Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образ руководителя у подчиненных как фактор эффективности деятельности группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная работа посвящена изучению влияния перцептивной составляющей руководства на результаты деятельности подчиненных. Перцептивные процессы как неотъемлемая часть взаимодействия в социуме, присутствуют практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Одним из характерных результатов перцептивных процессов в группе является образ руководителя у подчиненных. Он составляет одну из важных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ взаимосвязи социально-перцептивной компоненты руководства с результатами деятельности группы
    • 1. 1. Традиции исследования перцептивной компоненты руководства
    • 1. 2. Образ руководителя как результат социально-перцептивных процессов в группе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа руководителя у подчиненных с эффективностью деятельности группы
    • 2. 1. Программа исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
    • 2. 3. Анализ результатов
    • 2. 4. Выводы

Образ руководителя у подчиненных как фактор эффективности деятельности группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена изучению влияния перцептивной составляющей руководства на результаты деятельности подчиненных. Перцептивные процессы как неотъемлемая часть взаимодействия в социуме, присутствуют практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Одним из характерных результатов перцептивных процессов в группе является образ руководителя у подчиненных. Он составляет одну из важных структурных частей феномена руководства, включающую в себя личностные и поведенческие характеристики руководителя. Мы полагаем, что особенности образа руководителя, сформировавшиеся в процессе его восприятия в условиях коллективной деятельности, определяются видом деятельности и, в свою очередь, взаимосвязаны с эффективностью деятельности группы. В случае экспериментального доказательства указанных выше предположений планируется рассмотреть образ руководителя как возможный фактор влияния на эффективность деятельности группы в целом.

Актуальность проблемы исследования. В условиях современной рыночной экономики эффективность деятельности групп становится одним из основных факторов, определяющих перспективы их дальнейшего существования и развития. Жесткая конкурентная среда ставит вопрос о привлечении всех возможных факторов влияния на результаты труда. Большинство технических, технологических и экономических факторов на данный момент исчерпали свой ресурс. Одним из наиболее перспективных является социально-психологический фактор воздействия на эффективность деятельности групп, в частности, через различные аспекты процесса восприятия руководителя подчиненными. Образ руководителя в сознании подчиненных составляет одну из важных перцептивных составляющих феномена руководства. Ранее рассматривалось влияние отдельных характеристик руководителя на эффективность деятельности подчиненных. Мы считаем необходимым изучить образ руководителя у подчиненных, как фактор, объединяющий в себе характеристики руководителя и особенности ситуации его взаимодействия с подчиненными, а также установить его связь с результатами деятельности группы.

Из анализа данных множества исследований феномена руководства можно сделать вывод, что роль руководителя в обеспечении требуемой эффективности деятельности группы огромна. Позиции ряда авторов свидетельствуют о том, что «за счет умелого воздействия на подчиненных руководитель способен обеспечить до 90% успеха деятельности группй» (Bartlett С.A., Ghoshal S., 1992, с. 124). В этой связи в последнее время появилось значительное количество работ, посвященных углубленному изучению роли руководителя в повышении эффективности деятельности различных групп (Зельцер И.М., Зельцер Б. М., 2002; Коргов А. А., Коргова М. А., 2001; Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 2001; Спивак В. А., 1998; Гительмахер Р. Б., Зайцев А. Б., 1996; Аллахвердян А. Г., 1993 и др.). Мы рассматриваем возможность повышения эффективности деятельности группы за счет воздействия на перцептивную компоненту руководства. В качестве операционального понятия принимается «образ руководителя», как фиксируемый результат восприятия руководителя подчиненными. В случае эмпирического подтверждения предположений о взаимосвязи между образом руководителя и результатами деятельности группы предполагается рассмотреть его как социально-психологический фактор эффективности деятельности группы.

Целью исследования является изучение взаимосвязи образа руководителя и эффективности деятельности группы.

Объектом исследования выступают реальные трудовые коллективы, занятые в управленческой и производственной деятельности.

Общая численность выборки составила 254 человека. В исследовании участвовало 20 трудовых коллективов, занятых в управленческой и производственной деятельности на предприятиях в г. Москве и г. Калуге. В соответствии с имеющимися характеристиками выборки, выделены четыре группы: управление г. Москвы — 4 трудовых коллектива (36 человек), производство г. Москвы — 6 трудовых коллективов (44 человека), управление г. Калуги — 6 трудовых коллективов (40 человек), производство г. Калуги — 4 трудовых коллектива (134 человека).

Предмет исследования — образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как совокупность личностных и поведенческих характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя. Для структуризации описания образа привлечены понятия факторов оценки, силы и активности, используемые в семантическом дифференциале (Практическая психодиагностика, 1998). Другой характеристикой образа руководителя является степень принятия руководителя, обозначающая соответствие руководителя ожиданиям и представлениям подчиненных (Карпов А.В., 2003). Степень принятия определяется нами как расхождение образа реального и образа идеального руководителя. Под эффективностью понимаются показатели продуктивности и удовлетворенности членством в группе (Немов Р.С., 1982,1984; Новиков М. А., 1970; Обозов Н. Н., 1996).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1) Выявить специфику представлений об образе идеального и реального руководителей у представителей различных групп.

2) Оценить эффективность деятельности на основе продуктивности и удовлетворенности членством в группе.

3) Провести анализ взаимосвязи между образами идеального и реального руководителей и эффективностью деятельности группы.

4) Определить степень принятия подчиненными руководителя и ее взаимосвязь с эффективностью деятельности группы.

5) Исследовать возможность использования образа руководителя как социально-психологического фактора влияния на эффективность деятельности группы. Гипотезы исследования: Гипотеза 1. Образ руководителя у подчиненных различен в управленческих и производственных группах.

Гипотеза 2. Эффективность деятельности группы связана с особенностями образа руководителя, сформировавшегося у подчиненных в процессе взаимодействия с ним.

Гипотеза 3. Степень принятия руководителя подчиненными и эффективность деятельности группы взаимосвязаны между собой.

Методологической основой исследования послужила модель влияния социально-перцептивных явлений на эффективность деятельности группы, предложенная P.JI. Кричевским, а также теоретические и эмпирические положения Р. Б. Гительмахера, Д. Граена, С. Грина, Т. Митчелла, Р. Лорда, Д. Филлипса и других авторов об особенностях восприятия подчиненными руководителя в различных условиях деятельности. Методы исследования.

В исследовании были задействованы метод опроса и метод анализа документов, в рамках которых использованы описание руководителя, семантический дифференциал, оценка удовлетворенности членством в группе, экспертная оценка продуктивности деятельности, количественная оценка продуктивности деятельности. Обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере с использованием методов математической статистики, программных пакетов SPSS и Excel с применением средних величин, корреляционного анализа, критерия Стьюдента.

Достоверность результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, соблюдением методических принципов и правил проведения опросов, применением аппарата математической обработки данных, соотнесением с результатами исследований других авторов.

Научная новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи образа руководителя у подчиненных с эффективностью их деятельности. Изучен один из важнейших результатов перцептивных процессов в группе — образ руководителя, сформировавшийся у подчиненных при взаимодействии с ним в коллективной деятельности. Впервые показаны различия во влиянии составляющих образа руководителя на результаты деятельности группы в зависимости от вида и региона деятельности.

В модель влияния перцептивных процессов на результаты деятельности, разработанную P.JI. Кричевским, введены понятия, позволяющие эмпирически измерять характеристики перцептивного процесса в группе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют расширить представление о социально-психологических факторах эффективности деятельности группы.

Обоснование формирования образа как перцептивного явления в группе, составляющих образа руководителя в различных видах деятельности и связи образа с результатами деятельности, вносит вклад в область социально-перцептивных проблем психологии. На основе эмпирических данных анализируются особенности взаимосвязи образа руководителя с эффективностью ее деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в востребованности выводов исследования при создании и коррекции структур управления в организациях (особенно на кризисных предприятиях и в условиях риск-менеджмента) с целью улучшения эффективности их деятельности.

Кроме того, теоретические и эмпирические данные работы могут быть задействованы в подготовке руководителей, анализе и адаптации их поведения к условиям конкретной деятельности в целях оптимизации системы взаимодействия руководителя с подчиненными, обеспечивающей максимальную эффективность деятельности группы.

Результаты исследования значимы также при разработке учебных курсов по психологии управления и социальной психологии малой группы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Образы руководителей в управлении и на производстве различаются степенью выраженности отдельных факторовтак, например, характеристики, относящиеся к фактору оценки, сильнее выражены на производстве, чем в управлении.

2. Показатели эффективности деятельности группы возрастают с увеличением положительной оценки образа руководителя у подчиненных.

3. Возрастание степени принятия руководителя связано с увеличением эффективности деятельности группы.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 128 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и четырнадцати приложений. Она содержит 16 таблиц и 4 рисунка. В списке использованной литературы — 148 наименований, из них 48 — на иностранном языке. В приложениях представлены методические материалы и результаты обработки эмпирических данных.

Основные результаты исследования и теоретические положения изложены в докладах на Ломоносовских чтениях (Москва, 2000), на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова (2004), на заседании кафедры экономики и управления производством.

Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) (2001). Данные проведенного исследования использовались при чтении учебного курса «Психология малой группы» для студентов факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, а также учебных курсов «Психология и педагогика» и «Управление в производстве» для студентов МГУПП.

Рекомендации автора используются в управлении четырьмя организациями — ООО «Мастер Шуз», ООО «АстраОнЛайн», ООО «АстраСофт Технология» и ООО «ТКВ Групп». Выводы настоящего исследования являются базовыми для переработки системы обучения управленческого состава этих предприятий и реорганизации их структуры управления.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Возможности влияния образа руководителя на эффективность деятельности трудовых коллективов // Объединенный научный журнал, 2004 г., № 15, с. 25−26 — 0,2 п.л.

2. Роль руководителя в обеспечении эффективности деятельности производственного коллектива // Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК. Сборник научных трудов. М., 2002, с.62−66 -0,3 п.л. (в соавторстве с Тульской Н. С., авторский вклад 80%).

3. Образ руководителя как регулятор эффективности деятельности групп // Объединенный научный журнал, 2004 г., № 30, с.24−27 — 0,4 п.л.

Заключение

.

Данное исследование было посвящено анализу роли перцептивной компоненты руководства в регуляции эффективности деятельности группы. В нем рассмотрены различные традиции понимания восприятия руководителя подчиненными. Мы классифицировали все ранее проведенные исследования особенностей перцептивных процессов в группе в четыре основных подхода — личностный, поведенческий, ситуационный и когнитивный, в зависимости от рассматриваемых в них основных составляющих перцептивной компоненты руководства. В дальнейшем считаем необходимым учитывать их в комплексе при анализе перцептивных процессов в группе.

Рассматривая процесс восприятия руководителя в группе, мы обозначили, такое перцептивное явление, как образ руководителя, в качестве одного из характерных результатов процесса восприятия, отражающего в себе основные закономерности социально-перцептивных явлений в группе. В ряде проведенных ранее исследований были установлены некоторые особенности восприятия руководителя подчиненными. Тем не менее, до настоящего времени роль образа руководителя в обеспечении групповых процессов не изучалась.

Мы ставили перед собой цель выявить взаимосвязь образа руководителя с результатами деятельности группы. Изучив образ руководителя, сформировавшийся в сознании подчиненных в различных группах, мы выявили зависимость значимых характеристик образа руководителя от вида деятельности группы. Так, образ руководителя в производственных группах отличается от образа руководителя в управленческих группах значительным проявлением характеристик, относящихся к фактору оценки, такие как ответственный, справедливый, честный, отзывчивый и т. п.

Далее была установлена взаимосвязь образа руководителя у подчиненных с показателями эффективности деятельности группы. Чем выше оценка образа руководителя по значимым для подчиненных характеристикам, тем выше эффективность деятельности группы.

Определенная закономерность установлена и для степени принятия руководителя подчиненными, выражающейся величиной расхождения образа идеального и образа реального руководителей. Результаты нашего исследования продемонстрировали, что чем меньше расхождение образа идеального и образа реального руководителя, тем выше эффективность деятельности подчиненных. Учитывая изложенное, можно говорить о том, что с увеличением степени принятия руководителя подчиненными повышается эффективность деятельности группы.

Дополнительные результаты нашего исследования показали зависимость образа руководителя от региональной характеристики группы. Степень и закономерности зависимости образа руководителя от местоположения группы предполагаются для дальнейшего детального исследования.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что приближенный к идеальному образ реального руководителя и высокая степень его принятия подчиненными дают основания предположить высокий уровень эффективности деятельности группы. Основываясь на данных выводах, в дальнейшем планируем разработать механизм воздействия на эффективность деятельности подчиненных за счет влияния на формирование образа руководителя. Это может быть обеспечено коррекцией поведения самого руководителя и процессов восприятия и формирования его образа у подчиненных. Изменение поведения руководителя достигается привлечением полученных в процессе исследования данных о значимых для подчиненных в разных видах деятельности особенностях личности и поведения. Влияние на процессы восприятия производиться за счет формирования у подчиненных необходимых представлений и ожиданий относительно руководителя, на базе которых строится его образ. Целью воздействия на образ руководителя должно стать достижение близких к идеальному образу характеристик реального руководителя по значимым особенностям его личности и поведения, а также сведение расхождения между образом идеального руководителя и образом реального руководителя к минимально возможному уровню.

Установленные исследованием закономерности взаимосвязи образа руководителя и эффективности деятельности группы планируется использовать в качестве основы для построения в дальнейшем прогностического конструкта, позволяющего на основе анализа образа руководителя у подчиненных оценить возможный уровень эффективности их деятельности. Для разработки данного конструкта планируется провести на большей, достаточной для установления общих закономерностей, выборке детальное исследование взаимосвязи различных особенностей образа руководителя и показателей эффективности деятельности группы с учетом полученных в нашем исследовании факторов влияния.

По результатам нашего исследования имеется возможность предположить, что степень принятия руководителя подчиненными, определяемая как расхождение образа идеального и образа реального руководителя у подчиненных, может быть использована как социально-перцептивный показатель эффективности деятельности группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C., Василец B.C. «Содержание и пути развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров» М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 124 с.
  2. Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А. и др. Управление персоналом в системе государственной службы. М.:ИПК госслужбы, 1997. 220 с.
  3. А.Г. Стиль руководства как детерминанта деятельности малой научной группы. Диссертация канд. психол. наук. Москва, 1993. 196 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.:Аспект-Пресс, 1996. 375 с.
  5. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 287 с.
  6. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. и др. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: ОЛМА-Пресс, 2002. 557 с.
  7. Т.Ю. Опыт исследования социально-психологической позиции непосредственного руководителя производственного коллектива. // Вестник Московского госуниверситета. Серия Психология. 1980. № 4. — С.36−47.
  8. Т.Ю. Управление персоналом. М.: Академия, 2003.-218 с.
  9. Ю.Базаров Т. Ю., Долгополова О. А. Психологические аспекты управленияперсоналом в системе государственной службы. Волгоград: Волгорадская академия гос. службы, 2002. 223 с.
  10. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  11. Н.Л. Система ожиданий личности. Некоторые особенности влияния на поведение. // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Сборник научных трудов, Т.2. М.: ИП АН, 1994. 128 с.
  12. И.О. Власть, деньги, сила. Психология выживания в современной России. М.: Ринол Классик, 2002. 480 с.
  13. И.Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. JL: Лениздат, 1989. 221 с.
  14. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов (опыт экспериментальных и прикладных исследований контактных групп). Диссертация доктора психол. наук. М., 1978. 326 с.
  15. М.Н., Федоров И. В., Фадеева M.JI. Управление персоналом. М.: МАДИ (ГТУ) — МТИ, 2002. 300 с.
  16. Ф. Психология управления. Основные проблемы, /пер. с болг., под редакцией Ломова Б. Ф., Венды В. Ф. М., 1982. 422 с.
  17. Ф. Психология бригады /пер. с болгарского Бредихина A.M., Бредихина М. А., под редакцией Ю. А. Шерковича. М.: Прогресс, 1987. -270 с.
  18. Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными. Учебное пособие. Иваново: ИвГУ, 1994. 139 с.
  19. Р. Б., Зайцев А. Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю. Иваново: ИвГУ, 1996. 166 с.
  20. А.И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987.
  21. Е.Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. Учебное пособие. М.: Армада, 1998. 511 с.
  22. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
  23. А. А., Максимова Р. А. Социально-психологический подход к производительности трудовых коллективов. Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, Философия, Право, 1974, № 5, вып. 1, С.45−51.
  24. Е.С. Психология управления: Книга для руководителей и менеджера по персоналу. М.: МЦФЭР, 2002. 510 с.
  25. Ю. М., Пилипейченко Ю. Г. Школа делового общения для менеджеров. Краткое введение в курс интенсивного социально-психологического обучения. М.: Б.и., 1989. 29 с.
  26. Е. В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненый» / Диссертация канд. психол. наук. М., 1998. 183 с.
  27. ЗО.Зельцер И. М., Зельцер Б. М. Эффективность системы управления персоналом: сущность и критерии. Новосибирск: НГУ, 2002. 80 с. 31.3игерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. / пер. с немецк., ред. Журавлев А. Л. М.:Экономика, 1990. 334 с.
  28. А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. М.:Гардарики, 2003. 582 с.
  29. Дж. П., Райе Дж. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации. Иностранная психология, 1998, № 10.
  30. А. Я. Руководитель как фактор влияния на эффективность работы в команде. М., 1998.
  31. А. И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984. 248 с.
  32. Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учебное пособие для студентов вузов. М.:ЮНИТИ, 1999. 510 с.
  33. В.И. Искусство управления. Учебник. М.: Бек, 1997.- 263 с.
  34. М.М. Внутренний имидж руководителя компании M.:pmix, 2001.- 14 С. http://www.cfin.ru/press/pmix/2001 -6/14.shtml
  35. А. А., Коргова М. А. Руководитель. Команда. Персонал. Основы управления и взаимодействия. М.: Издотельство Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2001. -482 с.
  36. Кричевский P. J1. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.:Дело, 1998. 398 с.
  37. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М.:Аспект Пресс, 2001. 318 с.
  38. Кричевский P. JL, Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: Штиинца, 1991.- 126 с.
  39. Кричевский P. JL, Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Издательство МГУ, 1985. 223 с.
  40. Кэ де Ври М. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта. М.: Альпина паблишер, 2003. 310 с.
  41. К. Динамическая психология: избранные труды Курта Левина /Под общей редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001.-572 с.
  42. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 407 с.
  43. Е.В. О противоречивой сущности образа. // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Сборник научных трудов. Т.2. М., 1994. 128 с.
  44. Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. 554 с.
  45. А.Н. Становление психологии деятельности. Ранние работы. М.: Смысл, 2003. 439 с.
  46. Н.В. Казуальная атрибуция педагога как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников (Диссертация канд. психол. наук). М., 1991. 124 с.
  47. В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: Физкультура и спорт, 1983. 111 с.
  48. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 2002. 700 с.
  49. Л.В. Имидж руководителя. // Государственное управление. Электронный вестник. 2003 № 1, с. 19. http//www.spa.msu.ru/e-journal/l/19l .php
  50. Е.Г. Организационное поведение. СПб.: ИМИСП, 1998. 119 с.
  51. Е.Г. Управление карьерой менеджера. М., СПб: Питер, 2003. -351 с.
  52. Н.И. Психологические методики в спорте. Л., 1982.
  53. Р.С. Социально-психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Педагогика, 1984. 201 с.
  54. Р.С. Социально-психологический анализ деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  55. Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными (Диссертация канд. психол. наук). Иваново, 1998.- 168 с.
  56. М.А. Коммуникативные структуры и эффективность групповой деятельности операторов. Вопросы психологии, 1970, № 4.
  57. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности. //Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова/ Л., 1979.
  58. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 191 с. 65.0дегов Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом. Оценка эффективности М.: Экзамен, 2002. 255 с.
  59. A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1984.
  60. Первин JL, Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.:Аспект пресс, 2000. 606 с.
  61. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. 798 с.
  62. С.Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы (Диссертация канд. психол. наук). М., 2001. 174 с.
  63. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Под ред. Райгородского Д. Я. Самара: «Бахрах», 1998. 669 с.
  64. Практическая психология: Методология и методика научных исследований (Под ред. Панферова В.Н.) СПб.: Образование, 1996. -152с.
  65. Проблемы управления персоналом в организациях: Тематический сборник научных трудов. / под редакцией Кибанова А. Я. М.: ГОУВПО ГУУ, 2003. 200 с.
  66. Психический образ-: Строение, механизмы, функционирование и развитие (Тезисы докладов под ред. Брушлинский А. В. и др.). Т.2. М.:ИП АН, 1994.- 128 с.
  67. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. М.: Педагогика, 1983. 447 с.
  68. В. Дж. Тесты для менеджеров. Стиль руководства и эффективность. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 285 с.
  69. А.А. Формирование оптимального социально-психологического климата в трудовом коллективе. М.: ЦНИИ «Электроника», 1984. 29 с.
  70. А.П. Об источнике и генезисе психического (Под ред. Поповича М.В.). Кишинев: Штиинца, 1981. 118 с.
  71. A.JI. Социальная психология управления. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1986. 175 с.
  72. Ю.В. Взаимосвязь успешности групповой деятельности и личностных особенностей членов группы: Автореферат канд. дисс. М., 1981.-25 с.
  73. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985.-231 с.
  74. В.П. Социально-перцептивные факторы руководства первичным трудовым коллективом Вестник Московского госуниверситета. Серия Психология. 1987, № 4, стр.23−33.
  75. В.А. Психический образ и апперцепция личности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Сборник научных трудов. М.: ИП АН, 1994. 18 с.
  76. Социальная психология экономического поведения. / ред. Журавлев А. Л., Шорохова Е. В. М.: Наука, 1999. 236 с.
  77. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. / Журавлев А. Л., Шорохова Е. В., Хащенко В. А. и др. М.: Институт психологии РАН, 1998. 295 с.
  78. В.А. Актуальные проблемы управления персоналом: социально-психологический подход. Учебное пособие. СПб: Издательство С.-Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 1998. 180 с.
  79. В.А. Организационное поведение и управление персоналом СПб.: Издательство С.-Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 2000. 180 с.
  80. Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.- 104 с.
  81. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.-331 с.
  82. Управление персоналом: Учебник для студентов вузов. / под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М.: ЮНИТИ, 1998. 421 с.
  83. А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992.- 111 с.
  84. Дж. Как стать первоклассным руководителем. М.: Альпина Паблишер, 2003. 171 с.
  85. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. 797 с.
  86. А.И. Эффективное управление персоналом. Воронеж: ВГТА, 2003.- 181 с.
  87. С.С. Лидерство и руководство в малой группе. Иваново: ИвГу, 2000. 203 с.
  88. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997. 608 с.
  89. Э.С. Социально-психологические особенности творческойактивности инженеров. Л.: ЛГУ, 1986. 160 с.
  90. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом М., 1982
  91. Е.П. Восприятие руководителя партнерами по деловому общению (Диссертация канд. психол. наук). Иваново, 1998. 165 с.
  92. В. Психология лидерства в бизнесе. СПб: Питер, 2003. 221 с.
  93. С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.: Бизнес-школа, 2000. 363 с.
  94. AllportG. Pattern and Growth in personality, London, Cambridge Mass., 1967.
  95. Altman J, Taylor D. Social penetration: the development of interpersonal relationships. N.Y., 1973.
  96. Ashour A. A. A framework of a cognitive-behavioral theory of leader influence and effectiveness // Organizational behavior and human performance. 1982. V. 30.
  97. Ayman R. Organizational leadership // Appl. Soc. Psychol. N.Y., 1997.
  98. Bartlett С.A., Ghoshal S. What is a global manager? Harvard Business Review. Sept./Oct., 1992.
  99. Bass В. M. Bass & Stogdill’s Handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. New York: Free Press, 1990.
  100. H., Hare A., Kent V., Davies M. (Eds.) Small groups and social interaction. L., 1983.
  101. Costa P.T. Jr., McCrae R.R. The NEO Personality Inventory manual. Odessa, Fla.: Psychological Assessment Resources., 1985.
  102. Davonloo H. Intensive Sort-Term Dynamic Psychotherapy. N-Y., 2000.
  103. Dienesch R., Liden R. Leader-member exchange model of leadership: acritique and further development // Acad. Management Rev. 1986. V. 11.
  104. Farmer S.M., Roth J. Conflict-handling behavior in work groups. Small group research, Vol.29, No 6, December 1998. P.669−713.
  105. Fenichel O. The Psychoanalitic Theory of Neurosis. N -Y., 1945.
  106. Fiedler F. Cognitive resource and leadership // Appl. Psychol.: Intern. Rev. 1995. V. 44.
  107. Graen G. Novak M., Sommerkamp P. The effects of leader member exchange and job design on productivity and satisfaction: testing a dual attachment model // Organizational behavior and human performance. 1982. V. 30.
  108. Green S., Mitchell T. Attributional processes of leaders in leader -member interactions. // Organizational behavior and human performance. 1979. V. 23.
  109. Halpin A. W. The observed leader behavior of aircraft commanders and school intendants in R. M. Stogdill and A. E. Coons (eds) Leader Behavior:1.s Description and Measurement, Columbus: Ohio State University, Bureau of Business Research, 1957.
  110. Helmreich R., Bakeman R. Cohesiveness solitude: effect on performancetliin an under sea environment. In: Abstract Guide. XX International Congress of Psychology. Tokyo, 1972.
  111. Hersey, P. And Blanchard К. H. Management of Organizational Behavior (5th edition), Englewood Cliffs, N. J.: Presence-Hall, 1988.
  112. Hirsh K. S., Kammerow J. Introduction to type in organizations. California, 1990.
  113. Hollander E., Julian J. Studies in leader legitimacy, influence and innovation // Adv. in Exp. Soc. Psychol. 1970. V. 5.
  114. House R., Singh J. Organizational behavior: Some new direction for I/O psychology // Ann. Rev. Psychol. 1987. V. 38.
  115. House, R. J. A 1976 theory of charismatic leadership, in J. G. Hunt and L. L. Larson (eds) Leadership: The cutting edge, Carbondale, 111.: Southern Illinois University Press. 1977.
  116. Huszczo G. E. Tools for team excellence, P.A., 1997.
  117. Introduction to Social Psychology. European perspective. /Ed. by M. Huston, W. Stroebe, J. M. Steaphenson/. London, 1995.
  118. Kelley H. H. Attribution theory in social psychology, in D. Levine (ed.) Nebraska Symposium of Motivation, Vol. 15, Lincoln: University of Nebraska Press, 1967.
  119. Kelly G. A Theory of personality: The psychology of personal constructs. N-Y., 1963
  120. Kirkpatrick S.A. and Locke E. A. Leadership: do traits matter? The Executive, 5(2), 48−60, 1991.
  121. Liden R., Graen G. Generalizability of vertical dyad linkage model of leadership // Acad. Management J. 1980. V. 23.
  122. Lodewijkx H. F. M., Wildschut Т., Syroit J. E. E, Visser L., Rabbie J. M. Competition between individuals and groups: do incentives matter? A group
  123. Adaptiveness perspective. Small group research, Vol.30, No 4, August 1999. P.3 87−404.
  124. Lord R. G., DeVader C. L. and Alliger G. M. A meta-analysis of the relation between personality traits and leadership perceptions: An application of validity generalization procedures, Journal of Applied Psychology, 71, 402−410, 1986.
  125. Lord R., Alliger G. A comparison of four information processing models of leadership and social perceptions // Human Relations 1985. V. 38.
  126. Lord R., Maher K. Leadership and information processing. N.Y., 1991.
  127. Marby E.A., Attridge M.D. Small group interaction and outcome correlates for structured and unstructured tasks. Small group research, Vol.21, No 3, August 1990. P.315−332.
  128. Mitchell Т., Kalb L. Effects of job experience on supervisor attributions for a subordinate’s poor performance // J. Appl. Psychol. 1982. V. 67.
  129. Phillips J. The accuracy of leadership ratings: a cognitive categorization perspective // Organizational behavior and human performance. 1984. V. 33.
  130. Podsakoff P. M., MacKenzie S. B., Morrman R. H. and Fetter R. Transformational leader behaviors and their effects on followers trust in leader, satisfaction, and organizational citizenship behavior, Leadership Quarterly, 1, P. 107−142,1990.
  131. Reddin W. J. Managerial Effectiveness. McGraw-Hill, 1970.
  132. Rice R. Leader LPC and follower satisfaction. A review // Organizational behavior and human performance. 1981. V. 28.
  133. Sadler P. J. Leadership style, confidence in management, and job satisfaction. The Journal of Applied Behavioral Science, 6 (1), 3−19, 1970. -16 p.
  134. Schmader Т., Major В. The impact of ingroup vs outgroup performance on personal values. 1999. http://www. Idealibrary.com
  135. Shaw M. Group dynamics: the psychology of small group behavior.2nd ed. N.Y., 1981.
  136. Steiner D. D. Value perceptions in Leader-Member exchange. The Journal of social psychology, 128 (5). P. 611−618. 7 p.
  137. Stogdill R. Handbook of Leadership. N.Y., 1974. 587 p.
  138. Tannenbaum R., Schmidt W. H. How to choose a leadership pattern,
  139. Harvard Buisiness Review, 36 (2), 19−101, 1958. 82 p. j
  140. Vecchio R. P. Organizational Behavior (2 edition), Orlando, Fla.: Harcourt Brace Jovanovich Inc., The Dry den Press, Saunders College Publishers, 1991. -267 p.
  141. Wheelan S. A., Tilin F. The relationship between faculty group development and school productivity. Small group research, Vol.30, No 1, February 1999. P.59−81.
  142. Wheelan S. A. Introduction to this special issue on group development. Small group research, Vol. 30, No 1, February 1999. P.3−7.
Заполнить форму текущей работой