Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психосемантическое исследование сознания несовершеннолетних правонарушителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осужденные за «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»: 1) функции семьи также не понимаются. Все объекты, относящиеся к семье находятся на расстоянии друг от друга- 2) несовершеннолетние воспринимают понятие «иметь одиного сексуального партнера» как «человека, с котрым имеется сексуальный контакт в настоящее время, здесь и теперь». Для этого требуется хорошее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Понятие девиантного поведения в отечественной психологии
    • 1. 2. Понятие девиантного поведения в зарубежных исследованиях
    • 1. 3. Проблемы изучения и профилактики девиантного поведения
    • 1. 4. Психосемантический подход в исследовании девиантности
  • ГЛАВА 2. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов психосемантического исследования сознания несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов психосемантического исследования сознания несовершеннолетних, не имеющих судимости

Психосемантическое исследование сознания несовершеннолетних правонарушителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические и социальные преобразования, происходящие в России в течение последних десятилетий, наряду с позитивными изменениями привели к увеличению количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Отмечается рост преступности среди подростков и юношества с преобладанием преступлений, квалифицируемых по «тяжелым» УК РФ: убийства, изнасилования. Причем, увеличивается число, впервые осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы из числа ранее несудимых из так называемых полных или благополучных, «не имеющих судимостей» семей. Среди них преобладают учащиеся общеобразовательных школ [65]. Авторы отмечают, что поверхностный анализ официальных показателей динамики уголовных преступлений, совершенных несовершеннолетними (согласно статистическому сборнику МВД) за 1999;2003 гг., показывает устойчивую тенденцию к снижению преступности различных категорий населения, в том числе среди несовершеннолетних (1999 г. — 168 375 преступлений среди подростков мужского пола, в 2003 г. — 134 373, 15 072 и 11 226 соответственно — среди женского), тем не менее, при проведении глубокого анализа видно, что снижение показателей общей преступности (связанное с изменением уголовного законодательства) почти не коснулось подростково — молодежной категории населения. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, даже возрос, то есть налицо устойчивая тенденция «омолаживания» преступности. Из общего числа несовершеннолетних преступников почти треть составляет «младшая» возрастная группа (14−15 лет).

В теориях девиантного поведения до конца не объясняется существование данного феномена. Проблема девиантности остается до сих пор не решенной. Хотя проблеме отклоняющегося поведения несовершеннолетних всегда уделялось большое внимание, в последнее время интерес к данной проблеме возрос. Актуальны вопросы исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, а также разработки профилактических и коррекционных программ, позволяющих работать с данной категорией несовершеннолетних.

Совершенствование деятельности пенитенциарных учреждений по улучшению воспитательного процесса зависит от внедрения в практику психологических рекомендаций.

В комплексе возникающих проблем немаловажное значение приобретает исследование девиантного поведения в рамках психосемантического подхода: с точки зрения семантической организации сознания несовершеннолетних. Поэтому изучение психосемантической организации сознания (категориальных структур) может выявить скрытые установки, ведущие к девиантным проявлениям в поведении. Категориальные структуры сознания (индивидуальные или групповые) рассматриваются как возможные модели девиантного поведения личности, позволяющие спрогнозировать модель поведения девианта в той или иной ситуации, выявить склонность к рецидивам.

Метод психосемантики применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов, что является крайне важным для профилактики рецидивов, адаптации к обществу после освобождения из мест заключения. Кроме того, он дает возможность определить отношение субъекта к миру, социальному окружению и самому себе, позволяет увидеть те установки в сознании личности, которые способствуют совершению противоправных действий, выявить отношение определенной категории исследуемых к обыденным, повседневным вещам.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью государства и общества в эффективном решении проблем профилактики и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, с другой — не разработанностью в юридической психологии теоретико-эмпирических основ психосемантической организации сознания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание по разным статьям УК РФ.

Исследование проблемы девиантного поведения имеет междисциплинарный характер и предполагает применение комплексного подхода с использованием психологических и юридических знаний.

Степень научной разработанности темы. Проблемы девиантного, делинквентного поведения достаточно хорошо освещены в работах отечественных и зарубежных исследователей. Существенный вклад в пенитенциарную и криминологическую науку внесли отечественные исследователи Ю. М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн, С. А. Беличева, И. П. Башкатов, А. М. Яковлев, В. Ф. Пирожков, Б. С. Волков, А. В. Лебедев, В. Ф. Абрамкин, М. И. Еникеев, В. И. Бурлаков, В. JI. Васильев, А. М Столяренко и многие другие. Проблемы девиантного поведения изучали западные ученые социологического направления О. Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертонбиологического направления Ч. Ломброзо, Э. Ферри, У. Шелдон, Э. Кречмер и др.- психологического направления в котором девиантное поведение рассматривается как следствие экзистенциальных проблем личности К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер, Э. Фромм, а так же, как результат научения Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер и др.

В последнее десятилетие наблюдается рост числа исследований, направленных на изучение причин безнадзорности и беспризорности, динамики девиантного и делинквентного поведения, разработку профилактических и коррекционных программ по реабилитации и интеграции детей и подростков в социокультурное пространство, увеличивается число научно-методических работ по проблемам несовершеннолетних правонарушителей в условиях пенитенциарных учреждений (Б. Н. Алмазов, И. П. Башкатов, С. М. Беличева, Г. М. Иващенко, Ю. А. Клейберг, А. В. Гоголева, Б. 10. Шапиро, Д. В. Сочивко,.

М. А. Ковальчук, С. Д. Хачатурян, В. В. Терехина, В. М. Литвишков, А. В. Кокурин, А. И. Мокрецов, М. Ю. Кондратьев, М. И. Рожков, Л. Т. Дулинова, А. В. Митькина и др.). Однако в них не исследуются категориальные структуры психосемантической организации сознания как возможные эмпирические индикаторы определенного реального поведения личности в части девиантного поведения.

Объектом исследования являются категориальные структуры сознания несовершеннолетних правонарушителей в период отбывания наказания.

Предмет исследования — психосемантическая организация категориальных структур сознания несовершеннолетних правонарушителей в области представлений о достижении перспективных жизненных целей в процессе ресоциализации.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что психосемантическая организация сознания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание, в области представлений о достижении перспективных жизненных целей имеет различную факторную структуру в зависимости от состава преступления.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследованиявыявление особенностей психосемантической организации категориальных структур сознания, влияющих на поведение несовершеннолетних правонарушителей в процессе ресоциализации в период отбывания наказания в исправительной колонии.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— провести междисциплинарный анализ понятия «девиантное поведение» с выделением комплекса причин, обуславливающих его проявления;

— разработать критерии исследования семантического пространства сознания несовершеннолетних правонарушителей;

— выявить особенности психосемантической организации сознания несовершеннолетних, отбывающих наказание;

— выявить особенности психосемантической организации сознания несовершеннолетних, не имеющих судимости;

— провести сравнительный анализ семантических пространств сознания несовершеннолетних, совершивших преступление и не имеющих судимости.

Методологическую основу исследования составляют принцип взаимосвязи теории и практики, деятельностный подход к развитию сознания личности, концепция социального развития личности, сформулированные в работах российских авторов. С учетом междисциплинарного характера исследования мы использовали для реализации поставленных задач общенаучную и специальную психологическую, социологическую, криминологическую и юридическую литературу, материалы УИС Минюста России, статистические данные, отражающие качественную характеристику генезиса преступности.

Методы исследования: аналитический (анализ психологической, социологической, юридической и криминологической литературы по теме исследования), эмпирический (метод психосематического дифференциала). Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью факторного анализа методом главных компонент с поворотом факторных структур по принципу варимакс, умножения матриц (проекции объектов оценивания на пространство факторов) и построения семантического пространства на основе полученных результатов с использованием статистических пакетов SPSS, Exel, Statistica- 5.0.

Эмпирической базой исследования послужила воспитательная колония г. Ижевска. Общий объем выборки составил 148 несовершеннолетних, из них 98 несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также 25 несовершеннолетних, обучающихся училище, и 25 несовершеннолетних, обучающихся в техникуме не имеющих судимости.

Научная новизна результатов исследования обуславливается тем, что на сегодняшний день ни в психологической, ни в юридической науках, ни в практике деятельности различных социальных и образовательных учреждений закрытого и открытого типов, ни в воспитательных колониях не разработана достаточно эффективная система оценки внедряемых в практику психологических технологий, не изучены особенности психосемантической организации сознания (категориальных структур) несовершеннолетних девиантов, совершивших различные по степени тяжести преступления. Нами разработаны критерии исследования семантического пространства сознания несовершеннолетних правонарушителей, выделены особенности психосемантической организации сознания несовершеннолетних девиантпов в зависимости от степени тяжести преступления, а также их отличия от законопослушных сверстников.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Психосемантическая организация сознания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание, в области представлений о достижении перспективных жизненных целей имеет различную когнитивную сложность как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации и зависит от степени тяжести преступления.

2.Факторная структура сознания несовершеннолетних осужденных содержит не эффективные способы достижения перспективных жизненных целей.

3. В категориальной (факторной) структуре сознания несовершеннолетних присутствует большое количество шкал, отображающих агрессивные качества.

4. Несовершеннолетние осужденные имеют нарушенные представления о семье, работе, образовании, отношениях с друзьями.

5. У несовершеннолетних, имеющих судимость и не имеющих судимости, существуют значимые различия в психосемантической организации сознания в области представлений о достижении перспективных жизненных целей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием методологических подходов, в которых учтены достижения общей и юридической психологии, всесторонним анализом проблемы, обоснованным использованием адекватных предмету и задачам исследования психодиагностических процедур, современных статистических методов многомерного анализа данных.

Теоретическая значимость исследования определяется ее актуальностью, новизной полученных данных, которые дополняют и расширяют имеющиеся в юридической психологии представления о несовершеннолетних осужденных, совершивших различные по степени тяжести преступления. Результаты исследования могут использоваться при преподавании курса юридической психологии в высших учебных заведениях. Теоретические положения диссертации и разработанные критерии исследования семантического пространства сознания несовершеннолетних правонарушителей могут послужить базой для дальнейшего научного изучения особенностей психосемантической организации сознания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях России.

Практическая значимость результатов исследования заключается в формировании представлений о специфических особенностях психосемантической организации сознания осужденных несовершеннолетних в области достижения перспективных жизненных целей, анализ которых позволяет сформулировать конкретные рекомендации и предложения в отношении социально-психологической коррекции преступного поведения и ресоциализации осужденных несовершеннолетних в период отбывания наказания в исправительной колонии. Знание психосемантической организации сознания несовершеннолетних правонарушителей позволит направить коррекционную работу с осужденными на формирование и выработку у них новых способов достижения целей, что может существенно снизить рецидивы.

Апробация материалов и внедрение результатов исследования в практику. Результаты и основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных работах:

1. Гоголева А. В., Богданова С. В. Проблемы исследования и профилактики девиантного поведения и психосемантический подход как метод исследования девиаций // Мир психологии. -М.- Воронеж, 2006. № 4. — С. 176−203.

2. Богданова С. В. Использование психосемантического исследования сознания подростков с девиантным поведением // Материалы науч. конф. студентов и молодых ученых 21−23 апреля 2003 года. Тезисы докладов — М., МПСИ, 2003. 4.1. — С. 20−21.

3. Богданова С. В. К проблеме изучения особенностей негативной ресоциализации делинквентных подростков в условиях исправительной колонии // Материалы второй науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых 26−27 апреля 2004 года. Тезисы докладов. — М., МПСИ, 2004. Ч. 3. — С. 33−35.

4. Богданова С. В. Психологическая проблема отношений подростков с делинквентным поведением в пенитенциарных заведениях // Психология отношений в жизнедеятельности человека: Сб. материалов межрегион, науч.-практ. конф. -Владимир, 2004. — С. 184−187.

5. Богданова С. В., Нуруллина Н. И. Психологические особенности осужденных, употребляющих наркотики // Междунар. видео-интернетконф. «Терроризм, религия, наркотики». — Ярославль, 2005. http://www.narcoterrorism.ulsu.rU//issues/03/.

6. Богданова С. В. Психосемантика сознания несовершеннолетних с делинквентным поведением // Психология образования — 2005: Материалы межрегион, науч.- практ. конф. 25−26 октября 2005 года. — Саратов: Научная книга, 2005. — С. 37−42.

7. Богданова С. В. Образ семьи в сознании несовершеннолетних и их родителей // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань, 23−26 мая 2006 года. — Москва: Издательско-полиграфический центр «Глобус», 2006. — С. 69−70.

8. Богданова С. В. «Картина мира» несовершеннолетних (по результатам исследования категориальных структур сознания подростков, осужденных за преступления различной тяжести) // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе. Материалы науч.-практ. конф. психологов уголовно-исполнительной системы. — М., 2006. -С. 136−141.

9. Богданова С. В. Особенности девиаптного поведения у подростков // Материалы I науч.-практ. конф. аспирантов и молодых ученых Муромского филиала МПСИ 12 апреля 2006: Сб. науч. тр. — Муром, 2006. — С. 8−28.

Данные исследования обсуждались на конференциях, заседаниях кафедры педагогической психологии МПСИ. Материалы исследования используются автором в консультационной и коррекционной работе с осужденными воспитательной колонии г. Ижевска, при проведении лекционных и практических занятий по курсам «Криминальная психология», «Психология девиантного поведения», «Судебная патопсихология», «Психология беспризорности», «Психологические аспекты коррекции дезадаптированной личности» на факультете психологии УдГУ и филиале МПСИ г. Ижевска, в консультировании психологов и проведении обучающих семинаров в МПЛ УФСИН России по УР.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования несовершеннолетних, обучающихся в профессиональном училище.

Перейдем к рассмотрению результатов исследования несовершеннолетних, обучающихся профессиональном училище. В результате обработки данных после поворота факторных структур по принципу varimax было выделено 8 относительно независимых, ортогональных фактора. Рассмотрим каждый фактор и проанализируем шкалы, входящие в него.

Первый фактор, имеет 16,2% общей дисперсии (табл. 49). В этот фактор вошли шкалы, факторный вес которых достиг значимого уровня корреляции. В фактор включены достаточно разнородные шкалы. На первое место студенты колледжа ставят образование. Причем перечислены все шкалы, относящиеся к образованию. На основании этого можно сказать, что учащиеся хорошо понимают разницу хорошего образования и просто образование. В результате анализа, входящих в него шкал мы условно назвали его «Образование, изворотливость, социальные навыки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Работа посвящена изучению сознания несовершеннолетних правонарушителей. Проведен анализ психологической, социологической, криминологической и юридической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме девиантного поведения. Обзор литературы, отразивший современное состояние проблемы, показал многоплановость подходов в изучении девиантного поведения. Несмотря на сложность понятия «девиантное поведение», представители всех направлений считают его отклонением от норм общества. Выделяемые факторы и условия, способствующие его формированию во многом схожи, либо взаимодополняют друг друга. Кроме того, факторы могут выступать в качестве условий, а условия в качестве факторов, что еще раз свидетельствует о сложности изучаемого явления.

Несмотря на некоторое сходство в трактовке исследуемого феномена, существует ряд отличий в изучении девиантного поведения. Причем отличия наблюдаются уже с момента трактовки девиантного поведения. В социологии — это поступок, действиев медицине — система поступковв психологии — устойчивое поведение личностив педагогике — специфический способ изменения социальных норм и ожиданийв криминологии преступность как социальное явление. Тем не менее, все науки говорят об отклонении от норм принятых в обществе, в криминологии нормы устанавливаются законом.

В качестве факторов, ведущих к девиациям, выделяют социальные, экономические, политические, демографические, ближайшее социальное окружение, нарушения в процессе воспитания. Условиями развития девиаций считаются различные процессы и противоречия, происходящие в обществе: стратификация, потеря места в обществе, миграция, плотность населениямикросоциальпые явления: безнадзорность, кризис семьи, не трудоустроенностьдезадаптацию, употребление алкоголя, неконкурентоспособность несовершеннолетних на рынке труда и т. д.

Самые существенные разногласия касаются понятия личностные особенности девиантов. Социология как наука об обществе вообще не рассматривает личностные особенности как причину девиаций. Криминология в качестве личных особенностей выделяет психические аномалии, возрастные, половые особенности, криминальную направленность личности. Медицина также говорит о психических расстройствах и заболеваниях, как ведущих к девиантному поведению, но добавляет к этому перечню акцентуации характера. Психология рассматривает в качестве причин девиаций особенности темперамента, задержки и отклонения в развитии, акцентуации характера (как и медицина). Кроме того, психология и педагогика считают причинами девиаций нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения мотивации, искажение структуры ценностей. Педагогика в качестве причин говорит о конфликтности, нарушениях дисциплины, отсутствии самоконтроля.

В качестве вывода отметим: анализ существующих теорий девиантного поведения выявляет лишь разницу в изучении причин существующего явления. Социологическое направление видит в истоках девиантности социальные условия. Биологическое направление в проявлении девиантности винит врожденные особенности индивида. Психологическое направление объясняет проявления девиантности с позиций развития личности и уделяет большое внимание семейному воспитанию и семье в целом, как первому и основному институту социализации. Тем не менее, ни одно из этих направлений так и не дает окончательного ответа на вопрос о причинах девиантности как социального феномена.

Анализ проблем исследования и профилактики девиантного поведения позволяет говорить о том, что исследования в данном направлении необходимо продолжать, причем, необходимы государственные программы, организующие их и финансирующие. Нехватка диагностического инструментария требует работ и в этом направлении. В целом, исследования причин девиантного поведения и его профилактика должны носить комплексный характер и объединять специалистов различных направлений: психологов, медиков, социальных работников, педагогов.

В работе в качестве метода исследования применялся метод психосемантического дифференциала, который позволяет выявить некоторые особенности «картины мира» несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание за различные по степени тяжести преступления: изнасилование, убийство, кражи, наркотики, хулиганство.

Преимущество данного метода в том, что выделяемые, в результате статистических процедур, факторы позволяют увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы понимания мира. Этот метод применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Он дает возможность определить отношение субъекта к миру, социальному окружению и самому себе, позволяет увидеть те установки в сознании осужденных, которые способствуют совершению противоправных действий, выявить отношение данной категории исследуемых к обыденным, повседневным вещам. Кроме того, необходимо отметить компактность метода, возможность бланковой работы с большими группами испытуемых. Важнейшее преимущество методов психосемантики (и в частности, семантического дифференциала) состоит в том, в качестве стимула оценивания может быть представлен почти любой объект: событие, ситуация, социальная роль, продукция, отношения и т. д.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучения такого сложного психологического объекта как сознание, а именно влияние психосемантической организации сознания (категориальных структур) несовершеннолетних правонарушителей в области представлений о достижении жизненных целей на совершение определенного вида преступления.

По результатам исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Когнитивная сложность, как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации, или способность дифференцировать признаки воспринимаемого объекта, различна у разных групп испытуемых. Известно, что чем больше когнитивная сложность, тем более дифференцированно испытуемый представляет исследуемую область. Нами были получены следующие данные по каждой группе несовершеннолетних: осужденные за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» — 10 факторовосужденные за «Преступления против жизни и здоровья» — 7 факторовосужденные за «Преступления против собственности» — 9 факторовосужденные за «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» — 9 факторовосужденные за «Преступления против общественной безопасности» — 4 фактора.

На основании этого можно предполагать, что несовершеннолетние, совершившие «Преступления против общественной безопасности» имеют ограниченный набор стратегий поведения, что в дальнейшем помешает процессу ресоциализации и может привести к рецидиву.

2. Первый фактор является самым значимым. Он дает представление о том, что именно для этого испытуемого является самым важным в исследуемой области. Анализ всей системы полученных факторов позволяет увидеть всю систему отношений человека к исследуемой области. Нами получены следующие факторные данные по группам.

Осужденные за «Преступления против общественной безопасности»: «Навыки и умения», «Агрессивность» — «Умение плести интриги», «Изворотливость, злость и страх», «Пассивность».

Осужденные за «Преступления против жизни и здоровья»: «Социальная желательность», «Образованность, компетентность», «Волевая активность» — «Зависть», «Агрессивность», «Самодостаточность» «Изворотливость», «Злопамятность, упорство» — «Избегание трудностей», «Удача, агрессивность» — «Умение рисковать».

Осужденные за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»: «Социальная желательность», «Образованность и компетентность» — «Эгоизм», «Стечение обстоятельств», «Акцентуированная агрессивность» — «Деньги», «Осторожное, выгодное общение» — «Безделье, вызывающее жестокость», «Личностное неприятие», «Боязнь действовать, враждебность», «Принятие себя, прогностические способности» — «Красивая внешность», «Злопамятность, избегание трудностей», «Судьба и хитрость».

Осужденные за «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»: «Порядочность» — «Злость», «Образование, активность», «Нахальство» — «Изворотливость», «Отзывчивость» «Безрассудство», «Двуличность» — «Самооценка и скука», «Самодостаточность» — «Невмешательство», «Хитрость», «Жестокость» -«Беспомощность», «Наглость» — «Помощь друзей.

Осужденные за «Преступления против собственности»: «Ответственность, самостоятельность» — «Агрессивность», «Удача и образование», «Человечность, душевность, искренность» — «Хитрость», «Активность, знания, уверенность» — «Уклонительство», «Изворотливость» -«Зависимая настойчивость», «Порядочность», «Наглость», «Нахальство» -«Дополнительные знания», «Самоуверенность».

3. Все группы испытуемых понимают важность получения образования. Тем менее, для несовершеннолетних, находящиеся в изоляции образование связано с отрицательными эмоциями и вызывает личностное неприятие.

4. Психосемантика представлений о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии имеет ряд отличий.

Осужденные за «Преступления против общественной безопасности»: 1) данной категорией несовершеннолетних понимается хозяйственно — бытовая функция семьи и семья не является помехой в заработке денег. Хотя с другой стороны, чтобы иметь семью, необходимы такие качества как изворотливость, злость и страх- 2) иметь одного сексуального партнера значит брать ответственность на себя- 3) хорошо воспитать своих детей можно лишь собственным примером. Для этого необходимо добиться признания окружающих- 4) общение в семье должно строиться с позиций агрессии. Агрессивные качества необходимо проявлять и в отношении любимого человека. В отношении же сексуального партнера агрессия проявляется в меньшей степени, а более требуется умение плести интриги- 5) семью необходимо создавать с любимым человеком- 6) чтобы иметь детей, встретить любимого человека необходимо избавиться от вредных привычек- 7) чтобы добиться признания окружающих необходимо быть хорошим семьянином.

Осужденные за «Преступления против жизни и здоровья»: 1) любимый человек и сексуальный партнер — разные понятия- 2) семья и возможность хорошо зарабатывать — несовместимые понятия- 3) воспитательная функция семьи не понимается- 4) семью можно создать не обязательно с любимым человеком. Партнер в семье воспринимается в первую очередь как сексуальный партнер. Хотя детей необходимо иметь от любимого человека- 5) чтобы иметь семью необходима агрессивность- 6) лишь самодостаточный человек может создать семью с любимым человеком, быть верным ему и иметь от него детей- 7) хорошо воспитать детей можно обладая злопамятностью и упорством.

Осужденные за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»: 1) не понимается функция отца в семье- 2) допускается возможность создания семьи не по любви- 3) семья может служить помехой в зарабатывании денег- 4) сексуального партнера можно купить за деньги- 5) сексуальный партнер и любимый человек разные понятия. Причем, встреча с любимым человеком, возможность иметь семью, иметь детей вызывает страх и враждебность- 6) встреча с сексуальным партнером возможна, если учесть прошлые ошибки- 7) для хорошего воспитания детей нужны деньги и агрессия.

Осужденные за «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»: 1) функции семьи также не понимаются. Все объекты, относящиеся к семье находятся на расстоянии друг от друга- 2) несовершеннолетние воспринимают понятие «иметь одиного сексуального партнера» как «человека, с котрым имеется сексуальный контакт в настоящее время, здесь и теперь». Для этого требуется хорошее здоровье и признание окружающих и отзывчивость. Причем отзывчивость не так важна для встречи с любимым человеком, в данном случае более необходимо избавиться от чувства вины. Также сексуальный партнер необходим для ощущения самодостаточности, успешности, признания окружающих- 3) для того, чтобы иметь семью требуется нахальство- 4) иметь детей можно лишь научившись управлять собой и имея такое качество как наглость- 5) иметь семью, иметь детей, быть хорошим семьянином необходимо, чтобы быть «как все», но в целом это мало интересно и скучно- 6) наличие большого количества денег способствут хорошему воспитанию.

Осужденные за «Преступления против собственности»: 1) понятия: семья, любимый человек, сексуальный партнер, дети не взаимосвязаны между собой. Функции семьи не понимаются- 2) для того, чтобы иметь семью, встретить любимого человека, иметь детей, быть хорошим семьянином нужны такие качества как человечность, душевность, искренность. Кроме этого для создания семьи с любимым человеком необходима наглость. Отношения в семье с любимым человеком можно строить с помощью агрессии. В данном случае существует явное противоречие- 3) детей можно иметь не только от любимого человека, это может быть просто сексуальный партнер. От любимого человека иметь детей может лишь тот кто обладает активностью, имеет образование, уверен в себе- 4) несовершеннолетние считают, что можно иметь детей и быть одновременно независимым- 5) понятия семья и хороший заработок не связаны между собой- 6) воспитанием детей должно заниматься государство и бабушки с дедушками.

5. Отличительные особенности психосемантической организации сознания в области представлений о достижении перспективных жизненных целей несовершеннолетних, осужденных за совершение различных по степени тяжести преступлений:

Психосемантическая организация сознания несовершеннолетних, осужденных за «Преступления против общественной безопасности»: данная категория осужденных обладает ограниченным набором стратегий поведения. Это единственная группа, где понятия «иметь работу» и «иметь семью» взаимосвязаны. Не желают прикладывать усилия к поиску работы, пассивны, полагаются на случай и судьбу в достижении целей. Считают важными такие качества, как изворотливость, злость и страх для достижение жизненных целей. Известность достигается агрессивным поведением.

Психосемантическая организация сознания несовершеннолетних, осужденных за «Преступления против жизни и здоровья»: добиться признания окружающих можно, имея хороших друзей и отомстив тем, кто раньше обидел. Научившись обходить закон можно быть ни на кого не похожим и зарабатывать достаточно денег. Агрессивность требуется, чтобы иметь работу, планировать свою жизнь. Для собственного бизнеса нужны удача и агрессивность. Понятия «иметь работу» и «жить без усилий, не напрягаясь» имеют семантическое сходство.

У несовершеннолетних, отбывающих наказание за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», отличное от других групп несовершеннолетних представление о сексуальном партнере и любимом человеке. Согласно полученным результатам, сексуального партнера можно купить за деньги. Любимый человек вызывает страх и враждебность. Иметь одиного сексуального партнера, иметь детей считается скучным и вызывает раздражение. Иметь семью, иметь детей, встретить любимого человека вызывает личностное неприятие.

Психосемантическая организация сознания несовершеннолетних, осужденных за «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»: несовершеннолетние понимают взаимосвязь работы, достатка и образования, но у них отсутствует желание работать. Не хотят прилагать усилия к достижению целей, предпочитая позицию невмешательства. Позиция невмешательства занимается ими также по отношению к семье, детям, любимому человеку. В данной группе отмечается равнодушие к жизни. Даже для встречи с любимым человеком несовершеннолетние рассматриваемой группы надеются на помощь друзей. Помощь друзей требуется и для поиска работы. Успешность связывается с большими заработками, для осуществления этого также необходима помощь друзей. Изменить свою жизнь, можно научившись обходить закон, для чего необходима хитрость.

Психосемантическая организация сознания несовершеннолетних, осужденных за «Преступления против собственности»: чтобы изменить свою жизнь, несовершеннолетним необходимо научиться обходить закон, для этого необходимы удача и образование. Хотя данная категория несовершеннолетних осознает, что для заработка денег необходимо иметь работу, средством достижения этого они считают удачу и образование. Кроме того, большой расчет делается на помощь со стороны. Допускается возможность криминального заработка денег. Порядочность необходима, чтобы меньше работать и научиться обходить закон. Научившись обходить закон можно добиться признания окружающих.

6. Несовершеннолетние, не имеющие официально фиксированных нарушений норм уголовного права, имеют следующую факторную структуру сознания в области представлений о достижении перспективных жизненных целей:

Факторы несовершеннолетних, обучающихся в техникуме: «Уверенность, собранность», «Доброжелательность» — «Жесткость», «Ненависть», «Образование, предприимчивость», «Зависимость от обстоятельств, изворотливость» — «Чувство вины», «Пассивность» -«Инициативность», «Страх, помощь со стороны», «Активность, любовь».

Факторы несовершеннолетних, обучающихся в училище: «Образование, расчетливость, социальные навыки», «Уверенность, собранность», «Доброжелательность» — «Жесткость», «Ненависть» -«Желание делать», «Зависимость от обстоятельств, изворотливость» -«Чувство вины», «Пассивность» — «Инициативность», «Помощи со стороны», «Скука, внешность».

7. Психосемантика представлениий о достижении жизненно важных целей несовершеннолетних, обучающихся в техникуме: 1) понимается важность образования не только для получения знаний, но для организации человека, умения анализировать и контролировать свои действия- 2) уверенность, собранность важные качества человека, позволяющие достичь высокого профессионального уровня- 3) чтобы «стать успешным» необходимо «иметь работу» и «зарабатывать достаточно денег" — 4) занимают активную позицию в достижении жизненных целей- 5) семью необходимо создавать с любимым человеком- 6) отношения в семье и отношения с детьми должны строиться с позиций доброжелательности- 7) для «встречи с любимым человеком» необходимо «избавиться от вредных привычек» и «научиться отвечать за свои поступки" — 8) чтобы «быть хорошим семьянином» необходимо «уметь планировать свою жизнь" — 9) чтобы «иметь детей» необходимо «иметь хорошее здоровье" — 10) «любимый человек», «единственный сексуальный партнер», «помощь людям», «хорошее образование детей» взаимосвязаны как проявление любви- 12) доброжелательные отношения являются необходимым условием дружбы.

8. Психосемантика представлений о достижении жизненно важных целей несовершеннолетних, обучающихся в училище: 1) в осуществлении основных жизненных целей, учащиеся училища занимают активную позицию- 2) студенты училища осознают важность образования в жизни, причем они хорошо понимают разницу «хорошего образования» и «просто» образование- 3) отношение к получению образования доброжелательное- 4) величина заработка зависит от профессиональной квалификации и карьерного роста- 5) «любимый человек"-это человек, от которого хочется «иметь детей" — 6) для «встречи с любимым человеком» необходимо проявлять активность и инициативу. Сексуального партнера можно всегда найти, не прилагая усилий. Сексуальный партнер ассоциируется с приятным времяпровождением- 7) создавать семью исследуемые планируют с любимым человеком- 8) понятия «иметь семью» и «быть хорошим семьянином» взаимосвязаны- 9) объекты научиться обходить закон», «перестать слушать родителей», «меньше работать», «делать то, что хочется» имеют у несовершеннолетних ассоциации с нарушением закона- 10) в общении с друзьями должны быть доброжелательные отношения- 11) учащиеся осознают важность общения с детьми в семье. Отношения в семье, воспитание детей должны строиться с позиций доброжелательности- 12) учащиеся понимают, что воспитывать детей необходимо наличном примере- 13) несовершеннолетние считают, что все в руках самого человека, и, если есть желание, можно достичь всего.

Выполненное нами исследование психосемантической организации сознания несовершеннолетних девиантов в области представлений о достижении жизненно важных целей вносит определенный вклад в решение проблемы девиантного поведения. Работа закладывает основу для дальнейших исследований девиантности в пенитенциарной системе в рамках психосемантики. Полученные результаты способствуют более целенаправленной и научно обоснованной организации профилактических мер, разработке коррекционных мероприятий по формированию социально адаптированного поведения несовершеннолетних с девиантным поведением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Подросток в местах заключения. М., Общественный Центр содействия реформе уголовного правосудия, 1997.
  2. Г. В. Проблема сознания в российской психологии. М.: Издательство Московского психолого-социалыюго института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
  3. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: «Речь», 2003.
  4. .Н. Правовая психопатология. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.
  5. .Н. Личность в правовом поле: Монография. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005.
  6. Анализ причин девиантного поведения у детей и подростков, http:// docum.cos.ru
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  8. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  9. Г. Н., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2003.
  10. Ю.Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. Изд. «Юристъ», М., 1996.
  11. ЬАнфиногенов А. И. Психологическое портретирован ие неустановленного преступника. Академия управления МВД России. М., 2002.
  12. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Пер. с англ. Ковальчука М. А. под ред. Магуна B.C. М.: Аспект Пресс, 1999.
  13. З.Балабанова JT.M. Судебная патопсихология. «Сталкер». М., 1998.
  14. И.П. «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи». М., 2002.
  15. Беккария Чезаре «О преступлениях и наказаниях» http ://w ww. kroto v. info/spravki/hel p/htm 1
  16. C.A. Основы превентивной психологии, http://yurpsy.by.ru
  17. C.JI. Психосемантические методы в психологическом исследовании. Ижевск, УдГУ, 2003.
  18. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002.
  19. Р. Психология криминального поведения. «Питер», 2004.
  20. .Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденных. М.: НИИ ФСИН России, 2005.
  21. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук" — К.: «Ваклер», 1997.
  22. В.Н. Криминология. «Питер», 2002.
  23. В.И., Вандышев В. В., Волгарева И. В. Криминология. Издательский дом СПб. гос. университета, 2005.
  24. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988.
  25. Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением, Дис. канд. псих, наук, МГУ, М., 2003.
  26. Васильев B. J1. Юридическая психология. «Питер», 2002.
  27. .С. Мотивы преступлений. Изд. Казанского университета, 1982.
  28. Д.В. Зарубежные теории девиантного поведения несовершеннолетних /по материалам США и Великобритании // Коломна, 2001.
  29. JI.C. Психология развития как феномен культуры: под. ред. Ярошевского М. Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  30. Выготский J1.C. Педагогическая психология. Психология: Классические труды). Под. ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  31. Выготский J1.C. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. М.: Лабиринт, 1999.
  32. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  33. С.Э. Психосемантика городской среды (Объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта). Дис. канд. псих. Наук. МГУ. М., 1991.
  34. П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. Подольского А. И. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  35. П.Б. Избранные труды по психиатрии, под редакцией проф. Кербикова О. В. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998.
  36. Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. «Алетейя». СПб., 2000.
  37. Я. И. Девиантология. С.-Пб. Юридический центр Пресс, 2004.
  38. В.А. Юридическая социология. «Норма». М., 2000.
  39. А.В. «Аддиктивное поведение и его профилактика». МПСИ, 2002.
  40. А.В. «Беспризорность. Социально психологические и педагогические аспекты». МПСИ, 2004.
  41. А.В. Каузальная атрибуция девиантных подростков. http://www.psychosfera.nj
  42. М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исправительной системе: Лекция. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005.
  43. М.Г., Матвеева И. А. Опыт работы психологической службы с ВИЧ-инфицированными осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми: Сборник статей. М.: ФСИН России. «СПИД Фонд Восток-Запад», 2005.
  44. В.Г., Казакова Е. Н., Михалева И. В., Наприс А. В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний, Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001.
  45. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000.
  46. А.В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. М., 2003.
  47. А.И. Преступность, статистика, закон, Криминологическая ассоциация. М., 1997.
  48. А.И. Криминальная ситуация на рубеже веков в России, Криминологическая ассоциация. М., 1999.51 .Достоевский Ф. М. Подросток: Роман. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
  49. Э. «Норма и патология» // Социология преступности. М., 1966.
  50. А.Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. «Речь». С.-Пб., 2005.
  51. Е. Современная тюрьма: быт, традиции, фольклор. ОГИ. М., 2004.55.3мановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., Академия, 2003.
  52. Использование психологических знаний в интересах правосудия: Материалы научно практической конференции (18 — 19 мая 2006 года). — Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2006.
  53. .Д. Клиническая психология. «Питер», 2002.
  54. Д. Теория личности. Психология личных конструктов. Спб.: Речь, 2000.
  55. Р., Оулин J1. Дифференциация субкультуры // Социология преступности. М., 1966.
  56. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. «ТЦ Сфера». М., 2001.
  57. В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков, Министерство здравоохранения СССР.
  58. Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей. М, 1976.
  59. В.В. Психиатрия детского возраста. «Медицина». М., 1979.
  60. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. «Медицина». М., 1985.
  61. А.В., Мокрецов А. И., Новиков В. В. «Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями. М.: 2006.
  62. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005.
  63. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. «Медицина», М., 1995.
  64. Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. «Подростки группы риска». СПб.: Питер, 2005.
  65. В.В. Психические отклонения у подростков -правонарушителей. «Медицина», М., 1992.
  66. Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие. М.: «Щит-М», 2004.
  67. В.Н. «Правовое поведение: норма и патология». «Наука». М., 1982.
  68. В.Н. Причины правонарушений. «Наука», 1976.
  69. А.И., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия. Изд. Московского университета, 2000.
  70. В.Н., Эминов В. Е. Криминология, «Юристъ», М., 2004.
  71. Т.Н. Юридическая психология. Хрестоматия. «Питер», 2001.
  72. Е.Б. Юридическая психология. Теории девиантного поведения. Изд. С.-Пб. Университета, 2000.
  73. А.Н. Образ мира, http://orel.rsl.ru/nettext/russian/leon tievan/ obrazmira. htm
  74. А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  75. А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность), М.: Смысл, 2001.
  76. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
  77. А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы // Под. ред. Леонтьева А. А., Леонтьева Д. А., Соколовой Е. Е. М.: Смысл, 2003.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004.
  79. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. Эксмо-Пресс, 1999.
  80. В.М., Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика. М.: МПСИ, 2004.
  81. Ч. Гениальность и помешательство. Женщина преступница и проститутка. Любовь у помешанных. Минск, 2000.
  82. А.Р. Язык и сознание. Под. ред. Хомской Е. Д. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.
  83. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2000.
  84. А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Идательский центр «Академия». 2002.
  85. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004.
  86. А.С. Собрание сочинений в четырех томах. «Правда». М., 1987.
  87. А.И. Детская преступность: пути решения проблемы (социальные факторы, «малые дела» и коммуникативные стратегии), Материалы международной научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения». М., 2003.
  88. М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. http://www.mamardashvili. ru/index.php?texts/simbol/D.htm
  89. М.К. Беседы о мышлении, http://www.psyhology.ru/ library/ 55. shtml
  90. М.К. Проблема сознания и философское призвание. http://www.psyhology. ru/library/5. shtml
  91. М.К. Философия и личность. http://www.psyhology.ru/ library/44, shtml
  92. Маслоу, А Психология бытия. Пер. с англ. М., «Рефл-бук», «Ваклер», 1997.
  93. В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., «МЕДпресс», 1998.
  94. В.Д. Психология девиантного поведения. Речь, СПб., 2005.
  95. Р.К. Социальная структура и аномия, Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: «Прогресс», 1966. soclib.fatal.ru/all.php
  96. Методические материалы по работе с конфликтами в местах лишения свободы. Под. ред. Беляевой Е. Е. НООО «Право на жизнь». ГУИН Минюста России по Нижегородской области и ГУИН Минюста России, 2004.
  97. О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
  98. А.И., Голубев В. А., Шамис А. В. Рабочая книга пенитенциарного психолога. ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России. М., 1997.
  99. С.И. Словарь русского языка. Под. ред. Чл.-корр. АН СССР Шведовой Н. Ю. М.: «Русский язык», 1988.
  100. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
  101. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы: Учебно-методическое пособие // под общ. ред. д-ра юридических наук, канд. психол. наук, проф. Ковалева О. Г. М.: ОПС, НИИ ФСИН России, 2005.
  102. В.Ф. Психосемантическое исследование значения на словесном и образном уровнях. Дис. канд. псих. Наук. М.: МГУ, 1978.
  103. В.Ф. Психосемантика сознания. Дис. доктора псих, наук, 19.00.01, МГУ им. Ломоносова. М., 1988.
  104. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд. Московского университета, 1988.
  105. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
  106. В.Ф. Основы психосемантики. 2-е издание, дополненное. СПб.: Питер, 2005.
  107. В.Ф. Криминальная психология. «Ось» 89. М., 2001.
  108. К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986.
  109. Проблемы молодежи: Исследования по социальной педагогике и психологии. Под ред. Копотева C.JL. Ижевск, 1989.
  110. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарного психолога. Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.
  111. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний. Сборник материалов положительного опыта. М.: ФСИН России, НИИ УИС ФСИН России, 2005.
  112. Ремшмидт Хельмут Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., «Мир», 1994.
  113. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
  114. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  115. В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект пресс, 2004.
  116. Т.В. Проблема девиантного поведения детей и подростков в социальной педагогике, http://www.oim.ru
  117. Словарь Выготского JI.C. // Под ред. Леонтьева А. А. М.: Смысл, 2004.
  118. Словарь по этике. Под редакцией Кона И. С. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975.
  119. Словарь практического психолога. Сост. Головин С. Ю. Минск: Харвест, 1997.
  120. Словарь синонимов русского языка в 2-х т. Гл. ред. Евгеньева А. П. «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград, 1970.
  121. М.А. Психосемантика представлений о другом человеке. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. -М.: РГБ, 2003.
  122. A.M. Прикладная юридическая психология. Юнити, М., 2001.
  123. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  124. Уголовный кодекс Российской Федерации, Ростов н /Д: «Феникс», 2005.
  125. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Вып. 1 // под. общей ред. Братуся Б. С., Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 2002.
  126. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. МПСИ, «Флинта», М., 1999.
  127. В.А. История России. 1861 1917 г., http://ihtik.lib.ru
  128. Э. Уголовная социология. «Инфра М». М., 2005.
  129. Философский энциклопедический словарь. Редакторы-составители: Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. М.: Инфра-М, 2002.
  130. Jl. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. -СПб: «Речь», 2000.
  131. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  132. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство. Под. ред. Додельцева Р. Ф., Долгова К. М., пер. Додельцева Р. Ф., З. Фрейд Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. http://www.psyh-portret.ru/biblio/freud.htm
  133. Э. Анатомия человеческой деструктивности. «Белорусский Дом печати». Минск, 1999.
  134. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. // Общ.ред. и предисл. Забродина Ю. М. и Похилько В. И. М.: Прогресс, 1987.
  135. Д., Р.Фрейгер Теория и практика личностно-ори-ентированной психологии. М., 1996.
  136. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. «Юридическая литера-тура», 1991.
  137. Характеристика личности осужденного (социально-психологичес-кий портрет). Учебно-методическое пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.
  138. Л., Д.Зиглер Теории личности. Питер, 2000.
  139. Е.В., Прядеин В. П. Личность осужденного: современные исследования Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2005.
  140. Ю.В. «Юридическая психология». М., «Право и Закон», 1997.
  141. Ю.В. Юридическая психология: вопросы и ответы. Эксмо. М., 2005.
  142. А.Г. Психологическое исследование субъективных систем значений. Дис. канд. псих, наук, 19.00.01, МГУ. М., 1979.
  143. А.Г., Похилько В. И., Козловская-Телыюва А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (Тезаурус личностных черт). МГУ, 1988.
  144. А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности. Дис. доктора псих, наук, 19.00.01., МГУ. М., 1994.
  145. А.Г. Психодиагностика личностных черт. Спб.: Речь, 2002.
  146. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. Академи-ческий проект., 2005.
  147. Юридическая психология. Хрестоматия. Сост. Курбатова Т. Н. СПб.: Питер, 2002 г.
  148. Юридическая социология. Под. ред. Глазырина В. А. НОРМА, М., 2000.
Заполнить форму текущей работой