Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы повышения качества обучения иностранному языку в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ПГПИ им. С. М. Кирова, Учебно-методическом совете филиала в г. Пскове Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, содержание отражено в пяти печатных работах автора. Практическое внедрение полученных в исследовании данных, выводов, рекомендаций осуществлены автором… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Условия повышения качества обучения иностранному языку в вузе
    • 1. 1. Основные подходы и концепции к оценке качества образования
    • 1. 2. Факторы успешного овладения иностранным языком
    • 1. 3. Понятие «иноязычные способности»
    • 1. 4. Психологическое обеспечение повышения качества обучения иностранному языку
  • ГЛАВА 2. Цель, задачи, организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Организация и методы исследования
    • 2. 3. Перечень экспериментально исследуемых показателей
  • ГЛАВА 3. Индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность овладения иностранным языком
    • 3. 1. Показатели успешности овладения иностранным языком, их взаимосвязь. Влияние типа владения иностранным языком и иноязычных способностей на успешность овладения
    • 3. 2. Психологические свойства личности, их взаимосвязь и влияние на формирование определенного типа владения иностранным языком, иноязычные способности и успешность овладения иностранным языком
    • 3. 3. Результаты факторного и кластерного анализа данных. р
    • 3. 4. Методические рекомендации по организации процесса обучения иностранному языку в вузе с учетом личностных особенностей и типа владения иностранным языком с целью развития иноязычных способностей

Психологические факторы повышения качества обучения иностранному языку в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XX столетия является переломным моментом в развитии системы отечественного образования. Этот период характеризуется интенсивностью инновационных процессов, появлением новых типов образовательных учреждений.

В последнее время отмечается тенденция неуклонного увеличения количества школ и классов с углубленным изучением иностранного языка (ИЯ), наблюдается повышение социального заказа на специалистов в самых разнообразных областях деятельности, владеющих И Я.

Это связано с ростом интереса к ИЯ (особенно английскому) в обществе, который вызван расширением контактов с англоязычными странами, огромным объемом печатной, кино-, аудиои видеопродукции на английском языке. Развитие международных связей делают ИЯ реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека.

Вместе с тем усвоение ИЯ обусловливает необходимость развития сложных умений и навыков, что, в свою очередь, вызывает существенные затруднения у большинства изучающих ИЯ.

Интерес общества к изучению иностранных языков послужил причиной создания огромного количества разнообразных методик обучения, но специалисты отмечают общие, характерные практически для всех разрабатываемых методик недостатки. Среди них отметим отсутствие строгой научной психологической базы обучения ИЯ, слабый учет психологических особенностей изучающих ИЯ (Шехорин В.К., Барыбин A.B., 1998, с. 78).

Многими исследователями признается необходимость обновления существующих методик обучения ИЯ, т.к. в их основе лежат психолого-педагогические концепции двадцати-тридцатилетней давности, оказавшие в свое время огромное влияние на преподавание языков, но нуждающиеся в основательном пересмотре в изменившихся современных условиях (Леонтьев А.А., 1998, с. 10).

На настоящий момент остро стоит вопрос непосредственной оценки качества образования и контроля за достижением качества. В условиях расширяющихся многосторонних межнациональных контактов в число актуальных задач, стоящих перед современной наукой, задача повышения качества языковой и профессиональной подготовки обучаемых приобретает первостепенное значение, т. к. в настоящее время в неязыковом вузе недостаточно высока эффективность обучения ИЯ.

Характерным явлением для высшей школы является большое количество абитуриентов с изначально низким уровнем практического владения И Я. Таким образом, приходится констатировать, что выпускники общеобразовательных школ не подготовлены для продолжения освоения И Я в вузе.

Качество обучения ИЯ в значительной мере определяется степенью дифференциации и индивидуализации обучения, что предполагает знание, учет и развитие индивидуально-психологических качеств обучаемых.

Таким образом, актуальность нашего исследования, посвященного изучению психологических факторов, влияющих на процесс повышения качества обучения ИЯ в вузе, обусловлена:

— современной социокультурной ситуацией, в которой ИЯ становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества;

— осознанием новизны требований социально-экономического развития общества к качеству языковой подготовки специалистов высшей школы;

— социальной потребностью в психологической и методической разработке проблемы преподавания И Я;

— необходимостью разработки новых нетрадиционных форм обучения ИЯ, обусловливающих приобретение студентами знаний по И Я, соответствующих их индивидуальным особенностям, познавательным возможностям и интересам;

— потребностью учителей и преподавателей И Я в реальной школьной и вузовской практике в специальных упражнениях и коррекционно-развивающих программах, которые смогли бы снять эмоциональное напряжение, вызываемое ведением урока на неродном языке, обеспечили наиболее эффективное усвоение ИЯ и предотвратили появление негативного отношения к предмету;

— существующими противоречивыми данными о роли индивидуальных факторов на успешность изучения ИЯ, которые требуют комплексного изучения.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что особенности личности, влияющие на успешность овладения ИЯ, изучены недостаточно. В то же время значительно большее внимание в трудах педагогов и психологов уделяется особенностям познавательных процессов.

Цель диссертационного исследованияразработать, научно обосновать и апробировать в условиях формирующего эксперимента систему психолого-дидактических условий, способствующих повышению качества обучения ИЯ.

Объектом исследования является совокупность психологических особенностей личности студентов, влияющая на успешность обучения иностранному языку и определенный тип владения ИЯ.

Предмет исследования — характер взаимосвязей психических свойств личности обучаемых, иноязычных способностей, типов владения ИЯ и успешности обучения И Я.

В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: повышение качества обучения И Я в вузе может быть достигнуто, если в этом процессе реализуется сочетание следующих психологических условий:

— наличие системы надежных диагностических материалов;

— учет индивидуальных психологических особенностей личности студентов, способствующих успешности при изучении иностранного языка;

— целенаправленное формирование иноязычных способностей в процессе обучения ИЯ;

— включение в методику преподавания ИЯ системы приемов, уменьшающих влияние состояния тревожности на результаты обучения;

— теоретическую и практическую подготовку преподавателя иностранного языка к реализации этой программы.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1 — раскрыть теоретические основы понятия «качество обучения» ;

2 — раскрыть специфику учебного предмета «иностранный язык», его требования к индивидуальным психологическим свойствам учащихся;

3 — разработать опросник, выявляющий тип владения ИЯ;

4 — определить состав психологических свойств, влияющих на успешность изучения иностранного языка;

5 — разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, способствующую повышению успешности овладения ИЯ;

6 — разработать практические рекомендации по повышению качества обучения ИЯ для преподавателей иностранного языка.

На защиту выносятся следующие положения:

1 — психологическими факторами, определяющими качественное усвоение ИЯ в вузе, выступают: мотивация, иноязычные способности, уровень умственного развития, тип овладения ИЯ и такие свойства личности как эмоциональность, общительность, пластичность, смелость, эмоциональная устойчивость, темп реакций.

2 — критериями качества обучения ИЯ являются: иноязычная коммуникативная компетентность, критерий индивидуально-личностного развития, критерий психологического комфорта.

3 — применение разработанной нами программы развития иноязычных способностей, основанной на формировании таких их компонентов, как вероятностное прогнозирование и чувство языка с опорой на тип владения ИЯ, обеспечивает достоверное повышение их уровня.

Для решения поставленных задач использовались методы констатирующего (наблюдения и тестирования), формирующего экспериментов и методы статистического анализа.

Исследование проводилось в течение 1999 — 2001 годов в Псковском государственном педагогическом институте им. С. М. Кирова, филиале в г. Пскове Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, Псковского филиала Московского социального открытого университета. Испытуемыми выступили студенты 1 и 2 курсов, как хорошо, так и слабо успевающие по иностранному языку. В общей сложности в течение трех лет в исследовании принимало участие 99 испытуемых.

Достоверность полученных данных обеспечивается валидностью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых.

Достоверность обобщений и выводов из эмпирических фактов подтверждается наличием статистически достоверных коэффициентов связи и различий.

Новизна исследования заключается в том, что впервые:

— проведено комплексное экспериментальное исследование взаимосвязи и взаимообусловленности успешности овладения ИЯ и психологических особенностей личности обучаемых;

— обоснованы условия, обеспечивающие повышение качества обучения ИЯ;

— экспериментально доказана эффективность формирования иноязычных способностей путем развития таких их компонентов, как вероятностное прогнозирование и чувство языка с опорой на тип владения ИЯ;

— разработан опросник на выявление типа владения ИЯ.

Теоретико-методологической основой работы послужили:

1) теория деятельностного подхода к усвоению социального опыта (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);

2) принципы личностно-деятельностного подхода в обучении ИЯ, предполагающие необходимость обеспечения личностного включения обучающихся в усваиваемую деятельность (И.А. Зимняя);

3) психолого-педагогические концепции оптимизации процесса обучения ИЯ (В.А. Артемов, Г. А. Китайгородская, Е. Д. Петрова, А.Л. Бердичевский).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при решении задачи индивидуализации обучения. Разработанные рекомендации по совершенствованию процесса формирования иноязычных способностей обеспечивают повышение качества обучения ИЯ. Предлагавмый опросник может быть использован непосредственно в практической деятельности преподавателя иностранного языка для диагностики типа владения И Я. Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам педагогической психологии и психологии обучения ИЯ, в работе методистов.

Объем работы. Содержание изложено на 153 страницах машинописного текста, включающего: введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 211 наименований, в том числе 16 на иностранном языке, 5 приложений. В диссертации имеется 4 таблицы, 11 рисунков.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ПГПИ им. С. М. Кирова, Учебно-методическом совете филиала в г. Пскове Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, содержание отражено в пяти печатных работах автора. Практическое внедрение полученных в исследовании данных, выводов, рекомендаций осуществлены автором в социально-психологическом центре ПГПИ им. С. М. Кирова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по выявлению психологических факторов, способствующих повышению качества обучения И Я в вузе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Качественное усвоение ИЯ в вузе возможно при использовании методик обучения, разработанных на основе современной психологической базы обучения ИЯ.

2. В качестве основных психологических факторов, влияющих на процесс повышения качества обучения ИЯ в вузе, выступают: мотивация, иноязычные способности, уровень умственного развития, тип овладения ИЯ и такие свойства личности как эмоциональность, общительность, пластичность, эмоциональная устойчивость, темп реакций.

3. Качество обучения ИЯ нами трактуется как совокупность изменений в учебном процессе и личности обучаемого, происходящих по завершению определенного этапа. Под успешностью владения ИЯ мы рассматриваем только прогрессивные изменения в характере овладения речевой деятельностью на ИЯ. Таким образом, в данной работе исследована одна из сторон качества обучения ИЯ — успешность.

4. Критериями качества обучения ИЯ выступают субъективные показатели: иноязычная коммуникативная компетентность, уровень индивидуально-личностного развития, а также психологический комфорт в процессе обучения как результат субъект-субъектного взаимодействия студента с преподавателем и с членами группы.

Показателями критерия «иноязычная коммуникативная компетентность» выступают прогрессивные изменения в речевой деятельности на ИЯ: говорении, аудировании, чтении и письме. Уровень умственного развития, уровень развития иноязычных способностей, уровень познавательной активности на занятии ИЯ составляют критерий индивиду ально-личностного развития. Показателями критерия психологического комфорта являются уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний на занятии ИЯ.

5. Разработка коррекционно-развивающей программы с целью создания психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня развития иноязычных способностей, явилась результатом анализа экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента:

— высокий уровень развития иноязычных способностей определяет успешность в овладении ИЯ;

— интуитивный тип владения ИЯ успешнее в овладении ИЯ, чем рационально-логический тип;

— на успешность в овладении ИЯ положительно влияют эмоциональная устойчивость, смелость, пластичность, отрицательно влияет тревожность.

6. Таким образом, ведущими условиями, обеспечивающими повышение качества обучения ИЯ в вузе, являются:

— развитие иноязычных способностей студентов;

— развитие интуитивного типа владения ИЯ;

— формирование внутренней мотивации, связанной с учебной деятельностью на занятии ИЯ;

— развитие механизма вероятностного прогнозирования, чувства языка, антиципации;

— повышение познавательной активности на занятии ИЯ;

— развитие вербального мышления;

— овладение эффективными приемами запоминанияснятие психологических барьеров, уменьшение тревожности на занятии ИЯповышение темпа реакций, пластичности.

Поставленные задачи в ходе исследования выполнены. Гипотеза подтвердилась. Некоторые результаты, полученные в ходе исследования, требуют дальнейшего изучения, например, отсутствие взаимосвязи интуитивного типа владения ИЯ и иноязычными способностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С. 35−39.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 78с.
  4. Активные формы обучения иностранным языкам в педагогическом институте. Межвузовский сборник научных трудов. Псков: ПГПИ, 1992. — 106с.
  5. A.A. Психологические основы и общие закономерности обучения устной иностранной речи. Автореф. .докт. пед. наук. Тбилиси, 1967. -302с.
  6. A.A. Психологические основы обучения устной иностранной речи. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 208с.
  7. А.Т. Роль памяти в изучении иностранных языков // Теоретические и экспериментальные исследования в области психологии и методики обучения иностранному языку. М., 1975. — Вып.97. — С. 5−23.
  8. Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  9. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. Воронеж: Институт практ. психологии, 1998. — 539с.
  10. Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностр. яз. в школе- 1986. -№ 2. — С. 24−27.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -338с.
  12. А. Психологическое тестирование. Кн.2. Пер. с англ. / Под. ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовског. М.: Педагогика, 1982. — 336с.
  13. В.А. Психология обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1969. — 279с.
  14. O.A. Общепедагогические и лингводидактические основы активизации познавательной деятельности студентов вузов при обучении иностранному языку на основе системы учебно-ролевых игр. Автореф. .докт. пед. наук. СПб., 1999. — 50с.
  15. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.- 80с.
  16. Ю.К. Учителю об оптимизации учебно-воспитательного процесса // Оптимизация процесса обучения с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону: Рос-товский-на-Дону педагогический институт, 1976. — С. 3−32.
  17. A.B. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. Таллинн: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 2000. — 93с.
  18. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 227с.
  19. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — 135с.
  20. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйш. шк., 1983. — 224с.
  21. И. Б. Влияние общения на усвоение иностранного языка // Психологический журнал. 1986. — Том 7. — № 4. — С. 123−130.
  22. A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: научно-теоретич. пособие. М.: Высш. шк., 1989. -103с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  24. В.П. Программированное обучение (Дидакт. основы). М.: Высш. школа, 1970. — 300с.
  25. Бим И.Л., Маркова Т. В. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. -1992. -№ 1.- С. 3−13.
  26. В.М. Эффективность обучения (Методол. анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. — 192с.
  27. A.A. Психология о личности. М.: Знание, 1988. — 205с.
  28. Е.А., Микулина Г. Г., Савельева О. В., Цукерман Г. А. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. Под. ред. В. И. Слободчикова. М.: Типография министерства угольной промышленности СССР, 1992. — 97с.
  29. А.Ф. Формирование у школьников англоязычной речевой деятельности на начальном этапе обучения. Киев, 1989.
  30. М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Иностр. яз. в школе. 1999. — № 1. — С. 5−11.
  31. А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3−8.
  32. С.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Авто-реф. .канд. пед. наук. Киров, 2000.- 23с.
  33. Ю.А. Измерение готовности абитуриентов к обучению в институтах иностранного языка как предпосылка индивидуализации учебного процесса. Дис. .кан. пед. наук. М., 1976. — 160с.
  34. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200с.
  35. Н.В. Индивидуально-психологические особенности студентов и мотивация в обучении иностранному языку в языковом вузе // Психологические основы обучения иностранному языку. Вып. 133. — М., 1979.-С. 46−52.
  36. Н.В. Психологические вопросы индивидуализации обучения иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях. -М.: Высш.шк., 1975. -95с.
  37. H.B. Эмоциональная регуляция речи. Автореф. .д. пси-хол. наук. -М., 1988. 35с.
  38. Г. К., Лущихина И. М., Устинович Е. А. К психодиагностике речевых способностей при изучении иностранного языка взрослыми// Современные психологические исследования. Л., 1976. — С. 45−47.
  39. Выготский J1.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. -504с.
  40. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45с.
  41. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Просвещение, 1965.- 109с.
  42. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Просвещение, 1969. -260с.
  43. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. Т — 15. — 1994. — № 3. — С. 131 136.
  44. А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении). Кишинев: Штиинца, 1975. — 104с.
  45. Н.В., Горина З. С. Лингвистическая способность как аспект профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков пединститутов // Органическое единство учебного и воспитательного процессов. -Волгоград, 1982. С. 149−156.
  46. Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979. — 175с.
  47. Н.Э. Личностный подход в процессе активного обучения школьников И Я. Автореф. .канд. пед. наук. М., 1989. — 21с.
  48. А.Ю. Тесты общего владения английским языком. М.: Издат-школа, 1999. — 64с.
  49. М.М. Поэтапное формирование грамматических механизмов речи на иностранном (немецком) языке. Автореф. .канд. пед. наук. -М., 1968.
  50. С.Т. Мотивация учебной деятельности учащихся V-VIII классов при изучении иноязычной лексики. Автореф. .канд. пси-хол. наук. М., 1977. — 16с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психологич. исслед. // АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. -239с.
  52. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. Под общ. ред. Б. П. Есипова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 518с.
  53. В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностр.яз. в школе. -1985. № 4.-С. 34−37.
  54. Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. -Харьков: Основа, 1990. 184с.
  55. Г. В., Рапопорт И. Л., Узилевский Г. Я. Языковые способности: учебное пособие. Харьков: Харьковский государственный университет, 1992. -132с.
  56. Н.О. Взаимосвязь личностных и психофизиологических показателей активности в деятельности человека. Дис. .канд. психол. наук. -Д., 1983. 180с.
  57. И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностр.яз. в школе. -1970. -№ 1.- С. 37−47.
  58. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. — 159с.
  59. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
  60. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Выща школа, 1998. — 292с.
  61. Н.В. Экспериментально-психологическое исследование овладения вторым языком (на материале овладения русским языком грузинами). Автореф. .д. психол. наук. Тбилиси, 1978. — 49с.
  62. О. Иноязычная профессиональная компетентность // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 53−54.
  63. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком (на материале интенсивного обучения). Дис. .канд. психол. наук. М., 1983. — 205с.
  64. Е. Овладение иноязыком в игре // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 73−76.
  65. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96с.
  66. Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 83−92.
  67. М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников // Иностр.яз. в школе. 1986. — № 5. -С. 25−28.
  68. М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностр. яз. в школе. 1988.-№ 5. -С. 43−47.
  69. Н.С. Психолого-педагогические аспекты изучения иностранного языка методом «погружения» дезадаптированными учащимися экстерной школы-интерната. Автореф. .канд. психол. наук. -Тверь, 2000. 16с.
  70. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 54−57.
  71. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Кравского. М.: Педагогика, 1978. — 208с.
  72. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1982. — 141с.
  73. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969.
  74. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. — 207с.
  75. Коршунова H. J1. Педагогическое образование без педагогики // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 41−48.
  76. Н.И. Клоуз-тест, его особенности и возможности использования при обучении иностранному языку в средней школе // Иностр. яз. в школе. -1986. № 2. — С. 21−23.
  77. Краткий психологический словарь. Составитель J1.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431с.
  78. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.- 64с.
  79. В., Мордвинов В., Трифонов Н. Психологическое обеспечение технологий образования // Высшее образование в России. 1998. — № 2.- С. 34−41.
  80. В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. -1996. № 2. — С. 100−102.
  81. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432с.
  82. В., Харьков В., Курак М., Хлопяк В. ГОСы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 75−84.
  83. С. Оценка качества обучающих программных продуктов // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 98.
  84. Н.С. Одаренность и возрастные особенности П Вопросы психологии. 1962. — № 5. — С. 9
  85. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280с.
  86. A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностр.яз. в школе. 1985. — № 5. — С. 21−23.
  87. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982. — 304с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  90. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978. 48с.
  91. И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза. Автореф. .канд. пед. наук. Киев, 1983.-22с.
  92. П.В. Формирование обобщенного способа речевого действия при усвоении иностранного языка // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2(2). — М., 1989. — С. 54−58.
  93. М.В. Методика преподавания иностранных языков. -М.: Высш. шк., 1981. 159с.
  94. Н.С. О способностях к обучению иностранным языкам // Ученые записки. № 2. — Кишинев: Кишиневский с/х институт, 1960. -282с.
  95. Н.С. Психологический анализ воспроизведения значения иностранных слов. Автореф. .канд. пед. наук (по психологии). Л., 1956. -24с.
  96. Т.Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешность усвоения иностранного языка (в ее связи с иноязычными способностями). Дис. .канд. психол. наук. М., 1984. -193с.
  97. Г. А. Возрастные и индивидуально-типические различия учащихся в усвоении иностранного языка. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1996. — 25с.
  98. Малеев A. J1. Психологическая диагностика качества знаний учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 187с.
  99. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Педагогика, 1974. 240с.
  100. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  101. В. Динамика интересов студентов факультета иностранных языков // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 102−103.
  102. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  103. С.М., Денисова Л. Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы (к концепции содержания интенсивного обучения) // Иностр. яз. в школе. -1992. -№ 5−6. С. 5−8.
  104. H.A., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. Под ред. A.A. Смирнова. М.: Просвещение, 1969.-С. 57−105.
  105. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 240с.
  106. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990. — 189с.
  107. Методические рекомендации по учету некоторых психологических особенностей в процессе обучения иностранному языку. Сост. Ж. Л. Витлин. -Л.: НИИЛООВ, 1978. 25с.
  108. Р.П. Личностный смысл изучения иностранного языка будущими педагогами // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 87−94.
  109. Р.П. Тестирование оперативной памяти в процессе овладения устной иноязычной речью // Новые исследования в психологии. № 2 (39). -М., 1988. — С. 7−12.
  110. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. -М.: Педагогика, 1989. 144с.
  111. A.A., Садомова Л. В. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком // Иностр. яз. в школе. -1997. -№ 4.-С. 2−5.
  112. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла: Практическое руководство. Сост. A.B. Батаршев. Таллинн: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 2000. — 88с.
  113. В., Мартынова Т., Герстенбергер В., Москвичев В., Богомаз И., Щербакова Т. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин // Высшее образование в России. -1997. -№ 2.-С. 103−107.
  114. Н.С. Психологические детерминанты эффективности овладения иностранным языком в вузе. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1986. — 16с.
  115. Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1980. — 23с.
  116. А.Н. Задачи психологического обеспечения учебной деятельности // Психологические аспекты гуманизации образования. Под ред. H.A. Рыбаковой. Псков: ПГПИ, 1999. — 140с.
  117. С.Ю. Индивидуализация обучения иностранному языку. -Киев: Выща школа, 1987. 139с.
  118. С.Ю. Основы индивидуализации процесса обучения устной иноязычной речи на начальном этапе языкового вуза. Дис. .д. пед. наук. М., 1988. — 390с.
  119. Н.Б. Обучаемость иностранному языку у детей с задержкой психического развития. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1979.
  120. Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1981. — 194с.
  121. В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1998. — 25с.
  122. Н.Г. Пути и средства гуманизации образования: мо-тивационный аспект. Учебное пособие. Астрахань: АГПИ им. С. М. Кирова, 1990. -94с.
  123. A.A. Стандарты высшего педагогического образования: пути совершенствования // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 48−51.
  124. Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 116 121.
  125. Ю.В. Критерии оценки эффективности программированного обучения. М., Типография ЦИНТИ Госкомзага, 1966. 24с.
  126. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  127. Ю., Лица Д., Афанасьев А., Заугольникова Н. Педагогические возможности программного комплекса «контроль знаний» // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 104−109.
  128. Е.Д. Системный анализ процессов усвоения учебной иноязычной информации. Теоретико-экспериментальное исследование (на материале изучения нем. яз.). Автореф. .канд. пед. наук. Л., 1973. -21с.
  129. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.312с.
  130. О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников иностранному языку // Иностр. яз. в школе. 1994. — № 2. — С. 15−21.
  131. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы (круглый стол) // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 5−28.
  132. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы (круглый стол) // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 12−37.
  133. И., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранному языку в средней школе. Таллинн: Валгус, 1987. — 352с.
  134. Т.К. Зависимость успешности овладения иностранным языком от особенностей речемыслительной деятельности субъекта обучения. Дис. .канд. психол. наук. М., 1981. — 189с.
  135. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. — 529с.
  136. Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 205с.
  137. Г. В., Никитенко З. Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «иностранный язык» у школьников // Иностр. яз. в школе. 1982. -№ 2. — С. 28−32.
  138. Г. В., Никитенко З. Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников И Иностр. яз. в школе. 1982. — № 6. -С. 37−44.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -280с.
  140. О.В. Психологические критерии качества знаний младших школьников. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1989. — 21с.
  141. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -308с.
  142. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. -237с.
  143. В.Ф. Умственная активность школьников и обучаемость иностранному языку (на материале обучения английскому языку во вторых и пятых классах). Автореф. .канд. психол. наук. М., 1978. — 18с.
  144. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе. Дис. .канд. психол. наук. М., 1982. — 172с.
  145. . Качество учебы и логика обучения // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 63−64.
  146. Н.И. Новые подходы к обучению иностранному языку в V классе // Иностр. яз. в школе. 2001. — № 2.- С. 19−22.
  147. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344с.
  148. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536с.
  149. В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко Л. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999. -№ 6.-С. 21−26.
  150. С.Д. Реконструкция речевого сообщения в различных условиях его передачи. Автореф. .канд. психол. наук. М., 1977. -23с.
  151. Т.Д. Психотренинг на уроках английского языка // Иностр. яз. в школе. 1997. — № 4. — С. 31−33.
  152. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  153. М.Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. Обзорный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. 61с.
  154. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. — 295с.
  155. С.Ф., Саломатов К. И., Рубинский Е. С. Профессио-грамма учителя иностранного языка. М.: Минпрос РСФСР, 1977. — 25с.
  156. И.Ю. Подход к обучению иностранного языка. -М.: Педагогика, 1973. 187с.
  157. А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544с.
  158. Шуева-Филатова М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Нальчик: Эльбрус, 1987. — 124с.
  159. В.И. Теоретические основы обучения нескольким языкам в школе (на материале Литовской ССР). Дис. .д. пед. наук. М., 1978. -459с.
  160. М.В. Педагогические условия осознания младшими школьниками личностной значимости изучения иностранного языка. Автореф. .канд. пед. наук. Воронеж, 2000. 23с.
  161. А.Н. Применение аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку со студентами-иностранцами. Тексты лекций. М., 1979.-51с.
  162. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. -64с.
  163. Ю.Б. Развитие интеллектуальных особенностей ребенка дошкольного возраста при овладении английским языком в процессе игровой речевой деятельности. Автореф. .канд. психол. наук. -СПб, 2000.-21с.
  164. Г. Д. Мотивы и антимотивы при изучении иностранного языка // Иностр. яз. в школе. 1998. — № 4. — С. 42−45.
  165. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. -317с.
  166. JI.JI. Зависимость понимания текста на иностранном языке от условий его восприятия // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 91−94.
  167. А.В. Структура и фазы многоязычия // Проблемы общей и инженерной психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1964. — 199с.
  168. А.И. Психология формирования многоязычия. Дис. .д. психол. наук. Вильнюс, 1970. — 374с.
  169. Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher’s Guide. -London: Penguin Books Ltd, 1992. 241 p.
  170. Byrne D. Techniques for Classroom Interaction. London — New York: Longman, 1991. — 109p.
  171. Carrol G.B. A Factoral Analyses of Two Foreign Language Aptitude Batteries // Journal of General Psychology. 1966. — Vol.59. — № 1. — P. 6775.
  172. Harmer J. The Practice of English Language Learning. London -New York: Longman, 1992. — 252p.
  173. Hedge T. Writing. Oxford: Oxford University Press. — 1993.169p.
  174. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press. — 1989. -172p.
  175. Green R. Getting Through to the Weak EFL Learner // Иностр. яз. в школе. 1999. — № 5. — С. 11−14.
  176. Lee W.R. Language Teaching: Games and Contests. Oxford: Oxford University Press. — 1986. — 215p.
  177. Ligtbown P., Spada N. How Languages are Learned. Oxford: Oxford University Press. — 1993. — 135p.
  178. Littlewood W.T. Foreign and Second Language Learning: Language Acquisition Research and its Implications for the Class-room. Cambridge: Cambridge University Press. — 1984. — 114p.
  179. Morgan J., Rinducri M. Vocabulary. Oxford: Oxford University Press. -1993. — 127p.
  180. Nieman L.L., Smith W.F. Individualized Instruction: its Effects upon Achievement and Interest in Beginning College Spanish // The Modern Language Journal 1. 1978. — V.LXII. — № 4. — P. 157−167.
  181. Prodromou L. Mixed Ability classes. London & Basingtstoke. -1997. — 168p.
  182. Rivers W.M. The Psychologist and the Foreign Language Teacher. -Chicago, London: The University of Chicago Press, 1969. 118p.
  183. Soars J.&L. Headway. Oxford: Oxford University Press. 2001.160p.
  184. Underwood M. Effective Class Management. London-New York: Longman, 1992. — 97p.
Заполнить форму текущей работой