Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самооценка в структуре личности студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о постоянном самоконтроле личности над поведением, мы имеем в виду период выработки определенного, адекватного индивидуальным психическим особенностям и социальным требованиям среды стиля поведения. В этот период в наибольшей степени подключен сознательный самоконтроль личности. Сознательное контролирование себя не явля ется обязательным условием существования личности. Естественно, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНОК ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Психологическая сущность понятий, раскрывающих проблематику самосознания
    • 1. 2. Психологические исследования самооценки личности. 29 '
    • 1. 3. Постановка проблемы экспериментального исследования. Цель и задачи
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика’измерения самооценок личности.41 '
    • 2. 2. Методический аппарат исследования
    • 2. 3. Объект исследования. Этапы проведения исследования
    • 2. 4. Методы обработки экспериментального материала
  • Глава 3. ' ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИСТРЛСТУШЫХ СВЯЗЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ САМООЦЕНОК И ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
    • 3. 1. Основные статистические характеристики исследуемых самооценочных показателей
    • 3. 2. Результаты корреляционного и факторного анализа структуры самооценок. 59'
  • Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНОК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
    • 4. 1. Результаты корреляционного и факторного анализа комплекса психодиагностических данных, включающих самооценки, полученные на студентах инженерно-педагогической специализации ЛИСИ
    • 4. 2. Результаты сравнительного анализа характеристик интеллекта, личности и межличностных отношений высоко- и низкооценивающих себя студентов
    • 4. 3. Сравнительный анализ самооценок студентов вузов различного профессионального профиля

Самооценка в структуре личности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование всесторонне развитой личности является одной из важнейших целей коммунистического строительства. На ХХУ1 съезде КПСС, последующих Пленумах ЦК были определены важнейшие задачи, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Среди них-задачи повышения сознательности, активности, творческой энергии трудящихся. С особенной остротой встают эти вопросы в деле воспитания молодежи. Советская психологическая наука призвана решать поставленные партией задачи.

Эффективное решение практических задач возможно только на основе надежной теории / 97/.

Теоретические и экспериментальные исследования самооценок личности студента раскрывают пути развития сознательности молодого человека, повышения его активности в учебе, труде, общественной жизни. Самооценка — интегратор поведения и деятельности личности, обусловливает рост личности, реализацию в жизни ее потенциальных возможностей.

Во время обучения в вузе интенсифицируются процессы сознательного управления личности собой. Самооценка представляет собой центральное звено системы самоуправления, поэтому организация социально-психологических воспитательных воздействий на студента осуществляется в опоре на формирование и коррекцию самооценки .

Все вышеуказанное показывает актуальность проблем самосознания и самооценки в психологической науке и жизненной практике. Данная работа представляет собой вклад в разработку этих проб.

Новнм в настоящем исследовании является комплексность исследования самооценки в единстве с другими личностными и социально-психологическими характеристиками.

Постановка вопроса об анализе взаимосвязи самооценки и других особенностей личности через призму студенческой группы определенного профессионального профиля является новой и направлена на целостное изучение человека.

Впервые в экспериментальном психологическом исследовании самооценка представлена в виде структурного образования, в качестве главных компонентов которого выделены самооценки коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

В работе раскрыта социально-психологическая сущность общей самооценки личности. Показана относительная независимость общей самооценки личности от уровня выраженности интеллектуальных характеристик. Вскрыты связи самооценки с коммуникативными качествами личности, эмоциональной стабильностью. Обнаружено, что способность к быстродействию выступает одной из детерминант общей самооценки личности.

В исследовании выявлена обусловленность степени дифференцированное ти самооценки личности студента особенностями конкретной учебной группы. В качестве механизма^ этого явления выступает переноса уровня одних компонентов самооценки на другие.

Исследование самооценок являются составной частью психологических исследований, проводимых лабораторией дифференциальной психологии и антропологии имени академика Б. Г. Ананьева под руководством доктора психологических наук П. Н. Обозова. Самооценочная методика широко применялась при индивидуальной психологоконсультационной работе со студентами Ленинградского университета и других вузов, результаты исследований внедрялись в работу деканатов соответствующих учебных заведений.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования, примененные методы диагностики самооценки могут быть использованы в психодиагностической практике для определения дифференцированной самооценки личности, а также в практике психологического консультирования в различных системах обучения и воспитания молодежи с целью повышения эффективности формирования личности будущего специалиста.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Общая самооценка личности — структурное образование, в котором самооценки коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных качеств выступают как основные компоненты.

2. Общая самооценка личности — характеристика, отражающая целостное отношение к себе. Может быть выражена таким понятием, как уверенность в себе.

3. Общая самооценка личности студента обусловлена развитием определенных индивидуально-психологических качеств.

4. Своеообразие сочетания индивидуальной и социальной детерминант самооценки студента зависит от профессионального профиля учебной группы, который формирует соответствующие групповые нормы и ценности.

выводы.

I.Самооценки коммуникативных, интеллектуальных и эмоциональных качеств могут рассматриваться как основные компоненты общей самооценки.

2. Понятие уверенность в себе тесным образом связано с общей самооценкой личности и выражает отношение к себе.

3.Анализ взаимосвязей самооценки с другими личностными характеристиками показал, что:

— общая самооценка обусловлена коммуникативными свойствами личности;

— положительным фоном для высокой самооценки является эмоциональная стабильность;

— определенная выраженность интеллектуальных характеристик без учета личностных особенностей не может расцениваться как прогноз определенного уровня общей самооценки;

— одной из детерминант самооценки является способность личности к быстродействию.

4. Особенности учебной группы определяющим образом влияют на уровень значимости того или иного качества личности для общей самооценки студента:

— в группах, профессиональный профиль которых предъявляет высокие требования к развитию коммуникативно-волевых качеств, они и определяют уровень и структуру общей самооценки личности студентав данном случае имеет место феномен переноса саг- ¦ мооценки коммуникативно-волевых качеств на другие компоненты общей самооценкив условиях таких групп успешность в сфере деловых отношений может служить прогнозом высокой самооценки личности, в то время как успешность в сфере дружеских отношений не связана с самооценочными характеристиками;

— в условиях групп с повышенными профессиональными требованиями к развитию интеллектуальных качеств степень их развития непосредственно связана с самооценками интеллектуальных свойнтв, и общая самооценка личности явля ется более дифференцированнойв условиях этих групп общая самооценка связана со степенью развития коммуникативных качеств, которые представлены в структуре личности готовностью к сотрудничеству, социальной смелостью.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЖОМЕНДАЦИИ.

Практические рекомендации по результатам данного исследования могут быть применены при организации и проведении комплексного обследования личности и для целей психологического консультирования студентов.

Психодиагностическое обследование студентов обязательным компонентом должно включать измерения самооценок различных сторон личности. Это позволит оценить, во-первых, уровень адекватности представления студента о себе и, во-вторых, уровень его общей самооценки, что в значительной степени определяет уровень самоуважения личности.

Самооценка личности — структурное образование. В качестве самостоятельных компонентов структуры выступают самооценки коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных качеств. ОНи должны обязательно включаться в измерение общей самооценки личности.

Психодиагностическое индивидуальное обследование студента должно, по возможности, являться частью обследования учебной группы в целом. Это позволит собрать социометрические данные, т. е. выяснить статус студента в структуре межличностных отношений группы — показатель, очень важный с точки зрения оценки социально-психологических качеств личности, ее коммуникативных способностей. И кроме того, обследование группы в целом даст ценную информацию об особенностях той среды, где функционирует личность. Выявление этих особенностей обозначит требования, предъявляемые к личности группой, обусловленные в первую очередь профессиональной ориентацией данной учебной группы.

Рекомендации по вопросам психологического консультирования. Комплексное психологическое обследование — надежная основа психологического консультирования. Располагая разнообразными психодиагностическими данными относительно личности консультируемого, психолог проводит их предварительный анализ.

На основании результатов настоящего исследования могут решаться проблемы повышения адекватности самосознания и самооценки, а также повышения уровня сниженной самооценки.

Сопоставление самооценок с объективными характеристиками личности выявляет уровень адекватности самосознания. Сумма са-сооценок различных сторон личности — показатель общей самооценки личности, близкий понятию самоуважения.

Понятие адекватности и уровня самооценки тесно связаны. Самооценка адекватная и при этом достаточно высокого уровняусловие наиболее эффективного личностного функционирования. Психологическое консультирование повышает адекватность самосознания. С другой стороны, на основе новой информации, получаемой в процессе консультации, уровень самооценки личности может как повышаться, так и понижаться.

Изменение личности базируется на изменении ее самооценок. Временное снижение уровня самооценки-явление достаточно естественное для личности в те или иные кризисные периоды. Психологическое обследование и консультирование также должно иметь достаточно сильное значение для консультируемого. Только при этом условии возможно выведение функционирования личности на новый уровень.

Психолог должен помнить о том, что, внося какие-то изменения в самосознание личности, он имеет дело с некоторой целостностью. Новая информация воспринимается личностью с трудом. Человек знает свои недостатки. Однако личность строит систему защитных мер, достигается некоторое внутреннее равновесие. Выведение на уровень сознания своих недостатков означает одновременное разрушение системы самозащиты, временное обострение чувства неудовлетворенности собой. Можно сказать, что от личности требуется некоторое мужество для того, чтобы признать свои слабости, признать их не внешне, но внутренне. Это бывает нелегко. Задачей психолога является поиск преодоления барьеров самозащиты личности в каждом индивидуальном случае. Одновременно с этим следует иметь в виду, что целенаправленное воздействие на личность, повышающее адекватность самосознания, изменяющее самооценку, обязательным компонентом должно включать формирование стремления к самоизменению. Поиск путей самоизменения должен быть совместным. Основным направлением поисков является выработка оптимального стиля жизнедеятельности.

Изменять самооценки и отношение к себе личность может только в условиях конкретной деятельности. Это условие должно быть доведено до сознания консультируемого — молодой человек должен понять, что воспитать у себя желаемые качества (социальную смелость, эмоциональную сдержанность, интеллект) можно только в непосредственном учебном труде, общении, под постоянным целенаправленным самоконтролем, используя систему самоуправления в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Говоря о постоянном самоконтроле личности над поведением, мы имеем в виду период выработки определенного, адекватного индивидуальным психическим особенностям и социальным требованиям среды стиля поведения. В этот период в наибольшей степени подключен сознательный самоконтроль личности. Сознательное контролирование себя не явля ется обязательным условием существования личности. Естественно, что не всякий поведенческий акт является результатом самоанализа. Человек действует и жи^ вет, используя привычные, отработанные им самим в его жизненном опыте приемы поведения, приемы профессиональной деятельности, взаимодействий с людьми и самоуправления. Более того, повышенный уровень самоанализа может снижать результативность основной деятельности ./14,55,74,144/.

Таким образом, говоря о необходимости самоконтроля для личности, мы имеем в виду именно периоды целенаправленной деятельности по самоизменению, периоды сознательной самоорганизации личности.

В ходе психодиагностических исследований студентов приходится сталкиваться с такими случаями, когда личность студента характеризуется низкими самооценками, сниженной уверенностью в себе.

В консультационных психологических беседах должны быть использованы данные психологических экспериментальных исследований самооценок личноститак, в нашем исследовании была установлена зависимость^вства уверенности в себе и уровня развития социально-психологических характеристик, понимаемых как способность к общению. Способность общаться предполагает не только умение получать удовлетворение от процесса общения. Эта способность предполагает успешность в тех видах деятельности, в которые значимыми компонентами входят взаимодействия с другими людьми и где, следовательно, успешность зависит от умения достаточно быстро и хорошо наладить взаимоотношения, умения проявить гибкость в оценке различных ситуаций процесса взаимоотношений, умения и волевым образом влиять на деятельность других людей. Коммуникативные способности личности влияют на ее общую самооценку.

Связь уверенности в себе и способности к успешным взаимодействиям с другими людьми усиливается в условиях такого социального окружения, где способность к социально-помологическому взаимодействию ценится особенно высоко.

Основной стратегией развития способности к успешным социальным взаимодействиям является стратегия постепенного подключения студента, характеризующегося низкими самооценками и неуверенностью в себе, к общественной работе. Участие в трудовом семестре, в общественной жизни коллектива обеспечит расширение сферы деловых социальных контактов и послужит основой самоизменения личноетиС Н. Н. Обозов, 1983).

Как показали наши исследования, чувство уверенности в себе, по сути, является социальным. Уверенность в себе^сновывается на самооценке способностей к коммуникативным операциям в структуре деятельности, в большейстепени чем на оценке своих интеллектуальных способностей. Эта зависимость корректируется в условиях социальной среды, где способность к абстрактной мыслительной деятельности ценится достаточно высоко. Например, для студента физического факультета университета характерной является большая значимость самооценки интеллектуальных качеств для общей самооценки личности, однако связь самооценки с коммуникабелъностью личности является характерной и для этой выборки.

Посколькую студент — это в будущем член научного или производственного коллектива, потенциальный руководитель группы,. * " .- - - преподаватель, постольку коммуникативные, а также коммуникативно-волевые качества личности представляют собой важную основу его будущей деятельности. Эти выводы касаются в первую очередь системы воспитания студентов в вузе, где особенное внимание должно уделяться развитию социально-психологических качеств-личности: умения сотрудничать с людьми, умения налаживать контакты, организовывать не только свою работу, но и работу других. В студенческих коллективах должно воспитываться чувство долга, ответственности перед коллективом, самоконтроль. гНаучно доказанным фактом является связь таких характеристик, как уверенность в себе и эмоциональная стабильность. Для тревожного, эмоционально нестабильного человека характерно ощущение неуверенности в себе. Исследования самооценок личности позволило установить тот факт, что, как правило, осознание своей эмоциональной стабильности носит адекватный характер. То есть, тревожные люди достаточно адекватно осозна’юиэту свою особенность, причем эта характеристика личности оценивается молодыми людьми как отрицательная, мешающая в учебе и взаимоотношениях с людьми, в управлении собой. Студент ищет пути борьбы с состоянием тревожности. Самостоятельный поиск не всегда приводит к успеху. В этом отношении полезным для студента может быть обращение к психологу-консультанту.

Основной стратегией развития контроля над своей эмоциональной сферой является усиление элементов планирования в. своей жизни. Составление планов, прогнозов относительно будущего снижает возможность непредвиденных стрессирующих воздействий со стороны внешней среды. В этом же направлении действуют системы распределенных во времени тренировок, отработки навыков. Для студентов снижение эмоциональных^стрессов осуществляется за счет повышения систематичности .^занятий, сдвига начала подготовки к экзаменам на более ранние сроки.

Все эти меры помогают сузить зону повышенных требований к скорости реагирования на изменяющиеся внешние условия. Для организма, характеризующегося инертностью протекания нервных процессов, при условии заранее распланированной и отработанной деятельности создается сравнительно более комфортная среда функционирования. Повышенная эмоциональность, как правило, сопровождается именно инертностью протекания нервных процессов.

Способность к быстрому реагированию, или к быстродействию, положительно связана с общей самооценкой личности. Таким образом, сангвиники, холерики имеют природную основу, оптимальную для формирования положительной самооценки, флегматики и меланхоликивменее выгодной позиции. Этот момент следует учитывать при оценке студента педагогом, помня о связи самооценки с социальной оценкой. Следует стараться вводить элементы индивидуального подхода в работе с медлительными студентами, т. е. там, где возможно, предоставлять больше времени для выполнения и учебных и общественных заданий.

Самим же студентам можно рекомендовать увеличивать планомерность своей жизни, в особенности — учебы, а также стараться развивать скорость своей реакции.

Приходя за консультацией к психологу, студенты указывают на такие свои проблемы, как энергетические и мотивационные спады, утомляемость, тревожность, сниженная память, сообразительность, внимание и т. д. В последнее время психологическим вопросам самовоспитания, самоорганизации, самоуправления уделяется много внимания в печати /32, 48, 49, 71, 88, 89, 133/. Студентам следует рекомендовать знакомиться с психологической литерату-' рой по этим вопросам.

Воспитательная работа со студентами своей опорой должна иметь систему самоуправления личности, так как личность в пору ранней зрелости — период обучения в вузе — функционирует вб-многом как самоуправляющаяся система. Таким образом, внешнее формирующее воздействие на личность проходит через воздействие на систему самооценок. Этим подтверждается важность психологических исследований закономерностей формирования и функционирования самооценок в первую очередь для педагогики, этим и определяется прикладная значимость нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, T.1.- Соч., 2 изд, Т.23, с. 5−786
  2. К. Критика политической экономии Соч., 2 изд., Т.46, 4. II, с.5−392
  3. К., Энгельс (Г). Немецкая идеология Соч., 2 изд., Т. З, с.7−544
  4. В.й. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, — Полн.собр.соч., T. I, с.347−534
  5. В.й. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., Т.18, с.7−384
  6. В.й. Философские тетради. Конспект книги Гегеля «Наука логики».- Полн.собр.соч., Т.29, с.77−218
  7. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. Психологический журнал, 1983, Т.4, 11? I, с. 14−29• 8. Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения ' конфликтной ситуации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1983, 16 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лгу, 1969. — 338 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 379 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды. Т.2. -М.: Педагогика, 1980. 283 с.
  11. А. Психологическое тестирование. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 293 с.
  12. Л.И. Психология самоактуализирующейся личноети в работах Абрагама Маслоу. Вопросы психологии, 1973, $ 4, с.85−97
  13. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. — 359 с.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981, с.3−18
  15. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981, с.67−87
  16. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал, 1984, Т.5, № 3, с.152−162
  17. Ф.В. О «силе Я» и психологической защите. Вопросы философии, 1969, № 2, с. II8−125
  18. Г. С. О психологических основах активирующей психотерапии. В кн.: Психическая саморегуляция. Вып.2. — Алма-Ата, 1974, с.22−24
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 27Е с.
  21. А.А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека. Психологический журнал, 1983, Т.4, № 6, с.20−29
  22. М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности. Вопросы психологии, 1977, № 5,с.129−134
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 463с.
  24. М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. Вопросы психологии, 1972с.121−131
  25. М.И. Взаимосвязь оценки другого человека и самооценки. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.171
  26. М.К., Тищенко С. П. К вопросу о детерминации психической саморегуляции личности. В кн.: Психическая саморегуляция, Вып.2. — Алма-Ата, 1974, с.27−29
  27. С.А. Способ исследования количественной характеристики личности в группе. Вопросы психологии, 1971, J&-3,с.138−143
  28. С.А. Способ моделирования личности в группе. -Б кн.: Личность в психологическом эксперименте, —ГЛ., 1973, с.223−231
  29. Н.Ш., Пейсахов Н. М. Способность к самоуправлению в психологической модели специалиста высшей квалификации.-В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд. КГУ, 1982, с.18−19
  30. Р.И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. Минск: Народна Асвета, 1983. — 78с.
  31. И.П. Социометрические методы в социально- психологических исследованиях. Л.: Изд. ЛГУ, 1970. — 88с.
  32. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Научные трудыДубанекий университет, Вып.235. -Краснодар, 1977. 174 с.
  33. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд. Казанского университета, 1983. -108 с.
  34. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.-Л.: 1982. 100 с.
  35. Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников. Вкн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1978, с.71−78
  36. Л.В. Формирование рефлексивного мышления -психологический фактор развития познавательной активности студентов. В кн.: Воспитание и обучение и психическое развитие: Тез.докл. У всее. съезда общ.психол.COOP. Москва, 1977, с.106
  37. А.Т. Параметр общительности коммуникативности и типа нервной системы. — В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез.Всес.симп. Л., 1973, с.43
  38. А.Т. Свойства нервной системы-и продуктивность учения. В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл. У всес. съезда общ.психол.СССР. М., 1977, с.98
  39. А.Т. Типологические различия в мыслительной деятельности старшеклассников. В кн.: Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тез.Всес.симп., Пермь, 1982, с.30−32
  40. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности старших школьников: Автореф.дис.. канд. психол. наук, Ярославль, 1974, 12 с.
  41. Т.М. К проблеме развития личности. Психологический журнал, 1981, Т.2, J? 6, с.97−103
  42. У. Психология. СПб, 1898
  43. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980. — 159 с.
  44. А.Б. Глаза в глаза. М.: Моск. рабочий, 1982.207 с.
  45. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: Автореф.дис.. канд.пед.наук, Л., 1977, 22 с.
  46. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  47. В.Л., Дранков А. В. 0 природе коммуникативных способностей. В кн.: Психология — производству и воспитанию.
  48. Л.: Изд. ЛГУ, 1977, с.232−239
  49. А.Л. К методике групповой оценки качеств личности. Б кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докл., Краснодар, 1975, с.37
  50. Е.В. Личность и саморегуляция. Б кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психологии, М., 1979, с.24−27
  51. В.П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики. Психологический журнал, Т.2, 1982, Л 2, с. II8−133
  52. Е.Г. Общение как фактор развития личности. -Киев: Наукова Думка, 1981. 115 с.
  53. С.А., Аминов Н. А. О характере связей между экстраверсией интроверсией, эмоциональной устойчивостью и типологическими свойствами нервной системы: — В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл. У Всес. съезда общ.психол.СССР, М., 1977, с.80
  54. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. В кн.: Личность и деятельность. -•Л.: ЛГУ, 1982, с.74−84
  55. Е.П. Социальное и биологическое в возможностях человека. В кн.: Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тез.докл.Всес.симп., Пермь, 1982, с.53−54
  56. А.И. 0 динамических качествах общительности. -Вопросы психологии, 1967, 1 Г?5, с.133−186
  57. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 311 с.
  58. Е.А., Морозов А.С. Опыт использования методики
  59. Хекхаузена при исследовании «мотива достижения». Б кн.: Социально-психологические проблемы управления коллективом. -М., 1977, с.18−20
  60. Л.С. Гуманистическая психология. Вопросы философии, 1974, 5, с. 147−154
  61. В.П. Исследование социально-психологических проблем самоутверждения личности. Социологические исследования, 1979, № 2, с.82−89
  62. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. Вопросы психологии, 1980, & 3, с.130−133
  63. А. Психопатология неврозов. Воршава, 1975.399 с.
  64. Кирай-Даваи М. Формирование функций идеального Я в школьном возрасте. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности/АН СССР, Институт психологии, отв.ред. Д. Ковач и др. — М.: Наука, 1983, с.51−56
  65. Г. А. Соотношение оценки, самооценки и комму- i/ никативных черт личности, подростка. Автореф.канд.дис.Л., 1979• 69. Ключникова Г. А. Методика изучения самооценки школьника.-Вопросы психологии, 1984, № I, c. III-ПЗ
  66. А.Г. Проблема самоуправления личности. В кн.: Проблемы психологического воздействия. — Иваново, 1979, с.19−30
  67. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  68. В.Т. Диагностика лабильности в мыслительной деятельности по тестам и самооценке. Вопросы психологии, 1973,. № 4, с.115−124
  69. Г. А. «Активное социальное обучение» как методкоррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф.дис.. канд.психол.наук, М., 1980, 18 с.
  70. Кон И. О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 363 с.
  72. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Психологический журнал, Т.2, № 3, 1981, с.25−38
  73. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 254 с.
  74. Н.С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов. В кн.: Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983, с.96−105
  75. К.В., Серебрякова P.O. Методики исследования интеллекта и мышления в клинике. В кн.: Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях/под ред. В.Н.Мя-сищева и Б. Д. Карвасарского. — Л., 1969, 0.38−55
  76. Н.В. Познание людьми друг друга в межличностном конфликте. Психологический журнал, 1984, Т.5, й 2, с.54−61
  77. Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознания в конфликтной деятельности. В кн.: Психология межличностного познания.- М.: Педагогика, 1981, с.80−92
  78. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  79. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — 153 с.
  80. Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений. В кн.: Психология личностии малых групп. Л.: Изд. ЛГУ, 1977, с.23−30
  81. З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. -М., 1973, с.28−41
  82. В.Н. К вопросу о самооценке подростка. Уче- v ные записки ЛГУ, 1Ь 352, серия «Психологическая наука"с.62−68
  83. В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. -208 с.
  84. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1982. -207 с. / ^
  85. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.7. -М.: Просвещение, 1972, с.223−231
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
  87. В.Г. Влияние свойств личности на учебную деятельность студентов. В кн.: Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: Тез.конф., Новосибирск, 1983, с.55−57- 93. Липкина А. И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.64 с.
  88. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  89. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии.-Психологический журнал, T. I, 1980, $ I, с.8−20
  90. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблемы общения в психологии. — М.: Наука, 1981, с.2−18
  91. .Ф. Задачи психологической науки в свете решении ХШ съезда КПСС и Июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. Психологический журнал, 1983, Т.4, № 6, с.3−19
  92. Н.И. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента-общественника. В кн. д Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975, с.204−206
  93. B.C. О парадоксальных соотношениях между адекватностью суждений человека о себе и других людях и тестовыми оценками интеллекта. В кн.: Личность и деятельность: Тез. докл. У Всес. съезда общ.психол.СССР, М., 1977, с.15
  94. B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф.дис.. канд. психол-наук, Л., 1977, 20 с.
  95. Р. Структура Личности. В кн.: Экспериментальная психология / под ред. П. Фресс и Ж.Пиаже. — М.: Прогресс, 1975, с.196−283
  96. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. — 303 с.
  97. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. 119 с.
  98. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 294 с.
  99. Методы социальной психологии / под ред'. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — 175 с.
  100. И.В. Самоанализ в связи с некоторыми особенностями понимания человека человеком. Краснодар, 1975, с.37
  101. О.М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств. Б кн.: Научные труды Кубанского университета, вып.235, Краснодар, 1977, с.161−168
  102. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. — 144 с.
  103. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. — 149 с.
  104. ПО. Обозов Н. Н. Психология малых групп и коллективов. -В кн.: Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Изд. ЛГУ, 1979, с.121−186
  105. Н.Н. 0 трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн.: Психология межличностного познания. — М.: Педагогика, 1981, с.72−80
  106. Н.Н. Самопознание путь совершенствования. -В кн.: Психология в управлении. — Л.: Лениздат, 1983, с.72−83
  107. И.П. Полн.собр.соч., Т. З, кн.2, 592 с.
  108. .Д. Проблема опосредованноети в социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975, с.3−21
  109. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. -В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности / АН СССР, под ред. Д. Ковача и др. М.: Наука, 1983, с.45−51
  110. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982. — 168 с.
  111. В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. В кн.: Проблемы коммуникативнойи познавательной деятельности. Ульяновск, 1981, с.98−120
  112. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. — 354 с.
  113. А.Ф. Единство социального и биологического в гармоничном развитии личности. Рига, 1981. — 212 с.
  114. Практическая психология и психологическое консультирование / под ред. Н. Н. Обозова. Л.: Изд. ЛГУ, (в печати J
  115. Проблема общения в психологии / АН СССР, Институт психологии, отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  116. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдиналь-ном исследовании студентов. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. — 247 с.
  117. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976.367 с.
  118. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  119. Ф.М., Курбатова А. Т. Развитие коммуникативных умений важное условие формирования способности личности к самоуправлению. — В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. — Казань: Изд. КГУ, 1982, с.23−24
  120. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд. ЛГУ,. 1973. — 175 с.
  121. Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции. В кн.: Научные труды Кубанского университета, вып.235.-Краснодар, 1977, с.169−174
  122. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957. — 329 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. -709 с.
  124. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии (практическое руководство). М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  125. Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. — 159 с.
  126. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. -Ташкент: Медицина, 1979. 620 с.
  127. В.М., Кошман С. А. Дифференциально-психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М., 1980, с.7−56
  128. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1978, с.81-III
  129. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ддова. Л.: Наука, 1979. — 263 с.
  130. В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1969, 16 с.
  131. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Вопросы психологии, 1975, № 3, с.62−72
  132. И.М. Психологические этюды. СПб, 1873
  133. Т.В. Критический анализ проблемы эмансипирован-нности личности в некоторых исследованиях „гуманистической“ психологии. Вопросы психологии, 1976, J6 5, с.163−170
  134. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  135. К.С. Работа актера над собой.- М., 1 954 145.'Сталин В. В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983.-286с.
  136. И.А. Самоорганизация как фактор успешности деятельности аспирантов. Автореф.дис.. канд.психол.наук. Л.: ИЗд. ЛГУ, 1983. — 16 с.
  137. В.П. Когнитивная социальная психология. Автореф.дис.. докт.психол.наук. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983. — 32 с.
  138. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн.: Психологическая наука в СССР. Т.2. — М., 1958, с.91−109
  139. И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 143 с.
  140. И.И. 0 психологических основах самовоспитания. В кн.: Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981, с.223−234
  141. Е.В. Проблема „Я“ и самосознание. В кн.: Проблемы сознания. — М., 1968 с.217−227 153″ Beane J.A., Lipke R.P. Self-concept and Self-esteem. A construct differentiation. Child Study Journal, 1980, Vol.10(1), p. I-6.
  142. Bills B.F. A comparison of scores on the Index of Adjustment and values with behavitrar in level-of-aspiration tasks. J.Consult. Psychol., 1953″ 17″ p.206−212.
  143. Butler J.M., Haigh G.V. Changes in the relation between self-concepts and ideal concepts consequent upon client-centered Counselling* Int C.R.Rogers, E.P.Dymond (Eds). Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954″ P. 55−76.
  144. Cattell R.B. Personality, motivation: Structure and measurement. New York, World Book Company, 1957.157* Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for sixteen personality factors questionnaires. Illinois, 1970.
  145. Coopersmith S. Studies in self-esteem. Scientific American, 1968, N.2I8.
  146. Diggory J.C. Self evaluation: Concepts and Studies. -N.Y., 1966.
  147. Eysenck H.J. Principles and methods of personality: Description, Classification and Diagnosis. Brit. J. Psychol., 1964, Y.55, N.3, p.284−294.
  148. Gil in sty A.S. Relative self-estimate and the level of aspiration. J. Eap.Psychol., 1949″ 39″ p.256−259.
  149. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.X., Harper, 1954. — 411 p.167* Morse S., Gergen K.J. Social comparison, self-consistency, and the concept of self. Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 16, p. I48-I56.
  150. Rosenberg M. Which significant others. American Behavioral Scientist, 1973, 16, p.829−860.171* Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton Univ. Press, 1965, P*273−275″
  151. Sach D. How to Distinguish Self-respect from с •», Self-esteem. Philosophy and public affairs, 1981, N.4, vol.10, p.346−360.
  152. Stagner R. Psychology of Personality. 3-d ed. -N.Y., McGrow-Hill, 1961.
  153. D.M., Vallacher R.R. (Eds). The Self in
  154. Social Psychology. -N.Y., Oxford, 1980.175* Weiner B. Human motivation. N.Y., Holt, Sine-hart and Winston, 1980. — 480 p.
  155. Wena F.V. Self-evaluation and Suicide Potential.-Psychological Seports, 1976, 39″ p.289~290.177* Wessman A.E., Sicks D.F. Mood and Personality. -N.Y., 1966.
  156. Wylie S. The self-concept. Sevised edition, v.2.-Lincoln, Nebraska, 1979. 825 p.
Заполнить форму текущей работой