Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маскулинность — фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в качестве проблемы исследования выступают следующие противоречия. Во-первых, между востребованностью в современном обществе конкурентоспособных психологов и необходимостью переориентации вузовского образования с узко предметной подготовки студентов данного профиля на развитие и формирование у них постоянного стремления к самореализации. Во-вторых, между направленностью высшей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАСКУЛИННОСТИ -ФЕМИНИННОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Проблема маскулинности — фемининности в философии и психологии
    • 1. 2. Место маскулинности — фемининности в структуре личности
    • 1. 3. Понятие самореализации личности в психологической литературе
    • 1. 4. Влияние маскулинности — фемининности личности на самореализацию в процессе подготовки будущих психологов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАСКУЛИННОСТИ — ФЕМИНИННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Описание и обоснование методов исследования, используемых в работе
    • 2. 2. Анализ результатов изучения психологических особенностей маскулинности — фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов
    • 2. 3. Рекомендации по актуализации маскулинности — фемининности личности у студентов-психологов на этапе профессиональной подготовки
  • Выводы по второй главе

Маскулинность — фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется не только стремительными изменениями, нарастающими новыми технологиями, глубокими преобразованиями практически во всех сферах жизнедеятельности, но и изменениями самого человека, отношения его к окружающей действительности и к самому себе. И именно поэтому, по мнению многих ученых (А. Г. Асмолов, Д. И. Фельдштейн, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, С. К. Бондырева, Е. Н. Волкова), сегодня особенно актуальны проблемы понимания сущности и назначения современного человека, его особенностей, возможностей, способностей, умения не только приспособиться к новой социальной системе, но и стремления реализовывать себя в данных условиях.

При этом продуктивная самореализация становится возможной только в случае согласованности в личности объективного (социальная среда) и субъективного (личностные характеристики) факторов. Особое место среди последних занимает проблема маскулинности — фемининности личности. Ведь в зависимости от выраженности в личности маскулинности — фемининности, во-первых, она может иметь склонность к разным профессиям (Е. П. Ильин, К. Майлз, Л. Терман), и, во-вторых, в процессе освоения профессии способна развивать в себе те маскулинно — фемининные качества, которые необходимы ей для более полной реализации себя в профессиональной деятельности. Особую актуальность это приобретает в процессе подготовки будущих психологов, где приоритетным является развитие личностных особенностей будущих профессионалов, позволяющих ему преобразовывать себя в меняющемся мире. При этом одним из условий эффективного обучения студентов-психологов является, с одной стороны, максимальная степень включенности в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность (К. А. Абульханова, А. В. Бруш-линский, А. М. Трещев и др.). А с другой осознание личностью своих особенностей и их принятие, в частности маскулинно — фемининных качеств.

Вот уже не первое тысячелетие проблема изучения психологических особенностей мужчин и женщин находится в поле внимания ученых. По этому поводу высказывались А. Адлер, А. Ананьев, А. Барнетт, О. Вейнингер, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие. В теоретических построениях многих психологов соотношение мужского и женского в личности явилось системообразующим компонентом их теорий.

Активно проблема мужского и женского в личности исследуется и современными психологами (Т. В. Бендас, Т. Э. Зингер, Е. П. Ильин, И. С. Кон, И. С. Клецина, И. Г. Малкина-Пых, Н. Н. Обозов, Л. Н. Ожигова, Н. П. Фети-скин, С. Бэм, Ш. Берн).

Анализ литературы, посвященной собственно тендерной проблематике, позволяет сделать вывод о разносторонности проведенных исследований. Изучались поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), тендерная социализация (И. С. Клецина),. психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессиитендерный аспект (Л. Н. Ожигова), тендерные установки (В. Е. Каган), тендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), методологические подходы к изучению тендерных различий (Н. П. Фетискин) и другие. Однако нужно отметить, что недостаточно работ направленных на изучение маскулинности — фемининности личности будущих психологов, в частности, не определены психологические особенности данного внутриличностного компонента, его влияние на уровень развития самореализации личности, а также не изучена динамика его развития в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, в качестве проблемы исследования выступают следующие противоречия. Во-первых, между востребованностью в современном обществе конкурентоспособных психологов и необходимостью переориентации вузовского образования с узко предметной подготовки студентов данного профиля на развитие и формирование у них постоянного стремления к самореализации. Во-вторых, между направленностью высшей школы на подготовку будущих психологов, умеющих наиболее продуктивно реализовывать себя в условиях современности и недостаточным знанием внутренних факторов, способствующих развитию их самореализации. И, в-третьих, между потребностью психологической теории и практики в знании психологических особенностей маскулинности — фемининности личности, влияющих на уровень развития самореализации будущих психологов, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе. Вышеперечисленное позволило сформулировать тему исследования: «Маскулинность — фе’минин-ность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов».

Цель исследования: выявить психологические особенности маскулинности — фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов.

Объектом исследования является самореализация личности будущих психологов.

Предметом исследования выступает маскулинность — фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что соотношение в структуре личности маскулинно — фемининных качеств и их динамическое развитие в процессе профессиональной подготовки влияет на уровень развития самореализации будущих психологов. При этом студенты-психологи с андрогинным типом личности будут продуктивнее реализовывать себя в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в диссертации были намечены и решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть психологическое содержание маскулинности — фемининности как личностного компонента.

2. Установить взаимосвязь психологических особенностей маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологов с уровнем развития их самореализации.

3. Выявить динамику развития маскулинности — фемининности. личности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

4. Разработать научно-практические рекомендации к психокоррекцион-ной работе по актуализации маскулинности — фемининности личности как профессионально важного качества будущих психологов.

Методологической основой исследования являются: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — принцип развития (Л. И. Анцифирова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн) — принцип единства сознания и деятельности (С. П. Рубинштейн). В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов, в частности: теория деятельности (А. Н. Леонтьев) — концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д. И. Фельдштейн) — постулаты тендерной теории (Т. В. Бендас, Е. П. Ильин, И. С. Кон, И. С. Клецина) — положения психологии тендерных различий (Н. П. Фетискин) — теоретические положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) — теория смысла (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включает в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследованияметод тестирования, в частности, стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Калифорнийский психологический опросник X. Г. Гау (адаптированный Н.В. Тарабриной), тест по оценке уровня самоактуализации личности, адаптированный Н. Ф. Калиной, тест смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьеваматематические методы обработки данных, в частности, параметрический критерий Стьюдентанепараметрические критерии Манна-Уитни, Крускала-Уоллисаоднофакторный дисперсионный анализразличные виды корреляционного анализа (коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена). Математическая обработка результатов выполнялась с помощью статистического пакета «БТАТКИСА 6.0».

Научная новизна исследования: впервые выявлены психологические особенности маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологовопределено, что соотношение в структуре личности мас-кулинно-фемининных качеств оказывает влияние на уровень развития самореализации будущих психологоввыявлена динамика развития маскулинно-фемининных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузеустановлено, что оптимальное сочетание в личности студента-психолога маску-линно-фемининных характеристик выступает как условие наиболее продуктивной реализации себя в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены научные представления тендерной психологии о маскулинных, андрогинных и фемининных типах личности студентов-психологов. Разграничены и конкретизированы понятия самореализации и самоактуализации личности. Данное в работе понятие самореализации личности будущих психологов позволяет дополнить теоретические взгляды на развитие личности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что проведенное в данной диссертационной работе теоретическое и эмпирическое исследование маскулинности — фемининности личности позволяет предложить практические пути повышения уровня развития самореализации будущих психологов, за счет актуализации маскулинно — фемининных качеств. Результаты исследования также могут найти применение в индивидуальной и групповой психологической работе со студентами на базе психологических службв процессе профессиональной подготовки слушателей курсов повышения квалификации, при проведении тренинговой работыа также дополнить содержание дисциплин: «Введение в профессию" — «Гендер-ная психология" — «Дифференциальная психология" — «Возрастная психология» для студентов-психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом данных с использованием методов математической статистики.

База диссертационного исследования. В исследовании приняли участие 237 студентов I, III и V курса Астраханского государственного университета и Астраханского государственного технического университета. Из них 153 студента обучающиеся по специальности «Психология» (10 — юношей- 143 — девушки), и 84 студента обучающиеся по специальности «Юриспруденция» (45 -юношей- 39 — девушек).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 20 042 007гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2004 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны методы исследования и обработки данных, осмыслены технологии проведения эмпирического исследования. На втором этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялся анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. Третий этап (2005 — 2007 гг.) представлял собой эмпирическое исследование психологических особенностей маскулинности — фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов. На основе полученных данных были разработаны научно-практические рекомендации по актуализации и развитию маскулинности — фемининности личности будущих психологов. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования обсуждались на международных (Астрахань, 2005, Москва, 2007) и межвузовских научных конференциях (Саратов, 2005), во всероссийских и областных научно-практических конференциях (Астрахань, 2006 — 2007), а также на заседаниях кафедры психологии развития, акмеоло-гии и научно-методических семинарах аспирантов. Материалы исследования нашли отражение в шести опубликованных работах автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственных служащих», а также в ходе практической психологической работы в Министерстве науки и образования Астраханской области, в Областном центре развития творчества детей и юношества, в Астраханском государственном техническом университете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Маскулинность — фемининность личности является периферическим компонентом тендерной идентичности и представляет собой совокупность личностных качеств и особенностей поведения, характерных для мужчин и женщин, и способные изменяться под воздействием фактора времени, условий жизнедеятельности и в процессе освоения профессии. Маскулинностьфемининность личности, как внутриличностный компонент влияет на самореализацию будущих психологов.

2. Развитие самореализация личности будущих психологов в процессе профессиональной подготовки имеет уровневый характер, на становление которого оказывает влияние определенное соотношение маскулинно — фемининных качеств в структуре личности студента-психолога. Андрогинный тип личности студентов-психологов характеризуется относительно высоким уровнем развития самореализации. Будущие психологи маскулинного типа личности демонстрируют относительно средний уровень развития самореализации. Студенты-психологи фемининного типа личности реализуют себя на относительно низком уровне.

3. В процессе обучения в вузе у будущих психологов наблюдается своеобразная динамика развития маскулинности — фемининности личности. В начале профессиональной подготовки студенты-психологи обладают выраженными маскулинными качествами, к середине обучения наблюдается выраженность фемининных характеристик. И только в конце обучения прослеживается определенное оптимальное соотношение маскулинно — фемининных качеств в личности студентов-психологов.

4. Интегрированность маскулинно-фемининных характеристик в структуре личности является профессионально важным качеством будущих психологов и способствует наиболее продуктивной самореализации в процессе профессиональной подготовки. Психокоррекционная работа будет успешной, если она строится на основе деятельностного подхода и включает в себя переосмысление образа «Я — будущий психолог», направленного на развитие андрогинных качеств.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (195 наименований) и приложений. Объем работы 129 страниц. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Выводы по II главе:

1. Выраженность в личности студента-психолога определенных маскулинно-фемининных качеств оказывает влияние на уровень развития его самореализации. Маскулинный тип личности студентов-психологов в процессе освоения профессии охарактеризовался достаточно высоким уровнем притязаний, активным стремлением к реализации своей индивидуальности, нацеленностью на будущее в сочетании с неустойчивостью эмоциональной сферы, обращенностью в мир внутренних переживаний, неудовлетворенностью жизнью в настоящем, в связи с чем, был отнесен нами к относительно среднему уровню развития самореализации. Будущие психологи андрогинно-го типа личности показали умение принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками, способность жить полной жизнью, достаточную гибкость в общении и эмпатичность, независимость, ответственность и уверенность в себе, и были отмечены нами как реализующие себя на относительно высоком уровне. Фемининный тип личности студентов-психологов'продемонстрировал недостаток уверенности в себе, высокий уровень сверхконтроля, выражающийся в подавлении спонтанности и непосредственности реакций, низкий уровень самопринятия, неустойчивость эмоциональной сферы, а также ощущение своей похожести на других, отрицающее проявление индивидуальности, в результате чего был отнесен нами к относительно низкому уровню развития самореализации.

2. В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что в процессе профессиональной подготовки маскулинность — фемининность личности студентов-психологов претерпевает своеобразную динамику развития, а именно, в начале обучения студенты — психологи обладают достаточно выраженными маскулинными качествами при низких фемининных характеристиках, что связано на наш взгляд с демонстрацией мужских качеств. К середине обучения отмечается повышение показателей по фемининности личности. И только в конце обучения у большинства студентов-психологов наблюдается определенный баланс маскулинных и фемининных качеств (анд-рогинный тип), что задает основу целостности личности и как следствие наиболее полная реализация себя в профессиональной деятельности.

3. По итогам эмпирического исследования были разработаны научно-практические рекомендации по актуализации и развитию маскулинности — фемининности личности студентов-психологов. Как показывают результаты нашего исследования, интегрированность маскулинно-фемининных характеристик в структуре личности является профессионально важным качеством будущих психологов и способствует наиболее продуктивной самореализации в процессе профессиональной подготовки. На основе теоретического анализа и анализа результатов исследования мы выявили, что психокоррек-ционная работа, построенная на основе деятельностного подхода и направленная на развитие андрогинных качеств личности, будет эффективной, если способствует переосмыслению образа «Я — будущий психолог».

Заключение

.

В диссертационном исследовании нами впервые были выявлены психологические особенности маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологов, имеющие различный уровень самореализации в условиях образовательного процесса в вузе. Полученные данные показали, что андрогинный тип личности студента-психолога характеризуется относительно высоким уровнем развития самореализации. Этому способствует умение личностей данного круга осознавать, понимать и принимать как мужские, так и женские составляющие своей личности. Данная интегрированность и непротиворечивость развития анимы и анимуса позволяет будущему психологу более гибко реагировать на разные изменения в ситуациях, что является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.

Однозначный упор на маскулинность или фемининность личности в процессе профессиональной подготовки затрудняет самореализацию студентов-психологов. У маскулинных типов личности будущих психологов это проявляется в том, что, несмотря на достаточно высокий уровень притязаний, активное стремление к реализации своей индивидуальности, нацеленность на будущее, они все же неудовлетворенны жизнью в настоящем, обращены в мир внутренних переживаний, неустойчивы в эмоциональной сфере. В связи с этим, студенты-психологи данного типа были отнесены нами к относительно среднему уровню развития самореализации.

Относительно низкий уровень развития самореализации, по итогам эмпирического исследования продемонстрировали студенты-психологи фемининного типа личности. Подтверждением этому послужило наличие у личностей данного круга высокого уровня сверхконтроля, который выражается в подавлении спонтанности и непосредственности реакций, недостатка уверенности в себе, низком уровне самопринятия, неустойчивости эмоциональной сферы, а также ощущении своей похожести на других, отрицающее проявление индивидуальности. Кроме того такое одностороннее использование либо мужских, либо женских составляющих своей личности в процессе обучения, ограничивает возможности студента-психолога в практической деятельности.

Также в ходе эмпирического исследования, было установлено, что маскулинность — фемининность личности студента-психолога в процессе профессиональной подготовки имеет своеобразную динамику развития. На первом курсе студенты-психологи обладают достаточно выраженными маскулинными качествами при низких фемининных характеристиках. Это объясняется тем, что в начале обучения студенты-психологи, во-первых, находятся на стадии адаптации, а во-вторых, имеют еще некоторые смутные представления о профессиональной деятельности психолога. И единственно возможным способом самореализации на данном этапе обучения для них становится умение демонстрировать определенные мужские качества. К третьему курсу наблюдается повышение показателей по фемининности личности, что связано с интенсивным практическим освоением профессии студентами-психологами на данном этапе обучения. В результате различного рода тренингов, практических занятий студенты приобретают качества, традиционно считающиеся женскими: открытость, гибкость в общении, способность к сопереживанию и т. д. И наконец, на пятом курсе у большинства студентов-психологов наблюдается определенная интеграция маскулинных и фемининных качеств, что задает основу целостности личности и как следствие наиболее полная реализация себя в профессиональной деятельности.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту, и позволило определить перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В частности, это изучение психологических особенностей маскулинности — фемининности личности, раскрытии ее структурно-содержательных характеристик в процессе профессиональной деятельности у специалистов разного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1997. — 368 с.
  2. , К. А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. , В. С. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии / B.C. Агапов, И. В. Барышникова, А. В. Иващенко // Мир психологии. 2002. -№ 2. — С. 17−30.
  5. , А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Текст. / А. Адлер. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 448 с.
  6. , А. О нервическом характере Текст. / Под ред. Э. В. Соколова СПб. — М.: Университетская книга- 1977. — 386с.
  7. , А. Очерки по индивидуальной психологии Текст. / Пер. с нем. М.: Когито — Центр- 2002. — 219с.
  8. , А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. СПб.: Изд-во Академический проспект, 1997. — 256 с.
  9. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: учеб. пос. / А. А. Деркач, О. В. Москаленко и др. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000.-330 с.
  10. , Ю.Е., Волович, A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Текст. / Ю. Е. Алешина, A.C. Волович// Вопросы психологии. -1991.-№ 4.-С. 74−82.
  11. , Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов Текст. / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологические исследования. 1992. — № 5. — С. 104−109.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев -М.: Наука- 2000.-315с.
  13. , Е.А. Об изучении детского коллектива Текст. / Е. А. Аркин. М.: 1927.
  14. , А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. -480 с.
  15. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М. Г Изд-во Московского ун-та, 1990. — 336 с.
  16. , В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека Текст. / В. П. Багрунов. Л.: 1981.
  17. , Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова, Н. А. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. — Вып. 5. — С. 72−77.
  18. , Т.В. Тендерная психология Текст. / Т. В. Бендас. СПб.: Питер- 2005.-431с.
  19. , Т.В. Тендерные исследования лидерства Текст. / Т. В. Бендас // Вопросы психологии. 2000 — № 1. — С. 87 — 95.
  20. , Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991.-318с.
  21. , Н. Метафизика пола и любви. Текст. // Русский эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс- 1991. — с. 232−265.
  22. , А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Ф. Березин. Ставрополь, 2002.
  23. , П.П. Очерки детской сексуальности Текст. / П.П. Блон-ский // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. I.e. 202 -276.
  24. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека Текст. / А. А. Бодалев, JT. А. Рудкевич. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  25. , А. А. О психологическом понимании Я человека Текст. / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 12−17.
  26. , А. А. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) Текст. / А. А. Бодалев, Н. А. Васина. СПб.: Речь, 2005. — 324 с.
  27. , Л.Г., Гвоздева, Е.С. Молодежь в экономическом пространстве. Текст. // Социальное качество российской молодежи на рубеже веков. Барнаул- 2000.
  28. Боровиков, В.В. STATIST1CA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов Текст. / В. В. Боровиков. СП.: Питер, 2003. -688с.
  29. , Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности Текст. / Б. С. Братусь // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2006. — С. 117−133.
  30. , С. Л. Вопросы самому себе как путь понимания Электронный ресурс. / С. Л. Братченков. — Электронные данные. — Режим доступа: HPSY.RU/публикации, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. русский.
  31. , А. В. Психология субъекта Текст. / А. В. Брушлин-ский. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. — 272 с.
  32. , Л.Г. Психология личности женщины Текст. / Л.Г. Бузу-нова. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 185с.
  33. , С.Н. Свет невечерний. Текст. // Русский эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс- 1991. — с. 307 -315.
  34. , М.В. Интерпретация маскулинности фемининности внешнего облика женщины: автореф. дис. канд. психол. наук /М.В. Буракова. — Ростов-на-Дону, 2000. — 24с.
  35. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер-Ком, 1999. — 528 с.
  36. , Т. М. Инициальный путь развития личности : возможности психологической работы Текст. / Т. М. Буякас // Вопросы психологии.2003.-№ 5.-С. 69−79.
  37. , Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. М. Буякас // Вестник МГУ. сер. 14. 2005. -№ 2.-С. 7−17.
  38. , Н. Г. Современный человек: в поисках смысла Текст. / Н. Г. Валинурова, О. А. Матвейчев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004.-260 с.
  39. , Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламов, С. Ю. Степанов. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. — 256 с.
  40. , И. В. Метафора как инструмент практического психолога Текст. / И. В. Вачков // Вестник практической психологии образования. -2004. -№ 1.-С. 64−67.
  41. , В. Важные шаги к помогающему диалогу: программа тренинга, основанная на практическом опыте / В. Вебер. СПб.: РАТЭПП, 1998.-41с
  42. , О. Пол и характер Текст. / О. Вейнингер М.: Латард- 1997, с 186.
  43. , К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К. Я. Визина. М.: Гос. ун-т печати, 2002. — 145 с.
  44. , Е. Г. Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным уровнем самореализации Текст.: дис.. канд. психол. наук / Власенкова Елена Геннадьевна. Южно-Сахалинск, 2005. — 148 с.
  45. , Л. С. Психология развития как феномен культуры Текст. / Л. С. Выготский М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  46. , Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.
  47. , O.A. Чувство вины у работающей женщины Текст. // Вопросы психологии. № 4. — 1998. — с. 65−70.
  48. , М. В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: учеб. пос. / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова и др. -М.: Ноосфера, 1999. 272 с.
  49. Гау, Х. Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI) Текст./ Х.Г.Гау- перевод/ И. М. Дашков, Н. А. Курганский. -Психологический центр ПсиХрон (г. Челябинск). 1995. — 64с.
  50. , Г. Психология женщины Текст. / Г. Гейманс СПб.- 1911
  51. Тендерный калейдоскоп: курс лекций Текст./ под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. — 320 с.
  52. , В.А. Два пола: Зачем и почему? Текст. / В. А. Геодакян -СПб.- 1992.
  53. , М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. И. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., Юристъ, 2001. — 36с.
  55. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская.- СПб.: ОМС, 1994. 192 с.
  56. , Р. Он. Глубинные аспекты мужской психологии Текст. / Р. Джонсон- пер. с анг./ В. Мершавка. Харьков: Изд-во «Фолио», 1996. -184с.
  57. , Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии Текст. / Р. Джонсон- пер. с анг./ В. Мершавка. Харьков: Изд-во «Фолио», 1996. -124с.
  58. , А. И. Профессиональные представления студентов психологов /А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42−49.
  59. , А. М. Влияние индивидуально-психологических характеристик на самооценку профессионально важных качеств студентов-психологов / А. М. Дышлюк. М.: МОСУ, 2001. — 28 с.
  60. , В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2002. — 496 с.
  61. , Е.А., Темкина, A.A. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России Текст./ Е. А. Здравомыслова, A.A. Темкина // Общественные науки и современность. 1999. — № 6. — С. 177 — 185.
  62. , Б. В. Теория Г. Олпорта / Б. В. Зейгарник // Теории личности в зарубежной психологи. М.: МГУ, 1982. — С. 42−52, 53.
  63. , И.А. Педагогическая психология. Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Логос- 2004. 383с.
  64. , Т.Э. Методологические и психолого-теоретические основы анализа феминизированных черт личности у мужчин. Автореферат, с 14.
  65. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 303 с.
  66. , В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 7−15.
  67. , Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. М. Ижванова. Москва, 2004. — 24 с.
  68. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 390с.
  69. , В.Е. Стереотипы мужественности женственности и образ «Я» у подростков Текст./ В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. -С.65 — 69.
  70. , Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999.- 160 с.
  71. , Б. В. Психологические условия социального становления и развития личности растущего человека Текст.: методические рекомендации / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. — 21 с.
  72. , Б. В. Самопонимание: миф или реальность Текст. / Б. В. Кайгородов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. -184 с.
  73. , С.И. Компьютерная обработка данных для психологов Текст. / Под науч. ред. А. Л. Тулупьева. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 134с.
  74. , H.A. Тендерные аспекты проблемы смысла и их роль в самореализации женщины Текст./ H.A. Кебина// Философские науки. 2006 -№ 5-С. 74−81.
  75. , И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии. Текст. // Вопросы психологии. № 5 — 2003. — с. 61 — 78.
  76. , И.С. Психология тендерных отношений Текст./ И. С. Клецина. СПб, 2004. — 403с.
  77. , И.С. Развитие тендерных исследований в психологии Текст./ И. С. Клецина // Общественные науки и современность. 2002. — № 3. -С. 181−192.
  78. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 333 с.
  79. Кон, И. С. Введение в сексологию Текст. / И. С. Кон. М.: Медицина, 1989.-331с.
  80. Кон, И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Текст. // Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СП б.: Алетейя" — 2001. -с. 562−605.
  81. Кон, И. С. Психология половых различий Текст./ И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 47 — 57.
  82. , Е. П. Подготовка специалистов для оказания психологической помощи / Е. П. Кораблина // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: тез. докл. межвуз. конф. СПб.: РГПУ, 1999.-С. 199−201.
  83. , Е. П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога / Е. П. Кораблина // Психологйческие проблемы самореализации личности / под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI. А. Коросты-левой. СПб., 2001. — Вып. 5 — С. 171−181.
  84. , Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере Текст. / Л. А. Коростылева. СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-222с.
  85. , Л.П. Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей Текст. / Л. П. Кочеткова. М.- 1915.
  86. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2004. — 940 с.
  87. , Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / Л. В. Куликов. СПб: Питер, 2000 — 480с.
  88. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. — 352 с.
  89. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т./А. Н.Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 с.
  90. , А. Н. Философия психологии : из научного наследия Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 287 с.
  91. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии.-2001.-№ 1.-С. 57−65.
  92. , Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  93. , Д. А. Тест смысложизненных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 18 с. — (Психодиагностическая серия — вып. 2а).
  94. , Ж. Третья женщина: незыблемость и потрясение основ женственности Текст. / Ж. Липовецкий. СПб.: Алетейя- 2003. — 499с.
  95. Личность и бытие: субъектный подход. Психология субъекта и тендерные аспекты бытия личности: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. — 124с.
  96. , А. Археология психоанализа. Текст. / Пер. с нем. А. Руткевича. Прогресс Академия, М.- 1996. с. 45−46.
  97. , П.В. Изменение идентичности «пси-хо-лога» Текст. / П. В. Лушин // Журнал практического психолога. 2000. — № 12. — С. 49 — 57.
  98. Лэнгле, A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности Текст. / А. Лэнгле. -М.: Генезис, 2006. 159 с.
  99. , А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия Текст. / А. Лэнгле. М.: Генезис, 2003. — 128 с.
  100. , С. Р. Теории личности : сравнительный анализ Текст. / С. Р. Мадди. СПб.: Речь, 2002. — 539 с.
  101. Малкина-Пых, И. Г., Тендерная терапия Текст. / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928с.
  102. Марез Теун. Мужское и женское. В поисках мужественности Текст. / Теун Марез- пер. с англ. К.: «София», 2000. — 208с.
  103. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  104. , А. По направлению к психологии бытия Текст. / А. Мас-лоу- пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  105. , А. Женщина третьего тысячелетия Текст. / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. М.: ННБФ «Онтоп-сихология" — 2002. — 256с.
  106. , JI. В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в ВУЗе : автореф. дис.. д-ра. психол. наук / Л. В. Меньшикова. Новосибирск. 1998. — 46 с.
  107. Мид, М. Культура и мир детства: Избранные произведения Текст. /М. Мид.-М.- 1988.
  108. , Ю.В., Скворцов A.A. Понятие «фактор» в теории системно-динамической локализации высших психических функций Текст./ Ю. В. Микадзе, A.A. Скворцов // Вопросы психологии. 2007. — № 4. — С. 80 -89.
  109. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  110. , О.В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США). Текст. // Вопросы психологии. -№ 1 -2000. с.68−86.
  111. Мольтманн-Вендель, Э. И сотворил Бог мужчину и женщину Текст. / Э. Мольтманн-Вендель // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 91 -103.
  112. , М. А. Философия, методология и игротехника / М. А. Мкртчян. Красноярск, 1998. — 97 с.
  113. Мотивация // Краткий психологический словарь / под общ. ред.
  114. A. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — С. 190−191.
  115. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции. Материалы Всероссийской психоаналитической конференции / под ред. А. Н. Харитонова, A.B. Литвинова. М.: Русское психоаналитическое общество, 2005. — 408с.
  116. , В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 432 с.
  117. , В. С. Феноменология развития и бытия личности Текст. /
  118. B. С. Мухина. М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 640 с.
  119. Мэй, Р. Вклад экзистенциальной психотерапии Текст. / Р. Мэй // Экзистенциальная психология: коллективная монография / под. ред. Р. Мэя. -М., 2001.-С. 141−200.
  120. , Н.Г. Развитие самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. Г. Мяснянкина. Астрахань, 2006. — 22 с.
  121. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пос. / А. Н.'Насле-дов. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  122. , С. В. Концептуальные подходы к осмыслению практической подготовки психологов / С. В. Недбаева, Е. Н. Шиянов // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. -М.: МОСУ, 1998. С. 39−44.
  123. , К. Галактика потребностей. Психология влечений человека Текст. / К. Обуховский. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
  124. , Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Н. Ожигова. Краснодар, 2000.-22с.
  125. , Л.Н. Психология тендерной идентичности Текст. / Л. Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. — 290с.
  126. , Г. Становление личности Текст.: избранные труды / Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. — 464 с.
  127. , А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 150 -155.
  128. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  129. , Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пос. 2-е изд. Текст. / Р. Г. Петрова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. -232с.
  130. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. /В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  131. , А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам Текст. / А. А. Пископпель // Вопросы психологии. 2001. — № 6. -С. 103−119.
  132. Платон. Пир Текст. М.: Мысль- 1993. — с. 98−103
  133. Подготовка практических психологов для системы образования в самарской области: методические разработки для руководителей, методистов высшей школы, органов образования / сост. Г. В. Акопов, Т. Н. Клюева. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1999. 72 с.
  134. , Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин Текст. / Л. В. Попова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 31 — 41.
  135. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. Текст. СПб.: Питер, 2003 — 479с.
  136. , Н. И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Протасова Наталья Ивановна. М., 1999. — 24 с.
  137. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Текст.: коллективная монография / под ред. А. В. Брушлинского. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 576 с.
  138. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990 г.
  139. , А. Э. Психолог теоретирующий практик и практикующий теоретик Текст. / А. Э. Пятинин // Журнал практического психолога. -1999.-№ 4.-С. 5−12.
  140. , Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях Текст./ Н. К. Радина // Вопросы психологии. 1999. -№ 2.-С. 22−27.
  141. , Е. В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего Текст.: дис.. канд. психол. наук / Разгоняева Екатерина Васильевна. Барнаул, 2004. — 168 с.
  142. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Р. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  143. , К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы Текст. / К. Роджерс — пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
  144. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  145. , С. Л. Человек и Мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997.-191 с.
  146. , С.И. Любовь глазами мужчины Текст. / С. И. Самыгин. -Ростов-на-Дону 2000. 225с.
  147. , Е. Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога.-1997.-№ 6.-С. 3−13.
  148. , Е. Е. Психология развития человека Текст.: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  149. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  150. Словарь тендерных терминов Текст./ под ред. A.A. Денисова. -М.: Информация XXI век, 2002. 256с.
  151. , JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ Текст. / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2003. -168с.
  152. Е.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной тендерной идентичности с когнитивным стилем личности Текст. / Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии. 2002. -ЖЗ.-С. 41 -51.
  153. , Л.Г. Позитивная и негативная роль тендерных стереотипов в формировании самоопределения личности Текст. / Л. Г. Степанова // Журнал практического психолога. 2006. — № 6. — С. 39 — 44.
  154. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  155. Теория и методология тендерных исследований Текст. / Под общ. ред. O.A. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001.
  156. , М.А. Становление тендерной идентичности студентов младших курсов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Толстых. Волгоград, 2006. — 22 с.
  157. , H.A. Женщина: Ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Текст. / H.A. Усачева. Алматы- 1994 — 254 с.
  158. , Д. И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Флинта, 2004. — 670 с.
  159. , Д. И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  160. , Н.П. Психологические основы и диагностика тендерных различий Текст. / Н. П. Фетискин. Москва — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2005. — 199 с.
  161. , А. Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала Текст. / А. Р. Фонарев // Мир психологии. 2001. — № 2 (26)-С. 104−109.
  162. , А.Р. Психология становления личности профессионала: учеб. пос. Текст. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 240с.
  163. , Э. Мужская терапия и патриархат Текст. / Э. .Форре-стер // Инновационная психотерапия / под ред. Д. Джоунса. СПб.: Питер, 2001.-С. 304−324.
  164. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  165. , А. Эго и механизмы защиты Текст. / А. Фрейд- пер. с англ. М. Гинзбурга. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 256 с.
  166. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» Текст.: в 2 кн. / 3. Фрейд. Тбилиси: Ме-рани, 1991.
  167. Фрейд, 3. Женственность. Сновидения: Избранные лекции. М., 1991.
  168. , Е.А. Психологические условия личностной самореализации в системе профессионального обучения старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Фролова. Самара, 2004. — 24 с.
  169. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя Текст. / Э. Фромм. M.: ACT, 1990. — 576 с.
  170. , К. Невротическая личность нашего времени Текст. / К. Хорни. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  171. , К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. Текст. / Пер. с англ. А. Боковиков. СПб.: Питер- 2002. — 473с.
  172. , З.А. Тендерная ассиметрия в сфере занятости. Текст. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай 96». -М.: МЦГИ- 1997. с. 60−64.
  173. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. АН СССР, Институт психологии, 1977. 144с.
  174. , В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни Текст. / В. Э. Чудновский. М.: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2006. -768 с.
  175. , Л.Б. Идентичность: хрестоматия Текст. / Л. Б. Шнейдер.- М. Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. — 217с.
  176. , К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. Текст. / К. Штайнер СПб.: Питер, 2003.- 416 с.
  177. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Ле-нато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  178. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон.- М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  179. Юнг, К. Проблемы души нашего времени Текст. / К. Юнг. М.: Прогресс, 1996.-336 с.
  180. Юнг, К. Психология бессознательного Текст. / К. Юнг. М.: Прогресс, 1994−254с.
  181. Allport G.W. Pattern and growth in personality. Text. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  182. Bern, S. Sex typing and androgyny / S. Bern // Journal of Personalite and Social Psychology, 1975. № 31, p. 634 — 643.
  183. Taylor, J. A., Hall, J. A., Psychological androgyny: Theories methods and conclusions / J. A. Taylor ., J. A. Hall. // Psychological bulletin. 1982. — v. 92.-P. 347−366.
  184. Stockard, J., Johnson, M. Sex roles. Text. N. Y. 1980. P 334.
  185. Spence, J. T. Gender-related traits and gender ideology: evidence for a multifactorial theory / J. T. Spence. // Journal of Personalite and Social Psychology, 1993, v. 64(4), p. 624−635.
Заполнить форму текущей работой