Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода (Б.Ф. Ломов, 1984; А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова, 1979; А. Г. Асмолов, 1984,1986; В. С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого направления как дифференциальная психофизиология установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей… Читать ещё >

Содержание

  • Список аббревиатур и условных сокращений, используемых в диссертационной работе
  • Введение.'
  • Глава 1. Проблема мнестических и речевых функций человека I на современном этапе развития психологии обзор литературы)
    • 1. 1. Проблема мнестических функций человека
    • 1. 2. Проблема речевых функций человека
    • 1. 3. Межполушарная асимметрия мозга и вопросы исследования функций памяти и речи (психофизиологические аспекты)
    • 1. 4. Цели и задачи исследования
  • Глава 2. Методики и материал исследования
  • Глава 3. Латеральные профили и проблема леворукости
    • 3. 1. Распространенность латеральных профилей среди ь леворуких в норме
    • 3. 2. Корреляции некоторых латеральных и индивидуально -психологических особенностей у леворуких

Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В рамках концепции об иерархической организации субъективной реальности в дифференциальной психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований (Б.Г. Ананьев, 1977; В. В. Белоус, 1996; В. М. Русалов, 1979; В. Д. Небылицин, 1976; B.C. Мерлин, 1986; Э. А. Голубева, 1993; Н. Н. Данилова, 1985,1992, 1998; и др.). Выполнены работы по изучению вероятностной организации центральных механизмов речи (Г.А. Аминев, 1972), исследованы индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения (Ч.А.Измайлов, Е. Н. Соколов,.

A.М.Черноризов, 1989), многоуровневые коды индивидуальных различий памяти (Э.Г. Аминев, 1996), индивидуальные особенности микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности (Т.Б.Великжанина, 1998), проведен психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности (Р.Г.Фаизова, 1999) и др. Вместе с тем, существует необходимость дальнейшей разработки дифференциальной психофизиологии с учетом межполушарных отношений. Функциональные асимметрии человека давно привлекают внимание специалистов разных научных школ (ЛЛ.Балонов, В. Л. Деглин, 1976; Н. Н. Брагина, ТА. Доброхотова, 1981, 1988; ТА. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1991, 1994; В. М. Мосидзе, Р. С. Рижинашвили, З. В. Самадашвили, Р. И. Турашвили, 1977; Е. Д. Хомская, 1987; НЛ. Батова, 1986; Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова, 1998; А.П. Чу-приков, А. Н. Линев, И. А. Марценковский, 1994; и др.). Важной эта проблема является и для дифференциальной психофизиологии (Б.ГАнаньев, 1963;

B.В. Суворова, 1975; В. В. Суворова, М. А. Матова, З. Г. Туровская, 1988).

В последние годы был выполнен целый ряд работ, направленных на поиск связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуально-психологическими особенностями (Л.Л. Шмакова, С. Е. Волошенко, 1983; В. Н. Клейн, В. А. Москвин, А. П. Чуприков, 1986; Т.К. Черна-енко, Б. В. Блинов, 1988; Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов, 1994; Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова, 1997; и др.). Особенности ней-ропсихологической организации мозга и определяемые ею индивидуальные различия в когнитивных стилях были подтверждены и зарубежными исследователями (Р. Васап, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S. Arndt, D. Berger, 1978; L. Smokier, J. Sherwin, 1979; D. Charman, 1979; N. Sakano, 1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P. Roeper, F. Ozgoren, A. Fildstain, 1981; W. Montgomery, G. Jones, 1984; J. Shattel-Nauber, J. O’Reilly, 1983; и др).

Накопленные данные позволяют говорить о том, что в настоящее время в науке сложилось новое направление, которое можно определить как нейропсихологию индивидуальных различий (В.А. Москвин, 1988, 1990; Е. Д. Хомская, 1996). Оно занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями и его можно рассматривать как нейропсихологию нормы. Основатель нейропсихологии А. Р. Лурия (1947) в своих исследованиях опирался, в основном, на клинику локальных поражений мозга. Теоретической основой нейропсихологии является теория системной динамической локализации психических процессов (А.Р. Лурия, 1969, 1973). Однако он также отмечал необходимость разработки собственных нейропсихологических подходов к проблеме индивидуальных различий (А.Р. Лурия, 1984). Методики диагностики латеральных признаков (или проявлений «парциального левшества» по А.Р. Лурия), а также появление компьютерной томографии позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций человека и использовать эти методики по отношению к здоровым людям.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины также было проведено А. Р. Лурия (1973 а). Ряд авторов считает, что «современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией» (Т.М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, 1997, с. 5). Эти авторы также отмечают, что «современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, „нормальную“ нейропсихологию и системную психофизиологию» (Т.М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, 1997, с. 6). Таким образом, можно считать, что нейропсихология индивидуальных различий и дифференциальная психофизиология являются разными сторонами одной и той же области знаний. Это позволяет говорить о том, что данное исследование выполнено на стыке этих двух дисциплин.

Проблема функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки, она вызывает большой интерес и у представителей дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975; В. В. Суворова, М. А. Матова, З. Г. Туровская 1988; ЭЛ. Голубева, 1993; Н. Н. Данилова, 1992, 1998). В свое время Б. Г. Ананьев также указывал на связь ФАМ с проблемой индивидуальных различий и выделял два класса индивидных свойств (воз-растно-половых и индивидуально-типических). Он считал, что «во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии — асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов)» (Б.Г. Ананьев, 1977, с. 209). Известный специалист в области дифференциальной психофизиологии В. М. Русалов (1979) также отмечает необходимость исследования связи ФАМ с индивидуальными различиями (считая, однако, это задачей нейропсихологии).

Несмотря на то, что разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей.

Несмотря на имеющиеся сложности, проблема исследования особенностей ФАМ человека имеет большую актуальность для дифференциальной психофизиологии (так же, как и для нейропсихологии нормы) с целью получения новых данных, которые могут быть использованы при решении дифференциально-диагностических задач, при решении вопросов профориентации и профотбора, для оптимизации определенных видов деятельности, а также и для оптимизации учебной деятельности.

Однако, если закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (например, когнитивными, регуляторными, а также со стилями эмоционального реагирования) уже установлены, то индивидуальные особенности мнестических и речевых функций человека (в связи с профилями латеральной организации) все еще остаются малоисследованными. Если индивидуально-психологические особенности пра-воруких с разными вариантами латеральных профилей в определенной степени уже изучены (В.А. Москвин, 1990; Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова, 1997), то исследования индивидуально-психологических особенностей леворуких с разными профилями латераль-ности (в контексте возможной связи их индивидуальных характеристик с мнестическими и вербальными функциями) до настоящего времени также отсутствуют.

Неразработанность указанных проблем и важность их решения для дифференциальной психофизиологии и предопределило их значимость и актуальность.

Цель исследования. Изучить связь латеральных признаков с индивидуально-психологическими особенностями эргичности у леворуких, а также исследовать особенности мнестических и речевых функций (с учетом показателей активности, произвольности — непроизвольности) у здоровых лиц с разными вариантами индивидуальных профилей латеральности. Для достижения названных целей предполагалось решить следующие задачи:

1. На основе корреляционно-факторного анализа выявить статистически значимые связи вариантов латеральных профилей у практически здоровых леворуких мужчин с их индивидуально-психологическими особенностями (с учетом возможной связи разных показателей пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» с параметром эргичности).

2. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с некоторыми особенностями мнестических процессов (произвольного и непроизвольного видов запоминания) в норме.

3. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с особенностями опосредованного запоминания по А. Р. Лурия.

4. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с особенностями речевых функций (по данным дихотического тестирования).

5. Выявить возможные корреляции мнестических и речевых функций с другими индивидуально-психологическими особенностями здоровых испытуемых.

Достоверность результатов работы' обеспечивалась за счет большого объема экспериментального материала и использования современных статистических методов анализа (В.П. Боровиков, 1998).

Гипотеза исследования. Рабочая гипотеза исследования исходила из концепции об иерархической организации субъективной реальности (Б.Г. Ананьев, 1977; В. В. Белоус, 1996; В. М. Русалов, 1979; В.Д. Небыли-цин, 1976; B.C. Мерлин, 1986; Э. А. Голубева, 1993; Н. Н. Данилова, 1992, 1998; Е. Д. Хомская, 1987, 1996; и др.) и состояла в том, что в норме разные варианты профилей латеральной организации должны иметь закономерные корреляции с особенностями активности реализации ряда психических процессов (в частности, мнестических и вербальных).

Альтернативой является представление о том, что индивидуальные профили латеральности у практически здоровых испытуемых никак не связаны с индивидуальными особенностями мнестических и речевых функций, а варианты латеральных профилей у леворуких мужчин не имеют значимых корреляций с индивидуально-психологическими особенностями (показателями эргичности).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Ha примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что варианты латеральных профилей леворуких коррелируют с разными индивидуально-психологическими особенностями (показателями эргичности).

2.Диагностическое значение пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» в структуре латеральной организации унилатеральных леворуких аналогично ее значению у праворуких.

3. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями произвольного и непроизвольного запоминания.

4. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями опосредованного запоминания.

5. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями реализации речевой деятельности — более высокие показатели коэффициента правого уха коррелируют с более высокими показателями экстраверсии (эргичности).

Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода (Б.Ф. Ломов, 1984; А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова, 1979; А. Г. Асмолов, 1984,1986; В. С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого направления как дифференциальная психофизиология установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с показателями эргичности у леворуких, установлено диагностическое значение пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» в структуре латеральной организации унилатеральных леворуких, установлена закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с учетом показателей пробы А. Р. Лурия «перекрест рук») с индивидуальными особенностями реализации мнестичесьсих процессов и особенностями речевой деятельности у практически здоровых лиц с учетом полового диморфизма. Проведена концептуальная разработка и обоснование такого направления как дифференциальная нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса.

Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют теоретические познания в таких областях как дифференциальная психофизиология и нейропсихология индивидуальных различий (с учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей человека).

Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных особенностей параметра «эргичности» у леворуких испытуемых, способы диагностики индивидуальных особенностей реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями латеральной организации, а также способ диагностики индивидуальных особенностей опосредованного запоминания. Методики и полученные данные могут быть использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на межвузовской научно-методической конференции «Технологии образовательного процесса» (Оренбург, 1997), на Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования — императив XXI века» (Пермь, 1997), на научно-методической конференции «Проблемы гуманитарного образования в высшей профессиональной школе» (Ижевск, 1997), на III Международной конференции по проблемам интеркультурной коммуникации «Европа будущего» (Оренбург, 1997), на 1-й.

Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 1997), на Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998), на межвузовской научной конференции «Антропологический подход в образовании: методологические аспекты» (Оренбург, 1998), на региональных конференциях молодых ученых и специалистов Оренбуржья (Оренбург, 1998, 1999), на III Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь, 1999), а также на заседаниях кафедры психологии Оренбургского государственного университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 25 научных работ.

Объект и методическое оснащение по теме. В эксперименте приняли участие 193 человека, в том числе 117 студентов II курса Оренбургского государственного университета (обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии») в возрасте 18−19 лет и 76 леворуких мужчин в возрасте 20−35 лет. Индивидуальные латеральные особенности испытуемых исследовались с помощью «Карты латеральных признаков». Для выявления индивидуально-психологических особеностей использовалась компьютерная психодиагностика. Особенности речевой активности исследовались с помощью процедуры дихотического тестирования.

Предмет исследования — индивидуальные различия субъективной реальности человека, обусловленные латеральными особенностями. Работа является частью системных исследований латеральной индивидуальности человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии и нейропсихологии индивидуальных различий кафедрой психологии Оренбургского государственного университета совместно с кафедрой нейрои патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под общим руководством проф. Е. Д. Хомской. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 156 страниц, общий объем — 189 страниц.

Список литературы

включает 302 наименования, из них 231 работа отечественных авторов и 71 иностранных. В диссертации 12 графиков и 16 таблиц.

В Ы В О Д Ы:

1. Проведенное исследование выявило наличие закономерных связей индивидуальных профилей латеральности с некоторыми особенностями мнестических и речевых функций человека, а правого показателя пробы «перекрест рук» — с параметром «эргичности» (как у праворуких, так и у леворуких испытуемых).

2. На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что разные варианты латеральных профилей леворуких коррелируют с разными индивидуально-психологическими особенностями. У леворуких испытуемых группы ЛЛЛ правый показатель пробы «перекрест рук» в большой степени связан с параметром «активности» (эргичности), а левый в большей степени коррелирует с наличием эмоциональных переживаний негативного (отрицательного) фона.

3. Диагностическое значение пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» в структуре латеральной организации унилатеральных леворуких аналогично ее значению у праворуких.

4. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями реализации мнестических процессов. Установлено, что в норме непроизвольное запоминание связано с доминированием правополушарных структур (у лиц с левым показателем пробы «перекрест рук»).

5. Произвольное запоминание в большей степени связано с функциями левого полушария, более высокие показатели произвольного запоминания отмечаются у праворуких с правым показателем в пробе «перекрест рук».

6. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями опосредованного запоминания по А. Р. Лурия.

Установлено, что опосредованное запоминание в большей степени связано с функциями левого полушария (у праворуких испытуемый с правым показателем пробы «перекрест рук»).

7. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями реализации речевой деятельности, у лиц с правым показателем пробы «перекрест рук» отмечаются более высокие значения «коэффициента правого уха» и «экстраверсии».

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ.

Проведенные исследования выявили закономерные связи индивидуальных профилей латеральности с разными видами мнестических функций, с особенностями речевой активности и с индивидуальными стилями эмоционального реагирования у леворуких испытуемых.

Полученные данные имеют значение для развития дифференциального подхода к изучению нормы с учетом функциональных асимметрий человека и свидетельствуют о правомерности и перспективности существования этого направления в науке. Результаты исследований могут быть использованы при решении дифференциально-диагностических задач, при проведении профориентационных мероприятий, при решении вопросов дифференцированного обучения.

Выявление закономерных связей латеральных признаков и вариантов их сочетаний с речевыми и мнестическими функциями, представляется достаточно важным для психодиагностики, полученные результаты ставят под сомнение практику использования опросников без учета латеральных особенностей человека. На наш взгляд, эти особенности необходимо учитывать при проведении психодиагностических исследований.

Результаты проведенных исследований выявили связь пробы «перекрест рук» с некоторыми особенностями психических процессов в норме, что подтверждает необходимость учета этого фактора при исследовании индивидуальных профилей латеральности человека. Настоящее исследование подтверждает значимость отдельных латеральных признаков, и прежде всего — показателей пробы «перекрест рук» — в общей структуре индивидуального профиля латеральности (как у праворуких, так и у леворуких испытуемых).

Как уже отмечалось, N. Sakano (1982) по данным ЭЭГ было установлено, что показатели пробы А. Р. Лурия «перекрест рук» отражают относительное доминирование лобных отделов мозга. Построение регрессионных моделей по Брандону в нашем исследовании подтвердило, что разные показатели этой пробы связаны с разными индивидуально-психологическими особенностями и выступают как независимые факторы. Проведенные исследования, а также целый ряд других работ, свидетельствуют о том, что латеральные признаки (в ряде случаев) могут рассматриваться в качестве внешних индикаторов функциональной асимметрии мозга (В.Н.Клейн и соавт., 1986).

Полученные данные показывают достоверную корреляцию показателей пробы «перекрест рук» с особенностями проведения мнестических операций, с особенностями речевой активности и с индивидуальными стилями эмоционального реагирования (у леворуких испытуемый). Это свидетельствует о диагностическом значении пробы «перекрест рук» в общей структуре индивидуальных профилей латеральности и свидетельствует о необходимости учета этого признака при исследованиях вариантов ИПЛ.

Индивидуальные профили латеральности человека, скорее всего, связаны с функциональными асимметриями мозга (в их взаимосвязи с подкорковыми структурами) и отражают, по-видимому, прежде всего индивидные особенности (Б.Г.Ананьев, 1977; А. Н. Леонтьев, 1975; Е. А. Климов, 1969), поскольку детерминированы биологическими факторами (В.М.Русалов, 1979).

Дальнейшая разработка дифференциальной психофизиологии и проблемы индивидуальных различий с учетом функциональных асимметрий человека представляются перспективными, это имеет как общетеоретическое, так и практическое значение.

В настоящее время проводятся многочисленные исследования по изучению связи ФАМ с индивидуально-психологическими особенностями человека. Однако результаты этих работ зачастую остаются противоречивыми, что объясняется разностью методологических подходов и систематическим смешением сразу целого ряда переменных (т.е. асимметрий разных модальностей). Выявляемые же в ряде случаев корреляции не имеют достаточного теоретического объяснения и остаются на уровне феноменологии. Многочисленные зарубежные исследования в области ФАМ накопили массу фактического материала, который, однако, еще нуждается в тщательном теоретическом осмыслении. Рядом авторов высказывается даже опасение, что «теория уже не в состоянии догнать все новые экспериментальные данные в области изучения межполушарных отношений» (D.Edwards, 1981). Е. Д. Хомская также отмечает, что в настоящее время в психологии «отсутствует сколько-нибудь законченная теория, объясняющая функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающая действия как генетических, так и социокультурных факторов ее формирования» (Е.Д. Хомская, 1987, с.55).

Анализ литературных данных и результаты проведенных исследований указывают на большую сложность проблемы. Один из таких вопросов, относящихся к данной проблеме — это вопрос о половых различиях в мозговой организации высших психических функций. Это относится к разным функциям, прежде всего — к речевым. Литературные данные свидетельствуют о том, что у женщин «речевой центр» чаще (по сравнению с мужчинами) может локализоваться в правом полушарии (McGlone, 1980). Не менее сложным является и вопрос о мозговой организации функций у левшей. У леворуких мужчин «речевой центр», как и у праворуких, также располагается в левом полушарии, хотя встречается и правополушарная его локализация. Во всяком случае, частота афазий при поражении левого полушария больше, чем частота правшества, т. е. у значительной части левшей возникновение афазий связано также с поражением левого полушария. Доминантность по речи правого полушария чрезвычайно редка, чаще встречается у левшей, но отмечается также и у чистых правшей без признаков «скрытого» или семейного левшества (Б.С.Котик, 1974).

Е.Варрингтон и Р. Пратт (1973; цит. по Э. Г. Симерницкой, 1978) пришли к выводу о том, что правополушарная локализация речевых функций у левшей не превышает 25% случаев. Если предполагать локализацию речевого центра в полушарии, имеющем более тесные связи с ретикулярной формацией, то приведенные данные совпадают с полученными результатами, которые свидетельствуют о том, что у женщин и у леворуких мужчин могут наблюдаться иные формы мозговой организации высших психических функций по сравнению с праворукими мужчинами. Вместе с тем, результаты нашей работы показали, что сопоставление показателей пробы «перекрест рук» с данными психодиагностического исследования леворуких свидетельствуют о том, что правый показатель этой пробы также связан с параметром «эргичности» и играет в структуре латеральной организации леворуких такую же роль, как и у праворуких.

Изложенный материал показывает всю сложность и неоднозначность проблемы, однако позволяет надеяться, что полученные данные могут оказаться полезными при дальнейших исследованиях ФАМ. Игнорирование проблемы функциональных асимметрий приводит к систематическому смешению сразу нескольких переменных (Р. Готтсданкер, 1982), к противоречивости и несопоставимости экспериментальных данных.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, выявили связь латеральных профилей с особенностями произвольного и непроизвольного запоминания, с особенностями опосредованной памяти, а также с особенностями речевой активности, что может быть использовано в целях дифференциальной диагностики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков. — М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. -С. 36−38.
  2. Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. -Казань, 1972.
  3. Г. А. Математические методы в инженерной психологии. Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1982. — 114 с.
  4. Г. А., Аминева Р. И., Купряхина И. Ф., Сафина Р. Б., Хайбулина Г. Н., Фрич P.P. О системно-квантовой концепции обучения и воспитания // Опережающее образование: будущее республики. (Гибкие технологии. 4.3). Уфа: БО РПО, 1997. — С.82−85.
  5. Э.Г. Многоуровневые коды индивидуальных различий памяти. Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1996. — 179 с.
  6. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 81−89.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. Г. А. Леворукие накапливаются среди артистически одаренных? // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. М., Вороши-лоград, 1985. — С. 73.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 105 с.
  10. А.Г. Психология индивидуальности: Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
  11. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Суб-ботский Е.В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 35−46.
  12. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.-258 с.
  13. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. -М.: Изд-во МГУ, 1975.
  14. Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / Под ред Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 160−170.
  15. А., Бандзявичус К., Кочюнас Р. и др. Асимметрия восприятия акустически предъявляемых вербальных и невербальных стимулов у зрячих и слепых // Дефектология. 1984. № 3. С. 32−38.
  16. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
  17. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. Б. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. — С. 99 115.
  18. М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД., 1998. 320 с.
  19. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы//Психол. журнал. 1996. Т. 17. № 1.- С. 44−51.
  20. E.JI., Голод В. И., Туровская З. Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и больных логоневрозами // Вопр. психологии. 1980. № 1. С. 57−63.
  21. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск.: Изд-во Белорус, пед. ин-та, 1975.
  22. В.Л., Филиппова Е. Б., Шрамм В. А., Магнитская К. Б., Харитонов Е. В. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 3. С. 38−44.
  23. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976.-326 с.
  24. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Изд-во «Здоровья», 1986. — 280 с.
  25. Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой // Вопр. психологии. 1997. № 2.- С. 76−87.
  26. В.П. Популярное введение в программу STATISTIKA. М.: КомпьютерПресс, 1998. — 267 с.
  27. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981. 288 с.
  28. Т.Б. Микроэлементное обеспечение многоуровневой системы свойств индивидуальности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Уфа, 1998.- 19 с.
  29. Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 155−162.
  30. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.
  31. Г. А., Филиппычева Н. А., Куклина А. С. Нарушения высших психических функций при лобно-парасагиттальных менингеомах // А. Р. Лурия и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 162−169.
  32. П.Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. Вып. 4.
  33. Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно- пространственных) функций при разных типах межполушарной асимметрии мозга. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 18 с.
  34. В.А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие асинхронной эволюции) // ЖВНД. 1993. Т.43. Вып.З.-С. 543−561.
  35. В.А., Геодакян К. В. Новая концепция леворукости // Докл. РАН. 1997. № 6. С. 838−842.
  36. A.M., Савченко Е. Д. Латеральная антропоизомерия здоровых и больных эпилепсией // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 1983. — С.196.
  37. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
  38. Гол од В. И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. № 5. С. 22−25.
  39. В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. № 5. С. 22−27.
  40. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое обследование). М.: Педагогика, 1980.
  41. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.
  42. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 464 с.
  43. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 560 с.
  44. P.M., Березная И. А. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  45. Ш. А., Ямпольский Л. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике // Вопр. психологии. 1983. № 5. С. 118 125.
  46. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л.: Медицина, 1978. — 295 с.
  47. Е.В., Чуприков А. П., Дроздов Э. С., Клейн В. Н. Латеральная ан-тропоизомерия здоровых и больных алкоголизмом // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. — С. 171.
  48. Н.Н. Психофизиология. М.: Изд-во Аспект Пресс, 1998. — 373 с.
  49. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192 с.
  50. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 287 с.
  51. Н.Н., Мальцева Л. Б. Представленность тревожности в семантическом эмоциональном пространстве // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. -М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С. 188−201.
  52. А.Е. Особенности функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга при шизофрении и ее формах // Проблемы высшей нервной деятельности, патофизиологии, клиники и терапии психозов. Киев: Наукова думка, 1980. 4.1. -С. 160−162.
  53. Т.А., Брагина Н. Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып. 20. М.: Политиздат, 1991. — 176 с.
  54. Т.А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Книга, 1994. — 232 с. 5 9. Драгу некая Л. С. Изучение признаков депрессивных состояний методом «пиктограммы» // Экпериментальные исследования в патопсихологии. -М.: Изд-во «Медицина», 1976. С. 167−174.
  55. Л.С. Особенности нарушений мнестической деятельности при различных вариантах эндогенных депрессий // Журн. невр. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 2. С. 1854−1858.
  56. В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во «Латерна», Изд-во «Вита», 1995. — 150 с.
  57. В.Д. Специфика корковой билатеральной регуляции речевых функций у детей с разной степенью праворукости // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — С. 62−66.
  58. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопр. психологии. 1964. № 6.
  59. Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1965. — С. 7−38.
  60. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. — 219 с.
  61. В.П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  62. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1961.
  63. П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В Л. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 207−216.
  64. С.М. Отпечаток перстня. М.: Изд-во «Знание», 1973. — 224 с.
  65. Ч.А., Соколов Е. Н., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 206 с.
  66. М.К., Арцишевская Б. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 34−49.
  67. М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 106−115.
  68. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психол. журнал. 1982. Т.З. № 2. С. 120−125.
  69. А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки «Linkskultur» // Русская клиника. 1924. № 3. С.341−349.
  70. Д.А., Траченко О. П. Функциональная асимметрия мозга и восприятие слов, относящихся к разным грамматическим категориям // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. -Л.: Наука, 1985.-С. 115−126.
  71. Н.К. Структура нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Автореф. канд. дис. -М., 1969.
  72. Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. -М.: Изд-во МГУ, 1973.
  73. Н.К., Московичуте Л. И., Симерницкая Э. Г., Фаллер Т. О., Фи-липпычева Н.А. Мозг и память (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга). М.: Изд-во МГУ, 1975.-80 с.
  74. Р. Память человека: структуры и процессы. М.: Мир, 1978. -319 с.
  75. В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев: Здоровье, 1986. Вып. 15. — С. 106−109.
  76. И.И. Об использовании цвета при построении «пиктограмм» // Экспериментальные исследования в патопсихологии. М.: Медицина, 1978. — С. 253−261.
  77. Н.К. О динамическом взаимодействий полушарий мозга в процессе узнавания вербальных стимулов// Нейропсихология сегодня/ Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С.45−49.
  78. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: ней-ропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Изд-во РПА, 1997. — 123 с.
  79. Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы // А. Р. Лурия и современная психология. -М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.101 110.
  80. В.Н., Попова Л. Т. Мозг и пространственное восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 88 с.
  81. Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 171 с.
  82. .С. Исследование латерализации речевой функции методом дихо-тического прослушивания // Психологические исследования. М.: Изд- во МГУ, 1974. Вып. 6. — С. 69−76.
  83. .С. Особенности латерализации речи и способности к иностранному языку у взрослых и детей // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987.- С. 149−153.
  84. Г. В., Кукурекнн Ю. В. Корреляции латерального профиля и особенностей неврозов // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — С. 100−103.
  85. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 168 с.
  86. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 197 с.
  87. О.В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. — С.67−74.
  88. К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 139−144.
  89. Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Г. Н. Сердю-ковской и А. П. Чуприкова. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — 171 с.
  90. А.А. Основы психолингвистики. М.: Изд-во «Смысл», 1997. — 287 с.
  91. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. (4-е изд.) М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  93. А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 163−176.
  94. Л.И., Невская А. А., Павловская М. Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. — С.21−36.
  95. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  96. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. -550 с.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984. — 445 с.
  98. С.В. Исследование мышления с помощью метода «пиктограммы» // Психологические исследования. М., 1971. Вып. 3.1. С.162−167.
  99. С.В. «Пиктограмма» как метод исследования расстройств мышления при шизофрении // Журн. невр. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. № 11. С. 1679−1684.
  100. А.Р. Высшие корковые функции человека (2-е изд.) М.: Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.
  101. А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — 311 с.
  102. А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга.-М.: Педагогика, 1976. Т.2. -191с.
  103. А.Р. Об отношении нейропсихологии к проблеме личности (Изложение выступления А.Р. Лурия) // Нейропсихология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 170−172.
  104. А.Р. О естественно-научных основах психологии // Естественно-научные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицина. -М.: Изд-во «Педагогика», 1973а.
  105. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 253 с.
  106. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 19 736. — 374 с.
  107. А.Р. Предисловие к монографии Э.Г. Симерницкой «Доминантность полушарий». М.: Изд-во МГУ, 1978 а. — С. 5−7.
  108. А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947. -367с.
  109. А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. М., 1978 6.
  110. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-Н/Д, Изд-во «Феникс», 1998. — 416 с.
  111. И.А. Если ваш ребенок левша. — СПб.: Лань, 1995. — 128 с.
  112. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 576 с.
  113. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и ней-ропсихологическая диагностика. М.: Компенс — центр, 1993.
  114. Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии //Вопр. психологии. 1999. № 3.- С. 75−83.
  115. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. — 240 с.
  116. М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков // Леворукость у детей и подростков. -М.: ВНИИ гигиены детей и подростков. 1987. С. 51−54.
  117. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  118. Я.А. Роль левого и правого полушарий в сукцессивном и симультанном синтезе и процессы обучения // Нейропсихология сегодня / Под ред. проф. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 38−45.
  119. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  120. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анциферова.-М.: Изд-во «Наука», 1981. С. 87−105.
  121. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Сер. 1. Психология. 1996. № 2.- С. 46−50.
  122. Ю.В. Организация мнестической деятельности у больных с локальными поражениями мозга. Дис.канд. цсихол. н. М., 1979.
  123. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. -М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. 64 с.
  124. В.М., Рижинашвили Р. С., Самадашвили З. В., Турашвили Р. И. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1977.
  125. В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1990. — 191 с.
  126. В.А. Латеральные особенности при умственной недостаточности. Минск: Изд-во МГМИ, 1989а. — С. 40−41.
  127. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 116 120.
  128. В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприя-тия // Вопр. психологии. 1997. № 6. С. 77−82.
  129. В.А. Методика диагностики нарушений целеобразования // Врачебное дело. 1987. № 4. С. 103−106.
  130. В.А. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными профилями асимметрий у практически здоровых лиц // Типология и структура депрессий. Ворошиловград. 1986. — С. 131−132.
  131. В.А. Проблема леворукости в нейропсихологии и педагогике // Актуальные проблемы гуманизации образования. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996.- С. 34−35.
  132. В.А., Калина И. В., Кашпарова М. В. Внешний маркер функционального преобладания ретикулярных или лимбических структур мозга // Проблемы нейрокибернетики (Материалы IX Всесоюзной конференции). Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1989. — С. 241.
  133. В.А., Котилевский Д. А. Гетерогенность факторов латерального предпочтения // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — С. 44−47.
  134. В.А., Попович В. В. Временной план в структуре личности будущих менеджеров // Проблемы менеджмента и рынка. Оренбург: ОГУ, 1997. — С. 423−428.
  135. Л.И. О функциональной роли левого и правого гиппо-кампа в мнестических процессах // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 49−53.
  136. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.-408 с.
  137. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  138. А.А. Межполушарные различия при зрительном восприятии: Спороные вопросы и перспективы исследований // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. — С.3−21.
  139. П.Г., Херсонский Б. Г. Применение метода пиктограммы в дифференциальной диагностике депрессий и гипоманиакаль-ных состояний // VI съезд невропатологов и психиатров УССР. -Харьков, 1978.-С. 408−409.
  140. А.В. Некоторые особенности межполушарной асимметрии неслышащих // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983.-С. 225.
  141. JI.A. Функциональная асимметрия коры мозга слепых людей // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. — С. 187.
  142. И.П. Полное собр. соч. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
  143. Л.И., Мишиев В. Д. Индивидуальный профиль психомоторики и девиантное поведение у подростков // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. С. 106−110.
  144. Л.В. Нарушения высших форм памяти. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 101 с.
  145. A.M. Дерматоглифы как модель изучения биологических основ асимметрии мозга // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены и подростков. 1987. — С.48−51.
  146. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении.-М.: Медицина, 1974. 168 с.
  147. В.Ф., Приснякова Л. М. Современные представления о процессе удержания информации в памяти человека // Психол. журнал. 1984. Т.5. № 4. С. 29−36.
  148. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. -488 с.
  149. С.Л. Память. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. -С. 177−192.
  150. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб: Изд-во Ленато, 1998. — 168 с.
  151. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  152. Т.В. Механизмы порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука, 1967. — С.76−95.
  153. К.А., Шамарин Т. Г. К оценке развития структуры и функций правой и левой гемисферы у детей при внутриутробном или родовом поражении мозга // Функциональная асимметрия и адаптация человека. -М.: НИИПМЗ РСФСР, 1976. Т. 78. С. 96−98.
  154. А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 96 с.
  155. А.В., Умрихин С. С., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журн. ВНД человека. 1992. № 1.
  156. Сеченов И. М Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1947.
  157. Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. -95 с.
  158. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 192 с.
  159. Э.Г., Алле А. Х., Хавин А. Б. Изучение доминантности полушарий у детей методом дихотического прослушивания. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 2. С. 76−81.
  160. Э.Г., Ростоцкая В. И., Алле А. Х. О роли лобных долей мозга в организации слухоречевой памяти у детей и взрослых // Функции лобных долей. М.: Наука, 1982. — С. 103−114.
  161. Э.Г., Скворцов И. А., Осипенко Т. Н., Пуншева И. А. Зеркальность движений у детей дошкольного возраста // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 4. С. 3−12.
  162. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение». 1966.
  163. А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 217−227.
  164. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
  165. Е.Н. Механизмы, памяти. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 176 с.
  166. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. -256 с.
  167. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-230 с.
  168. В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психологии. 1975. № 5. -С. 26−33.
  169. В.В., Матова М. А., Туровская З. Г. Асимметрия зрительного восприятия. -М.: Педагогика, 1988. 184 с.
  170. .М. Избранные труды (В 2-х т.) М.: Педагогика, 1985.
  171. Т.И. Функциональные асимметрии полушарий мозга у больных эпилепсией // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. — С. 201.
  172. Н.Н. О механизмах нарушения памяти.-Л., 1986.
  173. З.Г. Особенности зрительного восприятия у больных заиканием в аспекте межполушарной асимметрии // Проблемы нейрокиберне-тики. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983. — С. 245−246.
  174. Д.Н. Теория установки / Под ред. Н. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. — 448 с.
  175. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. — 248 с.
  176. Р.Г. Психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности. Автореферат дис. канд. психол. наук. -Уфа, 1999.-24 с.
  177. Фам Мин Хак. Кратковременная память у больных с поражением левой (доминантной) лобной доли головного мозга // Вопр. психологии. 1973. № 4.-С. 53−58.
  178. Е.Б., Шрамм В. А., Харитонов Е. В. О половых различиях переработки информации у младших школьников с различным латеральным профилем // Ж. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. № 5. С. 10 361 038.
  179. Фрейд 3. Забывание иностранных слов // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 104−119.
  180. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Изд-во «Просвещение», 1989. -448 с.
  181. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Изд-во «Прогресс», 1973. Вып. 4.
  182. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: НИИ физкультуры, 1976.-21 с.
  183. .Г. Клиническое значение «пустой символики» в «пиктограмме» // Журн. невр. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1979. № 12. С. 1743−1747.
  184. .Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев: Изд-во «Здоровья», 1988. — 104 с.
  185. .Г. «Пиктограмма» как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно психических заболеваниях (методические рекомендации). — Л.: НИИПИ им. В. М. Бехтерева, 1984. — 28 с.
  186. .Г. Пиктограмма. Проблема личностного подхода к интеграции данных исследования // Журн. невр. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. № 12. С. 1832−1838.
  187. .Г., Гильяшева И. Н. Нестандартизованные методики исследования мышления в психиатрической клинике (обеспечение со-поставляемости и надежности данных) // Психологическая диагностика. Л.: Изд-во «Медицина», 1985. — С. 37.
  188. Е.Д. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси: Мецниере-ба, 1986. -С. 376−378.
  189. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.
  190. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 24−32.
  191. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во РПА, 1998. -268 с.
  192. Е.Д., Гасимов Ф. М. Вербальные функции у лиц с различным профилем межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 1.- С. 36−42.
  193. Е.Д., Гасимов Ф. М. Пространственные функции у лиц с разным профилем межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 47−52.
  194. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 282 с.
  195. Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Е. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной активности (к проблеме психодиагностики) // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 147−152.
  196. Е.Д., Ефимова И. В., Холст П. Я. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным двигательным режимом // Вопр. психологии, 1986. № 5.
  197. И. Активная память. М.: Прогресс, 1986. -310 с.
  198. JI.C. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. -М.: Изд-во МГУ, 1985.- 327 с.
  199. Т.К., Блинов Б. В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий // Психол. журнал. 1988. Т.9. № 4. С. 76−82.
  200. А.П. Антропоизомерия и охрана здоровья леворуких // Леворукость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — С. 7−13.
  201. А.П. Клинические особенности течения, асимметрия головного мозга и иммунобиологическая реактивность при эпилепсии. Авто-реф. докт. дис. М.: НИИП МЗ РСФСР, 1975. -32 с.
  202. А.П., Гурова Е. В., Власова Н. Ю., Ермакова И. Н. Распределение рукости и некоторых антропофизиологических признаков среди практически здорового населения Москвы. Рук. деп. во ВНИИМИ МЗ СССР. № 2766−79. Деп.-М., 1979. -41 с.
  203. А.П., Казакова С. Е. Частота и клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков. М.: Изд. ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. -С. 90−100.
  204. А.П., Казакова С. Е., Айрапетянц В. А., Гиноян A.M. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. (Методические рекомендации). М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1985. — 1 I.e.
  205. А.П., Линев А. Н., Марценковский И. А. Латеральная терапия. Киев: Здоровье, 1994. — 176 с.
  206. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  207. В.М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании //Дефектология. 1976. № 1. -С.20−31.
  208. Л.А., Волошенко С. Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование // Проблемы нейроки-бернетики. Ростов-н /Д: Изд-во РГУ, 1983. — С.256.
  209. Шохор-Троцкая М. К. Афазия у левшей // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т.В. Аху-тиной.
  210. Г. Г., Королева И. В., Кузьмин Ю. И., Сахновская О. М. Межпо-лушарная асимметрия при восприятии речевых сигналов у заикающихся // Психол. журнал. 1987. Т.8. № 4. С.80−91.
  211. Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de l’enfant. Paris. 1970.
  212. Andrew J.M. Are left-handers less violent?//Journal of youth and adolescence. 1980. Vol. 9. P. 1−9.
  213. Annett M. Hand preference and skill an 115 children of two left-handed parents//Britishjournal of psychology. 1983. Vol.74. № 1.- P. 17−32.
  214. Arndt S., Berger D.E. Cognitive mode and asymmetry in cerebral functioning//Cortex. 1978. Vol.14. P. 78−86.
  215. Bacan P. The eyes have it//Psychology today. 1971. Vol.4. P. 6469.
  216. Bacan P., Dibb G., Reed P. Handedness and birth stress // Neuropsychologic 1973. Vol.11. -P. 363−367.
  217. Badian N.A. Birth order, maternal age, season of birth, and handedness//Cortex, № 4. 1983. P. 451−463.
  218. Beaten A. A., Moseley L.G. Anxiety and the measurement of handedness // British journal of psychology. 1984. Vol.75. № 2. P. 275−278.
  219. Berman A. Reliability of perceptual-motor laterality tasks // Perceptual and motor skills. 1973. Vol.36. P.599−605.
  220. Bishop D.V.M. Handedness and developmental disorders. L.: Mac Keith Press, 1990.
  221. Bogen J.E. The other side of the brain: 11. An oppositional mind // Bull of the Los Angeles neurological society. 1969. Vol.34. P.135−162.
  222. Bogen J.E., Dezure R., Ten Houten W.D., Marsh J.F. The other side of the brain: VI. The A/P ratio // Bull of the Los Angeles neurological society. 1972. Vol.37. P. 49−61.
  223. Brumback R.A., Staton R.D. A hypothesis regarding the commonality. of righthemisphere involvement in learning disability, attentional disorder, and childhood major depressive disorder // Perceptual and Motor Skills. 1982. Vol.55. № 3.- P. 1091−1097.
  224. Burt C. The backward child. London: University of London Press. 1937.
  225. Charman D.K. Do different personalities have different hemispheric asymmetries? A brief communique of an initual experiment // Cortex. 1979. Vol.15. № 4. P. 655−657.
  226. Doll E.A. Psychological significance of cerebral birth lesions // American journal of psychology. 1933. Vol.45. P. 444−452.
  227. Ebbinghaus H. Uber das. gedachtnis: Untersuchungen zur experimentallen Psychology. Leipzig: Dunker and Humblot, 1885.
  228. Edwards J. Can theory catch up with the data? // Bull. Brit. Psychol. Soc. 1981. Vol.34. P. 470.
  229. Etaugh C., Fredman M. Salience of handedness in the spontaneous // Perceptual and Motor Skills. № 1. 1980. P. 273−274.
  230. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield-Illinois: Thomas, 1967.
  231. Fitzhugh K.B. Some neuropsychological features of delinquent subjects // Perceptual and Motor Skills. 1973. Vol.36. P. 494.
  232. Flor-Henry P. Gender, hemispheric specialization and psychopathology // Social science and medicine. 1987. Vol.12. P.155−162.
  233. Frith C. Images of memory//MRC News. 1994. № 63. P. 28−31.
  234. Gabrielli W.P., Mednick S.A. Sinistrality and delinquency // Journal of abnormal psychology. 1980. Vol.89. P. 654−661.
  235. Galin D., Ornstein R. Individual" differences in cognitive style: I. Reflective eye movements// Neuropsychology. 1974. Vol.12. P. 367−376.
  236. Gazzaniga M.S. The bisected brain. N.-Y. 1970. 172 p.
  237. GeschwindN. Autoimmunity in left-handers// Science. 1982. Vol.217. -P. 141−144.
  238. Gordon H. Left handedness and mirror writing, especially among defective children//Brain. 1921. Vol.43.- P. 313−368.
  239. Hall J.A.Y., Kimura D. Dermatoglyphic asymmetry and sexual orientation in man // Behav. Neurosci. 1994. Vol.108. № 6. P. 1203−1206.
  240. Harburg E., Roeper P., Ozgoren F., Fildstain A. Handedness and temperament // Perceptual and Motor Skills. 1981. Vol.52. P. 283−290.
  241. Hare R.D. Psychopathy and laterality of cerebral functions // Journal of abnormal psychology. 1979. Vol.88. P. 605−610.
  242. Hicks R.E., Barton K. A note on left-handedness and severity of mental retardation: replications and refinement // Journal of genetic psychology. 1975. Vol. 127. P. 323−324.
  243. Hicks R.A., Pellegrini R.J. Handedness and anxiety// Cortex. 1978a. Vol 14. P 119−121.
  244. Hicks R.A., Pellegrini R.J. Handedness and locus of control //Perceptual and Motor Skills. 1978b. Vol. 46. P. 369−370.
  245. Holland J. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
  246. Kimura D. Cerebral dominance and perception of verbal stimuli // Can. J. Psychology. 1961. № 15.
  247. Krynicki V.E. Cerebral disfunction in repetitively assaultive adolescents // Journal of nervous and mental disease. 1978. Vol.166. P. 59−67.
  248. Leiber L., Axelrod S. Not all sinistrality is pathological // Cortex. 1981. Vol.17. № 2.-P. 259−271. '
  249. Mascie-Taylor C.G. Hand preference and personality traits // Cortex. 1981. Vol. l7.№ 2.-P. 319−322.
  250. Mc Laughlin J.P., Dean P., Stanley P. Aesthetic preference in dextrals and sinistrals //Neuropsychologia. 1983. Vol.21. № 2. -P. 147−153.
  251. Mintz A. Lateral preferences of a group of mentally subnormal boys //Journal of genetic psychology. 1947. Vol. 71. p. 75−84.
  252. Monroe R.E. Episodic Behavioral Disorders: A Psychodinamic and Neu-ropsysiologic Analysis. Cambrige: Harvard University Press, 1970.
  253. Montgomery W.A., Janes G.E. Laterality, emotionality and heartbeat perception // Psychophysiology. 1984. Vol. 21. P. 459−465.
  254. Newland G.A. Left-handedness and field-independence // Neuropsychologia. 1984. Vol.22. № 5.-P. 617−619.
  255. Orme J.E. Left-handedness, ability and emotional instability//British J. of Soc. and Clin. Psychology. 1970. Vol. 9. P. 87−88.
  256. Peterson L.R., Peterson M.J. Shot-term retention of individual verbal items// J. of Experimental Psychology. 1959. Vol.58. P. 193−198.
  257. Porac C., Coren S. Lateral preferences and human behavior. New York-Heidelberg-Berlin: Springer-Verlag, 1981. — 283 p.
  258. Porac C., Coren S., Duncan P. Lateral preference in retardates: relationships between hand, eye, foot and ear preference // Journal of clinical neuropsychology. 1980. Vol.2. P.173−187.
  259. Robinson D.L. The Wechsler Adult Intelligence Scale and personality assessment: Towards a biologically based theory of intelligence and cognition // Personality and Individual Differences. 1986. № 7.- P. 153−159.
  260. Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions. Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982. 122 p.
  261. Sandel A. Alcorn J. Individual hemisphericity and maladaptive behaviors // Journal of abnormal psychology. 1980. Vol.89. № 3. P.514−517.
  262. Sats P. Left-handedness and early brain insult: an explanation //Neuropsy-chologia. 1973. Vol.11. P. 115−117.
  263. Sats P. Pathological left-handedness: an explanatory model // Cortex. 1972. Vol.8. -P.121−135.
  264. Sats P., Orsini D.L., Saslow E., Henry R. The pathological left-handedness syndrome // Brain and cognition. 1985. Vol.4. № 1. P. 27−46.
  265. Shattel-Nauber J., O’Reilly J. Handedness and career choice: another look at supposed left / right differences // Perceptual and Motor Skills. 1983.Vol. 57.
  266. Silverman A., Adevai G., MC Gough W. Some relationships between handedness and perception//J. psychosom. Res. 1966. Vol. 10.-P. 151−158.
  267. Smith L.Q. A brief survey of right and left-handedness // Pedagogical seminary. 1917. Vol.24. P. 19−35.
  268. Smokier L.A., Shervin J. Cerebral lateralization and personality style // Archives of general psychiatry. 1979. Vol.36. P. 949−954.
  269. Spellacy F. Neuropsychological differences between violent and nonviolent adolescents // Journal of clinical psychology. 1977. Vol.33. P. 966 969.
  270. Stein M. Personality correlates of left-handedness. Unpublished doctoral dissertation. University microfilms International, Ann Arbor. Michigan, 1973.
  271. Sunseri A.B. Intellectual deficiencies in left-handers: a review of the research // Perceptual and Motor Skills. 1982. Vol.55. № 1. -P. 235−238.
  272. Surwillo W.W. Ear asymmetry in telephone-listening behaviors // Cortex. 1981. Vol.17. № 4. P.625−632.
  273. Tinkcom M., ObrzutJ.E., PostonC. S.L. Spatial lateralization: the relationship among sex, handedness and familial sinistrality // Neuropsychologic 1983. № 6.-P. 683−686.
  274. Turkheimer E., Wilkniss S., Yeo R.A. Extreme handedness developmental instability, and the heritability of behavior I I Amer. J. Med. Genet. 1997. Vol.74. № 6. -P. 572.
  275. Watson C.G., Vassar P. The MMPI’s of left- and right-banded subjects // Perceptual and Motor Skills. 1983. Vol.57. P. 487−490.
  276. Wienrich A.M., Wells P.A. Mac Manus C. Handedness, anxiety and sex differences//British journal of psychology. 1982. Vol.73. P. 69−72.
  277. Wilson M.O., Dolan J.B. Handedness and ability // American journal of psychology. 1931. Vol. 43. P. 261−266.
  278. Witkin H., Oltman P.K., Raskin E., Karp S.A. Psychological Differentiations. Wiley, New York. 1962.
  279. Zangwill O.L. Cerebral dominance and its relation to psychological function. London: Oliver and Boyd, 1960. — 31 p.
Заполнить форму текущей работой