Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка психофизиологической напряженности в деятельности пилота при моделировании посадки многоразового космического корабля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий ряд раоот. пределав юннын |те -'лыатамп применения модификаций рассмюреппых методических по io юг. для проведения пси. хофп зно-toi ических исследоваиин учащихся покаа. i нч «ффект пвност ь г. решении про блем школьной лоза кимлпнп 11ровелепные исследования детей с проблемами школьного обучения показали, чю уровень напряженности слегающих детей к конц>' учебного гола юс юверио шике, чем… Читать ещё >

Содержание

  • с I р
  • Глава 1. совркмкпиок состоянии нроьлкмы исихофи нюлоп1чкскон напряженности нилота и оьусловливающих i k факторов
    • I. I. Содержательная характеристик-! фактров, влияющих па исихофи зиологическую напряженность пилотов. I О
      • 1. 2. Критерии и методы опенки психофизиологической напряженности. I к>
      • 1. 3. Выводы по главе I
  • Глава 2. МЕТОДЫ оцкнкм IK ич0ф1пи0л01 ИЧКСКОЙ напряженности и ОЬУСЛОВЛИВАЮЩИХ кк фа кто ро в в) кс 11к р и м кi паль 11ы x ii ссл с- и) в, а пиях
    • 2. 1. 'Экспериментальная база и содержание изучаемой деятельное! и.>
    • 2. 2. Методы исследования психофизиологической напряженности пилота при моделировании посадки iiioi оразово! о кос м и ч ее ко го ко ра о л я
    • 2. 3. Метод оценки влияния факторов, обусловливающих изменение психофизиологической напряженности нилота. М
    • 2. -1. Исследование сравнительной информативности исихофи миологи чес к их 11 оказ- мелей
      • 2. 5. Динамика информа i ивносз и лок-ип>ных и инчегральных показателем'! напряжеппос'1'и в различных условиях деятельности
      • 2. 6. Апробация метода itmei радыюй опенки психофизиологической напряженности в пепчоло! о-медицппекпч центрах помощи дез ям и подросткам.б.Х
      • 2. 7. Выводы по главе 2. N
  • Глава 3. оценка системного шшяния факторов, оьус JIOUJIИ ИЛ К) IНИХ И { VIКIIЕ11 пя пс ихофишологическ’ой нлпряженпос 1 11 iiплота
    • 3. 1. Исследование ряда методических факторов, влияющих на итоговую оценку психофизиологической напряженности
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ динамики психофизиологической напряженное I и при двух вариантах посадки
      • 3. 1. 2. Влияние исходного функционального состояния нилота на динамику его психофизиологической напряженное! и
      • 3. 1. 3. Влияние индивидуальных особенностей психофизиологического реагирования пилота на итоговую оценку напряженности
    • 3. 2. Влияние факторов деятельности пилота на его психофизиологическую напряженнос'1 ь при моделировании посадки многоразового космического корабля
      • 3. 2. 1. Оценка системного влияния на напряженность факторов «Варианты СОИ» и «Начальные условия»
      • 3. 2. 2. Оценка системного влияния на напряженность факторов «Высотомеры» и «Сложность деятельности».I
      • 3. 2. 3. Оценка системного влияния на напряженность нилотов факторов режима непрерывной деятельное! и. I
    • 3. 3. Выводы по I лаве 3. I

Оценка психофизиологической напряженности в деятельности пилота при моделировании посадки многоразового космического корабля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

3.3. Выводы, но I лаве 3.

Таким образом, подведем некотрые пюги наших исследоват1ИЙ. Так достоверное увеличение напряженное i и пп. виов прп выполнении второю вариаи-та посадки, но сравнению с первым можно объяснить более сложным алгоритмом деятельности при посадке mibm ораoboi о космическото корабля с выключенной двигательной установкой п принципиальной новпзпой в практике пилотов данною варианта посадки.

Выделение самое 11 >4i e панн о imc юяппо депо вуь >iuei о фактора, условно названного '")iain>i no. icia" iiouuu iei оценить eieneni. влияния на напряженность пилот)! специфических условии деятельности в кошрольиых ючка. ч в системной связи с действием друяпх факторов. 1то чет способствует уючне-HHIO опенки достоверное i н влияния пучаемых факторов. Тем самым дост hi а-ются более обьектпвные результанта счет расшифровки, снижения дисперсии неконтролируемых фак i оров.

Сравнительный апашчарактера динамики психофизиологических показа! елей г. условиях максимально приближенных к реальным, и анало! пчным моделированием на пндоiлялю-дппампчееком стенде показал, что моделируемые на стенде полетные реллшы с ючкпрення динамики напряженноеi и адекватны реальным условиям лешои деятельности. Для увеличения степени подобия моделируются о слепла реальной дежелыюеш необходимо дополнительно воспроизводить (моппогеппые ситуации при раооте пилота па стенде.

При проведении дисперсионно! о анализа по объединенным в один массив значениям пнтсч ралывч о показа имя напряженности тух групп пилотов, oi дпчающпхея уровнем м—i. шфпканпн у велпчпвлется cienciib влияния факлора «операторы'' за счет pa — nriiioi о уровня н. х психофизиологическою ро-пирон-! пня на одну и i у же сип.шши. 'I акп. м образом, степень влияния фактора «one pa юры» на пеичофпзиоло1 ичеекую иапряженпоеп> може i являп. ся покаинслом степени однородности по уровню квалификации (тренированности) операторов, в исследуемой группе.

Диализ данных покаад. что полем"! в автомашчееком режиме сопровождались наймет. ншм уровпсУ1 напрятанное i п, но сравнению с дпрект орпым. позиционным н ручным реяашамп.

Дисл iepe пои т.] ii ana in — по ш11 ci ралыюму пока’зат с по напряжет юс i п по азолнл выде. ппь п oi ь11 111 111 факюры определяющие <�пс1смпую структуру ее изменений. Па пача. паim панач 1юкла и: менешгч не ичо (|)П aio. ioi нчоекои па пряженноет и и основном оословлены пепо льзованпем в раооте различных вариантов СОН. На финальных панах полем существенный вклад is чти изменения внесли полеты, различающиеся сiепепыо сложности начальных условий (факлор «Начальные условп. я» |: причем. усложнение начальных условий приводило к изменению напряженное i и при работе с отдельными вариаша. мп СОИ в 1, 2. 4 контрольных точках (вапмотепетвпе факлоров) .

I Доведенный сравните. naibiii апалн — по группе операторов показал, что психофизиологическая напряженное i ь не. авистм от используемого в работе варианта системы отображения информации И ю же время, для каждого кон-крет hoi о пилота рабом с тем или иным вариантом СОН вызывает достоверное увеличении напряженное i и в oi ie. п. ных контрольных точках нолем. Причем, наблюдается тенденция к увеличению напряженное i и при работе с электронной системой индикации, чю можеi быть объяснено двумя причинами: недостаточным уровнем i ренировнинос i и нилотов и сложиосз ыо быстрого изменения традиционных стереотипов пилоi ировапия, примени icjiiaio к виртуальным способам пред’ьявлеппя пи. ю iажио навигационной информации.

По результатам четырехфакторпот nieiiepcnoniioi о анали за влияния режима непрерывней! деятельности на психофизиологическую напряженность операторов при выполнении посадки miioi оразового космического корабля, установлено значительное влшнте на обито дисперсию напряженности индивидуальных особенностей испхофп аю ioi нчсско! о peai ировання оиераторо1з. Диализ достоверных и зменений факлоров индивидуальное i и и режима непрерывной деятельности показал, что уровень напряженности при посадке в условиях воздействия РИД был лостверпо выше у одного оператора, у двух пшютов он был ниже уровня до волдстлвия РИД. у остальных операторов уровень психофизиологической напряженное! и ирактчеекп не и зменился.

Заключение

.

Одним из центральных вопросов инженерной психологии и эргономики является проблема оценки неио (|)н аюлогичеекой напряженноеiи иод влиянием многочисленной группы факчоров вызывающих иеадекват ные пепхо (|)п зноло гические реакции операюра. которые приводят к невыполнению иосптлеппых передними задач в нронееее их отжиой деятельности.

Вместе с чем, ряд важных аспектов проблемы рачрабокшы педосiaточно Как правило, оценка напряженное i и проводичся на основе учеча о того, носы янно действующего факыра без учеча одновременно дейсчвуютпх факторов и в особенности, их взаимодействий. Меч единою подхода к диа1 носчике психофизиологической напряженности. в частности к определению интегрально! о показателя напряженноеi п.

Учитывая педосiaiочную разработанность этих вопросов, в настоящем исследовании была пре. тириия ia попьика определения наиболее информативных показателей психофп то. юшческой напряженности пилотов, а ыкже, опенка сис I ем и о го влияния факлоров, обс довливающих психофизиодо! пчеекуто на нряженност ь пилота в условиях полу naiypiioro моделирования посадки много ра зового космической* корабля.

Мри этом решались следующие чадачи:

— исследование ппфорча i нвносi и рачличных физиологических нокачателей напряженности в условиях моделирования посадки многоразового космического корабля:

— разработка пакета меытик ав i омат нчированпой оценки наиряженност и и системного действия факыров. оо сдавливающих ее изменение.

— исследование динамики показа! елей психофизиологической напряженно ст и при управлении мши ориовым космическим кораблем при носа ikc.

— определение и исследование сиысмпою влияния факторов и их взаимоденет вий, обусловливающих изменение пспхофпзио ioiттческой напряженно-ети пилота при посадке miioiоразовото космической) корабля.

Экспериментальное исследование нрово т. юсь н условиях полунатурного моделирования деятельности пилота miioi ора ювого космическою корабля, В качестве тких ситуаций были рассмотрены ра-лпчные варианты без двигательной посадки многоразового космического корабля, при коюрых имитировались отказы различных систем бортового обору.юваппя. различные по сложности внешние условия, полеты с различными вариантами системы отображения информации.

В предварительной серии эксперпмспюв по кртериям помехоустойчивости, времени установки и дискомфорта даошков для оценки психофизиологической напряженности в дальнейших исследованиях были выбраны следующие физиологические процессы: >лектрокардио| рамма ппевмограмма, электромио-грамма и кожно-гальваническая реакция.

В качестве основного статистической) мет ia обработки, анали за полученных результатов был выбран многофакторпий дисперсионный анализ, коюрый органично входит в структуру моделируемых исследований, по зволяя оценивать влияние на психофизиоло! ичеекую папряжсшюсм. пилотов как качесизенпых, так и количеетвенных (факторов и их взаимодеис i вин.

Разработанное алгоритмическое, npoi раммпос обеспечение мноюканаль-ной авюматизированной опенки показателей напряженности пилотов и смати-стической обработки результатов miioi офакiорпы. х экспериментов на базе персонального компьютера, позволило в дальнейшем аффективно проводить экспериментальные исследования.

На втором этапе, связанном с обоснованием п повтором методов оценки психофизиологической напряженное i и бы ы < icшее i в icho две серии экспериментов, но реэудыатам коюрых проведен пик i раечеюв ппформа i пвносi и большой группы как локальных, 'к 1к и пп кд раи. мых показа’телей психофизиологической напряженное i и. В качестве крпк-рпя информативности использовался показатель степени влияния факюров. рассчитываемый с помощью процедуры дисперсионного анализа.

Результаты первой серии исс. те юваннй показали, что информативноеть интегральных показателей при mhoi офакiорпом анализе данных выше рассмотренных локальных показателей. В юже время, установление (факта варьирования информативности показаiелей oi пилот к пилоту и для каждого пилота oi эксперимента к эксперимент и, как слслспше. снижение информагивпоеi и интегральною показателя психофизио. нч ичсской напряженное! п. при пе соответствии постоянных весовых коэффппиен юв реальным и зменениям локальных показателей, привел пас к идее использования переменных весовых коэффициентов, адаптивных к их изменению при определении интегрального показателя психофизиологической напряженное i и.

Во второй серии исследовании и — рассмоiрепных в различных условиях семи вариантах ин rei pa тьных псио (|ш aio. ioi ических показателей, показана наибольшая информативность пока-аюдя. рассчп тайного с использованием переменных весовых коэффициентов и паспортыч значений экстремумов локальных показателей. Использование паспоршых максимальных и минимальных значений 1з среднем в два раза еннжае! дисперсию пока заюлей напряженности. обусловленную различным пехотным функциональным уровнем пило-юв. Отличительной особенностью lamioio nmei ралыюго показателя являеюя автоматический учет уровня и тина динамики регистрируемых (физиологических показателем'!, что более полно харнклери сг (функциональное состояние человека.

Следующий ряд раоот. пределав юннын |те -'лыатамп применения модификаций рассмюреппых методических по io юг. для проведения пси. хофп зно-toi ических исследоваиин учащихся покаа. i нч «ффект пвност ь г. решении про блем школьной лоза кимлпнп 11ровелепные исследования детей с проблемами школьного обучения показали, чю уровень напряженности слегающих детей к конц>' учебного гола юс юверио шике, чем у более успешных. Исследование стандартизированною воздействия с фессогенных факторов позволило системно рассматривать механизмы изменения показателей психофизиологической напряженности и эффек i ивпое iи тестовой деятельности школьников. Также установлено, что привычная, часто используемая человеком во время деятельности поза не всегда яв i ieie, i оптимальной, но уровню психофизиологических затрат и эффективное! и ei о icm гслывчл и. По результатам проведенных психофизиологических исследований делен н подростков можно констатировать, чю использование иифоруыппи об оптимальности уровня напряженности. адекватности ее динамики качестве и >ффекшвности деятельности ребенка способствует раскрытию специфических причин его школьной неуспешное'!и с целенаправленной их ia. п. пейшей педагогической и психологической коррекцией.

Последующие серии иа’перимеп юв были направлены на оценку еистемно-ю влияния различш.1х факюров па опенку психофизиологической напряженности нилотов при их 1оя Iс. и, ноет н на моделирующем пилотажном динамическом стенде-тренажере При ном была определена труппа факторов, постоянно действующих на ана ли зиру емые результативные признаки. Природа) in. x (факторов напрямую связана как с особенностями изучаемой деятельности, так и с используемыми методическими приемами при проведении и обработке резудь-татов экспериментов.

Проведенный апашпшамики психофизиологической напряженное! и пилота при посадке miioi ора зового коемнчеекот о корабля приводит к выводу о том. что полученные различия в уровне напряженности в контрольных точках вызываются постоянно utic 1 г. утопшми (факторами, коюрыс. прежде всею, обусловлены енецткфшьч ion сюжнослвы заданной лея телт. иое т п. Ныделеппе поетоянно действующего (фактора «Эпшы полета» позволило в динамике оценивать системное влияние на напряженность изучаемых факторов. Как показала сравнительная опенка динамики папряжеппости пилота при посадке на стенде-тренажере и летающей лаборатории, моделируемые па стенде полетные условия и режимы, использование шинных пплотажно-навигаиионных средств с точки зрения психологическою подобия адекватны реальным условиям полета. Однако, для увеличения степени подобия моделирующею стенда реальной деятельности, целесообразно ввести дополни к-льпо моделирование эмоцисн енных ситуаций в структуру деятельности пилоiа.

Функциональное состояние онера тров. как известно, подвержено влиянию многих (факторов: (биоритмы условия окру жающей среды, режимы труда и отдыха, социальные факторы и иг) | 1,1 1.52.5 1.1 ООф Это в какой-то мере определяет наблюдаемую нами вариабельность психофизиологической напряженности. Учет згой вариабельное mi во зможен за счет выделения самостоятельного методического фактора условно названною «'Дни эксперимента». Использование такого приема в наших исследованиях позволило повторные эксперименты проводить в точном сооттзстсI вип с первоначальным планом. 14 противном случае не представляется возможным различим, изменения папряжеппости пилота за счет ею неоднозначного психофпэполо! пческого реагирования в разные экспериментальные дни.

Получение интересующих стаi нешческих закономерностей по результатам проведенных психофизиологических исследований приводит к проблеме учета индивидуальных особенностей психофизиологического реагирования пилота, которые можно рассматривать как самостоятельный (фактор «Операторы», существенно влияющий на результант расчетов по группе. Применение дисперсионного анализа при обрабснке рсзудыатов экспериментов по i руппе позволило вычленить изменения напряженноел и как за счет изучаемых (факторов, так' и за счет (фактора «Операторы Опьи показывает, что фактор «Операюры» можеi ивться причиной получения недостоверных результатов по изучаемым (факторам по группе.

Последующие серии экспериментов были направлены на решение практической эргономической задачи по оптимизации системы отображения информации многоразового космическою корабля Анализ данных показал, что полеты в автоматическом режиме сопровождались наименьшим уровнем напряженности по сравнению с директорным. позиционным и ручным режимами .

Дисперсионный анализ по интегральному показателю напряженности позволил выделить и оценить факторы, определяющие системную структуру ее изменений. Па начальных этапах полета изменения психофизиологической напряженности в основном обусловлены использованием в работе различных вариантов системы отображения информации. 11а финальных этапах полета суше-спзенный вклад в эти изменения внесли полеты, различающиеся степенью сложности начальных условий (фактор «Начальные условия») — причем, усложнение начальных условий приводило к изменению напряженности при работе с отдельными вариантами СОИ в контрольных точках полета (взаимодействие (факюров) .

Проведенный сравни тельный анализ по ipynne опера юров показал, чю психофизиологическая напряженность не зависит от используемого в работе вариант системы отображения информации. В то же время, для каждого конкретного пилота работ, а с тем или иным вариантом (4)11 вызывает достоверное увеличении напряженности в отдельных контрольных точках полета. Причем, наблюдается тенденция к увеличению напряженности при работе с электронной системой индикации, что может быть объяснено следующими причинами: недостаточным уровнем т ренированност и нилоюв. избыточное! ыо информации от дайной СОИ и сложностью быстрою изменения фндиционпы. х ciepeoiiuioB пилошровлппя примепшелыю к виртуальным способам предъявления пило! ажно-павш анионной информант г.

По результатам четырехфакт орново дисперсионного анализа воздействия многосуточного режима непрерывной леяiельпосги па психофизиологическую напряженное! ь операюров при выполнении посадки многоразово! о космического корабля установлено льтчитслыюс влияние на общую дисперсию напряженности индивидуальных особенноеiей психофизиологического реагирования пилотов. Анализ достоверных изменений (факторов индивидуальности и режима непрерывной деятельности показал чю уровень напряженное i и при посадке в условиях воздейепшя РИД был доствсрно выше у одною оператора, у двух нилотов он был ниже уровня до воздействия РИД, у оетльпых операторов уровень психофизиологической напряженноеiп практически не изменился.

11редст'авленш>1е в данной paooie ма1ериалы свидетельствую! о гом. что психическая напряженное и. вызывас! особое адаптационное состояние организма — состояние исихофи aiojioi пческой напряженности, заключающееся в комплексном, взаимосвязанном о i клонепии ряда функциональных подсистем организма от своих устойчивых состояний. Психофизиологическая напряженность поддается достаточно ючному измерению, что позволяет производить с помощью процедуры miioi офакюрною дисперсионного анализа количественную, структурную оценку влияния изучаемых (факторов и их взаимодействий при моделировании деятельности человека.

Hmuo u. i и рекомендации.

1 I 1ровелеппыс neeте. юванпя показали что для широкого класса задач, отличающихся ра аюобрапсм ycjior. nii ппдошжпой дея ioii. iiociп, а также, невозможное и. ю получи 11. апрпорпмо пн (|)ормаппю об индивидуальных паттернах Iienxo (|nt aioaoi нчееко! о реагпроваппя im.ioia. наиболее предпочтительным являеюя применение ннияра. яыино поктыакмя iicnxoijiii aiojioi пческой напря-женноеш e пеподьюваппеч паспортых максимальны х н минимальныхзначении локальных покаа к’ieii и адашпвпых весовых ко (ффннпенюв. При згом покаано чю параллельны! аналп: шпамшчп локальных показателей напря-женпоеш поазоляе! i лб, кс pacKpi.iii. особенное 1 и пеп. хофп аюлогического реагирования nnioia.

2 Разрабокш паке! уюютик авюмаш iiipoBainioii опенки показателей пси-хофи aio. ioi i тес коп nai|ряжс1пюст п Vc i ановлепа «ффск i шзност ь использования меюда мши oi|)aixл opuoi о incnepciioiiiioi о анализа, коюрый органично соот вет-сгвуе! условиям ю юлпрусуптх 'жеперпмен 1 ов. позволяя oi iei шва 1ь cue i емнуто струк!>р> п гмепенпп пепхофп зио. ьч пческой напряженное i п, но всему спектру пссле, i ем 1.1 х фл к юров и п х в, а им о icne i вин.

3 ()преде. leni. i осоосшюсж дппамикп i юка за i елся i пе п хофизноло! ической напряженное i п iiii. ioia г. условиях поеалкп м iioi ора ioboi о космического корабля. харак I ернуюшппея оолее высоким уровнем папря'/К'ешюсш и характерным ее увеличением в ючке nepi-oi о выравнивания.

— I Релдькмы iipor. e ieiпii.ix психофи аю. ип пчееких печмедований детей и подрос пй ч'. покаа ли чю i на юльзоваш ie ппфорукщпп об оп гимальпосд и уров-пя напряженноел и, а юьва i поеiti се пшамики качеелве п «ффект шзпос i и тес-lOBOii ieaie панки! рои, iii. i с noeooi. 11 л е i раскры i ню я iei i и ([)ическп.х причин школьной lюусito1111ioc i п с определением нудей их дальнейшей диагностики и психологической коррекции.

5. При полуна рурном мо к’лпроваипн посадки mhoi оразового космического корабли изменения пеихофи shojioi ическои напряженности нилотов обусловливаются работой с различными варнап ia. mii системы отображения информации, степенью отклонений фаекторны. х плрамефов от поминальных значений, степенью внешних возмущений. чараклером прохождения контрольных точек полета .

6. Обоснована необходимое! ь и нретдожена процеду ра учета индивидуальных особенное i ей пси. хофп зно.ни пчеекчч о реагироиапия пилотов и их исходного (функционал!.hoi о сосюяння па основе миогофактрного дисперсионного анализа.

7. Проведенный цикл исследований выявил наименьший уровень психофизиологической напряженное] и. кд чпков при моделировании автоматического режима управления космическим кораблем. При работе с электронной системой отображения информации не oi. мечены достоверные изменения, но I р v н 11 с опера i оров по дл я к, а ждем о конкремнмо пилот 31 нфикспрог. апы досiо-верные и зменения напряженное! и. по сравнению с полетами по традиционной электромеханической системой оюбражсипя информации. Обмеченные изменения обьяспякт я недоел a i очным уровнем тренированное! и нилоюв и сложностью быстрого и вменения i радппионпыч слереотипов нилоi ирования. применительно к вир! алы1ым способам пре 11. явления пилотажно-навш анионной информации.

11ракгпчсские рекомендации.

11олученные данные о высокой падежтюеш mnei ралыюй опенки психофи-uiojioi ичеекой напряженное i п на н-ыс акилпвиых весовых ко эффиииеи i ов с паспортными значениями максима н. пыч и лппп. мальных значений локальных показателей moin i oi. itь широко использованы в инженерной психологии и) р-гоиомике для определения степени оптимальности и адекватности (функционального состояния человека в различных условиях его деятельности. Целесообразно использовать разработанные методические приемы для комплексных психофизиологических исследовании в других счферах человеческой деякмыю-ет п.

1. Авиационно-космические системы: Сб. ст. / Научи, ред. Г. И. Лозино-J loan и с кий. М.: 1Гзд-во МАИ, 1997, — 137 е.

2. Алякринский Ь. С. Основы научной организации груда и отдыха космонавтов. М.: Медицина. 1973. — 208с.

3. Анохин П. К. Очерки, но (физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 417 е.

4. Апшетков А. С. Разработка методов и средств поддержки работоспособности военных специалистов операторского профиля: Автореф. дне. канд. псих. паук. Тверь, 1905. — 21 с.

5. Ьагрецов С. А., Колганов С. К., Львов В. М. Диагностика и прогнозирование (функциональных состояний операторов в деятельности. М.: Радио и связь, 2000. — 192 с.

6. Ьаевский P.M. Прогнозирование состояний па грани нормы и патологии. -М: Медицина. 1979 295 е.

7. I. Ьоднар Г).Л. Moi иваппоппып факчор и формировании функционального состояния папрм теши >*а и опера тра: Автореф. дне. канд. псих. наук. М. Рт. — 21 с.

8. Ьодров В.A. llciixojioi пческтп! cipecc: развитие умения и современное состояние проблемы. М Изд-во I1IIPA11. 1995. — |3б с. 13. бодрой В. А. Информационным cipecc. М: Л1ГР С)". 2000 — 351 с.

9. Ьуров Д.IO. Ире icMciinoe npoi, но знровапие про (|)ессмюпальпой работоспособности человека по психофп аю. ьм пчеекпм пока заiелям: Авгореф. дне. канд. тех. наук. I., 19о< i — 1 f> с.

10. Вилюпас В. К. I кагчо. ьч пческие механи змы эмоциональных явлений. М.: 11 зд-во Моск. yiia-!" I 9!- 1 — 1 76 с.

11. Воскресенский В. Ф. I'-eiiinc n. 1. Д Статистический анализ сердечной) ритма и показателей i емодппампкп в физиологических исследованиях. -М.: Наука, 1973 138 с.

12. Гапчеп В.A. Cnci емпь. е описания в психологии. Л.- Изд.-во ЛГУ. 198−1. -236 с. 20. 1 енкии А. Д. Me i веде в. В.11. i Ipoi по знровапие психофи зиолог пчеекпх со-стоя11иiI. JI.: I las i t. Р' '¦ - II I с.

13. Глазунов Д. Д. Гчтип i > I, Ус i poiic i во для контроля частит ияхаипя Ав-трское свидетель, i во.. I ю 1N¦ I | oi 07.02.87.

14. Голубев 1 11. К вопросу о напряженности в полете /V Вестник воздушного флота. Bun. 8. 19 IX. С. 10−5 1.

15. Горбов Ф. Д. Детерминация психических состоянии / Вопросы психологии. 1971. № 5. — С.20−29.

16. Горбов Ф. Д, Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина., 1975. — 215 с. 25. 1 римак JI. I I. Общение с собой. М.: I1зд-во пол. лит ., I 99 I. — 3 I X с.

17. Данилова 11.11. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 199Х. — 423 с.

18. Данилова 11.11 Сфессоустойчивость как индивидуальная особенность I Между народная конф памяти А. Р. Лурия / Иод. ред. I., 4. Хомской, 'Г.В. А\л иной М.: 11зд-во Ml 'У, 1998. — С. I 77−193.

19. Деревянко Г. А. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. М.: Паука, 1976. — 118 с.

20. Дикая Л. Г. Деятельность и (функциональное состояние: Активаштонный компонент деятельности / / Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: I 1аука. 1991; С.93−1 I I.

21. Дикая Л. Г. С’емпкпн В.В., Щедров В. И. Исследование индивидуальной) стиля саморсч уляппп психофизиологического состояния / / I йтхологический журнал. 1994, 4- 6. — (. .28−37.

22. Дикая Л. Г. 11сихофпзпология про (фессиопалы10Й деятельности // Основы психофизиологии Отв. ред. Александров К).И. М.: ПИФРА-М, 1998. — С. 369−3X3.

23. Доброленекий IO.II. Завалова П. Д., Попомаренко В. А. 4'уваев В.А. Мего-ды инженерно-пенхоло! ических исследований в авиации. М.: Машиностроение, 1975. — 276 с.

24. Дьяченко М П. Кандыбович Л.A., I |ономарепко В.А. I от’овность к деятельности в напряженных ситуациях Психологический аспект. М. I Пд-во МГУ. I'>Х5 — .'lift с.

25. Забродин Ю. М., Jl сое дев All I 1сихофн шологим и психофизика. М.: Наука, 1977. — 115 е.

26. Занковекпй А.II. 1кчгхнческая напряженность как свойство личности / / Психическая напряженность в i рудовой телiельностп. М.: Наука, 1989. -С. 14 1−156.

27. Зараковский Г. М. Пеихофизпо ioi пчссыш анализ трудовой деятелыюст и. -М.: 11аука, 1906. 138 е.

28. Зараковский I' M. Медведев И 11. 11епо. юго-фи utojioi ическое содержание деятельпост и опера юра / Инженерная психология: теория, методология, практическое применение М 11ака Г>77. -CM0I-1 18.

29. Зипченко В И, Мупппов В. М <)еповы цнономпки. М: Пзд-во МГУ. 1979. — 344 с.

30. Ильин И.11. Оптимальные соеюяппя человека как пспхофибиологическая проблема // 1 Icuxojioi ический лл риал 1(>8 1 Т 2. № 5 — С.35−42.

31. Иоселиани К. К. Рыжов Б. И I Ыформаппопно-актттванноннос соотношение и психическая работоспособное! ь операторов / Коем биология и авиак. Медицина 1987 Г. 21 УI (17 3 1.

32. Каримов, А Г. Ларчепко П. Ф Лбшыш l< VI, Родпп В 1> / / Проблемы коррекции (функционального соеюяппя пилота применительно к динамическим эргатичееким системам Вопросы ме muniiCKiiii электроники. Таганрог 1984. — 0.55−50.

33. Кеннон В Фидюлошя эмопий Телес ные и зменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л: «Прибой l (>3~ I с.

34. Китаев-Омык J1.A. Психология cipccca М Паука. 1983 368 с.

35. Koi an A. IT, Владимирский I- 1 Ф нгдпюнальиое состояние человека-оператора / ¦'' Проблемг.1 космический (Tio.ioi ии. Л: Паука. 1988. Т >8. -210 е.

36. Котдер Г. М. 1 пдивпдуальные фп iiiu mi пчсскпе нормы и проблема оценки соетояппя человека в процессе ic nе. плюсгп / Методы и средства оценки состояния человека в процессе к-я i ел внос гп. Л.: Ичд-во ЛГУ. 1981. — С. 18- I I.

37. Лачарус Р. Теория стресса и психо (|)п чю. ioi пчеекпе исследования /)мо-циопал1.иый стресс: физиологические и психологические реакции / Пол ред. JI. Левп. -JI.: Медицина, 1970. С I /8−208.

38. Лапа В. В Изучение состяннп >moiiibчы.n.noii напряженности летчиков в особых случаях полей Воеппо-ме лпшшекпй журнал. 1971 8 — С 65−67.

39. Лапа В. В. I 1опомарепко В.А. 11спхофп зподо! пчсскпе характеристики деятельности летчика ' Авиационная мс шпипа М Мелннипа, 1986. — С. 308−313.

40. Левитов II.Д. О психических состояниях человека М.: Паука. 196−1. — 331 е.

41. Леонова, А 1>. Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М. Ичд-во МГУ. I'.'NI — 112 с.

42. Ломов 1>.Ф Человек-п (ехннка М.: (. л-.cickoc ра то. |9б6.—1б1е.

43. Ломов Ь. Ф., Мясников В. И. Мсдпко-испчологичеекие аспекты профессиональной надежности космонавт Психологический журнал. 1988. 1.9.6. С.65−72.

44. Лукьянов Д. И., Фролов М. В. ('шпалы состояния человека-оператора. -М.: Наука, 1969. 21о с.

45. Мерлин B.C. Очерк интегральною исследования индивидуальности. М.: Просвещение. 1986. |<>4 с.

46. Методики исследований в филы, юти ipда. М.: Медицина, 1971. — 187 с.

47. Методы и критерии оценки фмнчтиюналыюго комфорта / / М.: ВНИИ Г), 1978. 2 15 с.

48. Мипцер В. II Мею |ы обработки медппппекой информации. Киев.: Выща школа, 1982. — 158 с.

49. Мясников В. И. 11ол1гх|>фекторпый меюд опенки (функционального состояния организма при л штельном пребывании в условиях изоляции / / Материалы II съезда общества психолоюв. М 1963. Bbin. JSf1, 3. — C. I 1−23.

50. S Паеико 11.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ. 1976. — 112 с. ьч Пебылицын В. Д. I кихофизиоло! ические исследования индивидуальных различий. М.: 11аука. 1976. — 336 с.

51. Пемчин Т. Д. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ. 198.3. — 166 с.

52. Основы психофизиологии / Отв. ред. К).П. Александров. М.: Иифра-М. 1998. — 387 с.

53. Палии А.IV. Родин В 1> Экспресс оценка общего состояния человека по величинам, составляющим его полное электрическое сопротивление / / Научные чтения по авиации и космонавтике. М.: 1977. — С. 125.

54. I кйсахов II.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, Изд-во Казан-го ун-та, 197−1. — 251 с.

55. Платонов KMC. I 1снхоло1 ия летного труда. М.: Воениздат. I960. — 352 с. 75 11дохинский II.А. Дисперсионный анализ. Новосибирск. Сиб.отд.АН СССР, I960. — 163 с.7(> Плохииский Н А. Математические методы в биологии. -М. Изд-во Ml У. 1978 187 с.

56. I IpoxopoB Л. О. Функциональные сдруклуры психических состоя н nil / / I сихологический журнал 19')о. J4″ 3−1 .9−18.

57. SI Психофизиология надежности летчика. М.: Воениздат, — 88 с.

58. Х2 Рац Д. Я., Сииииыи II Г. 11роек i ироваиие канала опенки (физиологического состояния пилотов / / Авпамсдппинскпе и эргономические исследования человеческого фактора в I, А М ГосППМГА, 1988. — С.58−66.

59. Родин В. Б., Рыжов Б.II. Оценка информативности психофизиологических показателей операторов при ими ынпонпом моделировании на стенде-тренажере // Научные чтения по авнанпн и космонавтике М.: 1987. — С.57.

60. Родин В. Б., Кукаркипа Г. Б. Мепхофп зиологические исследования адаптивных механизмов развпшя шко. iuiiikob / / Материалы 5-ой конф. педиатров России. М.:. (М |S-|.

61. Родии В. Ь., Кукаркина Т. Б. Динамика психофизиологической напряженности и качества деяче. тьноети детей с проблемами школьного обучения // Школа здоровья. 200 I. № 3. — С. I 7−22.

62. Русалова М.11. Межполушарнан организация 'эмоционального напряжения у человека / Механизмы развития стресса. Кишинев: Штипнна, 1987. -СМ 13−135.

63. Рыжов Д. Я Изучение сенсомогорных и сердечно-сосудистых компонентов работоспособноеч н человека / Актуальные вопросы координации со-мач'о-сепсорпых и bci егативпых (функций при трудовой деятельности.-Тверь: 1131 У, 1996. СМ 1−19.

64. Рыжов Ь. Н. Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта: Автореф. лис. канд. псих. наук. М., 1982. — 21 с.

65. Рыжов Ь. Н. Системная психология: методология п методы психологического исследования М.: Изд-во МШУ. 1999. — 277 с.

66. Рыжов Ь. Н., Салмшцкий В. П. Методика опенки уровня психической напряженности у опера юра / / Космическая биология и авиакосм. мед. -1983. N" 5. С.23−26.

67. Рыжов Ь. Н. Психическая работоспособноечь в экстремальных условиях профессиональной деятельности: Автореф. лис. докт. псих. паук. Тверь, 2001. — 57 с.

68. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина. I960. — 251 с.4Х Селье Г. С тресс бе з дне треста. М.: Прогресс, 1979. — 12 1 с.

69. Симонов I I.B. ')моппонлды1ый моя. М: 11аука, 1981 .-214 с. loo Сидоренко К IV Методы математической обработки и психологии. СПб. Речь, 2001. — Го9 е.

70. Ю1 Справочник по инженерной психологии / Под ред. 1>.Ф. Ломова. М.: Машипостроепис. 19X2. — 368 с.

71. Соколов 1311. К вопросу' о кожпо-i альваннчсском компонен те ориен тировочного рефлекса Ориентировочный рефлекс и вопросы высшей нервной деятельности. 1 1979. — С.89−96.

72. Ю. г Стронгип ГЛ. Падпп А. В. Психическая напряженность членов экипажа и методика ее опенки /, Авианнопная эргономика и подготовка ледиот состава. М.: Пзд-во I осНИШ А, 1981. Вып.204. — С .68−7 I.

73. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М Медицина, 1982 — 232 с.

74. Ю5 Сыпчук 11.11. Талалап A.M. Методы статистического анализа при управлении качеством изготвления элементов Р')А. М.: Совет.радио. 1979. -238 с.

75. Ю () Сысоев В.II. Методы диагностики работоспособности. СПб: 1996. — 2 11 с.

76. МО Шлаен II.Я. Зараковекпй Г. М. Львов В М. Прогноз развития эрюпомики па близлежащие годы ¦'/ I 1рикдадпая эр|опомпка. 1993. N° Г С. 77−9 I.

77. Шукшунов В. Р. 1>аку лов Ю. А, Григорепко В.11. Тренажерные системы. М.: Машиное I роение. 1981. — 256 с.

78. Хачагурьяпп Л.('. Грпмак Jl. l I., Хру пов Г. В. ')кспериУ1ептальная иепхо ((иппология в космических исследованиях. М.: Пау ка. 1976. — 397 с.

79. Мл Хессет Дж.

Введение

в психофизиологию. М.: Мир, 1981,-276 е.

80. Чайнова Л. Д. Функциональные состояния и функциональный комфорт/' / Проблемы функционального комфорта: Всесоюзная конф. по эргономике, — М.: ВНИИ Г). 1977 С.3−7.11 х Эргономика: принципы и рекомендации. Метод. рук-во. М.: Внешторг-реклама, 1982. — 183 с.

81. К) C’asali J.(i., Wierwill WAV. Respiratory measuremenl: over view and new in-struinentation.- Beliav Res.Meth.lustrum. 1983. Vol.15,N I. p.401−405.

82. Cohen J. It al. Behavior, Health and Imvuonmental Stress. N.Y., I.: Plenum Press, 1986. 211 p.

83. IX С Читан P., Wherry R. Some Secondary Determiners of Psychological Stress.-Aerocpace Medicine, 1967, v.38,N 3, p.278−281.

84. I1) Leeper R. Some needed developinenls ш the motivational theory of emotions.-Jn:Nebraska Symposium on Motivation, 1965. v. 13, p.25−1 22.

85. Levvm K. Principles of topoligical psychology. -New-York. London: Me C iraw-I till book со ,|93o. 231 p.

86. Me. Dongall W The energies of men N.Y., 1933.

87. Poulton B.C. Blue collor stressors.- lirStress at workeds. Cooper C.L. Л: Payne R.).John Wiley «.<�¦ Sons. I id. 1978.1.> Ropeleskv ICR New fiohtcs hig’h (! load draw increased IISAP locus.-Week and Space technology. 1985. Vol. 122. N24. p.18−20.

88. Salvendy (i., knight J. Psychomotor work capabilities. // Handbook of industrial engineering N Y. I 982.

89. I’erelak J. Alpha index and personality traits of pilots. Aviat. Space Environ.Med. 1976, v.47, N 2, p. 133−136.

90. Yerkes R., I) odson J The relation of strength of stimulus to rapiding of habit-formation.-Journal of Comparative Neurology and Psy chology, 1908, N 18, p.459−482.

91. Wilder J Amer. .1 Psvchther, 1958, 12, p. 199.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой