Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деловое поведение российской молодежи: политико-психологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие нравственности в отечественной психологии принято рассматривать как фундаментальное проявление отношения к миру и к другому человеку, важнейшую характеристику личности (Рубинштейн С.Л., 1973), при этом в общетеоретическом плане нравственная сфера личности является наиболее сложной и потому недостаточно исследованной областью человеческих проявлений. Поскольку мораль традиционно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭТИКА В БИЗНЕСЕ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Философский аспект нравственно-экономического конфликта
    • 1. 2. Теоретические подходы к изучению нравственного аспекта поведения в современной психологии
    • 1. 3. Этические требования в экономике и деловом поведении
    • 1. 4. Политико-экономическая реальность как фактор формирования норм делового поведения российской молодежи
    • 1. 5. Психологические исследования в области этики делового поведения молодежи
    • 1. 6. Психологическая классификация этических нарушений и возможные причины ненормативного делового поведения молодежи
  • Выводы."
  • 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Характеристика объекта и программы эмпирического исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методы оценки нормативного характера поведения
      • 2. 2. 2. Методы измерения ситуационных и личностных переменных
  • Выводы
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО АСПЕКТА ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ И СВЯЗАННЫХ С НИМ ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
    • 3. 1. Анализ решений, принимаемых при моделировании этически сложных ситуаций
    • 3. 2. Сравнительное исследование этического характера решений, принимаемых различными категориями испытуемых
    • 3. 3. Связь ситуативных и личностных факторов с этическим характером решений
    • 3. 4. Сопоставление склонности будущих менеджеров к разным видам нарушений деловой этики
    • 3. 5. Психологические предпосылки этического характера делового поведения молодых людей как политический фактор экономической стабильности
  • Выводы

Деловое поведение российской молодежи: политико-психологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Главным содержанием переживаемого нами периода экономических и политических реформ является формирование развитого рынка, создание новой системы экономических отношений. Этот процесс неразрывно связан с оформлением делового сообщества как большой социальной группы, формированием механизма ее саморегуляции и самоорганизации, способствующего жизнедеятельности этой группы и согласованию ее интересов с интересами всего общества, Основой этого механизма являются различного рода нормы экономического поведения, среди которых особое место занимают моральные нормы, определяющие деловую этику, или этику хозяйственного (экономического) поведения.

Этический аспект делового поведения составляет одну из центральных проблем современной экономики, связанных с человеческим фактором. Именно пренебрежение нормами морального характера ради индивидуального успеха не только снижает уровень доверия между участниками рынка, но и реально угрожает стабильности экономического развития, как в масштабе отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики, а учитывая эффекты, связанные с глобализацией, дестабилизация может принимать всеобщий характер.

Особенно актуальны проблемы этики бизнеса для современной России, что связано как со свойственной любому переходному периоду общественного развития аномией, так и с социокультурными особенностями нашей страны (традиционные для русской культуры регуляторы нравственного поведения оказались разрушенными, а искусственная трансляция западной деловой культуры принципиально невозможна).

Установление высоких этических стандартов экономического поведения можно считать одним из существенных политических факторов стабилизации российской экономики. В моральном плане в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация, которая деструктивно влияет на процесс экономического развития. В условиях криминализации экономики, разрушения нравственных устоев общества происходят серьезные деформации в сознании российской молодежи. Молодые люди усваивают представления о вседозволенности ради экономического успеха, несовместимости бизнеса и морали. Это ставит под угрозу качество будущего трудового потенциала экономически активного населения нашей страны.

Для укрепления трудовой морали в обществе необходимы целенаправленные воздействия, способствующие повышению этики экономического поведения молодежи, причем усилия должны охватывать все уровни управления общественным сознанием — от государственной политики до воспитания и обучения будущих менеджеров и предпринимателей.

Для планирования и осуществления таких воздействий необходим учет психологических предпосылок этики делового поведения. Отсутствие ясного понимания психологических механизмов, участвующих в регуляций этического компонента поведения субъекта рыночных отношений, не позволяет планировать и осуществлять эффективные воздействия в этом направлении, что существенно снижает шансы на успешное завершение экономико-политических реформ и стабилизацию жизни общества. В связи с этим в условиях современной России особое значение приобретает изучение нормативно-регуляторных особенностей делового поведения молодежи.

Состояние проблемы.

Понятие нравственности в отечественной психологии принято рассматривать как фундаментальное проявление отношения к миру и к другому человеку, важнейшую характеристику личности (Рубинштейн С.Л., 1973), при этом в общетеоретическом плане нравственная сфера личности является наиболее сложной и потому недостаточно исследованной областью человеческих проявлений. Поскольку мораль традиционно рассматривалась как социальное явление, то и психологические исследования в этой области в основном развивались в социально-психологическом ключе (Бобнева М.И., 1975, 1976; Вичев В., 1978; Дробницкий О. Г., 1974; Хвостов Б. В., 1976; Шихирев П. Н., 1992; Ярушкин Н. Н, 1995 и др.), затрагивая ценностно-мотивационный аспект личности. В зарубежной психологии наиболее распространенной теорией морали является когнитивно-стадиальная теория морального сознания JL Колберга (Kholberg L., 1984; Анцыферова Л. И., 1999). Не ограничиваясь стадиальным подходом, Б. С. Братусь предложил концепцию нравственного компонента личности как многоуровневого образования (Братусь Б.С., 1993). Однако обе концепции, описывая структуру морального сознания, не дают исчерпывающего представления о механизмах нравственной регуляции поведения,.

В ряде психологических исследований последних лет, являющихся отражением социальной нестабильности, кризисного характера общественного развития и возросшего понимания значения «человеческого фактора», нравственный аспект выделяется в качестве важнейшей составляющей политической и экономической реальности (Васильев B. JL, 2000(a) — Дейнека О. С., 1999, 2000(b) — Дилигенский Г. Г., 1997; Зимичев A.M., 1992; Крамник В. В., 2000; Семенов В. Е., 1994; Слуцкий Е., 2002; Юрьев А. И., 1997, 2000).

Актуальность проблем, связанных с этикой бизнеса и их междисциплинарный характер делает этику экономического поведения объектом пристального внимания специалистов разных научных направлений, рассматривающих философский, экономический, управленческий, социальный и психологический аспекты этики хозяйствования (Алас Р., 1998; Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., 1992, 1995, 1996; Васильев B. JL, 2000(b) — Вюст О .Я., 1998; Коваль Т. Б., 1994, 1999; Козловски П., 1999; Котлер Ф., 1995; Крамник В. В., 2001; Локшина Э. Х., 1996; Ляшенко Л., 1998; Магура М. И., 1997; Макашева Н. А., 1993, 1994; Мескон М. Х., 1992; Парсонс Т., 2000; Петрунин Ю. Ю., 1998; Прозоровская К. А., 2000, 2001; Фетисов В. П., 1995; Шердаков В. Н., 1995; Шихирев П. Н., 1999; Arendt Н., 1963; Brewer М.В., 1996;

Cressey D.R., 1983; Goodwin S.A. and Fiske S. T, 1996; Forsyth D.R., 1996; Hunt S.D., 1996;и др.).

В экономической психологии взаимосвязь нравственного и экономического сознания рассматривается как один из наиболее важных вопросов (Филиппов А.В., Ковалев С. В., 1989; Дейнека О. С., 1997(b), 1999, 2000(b). Особую остроту приобрела проблема моральной надежности (Никифоров Г. С., 1996; И. Л. Соломин, 2000; И. Г. Чумарин, 2000 и др.). Все исследователи отмечают широкую распространенность нарушений этики делового поведения, деструктивные последствия и сложный характер их обусловленности. В основном изучаются ценностные ориентации субъектов рынка, содержание моральных суждений и их зависимость от когнитивных стилей принятия решений (Богданова М.В., 1995, 1996, 1997; Датунашвилли A. KXj 1987; Дейнека О. С. 1995, 1998, 2000; Нестик Т., 1999; Donaldson Т., 1996; Goodwin S. A, and Fiske S.T.- 1996; Fleming G.E., 1985; Forsyth D.R., 1985; Strong K.S., 1992 и др.).

Особенное беспокойство исследователей вызывает молодое поколение, для которого пренебрежение этическими и правовыми нормами становится чем-то вроде «сверхнормы» в достижении успеха (Богданова М.В., 1995) — при том, что в характере рыночной личности доминирует дробная этика, а в системе ценностей молодежи выражены деформации, свидетельствующие о проявлении нравственного кризиса в России (Дейнека О.С., 1998). При достаточно понятных экономических, социальных и культурно-исторических причинах широкого распространения ненормативного экономического поведения (Автономов B.C., 1998; Батыгин Г. С., 1992; Кенджеми Дж.П., 1997; Шибутани Т., 1999; Шихирев П. Н., 1999; Darley J.M., 1996; Laczniak G.R., 1996 и др.), в современной науке существуют только самые общие представления о его возможных индивидуально-психологических детерминантах.

В связи с этим, предметом данного исследования являются особенности нормативно-регуляторной сферы делового поведения студенческой молодежи. В качестве объекта исследования были выбраны студенты разного профиля обучения. Основную экспериментальную выборку составили студенты специальности «Менеджмент» Санкт-Петербургского института машиностроения (дневного отделения), а также студенты-заочники, проживающие в Ленинградской области. Кроме того, в исследовании участвовали: студенты-психологи СПбГУ (сравнительная выборка), в качестве дополнительной выборки — студенты-экономисты СПб! НУ, взрослые слушатели специальности «Менеджмент» и государственные служащие. Пилотное исследование было проведено на группе студентов-менеджеров вечернего отделения ПИМаш. Всего в исследовании участвовало 424 человека.

Для разработки действенных способов повышения уровня этики бизнеса необходимо опираться на психологические механизмы, участвующие в регуляции нормативной стороны экономического поведения, поэтому целью настоящего исследования являлось изучение специфических закономерностей, связанных с индивидуально-психологической детерминацией нравственного компонента делового поведения, проявляющихся в его нормативно-регуляторных особенностях.

В процессе исследования ставились следующие задачи:

1. Разработать методический подход к эмпирическому изучению нормативного компонента делового поведения. В рамках этой задачи потребовалось:

• отчетливо обозначить философскую позицию как отправную точку для формулирования однозначно трактуемых норм;

• определить психологические эквиваленты существующих в реальной экономической жизни этических нарушений;

• разработать тест, моделирующий этически сложные деловые ситуации, и найти способ анализа предлагаемых в ситуациях этико-экономического конфликта решений, который допускал бы не только качественную, но и количественную их оценку.

2. Выяснить влияние отдельных факторов на этический рисунок поведения и исследовать психологические механизмы регуляции нормативного компонента делового поведения молодых людей в условиях этико-экономического конфликта. 3. Разработать рекомендации по применению результатов исследования.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что этический характер решений, принимаемых молодыми людьми в ситуациях столкновения нравственных и экономических требований имеет индивидуально-психологическую детерминацию. Предполагается, что существуют личностные особенности, связанные с моральной надежностью в условиях нравственно-экономического конфликта.

Частные гипотезы исследования определяются следующим образом:

1. Многоуровневая структура нравственного сознания проявляется в этически неоднородном индивидуальном репертуаре решений, принимаемых в ситуациях столкновения нравственных и экономических требований*.

2. Характер решений, принимаемых в условиях нравственно-экономического конфликта в значительной степени связан с индивидуальной интерпретацией этически сложных ситуаций.

3. Тенденция к нарушению моральных норм делового поведения сопряжена с недостаточно развитыми волевыми качествами, что приводит к невозможности совершить внутреннее усилие и противостоять моральному соблазну.

4. Существует связь между этическим характером экономического поведения и показателями психологического здоровья и адаптированности личности.

5. Этический рисунок делового поведения может быть связан с характером межличностных отношений и выраженностью социальных мотивов.

6. Тенденция к нарушению моральных норм при принятии решений связана со склонностью к проявлениям неэтичного стиля взаимодействия (агрессивностью и манипулятивностью).

Методы исследования.

Методологическую базу исследования составили междисциплинарный, сравнительный и комплексный подходы.

Методический инструментарий исследования нормативно-регуляторных особенностей делового поведения молодежи включат две группы методов: 1) методы оценки склонности к этическим нарушениям и 2) методы измерения личностных параметров, гипотетически участвующих в регуляции нормативного аспекта делового поведения.

Для оценки этического характера решений использовалась специально разработанная авторская методика моделирования этически сложных ситуаций, а тенденция к использованию неэтичного стиля взаимодействияагрессивность и манипулятивность — определялись при помощи шкалы конфронтации копинг-теста Лазаруса и опросника «Макиавеллизм» в адаптации С, Л, Братченко,.

Для исследования влияния ситуативных и личностных параметров на нормативность поведения применялся метод незавершённых предложений и ряд личностных опросников: опросник А. Мехрабиан, методика Н. Б. Стамбуловой в адаптации С. И. Макшанова для измерения волевых качеств, опросник уверенности в себе В. Г. Ромека, Гиссенский тест для определения личностного профиля, опросник стратегий совладающего поведения (копинг-тест) Лазаруса, опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика и Келлермана для описания системы психологической защиты, опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R, допускающий использование для здоровых испытуемых в адаптации Н. В. Тарабриной и опросник самоактуализации личности САМОАЛ (тест POI Э. Шостром в адаптации Е. Ф Калиной).

Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием непараметрических методов и факторного анализа при помощи программы STATISTIC, А 5.5а.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Моральный климат общества как предпосылка экономического прогресса и политической стабильности проявляется, в частности, в деловом и поведении молодежи. Молодые люди, готовящиеся к активной работе в сфере бизнеса, в ситуациях столкновения нравственных и экономических требований демонстрируют низкую моральную надежность, что связано с дефицитом адаптационного ресурса личности (в частности, с недостаточно развитыми волевыми качествами и дисбалансом в системе защитно-совладающего поведения).

2. Предполагаемая враждебность деловой среды и установка на недоверие к деловым партнерам стимулируют принятие решений, противоречащих моральным нормам. Такое восприятие социального окружения в определенной мере связано с выраженностью невротической симптоматики, особенно враждебности и тревожности.

3. Неоднородный характер индивидуального этического репертуара решений связан с многоуровневым строением нравственного компонента личности. Можно утверждать, что существенную роль в нормативной регуляции играет бессознательная составляющая.

4. Наблюдается рассогласование отдельных составляющих позитивной направленности личности (социальная мотивация, стремление к самоактуализации), а также степени ее социальной адаптированности (активный подход к преодолению трудных ситуаций, уверенность в себе, гармоничный характер межличностных отношений) с моральным выбором в условиях этико-экономического конфликта (что подтверждает выявленный О. С. Дейнека феномен дробности характера).

Научная новизна работы.

В исследовании проведено сравнение склонности к принятию ненормативных решений в ситуации этико-экономического конфликта с выраженностью неэтичного стиля взаимодействияуказанные поведенческие проявления рассматривались как психологические эквиваленты встречающихся в деловой практике этических нарушений.

Разработана методика моделирования этически сложных деловых ситуаций, предназначенная для исследования поведения современной молодежи в ситуации столкновения моральных и экономических требований (по аналогии с методикой морального выбора Е.К. Веселовой), а также предложен оригинальный подход к анализу принимаемых решений, дающий возможность не только их качественного, но и количественного описания.

Впервые предпринята попытка исследования влияния ситуативных и личностных факторов на принятие решения в условиях этико-экономического конфликта и выявлены механизмы, участвующие в регуляции нормативного аспекта делового поведения.

Выделено несколько нормативно-адаптивных стилей, отличающихся этическим характером принимаемых решений, используемым личностным ресурсом и способом адаптации к сложным жизненным ситуациям.

Практическая значимость работы.

1. Полученные результаты позволяют более полно задействовать этику бизнеса как политический фактор стабилизации российской экономики. С этой целью выявленные психологические предпосылки этики делового поведения молодых людей могут быть использованы при разработке идеологии воспитательной работы, образовательной, молодежной и информационной политики.

2. Разработанная методика моделирования ситуаций этико-экономического конфликта может быть применена как в исследовательских, так и в учебно-коррекционных целях. Ее использование позволяет наполнить конкретным содержанием абстрактные этические понятия, на примере самих слушателей наглядно продемонстрировать природу этических проблем в бизнесе и последствия ненормативного поведения, а также построить программу коррекции этического компонента делового поведения.

3. Результаты исследования могут быть использованы для построения научно-обоснованных программ этического обучения и совершенствования этических компонентов организационной культуры предприятия.

4. Выявленные нормативно-адаптивные стили принятия решения в этически сложных ситуациях дают возможность учитывать индивидуальные особенности при построении образовательно-коррекционых программ и прогнозировании моральной надежности персонала. Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры политической психологии Санкт-Петербургского университета, кафедры менеджмента Санкт-Петербургского института машиностроения, III Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности» (СПб, 2000), научно-практической конференции «Санкт=Петербург: из будущего в настоящее» (СПб., 20 001), научно-практической конференции «Ананьевские чтения «(СПб., 2001, 2002),.

Материалы исследования изложены в следующих публикациях:

1. Нравственные аспекты делового поведения // Проблемы управления хозяйственными системами: Сб. научн. тр.- СПб.: ПИМаш, 2000. — Вып. 8. -С. 65−73.

2. Проблема доверия в бизнесе и представления студентов-менеджеров о деловой этике // Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции. — СПб.: ЗАО «ИМАТОН», 2000. — С. 7−8.

3. Личность менеджера и деловая этика // III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности»: Материалы конференции. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000. — С.191−193. (совместно с Исаевой Е.Р.).

4. Психологическое здоровье личности и нормативность делового поведения // «Психология бизнеса: управление персоналом в государственных организациях и коммерческих структурах»: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. — СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 92−96.

5. Структура психологических защит личности и ее влияние на организационное поведение // Проблемы управления хозяйственными системами: Сб. научн. тр.- СПб.: ПИМаш, 2001. — Вып. 9, 4.5. — С.124−130. (совместно с Исаевой Е.Р.).

6. Симптомокомплекс дезадаптации: маркеры психологического неблагополучия на модели студентов-менеджеров // Клиническая психология: Материалы I Международной конференции по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник: Сб. тез. / Отв. ред. А. Ш. Тхостов. — М.: Центр СМИ МГУ, 2001. — С. 129−131. (совместно с Исаевой Е.Р.).

7. Психологический аспект этики делового поведения // Проблемы управления хозяйственными системами: Сб. научн, тр, — Вып. 10. — СПб: ПИМаш, 2002, -С. 274−285.

8. Образование как фактор становления ценностно-нормативного статуса будущих менеджеров // Менеджмент, Наука. Образование. Культура: Сб. научн. трудов / Под ред. И. М. Болотникова, С. В. Перминовой и др. — СПб.: СПбГУКИ, 2003. — Т. 155. — С. 210−228. (совместно с Дейнека О.С.).

Внедрение. Результаты исследования использованы в учебных программах курсов «Деловой этикет», «Организационное поведение», «Самоменеджмент» для студентов специальности «Менеджмент» Санкт-Петербургского института машиностроениякурса «Управление персоналом» для студентов специальности «Экономика и социология труда» СПбГПУ.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 165 страницах компьютерного текста. Библиография содержит 190 наименований, из них 20 — на иностранных языках. В работе имеется 13 таблиц, 3 схемы и 2 диаграммы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, предмет, объект исследования, формулируются задачи и основные гипотезы, указываются применяемые методы, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава настоящего исследования, включающая 6 разделов, посвящена обсуждению проблемы этики делового поведения как политического фактора стабилизации экономического развития России. Этика делового поведения рассматривается в философском, политико-экономическом и психологическом аспектах. Анализируется философское содержание нравственно-экономического конфликта и существующие концепции этики бизнеса, определяется философская позиция для вынесения моральных суждений. Проясняется роль моральных норм в рыночной экономике и понятие этико-экономической аномии. Обсуждаются существующие в современной психологии подходы к изучению нравственного аспекта поведения и данные исследований в области этики делового поведения российской молодежи. Вводятся психологически©эквиваленты существующих форм ненормативного экономического поведения, а также рассматриваются индивидуально-психологические параметры, которые могут быть связаны с этическим характером делового поведения молодежи.

Во второй главе описываются методики экспериментального исследования, дается их обоснование. Здесь представлена также полная характеристика объекта исследования, объема проведенной работы и использованного аппарата математической статистики.

В третьей главе приводится анализ результатов экспериментального изучения нормативно-регуляторных особенностей делового поведения студенческой молодежи. Основное внимание уделяется поведению в ситуациях этико-экономического конфликта. Анализируются характер и мотивы выбора, сравнивается этические характеристики решений в разных группах испытуемых, исследуются ситуативные и личностные переменные, влияющие на характер принимаемых решений, сопоставляется частота принятия неэтичных решений с проявлениями неэтичного стиля взаимодействия.

Исследуются механизмы регуляции нормативной составляющей экономического поведения молодых людей и отдельные нормативно-адаптивные стили поведения в ситуациях столкновения нравственных и экономических требований. Выделены стили поведения, отличающиеся этическим характером принимаемых решений, используемым ресурсом и степенью адаптированности к сложным ситуациям. На основе выявленных закономерностей определены основные «мишени» для проведения этического обучения деловой молодежи и коррекции нежелательных тенденций экономического поведения.

Выявлена связь между склонностью к принятию решений, противоречащих моральным нормам, и выраженностью агрессивной тенденции, а также отсутствие связи уровня нормативности решений с манипулятивностью.

В конце третьей главы обобщены полученные результаты и сформулированы выводы исследования.

В заключении диссертации подводятся научные и практические итоги выполненной работы, а также рекомендации по применению полученных результатов для построения цивилизованных рыночных отношений и укрепления трудовой морали молодого поколения. Рассматриваются перспективы изучения психологических предпосылок этики делового поведения как политического фактора стабилизации экономики.

Результаты исследования указывают на неоднозначную связь этического рисунка поведения с уровнем психологического здоровья и адаптированности личности. Установлено, что тенденция к принятию нормативных решений при моделировании этически сложных ситуаций может быть реализована посредством различных внутренних ресурсов: за счет волевого противостояния моральному соблазну и за счет использования механизмов психологической защиты, препятствующих осознанию факта внутреннего конфликта и редуцирующих эмоциональное напряжение. Совокупный эффект влияния отдельных индивидуально-психологических показателей проявился в разнообразии нормативно-адаптивных стилей принятия решения в условиях столкновения нравственных и экономических требований. Выделенные стили отличаются частотой принятия нормативных решений, используемым личностным ресурсом и характером адаптации к трудным ситуациям По используемому ресурсу нормативное поведение может носить активный, реактивный и пассивно-приспособительный характер, но только в активный стиль, основанный на использовании волевого потенциала личности, является в прогностическом плане благоприятным.

Выявленные психологические предпосылки этики делового поведения могут быть учтены при разработке мер, направленных на формирование здоровых этических установок у молодых людей, нацеленных на работу в бизнесе, развитие нравственной составляющей профессионального самосознания деловой молодежи. Решение этой задачи невозможно без разработки идеологии воспитательной работы, образовательной, молодежной и информационной политики, направленных на укрепления трудовой морали молодого поколения.

Нельзя переоценить значения реальных действий по укреплению правового регулирования и борьбе с коррупцией. Наряду с этим, важнейшей профилактической мерой для повышения этики бизнеса в России является изменение информационной политики СМИ, Более адекватное освещение процесса формирования рынка предполагает устранение существующей в настоящее время тенденциозности, а также предоставление более реалистичной информации о существующих партнерских деловых отношениях, разрушительных последствиях ненормативного хозяйственного поведения и значении доверия для развития рыночной экономики.

Важно также пропагандировать образцы партнерского взаимодействия, которые включают умение вести переговоры с учетом интересов всех участников, а также использование конструктивных копинг-стратегий и навыков уверенного поведения при реализации собственных интересов. Существующий опыт организации идеологической работы может быть с успехом использован для создания образа социально-ответственного, стратегически мыслящего бизнесмена, что способствовало бы формированию у молодых людей нравственно-обусловленной профессиональной Я-концепции.

В сфере профессионального образования психологические предпосылки деловой этики могут быть использованы при разработке учебных программ, содержащих элемент психологической коррекции и учитывающих индивидуальные особенности слушателей.

Результаты проведенного исследования можно использовать для повышения этического уровня корпоративной культуры, укрепления доверия как во внутренней среде предприятия (между сотрудниками или подразделениями, между персоналом и администрацией), так и в отношениях организации с внешней средой (с потребителями, партнерами, общественностью и т. д.).

Выполненная работа, охватывая широкий спектр психологических параметров, связанных с этическим характером решений при столкновении нравственных и экономических требований, не исчерпывает возможности исследований в этом направлении. Представляется важным выявить личностные ресурсы, связанные с возможностью расширения пространственно^ временного контекста восприятия ситуаций экономического взаимодействия, проследить влияние когнитивного компонента экономического поведения, связанного со смысловым содержанием профессионального успеха и отношением к деньгам.

Предложенный в настоящем исследовании подход может быть применен к изучению моральной надежности в разных видах профессиональной деятельности с учетом как общих моментов, связанных с наличием морального конфликта, так и специфических условий конкретной области приложения.

В целом данное направление изучения делового поведения молодежи представляет интерес и с научной, и с практической точки зрения, так как направлено на оздоровление моральной ситуации в стране и воспитание такого поколения молодых бизнесменов, которые своей хозяйственной деятельностью способствовали бы экономическому подъему и процветанию России, укреплению ее безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование посвящено одной из наиболее актуальных проблем экономико-политической реальности России — становлению новых социально-экономических отношений. Поскольку в переходный период именно этика хозяйственного поведения определяет эффективность и стабильность экономики, ее можно рассматривать как политический фактор экономической безопасности страны.

Переживаемый нашей страной глубокий нравственный кризис отразился и на экономическом сознании молодых людей, начинающих свой путь в бизнесе, В молодежной среде широкое распространение получили представления о вседозволенности ради достижения экономического успеха, что идет в разрез с государственным курсом на построение цивилизованных рыночных отношений.

Настоящая работа является попыткой применения личностного подхода к изучению нормативной стороны экономического поведения с целью определения психолош-политических предпосылок совершенствования этики бизнеса. Рассмотрение нормативно-регуляторных особенностей делового поведения молодежи позволило получить представление о психологических механизмах регуляции этического компонента экономического поведения. Выявлен сложный характер его детерминации, включающий когнитивную, аффективную и конативную составляющие.

Обнаружено, что характер решений, принимаемых студентами-менеджерами в ситуации столкновения моральных и экономических требований связан со сложившимся у индивида образом делового мира. Предполагаемая враждебность социального окружения заранее настраивает на недоверие к деловым партнерам и стимулирует ненормативные решения. Такое восприятие деловой среды в определенной мере связано с выраженностью невротической симптоматики, особенно враждебности и тревожности.

Внешнее поведение — принятие решения, соответствующего или противоречащего моральным нормам — рассматривалось как результат борьбы разнонаправленных тенденций, одновременно присутствующих и конфликтно взаимодействующих в личности одного человека. Многоуровневый характер нравственной составляющей личности проявился в этически неоднородном индивидуальном репертуаре принимаемых решений.

Моральный климат общества как предпосылка экономического прогресса и политической стабильности находит свое отражение, в частности, в деловом поведении молодежи. Было обнаружено, что молодые люди, готовящиеся к активной работе в сфере бизнеса, в ситуациях столкновения нравственных и экономических требований демонстрируют низкую моральную надежность, что связано с дефицитом адаптационного ресурса личности (в частности, с недостаточно развитыми волевыми качествами и дисбалансом в системе защитно-совладающего поведения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа и др., 1998. — 229с.
  2. Р. Этические ценности как составная часть философии фирмы. // Эстония Arielu — 1998. — сент. — С. 38−40
  3. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376с.
  4. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)// Психологический журнал. 1,999. — Т.20, № 3. — С. 5−17.
  5. В.И., Согомонов Ю. В. Честная игра: Нравственная философия и этика предпринимательства- В 2 т. Томск: Изд-во Томского унта, 1992. — 239с.
  6. В.И., Согомонов Ю. В. Как возможна этика предпринимательства? // Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузовский сборник научных трудов /Отв. ред. В. П. Фетисов. Воронеж: Истоки, 1995. С.4−9.
  7. В.И., Согомонов Ю. В. «Царская дорога» к этике успешного профессионала. // Российская модель этики успеха. Ведомости. Тюмень: НИИПЭ, 1996. -Вып.З.-С. 50−72.
  8. Ю.К. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательской культуры в странах с рыночной экономикой // Труд за рубежом. 1998. — № 4. -С. 81−102.
  9. Ю.Батыгин Г. С. Бизнес и / или мораль // Этика Севера. Т.2. Томск: Изд-воФ
  10. Томского ун-та, 1992. С.57−61.
  11. П.Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства / Под ред. проф. Д. П. Гавры. СПб.: Петрополис, 1999. — 224 с.
  12. Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западно-сибирского предпринимательства второй половины XIX начала XX вв. — Тюмень: ТюмГНУ, 1998. — 204 с.
  13. И.Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии: Сборник статей /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — С.221−240.
  14. М.В. Этико-социологические исследования предпринимательского поведения: аналитический обзор. — Социологический журнал. 1995.-№ 4.-С. 193.
  15. П.Богданова М. В. Этос делового успеха: потенциал «нового поколения» //
  16. Российская модель успеха. Ведомости Тюмень: НИИ ПЭ, 1996. — Вып.6. -С.177−211.
  17. М.В. Становление этоса делового успеха в современном российском предпринимательстве: Автореф. дис.. канд. социол. наук. -Тюмень, 1997.- 18 с.
  18. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.6−13.
  19. .С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. М.: Бахрах, 1999. — С. 29−48.
  20. С.JI. Психодиагностика направленности личности в общении: Методические рекомендации /ПГПУ им. В. Г. Белинского. Пенза: ПГПУ, 1999. — 64с.
  21. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  22. С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. -М. 1911. — Цит. по: Макашева Н. А. Сергей Булгаков: к христианской политэкономии // Общественные науки и современность. 1994. — № 3. — С.27−36.
  23. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
  24. Быков С, В. Групповые нормы как фактор регуляции трудовой дисциплины в производственных группах. Дисс. канд. психол. наук, СПб., 1997
  25. Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб.: Питер, 1997, — 336 с,
  26. В.В. Экономический вопрос и проблема смысла жизни // Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвузовский сборник научных трудов/Отв. ред. В. П. Фетисов. Воронеж: Истоки, 1995. С. 10−14.
  27. В.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб.: Общество «Знание», 1995. — 76с.
  28. В.Л. Правовая культура и экономические процессы в современной России // Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А. В. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1999. — С. 66−73
  29. В.Л. Психологический анализ экономических реформ в России // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000(a). — С.304−341.
  30. В.Л. Юридическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / 3-е издание, доп. и перераб. СПб. и др.: Питер, 2000(b). — 613с.
  31. Л.И., Ерышев О. Ф. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (Пособие для врачей и психологов) / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб.: СПбНИПИ, 1998. — 46 с.
  32. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. — С.61−208.
  33. Е.К., Черняева С. А., Бейсембиева М. К. Мировоззрение и нравственный выбор // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2000» / Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.-С. 119−121.
  34. Л. Лекция об этике. / Историко-философский ежегодник. М., 1989.-С. 238−245.
  35. В. Мораль и социальная психика, М.: Прогресс, 1978, — 269с.
  36. О.Я., Кузнецова С. Ю. Российское предпринимательство: от этики прибыли к этике социальной ответственности // Вестн. Дальневост. гос. акад. экон. и упр. 1998. — № 3 (7). — С. 128−132.
  37. .М. экономика и социология труда: Учебник для вузов. СПб.: СПбУЭФ, 1995.-216с.
  38. Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен «нечестной игры» // Общественные науки и современность. 1997. — № 5. — с.87−95.
  39. Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. — 464 с.
  40. Е. Этика в российском рекрутинге // Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции. СПб.: ЗАО «ИМАТОН», 2000. — С. 38−39.
  41. О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: СПбГУ, 1995. — С. 124−130.
  42. О.С. Экономическая психология в российской политике переходного периода. Автореферат. доктора психол. наук. СПб., 1999. -22с.
  43. О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб., 1999. — 239с.
  44. О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. 1997. — Сер.6. — Вып.4. (№ 27). — С.80−96.
  45. О.С. Рациональный подход к сотрудничеству// Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции. СПб.: ЗАО «ИМАТОН», 2000а. — С.4−5.
  46. О.С. Экономико-психологические последствия политики // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000b. — С. 442−475.
  47. И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. -С.20−37.
  48. И.Б. Самореализация и уровни нравственного развития // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — Вып. 2. — С.46−55.
  49. Г. Г. Российские архетипы и современность // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Острожье, 1997. — С.273−279.
  50. А. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996. — 186с.
  51. E.JI. Психология манипуляции феномены, механизмы и защита. -М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 344 с.
  52. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388с.
  53. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1999. — 624с.бЗ.Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развитияличности. М., 1980. — 157 с. 64.3имичев A.M. Психология политической борьбы. 1987- 182с.
  54. О.И., Левина А. И. Особенности социально-психологического климата в бригаде // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: Мысль, 1987. — с.24−32.
  55. Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией / Автореферат. канд. психол. наук. СПб., 1999. -22с.
  56. К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994. — 367с.
  57. Дж.П., Райе Дж., Ковальски К.Дж. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации // Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Феникс, 1997. — С.59−71.
  58. Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994.-№ 6.-С.55−70.
  59. Т.Б. Христианская этика труда // Личность и экономика. М, 1999. -Ноябрь — С.46−56.
  60. П. Принципы этической экономии: пер. с нем. СПб.: Экономическая школа, 1999, — 340 с.
  61. И. Дружба и бизнес совместимы, если соблюдать формальности // Деловые люди, 1995.-N60.- С. 142=143,
  62. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-ому). М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 341с.
  63. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга: ИМА-Кросс. Плюс, 1995.-698с.
  64. В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995. 117с.
  65. В.В. Природа человека и экономическая эффективность (постановка проблемы) // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1998. — № 2. — С.
  66. В.В. Власть и мы: ментальность российской власти // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. — С.90−143.
  67. В.В. Зависть как мотив экономической конкуренции. / Экономическая психология: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — С.94−107.
  68. Е.С., Свенцицкий A.JI. Социальная психология и социальное планирование в промышленности // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — с.189−202
  69. Культура российского предпринимательства / Отв. ред. Кормин Н. А. М., 1997.-216 с.
  70. М., Чирикова А. Региональные политические элиты: менталитет, поведение, взаимоотношения с властью. // Общество и экономика. 1999 -№ 6, — С. 230=278.
  71. О.Л. Феномен хозяйственной культуры // Рос. экон. журнал 1993. -N9. — С.88−95.
  72. Э.Х., Часова Т. Д. Предпринимательство: экономика и нравственность. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 198 с.
  73. Л. Хозяйственная этика фактор динамичности экономических процессов // БизнесИнформ. — Харьков, 1998. — № 20 (окт). — С. 8−9.
  74. Л. Влияние этических норм на развитие предпринимательства // БизнесИнформ. Харьков, 1998. — № 23−24 (дек). — С. 7−9.
  75. М.И. Трудовая этика и управление персоналом. // Управление персоналом. 1997. -№ 11.- С.35−42.
  76. Н.А. Этические основы экономической теории: Очерки истории. -М.ИНИОН, 1993.- 178с.
  77. Н.А. Сергей Булгаков: к христианской политэкономии // Общественные науки и современность. 1994. — № 3. — С.27−36.
  78. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях: Дисс.канд. психол. н. Л., 1991.
  79. В.Х. Самореализация личности: взгляд с позиции христианской психологии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. -С.166−173.
  80. .В. Бытие и язык (Хайдеггер и Витгенштейн). // Вестник СпбГУ. — 1992. Сер.6. — Вып 2, № 13. — С.22−29.
  81. А. Психология бытия. Киев: Ваклер, 1997, -= 300с,
  82. Маслоу А, Мотивация и личность. = СПб.: Евразия, 1999, 479с,
  83. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.-702с.
  84. И.Н. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: БАХРАХ-М, 2000. С.232−252.
  85. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — 200с.
  86. Т. Современные подходы к этическим проблемам в бизнесе // Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С. А. Смирнова М.: Финансы и статистика, 1999. — С. 160−186.
  87. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во С. Петербург, ун-та, 1996. — 176с.
  88. Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья. / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 128−189.
  89. О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. Автореферат .канд. психол. наук. -М., 1992.
  90. О.П. Этнопсихологические различия морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 4. — С.79−88.
  91. Нравственные основы предпринимательской деятельности // Межвуз. сб. научн. трудов / Отв. Ред. В. П. Фетисов. Воронеж: Истоки, 1995. — 92с.
  92. Е.Б. Особенности копинг-поведения врачей-хирургов // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 99″ / Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: СпбГУ, 1999. -С.115−116.
  93. Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белавского. М.: Академ, проект, 2000. г- 879с.
  94. С.В. Культура в системе развития деловой активности: В 2 ч. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 4.1: Бизнес, менеджмент и культура. — 171с. 4.2 Культура и личность в современном менеджменте. — 171−431с.
  95. Н.Д. Трудности становления профессионального самосознания менеджера // Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции СПб.: ЗАО „ИМАТОН“, 2000. — С.6−7.
  96. Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные науки и современность. 1998. — № 3. — С.97−105.
  97. К.К. Система психологии и теория отражения. (Гл. 7, п.4). — М.: Наука, 1982.-309с.
  98. Ю. Сможет ли российский бизнес стать моральным // Человек и труд. 1995. — N 9. — С.82−85.
  99. К.А. Роль государства в становлении этических норм поведения в предпринимательстве // Экономическая психология: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — С.126−133.
  100. Профориентация и профотбор в рабочие профессии / Под ред. М. В. Алишева. М.: Высшая школа, 1987. — 132с.
  101. Психология и этика: опыт построения дискуссии / Отв. ред. Б.С. Братусь
  102. Самара: Бахрах, 1999, 128 с.
  103. Реан А, А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ун-та, 1995. Сер.6. = Вып.3(20). = С.74−79.
  104. М.В. Нравственные аспекты делового поведения // Проблемы управления хозяйственными системами: Сб. науч. тр СПб.: ПИМаш, 2000. -Вып. 8.-С.65−73.
  105. М.В. Проблема доверия в бизнесе и представления студентов-менеджеров о деловой этике // Люди и организации: Сборник тезисов• Третьей Всероссийской конференции. СПб.: ЗАО „ИМАТОН“, 2000. 1. С. 7−8.
  106. М.В., Исаева Е. Р. Структура психологических защит личности и ее влияние на организационное поведение // Структуризация хозяйственных систем: Сб. науч.тр.- СПб.: ПИМаш, 2001. Вып. 9, Ч. 5. — С. 124−130.
  107. М.В. Психологический аспект этики делового поведения // Проблемы управления хозяйственными системами: Сб. науч. тр- СПб.: ПИМаш, 2002. Вып. 10. — С. 274−284.
  108. П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. -№ 2. — С.41 — 50.
  109. Ромек В. Г, Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, -1997, — Вып. 1. 4.2. — С, 24−41.
  110. В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика, и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 1998. — С.97−108.
  111. В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. 1999. — № 9. — С. 3−14
  112. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Перспективы социальной психологии: Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. — 429с.
  113. С.Л. Проблемы общей психологии /Отв. ред. и автор вступит, статьи. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  114. А.Л. Социально-психологические исследования трудовой дисциплины в производственных коллективах // Психология производству и воспитанию. — Л., Изд-во ЛГУ, 1977. — С. 12−19.
  115. А.Л. Социальные нормы как регуляторы поведения личности // Промышленная социальная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — С. 21−28
  116. А.И. Прибыль и нравственность // РИСК. 1997. — N 1. — С.62−66.
  117. В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества // Вестник СПбГУ. 1993. — Сер.6, Вып.2. — С.43−49.
  118. В.Е. Духовно-нравственные ценности главный фактор возрождения России // Россия сегодня — новые горизонты сознания / Под ред. В. Н. Келасьева и др. — СПб., 1994. — С.28−41.
  119. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. 1997. — Сер.6. — Вып.4 (№ 27). — С.59−67.
  120. В.Е. Полиментальная специфика России и российская политика // Вестник политической психологии. 2002. — № 1. — С.20−23.
  121. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А, А. Крылова, Л. А. Коростылевой. = СПб»: СПБГУ, 1997, С. 125−141.
  122. А. Центр моральной ответственности: Бизнес призван сыграть главную роль в становлении этических норм современной России // Эксперт. 1999. — № 1−2 (18 янв). — С. 61−63.
  123. Е. Характер и типы взаимоотношений молодежи и, общества // Регион: политика, экономика, социология. СПб. — 2002. — № 4. — С.113−118.
  124. О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2000. — 152с.
  125. .М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. СПб.: Лики России, 1997. — 351с.
  126. И.Л. Выявление скрытой мотивации персонала // Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции СПб.: ЗАО «ИМАТОН», 2000. — С.60−61.
  127. В. Десять заповедей Божиих // О вере и нравственности по учению православной церкви. М.: Издание Московской Патриархии, 1991. -С.113−116.
  128. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д.: ЛГУ, 1988.- 166с.
  129. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001. 272с.
  130. Теория морали и этика бизнеса: Курс лекций / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова / Подгот. В. А. Гвозданный и др. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.- 174с.
  131. А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М: Мысль, 1974. — 278с.
  132. В.П. Экономика и нравственность // Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. В. П. Фетисов. Воронеж: Истоки, 1995. — С.79−85.
  133. А.В., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 1. — С.22−31.
  134. Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. — 192с.
  135. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  136. .В. О социально-психологических аспектах нравственной регуляции деятельности в условиях взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева, М.: Наука, 1976. — С. Ж-1/6.
  137. А.Е. Человек больше богатства (Этическое измерение лидеров российского предпринимательства) // Социологические исследования 1997. -№ 11. — С.78−90.
  138. И.Г. Люди и организации: деструктивное противодействие // Люди и организации: Тезисы Третьей Всероссийской конференции СПб.: ЗАО «ИМАТОН», 2000. — С.63−64.
  139. В.Н. Нравственность и предпринимательская деятельность // Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвуз. сборн. научн. тр. / Отв. ред. В. П. Фетисов. Воронеж: Истоки, 1995. — С.86−91.
  140. Т. Социальная психология: Пер. с англ! Б. В. Ольшанского. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544с.
  141. П.Н. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. — № 3. -С.27−36.
  142. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. — 248с.
  143. Ю.А. Этика: Введение в предмет. М.:Текст, 1998. — 271с.
  144. А.И. Системное описание политической психологии: Дисс. в виде нучн. докл. на соиск. уч. ст. доктора психол. н. СПб.: СПбГУ, 1996. — 166с.
  145. А.И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать? //. Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: СПбГУ, 2000. — С. 420−440.
  146. A.M. Социология экономической преступности. М.: Экономика, 1988. — 251с.
  147. Н.Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем: монография. Самара: Изд-во СГИИК, 1995. — 118с.
  148. Arendt Н. Eichman in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. New York: Viking, 1963.-64p.
  149. Brewer M.B. In-group favoritism: The Subtle Side ofln-group Discrimination, // In: Codes of Conduct: Behavioral Research into Business Ethics / D.M. Messik and A.E. Tenbrunsel (Editors). Russell Sage Foundation. — New York, 1996. -248p.
  150. Cressey D.R., Moore C.A. Managerial Values and Corporate Codes of Ethics // California Management Review. 1983.- Summer.- Vol. 25. — No. 4. — R 55−77.
  151. Darley J.M. How Organizations Socialize Individuals In Evildoing // In: Codes of Conduct: Behavioral Research into Business Ethics / D.M. Messik and A.E. Tenbrunsel (Editors). Russell Sage Foundation. — New York, 1996. — 248p.
  152. Donaldson T. The Business Ethics of Social and Organizational Processes // In: Codes of Conduct: Behavioral Research into Business Ethics / D.M. Messik and A.E. Tenbrunsel (Editors). Russell Sage Foundation. — New York, 1996. — 248p.
  153. Falkman S., Lazarus R. Manual for the ways of coping castunnaere. Palo-Alto, Ca., 1988.-192 p.
  154. Fleming G.E. Suggested Approach to Linking Decision Styles with Business Ethics // Journal of Business Ethics. 1985. — Vol. 4 — P.137−144.
  155. Forsyth D.R. Individual Differences Information Integration During Moral Judgment // Journal of Personality and Social Psychology. 1985 — Vol. 49. — No. 1.-P. 264−272.
  156. Hardin R. The Psychology of Business Ethics // In: Codes of Conduct: Behavioral Research into Business Ethics / D.M. Messik and A.E. Tenbrunsel (Editors). Russell Sage Foundation. — New York, 1996. — 248p.
  157. Hunt S.D., Chonko L.B., Wilcox J.B. Ethical problems of Marketing Researchers // Journal of Marketing Research. 1984 — Aug. — Vol. 21. — P. 309 324
  158. Jones T, M: Ethical Decision Making by Individuals in Organizations: An Issue-Contingent Model //Academy of Management Review. 1991. — Vol. 16. -No. 2. -P.366−395.
  159. Kholberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development. N.Y.: Harper & Row. Toronto: Fitzhenry & Whiteside. 1984. -236 p.
  160. Lazarus R., Falkman S. Cognitive Theories of Stress and the Issue of Circularity // Dynamics of Stress. Physiological, Psychological and Social Perspectives. / M.H. Appley & R. Trumbul (eds.): New York: Plenum Press., 1986.-P. 184−209.
  161. Laczniak G.R. and Inderrieden E.J. The Influence of Stated Organizational Concern upon Ethical Decision Making. // Journal of Business Ethics. 1987. -Vol. 6-P.297−307.
  162. Mclntyre R.P. and Capen M.M. A Cognitive Style Perspective on Ethical Questions // Journal of Business Ethics. 1993. — Vol. 12 — P.629−624
  163. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy. // Journal of Personality. 1972. — Vol.40.- P.525−543.
  164. Mehrabian A. The Development and Validation of Measures of Affiliative Tendency and Sensitivity to Rejection / Educational and Psychological Measurement 1970. — 30 p.
  165. Premeakux S.R., Mondy R.W. Linking Management Behavior to Ethical Philosophy // Journal of Business Ethics. 1993. — Vol. 12 — P.349−357.
  166. Strong K.S., Meyer G.D. An Integrative Descriptive Model of Ethical Decision Making // Business Ethics. 1992. — Vol. 11 — P.89−94.
Заполнить форму текущей работой