Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности этнического самосознания личности в старшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение нескольких лет (2002;2006 гг.) и включало в себя три этапа. На первом этапе (2002 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, намечены задачи и рабочая гипотеза, отобраны методы исследования и обработки данных, осмыслена технология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения этнического самосознания личности старших школьников
    • 1. 1. Современное состояние изучения проблемы самосознания в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Этническое самосознание и его место среди других признаков этноса
    • 1. 3. Развитие самосознания личности в старшем школьном возрасте
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей этнического самосознания личности в старшем школьном возрасте
    • 2. 1. Организация и методы исследования этнического самосознания
    • 2. 2. Этнические самоидентификации и уровень этнополитической мобилизованности самосознания старших школьников
    • 2. 3. Типы этнической идентичности в старшем школьном возрасте
    • 2. 4. Исследование личностных смыслов этнического самосознания старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Психологические особенности этнического самосознания личности в старшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. XXI век, с одной стороны, характеризуется возрождением этнического самосознания, повышением роли этничности в общественных процессах и интереса к языку, культуре и традиционному образу жизни (В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Н. М. Лебедева, A.M. Гуревич, Г. В. Палаткина), а с другой — определенной стандартизацией быта и усилением единообразия в связи с перемещением потоков людей, товаров, информации, технологий, которые формируют единую общечеловеческую культуру. Исходя из развития цивилизации, взаимопроникновения культур и стилей жизни на первый план выступает проблема идентификации человека в рамках того или иного этноса. В этих условиях акцент при изучении этнических особенностей смещается с анализа внешних материальных носителей культуры к плану изучения внутренних представлений человека о мире и своем месте в нем (В.Ф. Петренко, В. Г. Крысько, А. А. Иванова, А. А. Галкин, Ю.А. Красин).

В то же время процесс возрождения этнического самосознания не всегда носит позитивный характер. Почти ежедневно средства массовой информации сообщают о различных инцидентах на почве национальной нетерпимости, происходящих во многих регионах нашей страны. Кроме того, практическая работа в качестве педагога-психолога побудила нас обратить внимание на явления этнической интолерантности, негативные предубеждения и стереотипы, распространенные в среде старших школьников (З.В. Сикевич, Т. Г. Стефаненко, Ю. П. Платонов, А. А. Налчаджян, Н.Н. Коваленков).

Наиболее важной особенностью старшего школьного возраста являются изменения, происходящие в самосознании личности (И.С. Кон, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Д. И. Фельдштейн, A.M. Прихожан, Н. И. Гуткина и др.). Направленность старшеклассников на определение себя в обществе способствует конструированию их этнического мировоззрения. Следовательно, именно в этом возрасте можно активно влиять на развитие и укрепление этнической толерантности на основе принятия старшими школьниками собственной этничности и формирования у них уважения к этническим особенностям сверстников.

Изучение этнического самосознания старшеклассников позволяет детально представить состояние этнического самосознания той среды, в которой происходит социализация их личности. Являясь сокровенной и особенно закрытой частью самосознания личности, воспитанной в условиях социалистического стирания граней между народами, этническое самосознание взрослых практически недоступно для объективного изучения. Поэтому обращение к этническому самосознанию старшеклассников является актуальным и особенно важным.

Однако, как показывает анализ отечественной и зарубежной научной литературы, проблема этнического самосознания в старшем школьном возрасте разработана недостаточно. Намечены лишь общие психологические закономерности его развития на данном возрастном этапе (И.А. Снежкова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец, Е.П. Крупник). При этом до сих пор в психологической науке не рассматривалось этническое самосознание испытуемых русского, татарского и чеченского этносов, сопряженных в одном регионе.

Астраханская область, как известно, находится на пересечении миграционных путей, являясь полиэтническим и поликонфессиональным регионом. Колоссальные сдвиги в межнациональных отношениях, происходящие в мире и нашей стране, не могут не затронуть межэтнические процессы на местном уровне. Поэтому сама жизненная реальность выдвигает на первый план проблему изучения этнического самосознания личности старшеклассников.

Таким образом, в настоящее время, в период поступательного увеличения роли этнического в социальной, политической, культурной и обыденной жизни людей, сложилась ситуация, когда насущные и реальные требования современной действительности вступают в противоречие со слабой разработанностью проблемы этнического самосознания: сравнения его взаимного влияния и взаимной обусловленности у старшеклассников отдельных этносов, сопряженных в одном регионе. Данное противоречие и определило проблему нашего исследования, которая позволила сформулировать его цель, объект, предмет и задачи.

Цель исследования: выявить психологические особенности этнического самосознания личности старшеклассников в условиях традиционного межэтнического взаимодействия и появления мигрантов.

Объект исследования — этническое самосознание личности старшеклассников.

Предмет исследования — особенности этнического самосознания личности старших школьников русского, татарского и чеченского этносов, сопряженных в одном регионе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в условиях появления мигрантов у старшеклассников формируются отклонения от позитивной этнической идентичности, изменяется уровень этнополитиче-ской мобилизованности самосознания личности, что является показателем процесса их адаптации к изменившейся этнокультурной ситуации.

Для реализации данной цели и проверки выдвинутой гипотезы в диссертации были поставлены и решались следующие задачи:

1) на основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть сущность этнического самосознания и определить его влияние на взаимоотношения этносов в полиэтническом пространстве;

2) изучить этнические самоидентификации и уровень этнополитиче-ской мобилизованности самосознания личности старших школьников;

3) определить характер и выраженность трансформаций этнической идентичности у старшеклассников;

4) исследовать систему личностных смыслов этнического самосознания старших школьников.

Методологической основой исследования являются теории самосознания и «Я-концепции» личности (СЛ. Рубинштейн, И. С. Кон, И. И. Чеснокова, В. В. Столин, B.C. Мухина, Р. Берне и др.), теория социальной идентичности (Э. Эриксон, Ю. Хабермас, Дж. Марсиа, X. Теджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл), теория личностных конструктов (Дж. Келли), культурно-историческая концепция развития психики (J1.C. Выготский), концепции этнического самосознания (И.С. Кон, В. Ю. Бромлей, Г. В. Старовойтова, А. А. Налчаджян, В. Ю. Хотинец и др.), исследования этнического самосознания личности как индикатора национального самочувствия этноса и показателя уровня межэтнической напряженности (А.Ф. Дашдамиров, Г. У. Солдатова), исследования развития самосознания в старшем школьном возрасте (И.С. Кон, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, А. А. Реан и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияметоды наблюдения, беседы и тестирования, в частности, методику двадцати утверждений самоотношения «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, методику «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, модифицированный нами тест личностных конструктов Дж. Келли. Для обработки полученных данных были использованы вариационный и альтернативный, корреляционный и факторный анализы и t-критерий Стьюдента. Математическая обработка результатов исследования выполнялась с помощью компьютерной системы «Келли-98».

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые выявлены психологические особенности этнического самосознания личности старших школьников русского и татарского этносов, традиционно проживающих в условиях межэтнического взаимодействия, и чеченского этноса, мигрировавшего в регионопределена представленность этнических самоидентификаций в идентификационных матрицах старшеклассников трех этносовустановлен уровень этнополитической мобилизованности их самосознанияопределен характер и выраженность трансформаций их этнической идентичностивыявлена система личностных смыслов самосознания старшеклассников, участвующих в сложном межкультурном взаимодействии.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении концепции В. Ю. Хотинец о значении этнического самосознания для установления толерантных отношений между старшими школьниками, участвующими в сложном межкультурном взаимодействии, и исследований Г. У. Солдатовой об этническом самосознании как показателе уровня межэтнической напряженности в старшем школьном возрасте. Проведенное исследование уточняет и расширяет научные представления об этническом самосознании личности в условиях традиционного межэтнического взаимодействия в полиэтническом пространстве и адаптации к новой этнокультурной ситуации. Полученные данные позволяют углубить представление о влиянии религии на этническое самосознание личности.

Практическая значимость работы. Выявленные в ходе исследования особенности этнического самосознания личности старших школьников позволяют прогнозировать этносоциальную ситуацию в регионе.

Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования и психологического сопровождения старших школьников, социализирующихся в условиях сложных межэтнических взаимодействий, а также для профилактики дезадаптации старших школьников-мигрантов.

Полученные в результате исследования данные могут найти применение в практической педагогике в целях осуществления индивидуального подхода в воспитании и обучении старшеклассников с учетом их этнических особенностей, а также для обучения их межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Материалы исследования могут быть использованы также при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Этнопсихология» для студентов-психологов и социальных педагогов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.

Базой диссертационного исследования явились муниципальные образовательные учреждения лицеи № 1,2, 3, средние школы № 12, 27, 28, 32, 36 г. Астрахани и средняя школа с. Икряное Астраханской области. Исследованием было охвачено 120 старшеклассников русского, татарского и чеченского этносов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение нескольких лет (2002;2006 гг.) и включало в себя три этапа. На первом этапе (2002 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, намечены задачи и рабочая гипотеза, отобраны методы исследования и обработки данных, осмыслена технология проведения эмпирического исследования. На втором этапе (2003;2004 гг.) был осуществлен теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования, апробирован диагностический инструментарий и внесены коррективы в организацию исследования и диагностические бланки, проведено пилотажное исследование. Третий этап (2004;2006 гг.) представлял собой эмпирическое исследование особенностей этнического самосознания личности старших школьников русского, татарского и чеченского этносов. На этом этапе систематизировались и обрабатывались полученные данные, проводился их анализ и интерпретация. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Астраханского государственного университета, итоговой научной конференции АГУ (Астрахань, 2003 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные аспекты формирования толерантного сознания молодежи: проблемы и перспективы» (Астрахань, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Человек в поиске духовности: ориентиры и установки. Общечеловеческие ценности в проблемном поле межэтнических отношений» (Астрахань, 2005 г.), II национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе» (Волгоград, 2006 г.), Всероссийской конференции «Сельская школа России: история и современность» (Ярославль, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (Ульяновск, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы развития личности в изменяющейся России» (Астрахань, 2006 г.).

Материалы исследования нашли отражение в 9 опубликованных работах автора, в том числе в журнале фундаментальных и прикладных исследований «Гуманитарные исследования» (Астрахань, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической психологической работы в МОУ «Лицей № 1» и МОУ «Лицей № 3» г. Астрахани, в работе со студентами Астраханского училища культуры, обучающимися по специальностям «Библиотековедение», «Социальный педагог», «Педагог-организатор по работе с детьми», в ходе лекций для психологов и социальных работников — слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки. Программы лекционных и семинарских занятий по курсу «Этнопсихология» использовались в работе со студентами Астраханского государственного технического университета, обучающимися по специальности «Психология». Программа «Ты и я такие разные» по развитию толерантности у старших школьников применялась студентами-психологами АГТУ в период прохождения ими педагогической практики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этническое самосознание, в основе которого лежит позитивная этническая идентичность, играет ключевую роль в установлении толерантных взаимоотношений между представителями различных этнических групп в полиэтническом пространстве. Развитие этнического самосознания в старшем школьном возрасте происходит на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.

2. В условиях поликультурной среды статус демографически доминирующего этноса влияет на снижение уровня этничности в структуре самосознания личности старших школьников и этнополитической мобилизованности их самосознания. Более выраженные этничность и этнополитическая мобилизованность самосознания характерны для старших школьников из семей мигрантов, что является показателем их этнокультурной адаптации.

3. По сравнению со старшими школьниками, традиционно проживающими в полиэтническом регионе, в самосознании старшеклассников из семей мигрантов прослеживаются отклонения от позитивной этнической идентичности в сторону гиперидентичности. Гипертрофированное стремление к позитивной этнической идентичности является защитной психологической реакцией старшеклассников, связанной с их этнокультурной адаптацией.

4. Система личностных смыслов этнического самосознания старших школьников, традиционно проживающих в полиэтнической среде и мигрировавших в нее, указывает на снижение их этнической толерантности, которое требует специальной психокоррекционной работы, направленной на профилактику этнической нетерпимости и развитие межличностного, межэтнического взаимопонимания.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 245 наименований, и 6 приложений. Диссертация иллюстрирована 14 таблицами и 7 гистограммами.

Выводы по второй главе.

1. На основе представленности этнических самоидентификаций в идентификационных матрицах старших школьников определено, что русские старшеклассники слабо осознают себя объектами и субъектами этнического мира, их самосознание имеет ярко выраженную личностную направленность, что фиксирует установки на индивидуализацию, способствующую разобщенности индивидов на уровне этноса.

2. Самоидентификации старшеклассников татарского этноса отличаются высоким уровнем развития гражданской идентичности, а старшеклассников чеченского этноса — низким уровнем гражданской идентичности и высоким — этнической и религиозной. Более выраженная этническая идентичность старших школьников из семей мигрантов связана с их адаптацией к новой этнокультурной ситуации, поиску в ней устойчивости, уверенности и стабильности.

3. Судя по соотношению базовых и этнополитических категорий в идентификационных матрицах старших школьников, уровень этнополитиче-ской мобилизованности самосознания старшеклассников русского этноса, в отличие от чеченского и татарского, низок, что означает малую вероятность их групповых действий в защиту интересов своей этнической общности, связанную со статусом демографически доминирующего этноса.

4. В основе этнического самосознания большинства старшеклассников поликультурного региона лежит позитивная этническая идентичность, определяющая положительный образ собственного этноса с одновременным позитивно-ценностным отношением к представителям иных этнических групп.

В самосознании старших школьников татарского этноса она более выражена, чем у молодых людей других исследованных нами этносов.

5. У старшеклассников русского и чеченского этносов прослеживаются некоторые отклонения от позитивной этнической идентичности (нормы), которые могут затруднять их общение в полиэтническом регионе. Самосознание русских старшеклассников в связи с появлением мигрантов, включившихся в процесс межэтнического взаимодействия, характеризуется высоким этноэгоизмом, проявляющимся в убежденности в превосходстве своего этноса над другими, и этнической индифферентностью, выражающейся в неопределенности, размытости этнической идентичности. Самосознание старшеклассников чеченского этноса отличает высокий уровень этноизоляционизма, выражающийся в уплотнении этнических границ, избегании контактов с представителями других этносов, а также национального фанатизма, проявляющегося в готовности идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов. Выявленные трансформации этнической идентичности старших школьников чеченского этноса в сторону гиперидентичности являются защитной психологической реакцией, связанной с их этнокультурной адаптацией в регионе.

6. Система личностных смыслов старшеклассников русского и татарского этносов выявила, что их автостереотипы позитивны, с точки зрения самодекларации их позиций в сфере межгруппового взаимодействия, и близки в плане этнопсихологической дистанции между ними. Гетеростереотипы старших школьников русского и татарского этносов указывают на снижение их этнической толерантности. Схожесть их представлений о мигрантах свидетельствует о наличии значительной дистанции между коренными этносами и мигрантами, являющейся проявлением их защитной психологической реакции.

7. Система личностных смыслов старших школьников из семей мигрантов указывает на их гипертрофированное стремление к позитивной этнической идентичности, а также демонстрирует уплотнение этноконтактных границ их этнического самосознания, выраженное стремление дистанцироваться от других исследуемых этносов и снижение толерантности в межэтническом взаимодействии.

8. Самоидентификации и система личностных смыслов старшеклассников свидетельствует о большом влиянии религии на самосознание молодых представителей татарского и чеченского этносов, нежели русского.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования показали следующее.

Этническое самосознание личности является решающим фактором для определения ее принадлежности к этнической общности. Его изучение в полиэтническом регионе дает возможность установить состояние этнического самосознания этноса в целом, а, следовательно, прогнозировать этносоциальную ситуацию и оказывать влияние на сохранение и укрепление толерантных межэтнических взаимоотношений.

Этническая идентичность, составляющая когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, является важнейшей основой внутриэтниче-ского и межэтнического взаимодействия. Этническое самосознание, в основе которого лежит позитивная этническая идентичность, играет ключевую роль в установлении толерантных взаимоотношений между представителями различных этносов в полиэтническом пространстве.

Развитие этнического самосознания в старшем школьном возрасте происходит на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.

Старшеклассники демографического большинства слабо осознают себя объектами и субъектами этнического мира. Более выраженная этническая идентичность характерна для старших школьников из семей мигрантов, что связано с их адаптацией к новой этнокультурной ситуации, поиску в ней устойчивости, уверенности и стабильности.

Соотношение базовых и этнополитических категорий в идентификационных матрицах свидетельствует о высокой этнополитической мобилизованности самосознания старших школьников из семей мигрантов, являющейся индикатором их этнической солидарности по защите интересов своей этнической общности. Статус демографически доминирующего этноса влияет на снижение этнополитической мобилизованности самосознания старших школьников.

Основу этнического самосознания старшеклассников поликультурного региона составляет позитивная этническая идентичность. В самосознании старшеклассников из семей мигрантов, в отличие от молодых людей, традиционно проживающих на территории региона, наблюдается гипертрофированное стремление к позитивной этнической идентичности, увеличение плотности групповых границ и психокультурной дистанции, что является защитной психологической реакцией, связанной с их этнокультурной адаптацией.

В условиях миграции в полиэтническую среду в системе личностных смыслов этнического самосознания старшеклассников прослеживается наличие психологической дистанции между коренными этносами и мигрантами, а также снижение этнической толерантности, что является показателем процесса их адаптации к изменившейся этнокультурной ситуации и требует специальной психокоррекционной работы, направленной на профилактику этнической нетерпимости и развитие межличностного, межэтнического взаимопонимания.

Результаты данной работы свидетельствуют о необходимости пристального внимания к этническому самосознанию личности старших школьников, поскольку оно является ключевым этническим определителем и отражением национального самочувствия этноса в целом. На наш взгляд, в процессе школьного обучения необходимо предусмотреть учебные курсы, способствующие актуализации этнического самосознания старшеклассников, обогащающие их личность знанием и пониманием как своей, так и других культур, формируя и укрепляя тем самым положительную идентификацию со своим народом.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изучение особенностей этнического самосознания юношей и девушек старшего школьного возраста, близких по расово-биологическим, культурным и религиозным признакам, для выявления их реального сходства и различий. Не вызывает сомнения важность дальнейшего изучения этнического самосознания старшеклассников, участвующих в неформальных националистических молодежных организациях, в целях разработки действенных мер по профилактике этнического экстремизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. М. Профессиональная идентичность личности : психосемантический подход Текст. / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 2. — С. 86−95.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М., 1999. -216 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Субъект символ российского самосознания Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. — М, 1995.
  4. Айгумова, 3. И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия Текст.: дис.. канд. психол. наук/ Айгумова Заграт Идрисовна. -М, 1997.
  5. , Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? Текст. / Э. Г. Александренков // Этнографическое обозрение.- 1996. -№ 3. -С. 13−22.
  6. , С. Д. Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России Текст. / С. Д. Амиров // Развитие личности. 2003. — № 4.- С. 44−68.
  7. , С. Д. Эволюция религиозного сознания в условиях политического и экономического кризиса Текст. / С. Д. Амиров // Развитие личности. -2004.-№ 2.-С. 80−96.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000.-350 с.
  9. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Ур-бина СПб.: Питер, 2001. — 686 с.
  10. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1996. 375 с.
  11. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1.-С. 131−143.
  12. , Г. Б. Психологические особенности развития гуманности в раннем юношеском возрасте Текст. / Г. Б. Арустамова // Мир психологии. -2005,-№ 4.-С. 237−245.
  13. , С. А. Фантом безэтничности Текст. / С. А. Арутюнов // Расы и народы. М.: Наука, 1989. — Вып. 19. — С. 22−24.
  14. , С. А. Швейцарская модель гор Кавказа Текст. / С. А. Арутюнов // Новый Вавилон. 1995. — № 2. — С. 27−35.
  15. , Ю. В. Русские в ближнем зарубежье Текст. / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования. 2003. — № 11. — С. 31−43.
  16. , Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание Текст. / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования.- 1990,-№ 7.-С. 42−49.
  17. , А. Г. Как встроить мигранта в общество : кризис утраты смысла существования Текст. / А. Г. Асмолов // Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень № 2 под ред. Г. У. Солдатовой. -М., 2001. С. 12−20.
  18. , А. Г. Национальный характер и индивидуальность : опыт этнопсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов, Е. И. Шлягина // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. -М., 1984.
  19. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  20. , В. Г. Кризисные этносы Текст. / В. Г. Бабаков. М., 1993.- 181 с.
  21. , С. А. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе Текст. / С. А. Баклушинский, Н. Г. Орлова // Этнос. Идентичность. Образование: сб. под ред. В. С. Собкина. -М., 1998.
  22. , С. А. Социальное окружение и Я-концепция в юношескомвозрасте Текст. / С. А. Баклушинский // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников / под ред. В. С. Собкина. Т. 1. — Вып. 2.-М, 1994.
  23. , Б. X. Основания гуманистической этнологии Текст. / Б. X. Бгажноков // Этнографическое обозрение. 2000. — № 6. — С. 15−25.
  24. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  25. , А. А. Общая психодиагностика Текст. / А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: Речь, 2002. — 438 с.
  26. , JI. И. Проблемы формирования личности Текст. / J1. И. Божович.-М., 1995.-384 с.
  27. , Ю. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена Текст. / Ю. А. Борисов, И. А. Кудрявцев // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 1.-С. 91−103.
  28. , Ю. В. Очерки теории этноса Текст. / Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1983.-412 с.
  29. , Ю. В. Этнос и этнография Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973.-272 с.
  30. , Ю. В. Этносы и этнические процессы в современном мире Текст. / Ю. В. Бромлей // Этнические процессы в современном мире. -М., 1987.-445 с.
  31. Бурлачук, JL Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / JL Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999. — 517 с.
  32. , В. М. Межэтническая ситуация в Астраханской области : культурные, социальные и политические проблемы Текст. / В. М. Викторин. -Астрахань, 1998.
  33. , Б. Е. Этничность : в поисках парадигмы изучения Текст. / Б. Е. Винер // Этнографическое обозрение. 1998. — № 4. — С. 3−27.
  34. , В. М. Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98» Текст. / В. М. Воробьев. СПб.: ИМАТОН, 2000. — 157 с.
  35. , JI. С. Психология развития человека Текст. / JI. С. Выготский. М., 2003. — 1136 с.
  36. , Е. М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности Текст. / Е. М. Галкина // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1 под ред. JI. М. Дробижевой. -М., 1990.-С. 57−83.
  37. , Ю. Б. Введение в общую психологию Текст. / Ю. Б. Ги-пенрейтер. М., 1988. — 336 с.
  38. , Ж. Что такое психология? Текст. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992.-Т. 2.-376 с.
  39. , О. В. Представления JI. С. Выготского о самосознании и марксизм Текст. / О. В. Гордеева // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 5.-С. 31−41.
  40. , JI. Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л. Н. Гумилев.- СПб.: Азбука-классика, 2002. 606 с.
  41. , А. М. Мотивация эмиграции Текст. / А. М. Гуревич. -СПб.: Речь, 2005.-272 с.
  42. , А. Ф. Национальная идея и этничность Текст. / А. Ф. Дашдамиров. М., 1996. — 54 с.
  43. , М. В. Социально-личностная рефлексия как средство социализации в старшем школьном возрасте Текст. / М. В. Демиденко // Психолог в школе. 2000. — № 3−4. — С. 99−110.
  44. , У. Психология Текст. / У. Джеймс. М.: Педагогика, 1991.- 142 с.
  45. , Л. М. Влияние этнокультурной среды на межнациональные отношения Текст. / Л. М. Дробижева // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. — С. 153−162.
  46. , Л. М. Национальное самосознание : база формирования и социально-культурные стимулы развития Текст. / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1985. -№ 5. — С. 5−23.
  47. , Л. М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века Текст. / Л. М. Дробижева // Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991. — 210 с.
  48. , Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика Текст. / Л. М. Дробижева // Этнографическое обозрение.-2001.-№ 1.-С. 3−10.
  49. , И. А. Северный Кавказ : этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности Текст. / И. А, Задворнов // Социологические исследования. 2000. — № 10. — С.52−57.
  50. , И. Ю. Социум этнос — этничность — нация — национализм
  51. Текст. / И. Ю. Заринов // Этнографическое обозрение. 2002. — № 1. -С. 3−30.
  52. , А. Г, Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян Текст. / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. 1996. — № 12. — С. 23−32.
  53. , А. А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Иванова Анна Алексеевна. М., 2001. — 500 с.
  54. , Н. Л. Идентичность и толерантность : соотношение этнических и профессиональных стереотипов Текст. / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 54−63.
  55. Иванова, Н. J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях Текст. / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004. — № 4. -С. 65−75.
  56. , Н. JI. Структура социальной идентичности личности : проблема анализа Текст. / Н. Л. Иванова // Психологический журнал. 2004.-Т. 25.-№ 1.-С. 52−60.
  57. , М. С. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность Текст. / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 5−15.
  58. , Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов. Астрахань, 1999. -158 с.
  59. , Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 117−127.
  60. , Ю. Ю. Кавказская женщина : мировоззренческие предпосылки общественного статуса Текст. / Ю. Ю. Карпов // Этнографическое обозрение. 2000. — № 4. — С.22−32.
  61. , К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. -М., 1994.-367 с.
  62. Кле, М. Психология подростка Текст. / М. Кле. М.: Педагогика, 1991. -176 с.
  63. , Н. Н. Психологические проблемы взаимодействия различных этнических групп Текст. / Н. Н. Коваленков // Сборник тезисов региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур». Ч. 1. Астрахань, 1995. — С 65−68.
  64. , Т. 3. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» Текст. / Т. 3. Козлова // Социальная идентификация личности. Кн. 1 под ред. В. А. Ядова.-М, 1994.-С. 130−153.
  65. , Е. М. Этнос и этничность Текст. / Е. Н. Колпаков // Этнографическое обозрение. 1995. -№ 5. — С.15−25.
  66. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон-М.: Политиздат, 1984.-333 с.
  67. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № з. — с. 25−38.
  68. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон М.: Политиздат, 1978. -367с.
  69. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  70. Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. -М., 1999.- 554 с.
  71. , В. В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания Текст. /В.В. Константинов // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. -№ 2 — С. 16−21.
  72. , М. Культурно-историческая психология : наука будущего. Текст. / М. Коул. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 432 с.
  73. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
  74. , Е. П. Психологическая устойчивость этнического самосознания чеченских школьников Текст. / Е. П. Крупник // Мир психологии. 2001.- № 4. С. 151−162.
  75. , В. Г. Этническая психология Текст. / В. Г. Крысько. М.: Академия, 2002. — 313 с.
  76. , М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза Текст. / М. В. Крюков // Расы и народы. Вып. 6. — М., 1976.-С. 53−63.
  77. , В. Т. Субъект деятельности в онтогенезе Текст. / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 1430.
  78. Кун, М. Кто Я? Текст. / М. Кун, Т. Мак-Партланд // Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2003. — С. 460−468.
  79. , Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст. / Н. М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. — 223 с.
  80. , Н. М. Миграция на Родину Текст. / Н. М. Лебедева, К. Н. Без-пятюк // Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991.
  81. , Н. М. Новая Русская Диаспора : Социально-психологический анализ. Текст. / Н. М. Лебедева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.-299 с.
  82. , Н. М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России Текст. / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 31−44.
  83. , Н. М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности Текст. / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. -№ 3.-С. 51−64.
  84. , В. П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания Текст. / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — С. 138−153.
  85. , В. П. Формирование этнического сознания подростка в семье Текст. / В. П. Левкович, Л. Д. Кузмицкайте // Психологический журнал.- 1992.-Т. 13,-№ 6.-С. 35−42.
  86. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Лентьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  87. , А. Н. О психологической функции искусства Текст. / А. Н. Леонтьев // Художественное творчество и психология / под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. — С. 184−187.
  88. , Д. А. Значение и личностный смысл : две стороны одной медали Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 5. — С. 19−30.
  89. , О. В. Смысловой конструкт становления подростков и юношей Текст. / О. В. Лишин // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 83−99.
  90. Магомед-Эминов, М. Ш. Психопатология смысла Текст. / М. Ш. Маго-мед-Эминов // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. -М., 2001. -№ 2. С. 45−63.
  91. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1997.-682 с.
  92. , Т. Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Т. Д. Марцинковская. -М., 1994.
  93. , О. И. Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США Текст. / О. И. Маховская // Психологический журнал. -2005.-Т. 26. -№ 5. С. 103−113.
  94. , Д. Психология и культура. Современные исследования Текст. / Д. Мацумото. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 414 с.
  95. , В. С. Психология индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Институт практической психологии, 1996.- 448 с.
  96. , В. С. Структура личности : характер, способности, самосознание
  97. Текст. / В. С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
  98. , Е. И. Осознание, мотивировка и поведенческие компоненты проявления ответственности на этапе перехода в юношеский возраст Текст. / Е. И. Михайлова // Мир психологии. 1996. — № 2.-С. 164−170.
  99. , И. А. Психология самопонимания старшеклассников Текст. / И. А. Монахова, Б. В. Кайгородов. Астрахань, 2003. — 108 с.
  100. , А. Т. Смысл жизни и личность Текст. / А. Т. Мокаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск, 1989. — 205 с.
  101. , В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. М., 1998. -456 с.
  102. , В. С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций : XXI век Текст. / В. С. Мухина // Развитие личности. 2002. — № 1.-С. 16−39.
  103. , В. С. Феноменология развития и бытия личности Текст. / В. С. Мухина. М., 1990. — 635 с.
  104. , Е. Я. Тест двадцати ответов : какую идентичность мы измеряем? Текст. / Е. Я. Назарчук // Социальная идентификация личности.
  105. Кн. 2 под ред. В. А. Ядова. М., 1994. — С. 160−177.
  106. , И. В. «Новые православные» в России : тип или стереотип религиозности Текст. / И. В. Налетова // Социологические исследования. 2004. -№ 5. — С. 130−136.
  107. , А. А. Этнопсихология Текст. / А. А. Налчаджян. СПб.: Питер, 2004.-380 с.
  108. , А. Д. Математические методы психологического исследования Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 389 с.
  109. , А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга Текст. / А. П. Окоиешникова. Пермь, 1999. — 403 с.
  110. , Г. В. Личность в психологии Текст. / Г. В. Оллпорт.- СПб.: Ювента, 1998. 349 с.
  111. , Д. В. Психология масс Текст. / Д. В. Ольшанский.- СПб.: Питер, 2002. 363 с.
  112. , С. М. Психологические особенности этнической идентичностидетей коренных малочисленных народов Севера Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. М. Павлов. М., 2001.
  113. , В. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе Текст. / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 1. — С. 75−88.
  114. , Г. В. Особенности формирования этнотолерантных установок молодежи мультикультурного региона Текст. / Г. В. Палаткина // Каспийский регион: политика, экономика, культура.- Астрахань, 2003. -№ 2−3. С. 91−98.
  115. , Г. В. Роль этнического самосознания в формировании культуры межнациональных отношений молодежи Текст. / Г. В. Палаткина // Право и молодежь: материалы научно-практической конференции.- Астрахань, 2000. С. 132−137.
  116. , Г. В. Этнотолерантность в мультикультуроном регионе Текст. / Г. В. Палаткина // Школьные технологии. 2003. — № 3.-С. 217−221.
  117. , С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С. Р. Пантелеев. -М., 1991.
  118. , В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. -СПб.: Питер, 2005.-478 с.
  119. , В. Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. -М. :МГУ, 1988.-207 с.
  120. , В. Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости Текст. / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К. В. Бердников, А. Р. Кравцова, В. С. Осипова. М., 2000.
  121. , Ю. П. Этническая психология Текст. / Ю. П. Платонов. -СПб.: Речь, 2001.-319 с.
  122. , М. А. Особенности становления русского самосознания Текст.: дис.. канд. культурологии /М. А. Полетаева. -М., 1998.
  123. , В. И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности Текст. / В. И. Похилько, Е. О. Федотова // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 151−157.
  124. Психология подростка. Полное руководство Текст. / под ред. А. А. Реа-на. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 432 с.
  125. Психология современного подростка Текст. / под ред. Д. И. Фельд-штейна.-М., 1987.-240 с.
  126. Психология человека от рождения до смерти Текст. / под ред. А. А. Реа-на. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 652 с.
  127. , П. И. Этнос и религия Текст. / П. И. Пучков // Этнические процессы в современном мире. М., 1987. — 445 с.
  128. , Н. Д. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность Текст. / Н. Д. Пчелинцева, Л. Т. Соловьева // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. — С. 185−192.
  129. , Ч. Критический словарь психоанализа Текст. / Ч. Райкрофт. -СПб. :ВЕИП, 1995.-250 с.
  130. , Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин Текст. / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 3. — С. 37−48.
  131. , А. Большой толковый психологический словарь Текст. / А. Ребер.-М.: Вече, 2001.-591 с.
  132. , X. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности Текст. / X. Ремшмидт. М., 1994. — 320 с.
  133. , С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  134. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  135. , С. Е. О методологии исследования этнических феноменов Текст. / С. Е. Рыбаков. // Этнографическое обозрение. 2000. — № 5. -С. 12−25.
  136. , С. Е. Судьбы теории этноса Текст. / С. Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. 2001. — № 1. — С. 3−22.
  137. , С. В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках РФ Текст. / С. В. Рыжова // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. -М., 1995. С. 267−281.
  138. , Е. Н. «Имперообразующая» идея в русской истории как политический миф Текст. / Е. Н. Селезнева // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4. — С. 292−198.
  139. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 349 с.
  140. , Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников Текст. / Т. Н. Сидорова // Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С. 56−62.
  141. Сикевич, 3. В. Национальное самосознание русских Текст. / 3. В. Сике-вич. М.: Механик, 1996. — 203 с.
  142. Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений
  143. Текст. / 3. В. Сикевич. СПб., 1999. — 203 с.
  144. , Т. В. Старший школьный возраст Текст. / Т. В. Снегирева // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1991.-С. 145−159.
  145. , И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества Текст. / И. А. Снежкова // Советская этнография. 1982.- № 1. С. 80−88.
  146. , И. А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества Текст.: автореф. дис.. канд. истор. наук / И. А. Снежкова. -М., 1983.-24 с.
  147. , Е. Т. «Где живет тошнота?» Текст. / Е. Т. Соколова // Московский психотерапевтический журнал. 1994. -№ 1. — С. 86−101.
  148. , Г. У. Нарушение этнической идентификации у русских мигрантов Текст. / Г. У. Солдатова, J1. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина // Социологический журнал. 1995. — № 3. — С. 144−150.
  149. , Г. У. Общество и вынужденные мигранты : трудный путь к взаимопониманию Текст. / Г. У. Солдатова, J1. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень.-М.: Смысл, 2001. -№ 3. С. 49−59.
  150. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 386 с.
  151. , А. И. Быть ли нам, русским? Текст. / А. И. Солженицын // Развитие личности. 2004. — № 1. — С. 36−41- - № 2 — С. 13−38.
  152. , А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. -М., 1972.-303 с.
  153. , Ю. В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии Текст. / Ю. В. Ставропольский // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 112−121.
  154. , Г. В. Некоторые методологические вопросы определенияпредметной области этнопсихологии Текст. / Г. В. Старовойтова //
  155. Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985.-С. 127−138.
  156. , Г. В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан Текст. / Г. В. Старовойтова // Этнические стереотипы поведения / под ред. А. К. Байбурина. Л., 1985.
  157. , Т. Г. Методы этнопсихологического исследования Текст. / Т. Г. Стефаненко. М., 1993. — 79 с.
  158. , Т. Г. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте Текст. / Т. Г. Стефаненко, Г. М. Андреева, Е. М. Дубровская, О. А, Тихомандрицкая // Вестник МГУ. -Серия 14. Психология. 1997.-№ 4.-С. 31−41.
  159. , Т. Г. Этнопсихология Текст. / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, 2000. — 320 с.
  160. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М., 1983. -270 с.
  161. , Л. Д. Психология юношеского возраста и формирование самосознания Текст. / Л. Д. Столяренко // Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 102−109.
  162. , Р. А. Влияние различных социально-этнических ситуаций на особенности национального самосознания чеченских школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук /Р. А. Тагирова. -М., 1997.
  163. , Л. Н. Этническое самосознание в полиэтнической среде Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук/ Л. Н. Татаринова.-Саратов, 1999.
  164. Татары Текст. / под ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. М., 2001.
  165. , Т. А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях Текст. / Т. А. Титова. Казань, 1999. — 163 с.
  166. , В. А. О феномене этничности Текст. / В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. 1997. -№ 3. — С. 3−21.
  167. , Р. А. К вопросу о смысловой организации переживаний вподростковом и раннем юношеском возрасте Текст. / Р. А. Туревская // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 4. — С. 57−65.
  168. , Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн.- М., 2004.
  169. , Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 1997.
  170. , Ю. В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности и формирование русского этнонационального сознания Текст. / Ю. В. Филиппов // Мир психологии. 2003. — № 1.-С. 198−205.
  171. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-184 с.
  172. Формирование личности старшеклассника Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. -168 с.
  173. , Ф. Новый метод исследования личности Текст. / Ф. Фран-села, Д. Банистер. М.: Прогресс, 1987. — 183 с.
  174. Фрейд, 3. Основные принципы психоанализа Текст. / 3. Фрейд.- М.: Ваклер, 1998.-288 с.
  175. Фрейд, 3. Я и оно Текст. / 3. Фрейд // Очерки психологии сексуальности. Минск, 1997. — С. 455468.
  176. , Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения Текст. / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 864 с.
  177. , К. Н. Испытания национального самосознания Текст. / К. Н. Хаббибулин, Н. Г. Скворцов. СПб., 1993. — 118 с.
  178. , К. Н. Этническое самосознание в современных национальных движениях России Текст. / К. Н. Хаббибулин // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995. — 330 с.
  179. , Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в республике Татарстан Текст. / Е. А. Ходжаева, Е. А. Шумилова // Социологические исследования. 2003. — № 3. -С. 106−108.
  180. , В. Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание Текст. / В. Ю. Хотинец // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 70−82.
  181. , В. Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения Текст. / В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 2. — С 3314.
  182. , В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека Текст. / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. 2001. -№ 5.-С. 60−73.
  183. , В. Ю. Этническое самосознание Текст. / В. Ю. Хотинец.- СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
  184. , В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / В. Ю. Хотинец, Б. А. Вяткин // Психологический журнал. 1996.-Т. 17.-№ 5.-С. 69−75.
  185. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -СПб.: Питер, 1997.-606 с.
  186. , И. В. Этническое самосознание Текст. / И. В. Чавкин, П. В. Те-решкович // Советская этнография. 1990. — № 6. — С. 42−54.
  187. , Э. А. Два этапа становления этнокогнитологии Текст. / Э. А. Чамокова// Этнокогнитология. М., 1996. — С. 6−15.
  188. , Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых Текст. / Н. Н. Чебоксаров // Советская этнография.- 1967.-№ 4.-С. 94−110.
  189. , Я. В. Суфизм и этнический менталитет у чеченцев Текст. /
  190. Я. В. Чеснов // Расы и народы. Вып. 26. — С. 47−67.
  191. , Я. В. Этнокультурный потенциал чеченской нации Текст. / Я. В. Чеснов // Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.
  192. , И. И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М., 1997. — 143 с.
  193. , К. В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры Текст. / К. В. Чистов // Советская этногафия. 1972. — № 2. — С. 75−80.
  194. , А. Ю. Феномен кавказской идентичности Текст. / А. Ю. Шадже
  195. , JI. А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции Текст. / JI. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. М.: Смысл, 2001. — № 2. — С. 75−85.
  196. , Г. Н. Общность происхождения признак этнической общности Текст. / Г. Н. Шелепов // Советская этнография. 1968. — № 2. -С. 68−75.
  197. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. Ростов, 2002. — 544 с.
  198. , Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника Текст. / Е. А. Шумилин. М., 1979. — 152 с.
  199. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Университетская книга, 1996. — 589 с.
  200. , Э. Идентичность : юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. 340 с.
  201. Этнические процессы в современном мире Текст. / под ред. Ю. В. Бромлея. -М, 1987.
  202. Этнические стереотипы поведения Текст. / под ред. А. К. Байбурина. -Л., 1985.-327 с.
  203. Этническое и языковое самосознание Текст. / под ред. В. П. Нерознак -М., 1995. 178 с.
  204. Этнография Текст. / под ред. Ю. В. Бромлея и Т. Е. Маркова. -М., 1982.
  205. Этнопсихологический словарь Текст. / под ред. В. Г. Крысько.- М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 342 с.
  206. Этносоциальное развитие личности Текст.: сб. материалов научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский, 2001.
  207. Юнг, К. Г. О становлении личности Текст. / К. Г. Юнг // Бог и бессознательное. М.: Олимп, 1998. — С. 454−477.
  208. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное Текст. / К. Г. Юнг.- СПб.: Университетская книга, 1997. 536 с.
  209. , В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен Текст. / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности / под ред. В. А. Ядова. М., 1994. — С. 267−290.
  210. , В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности Текст. / В. А. Ядов // Мир России. 1995. — № 3−4.
  211. Adorno, Т. W. The authoritarian personality / Т. W. Adorno, К. Frenkel-Brunswick, D. J. Levinson, R. M. Stanford. -N.Y., 1950.
  212. Allport, G.W. The person in psychology: Selected essays / G.W. Allport. -Boston, 1968.
  213. Banks, V. Ethnicity Anthropological Constructions. London / V. Banks. -N. Y., 1996.
  214. Bannister, D. Issues and approaches in personal construct theory / D. Bannister. London, 1985.
  215. Barth, F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference / F. Barth. Boston, 1969.
  216. Berry, J. W. Ethnic tolerance in plural societies / J. W. Berry // Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. N.Y., 1984.
  217. Breakwell, G. M. Coping with threatened identities / G. M. Breakwell. -L-N.Y., 1986.
  218. Bruner, J. S. The Cultural of Education / J. S. Bruner. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1996.
  219. Campbell, J. Hero with a thousand faces / J. Campbell. -N. Y., 1971.
  220. Duck, S.W. The personal and interpersonal in construct theory: Social and individual aspects of relationships / S.W. Duck // Constructs of sociality and individuality. London, 1979. — P. 279 — 297.
  221. Fromm, E. The art of loving / E. Fromm. N. Y., 1956.
  222. Habermas, J. Identitat / J. Habermas // Zur Reconstruktion des Historischen Materialismus. Frankfurt, 1976.
  223. Hantington, S. P. The ungovernability of democracy? / S. P. Hantington // Democracy in the 1990s. Vienna. — № 6, January 1994.
  224. Horney, K. Neurosis and Human Growth / K. Homey.- New York Norton, 1950.
  225. Identity in adolescence: Processes and contents / A.S. Waterman (ed.) — San Francisco, 1985.
  226. Kelly, G. A. A nonparametric method of factor analysis for dealing with theoretical issues / G. A. Kelly. Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University, 1961.
  227. Kelly, G. A. A theory of personality / G. A. Kelly // The Psychology of Personal Constructs. -N.Y., 1963.
  228. Kelly, G. A. The Psychology of Personal Constructs / G. A. Kelly. -N.Y., 1955.
  229. Marcia, J. E. Identity in adolescence / J. E. Marcia // Handbook of adolescent psychology.-N.Y., 1980.
  230. Marcus, H. Possible selves / H. Marcus, P. Nurius // American Psychologist.- 1986.-P. 954−969.
  231. Mead, G. H. Mind, self and Society / G. H. Mead. Chicago, 1946.
  232. Rogers, С. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / C. R. Rogers // Psychology: a study of a science. -N. Y., 1959.
  233. Rogers, C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy / C. R. Rogers. Boston, 1961.
  234. Shweder, R. A. Trinking through Cultures / R. A. Shweder. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1991.
  235. Tajfel, H. An integrative theory of intergroup conflict / H. Tajfel, J. C. Turner // The social psychology of intergroup relations. Montrey: Brooks / Cole, 1979.
  236. Tajfel, H. Intergroup Behavior, Social Comparison and Social Change / H. Tajfel // Katz-Newcomb Lectures. Ann-Arbor, 1974.
  237. Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982.
  238. Threatened identities / G. M. Breakwell (ed.). Chichester: Wiley, 1983.
  239. Turner, J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior / J. C. Turner, E. J. Lawler (ed.) // Advances in group process. Theory and research. V. 2. Greenwich: Connect, 1985.
  240. Vos, G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation / G. Vos // Ethnic1. entity: Cultural Continuities and Change. Chicago — London, 1982.
  241. Waterman, A. S. Identity development from adolescence to adulthood: Anextension of theory and a review / A. S. Waterman // Devel. Psychol. 1982.-V. 18. -N 3. P. 341 — 358.
  242. Wilson, W. C. Extrinsic religious values and prejudice / W. C. Wilson //
  243. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1960. P. 286 — 288.
Заполнить форму текущей работой