Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационная культура понимается многими авторами как система норм поведения, установок и ценностей, которые являются правилами различной степени стандартизированности. Эта совокупность стандартов в той или иной мере интериоризируется личностью по мере ее деятельности в данной организации. Возникает вопрос о степени влияния сформированной системы установок восприятия организационной среды… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Я-концепция как интегральная характеристика взаимодействия внешнего и внутреннего мира личности
    • 1. 1. Теоретический анализ исследований Я-концепции личности в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 1. 1. Терминологический анализ понятия «Я-концепция»
    • 1. I
    • 1. '1.2. Понятие «Я» как базисная категория в психологии личности
      • 1. 1. 3. Анализ основных направлений исследования Я-концепции личности
      • 1. 2. Системный подход как средство анализа Я-концепции
      • 1. 2. 1. Я-концепция в системе личности
      • 1. 3. Структурный анализ Я-концепции личности
      • 1. 3. 1. Я-концепция как система самоустановок личности
      • 1. 3. 2. Я-концепция личности как субъекта труда
      • 1. 4. Организация как фактор взаимодействия личности и социума
      • 1. 4. 1. Организация как социальная система
      • 1. 4. 2. Основные характеристики организационной культуры
      • 1. 5. Психологические аспекты взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции личности
      • 1. 6. Выводы по главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концепции личности как субъекта труда в контексте организационной культуры
    • 2. 1. Обоснование выбора методов и методик эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика объекта, предмета, эмпирической базы исследования
    • 2. 3. Анализ результатов исследования организационной культуры
      • 2. 3. 1. Сравнительный анализ результатов исследования организационной культуры методом анкетирования
      • 2. 3. 2. Анализ результатов семантического дифференциала
  • Шкальная оценка организации"
    • 2. 3. 3. Сравнительный анализ результатов вспомогательных методик, использованных для оценки особенностей восприятий организационной культуры
    • 2. 4. Анализ компонентов Я-концепции
    • 2. 4. 1. Сравнительный анализ самоустановок личности
    • 2. 4. 2. Анализ взаимосвязи компонентов Я-концепции
    • 2. 4. 3. Анализ социальной идентичности и психосемантических особенностей содержания Я
    • 2. 5. Анализ взаимосвязи восприятия особенностей организационной культуры и самохарактеристик респондентов
    • 2. 6. Выводы по главе

Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Исследования в системе «личность — профессия» включают многочисленные проблемы, связанные с различными психологическими аспектами соответствия личностных характеристик профессии. Наряду с определением наиболее оптимальных моделей профессиональной самореализации, не менее важным является изучение факторов, способствующих профессиональному развитию личности.

Исследования показывают, что профессиональное развитие связано не только с самой деятельностью, но и с особенностями среды, в которой осуществляется эта деятельность. Сегодня очевиден тот факт, что для обеспечения эффективности труда недостаточно всестороннего изучения операциональных характеристик профессиональной деятельности. Не меньшее значение имеет организационный контекст, в котором осуществляется трудовая деятельность и такие параметры системы «личность — профессия», как взаимоотношения между сотрудниками, отношение сотрудника к себе как члену организации, желание (или его отсутствие) сотрудничать с коллективом, достигать единых целей, решать общие задачи, уровень самостоятельности, возможность отстаивания своего мнения, проявления инициативы, творчества, наличие или отсутствие ощущения поддержки профессиональной среды и т. д. В той или иной мере эти характеристики включены в такую составляющую организационного контекста, как организационная культура.

Организационная культура понимается многими авторами как система норм поведения, установок и ценностей, которые являются правилами различной степени стандартизированности. Эта совокупность стандартов в той или иной мере интериоризируется личностью по мере ее деятельности в данной организации. Возникает вопрос о степени влияния сформированной системы установок восприятия организационной среды, в которой реализуется профессиональная деятельность, на личностные составляющие профессионального самосознания, базовым компонентом которого является Яконцепция личности как структурированная и относительно устойчивая система представлений личности о себе, стержень внутреннего мира человека.

Я-концепция относится к категории, которая имеет в терминологической системе современной психологии достаточно устойчивый статус и активно используется для описания глубинных структур личности. С другой стороны, множество аспектов Я и его сложность определяют мозаичную картину современных представлений об этом личностном феномене и постоянный дискуссионный процесс о теоретических и эмпирических подходах к Я концепции как личностному образованию, его структуре, функциях, операциональных элементах, возможностях диагностики и т. д.

Несмотря на многозначность точек зрения на проблему и разнообразие исследований в этом направлении, в целом определились некоторые общие акценты в анализе Я-концепции. В частности, постулируется ее интегративный характер, включающий все основные подструктуры личности (когнитивную, аффективную, поведенческую, мотивационную). Акцент на когнитивной составляющей Я-концепции позволяет изучать явление в системе других составляющих описания Я как организованного набора самовосприятий (самопрезентация, самоотношение, самоустановка, самосознание, самооценка, самопознание, идентичность и др.) и использовать соответствующий диагностический инструментарий.

Переход от описательных к динамическим схемам изучения Я-концепции определяет необходимость выделения процессуальных элементов, связанных с формированием, развитием, изменением Я-концепции и, соответственно, детерминирующих этот процесс воздействий. Наряду с системным, многоаспектным анализом проблемы влияний на Я-концепцию различных факторов, остается задача анализа отдельных составляющих системы воздействий. При этом необходимо учитывать значимость/незначимость тех или иных внешних или внутренних факторов в различные периоды жизненного пути личности. Так, юношеский возраст рассматривают как наиболее сензитивный для становления Я-концепции. В последующие периоды важные функции в развитии Я-концепции выполняет профессиональная деятельность в целом, отражающая развитие личности как субъекта труда.

Определение характера взаимосвязей системы представлений о себе и организационной культуры может быть перспективным направлением исследований проблем детерминации процесса формирования глубинных личностных структур, связанного с включением субъекта труда в организационные системы и определяющего особенности отношения к профессиональной деятельности. С другой стороны, изучение этих взаимосвязей дает возможность использовать принцип обратной связи и рассматривать Я-концепцию личности сотрудника как один из параметров анализа и оценки особенностей организационной культуры, что может иметь практический интерес для психологического обеспечения сложного процесса взаимодействия субъекта труда и организации.

Все это определило выбор темы исследования «Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры.

Цель исследования: определить характер влияния организационной культуры на Я-концепцию личности как субъекта труда.

Объект исследования: Я-концепция личности как субъекта труда.

Предмет исследования: Влияние организационной культуры на Я-концепцию личности как субъекта труда.

Гипотеза исследования: Характер взаимосвязи Я-концепции личности и организационной культуры определяется как спецификой объективных параметров организационной среды, так и особенностями восприятия и оценки сотрудником организационной культуры предприятия.

Задачи исследования:

— представить анализ теоретических подходов и эмпирических исследований Я-концепции личности, субъектных аспектов труда и организационной культуры;

— разработать процедуры и определить методы эмпирического исследования Я-концепции личности и особенностей восприятия организациивыявить особенности Я-концепции личности (по параметрам — самоустановки, самоописания, карьерные установки, ценностные ориентации) — дать психосемантический анализ представлений сотрудника об организационной культуре, себе как личности и как сотруднике организации;

— раскрыть особенности соотношения характеристик Я-концепции с восприятием сотрудниками организационной культурыопределить характер взаимосвязей объективных характеристик организации, восприятия организационной культуры и Я-концепции личности;

— дать количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу исследования составили научные принципы: системности (Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн) — развитиядетерминированности процессов, состояний и свойств личностиобщепсихологические принципы деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (К. А. Абульханова-Славская,.

A. В. Брушлинский и др.).

Теоретической основой исследования Я-концепции стали исследования, раскрывающие проблемы: анализа сознания и самосознания (В. С. Агапов, А. Г. Асмолов, И. В. Барышникова, В. М. Бехтерев, А .А. Бодалев, У. Джемс, Л. Я. Дорфман, Д .А. Леонтьев, Д. Мид, Ю. М. Орлов, М. Розенберг, И. М. Сеченов,.

B. В. Столин, Р. Уайли, и др.) — становления Я-концепции субъекта (К. А. Абульханова-Славская, В. С. Агапов, Р. Берне, А. А. Деркач, У. Джеймс, А. В. Иващенко, М. Кун, А. Маслоу, Дж. Г. Мид, Г. Олпорт, А. А. Реан, В. К. Слободчиков, Т. Шибутани, Е. А. Яблокова и др.);

В основу рассмотрения Я-концепции как социально-психологического интегративного феномена легли положения об обусловленности представлений субъекта о себе контекстом его жизнедеятельности и общения (Р. Берне, И. С. Кон, Л. М. Митина, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, Т. Шибутани) — о регулирующей функции самосознания в поведении и деятельности человека.

И. С. Кон, И. И. Чеснокова) — представления о Я-концепции как детерминанте долговременного и кратковременного поведения человека (И. С. Кон, А. А. Налчаджян, И. И. Чеснокова,) — рассмотрение представлений о себе в качестве регулятора социального поведения личности (Г. М. Абрамова, В. А. Ганзен, А. А. Гостев, Д. Майерс, В. В. Овсянникова, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн) — представления об установочной природе Я-концепции (Р. Берне, А. Л. Журавлев, Т. Шибутани и др.).

Анализ контекста профессиональной деятельности как важнейшего фактора динамики Я-концепции зрелой личности основывался на концепциях репертуара социальных ролей личности (В. С. Агеев, Г. В. Акопов, Г. М. Андреева, С. Т. Джанерьян, И. С. Кон, Д. Майерс, Т. Л. Миронова, К. Роджерс). Рассмотрение человека как субъекта деятельности в отечественной психологии основано на работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, Л. Г. Дикой, Е. А. Климова, С. Л. Рубинштейна.

В основу рассмотрения организационной культуры как важнейшей социальной системы в жизни зрелой личности легли работы В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, Т. Ю. Базарова, Е. Н. Емельянова, А. Н. Занковского, Т. С. Кабаченко, В. Н. Князева, К. Левина, С. А. Липатова, П. Мучински, В. Н. Мясищева, Ш. А. Надирашвили, С. Е. Поварницыной, В. П. Познякова, Б. Ф. Поршнева, А. К. Пригожина, Ю. Т. Семенова, А. И. Щербины, И. Р. Сушкова, Д. Н. Узнадзе, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой, Г. Хофштеда, С. Ханди и др. Методы исследования.

Теоретический план исследования: анализ психологических отечественных и зарубежных исследований по самосознанию и Я-концепции личности, организационной структуре и культуре, теоретическое моделирование.

Эмпирический план исследования: методы организации исследования (метод поперечных срезов, сравнительный метод);

— методы сбора эмпирических данных. Комплекс методик диагностики Я-концепции личности: «Кто я?», ассоциативный эксперимент, личностные опросники, позволяющие выявить самоустановки сотрудников: МТЖЦ, Пятифакторный личностный опросник, «Карьерные ориентации», «Методика определения общей и социальной самоэффективности». Методы оценки организационной культуры: анкета, «Уровень организационной культуры», ассоциативный эксперимент, СД «Шкальная оценка организации».

Методы обработки полученных данных:

Методы математической статистики (частотный, корреляционный и факторный анализ). Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7.

База исследования. Выборка составила 164 человека (сотрудники предприятий железнодорожного транспорта, сотрудники предприятий, находящихся в частной собственности, сотрудники государственных предприятий в возрасте от 25 до 40 лет). Выборка исследования отвечала требованию однородности состава, согласно критериям возраста, уровня интеллекта, национальности, социальной среды.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работыприменением стандартных, апробированных экспериментальных техник и использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— расширены представления об организационной культуре как факторе, определяющем профессионально-значимые составляющие Я-концепции личности;

— выявлено влияние типа организационной культуры предприятия на такие составляющие Я-концепции личности, как профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности и особенностях проявления активности;

— выявлены существенные различия в оценке организации представителями различных типов предприятий следующим по параметрам: отношение к организации, оценка степени формализованное&tradeорганизационных и трудовых процессов, оценка власти в организации, оценка своей роли в жизни организации);

— предложен и апробирован пакет диагностических методик для изучения особенностей взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции личности сотрудника организации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут углубить содержание диагностической и консультационной работы индивидуальной и групповой форм, а также в деятельности служб по персоналу предприятий различного типа. Материалы исследования могут найти применение в курсах «Психодиагностика», «Психология личности», «Организационная психология», «Психология труда».

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует определенная система взаимосвязей между объективными характеристиками организационной культуры, особенностями восприятия сотрудником организации и составляющими Я концепции личности как субъекта труда.

2. Восприятие и оценка организации сотрудниками различных типов организационной культуры имеют различия по следующим параметрам: отношение к организации, оценка степени формализованности организационных и трудовых процессов, оценка власти в организации, оценка своей роли в жизни организации.

3. Тип организационной культуры предприятия оказывает влияние на составляющие Я-концепции личности как субъекта труда: профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности, особенностях проявления активности.

4. Диагностика особенностей Я-концепции личности в сочетании с анализом особенностей восприятия организационной культуры может выступать в качестве инструментария исследования как личностных детерминант профессиональной деятельности, так и характеристик организационной культуры.

Апробация исследования: Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях и на разных этапах обсуждались на заседаниях кафедры психологии ДВГУПС, докладывались на научных конференциях: VIII краевой конкурс молодых ученых и аспирантовНаучно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: Пятая межвузовская международная конференция творческой молодежиIX краевой конкурс молодых ученых и аспирантовXI краевой конкурс молодых ученых и аспирантов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 2 приложений. Диссертация содержит 208 страниц текста, список литературы включает 240 наименований. В работе содержится 4 таблицы и 15 рисунков.

2.6. Выводы по главе.

1. Существуют различия в системах самоустановок, характерных для представителей исследуемых групп.

— Для сотрудников железнодорожных предприятий характерно выделение таких качеств, как относительная самостоятельность, экстравертированность и компетентность, стремление к повышению уровня образования и к стремление к интеграции жизненных сфер, внимание к процессуальным характеристикам деятельности, волевое регулирование, активность и проявление индивидуальности в сфере увлечений. Данные характеристики свидетельствую о внимании, а профессионально значимым и деятельностным свойствам личности.

— Для сотрудников государственных предприятий характерно выделение таких качеств, как материальное положение, ответственность, стабильность, самопринятие, приспособление, активность, стабильность, экспрессивность, любознательность, доминирование вне профессиональной жизни. Данные характеристики свидетельствую о наибольшей значимости для респондентов социально важных характеристик.

— Для сотрудников коммерческих предприятий характерно выделение таких качеств, как престижность, материальное положение, активность, сохранение индивидуальности, деятельностная самоэффективность и саморазвитие, аккуратность.

2. Выявлены значимые различия в особенностях восприятия организационной культуры, характерных для представителей исследуемых групп.

— Для сотрудников железнодорожных предприятий характерно позитивное отношение к системе целей в организациипонимание процесса управления как объективного процесса, осуществляемого без сбоев при малой значимости возможности проявления инициативызначимость моральных характеристик деятельности в организациималая значимость возможности общения в процессе работывосприятие отношения организации к сотруднику как полное распоряжение его временем и энергией.

— Для сотрудников государственных предприятий характерно негативное оценивание организации в целомпонимание процесса управления как объективного процесса, осуществляемого без сбоеввнимание в социально значимым качествам сотрудниковвысокая оценка дружеских отношений между сотрудниками и коммуникационных организационных процессов в целомчеткое представление о своих обязанностях в организацииотсутствие четкого представления о продвижении по службе.

— Для сотрудников коммерческих предприятий характерно позитивное отношение к системе целеполагания в организациипонимание процесса управления как процесса с наличием срывов в работе, нарушений в системе управления организациейзначимость моральных характеристик деятельности в организациивысокая оценка дружеских отношений между сотрудникамивысокая оценка общего уровня организационной культуры.

3. Выявлены сходства в самовосприятии и восприятии организационной культуры сотрудниками железнодорожных и коммерческих предприятийпозитивное отношение к организации, значимость профессиональной деятельности, инициативность, экстравертированность, ответственность, направленность на саморазвитие.

4. Выявлены соответствия между восприятием организационной культуры и самоописаниям респондентов. Выделенные характеристики могут быть отнесены не только к профессиональному самосознанию, но и к генерализованной Я-концепции.

5. Использование личностных опросников, рассматриваемых как вариант самоотчетов, подразумевающих оценивание респондентами ряда высказываний относительно собственной личности, может быть ценным диагностическим инструментарием для исследования системы самоустановок личности. 6. Диагностика особенностей Я-концепции личности в сочетании с анализом особенностей восприятия организационной культуры могут быть ценным диагностическим инструментарием исследования личностных детерминант профессиональной деятельности.

Заключение

.

Я-концепция — системное интегративное образование, результат многоаспектного процесса взаимодействия личности и социума, интериоризации внешней информации в систему самоустановок личности. Организационная культура может быть рассмотрена как важнейший компонент социального окружения зрелой личности, способный влиять на целостную Я-концепцию.

Эффективность деятельности организации и успешность профессионального развития ее сотрудников связаны с определенной культурной парадигмой, поэтому образ организации является важнейшим социально-психологическим фактором воздействия на Я-концепцию личности и ее профессиональную составляющую через систему имплицитных представлений об организационных ценностях, смыслах, стандартах, нормах поведения.

Восприятие и оценка организации сотрудниками различных типов организационной культуры имеют различия по следующим параметрам: отношение к организации, оценка степени формализованное&tradeорганизационных и трудовых процессов, оценка власти в организации, оценка своей роли в жизни организации.

Тип организационной культуры предприятия оказывает влияние на такие составляющие Я-концепции личности, как профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности, особенностях проявления активности. Выделенные характеристики могут быть отнесены не только к профессиональному самосознанию, но и к генерализованной Я-концепции.

Диагностика особенностей Я-концепции личности в сочетании с анализом особенностей восприятия организационной культуры могут быть ценным диагностическим инструментарием исследования личностных детерминант профессиональной деятельности. В свою очередь, выявление особенностей отношения сотрудника к организации и к собственной трудовой роли, в сочетании с анализом содержания Я-концепции является одним из эффективных средств оценки организационной культуры.

В диссертации рассмотрен один из аспектов сложного процесса взаимодействия социальной среды и личности. Представляется перспективным более глубокое изучение влияния организационной культуры на отдельные составляющие Я-концепции, в частности, самоэффективность, саморегуляцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Просвещение, 1980 250 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  3. , Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности Текст. / Е. П. Авдуевская // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 26−38.
  4. , B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков Текст.: дис. канд. псх. наук: 19.00.13 / Агапов Валерий Сергеевич. М.: 1994. — 156 с.
  5. , B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности Текст.: дис. д. псх. наук: 19.00.13, 19.00.05 / Агапов Валерий Сергеевич. -М., 1999−495 с.
  6. , B.C. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / B.C. Агапов Электронный ресурс. — М., 2003. режим доступа: http :// www.psi. lib, ru/staty i/sbornik/iconcept.htm
  7. , B.C. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии Текст. / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1982.-№ 6.-С. 101−106.
  8. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. / B.C. Агеев. М.: МГУ, 1990. — 240 с.
  9. , Г. В. Проблема сознания в российской психологии Текст. / Г. В. Акопов. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 160 с.
  10. , A.B. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте Текст. / A.B. Алексеева // Журнал практического психолога. -1999.-№ 1. С. 3−10.
  11. , Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Текст. / Б. Г. Ананьев // Изв. АПН РСФСР. вып. 18. -М., 1948. — С. 15−35.
  12. , Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1968. — № 6. — С. 21−33.
  13. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Просвещение, 1962. — 330 с.
  14. , Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы Текст.: учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева, H.H. Богомолова, Л. А. Петровская. — М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.
  15. , Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — Издание второе, перераб. и доп. М.: Аспект пресс, 2000. — 288 с.
  16. Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.
  17. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 49−106.
  18. М. Практика управления человеческими ресурсами Текст.: учебник / М. Армстронг. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 831 с.
  19. А.Г. Психология личности Текст.: учебник / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  20. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе Текст.: учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1986. — 416 с.
  21. Т. Ю. Управление персоналом Текст.: учебное пособие // Т. Ю. Базаров. 3-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр, 2005. — 224 с.
  22. , В.А. К 30-летию Института психологии РАН. Системная организация и развитие психики Текст. / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2003. — том 24, № 1.-е. 29−46
  23. , И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Текст.: дис.. канд. псх. наук: 19.00.01 / Барышникова Ирина Викторовна. М., 1999 — 163 с.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. Изд. 2-е, М.: Просвещение, 1986.-230 с.
  25. , Е.П. Временные аспекты Я -концепции и идентичности Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 40−46
  26. , В. П. Психолингвистика Текст.: Учебник / В. П. Белянин. — 2-е изд. М.: Флинта- Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с.
  27. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  28. , В.М. Сознание и его границы Текст. / В. М. Бехтерев // Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности в 2-х т. Т. 1. СПб, 1999. — 300 стр. — С. 203−222.
  29. , В.М. Патопсихологическая диагностика Текст. / В. М. Блейхер, И. В. Крук. Киев: Наукова думка, 1986. — 280 с.
  30. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 350 с.
  31. , A.A. О психологическом понимании Я человека Текст. / A.A. Бодалев // Мир психологии 1997. — № 4. — С. 15−38
  32. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. — М.: Просвещение, 1982. — 200 с.
  33. , A.A. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев, В. В. Столин.- СПб.: «Речь», 2000. 440 стр.
  34. , А.К. Временная динамика Я — концепции в подростковом возрасте Текст. / А. К. Болотова, В. А. Штроо // Мир психологии. — 2002 — № 2 (30).-С. 106−110
  35. Большой психологический словарь Текст. — под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М.: Просвещение, 1989. -231 с.
  36. , Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины Текст.: дис. канд. псх. наук: 19.00.13 / Боровикова Наталья Васильевна. -М., 1998. 199 с.
  37. , С.Л., Миронова, М.Р. Личностный рост и его критерии Текст. / С. Л. Братченко // Психологические проблемы самореализации личности. -СПб., 1997. 120 с. — С. 38−46
  38. A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1994 — 109 с.
  39. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб., 2001 — 416 с.
  40. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов Текст. / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14. 2000. — № 2. — С. 56−63.
  41. , Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии Текст. / Е. Е. Вахромов // Мир психологии. 2002. — № 2 (30). — С. 30−44
  42. , Л.С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1956 — 368 с.
  43. , Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка Текст. / Л. С. Выготский // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. 250 с.
  44. , H.A. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук / Гангус Наталия Андреевна: 13.00.01. Пермь 2007. — 229 с.
  45. , В.А. Системные описания в психологии Текст. / В. А. Ганзен. — Л.: ЛГУ, 1984- 176 с.
  46. , В.А. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство Текст. / В. А. Ганзен, В.Д. Балин- СПб.: СПбГУ, 1991.-76 с.
  47. , Д.М. Организация и управление Текст. / Д. М. Гвишиани Изд. 2-е, доп. — М.: Наука, 1972. — 265 с.
  48. , В.И. Пропедевтический курс общей психологии Текст.: учебное пособие / В. И. Генецинский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 200 с.
  49. , Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Текст. / Ю.Б. Гиппенрейтер-М.: МГУ, 1988.-301 с.
  50. , E.B. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя Текст.: дис. пед. наук: 13.00.01 / Глухих Елина Васильевна. — Хабаровск, 2000. — 268 с.
  51. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение Текст. / Е. И. Головаха —Киев: Наукова думка, 1988 144 с.
  52. , Д.С. Практикум по психологическому исследованию Текст.: Учеб. пособие / Д. С. Горбатов. Самара: «БАХРАХ-М», 2000. — 248с.
  53. , И.Н. Основы психолингвистики Текст. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седых М.: «Лабиринт» 1997 — 256 с.
  54. , П.П. Личностные характеристики ролевого поведения Текст. / П. П. Горностай // BicHHK Харювського держ. ушверситету. — 1999. — N 439. -С. 18−22
  55. , Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления Текст.: дисс. канд. псх. наук: 19.00.13 / Григорьева Татьяна Львовна. М, 2001 — 166 с.
  56. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / A.A. Деркач. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с. — (Серия «Психологи отечества»),
  57. , С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции Текст. / С. Т. Джанерьян // Вестник ОГУ. 2005. — № 4 Приложение Гуманитарные науки.
  58. , С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход Текст.: дис. д. псх. наук: 19.00.01 / Джанерьян Светлана Тиграновна. -Ростов н/Д, 2005. Том первый 442 с.
  59. , У. Психология Текст. / У. Джемс. М.: Просвещение. — 1991. — 220 с.
  60. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: Учебник / О. Ю. Ермолаев. — 3-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 2004. — 336 с. — (Библиотека психолога).
  61. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин М.: Политиздат, 1982 — 250 с.
  62. , П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников Текст. / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. М.: изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 232 с.
  63. , А.Л. Социальная психология Текст.: учебное пособие / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. -416 с. — (Высшее образование)
  64. , А.Л. Социально-психологические особенности совместной деятельности бригады Текст. / А. Л. Журавлев // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. — М.: Наука, 1987.-С. 47−54.
  65. , А.Н. Организационная психология Текст.: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н.
  66. Занковский. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 648 с.
  67. В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира Электронный ресурс. / В. П. Зинченко / Сервер «Развивающее обучение». — Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/pervie4teniia/p4zin4enkol.htm
  68. , В.П. Проблема объективного метода в психологии Текст. / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1977. — № 7. — С. 1023.
  69. , В. «Евразийская мудрость от, а до Я» Электронный ресурс.: Толковый словарь / В. Зорин / Национальная философская энциклопедия. — Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/470/
  70. , М.А. Организационное развитие: системный подход Текст. / М. А. Иванов, Д. М. Шустерман // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. — № 3. Стр. 20−25.
  71. , В.В. Общие вопросы самосознания личности Электронный ресурс. / В. В. Иванова / PSILIB: психологическая библиотека «Самопознание- человека». — Режим доступа: http://psylib.poznaisebya.com/books/ivanv01/index.htm
  72. , A.B. Я-концепция личности в отечественной психологии Текст. / A.B. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: Изд. МГСА, 2000. -153 с.
  73. , A.B. Проблемы Я — концепции личности в отечественной психологии Текст. / A.B. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова // Мир психологии. 2002 — № 2 (30) — С. 17−30
  74. , A.B. Методики изучения Я — концепции личности Текст.: учебное пособие / A.B. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М., 2000.-264 с.
  75. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512с. (Серия «Мастера психологии»).
  76. Интегральная Индивидуальность, Я-концепция, личность Электронный ресурс. — Под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. — 320 с. — Режим доступа: http://publishing.smysl.ru/annot.php7id books=99
  77. История философии. Энциклопедия Текст. — сост. и гл. научн. редактор A.A. Грицанов. — М.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).
  78. , Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов. — Астрахань.: Издательство Астраханского пед. ун-та, 1999. 159 с.
  79. , Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я — концепции в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов // Мир психологии 2002 — № 2 (30) — С. 117−127
  80. , Дж. Психология личности Текст. / Дж. Капрара, Д. Сервон. — СПб.: Питер 2003 640 с.
  81. , К.В. Психология жизненного пути личности Текст.: учеб. пособие / К. В. Карпинский. Гродно:.ГрГУ, 2002. — 167 с.
  82. , К.В. Человек как субъект жизни Текст. / К. В. Карпинский. -Гродно: ГрГУ, 2002. 280 с.
  83. П. Краткий философский словарь Электронный ресурс. / П. Кикель / Национная философская энциклопедия. — Режим доступа: /http ://terme.ru/dictionary/176/
  84. , Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 456с. — (Серия «Психологи России»).
  85. С. Теории личности: познание человека Текст. / С. Клонигер. — СПб.: Питер, 2003. 72 с.
  86. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984 290 с.
  87. Кон, И. С. Категория Я в психологии Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал 1981.-Т. 3.
  88. Кон, И. С. Открытие Я Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  89. Н.И. Словарь — справочник по психологии Текст. / Н. И. Конюхов. -М.: Педагогика, 1996 160 с.
  90. М. Психология: А Я: Словарь-справочник Текст. / М. Кордуэлл. Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
  91. , Р. Психологическая энциклопедия Текст. / Р. Корсини, А. Ауэрбах. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006 — 1096 с.
  92. , М.В. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру Текст.: дис. канд. псх. наук: 19.00.05 / Крымчанинова Марина Владимировна. М., — 2004. — 236 с.
  93. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя. Современная зарубежная социальная психология. Тексты Текст. / М. Кун, Т. Макпартленд- под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984, — 150 с.
  94. , Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов Текст. / Я. Лаак. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384с.
  95. , И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство Текст. / И. Д. Ладанов. М.: УЦ «Перспектива» 1997.-288 с.
  96. , А.Ф. Классификация личностей Текст. / А. Ф. Лазурский // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 776с. — с. 472−492.
  97. , A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999−287 с.
  98. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  99. , Д.А. Внутренний мир личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.-Стр. 35−50.
  100. , A.C. Организационные представления: постановка проблемы Текст. / A.C. Липатов // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 116−212 .
  101. , A.C. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики Текст. / A.C. Липатов // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. -№ 4. — С. 55−65.
  102. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды Текст. — сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб.: изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. — 175 с.
  103. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  104. , С. Теории личности. Сравнительный анализ Текст. / С.Мадди. -СПб.: «Речь», 2002 539 с.
  105. , Д. Социальная психология. Интенсивный курс Текст. / Д. Майерс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 512 с. (Проект «Мэтры психологии»)
  106. М. Картезианские размышления Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Город, 1999. — 246 с.
  107. , М.К. Сознание как философская проблема Текст. / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 3−18.
  108. , С.Н. История философии (общий курс) Текст.: учебное пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. -(«Gaudeamus»).
  109. , Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента Текст. / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. 1993. — № 3. -С. 26−38.
  110. , В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента Текст. / В. Н. Машков. — СПб.: Речь, 2005. 302 с.
  111. , Д. Психология и культура. Современные исследования Текст. / Д. Мацумото. СПб.: Еврознак, 2002 — 414 с.
  112. С.М. Анализ «Я-концепции» с помощью теста «кто я такой» Текст. / С. М. Меджидова, А. И. Орланова // Вестник РУДН. 2005. — № 6−7.-С. 168−180.
  113. , B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание Текст.: учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» / B.C. Мерлин. Пермь.: 1990 — 110 с.
  114. , B.C. Психология индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
  115. Методологические основы системного подхода в психологии Текст.: Хрестоматия- Сост. И. В. Герасимова. Владивосток: ДВГМА, 1999. — 159 с.
  116. Мид, Д. Интернализированные другие и самость Текст. / Д. Мид // Американская социологическая мысль. — М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996. 222−225 с.
  117. , JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. / JI.M. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 400с.
  118. , О.В. Факторный анализ для психологов Текст. / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.-169 с.
  119. , Н.Ю. Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов Текст.: дис. канд. псх наук: 19.00.13 / Митюрина Наталья Юрьевна. М., 2002. — 173 с.
  120. , Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала Текст. / Е. А. Могилевкин. — Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005.-266 с.
  121. , Ю.И. Системный подход к исследованию психологической структуры контактного коллектива Текст. / Ю. И. Морозов, С. С. Паповян //
  122. Методология и методы социальной психологии. М.: Наука. 1987 — 350 с. -С. 96−108.
  123. Морфологический тест жизненных ценностей Текст. — под ред. В. Ф. Сопова, Н. В. Карпушиной. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  124. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению Текст.: Методическое пособие- сост. В. Ф. Сопов, JI.B. Карпушина. Самара: СаГА, 2001. — 46 с.
  125. , К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве Текст. / К. Муздыбаев // Психологический журнал.-1983.-N3.-С. 6−69.
  126. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев. Д.: Наука, 1983.-239 с.
  127. , П. Психология, профессия, карьера Текст. / П. Мучински 7-е изд. — СПБ.: Питер, 2004. — 539 с. — (Серия «Мастера психологии»)
  128. , B.C. Феноменология развития и бытия личности Текст. / B.C. Мухина. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999−280 с.
  129. , В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  130. , H.A. «Я-концепция» как предмет научного познания Текст. / H.A. Надеина // Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки». — 2004 — № 1 (11)
  131. , Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси, Мецниереба, 1974 -250 с.
  132. , A.A. Социально-психическая адаптация Текст. / A.A. Налчаджян. Ереван: издательство АН Ереванской ССР, 1988 — 240 с.
  133. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: Учебное пособие / А. Д. Наследов. 3-е изд., стереотип. — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
  134. , М.С. Этническая идентичность в структуре Я-концепции Электронный ресурс. / М. С. Нафанаилова // Конференция «Этническаяпсихология и современные реалии». Секция 1. Этнос. Культура. Личность. -Режим доступа: http://www.auditorium.гu
  135. , Л.А. На пути к личности Текст. / Л. А. Николенко. — Псков: ПГПИ, 2000. 108 с.
  136. Новейший философский словарь Текст. — Сост. A.A. Грицанов. М.: Скакун, 1998. — 896 с.
  137. , А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания Текст. / А. Г. Новохатько. 1992 — № 1−2 — стр. 129−137
  138. , H.H. Возрастная психология: юность и зрелость Текст. / H.H. Обозов. СПб: СаиВеда, 2000 — 135 с.
  139. , H.H. Межличностные отношения Текст. / H.H. обозов. Л.: ЛГУ, 1979−150 с.
  140. Организационная культура в схемах и таблицах Текст.: сост. Т. О. Соломанидина, О. Н. Волгина. — М.: изд-во Рос. экон. акад., 2004. 226 с.
  141. Организационная психология Текст.: хрестоматия- сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2000. — 512 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
  142. , А.Б. «Эмпирическая» личность и её структура Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  143. , А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики Текст. / А. К. Осницкий. — М.: Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 126 с.
  144. , В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии Текст. / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. -2000. -№ 1. С. 140−145.
  145. , С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С. Р. Пантилеев. М.: МГУ, 1991−110 с.
  146. , Л. Психология личности: Теории и исследования Текст. / Л. Первин, О. Джон. Пер. с англ. М. С. Жамкочьян. под ред. B.C. Магуна М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
  147. , Ф. Практика гештальт-терапии Текст. / Ф. Перлз. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 269 с.
  148. В.Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко 2-е изд., доп. — СПб.: Питер 2005. — 408 с.
  149. , В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности Текст. / В. А. Петровский // Вопросы психологии. — 1985.-№ 4. -С. 5−18.
  150. A.B. Основы теоретической психологии Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: ИНФРА-М, 1998 240 с.
  151. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1985.-297 с.
  152. , Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии Текст.: учеб. пособие / Т. В. Попова. М.: МПСИ: Флинта, 2006. — 72 с.
  153. Постмодернизм. Энциклопедия Электронный ресурс. — сост. и научн. Ред. A.A. Грицанов, М. А. Можейко.— М.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. 1040 с. — (Мир энциклопедий). — Режим доступа: http ://yanko .lib .ru/books/ ency cl/postmodencyclopal 1 .html
  154. Практикум по дифференциальной профессиональной диагностике Текст. Учебное пособие- под общ. ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 768 с. — (Современное образование).
  155. , А.И. Понятие социальной организации Текст. / А. И. Пригожин // Организационная психология- сост. и общая редакция JI.B. Винокурова, И. И. Скрипюка СПб.: Питер, 2000. — 512 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). — с. 213−250.
  156. , Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: начальные этапы профессионального становления Текст.: дис. канд. псх. наук: 19.00.05 / Прокопьева Екатерина Владимировна. — Ростов — н/Д, 2000 — 224 с.
  157. Психологическая диагностика Текст.: учебное пособие- под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: изд-во УРАО, 1997. 183 с.
  158. Психологический словарь Текст. — Авт.-сост. Корпулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д, 2004. — 640 с. -(Серия «Словари»).
  159. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел Текст.: методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003.-211 с.
  160. Психология Текст.: словарь- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. исп. и доп. — М.: Просвещение, 1990 — 494 с.
  161. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. — под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 202. — 368 с.
  162. Психология индивидуальных различий Текст.: Хрестоматия- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 776 с. 1.75. Психология личности Текст.: словарь-справочник- под ред. П. Горностай П, Т. Титаренко. Киева.: Рута, 2001 — 320 с.
  163. Психология менеджмента Текст.: учебник- под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. 572 с.
  164. Психология самосознания Текст.: хрестоматия- сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2007 — 672 с.
  165. Психология сознания Текст.: хрестоматия- сост. И общ. ред. JI.B. Куликова. СПб: Питер, 2001. — 480 с. — (серия «Хрестоматия по психологии»).
  166. Рабочая книга практического психолога Текст.: пособие для специалистов, работающих с персоналом- под. ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: изд-во Института Психотерапии, 2002. — 640 с.
  167. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: «БАХРАХ-М», 2000 369 с.
  168. , Д.М. Психология и психологический практикум Текст. / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. М. «КолосС», 2004. — 240 с.
  169. , А. Системный подход в психологии Текст. / А. Раппопорт // Психологический журнал. 1994. — Т. 15 № 3. — С. 3−16.
  170. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности Текст.: Учебное пособие Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: АРКТИ, 2003. — 320с.
  171. Раусте фон Врихт, М. Л. Образ «Я» как подструктура личности Текст. / М. Л. Раусте фон Врихт // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2007. — С. 395−406.
  172. , A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / A.A. Реан // Психологический журнал. 1998. — том 19, №- 4.-С. 26−32.
  173. , A.A. Психология изучения личности Текст. / A.A. Реан. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 1999 — 328 с.
  174. , A.A. Социальная педагогическая психология Текст. / A.A. Реан, Я. А. Коломинский. СПб.: Питер, 2000 — 416 с. (серия «Мастера психологии»).
  175. А. Большой толковый психологический словарь т.2 (П-Я) Текст. / А. Ребер. Пер. с анг./ Ребер Артур. ООО «Издательство ACT», «Издательство «Вече», 201. 560с.
  176. , Н.И. Личность как предмет психологического анализа Текст. / Н. И. Рейнвальд. — Харьков.: «Вища школа», 1974 — 16о с.
  177. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения Текст. М.: УМК МПС России, 2002. — 330с.
  178. , М.С. Развитие структурно-уровнего подхода в психологии Текст. / М. С. Роговин / Системные исследования. М., 1974. — 350 е.— С. 187−223.
  179. , Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента Текст. / Д. М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — 254 с.
  180. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1997. — 300 с.
  181. , В.А. Психология управления Текст.: учебное пособие / В. А. Розанова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1999 — 352 с.
  182. , И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии Текст. / И. А. Романова // Психологический журнал. -2000. -том 22, №-1.-С. 102−112.
  183. , М.Д. «Корпоративная культура в науке» Текст. / М. Д. Ронзина // Известия ЛЭТИ. № 2/2004. — С. 61−65.
  184. , Л.С. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. / Л. С. Рубинштейн // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: МГУ, 1982. 288 с.
  185. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: 1999 720 с. (Серия «Мастреа психологии»)
  186. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука 1998.- 190 с.
  187. , Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре Текст. / Т. В. Румянцева. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  188. , Г. С. Иетреперсональная теория в психиатрии Текст. / Г. С. Салливан. Спб.: Ювента, М.: КСП, 1999. — 347 с.
  189. Самосознание и защитные механизмы личности Текст.: хрестоматия- сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. 656 с.
  190. , С.И. Менеджмент персонала Текст. / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  191. , Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой Текст. / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989 — 206 с.
  192. , Н.И. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации Электронный ресурс. / Н. И. Сащенкова. — Режим доступа: http://www.countries.ru/library/orgculture/def3.htm
  193. , А.Л. Психология управления организациями Текст. / А. Л. Свеницкий. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 — 394 с.
  194. , Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика Текст. / Ю. Г. Семенов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. — 200 с.
  195. , И.М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И. М. Сеченов. М.: Просвещение, 1947 — 648 с.
  196. В.П. Методы психосемантики Текст. / В. П. Серкин. М. 2004. -190 с.
  197. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е.В. СПб.: Речь, 2001 — 350 с.
  198. , А.Н. Я эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? Текст. / А. Н. Славская // Мир психологии. — 1985 — № 2. — С. 25−35.
  199. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ) Текст.: словарь- под ред. А. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1977. — 192с.
  200. Социальная идентификация личности Текст. — под ред. В.Ядова. ИС РАН, 1993.-240 с.
  201. , А.Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. М.: Просвещение, 1972. — 300 с.
  202. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983−284 с.
  203. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Электронный ресурс. / Словолпедия.сот. Режим доступа: http ://www. slovopedia.com/
  204. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка Электронный ресурс. / Д. Н. Ушаков / Словолпедия.сот. — Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/192−0.html
  205. , А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) Текст. / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1994. -№ 2. — С. 3−13- № 3. — С. 3−12.
  206. , Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки Текст. / Д. Н. Узнадзе // Психологические исследования. М., 1966. 200 с. — С. 150−170.
  207. Философский словарь Текст. — под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  208. Философский энциклопедический словарь Текст. — ред. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989 — 815 с.
  209. Философский энциклопедический словарь Текст. — ред.-сост.Е. Ф. Губский и др. -М.-.Политиздат, 2003. 750 с.
  210. , С.С. Социология организаций Текст.: учебник / С. С. Фролов. -М.: Гардарики, 2001 304 с.
  211. , И.М. Диалектика развития системности качества Текст. / И. М. Хайдарова, Б. Д. Калачинова. Ташкент: ФАН, 1990. — 110 с.
  212. , А.Ц. Другой и его функция в развитии «я» Текст. / А. Ц. Хараш // Общение и развитие психики: Сборник научных трудов. / Под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: 1986 — 176 с. — С. 140−165.
  213. , А.Б. Пятифакторный опросник личности Текст.: учебно-методическое пособие / А. Б. Хромов. Курган: изд-во Курганского гос. университета, 2000. — 23 с.
  214. Л. Теории личности. Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997.-350 с.
  215. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. Текст. / П. Р. Чамата // Проблемы сознания. М.: Наука, 1968. 230 с. — С. 100−120.
  216. И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977 — 125 с.
  217. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала Текст. / В. А. Чикер СПб.: Речь, 2006. — 176с.
  218. Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  219. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности Текст. / А. Г. Шмелев. М.: МГУ, 1983.- 157 с.
  220. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных Текст. / А. Г. Шмелев // Вопросы Психологии. 1982. — № 5. — С. 34−46.
  221. Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики Текст. / Л. Б. Шнейдер. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
  222. Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. -М.: Наука, 1974 180 с.
  223. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского Школьника Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1971.-№ 4.
  224. Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-342 с.
  225. Юнг К. Г. Психология бессознательного Текст. / К. Г. Юнг. М.: Прогресс, 1994.-320 с.
  226. Curie A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action. London: Tavistock publication, 1972. — IX, 121 p.240. (Ed.) Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1 971 201
Заполнить форму текущей работой