Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Программа модернизации российского образования предполагает подготовку учащихся к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях. Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у выпускников средних школ должны быть сформированы способности к общению и построению адекватных межличностных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы разработки проблемы социальной одарённости в подростковом возрасте в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Социальная одаренность как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Факторы, определяющие динамику социальной одарённости
    • 1. 3. Особенности проявления социальной одаренности в подростковом возрасте
  • 2. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 1. Конкретные задачи и организация исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • 3. Результаты эмпирического исследования динамики социальной одаренности в подростковом возрасте
    • 3. 1. Исследование основных структурных компонентов социальной одаренности учащихся на разных стадиях подросткового возраста
    • 3. 2. Особенности соотношения основных структурных компонентов социальной одаренности учащихся подросткового возраста
    • 3. 3. Особенности динамики социальной одаренности подростков в зависимости от характера ее проявлений
    • 3. 4. Исследование факторов, влияющих на характер динамики социальной одаренности подростков

Особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной причиной возрастающего интереса к проблеме социальной одаренности, а также феномену лидерства, как одного из возможных проявлений социальной одаренности, является потребность современного общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, способны стимулировать прогресс в этом обществе. Именно социально одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений.

Актуальность исследования. Программа модернизации российского образования предполагает подготовку учащихся к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях. Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у выпускников средних школ должны быть сформированы способности к общению и построению адекватных межличностных отношений. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события. В психологии такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей. Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н. С. Лейтес). Соответственно, перед современной школой стоит задача воспитания социально одаренных учащихся. Сегодня эта задача успешно решается далеко не во всех школах. Её решение требует включения в учебный процесс новых форм преподавания, опирающихся на психологические знания о структуре, возрастных, тендерных и других особенностях формирования социальной одаренности. В психологических исследованиях были выделены и изучены основные структурные компоненты социальной одаренности: социальный интеллект (Э. Торндайк, Т. Олпорт, Дж. Гилфорд, К.

А. Абульханова, Э. Д. Телегина, В. И. Куницын и др.) — лидерские качества (Л. И. Уманский, А. Менегетга, Е. С. Кузьмин, Ю. Н. Емельянов и др.), эмпатия (А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов, И. А. Иванова и др.). В меньшей степени рассматривался вопрос о взаимосвязи этих компонентов в структуре социальной одаренности.

По мнению ряда авторов, развитие отдельных составляющих социальной одаренности в разные возрастные периоды происходит неодинаково (Н. С. Лейтес, Ю. Д. Бабаева, Т. М. Марютина и др.). Подростковый возраст, в котором общение становится ведущей деятельностью, рассматривается в этой связи как сензитивный период для развития социальной одаренности. Однако этот вопрос разработан в педагогической психологии недостаточно, особенно в таких его аспектах, как особенности и динамика социальной одаренности на разных стадиях подросткового возраставыявление факторов, оказывающих позитивное влияние на формирование социальной одаренности. Разработка этой проблемы имеет важное значение для более глубокого понимания природы социальной одаренности и определения условий ее целенаправленного формирования в процессе общения и воспитания.

Цель исследования — выявить особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте.

Объект исследования — социальная одаренность подростков.

Предмет исследования — особенности динамики социальной одаренности в подростковом возрасте.

Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению как психики, так и личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин и др.), концепция одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обусловливающих успех в той или иной деятельности (Б. М. Теплов), положения о возрастной специфике развития различных видов одаренности (Н. С. Лейтес) и особом значении подросткового возраста для развития общения и социально-психологических качеств личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн и др.).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

— социальная одаренность подростков представляет собой сложно организованную, многокомпонентную, развивающуюся систему взаимосвязанных психологических свойств в их качественно своеобразном сочетании и динамике, обеспечивающих успешность межличностных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

— особенности динамики социальной одаренности в подростковом возрасте обусловлены специфическими характеристиками и взаимосвязями ее основных структурных компонентов, возрастными и тендерными различиями учащихся, типом семьи, уровнем их успеваемости и воспитанности, характером межличностных отношений в учебной группе.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы социальной одаренности подростков в отечественной и зарубежной психологии.

2. Выявить возрастную динамику основных структурных компонентов социальной одаренности в подростковом возрасте с учетом пола учащихся.

3. Выявить характерные типы взаимосвязи основных структурных компонентов социальной одаренности на разных стадиях подросткового возраста.

4. Определить особенности динамики социальной одаренности подростков в зависимости от типа семьи и характера межличностных отношений в группе.

5. Разработать практические рекомендации для учителей и школьных психологов по диагностике и психологическому сопровождению развития социальной одаренности подростков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, опросные методики, тестирование, социометрия, а также математико-статистические методы обработки данных.

В исследовании принимали участие учащиеся 5 — 9-х классов (547 человек) школы-гимназии № 1562 г. Москвы, а также учителя этой школы (14 человек).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выявлены особенности динамики социальной одаренности учащихся на разных стадиях подросткового возраста в зависимости от уровня развития отдельных компонентов и специфики их взаимосвязейопределены возрастные и тендерные особенности социальной одаренностиустановлена связь динамики социальной одаренности с уровнем школьной успеваемости и воспитанности учащихсяустановлено влияние типа семьи и характера межличностных отношений на динамику социальной одаренности.

Теоретическое значение исследования заключается в углублении научных положений о структуре социальной одаренности подростков, в определении и систематизации факторов, обусловливающих особенности её проявления и динамики.

Практическое значение. Результаты исследования и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы учителями и школьными психологами в целях более адекватной диагностики и оценки проявлений социальной одаренности учащихся на разных стадиях подросткового возраста, для повышения эффективности формирования составляющих её компонентов с учетом индивидуальных и половозрастных различий, а также для коррекции негативных тенденций динамики социальной одаренности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень развития и качественное своеобразие социальной одаренности подростков опосредствуется уровнем развития и спецификой сочетания основных структурных компонентов: социального интеллекта, включающего особенности восприятия и прогнозирования вербального и невербального поведения, адекватность интерпретации сообщений, способность к распознаванию динамики межличностных отношенийэмпатиисоциометрического статуса и лидерских качеств.

2. Динамика социальной одаренности подростков в учебной группе характеризуется увеличением ' показателей социального интеллекта на протяжении всего подросткового возраста при более выраженной ориентации на вербальное поведение участников коммуникации и снижением эмпатийных тенденций.

3. Особенности динамики социальной одаренности подростков определяются уровнем развития и интеграцией различного типа взаимосвязей между ее основными составляющими в зависимости от характера межличностных отношений в учебной группе, типа семьи, а также взаимосвязями с успеваемостью и воспитанностью учащихся.

4. Тендерные особенности социальной одаренности обусловлены различиями в субъективной значимости социально-психологических характеристик учебной группы для девочек и мальчиков, уровнем развития социального интеллекта, спецификой его связи с эмпатийными тенденциями подростков и особенностями динамики социометрического статуса.

Апробация результатов.

По проблеме исследования осуществлено шесть публикаций. Полученные результаты были зачитаны в форме докладов и обсуждены на научной конференции в институте психологии РАН (2003), научных конференциях в Московском психолого-социальном институте (2003;2004).

Внедрение в практику. Психологической службой гимназии № 1562 групповые и индивидуальные тренинговые мероприятия, направленные на развитие социальных способностей подростков, строятся с учетом выработанных в ходе данного исследования практических рекомендаций. Осуществляется их внедрение в повседневном взаимодействии педагогов, родителей и учащихся подросткового возраста.

Результаты исследования динамики социометрического статуса подростков в зависимости от уровня выраженности у них социальной одаренности показали, что участвующие в диагностике подростки с высокой частотой проявлений социальной одаренности (девочки) имеют достаточно высокий социометрический статус и либо сохраняют его на прежнем уровне, либо повышают до очень высокого, соответствующего лидерской позиции (таблица 11).

Заключение

.

Итоги проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что социальная одаренность подростков представляет собой сложно организованную, многокомпонентную, развивающуюся систему взаимосвязанных психологических свойств в их качественно своеобразном сочетании и динамике, обеспечивающих успешность межличностных взаимоотношений. Такая структура социальной одаренности обеспечивает многообразие ее проявлений: от успешности в отдельных аспектах социального взаимодействия до высокого уровня социальной одаренности в целом. Своеобразное сочетание выделенных нами компонентов с другими психологическими свойствами личности обусловливает индивидуальность проявления социальной одаренности, неповторимость и своеобразие в межличностных взаимодействиях социально одаренных подростков (при выявленных общих закономерностях динамики социальной одаренности).

Другая гипотеза, основывающаяся на предположении об обусловленности особенностей динамики социальной одаренности подростков специфическими характеристиками и взаимосвязями основных структурных компонентов, половозрастными различиями учащихся, уровнем их успеваемости и воспитанности, характером межличностных отношений в группе, социальным благополучием семьи, также подтвердилась в ходе данного исследования. Однако было обнаружено, что обозначенные характеристики влияют на динамику социальной одаренности подростка с разной степенью интенсивности и разной глубиной воздействия.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 1. Уровень развития и качественное своеобразие социальной одаренности подростков опосредствуется уровнем развития и спецификой сочетания основных структурных компонентов: социального интеллекта, включающего особенности восприятия и прогнозирования вербального и невербального поведения, адекватность интерпретации сообщений, способность к распознаванию динамики межличностных отношенийэмпатиисоциометрического статуса и лидерских качеств.

2. Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием социального интеллекта по всем основным показателям, наиболее актуальным и динамичным из которых является чувствительность к характеру и оттенкам речевой экспрессии. Способности к прогнозированию последствий поведения выражены и развиваются более интенсивно, чем распознавание межличностных ситуаций. Положительная динамика адекватной интерпретации невербальных реакций и состояний человека выражена значительно слабее.

3. Выявлены особенности взаимосвязи между социометрическим статусом подростков и уровнем развития эмпатии: высокий социометрический статус чаще характеризует подростков со средним уровнем эмпатийных тенденцийв младшем подростковом возрасте показатель эмпатии сильнее влияет на социометрический статус, чем на более поздних стадиях.

4. В младшем подростковом возрасте наиболее частой формой выражения социальной одаренности является лидерство. По мере взросления подростков эти формы становятся более разнообразными и характеризуются в основном избирательным проявлением высоких социальных способностей.

5. Восприимчивость к невербальной стороне коммуникации, несмотря на преобладающую направленность подростков на вербальное общение, чаще присуща подросткам, более успешным в межличностных взаимодействиях. Подростки с высоким уровнем социальных способностей склонны позитивно воспринимать группу одноклассников.

6. Наиболее важным фактором, оказывающим влияние на особенности динамики социальной одаренности в подростковом возрасте, является состав и структура семьи (полные — неполные, многодетные).

7. Уровень развития классного коллектива, его сплоченность, ценностно-ориентационное единство, психологический климат в классе влияют на динамику социальной одаренности на протяжении всего подросткового возраста, однако на его ранних этапах влияние указанных факторов более существенно.

8. Выявлены тендерные различия в динамике социальной одаренности подростков. Показатели социального интеллекта мальчиков по мере взросления становятся все более полярными (высокими или низкими) — умение предвидеть последствия поведения развито в большей степени, чем у девочекпри высоком уровне социального интеллекта чаще наблюдается нормальный (среднестатистический) уровень эмпатиив большей степени выражено влияние типа семьи на показатель эмпатийных тенденций (подростки из неполных семей чаще проявляют низкую эмпатию, из многодетныхвысокую).

9. У девочек выявлена тенденция к постепенному усреднению показателя социального интеллектауровень эмпатии и способности к адекватному восприятию невербального поведения других людей выше, по сравнению с мальчикамиим присущи более частые проявления лидерства на протяжении всего подросткового периодауровень социальных способностей в большей степени зависит у них от ценностно-ориентационного единства и сплоченности классного коллектива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  2. А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович, СПб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
  3. Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2002. — 480 с.
  4. Г., Кэмин Л. Природа интеллекта — битва за разум. — М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2002. — 352 с.
  5. В. Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
  6. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997. 239с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.
  8. Т. В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005.-436 с.
  9. Антология тендерной теории. Сб. пре. / Сост. И комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  10. Т. А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 61 с.
  11. Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии, 1999 г., № 3, с. 147−155.
  12. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2002. 560 с.
  13. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  14. Ю. Д. Динамическая теория одаренности. // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской, М., 1997. С. 275−294.
  15. Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. — М.: Сканрус, 2003. 336 с.
  16. Е. С. Одаренность малыша: Раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. — ЗОе изд. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 144 с.
  17. Т. В. Тендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии, 2000., № 1, с. 87 95.
  18. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.320 с.
  19. А. Измерение умственных способностей. СПб., 1998.
  20. М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения // Школьный психолог, 2000., № 27, июль, с. 5 -12.
  21. Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-48 с.
  22. Д. Б. Психология творческих способностей. М.: АКАБЕМА, 2002. — 318 с.
  23. А. А. Личность и общение. М.: международная педагогическая академия, 1995. -328 с.
  24. А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии, 1998, № 4. с. 272 — 275.
  25. А. А. Психология общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  26. JI. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
  27. Г. А. Природа женщины, Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. — 180 с.
  28. А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. -Самара, 1999 г. 124 с.
  29. Е. К., Московина Н. А. измерение уровня воспитанности подростков и старшеклассников. М., 2001, рук.
  30. О. Последние слова- Пол и характер: Сборник / Пер. С нем.- худ. обл М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1997. — 416 с.
  31. А. Я говорю, мы говорим./ А. Войскунский. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.-269 с.
  32. JI. С. Основные проблемы дефектологии. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М, 1983, с. 6−84.
  33. JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  34. Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147−156.
  35. Гальтон Френсис, Наследственность таланта. Законы и последствия. -М.: «Мысль», 1996.-261 с.
  36. . Что такое психология?: В 2 т. Т 2., М.: Мир, 1996. — 376с.
  37. И. В. Тендерные корреляты непосредственного поведения в процессе общения // Прикладная психология, 2000, № 5. с. 33 — 39.
  38. Р. Л. Менеджмент. СПб.: Издательсьво «Питер», 2000. — 832 с.
  39. И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 40 с.
  40. В. Н. Психология общих способностей, СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  41. Н. В. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении // Прикладная психология, 1998, № 3. с. 25 — 32.
  42. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) // Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Рассказова. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. 192 с.
  43. О. Н. Тендерные различия в восприятии жизненных событий. — кафедра социальной работы и авторов, 1999.
  44. В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1998. — 184 с.
  45. О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  46. И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2003. 384 с.
  47. В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков- Ин-т психологии РАН, СГТГУ. Самара, 1998. — 187 с.
  48. И. А. Сущность и структура социально-перцептивных способностей — Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», № 1 (11), 2004.
  49. Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е, перераб. И доп. — Л.: Медицина, 1988. — 160 с.
  50. Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей (руководство для врачей). Л.: Медицина, 1996. 336 с.
  51. В. Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Медицина, 1996. — 336 с.
  52. В. Е. Половое воспитание девочки в семье. М.: Советский спорт, 1990. 48 с.
  53. Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование, 2001, № 4 с. 16 — 22.
  54. В. И. Феномен политического лидерства. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-176с.
  55. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). — М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  56. Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис. канд. психол. наук. — СПб., 1995.
  57. Д. В. Биология и психология пола. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 176 с.
  58. Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: Учебное пособие / Д. В. Колесов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 200 с.
  59. А., Сучкова В. Женщина и общество: вчера, сегодня, завтра // Правозащита, 1998, ноябрь, № 19.
  60. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.-347 с.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  62. О. Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками. Дисс. на соискание уч. степени кандидата психол. наук. М., 1998 г.
  63. С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Том 19, № 1,1998 с. 26 — 35.
  64. В. Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. 544с.
  65. О. И., Войтик И. М., Семенов И. Н. Рефлексивное мышление педагогов. Омск: «Осинкро», 2003. — 120 с.
  66. В. Л. Нестандартный ребенок. СПб.: «Питер», 1993. — 254 с.
  67. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 464 с
  68. Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 320 с.
  69. Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984.-80 с.
  70. О. В. Педагогическая психология воспитания. Текст.: учебное пособие / О. В. Лишин- под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — 332 с.
  71. . Ф. Системность в психологии. Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  72. А. А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект- Трикста, 2004. — 176 с.
  73. И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование, 2001, № 4
  74. Д. Тренинг эффективного общения. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 224 с.
  75. Н. Г., Бац Н. Н., Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1 с. 51 -57.
  76. А. М. Загадки одаренности. — М.: Школа Пресс, 1993. —128 с.
  77. А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.
  78. Межличностное общение. / Сост. И общая редакция Н. В. Казариновой, В. М. Поголыни. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  79. Менегетти Антонио Женщина третьего тысячелетия / Пер. с итальянского ННБФ «Онтология», Изд. 2-ое. М.: ННБФ «Онтология», 2003. — 256 с.
  80. Менегетти Антонио. Психология лидера / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 208 с.
  81. Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с.
  82. В. С. Индивидуальный стиль общения // Психол. журн. — 1982.-№ 4.-с. 26.
  83. Методология и методы социальной психологии. М.: «Наука», 1977
  84. Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2003.- 112 с.
  85. О. В., Петренко В. Ф. Кросскульткрное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии, 2000., № 1 с. 68−86.
  86. Е. Ф. Историческая эволюция ролестатусных отношений полов // Социология, 1998., № 1.
  87. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. — 1995. № 1. — с. 3.
  88. В. Н. Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева, Вступит. Статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  89. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-281 с.
  90. Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство, 1996, 374 с.
  91. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.-192 с.
  92. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  93. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. «КСП+», М.: «Ювента», СПб.). При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998 — 345 с.
  94. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  95. Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
  96. Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216
  97. JI. А., Жуков В. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.
  98. А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 512 с.
  99. Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии, 1996, № 2 с. 31 -41.
  100. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. 480 с.
  101. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  102. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа, возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  103. А. Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей, 2000, prokofieva @ beep. ru.
  104. Психология индивидуальных различий / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: Че Ро, 2000. — 776 с.
  105. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2000. — 80 с.
  106. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией А. А. Реана СПб.: прайм — EBP03HAK, 2003. — 432 с.
  107. Психология развития: Учеб для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.- Под ред. Т. Г. Марцинковской. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 528 с. с 171 — 174.
  108. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  109. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 660 с.
  110. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. И перераб. М., 2003.-95 с.
  111. Н. К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях//Вопросы психологии, 1999., № 2.
  112. Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. В 2-х Т. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. 608 с. и 576 с.
  113. Т. А. Психологические основы индивидуальности. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж- Издательство НПО «МЛДЭК», 1999. 128 с.
  114. И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии, 1997., № 4 с. 39 47.
  115. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. —713 с.
  116. Е. В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА — М- Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. — 224 с.
  117. А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. Ярославль: Академия развития, 2002.-352 с.
  118. В. Психотерапия семьи. — «Ювента», СПб., 1999. — 283 с.
  119. С. В. Особенности социального мышления старшеклассников. Дисс. на соискание уч. степени кандидата психол. наук. — М.: 2001 171 с.
  120. Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  121. Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
  122. Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. — М.: «Вузовская книга», 2001. -131с.
  123. Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». Ростов н / Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
  124. И. Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
  125. С. Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование, 2002, № 1 с. 59 — 63.
  126. Э. Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях // Мир психологии, 1998., № 3 с. 181−189.
  127. Э. Д. Социальное мышление в современной России // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 2004., с. 246 — 251.
  128. . М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.
  129. . М, Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 544 с.
  130. Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003. — 258 с.
  131. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 352 с.
  132. Э. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: АСТ — ЛТД, 1998. — 704 с.
  133. Г. В. Страх успеха: Психологическое исследование феномена // Психологический журнал, Том 19, № 1, 1998 с. 37 46.
  134. Учителям и родителям о психологии подростка / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др.- Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Высш. Шк., 1990. — 304 с.
  135. Д. И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999 — 672с.
  136. Д. И. Психология развивающейся личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  137. Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии, 2000., № 5 с. 111 121.
  138. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987с. 87 88.
  139. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского- Послесл. В. Т. Кондрашенко. Мн.: ООО «Поппури», 1998. -608 с.
  140. М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования- 2-е изд., перераб. И доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  141. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  142. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 336 с.
  143. С., Форбс М., Фукуа Г. Е., Кенджеми Дж. П. «Стеклянный потолок»: занимают ли женщины в США должное положение в обществе? // Иностранная психология, № 10, 1998 с. 24 — 29.
  144. В. Д. Способности человека. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОЛЭК», 1997. — 288 с.
  145. Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании: Методическое пособие. Саратов.: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 2000. — 52 с.
  146. Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  147. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А. П. Болтунова- Под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997.-128 с.
  148. Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.
  149. Е. И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии, ноябрь — декабрь, 1999., № 6 с. 36 47.
  150. Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  151. Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности //Вопросы психологии, 1996., № 1.
  152. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
  153. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. — М.: «Университетская книга», ООО «Фирма» Издательство Аст, 1998. 720с.
  154. В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
  155. П. Д. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-редактор А. П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. — 192 с.
  156. И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. .д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
  157. П. М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.
  158. Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. — 224 с.
  159. Adams J., Rice R. W., Inston D. Follower attitudes toward women end judgements concerning performance by female and male leaders // Acad, of Management J. 1984. V. 27. N 3. P. 636 643.
  160. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behavior. — Penguin Books, 1974.
  161. Barrett-Lennard, G. T. (1981). The Empathy Cycle: Refinement of Nuclear Concept. //Journal of Counseling Psychology, 28, 91 100.
  162. Bern S. L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society // Ibid. P. 226−245.
  163. Beyond Terman: Contemporary longitudinal studies of giftedness and talent / R. F. Subotnik, K. D. Arnold / eds). Norwood: Ablex Publ. Co, 1994.
  164. Burn S. H. The social psychology of gender. New York: Mc Graw -Hill, 1996.
  165. , N. & Kihlstrom, J. F. Personality and social intelligence. -Prentice-Hall, 1987.
  166. Eagly A. C., Steffen V. J. Gender end aggressive behavior: A meta-analytic review of the social psychological literature // Psychological bulletin/ 1986. -V. 100., p. 309 -330.
  167. Eagly A. H., Johnson B. T. Gender and leadership style: A meta-analysis // Psychol. Bull., 1990., V. 108., № 2., p. 233 256.
  168. Eagly A. H., Karan S. J., Makhijani M. G. Gender and effectiveness of leaders: A meta-analysis // Psychol. Bull., 1995/, V. 117., № 1., p. 125 145.
  169. , M. E. & Tisak, M. S. A further seach for social intelligence // Journal of Educational Psychology. 1983. -75 (2). — p. 196 — 206.
  170. Fried-Buchalter S. Fear of Success, Fear of Failure and the Imposter Phenomenon: A Factor Analytic Approach to Convergent and Discriminate Validity //J. of Personality Assessment., 1992. V. 58 (2).
  171. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligence. N. Y.: Basic Books, 1983.
  172. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc. Graw-Hill, 1967.
  173. Hellig J. B. Hemispheric asymmetry: Cambridge, MA, 1993.
  174. Kelly YJ R1 The relation of gender and academic achievement to careerefficacy end interests // Gifted Child Quart. 1993., V. 37., p. 59 64.
  175. Levinson H. Thy the Begemoths Fell. American Psychologist, 1994. 49,5,428−436.
  176. Lewis G. B. Men end Women Toward the Top: Backgrounds, Career, and Potential of Federal Middle Managers. Public Personnel Management, 1992., 21,473 -484.
  177. Monks F. J. Development of gifted children: The issue of identification and programming // Monks F. J. (ed). Talent for the future. Assen, 1992., p. 191 2−2.
  178. Nerhard J. The future of marriage. N. Y.: Bantam, 1972.
  179. Oatley K., Jenkins J. M. Understanding emotions. Cambridge: Blackwell Publ., 1996.
  180. O’Boyle M. W., Benbow C. P., Alexander J. E. Sex differences, hemispheric laterality and associated brain activity in the intellectually gifted //Devel. Neuropsychol., 1995. V., 11., № 4., p. 415−443.
  181. Olshen S. R. The disappearance of giftedness in girls: An intervention strategy // Roeper Rev. 1987., № 9., p. 251 254.
  182. O’Sullivan M. et Guilford J. P. Les tests d' intelligence social // Editions du Centre de psychologie appliquee. Paris, 1977.
  183. O’Sullivan M., Guilford J. P. et de Mille R. The measurement of social intelligence / Reports from the psychological laboratory. Los Angeles: University of Southern California, 1965. № 34.
  184. Ragins B., Sundstrom E. Gender and Power in Organizations: A longitudinal Perspective // Psychological bulletin. 1989., V. 105., p. 51 — 88.
  185. Renzulli I. S. The Enrichment Triad Model: A Guide for the Gifted and Talented. Wethersfield, 1977.
  186. Renzulli I. S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R. I., Davidson J. E. (eds). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986., p. 53 92.
  187. Riordan C. A., Gross T., Maloney C. C. Self-monitoring gender and the personal consequence of impression management // Am. Behav. Sci., 1994., V. 37., № 5., p. 715−725.
  188. Rubin K. H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective (Eds. V. B. Van Hasselt and M. Hersen). N. Y., 1992. — p. 283 — 317.
  189. Sternberg R. J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1985.
  190. Women and Work / Ed. By Nieva V. F., Guetec B. A. N. Y., 1982.
  191. СУБТЕСТ № 1 «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» Приложение № 1
  192. На рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.
  193. Итак, в каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.
  194. Если у Вас есть вопросы, задайте их сейчас.
  195. Не переворачивайте страницу до команды «НАЧАЛИ»!
Заполнить форму текущей работой