободной мысли / В. П. Зинченко, П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С. 120−134.
  89. , С.И. Андрогогика становление и пути развития. Текст. / С. И. Змеев // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 64−67.
  90. , С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Текст. / С. И. Змеев. М.: Издательский центр Академия, 2002. — 128 с.
  91. , А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во москв. ун-та, 1976. — 97 с.
  92. , И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение / И. И. Ильясов // Вопросы психологии. 1996. — № 3. -С. 138−141.
  93. , Е.И., Косарецкий, С.Г., Слободчиков, В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  94. , М.Б. Формирование психологической компетентности педагогов / М. Б. Калашникова // Педагогика. 2009. — № 2. -С. 55−60.
  95. , М.В. Коммуникативно-семантические аспекты модели диалогической деятельности учителя в системе развивающего обучения / М. В. Каминская // Вестник. Международная Ассоциация «развивающее обучение». 2002. — № 10. — С. 73−76.
  96. , М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего образования. Диссертация на соиск. уч. ст. докт. псих. н. М., 2004.
  97. , М.В. Психология профессионализма учителя развивающего образования: учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Профессионализм учителя как реальность современного развивающего образования. М.: АПК ППРО, 2008. — 238 с.
  98. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.- 190 с.
  99. , A.B. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. -Ярославль: Изд-во Ярослав, пед. института, 1986. С. 23 — 35.
  100. , A.B., Скитяева, И.М. Психология рефлексии. М.: Ярославль, 2002.
  101. , М.М. Специфика творческого мышления педагога в работе с одаренными обучаемыми. / Материалы VI Международной конференции / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой. Иркутск, 2009. — С. 92−101.
  102. , М.М. Стадии творческого мышления профессионала // Монография. Ярославль: Ремдер, 2009. — 380 с.
  103. , М.М. Учет педагогом-профессионалом единиц периодизации творческого мышления в работе с одаренными обучаемыми // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие / Материалы научно-практической конференции. СПб: АППО, 2011. — С. 37 — 43.
  104. , М.М., Дудырева, Н.В. Психологические характеристики готовности педагога к работе с одаренными детьми / Одаренность: от теории к практике: Сб. науч. Статей / Сост. Жалагина Т. А., Сиротюк А. Л., Сиротюк A.C. Тверь, ГБОУ ДПО ТОИУУ, 2012. — 132 с.
  105. , С.М. Совершенствование творческого мышления профессионала. Текст: монография / С.М. Кашапов- под научн. ред. A.B. Карпова. М.-Ярославль: МАПН, 2006. — 316 с.
  106. , Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды Текст / Е. А. Климов. Москва- Воронеж, 1996. — 530 с.
  107. , Н.В. Технология работы психолога с учителем. Текст. / Н. В. Клюева. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 192 с.
  108. , Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. -М., 1982.
  109. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  110. , Я. Как любить ребенка. М., 1990.
  111. , Т.И. Интеграция образования и науки в России. Поиск эффективных форм и механизмов / Т. И. Кузнецова // Вопросы образования. 2007. — № 1. — С. 118.
  112. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  113. , Н.В. Формирование педагогических способностей.1. Л., 1961.
  114. , Ю.Н. Психологическое знание и учитель. Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983. -№ 3.-С. 51−61.
  115. , Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1995.
  116. , B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы. Текст / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. -2003.-С. 17−26.
  117. , Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / пер. с нем. А. П. Голубева. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 144 с.
  118. , П.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности / П. И. Ларионова // Одаренный ребенок. 2005. -№ 6.-С. 27−30.
  119. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Ин-т практ. Психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  120. , Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 57 — 67.
  121. , Н.С., Матюшкин, A.M., Щебланова, Е. И. Исследование способностей и одаренности в начале XX в. // Московская психологическая школа: История и современность: в Зт. / под ред. В. В. Рубцова. Т.1. Кн.2. -М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 59−69.
  122. , Е.В. Качество образования и качество подготовки учителя / Е. В. Ленская // Вопросы образования. 2008. — № 4. — С. 81 — 94.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст / А. Н. Леонтьев. 2 изд. — М.: Политиздат, 1997. — 304 с.
  124. , А.Н. Проблемы развития психики. Текст / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  125. , И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения. -М., 1984.
  126. , П.С. Профессионально-технологическая проба самоопределения // Одаренный ребенок. 2005. -№ 5.-С. 115 — 117.
  127. , Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
  128. , М.И., Курбатова, М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2002. — 192 с.
  129. , Г. П. Оценочная деятельность учителя и формирование оценки школьника / Г. П. Максимова // Вопросы психологии. -1983.-№ 5.-С. 42−47.
  130. , А.К. Психология труда учителя. Текст: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  131. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  132. , А. Мотивация и личность. Текст / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  133. , А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырева. -М, 1982.
  134. , М.В. Мотивация обучения младших школьников. -М., 1984.
  135. , A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-пресс, 1993.- 125 с.
  136. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  137. , A.M. Одаренность, творческость, развитие // Одаренность и одаренные дети: обучение и развитие / под ред. В. И. Панова. -Астана: «Дарын», 2006.
  138. , A.M., Сиск, Д.А. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д. А. Сиск // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 88−97.
  139. , A.M., Яковлева, E.JI. Учитель для одаренных Текст. / A.M. Матюшкин, E. J1. Яковлева. М., 1991.
  140. , М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 420 с.
  141. , М.И. Принцип проблемности в обучении / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−35.
  142. , E.JI. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М.: АПК и ПРО, 2002. — 168 с.
  143. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников. -М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  144. , B.C., Климов, Е.А. Формирование ИСД в процессе обучения / B.C. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. 1967. — № 4. -С. 110−118.
  145. Методическая работа в структуре образования взрослых: Сборник статей / Под ред. И. В. Крупиной. М.: АПКиППРО, 2008.
  146. , А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. / пер. с нем. М.: Академический проект, 2006. — 144 с.
  147. Митина, JIM. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: МПСИ, 1998.
  148. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. Текст: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / J1.M. Митина. С.: Академия, 2004. — 320 с.
  149. , JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. Текст. / JI.M. Митина, Е. С. Асмаковец. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.- 192 с.
  150. , Г. Б., Рузина, М.С. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2010.- 127 с.
  151. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. З-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
  152. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Сайт Минобрнауки. [Электронный ресурс]. UPL: http//old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/(дата обращения 15.05.13)
  153. Неделя науки. Воронина О. Ю., Дудырева Н. В. // сборник Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология / сост. JI.E. Савашкевич, А. Ю. Сапожкова, Н. В. Федоркова. Ярославль. Академия развития, 2009. — С. 157−194.
  154. , М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — С. 113−145.
  155. , Н.В. Компонентный состав психологической структуры готовности к усвоению грамоты // Формирование личности и интеллекта в дошкольном возрасте. Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 1995.-С. 3−12.
  156. , Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению Текст. / Н. В. Нижегородцева. Ярославль: Аверс Пресс, 2004. -338 с.
  157. , Г. Н. Миф в структуре познания и деятельности: Монография. / Г. Н. Оботурова. Вологда, ВГПУ. Изд-во «Русь», 2002. — 324 с.
  158. , A.C. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под ред. A.C. Обухова. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 67−77.
  159. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, Б. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
  160. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. — 140 с.
  161. , С.И.- Шведова, Н.Ю.- Толковый словарь русского языка. М: Изд-во: М.: Аз, 1996 г.
  162. Одаренный ребенок: особенности обучения / Под редакцией Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006.
  163. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
  164. , H.H. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: доктор. Диссертация: 24.00.01 / Надежда Николаевна Павелко. Краснодар, 2004.-441 с.
  165. , В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности / В. И. Панов // Практическая психология. 1998. — № 3. — С. 3348.
  166. , В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. М. и др.: Питер, 2007. — 347 с.
  167. , И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2.-М., 1981.
  168. , Ж. Комментарии к критическим замечаниям JI.C. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.-С. 188−193.
  169. , Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003. — 192 с.
  170. , Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности Текст. / Ю. П. Поваренков. Ярославль: Канцлер, 2008.-400 с.
  171. , А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  172. , А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия / А. Н. Подъяков // Психологическая наука и образование. -1998.-№ 3−4.-С. 5−17.
  173. , А.Н. Противодействие исследовательскому поведению и исследовательское поведение как защита от противодействия / А. Н. Подъяков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 3. — С. 34−49.
  174. , К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  175. , В.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения / В. А. Попов. — Томск, 1996.
  176. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  177. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  178. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  179. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  180. , B.C. Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 64 с.
  181. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова и др. 2-е изд. М.: Мин-во образования РФ, 2003. — 95 с.
  182. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. М.: Новосибирск, 1995. — 227 с.
  183. Рензулли, Дж, Рис, С. М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
  184. , В.В. Структура учебной деятельности /В.В. Репкин // Вестник Харьковского ун-та. 1976. — № 132. — С. 10−16.
  185. , Г. В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61с.
  186. , К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцев. М., 1995. — С. 276−283.
  187. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Текст / научное издание А. Г. Асмолов, A.JT. Семенов, А. Ю. Уваров. М.: Изд-во «Некст-Принт». -2010.-84 с.
  188. , B.C., Бондаренко, С.М. Мозг, обучение, здоровье. -М.: Просвещение, 1998. 239 с.
  189. В.В., Журавлев Л. Л., Марголис A.A., Ушаков Д. В. Образование одаренных государственная проблема // Психологическая наука и образование. — 2009. — № 4. — С. 5−14.
  190. , Ж.Ж. Текст: Юлия, или Новая Элоиза. М.: Слово/Slovo, 2010.
  191. С.Л. Основы общей психоогии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. 713 с.
  192. , А.И. Научим детей видеть проблемы / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2003. -№ 1. — С. 84−97.
  193. , А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2003. — № 3. — С. 84−107.
  194. , А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  195. , А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. — 440 е.: с ил. (Учебник 21 века).
  196. , Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  197. , И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. Текст / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  198. , Ю.В. Образование всегда накануне себя / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 22−29.
  199. , Ю.В., Фроловская, М.Н. Эволюция профессионального образа мира педагога / Ю. В. Сенько // Педагогика. № 2. — 2009. — С. 50−55.
  200. , Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании. / Н. И. Сергеева // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
  201. , А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 272 с.
  202. , Н.Ю., Чирковская, Е.Г. Особенности личности и роль педагога в развитии одаренности / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская // Одаренные ребенок. 2002. — № 1.
  203. Системогенез учебной и профессиональной деятельности Текст.: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. — 317 с.
  204. , В.А. Сластенин Текст. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  205. , В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магист, 1997. — 260 с.
  206. , В.И., Исаев, Н.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  207. , С.Ю., Похмелкин, Г.Ф., Калошина, Т.Ю., Фролова, Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкин, Т. Ю. Калошина, Т. В. Фролова // Вопросы психологии. 1991.-№ 5.-С. 5−14.
  208. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -288 с.
  209. , Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды в 2 томах. Педагогика, 1989. т.2.
  210. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общей ред. О. В. Агаповой. С. Г. Вершловского, H.A. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008. — 176 с.
  211. , В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте / В. А. Толочек // Вопросы психологии. 1984. — № 5. -С. 145−149.
  212. , Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. -СПБ.: Речь, 2010.-219 с.
  213. Урбан, Клаус Поощрение и поддержка креативности в школе / Урбан Клаус // Иностранная психология. 1999. — № 11. — С. 41 -51.
  214. Учителю об одаренных детях / под редакцией В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 215 с.
  215. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО второго поколения Электронный ресурс. URL www.nntu.ru/RUS/otdsl/metoduprav/ychmet./standart.htm (дата обращения 10.08.10)
  216. , И.М. Учимся всю жизнь. Текст / И. М. Фейгенберг. -М.: Смысл, 2008. 199 с.
  217. Философия, культура, образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 3−38.
  218. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова- Российская Академия образования. М.: ИНТОР, 1994. — 228с. — Сер.: Теория и практика развивающего обучения.
  219. , И.Ю. Учитель в системе развивающего обучения // Педагогический процесс как культурная деятельность. Самара, 1997.
  220. , К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003.
  221. Фрейд, 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-Т. 1.-397 с.
  222. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 371−393.
  223. , Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований / Дж. Фримен // Иностранная психология. -1999.-№ 11.-С. 10−18.
  224. , X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., Педагогика, 1986.
  225. , К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 243−264.
  226. , М.А. Приоритеты современного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание? URL: http:metodist.lbz.ru/lections/2/files/3.doc
  227. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — М.: Изд-во «Барс», 1997. -392 с.
  228. , М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / М. А. Холодная // Психологический журнал, 2011. Т.32. — № 5. — С. 69 — 78.
  229. , A.B. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования / A.B. Хуторской // Педагогика. -2009.-№ 3.-С. 17−24.
  230. , Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.-268 с.
  231. , Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии.-. 1998. -№ 3.~ С. 17−31.
  232. , Г. А. Идея рефлексивного развития как ценностное основание психологии учебной деятельности // Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига-Москва, 1999. — С. 31−36.
  233. , Г. А. Психология саморазвития. М.: Рига, 1997. — 288с.
  234. , Г. А. Развитие учебного сообщества / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 104−126.
  235. , В.Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. М.: Аспект-Пресс, 2007. — 284 с.
  236. , В.Д. Проблема профессиональных способностей / В. Д Шадриков // Психологический журнал. 1971. — № 5. — С. 13−26.
  237. , В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности /В.Д. Шадриков. М.: «Наука», 1982. — 184 с.
  238. , В.Д. Профессиональные способности. / В. Д. Шадриков. М.: Университетская книга, 2010. — 320с.
  239. , A.B. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / A.B. Шувалов // Вопросы психологии. 2012. — № 1. — С. 3−24.
  240. , Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2003.
  241. , Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: дисс. доктора психол. наук: 19.00.01 Наталья Борисовна Шумакова- Москва. 2007.-330л.
  242. , С.Т. Школа для детей или дети для школы. Текст / С. Т. Щацкий. Избран, педагогические сочинения. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. -С. 39−85.
  243. , Е.И. Неравномерность развития одаренных детей. Школьные трудности при нарушениях внимания / Е. И. Щебланова // Школьный психолог. 2008. — № 18.
  244. , Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс. доктора психол.наук.: 19.00.01.-Москва.- 2006.-311 л.
  245. , Г. П. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В. В. Давыдова. -Рига-Москва, 1999.-С. 117−129.
  246. , Б.Д. Действие как единица развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 35−49.
  247. , Б.Д. Цели, содержание и организационные формы подростковой школы (по итогам семинар) // Подростковая школа развивающего обучения: от теории к практике. М., 2000. — С. 3−13.
  248. Юнг, Г. К. Материалы «Съезда работников средних школ в Базеле в 1942 г.» / Г. К. Юнг // Электронный ресурс.- [Текст]. UPL. http://www.trizway.com/art/form/337.html (дата обращения 18.05. 2009)
  249. , B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 127−142.
  250. , B.C. Развивающий дискомфорт в народной и профессиональной психопедагогике / B.C. Юркевич // Одаренный ребенок. -2002.-№ 2. -С. 48−52.
  251. , B.C. Развитие креативности у одаренных детей / B.C. Юркевич // Одаренный ребенок. 2003. — № 2. — С. 56−58.
  252. Barber, М., Mourshed М. How the world best- performing shool systems come out top // McKenzie Review / September, 2007.
  253. Burruss, G.D. Kaenzig, L. Introbersion: the often forgotten factor impacting the gifted // Virginia Association for the Gifted Newsletter. V. 21(1) 1999.
  254. Landau, E. Existential Reading // Gifted International. № 2. — V. V1. -1991.-P. 54−59.
  255. Lindsey Margaret. Training Teachers of the Gifted and Talanted. Teachers College, Columbia University. New York, 1985. -60 p.
  256. Torrance, E.A. Quiet revolution // Journal of creative behavior. -1998. vol.23. — № 5. — P.136−145
Заполнить форму текущей работой