Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Соотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение работы. Основные материалы и результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, 2007) — «Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения» (Ярославль, 2005) — «Технология саморазвития личности А. А. Ухтомского — Г. К. Селевко» (Ярославль, 2005… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-теоретические основы исследования музыкального и педагогического мышления в контексте профессиональной деятельности учителя музыки
    • 1. 1. Психологический анализ основных компонентов профессиональной деятельности учителя музыки
    • 1. 2. Теоретический анализ музыкального мышления как одного из основных компонентов профессиональной деятельности учителя музыки
  • Г 1.2.1. Специфика и определение музыкального мышления в свете междисциплинарных исследований
    • 1. 2. 2. Процессуальные характеристики музыкального мышления
    • 1. 2. 3. Личностные характеристики музыкального мышления
    • 1. 3. Музыкальное и педагогическое мышление как составляющие компоненты профессионального мышления учителя музыки
    • 1. 4. Психологический анализ основных подходов к исследованию музыкального мышления
  • ГЛАВА II. Методическое обоснование и результаты эмпирического исследования по определению взаимосвязей между музыкальным и I педагогическим мышлением учителей общеобразовательных школ
    • 2. 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
    • 2. 2. Обоснование методик, используемых для определения уровня сформированности музыкального и педагогического мышления
    • 2. 3. Результаты эмпирического исследования по определению взаимосвязей между музыкальным и педагогическим мышлением
  • ГЛАВА III. Методическая разработка эксперимента по формированию музыкального и педагогического мышления учителей общеобразовательных школ в процессе повышения квалификации
    • 3. 1. Целенаправленное воздействие образовательной среды с целью формирования целостного мышления учителей общеобразовательных школ
    • 3. 2. Разработка программы эксперимента с целью формирования целостного мышления учителей общеобразовательных школ
    • 3. 3. Результаты эксперимента по формированию целостного мышления учителей общеобразовательных школ

Соотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что для современного этапа развития образовательной системы России характерен переход на качественно новый уровень, что предъявляет повышенные требования к личности и профессиональной деятельности учителя. Модернизация российского образования потребовала существенного реформирования системы повышения квалификации педагогических работников, которая должна основываться на понимании динамических аспектов процесса развития личности учителя, на осознании закономерностей формирования его профессионального мышления.

В психологии проблема изучения труда учителя как целостной системы является одной из важнейших научно-практических проблем, которой занимались такие ученые, как Выготский Л. С., Карпов А. В., Карпова Е. В., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Зимняя И. А., Маркова А. К., Митина Л. М., Реан А. А. и др., выделяющие в целостной психологической структуре профессиональной деятельности учителя личностные особенности или качества, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. Сложная и многогранная профессия учителя музыки требует наличия множества профессиональных качеств, необходимых как для музыканта, так и для педагога. Абдуллин Э. Б., Арчажникова Л. Г. выделяют среди комплекса профессионально важных качеств учителя музыки профессиональное мышление (психолого-педагогическое и музыкальное) как одно из приоритетных.

Под профессиональным мышлением подразумевают такие особенности мышления специалиста, которые позволяют ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства, «видеть» в конкретном явлении его общую педагогическую суть, творчески подходить к решению нестандартных ситуаций (Вилькеев Д.В., КашаповМ.М., Кулюткин Ю. Н., Маркова А. К., Митина Л.М.). Профессиональное мышление I 5 учителя музыки общеобразовательной школы представляет собой синтез музыкального и педагогического аспектов: сущность педагогического аспекта мышления заключается в проектировании, организации и осуществлении музыкально-образовательного процессасущность музыкального аспекта мышления заключается в создании ситуации эстетического общения и эмоционально-личностного контакта с музыкой, в процессе которого постигается высший смысл духовных, общечеловеческих ценностей. В профессиональной деятельности учителя музыки эти два вида мышления взаимодействуют в неразрывном единстве. Но, к сожалению, анализ практики музыкально-педагогического образования показывает, что в профессиональной деятельности учителей наблюдается изолированность этих двух видов мышления. При решении профессиональных задач значительная часть учителей музыки, по мнению Абдуллина Э. Б., Школяра В. А., Критской Е. Д., Красилышковой М. С. и других, больше доверяют узко формальному, то есть ситуативному подходу (анализируют выразительные средства и характер музыки, определяют жанровые черты, рассказывают об истории создания произведения и т. д.), недостаточно уделяя внимания личностно-эмоциональным ассоциациям учащихся, нравственно-эстетическим и духовно-ценностным проблемам музыкального произведения, что свидетельствует о недостаточном раскрытии проблемы на основе надситуативного видения более широкого культурного контекста и деформации профессионального мышления учителей. Кроме того, проблема соотношения музыкального и педагогического аспектов мышления в профессиональной деятельности учителя на сегодняшний момент практически не представлена в психологии труда.

Вышеизложенное позволило определить следующее основное противоречие: важность формирования целостного профессионального мышления учителей музыки в свете современной образовательной концепции, с одной стороны, и слабая разработанность основных теоретикометодологических и методических подходов к решению обозначенной проблемы, с другой стороны, что и определяет актуальность разработки данной темы.

Объект исследования — психологические характеристики музыкального и педагогического мышления учителя музыки.

Предмет исследования — структурно-функциональные характеристики мышления в профессиональной деятельности учителя музыки.

Цель исследования: выявить соотношение музыкального и педагогического мышления в профессиональной деятельности учителя музыки.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

1. Осуществить теоретический анализ психологических подходов к исследованию педагогического и музыкального мышления как одного из приоритетных профессионально важных качеств учителя.

2. Разработать на основе системного подхода психологическую структуру музыкального мышления.

3. Выявить функциональные характеристики структурных уровней музыкального мышления учителей общеобразовательных школ с различной музыкальной подготовкой и студентов, обучающихся на кафедре теории и методики музыкального образования педагогического университета.

4. Определить динамику развития музыкального мышления учителей в зависимости от их педагогического стажа и квалификационной категории в процессе их профессиональной деятельности.

5. Установить взаимосвязи музыкального и педагогического мышления учителей общеобразовательных школ.

6. Разработать и апробировать образовательную программу, направленную на формирование целостного профессионального мышления учителей общеобразовательных школ, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Общая гипотеза исследования: в профессиональной деятельности учителей музыки существует взаимосвязь между уровнями музыкального мышления и типами педагогического мышления: основной вектор динамики развития профессионального мышления направлен от ситуативных характеристик к надситуативным.

Частные гипотезы исследования:

1. Структурно-функциональные характеристики музыкального мышления исследуемых групп различаются в зависимости от полученного образования: у учителей, не имеющих специального музыкального образования, наиболее развитым является эмоционально-чувственный уровеньу учителей, имеющих специальное музыкальное образование, наиболее развитым является рационально-логический уровень.

2. Важнейшим условием формирования музыкального и педагогического мышления учителей является сочетание внутренних профессионально-личностных факторов (структурно-функциональные характеристики педагогического и музыкального мышления учителей, тип стратегии музыкального мышления) и внешних (целенаправленное воздействие образовательной среды, применение интерактивных методов обучения, использование различных архетипов музыки).

Методологической основой исследования явились ведущие философские и психологические идеи и концепции:

• психологическая теория деятельности (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н.,.

Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д.);

• системная методология психологического анализа деятельности.

Ломов Б.Ф., Бодров В. А., Завалишина Д.Н.);

• концепция системогенеза деятельности (Карпов А.В., Поваренков Ю. П.,.

Шадриков В.Д.);

• общепсихологическая теория мышления (Брушлинский А.В., Мазилов В. А., Рубинштейн С. Л., Тихомиров O.K.);

• музыкально-психологическая теория мышления (Арановский М.Г., Асафьев Б. В., Бочкарев Л. Л., Выготский Л. С., Готсдинер А. Л., Дыс Л. И., Ляшенко И. Г., Кирнарская Д. К., Крупник Е. П., Мазель Л. А., Медушевский В. В., Петрушин В. И., Ражников А. В., Сохор А. Н., Суслова Н. В., Тарасов Г. С., Теплов Б. М., Яворский Б. В., Garcia Е.Е., HevnerK., Seashore С.,);

• методологические принципы исследования и формирования педагогического мышления (Вилькеев Д.В., Кашапов М. М., Кулюткин Ю. Н., Митина Л. М., Осипова Е. К., Сухобская Г. С.);

• основы андрагогического образования и самообразования взрослых, повышения квалификации и переподготовки взрослых (Браже Т.Б., Вазина К. Я., Еремеева В. Д., Змеев С. И., Канатов А. И., Клюева Н. В., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Панов В.И.).

Методы исследования. На разных этапах исследования использовались следующие методы: теоретического анализа и обобщения литературы по теме исследованиявключенное наблюдениеанкетированиеконстатирующий. и формирующий экспериментыконтент-анализ результатов творческой деятельности учителей. Для диагностики музыкального и педагогического мышления использовались следующие методики: методика «Партитурная транскрипция» Ражникова В.Г.- методика «Экспериментальная деформация» Крупника Е.П.- методика ценностного спектра Леонтьева Д. А. с опорой на теорию метамотивации и бытийных ценностей Маслоу А.- методика Иванченко Г. В. на определение типов стратегии музыкального мышления на основе восприятия музыкального произведенияопросник Кашапова М. М., Дубровиной Ю. Н. на определение ситуативного и надситуативного уровня профессионального педагогического мышления.

В процессе формирующего эксперимента использовались активные методы обучения: метод номинальных групп, групповой анализ видеоуроков, деловая игра на основе имитационного моделирования, организационно-деятельностная игра, синектика. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistika for Windows 5.5.

База исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2007 года в процессе курсов повышения квалификации на базе Ярославского Института развития образования. Основную часть выборки составили преподаватели музыки — 347 учителей, работающих в образовательных учреждениях различного типа г. Ярославля, г. Рыбинска, г. Гаврилов-Яма, г. Пошехонье-Володарска и 30 студентов 4−5 курса кафедры теории и методики музыкального образования Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского К.Д.

Научная новизна работы заключается в том, что реализован новый структурно-функциональный подход к исследованию музыкального мышления, на основе которого выявлены характеристики мышления учителей общеобразовательных школ с различным уровнем музыкальной подготовки и студентов кафедры музыкального образования педагогического университета. Разработанная 3-х уровневая структура (на основе выделения эмоционально-чувственного, рационально-логического и духовно-ценностного уровней) позволяет решить проблему целостности музыкального мышления.

Музыкальное мышление рассматривалось в совокупности с педагогическим мышлением как составляющая часть профессиональной деятельности учителя музыки. Впервые доказано, что эти две составляющие находятся в прямой взаимосвязи и динамика развития мышления направлена от ситуативных характеристик к надситуативным.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что было сформулировано определение музыкального мышления учителей общеобразовательных школ с позиций междисциплинарных (философских, музыковедческих и психолого-педагогических) исследований. На основе системного подхода разработана структура музыкального мышления и выявлены отличительные особенности уровней музыкального и педагогического мышления учителей музыки общеобразовательных школ с различной подготовкой, что является существенным вкладом в психологический анализ профессиональной деятельности.

Подтверждена основная гипотеза о наличии взаимосвязей между уровнями музыкального мышления и типами педагогического мышления, которая расширяет представление о динамике развития профессионального мышления учителей от ситуативных характеристик к надситуативным. Результаты исследования раскрывают широкую перспективу для дальнейшего изучения этого процесса в психологии труда, музыкальной и педагогической психологии.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная структура музыкального мышления может рассматриваться в качестве теоретической и практической основы для определения уровня сформированности музыкального мышления учителей с целью выявления «проблемных» зон и дальнейшей коррекции их профессиональной деятельности.

Разработанная и апробированная в процессе исследования образовательная программа направлена на решение проблемы формирования целостного музыкального и педагогического мышления и эффективно используется в системе повышения квалификации педагогических работников. Материалы, результаты и выводы научного исследования могут стать основой для разработки новых программ в сфере постдипломного образования взрослых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сформулировано операциональное определение музыкального мышления учителей общеобразовательных школ как специфического вида мышления, характеризующегося эмоционально-интуитивной и сознательной познавательной деятельностью, направленной на раскрытие связей и отношений между материальным, конструктивно-логическим и эмоционально-духовным компонентами музыкального образа.

2. Разработанная на основе системного подхода 3-х уровневая структура (с выделением эмоционально-чувственного, рационально-логического и духовно-ценностного уровней) позволяет дифференцированно и целостно охарактеризовать музыкальное мышление учителя. Сформированность эмоционально-чувственного и рационально-логического уровней зависит от музыкального образования и опыта исследуемых, сформированность духовно-ценностного уровня зависит от музыкальных предпочтений, жизненного опыта и духовно-ценностных ориентиров исследуемых, что позволяет говорить об универсальности этого уровня.

3. Музыкальное мышление разных групп исследуемых отличается степенью согласованности связей между структурно-функциональными уровнями. Музыкальное мышление учителей, имеющих специальное образование, в процессе профессиональной деятельности претерпевает изменения в сторону преобладания рационально-логического уровня. Музыкальное мышление учителей, не имеющих специального образования, характеризуется явным доминированием духовно-ценностного уровня.

4. Существует взаимосвязь между уровнями музыкального мышления и типами педагогического мышления: эмоционально-чувственный уровень музыкального мышления связан с ситуативным типом педагогического мышлениярационально-логический и духовно-ценностный уровни музыкального мышления связаны с надситуативным типом педагогического мышления. Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что в музыкальном и педагогическом мышлении учителей общеобразовательных школ наблюдаются сходные тенденции: развитие педагогического мышления направлено от ситуативного типа к надситуативному, развитие музыкального мышления направлено от эмоционально-ценностного уровня к духовно-ценностному.

5. Применение интерактивных методов обучения в процессе повышения квалификации, адаптированных к профессиональной деятельности учителей музыки, стимулирует творческий потенциал учителей и способствует формированию целостного музыкального и педагогического мышления.

Апробация и внедрение работы. Основные материалы и результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, 2007) — «Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения» (Ярославль, 2005) — «Технология саморазвития личности А. А. Ухтомского — Г. К. Селевко» (Ярославль, 2005) — российских научно-практических конференциях «Педагогика искусства — искусство педагогики» (Москва, 2007) — «Психология индивидуальности» (Москва, 2006) — «Современные проблемы прикладной психологии» (Ярославль, 2006) — «Музыкальное образование в новом тысячелетии» (Ярославль, 2004) — «Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе» (Ярославль, 2004) — на методологических семинарах лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ им. П. Г. Демидова (2002;2007) — на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (2006). Результаты исследования использовались при разработке программ и проведении курсов повышения квалификации для учителей музыки г. Ярославля, г. Рыбинска, г. Гаврилов-Яма, г. Пошехонье-Володарска, г. Данилова.

В период обучения в аспирантуре ТомчукС.А. дважды (в 2005/2006; 2006/2007 годах) была удостоена Губернаторской стипендии за достижения в научной деятельности.

Материалы проведенного исследования включены в программы научно-исследовательских проектов: гранд РГНФ 2004;2006 г. г. по теме.

Психология творческого педагогического мышления" (проект № 04−06−250а) — гранд РГНФ 2007;2009 г. г. по теме «Разработка структурно-функциональной теории творческого мышления профессионала» (проект № 07−06−279а) — гранд Президента РФ для ведущих научных школ «Психологические закономерности и механизмы организации профессиональной деятельности» (проект № НШ-5262.2006.6).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 22 приложений. Общий объем диссертации составляет 237 страниц. Диссертация содержит 23 таблицы и 26 рисунков.

Список литературы

включает в себя 186 наименований, из которых 23 — на иностранном языке.

Выводы.

Проведенное диссертационное исследование позволило получить следующие основные выводы:

1. Анализ основных направлений и современного состояния музыкальной и педагогической психологии показал недостаточную разработанность проблемы музыкального мышления учителей общеобразовательных школ.

2. Проведенное исследование позволило разработать определение музыкального мышления учителей общеобразовательных школ и выявить его структуру, состоящую из эмоционально-чувственного, рационально-логического и духовно-ценностного уровней.

3. Структуры музыкального мышления учителей общеобразовательных школ и студентов кафедры теории и методики музыкального образования дифференцируются в зависимости от специальной музыкальной подготовки и стажа работы.

4. В психологической характеристике музыкального мышления учителей общеобразовательных школ, имеющих специальное образование, следует отметить слабую вовлеченность эмоционально-чувственного уровня и преобладание рационально-логического уровня, что ведет к неполному раскрытию эмоционально-чувственного и духовно-ценностного компонентов музыкального образа и свидетельствуют о недостаточной целостности музыкального мышления. В психологической характеристике музыкального мышления учителей общеобразовательных школ, не имеющих специального образования, следует отметить изолированность музыкального мышления и педагогического мышления, учителя боятся применять имеющийся педагогический и жизненный опыт, действуют довольно схематично и узко, в рамках анализа конкретного музыкального произведения, слабо привлекая широкий ассоциативный ряд и жизненный и культурный контексты.

5. Выявленные корреляционные взаимосвязи между музыкальным и педагогическим мышлением свидетельствуют о том, что в музыкальном и педагогическом мышлении учителей общеобразовательных школ наблюдаются сходные тенденции: динамика развития от ситуативного типа педагогического мышления к надситуативному проецируется на динамику развития музыкального мышления от эмоционально-ценностного уровня к духовно-ценностному. В процессе взаимодействия музыкального и педагогического мышления происходит актуализация идейно-ценностного содержания музыкального произведения на основе надситуативного видения широкого личного, культурного и социального контекста, что приводит к воздействию музыкального искусства на формирование как профессионально-значимых и личностных качеств учителей, так и учащихся.

6. Разработанная программа, направленная на формирование музыкального мышления учителей, достаточно эффективна и используется в системе повышения квалификации педагогических работников.

Заключение

.

В условиях реформирования системы образования одной из актуальных задач психологической науки является поиск путей повышения эффективности деятельности учителей. Особую роль в организации и осуществлении деятельности учителя играет профессиональное мышление. Профессиональное мышление учителя музыки общеобразовательной школы представляет собой синтез музыкального и педагогического мышления. Выявление структурно-функциональных характеристик уровней музыкального мышления учителей общеобразовательных школ с различной музыкальной подготовкой и взаимодействия музыкального и педагогического мышления являлось целью данного диссертационного исследования. Проведенная работа показала актуальность и востребованность обозначенной темы.

В представленной работе музыкальное мышление рассматривается как эмоционально-интуитивная и сознательная познавательная деятельность, направленная на раскрытие связей и отношений между материальным, конструктивно-логическим и духовным компонентами музыкального образа. Опираясь на данное определение, была разработана структура музыкального мышления, состоящая из следующих функциональных уровней: эмоционально-чувственного, рационально-логического, духовно-ценностного. Выделение этих функциональных уровней позволяет дифференцированно и целостно охарактеризовать психологическую структуру музыкального мышления. В соответствии с теоретическим обоснованием и задачами экспериментального исследования был подобран комплекс методик, позволяющий в совокупности диагностировать целостное музыкальное и педагогическое мышление учителей общеобразовательных школ. В процессе эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи между уровнями музыкального мышления и типами педагогического мышления: эмоционально-чувственный уровень музыкального мышления связан с ситуативным типом педагогического мышлениярационально-логический и духовно-ценностный уровни музыкального мышления связаны с надситуативным типом педагогического мышления. Выявленные корреляционные взаимосвязи между музыкальным и педагогическим мышлением свидетельствуют о том, что в музыкальном и педагогическом мышлении учителей общеобразовательных школ наблюдаются сходные тенденции: динамика развития от ситуативного типа педагогического мышления к надситуативному проецируется на динамику развития музыкального мышления от эмоционально-ценностного уровня к духовно-ценностному. В процессе экспериментального исследования было также выявлено, что основным различием структур музыкального мышления студентов и учителей общеобразовательных школ является степень согласованности между уровнями музыкального мышления и типами педагогического мышления. Наиболее согласованной является структура музыкального мышления студентов кафедры музыкального воспитания и образования, музыкальное мышление учителей, имеющих специальное образование, в процессе педагогической деятельности претерпевает изменения в сторону преобладания рационально-логического подхода, что свидетельствует о недостаточной целостности музыкального мышления, и нуждается в коррекции в процессе повышения квалификации.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют о влиянии занятий разработанной программы на развитие музыкального мышления учителей общеобразовательных школ. Применение интерактивных методов обучения в процессе повышения квалификации, адаптированных к музыкально-педагогической деятельности, стимулирует внутренний творческий потенциал учителей и способствует формированию ведущих качеств целостного профессионального мышления.

Проведенное исследование позволило наметить тенденции к дальнейшему теоретическому изучению музыкального мышления, а также к практическому применению полученных результатов (разработка специализированных курсов для студентов, а также учителей общеобразовательных школ). Все это составляет перспективу для последующей разработки этой проблемы и дальнейших исследований в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст. /Э.Б. Абдуллин. — М.: Прометей, 1990. -188 с.
  2. , Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации ИУУ по предмету «Музыка» Текст. /Э.Б. Абдуллин. -М.: МИРОС, 1992.-72 с.
  3. , Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. /Э.Б. Абдуллин. М.: МГПИ, 1982.-134 с.
  4. , Э.Б. Теория музыкального образования Текст.: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Э.БЛбдуллин, Е. В. Николаева. -М.: Академия, 2004. 336 с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  6. , Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений Текст. /Г. Айзенк //Творчество в искусстве искусство творчества /Ред.: Дорфман Л. и др. — М.: Наука: Смысл, 2000. — С. 298−324.
  7. , Б.Г. Теория ощущений Текст. /Б.Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленинского университета, 1961. -156 с.
  8. , М.Г. Мышление, язык, семантика Текст. /М.Г. Арановский //Проблемы музыкального мышления /Сборник статей под ред. М. Г. Арановского. -М.: Музыка, 1974. -336 с.
  9. , Ю.С. Школа-семинар по новым методам обучения Текст. /Ю.С.Арутюнов, А. В. Никонов, А. А. Вербицкий //Вестник высшей школы. -1980.-№ 10.-С. 12−15.
  10. Ю.Арчажникова, Л. Г. Личностный подход к профессии учителя музыки Текст. /Л.Г. Арчажникова //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: Просвещение, 1991.- С. 28−31.
  11. , JI.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования Текст. /Л.Г. Арчажникова //Теоретические основы профессиональной подготовки учители музыки. М.: Просвещение, 1980.-С. 412.
  12. , Л.Г. Профессия учитель музыки Текст. /Л.Г. Арчажникова. -М.: Просвещение, 1984. -110 с.
  13. , Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. Книга II. Интонация Текст. /Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. — 378 с.
  14. , Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. /Л.А. Баренбойм Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
  15. , Е.А. Психология художественного творчества Текст. /Е.А. Басин. -М.: Просвещение, 1985. 64 с.
  16. , В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. Текст. Том 6 /Редколлегия: Бельчиков Н. Ф. и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. -466 с.
  17. П.Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. /Д.Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1989. -173 с.
  18. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности Текст. /Л.Л. Бочкарев. -М.: Институт психологии РАН, 1997. 352 с.
  19. , Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя Текст. /Т.Г. Браже. //Педагогика. -М., 1993. № 2. — С.70−75.
  20. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. /А.В. Брушлинский. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.
  21. , А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления Текст. /А.В. Брушлинский. //Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  22. , И. К историческому развитию теории музыкального мышления Текст. /И. Бурьянек //Проблемы музыкального мышления. М., 1974. — С. 14−48.
  23. , К.Я. Педагогический менеджемент (концепция, опыт работы) Текст. /К Л. Вазина. М., 1998. — 287 с.
  24. , А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт Текст. /ААВербицкий //Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.137−145.
  25. , М. Продуктивное мышление Текст. /М. Вертгеймер //Пер. с англ. Зинченко В. П. /Ред. Горбова С. Ф., Зинченко В. П. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  26. , Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду Текст. /НАВетлугина. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
  27. , Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов Текст. /Д.В. Вилькеев. Казань: Изд-во КГПИ, 1992. — 108с.
  28. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк Текст. /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  29. , Л.С. Психология искусства Текст. /Л.С. Выготский //Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 345 с.
  30. , Г. Ф. Эстетика. В 4 т. Текст. Т.З. /Г.Ф. Гегель /Под ред. Лифшица ММ: Искусство, 1968. 337 с.
  31. ЗЬГотсдинер А. Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки Текст.: автореферат диссертации доктора психологических наук /А.Л. Готсдинер. М., 1989.
  32. , А.Л. Музыкальная психология Текст. /А.Л.Готсдинер. М.: Музыка, 1993.-276 с.
  33. Дашковский, В. Я Системный подход в изучении дисциплин педагогического цикла (на материале музыкально-педагогических факультетов педвузов) Текст.: автореферат диссертации доктора педагогических наук. /В.Я. Дашковский. -Киев, 1991−48 с.
  34. Дидактика средней школы Текст. /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-318 с.
  35. , ЛЛ. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования Текст. / Л Л. Дорфман. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  36. Дыс, Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования Текст. /Л.И. Дыс //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Укр., 1989. — 219 с.
  37. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. /Д. Дью //Пер с англ. Никольской Н. М. М.: Лабиринт, 1999. -186 с.
  38. , Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности Электронный ресурс. /Диссертация кандидата философских наук: 24.00.01 М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки), Саранск.
  39. , И.А. Педагогическая психология Текст. /И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону, 1997.-187с.
  40. , С.И. Андрогогика: теоретические основы обучения взрослых Текст. /С.И. Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207 с.
  41. , Н.А. О проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки) Текст.: автореферат диссертации канд. пед. наук /Н.А. Иванова.- М, 1992.-16 с.
  42. , Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. /Г.В.Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
  43. Имитационные активные методы обучения: методические указания Текст. /Сост. М.М. Кашапов- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2001. — 32с.
  44. , JI.M. Творчество слушателя (механизм слухового восприятия инструментальных произведений) Текст.: автореферат диссертации доктора психологических наук /Л.М. Кадцын. Свердловск, 1989.
  45. , А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики Текст. /А.В. Карпов. М.: ИП РАН, 2004. — 503 с.
  46. , А.В. Психология метакогнитивных процессов личности Текст. /А.В. Карпов, И. М. Скитяева. М.: ИП РАН, 2005. — 356 с.
  47. , А.В. Психологическая структура проблемности мышления Текст. /А.В. Карпов, Е. В. Карпова //Формирование педагогического мышления /Под ред. М. М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. -143 с.
  48. , М.М. Психология профессионального педагогического мышления Текст.: автореферат диссертации д-ра психол. наук /М.М. Кашапов. М., 2000. -48 с.
  49. , М.М. Психологический анализ методов исследования педагогического мышления Текст. /М.М. Кашапов //Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИП РАН, 1998. — С.30−48.
  50. , М.М. Психология педагогического мышления Текст. ММ. Кашапов. С-Пб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
  51. , М.М. Психология профессионального педагогического мышления (методология, теория, практика) Текст. /Кашапов М.М. //Психология профессионального педагогического мышления М.: ИП РАН, 2003. — С. 73−144.
  52. , М.М. Рефлексивные закономерности и механизмы творческого педагогического мышления Текст. М. М. Кашапов //Ярославский психологический вестник. Выпуск 12. М.-Ярославль: «Российское психологическое общество», 2004. — С.52−59.
  53. , М.М. Современные подходы к формированию педагогического мышления Текст. /М.М. Кашапов //Формирование педагогического мышления. -М.: ИПРАН, 1999.-С.4−19.
  54. , М.М. Теоретические основы исследования педагогического мышления Текст. /М.М. Кашапов //Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М.: ИП РАН, 1998. — С. З — 30.
  55. , Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности Текст. /Д.К. Кирнарская. М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
  56. , Т.Г. Компетентности учителя начальной школы: методическая разработка Текст. /Т.Г. Киселева, Е. В. Коточигова. Ярославль: № 0, 2004. — 35 с.
  57. , Т.Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания: дисс. канд. психол. наук. Текст. /Т.Г. Киселева. Ярославль, 1999. -154с.
  58. , Т.Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания Текст. /Т.Г.Киселева //Психология профессионального педагогического мышления. М.: ИП РАН, 2003. — С. 89−116.
  59. Клавир симфонической сюиты Римского Корсакова Н. А. «Шехеразада». Переложение для фортепиано П. Жильсона Ноты. /Редакторы А. В. Вульфсон, Н. Д. Толстой. Ленинград: Музыка, 1985.
  60. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. /М.В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  61. , Ю.К. Б.М. Теплов и теория практического мышления Текст. ЛО.К. Корнилов //Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний статей. -Ярославль: ЯрГУ, 1997. -143с.
  62. , Ю.К. Некоторые особенности педагогического мышления как вида мышления практического Текст. /Ю.К. Корнилов //Психология профессионального педагогического мышления. М.: ИП РАН, 2003. — С. 5−20.
  63. , Е.П. Психологическое воздействие искусства Текст. /Е.П. Крупник. -М.: ИПРАН, 1999.-235 с.
  64. , Н.В. Способности, одаренность и талант учителя Текст. /Н.В. Кузьмина. JL: Знания, 1985. — 32 с.
  65. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. /Н.В.Кузьмина. -Ленинград: изд-во Ленинградского университета, 1967. 182с.
  66. , Н.В. Профессионализм личности учителя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. -117с.
  67. , Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема Текст. /Ю.Н. Кулюткин //Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Самара: СамГПИ, 1993. -С. 10−17.
  68. , Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий Текст. ЛО.Н. Кулюткин //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979. — С. 22−28.
  69. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. /Ю.Н. Кулюткин //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  70. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. /Ю.Н. Кулюткин //Вопросы психологии. -1986. № 2. — С. 21−30.
  71. , Ю.Н. Функциональная грамотность, обучаемость и творческий потенциал личности Текст. /Ю.Н. Кулюткин //Проблемы функциональной грамотности взрослых. С-Пб.: ИОВ РОА, 1993. — С.86−94.
  72. , Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание Текст. /Д. Леви //Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995. — С.227−250.
  73. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. -184 с.
  74. , И.Г. Целеполагание и деятельность музыкального мышления Текст. /И.Г. Ляшенко //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музыкальная Украина, 1989. — С. 178 — 219.
  75. , Л.А. Строение музыкальных произведений Текст. /Л.А. Мазель. -М.: Музыка, 1979.-527 с.
  76. , А.К. Психология труда учителя Текст. /А.К. Мазель. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  77. , М. «Книга для тренеров». Программы обучения профессиональным навыкам, Winrock International-2.1. Электронный ресурс. /М. Махлин //Общество «Знание» России, http://www.znanie.org/gurnal/n4/st vzrosl uchash.html. Как взрослые обучаются.
  78. , В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. /В.В. Медушевский. -М.: Музыка, 1976.-254 с.
  79. , В.В. Как устроены художественные средства музыки? Текст. /В.В. Медушевский //Эстетические очерки. М., 1977.
  80. Методологическая кулмура педагога-музыканта Текст. /Э.Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  81. , Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. /Л.М. Митина. М.: Флинт, 1998.- 200 с.
  82. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. /Л.М. Митина. -М.: Академия, 2004. 320 с.
  83. , М.К. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления Текст. /М.К. Михайлов //Методологическая культура педагога-музыканта- М.: Академия, 2002. С.139−145.
  84. , А. Теория информации и эстетическое восприятие. Пер. с франц. Власюка Б. А. Текст. /А. Моль М.: Мир, 1966. — 351 с.
  85. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
  86. , Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. /Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
  87. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст. /А.Д. Наследов. СП-б.: Речь, 2004. -392с.
  88. Неимитационные активные методы обучения: методические указания Текст. /Сост. М.М. Кашапов- Яросл.гос.ун-т. Ярославль, 2001. — 32с.
  89. , Р.С. Психология. Общие основы психологии. Книга 1. Текст. /Р.С. Немов. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  90. , И.Н. Основы музыкальной педагогики Текст. /И.Н. Немыкина. -Екатеринбург, 1993.
  91. , И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: автореферат доктора дисс. пед. наук Текст. /И.Н. Немыкина.-М., 1997.- 40 с
  92. , И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки Текст. /И.Н. Немыкина,-Екатеринбург, 1997.- 156 с.
  93. , О.И. Исследования по психологии художественного творчества Текст. /О.И. Немыкина. М.: Изд-тво Московского университета, 1972. -155 с.
  94. , Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: диссертация д-ра психол. наук Текст. /Е.К. Осипова. М., 1988.-302с.
  95. , Е.К. Структура педагогического мышления учителя Текст. /Е.К.Осипова//Вопросы психологии. 1987.-№ 5.-С.144−146.
  96. , А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность Текст. /А.А. Орлов //Педагогика. -1995. № 6. — С.63−68.
  97. , Г. А. Древо музыки Текст. /Г.А.Орлов //Методологическая культура педагога-музыканта. -М.: Академия, 2002. -С. 170−177.
  98. , Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Автореферат диссертации кандидата философских наук Текст. /Т.И. Орлова. Киев, 1981.
  99. Партитура симфонической сюиты Римского Корсакова Н. А. «Шехеразада». Редактор Б. Баркан Ноты. Москва: Музыка, 1973.
  100. , В.И. Музыкальная психология Текст. /В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997.- 384 с.
  101. , Ю. П. Профессиональное становление личности: автореферат диссертации. д-ра психол. наук Текст. /Ю.ПЛоваренков. М., 1999. — 39 с.
  102. , Ю.П. Анализ содержания задач профессионального становления личности учителя (к постановке проблемы социально-профессионального мышления) Текст. /Ю.П. Поваренков //Исследование педагогического мышления. М.: ИП РАН, 1999. — С. 87−97.
  103. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. Межвузовский сборник научных грудой МГПИ,-М., 1991−112 с.
  104. , В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности Текст. /В.М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001−320 с.
  105. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. /ЯАПономарев. -М.- Педагогика, 1976. 280 с.
  106. Практическая психодиагностика Текст. /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Дом БАХРАХ, 1998. 672с.
  107. Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых Текст. /Под ред. В. Д. Еремеевой, А. И. Канатова. СП-б., 2000. — 297 с.
  108. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе Текст.- М.: Педагогика, 1991. 215 с.
  109. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст. /Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  110. Психология процессов художественного творчества Текст. /Под ред. B.C. Мейлах, Н. А. Хренова. Л .-Наука, 1980.- 273 с.
  111. Психология. Словарь. Текст. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  112. Психология труда Текст. /Под редакцией проф. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС- 2003. — 352 с.
  113. , В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: автореферат диссертации доктора психологических наук Текст. /В.Г. Ражников. М., 1993. — 69 с.
  114. , В.Г. Партитурная транскрипция Текст. /В.Г.Ражников //Вопросы психологии.-1980. -№ 1.-С.137−141.
  115. , Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореферат диссертации доьсг. пед. наук Текст. /Л.А. Рапацкая М., 1991.- 36 с.
  116. , Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки Текст. /Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 1991,-139 с.
  117. , С. Природа искусства и специфика музыки Текст. /С. Раппопорт //Эстетические очерки. Избранное. М.: Музыка, 1980.- С.63−102.
  118. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни Текст. /Н.А. Римский-Корсаков.-М.: Музыка, 1980. 454 с.
  119. Ринкявичюс, 3. Развивать музыкальное мышление учащихся Текст./З.Ринкявичус //Искусство в школе. 2005. — № 5. — С.6−9.
  120. , М.Р. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя Текст. /М.Р. Ройтерштейн //Музыкальное воспитание в школе. -1985. — Вып. 16. — С.44−51.
  121. , С.Л. О мышлении и путях его исследования Текст. /С.Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958. -147 с.
  122. , С.Jl. О природе мышления и его составе Текст. /С.Л. Рубинштейн. //Психология мышления. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. -М.: Изд-во Московского университета, 1981.-400 с.
  123. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. Текст. /С.Л.Рубинпггейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  124. , Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации Текст. /Е.А. Ручьевская //Слово и музыка. Л.: Музгиз, 1960. — 56 с.
  125. , О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя: автореферат диссертации канд. искусствоведения Текст. /О.П. Сайгушкина. Л., 1980.- 23 с.
  126. , В.В. Социальная природа художественного мышления Текст. /В.В. Селиванов.- Л., 1982. -156 с.
  127. , А. Музыка и только о ней Текст. /А. Серов //Статьи о музыке /Сост. Протопопова В. М.: Музыка, 1985. — С.80−89.
  128. , Л.В. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе Текст. /Л.В. Сизова. М.: Институт практической психологии, 1997. -104 с.
  129. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  130. , М. Эмоциональный мир музыки Текст. /М.Смирнов.- М.: Музыка, 1990. -142 с.
  131. Современная психология Текст. М.: ИНФРА-М, 1999. — 688 с.
  132. , А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество Текст. /А.Н. Сохор //Вопросы социологии искусства. -М.: Наука, 1979.-35 с.
  133. , А.Н. Социология и музыкальная культура Текст. /А.Н. Сохор. М.: Советский композитор, 1975.-202 с.
  134. Суворов, Н. Н Пути создания художественного образа Текст. /Н.Н. Суворов.- М.: Просвещение, 1984. 157 с.
  135. , М.О. О методологии анализа музыкального произведения (проблема соотношения типического и индивидуального) Текст. /М.О. Тараканен //Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987.-С. 31−71.
  136. , Г. С. Музыкальная потребность, музыкальная способность, музыкальное восприятие Текст. /Г.С. Тарасов //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования.- Киев: Музыкальная Украина, 1986, — С. 5669.
  137. , К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. /К.В. Тарасова. М.: Педагогика, 1988. -176 с.
  138. Теоретические основы профессиональной подготовки учителей музыки Текст. М-МГПИ, 1980.-118 с.
  139. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. /Б.М. Теплов. -М.-Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1947.-334с.
  140. , И.Э. К вопросу о специфике профессии учителя музыки Текст. /И.Э. Тишкевич //Личность и музыка: материалы IV Международной научно-практической конференции, Минск, 19−20 декабря 2005 года-Мн: БГПУ, 2005. -360 с.
  141. , O.K. Психология мышления Текст. /О.К.Тихомиров. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  142. , С.А. От «Homo Musikus» к «Homo Sapiens» Текст. /С.А. Томчук //Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Том 2. Москва-Ярославль: Российское психологическое общество, 2005. — С. 144−146.
  143. , С.А. Музыка как компонент воспитательного уклада школы Текст. /С.А. Томчук //Технология саморазвития личности А. А. Ухтомского -Г.К.Селевко: по материалам третьей международной научно-практической конференции. Ярославль: ИРО, 2005. — С. 185−188.
  144. , С. А. Современные тенденции развития музыкального образования Текст. /С.А. Томчук //Музыкальное образование в новом тысячелетии: материалы областной научно-практической конференции. ЯШУ. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. Ушинского К. Д., 2004. С.18−23.
  145. , С.А. Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления Текст. /С.А. Томчук. //Психология индивидуальности: материалы Всероссийской конференции, г. Москва, 2−3 ноября 2006 года. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — С.498−502.
  146. , С.А. Диагностика структурно-функциональных уровней музыкального мышления Текст. /С.А. Томчук //Современные проблемы прикладной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. III. Ярославль, 2006. — С.310−314.
  147. , С.А. Структурно-функциональные характеристики музыкального мышления учителей общеобразовательных школ Текст. /С.А. Томчук /Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции. М.: ИП РАН, 2007. — С.93−98.
  148. , Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления Текст. /Ю.Н. Холопов //Проблемы, традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982.
  149. , Ю.Н. К проблеме музыкального анализа Текст. /Ю.Н. Холопов //Проблемы музыкальной науки. Вып.6.- М, 1985. С. 130−150.
  150. , Ю.Н. О формах и постижения музыкального бытия Текст. ЛО.Н. Холопов //Вопросы философии. -1993. № 4 — С. 106−114.
  151. , В.Н. Музыка как вид искусства Текст. /В.Н. Холопова. М., 1990.-22 с.
  152. , Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст. /Г.М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
  153. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. /В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 2007. -192 с.
  154. , В.Д. Системный подход к измерению способностей Текст. /В.Д. Шадриков, В. Н. Дружинин //Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: ИПАН СССР, 1988. — С. 5−27.
  155. , В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций Текст. /В.А. Школяр. -М.: Академия, 1999.-123 с.
  156. , Л.В. Музыкальное образование в школе Текст. /Л.В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  157. Эволюционные процессы музыкального мышления Текст.- Л., 1986.- 157с.
  158. , Б.Л. Избранные труды. В 2 т. Т.2. Текст. /Б.Л. Яворский М.: Советский композитор, 1964. — 366 с.
  159. , В.А. Педагогическая психология Текст. /В.А. Якунин. СП-б.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349с.
  160. Bever, T.G., Chiarello, R.J. Cerebral dominance in musicians and nonmusicians Текст. // Science. 1974. vol.185, № 150. P.537−539.
  161. Boucher, R., Bryden, M.P. Laterality effects in the processing of melody and timbre Текст. Neuropsychologia, 1997. vol.35. P.1467−1473.
  162. Garcia, E.E. Effects of tone-quality conditions on perception and performance of pitch among selected wind instrumentalist Текст. Psychoanalytic Study of the Child, 2000. vol.55. P.87−110.
  163. , V., В Ziehen, T. Veber d. Erblichkeit der Musikalischen Begabung Текст. //Zeits. Fur Psychol. 1922, 88−90.
  164. Hevner, K. Experimental Studies of the Elements of Exspression in Music Текст. //Amer. J.Psychol. 1936. P.48.
  165. Karno, M., Konecni, V. The Effects of Structural Interventions in the First Movement of Mozart’s Symphony in G minor on Aesthetic Preference Текст. // Music Percetion. Vol. 10(1). — P. 70. Music Education, 1988. vol.36. P.140−155.
  166. Konecni, V. Social Interaction and Musical Preference Текст. //The Psychology of Music. N.Y., 1982.
  167. Kries, I. Wer ist Musikalisch Текст. Berlin, 1926.
  168. Krumhansl, C. An exploratory study of musical emotions and psychophysiology Текст. // Canadian Journal of Experimental Psychology, 1997. Vol.51. P.336−352.
  169. Kuhn, T.L., Booth, Gr.D. The effect of melodic activity, tempo change, and audible beat on tempo perception of elementary school students Текст.
  170. Lundin, R. An Objektive Psychology of Musik Текст. Ronald, 1953. N.4.
  171. McLeih, J. Musikal Cognition Текст. //Musik Education Research Papers. 1968. N.2.
  172. Michel, P. The Optimum Development of Musikal Abilities in the First Year of Life Текст. //Psychology of Musik. 1973. Vol.1. N.2.
  173. Osgood, N.J. Creative activity and the arts: Possibilities and programs Текст. In: Aktivity and aging: Staying involved in later life, Kelly, J.R., Ed. Sage Publications, Ins, Newbury Park, CA, US. Pgs.174−186.
  174. Penel. A., Drake, C. Sources of timing variations in music performance: A psychological segmentation model Текст. // Psychological Research. Psychologische
  175. Forschung. Special Issue: Timing in perception and action, Feb. 1998. Vol. 61 (1). P.12−32.
  176. Seashore, C. Measures of Musikal Talent Текст. // Psychol. Rew. 1930. P.37.
  177. Seashore, C. The Psychology of Musikal Talent Текст. Leipzig, 1919.
  178. Seashore, Carl Emil. The Psychology of Musikal Talent. Silver, Burdett Co Текст. Boston, New York, Chikago, San Francisco, 1919. -c.253 .
  179. Serafine, M.L., Glassman, N., Overbeeeke, C. The cognitive reality of hierarchic structure in musik Текст. //Musik Perception. Sum. 1989. Vol.6 (4). P.397−430.)
  180. Wing H. Is Musikal Aptitude Innate? Rew. Psychol. Musik, 1963. P.1. Текст. Wolpert R. Rekognition of melody. Harmonic Accompaniment.
Заполнить форму текущей работой