Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние децентрации на формирование логического мышления у старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ взаимосвязей между умением децентрироваться и уровнем развития операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста показал, что а) при полностью сформированном умении децентрироваться (III стадия) все дети операционально сериируют и понимают принцип сохранения (III стадия), подавляющее большинство детей операционально классифицируют (III… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи умения децентрироваться и уровня развития конкретно-операциональных структур мышления у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Жан Пиаже о познавательном развитии детей. Конкретно-операциональная стадии развития логического мышления
    • 1. 2. Взаимосвязь эгоцентризма и конкретно-операционального мышления ребенка
    • 1. 3. Исследование природы эгоцентризма в рамках различных теоретических подходов
    • 1. 4. Соотношение детского эгоцентризма и развития логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения
    • 1. 5. Анализ экспериментальных исследований умения децентрироваться
    • 1. 6. Влияние кросскультурных различий на развитие логических операций
    • 1. 7. Обоснование выбора методики экспериментального исследования взаимосвязи умения децентрироваться и уровней сформированности конкретно-операциональных структур у старших дошкольников

    ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи степени выраженности умения децентрироваться и уровней сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.:.

    2.1. Методика диагностики степени выраженности умения децентрироваться.

    2.2. Методики диагностики уровней сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

    2.3. Экспериментальная база исследования.

    2.4. Ход эксперимента.

    2.5. Полученные результаты.

    2.6. Анализ полученных результатов.

    2.7. Исследование корреляционной связи между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.

    2.8. Анализ полученных результатов исследования корреляционной связи между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.

    2.9. Выводы.

    ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование формирования логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения через формирование умения децентрироваться.

    3.1. Методики экспериментального исследования.

    3.2. Экспериментальная база исследования.

    3.3. Ход эксперимента.

    3.4. Полученные результаты.

    3.5. Анализ полученных результатов.

    3.6. Выводы.

Влияние децентрации на формирование логического мышления у старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование закономерностей развития мышления у детей, условий его перехода к более высоким уровням, возможностей более эффективного формирования логического мышления неизменно актуально. Оно позволяет понять, как развивается человеческое познание, в каком порядке возникают у ребенка логические операции, что, в свою очередь, открывает новые возможности для разработки более эффективных путей и методов развития интеллекта у детей.

Наиболее разработанной концепцией развития интеллекта в западной детской психологии является операциональная концепция мышления Жана Пиаже (Ж.Пиаже, 1994а). Эта концепция представляет большой интерес, потому что является первой аналитической теорией стадий интеллектуального развития, содержащей информацию об интеллектуальном поведении на различных уровнях развития. Проблема познавательного развития детей является предметом пристального изучения, и многие ученые посвящают ей свои исследования (Н.П.Баллина, 1987; Дж. Брунер, 1971, 1977; Г. В. Бурменская, 1977, 1978; М. Доналдсон, 1985; И. И. Ильясов, 1986; Н. А. Кайдановская, 1983; Н. И. Непомнящая, 1983; Л. Ф. Обухова, 1970, 1972; С. Пейперт, 1989; А.-Н.Перре-Клермон, 1991; Н. Н. Поддъяков, 1973; Э. Сонстрем, 1971; Н. Ф. Талызина, 1983 и многие др.) Одной из ведущих линий изучения развития детей-дошкольников является линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Под децентрацией понимается освобождение ребенка от ограниченности восприятия мира только со своей субъективной точки зрения, способность видеть окружающий мир глазами другого.

Согласно операциональной концепции Ж. Пиаже, главной особенностью детского мышления является эгоцентризм, представление о себе как о центре окружающего мира. Вследствие такой умственной позиции ребенок считает мир таким, каким он его видит со своей точки зрения, не подозревая, что эта точка зрения не единственная, и тем самым получая одностороннее, а потому искаженное представление о мире. Этим объясняется узость поля зрения ребенка, его ограниченность, центрация" на одном признаке видимого объекта, очевидном в данный момент для ребенка. Это искажение объекта могла бы компенсировать способность ребенка устанавливать объективные отношения между предметами — децентрация (Ж.Пиаже, 1994аДж. Флейвелл, 1967).

Преодоление эгоцентризма, по Ж. Пиаже, достигается не с помощью приобретения нового знания, а с помощью изменения исходной позиции, когда субъект начинает соотносить свою точку зрения с другими возможными. Освободиться в каком-либо отношении от эгоцентризма и его следствийзначит в этом отношении децентрироваться, осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений (Ж.Пиаже, 1994а).

Этот процесс характеризует переход от дооперационального интеллекта к стадии конкретных операций. Согласно Ж. Пиаже, стадия конкретных операций охватывает период развития ребенка от 7−8 до 11−12 лет. К конкретно-операциональным структурам интеллекта относят такие логические операции как классификация, сериация, а также понимание принципа сохранения (Ж.Пиаже, 1994а). Классификаг{ия — одна из первых логических операций, формирующихся у ребенка. Она состоит в мысленном построении класса предметов на основе выделения какого-либо признака, общего для всех предметов этого класса и предполагает понимание соотношения между классом предметов и его подклассами. Другая логическая операция — сериация представляет собой «упорядочивание предметов в ряд по их различиям». Принцип сохранения состоит в том, что в ходе преобразования предмета или группы предметов одни свойства этих предметов меняются, в то время как другие остаются неизменными (Ж.Пиаже, 1994а). Согласно концепции Ж. Пиаже, логические операции классификации и сериации возникают как продукт действий соединения, разъединения, упорядочивания и установления соответствий (Ж.Пиаже,.

1994а-, с.598). Все области опыта (форма, пространствовес и т. д.) последовательнопреобразуются в логические структуры с помощью конкретных операцийпостепенно образуются инварианты, или понятия сохранения (Ж.Ииаже, 1994ас. 602):

Ж.Пиаже считал, что формирование логических операций у ребенка, обобщение' свойств предметов и отношений между ними, интеграция: действий в систему могут произойти только в ходе самостоятельного взаимодействия ребенка с предметами и обучение не может влиять на этот процесс. С этой точки зрения, нельзя научить ребенка логическим операциям раньше, чем он им научится сам, т. е. раньше определенного возраста. Однако целый ряд исследователей (П.Я.Гальперин, 1966; A.B.Запорожец, 1967; Л. Ф. Обухова, 1981; Х. М. Тепленькая, 1968; Д. Б. Эльконин, 1966 и др.) показали, что при определенных условиях, используя специальные средства обучения, дети овладевают логическими операциями уже в дошкольном возрасте.

Результаты экспериментальных исследований, затрагивающих проблему развития логического мышления у детей, вместе с тем показывают, что в настоящее время возможность перехода от эгоцентризма к децентрации при определенных условиях, а также эффективного формирования умения децентрироваться признается многими авторами и подтверждается рядом экспериментальных работ (В.П.Белоус, 1978; П. Я. Гальперин, 1969; М. Доналдсон, 1985; А. В. Запорожец, 1978; Е. Е. Кравцова и Г. Г. Кравцов, 1987; Л. Ф. Обухова, 1972, 1981— Д. Б. Эльконин, В, А. Недоспасова,.1971 и др.).'.

Итак, формирование у ребенка логических операций: предполагает умение ориентироваться в свойствах предмета, объединять предметы-! по выделенному свойству, абстрагироваться от других свойства это, в свою очередь, предполагает развитие у ребёнка навыковдецентртщш Вместе с тем, причинная взаимосвязь между децентрацией и уровнями сформированности логических операций остается’до конца невыявленной.

Экспериментальное исследование призвано решить вопросы оприроде взаимосвязи между децентрацией и уровнями сформированности конкретно-операциональных структур, а также возможности и эффективности формирования логических операций у детей через формирование у них умения децентрироваться.

Объект исследования' — конкретно-операциональная стадияразвития логического мышления у старших дошкольников.

Предмет исследования — соотношение степени выраженности эгоцентризма и уровней сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

Цели исследования:

1. Выявление взаимосвязи между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

2. Выяснение возможности и эффективности формирования логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения через формирование у детей-дошкольников умения децентрироваться.

Гипотезы:

1. Существует зависимость между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

2. Изменение степени выраженности умения децентрироваться у старших дошкольников возможно через формирование у детей состава и структуры данного умения в процессе специально организованного обучения.

3. Изменение уровня сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста возможно через формирование у них умения децентрироваться.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутых гипотез реализовывались в процессе последовательного решения следующих задач, исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития, развития конкретно-операционального мышления у дошкольников и младших школьников.

2. Проведение исследования по выявлению особенностей связей между степенью выраженности децентрации и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у старших дошкольников с использованием метода ранговой корреляции.

3. Разработка методики формирования у детей умения децентрироваться, классификации, сериации, понимания принципа сохранения.

4. Проведение экспериментального исследования природы взаимосвязи умения децентрироваться и уровня сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является деятельностная теория учения и усвоения познавательного опыта индивидом (П.Я. Гальперин), типология ориентировочной основы действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), положения о составе и структуре процесса учения (И.И. Ильясов).

Методы исследования. В работе используются методы теоретического и эмпирического исследования. Из теоретических методов основными являются: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических и эмпирических данных. Методы эмпирического исследования: диагностика умения децентрироваться (модификация методики «Три горы» Ж. Пиаже, Б. Инельдерметодика «Кукла-полицейский и кукла-мальчик» M. Hughes) — методы диагностики уровней сформированности логических операций сериации, классификации и понимания принципа сохранения, разработанные в рамках концепции Ж. Пиаже (B.S.Bloom, J.T.Hastings, G.F.Madaus) — метод формирования умения децентрироваться, разработанный автором.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование включает в себе два этапа. В первом этапе эксперимента приняли участие 80 испытуемых в возрасте от 3,1 до 6,5 лет: 40 российских детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Москвы, и 40 китайских детей г. Хэ Нан (КНР). Во втором этапе эксперимента приняли участие 89 российских детей в возрасте 5,1−7,1 лет — воспитанники детских садов, посещающие группу дошкольного обучения школы № 1361 г. Москвы.

Научная новизна исследования:

Установлено, что кросскультурные различия у российских и китайских I детей дошкольного возраста не влияют на взаимоотношение между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа I сохранения.

Выявлены согласованные изменения децентрации и развития конкретно-операциональных структур у детей дошкольного возраста: чем выше умение децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

Разработана методика формирования умения децентрироваться через овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данного уменияэкспериментально доказана возможность и эффективность её использования у детей старшего дошкольного возраста.

Разработаны методики формирования логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста через формирование у них умения децентрироваться путем овладения составом и структурой данного умения.

Теоретическая значимость работы.

Проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы развития и функционирования конкретно-операционального интеллекта у детей. Экспериментальным путем установлена причинно-следственная взаимосвязь между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения, что позволяет формировать одни конкретно-операциональные структуры интеллекта (логические операции классификации, сериации и понимание принципа сохранения) через другие (умение децентрироваться).

Практическое значение работы.

Разработанные методики формирования конкретно-операционального интеллекта могут быть включены в программы специальных курсов, посвященных проблемам познавательного развития ребенкаиспользоваться при подготовке психологов-практиков в сфере образованияпри повышении квалификации практикующих психологовв программах познавательного развития дошкольников и младших школьников, создаваемых с целью повышения уровня познавательного развития детейпри подготовке ребенка к школе, а также с целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается системным подходом при теоретическом анализе проблемыапробацией теоретических идей в процессе констатирующего и формирующего экспериментовадекватностью методик основным задачам исследованиясравнением выполнения контрольных задач детьми экспериментальной и контрольной группстабильностью уровней сформированности умения децентрироваться и логических операцийрепрезентативностью выборкистатистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Кросскультурные различия у российских и китайских детей дошкольного возраста не влйяют на. взаимоотношение между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.

2. Существуют связи между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированное&tradeлогических операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.

3. Возможно формирование умения децентрироваться у старших дошкольников через формирование у них состава и структуры данного умения в процессе специально организованного обучения.

4. Возможно формирование логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста через формирование у них умения децентрироваться путем овладения составом и структурой данного умения.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (10 июня 2010 г.) — на XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов-2009» (Москва, 14 апреля 2009 г.) — на XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов-2007» (Москва, 12 апреля 2007 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Объем диссертации составляет 202 страницу. Работа проиллюстрирована 2 рисунками и 17 таблицами, 11 диаграммами. Список использованной литературы включает 115 источника (из них 22 — на английском языке, 5 — на китайском языке).

3.6. Выводы.

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Удетей старшего дошкольного возраста возможно сформировать умение децентрироваться через формирование у них состава и структуры данного умения в процессе специально организованного обучения: а) у детей, которые прошли полный цикл обучения на формирующем этапе эксперимента, умение децентрироваться сформировалось в полном объеме (III стадия — полная децентрация) — б) у детей, которые нарушили схему формирующего этапа эксперимента, умение децентрироваться сформировалось частично (переход с I стадии — отсутствие децентрации на II стадию — частичная децентрация) или осталось на прежнем уровне (И стадия — частичная децентрация).

2. Формирование у детей дошкольников логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения, свидетельствующего о выходе детей на новый уровень умственного развития, о переходе от донаучного мышления к элементам собственно научного типа мышления, возможно осуществить через формирование у них состава и структуры умения децентрироваться при условии соблюдения схемы формирующего эксперимента, обеспечивающего приобретение логическими структурами обобщенных и стабильных свойств.

3. Умение децентрироваться и возникновение логических операций классификации, сериации" и, понимания, принципа сохранения взаимосвязаны между собой не только корреляционно, но и причинно. Так как формирование у детей умения децентрироваться в полном объеме через организацию процесса овладения составом и структурой данного умения меняет (повышает) уровень сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

Заключение

.

В* результате проведенной теоретико-экспериментальной работы, посвященной изучению конкретно — операциональной стадии развития логического мышления у старших дошкольников, а именно исследованию соотношения степени выраженности эгоцентризма и уровней сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения, получили обоснование и экспериментальное подтверждение следующие положения:

1. Выявлено сходство между показателями децентрации и уровнем развития операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у российских и китайских детей дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что кросскулътурные различия у детей двух стран не влияют на взаимоотношение между умением децентрироваться и уровнем развития конкретно-операциональных структур.

2. Анализ взаимосвязей между умением децентрироваться и уровнем развития операций классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у детей старшего дошкольного возраста показал, что а) при полностью сформированном умении децентрироваться (III стадия) все дети операционально сериируют и понимают принцип сохранения (III стадия), подавляющее большинство детей операционально классифицируют (III стадия) — б) при частично сформированном умении децентрироваться (II стадия) лишь около трети детей операционально классифицируют (III стадия) — около половины операционально сериируют (III стадия) и в полном объёме понимают принцип сохранения (III стадия) — в) при несформированном умении дег}ентрироваться (I стадия) только единицы верно решают задачи на сохранение (III стадия), операционально классифицируют (III стадия) и сериируют (III стадия).

3. Существует согласованное изменение показателей умения децентрироваться и развития конкретно-операциональных структур: чем выше показатели умения децентрироваться, тем выше уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

4. Формирование в процессе специально организованного обучения у детей старшего дошкольного возраста умения децентрироваться по разработанной автором методике показало, что: а) у детей, которые прошли полный цикл обучения на формирующем этапе эксперимента, умение децентрироваться сформировалось в полном объеме (III стадия — полная децентрация) — б) у детей, которые нарушили схему формирующего этапа эксперимента, умение децентрироваться сформировалось частично (повысилось: переход с I стадии — отсутствие децентрации на II стадиючастичная децентрация) или осталось на прежнем уровне (II стадиячастичная децентрация).

Показано, что формирование умения децентрироваться через овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данного умения, возможно и эффективно у детей старшего дошкольного возраста.

5. Диагностика показателей сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения после обучения детей старшего дошкольного возраста умению децентрироваться выявила изменение (повышение) их уровня. У детей, не принимающих участие в формировании децентрации, результаты решения задач Пиаже на диагностическом и контрольном этапах исследования не изменились.

Жан Пиаже считал, что эгоцентризм — это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции (Ж.Пиаже, 1994аЛ.Ф.Обухова, 1981). Для того чтобы изменить мышление детей, нужно изменить их эгоцентрическую позицию. То есть Пиаже говорил о наличии причинноследственной связи между развитием логических операций, пониманием принципа сохранения и умственной позиции ребенка (центрированиедецентрирование). В' ходе проведенного нами экспериментального исследования мы проверили эту гипотезу Ж. Пиаже и установили, что умение децентрироваться и возникновение логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения действительно взаимосвязаны между собой.

Мы обнаружили, что порядок стихийного формирования умения децентрироваться и логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения не имеет четкой, одинаковой для всех детей последовательности и, по всей вероятности, зависит от индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка, обусловленных многими факторами. Вместе с тем, результаты первой части нашего исследования показывают, что существует статистически значимая положительная корреляционная связь между степенью выраженности умения децентрироваться и уровнями сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения.

Вторая часть нашего исследования доказала, что в отличие от стихийного образования, в процессе формирующего эксперимента, построенного на специальном обучении ребенка логическим приемам мышления в ситуации общения и обучения со взрослым, происходит полноценное овладение ребенком умениями децентрироваться и возникают логические операции классификации, сериации и понимание принципа сохранения. Важно при этом соблюдать условия эксперимента, не нарушать периодичность занятий, то есть четко придерживаться схемы формирующего эксперимента. Сформированность умения децентрироваться в полном объеме через организацию процесса овладения детьми составом и структурой данного умения является достаточным условием повышения уровней сформированности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения. Нами экспериментально доказано, что можно формировать у ребенка умение децентрироваться, а получить в результате сформированность логических операций классификации, сериации' и понимания принципа сохранения, хотя специально никто этим операциям ребенка1 не обучал. Это позволило нам сделать вывод о том, что умение децентрироваться и возникновение логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения взаимосвязаны между собой не только корреляционно, но и причинно.

В работах российских и зарубежных авторов по формированию логических приемов мышления и умения децентрироваться, начиная с исследований 50-х годов прошлого века, проводившихся Ф. Н. Гоноболиным, и во многих аналогичных исследованиях представителей концепции поэтапного формирования — В. П. Белоус (1978) — П. Я. Гальперин (1969) — М. Доналдсон (1985) — А. В. Запорожец (1978) — Е. Е. Кравцова и Г. Г. Кравцов (1987) — Л. Ф. Обухова (1972, 1981) — Дж. Флейвелл (1967) — Д. Б. Эльконин, В. А. Недоспасова (1971) и других, было показано положительное влияние обобщенных знаний, полученных в результате формировании умения децентрироваться на усвоение детьми конкретного материала по разным предметам.

В связи с этим, нам было важно для наибольшей эффективности работы психолога выяснить, не только то, следует ли учитывать уровень сформированности умения децентрироваться у детей в процессе развития и формирования логического мышления ребенка, описанного Пиаже, но и способ формирования данного умения: А именно: возможен ли такой способ формирования полноценного умения децентрироваться, который не требовал бы от ребенка установления ролевых отношений в экспериментальной ситуации (как в задаче Пиаже о трех братьях), не предъявлял бы высоких требований к уровню развития его вербальных возможностей, а требовал бы от ребенка преимущественно анализа свойств предъявляемых объектов и пространственных отношений между ними. Предложенная нами методика формирования дает положительный ответ на этот вопрос.

Теория Ж. Пиаже, отрицающая, по существу, необходимость управления процессом приобретения познавательного опыта индивидом в общении и обучении и в ранние, и в последующие периоды, критиковалась как ошибочная многими российскими учеными (Л.С.Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным и другими). При этом, разумеется, признается огромный вклад Ж. Пиаже как выдающегося психолога в анализ очень многих проблем познавательного развития на эмпирическом и теоретическом уровнях, при всей дискуссионности целого ряда положений его теории. На основе концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже, являющейся общей теорией развития мышления ребёнка, может быть осуществлено ещё большое число экспериментальных исследований с целью обоснования или опровержения многих, ставших уже постулатами, данных, уточнения механизмов, лежащих в основе развития логического мышления детей. Мы рассматриваем проведенное нами экспериментальное исследование как один из шагов, направленных на сближение и взаимное обогащение различных теоретических представлений на природу формирования и развития логики ребенка. Необычность его, на наш взгляд, заключается в том, что мы попытались доказать теоретические положения одного подхода (Ж.Пиаже) с помощью методологического и методического аппарата другого подхода, деятельностного (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Погожина И. Н. О попытке обучения принципусохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И. В. Астахова, И. Н. Погожина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2004. № 2. — С. 30−36.
  2. Н.П. Усвоение логических приемов при разных типах учения /
  3. Н.П. Балдина // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07. М. 1987. -24 с.
  4. В. П. Психологические особенности формирования предметных ивербальных интеллектуальных операций у дошкольников / В. П. Белоус // Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1978.
  5. П.П. Избранные педагогические и психологические сочиненияв двух томах, т.2 / П. П. Блонский. М. 1979.
  6. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  7. Дж. Исследование развития познавательной деятельности / Дж.
  8. Брунер. -М.: Педагогика, 1971.
  9. Дж. Психология познания: За пределами непосредственнойинформации / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
  10. Л.П. Некоторые психологические особенности применения общего способа к конкретным задачам / Л. П. Бондаренко. // Автореф. дис. канд. психол. наук. -М. 1972.
  11. Г. В. Интеллект и развитие познавательной деятельностиребенка в генетической психологии Жана Пиаже / Г. В. Бурменская. // Новое в психологии. М.: Издательство Московского университета. Вып. 2,-1977.
  12. Г. В. Возможности планомерного развития познавательныхпроцессов дошкольника / Г. В. Бурменская. // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07.-М. 1978.
  13. Л. А. Запорожец, А. В. и его вклад в советскую психологию / Л.
  14. A. Венгер. // Вопросы психологии, -1985. № 4, С. 121−125
  15. И.А. Формирование обобщенных приемов геометрическогомышления / И. А. Володарская. // Управление познавательной деятельностью учащихся. М. 1972.
  16. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса /
  17. Л.С.Выготский. // Собрание сочинений. T. l -М. -1982. С.291−436.
  18. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М. 1934.
  19. Л.С. Рзвитие высших психических функций / Л. С. Выготский. -М. 1960.
  20. Л.С. Собрание сочинений Т.2 / Л. С. Выготский. М.:1. Педагогика, 1982.
  21. Л.С. Собрание сочинений Т.З / Л. С. Выготский. М.:1. Педагогика, 1983.
  22. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М. 1976.
  23. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка /
  24. П.Я. Гальперин //Вопросы психологии. — 1969. -№ 1.-С. 15−25.
  25. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
  26. Формирование умственных действий и понятий" / П. Я. Гальперин. // Доклад. М., 1965.-С. 25−32.
  27. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапномформировании умственных действий / П. Я. Гальперин. // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  28. П.Я. Развитие исследований по формированию умственныхдействий / П. Я. Гальперин. // Психологическая наука в СССР / Под ред.
  29. B.Г.Ананьева и др. T.l. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С. 441−469.
  30. П.Я., Георгиев С. Л. Психологические вопровы формированияначальных математических понятий у детей / П. Я. Гальперин. // «Доклады АПН РСФСР», -1961, № 1.
  31. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.
  32. Гибсон. -М.:Прогресс, 1988.-464 с.
  33. М.С. Развитие операций, лежащих в основе усвоения математикипервоклассниками / М. С. Горбач. // Обучение и развитие младших школьников. Киев, -1970.
  34. Ф.Н. К вопросу о понимании геометрических доказательствучащимися / Ф. Н. Гоноболин. // Известия АПН РСФСР, -1954, -вып.54.
  35. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологическиеосновы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М. 1972.
  36. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В.
  37. Давыдов. // Возрастная и педагогическая психология. М. 1979.
  38. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельностишкольников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. // Вопросы психологии, -1981, № 6.
  39. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии / В.В.
  40. , В.П. Зинченко. // Вопросы философии. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М. 1980. ' 32. Багтерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Джордж
  41. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — С.4−51.
  42. Ильясов И. И: Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.:
  43. Издательство Московский университет. 1986.
  44. . Применение генетического метода в экспериментальной’психологии / Б. Инельдер. // XVIII Международный психологический конгресс. М. 1969.
  45. И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детейдошкольного возраста / И. А. Кайдановская. // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07. М. 1983.-157с.
  46. И.А. Экспериментально-генетический анализ в работах Ж.Пиаже / И. А. Кайдановская. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-1984.- № 3.-С. 36−40.
  47. И.П. Проблемы формирования технического мышления / И. П. Калошина. М. 1974.
  48. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П.1. Калошина. М. 1983.
  49. Г. А. К проблеме генезиса понятий числа у детей дошкольноговозраста / Г. А. Корнеева. // Умственное воспитание дошкольников. Под ред. Н. Н. Поддьякова. М. 1972.
  50. Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числау дошкольников / Г. А. Корнеева. // Вопросы психологии. -1978 № 2.
  51. Г. А. Роль предметных, действий в формировании понятия у детей дошкольного возраста / Г. А. Корнеева. // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07.-М., 1974.
  52. Т.В. Роль обучения в развитии' классификации у детей / Т.В.
  53. Косма. // XVIII Международный психологический конгресс. М. 1966.
  54. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок / Г. Г. Кравцов, Е. Е.
  55. Кравцова. // психологическая готовность к школе. М. 1987.
  56. Г. Психология развития / Г. Крайг. Питер, -2000.
  57. Л.А. К вопросу об ориентировке детей старшего дошкольноговозраста в отношениях величин / Л. А. Левинова. // Дошк. воспитание. -1970. № 11.
  58. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / Л. А. Левинова. М. 1963.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Л. А. Левинова. М.1975.
  60. А.Г. Формирование обобщенного способа сравнения множеств у дошкольников / А. Г. Лидере. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-1978.-№ 3.
  61. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.:
  62. Педагогика, -1986. С.31−57
  63. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия.-М., 1974.
  64. Люй Гояо. Сравнительное исследование взаимосвязи уровнейсформированности логических операций у российских и китайских детей дошкольного возраста / Люй Гояо. // Дипломная работа. М., 2006.
  65. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: / H.A. Менчинская. // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  66. H.A., Богоявленский Д. Н. Усвоение знаний в школе / H.A. Менчинская, Д. Н. Богоявленский. М. 1972.
  67. H.A. Формирование психологических механизмовпространственной децентрации у детей старшего дошкольного возраста / H.A. Мизина. // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07: Казань, 2000 139 с.
  68. В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста / В. А. Недоспасова. // Автореф. дис. канд. психол. наук. -М. 1972.
  69. В. А. Роль позиции в развитии логического мышления / В. А. Недоспасова. II Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.-М. 1985. С. 138−151.
  70. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет на материале математики / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1983.-112 с.
  71. И. Я. Влияние театрализованной деятельности навозникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста / И. Я. Никитина. // Автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07. М., 2006.
  72. Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. // Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, -1996.
  73. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Московского университета, -1981.
  74. Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Московского университета, 1972.
  75. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте:причины и возможности коррекции: Учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей / Т. И. Пашукова. — М.: Ин-т практической психологии, 1998.
  76. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворныеидеи / С. Пейперт. / Пер. с англ. / Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. -М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  77. Перре-Клермом А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермом. М.: Педагогика, 1991.
  78. Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. //
  79. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. / Пер. с англ. Н. Г. Алексеева и фр. А. М. Пятигорского. — М.: Международная педагогическая академия, -1994а.
  80. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М., 19 946.
  81. . Проблемы генетической психологии / Ж. Пиаже. // Вопросыпсихологии, -1956, № 3.
  82. . Психология интеллекта / Ж. Пиаже. // Избранные психологические труды. М., 1969.
  83. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. М., ИИЛ, 1972.
  84. ., Инельдер Б. Психология ребенка (18-е издание) / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. Спб.: Питер, -2003.-160 с.
  85. И.Н., Люй Гояо. Влияние умения децентрироваться на уровеньсформированности конкретно-операциональных структуру у старших дошкольников / И. Н. Погожина, Люй Гояо. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-2009.- № 2.-С. 45−55.
  86. H.H. Мышление дошкольника / H.H. Поддъяков. М.:1. Педагогика, 1977.-271 с.
  87. H.H. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте / H.H. Поддъяков. Душанбе: Дониш, 1973.-71 с.
  88. Е.В. Усвоение отношений между элементами серий объектов детьми дошкольного возраста / Е. В. Проскура. // Автореф. дис. канд. психол. наук.,-Киев 1966.
  89. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Поддъякова H.H., Говорковой А.Ф.- Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. Наук СССР. -М.: Педагогика, 1985.-200 с.
  90. С.Л. Избранные психологические труды / С. Л. Рубинштейн.-М. 1989.
  91. Рубинштейн С. Jli Основы общей психологии- / С. Л. Рубинштейн. — М.1940.
  92. С.Л. О мышлении и путях-его познания / С. Л- Рубинштейн. М-: Изд-во АН СССР, 1958.-147C. .
  93. СЛ. Принцип детерминизма и психологическая теориямышления / С. Л. Рубинштейн. // Психологическая наука в СССР/ под ред. Б. Г. Ананьева и др. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- С.315−356.
  94. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.
  95. Сидоренко. // С- П., Издательство «Социально — психологический центр», 1996.
  96. Э. О понимании детьми принципа сохранения количества твердого вещества / Э. Сонстрем. // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера и др. М.: Педагогика, 1971, -с. 251 -271.
  97. Н.Ф. Управление процессом усвоения знанийпсихологические основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-345 с.
  98. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. -М. 1983.
  99. Х.М. К проблеме формирования понятий у детей дошкольного возраста / Х. М- Тепленькая. // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности.-М. 1968.
  100. В.Ю. Биометрические методы /В.Ю. Урбах. М. 1964.
  101. А.И. Формирование у учащихся приемов мыслительной деятельности при составлении уравнений / А. И. Фейгина. // Автореф. дис. канд. психол: наук.-М: 1977.
  102. Филиппова- Е. В, Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста / Е. В. Филиппова. // Автореф: дис. канд. психол. наук. 19.00.07. -М. 1977.
  103. Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже / Дж. X.
  104. Флейвелл. / С предисловием Жана Пиаже. / Пер. с англ. М. И. Лисиной и Л. Ф. Обуховой. -М.: «Просвещение», 1967.
  105. Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до*семи лет) / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
  106. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников исодержание обучения / Д. Б. Эльконин. // Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.-М.: Просвещение, 1966.- С.13−53.
  107. Д. Б., Недоспасова В. А. О психологическом механизмепреодоления эгоцентризма у детей / Д. Б. Эльконин, В. А. Недоспасова. // Материалы IV Всесоюзного Съезда Общества психологов. Тбилиси, -1971. С. 91−92.
  108. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.1989.
  109. Beilin H. Learning and operational convergence in logical thoughtdevelopment / H. Beilin. // Child Psechology. -1965, № 2.
  110. Benjamin S. Bloom, Hastings J. Thomas, George F.Madaus. Handbook on
  111. Formative and Summative Evaluation of Student Learning / S.Bloom. Benjamin, J. Thomas Hastings, F. Madaus George. 1971 by McGraw-Hill, Inc, Chapter 13.
  112. Brainerd C.J., Allen T.W.Experimental inductions of the conversation of «first-order» quantitative invariants / C.J. Brainerd. // Psychol. Bull. -1971, № 75.
  113. Brainerd C.J. The age-stage issue in conservation acquisition / С J1. Brainerd.
  114. Psychonomic Science. -1972, № 9.
  115. Bruner J., The course of cognitive growth / J. Bruner. // American
  116. Psychologist -1964, vol. 19, № 1.
  117. Hilgard R.E., Bower G.H. Theories of learning / R.E. Hilgard, G.H. Bower. -1975.
  118. Hughes M. Children and number: Difficulties in learning vathematics / M.
  119. Hughes. // Oxford: Blackwell. -1975.
  120. Maratsos M.P. Non-egocentric communication abilities in preschool children /
  121. M.P.Maratsos // Child development. -1973.
  122. Piaget. J., Szeminska. A. La genese du number chez l’enfant. Neuchatel / J. Piaget, A. Szeminska. Paris. -1941.
  123. Smedslund J. The acquisition of conservation of substance and weight in children / J. Smedslund // I-IV. Sand. J. Psychol. -1978.
  124. Smedslund J. Piagetian Psychology in practice / J. Smedslund // British Journal of Educational Psychology. -1978, Part.l.
  125. Shroder H. Structur interpersonaler Fahigkeiten / H. Shroder // Vorwerg M.,
  126. Preschool Psychology / Gao Yuemei et al. // Published by Zhejiang Education Publishing House. -1993) .
  127. KS. 2007. i 39 i f 3 I (Acta Psychologica Sinica / Sponsored by Chinese Psychological Society and Institute of Psychology, The Chinese Academy of Sciences Published by Science Press. -2007) .
Заполнить форму текущей работой