Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация^ диссертационного исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании Ученого совета Института социологии образования Российской академии образования (26.03.2010 г.). Материалы исследования были представлены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Россия: Приоритетные национальные проекты — инновации, — молодежь» (Москва, 2006), Международной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-психологические особенности понимания кинопроизведения
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к проблеме языка кино
    • 1. 2. Психологические теории восприятия художественного образа
    • 1. 3. Предпосылки и основания эмпирического исследования
  • Глава 2. Понимание зрителями сюжетно-событийной композиции фильма
    • 2. 1. Оценка актуальности художественного фильма
    • 2. 2. Содержательные доминанты при восприятии художественного фильма
    • 2. 3. Структурные особенности взаимосвязей между содержательными доминантами
    • 2. 4. Динамика киноповествования и смыслообразование
    • 2. 5. Сцены, вызвавшие наиболее сильные зрительские переживания
    • 2. 6. Структура связей эмоциональных центров художественного фильма
    • 2. 7. Понимание зрителями особых тематических линий киноповествования
  • Глава 3. Влияние фильма на трансформацию структурных компонентов
  • Я-концепции зрителей-подростков
    • 3. 1. Методика и основные результаты
    • 3. 2. Различные виды влияния фильма на трансформацию структурных компонентов Я-концепции
  • Глава 4. Герой и антигерой: пониманне мотивационной структуры поведения киноперсонажа
    • 4. 1. Методика исследования
    • 4. 2. Представление подростков о мотивационной структуре поведения Лены Бессольцевой
    • 4. 3. Представление подростков о мотивационной структуре поведения
  • Димы Сомова
    • 4. 4. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»

Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Настоящая работа посвящена особенностям восприятия и понимания современными подростками фильма Ролана Быкова «Чучело», вышедшего на экраны более двадцати пяти лет назад. Один из самых революционных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград, он поднимал такие темы как духовность и бездуховность, дружба и предательство, право человека на индивидуальность и конформизм. Отделяющие нас четверть века не сделали эти темы менее актуальными.

Вместе с тем, обращаясь к исследованию особенностей восприятия и понимания фильма современными подростками, следует учитывать и своеобразие того реального социокультурного контекста 80-х, который определяет содержание идеологических, социальных и культурных конфликтов фильма. Понятно, что годы, отделяющие, поколение сегодняшних подростков-от времени выхода-фильма на экран, задают особую культурно-историческую дистанцию, влияющую на характер зрительского восприятия. Новые социальные ожидания и установки аудитории, современная ситуация" ценностно-нормативной неопределенности, а также изменившиеся эстетические ориентации могут стать либо барьером, препятствующим проникновению в художественную ткань киноповествованиялибо существенно трансформировать понимание зрителями отдельных сюжетных линий.

Следует отметить, что обращаясь к проблеме исследования особенностей восприятия и понимания художественного фильма, мы основывались на том, что в области психологии искусства под восприятием понимается восприятие художественной формы-произведения, понимание его смысла, а также переживание эстетического впечатления (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, B.C. Собкин и др.). Обращает на себя внимание, что при всем многообразии исследований, посвященных изучению восприятия произведений различных видов искусства (музыка, живопись, скульптура, театр), произведения киноискусства при этом оказываются практически не затронутыми. Во многом это объяснимо трудностями методического характера. Кинопроизведение представляет собой сложное многоуровневое пространство, понимание которого подразумевает под собой ориентацию зрителя сразу на несколько уровней (понимание монтажного пространства и времени, значение использования различных планов, темпоритма, свето-теневого рисунка, актерской игры и т. п.). В рамках данной работы мы сосредоточили свое внимание на особенностях восприятия зрителем сюжетно-событийной композиции фильма, личностных характеристик персонажей и мотивации их поведения. По нашему мнению, данный подход позволяет рассмотреть понимание кинокартины зрителями в ее целостности и многообразии.

В нашем исследовании мы касаемся вопроса социально-психологических особенностей восприятия картины Р. Быкова подростковой зрительской аудиторией. Очевидно, что художественное восприятие произведения искусства обусловлено как общей спецификой возраста, так и уровнем художественного развития. Становление эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе всей жизни человека (A.B. Запорожец). Формирование эстетической потребности у детей предполагает развитие целого комплекса качеств, охватывающих интеллектуальную, познавательную и эмоционально-волевую сферы (JI.C. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, C.JI. Рубинштейн, Б. М. Тегогов и др.). В подростковом возрасте при восприятии художественного произведения, помимо сюжета, особое значение приобретают образы героевмотивы их поведения,' идейное содержание произведения и авторская позициявоплощенная в самом произведении. Для этого возраста характерно обращение внимания на форму произведения, особенности языка, понимание произведения в контексте реальных общечеловеческих проблем (Д.А. Леонтьев, О. И. Никифорова, Л. И. Беленькая и др.).

Подростковый возраст — это период осуществления самоопределения, формирования мировоззрения, становления системы ценностных ориентаций и идеологического выбора (Л.И. Божович, Л. С. Выготкий, М. Р. Гинзбург, PLC. Кон, Д. Марсиа, Т. Д. Марцинковская, B.C. Собкин, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон). Особенности подросткового возраста также определяются необходимостью решения таких новых задач развития как формирование системы отношений со сверстниками, становление собственной автономности и идентичности. С подобными проблемами сталкиваются и герои художественного фильма, избранного для проведения диссертационного исследования.

Одним из механизмов обретения идентичности традиционно считается идентификация с героями художественных произведений. Значимость именно этого механизма, как одного из основных при моделировании смыслового поля партнера по общению, не раз подчеркивалась психологами и культурологами (Г.М. Андреева, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, B.C. Собкин). Сопереживая героям произведения, отождествляя себя с ними, зритель соотносит их систему ценностей с собственной, отвергает или принимает ее. Искусство в этом отношении выступает в роли транслятора культурного опыта, смыслов, ценностей и идеалов.

Целью исследования является изучение социально-психологических особенностей восприятия и понимания художественного фильма.

Объект исследования — оценочные суждения зрителей-подростков относительно различных уровней организации художественного фильма.

Предмет исследования — социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Теоретический анализ проблематики социально-психологических особенностей восприятия и понимания художественного фильма.

2. Разработка программы и процедуры эмпирического исследования особенностей восприятия и понимания зрителями художественного фильма.

3. Изучение особенностей понимания зрителями сюжетно-событийной композиции фильма.

4. Исследование воздействия фильма на трансформацию содержательных, атрибутивных характеристик структурных компонентов Я-концепции зрителей.

5. Выявление влияния механизмов действенной идентификации зрителей с персонажами фильма на понимание мотивационной структуры поведения киноперсонажей.

6. Изучение связи понимания мотивационной структуры действия персонажа с личным жизненным опытом зрителя.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

Гипотеза 1. Сюжетно-событийная композиция фильма выступает основой организации процессов смыслового понимания фильма. При этом традиционная схема построения сюжета (завязка — испытание — борьба — развязка) является нормообразующей для понимания и интерпретации фильма зрителями.

Гипотеза 2. Психологические эффекты воздействия фильма, базирующиеся на механизмах идентификации с персонажами, проявляются в трансформации содержательных, атрибутивных характеристик основных структурных компонентов Я-концепции зрителя.

Гипотеза 3. В основе понимания мотивационной структуры личности героев фильма и смысла их отдельных поступков лежит действенная идентификация зрителя с персонажами.

Теоретико-методологическую основу исследования составили представления о феномене экранной выразительности JL Деллюка. JI. Муссинака, Ж. Эпштейна и др.- положения теоретиков кино «монтажного периода» (Д. Вертов, JI.B. Кулешов, С.М. Эйзенштейн) о структуре художественного произведениятеории повествования в кинематографе Р. Барта, К. Метца, Ж. Митри, Р. Якобсона, IO.M. Лотмана и др.- положения общетеоретических концепций Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, A.A. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о психологических особенностях восприятия произведений искусствапсихосемантический подход к исследованию искусства (Ч. Осгуд, В. Ф. Петренко, B.C. Собкин, А.Г. Шмелев).

Методы и методики исследования.

Метод опроса, позволяющий выявить количественные и качественные показатели особенностей восприятия и понимания, художественного фильма зрителями-подростками. В исследовании использована авторская анкета, включающая четыре блока вопросов: первый блок — оценка актуальности фильмавторой блок — выявление эпизодов, отражающих его основное содержаниетретий блок — выявление эпизодов, вызывающих наиболее сильные переживаниячетвертый блок — особенности понимания отдельных тематических линий, художественного повествования, которые лежат за рамками основной сюжетно-событийной канвы.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд, В: Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Адаптированная психосемантическая методика «атрибуции мотивов» (A.M. Грачева, A.A. Нистратов, В. Ф. Петренко, B.C. Собкин).

Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 220 человек, учащихся 8-х и 10-х классов, средних школ № 315 и № 1284 г. Москвы. Среди них 95 юношей (43,2%) и 125 девушек (56,8%).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась научнометодологической обоснованностью исследованияиспользованием комплекса методик, адекватных предмету, целям и гипотезам исследованиядостаточностью экспериментальной выборкикорректным применением методов математической статистики для обработки данных в сочетании с качественным анализом полученных результатов. Статистический анализ проводился с помощью статистического пакета б программ STATISTICA 6.0 и SPSS 13.0 с использованием методов дескриптивной статистики и факторного анализа.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые механизмы восприятия и понимания кинопроизведения зрителями-подростками изучены в единстве понимания сюжетно-событийной композиции фильма, личностных характеристик персонажей и мотивации их поведения. Выявлены особенности понимания зрителями дополнительных тематических линий фильма, задающих особый контекст, определяющий понимание зрителем основного конфликта и содержания фильма. Выявлены три вида воздействия просмотра фильма на трансформацию содержательных характеристик структурных компонентов Я-концепции зрителей, обусловленных особенностями идентификации с героями художественного произведения. Установлена связь между атрибутированием мотивов поведения главных персонажей фильма и опытом переживания зрителями-подростками в реальной жизни ситуаций школьной травли (буллинга).

Теоретическое значение исследования состоит в применении положений психологии искусства о многоуровневой организации процесса художественного восприятия к проблемам восприятия и понимания художественного фильма. В работе реализован интегративный подход, объединяющий положения психологии искусства и социальной психологии к понятию идентификации зрителей с персонажами художественного фильма. Результаты исследования позволяют выделить ряд значимых феноменов, характеризующих особенности смыслообразования в процессе восприятия художественного текста («сдвиг мотива на цель», «валентность», «вбирание смысла» и др.). Принципиальным представляется. рассмотрение полученных результатов в контексте вопросов, связанных с модернизацией современного образования в направлении формирования языковой грамотности в области освоения аудиовизуальных текстов, что является необходимым элементом социализации подростка в современном обществе.

Практическое значение. Работа расширяет возможности традиционной кинокритики и может рассматриваться как шаг в направлении совершенствования исследовательских процедур психологии искусства. Результаты исследования могут быть применены для разработки развивающих и коррекционных программ морально-нравственного воспитания, а также для экспертизы произведений искусства при проектировании социальных программ по работе с молодежью. Полученные материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов по психологии и социологии искусства, при подготовке студентов психологических и социологических факультетов вузов, а также курсов повышения квалификации работников сферы образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понимание зрителями-подростками сюжетно-событийной структуры художественного фильма основывается преимущественно на традиционной схеме анализа художественного произведения: завязка — испытание — борьба — развязка. Наиболее важные, с точки зрения зрителей, эпизоды, раскрывающие основную идею фильма («смысловые доминанты»), соответствуют основным моментам композиционной организации сюжета. Динамика смысловых доминант, устанавливаемая путем соотношения центрального, по мнению зрителей, эпизода с другими эпизодами картины, позволяет раскрыть понимание основного драматического, конфликта фильма. Эмоциональным центром художественного фильма- (сценой, вызвавшей у зрителей наиболее сильные эмоциональные переживания) выступает эпизод, соответствующий кульминации произведения. Понимание зрителями дополнительных тематических линий киноповествования происходит в рамках соотнесения их с основной сюжетно-событийной канвой произведения. Значение же эпизодов, играющих в художественном повествовании символическую роль, оказывается закрытым для понимания многих зрителей подросткового возраста.

2. Воздействие фильма, обусловленное особенностями идентификации с героями фильма, проявляется в трансформациисодержательных характеристик основных структурных компонентов Я-концепции зрителя. Могут быть выделены три вида воздействия: 1) отсутствие существенных изменений представлений зрителей о своем Я-реальном, Я-идеальном и антиидеале «до» и «после» просмотра художественного фильма, обусловленное отсутствием идентификации зрителя с героями- 2) усиление существующих противоречий в структуре Я-концепции зрителей (увеличение разрыва между Я-реальным, Я-идеальным и антиидеалом зрителей, обусловленное идентификацией с главной героиней фильма- 3) трансформация содержательных характеристик структурных компонентов Я-концепции зрителей-подростков (Я-реальное, антиидеал), происходящая вследствие идентификации зрителя с главной героиней и соотнесения характеристик антиидеала с отрицательным персонажем фильма.

3. Действенная идентификация зрителей с персонажами художественного фильма, обусловленная тендерными различиями, лежит в основе понимания мотивационной структуры личности героев, их отдельных поступков и основных коллизий фильма в целом.

4. Существенную роль в понимании мотивов поведения персонажей художественного фильма играет опыт переживания зрителем схожего жизненного опыта. Зрители фильма «Чучело» не имеющие опыта буллинг—поведения в реальной жизни, обнаруживают неадекватность понимания мотивов поведения персонажа в ключевых моментах фильма. Подростки, указавшие на наличие у себя опыта переживания школьной травли (жертвы, обидчики) воспринимают мотивы поведения героев более адекватно и дифференцировано.

Апробация^ диссертационного исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании Ученого совета Института социологии образования Российской академии образования (26.03.2010 г.). Материалы исследования были представлены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Россия: Приоритетные национальные проекты — инновации, — молодежь» (Москва, 2006), Международной конференции «Новые методы в исследовании художественного творчества» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в обществе» (Москва, 2007) и Х1У-ой Европейской конференции по психологии развития (Вильнюс, 2009). Материалы исследования нашли свое отражение в одной монографии, шести статьях, в том числе в журнале «Вопросы психологии», включенном в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации основных результатов диссертационных исследований, и пяти тезисах.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются для проведения учебного курса «Психология искусства» для студентов факультета психологии ФГОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова», а также при проектировании исследований в области образования и воспитания подростков Учреждения Российской академии образования «Институт социологии образования».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы (библиографический список состоит из 183 наименований, из них 17 на иностранных языках) и пяти приложений. Основное.

Заключение

.

Проведенная работа посвящена изучению особенностей восприятия и понимания художественного фильма Р. Быкова «Чучело». Анализ литературы показал, что фильм представляет собой сложное, многоуровневое пространство, понимание которого подразумевает под собой работу зрителя сразу в нескольких направлениях. В рамках данной работы мы не могли рассмотреть во всей полноте и учесть такие моменты организации киноповествования как построение кадра, монтаж, темпоритм и др. В основном мы ограничились анализом особенностей понимания зрителем сюжетно-событийной организации фильма, понимания зрителем личностных характеристик персонажей, а также атрибуции мотивов их поведения.

Полученные материалы со всей очевидностью показывают, что при изучении понимания художественного фильма структурно-семиотические особенности построения киноповествования необходимо соотносить с морфологией традиционных культурных интерпретативных схем анализахудожественного произведения. В. частности, особое* значение имеет своеобразная- «содержательная рамка», оформляющая* основное содержание художественного текста путем смыслового сближения различных тем киноповествованиязамыкания начальных и конечных эпизодов фильма. В этой связи важно обратить внимание на весьма распространенный способ интерпретации* художественного текста в логике лишь бытового поведения персонажей. При этом особые художественные ходы, определяющие построение сюжета и являющиеся ключевыми для раскрытия авторской концепции фильма, как правило, оказываются не понятыми.

Вместе с тем важно отметить, что в ходе анализа особенностей понимания зрителями взаимосвязей между различными эпизодамифильма, был выявлен особый тип художественного обобщения, когда действия героя рассматриваются зрителем не в бытовом плане, а интерпретируются как особая символическая форма поведения.

Воздействие искусства на личность является традиционной темой психологических исследований. Полученные нами результаты позволяют говорить, по меньшей мере, о трех моделях влияния фильма на структуру Я-концепции зрителя, которые обусловлены различными способами его идентификации с героями. При этом специальный интерес представляет идентификационная модель, с особым типом героя, созданным в фильме «Чучело», в результате реализации которой кардинально трансформируются ценностные основания, определяющие отношения между идеалом и антиидеалом зрителя. В этой связи важно добавить, что подобная трансформация строится именно на оппозиции моральных оснований поведения. Заметим, что воспитательный эффект искусства как раз и предполагает выявление тех морально-этических оснований, которые определяют отношение между различными структурными компонентами Я-концепции.

Полученные материалы позволили выделить ряд значимых моментов, иллюстрирующих психологические феномены мотивационной атрибуции поведения персонажей фильма — полимотивированность отдельных действий, мотивационный конфликт, борьба мотивов и др., которые проявляются в результате зрительского восприятия и определяют понимание зрителем смысла поступков киноперсонажей.

И, наконец, было показано, что существуют принципиальные различия в понимании поступков персонажей у зрителей, имеющих различный опыт участи в ситуациях школьной травли.

Таким образом, исследование раскрывает различные социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма зрителями — подростками. Дальнейшая разработка поставленной темы может быть связана с адаптацией и применением разработанной программы исследования для изучения фильмов V другого жанра и содержания. Также, интерес представляет возможность реализации подобного исследованияотносительно других возрастных выборок зрителей. Углубленной разработки требует вопрос о влиянии личного жизненного опыта зрителя на характер? восприятия им кинопроизведения. Общие выводы исследования:

1. Полученные результаты, вцелом, подтверждают гипотезу о том, что сюжетно-событийная композиция фильма выступает основой организации смыслового понимания художественного фильма: Показано, что наиболее важные, с точки зрения зрителей, эпизоды, раскрывающие основную идею фильма, соответствуют основным моментам композиционной организации сюжета, а наиболее эмоциональным эпизодом фильма выступает эпизод, соответствующий кульминации произведения.

2. Выявлен ряд психологических феноменов и механизмов восприятия: «смысловая валентность» эпизодов фильма — как частота, с которой тот или иной эпизод используется зрителями для интерпретации основного содержания фильма при поиске смысловых связей с другими эпизодами картиныпартитура смены «смысловых доминант» — наиболее важных эпизодов, раскрывающих, с точки зрения зрителей, основную идею фильмасмысловое сближение («замыкание») различных содержательных тем киноповествования, совершаемое зрителем путем определенной интеллектуальной работысмена «точек зрения» зрителя (децентрация), когда нравственно-этический конфликт фильма рассматривается не только с точки зрения главной героини, но и с позиций других персонажей фильма, что оказывает решающее влияние на понимание смысла художественного произведения в целом.

3. Анализ особенностей понимания зрителем дополнительных тематических линий киноповествования показал, что сюжетно-событийная канва произведения достаточно адекватно понимается зрителями и интерпретируется в контексте нравственно-психологической проблематики. Смысл же эпизодов, выходящих за рамки непосредственно поведенческой линии основных персонажей фильма и несущих скорее символическое значение, остается закрытым для значительной части подростковой зрительской аудитории.

4. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования о том, что психологические эффекты воздействия фильма, базирующиеся на механизмах идентификации с персонажамипроявляются в трансформации содержательных характеристик структурных компонентов Я-концепции зрителя.* Выделено три вида такого воздействия. Первыйвид предполагает отсутствие существенных изменений" представлений зрителей-подростков о себе самом, своем идеале и антиидеале, вследствие отсутствия идентификации с героями фильма. Другой вид, напротив," характеризует усиление существующих противоречий в структуре Я-концепции зрителей, обусловленное идентификацией с главной героиней. Третий видтрансформация содержательных характеристик структурных компонентов Я-концепции зрителя (Я-реальное и антиидеал), вследствие идентификации с главной героиней фильма и соотнесения антиидеала с его антигероем.

5. Получено подтверждение гипотезы о том, что механизм действенной идентификации зрителя с персонажами фильма, обусловленный, в частности, тендерными различиями, является базовым как для понимания смысла отдельных поступков, так и для моделирования мотивационной структуры личности персонажа. Девочки склонны при просмотре фильма уделять большее внимание любовной линии, а мальчики делают акцент на моральной стороне конфликта.

6. На материале художественного фильма выделены два типа конформного и нонконформистского поведения. В случае конформного поведения это:

1) конформизм, обусловленный чувством страха, направленный на достижение безопасности- 2) конформизм, направленный на достижение лидерства. В случае нонконформистского поведения это: 1) нонконформизм, обусловленный стремлением.

140 к самоутверждению- 2) нонконформизм, обусловленный готовностью к самоотдаче, жертвенности.

7. Обнаружено влияние личного опыта зрителя на характер атрибуции мотивов поведения персонажей фильма. Зрители фильма «Чучело», не имеющие опыта буллинг-поведения в реальной жизни, характеризуются неадекватным пониманием мотивов поведения героя в один из ключевых моментов фильма. Напротив, подростки, указавшие на наличие у себя опыта переживания ситуаций школьной травли («жертвы», «обидчики»), воспринимают мотивы его поведения более адекватно и дифференцировано.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Проблемы психологии искусства в школе C.J1. Рубинштейна / К. А. Абульханова // Творчество в искусстве — искусство творчества / под. ред. JI. Дорфмана и др… — М.: Смысл, 2000. —С. 122−130.
  2. , Т.А. Избранное: социология музыки / Т.А. Адорно- пер. с нем. М. И. Левшиной, A.B. Михайлова. — Спб.: Университетская книга, 1999. — 445 с.
  3. , Т.А. Проблемы философии морали / Т.А. Адорно- пер. с нем. М. Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с.
  4. , H.A. Общая теория кино и основы анализа фильма / H.A. Агафонова. — Минск.: Тесей, 2008. — 392 с.
  5. , Б.Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество. Сборник. — Л.: Наука. 1982. — С. 236—242.
  6. , Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие / Г. М. Андреева. — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 287 с.
  7. , Г. История теорий кино: пер. с итал. / Г. Аристарко. — М.: Искусство, i960. —356 с.
  8. , О. Кино и семиотика реальности Пьера Паоло Пазолини / О. Аронсон // Метакино. — М.: Ад Маргинем, 2003. — С.90 — 117.
  9. Самохина. — М.: Прогресс- 1974. — 392 с. И. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. / Р. Арнхейм. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.
  10. А. Что такое кино? / А. Базен. М.: Искусство, 1972. — 332 с.
  11. , Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975. —С. 114—163.
  12. , Р. Проблема значения в кино / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — С. 358—366.
  13. , Е. Художественная эмоция / Е. Басин // Творчество в искусстве — искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфмана и др. — М.: Смысл, 2000. — С. 290—297.
  14. , Н. Ролан Быков. Творческий портрет / Н. Басина. — М.: ВО Союзинформкино, 1990. — 32 с.
  15. , М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10−12 лет: на материале живописи: автореферат дис. канд. психол. наук / Батюта Марина Борисовна. — Нижний Новгород, 2007. — 25 с.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.— 445 с.
  17. , Л.И. Ребенок и книга: о читателе 8−9 лет / Л. И. Беленькая. — М.: Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2005. — 142 с.
  18. , Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 40−46.
  19. , Е.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  20. , Л.И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. — М.: Книга, 1975. — С.143—161.
  21. , Р. Что такое Я-концепция / Р. Берне // Психология самосознания. Хрестоматия / ред. сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2003. — С. 333−393.
  22. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Ин-т1 практической психологии, 1997. — 352 с.
  23. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М.: ИПРАН, 1997. —350 с.
  24. , Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  25. , Р. До и после «Чучела» / Р. Быков // Юность. — 1985.— № 9. — С. 84−105.
  26. , В.К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  27. , Л.С. Мышление и речь // Выготский B.C. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 361.
  28. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. —480 с.
  29. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. —480 с.
  30. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. —1994. —№ 3. — С. 43−52
  31. , A.M. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа / A.M. Грачева, A.A. Нистратов, В. Ф. Петренко, B.C. Собкин // Вопросы психологии. — 1988. —№ 5.— С. 123−131.
  32. , A.M. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа / A.M. Грачева, A.A. Нистратов, B.C. Собкин // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психология.1990, — № 1. — С. 24−33.
  33. A.A. Этика: учеб. для вузов / A.A. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2005. — 472 с.
  34. , JI. Фотогения / JI. Деллюк. — М.: Новые вехи, 1924. — 164 с.
  35. , О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк / О. Г. Дробницкий. — М.: Наука, 1974. — 388 с.
  36. , О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. — М.: Наука, 1977. — 333 с.
  37. , Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  38. , Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте / Г. А. Емельянов // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С.31−43.
  39. Кишинев: Штиинца, 1974. — 134 с.
  40. , В.К. Повести / В. К. Железников. — М.: Дет.лит., 1985. — 510 с.
  41. , Н.И. Психология киновосприятия / Н. И. Жинкин // Кинематограф сегодня. Вып 2, — М.: Искусство, 1971. — С. 214−254.
  42. , Н.И. О психологии восприятия учебного фильма / Н. И. Жинкин. — М.: Союз кинематографистов СССР, 1968. — 23с.
  43. , A.B. Избранные психологические труды // Запорожец A.B. Собрание сочинений: в 2-х т./ A.B. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320 с.
  44. , В.В. Эстетическая концепция звукозрительного контрапункта у Эйзенштейна / В. В. Иванов // Взаимодействие и синтез искусств. — СПб.: Наука, 1978. —С. 168−183.
  45. , M.B. Психология искусства, а также об искусстве и психологии / М. В. Иванов // Психология искусства / В. М. Аллахвердов. — СПб.: ДНК, 2001. — С. 106−153.
  46. , Н. Возмужание / Н. Игнатьева // Искусство кино. — 1984. —№ 12. — С. 45−54.
  47. , В.В. Чучело / В. В. Иофе // Границы смысла: статьи, выступления, эссе. — СПб.: Норд-Вест, 2002. — С. 291−296.
  48. , О. Ролан Быков: любить не понарошку Электронный ресурс. / О. Казанцева // Ролан. — 2004. — № 4. — Режим доступа: http://www.paradisegroup.ru/rolanmagazine/?issue=2 004 064−40&article=l 89 389 (13.04.2010).
  49. , Р. Манифест семи искусств / Р. Канудо // Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911−1933 / под. ред. М. Б. Ямпольского. — М.: Искусство, 1988. —С. 20−24
  50. , Г. Смотрим фильм. На перекрестке мнений: о киноленте «Чучело» / Г. Капралов // Правда. — 1985. — 27 мая.
  51. , В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандышев. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  52. Кон, И. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. Кон. — М.: Политиздат, 1984. —335 с.
  53. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. Кон // Семья и школа.— 2006. — № 11. — С. 15−18.
  54. , Н. Время дано. Стихи и поэмы / Н. Коржавин. — М.: Худ. лит., 1992. — 250 с.
  55. Кракауэр, 3. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера: пер. с англ. / 3. Кракауэр. — М.: Искусство, 1977. — 320 с.
  56. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / 3. Кракауэр- пер. с англ. Д. В. Соколовой. — М.: Искусство, 1974. — 424 с.
  57. , Л.В. О задачах художника в кинематографе / Л. В. Кулешов // Вестник кинематографии, 1917.—№ 126. — С. 15−31.
  58. , Д. Два «Я» эстетического процесса / Д. Купчин, Г. Леонард // Творчество в искусстве искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфмана и др. — М.: Смысл, 2000. —С. 102−121.
  59. , Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д. А. Кутузова // Журнал практического психолога. — 2007. — № 1. — С. 72−90.
  60. , H.A. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 1934 / H.A. Лебедев. — М.: Искусство, 1965. — 584 с.
  61. , Г. Психология народов и масс / Г. Лебон- пер. с фр. И. Мищенко. — СПб.: Макет, 1995. —311 с.
  62. , К. Теория поля в социальных науках / К. Левин // Динамическая психология: Избранные труды.— М.: Смысл, 2001.— С. 239−427.
  63. , A.A. Психология киновосприятия / A.A. Леонтьев^ // Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / под. ред. A.C. Маркосян, Д. А. Леонтьев, Ю. А. Сорокин. — М.: Смысл, 2008. — С. 239−255.
  64. , А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981. —584 с.
  65. , А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // А. Н. Леонтьев Избранные психол. произведения в 2-х т. / А. Н. Леонтьев.— М.: Педагогика, 1983. Т.2. — С. 232−239.
  66. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2005. — 352 с.
  67. , Д.А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 111 с.
  68. , В. Алгебра совести / В. Лефевр. — М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2003. — 426 с.
  69. , И.С. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социологических исследований) / И. С. Левшина. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  70. , Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. —С. 113−127.
  71. , Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. — Таллинн: Изд-во Ээсти Раамат, 1973. — 137 с.
  72. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве, — СПб.: Искусство, 1998. — С. 14−285.
  73. , Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 2000. — 704 с.
  74. , А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  75. , Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия / под. ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.— С. 240−276.
  76. , В. «Великий и ужасный» на Чистых прудах / В. Матизен // Искусство кино. — 1998. — № 5. — С.79−88.
  77. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С. 76 100.
  78. , К. Проблемы денотации в художественном фильме / К. Метц // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана, — Сборник статей / под. ред. К. Разлогова. — М.: Радуга, 1984. — С.102−123.
  79. , Ж. Визуальные структуры и семиология фильма / Ж. Митри // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / под. ред. К. Разлогова — М.: Радуга, 1984. — С. 33−44
  80. , Я. Искусство как семиологический факт / Я. Мукаржовский // Исследования по эстетике и теории искусства. — М.: Искусство, 1994. — С.190−198.
  81. Муссинак, Л: Рождение кино /Л. Муссинак. — Л.: Academia, 1926. — 200 с.
  82. , X. Фотопьесса: психологическое исследование / X. Мюстенберг // Киноведческие записки. —2000. —№ 48. — С. 234−278.
  83. , О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. — М.: МГУ, 1992. — 155 с.
  84. , П.П. Поэтическое кино / П. П. Пазолини // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / под. ред. К. Разлогова. — М.: Радуга. 1984. — С.45−68.
  85. , В.Ф. Художественные конструкты^ как образующие смысла произведения искусства / В: Ф. Петренко, О. Н. Сапсолева // Электронная культура и экранное творчество.—МГ: Изд. РИК, 2006. — С. 207−2291
  86. , В.М. Количественные методы в искусствознании. Пространство и время:' художественного мира / В-М. Петров. — М.: Смысл, 2000. Вып. 1.— 204 с.
  87. Петровский, А. В- Неистовый Роланд за пределами киноэкрана / А. В. Петровский // Психология и время. — СПб.: Питер, 2007.— С. 393−402.
  88. , П.С. Эмоционально-оценочное восприятие живописи у учащихся: младшего и среднего школьного возраста: автореф: канд. дис. психол: наук. / Писарский Петр Саввич. ¦—М., 1985.— 17с.
  89. , F.A. Киноязык, объясненный студенту: художественно- педагогические диалоги / F. Al Поличко.—М.: Русское слово,.2006.— 201с.
  90. , Г. К. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино / Г. К. Пондопуло, М. А. Ростоцкая. — М.: ВГИК, 1997. — 231 с.
  91. , А. А. Мысль и язьпс / A.A. Потебня // Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — С. 174−179.101- Притуленко, В. «Чучело» / В- Притуленко // Шедевры Российского кино. — Mi:. Андреевский флаг, 2000.— С. 895−898.
  92. , В.Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2006. —128 с.
  93. Психология развития: учебник / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко — под ред. Т. Д. Марцинковской. 4-е изд. —М.: Академия, 2008. — 528 с.
  94. , В.И. Избранные статьи / В. И. Пудовкин. — М.: Искусство, 1955. — 464 с.
  95. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
  96. , К. Язык кино / К. Разлогов // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / под. ред. К. Разлогова.— М.: Радуга, 1984. — С. 6−24.
  97. , О. Эстетика и психология художественного творчества /О. Ранк // Психология художественного творчества. Хрестоматия / сост. Г. В. Сельчонок. — Мн.: Харвест, 1999. — С.5−21.
  98. , О. Миф о рождении героя / О. Ранк. — М.: Рефл-бук, 1997. — 249 с.
  99. , С.Х. От художника к зрителю: проблемы художественного творчества / С. Х. Раппопорт. — М.: Советский художник, 1978. — 238 с.
  100. , М. Методика «ценностные ориентации» / М. Рокич // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2005.—С. 26−28.
  101. , C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  102. , Р.В. Развитие восприятии экранных медиатекстов у старшеклассников / Р. В. Сальный И Искусство и образование. — 2008. — № 1. — С. 77−81.
  103. , В.Е. Семантический дифференциал как инструмент искусствоведческого анализа/ В. Е. Симмат // Семиотика и искусствометрия / под. ред. Ю. М, Лотмана, В. М. Петрова. — М.: Мир, 1972. — С.298−325.
  104. , B.C. К формированию представления о механизмах процесса идентификации в общении / B.C. Собкин // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975.— С. 55−57.
  105. , B.C. К определению понятия «идентификация» / B.C. Собкин // Виды и функции речевой деятельности / под ред. A.A. Леонтьева. — М.: Институт языкознания РАН, 1977. — С. 115−122.
  106. , B.C. Психосемантические исследования актуализации социально-ролевых стереотипов / B.C. Собкин, А. Г. Шмелев // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 124−136.
  107. , B.C. Персонажи фильма в пространстве социальных стереотипов / B.C. Собкин, A.A. Нистратов, A.M. Грачева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.1989. —№ 1. —С. 38−44.
  108. , B.C. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа / B.C. Собкин., A.A. Нистратов, A.M. Грачева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.1990.—№ 1. —С. 24−33.
  109. , B.C. «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции / B.C. Собкин, О. С. Маркина // Вестник практической психологии образования. — 2007. — № 3. — С.49−59.
  110. , B.C. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») / B.C. Собкин, О. С. Маркина // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 44−53.
  111. , B.C. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма Р. Быкова «Чучело» / B.C. Собкин, О. С. Маркина // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 1. — С. 33—42.
  112. , B.C. Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело») / B.C. Собкин, О. С. Маркина // Экспериментальная психология. — 2009. —№ 1. — С. 61−83.
  113. , B.C., Фильм «Чучело» глазами современных школьников / B.C. Собкин, О. С. Маркина // Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXV. — М.: Институт социологии образования РАО, 2010. — 152 с.
  114. , А.Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. — М: Советский композитор, 1975. — 202 с.
  115. , С.М. Восприятие живописи как средство формирования представлений о человеке: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Стародынова Светлана Михайловна.— Минск, 2000. — 140 с.
  116. Теп лов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М., АПН-РСФСР, 1961. —536 с.
  117. , А.И. Нравственный прогресс (основные исторические черты нравственного прогресса в докоммунистических общественно экономических, формациях) / А. И. Титаренко. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 176 с.
  118. , В.К. Драматургия кино: уч. пособ./ В. К. Туркин. 2-е изд. — М.: ВГИК, 2007. — 320 с.
  119. , А.Р. К. Метц / А. Р. Усманова // Постмодернизм. Энциклопедия / сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Минск.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. —С.471−474.
  120. , А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А. Р. Усманова. — М.: Пропилеи, 2000. — 200 с.
  121. , Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8−10 классов / Ю. Н. Усов. — Таллин: Министерство просвещения, 1980. — 125 с.
  122. , Ю.Н. Аудиовизуальное развитие учащихся 9−11 классов / Ю. Н. Усов // Система аудиовизуального образования учащихся средней школы — М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. — С. 11−15
  123. , Ю.Н. Аудиовизуальное образование современного школьника / Ю. Н. Усов // Проблемы современной кинопедагогики. — М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. —С.34−40.
  124. , Ю.Н. В мире экранных искусств / Ю. Н. Усов. — М.: SvR-Аргус, 1995.— 224 с.
  125. , Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Усов. — СПб.: Азбука, 2000.— 348 с.
  126. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 1999. —672 с.
  127. , С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены истории кино / С. Филиппов // Киноведческие записки, 2001. —№ 54. — С. 245−285.
  128. , С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены истории кино / С. Филиппов // Киноведческие записки, 2001. — № 55. —С. 149−197.
  129. , Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам: пер. с англ. / Ф. Франселл, Д. Бонистер. — М.: Прогресс, 1987. —234 с.
  130. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование: пер. J1. А. Голлербах и др. / 3. Фрейд. — М.: Московский рабочий, 1990. —176 с.
  131. Фрейд, 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства / 3. Фрейд /сост. Д. И. Донского, В.Ф. Круглянского- послесл. В. Т. Кондратенко // Психологические этюды. — Минск.: Беларусь, 1991. — С. 370−421
  132. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд / под. ред. Р. Ф. Дольцева, K.M. Долгова. — М.: Республика, 1995. — 448 с.
  133. Фрейд, 3. Бред и сны в «Градиве» В. Йенсена: пер. с нем. / 3. Фрейд. — М.: Альтекс, 2000. — 93 с.
  134. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- пер. с нем.- общ. ред. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  135. , X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание /X. Хёге // Творчество в искусстве — искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфмана и др. М.: Смысл, 2000. С. 397- 409
  136. , К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / К. Хорни- пер. с англ. Е. И. Замфир. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997.—318 с.
  137. , В.Б. Гамбургский счет: статьи воспоминания — эссе / В. Б. Шкловский. — М.: Советский писатель, 1990. — 544 с.
  138. , С. Монтаж / С. Эйзенштейн- ред.-сост. Е. А. Литвинова, М. А. Ростоцкая. — М.: ВГИК, 1998. — 193 с.
  139. , Б.М. Проблемы киностилистики / Б. М. Эйхенбаум // Поэтика кино. — М.: Кинопечать, 1927. — 73 с.
  140. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  141. Эко, У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / под. ред. К. Разлогова. — М.: Радуга, 1985. — С. 80−81.
  142. , Э. Идентичность: юность, кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 2006. — 352 с.
  143. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе- сост. P.A. Гальцева. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103— 118.
  144. Юнг, К. Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство: пер. с англ. / К. Г. Юнг. •— М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1998. — 304 с.
  145. , Р.Н. Краткая история киноискусства / Р. Н. Юренев. — М.: Академия, 1997. —286 с.
  146. , Р. Лингвистика в ее отношении к другим наукам / Р. Якобсон // Избранные труды. — М.: Прогресс, 1985. — С. 369−420.
  147. , Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. — М.: Прогресс, 1987. — 462 с.
  148. , Р. Упадок кино / Р. Якобсон // Язык и бессознательное. — М.: Гнозис, 1996. —С. 170−181.
  149. , М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии / М. Б. Якобсон. — М.: Киноведческие записки, 1993. — 216 с.
  150. , М.Б. Из истории французской киномысли: Немое кино 1911−1933 гг. / М. Б. Ямпольский. — М.: Искусство, 1988. — 317 с.
  151. Arnheim, R. Art and visual perception / R. Arnheim. — Berkley, С A: University of California Press, 1974. — 518 p.
  152. Bordwell, D. Film Art: An Introduction / D. Bordwell, K. Thompson. —N.Y. St. Louis, S.F. etc., 1990. — 124 p.
  153. Cupchik, G.C. Emotional effects of reading excerpts from short stories by James Joyce / G.C. Cupchik, K. Oatley, P. Vorderer. — Poetics, Vol. 25. 1998. — pp. 363−377.
  154. Gombrich, E.H. Art and illusion: A study in the psychology of pictorial representation / E.H. Gombrich. — Princeton, NJ: Princeton University Prass, 1960. — 512 p.
  155. Kelly, E. Multi-cultural issues in bullying. Conference paper / E. Kelly. — Devon: Exeter University, 1990. —pp. 231.
  156. Lines, D. The Bullies. Understanding bullies and bulling. / D. Lines. — London- Philadelphia: Jessica Kingslwy Publishers, 2008. — 220 p.
  157. Marcia, J.E. Development and validation of ego-identity status / J.E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. — 1966. — № 3. — 551−558.
  158. Maslow, A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. — New York: Harper and Row, 1987,—41 lp.
  159. O’Moore, A.M. Bullying in Dublin schools/ A.M. O’Moore, B. Hillery // Irish Journal of Psychology. — 1989. — № 10. — pp. 426−441.
  160. Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do / D. Olweus. — Oxford: Blackwell, 1993. — 135 p.
  161. Rigby K. Addressing bullying in schools: theoretical perspectives and their implications / K. Rigby // School Psychology International. — 2004. — № 25. — pp. 287−300.
  162. Rigby K. Children and Bullying: How Parents and Educations Can Reduce Bullying at School / K. Rigby. — USA, UK, Australia: Blackwell Publishing, 2008. — 232 p.
  163. Roland E. Bulling: An International Perspective / E. Roland, E. Munthe. — London: David Fulton, 1989. — 224 p.
  164. Tattum D.A. Whole-School Response: From Crisis Management to Prevention / D.A. Tattum // Irish Journal of Psychology. — 1997.— № 18. — P. 221−232.
Заполнить форму текущей работой