Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические механизмы переживания жизненного события, имеющего травматический характер

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологические характеристики личности определяют конкретный тип динамики последствий травматического события. Тип динамики с затяжным ПТС напоминает негативную динамику при аномальном развитии личности, проявляется в формировании акцентуированных черт, дисфункции времени. Динамике с отставленной реакцией на событие сопутствует отрицание психологических трудностей, осмысленность настоящего при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к проблеме исследования травматического события в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Основные закономерности динамики психологических последствий травматического события
  • Выводы
  • Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
    • 2. 1. Психологические механизмы переживания травматического события
    • 2. 2. Факторы переживания травматического события
  • Выводы
  • Глава 3. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
    • 3. 1. Методы и организация экспериментального исследования
    • 3. 2. Специфика травматического опыта и психологические характеристики личности, обусловливающие переживание травматического события
    • 3. 3. Особенности динамики психологических последствий травматического события
  • Выводы
  • Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
    • 4. 1. Экспериментальное выделение психологических механизмов переживания травматического события
    • 4. 2. Структурные и функциональные характеристики психологических механизмов переживания травматического события
    • 4. 3. Специфика функциональных характеристик переживания травматического события на разных сроках
  • Выводы

Психологические механизмы переживания жизненного события, имеющего травматический характер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении своего жизненного пути люди сталкиваются с разнообразными событиями, которые могут восприниматься как яркие, эмоционально окрашенные, интересные, значимые, трагичные. Некоторые из них являются поворотными в жизни человека. Событийно-биографический подход подчеркивает уникальность, неповторимость жизненного пути каждого человека. В отечественной психологии эти вопросы рассматриваются в рамках направления исследования жизненного пути личности, разработанного С. JI. Рубинштейном, определявшим жизненное событие как поворотный этап в психологии жизненного пути, когда принимаются важные решения на длительный период. Проблема взаимодействия внутреннего мира личности с внешними обстоятельствами рассматривается Б. Г. Ананьевым, К. А. Абульхановой-Славской, Н. В. Логиновой и др. Понятие «жизненное событие» широко освещается в общей психологии и психологии личностиоднако такому поворотному жизненному событию, как травматическое, в данных отраслях до сих пор не было уделено достаточно внимания.

Между тем задача исследования психологических механизмов переживания травматического события является одной из важнейших в современной психологии. Сегодня она приобретает особую значимость не только в связи с ростом в различных регионах планеты природных и антропогенных катастроф, «горячих точек» и террористических актов. С не менее тяжелыми ситуациями люди встречаются в разных сферах своего бытия и на всем протяжении жизненного пути. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена требованиями практики психологической помощи человеку, который в силу различных причин оказался подвержен воздействию травматических факторов. Перед специалистами стоит задача разработки программ психологической профилактики кризисных состояний и реабилитации лиц, столкнувшихся с травматическим событием. Для ее решения необходима разработка концепции переживания человеком травматических событий. Несмотря на растущий интерес к этому вопросу, психология до сих пор не располагает сформированной системой представлений относительно механизмов переживания травматического события.

Термином «травматическое событие» обычно обозначают широкий класс нежелательных для человека тяжело контролируемых ситуаций, обладающих потенциалом мощного негативного воздействия на личность, представляющих реальную или воображаемую угрозу жизни или физической целостности человека или его близких, превышающих возможности совладания, возникновение которых внезапно или непредвиденно и т. д. Особое внимание воздействию наличность событий травматического характера было уделено в зарубежной психологии в силу ее большей практической направленности. Основные подходы к пониманию сущности переживания травматического события определили Т. Грининг, Р. Джаноф-Бульман, Д. Келли, Р. Лазарус, Р. К. Питман, В. Франкл, 3. Фрейд, М. Дж. Хоровиц, А. Эллис, С. Эпстейн и многие другие.

В отечественной психологии основные направления исследований функционирования индивида в стрессовых и потенциально травматических условиях определили Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, Е. С. Калмыкова, Ц. П. Короленко, М. В. Леви, М. Ш. Магомед-Эминов, Ф. 3. Меерсон, В. В. Нечипорен-ко, В. Я. Семке, Н. В. Тарабрина. Большинством исследователей эта проблема рассматривались в основном в рамках стрессологии и психопатологии (В. А. Бодров, М. Е. Зеленова, Е. О. Лазебная, А. Г. Маклаков, Н. Н. Пуховский, А. Л. Пушкарев, Е. В. Снедков и др.). Преимущественное рассмотрение круга данных вопросов с методологических позиций клинического подхода не учитывает смысложизненной проблематики переживания травматического события. В общей психологии и психологии личности эти вопросы не получили достаточной разработки. В связи с повышением исследовательского интереса к факторам личности, определяющим влияние травматического события на функционирование человека, нам кажется достаточно обоснованным заявление М. Ш. Магомед-Эминова о необходимости изучения переживания травматического события в рамках общей психологии и психологии личности.

Отсутствие целостной психологической теории переживания травматических ситуаций обусловлено отсутствием удовлетворительного осмысления и систематизации огромного количества эмпирического материала. Необходимо осмысление переживания травматического опыта во всей полноте с современных общеметодологических и теоретических позиций, открывающих новые возможности совершенствования работы с человеком, переживающим последствия тяжелого опыта. Выход за рамки клинического подхода, перенесение внимания на уровень личностных переживаний позволит охватить важные составляющие сложной проблемы переживания травматического опыта, до сих пор остающиеся недостаточно изученными.

Цель исследования — выявить психологические механизмы переживания травматического события и дать им психологическую характеристику.

Объектом исследования является переживание жизненного события, имеющего травматический характер.

Предмет исследования составляют психологические механизмы переживания травматического события.

В основу работы была положена следующая гипотеза: переживание травматического события определяется действием психологических механизмов, различающихся своей структурно-функциональной организацией, в основе которых лежит трансформация смысловых связей между событиями разных временных периодов. При этом мы исходили из следующих допущений:

• Действие психологических механизмов определяет эффективность или неэффективность переживания травматического опыта.

• В основе неэффективного действия психологических механизмов переживания травматического события лежат разрушение ведущих смысловых образований, нарушение смысловых связей между событиями разной временной отнесенности, неспособность интегрировать травматическое событие в целостный временной контекст прошлого-настоящего-будущего.

•Эффективное переживание осуществляется посредством механизма, характер которого определяется образованием новых ведущих смысловых образований, составляющих единый смысловой комплекс, трансформацией структуры связей в системе смыслов, подвергшихся воздействию травматического опыта, а также установлением смысловой связи между событиями, имеющими различную временную отнесенность, и включением травматического события в контекст целостной временной перспективы.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы психологических механизмов переживания травматического события.

2. Исследовать индивидуально-психологические особенности и специфику травматического опыта личности с разной степенью выраженности посттравматического стресса.

3. Определить особенности разных вариантов динамики психологических последствий травматического события.

4. Выделить психологические механизмы переживания травматического события и описать их структурные и функциональные характеристики.

5. Исследовать специфику функциональных характеристик переживания травматического опыта на разных сроках преодоления.

Методологическая база исследования. В основу диссертационного исследования легли:

— положения отечественной психологии о системной детерминации переживания жизненных событий, развитые в работах С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, К. А. Абульхановой-Славской и др.;

— основные принципы деятельностного подхода, разработанного А. Н. Леонтьевым и получившего дальнейшее развитие в работах Б. В. Зейгар-ник, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка;

— методологические положения структурного анализа и представления о месте смысловой сферы личности в восприятии жизненных событий Л. С. Выготского, М. Ш. Магомед-Эминова, Л. И. Анцыферовой.

Методы и организация исследования. При решении поставленных в исследовании задач использовались следующие методики: опросник травматических событий LEQ, разработанный под руководством Н. В. Тарабринойгражданский вариант Миссисипской шкалы для оценки посттравматических реакцийШкала оценки влияния травматического событиятест MMPIтест смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьеварепертуарный тест личностных конструктовметодика ценностного спектра Д. А. Леонтьева.

При обработке результатов исследования использовались стандартные методы математического анализа данных: вычисление средних, стандартного отклонения, t-критерий Стьюдента, методы линейной и ранговой корреляции, кластерный анализ, критерий Ливена, дисперсионный однофакторный анализ.

Исследование проводилось в период с 2002 по 2005 год. Для получения представления о переживании травматических событий представителями так называемой «условной нормы» была обследована первая группа испытуемых. Ее составили студенты Кемеровского государственного университета в количестве 101 человек. Для изучения специфики переживания травматического события на раннем и отдаленном сроках были сформированы вторая и третья группы испытуемых, выступившие в качестве модельных. Во вторую группу, представляющую модель острой стрессовой реакции, вошли 20 человек, получивших не более 1 месяца назад физические травмы разной степени тяжести. В третью группу, демонстрирующую характерологические изменения личности в отдаленном периоде переживания травматического опыта, были включены 11 человек с диагнозом «невротическое развитие личности».

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целью, задачами и условиями осуществляемого исследования, применением методов математической обработки полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. До сих пор в зарубежных и отечественных исследованиях переживание травматических событий изучалось в основном в рамках формирования дезадаптивных состояний в группах повышенного риска по развитию посттравматического стресса. В данной работе предпринята попытка выхода за пределы клинического подхода и рассмотрения данной проблемы с позиций общей психологии и психологии личности посредством изучения переживания травматического опыта лицами условной «нормы». В диссертации переосмыслены теоретические представления о травматическом событии как разрушительном для человека и об оптимальном преодолении как о завершении переживания тяжелого опыта. Представлена перспектива рассмотрения травматического события как возможности приобретения, обращения обусловленных стрессом «поломок» в потенциальные человеческие возможности. Выдвинуто положение о неисчерпаемости" влияния травматического события на жизнедеятельность человека.

Показана роль актуального смыслового состояния в переживании травматического события, на основании чего дана новая интерпретация смысловой составляющей механизмов переживания. В работе имеет место апробация методического принципа совмещения структурного и процессуального подходов к рассмотрению механизмов переживания травматического события. На основании структурных особенностей психологических механизмов определена их функциональная специфика. Описаны различные варианты динамики психологических последствий травматического опыта и получены новые данные о характеристиках психологических механизмов переживания жизненных событий, имеющих травматический характер, на разных сроках.

Практическая значимость. Полученная информация об индивидуально-психологических особенностях личности, находящейся в состоянии посттравматического стресса, позволит повысить эффективность психологической профилактики данного состояния и способствовать улучшению психологической помощи лицам, пережившим травматические события. Знание закономерностей динамики психологических последствий травматического опыта и механизмов переживания травматического события позволит оптимизировать качество психодиагностической и реабилитационной работы с данным контингентом клиентов на разных сроках переживания. Материалы исследования могут использоваться при построении учебных курсов для студентов-психологов и социальных работников, а также слушателей института повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Переживание травматического события обусловливается процессом трансформации связей между различными компонентами смысловой сферы личности и изменением смысловых ориентиров жизнедеятельности личности.

2. В основе неэффективного переживания травматического события лежат отсутствие осмысления событий разных временных периодов, нарушение интеграции жизненных событий в единый временной контекст жизни, утрата ощущения непрерывности опыта и отсутствие восприятия себя как целостного субъекта переживания.

3. Процесс переживания травматического опыта носит сложный нелинейный характер, определяющий конкретный вариант динамики психологических последствий травматического события, в основе которого лежат особенности актуального психического состояния с сопутствующими ему психологическими защитами, специфика восприятия образа «Я» во времени, осмысленность событий прошлого, настоящего и будущего и отношение к травматическому опыту.

4. Степень продуктивности актуального смыслового состояния, выражающаяся в осмысленности и целостности восприятия событий разных временных периодов, опосредует функционирование следующих психологических механизмов переживания травматического события: механизма разрыва смысловых связей, фиксации смысла и переструктурирования и образования новых ведущих смысловых образований. Эффективность действия психологических механизмов зависит от количества ведущих смысловых образований, силы и числа связей между элементами системы смыслов, расположения смысловых образований в общем пространстве ценностей, степени сохранности в смысловой сфере личности смыслообразующих ценностей.

5. Динамическая модель переживания травматического события характеризуется последовательным прохождением через стадии психологического шока и утраты жизненных ориентиров, абстрагирования от психологических проблем, активной рефлексии и осмысления травматического опыта, а также восстановительной стадии.

Публикация и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были апробированы на X Международной научной конференции «Ломоносов-2003» (Москва, 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в изменяющейся России: проблемы, поиски, перспективы» (Томск, 2003) — Международной научно-практической конференции «Человек в трудной жизненной ситуации» (Москва, 2003) — на XI Международной научной конференции «Ломоносов-2004» (Москва, 2004 г.) — Всероссийской практической конференции «Современные технологии реабилитации инвалидов военной травмы» (Москва, 2004) — Всероссийской научной конференции «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность» (Томск, 2004).

Выполнение исследования было поддержано Министерством образования РФ (гранты А03−14−354- А04−14−330). Результаты исследования нашли отражение в разработке учебного курса «Методы работы с посттравматическим стрессовым расстройством» для слушателей ФПК Кемеровского государственного университета и в привлечении материалов исследования в составление курса «Психологические основы социальной работы» для студентов социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета.

По материалам диссертации опубликовано шесть научных работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, включающего 221 источник. Общий объем работы составляет 189 страниц.

4.4. Выводы.

Рассматривая переживания травматического события как особую внутреннюю деятельность, развивающуюся на фоне общего функционального уровня — состояния, мы поставили своей задачей описать работу психологических механизмов переживания через обусловливающие их состояния. Обнаружение большого количества взаимосвязей между показателями осмысленности жизни и проявлениями ПТС определило ориентацию на рассмотрение актуального смыслового состояния (АСС) как лежащего в основе переживания травматического события. На основании степени продуктивности АСС, выражающейся в осмысленности и целостности восприятия событий разных временных модусов, нами было выделено три механизма переживания травматического события.

Неэффективный механизм переживания травматического события был обозначен нами как «разрыв смысловых связей». Его особенностью являются нарушение связей между элементами смысловой сферы, разрушение ведущих смысловых образований, сегментарная организация системы личностных смыслов. В субъективном пространстве ценностей смысловые образования, отражающие некоторые актуальные для человека жизненные сферы, значительно удалены друг от друга. Функциональные характеристики данного механизма выражаются в пикообразном заострении профиля MMPI (2-я, 6-я, 3-я шкалы), большей в сравнении с другими механизмами направленности идентификации на образ «Я» в прошлом при снижении способности видеть себя в перспективе, ориентации на область межличностных отношений, вытеснении из репрезентаций субъективной смысловой реальности категорий, характеризующих травматический опыт (РЕП-тест).

Относительно эффективный механизм переживания получил название «фиксация смысла». Его отличают большее, чем при первом механизме, количество связей между элементами смысловой системы, сосредоточение на наиболее значимой для индивида области, представляющей основной источник смыслов, монолитность системы личностных смыслов, низкая автономность, слитность и тесная сцепленность между собой отдельных смысловых образований. Специфика реализации данного механизма отражается в широко разбросанном пикообразном профиле MMPI (9-я и 6-я шкалы), уменьшении направленности идентификации на образ «Я» в прошлом и формировании способности видеть себя в перспективе, а также в попытках осмысления травматического опыта (РЕП-тест).

Наиболее оптимальный механизм переживания был определен как «переструктурирование и образование новых ведущих смысловых образований». Деятельность данного механизма определяется ростом силы и количества связей между смысловыми образованиями, формированием новых ведущих смыслов, опосредованностью связей между элементами смысловой системы. Смысловая структура включает в себя и смысловые образования высокой степени подобия, объединенные в единые смысловые комплексы, не сливающиеся в слабодифференцируемое единство, и более автономные элементы. Функционирование этого механизма находит отражение в наиболее сглаженном, гармоничном профиле MMPI с ведущей 9-й шкалой, в направленности идентификации на образ «Я» в будущем, активной рефлексии собственного травматического опыта и его последствий (РЕП-тест).

Описанная специфика реализации выделенных механизмов определяется различиями в сроках переживания травматического события. Особенности динамики функциональных характеристик переживания в выборке условной нормы прослеживались нами на четырех стадиях.

1. Стадия психологического шока и утраты ориентиров (до 1-о месяца после травматического события). Характерны неадекватная состоянию оптими-стичность, высокие показатели ригидности, эмоциональная лабильностьвысокие показатели осмысленности жизни, носящие компенсаторный характердиффузность самоидентичности, стремление переосмыслить свои представления об окружающем мире и своем месте в нем, сосредоточенность на себе, тенденция к уходу от рефлексии собственного травматического опыта.

2. Стадия абстрагирования от проблем (1−6 месяцев). Особенности динамики функциональных характеристик выражаются в высоких показателях оптимистичности и эмоциональной лабильностив разрыве смысловых связей между событиями прошлого, настоящего и будущегов направленности идентификации на образ «Я» в будущем, низком уровне рефлексии своих психологических проблем, связанных с травматическим опытом, и личностных ресурсов их преодоления.

3. Стадия активного осмысления и переработки травматического опыта (6 месяцев — 2 года). Для данной стадии свойственны повышение показателей оптимистичности и ригидностиустремленность сознания в будущее и ориентация преимущественно на целиустойчивое самоотождествление с образами «Я в прошлом» и «Я в будущем», повышенная рефлексия травматического опыта.

4. Стадия восстановления (более 2-х лет). Отличительными особенностями актуального психического состояния являются некоторая инертность в сочетании с яркостью эмоциональных проявленийвосстанавливаются прерванные связи между событиями разных временных модусовобраз «Я» проецируется в будущее, активизируются процессы осмысления принципов мироустройства и своего места в окружающей действительности.

Как показало исследование актуальных состояний у лиц с неблагоприятной динамикой переживания травматического опыта, выразившейся в невротическом развитии личности, нарастание дезадаптации на поздних сроках (свыше 2-х лет) определяется вытеснением психологических проблем и конверсией напряженности в физиологические нарушения, условно связанные с травматическим событием. Непродуктивно разрешенное противоречие на предыдущих стадиях переживания приводит к полному распаду смысловых связей между жизненными событиями, утрате ощущения непрерывности жизненного опыта.

Можно сделать вывод, что эффективность функционирования механизмов переживания травматического события определяется:

1) образованием новых ведущих смысловых образований, составляющих единый смысловой комплекс;

2) переструктурированием и формированием гибкой, опосредованной сети связей в системе смыслов;

3) осмысленностью событий всех временных модусов с интеграцией травматического события в целостный временной контекст.

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты и сделанные выводы подтверждают наше предположение о роли трансформации смысловой сферы личности в психологических механизмах переживания травматического события.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема влияния травматических событий на жизнедеятельность человека издавна привлекает внимание представителей многих научных дисциплин: медицины, социологии, философии, юриспруденции, социальной работы и, естественно, психологической науки. Однако до настоящего времени как в зарубежной, так и в отечественной психологии не было выработано единой общепринятой теоретической концепции, обладающей достаточной объяснительной ценностью для понимания природы травматических ситуаций. Различные психологические школы и направления, описывая те или иные аспекты понятия «травматическое событие», наделяют его свойствами и атрибутами особенностей своих концептуальных исследований. Травматическое событие рассматривается то как событие внешней (объективной) реальности, то как элемент внутренней (субъективной) реальности, либо как образование, в равной степени присущее личности и внешнему миру.

Одним из наиболее тяжелых последствий травматического события является посттравматический стресс, понимаемый многими исследователями как затяжная, непосредственная или отставленная реакция на событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Такой подход обычно направлен на изучение комплекса реакций, образующих характерный симптомокомплекс. Позволяя решить ряд важнейших научно-практических задач, данный подход, тем не менее, не позволяет вскрыть внутренних, психологических механизмов переживания последствий травматического опыта, фактически не учитывает возможности изменений в глубинном уровне организации личности. Между тем психологические последствия травматического события и проявления посттравматического стресса не ограничиваются только уровнем посттравматических реакций. Для понимания данного феномена необходимо перенести внимание на уровень личностных переживаний.

Травматическое событие может не только спровоцировать формирование длительных неблагоприятных изменений в структуре личности, но и также способствовать личностному росту и переходу на иной, качественно новых уровень развития. В своем формировании психологические последствия негативного опыта проходят ряд последовательных стадий, характер которых определяется особенностями деятельности комплекса психологических факторов и механизмов разной степени обобщенности, характеризующихся неоднородностью и разноуровневостью.

Основываясь на принципах системного детерминизма (С. JI. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская), мы рассматриваем травматическое событие как функцию интегративного фактора внешней и внутренней реальности субъекта, интенсивность и глубина влияния которого на личность определяется как силой внешнего воздействия, так и психологическими особенностями личности. Особое место в системе психологических особенностей занимает смысловая структура сознания, обусловливающая восприятие события и определяющая индивидуальные различия в силе и направленности воздействия тяжелого опыта. В соответствии с основными положениями деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Ф. Е. Василюк) и методологией структурного анализа Л. С. Выготского преодоление травматического события происходит в процессе переживания как особого рода внутренней деятельности по трансформации внутреннего мира, изменению смысловых ориентиров жизнедеятельности личности, восстановлению связей между различными компонентами смысловой сферы личности. Задачами переживания являются формирование ценностного отношения к травматическому опыту, развитие способности индивида располагать события во временной перспективе, восстановление смысловых связей между событиями разных временных модусов с их интеграцией в целостный контекст жизни. Таким образом, рамки теоретического рассмотрения исследовательской проблемы были заданы общепсихологическим, а не клиническим подходом.

На этапе экспериментальной работы нами было проведено исследование психологических особенностей переживания травматического опыта и их роли в формировании индивидуального стиля взаимодействия личности с травматическим событием и в функционировании механизмов совладания. Полученные результаты подтвердили наше общее предположение о том, что конкретный тип переживания травматического события обусловливается сложным комплексом психологических механизмов, центральнообразующую роль в системе которых занимает трансформация смысловой сферы, осуществляемая посредством формирования единого комплекса новых ведущих смысловых образований, переструктурирования связей в системе смыслов и синхронизацией актуальных смысловых состояний с включением травматического события в целостную временную перспективу.

Обобщая полученные данные, мы можем сделать следующие выводы:

1. Личности, переживающей посттравматический стресс, свойственны тугоподвижность нервных процессов с тенденцией фиксации на проблеме, сложность переключения внимания, склонность к перепадам настроения, преобладание пассивной позиции, отрицание психологических проблем посредством демонстрации оптимистического настроя.

2. У лиц с ПТС нарушена интеграция жизненных событий в единый временной контекст жизни, утрачено ощущение целостности, непрерывности опыта, отсутствует понимание себя как целостного субъекта переживания.

3. Психологические характеристики личности определяют конкретный тип динамики последствий травматического события. Тип динамики с затяжным ПТС напоминает негативную динамику при аномальном развитии личности, проявляется в формировании акцентуированных черт, дисфункции времени. Динамике с отставленной реакцией на событие сопутствует отрицание психологических трудностей, осмысленность настоящего при утрате связей с прошлым и будущим, отсутствие стремления осмыслить травматический опыт. Тип динамики с нормализацией психического состояния в отдаленном периоде отражает снижение напряженности адаптационных механизмов, большую смыеловую нагруженность будущего, целостность самовосприятия во времени и активную рефлексию травматического опыта. Наиболее позитивную динамику с отсутствием выраженного ПТС после события и в отдаленном периоде характеризуют высокие показатели осмысленности всех временных модусов, видение себя по преимуществу в будущем.

4. Степень эффективности переживания психологических последствий травматического опыта опосредуется такими механизмами, как:

— механизм разрыва смысловых связей, специфика которого заключается в нарушении связей между элементами смысловой сферы, «распаде» ведущих смысловых образований, сегментарной организации системы личностных смыслов;

— механизм фиксации смысла, которому свойственны увеличение числа связей между элементами смысловой системы, фиксация на одной наиболее значимой сфере, низкая автономность, слитность и тесная сцепленность между собой отдельных смысловых образований;

— механизм переструктурирования и образования новых ведущих смысловых образований, реализуемый посредством роста силы и численности гибко опосредованных связей между смысловыми образованиями, формированием новых ведущих смыслов.

5. Функциональными характеристиками, определяющими рост эффективности механизмов переживания травматического события, являются: степень активности жизненной позиции, уровень жизнелюбия, самооценка, способность гибкого переключения при внезапно меняющейся ситуации, стремление к постановке целей и формированию жизненных перспектив, сила направленности идентификации на образ «Я» в будущем, стремление к рефлексии травматического опыта.

6. В зависимости от срока, прошедшего после травматического события, определяется специфика реализации выделенных механизмов, которая была прослежена нами на четырех стадиях:

— на первом этапе происходит формирование гиперкомпенсаторной реакции с тенденцией к отрицанию тяжести психического состояния и защитным ростом показателей осмысленности жизни, утрата ясной самоидентичности, стремление к уходу от рефлексии собственного травматического опыта;

— на втором этапе за счет защитных реакций вытеснения и отрицания снижается тревожность, уменьшаются депрессивные тенденции, происходит нарушение смысловых связей между событиями разных временных модусов, идентификация приобретает характер направленности на образ «Я» в будущем;

— на третьем этапе происходит проникновение в сознание имеющихся психологических проблем, повышение показателей тревожности и депрессив-ности с тенденцией к психосоматизации, концентрация на травматическом опыте и поисках возможных путей разрешения имеющихся трудностей, устойчивое самоотождествление с образами «Я в прошлом» и «Я в будущем».

— на четвертом этапе нормализуется актуальное психическое состояние, восстанавливаются прерванные связи между событиями разных временных модусовослабевает идентификация образа «Я» с прошлым при проецировании в будущее, активизируются процессы осмысления принципов мироустройства и своего места в окружающем мире, травматическое событие занимает свое место в системе целостного жизненного опыта личности.

7. При неблагоприятной динамике переживания травматического опыта нарастают явления дезадаптации с вытеснением психологических затруднений из сферы сознания и конверсией в соматическую сферу, продолжается разрушение смысловых связей между событиями разных временных периодов, разрушается ощущение непрерывности жизненного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. , В. А. Диссоциация как механизм психологической защиты в контексте последствий психической травмы: автореф. дисс.. к. пси-хол. н. / В. А. Агарков. М.: МГУ, 2002. — 26 с.
  3. , А. Ю. Основы смысловой теории сознания / А. Ю. Агафонов. — СПб.: Речь, 2003.-296 с.
  4. , А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 287 с.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  6. Актуальные проблемы патофизиологии: избранные лекции / под ред. Б. Б. Морозова. М.: Медицина, 2001. — 424 с.
  7. , Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 334 с.
  8. , Ю. А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  9. , Ю. А. Психические расстройства во время и после чрезвычайной ситуации / Ю. А. Александровский // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. — Т. 3. — № 4. — С. 17−29.
  10. , Ю. А. Чрезвычайные ситуации и психогенные расстройства / Ю. А. Александровский // Современная психиатрия. 1998. -№ 1.-С. 5−8.
  11. , А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А. Г. Амбрурова // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 6.-С. 107−115.
  12. , Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I./ Б. Г. Ананьев. М., 1980. — 232 с.
  13. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретациях современного психоанализа, интеракционистской и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 62−69.
  14. , JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−17.
  15. , Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1993,-№ 2.-С. 3−16.
  16. , О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 61−73.
  17. , О. Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» / О. Н. Арестова, Е. С. Шилыптейн // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1998. — № 1. — С. 8−18.
  18. , Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджоли. — М.: REFL-book, 1984.-314 с.
  19. , Р. Самореализация и психологические нарушения / Р. Ассаджоли // Духовный кризис / под ред. С. Грофа, К. Гроф. М.: Класс, 2000. -С. 49−72.
  20. , В. А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 1997. -Т. 18.-№ 1.-С.З-9.
  21. , Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 153−159.
  22. , Д. Л. Клинико-социальная характеристика, терапия и профилактика психических расстройств, связанных со стрессом (на материалах Хабаровского края): автореф. дисс.. к. мед. н. / Д. Л. Бекер. М., 2002. — 24 с.
  23. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. JL: Наука, 1988. — 270 с.
  24. , В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. М., 1995. — 128 с.
  25. , В. П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. 2-е изд. / В. П. Боровиков. СПб.: Питер, 2003. -688 с.
  26. , Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 352 с.
  27. , JI. Ф. К психологической теории ситуации / JI. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 517.
  28. , Дж. Искусство психотерапевта. / Дж. Бьюдженталь. — СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  29. , Ф. Е. Пережить горе / Ф. Е. Василюк // Диалог. 1990. — № 16. -С. 103−108.
  30. , Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  31. , Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. Т. 16 — 1995. — № 3. — С. 90−101.
  32. , В. П. Профилактика состояний психоэмоционального напряжения у сотрудников правоохранительных органов / В. П. Вахов, И. В. Колос, Н. А. Лопушанская // Современная психиатрия. 1998. — № 1. — С. 15−17.
  33. , В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети / В. Волкан,
  34. Зинтл // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. — № 4.-С. 38−45.
  35. , JT. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 307 с.
  36. , В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  37. , К. В. Методы психологической коррекции посттравматических стрессовых расстройств / К. В. Гилева, Н. В. Дмитриева, М. В. Друмова // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. 334 с.
  38. , Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984. — 207с.
  39. , Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1998. — 560 с.
  40. , Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г. В. Грачев. М.: ПЕР СЭ, 2003.-304 с.
  41. , Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  42. , Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. СПб.: Питер, 2002.- 496 с.
  43. , Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии / Т. Грининг // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 92−96.
  44. , С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. — 342 с.
  45. , И. В. Клиническая динамика и терапия посттравматических стрессовых расстройств у пострадавших с ожогами: автореф.. к. мед. н. / И. В. Турин. М., 1996. — 19 с.
  46. , М. П. Аутодеструктивное поведение как форма поиска смысла жизни (на материале покушений на самоубийство): автореф.. к. психол. н. / М. П. Гусакова. М., 2000. — 24 с.
  47. , Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие / JI. Д. Демина, И. А. Ральникова. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. — 123 с.
  48. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: методическое пособие. -М.: ВНИИПО, 1999. 187 с.
  49. , Л. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  50. , Г. Г. Социально-политическая психология: учеб. пособ. Для вузов / Г. Г. Дилигенский. М.: Наука, 1994. — 304 с.
  51. , Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
  52. , Е. М. Вариант психологического теста Mini-Mult / Е. М. Епанчинцева, В. Я. Семке, Н. П. Гарганеева, В. П. Зайцев // Психологический журнал. 1981. -№ 3. — С. 118−123.
  53. , Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: МГУ, 1980. — 169 с.
  54. , Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. С. Мазур // Психологический журнал. 1989.-Т. 10.-№ 2.-С. 122−132.
  55. , В. В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении / В. В. Знаков // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. -№ 2. — С. 99−108.
  56. , В. В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 108−116.
  57. , В. Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция? / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 86−88.
  58. , Е. С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий / Е. С. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. — № 3. — С. 40−46.
  59. , Е. С. Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова, С. А. Комиссарова, М. А. Падун, В. А. Агарков // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 6. — С. 8997.
  60. , Е. С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Миско Е. А., Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2001. -Т. 22.-№ 4.-С. 70−80.
  61. , Е. С. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к травме: постановка проблемы / Е. С. Калмыкова, М. А. Падун // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 5. — С. 88−98.
  62. , Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа / Д. Калшед. М.: Академический Проспект, 2001. — 368 с.
  63. , А. Г. Психологическая реабилитация инвалидов войны / А. Г. Караяни, В. И. Кутьинов, М. С. Полянский // Психологическая реабилитация участников боевых действий. М.: ВУ, 2003. — С. 11−19.
  64. , Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. Л.: Медицина, 1982. — 272 с.
  65. , Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. Т. 9. — № 5. — С. 120−128.
  66. , А. Дж. Теория личности: психология личных конструктов /
  67. A. Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  68. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-368 с.
  69. Клиническая психология / под. ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.- 1312 с.
  70. , А. Ф. Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа/ А. Ф. Коган // Сб. науч. трудов Института психологии им. С. Г. Костюка АПН Украины. Том 2, часть 3. — Киев, 2000. — С. 8092.
  71. , В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие /
  72. B. В. Козлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 302 с.
  73. , Т. Стресс / Т. Кокс. М.: Медицина, 1981.-216 с.
  74. Конфликт и травма: Актуальные вопросы оказания помощи при травматических и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. -СПб.: Институт психотерапии и консультирования «Гармония». — 2002. -69 с.
  75. , Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростелевой: Вып. 4. СПб., 2000. — С. 155 159.
  76. , Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. Л., 1978. — 272 с.
  77. , Ц. П. Психоанализ и психиатрия: монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. -667 с.
  78. , О.А. Психосоматические аспекты развития психических нарушений у ликвидаторов аварии на ЧАЭС / О. А. Кравцова, Г. М. Румянцева, О. В. Чинкина, Т. М. Левина // Психиатрия и психофармакотерапия, 2002. Том 4. — № 1. — С. 35−49.
  79. , О. А. Сексуальное насилие как психическая травма: автореф. дисс.. к. психол. н. / О. А. Кравцова. М.: МГУ. — 2000. -26 с.
  80. , А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний: учебное издание / А. И. Красило. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 96 с.
  81. , В. И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала: автореф. дисс.. к. психол. н. / В. И. Кривоконь. М., 1999. — 27 с.
  82. , В. А. Психологические защитные механизмы: методические рекомендации / В. А. Кубасов, С. И. Тихонов, П. Н. Москвитин, А. А. Зданович, А. И. Ковылин. Новокузнецк, 1999. — 211 с.
  83. , В. И. Стереотипы об инвалидах войны как фактор регуляции системы их отношений: автрореф. дисс.. к. психол. н. / В. И. Кутьинов. -М., 2004.-22 с.
  84. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Ла-зарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 1970. — 328 с.
  85. , М. В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных: автореф. дисс.. к. психол. н. / М. В. Леви. М., 2000. — 30 с.
  86. , Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвящение, 1964. — 344 с.
  87. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.-572с.
  88. , Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М., 1992.-16 с.
  89. , Д. А. Методика ценностного спектра и ее возможности в исследовании субъективной реальности / Д. А. Леонтьев // Методы психологии: ежегодник РПО. Т. 3. — Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 163−166.
  90. , Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487с.
  91. , А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработ. / А. В. Либин М.: Смысл- Per Se, 2000. — 549 с.
  92. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Г. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 288 318.
  93. , Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 103−109.
  94. , В. М. Посттравматические стрессовые расстройства / В. К. Шам-рей, К. Н. Койстрик. СПб.: Вмед А, 1999. — 31 с.
  95. , Р. Расколотое «Я» / Р. Лэнг. СПб.: Белый Кролик. — 1995. — 352 с.
  96. Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М. Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия психология. 1996. — № 4. -С. 26−35.
  97. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
  98. , С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди. -СПб.: Издательство Речь, 2002. 539 с.
  99. , Е. С. Смысловая регуляция деятельности (на материале некоторых видов патологии): автореф. дисс. к. психол. н. М., 1983. — 20 с.
  100. , E. С., Смысловая регуляция негативных переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении / Е. С. Мазур, В. Б. Гельфанд, П. В. Качалов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 7186.
  101. , А. Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов / А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, Е. Б. Шустов // Психологический журнал. 1998. — № 2. — Т. 19. — С. 15−26.
  102. , А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16−24.
  103. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2005.-960 с.
  104. , А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  105. , Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. 3. Меерсон. М.: Наука, 1981.-280 с.
  106. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. ВОЗ, Россия, СПб.: Изд-во АДИС. 1994. -248 с.
  107. , В. И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности: автореф. дисс.. к. психол. н. / В. И. Мельников. -Новосибирск, 2000. 26 с.
  108. , А. И. Восприятие риска / А. И. Мечитов, С. Б. Ребрик // Психологический журнал. 1990. -Т. 11. — № 3. — С. 87−95.
  109. , С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности / С. М. Морозов. М.: Смысл, 2002. — 118 с.
  110. , К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т. 1. — № 2. — С. 100−111.
  111. , Д. М. Самосожжение женщин в условиях экстремальных психотравмирующих ситуаций / Д. М. Мухмадиев // Современная психиатрия, 1998. -№ 1.-С. 20−21.
  112. М. М. Ранний опыт: травма и фантазии / М. М. Мучник, Е. М. Райзман // Журнал практической психологии и психоанализа. -2003. -№ 1.-С. 31−41.
  113. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  114. Мэй, Р. Открытие бытия / Р. Мэй. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 244 с.
  115. , В. Н. Психологическая наука в СССР / В. Н. Мясищев. Т 2. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 372 с.
  116. , В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. — 426 с.
  117. , Н. И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. М.: МГУ, 1976. — 112 с.
  118. , Ю. В. Динамическая характеристика психических расстройств у лиц, перенесших Спитакское землетрясение / Ю. В. Назаренко, И. В. Колос // Медицина катастроф. М.: Наука, 1990. С. 389−395.
  119. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 1997. — Т. 18.-№ 5.-С. 120−131.
  120. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2004. 392 с.
  121. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  122. , В. В., Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны / В. В. Нечипоренко, С. В. Литвинцев, Е. В. Снедков, Ю. К. Маликов, В. Е. Саламатов // Медицинская реабилитация раненых и больных. СПб., 1997. — С. 50−56.
  123. , Ю. Г. К проблеме кризиса идентичности / Ю. Г. Овчинникова // Вестник Московского университета. Психология. -2000. -№ 2-С. 87−93.
  124. , Д. В. Смысловые структуры личности участников афганской войны / Д. В. Ольшанский // Психологический журнал. 1991. — Т. 12.-№ 5.-С. 120−131.
  125. А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии. 1999. -№ 1.-С. 92−104.
  126. , М. А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: автореф. дисс.. к. психол. н. / М. А. Падун. М., 2003.-25 с.
  127. , Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с.
  128. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / под ред. акад. РАМН А. Б. Смулевича. М.: Русский Врач, 2000. — 160 с.
  129. Политическая психология: учеб. пособие для вузов / под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга — 2001. — 858 с.
  130. , Ю. В. Реакции на стресс: Практический комментарий к 5-ой главе Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ -10) / Ю. В. Попов, В. Д. Вид // Современная психиатрия. 1998. — Т. 1. — № 1. -С. 9−13.
  131. , А. П. Влияние инфаркта миокарда на смысловую сферу человека / А. П. Попогребский // Психологический журнал. 1998. — Т.19. -№ 5. — С. 113−118.
  132. , Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. М.: Мысль, 1971.-201 с.
  133. , В. И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В. И. Похилько, Е. О. Федотова // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 151−157.
  134. , А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. М.: Институт Психологии РАН, 1998. — 152 с.
  135. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологических особенности осужденных. Уфа: Здравоохранение Баш-киртостана, 2001. — 88 с.
  136. Психогении в экстремальных условиях / под ред. Александровского Ю. А., Лобастова О. С., Спивак Л. И., Щукина Б. П. М.: Медицина, 1991.-96 с.
  137. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2000 — 416 с.
  138. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002. — 479 с.
  139. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997.-397с.
  140. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
  141. , В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества / В. И. Пузько // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества». Владивосток, 1995. — С. 89−91.
  142. , Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций / Н. Н. Пуховский. М.: Академический Проект, 2000. — 286 с.
  143. , A. JI. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, псифармакотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарев, В. А. Домора-цикий, Е. Г. Гордеева. М.: Издательство Института психотерапии, 2000. — 128 с.
  144. , К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 416 с.
  145. , Т. Н. Посттравматический стресс: клинический и психологический подходы // Психология травматического стресса сегодня: сб. тезисов конференции. М.: Институт психологии РАН и др. 1994. — 45 с.
  146. , Т. Н. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда: автореф. дисс.. к. психол. н. / Т. Н. Розова. М.: МГУ, 1991.-27 с.
  147. , В. Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ро-мек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. СПб.: Речь, 2004. — 256.
  148. , JI. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / JI. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.
  149. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004.-713 с.
  150. , Е. В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: введение в психологическую теорию социального функционирования личности / Е. В. Руденский. Новосибирск: Институт психологии личности, 2001. — 205 с.
  151. , Г. М. Психосоматические аспекты развития психических нарушений у ликвидаторов аварии на ЧАЭС / Г. М. Румянцева, О. В. Чинкина, Т. М. Левина // Психиатрия и психофармакотерапия, 2002. Т. 4. — № 1.-С. 35−49.
  152. , О. Н. Принципы медико-психологической реабилитации военнослужащих, участвующих в боевых действиях / О. Н. Рыбников, И. К. Московкин, Л. В. Смекалкина // Российский медицинский журнал, 2002.-№ 6.-С. 31−35.
  153. , Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье М.: Медицина, 1960.-254 с.
  154. , В.Я. Динамика нервно-психических расстройств у участников военных действий / В. Я. Семке, Е. М. Епанчинцева // Психические расстройства у вынужденных мигрантов и их терапия / Материалы XIV научных кербиковских чтений. С. 24−29.
  155. , В. П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. — 207 с.
  156. , А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А. В. Серый. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 — 183 с.
  157. , А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 — 272 с.
  158. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО Речь, 2000. — 350 с.
  159. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с.
  160. , А. В. Отдаленные последствия воздействия экстраординарных стрессовых событий у ветеранов войны в Афганистане и членов семей погибших: автореф. дисс.. к. мед. н. / А. В. Смирнов.- СПб., 1997. 19 с.
  161. , Н. Современные системы психологии / Н. Смит. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-384 с.
  162. , Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2003. — 624 с.
  163. , Л. Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2004. — 224 с.
  164. , Е. Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия / Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас // Materia Medica. 1996. — N 1(9) — С. 5−25.
  165. , Е. Т. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией / Е. Т. Соколова, С. В. Ильина // Психологический журнал. Т. 21. — № 5. — С. 70−81.
  166. , Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. М.: SvR -Apiyc, 1995.-360 с.
  167. , Ю. В. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю. В. Сосновикова. Горький: ГПУ им. А. М. Горького, 1975.- 118 с.
  168. , Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности / Д. В. Сочивко. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
  169. , Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  170. , Н. В. Психологические последствия войны / Н. В. Тарабрина // Психологическое обозрение. 1996. -№ 1 (2). — С. 26−29.
  171. , Н. В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы / Н. В. Тарабрина, Е. О. Лазебная // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 14−29.
  172. , Н. В. .Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС / Н. В. Тарабрина, Е. О. Лазебная, М. Е. Зеленова // Психологический журнал. 1994.-Т. 15.-№ 5.-С. 67−77.
  173. Техники консультирования и психотерапии. Тексты / под ред. У. С. Саха-киан. М.: Апрель Пресс, Изд.-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 624 с.
  174. , Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) / Е. Е. Торчинская // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 2. — С. 27−35.
  175. , А. Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  176. , А. Ш. Топология субъекта / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1994. № 2. — С. 3−13.
  177. , С. С. Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности: автореф. дисс.. к. психол. н. / С. С. Учадзе. -Сочи, 2002.-20 с.
  178. , В. Воля к смыслу / В. Франки. М.: Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. — 368 с.
  179. , В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франки // Психология личности. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982. — С. 118−126.
  180. , В. Психотерапия на практике / В. Франкп. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  181. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  182. , Ф. Новый метод исследования личности: пер. с англ. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М., 1987. — 221 с.
  183. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд. -М.: Наука, 1989. -455с.
  184. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия / 3. Фрейд // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М.: Когито-Центр, 2001. 569 с.
  185. , Б. Смысл жизни: обретение и утрата / Б. Херсонский // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. — 569 с.
  186. , К. Самоанализ / К. Хорни. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 448с.
  187. , К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. — Наши внутренние конфликты- Невроз и развитие личности / К. Хорни. — М.: Смысл, 1997. -696 с.
  188. , Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зидлер. СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
  189. , В. Э. К проблеме «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5 — С. 3−12.
  190. , В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 3−14.
  191. , В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский // Психол. Журнал. 1995. — Т 16. — № 2. — С. 15−25.
  192. , Е. С. Уровневая организация системы «Я» / Е. С. Шилыптейн // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1999. — № 2. -С. 34−45.
  193. , И. П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: методическое пособие / И. П. Шкуратова / под ред. В. А. Лабунской. Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.-40 с.
  194. , Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. СПб.: Изд.-во «Евразия», 1998. — 528 с.
  195. , Э. Г., Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  196. Экспериментальная психология: учебник для вузов, 2-е изд., доп. / под ред. В. Н. Жружинина СПб.: Питер, 2003. — 320 с.
  197. , А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  198. , И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 576 с.
  199. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  200. , К. Общая психопатология / К. Ясперс. М.: Практика, 1997. -1056 с.
  201. Alison Holman, Е. Getting «Stuck» in the Past Temporal Orientation and Coping With Trauma / E. Alison Holman, R. Cohen Silver // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. -№ 5. — P. 1146−1163.
  202. Brewin, C. R. A Dual Theory of Posttraumatic Stress Disorder / C. R. Brewin, T. Dalgleish, S. Joseph // Psychological Review. 1996. Vol. 103 — №. 4. — P. 670−686.
  203. Epstein, S. the Self-concept: a Review and the Proposal of an Integrated Theory of personality. In: E. Staub (Ed.) Personality / S. Epstein: Basic Aspects and Current Research. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1980. Vol. 80 P. 211−216.
  204. Heszen-Niejodek, I. Coping Style and Its Role in Coping with Stressful Encounters / I. Heszen-Niejodek // European Psychologist. 1997. Vol. 2 — №. 4. -P 342−351.
  205. Horowitz, M. J. Stress response syndromes / M. J. Horowitz. New York: Aronson, 1976.-p. 311.
  206. Jeavons, S. Coping style and psychological trauma after road accidents / S. Jeavons, D. J. De L. Home, К. M Greenwood // Psychology, Health & Medicine. 2000, Vol. 5 Issue 2. — p. 213.
  207. Janoff-Bulman, R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: Coping process and outcomes. In: C.R. Snyder (Ed.) Coping: the psychology of what works / R. Janoff-Bulman. New York: Oxford University Press, 1998. -P 206−220.
  208. Janoff-Bulman, R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma / R. Janoff-Bulman. New York: Oxford University Press, 1992. -p. 390.
  209. Kolb, L.C. A neuropsychological hypothesis explaining PTSD / L.C. Kolb // American Journal of Psychiatry, 1987, Vol. 44. P. 989−995.
  210. Lerner, M. J. The belief in a just word: A fundamental delusion / M. J. Lerner, New York: Plenum Press. 1980. p. 289.
  211. Lindeman, M. Traumatic Stress and Its Risk Factors Among Peripheral Victims of the M/S Estonia Disaster / M. Lindeman, S. Saari, M. Verkasalo, H. Prytz // European Psychologist. 1996 № 4. — P. 255−270.
  212. Maddi, S.R. The Story of Hardiness: twenty years of theorizing, research and practice / S. R. Maddi // Consulting psychology journal. 2002. — № 54. — P. 173−185.
  213. Marris, P. Loss and Change. Garden City / P. Marris. NY: An-chor/Doubleday. 1975.-p. 160.
  214. Pitman, R.K. Posttraumatic Stress Disorder, Conditioning and Network Theory / R.K. Pitman // Psychiatric Annals 18:3 / March 1988. P. 182−189.
  215. Price, R. Risky Situations / R. Price // Toward a psychology of Situations: An Interactional Perspective / Ed. by D. Magnusson. Hillsdate. — 1981. — P. 106 112.
  216. Sery, A. Modification of Purpose-in-Life Test / A. Sery, A. Yupitov // 28 Con-greso Interamericano de Psicologia. Santiago, Chili, 2001. P. 127.
  217. Taylor, S. E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation / S. E. Taylor // American Psychologist. № 38. — 1983 — P. 1161−1173.
  218. Опросник травматических событий LEQ
  219. Уважаемый (-ая) участник (участница) исследования!
  220. Большое спасибо за то, что Вы согласились ответить на наши вопросы.
  221. Целью исследования является изучение того, как люди справляются со стрессами в своей жизни. Это будет способствовать развитию более эффективной службы психологической помощи людям, перенесшим подобные ситуации.
  222. Опрос анонимный и состоит из анкеты и нескольких тестовых опросников. Им предшествуют специальные инструкции. Пожалуйста, внимательно прочтите га, прежде чем отвечать на вопросы.
  223. Семейное положение:? Женат/Замужем1. Холост/Не замужем1. Разведен (а)1. Вдовец/Вдова1. АНКЕТА Часть I ИНСТРУКЦИЯ
  224. Нет (переходите к части II анкеты)2.
  225. Укажите, пожалуйста, что это было за событие?3. Как давно оно произошло?1. Менее 1 месяца назад1. От 1 месяца до полугода1. От полугода до года1. От года и более
  226. Оцените по 5-балльной шкале интенсивность Вашей эмоциональной реакции на событие сразу после того, как оно произошло (1 балл — минимальная интенсивностьреакции, 5 баллов максимальная интенсивность)1 2 3 4 5
  227. Привело ли это событие к’возникновению у Вас тяжелого психологического состояния?1. Да
  228. Было нелегко, но вряд ли мое состояние можно было назвать тяжелым (переходите к вопросу № 7)
  229. Нет (переходите к вопросу № 7)
  230. Какова была продолжительность данного состояния? менее 1 месяцаот 1 месяца до 3 месяцевот 3 месяцев до 6 месяцевот 6 месяцев до 1 годаболее года
  231. Повлияло ли это событие на Вас и Вашу жизнь в настоящем (Ваше поведение, привычки, отношение к жизни, к людям, к самому себе)?1. Да1. Нет
  232. Ниже представлены вопросы, касающиеся тяжелых жизненных стрессовых ситуаций. Нас интересует, случались ли такие события в Вашей жизни.
  233. Пожалуйста, обведите кружком порядковый номер события, которое переживалось Вами особенно тяжело (нужно выбрать только одно событие, которое было для Вас наиболее болезненным).1. КРИМИНАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
  234. Событие / ситуация Приблизитель ная Возраст В какой степени событие/ситуация повлияло на Вашу жизнь в настоящем Никогдадата j Не повлияло Очень мало Умеренно 1 Очень сильно о X л Р я т 2 5 о S
  235. Пытался ли кто завладеть Вашей собственностью, используя силу или угрожая, т. е. Вы переживали ситуацию грабежа или группового нападения? 1 2 3 4 5
  236. Проникал ли кто-либо в Ваш дом или делал такую попытку, когда Вы находились там? 1 2 3 4 5
  237. Проникал ли кто-либо в Ваш дом или делал такую попытку в Ваше отсутствие? 1 2 3 4 5
  238. Предпринимал ли кто-нибудь попытку ограбить Вас (исключая ситуации, которые описаны в пунктах 2 и 3), либо действительно сделал это (т.е. украл Ваши вещи)? 1 2 3 4 5
  239. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ И ОБЩИЕ ТРАВМЫ
  240. Событие / ситуация Приблизительная дата Возраст В какой степени событие/ситуация повлияло на Вашу жизнь в настоящем Никогд а
  241. Не повлияло Очень мало Умеренно Очень сильно Исключительно сильно
  242. Случался ли с Вами несчастный случай на работе, при поездке на автомашине или где-либо еще? Если да, то, пожалуйста уточните, какой именно: 1 2 3 4 5
  243. Приходилось ли Вам переживать природные катастрофы, такие как смерч, ураган, сильное землетрясение, и т. д? Если да, пожалуйста уточните, что именно: 1 2 3 4 5
  244. Приходилось ли Вам переживать катастрофы, связанные с действием людей, такие как крушение поезда, обвал здания, ограбление банка, пожар и т. д? Если да, то, пожалуйста уточните, что именно: 1 2 3 4 5
  245. Подвергались ли Вы опасности химического или радиоактивного заражения, которое могло угрожать Вашему здоровью на работе, дома ил где-либо еще? Если да, то, пожалуйста уточните, что именно: 1 2 3 4 5
  246. Были ли Вы в какой-либо другой ситуации, в которой Вы получили серьезные повреждения? Если да, то уточните: 1 2 3 4 5
Заполнить форму текущей работой