Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании мы также опирались на основные теоретические и методологические положения отечественных и зарубежных ученых о системном подходе к изучению целостности личности и индивидуальности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф, Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — о структурном подходе к рассмотрению психологических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы структуры психологи-^ ческих защит личности педагога
    • 1. 1. Представления о психологической защите личности: исторический и актуальный аспект
      • 1. 1. 1. Феномен психологической защиты в трудах зарубежных исследователей
      • 1. 1. 2. Исследование психологической защиты в рамках отечественной психологии
      • 1. 1. 3. Психологические явления, смежные с понятием психологической защиты
    • 1. 2. Структура психологических защит личности как целостное образование
    • 1. 3. Структура психологических защит личности педагога начального профессионального образования
      • 1. 3. 1. Специфика профессиональной деятельности педагога начального профессионального образования
      • 1. 3. 2. Особенности функционирования структуры психологических защит педагога начального профессионального образования
  • Выводы по первой главе. f
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Общая схема исследования
    • 2. 2. Участники исследования
    • 2. 3. Методики исследования
      • 2. 3. 1. Методика исследования структуры психологических защит личности
      • 2. 3. 2. Методика исследования особенностей самоотношения личности
      • 2. 3. 3. Методика исследования нейротизма личности
      • 2. 3. 4. Методика исследования формально-динамических свойств личности
    • 2. 4. Методы математико-статистического анализа
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Исследование эффективности структуры психологических защит личности педагога и ее коррекция
    • 3. 1. Особенности вариантов структуры психологических защит личности педагога
    • 3. 2. Оценка эффективности функционирования структуры психологических защит личности педагога
      • 3. 2. 1. Оценка адекватности выполнения структурой психологических защит функции поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я
      • 3. 2. 2. Оценка адекватности выполнения структурой психологических защит функции овладения травмирующим личность переживанием
    • 3. 3. Определение детерминации доминирования защитных механизмов формально-динамическими свойствами личности
    • 3. 4. Интерактивный диагностирующий семинар-тренинг как одна из эффективных социально-психологических технологий формирования и коррекции структуры психологических защит
      • 3. 4. 1. Проблема коррекции психологической защиты личности
      • 3. 4. 2. Интерактивный диагностирующий семинар-тренинг как психотехнология развития личности
    • 3. 5. Программа интерактивного диагностирующего семинара-тренинга
      • 3. 5. 1. Методические основы семинара-тренинга
      • 3. 5. 2. Программа семинара-тренинга
    • 3. 6. Результаты интерактивного диагностирующего семинара-тренинга
  • Выводы по третьей главе

Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из центральных фигур образовательного процесса является педагог. Особенности личности педагога выступают объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. В процессе профессиональной деятельности особое значение приобретают его индивидуально-психологические особенности, в частности функционирование структуры психологических защит личности. Защиты представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет педагогу снизить тревогу и нивелировать влияние тех проблем, которые пока он не может решить. Это происходит путем включения механизма психологической защиты, который помогает «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. Однако не всегда функционирование психологической защиты приносит пользу для личности. В некоторых ситуациях, защитный механизм необходим, поскольку предоставляет время для решения проблемы. Но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации, поведение педагога становится трудно-предсказуемым и неконгруэнтным ситуации, что в конечном итоге может негативно сказаться на эффективности и экологичности его профессиональной деятельности и социальной активности.

Психологическая защита педагога состоит из набора определенных защитных механизмов, находящихся в особой взаимосвязи друг с другом. Согласованность этих механизмов между собой и равномерность представленности их в структуре психологических защит личности педагога обуславливает эффективность функционирования данной структуры и определяет социально-психологические и профессионально-педагогические особенности деятельности и поведения педагога начального профессионального образования.

Большинство исследователей считают, что психологическая защита относится к естественным, необходимым для успешного функционирования личности механизмам психики. Изучение проблемы психологической защиты занимались следующие зарубежные ученые: 3. Фрейд, А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Ваилант, Дж. Перри, Н. Хаан, Р. Лазарус, В. Райх, X. Конте, Р. Плут-чик и др. В отечественной психологии тема защитных механизмов личности долгое время оставалась без должного внимания. Однако начиная со второй половины XX века данной проблематике посвятили свои исследования Ф.В. Бас-син, Л. И. Божович, P.M. Грановская, JI.P. Гребенников, Е. Л. Доценко, В. Г. Каменская, Э. И. Киршбаум, А. А. Налчаджян, Е. С. Романова, Л. С. Славина, В. А. Ташлыков, Л. Б. Филонов, В. А. Штроо и др. Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе практически не представлены работы по изучению психологической защиты педагогов. К одним из немногих авторов, разрабатывавших этот вопрос, можно отнести О. Н. Ежову, Е. Н. Юрасову, Т. С. Яценко.

Исследование проблемы функционирования психологической защиты педагога обусловлено наличием следующих противоречий:

• между социально обусловленной потребностью в повышении качества профессиональной деятельности педагога начального профессионального образования и недостаточным количеством теоретических и эмпирических данных об особенностях функционирования психологической защиты личности педагога;

• между необходимостью анализа психологической защиты как целостного, достаточно автономного личностного образования и недостаточной теоретической и методологической разработанностью вопросов комплексного изучения ее структуры;

• между востребованностью коррекции особенностей структуры психологических защит личности педагога и недостаточной научной обоснованностью и методической разработанностью эффективных социально-психологических технологий по формированию и коррекции эффективной структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования.

В связи с этим проблема исследования заключается в научном обосновании изучения структуры психологических защит личности как фактора успешной социально-профессиональной деятельности педагога начального профессионального образования. Решение данной проблемы обуславливает выбор темы настоящего исследования — «Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования» .

Цель исследования — определение структуры психологических защит личности и создание социально-психологических условий формирования и коррекции эффективной структуры психологических защит личности педагога.

Объект исследования — структура психологических защит личности педагога начального профессионального образования.

Предмет исследования — параметры эффективного функционирования структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме психологической защиты и особенностях ее функционирования в контексте исторического и актуального аспектов исследования с использованием структурного подхода.

2. Определить роль структуры психологических защит личности в социально-профессиональной деятельности педагога, выделить основные параметры оценки эффективности действия структуры психологических защит личности педагога.

3. Подобрать адекватные целям и задачам исследования методы диагностики, статистической обработки и интерпретации данных для изучения параметров эффективности структуры психологических защит личности педагога, провести эмпирическое исследование и обобщить его результаты.

4. Разработать программу интерактивного диагностирующего семинара-тренинга, направленного на осознание защитных механизмов и формирование эффективной структуры психологических защит личности педагога.

Межличностное взаимодействие преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся характеризуется следующими особенностями:

• в учреждениях начального профессионального образования учатся вчерашние школьники с низким уровнем учебно-познавательной мотивации;

• среди учащихся высок процент трудновоспитуемых;

• процесс адаптации первокурсников к новому разнородному ученическому коллективу и режиму учебно-профессионального процесса отличается повышенной сложностью и стрессогенностью.

В условиях педагогической деятельности личность педагога становится его основным профессионально-трудовым инструментом, посредством которого он формирует, корректирует и развивает мировоззрение, профессионализм, социально-психологические качества, да и саму личность учащегося. При этом педагог начального профессионального образования выступает не просто человеком, осуществляющим педагогическую деятельность, но и наставником учащихся. А для успешного осуществления профессиональной деятельности важно, чтобы внутренние реакции и поведенческие паттерны педагога были адекватны даже в условиях повышенной стрессогенности профессионально-педагогического общения.

Гипотеза исследования: предполагается, что эффективная структура психологических защит личности педагога может адекватно выполнять функции овладения травмирующим личность переживанием (чувством, эмоцией) и поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я. Данная гипотеза получает уточнение в ряде вспомогательных гипотез.

1. Эффективность структуры психологических защит личности может зависеть от ее конгруэнтности трем основным параметрам: соответствия угрозе, гибкости и зрелости.

2. Эффективная структура психологических защит личности может позволить сохранить и осознать поступающую извне информацию о Я человека без существенных негативных изменений ее содержания.

3. Доминирование определенных защитных механизмов в рамках структуры психологических защит личности может быть обусловлено формально-динамичес-кими свойствами личности педагогов.

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные положения о феномене психологической защиты, ее компонентах и структуре (В.В. Бойко, С. А. Будасси, Дж. Ваилант, Э. Гофман, P.M. Грановская, Г. В. Грачев, JI.P. Гребенников, E.JI. Доценко, Ю. Б. Захарова, В. А. Каменская, Э. И. Киршбаум, X. Конте, Н. Мак-Вильямс, Дж. Перри, Р. Плутчик, Е. С. Романова, И. Д. Стойков, А. Фрейд, 3. Фрейд, Н. Хаан, В. А. Штроо и др.).

В исследовании мы также опирались на основные теоретические и методологические положения отечественных и зарубежных ученых о системном подходе к изучению целостности личности и индивидуальности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф, Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — о структурном подходе к рассмотрению психологических явлений как целостных образований психики (B.C. Леднев, Ф. Коффка, К. К. Платонов, В. П. Прядеин, X. Эренфельц) — о деятельностном подходе (Л.С. Выготский, Р. В. Габдреев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.) — о принципе детерминизма (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн).

Специальной теоретической основой исследования является психоэволюционная теория эмоций и эго-защит, разработанная Р. Плутчиком. Данная теория описывает защитные механизмы как производные базисных эмоций и универсальных кризисов адаптации и предлагает особый способ организации внутренних взаимосвязей психологической защиты на внутриличностном уровне.

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы и методики:

1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, социальной, педагогической психологии и психологии профессий, связанной с проблемой изучения психологической защиты личности педагога;

2) методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, X. Конте), диагностирующая защитные механизмы личности);

3) тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) для выявления характеристик самоотношения и степени позитивности чувства собственного Я педагогов;

4) опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М. Русалов);

5) тест-опросник EPI (Г. Айзенк) для определения уровня нейротизма;

6) методы математико-статистического анализа: корреляционного, факторного, дескриптивной и индуктивной статистики.

Для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft, для количественной обработки данных — программа SPSS 10.0 для среды Windows.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Доказано, что эффективность функционирования структуры психологических защит личности педагога зависит от конгруэнтности ее трем параметрам: соответствия угрозе, гибкости и зрелости.

2. Установлено, что соответствующая угрозе гибкая структура психологических защит, включающая в свой состав преимущественно зрелые защитные механизмы, адекватно выполняет возложенные на нее функции, оберегая личность от проявлений внутриличностного конфликта (таких, как выраженное недовольство собой, самообвинение).

3. Обосновано, что доминирование определенных защитных механизмов, составляющих структуру психологических защит определяется формаль-но-динами-ческими свойствами личности педагога.

4. Разработан и внедрен интерактивный диагностирующий семинар-тренинг по осознанию доминирующих защитных механизмов и повышению эффективности структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научных точек зрения по проблеме психологической защиты с обоснованием использования при ее изучении структурного подходаобогащении психологопедагогических представлений о структуре психологических защит личности педагога начального профессионального образования, выделении ее уровней (внутриличностного и межличностного), определении факторов, детерминирующих ее составэмпирическом подтверждении теоретических предположений о параметрах эффективности структуры психологических защит личности педагога: соответствия угрозе, гибкости и зрелости.

Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам опытно-поискового исследования был разработан и апробирован интерактивный диагностирующий семинар-тренинг коррекции структуры психологических защит личности, ориентированный на осознание доминирующих защитных механизмов и гармонизацию их выраженности в структуре психологических защит личности педагога.

Данные, полученные в процессе исследования, включены в программы курсов для вузов профессионально-педагогического профиля «Социальная психология», «Социальная и прикладная психология в образовании», «Педагогическая психология», «Психология профессионального образования» .

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были обсуждены на научно-практической конференции студентов и аспирантов «Ярмарка научно-практических инициатив студентов» (Пермь, 2003), IV Всероссийской научно-практической конференции «Лично-стно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2004), V Международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005), региональной научно-практической конференции «Развитие профессионально-технического образования на Урале: теория и практика» (Екатеринбург, 2005).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях методологического семинара кафедры педагогической психологии (2004 — 2005 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая защита является целостным личностным образованием, выполняющим функции предохранения личности от травмирующих переживаний (чувств, эмоций) и поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я, и рассматривается как самостоятельная структура. Данная структура имеет иерархическое строение, где можно выделить два достаточно автономных уровня функционирования — внутриличностный и межличностный, и является целостным, устойчиво воспроизводимым, социально обусловленным образованием психики человека.

2. Эффективность структуры психологических защит выступает основным показателем успешного и адекватного ее действия и детерминируется ее конгруэнтностью параметрам соответствия угрозе, гибкости и зрелости. Это обусловлено тем, что психологическая защита должна быть специфичной, т. е. соответствующей каждому типу ситуациигибкость психологической защиты позволяет выбирать из всего многообразия наиболее подходящие механизмы защиты в условиях высокодинамичных ситуацийзрелость защиты обеспечивает достаточный уровень психологической защищенности личности без торможения личностного и профессионального роста педагога.

3. Структура психологических защит личности, не удовлетворяющая выдвинутым выше параметрам эффективности, провоцирует проявления внут-риличностного конфликта, приводящего к недовольству самим собой, самообвинению, а также обусловливает существенные искажения в восприятии поступающей извне информации о собственной личности.

4. Нарушения согласованности структуры психологических защит, связанные с доминирование отдельных защитных механизмов, обусловлены формально-динамическими свойствами личности педагога.

5. Интерактивный диагностирующий семинар-тренинг «Психологическая защита и защитное поведение педагога», разработанный на основе полученных результатов исследования, оказывает положительное действенное влияние на повышение эффективности функционирования структуры психологических защит личности педагога начального профессионального образования.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Двумя преобладающими механизмами в структуре психологических защит личности в нашей выборке педагогов являются проекция и рационализация. Это связанно с атмосферой педагогической среды, провоцирующей частое употребление именно этих защитных механизмов (высокие стандарты профессии приводят к интерпретации педагогом своих недостатков как достоинствпри проекцииспецифика интеллектуального труда и частые профессиональные фрустрации стимулируют развитие рационализации).

В ходе сравнительного анализа были выявлены качественные различия в структурах психологических защит личности респондентов выделенных в главе 2 подгрупп.

Найденные взаимосвязи вариантов структур психологических защит личности педагога с элементами самоотношения подтверждают гипотезу об адекватном выполнении функции поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я структурой психологических защит личности, конгруэнтной параметрам соответствия угрозе, гибкости и зрелости (1-я подгруппа).

Кроме того, структура психологических защит личности педагога, удовлетворяющая вышеперечисленным требованиям позволяет сохранить и осознать поступающую извне информацию о Я человека без существенных негативных изменений ее содержания. Это подтвердилось при обнаружении относительной независимости друг от друга структуры психологических защит личности педагогов-респондентов 1-й подгруппы и элементов их самоотношения.

Поскольку профессиональная деятельность педагога начального профессионального образования является достаточно стрессогенной, после длительного срока ее выполнения (10 — 15 лет) накладывается отпечаток на личность профессионала, поэтому оценка адекватности выполнения структурой психологических защит функции овладения травмирующим личность переживанием проверялась на выборке студентов профессионально-педагогических специальностей вуза. После оценки уровня нейротизма (как показателя эмоциональной стабильности) у респондентов трех подгрупп стало очевидно следующее. Особенности структуры психологических защит личности респондентов 1-й подгруппы (ее конгруэнтность параметрам соответствия угрозе, гибкости и зрелости) позволяют ей наиболее эффективно предохранять личность от травмирующих переживаний и эмоций.

Таким образом, наиболее эффективно функционирующая структура психологических защит личности наблюдается у респондентов 1-й подгруппы, а наименее эффективно функционирующая структура психологических защит личности наблюдается у респондентов 3-й подгруппы. То есть условием эффективного функционирования структуры психологических защит личности педагога является конгруэнтность ее трем основным параметрам: соответствия угрозе, гибкости и зрелости, что подтверждается данными проведенного нами исследования.

Кроме того, в результате исследования было обнаружено, что развитие и доминирование отдельных защитных механизмов в рамках структуры психологических защит личности педагогов может детерминироваться особенностями (элементами) формально-динамических свойств их личности.

Существует несколько вариантов решения проблемы формирования, коррекции и управления эффективностью структуры психологических защит личности, от классической психоаналитической терапии до тренинговых техник осознания человеком своего защитного поведения.

Наиболее адекватно реализовать задачу формирования и коррекции эффективной структуры психологических защит личности педагога позволяет интерактивный диагностирующий семинар-тренинг.

Целью нашего интерактивного диагностирующего семинара-тренинга являлось повышение эффективности функционирования структуры психологических защит личности его участников при помощи создания условий для формирования диагностических умений и осознания собственных стратегий психологической защиты участников семинара-тренинга.

Проверка эффективности предлагаемого интерактивного диагностирующего семинара-тренинга осуществлялась посредством квазиэксперимента с контрольной группой.

Ретест показал значимые изменения ряда показателей в экспериментальной группе (участвовавшей в интерактивном диагностирующем семинаре-тренинге), свидетельствующие о гармонизации структуры психологических защит ее участников, и отсутствие статистически значимых сдвигов в контрольной группе.

Таким образом, можно утверждать, что интерактивный диагностирующий семинар-тренинг является одной из эффективных психотехнологий, способствующих гармонизации структуры психологических защит личности его участников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Наука жить. Пер, с англ. и нем. Киев: Port-Royal, 1997. — 288 с.
  2. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-247 с.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: нереос- мысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психоло-гический журнал. 1994. № 1. 3−17.
  4. Е.Б., Зубков А. А., Косицкий Г. И., Ходоров Б. И. Физиология человека / Род ред. Е. Б. Бабского. М.: Медицина, 1966. — 656 с.
  5. О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного воз- раста от деструктивного влияния родителей: Дис… канд. психол. наук: 19.00.07.Ростов-на-Дону, 2000. — 141 с.
  6. Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите». // Вопросы философии. 1969. № 2. с. 118 — 125.
  7. Ф.В. Предисловие // Шерток Л. Непознанное в психике чело- века. М., 1982.
  8. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. К. Проблема психологической защиты. //Психологический журнал. 1988. N2 3. 56−68.
  9. Н.А. Проблема «защитных механизмов» и переживание не- удачи // Тезисы докладов конференции Уральского отделения общества психо-логов. Пермь, 1978.Ю.Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи: Учеб. пособие. Омск, 1988.-49 с.
  10. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. — 300 с.
  11. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. — 224 с.
  12. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. — 336 с. 147
  13. Г. Психоаналитические теории личности, М.: Академический проект, 1999.-224 с.
  14. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. М? 4. 64−74.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-321 с.
  16. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996.-220 с.
  17. В.В. Энергия эмоций. — 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004.-474 с.
  18. А. Защитные механизмы личности. М.: Изд-во Рос. откры- того ун-та, 1995. — 16 с.
  19. О.В., Шахматова О. Н. Изучение взаимозависимости защит- ной структуры и акцентуаций характера личности // Образование и наука. 2002.№ 3(15). 111−126.
  20. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
  21. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагно- стике. СПб.: Питер, 1999. — 528 с.
  22. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления крити- ческих ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  23. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагно- стика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачейи психологов. СПб.: Изд. Психоневрологического института им. В.М. Бехтере-ва, 1995.-16 с.
  24. Н.В. Особенности психологических конфликтов и копинг- поведения у лиц, обращающихся за психологической консультацией и помо-щью, и больных неврозами. Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1995. — 191 с.148
  25. Н.С. Медико-психологические характеристики колпинг- поведения больных с зависимостью от алкоголя. Дис. … канд. психол. наук.СПб., 2000.-195 с.
  26. В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  27. В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психоло-гические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинскойдеонтологии. Л., 1976. 171 с.
  28. Р.В., Тугушев Р. Х. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999. — 100 с.
  29. В.А. Системные описания в психологии. Л. Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984.-176 с.
  30. P.M. Элементы практической психологии. — 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 560 с.
  31. Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 304 с.
  32. В.И. Толковый словарь живого русского языка: в 4-х т. Т. 1: А-3 / Под. ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: ТЕРРА, 1998. — 912 с.
  33. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: C-V / Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1998. — 864 с.
  34. Деннинг Мелита, Филипс Осборн. Психическая самозащита: Практи- ческое руководство / Пер. с англ. A.M. Воронина. М.: РРШОЛ Классик, 2005. —256 с.
  35. В.И., Пожарский Д. Акмеология (хрестоматия). Челябинск: ЧГПУ, 2001.-54с.149
  36. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за- щита. М.: «ЧеРо», 1997. — 344 с.
  37. В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  38. О.Н. Формирование у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие их психического здоровья. Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2003. 180 с.
  39. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Мос- ковский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 336 с.
  40. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса.// Вопросы психологии. 1990. № 4. 14−22.
  41. Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне меж- группового взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. №З.С. 11−17.
  42. Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Рос. гос. проф.-пед. ун-т- Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. — 126 с.
  43. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 280 с.
  44. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. посо- бие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 397 с.
  45. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учаще- гося СПТУ: Учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989. — 88 с.
  46. Э.Ф., Шахматова О. П. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Пауч.-метод, пособие. Екатерин-бург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 245 с.
  47. Л., Хьел Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998. — 608 с.
  48. К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-464 с. 150
  49. Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного пове- дения больных шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. — 147 с.
  50. В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологическихспециальностей. СПб.: «Детство-пресс», 1999. — 144 с.
  51. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвеще- ние, 1987. 190 с.
  52. А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей. Дис. … канд. психол. на-ук. М., 2003. — 173 с.
  53. Э.М. Система и программы психической самозащиты: Ин- форм. Психотренинг здоровья и успехов. М.: Коп, 1996. — 156 с.
  54. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.-181 с.
  55. Е.Б. Отношение к болезни и механизмы психологической за- щиты у больных алкоголизмом. Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1995. — 172 с.
  56. А.Л. Защитные механизмы личности // Психология / Под ред. А. А. Крылова. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. — 399−422.
  57. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  58. О.В. Значение и роль защитных механизмов личности педа- гога // Личностно ориентированное профессиональное образование: МатериалыIV всероссийской научн.-практ. конф. В 2-х ч. 4.1. Екатеринбург, Рос. гос.проф.-пед. ун-т. 2004. — 26−29.
  59. О.В., Шахматова О. П. Эффективность функционирования защитной системы личности педагогов начального профессионального образо-вания // Образование и наука. 2006.
  60. О.В., Шахматова О. П. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 169 с.
  61. О.В., Шахматова О. П. Психологическая защита личности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. — 152 с.152
  62. Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защи- та.//Вопросы психологии. 1991. № 6. — 69−82.
  63. В.Н. Проблемы социальной психологии. Иваново: ЛГУ, 1979.74 с.
  64. П. Латентно-структурный анализ и теория тестов // Ма- тематические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973. 42−53.
  65. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с франц. П. Автономовой. М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.
  66. И.П. Математическое моделирование в педагогическом ис- следовании: Монография / Акад. Акмеол. наук, Перм. гос. пед. ун-т. СПб-Пермь, 2003.-122 с.
  67. B.C. Паучное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: Изд-во МГАУ, 2002. — 120 с.
  68. К. Акцентуированные личности. / Пер. с нем. В. М. Лещин- ской. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. — 544 с.
  69. А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европей- ских, российских и американских традиций. М.: Смысл- Per Se, 2000. — 549 с.
  70. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологиче- ский журнал. 1981. Т. 2, № 5. 3−22.
  71. .Ф. Системность в психологии. Под ред. В. А. Барабанш-ико- ва, Д. П. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Издательство «Институт прак-тической психологии», Воронеж: ППО «Модэк», 1996. — 384 с.
  72. А. Радость. / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. Мн.: 0 0 0 «Попурри». 1999.-464 с
  73. Р. Расколотое «Я» / Пер. с англ. СПб.: Белый Кролик. 1995. — 352 с.
  74. Мак-Вильямс П. Психоаналитическая психодиагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимаяфирма «Класс», 2003. — 480 с.153
  75. В., Лиф М. Вы и психоанализ. М.: Академический проект, 1998.-192 с.
  76. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: пси- хологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 192 с.
  77. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защи- ты в норме и при соматических заболеваниях // Вопр. психол. 1990. № 5. — С106−111.
  78. Н.Н. Защита педагогов от стресса // Профессиональное образование. 2005. № 1. — 28−29.
  79. Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформа- ций педагогов // Педагогика. 2005. JS" 5. — 64−71.
  80. В.К. Англо-русский словарь: 70 000 слов. Екатеринбург: «Урал-Советы», 1995. — 888 с.
  81. В.К. Актуальные проблемы психогигиены и психопрофилакти- ки // Психогигиена и психопрофилактика. Сб. тр. Ленингр. науч.-исслед. пси-хоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева. Л., 1983. — 5−8.
  82. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 263 с.
  83. А.Д. Математические методы психологического исследова- ния. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  84. Паследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
  85. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.-507 с.
  86. П.И. Методы и методология психолого-педагогического ис- следования. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  87. Дж., Пауль М. Как сохранить твою любовь. М.: Мирт, 1994. — 448 с.154
  88. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Под ред. П.С. Глу- ханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 155 с.
  89. Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера- Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. — 117 с.
  90. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 352 с.
  91. Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974.
  92. А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  93. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Ко- порулина В.Н., Смирнова М. П., Гордеева Н. О. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. —640 с.
  94. Психология человека от рождения до смерти / Под. Ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656 с.
  95. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 148с.
  96. Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хресто- матия по психологии и типологии характеров. Самара: Издательский Дом"БАХРАХ-М", 2000. — 640 с.
  97. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педаго- га // Вопросы психологии. 1990. JST" 2. 77−81.
  98. К. О групповой психотерапии. Пер. с англ. М.: Гиль- Эстель, 1993.-224 с. 155 108, Романова Е. С. Графические методы в практической психологии.СПб.: «Речь», 2001.-416 с.
  99. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защи- ты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. — 139 с.ПО. Ротенберг B.C. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М.: ЦГЛРОН, Секачев В., 2001. — 256 с.
  100. B.C., Варшавский В. В. Поисковая активность и адапта- ция. М.: Паука, 1984. — 193 с.
  101. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. — 384 с.
  102. В.М. Опросник формально-динамических свойств индиви- дуальности: Метод, пособие. М., 1997. — 50 с.
  103. В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. .No 6. — С. 55−64.
  104. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темпера- мента человека//Психологический журнал. 1989. Т. 10. JSfe 1.-С. 10−21.
  105. В.М. Темперамент и мотивация // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: Материалы вторыхчтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 1 5 — 1 7 ноября 2001 г. М., 2001. — 57−65.
  106. В.М., Парилис Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности//Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1.-С. 118−123.
  107. В.Г. К вопросу о педагогическом зле: истоки и последствия. // Образование и наука, 2002. №. 6. — 166−175.
  108. Ю.В. Суеверия современных студентов // Вопросы психологии. 2004. № 4. 122 — 130.
  109. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Са- мара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — 656 с.
  110. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: 0 0 0 «Речь», 2004. — 350 с.
  111. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в дело- вом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. -208 с.
  112. Словарь практического психолога / Сост. Ю. Головин. — Минск: «Харвест», 1998.-800С.
  113. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1992.-740 с.
  114. Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: «Лань», 1998.-320 с.
  115. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.
  116. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично- сти. М.: Изд-во МГУ, 1989.-215 с.
  117. Е.Т., Пиколаева В. В. Особенности личности при погра- ничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. -360 с.
  118. М. Безопасность персонала. Советы психолога // Управле- ние персоналом, 2991. Х2 3. — 59−62.
  119. И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1986. — 160 с.
  120. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -287 с.
  121. Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. — 112 с.157
  122. Г. Пробуждение. М., 1997.
  123. В.А. Психология лечебного нроцесса. Д.: Медицина, 1984.-122 с.
  124. В.А. Личностные механизмы совладания (копинг- поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990. — 90−91.
  125. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1961. -356 с.
  126. И.В. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973. -256 с.
  127. B.C. Методологические вопросы математизации психоло- гического знания // Психология и математика / Под ред. В. Ф. Рубахина. М.:Наука, 1976.-295 с.
  128. Флоренс Б.Ф. Ф. Сравнительное исследование психологических стра- тегий совладания в норме и в патологии (На моделях нервно-психических и пси-хосоматических заболеваний). Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000.-213 с.
  129. М., Альберг Т. Характеристика социально- психологического тренинга поведения // Психол. журн. 1984. № 4. 57−64.
  130. К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе: Сб. уп- ражнений: Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 160 с.
  131. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.-140 с.
  132. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрей- де Ф. В. Бассин, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  133. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 509 с.
  134. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 270 с.158
  135. А.У. Личность в общении. / Общение и оптимизация совме- стной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 30−42.
  136. Е.В. Психологическая защита личности в системе детско- родительского взаимодействия: Дис... канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 1998.-184 с.
  137. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Выс- шая школа, 1978.-271 с.
  138. В.А. Защитные механизмы групповой динамики. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2000. — 130 с.
  139. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе.// Вопросы психологии. 1998. Ш 4. — 54−61.
  140. В.А. Исследование групповых защитных механизмов //Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. N2 3.
  141. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  142. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: «Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  143. И. Сегментирование современного рабочего класса // Управление персоналом. 2004. № 8−9. 36−39.
  144. Е.П. Исследование динамики уровня невротичности, кон- фликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессеобучения (В связи с задачами психогигиены и психопрофилактики). Автореф.канд. дисс. СПб., 1996. — 24 с.
  145. В.А. Стратегия социологического исследовапия. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
  146. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учи- теля к общению с учащимися. К.: Осв1та, 1993. — 208 с.
  147. Beardslee W.R., Jacobson A.M., nauser S.T., Noam G.G., Powers S., noulihan J., & Rider E. An approach to evaluating adolescent adaptive processes:159Validity of an interview-based measure. // Journal of Youth and Adolescence, 1986, V 15, pp. 355−376.
  148. Benjamin L.S. Good defenses make good neighbors // Ego defenses: theory and measurement / Ed. by H.R. Conte and R. Plutchik. New York: Wiley, 1995. P. 53−78.
  149. M., Gardner S.T., Christian J., & Sigal J.J. Empirical study of self- rated defense stiles. Archives of General Psychiatry, 1983, V. 40, 333 — 338.
  150. Bucksley P. Ego Defenses: A Psychoanalytic Perspective // Ego de- fenses: theory and measurement / Ed. by H.R. Conte and R. Plutchik. New York: Wiley, 1995. P. 38−52.
  151. Conte H.R., Apter A. The Life Style Index: A Self-Report Measure of Ego Defenses // Ego defenses: theory and measurement / Ed. by H.R. Conte and R.Plutchik. New York: Wiley, 1995. P. 179−201.
  152. Gleser G. C, & Ihilevich, D. An objective instrument for measuring de- fense mechanisms. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1969. V 33, pp.51−60.
  153. Goffman E. Interaction Ritual. Essays on Face-to-face Behavior. New York, 1967.
  154. Goldstein W.N. Clarification of projective identification. // American Journal of Psychiatry, 1991. V. 148. P. 153 — 161.
  155. Fairbaim W.R.D. Psychoanalytic studies of the personality. London: Ta- vistock Publications, 1945.
  156. Fenichel O. The psychoanalytic theory of neurosis. London: Routledge &KeganPaul, 1946.
  157. Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organiza- tion. New York: Academic Press, 1977.
  158. Hartmann H. Essays on ego psychology. New York: International Universities Press, 1950.160
  159. Hauser S.T. Conceptual and empirical dilemmas in the assessment of de- fenses // Vaillant G. Empirical studies of ego mechanisms of defense. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1986. — pp. 88 — 89.
  160. Homey K. Der Neurolische Mensch unserer Zeit. Stuttgart: Kilper, 1951.
  161. Kerenberg O.F. Borderline conditions and pathological narcissism. New York: Jason Aronson, 1975.
  162. Klein M. A contribution to the psychogenesis of manic depressive states // International Journal of Psychoanalysis, 1935. V. 16. pp. 145−174.
  163. Laughin H.P. The ego and defenses. New York: Jason Aronson, 1970.
  164. Lazarus R.S. Emotion as coping process // In: M.B. Arnold (ed). The na- ture of emotion. Selected readings. Middlesex, Penguin, 1968. P. 249−257.
  165. Mann W.E. Orgone, Reich, and eros. New York: Farrar, Straus, & Giroux, 1973.
  166. Mechanic D. Sources of power of lower participants in complex organi- zations // Administrative Science Quarterly. 1962. Vol. 7. Pp. 349−364.
  167. Perls F. Ego, hunger and aggression. New-York: Random House, 1969.
  168. Perls F. The Gestalt approach and eye witness to therapy. Palo Alto: Sci- ence and Behavior Books, 1973.
  169. Perry J.C. Defense mechanism rating scales. (5th ed.). Boston, MA: Harvard Medical School, 1990.
  170. Perry J., Cooper S. An empirical study of defense mechanisms. // Ar- chives of General Psychiatry, 1989. V 46, pp. 444−452.161
  171. Perry J., Vaillant G.E. Personality disorders // Kaplan H.I., Sadock B.J. Comprehensive textbook of psychiatry (Vol. 2, 5th ed). New York: Plenum, 1990.Pp.1352−1395.
  172. Peterson C, Seligman M.E.F., Vaillant G.E. Pessimistic explanatory style is a risk factor for physical illness: A thirty-five-year longitudinal study // Jour-nal of Personality and Social Psychology. 1988. V. 55. P. 23 — 27.
  173. Plutchik R. A Theory of Ego Defenses // Ego defenses: theory and measurement / Ed. by H.R. Conte and R. Plutchik. New York: Wiley, 1995. P. 13−37.
  174. Plutchik R. The Emotions: Facts, Theories, and a New Model. New York, Random House, 1962.
  175. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego de- fenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / C.E. Izard (Ed.). New York, 1979.
  176. Proto L. Who’s pulling your strings? How to stop being manipulated by your own personalities. Wellingborough. Thorsons, 1989. 144 p.
  177. Reich W. Character analysis. New York: Orgone Press, 1949.
  178. Rogers C. A theory of therapy, personality and inteфersonal relation- ships, as developed in the client-centered framework // Koch S. Psychology: A studyof a science. New-York, 1959.
  179. Sackeim H.A. Self-deception, depression, and self-esteem: The adaptive value of lying to oneself // Masling J. Empirical studies of psychoanalytic theory. Hillsdale, NJ: Analytic Press, 1983.
  180. Safyer A.W., Hauser S.T. A Developmental View of Defenses: Empiri- cal Approaches // Ego defenses: theory and measurement / Ed. by H.R. Conte and R.Plutchik. New York: Wiley, 1995. P. 120−138.
  181. Schafer R. Psychoanalytic interpretation in Rorschach testing. New York. 1954.
  182. E., Grinspoon L., & Feinberg S. Development of an Ego Profile Scale. // Archives of General Psychiatry, 1973. V 28, 70−77.162
  183. Sjoback Н. The psychoanalytic theory of defensive processes. New York, 1973.
  184. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms. Ar- chives of General Psychiatry, 1971. V 24, P. 107−118.
  185. Waelder R. Basis theory of psychoanalysis. New York: International Universities Press, 1960.
  186. Wallerstein R.S. Defence mechanisms and the structure of the mind. // Journal of American Psychoanalytic Association, 1983. V 33. P. 535 — 545.
  187. White R.W. Ego and reality in psychoanalytic theory. New York: Inter- national Universities Press, 1963.
  188. Willick M.S. On the concept of primitive defences. // Journal of Ameri- can Psychoanalytic Association, 1983. V. 31. P. 175 — 200.163
Заполнить форму текущей работой