Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сформированность представлений о профессионально значимых качествах учителя как психологическое условие активности студентов в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знание вузовскими педагогами структуры и фактических уровней сформированности профессиональных образов у отдельных студентов, а также ознакомленность преподавателей с общими тенденциями его развития в учебных группах (потоках) и на курсах, повышает эффективность психолого-педагогического воздействия на студентов, создает предпосылки для более полной реализации принципа индивидуального подхода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. II
    • 1. 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы активности студентов в учебной деятельности. II
    • 1. 2. Организация и-методы исследования
  • ГЛАВА 2. ОФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ УЧИТЕЛЯ И УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Психологические предпосылки сформированноети профессиональных представлений у студентов первых курсов пединститутов
    • 2. 2. Отношения студентов первокурсников к факторам учебного процесса
    • 2. 3. Сформированность представлений о профессионально значимых качествах учителя как психологическое условие активности студентов-первокурсников в учебной деятельности
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Организация и построение эксперимента по повышению уровня сформированности профессионального образа учителя у студентов-первокурсников
    • 3. 2. Анализ итогов эксперимента
  • ВЫВОДЫ
  • ЗА1Ш0ЧЕШЕ

Сформированность представлений о профессионально значимых качествах учителя как психологическое условие активности студентов в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования, В свете исторических решении ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, с особой остротой поставивших вопрос о высокой социальной значимости труда учителя и определяемой ею ответственности в деле воспитания молодого поколения, становится неизбежным усложнение задач высшей педагогической школы в формировании личности студентов педагогических вузов как будущих учителей.

В развитом социалистическом обществе повышаются требования к качеству подготовки специалистов. Высокий уровень развития профессиональных качеств органически сочетается в личности современного специалиста с научным мировоззрением, твердой коммунистической убежденностью, общей культурой и широкой эрудицией.

Будущий учитель как никто другой должен отвечать этим требованиям, ибо от наличного кадрового состава педагогов страны, от личности учителя непосредственно зависит успех сложного и трудного дела формирования молодого поколения строителей коммунистического общества.

Исторически неизбежно и закономерно повышение ответственности высшей школы по подготовке педагогических кадров. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» подчеркивается, что особую актуальность в современной подготовке специалистов высшей квалификации имеет воспитание увлеченности делом, повышение внимания к активному, творческому началу в работе. Выпускники вузов должны не только теоретически, но и практически быть подготовлены к выполнению профессиональной деятельности /14/.

В современных условиях усложнились задачи вузовских коллективов по профессиональной подготовке, коммунистическому воспитанию студентов. Высшая школа призвана, решая задачу профессиональной подготовки, формировать у студентов потребность самостоятельно пополнять запас знаний, активно развивать у себя профессионально значимые навыки, умения и способности. В итоге возникает устойчивая ориентация вузов на подготовку творчески мыслящих, стремящихся к постоянному самосовершенствованию специалистов. Теперь как никогда ранее возрастает потребность вузовского коллектива в рациональной организации самостоятельной работы, в повышении творческой активности студентов, исключающей необходимость жесткого контроля за их повседневной внеаудиторной работой, но вместе с тем предполагающей развитие творческих контактов в системе «преподаватель-студент» .

Все это обусловило актуальность поиска новых факторов, психологических условий повышения общей и, в частности, познавательной активности студентов. В настоящее время должна стать непреложной психологическая истина, что система внешнего воздействия на студентов будет малоэффективной, если не учитывать внутрен-' него мира воспитанников высшей школы, не опираться на сложившуюся потребностно-мотивационную сферу, если не ориентировать студентов на постоянное профессиональное самосовершенствование (самообучение, .самовоспитание).

Особую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление внутренних, психологических факторов, влияющих на успешность вузовского обучения и в целом на оптимизацию процесса профессионального становления будущих специалистов. Психолого-педагогической задачей высшей школы становится формирование у студентов потребности сознательно перестраивать своюеятельность, подчинять ее профессиональным целям, которые в процессе воспитания и самовоспитания должны становиться личностно значимыми.

Это означает, что студент должен сознательно включаться в систему творческого профессионального становления, в систему, управляемую сознательно поставленными целями — выработать у себя необходимые личные качества, сформировать профессионально необходимые навыки и умения.

Сказанное выше со всей остротой ставит проблему поиска психологических условий и факторов, стимулирующих творческую активность студента, обучающегося в педагогическом вузе.

Однако, как показал анализ литературы по проблемам психологии высшей школы, вопрос о внутренних побудителях, регуляторах активности студентов .в учебной деятельности до настоящего времени является еще недостаточно разработанным, хотя научная база для проведения подобных исследований в советской психологии создана. Для организации учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах особенно ваяно, что в ряде исследований по психологии и педагогике достаточно полно определен перечень социально важных и профессионально необходимых качеств передового советского учителя, определена структура педагогической деятельности (Ф.Н.Гоноболин, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В. А. Сластенин, И. В. Страхов, А. И. Щербаков и др.). Значительный вклад в развитие психологии высшей школы, в определение психологических факторов, влияющих на. эффективность обучения в вузе, внесен работами Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, М. И. Дьяченко, В. А. Крутецкого, Н. М. Пейсахова, П. А. Просецкого и других авторов.

В то же время крайне недостаточно исследований, посвященных изучению профессиональных представлений студентов педвузов, выявлению влияния сформированноети представлений о профессионально значимых качествах на учебную активность. Особое значение эта проблема имеет в работе со студентами нового приема в период их адаптации, когда у первокурсников интенсивно формируется призвание к профессии, складывается своя система самостоятельной работы, формируется потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Сказанное выше побудило нас к поиску новых психологических условий повышения учебной активности студентов-первокурсников.

Исходя из вышесказанного, исследование сформированное ти представлений о профессионально значимых качествах учителя как субъективной предпосылки, определяющей активность студентов в учебной деятельности, является актуальной и, бесспорно, новой проблемой. Ее значение для педагогических вузов определяется тем, что вскрытие новых психологических резервов, определяющих высокий уровень активности студентов в учебной деятельности, будет способствовать повышению эффективности обучения и воспитания, повысит качество подготовки будущих учителей.

Цель нашего исследования заключается в изучении сформированное&tradeпредставлений студентов о профессионально значимых качествах учителя и в анализе влияния профессиональных представлений на учебную активность студентов-первокурсников педагогических институтов.

Основной задачей исследования явилось выявление места представлений о профессионально значимых качествах учителя в системе факторов, способствующих росту активности студентов в учебной деятельности.

Частными задачами исследования выступили:

— изучение факторов, влияющих на сформированноеть представлений о профессионально значимых качествах учителя;

— изучение факторов, способствующих повышению активности студентов в учебной деятельности;

— разработка системы психолого-педагогического воздействия, стимулирующей рост учебной активности студентов в процессе профессиональной подготовки на первом курсе.

Объект исследования — студенты первого курса отделения учителей начальных классов педагогического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Для получения сравнительных данных изучались студенты первых курсов факультетов учителей начальных классов Елабужского, Калужского и Славянского государственных педагогических институтов. Общее количество студентов, включенных в исследование -412 человек. В формирующем эксперименте участвовало 76 человек.

Предметом исследования явились представления студентов о профессионально значимых качествах учителя с точки зрения их влияния на активность студентов в учебной деятельности.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение, что сформированноеть представлений о профессионально значимых качествах учителя является одним из психологических условий активности студентов в учебной деятельности. Повышение уровня сформированности представлений, их адекватности структуре профессиональной деятельности учителя будет способствовать росту учебной активности студентов-первокурсников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут внести известный вклад в новую, интенсивно развивающуюся отрасль психологии — психологию высшей школы, в особенности в изучение роли психологических факторов в профессиональной подготовке специалистов.

Положения, выносимые на защиту;

I. Совокупность представлений студентов-первокурсников о профессионально значимых качествах учителя обладает определенной структурой и особенностями развития. Эта структура развивается под влиянием учебно-воспитательного процесса в вузе, обогащается новым содержанием, включая в себя более широкий и обобщенный круг профессионально значимых качеств. Терминологически эта совокупность определена наш как профессиональный образ учителя.

2. Отношения студентов к ведущим факторам учебного процесса на начальной стадии профессиональной подготовки в известной степени не совпадают с объективной значимостью этих факторов в системе формирования общественно активного и профессионально подготовленного учителя. Выявленная ориентация студентов преимущественно на эмоционально-волевой компонент характера учителя в структуре субъективно принятых профессионально значимых качеств не способствует идентификации в сознании студентов г- >! между учебной деятельностью и последующей профессиональной деятельностью. Реально это проявляется в том, что для многих студентов переход к самостоятельной профессиональной деятельности учителя как итог обучения в вузе предстает как формальная модель будущего.

3. Профессиональный образ учителя является специфическим социально-психологическим побудителем и регулятором учебной активности студентов в период обучения.

Практическая ценность заключается в том, что полученные в ^ ходе исследования данные могут быть использованы в процессе учебно-воспитательной работы педагогических вузов, направленной на совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Результаты исследования и сделанные на их основании практические выводы и рекомендации могут быть творчески экстраполированы на процесс подготовки специалистов в других вузах.

Достоверность исследования обеспечена опорой на основные положения марксистско-ленинской методологии, ведущие принципы общей и педагогической психологии, применением системы методов, адекватных предмету исследования, включая детально разработанный формирующий эксперимент, достаточно большой выборкой и корректным применением статистических методов обработки полученных данных.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались в 1976;80 гг. на конференциях в НИИ высшей школы (г.Москва), в Днепропетровском госуниверситете, использовались в лекциях по курсу «Введение в специальность» (Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, Днепропетровский госуниверситет). Окончательные итоги исследования были доложены на зональной конференции по проблеме: «Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте» (г.Москва, 1981 г.).

Внедрение. Полученные результаты внедрены в практику работы ряда педагогических вузов (Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, Калужский государственный педагогический институт им. К. Э. Циолковского, Курский государственный педагогический институт). По результатам исследования опубликовано 6 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой и использованной литературы и приложений. Объем диссертации 216 страниц.

6. Результаты исследования позволяют расценивать оформиро-ванность профессионального образа как внутреннее условие активности студентов в профессиональном становлении. Она оказывает влияние на отношения студента как субъекта деятельности к учебному процессу, к отдельным факторам студенческой жизни, к самой профессии, положительно влияет на структуру потребностно-мотива-ционной сферы личности студента. Сформированность профессионального образа как компонента внутренних условий деятельности в процессе профессиональной подготовки во многом определяет обучающий, воспитывающий и развивающий эффект обучения, системы психолого-педагогического воздействия на личность студентов. Сформированность профессионального образа способствует тому, что объективно значимые факторы учебного процесса становятся субъективно значимыми, приобретают личностный смысл.

7. Знание вузовскими педагогами структуры и фактических уровней сформированности профессиональных образов у отдельных студентов, а также ознакомленность преподавателей с общими тенденциями его развития в учебных группах (потоках) и на курсах, повышает эффективность психолого-педагогического воздействия на студентов, создает предпосылки для более полной реализации принципа индивидуального подхода в оСучении. В этом случае наряду с традиционным содержанием преподавания особую актуальность приобретает задача психолого-педагогического руководства формированием профессиональных образов, направленная на то, чтобы обеспечить адекватность субъективных представлений студентов реальной структуре профессиональной деятельности школьного учителя.

8. Итоги проведенного нами формирующего эксперимента позволяют утверждать, что при организации психолого-педагогического руководства формированием профессиональных образов важно обеспе.

— 144 чить системность преподавания и' высокий мотивационный уровень учебной деятельности, воспитывать у студентов убежденность в необходимости систематической и последовательной работы по формированию у себя профессиональных личностных качеств, приобретению профессионально необходимых знаний, навыков и умений.

9. Из проведенного исследования видно, насколько актуальна, сложна и многопланова проблема^формирования у студентов профессиональных представлений. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят вскрыть новые резервы повышения активности студентов в учебной, а также в общественно-педагогической деятельности. Важной задачей психологии высшей школы становится исследование динамики развития профессионального образа у студентов с первого до выпускного курса, перестройки его структуры в период адаптации молодого специалиста к условиям работы в школе и т. д. Большой интерес также представляет исследование проблемы психологического своеобразия профессиональных образов по разным специальностям, в условиях разных вузов. Решение психологических проблем, связанных с формированием у студентов профессиональных образов, открывает новые перспективы повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям развитого социалистического общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К- Размышления юноши при выборе профессии. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956, с.1−5.
  2. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: Сборник. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 397 с.
  3. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице его представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., t.3j с.7−544.
  4. К. Введение (из экономических рукописей 1857−1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709−738.
  5. К. Капитал. Критика политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. 907 с.
  6. В.И. Рецензия. Полн.собр.соч., т.25, c. III-114.
  7. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». Полн.собр.соч., т.29, с.41−64.
  8. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.38, с.74−78.
  9. П. Документы Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства
  10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1977. — 144 с.
  11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1977. 62 с.
  12. XXУ съезд Коммунистической партии Советского Союза, 24 февраля 5 марта 1976 г.: Стенографический отчет, т.1. — М.: Политиздат, 1976. — 472 с.
  13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  14. О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г.
  15. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1973, вып. 13, с.189−196.
  16. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1973, вып. 13, с.202−210.
  17. Ш. Труды видных деятелей" Коммунистической партии1. Советского Союза
  18. Л.И. Учиться, работать и бороться по Ленину: Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г. В кн.: Брежнев Л. И. Вопросы развития политической системы советского общества. — М.: Политиздат, 1977, с.206−214.
  19. М.И. О коммунистическом воспитании и обучении. М.-Л., 1948. — 232 с.
  20. Н.К. Воспитательная роль учителя. Пед.соч. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т. З, с.263−266.
  21. В.В. ХХУ съезд о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании молодого человека. М.: Политиздат, 1977. — 254 с.
  22. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 226 с.
  23. М.К. Изучение индивидуальных различии по интеллекту. Вопросы психологии, 1977, № 2, с.175−185.
  24. Н.В. О задачах исследований в области высшего педагогического образования. Сов. педагогика, 1973, № 3,с.3−10.
  25. А.Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению: Автореф. дис- .докт.психол.наук. М., 1979. — 27 с.
  26. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 487 с.
  27. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
  28. .Г. К психофизиологии студенческого возраста.- В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. Б. Г. Ананьева, вып.2. Л.: ЛГУ, 1974, с.3−14.
  29. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностях их высшей нервной деятельности. Вопросы психологии, 1966, .№ I, с.49−61.
  30. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования.- Психол. журнал, 1980, т.1, № 2, с.52−60.
  31. Л.П. Повышение самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе по основам наук в школе. Автореф. дис. .канд.пед.наук. — М., 1959. — 21 с.
  32. Л.М. Воспитание нравственных убевдений, чувств и привычек. Вопросы психологии, I960, й 5, с.41−50.
  33. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200з.
  34. М.А., Бугаев В. И. Организация труда обучаемых. -В кн.: Основы научной организации труда в высших военно-учебных заведениях. М.: Воениздат, 1974, с.26−50.
  35. А.К. Некоторые обусловленные силой возбудительного процесса особенности индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников: Автореф. дис. .канд.психол.наук.- М., 1968. 19 с.
  36. .Ф. Психолог1чне вивчення учн1в. Ки1в: Радянсь-ка школа, 1977. — 109 с.
  37. Бархин Б. Г, Будить творческую мысль. Вестник высшей школы, 1976, № II, с.76−78.
  38. А.Н., Гарифуллина М. Л. Психологические факторы, влияющие на взаимоотношения преподавателей и студентов. В кн.: Прикладная психология в высшей школе /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1979, с.92−108.
  39. А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение.- Вестник высшей школы, 1971,. № 3, с.15−17.
  40. В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для педагогических институтов. Л.: Изд-во Ленинградок. пед. ин-та, 1974. — 164 с.
  41. Д.Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполагания. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности /Под ред. О. К. Тихомирова. М.: МГУ, 1979, с.92−102.
  42. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. — 135 е.
  43. А.А. О некоторых направлениях разработки проблем высшей школы. В кн.: Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля /Под ред. И. И. Сигова. Л., 1976, с.145−150. (Труды/ Ленингр.инж.-экон.ин-т, вып. ИЗ).
  44. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 434 с.
  45. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972, с.7−44.
  46. БрунертДж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
  47. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  48. Н.Р. Воздействие «стандартов» воспитания на формирующуюся личность. В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе /Под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина. Л.: ЛГУ, 1976, с.16−22.
  49. Вовчик-Блакитная М.В. К проблеме формирования мотивации деятельности студентов. В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня2 июля 1977 г.), симпозиум П. М., 1977, с. 40.
  50. Г. К. О роли изучения целей учебной деятельности. В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе /Под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина. Л.: ЛГУ, 1976, с.13−16.
  51. Т.А. Методология и методика отбора к профессии учителя. В кн.: Материалы IУ Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с.496−497.
  52. Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
  53. Р.В. Субъективная модель учебной деятельности студента. В кн.: Прикладная психология в высшей школе /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1979, с.179−191.
  54. Р.С. Режим труда и работоспособность студентов. Вестник высшей школы, 1972, J6 I, с.15−21.
  55. В.П. Особенности учебной деятельности младших школьников в связи с подвижностью нервных процессов: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1976. — 17 с.
  56. .В. Педагог, коллектив и воспитание творческих начал. Вестник высшей школы, 1979, J? 4, с.38−41.
  57. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с. ¦
  58. Ф.Н. Педагогические способности и их классификация. В кн.: Материалы 1У Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с. 36.
  59. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис. .докт.пед.наук. М., 1979. — 31 с.
  60. С.Т. Усиление мотивации учащихся в зависимости от их включенности в самостоятельную деятельность. В кн.: Проблемы. психологии личности и коллектива. М., 1979, с.12−23.
  61. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика,. 1972. — 424 с.
  63. А.Д. О взаимосвязи творческой активности и мастерства учителей. Сов. педагогика, 1974, $ II, с.84−90.
  64. Н.Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии. В кн.: Вопросы психологии личности /Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Учпедгиз, I960, с.85−92.
  65. Л.Ю. Психологический анализ содержания, строения и функций идеалов школьников. Автореф. дис. .канд.пед.наук (по психологии). — Орск. 1964. — 22 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. v- Шнек: Изд-во Белорусок. ун-та, 1978. 320 с.
  67. В.П. Патриотический долг высшей школы. Вестник высшей школы, 1975, $ 5, с.3−8.
  68. С.Б. О проектировании в вузе личности будущего учителя. В кн.: Студент и вузовский коллектив. Материалы межреспубликанского теоретического семинара. Каунас, 1973, с. 574 579.
  69. А.И. Перспектива личности как стимул и мотив человеческой деятельности. В кн.: Личность и деятельностью Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня -2 июля 1977 г.), симпозиум П. М., 1977, с. 43.
  70. .А. Психическое отражение человека человеком в условиях массового общения. В кн.: Социальная психология /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979, с.197−204.
  71. Н.Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий. Психол. журнал, 1980, т.1, № 2, с.37−50.
  72. С.А. Фомирование профессионально-педагогической направленности студентов. В кн.: Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюзн.конф. (Курск, 20−2Е мая 1980 г.) — М., 1980, с.97−98.
  73. Злотникова JI.В."Специфика жизнедеятельности студентов и ее социально-психологическая характеристика. В кн.: Психологические проблемы рационализации деятельности /Под ред. Н.П.Ерас-това. Ярославль, 1978, с.55−63.
  74. С.Н., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа. В кн.: Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества /Под ред. Ананьева Б. Г., вып. Ж. Л.: ЛГУ, 1973, с.7−17.
  75. Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П.Гринфилд. М.: Педагогика, 1971. -392 с.
  76. Ю.И. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. М.: Наука, 1979, с.252−267.
  77. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  78. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  79. З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников. Вопросы психологии, 1968, J6 6, с.127−132.
  80. Р.Я. Модель как средство научной организации обучения (общие вопросы и решение частной проблемы): Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1973. — 25 с.
  81. Д.А. Потребность и воля. В кн.: Материалы IX Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с.141−142.
  82. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от’типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во
  83. КазанКк. ун-та, 1969. 278 с.
  84. В.М. Первичные и вторичные образы в психическом отражении. В кн.: Материалы 1У Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с. 368.
  85. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, — 1970. — 391 с.
  86. А.Г. Личность, ее структура и направленность. -В кн.: Общая психология: учебник для пед. ин-тов /Под ред. В. В. Богоявленского, 2-е изд., дополн. М.: Просвещение, 1973, с.53−76.
  87. А.Г., Мясищев В. Н. Психология личности и социальная практика. Вопросы психологии, 1963, Л 6, с.23−34.
  88. Короткий психолог1чний словник /За ред. 1.В.Войтка. -Ки1 В, Вища школа, 1976. 192 с.
  89. Г. С. Проблема развития ребенка в советской психологии. Вопросы психологии, 1967, JS 6, с.23−45.
  90. В.И., Момот А. И. БИРС — в учебную работу. -Вестник высшей школы, 1975, 6, с.35−37.
  91. В.А. Психология математических способностей человека. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  92. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  93. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  94. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 304-с.
  95. В.А. Исследование специальных способностей. -В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня2 июля 1977 Г.). М., 1977, с.3−17.
  96. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  97. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  98. В.Д., Неволин И. Ф., Бушуев B.C. Организация умственного труда: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ин-та сталии сплавов, 1980. 394 с.
  99. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различияв мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
  100. ЮО.Крупнов А. И., Прядеин А. П. К вопросу о понятии «активность». В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня — 2 июля 1973 г.). Симпозиум П. М., 1977, с. 46.
  101. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  102. Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  103. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
  104. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка вучебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд., дополн. — М.: Мысль, 1965. — 572 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  107. Д.М. Волевое развитие личности как фактор формирования призвания к педагогической деятельности: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1979. — 16 с.
  108. А.А. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд., переработ. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  109. А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции). Соч.: в 7 т. М., 1958, т.5, с.109−224.
  110. Р.А. К вопросу о познании себя и других представителями разных профессий: Материалы 1У Beесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с. 185.
  111. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1979. — 15 с.
  112. Н.Е. Индивидуальные психофизиологические различия в интеллектуальной деятельности старших школьников: Автореф. дис. .докт.психол.наук. М., 1973. — 45 с.
  113. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса. Вопросы психологии, 1977, II 4, с.40−51.
  114. А.К. Пути определения уровня сформированности мотивации учебной деятельности. В кн.: Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980, с.137−140.
  115. А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. Вопросы психологии, 1977, В 2, с.96−104.
  116. Е.С. Формирование качеств личности в зависимости от включения их в систему моральных ценностей подростков. -В кн.: Материалы общества психологов COOP к XIX Международ. пси-хол.конгрессу. М., 1969, с. 89.
  117. Н.А. Исследования по психологии учения и развития. В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня — 2 июля 1977 г.). М., 1977, ч.2, с.45−73.
  118. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  119. B.C. Интегральная характеристика индивидуальности и управление ее развитием. В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня — 2 июля 1977 г.). Симпозиум 1У, М., 1977, с. 86.
  120. Е.А. Теория и практика развивающего диагностического эксперимента. В кн.: Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980, с.137−140.
  121. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
  122. С.К. Психологический анализ призвания к педагогической профессии у первокурсников. В кн.: Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива. Воронеж, 1970, с.132−141 (Известия /Воронежск. пед. ин-т- т.106).
  123. B.C. Подготовка учащихся к выбору педагогических профессий как важная часть профориентационной работы школы. В кн.: Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей
  124. Под ред. А. И. Пискунова. М., 1972, с.109−122.
  125. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии, 1957, 5, с.142−154.
  126. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. В кн.: Психологическая наука в СССР. /Под ред. Б. Г. Ананьева, Т.П. М.: Изд-во АПН PCS CP, I960, с.110−125,
  127. В.Н. О связи склонностей и способностей.
  128. В кн.: Склонности и способности /Под ред. В. Н. Мясшцева. Л.: ЛГУ, 1962, с.3−11.
  129. Ш. А. Социальные ориентации личности. В кн.: Социальная психология личности /Под ред. М. И. Бобылевой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979, с.165−183.
  130. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  131. Н.И. Предмет и методы исследования психологических механизмов деятельности. В кн.: Опыт системного исследования психики ребенка /Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975, с.135−150.
  132. Е.М. К теории вопроса изучения мотивационной сферы личности. В кн.: Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюзн. конференции (Курск, 20−22 мая 1980 г.) — М., 1980. — 173 с.
  133. Д.О. Планирование и характер труда. В кн.: Материалы 1У Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971.>с. 21.
  134. И.Т. Современные проблемы высшего педагогического образования. Сов. педагогика, 1968, JS 4, с.70−78.
  135. .В. Межличностные отношения. В кн.: Социальная психология /Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975, с.196−243.
  136. .Я. К вопросу о научной основе профориентации. В кн.: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М.: Просвещение, 1969, C. II0-II2.
  137. С.С. О мотивах учения, организованного как модель профессиональной деятельности. В кн.: Прикладная психология в высшей школе /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1979, с.156−179.
  138. Н.И. Формирование индивидуального стиля будущего учителя. В кн.: Проблемы подготовки учителя. Казань, 1976, с.103−120 (Учен.зап./Казанекий пед. ин-т. вып. 157).
  139. А.В. О совершенствовании психологического образования учителя. Вопросы психологии, 1978, йЗ, — 38 с.
  140. А.В. Активность как «надситуативная» деятельность субъекта. В кн.: Материалы советских психологов к XXI Междунар. психол. конгрессу (Франция, Париж, 18−25 июля 1976 г.). М., 1976, с.226−229.
  141. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  142. П.И. Самостоятельная познавательная дея- -тельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  143. К.К. Об изучении психологии учащегося. М.: Профтехиздат, 1961. — 143 с.
  144. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., до-полн. М.: Медгиз, 1970. — 264 с.
  145. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216 с.
  146. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  147. К.К. Модель проектируемой личности социальной группы. В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международ.психол.конгрессу (Франция, Париж, 18−25 июля 1976 г.). М., 1976, с.229−232.
  148. И.Э. Социально-психологическая характеристика идеалов студентов и динамика их формирования. В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Meждунар.психол. конгрессу (Франция, Париж, 18−25 июля 1976 г.).- М., 1976, с.232−233.
  149. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие.- М.: Просвещение, 1967. 264 с.
  150. Я.А. Центральное звено психологического механизма творчества. В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к ХН Междунар.психол.конгрессу (Франция, Париж, 18−25 июля 1976 г.). М., 1976, с.234−237.
  151. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  152. Практикум по общей психологии: Учебное пособие /Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
  153. Проблемы способностей /Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСШСР, 1962. — 308 с.
  154. П.А. Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива. В кн.: Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива. Воронеж, 1970, с.5−128. — (Известия/Воронежск.пед.ин-т- т.106).
  155. П.А. Психологические основы формирования коллектива: Автореф. дис. .докт.психол.наук. Л., 1972. — 48 с.
  156. П.А., Голубева В. Н., Семиченко В. А., Урмано-ва О.И. Психологическая структура профессионально направленного студенческого коллектива и пути ее совершенствования. В кн.: Проблемы психологии личности и коллектива. М., 1979, с.23−53.
  157. П.А., Стрелянова Н. И. Педагогический идеал студента педвуза. В кн.: Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980, с.88−89.
  158. Т.П. О системно-структурном подходе к построению диагностико-обучающего эксперимента. В кн.: Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980, с.157−158.
  159. В.Н. Проблемы психологии целеполагания. В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня — 2 июля 1977 г.), симпозиум П. М., 1977, с. 49.
  160. Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях. -Канд.дисс.: Б. и., Душанбе, 1979. 153 с.-161
  161. Л.Н. Представления студентов первого курса об особенностях педагогической деятельности. В кн.: Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М.: Педагогика, 1969, с.297−298.
  162. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН • СССР, 1957. — 328 с.
  163. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 354 с.
  164. С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. В кн.: Психологическая наука в СССР /Под ред. Б. Г. Ананьева, т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, с.315−356.
  165. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
  166. Рыбалко: Е.Ф. О направленности личности в связи с учебной деятельностью. В кн.: Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюзн.конф. (Курск, 20−22 мая 1980 г.).1. М., 1980. 208 с.
  167. Ю.А. Психологические основы системности и динамичности умственной деятельности школьника. Автореф. дис.. докт.психол.наук. — Л., 1955. — 29 с.
  168. В.И. К вопросу о саморегуляции поведения личности. В кн.: Материалы IУ Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с.25−26.
  169. В.А. Индивидуально-психологические особенности умственной деятельности студентов. В кн.: Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980, с.117−119.
  170. В.А. Индивидуальный стиль умственной деятельности студента. В кн.: Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюзн.конф. (Курск, 20−22 мая 1980 г.). М., 1980, с. 218.
  171. Сит1н Г. М. Психолог1я самовиховання. Ки1в: Радянсь-ка школа, 1973. — 134 с.
  172. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  173. А.А. Ленинская теория отражения и психология.- Вопросы психологии, 1970, Js 2, с.3−32.
  174. А.В. Особенности успешности обучения студентов математики в вузе. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко, выпуск Ш. — Л.: ЛГУ, 1976, с.102−107.
  175. Е.Т. О психологическом содержании понятия «когнитивный стиль» и его использовании в психологии личности.I
  176. В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов СССР (Москва, 27 июня 2 июля 1977 г.), симпозиум П. М., 1977, с.50−51.
  177. И.В. Психология творчества (лекция для студентов пед. ин-тов). Саратов: Изд-во Саратовск.пед.ин-та, 1968.- 79 с.
  178. Н.И. Психологическая характеристика настойчивости учащихся старших классов. В кн.: «Известия АПН РОФСР», вып. 123, 1962, с.144−167.
  179. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. — 432 с.
  180. .М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. В кн.: Психологическая наука в СССР /Под ред. Б. Г. Ананьева, т.П. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.3−46.
  181. В.А. Цель и результат в процессе решения мыслительной задачи. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности /Под ред. О. К. Тихомирова. М.: МГУ, 1970, с.106−112.
  182. М.П. Представления о себе в связи с профессиональной направленностью. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко, вып. Ш. Л.: ЛГУ, 1976, с.65−68.
  183. B.C. Кибернетика и биологические исследования. В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук /Под ред. М. Э. Омельяновского. — М.: Наука, 1968, с.525−546.
  184. Э.Д. Формирование личности советского учителя в процессе общественной деятельности студентов педагогических институтов. Автореф. дис. .канд.пед.наук. — М., 1980.15 с.
  185. I.M. Г1г1ена разумово1 прац1 Ки1в: Здоров *я, 1977. — 102 с.
  186. Управление процессом нравственного воспитания /Под ред. Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1979. — НО с.
  187. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, т.8, с.1−776.
  188. Формування hoboI людини в умовах вузу: Проблемн вищо1 школи Ки1в: Вища школа, 1972> вып.9 — 136 с.
  189. В.П. Становление личности учителя в условиях ^ педагогического вуза. В кн.: Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе: Студент как предмет познания и воспитания /Под ред. В. П. Чубукова. Саратов, 1975, с.59−82.
  190. В.Э. О роли отдаленной ориентации в поведении учащихся. В кн.: Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докл. Всесоюзн.конф. (Курск, 20−22 мая 1980 г.). М., 1980, с.258−259.
  191. М.Н. Очерки психологии учения. М.: Учпедгиз, 1951. — 200 с.
  192. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, т.1. 503 с.
  193. Е.В. Развитие методологии советской психологии. В кн.: Материалы 1У Всесоюзн. съезда общества психологов (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с.253−254.
  194. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 159 с.
  195. А.И. Каким должен быть учитель широкого профиля. Вестник высшей школы, 1957, Je 4, с.61−64.
  196. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. -266 с.
  197. А.И. Некоторые вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя. Сов. педагогика, 1971, № 9, с.82−89.
  198. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе, — В кн.: Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя /Под ред."А.И.Щербакова. Л.: ЛГУ, 1980, с.3−46.
  199. И.О. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  200. П.Я. Влияние коллективного труда на формирование идеалов у старших школьников. В кн.: Материалы IУ Всесоюзн. съезда общества психологов. (Тбилиси, 21−24 июня 1971 г.). Тбилиси, 1971, с.467−468.
  201. П.Я. Сущность нравственного идеала и его роль в становлении личности. В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докл. к У Всесоюзн. съезду психологов (Москва 27 июня -2 июля 1977 г.), симпозиум I. М., 1977, с.32−33.
  202. В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний. В кн.: Психология и управление: Межвуз.сб. — Л.: ЛГУ, с.64−71. (Экспериментальная и прикладная психология, вып. 9).
  203. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216 с.
  204. М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., до-полн. М.: Политиздат, 1974. 447 с.
Заполнить форму текущей работой