Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников
В совокупности показателей психологической устойчивости старших школьников выделяются статические и динамические компоненты. Наибольшую информативность для оценки уровня психологической устойчивости имеют следующие признаки: самоконтроль поведениярезультативность учебыпреобладающее психоэмоциональное состояниехарактер реакции на повышение психологической напряженности, обеспечивающий успешное… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ процесса формирования психологической устойчивости у учащихся старших классов общеобразовательной школы
- 1. Содержание феномена формирования психологической устойчивости.стр. 12,
- 2. Формирование психологической устойчивости у старшеклассников как теоретическая и практическая проблема. стр
- Глава 2. Основные технологии повышения психологической устойчивости старшеклассников (в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)
- 1. Применение методик психологической саморегуляции в образовательном процессе. стр
- 2. Особенности групповых и индивидуальных воздействий в интересах повышения психологической устойчивости старшеклассников. стр
- Глава 3. Экспериментальное исследование процесса формирования психологической устойчивости у учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы
- 1. Организация, программа и процедуры исследования. стр
- 2. Основные результаты опытно- экспериментальной работы. стр
Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражаются результаты её обучения и воспитания, а так же опыт взаимодействия с окружающей средой. Главными характеристиками психологической устойчивости личности являются возможность сохранения ею своих сущностных позитивных характеристик в трудных жизненных обстоятельствах. Такими характеристиками для старших школьников являются: устойчивая самооценка, позитивное психоэмоциональное состояние, самоконтроль поведения и сохранность морально-этических принципов поведения в трудных ситуациях, результативность учебной деятельности.
Процесс формирования психологической устойчивости у учащихся общеобразовательной школы в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика психики, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной деятельности подростка. К одному из наиболее ярких проявлений психического неблагополучия относится психологическая неустойчивость.
Еще пятнадцать-двадцать лет назад понятие «психологическая устойчивость» в литературе практически не упоминалось. Последние годы принесли радикальное изменение ситуации: за рубежом наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии — общей, педагогической, психологии личности. Появляются фундаментальные теоретические труды, проводятся крупномасштабные исследования. (Перевалов В. Ф. Страх без страха. // Безопасность. Инф. сб. НИМБ. — 1997. — № 1 — 2- Крупник Е. П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — М.: МПГУ, 1994.).
Вместе с тем приходится констатировать, что «белых пятен» в данной проблеме остается еще очень много. Изучение научной литературы свидетельствует о том, что психологические и психолого — педагогические аспекты эмоционально — волевой устойчивости учащихся, особенно применительно к специфическим условиям нынешних социально — политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, представлены пока явно недостаточно.
Для восполнения указанного дефицита предстоит изучить актуальные проблемы формирования психологически устойчивой к неблагоприятным воздействиям личности.
В этой связи целесообразно проведение специального психологического исследования процесса формирования психологической устойчивости у учащихся общеобразовательных школ.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
Социальной значимостью проблемы формирования психологической устойчивости для подрастающего поколениявозросшими потребностями в теоретическом осмыслении задач формирования психологической устойчивости, как научного феноменанеобходимостью разработки методов психологического обеспечения современного учебно — воспитательного процесса в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» — сложностью разработки соответствующих диагностических процедур и диагностических материалов.
Исходя из этого, были определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить технологии обеспечения процесса формирования психологической устойчивости у учащихся 10-х классов.
Объект исследования: Процесс формирования психологической устойчивости у старших школьников — учащихся 10-х классов общеобразовательной школы на занятиях по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» .
Предмет исследования: условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников .
Задачи исследования :
1. Проанализировать содержание и раскрыть феноменологию психологической устойчивости на основе анализа литературы.
2. Разработать и апробировать методы повышения психологической устойчивости у десятиклассников применительно к учебно — воспитательному процессу на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» .
3. Осуществить опытно — экспериментальную проверку разработанных приемов и методов формирования психологической устойчивости у учащихся 10-х классов.
Гипотеза исследования:
Психологическая устойчивость десятиклассников относится к числу важнейших личностных образований и ее формирование нуждается в целенаправленном совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Выявление психологических особенностей, уровней, характерологических признаков устойчивой к неблагоприятным обстоятельствам личности, позволяет разрабатывать психодиагностические процедуры для получения необходимой информации об индивидуальных и групповых динамических показателях.
Поэтому предполагается, что достижение психологической устойчивости старших школьников, психологическое состояние которых в настоящее время в силу различных объективных причин подвергается многочисленным негативным воздействиям, возможно при условии специальной организации учебно-воспитательного процесса и наполнения его содержания соответствующими методами обучения.
Моделирование процесса формирования психологической устойчивости старших школьников в обобщенном виде должно основываться на инновационных технологиях проведения плановых, факультативных и самостоятельных занятий.
Методология и методика исследования.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются принципы детерминизма, развития, системности, идеи личностного, социального и деятельностного опосредования, поисковой активности, саморегуляции человека, становления его индивидуальности.
Особое значение имеют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), психологические теории развития личности, особенностей подросткового и юношеского возраста (JI.C. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон, А.В. Петровский), исследования проблем развивающего обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, Н. А. Менчинская и др.).
Теоретическую основу исследования процесса формирования психологической устойчивости составили работы отечественных психологов Х. М. Алиева, Л. П. Гримака, А. И. Донцова, М. И. Дьяченко, О. А. Кононкина, Т. Е. Никифорова, В. Ф. Перевалова, В. А. Пономаренко, Б. А. Сосновского, Е. П. Крупника, Ю. В. Ткаченко, В. Д. Шадрикова, а также труды зарубежных ученых А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, 3. Фрейд, В. Л. Леви, Г. Селье и др.
В процессе исследования были использованы следующие методы сбора эмпирического материала:
— анализ литературных источников,.
— констатирующий и формирующий эксперименты,.
— наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование, экспертный опрос,.
— пакет психодиагностических тестов, самоотчет, психофизиологические тесты.
Для решения поставленных задач была осуществлена модификация диагностических методик (оценки успеваемости, цветотеста М. Люшера), авторская разработка бланковой методики экспертного опроса. Особое значение имели тренинговые занятия по овладению методами повышения психологической устойчивости, разборы конфликтных ситуаций, проведение классных часов «Моя безопасность» в варианте «Личная точка зрения» .
Процедура исследования процесса формирования психологической устойчивости у старших школьников включала в себя проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
С помощью констатирующего эксперимента было получено необходимое количество данных, обобщение которых позволило определить ряд существенных характеристик психологической устойчивости, классифицировать группы учащихся по уровню развития у них важнейших личностных качеств. Поскольку возможности констатирующего эксперимента не позволяли в достаточной мере раскрывать динамический аспект целенаправленного повышения психологической устойчивости, потребовалось проведение формирующего эксперимента.
В качестве независимой переменной использовались специальные приемы и методы психолого-педагогических воздействий, в содержание которых входило обучение педагогов и учащихся приемам повышения психологической устойчивости, индивидуальные психокорректирующие воздействия, использование специальных упражнений и приемов психологической саморегуляции, групповые тренинги, самоанализ поведения, классные часы — дискуссии, внесение организационно — методических изменений в процедуры обучения на уроках по разным предметам). При этом автор самостоятельно проводил занятия по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», выполняя так же функции классного руководителя и психолога школы.
С помощью психодиагностических методов в ходе исследования фиксировались изменение зависимых переменных: уровень психологической устойчивости учащихся, результаты их учебной деятельности, самооценка ими своих личностных качеств, анализ характера взаимоотношений в классах, состояния дисциплины и поведения во внеурочной деятельности.
Выбор контрольных и экспериментальных групп осуществлялся исходя из задач эксперимента для доказательства действенности разработанных в ходе опытно-экспериментальной работы педагогических технологий и для соответствующих теоретических выводов и формулировки научно обоснованные практические рекомендации.
Разработанный автором комплекс психолого-педагогических средств формирования психологической устойчивости у учащихся 10-х классов прошел экспериментальную апробацию в период с января 2000 г. по май 2000 г. в средней общеобразовательной школе № 986 г. Москвы, в которой в общей сложности участвовали 66 учащихся и 15 преподавателей.
Сравнительные данные о результатах формирующих воздействий были получены на базе двух классов. Один из них представлял экспериментальную группу (10 «А «), другой — контрольную (10 «Б «).
При обработке результатов использовались методы статистического анализа простой и перекрестной группировки данных, осуществлялась оценка статистической значимости полученной информации.
Исследование позволило разработать структурно функциональную модель процесса формирования психологической устойчивости у старшеклассников и обосновать совокупность психолого-педагогических средств повышения психологической устойчивости старших школьников — учащихся 10-х классов (в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В исследовании поставлена и разрешена проблема формирования психологической устойчивости старших школьниковопределены характеристики понятия психологической устойчивостиразработан психодиагностический комплекс, направленный на выявление особенностей психологической устойчивостиизучен и конкретизирован процесс формирования психологической устойчивости старших школьниковопытно — экспериментальным путем обоснованы основные методы повышения психологической устойчивости учащихсявыявлены большие психокоррекционные возможности повышения психологической устойчивости у старших школьников с целью оптимизации и повышения эффективности жизнедеятельности учащихся.
В теоретическом плане психологическая устойчивость рассмотрена и проанализирована как важнейшая составляющая компонента личности безопасного типа.
Положения, выносимые на защиту :
1. Психологическая устойчивость представляет собой интегрально — процессуальную характеристику человека, отражающую результаты развития, обучения, воспитания, опыта социального взаимодействия и индивидуальных особенностей, обусловленных приспособительными реакциями к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Психологически устойчивая личность (безопасного типа) характеризуется постоянной активностью с одной стороны по максимизации пользы в отношениях к самой себе, другим людям, обществу и природе, и с другой стороны — минимизации ущерба в отношениях к этим же объектам.
2. В совокупности показателей психологической устойчивости старших школьников выделяются статические и динамические компоненты. Наибольшую информативность для оценки уровня психологической устойчивости имеют следующие признаки: самоконтроль поведениярезультативность учебыпреобладающее психоэмоциональное состояниехарактер реакции на повышение психологической напряженности, обеспечивающий успешное преодоление трудных ситуаций и активизацию внутренних ресурсов организмаадекватная самооценка успеваемости, здоровья, уровень развития важнейших морально-нравственных качеств.
Выделенные показатели и признаки служат основой для отбора совокупности психодиагностических процедур, позволяющих различать высокий, средний и низкий уровни психологической устойчивости десятиклассников.
3. Формирование психологической устойчивости у десятиклассников средней общеобразовательной школы является сложной психолого-педагогической задачей, для решения которой требуется специальная организация воздействий путем создания мотивации к самосовершенствованию и выработки умения управлять собой в интересах повышения результативности во всех видах деятельности.
4. Модель процесса формирования психологической устойчивости включает в себя следующие формы и методы:
— проведение специальных занятий по овладению навыками психологической саморегуляции;
— внедрение в контекст каждого урока экспресс — тренировок для повышения психологической устойчивости;
— осуществление психокорректирующих индивидуальных и групповых воздействий, связанных с обучением учащихся навыкам разрешения конфликтных ситуаций, ведущих к нарушению психологической устойчивости.
Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью и апробацией методик формирования психологической устойчивости, проведением констатирующего и формирующего экспериментов, использованием контрольной и экспериментальной группы, а так же совокупностью других методов при сборе и анализе первичных данных.
Надежность подтверждена экспертными оценками педагогов, участвовавших в эксперименте, процедурами включенного наблюдения и авторского проведения формирующих технологий.
Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечивается повторяемостью полученных результатов, включенностью экспериментальных приемов и средств в контекст реального учебно-воспитательного и образовательного процесса, постоянством действующих факторов, стандартными условиями при сборе и обработке первичных данных.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные теоретические представления о процессе формирования психологической устойчивости у десятиклассников были положены в основу разработки программы учебно — методического комплекса, примененной в ходе опытно — экспериментальной работы с дифференциацией функциональной деятельности учителя — предметника, классного руководителя, психолога школы.
Результаты исследования могут быть использованы при создании новых учебных программ по курсу «основы безопасности жизнедеятельности», а так же совершенствовании нормативных документов, регламентирующих образовательный процессдля разработки методов регулярной психодиагностики психологических устойчивости учащихсяпри подготовки учебно — методических пособий для преподавателей и школьников.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе формирующего эксперимента в школе № 986 г. Москвы, на заседании кафедры психологии Московского Педагогического Государственного Университета (июнь 2000 г.) — на научно — практической конференции «Учебно — воспитательный процесс в школе и Вузе «, г. Москва 2001 г., в практической педагогической деятельности автора и его публикациях по теме исследования.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Использовано 204 литературных источника, из них 10 на иностранных языкахдиссертация содержит 1 схему, 16 таблиц, 1 гистограмму, 1 график. По теме диссертации опубликовано 3 работы общим объемом 1,7 печатных листа.
Основные результаты, отражающие характер психоэмоцианального состояния обучаемых, приводятся в следующей таблице № 2.11.
Практические рекомендации:
1) Разработать в государственном масштабе программу повышения психологической устойчивости в общеобразовательной школе.
В рамках этой программы определить необходимую нормативную базу, финансовые ресурсы, меры по координации работы заинтересованных ведомств в интересах реализации ее целей.
2) Использовать результаты диссертационного исследования в целях совершенствования деятельности учебных заведений среднего общего образования, для чего: внедрить психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности с использованием разработанной автором технологии с применением компактных диагностических методик, активных форм проведения занятий (психологический тренинг, дискуссии), индивидуальное консультирование по актуальным личностным проблемамувеличить объемы и содержание учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», физической культуры, рассматривая их в качестве наиболее значимых средств адаптации учащихся к новым жизненным ситуациям.
3) Использовать результаты диссертационного исследования в целях совершенствования процесса подготовки педагогических кадров: расширить объем учебных дисциплин по формированию у педагогов психологической устойчивости, способности проводить практические занятия по психологической саморегуляции с учащимися в контексте проведения уроков.
4)Практическим психологам использовать разработанный пакет диагностических процедур для регулярных психологических обследований учащихся в интересах выработки персональных рекомендаций по актуальным для него проблемам, повышения психологической устойчивости учащихсяприменить разработанные технологии тренингов психологической регуляции и организации психокорректирующих воздействий.
Направления дальнейших исследований:
— изучение психологических условий становления личности школьника в современных условиях жизнедеятельности;
— обоснование оптимальной системы психологической подготовки учащихся в рамках образовательного процесса;
— разработка психо — технологий учебно-воспитательного процесса в интересах минимизации времени формирования личностных качеств, необходимых для успешной деятельности школьника.
Процедура оценки уровня здоровья.
Объективная оценка состояния здоровья обеспечивается опорой на экстраординарное открытие К. П. Бутейко, определившего своеобразный код здорового организма: в крови должно содержаться 6,5% углекислоты и 2% кислорода.
Однако, из-за привычки с неправильному дыханию, имеющуюся у многих людей, данный баланс нарушается: происходит пресыщение организма кислородом и снижение количества углекислоты. «Лишний кислород» соединяется с продуктами распада в клетках и задерживается там. Из-за того, что кровь перенасыщается кислородом, образуется «зашлаковывание» сосудов. Вследствие этого в 4−6 раз уменьшается приток крови к мозгу, сердцу и другим органам. Систематический дефицит такого рода становиться первопричиной утраты здоровья, обуславливает психологическую неустойчивость.
Для определения степени риска заболевания по К. П. Бутейко используется таблица № 1. В ней имеются три показателя: количество углекислоты в крови, частота дыхания, частота пульса.
Список литературы
- Абульхаиова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ / Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
- Адлер А. О нервическом характере. Под. Ред. Э. В. Соколова / пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб: Универс. Кн., 1997.
- Александер Ф., Се лесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.
- Алиев Х.М., Ключ к себе : Этюды о саморегуляции. М.: Молодая гвардия, 1990.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / / Избр. Психологические труды: В 2 т. М., 1980., Т. 1.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. — М., 1980 — 370с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- П.Антипов В. В., Сосновский Б. А. Психологические механизиы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: Mill У, 1994.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. -М.: ИП РАН, 1998.
- Барабанщиков А.В., Белоусов Н. А., Сысоев В. В. Готовность к прыжку спарашютом. М.: ДОСААФ, 1982.
- Безопасность человека.: учебно методическое пособие для образовательных учреждений. — М.: ФНМБ, 1994.
- Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. Результаты дискуссий. Тбилиси — «Мецнисреба», 1985.
- Белов С.А. Самозащита личности молодого человека в новых социальных условиях // Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). -М.: Изд.-во «Союз», 1994.- № 3. С. 32−35.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 2. 1997, 304 с.
- Бережнев П., Толмачев В. Закономерная взаимосвязь ритмов роста, творчества и дипрессий человека в течении жизни с периодическим законом химических элементов. Хабаровск. — М., 1992.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 267 с.
- Берне Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание: Пер. С англ. М., 1986.
- Бехтерев В.М. Избранные произведения. Л.: Медизд., 1954.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Паропсихологическая диагностика. К.: Здоровье, 1986.
- Богомолова Н.Н. Ситуационно- ролевая игра как активный методсоци-ально-психологической подготовки. В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., Изд — во МГУ, 1977., с. 183−204.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: МПГУ, 1994.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / / Вопросы психологии. 1978. — № 4.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / / Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / / Вопросы психологии. 1979. — № 2.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., МПА, 1995, 212 с.
- Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. — М.- Тула: АСОПиР, 1993. — С.34−49.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, Учение, воображение / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М. — Воронеж: Изд. «ИПП» — НПО «Модек», 1996. — 392 с.
- Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи : Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1993.
- Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуайий между учителем и учениками на уроке / / Вопросы психологии. 1986.- № 3.
- Вронский С.А. Астрология мое призвание. — М.: Берегиня, 1993.
- Выготский Л.С. Проблема сознания / / Собр. соч. М., 1982. — Т. 1.
- Гаава Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: Просвещение, 1979.
- Гордон С. Энциклопедия паранормальных явлений. М.: Вече, 1999.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики : Введения в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
- Гундаров И.А. Пробуждение : Пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком / / Вопросы психологии. 1984. — № 2.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Додонов Б.И. О системе «личность» / / Вопросы психологии. 1985. — № 5.
- Драгунский В.В. Цветовой личностный тест : Практическое пособие. -Мн.: Харвест, 1999.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: ИП РАН, 1993. 120 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении : О коллективном способе учебной работы.: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Дьяченко М.И., Кандыбович С. А. Психологические предпосылки эффективности боевой деятельности воинов. М., 1999.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в нпаряженных ситуациях.: Психологический аспект. Мн.: Изд -во «Университетское», 1985.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учи-теля.Пос. для учит. 2-е изд. и 1998, 232 с.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., «Наука», 1980.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) Психолог, журн., 1980, № 2, с. 5−18.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монолотами и документами.: Кн. Для старшеклассников. М.'Просвещение, 1991.
- Изард К.Е. Эмоции человека : Пер. с англ. М., 1980.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Карагулла Ш. Прорыв к творчеству : ваше сверхчувственное восприятие. Мн.: ЦНМ «Сантана», 1992.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М. % Медицина, 1985.
- Карпенко М. Вселенная Разумная. М., 1992.
- Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / / Вопросы психологии. 1985. — № 4.
- Книга тайн. (Составитель Щербаков В.). М.: 1991.
- Ковалев В.И. Психология боевой активности оператора. М.: Воениздат, 1974.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12 -летнего общего среднего образования (проект) // Безопасность. Инф. ст. НИМБ. 1999. -№ 9−10.
- Королюк Н.И. Психическая саморегуляция военнослужащих пограничных войск. М., 1992.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Волгус, 1981.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.
- Красило А.И., Новгородцева А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учеб. Завед и. 1995, 120 с.
- Круглое Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / / Психологические особенности в формировании личности школьника. М., 1983.
- Крупник Е.П., Тагирова Р. А. Изучение проблемы устойчивости в различных педагогических школах. // Психология человека в условиях социальнойнестабильности. М.: МПГУ, 1994.
- Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: МПГУ, 1994.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. JI.: Медицина, 1984.
- Курс военной психологии. В 2-х частях / Под ред. Железняка Л. Ф., Съе-дина С.И., Феденко Н.Ф.- М.: ГАВС, 1993. 4.1. — 175 с.
- Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. Секреты современного бизнеса. Ч. 3. Управление персоналом. — М.: «НИКА», 1992.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1989.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. 1998, 288 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М., Политиздат, 1977.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., Знание, 1976.
- Лобзин B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (справочное пособие для врачей). М.: Медицина, 1986.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические прроблемы психологии. -М.% Наука, 1984. 443 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Собр. соч. Т. 4. М.: «Правда», 1987.
- Мак-Кей М., Роджерс П., Мак Кей Ю. Укрощение гнева. — СПб: Питер Пресс, 1997.
- Малахов Г. П. Целебное дыхание: Авторский учебник. Спб., 1997.
- Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости.
- Мартынов А.В. Исповедимый путь. М.: Импульс, 1992.
- Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура механизмы формирования / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1990.
- Маслоу А. Самоактуализация : Пер. с англ. / / Психология личности: Тексты. М., 1982.
- Медицинский оккультизм. Парамедицина. М., Медицина, 1971.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Методология и методы социальной психологии Отв. Ред. Е.В. Шоро-хова. М.: Наука, 1977.
- Мизун ЮГ. Космос и здоровье. Как уберечь себя и избежать болезней. -М., Вече, 1997.
- Молчанова О.Н. Стабильность и изменчивость самооценки. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: МПГУ, 1994.
- Моргун В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов: Полтавский вариант / / Учитель, которого ждут. М., 1988.
- Мощенко А.В. Психологические особенности совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах. М.: ВУ, 1997.- 144с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. 1997, 365 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 142−155.
- Надирашвили Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. — С. 237−249.
- Наенко Н.И. Психологическая напряженность. М.: Изд — во МГУ, 1977.
- Некрасов В.П., Худадов Н. А., Пиккенхайн JL, Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: ФиС, 1985.
- Немировский В. Г. Социология личности. Красноярск: Изд — во Крас-нояр. Ун-та, 19 889. — 240с.
- Ш. Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. JI.: Изд — во ЛГУ, 1977.
- Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодале-ва, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
- Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / / Вопросы психологии. 1983. — № 4.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.
- Основы социально-психологической теории: Учеб. Пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Н. Н. Богомолова, А.А. Бода-лев, Р. Б. Гительмахер и др. М.: Междунар. пед. академ., 1995.
- Павлов И.П. Избранные труды. М.: Учпедизд., 1954.
- Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой (практическое руководство). М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Пекелис В.Д. Твои возможности, человек ! М.: Знание, 1986.
- Перевалов В.Ф. Личный путь безопасности. / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ. 1992.-№ 1.
- Перевалов В.Ф. Страх без страха. / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ. -1997. № 1−2.
- Перевалов В.Ф. Грядущее в личности безопасного типа (краткий очерк движения к природосообразности бытия человека). / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ. — 1999-№ 9−10.
- Перевалов В. Ф. Военная организация безопасного типа миф или реальность. / / Вооружение. Политика. Конверсия. Инф. — полит, жур. — 2000. — № 1.
- Перевалов В.Ф. Экспресс практикум личной безопасности для пенсионеров. / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ. — 1994. — № 1−2.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.
- Петрушин В.И., Петрушина Н. В. Валеология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2002.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с франц. М., 1969.
- Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. -К.: Здоровье, 1989.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. — 309 с.
- Практикум по дисциплине «Психология управления персоналом», 4.1. Повышение психологической устойчивости персонала организации / сост. Перевалов В. Ф. М.: изд — во Рос. экон. акад., 2001.
- Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М., ИП РАН, «Универсум», 1998.
- Профконсультационная работа со старшекласниками / Под. Ред. Б. А. Федоршина. К.: Радянська школа, 1980. — 159 с.
- Прутченков А.С. " Свет мой зеркальце скажи .", Мет. Разр. соц. пси-хол. Тренингов. — М.: Новая школа., 1996.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении / / Вопросы психологии. 1987. — № 4.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. 256 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Уч. пос. Для студ. М., МПА, 1995,360 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990.
- Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: Б. И., 1994. — 204 с.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: В2. х ч. М.: ВУ, 1998.
- Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. М.: Изд — во ин — та психотерапии, 2001.
- Рабочая книга школьного психолога. Уч. пос. Для студ. Под ред. И. В. Дубровиной. М., МПА, 1995, 390 с.
- Рерих Н.К. Алтай Гималаи. — М.:" Могель", 1974.144. Рерих Н. К. Община. М.
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты: Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Рожнова М.А., Рожнов В. Е. Гипноз и «чудесные исцеления». М.: «Знание», 1965.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин ов. — М.: Просвещение, 1982.
- Сафонов В.И. Невероятное. М.: ФиС, 1993.
- Сафонов В.И. Феномен «Д «и другие. М.: Политиздат, 1991.
- Сахаров В.Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средних школ. Киров, 1977.
- Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе / / Природа. 1970. — № 1.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1952, Т.1, 1956, Т.2.
- Сластенин В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя // Советская педагогика. 1976. — № 3. — С. 88−95.
- Снегуров А.В. Особенности процесса персонального самоопределения старшеклассников.- Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Снегуров А.В. Психологические особенности и трудности адаптации педагога при освоении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ., 1995. — № 7−8.
- Снегуров А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности» и уроки истории» / / Безопасность Инф. сб. НИМБ. — 1995. — № 7−8.
- Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения : В 5- ти Т. К.: Ра-дянська школа, 1979 — 1980.
- Сытин Г. Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. СПб.: ТОО «Лейла», 1993.
- Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). М.: Медицина, 1990.
- Теория и практика профориентации и профконсультирования: Науч. -мет. Материалы, Вып. З, серия: Проф. Ориентация молодежи (Под. Ред.В. В. Спасенникова. Калуга), 1996, — 406 с.
- Ткаченко Ю.В. Повышение психологической устойчивости командиров экипажей армейской авиации в летной деятельности. Диссертация канд. пси-хол. наук. М., 1993.
- Тышкова М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях / / Вопросы психологии. 1987. — № 1.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд. — во АН Груз. ССР, 1961. — С. 100−170.
- Урсул А.Д. Новая модель развития цивилизации и Россия. / / Безопасность. Инф. ст. НИМБ. 1993. — № 10.
- Уэллс Г. Павлов и Фрейд. Пер. с англ. / Общ. ред. А. В. Снежневского. -М.: Изд во ин. Лит., 1959. — 608 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. М., 1989.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1970.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пос. Для студ.-в иучит-й 1997, 288 с.
- Фромм Э. Автоматический конформизм. / В кн.: История зарубежной психологии (30 -60-е г. г. 20 в.) М.: Изд — во МГУ, 1986.
- Хей JI. Как исцелить свою жизнь. М.: Изд. «Кокон», 1993.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс : помоги себе и ребенку. М.: Изд. Центр «Академия», 1997.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личнсости.- М.: Знание, 1986.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
- Шайхутдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: ФиС, 1987.
- Шаталова Г. С. Выбор пути. М.: Политиздат, 1991.
- Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера. Диссертация канд. психолог, наук. М., 1982.
- Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искуство менеджера). 2-е изд. Доп. — Мн.: Амалфея, 1997.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. Под ред. Гинзбурга М. Р. 1998, 128 с.
- Шерток Л., Сосюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.- М.: Прогресс, 1991.
- Шершнев Л.И. Учитель как ведущий в будущее. / / Безопасность. Инф. сб. НИМБ. 1995. — № 7−8.
- Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности / / Социальная психология личности. М., 1979.
- Шри Чинмой. Безмолвное обучение. Духовная жизнь: Пер. с англ. Л.: Ингрия, 1991.
- Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.
- Эмоционально волевая подготовка спортсменов. — Киев.: Здоровье, 1982. А&З.Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. / / Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.
- Дв О. Юри У. Преодолевая нет, или переговоры с трудными людьми. / Пер. с англ. М.: Наука, 1993.
- Юркевич B.C. Выполнить себя. М.: Знание, 1980. Яницкий И. Н. Новое в науках о Земле. — М.: «Агар «, 1998. ВЗ. Яницкий И. Н. Физика и религия. — М.: «Агар «, 1998.
- Corum C.R., Thurmond J.B. Effects of akute exposure to stress on subsequent aggression and lokomotion performance. Psychosom. Med., 1977, vol. 39, N 6, p. 436−443.
- Evans G. W., Howard R.B. A methodological investigation of personal space. In: Environmental design: Research and practice / Ed. W.J. Mitchell. Los Angeles: Univ. Of Galifornia press., 1972.
- Evans G. W., Pezdek K., Nalband E. Behavioral and physiological conse-guences of crowding in children / Intern/ Soc. For the Study of Behav. Develop. Surrey, England: Guilford, 1975.
- ЭОс>. Eysenck H.J. The measurement of emotion: Psychological parameters and methods. In: Emotions — their parameters and measurement / Ed. L. Levi. N.Y.: acad/ press, 1975/
- Eysenck H.J. A genetic model of anxiety. In: Stress and anxiety 2. N.Y.: Whiley a. Sons, 1975, p. 81−116.
- Hammen C.L. Depression, distortion, and life stress in college students. Cognitive Ther. and Res., 1978, vol. 2, N 2, p. 189 — 192.
- Kaplan S. The challenge of environmental psychology: a proposal for a new functionalism. Amer. Psychol., 1972, vol. 27, p. 140 — 143.
- Ц. Levi L. Prevention of stress related disorders on a population scale. — Intern. J. Mental Health, 1981, vol. 9, N ½ p. 9 — 26.