Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Наука, культура, производство, прогресс цивилизации в целом способствуют тому, что человек оказывается вовлечённым в сложные малоупорядоченные, нестабильные комплексы с системой внутренних переменных, закономерности взаимодействия которых не очевидны. Как отмечает Д. Дернер, главной чертой таких сложных динамических систем является их структура, в которой невозможно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая природа исследовательских способностей личности
    • 1. 1. Изучение исследовательских способностей личности в психологической науке
    • 1. 2. Психологическая сущность исследовательских способностей личности
    • 1. 3. Типы исследовательских способностей личности
  • Глава 2. Мотивация и формирование исследовательских способностей личности
    • 2. 1. Базовые мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности
    • 2. 2. Методы изучения мотивационных факторов и исследо -вательских способностей
    • 2. 3. Изучение взаимосвязей мотивов и исследовательских способное -тей личности
  • Глава 3. Экспериментальное изучение влияния мотивационных факторов на формирование исследовательских способ -ностей личности
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Влияние исследовательского мотива на формирование исследовательских способностей личности

Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наука, культура, производство, прогресс цивилизации в целом способствуют тому, что человек оказывается вовлечённым в сложные малоупорядоченные, нестабильные комплексы с системой внутренних переменных, закономерности взаимодействия которых не очевидны. Как отмечает Д. Дернер, главной чертой таких сложных динамических систем является их структура, в которой невозможно изолированное изменение: всякое взаимодействие осуществляется не по цепочке «причина — следствие», а имеет помимо прямого непосредственного результата побочные, отдалённые непредвиденные последствия [44]. Действуя в таких системах, человек постоянно попадает в ситуации неясности, неопределённости, новизны. По мнению ряда учёных, специфика этих систем предъявляет повышенные требования к психическим процессам, осуществляющим регуляцию человеческого поведения в соответствующих ситуациях [44, 125, 178]. Познавательные средства выводного, дедуктивного типа, направленные на нахождение определённого числа универсальных, наиболее эффективных и правильных вариантов ответа в данном случае недостаточны. Для познания этих сфер необходимы соответствующие гибкие, нежёсткие, неоднозначные, а порой и противоречивые эписте-мические стратегии. Находить наиболее адекватные способы деятельности в таких системах позволяют исследовательские способности человека. По мнению А. Н. Поддьякова, «в настоящее время важнейшим направлением познавательного развития человека считается развитие комплекса исследовательских способностей, обеспечивающего деятельность в новых и сложных многофакторных средах, в многочисленных сетях комплексных взаимодействий (природных, техногенных, социальных, политических, информационных и т. д.)» [125, с. 241].

В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования ориентировочно — исследовательской деятельности. Данной проблемой занимались такие известные отечественные психологи, как П. Я. Гальперин, А.

В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко и др. [33, 54, 55, 57, 135, 137, 154]. Работы этих учёных позволили выявить сущность, структуру, закономерности протекания, а также значение ориентировочно — исследовательской деятельности для познавательного развития человека. Изучению вопроса детерминации, структуры, возрастных особенностей исследовательского поведения посвящены работы А. Н. Поддьякова [125, 127, 128, 129, 130, 132].

Большое число работ зарубежных учёных посвящено изучению феноменологии, структуры, условий возникновения исследовательского поведения. К ним относятся работы Д. Берлайна, К. Хатт, Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар, Дж. Нанналли и JL Лемонд, Л. Шаубл и Р. Глейзера, Г. Восса и X. Келлера и др. [12, 202, 207, 209, 213, 215, 216].

Наиболее близко к проблеме нашего исследования находятся работы А. Деметроу, посвящённые проблемам структуры, развития, диагностики причинно — экспериментального мышления [203]- исследования развития у ребёнка представлений о стабильном объекте и причинности Ж. Пиаже и других учёных [121, 165, 166]- изучение научного мышления детей и взрослых Л. Шаубл и Р. Глейзером [215]- экспериментальное исследование процесса «научного открытия» Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар [209] и др. Особый интерес представляют работы европейских психологов, посвящённые решению человеком сложных задач. Такие учёные, как Д. Дернер, П. А. Френш, И. Функе и др. изучают проблемы решения сложных задач в новых, сложных для человека ситуациях, моделируя реальные проблемы с помощью компьютеризированных систем [44, 178]. Решение сложных задач, по мнению этих исследователей, есть многошаговая поведенческая и когнитивная активность, которая направлена на преодоление препятствия между нечёткими динамичными условиями и задачами и включает когнитивные, эмоциональные, личностные и социальные способности и знания субъекта [131].

Перечисленные работы, проведённые в интересующей нас области, позволяют ответить на вопрос о психологической сущности исследовательской деятельности и поведения, особенностях их детерминации внешними и внутренними условиями, роли исследовательской активности в познавательном развитии человека. Часть упомянутых работ посвящена изучению вопроса о необходимых исследователю психических свойствах, однако нам не встретилось ни одного системного изложения проблемы, в котором содержалось бы определение психологической сущности исследовательских способностей, их структуры, типов и т. д.

Такой важнейший аспект проблемы исследовательских способностей как мотивационные факторы их формирования в литературе не представлен, несмотря на то, что проблема детерминации исследовательской активности достаточно разработана такими учёными, как Д. Берлайн, А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, Л. И. Кругликов, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. Н. Поддьяков, К. Хатт, Б. Финк, А. Крапп и др. [12, 16, 33, 74, 80, 91, 108, 112, 114, 125, 129, 183,202,204,207, 210].

Всё вышеуказанное обусловило выбор темы данной работы: «Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности».

Цель исследования состоит в выявлении ведущих мотивационных факторов формирования исследовательских способностей личности.

Объект исследования: исследовательские способности личности.

Предмет исследования: мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование исследовательских способностей личности обеспечивается совокупностью мотивационных факторов, среди которых ведущее место занимает внутренний мотив исследовательской деятельности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

1) провести теоретический анализ значимых направлений в изучении исследовательских способностей в психологической науке;

2) выявить психологическую сущность, структуру, типы исследовательских способностей, а также тендерные различия в уровне их развития;

3) русифицировать методику, направленную на выявление уровня развития причинно — экспериментального мышления;

4) разработать анкету — шкалу, предназначенную для выявления силы основных мотивов исследовательской деятельности;

5) определить мотивационные факторы формирования исследовательских способностей личности.

Методологическую основу исследования составляют общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности [151, 152], личностный и системно — структурный подходы к изучению психической реальности [96, 190, 191, 194], а также теоретические положения по проблеме способностей, сформулированные в работах Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др. [82, 84, 85, 88, 122, 168, 184].

Принцип детерминизма постулирует единство внешней и внутренней детерминации любого психического явления. Таким образом, способности как психическое явление, являясь внутренним условием развития человека, формируются под воздействием внешних.

Принцип единства сознания и деятельности применительно к психологии способностей трансформируется в следующее положение: способности не существуют вне деятельности, они проявляются, формируются, обретают структуру в процессе осуществления субъектом соответствующей деятельности. Стимуляция всякой деятельности, обеспечивающая её активизацию и направленность, связана с понятиями мотива, мотивации. Именно мотив деятельности, будучи её побудительной силой, вовлекает в неё все другие необходимые для этого свойства личности и психические процессы.

Связи между потребностно — мотивационной сферой и способностями существуют как в проявлении, так и в формировании способностей. Потребности, побуждая человека к активности, мобилизуют его способности и содействуют их формированию в деятельности, нацеленной на удовлетворение возникших потребностей. Чем отчётливее выражена потребность, тем активнее протекает этот процесс.

Принцип личностного подхода лежит в основе такого изучения личности, при котором через личность познаются её элементы и связи этих элементов между собой и целостной личностью. Сердцевиной личностного подхода к изучению способностей в отечественной психологии является изучение мотивационных процессов как основы формирования способностей.

Системно — структурный принцип лежит в основе рассмотрения элементов любого целостного явления, объединённых в необходимое и достаточное число подструктур и связанных между собой. Данный принцип требует вычленения составляющих исследовательских способностей, что способствует более полному и глубокому познанию сути явления.

Теоретические положения по проблеме способностей, сформулированные ведущими отечественными психологами, позволяют ответить на вопрос о психологической сущности и природе способностей, их структуре и типах, о ведущих факторах их формирования и развития.

В работе использовался следующий комплекс методов:

1) теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию;

2) эмпирические, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью «Батареи задач на выявление уровня развития причинно — экспериментального мышления» и компьютерной методики «Стиль общения», шкалирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности;

3) интерпретационно — описательные, в числе которых количественные методы (корреляционный анализ, методы непараметрической статистики), качественный анализ полученных данных, способы графического представления результатов.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 1999 — 2002 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблемеуточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлен план эмпирического исследования.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследованияорганизовывалась и проводилась опытно — экспериментальная работа по изучению мотивационных факторов формирования исследовательских способностей личностипроверялись экспериментальные гипотезыпроводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был связан с оформлением диссертации и её обсуждением, а также определением перспективных направлений дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: муниципальный экономический лицей № 95 г. Новосибирска, Новосибирский государственный педагогический университет. Участниками исследования явились учащиеся, учителя, студенты. Общее число испытуемых составило 237 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение состоят в следующем:

1) сформулировано определение психологической сущности исследовательских способностей как особых индивидуально — психологических познавательных свойств личности. В соответствии со структурой исследовательской деятельности выделены их основные компоненты;

2) на базе личностно — деятельностного подхода к изучению способностей определены типы исследовательских способностей;

3) впервые предпринимается попытка изучения мотивации как одного из основных факторов, обусловливающих полноценное формирование исследовательских способностей.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного формирования исследовательских способностей учащихся и студентов;

2) русифицированная методика определения уровня причинноэкспериментального мышления может быть использована для более объективной оценки наличного уровня исследовательских способностей учащихся среднего и старшего звена средней школы;

3) анкета — шкала определения силы основных мотивов исследовательской деятельности может быть использована в психолого — педагогической практике для диагностики мотивационной готовности к полноценной исследовательской деятельности учащихся и студентов;

4) результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов и руководителей системы образования с целью улучшения качества процесса обучения в школах, гимназиях, колледжах и др.

Надёжность и достоверность полученных результатов обусловлены внутренней согласованностью всех методологических уровней исследованиявыбором надёжных и валидных методик, адекватных предмету изученияорганизацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и методологией экспериментанадёжными стратегиями формирования выборки испытуемыхприменением соответствующих методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседании межфакультетской кафедры психологии психологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах, региональной научно — практической конференции «Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в 21 веке», проходившей в г. Иркутске в 2002 г., региональной научной конференции «Мотивация социокультурного развития личности», проходившей в г. Новосибирске в 2002 г. Результаты теоретических и эмпирических изысканий по проблеме включены в программу курса «Основы профориентации» для студентов третьего курса психологического факультета НГПУ. Полученные данные о закономерностях формирования исследовательских способностей используются автором при осуществлении научного руководства дипломными и курсовыми работами студентов психологического факультета НГПУ, а также исследовательскими работами учащихся муниципального экономического лицея № 95 в рамках подготовки к ученическим научно — практическим конференциям.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) исследовательские способности — это индивидуально — психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации из окружающей среды. Основными компонентами исследовательских способностей являются: а) способности получения информации об объектеб) способности переработки, осмысления, интерпретации полученной информации. Существуют два типа исследовательских способностей: обсервационные и экспериментаторские. Обсервационные способности обеспечивают успешность и качественное своеобразие получения новой информации из окружающей среды посредством наблюдения, понимаемого не только как пассивно — рецептивный процесс, но и как осмысленное восприятие действительности. Экспериментаторские способности позволяют субъекту исследования выявлять системообразующие связи объекта посредством управления переменными;

2) ведущую роль в формировании исследовательских способностей играет исследовательская деятельность, побуждаемая и регулируемая внутренним мотивом;

3) в качестве внутреннего мотива исследовательской деятельности выступает собственно исследовательский мотив. В основе исследовательского мотива лежит познавательная потребность, предметом которой является не только новое знание, но и процесс его поиска и самостоятельного получения.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объём диссертации составляет 157 страниц. Работа содержит 10 таблиц, 2 диаграммы, 4 приложения. Библиография включает 216 наименований литературных источников.

Заключение

.

Проведённый теоретический анализ значимых направлений в изучении феномена способностей позволил рассматривать многочисленные исследования проблемы в рамках двух основных подходов: личностно — деятельностного и функционально — генетического. Представители первого направления полагают, что способностей не существует вне деятельности, в ней они развиваются и формируются. Представители второго подхода признают врождённость способностей и возможность их существования и развития не только в деятельности, но и в других видах активности. Безусловной сильной стороной исследований, проведённых в рамках личностно — деятельностного подхода является активность, желание добиться значительного результата в развитии способностей путём особого обучения, формирующего эксперимента. Теоретические основания данного направления позволили нам рассмотреть проблему исследовательских способностей с точки зрения управляемости их формированием.

Анализ существующих знаний о природе исследовательской деятельности и требований, предъявляемой ею к психическим особенностям человека позволил нам сформулировать определение сущностных характеристик объекта изучения. Исследовательские способности — индивидуально — психологические особенности человека, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации из окружающей среды. Именно исследовательские способности позволяют субъекту эффективно действовать в ситуациях высокой новизны и неопределённости.

Принимаемое представителями личностно — деятельностного подхода утверждение об аналогичности структур способностей и деятельности позволяет нам выделить основные составляющие исследовательских способностей личности, между уровнями развития которых могут наблюдаться несоответствия:

1) способности получения информации об объекте;

2) способности осмысления, переработки, интерпретации полученных данных.

Существуют два типа исследовательских способностей: обсервационные и экспериментаторские. Обсервационные способности обеспечивают успешность и качественное своеобразие получения новой информации из окружающей среды посредством наблюдения, понимаемого не только как пассивнорецептивный процесс, но и как «осмысленное схватывание действительности» [68, с. 132]. Экспериментаторские способности позволяют субъекту исследования выявлять системообразующие связи объекта посредством управления условиями, факторами.

Результаты, полученные нами в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют об отсутствии тендерных различий в уровне развития исследовательских способностей.

Важным фактором, влияющим на формирование способностей, является деятельность, стимулируемая мотивом как компонентом мотивационной сферы личности. Именно мотив деятельности вовлекает в неё все другие необходимые для её осуществления свойства личности и психические процессы. Мотив, как осознаваемое устойчивое, личностное обоснование решения действовать в определённом направлении для достижения поставленных целей есть высшее мо-тивационное образование. Именно мотивы обеспечивают человеку как личности активную сущность, возможность вести себя неадаптивно, целенаправленно изменять окружающую действительность.

В основании развёртывания и протекания исследовательской деятельности могут лежать как внешние, так и внутренние мотивы. Деятельность, побуждаемая внешним мотивом, возникает не ради самого предмета, а является способом приобретения благ, «внешних» по отношению к смыслу осуществляемого. Деятельность, детерминируемая внутренним мотивом, осуществляется независимо от внешнего подкрепления, ради самого предмета потребности, «бескорыстно».

Проведённый теоретический анализ позволил выделить два основных внешних мотива исследовательской деятельности: прагматический (утилитарный) мотив и мотив социального престижа личности. Личность, руководствующаяся утилитарным мотивом оценивает знания с точки зрения возможности их непосредственного, прямого применения на практике. В основе мотива социального престижа лежит потребность личности в проявлении себя, в поддержании и утверждении своего «я».

В качестве внутреннего мотива исследовательской деятельности нами рассматривается собственно исследовательский мотив. В основе этого мотива лежит познавательная потребность, предметом которой выступает не только новое знание, но и процесс его поиска и самостоятельного получения.

С целью выявления мотивационных факторов формирования исследовательских способностей личности, было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого среди прочих методов были использованы адаптированная нами методика на выявление уровня причинно — экспериментального мышления и разработанная анкета — шкала, предназначенная для диагностики силы основных мотивов исследовательской деятельности.

В ходе корреляционного исследования было установлено, что внешние мотивы тесно связаны между собой, но не связаны ни с уровнем развития исследовательских способностей, ни с силой исследовательского мотива.

Установлено, что испытуемые, хуже справлявшиеся с заданием исследовать систему с неизвестными внутренними связями, обладают более выраженным мотивом социального престижа. Также были выявлены тендерные различия в силе мотива социального престижа: у девочек данный мотив выражен более ярко, чем у мальчиков.

Проведённая экспериментальная работа позволила установить, что формирование исследовательских способностей происходит в деятельности, побуждаемой и регулируемой исследовательским мотивом. Именно этот мотив является фактором формирования исследовательских способностей личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999, — № 1. С. 21 -31.
  2. А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психо логия науки. М., 1998. — 311 с.
  3. А. А. Специфика человеческих потребностей и функциональная тенденция организма // Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, В. JI. Какабадзе, Н. И. Сард-жвеладзе. Тбилиси, 1981. — С. 8 — 12.
  4. . Г. Познавательные потребности и интересы // Учёные записки ЛГУ. Серия философских наук. 1959. — Вып. 16. — С. 41 — 61.
  5. . Г. Очерки психологии. М., 1945. — 160 с.
  6. А. Психологическое тестирование: В 2 х т. — М., 1982. — Т. 1,2.
  7. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Из бранные труды. М., 1978. — 400 с.
  8. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М, 1977.-184 с.
  9. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158 с.
  10. Ю.Балин В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. СПб., 2001.-372 с.
  11. С. JI. Аналогия как основное умственное действие на этапе поиска ре шения // Становление личности на современном этапе / Под ред. С. И. Ку-динова. Бийск, 2000. — С. 72 — 73.
  12. Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966.-№ 3. — С. 54−60.
  13. А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А.
  14. А. Бодалева, А. М. Матюшкина и др. М., 1984.- С. 5 — 18.
  15. Е. И. О двоякой роли установочных рефлексов в сложных системных реакциях // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно исследовательская деятельность. — М., 1958. — С. 317 — 322.
  16. JI. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. 1955. — № 73. — С. 3 — 14.
  17. А. В. Психология мышления и проблемной обучение. М., 1985.- 96 с.
  18. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб., 2001.-528 с.
  19. Р. С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1973. — 28 с.
  20. Е. Е. Уровни развития познавательной потребности // Вопросы психологии. 1984. -№ 5. — С. 125 — 131.
  21. . М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -М., 1973.-246 с.
  22. А. А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С. 87 — 99.
  23. Л. А. Наша группа: (О развитии познавательных способностей ребёнка).-М., 1978.-96 с.
  24. Л. А. Педагогика способностей. М., 1973. — 96 с.
  25. Л. А. Формирование познавательных способностей в школьном детстве // Пролемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева, А. М. Матюшкина и др. М., 1984. — С. 57 — 76.
  26. Е. Н. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 135 — 139.
  27. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-285 с.
  28. А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. — 216 с.
  29. Вопросы психологии способностей. М., 1973. — 216 с.
  30. Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. JI. Н. Проколиенко, В. К. Котырло, С. П. Тищенко. Киев, 1991. — 368 с.
  31. Л. С. Педагогическая психология. М., 1999. — 534 с.
  32. П. Я. Введение в психологию. М., 2000. — 330 с.
  33. П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного от типа ориентировки в задании // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно -исследовательская деятельность. М., 1958. — С. 322 — 328.
  34. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.-М., 1976.- 495 с.
  35. . Что такое психология: В 2 х т. — М., 1992. — Т. 1.-491 с.
  36. Э. А. Способности и индивидуальность . М., 1993. — 305 с.
  37. Г. П., Морозова И. С. Познавательная активность и смена типов мышления детей младшего школьного возраста // Активность личности / Под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск, 1998. — Ч. 1. — С. 27 — 41.
  38. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., 1977. -136 с.
  39. Р. М. Элементы практической психологии. М., 1988. — 565 с.
  40. В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
  41. В. В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении // Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 34 — 49.
  42. Г. В. Влияние потребности на направленность мышления // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — С. 149−151.
  43. Д. Логика неудачи. М., 1987. — 243 с.
  44. Н. Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого педагогических исследованиях // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.-С. 145- 150.
  45. Н. Ф. О стадиях развития духовных потребностей детей и школьников // Проблемы формирования духовных потребностей и интересов личности. Новосибирский государственный педагогический институт. Научные труды. 1970. — Вып. 61. — С. 5 — 20.
  46. В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 359 с.
  47. В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. — 318 с.
  48. М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 36 — 46.
  49. Т. В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объём внимания у детей // Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 3. — С. 75 — 81.
  50. Е. С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 28 — 34.
  51. Н. И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике. М., 1998. -192 с.
  52. JI. Статистическое оценивание. М., 1976. — 598 с.
  53. А. В. Избранные психологические труды: В 2 х т. — М., 1986. -Т. 1,2.
  54. А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / Под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М. — Л., 1948. — С. 81- 91.
  55. А. В. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно исследовательская деятельность. — М., 1958. — С. 328- 333.
  56. В. П. К вопросу о формировании ориентирующего образа // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно исследовательская деятельность. — М., 1958. — С. 333 — 339.
  57. В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. — № 2. — С. 3 — 14.
  58. Э. В., Коросов А. В. Основы биометрии. Петрозаводск, 1992. -164 с.
  59. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. JI. И. Божо-вич, JI. В. Благонадёжиной. М., 1972. — 351 с.
  60. В. С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов на — Дону, 1971.- 224 с.
  61. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. — 508 с.
  62. Е. П. Проблема способностей: два подхода к её решению // Психологический журнал. 1987. — № 2. — С. 37 — 47.
  63. А. В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей // Способности и деятельность. Ярославль, 1989. -С. 23 — 34.
  64. О. Л. Смысловая направленность поисковой деятельности у дошкольников // Новые исследования в психологии. М., 1988. — № 1. — С. 64 — 68.
  65. А. Г. Психология личности. М., 1970. — 391 с.
  66. А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л., I960.- Т. 2. — Способности. — 304 с.
  67. В. И. Мотивационная сфера личности // Личность в системе общественных отношений. Социально психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1983.-Ч. 1.-С. 128- 130.
  68. В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал.- 1982. № 6. — С. 35 — 44.
  69. И. Г., Телегина Л. М. Исследование мотивации научной деятельности // Мотивация личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982. — С. 49 -58.
  70. Л. В. Наблюдательность личности как фактор формирования педагогического взаимодействия «учитель ученик»: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 24 с.
  71. Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 132 — 136.
  72. Л. И. Детская любознательность и интересный урок // Советская педагогика. 1991. — № 1. — С. 36 — 45.
  73. А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25 — 34.
  74. В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1978. С. 206 — 221.
  75. В. А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.-431 с.
  76. С. И. Психология любознательности: теоретический и прикладной аспекты. Бийск, 1999. — 273 с.
  77. С. И., Кудинова И. Б. Любознательность как фактор развития личности // Становление личности на современном этапе / Под ред. С. И. Кудинова. Бийск, 2000. — С. 244 — 252.
  78. В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.1. М., 1991.-80 с.
  79. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. — 400 с.
  80. Н. С. Об умственной активности как условии развития способностей (на материале младшего школьного возраста) // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева, А. М. Матюшкина и др. — М., 1984.-С. 45 -57.
  81. Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // Вопросы психологии. 1966. — № 5. — С. 39 — 48.
  82. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
  83. А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-С. 7−17.
  84. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 х т. — М., 1983.-Т. 1.-391 с.
  85. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 40 с.
  86. А. Н. Природа и формирование психических свойств и процессов у человека // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С. 29 — 35.
  87. В. Г. О природе познавательной потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1974. — С. 83 — 86.
  88. В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-216 с.
  89. И. Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 64 с.
  90. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М., 1982.- 191 с.
  91. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 1836.
  92. Н. Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя:
  93. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1986. — 23 с.
  94. А. Д. Измерения в психологии: математические основы.- М., 1993.-477 с.
  95. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
  96. А. А. Очерки психического развития ребёнка. М., 1965. -363 с.
  97. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.-224 с. 101 .Маркова А. К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии // Мотивация личности / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1982.-С. 5−17.
  98. А. К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — с. 136 — 142.
  99. А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М., 1983. — 65 с.
  100. М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. Волгоград, 1976. — С. 5 — 15.
  101. А. Н. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5 — 18.
  102. Юб.Матюшкин А. Н. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева, А. М. Матюшкина и др. М., 1984. — С. 18−24.
  103. А. Н., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в ВУЗе // Вопросы психологии. 1988. — № 2.-С. 76 — 82.
  104. М. И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367 с.
  105. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -120 с.
  106. В. Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982. — С. 30 — 41.
  107. И. С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 26 с.
  108. Мотивация познавательной деятельности / Под общ. ред. Ю. Н. Кулютки-на, Г. С. Сухобской. Л., 1972. — 117 с.
  109. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.-304 с.
  110. В. Основы проблемного обучения. М., 1968. — 208 с.
  111. О. Д., Сидорина Т. В., Чечулин А. А., Худорошко Л. А. Введение в психологию и технологию научно исследовательской деятельности. — Новосибирск, 1999. — 220 с.
  112. А. Б. Проблема мотивации в зарубежных теориях социального научения // Мотивация личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982. — С. 1729.
  113. Основы конструктивного общения: Хрестоматия / Сост.: Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск, 1999. — 207 с.
  114. Д. А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Образ в регуляции деятельности. М., — 1997. — С. 7 — 25.
  115. И. П. Полное собрание сочинений. М. — Л., 1951. — Т. 3. — Кн. 1. -392 с.
  116. А. А. Поиск. М., 1970. — 263 с.
  117. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  118. К. К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
  119. К. К. Система психологической науки и теория отражения. М., 1982.-309 с.
  120. Т. А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1980.-23 с.
  121. А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 266 с.
  122. А. Н. Любознательность и исследовательское поведение. Обзор книги: Keller Н., Schneider К., Henderson В. (Eds.) Curiosity and exploration. Berlin: Springer-Verlag, 1994 // Вопросы психологии. 1995. — N 1. — С. 143−144.
  123. А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. 1996. — N 4. — С. 1424.
  124. А. Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. — 24 с.
  125. А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. .докт. психол. наук. М., 2001.
  126. А. Н. Развитие комбинаторных способностей: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2001. — N 10. — С. 90−96.
  127. А. Н. Экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом «чёрным ящиком» // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 65−71.
  128. Н. Н. К вопросу о генезисе наглядно образного мышления // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. — Душанбе, 1974. — Ч. 4.- С. 147- 169.
  129. Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. — 271 с.
  130. Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1960. — 23 с.
  131. Н. Н. Развитие динамичности представлений у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1965. — № 65. — С. 110 — 113.
  132. Н. Н., Максимова Т. Г. Развитие коррекции практического действия в зависимости от его результатов у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. — № 1.- С. 74−80.
  133. Я. А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. -205 с.
  134. М. В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000. -288 с.
  135. И. В., Абрамова Н. А., Спиридонов В. Ф., Коврига С. В., Раз-бегин В. П. Поиск подходов к решению проблем. М., 1999. — 284 с.
  136. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1971. — 334 с.
  137. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под. ред. К. М. Гуреви-ча, М. К. Акимовой, Г. А. Берулавы и др. Бийск, 1993. — 324 с.
  138. В. Н. К пониманию эвристической деятельности в кибернетике и психологии // Вопросы психологии. 1965. — № 1. — С. 9 — 20.
  139. М. Р. Категориальная структура исследовательского мышления. Ростов на Дону, 1993. — 113 с.
  140. Развитие и диагностика способностей / Под. Ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991. — 179 с.
  141. Н. И. Любознательность как важнейшее условие и результат не прерывного образования // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. М. 1980.-с. 230−232.
  142. Е. И. Развитие способностей исследователя. М., 1969. — 230 с.
  143. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
  144. С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 712 с.
  145. С. Л. Принципы и пути развития психологии // Рубинштейн С. Л. Избранные философско психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М., 1997. — С. 213 — 424.
  146. А. Г. Ориентировочно исследовательская деятельность в формировании элементарных обобщений у детей // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно — исследовательская деятельность. — М., 1958. — С. 344 — 348.
  147. П. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. 1973. — № 4. — С. 76 — 81.
  148. Е. В. Методы математической обработки в психологических исследованиях. СПб., 1996. — 349 с.
  149. Е. Н. Возрастные изменения у школьников поиска решения в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 92 — 98.
  150. П. В. Мотивированный мозг. М., 1987. — 269 с.
  151. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. -800 с.
  152. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1985.-1600 с.
  153. С. От интересов к способностям // Воспитание школьников. -1968.-№ 6.-С. 28−35.
  154. . А. О связях понятия «мотив деятельности» // Личность в системе общественных отношений. Социально психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1983. — Ч. 1. — С. 147 — 149.
  155. Способности и склонности / Под ред Э. А. Голубевой. М., 1989. — 199 с.
  156. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983. — 256 с.
  157. Е. В. Развитие у ребёнка представлений о причинности // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 158 — 166.
  158. Е. В. Развитие у ребёнка представлений о стабильном объекте // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 139 — 149.
  159. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -М., 1972.-429 с.
  160. . М. Способности о одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982.-С.129- 139.
  161. . М. Избранные труды: В 2 х т. — М., 1985. — Т. 1. — 329 с.
  162. Т. А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности: Автореф. дис. .д-ра. психол. наук. Новосибирск, 2000. -45 с.
  163. О. К. Познавательная потребность // Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджве-ладзе. Тбилиси, 1974. — С. 102 — 105.
  164. О. К., Познянская Э. Д. Исследование зрительного поиска какпуть к анализу эвристик // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 39 — 53.
  165. И. В. Ориентировочно исследовательская активность и некоторые компоненты способностей // Новые исследования в психологии. -М., 1988. -№ 1.-С. 15−20.
  166. И. В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. М., 1988. — 16 с.
  167. К. Э., Николаева С. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром // Умственное воспитание дошкольника / Под. ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1972. — С. 121 -153.
  168. Г. А., Петровский А. В. Проблемы потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1956. — № 4. — С. 12 — 20.
  169. И. С. Ознакомление дошкольников с некоторыми элементами перемещения тел в пространстве // Умственное воспитание дошкольника / Под. ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1972. — С. 153 — 180.
  170. И., Френш П. А. Решение сложных задач: исследования в Северной Америке и Европе // Иностранная психология. 1995. — Т. 3.- № 5. — С. 42 -47.
  171. X. Мотивация и деятельность: В 2 х т. — М., 1986. — Т. 1,2.
  172. В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.-80 с.
  173. В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 78 — 89.
  174. В. Э. Международный семинар по проблемам способностей // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 183 — 186.
  175. Ш. Н., Алхазишвили А. А. О классификации интеллектуальных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей и интересов личности. Новосибирский государственный педагогический институт. Научные труды. 1970. — Вып. 61.-С. 21 — 35.
  176. В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 317 с.
  177. В. Д. К проблеме развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева, А. М. Матюш-кина и др. М., 1984. — С. 33 — 44.
  178. В. Д. От способностей природных к духовным способностям // Прикладная психология. 2000. — № 1. — С. 1−15.
  179. В. Д. Происхождение человечности. М., 1999. — 295 с.
  180. Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 53 — 59.
  181. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  182. А. Г. Методологическая природа системного подхода / Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. — С. 38 — 51.
  183. А. Г. Философско методологические проблемы системных исследований / Системные исследования: Ежегодник. — М., 1980. — С. 7 — 24.
  184. А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 3 -18.
  185. В. С. К вопросу о познавательной потребности у школьников // Некоторые актуальные психолого педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. — М., 1976. — С. 246 — 251.
  186. В. С. О работе межинститутского семинара по проблемам способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 184 — 186.
  187. В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 83 — 92.
  188. И. С. Образное мышление и его место в обучении // Советская педагогика. 1968. — № 12. — С. 62 — 71.
  189. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.-317 с.
  190. А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965. — 166 с.
  191. М. Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. — № 11. — С. 97 — 109.
  192. Banta Т. J. Tests for the evaluation of early childhood education: the Cincinnati Autonomy Test Battery (CATB) // Cognitive study / J. Helmuth (Ed.). NY., 1970.-P. 424−490.
  193. Berlyne D. E. An experimental study of human curiosity // British journal of psychology. 1954. — Vol. 45. — № 4. — P. 256 — 265.
  194. Demetriou A., Efklides A., Papadaki M., Economou A. Structure and develop -ment of causal experimental thought: from early adolescence to youth // Developmental psychology. — 1993. — Vol. 29. — № 3. — P. 480 — 497.
  195. Fink B. Interest and exploration: exploratory action in the context of interest genesis // Curiosity and exploration / H. Keller, K. Schneider, B. Henderson (Eds.). Berlin: Springer-Verlag, 1994. — P. 100 — 120.
  196. Frick J. W., Cofer C. N. Berlyne"s demonstration of epistemic curiosity: an experimental re evaluation // British journal of psychology. — 1972. — Vol. 63.- № 2.-P. 221 -228.
  197. Hughes M. Sequential analysis of exploration and play // International journal of behavioral development. 1978. — № 1. — P. 83 — 97.
  198. Hutt C. Specific and diversive exploration // Advances in child development and psychology. 1970. — Vol. 5. — P. 119 — 180.
  199. Inagaki K. Effects of object curiosity on exploratory learning in young children // Psychological reports. 1978. — Vol. 42. — № 3. — P. 899 — 908.
  200. Klahr D., Fay A. L., Dunbar K. Heuristics of scientific experimentation: a developmental study // Cognitive psychology. 1993. — Vol. 25. — № 1. — P. 111−146.
  201. Krapp A. Interest and curiosity. The role of interest in a theory of exploratory action // Curiosity and exploration / H. Keller, K. Schneider, B. Henderson
  202. Eds.). Berlin: Springer-Verlag, 1994. — P. 79 — 99.
  203. Kreitler S., Kreitler H. Motivational and cognitive determents of exploration // Curiosity and exploration / H. Keller, K. Schneider, B. Henderson (Eds.). -Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 259 — 284.
  204. Maw W. H., Maw E. W. Differences between high and low — curiosity fifth -grade children in their recognition of verbal absurdities // Journal of educational psychology. — 1972. — Vol. 63. — № 6. — P. 558 — 562.
  205. Nunnaly J. C., Lemond L. C. Exploratory behavior and human development // Advances in child development and psychology. 1973.- Vol. 8, — P. 59 — 109.
  206. Penney R. K., McCann D. The children reactive curiosity scale // Psychological reports. 1964. — № 15. — P. 323 — 334.
  207. Schauble L., Glaser R. Scientific thinking in children and adults // Developmental perspectives in teaching and learning thinking skills. 1990. — Vol. 21. — P. 9−27.
  208. Voss H.- G., Keller H. Curiosity and exploration: a program of investigation // The German journal of psychology. 1986. — Vol. 10. — № 4. — P. 327 — 337.
Заполнить форму текущей работой