Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

База исследования. В экспериментальном исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 23 до 55 лет (средний возраст 27) в количестве 148 человек. Из них 65 студентов 3−5 курсов ДВГГУ (факультетов психологии, биолого-химического и исторического, а также факультета художественной графики и дизайна) — 83 — преподаватели, врачи, служащие различного профиля. Общая выборка составила 148 человек… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена самоотчуждения
    • 1. 1. Философские подходы к изучению отчуждения и самоотчуждения
    • 1. 2. Концептуальные подходы к исследованию отчуждения и самоотчуждения в психологии
    • 1. 3. Признаки и феноменология самоотчуждения
    • 1. 4. Позитивные аспекты влияния самоотчуждения на личность
  • Глава 2. Образ «Я» как объект психологических исследований
    • 2. 1. Образ Я как психологический феномен и его структура
    • 2. 2. Проблема взаимосвязи феномена самоотчуждения и образа Я личности
  • Глава 3. Экспериментальное исследование соотношения самоотчуждения и образа «Я» личности
    • 3. 1. Логика и методы исследования
    • 3. 2. Результаты экспериментального исследования и их анализ

Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Развитие современного постиндустриального общества приводит к возникновению и распространению новых феноменов как в экономике, социальном устройстве, так и в психологии людей. Традиционалистское общество, диктовавшее многим поколениям людей определенный, освящённый авторитетом религии и предков, образ жизни и комплекс представлений о самих себе, ушло в прошлое. Особенно очевиден ценностный вакуум в постсоветском российском обществе, которое так и не обрело до конца свою новую идентичность, пытаясь сконструировать ее на основе прошлых идентичностей — дореволюционной и советской России.

Подобная ситуация (утрата обществом идентичности) не может не сказаться на отдельных его представителях. В настоящее время никто не диктует и не подсказывает человеку, каким ему быть, кем он должен стать. Вопрос личностной самоидентичности «кто Я?» приобрел в культурах «западного типа» (к которым, с некоторыми оговорками, относится и Россия) необычайную для прошлых поколений остроту. Ответственность за ответ на этот вопрос возлагается не на общество или традицию, а на самого человека. Данное обстоятельство не может не приводить к экзистенциальным конфликтам личности, так как бремя самостоятельного, ответственного выбора — одно из наиболее сложных и тяжелых для личности.

С другой стороны, развитие общества потребления стимулирует фактическое превращение личности в функцию (потребитель товара) или же в сам товар, который необходимо продать подороже. Данный процесс еще К. Марксом был обозначен как отчуждение личности при капитализме, и проблемы, связанные с отчуждением, были достаточно широко раскрыты в работах Э.Фромма.

К вопросам, связанным с отчуждением и его последствиями, прямо или косвенно обращались А. Маслоу, К. Хорни, А. Лоуэн, Ф. Перлз, М. Симен,.

С.Мадди, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Абраменкова, В. В. Столин, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Л. Б. Шнейдер, С.К.Нартова-Бочавер, Е. Н. Осин и др.

Однако в большинстве случаев отчуждение исследователями рассматривалось как феномен, отражающий нарушение связей между индивидом и его жизненным миром. Фактически без внимания оставался феномен самоотчуждения, отражающий нарушение внутриличностных связей, что нередко приводит к серьезным деформациям личности. При этом в научной психологической литературе понятия «отчуждение» и «самоотчуждение» встречаются достаточно часто, но, в основном, они используются без конкретизации их психологического содержания, и вне связи с другими феноменами самосознания личности.

Проблемы самосознания, в частности категория «образ Я» и во многом синонимичная ей «Я-концепция», разрабатывались такими учеными, как У. Джеймс, 3. Фрейд, Р. Бернс, К. Роджерс, Г. Мид, Л. Зурхер, В. В. Столин, И. С. Кон, А. Б. Орлов, Е. Т. Соколова, В. С. Мерлин, А. А. Налчаджян, А. Б. Орлов, Р. М. Грановская, А. В. Петровский, В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский, Д. А. Леонтьев, В. Ф. Сафин и др. Интерес к образу Я при исследовании проблем сознания очень высок в контексте разных научных направлений и несовпадающих научных парадигм. При наличии многочисленных исследований самосознания, феномен самоотчуждения, тем не менее, чаще всего оставался за скобками этих исследований.

Человек в условиях глубокого духовного кризиса (который захватил и саму сущность человека) нередко теряет веру в себя и надежду на будущее. Именно индивидуальная самоорганизация каждой личности на уровне самосознания может открыть реальные возможности для выхода человека из кризиса, для его самореализации. Это возможно лишь через осознание и переживание своей личностной причастности ко всему, что происходит в мире и прежде всего к тому, что происходит с самим человеком. «Экзистенциальный конфликт личности с ее единственностью и неповторимой судьбой всегда остается для общества иррациональным».

Железнов Ю.Д.). Поэтому обращение к феномену самоотчуждения, к изучению его взаимосвязи с образом Я поможет сделать более глубоким наше понимание особенностей развития личности в современном обществе.

Актуальность данного исследования определяется следующими причинами и противоречиями:

— противоречием между важностью изучения феномена самоотчуждения личности в свете современных социально-психологических и индивидуально-психологических тенденций к изоляции человека, «атомизации» индивида в обществе и недостаточной научной разработанностью проблем самоотчуждения;

— противоречием между декларируемыми гуманистическими ценностями общества в целом и отдельных его институтов, в частности, и нарастающей тенденцией отчуждения личности от обществашироким применением философских терминов «отчуждение» и «самоотчуждение» без наполнения их конкретным психологическим, феноменологическим содержанием- !

— фактическим отсутствием на практическом уровне работ по изучению соотношения феномена самоотчуждения с образом Я личности, которые затрагивают центральные проблемы самосознания, будучи разъединены разными научными традициями.

Указанные причины и противоречия выявили проблему содержания феномена самоотчуждения, его соотношения с образом Я личности и проявления этого соотношения в представлении личности о самой себе. Объектом исследования является феномен самоотчуждения личности Предмет исследования: соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности.

Цель исследования: выявить взаимосвязь феномена самоотчуждения с образом Я личности, характер этой взаимосвязи и ее проявления. Гипотеза исследования состоит из нескольких допущений: а) Категориальными признаками феномена самоотчуждения являются частичная утрата смысла, субъектности и личностной идентичности. б) Мы предполагаем, что взаимосвязь феномена самоотчуждения с образом Я личности носит взаимополагающий характер. Содержательные характеристики феномена самоотчуждения соотносятся с когнитивным и аффективно-эмоциональным составляющими образа Я. в) Специфика соотношения феномена самоотчуждения с образом Я личности проявляется в наличии разных типов образа Я.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ разработанности проблем феномена самоотчуждения и образа Я в научных исследованиях.

2. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «самоотчуждение».

3. В рамках экспериментального исследования установить наличие (отсутствие) связи феномена самоотчуждения с оценочно-аффективной и когнитивной составляющими образа Я.

4. Выявить и описать типы образа Я, обусловленные спецификой соотношения феномена самоотчуждения и образа Я личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— экзистенциально-гуманистический подход, его базовые положения о родовых способностях человека, о сложности и непознаваемости человеческой природы, о возможности выбора личностью траектории своего развития (самодетерминации жизненного пути), о возможности быть аутентичным самому себео присутствии в жизни каждого человека экзистенциальных данностей — смысла, ответственности и свободы, одиночества, смерти и др. (Э.Фромм, К. Хорни, А. Маслоу, Дж. Бьюджентал, В. Франкл, И. Ялом, Р. Мэй, С. Мадди, Д. А. Леонтьев и др.);

— идеи субъектно-деятельностного подхода о личности как активном субъекте деятельности, направленной на самореализацию и саморазвитие.

К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепция состояний самосознания В. В. Столина, делающая акцент на существовании «потерянного» или «фальшивого» Я, при котором личность поддерживает видимый, внешний образ Я, слабо связанный с реальными, аутентичными ее переживаниями;

— концепции личностной идентичности (Э.Эриксон) и дихотомии процессов идентификации-отчуждения (А.В.Абраменкова, Л. Б. Шнейдер, С.Г.Корчагина), включающие самоотчуждение в контекст фундаментального психологического процесса идентификацииобособления личности.

— философские и психологические концепции феноменологии (Э. Гуссерль, Л. Бинсвангер, М. Мамардашвили, А. Лэнгле, А. М. Улановский и др.), рассматривающие представленность феноменов внешнего и внутреннего мира в сознании индивида. Базовый принцип феноменологии в психологии очень точно сформулировал М. Мамардашвили: «Мы не знаем мира субъекта помимо и через голову того, что о нем сообщает последний».

Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:

1. Общенаучные методы:

— теоретический анализ философской, психологической литературы, а также научной периодики по исследуемой проблеме;

— сравнительно-аналитический метод;

— наблюдение.

2. Диагностические методы исследования:

— констатирующий эксперимент;

— диагностические методики: «Методика изучения личностной идентичности» (МИЛИ — Л.Б.Шнейдер) — «Опросник субъективного отчуждения (взрослый вариант)» (ОСОТЧ-В — модификация и адаптация Е. Н. Осиным теста С. Мадди) — опросник «Суверенность психологического пространства» (Clul — С.К.Нартова-Бочавер) — Методика «Кто Я» (Т.Кун, Т. Маркпартленд в модификации Румянцевой Т. В) — «Опросник самоотношения» (ОСО — В. В. Столин и С.Р.Пантелеев) — «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦД — Е.Б.Фанталова) — «Самоактуализационный тест» (САТадаптация ЛЯ. Гозман, Ю. ЕАлешиной, М. В. Загика и М.В.Кроз) — «Диагностика эмоциональных состояний» (ДЭСА.Т.Джерсайлд);

— элементы контент-анализа.

3. Методы статистической обработки данных:

— корреляционный анализ;

— дисперсионный анализ;

— факторный анализ;

— кластерный анализ;

— регрессионный анализ.

Корреляционный, регрессионный, факторный и кластерный анализы проводились с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакетов статистического анализа Statistica v 6.1 и SPSS v.17.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на совокупность обоснованных исходных методологических и теоретических положений отечественной и зарубежной психологии и комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования. Положения, выносимые на защиту.

1. Основным психологическим содержанием феномена самоотчуждения выступает смысловой (экзистенциальный) вакуум, следствием которого является отвержение самого себя человеком. Базовыми признаками феномена самоотчуждения является частичная утрата личностью.

— чувства осмысленности собственной жизни,.

— переживания субъектности.

Данные признаки одновременно являются не только содержательными, но и операциональными, делающими возможным практическое исследование этого феномена и его взаимосвязи с образом Я личности.

2. Феномен самоотчуждения негативно сказывается на личностном уровне в виде отрицательного самоотношения к существующему образу Я и в виде формирования устойчивого «внешнего» Я.

3. Феномен самоотчуждения связан с образом Я личности (его оценочно-аффективной составляющей и в меньшей степени — когнитивной составляющей образа Я). Соотношение этих феноменов носит взаимополагающий характер.

4. Соотношение феномена самоотчуждения с образом Я представлено в наличии трех типов образа Я: аутентичный (образ Я, для которого характерно позитивное самовосприятие, гибкость когнитивной составляющей без самоотвержения) — самоотчужденный (образ Я, характеризующийся негативным самовосприятием) — самоотстраненный (образ Я, неконгруэнтный по своей природе, сочетающий в себе противоречивые, но не в полной мере осознаваемые характеристики).

5. Самоотчуждение может носить не только негативный, но и позитивный характер, стимулируя личностные изменения через отрицание старого образа Я.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

• Уточнено определение феномена самоотчуждения как особой формы процессов обособления и идентификации личности;

• описана феноменология самоотчуждения в негативном и позитивном аспектах;

• определены категориальные признаки феномена самоотчуждения: смыслоутрата и утрата субъектности;

• установлено соотношение между феноменом самоотчуждения и эмоционально-оценочным компонентом образа Я (Я-концепции), которое носит взаимополагающий характер и связано с различными типами самоотношения личности.

• выделены и описаны три типа образа Я личности, обусловленных спецификой соотношения феномена самоотчуждения с образом Я личности.

Практическая значимость работы заключается в:

• практическом подтверждении положения экзистенциальной психологии о ведущей роли смыслоутраты в формировании многих форм нарушения самосознания личности, в частности, связанных с наличием самоотчуждения.

• описании соотношения феномена самоотчуждения с образом Я личности, что позволит более обоснованно выбирать способы и направления саморефлексии личности с целью раскрытия подлинного, аутентичного содержания собственного Я;

• выявлении возможности использования результатов исследования в психологической экзистенциально-гуманистической практике для обоснования и организации стратегии коррекции, направленной не на внешние, поведенческие дисфункции, а на сущностные, внутренние конфликты личности;

• обосновании необходимости внимания к внешней феноменологии проявления интрапсихических процессов, выраженной, в частности, в речевых конструкциях;

• возможности использования результатов исследования в образовательной деятельности для проведения теоретических и практических занятий со студентами по курсам «Психология личности»,.

Основы экзистенциальной психологии", «Психология саморазвития», а также при проведении курсов повышения квалификации для практикующих психологов.

База исследования. В экспериментальном исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 23 до 55 лет (средний возраст 27) в количестве 148 человек. Из них 65 студентов 3−5 курсов ДВГГУ (факультетов психологии, биолого-химического и исторического, а также факультета художественной графики и дизайна) — 83 — преподаватели, врачи, служащие различного профиля. Общая выборка составила 148 человек. Респондентов от 20 до 29 лет — 98 человекот 30 до 55 — 50. Необходимость такой разновозрастной выборки обусловлена тем, что, согласно нашему предположению, феномен самоотчуждения, связанный с родовой сущностью человека, его внутренним Я, не обусловлен возрастом или социальной ролью.

Апробация результатов исследования. Основные положения и полученные результаты были представлены на заседаниях кафедры и методологических семинарах кафедры Психологии ДВГГУна Региональной научно-практической конференции «Подготовка компетентного специалиста: реалии и перспективы» (Хабаровск, 2008) — на Международной научно-практической конференции «Личность в диалоге» (Хабаровск, 2009) — Международной конференции «Инновационный потенциал психологии в развитии человека XXI века» (Владивосток, 2009) — Региональной научно-практической конференции «Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы (Хабаровск, 2009) — Дальневосточной научно-практической конференции «Духовно-нравственное и научное познание тайн природы» (Хабаровск, 2011).

Структура диссертации соответствует принятой форме изложения результатов научно-исследовательской деятельности. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список из 178 наименований и приложения.

Основные результаты общего факторного анализа (метод главных компонент с применением варимакс-вращения) приведены нами в таблице 3 (полные данные см. в Приложении 4). Несмотря на то, что наиболее значимыми являются первые три фактора, для анализа мы оставили первые шесть. Это обусловлено, во-первых, тем, что факторы однородны и достаточно просто поддаются интерпретации, во-вторых, как оказалось, они охватывают практически все основное содержание теоретической части работы и дополняют ее.

Всего факторов со значением более 1 выделено 10, процент объясненной дисперсии равен 72,262%. Приведенные 6 факторов аккумулируют 61,39% дисперсии.

Заключение

.

В диссертационном исследовании была поставлена цель изучить соотношение феномена самоотчуждения с образом Я личности и варианты его проявления. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. На основе теоретического анализа выделены основные инварианты употребления понятия «самоотчуждение», которые объединяет идея утраты понимания личностью самой себя. Наиболее продуктивной, с точки зрения изучения и понимания феномена самоотчуждения, является теория идентификации — обособления, в которой самоотчуждение выступает как результат крайних форм идентификации (слияния) и обособления (отчуждения). На теоретическом уровне была выявлена возможность позитивного влияния самоотчуждения на изменение образа Я личности и её развитие в целом.

2. Самоотчуждение — это феномен, который характеризуется обособлением личности от собственного Я или отдельных его составляющих (образа Я,. рефлексивного и экзистенциального Я, эмоций, потребностей). Наиболее значимым категориальным признаком самоотчуждения выступает утрата смысла как исчезновение личностно значимых связей индивида с собой и жизненным миром. Значимым признаком самоотчуждения также выступает утрата суверенности, которую мы рассматриваем вслед за С. Нартовой-Бочавер как форму субъектности личности.

3. Экспериментальное исследование выявило наличие соотношения самоотчуждения с образом Я личности (его оценочно-аффективной составляющей и в меньшей степени — когнитивной составляющей образа Я). Кластерный анализ данных показал, что испытуемые делятся на три кластера, различающихся, главным образом, по шкалам идентичности, отчуждения, самоотношения и суверенности. Корреляционный анализ подтвердил идею о взаимосвязи самоотношения личности (как оценочно-аффективного компонента образа Я) и самоотчуждения личности (и отчуждения в целом), так как все шкалы использованных методик коррелируют между собой. Регрессионный анализ показал, что корреляции между отчуждением от себя и самоотношением носят характер двусторонней взаимосвязи, а не одностороннего влияния. Факторный анализ выявил факторы отчуждения, суверенности и самоотношения, а также вариативность самоотношения в зависимости от выраженности самоотчуждения личности. Выявлены также изменения когнитивной составляющей образа Я личности, связанные с уровнями самоотчуждения и самоидентичности личности. Основные изменения зафиксированы не в содержательном компоненте, а в способе его презентации, то есть в языковых формах.

4. Исследование показало также, что возраст не является значимым фактором самоотчуждения. Самоотчуждение — процесс, связанный не с возрастными изменениями психологии личности, а со смысловой динамикой и отражающий в первую очередь не содержание личностных смыслов, а их наличие как таковых. Содержание смысловых структур варьируется в зависимости от возрастного периода, в то время, как их наличие определяется другими, вневозрастными факторами.

5. Выделены три типа образа Я, отражающих специфику соотношения феномена самоотчуждения с образом Я:

А) Группа с аутентичным образом Я демонстрирует позитивный образ себя, положительное самоотношение, высокий относительно других групп уровень суверенности, ориентирована на самоактуализацию и имеет низкий уровень отчуждения от жизненного мира и от себя, то есть сохраняет личностные смыслы в различных сферах жизни.

Б) Выраженное самоотчуждение личности отражается в образе Я в виде отвержения себя, самообвинения, низкой симпатии и самоидентичности, непонимании себя и своих собственных желаний, что приводит к невозможности самоактуализации личности (самоотчуэ/сденный образ Я). Суверенность при самоотчуждении таюке снижена.

В) Специфический тип соотношения самоотчуждения с образом Я личности, самоотстраненный, характеризуется неосознанностью, расщеплением представления о самом себе. Личность с самоотстраненным образом Я дает сильно противоречащие друг другу описания себя и отношения к самому себе. По большинству характеристик самоотстраненный образ Я близок к образу Я при самоотчуждении.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтверждает высказанную гипотезу о наличии взаимосвязи феномена самоотчуждения с образом Я личности, показало взаимополагающий характер этой взаимосвязи и наличие трех специфических типов образа Я, обусловленных этим соотношением. Не подтверждено гипотетическое допущение о том, что одним из важнейших категориальных признаков самоотчуждения является утрата идентичности. Ее следует рассматривать как эпифеномен процесса самоотчуждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Проблема отчуждения в психологии / А.В.Абраменкова// Вопросы психологии, 1990, № 1. С.5−13
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 300 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта (под ред. А. В. Брушлинского, М.И.Воловиковой). / К.А.Абульханова-Славская. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
  4. В.А., Дандарова Ж. К. и др. Психология человека от рождения до смерти (под общ. ред. Реана A.A.) / В. А. Аверин, Ж. К. Дандарова и др. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
  5. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В. М. Аллахвердов СПб.: Речь, 2003. — 368 с.
  6. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности /Л.И.Анцыферова // Вопросы психологии, 1978, № 1. — с.37−50
  7. К. Будда / К. Армстронг М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 224 с.
  8. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002 — 416 с.
  9. А.Г. О предмете психологии личности /А.Г.Асмолов // Вопросы психологии, 1983. № 3. с.119−125.
  10. Р., Лебедев А. Б. Отчуждение в пространстве знака как отчуждение в пространстве власти // Ученые записки Казанского Государственного Университета. Т. 149, кн.5. 2007. С. 91 — 102.
  11. Бауман 3. Текучая современность (пер. с англ) / З.Бауман. СПб.: Питер, 2008 — 240 с.
  12. , Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание (пер.с англ) / Р. Берне.- М.: Педагогика, 1986. 422 с.
  13. , А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.- СПб.: Речь, 2000. 440 с.
  14. .С. К проблеме человека в психологии /Б.С.Братусь // Вопросы психологии, № 5, 1997. — с. 3−19.
  15. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Дисс. канд. психол. наук/ С. Л. Братченко. Ленинград, 1987.
  16. С. Экзистенциально гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя/ С. Братченко// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб., 1998. С. 56−66
  17. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. — 56 с. С.38−46
  18. A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М., 1994
  19. , A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. Избр. психол. труды / A.B. Брушлинский. — М., Воронеж: НПО „МОДЭК“. 1996.-387 с.
  20. И.Д. Я тебя слышу. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта /И.Д.Булюбаш Самара: Издательский Дом „Бахрах-М“, 2008. — 272 с.
  21. Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бюдженталь. -СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  22. Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /Дж.Бьюдженталь. М.: Независимая фирма „Класс“, 1998. 336 с.
  23. Ф.Е. Психология переживания./ Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
  24. Ф.Е. Методологический анализ в психологии /Ф.Е.Василюк. — М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
  25. И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. -Речь, 2004. 272 с.
  26. Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен/ Л. Ф. Вязникова. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2002.
  27. Г. Ф. Феноменология духа /Г.Ф.Гегель. СПб.: Наука, 1992. -443 с.
  28. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Издательство МГУ, 1988. — 301 с.
  29. Р. М. Психологическая защита /Р.М.Грановская СПб.: Речь, 2007. — 476 с.
  30. P.M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская СПб.: Речь, 2003. — 655 с.
  31. С. Неистовый поиск себя / С.Гроф. М.: ООО „Издательство ACT“, 2003.-347 с.
  32. В.Д. Философия: актуальные проблемы /В.Д.Губин. М.: Омега-Л, 2006.-370 с.
  33. Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии./ Язык и интеллект. -М., 1996.
  34. С. Личность: от субъективности к субъектности / С. Дерябо // Развитие личности, № 3, 2002. С.261−265
  35. У. Психология /У.Джемс. М., Педагогика, 1991. — 367 с.
  36. Э. ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия / Э.ван Дорцен. Ростов-на-Дону, Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. — 216 с.
  37. В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2010 — 156 с.
  38. О.Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003.-336 с.
  39. Р.П. В переводе с марсианского: приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии / Р. П. Ефимкина. -СПб.: Речь, 2006.-288 с.
  40. Ю.Д. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию /Ю.Д.Железнов, Э. А. Абрамян, С. Т. Новикова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 298 с.
  41. И. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И. Журавлев, А. Тхостов// Психологический журнал, 2002, т.23, № 5, С.42−48.
  42. М. Реактуализация проблемы отчуждения Сартром: феномен инертной практики / М. Завадский // Топос, 2009, № 1. С.53−59.
  43. Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности /Г.Е.Залесский, Е. Б. Редькина. М.: МГУ, 1996.
  44. Д.М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности / Д. М. Зиновьева // Проблемы социальной психологии личности, 2005, выпуск 1.
  45. В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы /В.В.Знаков. М.: изд-во „Института психологии РАН“, 2005. — 448 с.
  46. Э.В. Гегель и „отчуждение“ // Ильенков Э. В. Философия и культура. М. 1991 С. 141−152.
  47. A.B. Рефлексивность как психическое свойство / A.B. Карпов // Психологический журнал 2003. — № 5. — С.46−54
  48. Т. Социально-психологические аспекты проблемы отчуждения в подростковом возрасте / Т. Карпунькина //Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2008, вып. 1., С. 126−142
  49. А.П. Подходы к изучению „Я-концепции“ в психологической науке /А.П.Колядин // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Гуманитарные науки. № 1,2005.
  50. Кон Г. У. Размышление и действие в экзистенциальной психотерапии/ Г. Кон // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Выпуск 1. 2005. № 6. С.89−96
  51. Кон И.С. В поисках себя /И.С.Кон.- М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  52. С.Г. Психология одиночества / С. Г. Корчагина. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 228 с.
  53. Краткий психологический словарь / ред-сост. JI.A. Карпенко- под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
  54. С. Экзистенциально — аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле /С.Н. Кривцова.// Развитие личности. — М.: Московский гос. пед. университет № 1, 2005, С. 105- 127.
  55. Е.И. Психология свободы: теория и практика /Е.И.Кузьмина. СПб.: Питер, 2007. 336 с.
  56. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия /Л.В.Куликов. СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
  57. Дж. Мифы, в которых нам жить / Дж.Кэмпбелл. Киев: София- М.: ИД „Гелиос“, 2002. — 256 с.
  58. Н. Путешествие в Гештальт: теория и практика /Н.Лебедева, Е.Иванова. СПб.: Речь, 2010. — 550 с.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
  60. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности/ Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000. — Т21.-№ 1 — С. 15−25
  61. Д.А. Смыслоутрата и отчуждение /Д.А.Леонтьев, Е. Н. Осин // Культурно-историческая психология», 2007, № 4, с. 68−79
  62. Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: 1993.
  63. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 2007. — 511с.
  64. Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности /Д.А.Леонтьев // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г. Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С.64−89.
  65. Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем/Д.А.Леонтьев // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т.2. Бирштонас- Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. с.7−22.
  66. Т.П. Категория «мужество быть» в онтологии, антропологии и этике П.Тиллиха /Лифинцева Т. П // Человек, 2009, № 4. С.96−111
  67. А. Предательство тела /А.Лоуэн. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 328 с.
  68. О.В. Готовность быть. Введение в транстемпоральную психологию / О. В. Лукьянов. М.: Смысл, 2009. — 231 с.
  69. А. Жизнь, наполненная смыслом /А.Лэнгле. М.: Генезис, 1998.- 128 с.
  70. А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций /А.Лэнгле. М.: Генезис, 2008. — 235 с.
  71. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности /А.Лэнгле. М.: Генезис, 2008. — 159 с.
  72. А. Феноменологический метод в экзистенциально-аналитической психотерапии /А.Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал, 2009. № 2. с. 110−129
  73. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности / М.Ш.Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998. — 494 с.
  74. С. Смыслообразование в процессах принятия решения /С.Мадди // Психологический журнал, 2005. т. 26, № 6. С. 87−101.
  75. М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии) /М.К.Мамардашвили — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 304 с.
  76. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1956. 690 с. — С. 517−642.
  77. А. Новые рубежи человеческой природы /А.Маслоу М.: Смысл, 1999.-424 с.
  78. A.A. Деперсонализация / А. А. Меграбян. Ереван: Армянское гос. изд-во, 1962. — 356 с.
  79. B.C. Психология индивидуальности /В.С.Мерлин. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996. — 448 с.
  80. .Е. Лексика психопатологии / Б. Е. Микиртумов. СПб.: Речь, 2004.- 200 с.
  81. О.В. Факторный анализ для психологов /О.В.Митина, И. Б. Михайловская. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001 — 169 с.
  82. В.Д. Зависимость: семейная болезнь /В.Д.Москаленко. — М.: ПЭР СЭ, 2002.-336 с.
  83. Мэй Р. Открытие Бытия. Очерки экзистенциальной психологии /Р.Мэй.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 224 с.
  84. Наследов A. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках/А.Наследов. СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
  85. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение./ С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал, 2003. № 6. — С.27−36
  86. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии /С.К.Нартова-Бочавер. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  87. P.C. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
  88. Н.И. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности / Н. И. Непомнящая, М. Е. Каневская, О. Н. Пахомова, В. В. Барцалкина, С.Н.Рубцова// Вопросы психологии, 1980, № 1. с. 22−30.
  89. В.В. Методологические основы психологии/В.В.Никандров.- СПб.: Речь, 2008. 235 с.
  90. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — М.: Русский язык, 1983.-816 с.
  91. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов — М.: Академия, 2002. 272 с.
  92. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Психология личности: сборник статей. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. — с. 189−203.
  93. E.H. Аутентичность./ Е. Н. Осин // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, вып. 2, 2004 (5), стр. 88 — 93.
  94. E.H. Отчуждение как психологическое понятие /Е.Н.Осин // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.:* Смысл, 2007. — С. 97−100
  95. E.H. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика. Дисс. к. психол. наук /Е.Н.Осин. М.: МГУ, 2007.
  96. Ф. Гештальт-семинары / Ф.Перлз. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. — 326 с.
  97. Ф. Теория гештальт-терапии /Ф.Перлз. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 320 с.
  98. , Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация / Н. И. Петрова // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 3, — С. 116−120.
  99. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996
  100. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности /В.А.Петровский// Вопросы псиохологии, 1985, № 4. С. 17−30
  101. В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений /В.А.Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии, 2001. № 1 с. 19−25
  102. JI. Одиночество и самооценка /Л.Пепло, М. Мицелли, Б. Мораш // Лабиринты одиночества -М.: Прогресс, 1989. С. 169−191
  103. Д.В. Понятие отчуждения: альтернативные подходы /Д.В.Пивоваров // Известия Уральского государственного университета. — 2007, № 57. — с.80−92.
  104. Психология человека от рождения до смерти / под общ.ред. А. А. Реана.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
  105. М.В. Ценностно-смысловое содержание понятия «аутентичность» как системного качества личности /М.В.Рагулина // Вестник Томского государственного университета. — Томск, 2007 г. -№ 296.-С. 206−212
  106. М.В. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности /М.В .Рагулина // Автореферат дисс. к. псих, наук. Хабаровск, 2007.
  107. Робин Ж.-М. Быть присутствии Другого. Этюды по психотерапии (пер. с франц.) / Ж.-М.Робин. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 288 с.
  108. Ш. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии/ К.Роджерс. М.: Апрель Пресс- Эксмо, 2002. — 976 с.
  109. К. Опыт одиночества /К.Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989. с.275−300
  110. С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн -СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  111. С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн М.: Наука, 1997. -191 с.
  112. Т.В. Диагностика отношений в паре / Т. В. Румянцева. -СПб.: Речь, 2006, — 176 с.
  113. Самосознание и защитные механизмы личности, хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский) /Д.Я.Райгородский. — Самара, изд. дом Бахрах-М, 2006. 656 с.
  114. Сартр Ж.-П. Проблемы метода /Ж.-П.Сартр. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 240 с.
  115. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П.Сартр. М.: Республика, 2000. — 639 с.
  116. У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества /сост. и общ. ред. Покровского Н. Е. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  117. Ю.М. Проблема трансцендентального субъекта / Ю. М. Сердюков // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2009, № 3. с. 35 — 45.
  118. А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии. Автореферат дисс. к. псих, наук, М., 2008
  119. В.И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Человек, 1994. № 5. с.21−38
  120. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.
  121. И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста /И.М.Слободчиков // Психология и педагогика образования, 2005, № 1. — с.28−32.
  122. , Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. -М., 2000.-512 с.
  123. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений / Л. Н. Собчик СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
  124. Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности /Е.Т.Соколова. М.: Издательство МГУ, 1989. — 211 с.
  125. Е.Т., Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. — М.: SvR-Apryc, 1995.-359 с.
  126. А.И. Ключ к Хайдеггеру /А.И.Сосланд // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 2. С.64−88
  127. Я. Техники гештальт-терапии на каждый день / Я. Старак, Т. Кей, Д.Олдхейм. М.: Психотерапия, 2009. — 176 с.
  128. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Издательство МГУ, 1983.-288 с.
  129. В.В. Опросник самоотношения /В.В.Столин, С. Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123−130.
  130. Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Торчинов Е. А. — СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2007. — 480 с.
  131. Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Торчинов Е. А. — СПб., «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. 544 с.
  132. Д.Г. Иносказательная природа отчуждения как социокультурного феномена. Дисс. канд. филос. Наук/Д.Г.Трунов. Пермь, 2000.
  133. А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов М.: Смысл, 2002
  134. К. Никаких границ. Восточные и западные пути личного роста (пер.с англ.) / К.Уилбер. — М.: Издательство Трансперсонального Института, 1998. 176 с.
  135. A.M. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии /А.М.Улановский // Методология и история психологии, 2007. Т.2., вып. 1.- с.130−150.
  136. A.M. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний/А.М.Улановский// Московский психотерапевтический журнал, 2009. № 2. с.27−51.
  137. А. Психотерапия: Восток и Запад / А.Уоттс. М.: Весь мир, 1997.-240 с.
  138. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) /Е.Б. Фанталова // Психологический журнал, 1992, Т. 13, № 1. — с. 107-И7.
  139. Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 2005, № 1- С. 15−23.
  140. В. Сказать жизни «Да» / В.Франкл. — М.: Смысл, 2007. 173 с.
  141. В. Страдания от бессмысленности жизни: актуальная психотерапия / В.Франкл. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 — 105 с.
  142. В. Психотерапия на практике / В.Франкл. СПб.: Речь, 2000. -256 с.
  143. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл — М., 1990. — 368 с.
  144. Фрейд 3. Я и Оно. По ту сторону принципа удовольствия / З.Фрейд. -М., ACT, 2006
  145. Фрейд 3. Психология бессознательного / З.Фрейд. — М.: Просвещение, 1989−448 с.
  146. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д.Фейдимен. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.
  147. Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть?/Э.Фромм К.: Ника-Центр, 1998, — 400 с.
  148. Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э.Фромм. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 571 с.
  149. Э. Бегство от свободы /Э.Фромм. М.: Олимп, 1998. — 416 с.
  150. М. История безумия в классическую эпоху /М.Фуко СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с.
  151. Т.А. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры (проблемы девиантологического анализа) /Т.А.Хагуров / Автореф. дисс. докт.социолог.наук. Москва, 2007
  152. М. Бытие и время /М.Хайдеггер. СПб: Наука, 2002. — 452 с.
  153. А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях / А. Хвостов // Развитие личности. 2003. — № 1. — С. 111−119
  154. Дж. Что такое психотерапия /Дж.Хейли СПб.: Питер, 2002. -224 с.
  155. Н. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств) / А. Холмогорова, Н. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал, 1992 -№ 22. С. 61−89
  156. К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни СПб.: Лань, 1997. -240 с.
  157. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни М., 1993.-480 с.
  158. А.П. Огни // Книга Екклезиаста. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 384 с. С.270−344.
  159. , В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. — 1996. — № 3.
  160. В.Э. Смысл жизни: проблемы относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 15−25.
  161. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 314.
  162. . Парадокс выбора /Б.Шварц. М.: Добрая книга, 2005. — 288 с.
  163. Т. Социальная психология /Т.Шибутани. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-539 с.
  164. А.Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев -СПб.: Речь, 2002
  165. Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичности: теория и методы диагностики /Л.Б.Шнейдер М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 128 с.
  166. А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход / А.Эллис. СПб.: Изд-во Сова- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  167. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс М.: Смысл, 2004. — 416 с.
  168. Э. Детство и общество / Э. Эриксон — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.-416 с.
  169. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. М.: Прогресс, 1996.
  170. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. — М.: Канон, 1994. 320 с.
  171. A.B. Объяснение в психологии/ A.B. Юревич // Психологический журнал. 2006, № 1. — С. 97 — 106
  172. И. Групповая психотерапия: теория и практика /И.Ялом. — М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005. — 576 с.
  173. И. Шопенгауэр как лекарство /И.Ялом М.: Эксмо, 2008. — 544 с.
  174. И. Экзистенциальная психотерапия /И.Ялом М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 576 с.
  175. А. Первичный крик /А.Янов. М.:АСТ МОСКВА, 2009. — 606 с.
Заполнить форму текущей работой