Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, они представлялись на научно-практических конференциях г. Шадринска (май, 1998 г.), «Российское государство и государственная служба на современном этапе» (РАГС, 1998 г.), «Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Оценивание социально-перцептивной компетентности госслужащих как акмеолого-психологическая проблема
    • 1. 1. Социально-перцептивная компетентность госслужащих как объект оценивания
    • 1. 2. Критерии, показатели и уровни социально-перцептивной компетентности государственных служащих
    • 1. 3. Оценивание социально-перцептивной компетентности госслужащих: сущность, структура, функции
    • 1. 4. Методика и процедура исследования оценки социально-перцептивной компетентности госслужащих
  • Глава 2. Условия совершенствования системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих
    • 2. 1. Экспериментальное исследование особенностей оценивания социально-перцептивной компетентности различных категорий госслужащих
    • 2. 2. Оптимизация алгоритма и технологии развития и оценки социально-перцептивной компетентности госслужащих
    • 2. 3. Психолого-акмеологические детерминанты совершенствования системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих .,

Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование общества, проводимое на протяжении 90-х годов, осуществляется сложно и противоречиво. Кадровая проблема, и прежде всего развитие профессионализма государственных служащих, все больше проявляется как фактор, определяющий успех начатых реформ.

В рамках многоплановых преобразований все сильнее утверждается их направленность на гуманизацию всей социальной практики, процессов и явлений. В данном контексте социально-перцептивная компетентность госслужащих (СПК ГС) приобретает исключительную актуальность. Во-первых, утверждающиеся демократические тенденции в обновляющемся обществе все очевиднее вступают в противоречие со сформировавшимися в прежние годы авторитарно-манипулятивными стереотипами общения и вновь возникающими негативными сторонами взаимодействия социальных субъектов.

Во-вторых, потребность в утверждении индивидуально-ориентированного подхода в отношениях и непосредственно в процессе общения требует переоценки сложившейся практики. При этом без достаточной научной проработки относящихся к ней основных вопросов проблема совершенствования социально-перцептивной компетентности представляется трудно разрешимой. Особое звучание здесь приобретает разработка теоретико-методологических основ эффективного решения проблем социальной перцепции.

И, наконец, в-третьих, этот круг вопросов содержит такой недостаточно разработанный и практически освоенный аспект, как оценивание социально-перцептивной компетентности кадров, в том числе и государственных служащих. Данная проблема требует научного и практического решения, являясь ключевой в развитии этого рода готовности и подготовленности.

Уже сформированные теоретико-методологические и прикладные основы для исследования СПК в изменяющихся условиях не обеспечивают всесторонней ее оценки государственных служащих и требуют всестороннего психолого-акмеологического анализа. Для современной практики необходимо иметь методы и технологии оценки, позволяющие выявить уровень развития СПК конкретного госслужащего, который позволяет понять взаимосвязи и отношения этого госслужащего с другими людьми в вертикальном и горизонтальном направлениях. Поэтому возникает потребность в изучении не только самого феномена социально-перцептивной компетентности госслужащего, но и в решении научных и практических задач более широкого, системно-целостного характера. Одна из них заключается в необходимости-разработки системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащего.

Состояние проблемы исследования. Проблема оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих и других социальных субъектов рассматривается в психологических исследованиях А. А. Бодалёва, В. Н. Мясшцева, Л. А. Петровской и др. как важная качественная характеристика взаимосвязи личности и социального окружения, которая выражается через самооценку, оценку другого, ожидаемую оценку со стороны группы.

В познании и решении проблемы социально-перцептивной компетентности ГС отсутствуют ее системные исследования. Необходимость всестороннего ее анализа определила важность разработки адекватной методологии, методики и процедуры в рамках акмеологического подхода.

Основное отличие применения акмеологического подхода в данном исследовании, в отличие от других подходов в разработке проблемы СПК ГС, состоит в комплексном использовании целостной модели социального субъекта, приемлемых алгоритма и технологии познания. На такой основе обеспечиваются продуктивное развитие и активная реализации творческого потенциала госслужащего в профессиональной деятельности. Однако будет справедливым утверждение о том, что большинство исследований базируется на методологической парадигме, сформированной в прежние годы.

Современное наукознание располагает достаточно эффективными результатами, интеграция и дифференциация которых дает возможность всесторонне исследовать социально-перцептивную компетентность госслужащего. Признавая несомненный вклад исследователей в общую разработку проблемы социальной перцепции (Г, М. Андреева, Л. И. Анцыферова,.

A.А.Бодалёв, Э. Берн, В. Н. Куницына, Д. Майерс, Л. А. Петровская и др.), различных ее сторон в ведущих сферах деятельности (Т.П.Гаврилова,.

B.М.Герасимов, А. А. Деркач, Н. Н. Ершова, С. В. Кондратьева, Е. В. Кораблёва, Н. В. Кузьмина, И. В. Кулькова, А. П. Новгородцев, В. Н. Панфёров, Е. А. Суслова и др.), а также в ее психодиагностику (А.А.Бодалёв, М. Г. Беспалько, А. А. Деркач, А. И. Донцов, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. И. Конюхов, В. А. Кулагин, М. Кяэрст, Г. И. Марасанов, Л. А. Петровская, Л. Н. Собчик, В. В. Столин и др.), следует указать, что СПК госслужащих и методы ее оценивания в современных условиях до настоящего времени изучены недостаточно.

Таким образом, фокус приложения усилий включает в себя как междисциплинарное интегративное знание по данной проблеме, так и знания отдельных наук. Причем в качестве базовой мы выделяем науку акмеологию, ее понятийный аппарат и способы познания. Все они составляют теоретико-методологическую основу исследования и развития СПК ГС. Использование системно-целостного акмеологического подхода в познании и развитии СПК госслужащих позволяет, прежде всего, рассматривать его через совокупность развивающегося единства макрохарактеристик индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Актуальным здесь является изучение взаимосвязей между отмеченными макрохарактеристиками и включенность их в непосредственные и опосредованные контакты со всей окружающей реальностью. Ключевым компонентом, на который обращается. первостепенное вниманиеакмеологического изучения, выступает профессионализм госслужащего. Его анализ с учетом особенностей профессионализации в основном в условиях управленческой деятельности позволяет раскрыть внутренние детерминанты творческой продуктивности в СПК ГС.

Не исследованными остаются такие важные в теоретическом и практическом отношении стороны проблемы, как сущностные характеристики и структура СПК госслужащих, критерии и показатели ее сформированное&trade-, технологические основы и условия оптимизации оценки СПК госслужащих. Особый интерес для современной науки и практики представляют акмеологические аспекты продуктивного решения исследуемой проблемы. Реализация этой идеи видится в обеспечении и интегративном включении методов оценки СПК госслужащих как неотъемлемого компонента ее структуры. Это и определило выбор темы исследования.

Цель исследования — разработка оптимальной системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих и определение психолого-акмеологических условий ее продуктивного использования.

Объектом исследования является социально-перцептивная компетентность в профессиональной деятельности госслужащих.

Предметом исследования выступает система оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих и условия ее оптимизации в процессе профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих возможна, если обеспечить объективное восприятие и понимание сущности и особенностей субъектов профессиональной деятельности с учетом ее целостной исследовательско-развиваклцей архитектоники. Продуктивность использования этой системы может быть повышена в рамках конструктивной модели, алгоритма и технологии развития и оценки социально-перцептивной компетентности госслужащих. Ее результативность следует оценивать с помощью специально разработанных критериев и показателей. Все это требует также создания психолого-акмеологических условий.

Цель и гипотеза обусловливают задачи исследования:

1. Разработка теоретико-методологических основ исследования социально-перцептивной компетентности госслужащих и системы ее оценивания.

2. Обоснование теоретической модели социально-перцептивной компетентности как объекта системного оценивания.

3. Определение критериев и показателей оценки уровня сформированности социально-перцептивной компетентности госслужащих.

4. Выявление психолого-акмеологических условий оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих.

5. Разработка методических рекомендаций по оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности государственных служащих.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы психологии и акмеологии, прежде всего такие как единство сознания и деятельностидетерминизма, развития, системности, деятельностного подхода и др. С учетом их требований в исследовании использованы такие конструктивные научные данные, как: общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и ее современные направления, связанные с изучением феноменов социально-перцептивной компетентности в парадигме акмеологии (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова и др.) — психологические теории и концепции, раскрывающие природу восприятия в процессе общения, повседневного отношения, деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. С. Агеев,.

Л.И.Анцыферова, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясшцев и др.) — результаты исследования в области психологии межличностного познания и социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, В. В. Знаков, В. Н. Князев, Г. А. Ковалев, Р. Л. Кричевский,.

A.А.Кроник, О. Г. Кукосян, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, В. Н. Мясшцев, Л. А. Петровская, А. А. Реан и др.) — положения, раскрывающие научные стороны проблемы восприятия личности и оценивание его эффективности (А.А.Бодалев,.

B.В.Давыдов, В. Г. Зазыкин, С. В. Кондратьева, И. С. Кон, Р. Л. Кричевский, Л. Н. Собчик, В. В. Столин, Г. Я. Розен, И. И. Чеснокова и др.) — теоретические и практические исследования, посвященные методам оценки СПК (Н.Н.Богомолова, А. Б. Добрович, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, Г. И. Марасанов, Ю. В. Пахомов, Л. А. Петровская, А. П. Ситников, Л. Н. Собчик, В. В. Столин, М. Форверг, Н. В. Цзен и др.).

В разработанной нами концепции на основе интеграции современного знания, передовой практики и выводов, базирующихся на научном анализе и прогнозе, центральное место занимают модель, алгоритм и технология СПК ГС. Предложенный акмеологический подход выступает теоретико-методологическим основанием для исследования и развития всех компонентов СПК ГС. Как нам представляется, он совершенно необходим при осуществлении реальных характеристик СПК ГС в соответствии с моделью, алгоритмом и технологией.

При выявлении особенностей субъективных факторов, от которых зависят полнота и точность отражения человеком внешнего облика и внутреннего мира других людей, в расчет обычно принимались характеристики только так называемого социального интеллекта и социальной мотивации субъекта познания, но, как показало наше исследование, надо обязательно учитывать и уровень развития у человека психофизиологических, общепсихологических характеристик его познавательный, эмоциональный и мотивационной сфер.

С целью решения этой задачи нами создан специальный диагностический инструментарий и разработана процедура качественного анализа и оценки выявленных с помощью его зависимостей.

Методы исследования. Для изучения различных характеристик СПК ГС наиболее целесообразными являются психодиагностические средства. В этом вопросе мы ориентировались на классификацию, предложенную Б. Г. Ананьевым. В соответствии с ней мы использовали во взаимосвязи ряд групп методов диагностики и оценивания СПК. Это организационные методы, определяющие стратегию на всех этапах исследования, и в их числе сравнительный метод. В качестве эмпирических были применены методы моделирования, методы наблюдения и самонаблюдения. Использовались также психодиагностические методы, стандартизованные тесты (продуктивные), нестандартизованные тесты (проективные), беседы, оценка результатов деятельностибиографический метод (анализ факторов и событий жизненного пути).

В числе методов обработки экспериментальных данных использованы как основные количественные методы, так и качественные методы (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам). Важное место в нашей работе заняли также исследовательско-развивающие методы (тренинги, и др.). Все использованные нами методики можно разделить на три группы.

I группа — методики, содержащие критерии оценивания, позволяющие сделать эту оценку СПК (первичное оценивание тесты, анкеты) — а анализ сопоставительных данных методик по критериям (вторичное оценивание).

II группа — методики, не содержащие критериальных оснований, которые позволяют только воспринимать исследуемый объект или его стороны (наблюдение, тренинг, отдельные эмпирические данные).

III группа — методики оценивания вторичных данных (оценивание документальных данных).

В качестве приоритетных методов использованы: контент-анализ источников научной информации по проблеме СПКметоды включенного наблюдения, анкетирования, экспертных оценок, сопоставительный анализ, тест Т. Лири, тест Равена, тест Люшера, тест СМИЛ, тест Кэттелла, тест на оценку управленческих качеств, тест на эффективность руководства, тест на самооценку руководителей, социально-психологический тренинг.

Эмпирическая база исследования: государственные служащие и военные руководители ВС РФ, профессорско-педагогический состав РАГС, военных академий г. Москвы. Всего исследованием было охвачено 386 респондентов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Разработаны теоретико-методологические положения, составившие научную и прикладную основу познания проблемы социально-перцептивной компетентности госслужащих и ее системного оценивания. Они позволили реалйзовать междисциплинарный подход, интегративный характер которого проявляется в системном использовании познавательно-развивающих средств и методов акмеологического мониторинга. Он дал возможность уточнить сущностные признаки СПК госслужащих, как целостного феномена, для оценки которого необходима адекватная система оценивания.

2. Доказательно представлены уточненные сущностные признаки социально-перцептивной компетентности госслужащих, которые положены в основу ее теоретической модели. Сформулированные положения характеризуют социально-перцептивную компетентность государственного служащего, как полноту и глубину восприятия, понимания и оценки им социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющиеся через эмоционально-чувственное, интеллектуальное и социальное взаимодействие.

3. Определены критерии и показатели оценки сформированности социально-перцептивной компетентности госслужащего, которые выражают основные признаки ее проявления через восприятие, понимание и оценивание. Наиболее общая оценка дается с помощью интегрального критерия, который свидетельствует о гармоничном взаимодействии госслужащего с социальными субъектами. Его содержание раскрывается через такие частные признаки как способность системно реагировать на социальные субъекты, как целостные взаимосвязанные феномены (выраженность восприятия) — адекватное моделирования себя, другого и взаимосвязей в социальной реальности (выраженность понимания) — объективное отношение ГС к социальной действительности (выраженность оценивания, самооценки, ожидаемой оценки, оценки личностью группы). Количественные и качественные стороны СПК ГС оцениваются с помощью соответствующих показателей.

4. Выявлены психолого-акмеологические условия успешной оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности государственных служащих. Они представлены как система общих, особенных и единичных детерминант, которые действуют на субъективном и объективном уровнях, определяя характер и особенности потенциальной, процессуальной и результирующей составляющих системы оценивания СПК ГС.

5. Сформулированы методические рекомендации, обеспечившие использование и оптимизацию всех компонентов системы оценивания СПК государственных служащих. В соответствии с ними в рамках акмеологического мониторинга системно использованы средства и методы диагностики, развития и оценки различных сторон сформированное&tradeСПК ГС и продуктивность разработанной системы оценивания данного феномена.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система методов оценки СПК ГС как компонент системно-целостной исследовательско-развивающей акмеологической технологииразработаны методические рекомендации по развитию социально-перцептивной компетентности госслужащих, позволившие на различных этапах оценивания дифференцированно привлекать в рамках акмеологического мониторинга совокупность исследовательско-развивающих средств и методовопределены критерии, показатели и уровни сформированное&tradeсоциально-перцептивной компетентности госслужащих. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике профессиональной деятельности руководителей-госслужащих, в процессе организации повышения их профессионального мастерства.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась применением апробированных методов познания, адекватных объекту, цели и задачам диссертациивсесторонним анализом и апробацией опытно-экспериментальной работыпрактическим внедрением полученных результатов в деятельность госслужащих.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, они представлялись на научно-практических конференциях г. Шадринска (май, 1998 г.), «Российское государство и государственная служба на современном этапе» (РАГС, 1998 г.), «Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров в системе образования (РАГС, 5−6 января 1999 г.), «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 18−20 мая 1999 г.), отражены в публикациях материалов научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева (РАГС, 1998 г.). Материалы диссертации использовались в лекционных и практических занятиях курса «Педагогика и психология» для слушателей В, А СН РФ имени Петра Великого. На основе результатов диссертационного исследования были проведены семинары для госслужащих факультета управления ВА СН РФ имени Петра Великого (1997, 1998, 1999 г.г.).

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика социально-перцептивной компетентности госслужащего выражается в полноте и глубине восприятия, понимания и оценки себя как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющиеся через эмоционально-чувственное, интеллектуальное и социальное взаимодействие, которые основаны на жизненном опыте и творчестве.

2. Теоретическая модель социально-перцептивной компетентности госслужащего отражает основные ее характеристики и выступает в качестве объекта оценивания. Она включает в себя такие сущностные признаки, как способность системно и адекватно отражать социальные субъекты, конструировать их социально-перцептивную сущность и объективно относиться к данной социальной реальности. Система оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих как компонент исследовательско-развивающей акмеологической технологии включает в себя активные формы развития СПК: мониторинговую диагностикукритериально-оценочную базу, а также комплекс методов анализа и оценки уровня сформированности СПК ГС. Наиболее продуктивные методы оценки и самооценки — экспертная оценка, метод независимых судей, сопоставительный анализ.

3. Разработанные критерии и показатели продуктивности системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих выступают многоплановым системным эталоном для выявления уровня реализации заложенного в ней потенциала. Они позволяют провести оценивание сформированности мошвационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, оценочного компонентов в СПК ГС, обеспечивающие выявление уровней ее развития. Интегративный, частные критерии и соответствующие им показатели позволили определить, с одной стороны, желательный, стабильный, критический и неудовлетворительный уровни сформированное&tradeСПК госслужащих. С другой стороны, их использование дало возможность всесторонне оценить потенциальную, процессуальную и результирующую составляющие разработанной системы оценивания СПК ГС.

4. Психолого-акмеологические условия оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих представляют собой единство общих, особенных и единичных детерминант, обеспечивающих адекватное восприятие, понимание и оценивание социальных субъектов и взаимосвязей между ними. Их содержание раскрывается через сформированность у государственного служащего мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого и оценочного компонентов творческого потенциалапроницательность и способность системно отражать, моделировать и адекватно оценивать социально-перцептивные феноменыактивную саморегуляцию индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, обеспечивающих продуктивное использование системы оценивания СПК ГС.

Структура диссертации: Диссертация изложена на 225 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 14 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ П.

1. Исследовательско-экспериментальная работа, направленная на проверку выдвинутой гипотезы, показала, что социально-перцептивная компетентность госслужащих как многоаспектный феномен требует системного подхода к изучению, развитию и оцениванию. Эта комплексная исследовательская задача решалась путем подбора исследовательско-развивающего инструментария, его использования и определения возможностей привлечения всей этой технологической базы в динамике. Применение их в мониторинговом режиме в процесе социально-психологического тренинга дает возможность оптимизировать их состав. Сопоставление научных данных также позволяет оценить динамику изменения уровня сформированности СПК ГС, используя разработанные критерии и показатели.

Таким образом, в экспериментальной части диссертации было использовано 10 методик, из них в систему оценивания СПК ГС целесообразно включить в качестве основного блока следующие: тест Т. Лири, тест Равена, тест Люшера, тесты, прослеживающие динамику мотивационной направленности, экспертное оценивание.

2. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии разработанного социально-психологического тренинга на изменение характеристик СПК и достижение их максимального соответствия разработанным критериям, показателям и уровням. Полученные данные позволяют рекомендовать данный тренинг в качестве основного метода развития СПК госслужащих как эффективного средства развития и оценивания СПК.

3. Предлагаемая критериальная основа оценивания СПК госслужащих отражает современные тенденции в их профессиональной деятельности. Конкретно это выразилось в учете реальных условий и факторов. Рассмотренные условия и факторы СПК ГС выделяют значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высоких результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих, ее структуры, содержания, условий и факторов развития находится в области исследований, посвященных вопросам межличностного познания. К настоящему моменту в этой области изучены закономерности, механизмы познания людьми друг другом, зависимости возникающего образа объекта познания от возрастных, половых, индивидуальных и профессиональных особенностей субъекта, его состояний, установок, условий, в котором осуществляется это познание.

Контент-анализ научной литературы позволил нам определить социально-перцептивную компетентность госслужащего как полноту и глубину восприятия, понимания и оценки себя как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющихся через эмоционально-чувственное, интеллектуальное и социальное взаимодействие, которые основаны на творчестве и жизненном опыте.

Осуществленный контент-анализ научноэкспериментальных исследований особенностей межличностного познания позволил выделить в структуре социально-перцептивной компетентности госслужащих следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: когнитивный — определяет особенности восприятия мышления, памяти и познавательного стиля личности в осуществлении процесса социальной перцепцииэмоционально-волевой — включает в себя аффективно-когнитивные способы взаимопонимания людьми друг друга: идентификацию, децентрацию и эмпатиюмотивационно-целевойопределяет содержательную избирательность социально-перцептивной компетентности и осознанную установку на наблюдение за поведением окружающих человека людейоценочный — позволяет предвосхищать поведение партнеров по общению и развитие ситуации взаимодействия в целом.

Результаты проведенного исследования позволяют содержательную сторону критериев и показателей представить следующим образом:

Первый частный критерий сформирован как способность системного отражения госслужащим социальных субъектов и взаимосвязей между ними. Он выступает мерой для полноты и точности определения перцептивных и коммуникативных качеств у себя, у других людей и определения линии подготовленности к участию в этих процессах.

Второй частный критерий обеспечивает определение степени адекватности моделирования социально-перцептивной сущности социальных субъектов, т. е. понимания себя и других людей. Оптимизация всех его сторон указывает на важность совершенствования социально-перцептивного процесса на всех этапах — при проектировании оптимальной модели, функционировании по наиболее приемлемым алгоритму и технологии, конструктивному ее развитию, всестороннем оценивании.

Третий частный критерий позволяет оценить объективность отношения госслужащего к социальным субъектам (оценивается его отношение к себе, к людям, к их деятельности, к общению, к условиям государственной службы, какие способы поведения практикует по отношению к себе и окружающим).

Все частные критерии в совокупности образуют интегральный критерий оценивания СПК ГС. Он является наиболее общим признаком того, что госслужащий способен гармонично взаимодействовать (воспринимать, понимать и оценивать) с социальными субъектами.

Принципиальное значение имеет следующее замечание. Если по данным показателям целесообразно оценивается сформированность СПК ГС, то принимается решение на осуществление эффективной деятельности в соответствии с принятыми критериями и показателями. Здесь выделяются такие частные критерии как способность системного отражения социальных субъектовадекватность моделирования социально-перцептивной сущности социальных субъектовобъективность отношения госслужащего к данной социальной реальности.

Все отмеченные критерии и показатели имеют важное значение для разработки научно обоснованной критериальной базы. Системно они могут быть представлены как в однокритериальном, так и в многокритериальном виде. Проведенный анализ СПК ГС позволяет выбрать реальную систему критериев и показателей. Все они во взаимосвязи ранее представлены на Рисунке 2.

Итак, нам известны критерии и показатели социально-перцептивной компетентности госслужащих. Они выступают критериальным основанием для оценивания уровней СПК ГС. Стратегию оценивания мы решили рассматривать как 4-х компонентную структуру взаимосвязанных этапов оценивания: диагностического, аналитического, развивающего, корректирующего. Использование в исследовании возможностей разработанных критериев и показателей оценивания социально-перцептивной компетентности позволяет задать 4-х уровневый эталон сформированности социально-перцептивной компетентности госслужащего с помощью различных средств ~ диагностических методик и различных методов оценки и самооценки. Основными из них являются: тест Кэттелла, тест Люшера, тест Лири, тест на оценку управленческих качеств, тест на эффективность руководства, тест самооценок руководителя и экспертное оценивание. Всего в систему оценивания активно привлечено 16 методик.

При рассмотрении уровней сформированности СПК ГС мы не исключали из внимания низкий уровень. Поэтому мы рассматриваем следующие уровни: желательный, стабильный, критический, неудовлетворительный.

Выявленные теоретико-методологические основания социально-перцептивной компетентности госслужащих (теоретическая модель, критерии, показатели и уровни ее сформированности) определяют не только основные акмеолого-психологические характеристики данного феномена. Они позволяют определить концепцию экспериментальной работы. Для ее выполнения, была разработана модель оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащего, которая отразила в этой модели сущность, структуру и функции самого процесса оценивания.

Изучение условий, факторов и механизмов развития компонентов, составляющих оптимизацию системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих дало нам возможность определить общие и особенные факторы и условия, оказывающие влияние на ее развитие:

К общим факторам, оказывающим влияние на развитие социально-перцептивной компетентности можно отнести: целенаправленность, целостность, избирательность, систематичность, организованность и плановость, возраст, профессия, жизненный опыт человека.

Общими условиями развития всех структурных компонентов социально-перцептивной компетентности госслужащих являются: познавательные способности индивида, а также особенности образования личности.

Особенные условия и факторы отражают специфику содержательной наполненности каждого из выделенных компонентов социально-перцептивной компетентности.

Обобщением теоретических представлений, сформировавшихся в результате анализа выводов психологической теории и практики по исследуемой теме явилось создание теоретической модели развития СПК ГС, которая отражает системную совокупность и взимообусловленность психических явлений, оптимизирующих систему оценивания СПК ГС и представлена в исследовании в виде таблиц и схемы.

Теоретическая модель развития социально-перцептивной компетентности имеет два признака: содеражательно-структурный и динамический. Элементами структуры каждого компонента являются: 1) условия функционирования компонента, которые включают психические процессы, лежащие в его основе, его свойства и ведущие качества- 2) структура знаний и умений, необходимые для развития компонентов СПК ГС- 3) условия, факторы и механизмы развития компонентов СПК. Динамическими характеристиками данной модели являются: процессуальная основа каждого компонента и взаимодополнение и взаимозависимость, выделенных компонентов.

Развитие социально-перцептивной компетнтности происходит по следующей схеме: у индивида возникает потребность в познании окружающих его людей, которая со временем переходит в устойчивый интерес к другим и является движущей силой для активизации процессов восприятия, внимания, мышления и памяти, его способностей и личных качеств, которые направлены на познание и понимание, а значит и прогнозирование поведения общающихся с ним индивидов. При этом развитие одного из ее элементов неизбежно влечет за собой развитие всей системы — это процесс системогенеза, который отражен в представленной нами модели.

Проведенная экспертная оценка разработанной теоретической модели развития социально-перцептивной компетнтности госслужащих подтвердила правомерность использования данной модели в качестве теоретического основания для определения значения СПК в профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы, а также разработки и проведения социально-психологического тренинга с целью развития его СПК.

Определение социально-перцептивной компетентности как профессионально важного личностного качества руководителя в системе государственного управления подтверждается, как результатами анализа научно-практической литературы, так и результатами интервью и анкетирования, проведенными нами с государственными служащими.

Овладение умением распознавать особенности поведения других людей является доминирующим профессионально важным личностным качеством руководителя в коммуникативном компоненте его профессиональной деятельности, которое оказывает существенное влияние на эффективность его управленческой деятельности. По своей сути управленческая деятельность носит совместный характер, который выражается: в управленческом взаимодействии с другими людьми (исполнителями), в интеграции внешнего управления самоуправления трудовых коллективов и в совместной деятельности управленческого коллектива, являющегося одним из субъектов управления. Социально-перцептивная компетентность является, с одной стороны, предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой, она развивается и совершенствуется в ходе выполнения профессиональной деятельности государственным служащим.

Определение места и значения СПК в структуре профессиональной деятельности кадров государственной службы и разработанная теоретическая модель развития социально-перцептивной компетнтности позволили нам создать социально-психолгический тренинг, направленный на развитие СПК кадров государственных служб, который сочетает в себе все формы активного обучения (дискуссии, ролевые игры, тренинг сензитивности).

Разработанный социально-психологический тренинг имеет своей главной целью — развитие СПК у военнослужащих, которая реализуется через следующие задачи: 1) развитие способностей, составляющих основу развития.

СПК- 2) развитие личных качеств, детерминирующих СПК- 3) расширение психологических знаний, участвующих в процессе развития СПК государственных служащих- 4) определение уровня развития СПК у кадров государственной службы и влияние разработанного тренинга на его изменение на основе диагностических процедур, самооценки участников тренинга и рейтинговой оценки экспертов.

Организация и проведение тренинга оценивания СПК ГС включает в себе такие этапы, как: диагностический, развивающий, оценочно-аналитический, этап оптимизации системы оценивания СПК.

Сложная, многокомпонентная структура системы оценивания СПК, а также отсутствие фактов ее «чистого» проявления подвинули нас на комплексное использование диагностических процедур (тест Кэттелла, тест СМИЛ, тест Люшера, тест Лири, тест эффективной управленческой деятельности, тест на эффективность руководства, тест на самооценку руководителя, экспертная оценка) с целью определения качественно-количественной характеристики уровня развития СПК ГС и влияния разработанного тренинга на его изменение.

Результаты экспертной оценкй определения уровня развития СПК ГС показали, что наиболее эффективное воздействие тренинг оказывает на тех участников группы, которые в начале ее работы демонстрировали критический уровень развития социально-перцептивной компетнтности. Разница между критическим и стабильным уровнем развития компонентов СПК в конце тренинга более выражена, нежели между стабильным и желательным уровнями. Это свидетельствует о том, что переход из критического уровня развития в стабильный может носить скачкообразный характер, а для повышения уровня развития СПК до желательного, требуется больше времени и усилий со стороны государственных служащих.

Развитие СПК в тренинге носит целенаправленный и комплексный характер, который отвечает ее сложной и многокомпонентной структуре. Процесс развития СПК осуществлялся по трем направлениям: 1) развитие способностей и личных качеств составляющих основу СПК- 2) развитие психологических знаний, составляющих содержание ее структурных компонентов- 3) развитие умений, выделенных в структуре компонентов СПК, которое должно носить осознанный, планомерный и контролируемый характер.

Наибольшие положительные изменения произошли в развитии оценочного (43,3%), когнитивного (31,3%) и мотивационно-целевого (44,8%) компонентов. Такие результаты дают нам возможность предположить о наиболее тесной зависимости и влияния именно этих компонентов между собой.

Таким образом, разработанный социально-психологический тренинг развития СПК ГС на основе ее теоретической модели позволяет нам рекомендовать его использование с целью развития социально-перцептивной компетентности как профессионально важного личностного качества у государственных служащих. Учитывая сложную и многокомпонентную структуру СПК, определение уровня развития социально-перцептивной компетентности госслужащих позволяет оптимизировать систему оценивания уровней СПК и в целом судить об успешности его профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н.В., Лаптев
  2. Л.Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-№.-С.12−27.
  3. Абульханова Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 248 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.299 с.
  5. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: МГУ, 1986. — 127 с.
  6. Адаптация персонала к измененной системе труда. Колл. монография.
  7. Под общ. ред. Л. Г. Лаотев.-М.:ИТАР-ТАСС, 1997.-198 с.
  8. А. Понять природу человека. С.-Пб.: Академический проект, 1997.-256 с.
  9. Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига.: Виеда, 1992.-176 с.
  10. .Г. К методологии профессиоведения //На психологическомфронте.-Вып.2.-Л., 1931. С. 4−21.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с.
  12. .Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуальногоразвития человека. Вопросы психологии, 1968, № 2, с. 3 — 11.
  13. А. Психологическое тестирование/ Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — 279 с.
  14. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984. — 141 с.
  15. С.А. Развитие культуры производства и потребления: социологический анализ: Дис. докт. социол. наук.- М.:АОН, 1991,-346 с.
  16. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеологических исследований.-Кострома:Упр.образов., 1994.-102с.
  17. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. ИНО АН СССР.- Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика, 1991.-415 с.
  18. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии.-М.:РАГС, 1995.-272 с.
  19. Л.И. Личность с позиции динамического подхода// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь.-М.: Наука, 1990.- С. 127 134.
  20. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности// Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. С. 140 — 147.
  21. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.:Икар, 1995.-199 с.
  22. Е.Ю., Ковалев Г. А., Семилет Н. В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений. // Вопросы психологии, 1988, № 6.
  23. Л.Р. Оценочное суждение и установка. / Дис. канд. псих наук. Тбилиси: ИП им. Д. Н. Узнадзе, 1989, с. 9 24.
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 157 с.
  25. А.Г. Психология личности.-М.: МГУ, 1990. 367 с.
  26. А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М.:Экономика, 1988. — 252 с.
  27. А.А., Каган В. Е. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. -М.: Смысл, 1997.- 298 с.
  28. А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности (для деловых людей): Учебное пособие для студентов Школы практической психологии. Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. — 108 с.
  29. Н.А. Смысл творчества.М., 1989.-337 с.
  30. Э. Я концепция и воспитание.-М, 1993.-324 с.
  31. В.М. Сознание и его границы. М., 1888 — 214 с.
  32. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  33. А.А. Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения.- М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  34. А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? -М.: КВАНТ, 1997. 102 с.
  35. А.А. Личность и общение.-М- 1995.-272 с.
  36. А.А. Восприятие человека человеком . Л.: ЛГУ, 1965. -123 с.
  37. А.А. О предмете акмеологии/ЯТсихологический журнал. -1993. N 5. — Т.14.- С. 73 — 79.
  38. А.А. Психология общения. Москва-Воронеж: Педагогика, 1996.-С. 35−36.
  39. А.А. К проблеме социальной перцепции. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1970, с. 54−58.
  40. А.А. К вопросу об оценочных эталонах. Вестник Ленинградского Университета, 1979, № 17, вып. 3, с. 54 58.
  41. А.А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роль в оценке личности. Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1961, вып. 9, с. 151−159.
  42. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. С. 178.0 42. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
  43. М.:Просвещение, 1968.-492 с.
  44. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. -С.-Пб.: Сощ1ально-психологический центр, 1996.-284 с.
  45. Большая советская энциклопедия (в 30 томах)/ Гл. ред. A.M. Прохоров.-З-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970 -1978.
  46. Л.В. Исследование уровня притязания. М.: Инст. психологии РАН РФ, 1993. — 141 с.
  47. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  48. .С. К изучению смысловой среды личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1981. N2. — С. 46 — 55.
  49. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке// Психологический журнал. -1991.-N3- 1992.-N6.- 1993.-N6.
  50. Брушлинский А. В, Деятельность субъекта и психическая 0 деятельн0сть//Деятельность: теория, методология, проблемы.1. М.1990.- С. 129−143.
  51. Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Автореферат дис. канд.психол. наук, — М.:ГАВС, 1992. 24 с.
  52. Л.Ф. Введение в проективную психологию. -Киев: Ника-Центр, Висг-С, 1997. 120 с.
  53. М.Е. Терапия творческим самовыражением. -.М.: Медицина, 1989.-288 с.
  54. Н.В. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования: Дис.канд.психол.наук.-М. :РАГС, 1997.-220 с.
  55. П. Искусство менеджмента., Пер. с англ. Козыревой И.Б.- М.: Новости, 1993. 224 с.
  56. Ш 55. Вегерчук И. Э., Лаптев Л. Г. Психология и педагогика наука жизни./
  57. И. Э. Богут И.И. Лаптев Л. Г. Психология и педагогика. Вводный курс лекций. /Учебное пособие. М. Агенство КванТ, 1997.306 с.
  58. И. Э. Богут И.И. Джабелов С. М. и др. Менеджеру о менеджменте: Наука и искусство эффективного управления. /Монография. М.: Агенство КванТ, 1997. 307 с.
  59. И. Э. Богут И.И. Доронин А. Ф. и др Психолого-акмеологические основы эффективного менеджмента. /Учебное пособие. М.: МГУ ПП, 1997. В 2-х частях.
  60. И. Э. Уваров Л.Н. и др. Концепции современного естествознания. /Учебное пособие. М.: КварТ, 1997. В 2-х частях.
  61. И.Э. Психология и педагогика наука и искусство жизни и деятельности Ильина В.В. (Там же). /Материалы межв. Семинара 26 -27 мая 1997 года. М.: РАГС при Перзиденте РФ. ВА РВСН, 1997. — 64 с.
  62. И. Э. Деркач В.И., Коломиец О. Г. Развитие акмеологической культуры персонала приоритетное направление их профессионализации. /В мат. межвуз. научно-практической конф. М.: РАГС при Президенте РФ, ВА им. Петра Великого. — С. 17 — 20.
  63. И.Э. Социально-перцептивная компетентность руководителей. /Мат. научно-практической конф. Шадринск: Мин. общего и профессионального образования РФ, ШГПИ фак-т психологии. 1998. -С. 111−113.
  64. И. Э. Рычкова А.В. Некоторые аспекты оценивания в системе подготовки кадров. Актуальные проблемы совершенствования
  65. Я подготовки кадров в системе образования. /Мат. межвуз. научнопрактической конф. М.: РАГС при Президенте РФ, ВА имени Петра Великого, Всероссийская государственная налоговая академия, 1999, с.78−81.
  66. И.Э. Самооценка в структуре социально-перцептивной компетентности госслужащего. / «Социальная психология XXI век» Т.1. Ярославль: Международная академия психологических наук. 1999. -С. 77−81.
  67. И.Э. Модель оценивания социально-перцептивной Ф компетентности обучаемых./Проблемы совершенствования личностнопрофессионального развития кадров в системе высшего образования. / Мат. межвуз. научно-практ. конф. М.: МЮИ, 1999. С. 55 — 63.
  68. И.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. /Монография. (В соавт.)М.: МГУ ПП, 1999.-226 с.
  69. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. С. 173.
  70. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977, вып. 235, с. 21 27.
  71. Военная психология и педагогика. Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского.-М. .Совершенство, 1998.-384 с.
  72. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования.-М., 1994.-73 с. ф 82. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.-М.-Дело, 1990.284 с.
  73. Л.С. Лекции по психологии.: С.-Пб.: Союз, 1997.-144 с.
  74. П.Я. Введение в психологию.-М. :МГУ.5−151с.
  75. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий.-М., 1979.-185 с.
  76. В.М. Исследование общественного мнения с позиций акмеологической и политической психологии. М.: Унивсерсум, 1994. -350 с.
  77. Гинзбург М. Р Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. N3. — С.43 — 53.
  78. Р.Б. Руководитель в оценках подчиненных. Периоды и динамика социально-перцептивного процесса в управлении. / Учебное пособие.-Иваново: ИГУ, 1993, с. 130.
  79. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1984, 205 с.
  80. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц.- М.: Мир, 1992.-Т.1−396 е., Т.2−376 с.
  81. Государственная служба в России: Документы повествуют.-Нижний Новгород, 1994 .- 204 с.
  82. P.M. Элементы практической психологии. 2-изд.Л.: ЛГУ, 1988.-560 с.
  83. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  84. А.Л. Психология: личность, творчество, регуляция состояний. В 3-х частях.-М.-.Магистр., 1992.-Ч. 1−102с., 4.2- 91с., Ч. З-112с.
  85. Н.И. Чувственное отражение.-М. .Мысль, 1986.-232 с.
  86. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства Ф нервной системы.-М., 1970.- 204 с.
  87. А.С. Теоретико-методологические основы гуманитарно-технологического развития госслужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук.-М.: РАГС, 1997.- 54 с.
  88. В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования.-Новосибирск, 1987.-213 с.
  89. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология :пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУД993. — 32 с.
  90. А.А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография .-Воронеж, 1997.-217 с.
  91. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. -М.: РАУ, 1993.-156 с.
  92. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РОУ, 1993, 23 с.
  93. А.А., Г.Михайлов Методология акмеологии// Прикладная психология и психоанализ. -М.:МПА, 1997.-N 3.-С.4−11.
  94. А.А., Орбан JI.C. Акмеологические основы станорвления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при През., 1995, 206 с.
  95. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: РАУ, 1993.-75 с.
  96. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис. докт. психол. наук.-Л.: ЛГУ, 1981.-392 с.
  97. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., 1996.
  98. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.-М.:Прогресс, 1993.-269 с.
  99. Н.Ф. Активность личности и принципы значимости. -Пермь, 1971.-86 с.
  100. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984, — 212 с.
  101. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: Инст. психологии РАН, 1993.-120 с.
  102. В.Н. Введение в экспериментальную психологию. -М.: Инст. психологии РАН, 1997.-184 с.
  103. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской.-М. Совершенство, 1997.-208 с.
  104. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке. / Дис. канд. псих. наук. М.: АПН СССР, 1979, с. 12 66.
  105. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности., Автореф. Дис. Докт. Псих наук. Л., 1991.-36 с.
  106. С.В., Капельбаум Э. П. Системность, целенаправленность, рефлексия. В кн.: Системные исследования. М.: Наука, 1981. — С. 7 -38.
  107. .А. Изучение социальной перцепции по свободным речевым описаниям. В кн.: социально-психологические проблемы в условиях развитого социального общества. М., 1977, с.100 101.
  108. .А. Об одном методе изучения социальной перцепции. В кн.: Методы социально-психологических исследований. М., 1975, с. 149 -155.
  109. Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих. / Дис. канд. психол. наук. -М.:РАГС при Президенте РФ, 1997.-193 с.
  110. Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения./ Авт. дис. канд. псих наук. М.: РАГС при През., 1997, 24 с.
  111. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в обществе: Спецпрактикум по социальной психологии.-М.:МГУ, 1990.-104 с.
  112. Г. Е. Системные проблемы развития математической психологии. М.: Наука, 1983. — 288 с.
  113. Ю.М. Критерии оптимальности в математических моделях наблюдателя. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Л.: ЛГУ, 1971. — N3. — С. 92−97.
  114. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике, (для практических психологов). Книга первая. М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения.-М., 1994.-182 с.
  115. .В. Теория личности Курта Левина.-М, 1981.-169 с.
  116. В.Г. Психология проницательности. -М:РАГС при Президенте РФ, 1997.-92 с.
  117. В.Г. Психология воздействия в деловом общении (Курс лекций).-М.:РАГС, 1998.-112 с.
  118. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. 1989, № 1, с. 5 17.
  119. И.А. Педагогическая психология. -М., 1997. 412 с.
  120. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности//Системные исследования // Ежегодник. М., 1975. — 137 с.
  121. В.В. Концептуальная психологическая модель принятия решения//Вопросы психологии. -1991 .N5. -С. 174−185.
  122. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991.- 143 с.
  123. Е.М. Опыт построения системы психологического анализа профессиональной деятельности (в рационализации труда): Дис. канд. психол. наук.- М.: МГУ, 1981. 235 с.
  124. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93 с.
  125. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. // Способности и склонности: комплексные исследования. /Под ред. Э. А. Голубевой, М., 1989.
  126. М.С. Мир общения. М, Политиздат, 1988, 319 с.
  127. . Деловая стратегия. Пер. с англ.-М.: Экономи-ка, 1991.-239 с.
  128. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -М., 1989.-347 с.
  129. А.В. Психология принятия управленческого решения.-М. Юрист, 1998.- 440 с.
  130. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону:"Феникс", 1996. 512 с.
  131. Е.А. Основы психологии. -М.:ЮНИТИ, 1997.-286 с.
  132. В.И. Мотивация воинской деятельности. -М.ВА им. М. В. Фрунзе, 1975. 96 с.
  133. В.И. К проблеме мотивации// Психологический журнал. -1981. N1. — Т.2. — С. 46 — 59.
  134. Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов решения творческих задач: Дис. канд. психологич. наук М.: РАУ, 1994.- 128 с.
  135. В.Ф. Военная профессиология: проблемы, теория, практика. М., 1983. — 217 с.
  136. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государствнных служащих. -М.: РАГС, 1997. 167 с.
  137. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Педагогика, 1978. — 367 с.
  138. Н.И. Шакум M.JL Акмеология и тестология.-М.:Реформа, 1996.-329 с.
  139. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1979. 185 с.
  140. Кричевский P. JL Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.:Дело, 1993. — 352 с.
  141. А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания. В кн.: Социальная психология личности. М., 1979, с. 137 220.
  142. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982, 160 с.
  143. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология: теория и методология. -Часть 1. М.: РАУ, 1992. — 196 с.
  144. Е.С. Основы социальной психологии.-Л.:ЛГУ, 1967.-312 с.
  145. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. С.Пб., 1993. — 54 с.
  146. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
  147. .В. Основы профессиональной психодиагностики.-Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  148. Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.:Просвещение, 1985. 128 с.
  149. И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы. Авт. Канд. Дис. Наук. М.: РАГС, 1996.
  150. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  151. Г. М. Психология внутреннего диалога.: Автореф. дис. докт. психолог, наук. М., 1990. — 40 с.
  152. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Ун-та, 1981, с. 160.
  153. КуницынаВ.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.
  154. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией. / Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980.
  155. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. докт. психол. наук.-М.:РА ГС, 1995. 430 с.
  156. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда-М.:ИТАР-ТАСС, 1998. 297 с.
  157. Л.Г., Малова Л. Н. Условия эффективного управления инновационными средними профессиональными учебными заведениями. Чебоксары, 1998.-231 с.
  158. К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: Вшца школа, 1986. — 392 с.
  159. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. -М.:ПедагогикаД983. — 345 с.
  160. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: МГУ, 1994. — 62 с.
  161. Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. -М., 1997.- 399 с.
  162. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
  163. .Ф. Человек в системах управления. М.: Просвещение, 1967. -93 с.
  164. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода// Психологический журнал, 1987.- N1- Т.2. С.3−17.
  165. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. — 124 с.
  166. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992. 372 с.
  167. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя. / Автор. Дисс. Канд. Пед. Наук. -М., 1996, 18 с.
  168. Д. Социальная психология./ Пер. с англ. С.-Пб.: Питер, 1996. -684 с.
  169. Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге.-М.:Совершенство, 1998.- 208 с.
  170. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.308 с.
  171. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
  172. Материалы международной конференции: Образование XXI века. М., 1994.-329 с.
  173. B.C. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. М., 1986. — 256 с.
  174. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления (Сб. статей) АН СССР. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1991.- 166 с.
  175. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 104 с.
  176. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. (Монография).-М.:РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзер жинского, 1995. 260 с.
  177. Н.М. Всестороннее и гармоничное развитие личности. М.: МО СССР, 1987. — 60 с.
  178. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. — 243 с.
  179. В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А.Бодалева/ Вступительная статья А. А. Бодалева.-М.: И! ill, 1995.-386 с.
  180. В.Н. Принципы организации научного труда// Труды первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда 20−27 октября 1921.-Выпуск 5.-М.-С.31−47.
  181. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. — 183 с.
  182. В.Д. Психология индивидуальности. -М.: Ладомир, 1997.384 с.
  183. С.М. Оптимизация деятельности идеологических кадров в современных условиях: Дис. канд. педаг. наук. -М., 1990.- 179 с.
  184. Р.С. Психология. В 2-х книгах.-М., 1994.
  185. А.Г. Компетентность и ее значение в управлением производством / Вестник МГУ. Теория научного коммунизма. М., 1973, № з.
  186. Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными. /Автор. Канд. Псих. Наук.- Иваново: ИГУ, 1998.
  187. Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: ЛГУ, 1989.-393 с.
  188. Общая психодиагностика / Под. ред.А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  189. Общение и оптимизация деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. А. Янушека /. М.: МГУ, 1987. — 202 с.
  190. Ожегов С И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.-900 с.
  191. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М.: РАУ, 1994.- Выпуск 1−5.
  192. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача,
  193. A.А.Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. — 1995. — 386 с.
  194. Основы военной акмеологии. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/ Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева,
  195. B.Г.Михайловского и др.:В 2 ч. М.: МО РФ, 1996. — ч. 1.-314 е.- ч.2.-415 с. .
  196. Основы социально-психологической теории. Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова.-М.: АПСН, 1995.- 361 с.
  197. И.П. Полн. собр. соч. -М.: АН СССР, 1957.-247 с.
  198. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Дис. в виде науч. докл.докт.психол.наук.-М.:РАУ, 1992. 68 с.
  199. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии в подсознании собеседника.-М.:Дело, 1997.-272 с.
  200. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком. В кн.: Вопросы психологии познания людьмми друг друга и самопознания. Краснодар., 1977, вып. 235, с. 21 27.
  201. С., Норткот М., Рустомджи К. Искусство управления. С.-Пб., 1992.- 376 с.
  202. С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983.-343 с.
  203. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУЮ 1989, 216 с.
  204. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 255 с.
  205. В.В. Игры для интенсивного обучения. М: Прометей, 1991.-218 с.
  206. В.П. Социально-психологический анализ в управленческой деятельности лидера первичного звена политической организации (теоретико-методологический аспект): Дис. канд. психол. наук.- М.: РАУ, 1994. 167 с.
  207. . Избранные психологические труды.- М.: АПСН, 1995.419 с.
  208. В.А. Анализ психологических характеристик диагностируемых вопросником 16pF Р.Кетелла //Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.-М., 1979. С. 27 -34.
  209. К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1979. -264 с.
  210. Ю.П. Психологические основы коллективной деятельности: Автореф. докт. психол. наук. Л.:ЛГУ, 1991. — 35 с.
  211. Я.А. Психология творчества.-М.:Наука, 1976.-247 с.
  212. В.А. Страна Авиации черное и белое. -М.: Наука, 1995.288 с.
  213. С.А. Модель личности офицера как средство его сущностных качеств.: Дис. канд. филос. наук. -М.:ГАВС, 1992. 189 с.
  214. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие.-М., 1996.-243 с.
  215. Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.:Наука, 1977. — 260 с.
  216. Психологические проблемы профессиональной деятельности/ АН СССР. Институт психологии- Отв, ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковская. -М.: Наука, 1991. 166 с.
  217. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Прометей, 1992. — 197 с.
  218. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  219. Психология и педагогика. Курс лекций. Уч. пособие. Под ред. К. А. Абульхановой, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М: Совершенство, 1997.-320 с.
  220. Психолого-педагогические основы эффективного менеджмента. В 2-х частях. -М.: МГУ ПП, 1997.- Ч.1.-136 е., 4.2−213 с.
  221. Э. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 1980. — 347 с.
  222. Российский менталитет. Коллективная монография. Под редакцией К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.: ИПРАН, 1996.-132 с.
  223. С.JI. Проблемы общей психологии. В 2-х т. М.:-Педагогика, 1989. Т.1−328 е., Т.2−317 с.
  224. В.В. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996.-317 с.
  225. РудестамН. Групповая психотерапия: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990. 286 с.
  226. Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. -2 -е изд., доп. и перераб. Т.: Медицина, 1979. — 639 с.
  227. А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования. / Автор. Канд. Псих. Наук. -М.: РАГС приПрез., 1998, 30с.
  228. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. С англ. с 15-го изд.-М.:Прогресс, 1995.-457 с.
  229. И.М. Вклад Б.Г.Ананьева в развитие психологической теории личности: Дис.канд.психол.наук.-Ереван, 1976.-153 с.
  230. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -176 с.
  231. В.И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. -Л.: ЛГУ, 1970. 126 с.
  232. М.Ф. Психическая устойчивость руководителя (монография). -М.: КВАНТ, 1997. -280 с.
  233. Н.Т. Закономерности и факторы психологической культуры руководителя системы образования. Дис.докт.психол. наук.-М.:РАГС, 1997.- 570 с.
  234. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (Монография).М. :Академия пед. наук, 1990.-216 с.
  235. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии: В кн.: Наука о человеке. М. Д989.-С. 127 146 с.
  236. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие. -Ульяновск, 1995.-112с.
  237. А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, практика. М.:РАГС, 1996. -266 с.
  238. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин.-Минск: Харвест, 1997.- 800 с.
  239. Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, ИН. рус. языка/ Под ред. А. П. Евгеньевой 2-е издание Т.2,1982. 736 с.
  240. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.-М.:Фолиум, 1997.-480 с.
  241. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. A.M. Прохоров. 4 изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  242. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания.-М.:Прометей, 1993.- 199 с.
  243. .А. Мотив и смысл.-М.:Прометей, 1993. 200 с.
  244. О.В., Пятков В. П. Теоретические основы оценки эффективности управления войсками//Военная мысль.-Nl 1.-С.31 38.
  245. Э.Е. Как управлять персоналом? М.: Бизнес-школа, 1995.-242 с.
  246. Е.Б. Жизненные отношения личности: Модели психологического развития.-К.:Либидь, 1992.-216 с.
  247. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М.: РАУ, 1993. — 65 с.
  248. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.-С.-П6.Д995.-168 с.
  249. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983 — 285 с.
  250. А.И. Диагностика структуры личности (к работам Р. Кетелла) // Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под ред. Гуревича К.М.- М., 1981. С. 102 -112.
  251. В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1990.319 с.
  252. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов специалистов в ходе изучения современной военной техники: Дис. докт. психол. наук. -М., 1987. -417 с.
  253. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Современная высшая школа. М.: МГУ, 1986. — N2. — С. 134.-194
  254. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. М.:МГУ, 1984. — 214 с.
  255. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров.-Л.:Машиностроение, 1989.-227 с.
  256. Теории личности в западной и американской психологии. -М.: Бахарах, 1996.-411 с.
  257. В.М. О культуре научного исследования/В избранных трудах.-М.Д985,-т.2 -С.310 337.
  258. O.K. Понятия и принципы общей психологии: Уч. пособие для слушателей ФПК факультета психологии. М.:МГУ, 1992. -87 с.
  259. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. /Учебное пособие. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1984. 42 с.
  260. О.В. Динамика становления субъекта самооценивания. / Автор. Дис.канд. псих. Наук. Л.: ЛГУ, 1991,16 с.
  261. Н.И. Проблемы методологии и современная наука. Кишинев: 1988.-264 с.
  262. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961. -284 с.
  263. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.-268 с.
  264. Управление по результатам .Пер с финск./ Общ.ред. и перевод Я. А. Леймана. М.: Прогресс, 1993. — 320 с.
  265. Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе. / Педагогический журнал, т. 16, № 4,1995.
  266. И.П. Теория познаний и философской культуры /практический анализ зарубежных идеологических концепций/. М.: Наука, 1986. -201 с.
  267. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  268. Н.А. О некоторых инструментальных подходах к исследованию социальной перцепции в группах и коллективах. В сб.: Формирование творческой активности личности ученика и студента. Вып. 5.- Омск, 1978, с. 25 37.
  269. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  270. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. В.Н. Гореловой- Предисл. В. А. Кременюка. М.: Наука, 1990.-246 с.
  271. В. Человек в поисках смысла : Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- Вст. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  272. А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1993. -144 с.
  273. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. -448 с.
  274. Н., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. -М: Прогресс, М., 1966,-284 с.
  275. Д. Управляй или подчиняйся. М., 1992. — 287 с.
  276. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. // Вопросы психологии. 1980, № 3.
  277. X. Мотивация и деятельность, в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1986. Т.1.-408 е.- Т.2.-398 с.
  278. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./ Общ ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
  279. ХрапикВ.А. Стратегия достижения профессионализма: Дис. канд. психол.наук.-М.РАТС при Президенте РФД997.-179 с.
  280. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и их применение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
  281. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985. 184 с.
  282. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М.: Интеопракс, 1995.- 287 с.
  283. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  284. Р.Х. Социально психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. -208 с.
  285. .М. Мозг армии. М.: Воениздат, 1969. — 219 с.
  286. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: 1992.240 с.
  287. Т. Социальная психология / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1996. -535 с.
  288. Н.Б. К проблеме субъективной значимости другого. // Сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.
  289. А.Г., Зеличенко А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1987. — N4. — С. 14 — 27.
  290. Г. П. Избранные труды.-М., 1995.-458 с.
  291. Д.Б. Избранные психологические сочинения. -М., 1989.-306 с.
  292. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ.-М: Прогресс, 1996.- 327 с.
  293. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты/ Отв.ред. Л. Г. Лаптев:В 2 ч.- М.:Изд.дом Красная площадь, 1996.- ч.1.- 238 е.- Ч.2.-243 с.
  294. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-214 с.
  295. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем./ Предисл. А. В. Бурменского. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1994.-336с.
  296. И.М. Психология эмпатйи (теоретические и прикладные аспеты). / Дис. докт. псих. наук. СПб, 1995. С. 21 54.
  297. Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988.-С.97−115.
  298. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: «Самарский университет», 1995.-331 с.
  299. М. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1 991. — 314 с.
  300. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение. 1989. — 267 с.
  301. В.А. Почту за честь служить в России // Армия. 1994.-N1. — С. 17 — 22.
  302. Т.Г. Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия. / Дис. канд. псих. наук. СПб., 1991, с. 13−68.
  303. М.Г. О категориальном аппарате развития психологического знания//Вопросы психологии.-1973.-N3.- С. 11−23.
  304. Источники зарубежных изданий
  305. Adorno T.W., Frenkel Briswik E., Lewinson D.J., Janford R.N. The autohoritrian personaiitj. — N. — Т. Д990. — 316 p.
  306. Albonese R., Van Fleet D. Organizational behavior: a managerial viewponint.-Chicago, 1983.-296 p.
  307. Bass B.M., Barett G.V. People, work and organizations: An introduchion to industrial and organizational psychology. Boston, 1981.- 374 p.
  308. BoileauD. Speaking/ listening. much used, little taugnt. Reston, 1984. 114 -142 p.
  309. Englander M.E. Strategies for classroom discipline. N.Y.-London, 1986.- 296 p.
  310. Fiedler F.E. The contingency model and the dynamics of leadership process It Advances in experimental sohial psychology. V. 1 l.N.Y., 1978.- p. 76 89.
  311. Ellis.A. The Impossibility of Achiving Consistenly Good Men tal Health //Amer. Psichol. 1987. V. 42. N 4.
  312. Harrison A.A., Connors M.M. Groups in exotic environments// Advances in experimental sohial psychology.Y.18.N.Y., 1984. p.19 — 40.
  313. Hollander E.R. Women and Leadership //Small groups and social interaction.V. 1.- London, 1983. p.43 — 69.
  314. Janis I.L. Groupthink //Small groups and social interaction. V.2.London, 1983.-p. 47−63.
  315. Kreidler W.J. Creative conflict resolution. Palo Alto.Calif., 1984.
  316. Peters T. Thriving on chaos. Handbook for a management revolution. N.Y., 1983.
  317. U.S. National Securitj for the 1990 e. Edited by Dantel J. Kaufman, Devid S. Clark, ebd Kevin P. Sheehen. I I The Job Hopkins Univtrsitet Presse. -Baltimor and London. — 1991. — 271 p.
Заполнить форму текущей работой