Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные жизненные стратегии современных российских студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования способствуют более полному пониманию особенностей, проблем студенческой социализации на современном этапе развития российского общества. Они позволяют ответить на ряд вопросов, непосредственно связанных с процессом социализации: каковы основные тенденции социального выбора современных российских студентов (с точки зрения ориентации на те или иные ценности, особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ современных представлений о проблеме жизненных стратегий
    • 1. 1. Актуальность изучения проблемы жизненных стратегий в контексте отношений личности и общества
    • 1. 2. Понятие жизненной стратегии, ее структура, роль в регуляции социального поведения
      • 1. 2. 1. Сопоставление жизненной стратегии с близкими по содержанию понятиями
      • 1. 2. 2. Ядро и периферия жизненной стратегии
      • 1. 2. 3. Жизненная стратегия как регулятор социального поведения личности
  • Резюме
    • 1. 3. Специфика социально-психологического изучения жизненных стратегий
      • 1. 3. 1. Жизненная стратегия как фактор социализации
      • 1. 3. 2. Характеристика массового сознания в российском обществе на современном этапе
      • 1. 3. 3. Особенности жизненных стратегий современных российских студентов
  • Резюме
    • 1. 4. Типологии жизненных стратегий
  • Резюме
    • 1. 5. Феноменология жизненных стратегий
      • 1. 5. 1. Проблема психологического благополучия с позиций гуманистической психологии
      • 1. 5. 2. Выбор личностных характеристик для изучения феноменологии жизненных стратегий
  • Резюме
  • Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных стратегий современных российских студентов
    • 2. 1. Постановка проблемы и структура исследования
    • 4. 2.2. Выделение основных типов жизненных стратегий российских студентов и изучение их феноменологии (I этап исследования)
      • 2. 2. 1. Задачи и гипотезы I этапа. Описание используемых методик
      • 2. 2. 2. Процедура и результаты I этапа исследования
      • 2. 2. 3. Обсуждение результатов I этапа исследования
      • 2. 2. 4. Выводы по I этапу
      • 2. 3. Развернутая характеристика основных типов жизненных стратегий современных российских студентов (II этап исследования)
      • 2. 3. 1. Задачи и гипотезы II этапа. Описание используемых методик
      • 2. 3. 2. Процедура и результаты II этапа исследования
      • 2. 3. 3. Обсуждение результатов II этапа исследования
      • 2. 3. 4. Выводы по II этапу
      • 2. 4. Итоговое обсуждение результатов
  • Выводы

Основные жизненные стратегии современных российских студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в российском обществе осуществляются радикальные социальные преобразования, связанные со становлением рыночных отношений. Они обусловили ряд качественных изменений в жизни людей, носящих противоречивый характер. С одной стороны, это расширение возможностей самоопределения, свободы человека в выборе направления самореализации, появление повышенного запроса на индивидуальное творчество, инициативус другой стороны — стандартизация образа жизни, обострение проблемы выживания, связанное с утратой социальных гарантий уровня и условий жизни (Алавидзе Т.Д., Антонюк Е. В., Гозман Л. Я., 2002; Андреева Г. М., 2000; 2002; Дилигенский Г. Г., 1998; Левада Ю. А., 2000; Петровская Л. А., 2002).

Социальным преобразованиям сопутствует ломка и перестройка ценностно-нормативной системы, структуры социальных стереотипов, в связи с чем претерпевает изменения, осложняется процесс социализации. В ходе социализации к человеку предъявляются повышенные требования в плане активности, субъектности. В современных условиях для социальной психологии особую важность приобретает изучение того, что в целом можно охарактеризовать как такую активностьособенностей построения человеком своей социальной и личностной идентичностиформирования персональной системы ценностейкогнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные модели поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах и др. (Белинская Е.П., 2002; Дубовская Е. М., 2002). Одной из основных составляющих активности человека в процессе социализации выступает его жизненная стратегия, как способ конструирования собственной жизни, прежде всего выбора ее направления, с точки зрения ориентации на определенные базовые ценности.

Проблема жизненных стратегий является относительно новой для психологии. Понятие жизненной стратегии введено в категориальный аппарат современной психологии К.А. Абульхановой-Славской. В настоящее время данная проблема активно изучается отечественными психологами (Е.П. Варламова, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Г. Г. Дилигенский, С. Ю. Степанов и др.) и социологами (B.C. Магун, Н. Ф. Наумова, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник и др.). В зарубежной психологии также можно встретить работы, посвященные жизненным стратегиям (Фромм, Э., 1998; Deci E.L., Ryan R.M., 2000; Royce J.R., Powell A.D., 1983).

Значительный интерес исследование жизненных стратегий представляет для социальной психологии. Жизненная стратегия выступает одним из основных регуляторов социального поведения, организующим и направляющим целостность жизнедеятельности человека. Она формируется на пересечении социальных требований и запросов к личности и присущего каждому человеку индивидуального своеобразия. Жизненная стратегия регулирует социальное поведение в конкретных условиях, обеспечивая успешную социальную адаптацию, а также полноту самореализации, развития индивидуальности человека (Абульханова-Славская К.А., 1991; Резник Т. Е., Резник Ю. М., 1995; Фромм Э., 1998).

Весьма значимой проблема жизненных стратегий выступает для студенческого возраста, когда человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении, оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных выборов, в частности выбора своего жизненного пути (Ананьев Б.Г., 1968; Кон И. С., 1984; 1989; Эриксон Э., 1996). Исследование жизненных стратегий, характерных для представителей такой социальной группы как студенчество, обеспечивает более полное понимание особенностей юношеской социализации в современных условиях. Оно способствует расширению представлений о характере, тенденциях психологических изменений, происходящих в российском обществе, поскольку молодежь выступает носителем этих изменений.

Изучению основных типов жизненных стратегий современных российских студентов посвящена данная работа.

Цель работы: теоретическое и эмпирическое изучение проблемы жизненных стратегий через выявление основных их типов, характерных для современных российских студентов, и раскрытие феноменологии этих типов.

Основные понятия: типы жизненных стратегий российских студентов мы выделяем, опираясь на концепцию обладания-бытия Э. Фромма, в которой различаются два основных типа жизненных стратегий — «иметь» и «быть», а также на результаты нашего исследования, проведенного в дипломной работе. Важной характеристикой человека как носителя той или иной жизненной стратегии выступает выраженность у него некоторых личностных свойств. Другой такой характеристикой являются приоритетные для человека способы разрешения ценностных противоречий, поскольку свою жизненную стратегию он осуществляет прежде всего посредством совершаемых выборов.

Предмет исследования: жизненные стратегии российских студентов. Объект исследования: студенты вузов г. Москвы и г. Калуги (областной центр) гуманитарных, технических и медицинских специальностей. Общая численность выборки 348 человек. Задачи работы:

1. Теоретический анализ современных представлений о проблеме жизненных стратегий.

2. Выделение основных типов жизненных стратегий современных российских студентоввыявление спектра подтипов, различаемых в рамках этих типов.

3. Сравнение представленности основных типов жизненных стратегий среди студентовизучение связи распространенности разных типов с профессиональной направленностью, местом жительства, тендерной принадлежностью студентов.

4. Исследование феноменологии основных типов жизненных стратегий через рассмотрение выраженности у студентов — представителей разных типов стратегий определенных личностных характеристик, а также приоритетных способов разрешения ценностных противоречий.

Гипотезы исследования:

1. У современных российских студентов можно выделить различные типы жизненных стратегий по критерию преимущественной направленности на.

• I обладание (достижение социального успеха, обеспеченности) или бытие (творческую самореализацию). Внутри общих типов возможно обнаружение ряда подтипов.

2. Основные типы жизненных стратегий характеризуются разной распространенностью среди студентовразличия в их представленности связаны с профессиональной направленностью, местом жительства, тендерной принадлежностью.

3. Студенты — носители основных типов жизненных стратегий различаются по выраженности личностных характеристик, а также по приоритетным способам разрешения ценностных противоречий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для современных российских студентов характерны следующие основные типы жизненных стратегий, различающиеся по преимущественной направленности на обладание-бытие: тип «иметь», представитель которого в большей мере ориентирован на обладание (достижение социального успеха, обеспеченности) — тип «быть», представитель которого в большей мере ориентирован на бытие (творческую самореализацию) — тип «не иметь и не быть», для представителя которого жизненная стратегия во многом остается неопределенной, он преимущественно направлен на приспособление к наличным условиямтип «иметь против быть», представитель которого направлен и на обладание, и на бытие при выраженном конфликте между двумя ориентациямитип «иметь для того, чтобы быть», представитель которого ориентирован на обеспечение посредством обладания возможности полноценной самореализации в наличных условиях жизни.

Внутри данных типов выделяется ряд подтипов.

2. Основные типы жизненных стратегий характеризуются разной распространенностью среди студентов. Наиболее широко в настоящее время представлены типы «иметь» и «не иметь и не быть" — типы «быть» и «иметь против быть» представлены в значительно меньшей меретип «иметь, чтобы быть» представлен весьма незначительно.

3. Распространенность основных типов жизненных стратегий различается в связи с профессиональной направленностью студентов: среди студентов гуманитарных и медицинских специальностей более представлены типы «быть» и «иметь, чтобы быть" — среди студентов технических специальностей — тип «иметь».

4. Студенты — носители основных типов жизненных стратегий различаются по выраженности таких личностных характеристик, как: эмпатия, локус контроля, авторитаризм, толерантность к неопределенности, макиавеллизм.

5. Студенты — носители основных типов жизненных стратегий различаются по приоритетным способам разрешения противоречий между ценностями обладания-бытия, а именно — мерой предпочтения следующих способов: выбор одной из альтернатив («иметь» или «быть») при отказе от реализации другойуход от активного разрешения ценностного противоречияпоиск конструктивного синтеза, позволяющего реализовать обе альтернативы.

6. Представители основных типов жизненных стратегий разных возрастных групп (в частности, студенты, получающие первое и второе высшее образование) характеризуются сходными тенденциями различий в выраженности личностных характеристик.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

• Проблема жизненных стратегий рассматривается с позиций социальной психологииобозначается специфика социально-психологического изучения жизненных стратегий по отношению к общей психологии и социологиипроводится сравнительный анализ типологий жизненных стратегий, разрабатываемых в рамках социальной психологии, общей психологии, социологии.

• При опоре на типологию жизненных стратегий Э. Фромма эмпирически выделяются основные их типы, характерные для современных российских студентов, в рамках этих типов различаются подтипыисследуется феноменология основных типов жизненных стратегий посредством изучения выраженности у их представителей определенных личностных характеристик, а также приоритетных способов разрешения ценностных противоречийвыявляются и анализируются различия в распространенности типов жизненных стратегий, связанные с профессиональной направленностью, местом жительства, тендерной принадлежностью.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней понятие жизненной стратегии рассматривается в контексте социальной психологии — как один из регуляторов социального поведения, значимый фактор социализации. Жизненная стратегия раскрывается как интегральная характеристика личности — в ее структуре различаются «ядро» (ценности) и «периферия» (способы разрешения ценностных противоречий, социальные установки, представления о путях реализации ценностей). Расширена типология жизненных стратегий Э. Фромма: каждый из выделяемых типов представлен в вариациях. По итогам эмпирического исследования составлена картина жизненных стратегий, характерных сегодня для российских студентов, построены психологические портреты представителей основных типов жизненных стратегий. Проведенное исследование способствует более полному представлению об особенностях юношеской социализации на современном этапе, вносит вклад в развитие проблематики социальной психологии личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты позволяют обозначить психологические преимущества и возможные психологические затруднения, связанные с выбором и реализацией человеком той или иной жизненной стратегии. Они могут быть использованы в практике индивидуального психологического консультирования, при разработке программ социально-психологического тренинга, для саморазвития, самокоррекции. Материалы исследования включены в программу учебного курса «Социальная психология здоровья», читаемого на кафедре социальной психологии МГУ.

Теоретико-методологической основой работы явились представления о специфике социально-психологического подхода к личности (Г.М. Андреева, Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая и др.) — концепция человека как субъекта жизни СЛ. Рубинштейна, развиваемая его учениками и последователями (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков и др.) — диспозиционная концепция регуляции социального поведения В. А. Ддоваположения гуманистической психологии (Дж. Бюджентал, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Шостром, А. Б. Орлов, JI.A. Петровская и др.).

Методы и достоверность полученных результатов. Исследование проводилось с помощью методов опроса, контент-анализа, глубинного интервью. Были использованы следующие диагностические методики:

— выделение жизненных стратегий осуществлялось с помощью методики диагностики индивидуальных ценностей Ш. Шварца в адаптации О. А. Тихомандрицкой, Е. М. Дубовской;

— выраженность у студентов личностных характеристик оценивалась посредством следующих методик: опросника для диагностики способности к эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейнаопросника УСК Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндашкалы авторитаризма правого толка Б. Альтемейера, адаптированной Н. А. Дьяконовойшкалы толерантности к неопределенности MSTAT-I Д. Маклейна в адаптации Е. Г. Луковицкойшкалы макиавеллизма Mach-IV Р. Кристи и Ф. Гейс в адаптации В. В. Знакова;

— для изучения способов разрешения ценностных противоречий была модифицирована методика Т. В. Корниловой «Житейские ситуации».

При обработке результатов исследования применялись статистические методы: кластерный анализ, корреляционный анализ и критерии: х2кРитеРий Пирсона, г-критерий Пирсона, Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета Statistica 6.0.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается теоретико-методологической базой проведенного исследованияиспользованием методов и методик, адекватных поставленным задачам и выдвинутым гипотезамкомплексным характером примененных методических средствдостаточно большим объемом выборки респондентовкорректным применением статистических методов.

Результаты исследования способствуют более полному пониманию особенностей, проблем студенческой социализации на современном этапе развития российского общества. Они позволяют ответить на ряд вопросов, непосредственно связанных с процессом социализации: каковы основные тенденции социального выбора современных российских студентов (с точки зрения ориентации на те или иные ценности, особенностей разрешения жизненных противоречий) — как изменяются их ценностные приоритетыкаким образом наблюдаемые тенденции отражаются на становлении человеческой индивидуальности. В частности, полученные результаты показали, что студенты сегодня стремятся к самостоятельному, ответственному конструированию собственной жизни, но для большинства из них достижение соответствия запросам, ожиданиям социального окружения приоритетно по отношению к развитию собственной индивидуальности (а в некоторых случаях и противоречит этому). Для значительной части студентов жизненные стратегии остаются во многом неопределеннымони направлены в основном на приспособление к социальной среде.

По итогам исследования необходимо отметить эвристичность подхода Э. Фромма в контексте изучения жизненных стратегий. Наряду с раскрытием таких основных тенденций конструирования человеком собственной жизни, как преимущественная ориентация на обладание или на бытие, данный подход создает предпосылки для выделения еще одной тенденции — поиска синтеза между обладанием и бытием.

Сегодня в российском обществе тенденции обладания и бытия во многом противоречат друг другу. Как показало наше исследование, преимущественная ориентация на обладание в большей мере обеспечивает успешную психологическую адаптацию человека к современным условиям, однако ее негативным аспектом является возможность превращения человека в «лишенную индивидуальных качеств «вещь» «(Э. Фромм). Преимущественная ориентация на бытие в большей мере способствует становлению человеческой индивидуальности, но ее отрицательным проявлением может выступать отстранение человека от рыночной реальности описываемое, например, метафорой «рай в шалаше»), препятствующее полноценной самореализации. В связи с отмеченными обстоятельствами в существующей сегодня социальной ситуации особую значимость приобретает поиск путей творческого синтеза в реализации обеих тенденций (и «иметь», и «быть»), между соответствием социальному запросу и творческой самореализацией, развитием уникальности человека.

В проводимых исследованиях по проблеме жизненных стратегий тенденция к поиску синтеза между обладанием и бытием практически не представлена. Результаты нашего исследования не выявили активных тенденций поиска творческого синтеза в конструировании собственной жизни у современных российских студентов. Но зачатки таких тенденций могут быть прослежены, в частности, у носителей типа жизненных стратегий «иметь, чтобы быть». Этот тип стратегий лишь незначительно распространен среди студентов, более часто встречаясь у девушек, студентов гуманитарной и медицинской (по сравнению с технической) профессиональной направленности.

Полученные результаты позволяют предположить, что жизненные стратегии, направленные на поиск синтеза между обладанием и бытием, в современных условиях наиболее адекватны осуществлению человеком субъектной позиции в процессе социализации, когда он «усваивает социальные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием, самореализацией в обществе» (Мудрик А.В., 2000) — когда наряду с формированием твердого «внутреннего ядра» он приобретает психологическую гибкость, способность избирательно воспринимать новую социальную информацию. Дальнейшее раскрытие тенденции к поиску синтеза между обладанием и бытием в рамках исследования жизненных стратегий представляется весьма актуальным.

Проведенное исследование оставило открытыми некоторые вопросы. Один из них касается отсутствия существенных различий в распространенности типов жизненных стратегий, связанных с местом жительства (столица — нестоличный областной город), гендерной принадлежностью студентов. Другой вопрос состоит в недостаточной дифференцированности феноменологической картины основных типов жизненных стратегий (отсутствии достоверных различий в выраженности личностных характеристик между представителями типов «не иметь и не быть» и «иметь против быть" — «быть» и «иметь, чтобы быть»). Третий вопрос обусловлен отсутствием достоверных различий в выраженности личностных характеристик у представителей основных типов жизненных стратегий разных возрастных групп. Возникновение этих вопросов вызывает у нас озадаченность. Мы полагаем, что отсутствие статистически значимых различий не дает достаточных оснований для формулирования гипотез, альтернативных выдвинутым в исследовании, поскольку на уровне тенденций определенные различия во всех вышеописанных случаях обнаружены.

То, что распространенность основных типов жизненных стратегий в нашем исследовании существенно не различается в связи с местом жительства студентов, может объясняться территориальной близостью г. Калуги к г. Москве. При изучении студентов из российских городов, более удаленных от столицы, различия в распространенности типов жизненных стратегий, вероятно, будут обнаружены. Отсутствие значимых тендерных различий в распространенности типов стратегий может быть связано с изменением роли женщины в современном обществе, ее возрастающей социальной активностью. Различия между мужчинами и женщинами сегодня проявляются скорее на уровне представленности подтипов жизненных стратегий.

Тот факт, что мы не обнаружили достоверных различий в выраженности личностных характеристик между представителями типов «не иметь и не быть» и «иметь против быть», а также типов «быть» и «иметь, чтобы быть», вероятно, связан с использованием ограниченного набора этих характеристик. Наблюдаемые в обоих случаях тенденции различий свидетельствуют о целесообразности более комплексного исследования личностных особенностей представителей основных типов жизненных стратегий для получения более дифференцированной феноменологической картины этих типов.

Отсутствие достоверных различий в выраженности личностных характеристик между носителями основных типов жизненных стратегий разных возрастных групп может быть связано с небольшой численностью выборки респондентов старшей группы (студентов, получающих второе высшее образование), а также с тем, что для представителей старшей группы фактор возраста оказывается совмещен с фактором дополнительного образования. Изучение влияния собственно фактора возраста на выраженность личностных характеристик у носителей основных типов жизненных стратегий представляется одной из тем для будущих исследований.

Обозначенные вопросы свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения основных типов жизненных стратегий. На наш взгляд, исследование жизненных стратегий перспективно не только на контингенте российских студентов, но и на представителях иных профессиональных, возрастных, этнокультурных групп. Значительный интерес представляет более полное раскрытие феноменологии основных типов жизненных стратегий посредством продолжения изучения периферических составляющих жизненной стратегии, рассмотрения выраженности у носителей разных типов стратегий широкого спектра личностных характеристик. Особенности изменения определенных личностных характеристик, связанные с фактором возраста, во многом помогло бы прояснить лонгитюдное исследование.

Развитие представлений об основных типах жизненных стратегий как способах конструирования человеком собственной жизни, обогащение феноменологической картины этих типов будет способствовать более полному пониманию вариантов реализации человеком субъеюпой позиции в современных условияхраскрытию психологических преимуществ, а также возможных психологических затруднений, связанных с выбором и осуществлением той или иной жизненной стратегии.

Подводя итог, отметим, что представленная работа вносит вклад в разработку проблематики социальной психологии личности (в ее рамках — в разработку проблем социализации, регуляции социального поведения). Результаты проведенного исследования значимы для практики индивидуального консультирования, могут использоваться при разработке программ социально-психологического тренинга.

Заключение

.

В представленной работе мы предприняли исследование основных типов жизненных стратегий, характерных для современных российских студентов, положив в основу типологию жизненных стратегий («иметь» и «быть») Э. Фромма. Актуальность изучения проблемы жизненных стратегий во многом обусловлена спецификой сложившейся в настоящее время в российском обществе социальной ситуации, отличительными чертами которой являются нестабильность, неопределенность. В этой ситуации, вследствие рассогласования социальных ориентиров, отсутствия структурированных ценностно-нормативных моделей, претерпевает изменения, осложняется процесс социализации. В ходе социализации к человеку предъявляются повышенные требования в плане субъектностиособую остроту приобретает проблема определения способа конструирования собственного жизненного пути. Именно с данным фактом связана важность изучения жизненных стратегий как составляющей активности личности в ходе социализации для современной социальной психологии. Весьма значимой проблема жизненных стратегий выступает для студенческого возраста, когда человек оказывается перед объективной необходимостью выбора своего жизненного пути.

Концептуальная новизна и эвристичность работы состоит в том, что в ней предпринимается попытка рассмотреть проблему жизненных стратегий с позиций социальной психологии. Раскрывается роль жизненной стратегии в регуляции социального поведения (она регулирует целостность жизнедеятельности человека, направляет его жизненный путь) — а также содержательное своеобразие данного понятия (жизненная стратегия в первую очередь представляет ориентацию человека на определенные базовые ценности). Обозначается специфика социально-психологического изучения жизненных стратегий по отношению к общей психологии и социологии. При опоре на результаты исследования жизненных стратегий, выполненного в дипломной работе А. Ю. Шевелевой (1999), а также на результаты нашего дипломного исследования (2000), проводится расширение типологии жизненных стратегий Э. Фромма.

Эмпирическая значимость работы состоит в том, что в ходе проведенного в ней исследования по критерию преимущественной ориентации на обладание-бытие были выделены основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов. А именно, следующие типы: «иметь», «не иметь и не быть», «быть», «иметь против быть» и «иметь, чтобы быть». Каждый из этих типов рассмотрен в вариациях — в его рамках выявлены подтипы. Составлены психологические портреты представителей основных типов жизненных стратегий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб: Алетейя, 1999. — 272с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журнал. 1983. Том 4. № 1. С. 14−29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. Том 14. № 4. С.39−56.
  5. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Инст.психол. РАН, 1995. С.10−28.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1999. -244с.
  7. Алавидзе T. JL, Антонюк Е. В., Гозман ЛЛ. Социальные изменения: восприятие и переживание // Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.302−323.
  8. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности//Психол. журнал. 1984. Том 5. № 5. С.63−71.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 376с.
  11. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. -288с.
  12. Г. М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир? // Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 182−203.
  13. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1997. № 4. С.31−41.
  14. А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социол. исследования. 1994. № 11. С.73−82.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. 1994. № 1. С.3−19.
  16. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1987. 336с.
  17. А.Г. Психология индивидуальности (Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-96с.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. -416с.
  19. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С.35−46.
  20. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. 16с.
  21. Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.42−61.
  22. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. -400с.
  24. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -60с.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С.23−34.
  26. А.О., Смирнов П. И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования и поиск концепций. / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. С.274−304.
  27. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С.46−56.
  28. С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
  29. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Инст. психол. РАН, 1994.-109с.
  30. А.В. Целостность субъекта основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Инст. психол. РАН, 1997. С.559−570.
  31. А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть I) // Психол. журнал. 2002. Том 23. № 1. С.31−41.
  32. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журнал. 1999. Том 20. № 5. С.38−44.
  33. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99−105.
  34. Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии. М.: Класс, 1998. 326с.
  35. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Инст. психол. РАН, 1998. -203с.
  36. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С.74−84.
  37. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352с.
  38. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200с.
  39. Ю.Р., Рубина Л Л. Социальный облик студенчества 90-х гг. // Социол. исследования. 1997. № 10. С.56−69.
  40. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х социокультурная динамика // Социол. исследования. 2000. № 12. С.56−64.
  41. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. М.: Педагогика, Т. З, 1983 -368с.
  42. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исследования. 2002. № 1. С.96−105.
  43. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.43−52.
  44. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. С.256−269.
  45. М.К., Петухов В. В., Чепуренко А. Ю., Андреев A.JL, Здравомыслов А. Г., Вызов Л. Г., Авилова А. В., Тихонова Н. Е. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации реальность против мифов. http://www.nns.rU/analvtdoc./doclad.html
  46. О.А., Безменова И. К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. М.: Росс, психол. общ-во, 1999. -144с.
  47. И.Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности: общий контур // Психологические проблемы самореализации личности Вып.4. / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. С.62−75.
  48. Г. Г. Российский горожанин конца 90-х: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование) М.: 1998. 134с.
  49. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 221с.
  50. .З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социол. журнал. 1994. № 3. С.4−19.
  51. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С.67−76.
  52. Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.148−162.
  53. Н.А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с локусом контроля у российских и американских студентов. Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.-148с.
  54. Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект. Иваново: Юнона, 1999.
  55. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). / Под ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова Думка, 1987.-277с.
  56. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С.254−277.
  57. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека//Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100−107.
  58. Е.Г. Понятие «стиль» в науке // Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова Думка, 1982. С.16−43.
  59. В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психол. журнал. 2000. Том 21. № 5. С. 16−22.
  60. В.В., Павлюченко Е. А. Самопознание субъекта // Психол. журнал. 2002. Том 23. № 1. С.31−41.
  61. Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002. — 26с.
  62. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С.231−238.
  63. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социол. исследования. 2000. № 3. С. 124−129.
  64. П.М. Политика реформ и советская ментальность: некоторые тенденции // Интеллигенция и нравственность. М.: НИИВО, 1993. С.175−190.
  65. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации // Социол. исследования. 1995. № 1. с.59−73.
  66. И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // ПОЛИС. 1994. № 4. С.57−78.
  67. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175с.
  68. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 335с.
  69. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255с.
  70. Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений. Дисс. докт. психол. наук. М., 1999. -466с
  71. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992с.
  72. Р.Л. Социальная психология: Личность и общение. М.: Изд-во РАГС, 2000.- 158с.
  73. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исследования. 1996. № 5. С.3−24.
  74. Н.И. Базовые ценности и социокультурная трансформация России // Социология власти. 1999. № 4. С.74−86.
  75. В.В., Пантин В. И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. / Под ред. Г. Г. Дилигенского. М., 1998. С.3−34.
  76. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журнал. 2000. Том 21. № 3. С.73−87.
  77. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 316с.
  78. Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993−2000. М.: Моск. школа полит, исслед-й, 2000. 576с.
  79. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. М: Педагогика, Т.1,1983.-391с.
  80. Д.А. От социальных ценностей к личностным: Социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С.35−44.
  81. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997 а. 64с.
  82. Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997 б. С.40−55.
  83. Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ. / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С.93−108.
  84. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.-487с.
  85. Д.А., Пилипко П. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.97−110.
  86. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, Per Se, 2000. -549с.
  87. Е.В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами \ Стиль человека: психологический анализ. / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 190−205.
  88. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПб ГУП, 2000. 519с.
  89. В.Т. «Отцы и дети»: за диалог в отношениях // Социол. исследования. 2002. № 7. С.111−117.
  90. О.В. А.Г. Маслоу и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопоставления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) // Мир психологии. 1999. № 4. С.295−302.
  91. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444с.
  92. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Дисс. канд. психол. наук. СПб.: 1998.
  93. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997а. 430с.
  94. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 19 976. 304с.
  95. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425с.
  96. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. 478с.
  97. А. Система и личность М.: Серебряные нити. 1996.
  98. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-256с.
  99. Н.А. Ценностно-мотивационные ориентации современной молодежи // Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России. / Под ред. ИА. Зимней. М.: 2000. С.48−62.
  100. С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.-560с.
  101. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. -95с.
  102. А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. -200с.
  103. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. -144с.
  104. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социол. журнал. 1995. № 2. С.5−23.
  105. ОллпортГ. Личность в психологии. М.: КСП± СПб: Ювента, 1998.-345с.
  106. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. 224с.
  107. А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С.68−73.
  108. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. С. 150−167.
  109. Петровская J1.A. Гуманистический контекст психологической помощи // Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.323−333.
  110. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С.44−54.
  111. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-512с.
  112. Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 125−129.
  113. Ю.М., Долматова Г. В., Плюснин В. М. В каком направлении изменяются базовые ценности в современном российском обществе // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 1. С.90−95.
  114. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. -409с.
  115. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы. / Под ред. B.C. Магун. М.: Инст. Социол. РАН, 1998. 148с.
  116. Т.Е. Жизненные стратегии личности в современном обществе: методология социологического анализа. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2000а.-22с.
  117. Т.Е. Методология комплексного изучения жизненных стратегий личности // Личность. Культура. Общество. 20 006. Вып.2. с.40−60.
  118. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: 1995,-69с.
  119. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: анализ и консультирование // Социол. исследования. 1996. № 6. С. 110−120.
  120. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М: Прогресс, 1994. -480с.
  121. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. -317с.
  122. СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. -328с.
  123. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424с.
  124. СЛ. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191с.
  125. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720с.
  126. А.А., Танчер В. В. Очерки истории социологической мысли. Киев: Наукова Думка, 1982.-263с.
  127. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 263с.
  128. Г. Г. Жизненные стратегии сельских старшеклассников и нравственные принципы их реализации. М.: Изд-во Инст. педагогики соц. работы РАО, 2002.
  129. В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования образование в мире. 2001. № 1. С. 14−23.
  130. Собкин В. С, Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва Амстердам. М.: Центр социол. РАО, 1994. -151с.
  131. Советский простой человек. Опыт социологического портрета на рубеже 90-х. // Под ред. Ю. А. Левада. М., 1993. 300с.
  132. Т.Г. Этнопсихология. М.: Инст. психол. РАН, Академ. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320с.
  133. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова Думка, 1982.
  134. Л.И. Основы психологии. Практикум. М.: ACT, Ростов н/Д: Феникс, 1999.-565с.
  135. О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации. Дисс. канд. психол. наук. М., 2000. 144с.
  136. О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии. 1999. № 3. С.80−90.
  137. А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000. 288с.
  138. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Инст. филос. РАН, 1997. -255с.
  139. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
  140. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Современные проблемы, 1925.-98с.
  141. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269с.
  142. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. 253с.
  143. Э. Психоанализ и дзэн-буддизм // Что такое дзэн? Львов: Инициатива, Киев: Airland, 1994. С.11−77.
  144. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.: Юристь, 1995. С.273−597.
  145. Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. С. 189−385.
  146. Э. Личность и социальные процессы в современном обществе // Фромм Э. Бегство от свободы- Человек для себя. Минск: Попурри, 2000. С.340−367.
  147. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Инст. психол. РАН, 1998. С.107−122.
  148. К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. М.: Смысл, 1997. 496с.
  149. К. Самоанализ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  150. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психол. журнал. 1991. № 6. С. 154−168.
  151. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журнал. 1993. Том 14. № 5. С.3−13.
  152. А.Ю. Ориентация личности и атрибутивные процессы в социальном познании. Дипломная работа. М. 1999.
  153. Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журнал. 1982. Том 3. № 5. С.135−145.
  154. П.Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества// Психол. журнал. 1993. Том 14. № 3. С.141−152.
  155. П.Н. Современная социальная психология. М.: Инст. психол. РАН- КСП± Академ, проект, 1999. 448с.
  156. Е.Н. Механизмы и условия социализации личности // Социальная психология личности. М.: 1999. С.34−57.
  157. И.П. Исследования стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С.13−34.
  158. Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992. -128с.
  159. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 416с.
  160. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социол. исследования. 1999. № 5. С.52−62.
  161. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.
  162. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.89−105.
  163. В.А. Стиль жизни как социально-психологическая проблема // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества (Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР). М., 1977. С. 22.
  164. В.А. А все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С.9−20.
  165. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204с.
  166. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik Е., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. N.Y.: Harper Brothers, 1950.
  167. Altemeyer В. Enemies of freedom. Understanding right-wing authoritarianism. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 1988. 378p.
  168. Anshel M.H., Wells B. Personal and situational variables that describe coping with acute stress in competitive sport // J. of Social Psychology. 2000. Vol.140(4). P.434−451
  169. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // J. of Personality. 1962. Vol.30. P.29−50.
  170. Butler J.C. Personality and emotional correlates of right-wing authoritarianism // Social Behavior and Personality. 2000. Vol.28. P. l-14.
  171. Christie R., Geis F. Studies in machiavellianism. N.Y.: Academic Press, 1970.
  172. Deci E.L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior//Psychological Inquiry. 2000. Vol.11 (4). P.227−269.
  173. Die charaktermauer: Zur psychoanalyse des gesselschafts-characters in Ost- und Westdeutschland / Internationale Erich Fromm Gesselschaft. Gottingen, Zurich: Vandenhoeck und Ruprecht, 1995. 276s.
  174. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol.125 (2). P.276−302.
  175. Diener E., Suh E., Oishi S. Recent findings on subjective well-being. 1997. http://www.psych.uiue.eduTediner/hottopic/paper 1 .html
  176. Dominguez M.M., Carton J.S. The relationship between self-actualization and parenting style // J. of Social Behavior and Personality. 1997. V.12 (4). P.1093−1101.
  177. Feather N.T., Values, valences, expectations, and actions // J. of Social Issues. 1992. Vol.48 (2). P. 109−124.
  178. Friedland N., Keinan G., Tytiun T. The effect of psychological stress and tolerance of ambiguity on stereotypic attributions // Anxiety, Stress and Coping. 1999. Vol.12 (4). P.397−411.
  179. Fromm E. Individual and social origins of neurosis. 1944. http://www.erichfromm.de/lib 1/1944a-e.html
  180. Fromm E., Maccoby M. Social character in a Mexican village. Prentice-Hall Inc., New Jersey: Englewood Cliffs, 1970. 303p.
  181. Funk R. Erich Fromm’s concept of social character and its relevance for clinical practice. 1994. http://www.erichfromm.de/lib 2/fimkl3.html
  182. Funk R. The continuing relevance of Erich Fromm. 2000. http://www.erichfromm.de/english/life/life relevance fimk. html
  183. Furnham A., Ribchester T. Tolerance of ambiguity: A review of the concept, its measurement and applications // Current Psychology. 1995. Vol.14 (3). P. 179−200.
  184. Grams W.C., Rogers R.W. Power and personality: effects of machiavellianism, need for approval, and motivation on use of influence tactics // J. of General Psychology. 1990. Vol.117(1). P.71−94.
  185. Horley J. A longitudinal examination of life styles // Social Indicators Research. 1992. Vol.26 (3). P.205−221.
  186. Jourard S. Healthy personality: An approach from the viewpoint of Humanistic Psychology. N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1974. 368p.
  187. Kahneman D., Diener E., Schwartz N. Well-being: The foundations of hedonic psychology. N.Y.: Russel Sage Found, 1999.
  188. Kelley T.M., Stack S.A. Thought recognition, locus of control, and adolescent well-being//Adolescence. 2000. Vol.35 (139). P.531−551.
  189. Krohne M.W. Individual differences in coping // Handbook of coping: Theory, research, applications / Ed. by M. Zeidner, N.S. Endler. N.Y.: Wiley, 1996. P.381−409.
  190. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
  191. Long E.C.J., Angera J.J. Understanding the one you love: a longitudinal assessment of an empathy training program for couple // Family Relations. 1999. Vol.48. (3). P.235−243.
  192. Maccoby M. The Gamesman: New corporate leaders. N.Y.: Simon & Shuster, 1976.
  193. Maccoby M. Why work: Leading the new generation. N.Y.: Simon & Shuster, 1988.
  194. McFarland S.G., Ageev V.S., Abalakina-Paap M.A. Authoritarianism in the former Soviet Union // J. of Personality and Social. Psychology. 1992. Vol.63 (6). P.1004−1010.
  195. McLain D. The MSTAT-I: A new measure of an individual’s tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol.53 (1). P. 183−190.
  196. Myyry L., Helkama K. University students' value priorities and emotional empathy. // Educational Psychology. 2001. Vol.21 (1). P.25−41.
  197. Noor N.M. Work-family conflict, locus of control, and women’s well-being: tests of alternative pathways //J. of Social Psychology. 2002. Vol.142 (5). P.645−663.
  198. Riesman D. The lonely crowd. A study of the changing American character. New Haven Yall University Press, 1950. 373p.
  199. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and change. San Francisco: Jossey-Bass Inc., 1972.-214p.
  200. Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. Basic individual values, work values, and meaning of work // Applied Psychology. 1999. Vol.48 (1). P.49−72.
  201. Royce J.R., Powell A.D. Theory of personality and individual differences. Prentice-Hall Inc., New Jersey: Englewood Cliffs, 1983. 290p.
  202. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: a review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review of Psychology. 2001. Vol.52. P.141−166.
  203. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychol. Science. 1995. Vol.4 (4). P.99−104.
  204. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol.69 (4). P.719−727.
  205. Ryff C.D., Singer B. Interpersonal flourishing: a positive health agenda for the new millenium // Personality and Social Psychology Review. 2000. V.4 (1). P.30−45.
  206. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? //J. of Social Issues. 1994. V.50. P.19−45.
  207. Schwartz S.H. A theory of cultural values and some implications for work // Applied Psychology. 1999. Vol.48 (1). P.23−48.
  208. Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol.18. P.385−410.
  209. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of human values // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol.58 (5). P.878−891.
  210. Schwartz S.H., Ros M. Values in the West: a theoretical and empirical challenge to the Individualism-Collectivism cultural dimension // World Psychology. 1995. Vol.1. P.91−122.
  211. Sheldon K.M. The social awareness inventory: development and applications // Personality and Social Psychological Bulletin. 1996. (6). P.620−634.
  212. Sheldon K.M., Kasser T. Goals, congruence, and positive well-being: new empirical support for humanistic theories // J. of Humanistic Psychol. 2001. Vol.41 (1). P.30−51.
  213. Smith M.B. Attitude change // Internetional Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. By D.L. Sills. Crowell. 1968.
  214. Stanton A.L., Danoff-Burg S., Camerun C., Ellis A. Coping through emotional approach: problems of conceptualization and confounding // J. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol.66. P.350−362.
  215. I., Joines V. ТА today: A new introduction to transactional analysis. Life space Publishing: Nottingham & Chappel Hill, 1987.
  216. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // J. of Personality and Social Psychology. 1993. Vol.64. P.678−691.
  217. Yong F.L. Self-concepts, locus of control, and machiavellianism of ethnically diverse middle school students who are gifted // Roeper Rewiev. 1994. Vol.16 (3). P. 192−195.
Заполнить форму текущей работой