Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществлен анализ имеющихся в настоящее время взглядов по проблеме взаимосвязи эмоций и интеллекта, начиная от философского этапа развития психологии до современного состояния психологической науки. В активно развивающемся в психологии метакогнитивном направлении очевиден процесс трансформации от аналитического подхода, для которого характерно выделение когнитивных, эмоциональных, волевых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Развитие проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций
    • 1. 2. Современное состояние проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций
    • 1. 3. Понятие «эмоциональный интеллект» как теоретический конструкт общей и когнитивной психологии
      • 1. 3. 1. Теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект»
      • 1. 3. 2. Прикладное значение эмоционального интеллекта
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА АДАПТАЦИИ ОСНОВНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
    • 2. 1. Процедура адаптации и психометрической проверки теста MSCEIT
    • 2. 2. Процедура адаптации и психометрической проверки опросника Bar-On
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Постановка проблемы исследования
    • 3. 2. Процедура организации исследования и его методическое обеспечение
    • 3. 3. Результаты исследования и их интерпретация
      • 3. 3. 1. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров управленческой деятельности
      • 3. 3. 2. Эмоциональный интеллект как детерминанта процессуальных характеристик управленческой деятельности
      • 3. 3. 3. Эмоциональный интеллект как детерминанта предпочитаемых стратегий преодоления в управленческой деятельности

Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время в психологии труда все большая роль отводится изучению субъект-субъектных видов деятельности. В отличие от субъект-объектного типа деятельности, где предметом выступает неодушевленный объект, в субъект-субъектном типе им является личность, точнее, несколько личностей, ряд субъектов. Теория деятельности разработана в основном на материале субъект-объектных видов деятельности, но необходимость включения в психологическую теорию деятельности более сложных, субъект-субъектных видов деятельности обусловлена закономерным развитием теории от более простых форм к более сложным. Разработка психологической теории деятельности на базе субъект-субъектных видов деятельности в значительно большей степени отвечает реальной сложности мира человеческой деятельности.

Управленческая деятельность, представляет собой один из наиболее сложных видов деятельности субъект-субъектного типа. Характерные для менее сложных видов деятельности закономерности и процессы представлены в ней с наибольшей полнотой, развернутостью. Включение в сферу психологического анализа управленческой деятельности делает возможным переход от частной к общей психологической теории деятельности.

Управление в широком смысле представляет собой систему мер, направленных на определение целей, стоящих перед данным производственным звеном, разработку и осуществление действий, на организацию коллектива для достижения этих целей, на планомерное сочетание труда, на повышения культурно-технического уровня кадров и их социально-культурного обслуживания. Многомерность и многоплановость управленческой деятельности требует сложнейшей регуляции, включения целого комплекса процессов и свойств.

Одним из ключевых аспектов исследования субъект-субъектных видов деятельности является изучение рефлексивных механизмов, а также эмоционального интеллекта (ЭИ). В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Например, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) имеет большую прогностическую ценность, чем IQ [137, 138, 168].

Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ), возникшая в начале 1990;х гг., отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Формирование данной концепции, представляющей ЭИ как интегральное психическое образование, является, в сущности, логическим этапом гносеологической эволюции психологической науки. В широком смысле к ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению имиимеются в виду, как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [149].

В последние годы наметился некоторый прогресс в формировании научных основ ЭИ, но остается много серьезных трудностей. Прежде всего, это касается определения самого понятия ЭИ. Точки зрения разных авторов по этому поводу пересекаются лишь частично, многое четко не сформулировано, иногда понятие ЭИ трактуется чрезмерно широко. Существование двух типов моделей ЭИ — смешанных и моделей способностей — приводит к разным подходам к его измерению, причем эти подходы дают результаты, не согласующиеся друг с другом [67, 75, 150]. Остается неясным, на каких когнитивных процессах основывается ЭИ и какую роль он играет в адаптации человека к окружающему миру.

В классической психологии менеджмента отмечается необходимость эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции [45]. Поэтому при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. К ним относятся: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензи-тивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т. п. [10, 28, 33, 62, 64, 70, 72, 81, 85, 108]. При анализе литературы прослеживается интересная особенность — основные компоненты эмоционального интеллекта в разрозненном виде присутствуют в различных классификациях ПВК руководителя.

Вместе с тем, теоретические предположения, как правило, не подкрепляются экспериментальным изучением. Более того, в организационной психологии долгое время превалировала когнитивная ориентация, для которой характерно игнорирование эмоций или рассмотрение чувств как негативно влияющих на рациональность и на процесс принятия решений.

Актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции ЭИ в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований ЭИ. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня EQ, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке. Модель ЭИ и ее практическое применение нуждаются в верификации с учетом специфики отечественного менеджмента.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение эмоционального интеллекта — важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и разработки.

Цель исследования. Раскрытие закономерностей влияния эмоционального интеллекта на результативные параметры и процессуальные характеристики управленческой деятельности.

Задачи исследования:

1) теоретический анализ проблемы эмоционального интеллекта в общей психологии и в психологии управления;

2) психометрическая верификация и апробация наиболее важных методик на измерение уровня выраженности эмоционального интеллекта (тест MSCEIT и опросник Bar-On EQ-i);

3) разработка авторской методики опросного типа, позволяющей определить основные общеуправленческие стили деятельности;

4) проведение эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с результативными параметрами управленческой деятельности;

5) проведение эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с процессуальными характеристиками управленческой деятельности;

6) проведение эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и моделей и стратегий совладания управленческой деятельности.

Объект исследования. Управленческая деятельность на всех основных ее уровнях реализации в государственных и негосударственных организациях.

Предмет исследования. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности.

Гипотеза исследования. Существует закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами, а также процессуальными характеристиками управленческой деятельности.

Теоретическая и методологическая основа и концептуальные подходы. Работа основывается на ряде психологических и общенаучных концепций. Современные исследования в области общей и когнитивной психологии (O.K. Тихомиров, А. В. Карпов, Б. М. Величковский, Д. В. Ушаков, В. П. Зинченко, В.А. Мазилов) — концепция саморегуляции деятельности и активности субъекта (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, О. А. Конопкин, А. А. Крылов, Г. С. Никифоров, Д. А. Ошанин, В.А. Петровский) — современные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, R. Boyatzis, D. Goleman, G. Matthews, R. Roberts, M. Zeidner, R. Bar-On, R. Cooper, A. Sawaf) — системный подход (П.К. Анохин, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, Д. Н. Завалишина, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов,.

В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин) — субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) — современные исследования в области социальной психологии (В.И. Назаров, В. В. Новиков, В. В. Козлов, Н.П. Фетискин).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач использовался комплексный методический подход. Программа исследования включала как известные психологические методы, так и авторскую методику, при разработке которой учитывались основные принципы конструирования методик, а также статистические методы обработки данных. К ним относятся: стандартная процедура проверки психодиагностической методики, основанная на статистических методахметодики на измерение уровня выраженности эмоционального интеллекта (модифицированные версии теста MSCEIT и опросника Bar-On EQ-i) — метод экспертной оценки эффективности деятельностиразработанная авторская методика опросного типа для определения процессуально-стилевых особенностей управленческой деятельности- 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелламетодика SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (автор С. Хобфолл).

Для обработки результатов использовались математико-статистические методы: корреляционный анализ, статистический метод %2, нахождение корреляционного отношения г|2, метод «полярных групп», нахождение значимости различий по средним значениям, по критерию Фишера, по t-критерию Стьюдента, а также анализ обобщенных показателей — индекса когерентности структуры индивидуальных качеств, индекса дифференцированности и индекса организованности структуры (А.В. Карпов). Для обработки результатов эмпирического исследования применялись методы математической статистики (программа «STATISTICA 6.0»).

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности.

2. Существует стабильная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и процессуальными характеристиками управленческой деятельности, которая проявляется в стилевых предпочтениях. Эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора попустительского стиля, как наименее эффективного, при этом обеспечивая выбор оптимального управленческого стиля. Обнаружено детерминирующее воздействие эмоционального интеллекта на предпочтение попустительского стиля управленческой деятельности, которое выражается в корреляционном отношении между коэффициентом эмоционального интеллекта и попустительским стилем. Таким образом, эмоциональный интеллект является детерминантой процессуальной стороны деятельности руководителя.

3. Специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта и стилевыми предпочтениями управленческой деятельности заключается в следующем. Испытуемые с ситуативным стилем управленческой деятельности имеют средний коэффициент эмоционального интеллекта и максимальные показатели эффективности деятельности, что указывает на наличие нелинейной связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя. Данный результат позволяет расширить закон Гизелли на эмоциональный интеллект.

4. Существует закономерность, согласно которой степень структурной организованности эмоционального интеллекта в группах с различной мерой выраженности эмоционального интеллекта значимо различна. Зависимость организованности структуры эмоционального интеллекта является противоположной по сравнению с зависимостью стандартного IQ.

5. Существует взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и предпочтением моделей и стратегий совладания руководителей. Она заключается в том, что руководители со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта менее склонны выбирать манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия в качестве моделей преодоления. Испытуемые с высоким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоциальных стратегий совладания.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется комплексным — теоретическим, методологическим и прикладным — подходом к исследованию мало разработанного в психологии научного понятия «эмоциональный интеллект».

Впервые предположение о влиянии эмоционального интеллекта на эффективность управленческой деятельности нашло экспериментальное подтверждение. ЭИ оказывает детерминирующее влияние, как на процессуальные характеристики, так и на результативные параметры управленческой деятельности.

До настоящего времени практически полностью отсутствовали эмпирические исследования, посвященные изучению взаимосвязи ЭИ и процессуально-стилевых особенностей деятельности. Полученные нами данные раскрывают специфику генерализованного характера детерминации ЭИ. ЭИ позволяет минимизировать выбор неэффективных стилей управления, предоставляя возможность предпочтения оптимального в данной ситуации стиля руководства.

Впервые получены данные о взаимосвязи ЭИ и стратегий и моделей совладания со стрессовыми ситуациями. Влияние ЭИ так же, как и в случае с управленческими стилями, носит генерализованный характер. Испытуемые со средним и высоким уровнем ЭИ предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоциальных стратегий совладания.

Установлены новые факты о структуре эмоционального интеллекта, имеющего принципиальные отличия от традиционного интеллекта. При сравнении степени организованности структур ЭИ в группах с разным уровнем EQ оказалось, что наиболее организованы структуры в группах с низким и высоким EQменее организована структура группы с EQ ниже среднего. В группе с EQ выше среднего индекс организованности минимальный. Таким образом, впервые показано, что организованность структуры эмоционального интеллекта имеет инвертированный характер по отношению к традиционному интеллекту.

Впервые обнаружена нелинейная связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя. Руководители с ситуативным стилем управленческой деятельности имеют средний коэффициент эмоционального интеллекта и максимальные показатели эффективности деятельности. Таким образом, закон Гизелли, согласно которому наибольшей успешностью характеризуются руководители, имеющие некоторую оптимальную степень выраженности интеллекта, может быть расширен и на эмоциональный интеллект.

При разработке опросника исследовательского типа для определения общеуправленческих стилей деятельности был использован принципиально новый подход в выборе базовых критериев оценки. Основу данной методики составили два базовых критерия: содержательный и оценочный. Демократически-авторитарный континуум отражает содержательный критерий (концентрация или распределение власти), партисипативно-попустительский континуум представляет собой оценочный параметр («правильный» или «неправильный» стиль). Характерной особенностью опросника является многомерная классификация, позволяющая выйти на двумерное пространство. Таким образом, ортогональные друг другу оси (одна ось имеет на полюсах демократический и авторитарный стили, другая образована партисипативным и попустительским стилем) образуют систему координат. Имеется пять возможных сочетаний стилей: партисипативно-демократический, деморкатиче-ски-попустительский, попустительски-авторитарный, автократически-партисипативный, ситуационный стиль, представляющий собой комбинацию четырех исходных стилей.

Теоретическая значимость исследования. В теоретическом плане исследование эмоционального интеллекта вносит вклад в теорию личности, дополняя ее структуру таким компонентом как эмоциональный интеллект, и помогает объяснить ее функционирование.

Полученные в исследовании результаты содействуют решению фундаментальной проблемы интеллекта, расширяют представление об элементах его структуры. Показана важность включения в интеллект аффективных компонентов, имеющих регулятивную функцию и влияющих на успешную адаптацию личности. Эмоциональный интеллект рассматривается как поди структура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Как ментальная способность, ЭИ является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, позитивно влияющий на межличностное взаимодействие.

Рассмотрение эмоционального интеллекта в условиях управленческой деятельности расширяет знание о профессионально важных качествах руководителя и детерминации процесса управленческой деятельности.

Выявлены и изучены механизмы влияния эмоционального интеллекта на результативные параметры и процессуальные характеристики деятельности, являющиеся предметом изучения исследователей произвольной регуляции деятельности. Доказано наличие корреляционной связи между эффективностью выполнения управленческой деятельности и уровнем эмоционального интеллекта. В работе выявлена однозначная связь эмоционального интеллекта со стилем руководства, т. е. с процессуальной стороной деятельности. Доказано, что влияние эмоционального интеллекта на процессуальные компоненты деятельности носит специфический, генерализованный, характер: эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора неэффективного стиля, при этом обеспечивая свободу выбора других, приемлемых управленческих стилей. Обнаружено, что влияние ЭИ на предпочтение стратегий и моделей совладания в стрессовых ситуациях также носит генерализованный характер. Испытуемые со средним и высоким уровнем ЭИ предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоциальных стратегий совладания.

Практическая значимость исследования. Совокупность результатов эмпирической части работы демонстрирует практическую значимость эмоционального интеллекта в управленческой деятельности. Полученные данные следует использовать при оптимизации управленческой деятельности, обучении, профессиональном отборе, аттестации.

Адаптированные методики диагностики эмоционального интеллекта тест MSCEIT и опросник Bar-On EQ-i являются адекватными взаимодополняющими друг друга средствами, которые можно применять как в исследовательских, так и в психодиагностических и коррекционных целях. Тест MSCEIT позволяет оценить объективный уровень EQ (коэффициент эмоционального интеллекта), тогда как опросник Bar-On EQ-i диагностирует субъективную оценку испытуемым своего эмоционального интеллекта.

Модифицированные версии обеих методик представляют собой валидные и надежные психодиагностические средства, которые теперь могут быть использованы на российской выборке для определения профессиональной пригодности в социальных специальностях, основанных на субъект-субъектных отношениях, следовательно, требующих развитых эмоционально-интеллектуальных способностей. Конкретным применением методик является диагностика при профотборе и профориентациив процессе обучения профессиямв качестве вспомогательного средства для наиболее оптимальной расстановки кадров, для определения кадрового потенциалав целях повышения эффективности аттестации персонала.

Разработанный опросник исследовательского типа для определения основных стилей управленческой деятельности является адекватным исследовательским методом для эмпирических исследований процессуальной стороны управленческой деятельности.

Полученные данные о структуре, закономерностях функционирования эмоционального интеллекта следует использовать для консультационной и корректировочной работы психологов в системе воспитания, обучения и консультации. Целенаправленная работа по развитию эмоционального интеллекта способствует профилактике и коррекции эмоциональных и психосоматических расстройств.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки основного исследования составил 482 человека. Выборка первого цикла исследования включала взрослых 18−49 лет. Социальное положение испытуемых: студенты, рабочие, служащие. Выборка для второго цикла исследований включала! 28 руководителей разных рангов, возраст которых варьировал от 24 лет до 61 года.

Апробация работы.

Результаты работы докладывались и обсуждались на научных конференциях, симпозиумах и семинарах, в том числе: на всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы прикладной психологии», Ярославль 2006 г., на научной конференции «Психология XXI века» 2007 г., на научных конференциях «Социальная психология XXI века» в 2004, 2005, 2006 гг., на научных конференциях ЯРГУ им. П. Г. Демидова (2005, 2006, 2007 гг.).

Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова по специальностям: психология труда и организационная психология, педагогическая психология, в частности в курсах «Психологический анализ деятельности», «Психология труда», «Профотбор», «Кадровый менеджмент» и др.

По теме диссертации опубликовано 5 научных статей, в том числе одна в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова и рекомендовано к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (всего 169 наименований, из них 51 — на иностранных языках) и 15 приложений. Текст диссертации включает в себя 11 таблиц и 5 рисунков.

Выводы по главе.

Таким образом, данные, отраженные в литературе и подтвержденные в данной работе свидетельствуют о существовании эмоционального интеллекта как необходимой и важной детерминанты эффективности управленческой деятельности. Резюмируя изложенные выше результаты эмпирического исследования влияния ЭИ на результативные параметры и процессуальные характеристики деятельности руководителя, можно сделать следующие выводы.

1. Впервые установлена и экспериментально подтверждена закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности.

2. Впервые установлена и экспериментально подтверждена стабильная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и процессуальными характеристиками управленческой деятельности, которая проявляется в стилевых предпочтениях. Эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора попустительского стиля, как наименее эффективного, при этом обеспечивая выбор оптимального управленческого стиля.

3. Обнаружено детерминирующее воздействие эмоционального интеллекта на предпочтение попустительского стиля управленческой деятельности, которое выражается в корреляционном отношении между коэффициентом эмоционального интеллекта и попустительским стилем. Таким образом, эмоциональный интеллект является детерминантой процессуальной стороны деятельности руководителя.

4. Специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта и стилевыми предпочтениями управленческой деятельности заключается в следующем. Испытуемые с ситуативным стилем управленческой деятельности имеют средний коэффициент эмоционального интеллекта и максимальные показатели эффективности деятельности, что указывает на наличие нелинейной связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя. Данный результат позволяет расширить закон Гизелли на эмоциональный интеллект. В эмоциональном интеллекте когнитивные механизмы играют существенную роль.

5. Обнаружена закономерность, согласно которой степень структурной организованности эмоционального интеллекта в группах с различной мерой выраженности эмоционального интеллекта значимо различна. Зависимость организованности структуры эмоционального интеллекта является противоположной по сравнению с зависимостью стандартного IQ.

6. Обнаружена и экспериментально подтверждена взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и предпочтением моделей и стратегий совладания руководителей. Она заключается в том, что руководители со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта менее склонны выбирать манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия в качестве моделей преодоления. Испытуемые с высоким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоциальных стратегий совладания.

Заключение

.

Подводя итоги анализу данного диссертационного исследования, считаем целесообразным обобщить основные результаты и сформулировать выводы, к которым он привел. Основным предметом анализа явилось изучение эмоционального интеллекта.

Теоретический анализ показал, что проблема эмоционального интеллекта является важной исследовательской темой, как в общей психологии, так и в психологии менеджмента. Ее актуальность связана с важностью роли, которую эмоциональный интеллект играет в поведении, в частности в структуре деятельности управленческого типа. Специфика современного состояния проблемы исследования эмоционального интеллекта обусловлена отсутствием единой психологической теории эмоционального интеллектанеобходимостью разработки валидных и надежных методов диагностики ЭИотсутствием эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть описанные в литературе теоретические предположенияпоиском наиболее адекватных способов практического применения данного конструкта.

В первой главе диссертации «Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования» определены основные понятия, раскрыты методологические основы исследования, история и современное состояние проблемы, описана специфика подходов к изучению эмоционального интеллекта, дана подробная характеристика конструкта «эмоциональный интеллект», представлены существующие методы диагностики ЭИ и дан их критический анализ, приведено описание практического применения эмоционального интеллекта в организационной психологии.

Научный статус понятия ЭИ пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и моти-вационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания [147, 153]. Эти модели предполагают измерение ЭП с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы [149, 150].

Анализ имеющихся данных по теме позволяет сделать вывод о том, что современное состояние сферы исследований эмоционального интеллекта в психологии не дает возможности для единой трактовки этого конструкта, не позволяет в полной мере использовать его в прикладных отраслях, несмотря на практическую значимость проблематики.

В результате анализа обоснована необходимость систематизации, обобщения имеющихся данных, а также формирование конструктивного и психометрического подходов к изучению проблемы эмоционального интеллекта в управленческой деятельности, в связи с ее высокой теоретической и практической значимостью. Поэтому эта проблема стала предметом изучения в следующих главах.

Во второй главе «Процедура адаптации основных психодиагностических методик исследования эмоционального интеллекта» описана процедура полной психометрической верификации и адаптации двух методик, направленных на измерение ЭИ — теста MSCEIT и опросника BarOn EQ-i. Они относятся к разным моделям ЭИ: первый к модели способностей, а второй — к смешанной модели. В основе теста MSCEIT заложено представление об ЭИ как интеллектуальной способности, и соответственно сам тест создан по образу традиционного теста на интеллект. Концепция Р. Бар-Она, в рамках которой появился одноименный опросник BarOn EQi, предполагает использование самоотчета для изучения ЭИ, понимаемого как свойство личности. В связи с тем, что тест MSCEIT направлен на выявление объективного коэффициента эмоционального интеллекта (EQ), а опросник измеряет субъективное отношение испытуемого, можно рассматривать их как дополняющие друг друга методики.

Поскольку ранее не проводилось адаптации этих методик на российской выборке, то на данном этапе исследования встала задача психометрической проверки и создания норм. В результате проведенной нами верификации показано, что обе методики отвечают требованиям надежности и конструктной и критериальной валидности. В главе приводится описание опросника BarOn EQi и теста MSCEIT. Разработаны нормы коэффициентов EQ для теста MSCEIT и опросника BarOn EQi специально для российской выборки. Благодаря проведенной психометрической процедуре возможно применение модифицированных версий методик MSCEIT и BarOn EQ-i для широкой психологической общественности в исследовательских, психодиагностических и коррекционных целях.

Третья глава «Эмоциональный интеллект как детерминанта процессуальных и результативных компонентов управленческой деятельности» состоит из трех основных разделов. В первом разделе главы поставлена задача необходимости анализа эмоционального интеллекта с точки зрения его важности для осуществления управленческой деятельности.

Такой подход позволил сформулировать постановку нескольких исследовательских задач: проведение эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с результативной стороной управленческой деятельностисоздание опросника, позволяющего определить основные общеуправленческие стили деятельностипроведение эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с процессуальной стороной управленческой деятельности.

Второй раздел третьей главы посвящен описанию процедуры организации исследования и его методического обеспечения. Помимо описанных во второй главе методик диагностики ЭИ (теста MSCEIT и опросника BarOn EQi) был использован метод экспертного оценивания для изучения эффективности управленческой деятельности. В разделе дано описание разработанного нами опросника для определения процессуально-стилевых особенностей управленческой деятельности.

Для разработки опросника исследовательского типа для определения процессуально-стилевых особенностей управленческой деятельности нами были выбраны два базовых критерия: содержательный и оценочный. Демократически-авторитарный континуум отражает содержательный критерий (концентрация или распределение власти), партисипативно-попустительский континуум представляет собой оценочный параметр («правильный» или «неправильный» стиль). Данный подход к выбору критериев оценки представляется принципиально новым. Характерной особенностью этой методики является многомерная классификация, позволяющая выйти на двумерное пространство.

В третьем разделе представлены результаты исследования влияния эмоционального интеллекта на результативные и процессуальные составляющие деятельности руководителя.

Доказано наличие корреляционной связи между эффективностью выполнения управленческой деятельности и уровнем эмоционального интеллекта. В работе выявлена однозначная связь эмоционального интеллекта со стилем руководства, т. е. с процессуальной стороной деятельности. Доказано, что влияние эмоционального интеллекта на процессуальные компоненты деятельности носит специфический, генерализованный, характер: эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора неэффективного стиля, при этом обеспечивая свободу выбора других, приемлемых управленческих стилей.

Получены данные о структуре эмоционального интеллекта. В целом, результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что ЭИ является именно когнитивной способностью, что соответствует модели Дж. Мэйера, Д. Карусо и П. Сэловея. Согласно названным авторам ЭИ — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. К структурным компонентам эмоционального интеллекта относятся: осознанная регуляция эмоцийпонимание (осмысление) эмоцийассимиляция эмоций в мышленииразличение и выражение эмоций.

Ряд закономерностей, обнаруженных в ходе нашего исследования, указывает на значительную роль когнитивных механизмов в функционировании ЭИ, в частности, это наличие нелинейной связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя. Обнаружены факты, указывающие на специфику ЭИ по отношению к традиционному ЭИ. Например, степень организованности его структуры имеет инвертированный характер, а влияние ЭИ на выбор управленческого стиля носит генерализованный характерв данном случае ЭИ выступает как детерминанта невыбора неэффективного стиля руководства.

В исследовании взаимосвязи ЭИ и выбора моделей совладания руководителей было обнаружено, что основные различия между группами руководителей с разным уровнем ЭИ проявляются в выборе непродуктивных моделей совладания: испытуемые со средним и высоким уровнем ЭИ менее склонны выбирать манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия. Испытуемые с высоким уровнем ЭИ предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоциальных стратегий совладания. Это указывает на специфический характер влияния ЭИ на модели совладания: ЭИ является детерминантой невыбора непродуктивных стратегий и моделей преодолевающего поведения.

Таким образом, рассмотрев полученные в работе результаты, можно констатировать, что поставленные в работе цели и задачи выполнены. Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Осуществлен анализ имеющихся в настоящее время взглядов по проблеме взаимосвязи эмоций и интеллекта, начиная от философского этапа развития психологии до современного состояния психологической науки. В активно развивающемся в психологии метакогнитивном направлении очевиден процесс трансформации от аналитического подхода, для которого характерно выделение когнитивных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, как относительно независимо и автономно функционирующих систем, к синтетическим установкам на изучение процессов, являющихся одновременно и когнитивными и регулятивными. Формирование концепции эмоционального интеллекта, в рамках которого эмоции и интеллект выступают как составляющие интегральных психических процессов, отражает гносеологическую логику развития психологической науки.

2. Всесторонне проанализирован не до конца определенный в концептуальном плане конструкт «эмоционального интеллекта». Для многих авторов характерным являются парциальные определения понятия ЭИ, которые взаимодополняют друг друга. Общей чертой существующих подходов ЭИ стало понимание данного конструкта как способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению имиимеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей.

3. Проведен анализ существующих концепций эмоционального интеллекта и дан краткий обзор основных проблем измерения и практического применения ЭИ. Специфика современного состояния проблемы исследования эмоционального интеллекта обусловлена отсутствием единой психологической теории эмоционального интеллектанеобходимостью разработки валидных и надежных методов диагностики ЭИотсутствием эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть описанные в литературе теоретические предположенияпоиском наиболее адекватных способов практического применения данного конструкта.

4. В результате анализа обоснована необходимость систематизации, обобщения имеющихся данных, а также формирование конструктивного и психометрического подходов к изучению проблемы эмоционального интеллекта в управленческой деятельности, в связи с ее высокой теоретической и практической значимостью.

5. Проведена адаптация и полная психометрическая верификация двух методик, направленных на измерение ЭИ — теста MSCEIT и опросника BarOn EQ-i. Разработанные модифицированные версии этих методик отвечают требованиям надежности и конструктной и критериальной валидности. Разработаны нормы коэффициентов EQ для теста MSCEIT и опросника BarOn EQ-I специально для российской выборки. Благодаря проведенной психометрической процедуре возможно применение модифицированных версий MSCEIT и BarOn EQ-i для широкой психологической общественности в исследовательских, психодиагностических и коррекционных целях.

6. Разработан опросник, позволяющий определить выраженность четырех основных стилей управленческой деятельности: авторитарный, демократический, партисипативный и попустительский, а также определить основные сочетания стилей в деятельности руководителя — партисипативно-демократический, деморкатически-попустительский, попустительски-авторитарный, автократически-партисипативный, ситуационный стиль, представляющий собой комбинацию четырех исходных стилей.

7. Впервые установлена и экспериментально подтверждена закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности.

8. Впервые установлена и экспериментально подтверждена стабильная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и процессуальными характеристиками управленческой деятельности, которая проявляется в стилевых предпочтениях. Эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора попустительского стиля, как наименее эффективного, при этом обеспечивая выбор оптимального управленческого стиля.

9. Обнаружено детерминирующее воздействие эмоционального интеллекта на предпочтение попустительского стиля управленческой деятельности, которое выражается в корреляционном отношении между коэффициентом эмоционального интеллекта и попустительским стилем. Таким образом, эмоциональный интеллект является детерминантой процессуальной стороны деятельности руководителя.

10. Специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта и стилевыми предпочтениями управленческой деятельности заключается в следующем. Испытуемые с ситуативным стилем управленческой деятельности имеют средний коэффициент эмоционального интеллекта и максимальные показатели эффективности деятельности, что указывает на наличие нелинейной связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя. Данный результат позволяет расширить закон Гизелли на эмоциональный интеллект. В эмоциональном интеллекте когнитивные механизмы играют существенную роль.

11. Обнаружена закономерность, согласно которой степень структурной организованности эмоционального интеллекта в группах с различной мерой выраженности эмоционального интеллекта значимо различна. Зависимость организованности структуры эмоционального интеллекта является противоположной по сравнению с зависимостью стандартного IQ.

12. Обнаружена и экспериментально подтверждена взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и предпочтением моделей и стратегий совладания руководителей. Она заключается в том, что руководители со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта менее склонны выбирать манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия в качестве моделей преодоления. Испытуемые с высоким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии, однако они неограниченны в выборе активных, просоци-альных стратегий совладания.

Завершая обобщение результатов проведенного диссертационного исследования, необходимо отметить перспективы дальнейшего изучения проблемы эмоционального интеллекта. Дальнейшее направление работы возможно как в теоретическом, так и в практическом направлениях.

Анализ проблемы показал, что в настоящее время назрела необходимость не только систематизации уже выделенных и описанных феноменов и закономерностей эмоционально-интеллектуальной регуляции деятельности, но и создание единого теоретико-методологического подхода, позволяющего объединить разнообразные концепции эмоционального интеллекта. В связи с тем, что в настоящее время остаются практически не разработанными конкретно-научные проблемы эмоционального интеллекта, представляется перспективной дальнейшая работа в этой области. Результаты исследования намечают необходимость изучения эмоционального интеллекта в качестве интегрального психического свойства.

Практически ориентированные исследования механизмов регуляционного влияния эмоционального интеллекта на деятельность должны быть нацелены на оптимизацию профессиональной деятельности. Перспективным для изучения является разработка методов обучения навыкам ЭИ, целенаправленного развития ЭИ. Важным направлением исследований должно стать изучение нейронных и когнитивных процессов, на которых основывается ЭИ, и определение той роли, какую он играет в адаптации человека к окружающему миру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Резиикина Ю. С. Особенности личности руководителя и эффективность его профессиональной деятельности // Прикладная психология. 2000. № 6. С. 94−96.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 15−21.
  3. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994.
  4. П.В., Панин А. В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. -М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2000. 608 с.
  5. А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. -318 е., Кн. 2.-295 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1999. 376 с.
  7. И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26−27 ноября 2004 г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22−26.
  8. Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91−96.
  9. Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений. М.: Мастерство, 2002. — 224 с.
  10. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. -Харьков, 1998.464 с.
  11. А. Творческая эволюция. СПб. 1914.
  12. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 439 с.
  13. Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
  14. Е.А. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112−130.
  15. А. Эпштейн С. Вы мудрее, чем вы думаете / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2000. 342 с.
  16. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Изд. 2. СПб: Питер, 1998. 222 с.
  17. Ф. Новый Органон // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1972.
  18. X., Дакс У. Эмоциональный интеллект.- М.: Лик Пресс, 1998. 247 с.
  19. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.
  20. И.А., Хусаинова Н. Р. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. № 3. С. 36−42.
  21. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
  22. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 221 с.
  23. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 320 с.
  24. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 182. 143 с.
  25. Гиту Орме. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003. 272 с.
  26. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 422 с.
  27. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  28. Л. Оценка управленческого персонала: параметры и методы // Человек и труд. 2003. № 3. С. 23−37.
  29. Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
  30. Р. Сочинения: в 2-х тт. М.: Мысль, 1989.
  31. B.C. Управление, интуиция и неорационализм // Эко, 2002. С. 151 157.
  32. А.И. Психология коллектива: Методические проблемы исследования. М.: МГУ, 1984. 208 с.
  33. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: серия «Мастера психологии»: Изд. Питер, 2000. 302 с.
  34. В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.230 с.
  35. Е.С. Социальная психология и хозяйственный руководитель. М., 1979. 64 с.
  36. A.JI. Стиль руководства для управления // Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. 176 с.
  37. Задачи и методы профессиональной психодиагностики психологической службы на предприятиях. Киев: НИИ Психологии УССР, 1981. 188 с.
  38. Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Об-во «Знание» Российской Федерации, 1993. 122 с.
  39. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Прогресс, 1995.288 с.
  40. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. М.: Наука, 1976.-С. 82−127
  41. Изучение практического мышления: итоги и перспективы. Сб. статей / Под. ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль: ЯрГУ, 1999. 135 с.
  42. В. Какой интеллект формирует наша школа? // Народное образование. 2000. № 3. С. 37−41.
  43. А.В. Психология менеджмента. М.: «Гардарики», 2000. 584 с.
  44. А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль, 1985. 80 с.
  45. А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Юристь, 1998. 435 с.
  46. А.В., Маркова Е. В. Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие / Институт «Открытое общество», Международная академия психологических наук. Ярославль, 2003. 108 с.
  47. А.В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000. 424 с.
  48. А.В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.
  49. А.В., Скитяева И. М. Психология рефлексии / М.-Ярославль: Институт психологии РАН, 2002. 352 с.
  50. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал. Т 3. 1982. № 2. с. 120 126.
  51. Кете де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2004. 311 с.
  52. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Ника-центр Лтд. 1994. 282 с.
  53. О.Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности (на примере решения малых творческих задач). Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.
  54. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М., 1978. 280 с.
  55. Е.Ф. Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1992. 25 с.
  56. Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  57. Ю.Д. Если я руководитель. — М.: Прогресс, 1983. 191 с.
  58. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. -М.: Инфра-М., 1997. 368 с.
  59. Р.Л. Если Вы руководитель.: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. 348 с.
  60. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986. 160 с.
  61. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х тт. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. 302 с.
  62. В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990. 176 с.
  63. А.Н. Проблема развития психики. М.: Высшая школа, 1972. 274 с.
  64. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Наука, 1982. 216 с.
  65. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 2936.
  66. Ю.А. Система организации эмоционального поведения. М.: Наука, 1980. 372 с.
  67. М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991. 120 с.
  68. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Лениздат, 1974. 310 с.
  69. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. Е. Шеметова. М.: Инфра -М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 312 с.
  70. М.Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. 702 с.
  71. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1990. 219 с.
  72. Н.Н. Психология оценивания: теория и практика. Учебное пособие. Ярославль, 2000. 86 с.
  73. Мнения по поводу эмоционального интеллекта (Harvard Business Review, 1, 2003) / Справочник по управлению персоналом. 2004. № 10. С. 116 -118.
  74. Э. Персонализм: Структура личностного универсума. М.: Мысль, 1992. 405 с.
  75. Мышление практика и практическое мышление: хрестоматия / Под. ред. А. В. Карпова. М.-Ярославль: Медиум пресс, 2001. 229 с.
  76. Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. 1977. С. 82−95.
  77. В. Каждый HR желает знать.// Управление персоналом. 2004. № 15. С. 44−48.
  78. В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49−53.
  79. Оценка работников управления / Под ред. Г. Х. Попова. М.: Просвещение, 1976.178 с.
  80. Е.А., Крючкова Е. Н. Технология проведения комплексной оценки персонала при формировании резерва руководителей // Справочник по управлению персоналом. 2002. № 2. С. 65−74.
  81. В.В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М.: МГУ, 1987. 123 с.
  82. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. СПб.: Питер, 2004.192 с.
  83. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Пер. с англ. М.: Дело, 1998. 800 с.
  84. Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. 372 с.
  85. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хед-ланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  86. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 236 с.
  87. Психология управления: учебное пособие / Под ред. А. В. Федотова. JL: ЛГТУ, 1991.320 с.
  88. Работа с кадрами на предприятии: психологический аспект / Сборник. -М.: Знание, 1984. 64 с.
  89. А.А. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Центр, 2000. 272 с.
  90. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Политиздат, 1988. 254 с.
  91. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М.: Просвещение, 1979. 463 с.
  92. Т. Логика чувств. В 2-х частях. / Пер. с франц. Киев- Одесса- Петербург: Южно- русск. кн. изд-во. 1912.
  93. Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: журнал Высшей Школы Экономики, 2004. Т. 1, № 4. С. 28 -35.
  94. М.С. Введение в психологию. М.: «Высшая школа», 1969. 382 с.
  95. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. -М.: Знание, 1973. 164 с.
  96. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 712 с.
  97. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 175 с.
  98. П.В. Эмоциональный мозг. -М.: Наука, 1983. 378 с.
  99. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. 600 с.
  100. . Избранные произведения: в 2-х тт. М., 1957.
  101. М. И. Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и беде // Психология в бизнесе. 1998. № 1. С. 11−15.
  102. Р. Интеллект, приносящий успех / Пер. с англ. С. И. Ананина. -Минск: ООО «Попурри», 2000. 250 с.
  103. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1969. 188 с.
  104. Тихомиров О. К, Виноградов Ю. В. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1968. 170 с.
  105. А.Ш., Колымба И. Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3−14.
  106. Л. И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980.230 с.
  107. Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003.312 с.
  108. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2004. 828 с.
  109. Д. Психология критического мышления / Пер. с англ. 4-е ме-ждунар. изд. — СПб.: Питер, 2000. 302 с.
  110. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 264 с.
  111. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. Статья о работе Майера «Эмоциональное мышление». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с.
  112. В.М. Управленческая психология. М., 1984. 246 с.
  113. А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональныйподход / Пер. с англ. СПб., М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. 345 с.
  114. В. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4 10.
  115. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20−27.
  116. Aronson Е. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine. New York: A. Worth Publishers. 2000.
  117. , E. & binder, D. Gain and loss of esteem as determinants of interpersonal attractiveness. Journal of Experimental Social Psychology, 1965, 1,15 671.
  118. Bar-On R. BarOn Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 2004.
  119. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On. J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363−388.
  120. Bartel, C., Saavedra, R. The Collective Construction of Work Group Models / Administrative Science Quarterly 45 (2000): pp. 187−231.
  121. Cavanaugh J.C., Murphy N.Z. Personality and metamemory correlates of memory performance in younger and older adults // Educational Gerontology. 1986. N 12, pp. 385−394.
  122. Cavanaugh J.C., Perlmutter M. Metamemory: A critical examination // Child Development, 1982, N 53, pp. 11−28.
  123. Cherniss C. Emotional intelligence and organizational effectiveness // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Josse-Bass. 2001. P. 3−12.
  124. , J.A. & Kanungo, R.N. Charismatic leadership in organizations. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
  125. Davis S. N., Kraus L.A. Personality and empathic accuracy // W. Ickes, W. John et al. (eds.). Empathic accuracy. New York: Guilford Press. 1997. P. 144−16S.
  126. Derksen J., Kramer L. Katzko S. Does a self-report measure for emotional intelligence assess something different than general intelligence? // Personality and Individual Differences. 2002. 32. P. 37−48.
  127. Easterbrook, J. A. The effects of emotion on cue utilization and the organization of behavior. Psychological Review, 1959, 66, P. 183−200.
  128. , S. & Meier, P. Constructive thinking: A broad coping variable with specific components. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 57, P. 332−350.
  129. Flavell J.H. Cognitive monitoring // children’s oral communication skills. Academic Press. 1981. P. 35−60.
  130. Flavell J.H., P.H. Miller, and S.A. Miller. Cognitive Development. Third edition. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall 1993.
  131. Friedman, H., Riggio, R. Effect of Individual Differences in Nonverbal Behavior 6 (1981): p. 32−58.
  132. Gardner H. Multiple intelligence. — N.Y., 1993.
  133. , W.L. & Avolio, B.J. The charismatic relationship: A dramaturgical perspective. Academy of Management Review, 1998, 23, P. 32−58.
  134. George J.M. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence, Human Relations, August 2000 v53 i8 p. 1027.
  135. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? — N.Y.: Bantam Books, 1995.
  136. Goleman D., Boytzis R.E. and McKee A. Primal leadership.— Boston MA: Harvard Business School Press, 2002.
  137. Greenberg SIT., Weissberg R.P., O’Brien M.I., Zins J.E., et al. Enhancing school-based prevention and youth development through coordinated social, emotional, and academic learning // American Psychologist. 2003. 58. P. 466 474.
  138. Kelly, J.R., Barsade, S. Models and Emotions in Small Groups and Work Teams. Working paper, Yale School of Management, New Haven, Connecticut, 2001.
  139. Kluwe R. Cognitive Knowledge and executive control: Metacognition. In: D.R.Griffin (Ed.). Animal mind-human mind, New York: Springer-Verlag. 1982. P. 201−204.
  140. LeDoux, J. The Emotional Brain. New York: Simon and Schuster, 1996.
  141. Lewis, Th., Amini F. and Lannon R. A General Theory of Love. -N. Y.: Random House, 2000.
  142. Locke, E.A. The essence of leadership. New York: Lexington Books, 1991.
  143. Lopes P.M., Salovey P., Strauss R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships // Personality and Individual Differences. 2003. 35. P. 641−658.
  144. McCall, M.W. & Kaplan, R.E. Whatever it takes: Decision makers at work. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.
  145. MacCann C., Matthews G., Zeidner L., Roberts R.D. Psychological assessment of emotional intelligence: A review of self-report and performance-based testing // International Journal of Organizational Assessment. 2003. 11. P. 247−274.
  146. Maccoby, M. Narcissistic Leaders: The Incredible Pros, the Inevitable Cons / Harvard Business Review, Jen. Feb. 2000, pp. 69−75.
  147. Matthews G., Zeidner SI., Roberts R.D. Measuring emotional intelligence: Promises, pitfalls, solutions // A.D. Ong, M. Van Dulmen (eds.). Handbook of methods in positive psychology. Oxford: Oxford University Press (in press).
  148. Mayer, J.D., Salovey P. What Is Emotional intelligence? I I Emotional development and emotional intelligence: Implications for education. Salovey P., Sluyter D. (eds). — N.Y., 1997.
  149. Mayer, J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence, Vol.17, 1993.
  150. Mayer, J., Salovey P., Caruso D. Competing models of emotional intelligence. // Handbook of human intelligence. Sternberg R.J. (Ed.). — N.Y.: Cambridge University Press, 2000.
  151. Mayer, J., Salovey P., Caruso D. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test MSCEIT. User’s Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems. 2002.
  152. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed. By V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002. 253 p.
  153. Nelson Т.О., Narens L. Metamemory: a theoretical framework and new findings. In G. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation, Vol. 26. New York: Academic Press., 1990, pp. 125−141.
  154. Paulhus D.L., Lysy D.C., Yik S.L. Self-report measures of intelligence: Are they useful proxies as IQ tests? // Journal of Personality. 1998. 66. P. 525−554.
  155. Pelletteri, J. The relationship between emotional intelligence, cognitive reasoning, and defense mechanisms. Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, 60, 403. 1999.
  156. Saarni, C. Emotional Competence and self-regulation in childhood. In P. Salovey & D.J. Sluyter (Eds.), emotional development and emotional intelligence. New York: BasicBooks. 1997.
  157. Sala, F. ECI Technical Manual. Boston: Hay Group, 2001.
  158. Schneider W., Pressley M. Memory Development between 2 and 20. New York: Springer-Verlag, 1989.
  159. W. & Weinert F.E. (Eds.). Interactions among Aptitudes, Strategies, and Knowledge in Cognitive Performance. New York: Springer-Verlag, 1990.
  160. , N. & Bless, H. Happy and mindless, but sad and smart? The impact of affective states on analytic reasoning. In J.P. Forgas (Ed.), Emotion and social judgements. Elmsford, NY: Pergamon Press, 1991, pp. 55−71.
  161. Slaski S., Cartwright S. Health, performance and emotional intelligence: An exploratory study of retail managers // Stress and Health. 2002. IS. P. 63−68.
  162. Totterdell, P. et al. Evidence of Mood Linkage in Work Groups / Journal of Personality and Social Psychology 74 (1998): pp. 1504−1515.
  163. Totterdell, P. Catching Moods and Hitting Runs: Mood Linkage and Subjective Performance in Professional Sport Teams / Journal of Applied Psychology 85, no. 6 (2000): pp. 848−859.
  164. , H.M. & Beyer, J.M. The cultures of work organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993.
  165. Wasielewski, P.L. The emotional basis of charisma. Symbolic Interactionism, 1985, 8, 207−22.
  166. Yukl, G. Leadership in organizations (4th ed.) Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1998.
  167. , G. & Van Fleet, D.D. Theory and research on leadership in organizations. In M.D. Dunnette and L.M. Hough (Eds), Handbook of Industrial and Organizational Psychology, Vol. 3. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1992, pp. 147−97.
Заполнить форму текущей работой